Для юристов одним из главных профессиональных

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА (стр. 1 из 2)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

«ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА»

студент 1 курса

1. Профессионально значимые качества личности юриста………..4

1.1. Основные факторы профессиональной пригодности юриста. 5

1.2. Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности………………………………………………………….8

1.3. Критерии профессиональной пригодности к профессии юриста………………………………………………………………………. 10

1.4. Психодиагностика кандидатов, отбираемых в правоохранительные органы…………………………………………………………………………12

Юрист в переводе с латинского – «искусный», или компетентный в праве.

Юрист — это человек с юридическим образованием, лицо которое обладает юридическими знаниями, знанием законодательства, умением и навыками, применения их в практике. Он почти всегда имеет дело с людьми, с их поведением, с различными социальными явлениями, обстоятельствами, которое он оценивает, руководствуясь законом, нормами права. Работа юриста всегда связана с реальными фактами.

Юриспруденция — это юридическая наука правоведения. Она является общественной теоретико-мировоззренческой наукой. Она призвана раскрывать основные закономерности развития государства и права.

В современных условиях объективно повышается роль нравственного фактора в деятельности правоохранительных органов и требования к профессиональной и нравственной подготовке юристов.

Поэтому в современной высшей школе проблема совершенствования процесса поэтапного формирования профессиональных качеств будущего юриста занимает особое место.

Профессионально значимые качества юриста — это отдельные динамические черты личности, определенные психические и психомоторные свойства, физические качества, соответствующие требованиям профессии к человеку и способствующие успешному овладению этой профессией.

Цель работы: выявить совокупность профессионально — важных личностных качеств будущего юриста.

1. Профессионально значимые качества личности юриста

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой деятельности, лежат в основе активизации человеческого фактора. Кадровое обеспечение правовой реформы предполагает создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы.

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы, относящиеся к исследованию личности юриста, создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности. О том, что это необходимо сделать, показал анализ деятельности прокурорско-следственных работников, тот очевидный факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие индивидуально-психологических весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состоянию психического перенапряжения, и, как следствие этого, возникновению различных психосоматических расстройств и заболеваний. В итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры, либо вообще меняет профиль работы.

1.1 . Основные факторы профессиональной пригодности юриста

Проведенный профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорских работников позволит сформулировать 5 основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.

Первый фактор — высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. Этот фактор связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов. К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести:

· высокий уровень правосознания;

· честность, гражданское мужество, совестливость;

· принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушителями правопорядка;

· обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Второй фактор — нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Этот фактор предполагает:

· устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях;

· развитые адаптивные свойства нервной системы, сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов, позволяющие на должностном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

Третий фактор — высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста. Этот фактор обусловлен следующими качествами личности:

· развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;

· гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное;

· активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкости памяти, продуктивного мышления, внимания);

· развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.

Четвертый фактор — коммуникативная компетентность юриста. Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:

· способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ним доверительные, в необходимых пределах отношения;

· проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

· доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

· свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

· умение в конфликтных ситуациях проводить, адекватную ситуации, стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

· способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

Пятый фактор — организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных людей, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юрист должен иметь следующие качества:

· активность, инициативность, находчивость, смелость,

· решительность, настойчивость, целеустремленность,

· умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений, самостоятельность,

· чувство ответственности за свои действия и поступки,

· организованность, собранность, аккуратность в работе.

Также важную роль в организаторских способностях играют следующие свойства:

· высокая мотивация достижения успеха.

1.2. Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности

В психологии под способностями понимаются относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности. Развернутое понятие способностей содержится в трудах психологи Б.М. Теплова, который выделил три главных признака способностей. «Во-первых, — указывал он, — под способностями разумеются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем занятиям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека». Например, психические процессы (память, мышление, восприятие и т.д.) проявляются у людей по-разному, видоизменяясь, приобретая наиболее выраженные индивидуальные свойства. Причем, эти индивидуальные различия психических процессов нередко становятся настолько яркими, облегчающими ту или иную деятельность, что они как бы предрасполагают субъекта заниматься определенной конкретной деятельностью, становясь способностями индивида, значительно облегчающими его труд и помогающими ему добиваться высоких профессиональных результатов. Здесь можно говорить о способностях человека логически мыслить (познавательные, мыслительные способности), запоминать большое количество информации (мнемические способности), тонко чувствовать и различать малейшие оттенки каких-либо раздражителей (сенсорные способности).

§ 4. Задачи курса педагогики для юристов

Основной задачей педагогической науки является изучение педагогической действительности с целью накопления и систематизации научных знаний для понимания, объяснения и прогнозирования процессов обучения, воспитания, образования и развития человеческой личности. Познавая закономерности этих процессов, педагогика указывает практике наиболее рациональные пути и средства педагогического воздействия на личность, разрабатывает эффективные образовательные технологии и методики.

Другая задача педагогов-ученых заключается в исследовании и обосновании образовательных ценностей и норм, на основании которых должны определяться цели и содержание педагогической деятельности. Во все времена педагоги стремились помочь людям становиться лучше, развивать и реализовывать присущие им способности с наибольшей пользой для себя и для общества. С этих позиций педагогические знания необходимы и юристам, профессиональная деятельность которых постоянно предполагает взаимодействие с другими людьми. Но для того, чтобы помогать улучшаться другим, юрист сам должен быть об-

разованным специалистом. Главной целью высшего юридического образования сегодня является содействие становлению демократической творческой конкурентоспособной личности специалиста, умеющего самостоятельно ставить и решать профессиональные проблемы в так называемом обществе риска.

Как показывает историческая практика, профессиональное сознание большинства юристов в силу их социального положения отличается консервативным, нередко даже реакционным характером. Согласно результатам большого социологического исследования профессионального сознания юристов, проведенного в нашей стране в середине 80-х гг. XX в., такое профессионально значимое качество, как демократичность оказалось на последнем (21-ом) месте в перечне необходимых юристу качеств. Только в конце этого списка можно отыскать и такие профессионально важные для творческой личности юриста качества, как самокритичность, самостоятельность, настойчивость и активность. Зато дисциплинированность — неотъемлемое качество при штамповке «людей-винтиков» для государственной машины — занимает достаточно высокое (6-е) место 3 .

Прежде всего это относится к основным правам и свободам человека, таким, как уважение достоинства человека, неприкосновенность жизни, запрет личной зависимости, рабства и пыток, защита от произвольного лишения свободы, запрет дискриминации по расовым, национальным, религиозным и другим мотивам, равноправие граждан, право на труд и свободный выбор профессии, свобода совести, информации, передвижения, избирательное право. И в качестве первостепенной задачи профессиональной деятельности юристов необходимо рассматривать обеспечение прав человека в своей стране и во всем мире в том виде, в каком они изложены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и в других соответствующих юридических документах.

Педагогика высшей школы позволяет научно обосновать требования к современному учебному процессу, выявить его закономерности, перевести преподавание с уровня информирования на уровень управления профессиональным развитием будущих специалистов, способствовать обоснованному выбору преподавателем адекватных методов и средств обучения с учетом специфики высшего юридического образования. Сегодня преподавательская деятельность вчерашних выпускников юридического вуза чаще всего складывается на основе интуитивно-эмпирических решений или в ходе освоения и копирования приемов более опытных коллег. Так постепенно трудным путем проб и ошибок приобретается педагогический опыт.

Курс педагогики высшей школы дает возможность преподавателю понять основные теоретико-педагогические проблемы, овладеть понятийным аппаратом педагогики, ориентироваться в педагогических технологиях, основных составляющих педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, контроль и т. п.). Предмет педагогики высшей юридической шко-

лы — это изучение сущности и закономерностей процесса высшего юридического образования и развития личности будущего юриста в условиях вуза.

Среди других задач педагогики для юристов выделим следующие:

исследование и развитие ключевых компетенций, которые являются основными структурными элементами личности следователя, судьи, прокурора, адвоката, юрисконсульта и представителей других юридических специальностей, т. е. формирование профессиональной компетентности;

Профессиональная компетентность — это интегративное качество личности специалиста, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в его готовности и способности к успешной профессиональной деятельности с учетом ее социальной значимости. Содержание и структура профессиональной компетентности во многом определяется спецификой и структурой профессиональной деятельности. Так, говоря о компетентном юристе, мы предполагаем, что это сведущий в области юриспруденции специалист, имеющий право на основе своих специальных знаний, умений, навыков, обязанностей и полномочий осуществлять юридическую деятельность, решать подведомственные вопросы.

Реализация компетентностного подхода в контексте модернизации юридического образования позволяет раскрыть желае-

мый результат образования через совокупность различного вида компетенций, обеспечивающих необходимый уровень профессионализма личности и деятельности выпускника юридического вуза. Компетенции — это обобщенные способы действий, обусловливающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. К числу основных компетенций, образующих профессиональную компетентность юриста, относят профессионально-предметные знания, умения, навыки, способности, понимание, ответственность, человеколюбие, справедливость. С психологической точки зрения содержание профессиональной компетентности составляют следующие компоненты:

гностический (когнитивный), отражающий наличие необходимого объема профессиональных знаний;

регулятивный, включающий в себя проектировочные и конструктивные умения, позволяющие прогнозировать и принимать эффективные решения;

4) коммуникативный, обеспечивающий успешность межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности и общении.

Ключевые компетенции — это компетенции широкого спектра использования, обеспечивающие продуктивность различных видов деятельности и универсальность специалиста. Специалист проявляет свои компетенции только в деятельности, в конкретной ситуации. Важным компонентом компетенции является опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения профессиональных задач.

Создавая компетентностную модель юриста на основе анализа профессиограмм различных юридических специальностей и требований госстандарта, следует редуцировать ее, заранее снизив требования, связанные с опытом профессиональной деятельности, который в ходе обучения в юридическом вузе студент в должном объеме приобрести не может. Вместе с тем целесообразно всемерно расширять в образовательном процессе все виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной: учебно-производственные практики, учебно-исследовательскую работу студентов, деловые, ролевые игры, инсценировки судебных заседаний, любые виды творческой профессионально ориентированной самостоятельной работы

студентов. С целью развития ключевых компетенций и профессионально важных качеств личности современного юриста преподавателям было бы логично сместить акцент со знаниецентрического подхода к обучению (традиционных лекций и семинаров) на интерактивный личностно-деятельностный подход, который предполагает тренинги личностно-профессионального роста и разнообразные активные методы обучения.

Особую роль играет коммуникативная компетенция юристов, поскольку в современном обществе востребована высокая речевая культура, к чему явно недостаточно готовят российские вузы. Как одна из главных ключевых компетенций, она характерна для профессий «повышенной речевой ответственности», где слово является профессиональным инструментом, от владения которым зависит успех профессиональной деятельности юриста, преподавателя, врача, экономиста и др. Профессиональная компетентность юристов обязательно связана с коммуникативной компетентностью, которая включает в себя знания о языковых средствах и ситуациях общения, владение комплексом речетворческих умений, позволяющих юристу добиться результативности в общении и взаимодействии, правильно строить и понимать различные тексты, адекватно использовать языковые и речевые средства применительно к конкретным условиям и задачам общения. Под коммуникативной компетентностью понимается совокупность знаний в области коммуникативных дисциплин (педагогика, психология, конфликтология, логика, этика, русский и иностранные языки, риторика, культура речи и др.); коммуникативные и организаторские способности; ассертивность; эмпатия; самоконтроль; культура вербального и невербального взаимодействия.

Студенты и выпускники юридических вузов в основной массе недостаточно владеют основами профессионального общения. Привыкнув в повседневном общении говорить как придется, юрист может повторять привычные ошибки и в сфере профессиональной коммуникации. Неряшливость речи, недостаточный уровень владения специальным языком права — это следствие низкого уровня профессионального мышления и речевой культуры студентов. Курс «Русский язык и культура речи» наряду с преподаванием других коммуникативных дисциплин в определенной степени способствует развитию коммуникативной компетенции юриста. Но в целом этот курс не решает проблему обучения общению, поскольку сложные и профес-

сионально востребованные жанры, такие, как деловая беседа, переговоры, презентации, дискуссии, судебные прения, допрос, нуждаются в специально организованном обучении не только в плане овладения речевым мастерством, но и в плане осуществления средствами общения эффективного взаимодействия с другими людьми.

Все люди имеют врожденные задатки и способности, которые могут либо развиваться и совершенствоваться в процессе социализации личности, либо исчезать, если в силу разных причин оказались невостребованными. Анализ педагогической практики свидетельствует, что наибольшие усилия родители и педагоги затрачивают не на грамотное развитие положительных качеств личности, а на искоренение негативных. Причем искоренение поверхностное, насильственное, а потому неэффективное. Об этом же говорит А. И. Солженицын, утверждая, что помочь молодому человеку в современных условиях могут родители своей нравственной силой, а не запретами и угрозами.

Писатели-фантасты братья Стругацкие высказали в романе «Отягощенные злом» некоторые суждения об этой ситуации. Они назвали три причины, по которым человек становится преступником: 1) система образования не сумела выявить у ребенка никаких способностей и талантов; 2) генетическая предрасположенность к авантюризму, когда чувство риска порождает положительные эмоции; 3) полная бездуховность, когда притязания на материальное благополучие подавляют все другие устремления. Из этого следует, что человек не обречен быть преступником или, наоборот, гением — в нем многое можно изменить в лучшую или худшую стороны. И здесь большую положительную роль играет педагогическая, развивающая деятельность, которая побуждает человека к самовоспитанию, самообразованию, самоактуализации.

Сегодня требуется не только и не столько организационно-методическая перестройка, сколько подготовка и повышение квалификации педагогов, владеющих культурно-образовательным мышлением. Современная гуманистическая педагогика определяет главную цель образования как укоренение личности

в культуре, в которой главное — не предметы и знания о них, а гуманистические ценности и социальные нормы, способы мышления и творческой деятельности.

Нормативная функция педагога заключается в отборе, представлении и интерпретации культурных феноменов (элементов объективизированного социального опыта человечества) как в своей профессионально-предметной области, так и в сфере общей культуры. Отмечаемое в последние годы снижение культурного уровня обучающихся должно сопровождаться усилением профессионально-личностного потенциала преподавателей, поскольку именно образование может и должно стать мощным фактором развития личности, конкурирующим с засильем бездуховного прагматизма и легковесной поп-культуры.

Для понимания педагогической деятельности важно выделить ту функциональную единицу, которая содержит в себе ее основные специфические свойства. Такой единицей является педагогическое действие как единство цели и содержания. Доведение действия до умения достаточно высокого уровня обобщенности позволяет переносить его на решение широкого класса конкретных педагогических задач.

В современных противоречивых и изменчивых социально-педагогических условиях умение выстраивать праксеологические программы преобразования профессионального поведения, профессиональной позиции, совместной деятельности повышает качество и эффективность образовательной деятельности педагога, его профессиональную квалификацию. Профессионально-педагогическая деятельность утрачивает в этом

случае черты спонтанного или ритуального поведения и становится все более концептуальной, творческой. Овладевая научными основами профессионально-педагогической деятельности, преподаватель делает свой труд более осмысленным и эффективным.

В силу вероятностного характера профессионально-педагогической деятельности и вариативности действий педагога невозможно раз и навсегда дать универсальный рецепт, указывающий, что именно в каждом конкретном случае следует сделать, чтобы получить оптимальный результат. Мы видим главную цель настоящей работы в содействии профессиональному становлению личности преподавателя как субъекта и творца собственной профессиональной деятельности, успешно преодолевающего при необходимости рецептурный (репродуктивный) тип профессионального поведения.

Для юристов одним из главных профессиональных

Задачи курса педагогики для юристов

Другая задача педагогов-ученых заключается в исследовании и обосновании образовательных ценностей и норм, на основании которых должны определяться цели и содержание педагогической деятельности. Во все времена педагоги стремились помочь людям становиться лучше, развивать и реализовывать присущие им способности с наибольшей пользой для себя и для общества. С этих позиций педагогические знания необходимы и юристам, профессиональная деятельность которых постоянно предполагает взаимодействие с другими людьми. Но для того, чтобы помогать улучшаться другим, юрист сам должен быть образованным специалистом. Главной целью высшего юридического образования сегодня является содействие становлению демократической творческой конкурентоспособной личности специалиста, умеющего самостоятельно ставить и решать профессиональные проблемы в так называемом обществе риска.

В современной России именно от профессиональных юристов зависит максимально эффективное правовое регулирование общественных отношений, развитие демократии, укрепление законности и правопорядка. Поэтому в качестве непреходящей задачи педагогики для юристов следует назвать разработку и совершенствование научных основ высшего юридического образования, формирование ценностных ориентации и других профессионально значимых качеств.

Ценностные ориентации профессиональных юристов, для которых характерно, прежде всего, участие в государственном управлении, обусловливают степень индивидуального усвоения принципов и требований действующего права, меру убежденности в их необходимости и справедливости, готовность последовательно воплощать их в жизнь в процессе повседневной юридической деятельности. Индивидуализированная система ценностей юристов во многом определяет правовое развитие общества через создание новых и толкование устоявшихся юридических понятий, а также оценку тех или иных фактов социальной жизни и поведения людей.

Как показывает историческая практика, профессиональное сознание большинства юристов в силу их социального положения отличается консервативным, нередко даже реакционным характером. Согласно результатам большого социологического исследования профессионального сознания юристов, проведенного в нашей стране в середине 80-х гг. XX в., такое профессионально значимое качество, как демократичность оказалось на последнем (21-ом) месте в перечне необходимых юристу качеств. Только в конце этого списка можно отыскать и такие профессионально важные для творческой личности юриста качества, как самокритичность, самостоятельность, настойчивость и активность. Зато дисциплинированность — неотъемлемое качество при штамповке «людей-винтиков» для государственной машины — занимает достаточно высокое (6-е) место См.: Соколов Н. Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988. С. 202..

Естественно, наше сознание и поведение во многом определяются господствующими в данном обществе в данное время социально-экономическими отношениями. Однако всем нам, в первую очередь преподавателям и юристам, необходимо постоянно помнить об универсальном характере демократических ценностей, завоеванных с большим трудом и немалой кровью в течение веков европейскими народами. И, разумеется, в силу своих возможностей нужно стремиться к воплощению этих ценностей в жизнь.

Курс педагогики высшей школы дает возможность преподавателю понять основные теоретико-педагогические проблемы, овладеть понятийным аппаратом педагогики, ориентироваться в педагогических технологиях, основных составляющих педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, контроль и т. п.). Предмет педагогики высшей юридической школы — это изучение сущности и закономерностей процесса высшего юридического образования и развития личности будущего юриста в условиях вуза.

Среди других задач педагогики для юристов выделим следующие:

обучение педагогическим знаниям и умениям, которые позволят юристу путем необходимых воспитательных воздействий добиться усвоения человеком общественных норм и побудить его к правопослушному поведению;

формирование у юристов установки на самообразование и самовоспитание, а также соответствующей системы знаний, умений и навыков;

подготовка к адекватному исполнению социальных ролей гражданина и семьянина на основе начального педагогического образования.

Профессиональная компетентность — это интегративное качество личности специалиста, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в его готовности и способности к успешной профессиональной деятельности с учетом ее социальной значимости. Содержание и структура профессиональной компетентности во многом определяется спецификой и структурой профессиональной деятельности. Так, говоря о компетентном юристе, мы предполагаем, что это сведущий в области юриспруденции специалист, имеющий право на основе своих специальных знаний, умений, навыков, обязанностей и полномочий осуществлять юридическую деятельность, решать подведомственные вопросы.

Исследователи профессиональной юридической деятельности отмечают, что она отличается высокой интеллектуальностью, нравственностью, психологической насыщенностью, и обычно выделяют в ней следующие аспекты: поисковый, коммуникативный, удостоверительный, организационный, конструктивный (реконструктивный), социальный (В. Л. Васильев, М. И. Еникеев, А. М. Столяренко, Ю. Ф. Чуфаровский и др.).

Реализация компетентностного подхода в контексте модернизации юридического образования позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность различного вида компетенций, обеспечивающих необходимый уровень профессионализма личности и деятельности выпускника юридического вуза. Компетенции — это обобщенные способы действий, обусловливающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. К числу основных компетенций, образующих профессиональную компетентность юриста, относят профессионально-предметные знания, умения, навыки, способности, понимание, ответственность, человеколюбие, справедливость. С психологической точки зрения содержание профессиональной компетентности составляют следующие компоненты:

рефлексивно-статусный, дающий право действовать определенным образом в сфере своих полномочий;

Ключевые компетенции — это компетенции широкого спектра использования, обеспечивающие продуктивность различных видов деятельности и универсальность специалиста. Специалист проявляет свои компетенции только в деятельности, в конкретной ситуации. Важным компонентом компетенции является опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения профессиональных задач.

Создавая компетентностную модель юриста на основе анализа профессиограмм различных юридических специальностей и требований госстандарта, следует редуцировать ее, заранее снизив требования, связанные с опытом профессиональной деятельности, который в ходе обучения в юридическом вузе студент в должном объеме приобрести не может. Вместе с тем целесообразно всемерно расширять в образовательном процессе все виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной: учебно-производственные практики, учебно-исследовательскую работу студентов, деловые, ролевые игры, инсценировки судебных заседаний, любые виды творческой профессионально ориентированной самостоятельной работ студентов. С целью развития ключевых компетенций и профессионально важных качеств личности современного юриста преподавателям было бы логично сместить акцент со знаниецентрического подхода к обучению (традиционных лекций и семинаров) на интерактивный личностно-деятельностный подход, который предполагает тренинги личностно-профессионального роста и разнообразные активные методы обучения.

Студенты и выпускники юридических вузов в основной массе недостаточно владеют основами профессионального общения. Привыкнув в повседневном общении говорить как придется, юрист может повторять привычные ошибки и в сфере профессиональной коммуникации. Неряшливость речи, недостаточный уровень владения специальным языком права — это следствие низкого уровня профессионального мышления и речевой культуры студентов. Курс «Русский язык и культура речи» наряду с преподаванием других коммуникативных дисциплин в определенной степени способствует развитию коммуникативной компетенции юриста. Но в целом этот курс не решает проблему обучения общению, поскольку сложные и профессионально востребованные жанры, такие, как деловая беседа, переговоры, презентации, дискуссии, судебные прения, допрос, нуждаются в специально организованном обучении не только в плане овладения речевым мастерством, но и в плане осуществления средствами общения эффективного взаимодействия с другими людьми.

Одним из важнейших критериев оценки профессиональной компетентности специалистов считается владение понятийным аппаратом, специальной лексикой (терминологией) данной предметной области. Известно, что освоение любой профессиональной деятельности происходит тремя путями: через показывание, через собственную деятельность, через язык. Это соответствует наглядным, практическим и словесным методам обучения. Практический язык юристов не всегда совпадает с языком теории права: в процессе обучения студенты знакомятся в основном с нормативными и общенаучными юридическими терминами, однако на практике они познают отчасти другой профессиональный язык специалистов, включая профессиональный сленг, жаргонизмы.

Усвоение подъязыка юриспруденции, нормативного и ненормативного, обеспечивает «вживание» студента в будущую профессиональную среду. Представляется целесообразным давать студентам на период практики задания по овладению специальной профессиональной лексикой, по сравнительному анализу объема содержания нормативных и общенаучных терминов с тем содержанием, которое вкладывают в эти понятия юристы-практики, по сбору специальных выражений, оборотов речи, профессионализмов, по составлению словарей специальной лексики.

Не менее значимо формирование и развитие на протяжении всего периода обучения в процессе преподавания всех учебных дисциплин аутопсихологической компетенции как условия и основы профессиональной мобильности юристов. Под последней понимается интегративная характеристика личности, которая обладает профессиональным мышлением, сформированным правосознанием, установкой на самообразование, саморазвитие и самоактуализацию, фундаментальными знаниями, а также умениями и навыками, способствующими быстрому, успешному овладению эффективными приемами и методами юридической деятельности, меняющимся законодательством.

Решение названных задач дает возможность направить педагогическую деятельность преподавателя юридического вуза, юриста, родителя на оказание содействия конкретному человеку для установления его оптимального отношения к себе самому, другим людям, окружающему миру и своей профессиональной деятельности. При этом необходимо наиболее полно, своевременно и методически верно помочь другому человеку правильно определить свои способности и вместе с ним наметить пути их развития и совершенствования, чтобы предотвратить, как говорят криминологи, патологические самопроявления личности.

Писатели-фантасты братья Стругацкие высказали в романе «Отягощенные злом» некоторые суждения об этой ситуации. Они назвали три причины, по которым человек становится преступником: 1) система образования не сумела выявить у ребенка никаких способностей и талантов; 2) генетическая предрасположенность к авантюризму, когда чувство риска порождает положительные эмоции; 3) полная бездуховность, когда притязания на материальное благополучие подавляют все другие устремления. Из этого следует, что человек не обречен быть преступником или, наоборот, гением — в нем многое можно изменить в лучшую или худшую стороны. И здесь большую положительную роль играет педагогическая, развивающая деятельность, которая побуждает человека к самовоспитанию, самообразованию, самоактуализации.

Сегодня требуется не только и не столько организационно-методическая перестройка, сколько подготовка и повышение квалификации педагогов, владеющих культурно-образовательным мышлением. Современная гуманистическая педагогика определяет главную цель образования как укоренение личности в культуре, в которой главное — не предметы и знания о них, а гуманистические ценности и социальные нормы, способы мышления и творческой деятельности.

Для понимания педагогической деятельности важно выделить ту функциональную единицу, которая содержит в себе ее основные специфические свойства. Такой единицей является педагогическое действие как единство цели и содержания. Доведение действия до умения достаточно высокого уровня обобщенности позволяет переносить его на решение широкого класса конкретных педагогических задач.

Если преподаватель не может добиться чего-то от студентов, то такую образовательную ситуацию нужно рассматривать как профессионально-педагогическую задачу, в условиях которой всегда заложено некое противоречие, которое необходимо выявить. После этого от преподавателя потребуется нечто найти, доказать, решить, выбрать из предложенных альтернатив. Чем выше уровень профессионально-педагогической компетентности преподавателя, тем адекватнее будет выбор решения, тем эффективнее и правильнее будут его педагогические действия. Рекомендуется следующий алгоритм решения таких задач: анализ задачи в целом и рассмотрение ее условий -» поиск возможных вариантов решения и осознанный выбор одного из них -» последовательное выполнение необходимых педагогических действий -» проверка правильности решения.

В современных противоречивых и изменчивых социально-педагогических условиях умение выстраивать праксеологические программы преобразования профессионального поведения, профессиональной позиции, совместной деятельности повышает качество и эффективность образовательной деятельности педагога, его профессиональную квалификацию. Профессионально-педагогическая деятельность утрачивает в этом случае черты спонтанного или ритуального поведения и становится все более концептуальной, творческой. Овладевая научными основами профессионально-педагогической деятельности, преподаватель делает свой труд более осмысленным и эффективным.

Наша авторская позиция проявляется в отборе и интерпретации философско-педагогических систем, образовательных концепций и технологий, соответствующих современным целям образования, в авторском анализе содержания и методов обучения, воспитания и развития личности, в методических рекомендациях, основанных на достижениях педагогической науки и передовом педагогическом опыте. При этом мы руководствуемся словами Ушинского о том, что передается не сам педагогический опыт, а мысль, выведенная из него. Материалы настоящего учебника могут служить методологическим и методическим ориентиром для преподавателей в их профессиональном становлении.

Адвокат или юрист? Несколько главных отличий

Большинство людей либо вообще не понимают разницы, либо путают адвокатов и юристов, называя одних – другими. Однако такое отождествление является неверным, а часто и вредоносным заблуждением клиента, вредящим в первую очередь ему самому. Специально для prostopravo, адвокат и партнер Юридической фирмы «Москаленко и Партнеры» Анастасия Москаленко объясняет, в чем же разница между юристом и адвокатом.

Всякий адвокат – это, без сомнения, юрист. Однако далеко не каждый юрист – адвокат. Юристами называют себя и выпускники, и даже студенты любого юридического факультета. Юристами называют себя даже те, кто вообще не имеет юридического образования, но жизненный путь связал их работу с практическими аспектами юриспруденции, и они с попеременным успехом «помогают» людям писать какие-то жалобы и представлять интересы в различных органах. Среди юристов много грамотных, профессиональных и добросовестных нотариусов, юрисконсультов предприятий или государственных служащих, а также сотрудников юридических фирм и частных предпринимателей, оказывающих юридические услуги.

Адвокат – это, во-первых, тот юрист, который имеет законченное высшее юридическое образование (то есть специалиста или магистра, но никак не колледжа) и практический опыт работы в сфере права – не менее двух лет до сдачи экзамена. Экзамен состоит из 15-20 устных вопросов по всем отраслям права и нескольких письменных документов, которые кандидат должен подготовить на высшем уровне. Поэтому адвокат, даже со специализацией в нескольких отраслях, имеет представление о всех основных вопросах правоприменения, которого нет у просто юриста, и квалификация адвоката подтверждена прохождением адвокатского экзамена перед другими практикующими адвокатами.

Кроме того, сейчас еще введена обязательная полугодовая стажировка для тех, кто сдал экзамен, у практикующего адвоката, если ранее они не работали помощниками такового. После этого адвокат принимает присягу, получает свидетельство и удостоверение.

Но другие отличия адвоката от юриста являются еще более существенными.

Адвокатская деятельность – это независимая профессиональная деятельность адвоката по предоставлению защиты, представительства и предоставления других видов правовой помощи клиенту.

То есть адвокат предоставляет правовую помощь в интересах клиента, а не в своих собственных. А юридические услуги, как и всякие другие, в первую очередь подразумевают цель – получение максимальной прибыли. Тогда как адвокатская деятельность, несмотря на получение гонорара, является действиями только в интересах клиента, а не в интересах собственной выгоды.

Закон предоставляет адвокату ряд уникальных профессиональных прав и гарантий. Например, адвокатским запросом адвокат может истребовать нужные документы или информацию, удостоверять копии документов по делам, которые ведет адвокат, быть принятым должностными лицами органов и организаций и пр. Одной из важнейших гарантий является адвокатская тайна и полная конфиденциальность, которая запрещает адвокату разглашать какие-либо данные о своих клиентах и их делах, использовать их в личных интересах, а также запрещает другим лицам, в том числе контролирующим и правоохранительным органам, истребовать и использовать такую информацию. Адвокат не может быть допрошен ни полицией, ни судом о предоставленной им правовой помощи, не может быть привлечен к уголовной или иной юридической ответственности за осуществление им профессиональной деятельности.

В отношение адвоката, его офиса или автотранспорта не могут применять обыск или иные оперативные или следственные действия иначе как по решению суда, принятому по ходатайству Генерального прокурора Украины или прокурора областного уровня, например, прокурора города Киева. Тогда как у простого юриста могут изъять любые документы, задержать или допросить его, в том числе и в отношении дел клиента, на общих основаниях.

Именно эти и другие уникальные права и гарантии, которые составляют правовой статус адвоката, а не его «корочка», и есть главное отличие адвоката от юриста.

Одним из главных отличий является также монополия адвокатов на предоставление правовой помощи во всех уголовных делах, а также с 1 января 2017 года – в Верховном Суде Украины и кассационных судах во всех видах дел. С 1 января 2018 года адвокаты получат монополию на представительство в апелляционных, а с 1 января 2019 года – во всех районных судах Украины. Эта монополия адвокатов призвана освободить суды от неквалифицированных, беспочвенных, а иногда и откровенно глупых исков, составляемых некоторыми юристами, или вообще не юристами, главными жертвами которых становятся те, кто обратился к ним за помощью.

Проверить, является ли действительно тот, кто именует себя адвокатом, таковым, очень легко: нужно зайти в реестр адвокатов Национальной ассоциации адвокатов Украины или областной организации, например, Совета адвокатов г. Киева. Где по фамилии, имени, отчеству Вы сразу отыщите результат.

Подводя итог, в случае, если Вам нужна простая юридическая консультация или написание заявления или жалобы, Вам сможет помочь юрист, или Вы можете попробовать сделать это самостоятельно. Но если вопрос сложный, ошибка чревата невозможностью исправления, или «дело пахнет судом», рекомендую Вам обратиться именно к адвокату.

Опубликовано на сайте: 07.02.2017

Автор: Адвокат Москаленко Анастасия Владимировна, партнер Юридической фирмы «Москаленко и Партнеры»

Смотрите так же:

  • Усн это бюджетный налог В бюджеты какого уровня зачисляются денежные средства (налоги), взимаемые в связи с применением УСН и уплатой ЕНВД? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется […]
  • Ставка налога усн в санкт-петербурге 2018 УСН 2018 в СПб: ставки, условия, расчет, изменения УСН 2018 в СПб: вся информация, основная ставка 6% и «доходы минус расходы» по 7%, последние изменения, законодательство, ответственность, отчетность, и все об этой схеме налогообложения для индивидуальных […]
  • Федеральным законом о выборах президента российской федерации Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации 1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного […]
  • Решения арбитражного суда курганской области Решение Арбитражного суда Курганской области по заявлению МУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" Арбитражный суд Курганской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению МУ «Управление дорожного хозяйства и […]
  • Проводки по госпошлине усн Госпошлина: бухгалтерские проводки Актуально на: 27 февраля 2018 г. Государственная пошлина – это сбор, который взимается при обращении в госорганы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам, которые уполномочены законодательством, […]
  • Развод в wot Финансовые махинации — «продажа» золота РУКОВОДСТВО Уважаемые пользователи! В связи с участившимися случаями всевозможных махинаций и мошенничества с продажей/приобретением игрового золота настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с данным […]
  • Опека и попечительство в ссср Статья 145. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей Информация об изменениях: Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ в статью 145 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября […]
  • Правило написания like likes Я Мурад - это мой блог! вспоминаем правило написания большой буквы 3 класс умк 21 век разработку урока « Повторяем фонетику Урок 1 УМК 21 века 3 класс.Задание: запишите любую пару предложений. 2. Выведение правила правописания большой буквы. Учитель читает […]