Две крайности и золотая середина чего должен придерживаться юрист

Тема 2. Требования, предъявляемые к нравственным качествам юриста.

Некоторые считают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них лишь слабые нервы.

Приходят два юриста в ресторан. Садятся за столик, достают из своих портфелей бутерброды и начинают есть. К ним подходит официант и говорит:

— Вы знаете, в нашем ресторане нельзя приносить свои продукты и питаться ими.

Оба юриста молча меняются бутербродами и продолжают есть.

Каковы особенности юридической профессии и какой отпечаток на личность ее представителя они накладывают?

Изучите работу А.Ф. Кони «Нравственные начала в уголовном процессе» и ответьте на следующие вопросы 2 :

В чем, на ваш взгляд, проявляется «истинное и широкое человеколюбие» в судейской практике? В чем смысл выражения А.Ф. Кони, что «суд есть не только судилище, но и школа?» Для кого?

Какова, по мнению А.Ф. Кони, роль личных нравственных качеств и убеждений судьи и юриста в его профессиональной деятельности?

Проанализируйте внешние условия деятельности юриста, формы «давления» на него и ту линию поведения, которую должен, по мнению А.Ф. Кони, избрать юрист в этих условиях. Что Вы можете сказать об обстоятельствах профессиональной деятельности юриста сегодня?

Этические требования к применению и толкованию закона: две крайности и «золотая середина» — чего должен придерживаться юрист?

Кони о «Судейской совести», нравственном долге и справедливости: Всегда ли Вы согласны с его суждениями?

Раскройте суть нравственных требований к поведению судьи в его отношении: а) к подсудимому; б) к потерпевшим; в) к свидетелям.

Какие особенности нравственных требований к обвинению выдвигает А.Ф. Кони? А к защите?

Насколько, по вашему мнению, современной и актуальной является работа А.Ф. Кони сегодня?

Известны различные формы взяточничества. Например, городничий из повести Н.В. Гоголя «Ревизор» брал взятки борзыми щенками.

Какую взятку Вы смогли бы признать нравственно оправданной по каким-либо соображениям (например, в зависимости от размера, формы взятки, либо от того, от кого она получена, для каких целей передана или куда идут вырученные средства и проч.).

Каковы причины взяточничества? Следует ли бороться с этим явлением? Какие, на ваш взгляд, наиболее эффективные меры профилактики коррупции?

Смоленский губернатор однажды пожаловался, что про него распускают лживые слухи, будто он взятки берет. Услыхав это сетование, граф Алексей Григорьевич Орлов посоветовал:

— А ты, брат, поступай как я: про меня в Италии болтали, будто я древние статуи ворую, но, как только я перестал воровать, сразу болтовня прекратилась».

(Н. Эйдельмен Большой Жанно).

Как Вы считаете, всегда ли справедлива применительно ко взятничеству поговорка «нет дыма без огня»? Может ли она оказать влияние на мотивацию поведения взяткополучателя и какое именно?

Почему в нашей стране так часто и открыто говорят о коррупции?

«В русской службе всего страшнее бескорыстные люди», — утверждал А.И. Герцен.

Объясните, что он имел в виду. Справедливо ли это утверждение в наши дни?

«-У Вас есть алиби?

-Есть, — хотите валютой?»

Как Вы считаете, справедливо ли утверждение Ф. Бэкона: «Возможность украсть создает вора» применительно ко взяточничеству?

«На правосудие легче рассчитывать, когда знаешь, с кем нужно рассчитаться.» (Михиал Мамчич).

Кто, по вашему, в большей степени несет моральную ответственность за взяточничество: тот, кто осуществляет посредничество, тот кто предлагает и дает взятку или тот, кто ее берет?

8*** Чем выше обезьяна на дереве, тем лучше видна __________(что?). (Африканская поговорка).

Вставьте пропущенное слово наиболее, на Ваш взгляд, подходящим по смыслу. Объясните сделанный выбор.

Что, в связи со смыслом, заложенным в поговорке, Вы бы посоветовали людям, претендующим на государственные посты?

В Библии есть такие суждения о власти и ее представителях:

«Хочешь править миром, — поклонись сатане».

«Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».

Как Вы их понимаете?

Какой отпечаток властные полномочия накладывают на представителей юридической профессии?

Какие дополнительные требования в связи с этим должны к ним предъявляться?

«Судьи по уголовным и гражданским делам, начальник полиции и многие другие должностные лица, чья обязанность — блюсти установленный порядок, почти всегда видят людей в самом мрачном свете. Они полагают, что изучили общество, хотя знают только его подонков. Но разве можно судить о городе по сточным канавам, о доме — по нужнику?» (Н. Шамфор).

Как вы считаете, в чем причина формирования искаженного мировоззрения у указанных лиц? Как это явление называется?

Проведите нравственный самоанализ, для чего:

Обозначьте 7 качеств (как добродетели, так и пороки), наиболее ярко Вас характеризующих с нравственной стороны.

Попросите кого-либо из хорошо знающих Вас людей и тех, кто с Вами знаком «шапочно» также дать Вам нравственную характеристику, выделив 7 доминирующих нравственных качеств.

Сопоставьте полученные характеристики. Согласны ли Вы с полученной оценкой? Установите совпадения и различия. Подумайте, чем могло быть обусловлены последние.

Дайте себе еще раз общую нравственную оценку. Изменилась ил она? Видите ли Вы направления для нравственного самоусовершенствования?

Как Вы считаете, есть ли из Ваших нравственных качеств такие, которые напрямую обусловлены темпераментом?

Если Вы сомневаетесь, к какому типу темперамента принадлежите, то можете диагностировать его по тесту, приведенному в Приложении 1.5.

Как вы считаете, вырожденны ли такие качества, как агрессивность, нерешительность, обидчивость, либо они приобретаются под влиянием обстоятельств?

О каком соотношении социального и биологического в формировании нравственных качеств личности, на Ваш взгляд, можно говорить?

Проведите мини-самоанализ своих нравственных качеств, ответив на вопросы предложенных тестов. (Тесты представлены в Приложении 1.5. ).

Проанализируйте полученные при выполнении предыдущего задания результаты тестирования с точки зрения того, как могут повлиять выявленные Вами личностные особенности на эффективность Вашей профессиональной деятельности?

Определите и сформулируйте собственные заповеди (некий стандарт профессионального поведения), как личные приоритетные ценности в выбранном направлении профессиональной деятельности, определите их иерархию.

Блог №1 о том, Как соблазнить девушку?

Твоя идеальная девушка: как найти и как построить с ней отношения

Идеальная девушка…ее образ так манит тебя и заставляет каждый день работать над собой, чтобы соответствовать ее уровню. Каждый день в толпе ты пытаешься найти ее, всматриваясь в лица проходящих мимо девушек.

В этой статье я расскажу о том, какой должна быть идеальная девушка, и как начать строить с ней отношения таким образом, чтобы она посчитала тебя своим принцем.

В первую очередь хочу развеять →

Миф про идеальные качества

Я иногда поражаюсь тому, как эффектно всем мужчинам промыли мозги на тему «идеальной девушки».

В какой-либо статье или даже тренинге по соблазнению говорят про то, что ты должен записать на листке те качества, которые ты хочешь в ней увидеть.

Все начинают писать: доброта, честность и так далее. Конечно, это хорошие качества.

Но если ты когда-нибудь выполнял это упражнение, то признайся: есть ли сейчас рядом с тобой «идеальная» девушка? Помогло ли тебе это упражнение?

Дело в том, что доброта, честность и другие качества – это только одна сторона медали. Каждый человек в чем-то добрый, а в чем-то злой. Девушка с тобой может быть доброй, а с другими людьми – злой. Или, сначала доброй, поскольку хотела быть рядом с тобой, а потом, когда потеряла к тебе чувства – становилась более грубой.

То же самое и с честностью.

А теперь вспомни всех своих девушек. Разве ты встречался с ними только потому, что они были добрыми и честными?

Пожалуй, пришла пора рассказать всю правду про выбор по-настоящему идеальной девушки.

Две крайности и одна золотая середина

Золотую середину любят все. ? И стремятся к ней почти во всех сферах своей жизни. В нашем с тобой случае мы тоже будем стремиться к этой золотой середине. Но прежде чем мы ты попробуешь ее найти, нужно сначала узнать, что же это за такие крайности в отношениях, и почему о них нужно знать.

Крайность №1. Когда либо «по-твоему», либо никак

Это та модель отношений, когда ты строишь их по принципу «либо по-моему, либо вообще никак». Если тебе что-то не комфортно, то ты сразу стараешься изменить ситуацию в пользу комфорта. Если тебе не нравится, когда девушка опаздывает на свидание, то ты сразу поставишь ей условие больше не опаздывать. А если она не будет его придерживаться, то просто завершаешь общение (вплоть до полного прекращения отношений).

Это те отношения, когда ты тотально порабощаешь девушку. ? Когда каждое ее странное действие расцениваешь, как угрозу/неуважение и заставляешь вести себя только так, как тебе комфортно. «Я же сказал, что ты должна была позвонить мне через 5 минут, а не через 30» — яркий пример того образа, который я хочу до тебя донести.

Часть девушек будут считать тебя эгоистом, и будут от тебя уходить. Другие будут пытаться подчинить тебя, загнав под каблук (особо опытные смогут сделать это незаметно для тебя). Третьи привыкнут и начнут беспрекословно подчиняться.

Это неплохая модель. Я бы даже сказал, это довольно хорошая модель.

Ты в полном комфорте, а девушка в постоянном напряжении и попытках сделать тебе приятное, чтобы ты был всегда доволен. ?

Правда, риск потерять все слишком велик.

К тому же, когда ты закрываешься в своем тесном мире со своими убеждениями, ты не видишь истиной реальности. Ты видишь только то, что хочешь видеть, через призму собственных страхов и комплексов, диктующих полное непринятие «вражеской» точки зрения. Возможно, даже страха серьезных отношений.

Крайность №2. Полная подстройка под нее

Этой крайности придерживаются 2 категории парней:

  1. Те, у кого за всю жизнь было очень мало девушек.
  2. Пикаперы, стремящиеся к вершинам мастерства соблазнения, и мечтающие стать профессионалами.

Первые, потому что боятся потерять девушку, сделав что-то не так. Поэтому даже не думают о собственном комфорте. Вторые мыслят критериями эффективности. Они считают, что если девушка заинтересована, то их поведение правильное. Если нет – то, соответственно, их поведение было неправильным и должно быть совсем по-другому.

И те, и другие ставят мнение девушки во главу угла, считая его наивысшей ценностью, поэтому и не думают о собственном комфорте и принципах.

Правда, вторые выбирают более эффективный путь, и хоть и зависимы от мнения девушки, но эта зависимость более правильная, в отличие от тех, у кого было мало девушек.

Это тоже неплохая модель, поскольку каждый мужчина должен знать женскую психологию, уметь менять поведение девушки в ту сторону, которая желательно именно для него.

Ведь, как в случае с первой моделью отношений, можно «забраковывать» любую девушку, чье поведение не будет тебе нравиться. Можно считать себя самым добрым и умным, а ее, в случае отказа – коварной, алчной и так далее. А вот разгадать все женские тайны и наладить отношения с девушкой под силу далеко не каждому.

Однако и у этой модели есть свои минусы. Чрезмерная гибкость рождает отсутствие истинных принципов. Она лишает тебя твоей человеческой личности, которая требует собственного выхода и самовыражения. Ты просто становишься пикапером-роботом, действующим по одной и той же программе.

Золотая середина

Как ты понимаешь, и первая модель отношений с девушкой, и вторая не несут в себе поистине ничего хорошего. В первом случае ты просто категорически не принимаешь ничего, что не вписывается в твои представления об отношениях (ведь не факт, что твоя точка зрения самая правильная, верно?). А во втором – недостаточно тверд, чтобы девушка могла на тебя опереться, почувствовав внутреннюю силу.

Искать золотую середину.

Тогда возникает следующий вопрос: а как же ее найти?

Тебе нужно на собственной «шкуре» прочувствовать, каково это – быть совсем не гибким, отбраковывая невписывающихся в твои представления девушек. А затем научиться успешно соблазнять хотя бы 3-х девушек из 10-ти записанных в твоей телефонной книжке, максимально подстраиваясь под правила игры и выходя из своей зоны комфорта.

Когда ты научишься и тому, и другому, золотая середина найдется без твоего участия. У тебя появится внутреннее понимание того, какой должна быть твоя собственная девушка. Ты будешь понимать, каким должно быть ее поведение, чтобы ты чувствовал себя рядом с ней комфортно и хорошо. При этом чтобы ты мог сделать так, чтобы она была доброй и честной именно с тобой. Чтобы ты знал, как войти в ее голову и не выходить оттуда годами.

Вспомни все свои предыдущие отношения. Вспомни все моменты в общении со своими бывшими.

Какие моменты в их поведении вызывали у тебя чувство комфорта, ощущение, что ты – настоящий мужчина, удовольствие от процесса и ее завоевания? А какие напротив – убивали всю твою самооценку и вызывали чувство неопределенности и непонимания?

Скорее всего, эти параметры не будут похожи на доброту и честность. Это будут ТВОИ критерии, по которым ты будешь выбирать собственную идеальную девушку и строить с ней отношения.

Как строить с ней отношения

Допустим, что ты нашел эту девушку. Или, как минимум, есть подозрения на ее «идеальность». Как начать строить с ней отношения?

  • Не отдавай всего себя сразу. Не проявляй слишком много интереса.
  • Говори о некоторых качествах твоей личности, но так мало, чтобы девушке захотелось раскрыть все твои тайны. Это означает, что около 90% общения с ней должно проходить на общие темы (шутки, интересные истории из жизни), и только 10% — твое сокровенное (грустные истории, твое отношение к острым темам, убеждения и так далее).
  • Научись чувствовать грань между собственным комфортом и неуважением к девушке.
  • Научись чувствовать грань между ее правами и неуважением к тебе. Как правило, усиление или ослабление ее интереса после таких спорных ситуаций служит показателем того, правильно ты поступил или нет.
  • Не бойся проявлять свои естественные желания, показывая, что ты ее хочешь. Это очень важно! В противном случае, ты можешь загреметь в «зону дружбы», из которой мало кто может найти выход.
  • Не бойся говорить, что тебе что-то не нравится. Она никуда от тебя из-за этого не убежит. Зато увидит в тебе какие-то принципы и правила, которых она должна придерживаться.
  • Развивайся. Если ты чего-то боишься, то твоя истинная натура сидит внутри тебя. Выпусти ее наружу и покажи девушке. Не бойся жить так, как хочешь. Она за это тебя полюбит еще больше.
  • Будь максимально честным со своей девушкой во всем. Вообще, во всем!
  • Прочитай статью «Как начать отношения с девушкой».

Этих нескольких правил хватит для того, чтобы у тебя сформировались по-настоящему крепкие отношения.

На этом я закончу свои советы по поиску и построению отношений с твоей идеальной девушкой. Помни про то, что только опыт прохождения через обеи «крайности» поможет тебе найти ответы на многие вопросы в отношениях и найти действительно идеальную вторую половинку.

А если ты хочешь научиться строить отношения у профессионала, то добро пожаловать сюда http://couch.romanvinilov.ru/trainings. Здесь ты буквально за пару выходных сможешь узнать о девушках и об отношениях с ними столько, сколько многие мужчины так никогда не узнают за всю жизнь.

С уважением, Роман Винилов!

Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 9

25-05-2017, комментариев 5 Просмотров: 458

Начиная с этого урока, мы приступаем к изучению Второго послания Петра. Фактически в этом уроке мы рассмотрим первые 15 стихов 1-ой главы. Мы увидим, как Петр раскрывает методы, благодаря которым верующий может делать твердым свое звание и избрание, никогда не преткнется и получит «свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Петр 1:10-11).

I Драгоценная вера

1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:

2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью,

4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них сделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2Петр 1:1-4).

Начиная второе послание, Петр делает, как и в первом послании, акцент на центральном положении Христа. Притом он говорит о Нем, как о Божественной личности. Посредством Его Божественной силы нам даровано все потребное для жизни и благочестия. Согласно стиху второму, мы получаем в изобилии благодать и мир через познание Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Петр также призывает нас возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для Петра познание Иисуса Христа как Господа и Спасителя является определяющим фактором успешного христианского роста. Бог также даровал нам великие и драгоценные обетования. Посредством веры в эти обетования мы можем стать причастниками Божеского естества, удалившись от царящего в мире растления по причине похотей, вызванных греховной природой.

В четвертом стихе автор обращается к читателю с прекрасными словами ободрения, а именно, что Божьи обетования драгоценны, неисчислимы и доступны каждому верующему! Более того, мы получаем эти драгоценные обетования, когда вступаем в отношения с Богом для того, чтобы иметь возможность жить «праведной жизнью»! Именно такая жизнь нам нужна. Жизнь, наполненная великими обетованиями. Жизнь, наполненная Божественным благоволением. Праведная жизнь.

Когда мы размышляем о том, какие бывают степени «благочестия», трудно представить себе праведность больше той, что исходит от Бога, сотворившего ее. Вопрос заключается только в чем, как? Как нам вступить в эту жизнь и стать ее частью? В первом стихе этой главы Петр дает ответ на данный вопрос. Но, читая невнимательно эти строки, мы можем пропустить самое серьезное и важное утверждение во всей главе. В первом стихе мы читали: «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа». Петр начинает письмо с описания своей личности и называет себя рабом. Не Петром-воином, который отсек ухо одному из пришедших арестовать Иисуса. Не крутым парнем, который слишком боялся критики со стороны собратьев-иудеев и страшился возможных гонений из-за своей привязанности ко Христу. Не тем Петром, который был готов выйти из лодки в самый разгар шторма, чтобы пойти по воде, подобно Иисусу. Петр называет себя рабом.

Петр открыл для себя «благочестивую жизнь», которая требовала от него изменений в восприятии самого себя. Он должен был позволить Богу исправить свое мнение о себе и своем месте в этом мире. Он должен был быть самим собой или тем, кем он есть на самом деле. Он просто раб и апостол Иисуса Христа. Поначалу он пытался выдать себя отличным от других учеников. Когда Иисус сказал, что Петр отречется от Него, тот ответил: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф 26:35). К сожалению, Петр, подобно многим из нас, ошибался насчет источника своей силы. Из-за чего и был ужасно расстроен, когда трижды отрекся от Иисуса еще до того, как пропел петух, что и было предсказано Христом.

Праведность, которая нам так нужна, не входит в число наших врожденных качеств. Она — дар от Бога, дар, который мы получаем, связав с Ним свою жизнь. Только благодаря Божественной силе мы обретаем способность жить благочестивой жизнью. Петр хотел всей своей жизнью прославить Бога, но одной силы воли было для этого недостаточно. К счастью, Петр многому научился после своего предательства, и ко времени написания первой главы Второго послания он уже не был тем шумным и хвастливым Петром, который в стремлении жить благочестиво полагался только на собственные силы. Теперь мы видим перед собой мудрого слугу, знающего, что жить праведной жизнью можно только с помощью силы Божьей.

II Лестница Петра

5 То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,

7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (2Петр 1:5-7).

Это так называемая лестница Петра, состоящая из восьми ступенек: вера, добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Мы можем стать причастниками Божеского естества и удалиться от господствующего в мире растления похотью. Мы можем быть успешными в христианской жизни и получить свободный вход в вечное Царство Господа нашего. Говорят, что Христос все сделал за нас для нашего спасения, а нам остается сказать Ему лишь за это «спасибо». Да, мы благодарны Ему за дар спасения, но неужели с нашей стороны ничего не остается для спасения? Если «ничего», тогда почему не все спасутся? Вот в том-то и дело, что что-то еще остается за нами, хотя бы принять дар спасения. А кто за нас будет совершать добродетель, терпение, братолюбие? Кто будет любить врагов?

Углубляясь в этот вопрос, мы видим, что и принятия дара спасения недостаточно. Почему тогда среди тех, кто принял дар спасения, будут те, которым Христос заявит: «Отойдите от Меня делающие беззаконие, Я никогда не знал вас» (Мф 7:23)? О каком старании говорит тогда Петр? К чему оно нужно? Да, некоторые так и говорят, что Христос за нас все сделал, живи и радуйся, что ты уже спасен. А кто за нас будет удаляться от господствующего в мире растления похотью? Тоже Христос? Павел так говорит Филиппийцам 4:13: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Кто все может, Павел или Христос за Павла? Павел. Но он это «всё» сам может? Нет. А каким образом? В укрепляющем его Иисусе.

В изучаемом нами отрывке Петр говорит о том, как мы можем достичь поставленной цели. Кто-то будет за нас достигать или мы сами? Мы должны иметь успех и плод в познании Господа нашего Иисуса Христа, призвавшего нас стремиться к Его святости (ср. 1Петр 1:15-16). После описания лестницы христианских добродетелей Петр говорит: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2Петр 1:8). Через Божественную силу, доступную посредством драгоценных обетований Его Слова, Бог позволяет нам стать причастниками Божеского естества и избавиться от испорченной природы, унаследованной нами в этом мире. Таким образом, Он подготавливает нас к вечности. Вы заметили, каким образом? «Через Божественную силу». Чья сила? Бога. Но не без нашего участия, иначе мы были бы не людьми, а марионетками.

Говоря о лестнице Петра, или можно назвать ее еще лестницей христианских добродетелей, мы видим здесь, как Петр перечисляет качества, которые должен приобрести и практиковать христианин, чтобы иметь успех и плод в познании Господа Иисуса Христа. Те, кто помнит об очищении прежних грехов своих (см. ст. 9) и стремится делать твердым свое звание и избрание (см. ст. 10), будет развивать эти качества (см. ст. 8). Они могут быть уверены, что, поступая так, они никогда не преткнутся (см. ст. 10) и получат «свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (см. ст. 11). Вот какая удивительная здесь закономерность.

III Две крайности

8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.

9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.

10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,

11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2Петр 1:8-11).

Христианское возрастание (стихи 5-7) приносит духовные плоды. Словом гип`архонта — владеть, переведенным как «есть в вас», подчеркивается, что вышеперечисленные духовные достоинства должны быть принадлежностью христианина. Но верующему недостаточно просто иметь их. Духовность христианина все более проявляет себя, все более дает плодов по мере того, как эти качества возрастают и умножаются в нем.

Тот же, в ком упомянутые качества в «лестнице Петра» не прогрессируют, останавливается, т. е. «делается бесплодным», в своем познании Господа нашего Иисуса Христа. К сожалению, многие христиане знают Господа как «силу к нашему спасению», но плода Духа не имеют и духовно не возрастают. Они остаются «младенцами во Христе» (1Кор 3:1), нуждающимися в духовном «молоке» (Евр 5:12-13). Между тем, как увещевал верующих апостол Петр, им необходимо возрастать «в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа» (2Петр 3:18).

В отличие от христиан, растущих духовно, плотские верующие «слепы и закрыли глаза». Употребленное здесь греческое слово миоп`адзон буквально означает «близорукий» и встречается в Новом Завете только один раз. Верующий, который страдает духовной слепотой, не возрастает в познании Христа. Поскольку в его жизни не проявляются те добродетели, которые перечислены в стихах 5-7, он и выглядит как духовно слепой (не спасенный) человек. Таковой забыл об очищении прежних грехов своих, т. е. о тех, которыми он грешил до своего обращения.

Вообще-то, в вопросе спасения есть две крайности, в которые впадают христиане. Первая крайность – либерализм. При этой крайности нам ничего не надо со своей стороны: услышал, что ты спасен уже на кресте, скажи спасибо за это Богу и радуйся жизни дальше. И никакой борьбы, Христос все сделал за тебя. Это очень опасная крайность, она выхолащивает бдительность и вселяет псевдонадежду.

Другая, не менее опасная крайность, это перфекционизм. Некоторые христиане верят, что верующие должны достигнуть абсолютного совершенства, и о себе они уже возомнили, что они уже не грешат. Другие полагают, что достигаемое совершенство носит относительный характер, подразумевая скорее зрелые убеждения и поступки, нежели абсолютное совершенство. Эллен Уайт говорит следующее относительно повеления Христа в Мф 5:48 быть совершенными: «Мы можем быть такими же совершенными в своей сфере деятельности, как Бог в Своей» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 455). Это утверждение говорит о сходстве моральных качеств. Приведу пример относительного совершенства. Ученик первого класса имеет совершенство и получает пятерки, но нельзя сравнить его совершенство с совершенством академика. Каждый имеет совершенство в своей сфере и по мере своего возрастания.

Поэтому нам следует быть осторожными, чтобы не впасть в эту крайность. Во 2Петр 1:8–11 ничего не говорится об абсолютном совершенстве, но лишь о победе и уверенности. Нам следует придерживаться основной мысли данного текста.

Говоря о первой либеральной крайности, мы читаем 10 стих и утверждаемся в несостоятельности такого взгляда на данный богословский вопрос о спасении, когда заявляют, что спастись легче, чем погибнуть. Текст десятый предлагает не пассивное и беззаботное жизнепроведение, Петр пишет: «старайтесь». В этой фразе смысловое ударение делается на том, что, хотя христианин и уверен в «призвании и избрании» Господом, да, верующий имеет право, данное ему Богом, испытывать такую уверенность, но он должен «делать твердым» (в значении «утверждать») это звание. Употребленное здесь греческое слово «вэв`эан» соотносимо с современным понятием «гарантии», скажем, на дома или другие виды собственности.

Благочестивое поведение верующего и является для него «гарантирующим документом» или свидетельством в том, что Иисус Христос действительно очистил его от прошлых его грехов, и, значит, он в самом деле призван и избран Богом. Слово «вэв`эан» передано как «якорь безопасный и крепкий» в Евр 6:19.

Если первая крайность (либеральная позиция) опасна раскрепощенностью и потерей бдительности; то вторая (перфекционизм) делает христианина фарисеем 21 века. Во всем должна быть золотая середина, и в вопросе спасения – особенно.

IV Вера перед лицом смерти

Прочитаем текст Писания:

12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.

13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,

14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.

15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2Петр 1:12-15).

Первые слова в этой фразе: «для того» показывают тревогу апостола и чувство его личной ответственности по отношению к опасностям, угрожающим церкви его дней. Петр готов исполнять свою духовную ответственность, продолжая учить истинам, представленным в ст. 3-11. Он осознавал необходимость твердой веры, включающей в себя верное исполнение практических обязанностей.

Вспоминая, с чего Петр начинает письмо, он описывает свою личность и называет себя рабом. Он открыл для себя «благочестивую жизнь», которая требовала от него изменений в восприятии самого себя. Он должен был позволить Богу исправить свое мнение о себе и своем месте в этом мире. Когда Иисус сказал, что Петр отречется от Него, тот ответил: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф 26:35). К сожалению, Петр, подобно многим из нас, ошибался насчет источника своей силы. Из-за чего и был ужасно расстроен, когда трижды отрекся от Иисуса еще до того, как пропел петух, что и было предсказано Христом.

Праведность, которая нам так нужна, не входит в число наших врожденных качеств. Она — дар от Бога, дар, который мы получаем, связав с Ним свою жизнь. Только благодаря Божественной силе мы обретаем способность жить благочестивой жизнью. Петр хотел всей своей жизнью прославить Бога, но одной силы воли было для этого недостаточно.

К счастью, Петр многому научился после своего предательства, и ко времени написания первой главы Второго послания он уже не был тем шумным и хвастливым Петром, который в стремлении жить благочестиво полагался только на собственные силы. Теперь мы видим перед собой мудрого слугу, знающего, что жить праведной жизнью можно только с помощью силы Божьей.

Вам когда-нибудь приходилось испытывать голод? Я имею в виду настоящий голод, до рези в желудке, когда пересыхает во рту? И вот вы видите пищу, чувствуете, как в предвкушении рот наполняется слюной, и вдруг оказывается, что эта восхитительная еда все время была вашей. Иногда мы как христиане хотим жить праведно своими собственными силами, полностью пренебрегая тем фактом, что Бог уже обеспечил нас всем необходимым для победы над врагом.

Среди библейских авторов кто лучше Петра может донести эту истину до своих читателей? Петр хотел, чтобы его читатели узнали Того, Кто изменил и сделал насыщенной его жизнь.

Дух прор. «Его послания способствовали возрождению мужества и укреплению веры людей, переносивших испытания и страдания, и обновлению веры тех, кому угрожала опасность забыть о Боге вследствие всевозможных искушений. Эти письма несут на себе отпечаток личности написавшего их человека, в котором умножились и страдания Христовы, и Его утешение; того, чья жизнь полностью изменилась под действием благодати Божьей, и кто твердо и неизменно уповал на вечную жизнь» (Э. Уайт. Отражая Христа, с. 361, 13 декабря).

Подобно Петру, мы своей жизнью свидетельствуем о том, что Бог может совершить в нас и через нас, если мы верим. Наши испытания могут носить не только физический характер. Но они также будут ослаблять нашу веру в то, что Богу не все равно и Его волнует наша борьба с грехом. Наша душа жаждет хоть ненадолго освободиться от оков грешной человеческой природы, и мы забываем, что представляем собой «письмо Христово, через служение наше, написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор.3:3). Победу можно обрести, только полностью подчинив свою жизнь Господину жатвы. Помните, что «испытания и препятствия — это избранные Богом методы воспитания и предлагаемые Им условия успеха. Они предназначены для того, чтобы очистить детей Божьих от приверженности суетности, материальным благам» (Э. Уайт. Отражая Христа, с. 362, 14 декабря.). По этой причине крепко держитесь за Божьи обетования! Зачем страдать от голода, когда можно наслаждаться победой, обретенной силой Его благодати?

Вот четыре совета, я думаю, они помогут нам в нашей христианской жизни выбирать верный путь:

Узнайте, что означает следовать за Христом. Нам нужно хорошо разбираться в Слове Божьем и понимать, что означает следовать примеру Христа.

Примите решение, будете ли вы следовать за Христом. Взвесив все «за» и «против», спросите себя: стоит ли человек, место или вещь вашего будущего в вечности?

Поставьте в известность своих друзей и родных. Сообщите дорогим для вас людям о своем выборе. Используйте такие моменты для того, чтобы напомнить им — причиной решений, которые вы принимаете каждый день, является Тот, за Кем вы следуете. Подражайте поведению Христа. Для этого потребуется каждый день отказываться от своих собственных желаний.

Заключение

Читая Первое и Второе послания Петра, мы видим, что автор обеспокоен тем, как помочь неокрепшей церкви Христовой понять, что означает жить святой жизнью. Его письма содержат множество полезных наставлений по всем возможным проблемам — от рабства и до лжеучителей. Однако суть вести Петра — это призыв к святой жизни, источником которой служит благодать Божья, даруемая нам благодаря смерти Его Сына. Быть святыми — означает отвести взгляд от себя самих. Мы призваны горячо любить друг друга и хранить свое сердце от всего, что может заставить нас сосредоточить внимание не на других, а на себе. И главный объект нашего взора и подражания – Иисус Христос.

Золотая середина между мужчиной и женщиной

Рамбам в «Мишнэ Тора» пишет: «Прямой путь по жизни — это значит, придерживаться середины во всех взглядах и воззрениях, которые только есть в мире людей. Этот усредненный взгляд, на самом деле, очень далек от двух близких друг другу противоположностей, он находится в совершенно другой плоскости и не применим ни к одной из крайностей» (« Илхот Деот» глава 1, алаха 4). Стремление к золотой середине помогает обрести любовь и гармонию в семейной жизни. В трактате «Сота» (17а) написано: «Учил раби Акива: “Если мужчина и женщина удостоились любить друг друга, между ними постоянно пребывает Шхина — присутствие Всевышнего, как это было в Иерусалимском Храме. Но если они не удостоились, то их уничтожит огонь [раздоров, ненависти, ревности и т.д.]”». Раши объясняет, что постоянное присутствие Всевышнего заложено уже в словах «мужчина» и«женщина». В середине слова «иш» («мужчина») есть буква «йуд», а в конце слова «иша» («женщина») — буква «эй». Вместе «йуд» и «эй» составляют одно из Имён Всевышнего! Если же любви между супругами нет, «йуд» и «эй» уходят, а остаются в обоих словах «алеф» и «шин», вместе составляющие слово «эш» — «огонь». Более того, продолжают мудрецы Талмуда, огонь женщины сильнее, так как в слове «иш» («мужчина») буква «йуд», стоя посередине, разбивает единство «алеф» и «шин», а в слове «иша» («женщина») «алеф» и «шин» стоят рядом, а «эй» завершает слово.

Тут стоило бы задать совершенно справедливый вопрос:

— А почему это так? Какая разница, находятся ли буквы «алеф» и «шин» рядом в одном слове?

Но чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно понять, почему женский символ — это буква «эй», а мужской — буква «йуд».

Женская буква «эй»

В Торе написано: «Вот порождения небесные и земные при сотворении их, в день созидания Гсподом Бгом земли и неба» (Берешит 2:4). Раши, комментируя этот стих, пишет, что использованное слово «беиборам» (дословно «при сотворении их») может быть условно разделено: «беи борам», т.е. «буквой “эй” сотворил». Он толкует написанное пророком (Йешаяу 26:4): буквой «эй» и буквой «йуд» Всевышний сотворил два мира. Пишет Раши, что наш мир сотворен из буквы «эй» (следовательно, Грядущий мир сотворен из буквы «йуд»). В качестве «объяснения» Раши приводит мидраш (Берешит Раба 12), согласно которому слова о том, что наш мир сотворен из буквы «эй», намекают на то, что «спустятся зреть преисподнюю, ибо мир подобен букве “эй”, которая замкнута со всех сторон, но открыта снизу, давая дорогу для спуска». Ту же идею мы находим в трактате «Менахот» (29б), где написано, что изображение буквы «эй» (шрифтом, используемым для написания свитка Торы) напоминает веранду перед входом в дом: она распахнута наружу со стороны входа и закрыта с трёх сторон — точно так же и наш мир открыт для каждого, кто хочет упасть в открытое пространство «бездны безверия и запрещённых удовольствий». В то же время, у буквы «эй» левая палочка не доходит до верхней перекладины — между ними есть небольшое расстояние. По объяснению мудрецов, это особый «вход» для тех, кто упал, но раскаивается и хочет вернуться. Без помощи Всевышнего практически невозможно подняться назад (тем более, по тому пути, через который ушёл), и Творец как бы помогает им войти в открытую специально для них «боковую дверь». Об этом, как сказал Рейш Лакиш, написано в книге «Мишлей» (3:34): «Если над насмешниками Он насмехается, то смиренным и раскаявшимся даёт подарки». С одной стороны, Всевышний поднимает всех тех, кто хочет «очиститься», но, с другой, не мешает упасть стремящимся погрузиться в скверну. Приведенные выше объяснения помогают нам хоть немного понять, как «эй» связана с нашим миром. Однако в них ничего не сказано о том, как эта буква соответствует женскому началу в Имени Всевышнего, а буква «йуд» — мужскому началу и Грядущему миру.

Женская интуиция — особый дар

Женщина, по своей сути, похожа на букву «эй». По воле Творца она наделена дополнительным, особым знанием, которое на иврите называется «бина», а порусски — интуиция. О сотворении женщины сказали мудрецы Талмуда (трактат «Нида» 45б) сказали: «И отстроил Гсподь Б-г сторону, которую взял у человека, [чтобы быть ему] женой, и привел ее к человеку». Поскольку «и отстроил» (ивр. «вейивнэ») — однокоренное слово со словом «бина», это учит нас, что Всевышний, благословен Он, даровал женщине интуицию в значительно большей мере, чем мужчине.

Написано в трактате «Эрувин» (100 б), что благо даря интуиции женщина чувствует самое подходящее время для зачатия праведных и великих людей. И об этом сказано в Торе (Берешит 30:16-18): «И пришел Яаков с поля вечером, и вышла Лея навстречу ему, и сказала: “Ко мне войди…” И услышал Всевышний Лею, и зачала она, и родила Яакову пятого сына…, и нарекла ему имя Иссахар». Столетия спустя, во времена царя Давида, о колене Иссахара было написано следующее: «И из сыновей Иссахара, умеющих понимать времена, знающих, что нужно делать Израилю, — двести начальников их и все соплеменники их, [действующие] по слову их» («Диврей аЙамим I» 12:32). Маарша объясняет, что только в колене Иссахара были проницательные судьи.

Т.е. наша праматерь Лея на интуитивном уровне знала, что может зачать великого человека — родоначальника колена мудрецов и праведников, и поэтому, не стесняясь, сделала мужу достаточно ясный и чёткий намек. Она именно намекнула, а не сказала ему прямо.

В трактате «Псахим» (66а) написано: Сказал Илель из Вавилона: «Весь еврейский народ — если они не пророки, то дети пророков». Рав Исраэль Клайнер, объясняя это высказывание, говорил: «Каждый еврей сердцем всегда чувствует, хорошо он поступает или плохо». Это высказывание тем более верно в отношении женщин, так как они чувствуют намного тоньше и лучше мужчин. Поэтому общение жены с мужем в значительной степени состоит из намёков, взглядов и недоговоренностей. Женщина, обладая «внутренним глазом», намного лучше мужчины разбирается в вопросах нашего материального мира, она всегда интуитивно чувствует, где истинное, а где ложное направление.

Как уже говорилось, буква «эй» стоит в конце сло ва «иша» (женщина), после букв «алеф» и «шин», соединённых вместе. «Алеф» символизирует слово «эмет» (истина), а «шин» — её противоположность «шекер» (ложь). Фактически, это два начала — добро и зло, а смысл нашей работы в этом мире — подчинить оба начала служению Творцу.

Готовя меня к свадьбе, мой наставник рав Хаим Мецгер объяснял мне, что женщинам не нужно воевать со злом для того чтобы найти свою «золотую середину». Война во имя победы добра — это мужской путь, и о нём мы поговорим чуть позже, когда дойдём до буквы «йуд». А суть женского пути состоит в необходимости интуитивно почувствовать, где правильное направление, которое и будет для нее той «золотой серединой», о которой писал Рамбам.

Каждая еврейская женщина должна стремиться направлять свой «эш» («огонь») в сторону буквы «эй», то есть ко Всевышнему, и тогда с помощью интуиции она достигнет цельности, воплощенной в слове «иша», где соединены «алеф», «шин» и «эй».

Надо отметить, что настоящего совершенства и расцвета своих возможностей каждая женщина достигает уже после свадьбы. Понастоящему духовно расти и расцветать ей предстоит только в собственной семье. «Хупа» для женщины — это как бы и рождение, и бритмила одновременно. Мой учитель рав Шломо Вайсман рассказывал со слов машгиаха ешивы «Мир» рава Йехезкеля Левенштейна, что женщина до свадьбы похожа на дерево без корней: как и дерево, которое все свои жизненные соки получает через корни и направляет к листьям и плодам, она свои духовные силы черпает через мужа и направляет их на построение семьи и воспитание детей.

Мужчина и женщина: взаимоотношения в семье

Говоря об обязанностях мужчины по отношению к жене, Рамбам постановляет: «Мужчина обязан почитать свою жену больше, чем самого себя, а любить её как самого себя. Он обязан уделять ей внимание и дарить подарки в соответствии с его материальным положением. Мужчине запрещено агрессивно вести себя дома, нельзя, чтобы его панически боялись близкие. Более того, он обязан говорить с женой и детьми спокойно, не повышая голоса, и не приходить домой в плохом настроении».

А вот что Рамбам пишет о женских обязанностях по отношению к мужу: «Женщина обязана почитать своего мужа безгранично, и пусть пребывает она в трепете перед ним. А также обязана она исполнять любую просьбу и желание мужа. И будет он в её глазах царем или важным вельможей, желания и привычки которого всегда исполняются, а всё и всех, кого муж не любит, должна жена отдалить».

Вот путь праведных еврейских женщин и мужчин, живущих в святости и чистоте совместной семейной жизни. Путь этот благочестив и мил в глазах Всевышнего и восхваляем в еврейском народе. Рамбам не случайно написал, что жена «обязана почитать своего мужа безгранично», чтоб был «он в её глазах как царь». Дело в том, что женщина, полностью подчиняясь мужчине и воцаряя его над собой, превращается в «первого министра при дворе», по её слову решаются все дела в семье. Муж может думать и поступать, как ему захочется, его влияние на семью, то есть жену и детей, есть, но контроль — всегда в руках мудрой женщины.

Если вы мне не верите, обратитесь к историче ским фактам. Кто стоял за великими императорами и завоевателями, кто реально вершил историю? Кто на самом деле управлял всеми делами во Франции первой половины XVII в. — знаменитый кардинал Ришелье или король Людовик XIII? У каждого царя и императора всегда имелся министр или тайный советник, по слову которого и вершилась история. В семье этим советником является жена.

Женщина, по сути своей — прекрасный штурман корабля и помощник капитана. Но, не дай Бг ей взять штурвал корабля открыто в свои руки и, взойдя на капитанский мостик, стать капитаном судна под названием семья. Тогда кораблекрушение неизбежно. Поэтому основная задача мужа — не выпускать штурвал корабля из своих рук, даже если твой помощник — «Ришелье», а ты сам, увы, не тянешь на «короля». Мужчина должен быть монархом в доме, но ни в коем случае не диктатором. Разница между первым и вторым велика. Царь поднимает своих подданных до своего духовного уровня, а диктатор подминает под себя.

Мужчина и женщина: удел в Грядущем Мире

В Талмуде сказано, что, по обещанию Всевышнего, «у женщин удел в Грядущем Мире намного больше, чем у мужчин». Это учится из стиха (Йешаяу 32:9): «Женщины беззаботные, встаньте, послушайте голоса моего! Дочери беспечные, внимайте речи моей!». Согласно комментарию Раши, из этого обращения к женщинам видно, что Бг дарует им большой удел в Будущем Мире. Однако автор книги «Эйн Яаков» и другие комментаторы не удовлетворены таким объяснением. Они спрашивают:

— За какие заслуги Всевышний обещал женщинам больший удел в будущем мире?

Автор «Эйн Яков», объясняя свой вопрос, приводит общеизвестную мишну из трактата «Пэа» (гл. 1 мишна 1), которую мы читаем каждый день вместе с утренними благословениями: «Вот дела, плоды которых человек вкушает в этом мире, но главную награду он получит в Мире Грядущем: почитание отца и матери, и помощь ближнему, и ранний приход в Дом Учения утром и вечером, и гостеприимство, и забота о больных, и помощь бедным невестам в устройстве свадьбы, и участие в похоронах, и сосредоточенность при молитве, и примирение поссорившихся друзей. Но изучение Торы равноценно всем этим заповедям, вместе взятым». Из этого списка, говорит автор «Эйн Яков», для женщин актуальны только три пункта: посещение больных, проводы умершего и примирение поссорившихся. Еще один — помощь бедным невестам — возможен лишь частично, поскольку помочь советом или действием женщина действительно может, но оказать денежную помощь она не в состоянии. Последний тезис связан с известным постановлением мудрецов, согласно которому те деньги, которые зарабатывает жена, принадлежат ее мужу, взамен на обещание мужа, записанное в брачном договоре, который называется «ктуба», взять на себя все заботы о пропитании и расходах жены в полном объеме. В соответствии с этим постановлением, разрешение приглашать гостей и заниматься благотворительностью жена обязана получать у мужа. Относительно правильного произношения и понимания слов молитвы также есть колоссальная разница между заслугами мужчин, строго обязанных трижды в день молиться, и женщин, которые могут ограничиться «минимальной» одной молитвой в день. Всё, что касается почитания отца и матери, регламентируется чётким правилом, по которому женщина после замужества в первую очередь обязана почитать своего мужа, поэтому вполне возможна ситуация, когда женщина, следуя долгу почитания мужа, вообще не сможет почитать своих родителей.

Вроде бы получается, что женщины могут исполнить гораздо меньше заповедей, за которые их ждёт награда в Грядущем Мире, чем мужчины. Именно для того, чтобы мы так не подумали, мудрецы Талмуда говорят: «Женщинам Всевышний обещал намного больший удел в будущем мире, нежели мужчинам». Откуда мы это учим? Из приведенных выше слов пророка Йешаяу.

На эту же тему есть очень интересный комментарий рава Йехезкеля Ланда (Польша, 1713—1793), приведенный в книге «Циюн ленефеш хая» (сокр. «Цлах», «Памятование живой души»). Рав Ланда связывает отрывок о большем уделе в Грядущем мире, уготованном женщинам, с тем, что Тора сообщает о создании человека: И сказал Гсподь Б-г: «Не хорошо быть человеку одному, сделаю ему помощницу против него» (Берешит 2:18). Непонятно, как помощница может быть против него? В Талмуде дается такой ответ:

— Если мужчина удостоился построить тесные и дружеские отношения с женой, то она становится ему помощницей. В противном случае она — против него, так как изза тотального непонимания они постоянно спорят, пререкаются и вступают в противоречие.

В Талмуде приводится объяснение раби Элазара Рами, где он открывает нам потрясающую истину, являющуюся основой основ построе ния семейных отношений. Мужчина и женщина всегда противоположны друг другу! То есть они абсолютно разные, как чёрное и белое. Более того, если мужчин и женщин в целом можно противопоставить в общих понятиях (физическом строении тела, духовных качествах, целях и взглядах на жизнь и тому подобное), то муж и жена противоположны даже в частностях и подобны магнитным полюсам: он со знаком «+», а она — со знаком «-», он активно даёт, а она не менее активно принимает, и любовь между ними — это соединение двух противоположностей. Маараль из Праги, комментируя стих Писания «Во всякое время любит друг, а брат рождается для беды» («Мишлей» 17:17), пишет: «Любовь между мужчиной и женщиной — это тоже желание соединиться в единое целое. Высшая ступень любви — абсолютное и полное единение в общем желании, называемом любовью» («Нетивот Олам», часть 2, стр. 38).

То целое, которое являет собой семейная пара, состоит из двух соединяющихся частей, обладающих противоположными «знаками». Так устроено в материальном мире, что между «плюсом» и «минусом» существует сильное «магнитное» поле, мощные силовые линии притяжения направлены от одного знака к другому. Получается, что именно противоположность мужчины и женщины, составляющих семейную пару, обеспечивает между ними взаимное притяжение, которое, в свою очередь, обеспечивает единение в настоящей и сильной любви. В свою очередь, их любовь друг к другу еще более усиливает притяжение между ними и скрепляет их близость, их союз.

Жена является как бы полным зеркальным отражением мужа, то есть его антиподом, про тивоположностью. Могу дать полезный совет молодым людям, которые выходят на «шидухи» (приступают к поискам невесты). Составьте подробный список всех своих достоинств и отдельно — список недостатков. На основе этих списков сделайте другие — полностью им противоположные. Вы получите портрет качеств вашей будущей жены с точностью до 90%.

Объяснение раби Элазара Рами строится на том, что любовь мужа и жены друг к другу рождается именно благодаря тому, что они противоположны, так как это позволяет им стать единым целым, взаимно дополняя друг друга. Поэтому точки, в которых у мужа с женой существуют разногласия, являются теми точками, через которые они соединяются в единое целое. И все, что нужно — работать над умением принимать и понимать взгляд другого человека на мир — не похожий на твой и даже противоположный твоему. Но если супруги пустили свою жизнь на самотёк, не желая работать над взаимопониманием, то тогда жена не просто начинает вести себя «непонятно» и «странно» — все будет намного хуже: муж с женой станут ругаться и воевать один против другого, доказывая свою исключительную правоту.

Продолжая тему взаимоотношений мужчины и женщины, Талмуд приводит беседу между раби Йоси и пророком Элияу. Спросил раби Йоси у пророка Элияу:

— В чём же жена помогает мужчине?

Ответил ему пророк Элияу:

— Мужчина приносит в дом зёрна пшеницы. [Разве] зёрна пшеницы — это то, что он ест?! Приносит лён. [Разве] лён он одевает?!

Маарша объясняет, что пшеница и лён здесь символизируют две базовые потребности каждого человека: еду и одежду. То есть ответ пророка Элияу надо понимать так: «Если бы не было женщин, то мужчины ходили бы голыми и голодными!» Обобщая все вышесказанное, рав Ланда делает вывод: что истинная цель творения женщины в этом мире — соединение с мужчиной ради создания семьи и продолжения рода.

Царь Шломо сказал: «На город сильных пойдет мудрый и ниспровергнет его надежную крепость» («Мишлей» 21:22). Комментаторы объясняют, что «город сильных» — это Грядущий мир, а «поднимется мудрый…» — это о праведниках, изучающих Тору Всевышнего. Можно было бы подумать, что у женщины нет удела в будущем мире, так как там нет места для домашних забот, да и вообще, будущий мир — это мир мужчин. Чтобы не сделали такой ошибки, мудрецы Талмуда сообщили нам: «В будущем мире Всевышний обещал женщинам намного больший удел, нежели мужчинам». По этому поводу Рав спрашивает у раби Хии:

— Как женщины заслужили такой большой удел в Будущем Мире, ведь у них нет заповеди изучать Тору, как у мужчин? («Брахот» 17а)

И действительно, в «Шулхан Арухе» («Орах Хаим», параграф 6) сказано: «Женщина, которая хочет изучать Тору, может это делать, но её награда намного меньше, чем у мужчины, поскольку она не обязана».1 Несмотря на то, что женщина не обязана учить Тору сама и обучать Торе своих сыновей (в отличие от мужчин, на которых возложены эти обязанности), за помощь мужу или сыновьям в изучении Торы она полу чает заслугу. Жене и матери достается половина заслуг мужа или сына с момента их пробуждения на утреннюю молитву, включая все часы их учёбы плюс дорогу к месту учёбы и обратно, в то время как сами учащиеся получают награду лишь за конкретное почасовое время изучения Торы минус пустые разговоры с друзьями, чай и прочее.

«Женский» Грядущий мир основан на помощи в изучении Торы, которую жены оказывают мужьям и сыновьям. Именно так отвечает Талмуд на вопрос Рава:

— Женщины получат свой удел в будущем мире за то, что они отправляют сыновей и мужей изучать Тору. А также отдельную награду за то, что они дают разрешение своим мужьям уезжать изучать Тору в другие города и страны.

Как правило, разница между наградой мужчин и женщин достаточно велика, и эта разница не в пользу мужчин! Свет Торы, от которого в Грядущем Мире будут получать удовольствие мужчины, относится и к женщинам, дававшим мужчинам возможность изучать Тору, и для женщин он будет сильнее.

Женщина вносит изменения

Продолжая начатую выше тему о значении букв, я упомянул, что «йуд» — это мужской символ, а «эй» — женский. В приведённом отрывке из трактата «Брахот» ясно видно, что женщине для открытия света Торы и Будущего Мира достаточно правильного направления в этом мире. Если женщина удостоится построить гармоничную связь с Творцом (реализовать потенциал буквы «эй» из слова «иша»), то сможет за собой потянуть всю остальную семью: и мужа, и детей. Рассказывает мидраш («Берешит раба» гл. 17 пар. 7): «Вот поучительная история, произошедшая с семейной парой двух праведников, которые много лет жили душа в душу, но не дал им Всевышний детей, и поэтому они решили, что их союз нежелателен в глазах Творца мира и развелись. Со временем мужчина женился, а женщина вышла замуж. Супругами обоих стали люди со скверным характером и дурными наклонностями. Спустя некоторое время бывший праведник стал походить на свою новую подлую и сварливую жену с отвратительным характером. А вот женщина, наоборот, изменила своего нового мужа в лучшую сторону — он стал праведным и честным». Потом Мидраш подводит итог и утверждает, что «все изменения идут за женой», т.е. от женщины полностью зависит, как будет выглядеть её дом, будут ее муж и дети праведными людьми или, не дай Бг, наоборот. Очень многие женщины, приходя на консультации по вопросам мира в семье, жалуются, что их мужья «недостаточно религиозные» или «вообще нерелигиозные». Но разве из этого мидраша не достаточно ясно, кто в первую очередь способен хорошо повлиять на мужа и помочь ему измениться лучшую сторону: раввин, семейный консультант или жена?

Мужская буква «йуд»

Буква мужчины — «йуд». Она разделяет буквы «алеф» и «шин» в слове «иш» (мужчина). Тем самым, образуются две крайности: «эмет» (истина) и «шекер» (ложь). В трактате «Шабат» (104а) мудрецы объясняют, чем отличается слово «эмет» от слова «шекер». Буква «алеф», открывающая слово «эмет», находится в начале еврейского алфавита, средняя буква «мем» — ровно посередине алфавита, а «тав» — в конце. Получается, что «истина» — это соединение воедино всех знаний и подходов в средней точке, в «золотой середине». Поэтому все три буквы слова «эмет» («истина») как бы стоят «на двух ногах», то есть форме их написания имеется хороший и устойчивый фундамент — две «ножки».

Все три буквы слова «шекер» (ложь) — «шин», «куф» и «рейш» — находятся вместе в самом конце алфавита и как бы стоят на одной ноге: они очень «неустойчивы», лишены «равновесия». Это подчеркивает, что ложь — всегда однобокая крайность, притом самая сильная ложь — это как бы полуправда, поэтоу единственная ее «нога» — истинный факт, искаженный, отрезанный от других данных и очень раздутый.

Буква «йуд» в середине слова «иш» («мужчина») символизирует непрекращающуюся войну мужчины с ложью, которая стремится оторвать его от истинной реальности, раздувая значение одних фактов и уменьшая смысл других. Именно поэтому на еврейском мужчине лежит обязанность изучать Устную Тору, дабы «рас ширить кругозор» и научиться видеть каждую проблему во всей полноте и с разных точек зрения, а потом, собрав все факты воедино, выводить практическую алаху. Это позволяет ему разоблачить полуправду, а также понимать, где скрыты крупинки истины даже во лжи.

«Эмет» и «шекер» — две постоянно враждующие между собой крайности. Их заглавные буквы «алеф» и «шин» вместе образуют слово «эш» («огонь»). Мужчина как бы объединяет истину и ложь, вставляя посередине букву «йуд», тем самым он объединяет эти крайности «короной Всевышнего», т.е. стремлением к реализации Его воли.

Есть всем известная поговорка о двух евреях и трех мнениях, но истинная суть её в том, что может быть два противоположных мнения, которые объединяет третий взгляд, и это желание Творца. Именно так нужно понимать общеизвестное высказывание мудрецов: «В споре рождается истина». Это и есть буква «йуд» между истиной и ложью у мужчин, и буква «эй» у женщин, вместе составляющие Имя Всевышнего. Выстоять в постоянной войне против лжи могут лишь те мужчины, которые систематически изучают Устную Тору, постоянно заняты «исправлением своего пути» и советуются в этом с другими, более сведущими людьми. Таких мужчин в нашем поколении, к сожалению, очень мало, буква «йуд» большинства не реализуется.

Рав Моше Шахатович на занятиях, посвящённых построению еврейской семьи, рассказывал такой интересный случай из своей практики семейного консультанта. Както раз к нему пришла пара, где муж хотел подать на развод изза того, что не мог больше выносить, как он выразился, «постоянную ложь и обман со стороны жены». Он утверждал, что не может по закону Торы жить с ней, так как её поведение не гарантирует, что она соблюдает законы семейной чистоты. В ходе бесед с мужем и женой выяснилось, что жена воспринимает окружающую реальность не совсем так, как хотел бы муж. То есть муж говорит ей одно, а она понимает чтото совсем другое и, обсуждая услышанное, изменяет историю, добавляет свои фантазии или принимает желаемое за действительное. Но, разумеется, никаких намерений не соблюдать законы семейной чистоты с её стороны не было. Однако кристально правдивая душа мужа не могла это вытерпеть. В результате постоянных скандалов и нравоучительных бесед с женой он решил разводиться, но перед разводом сделать еще одну, последнюю попытку както исправить положение. Так они и попали к семейному консультанту. Рав Шахатович вначале попробовал объяснить мужу, что он в данном случае неправ, и поведение его жены совсем не соответствует категории «постоянно обманывает и говорит неправду». Более того, бывают случаи, когда по закону Торы необходимо изменить информацию и сказать не совсем правду. Но муж утверждал, что раз сказано в Торе: «И от лжи удались», значит, любой намёк на ложь и любое изменение фактов запрещены. В общем, рав Моше решил, что спасти эту семью сможет только великий мудрец Торы, и отправился к раву Яакову Каневскому (Стайплеру). Рав, выслушав до конца претензии мужа, очень чётко ему сказал, что он обладает невероятно сильным стремлением к истине, и таких правдивых людей уже не существует в мире более 300 лет. «Вы единственный человек в нашем поколении с таким сильным стремлением к истине, но сей час вы убийца, так как своим рвением убиваете близких вам людей», — завершил разговор Стайплер.

От себя рав Шахатович добавил, что будучи понастоящему честным человеком, этот еврей может использовать своё стремление к истине только в том случае, если сумеет понять и найти оправдание для жены, которая по какимто причинам сейчас говорит неправду, и таким образом он приблизится к той золотой середине, о которой писал Рамбам.

Мужчина и женщина: поиск взаимопонимания

Поиск взаимопонимания — это естественный и гармоничный процесс в семье, где муж и жена являются половинками целого. Написано в Торе: «И сказал Гсподь Бг: Не хорошо быть человеку одному, сделаю ему подспору соразмерно ему… И навел Господь Бг оцепенение на человека, и он уснул. И взял Он одну из его сторон, и закрыл плоть под нею. И отстроил Гсподь Бг сторону, которую взял у человека, [чтобы ему быть] женой, и привел ее к человеку. И сказал человек: Эта на сей раз! Кость от моих костей и плоть от плоти моей! Эта названа будет женой (иша), ибо от мужа (иш) взята она. Потому покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой» (Берешит 2:18, 2124).

В комментарии Рамбана на стих 18 сказано, что Всевышний не мог создать человека без возможности производить потомство, ведь все живые существа на Земле созданы парами для того, чтобы у них была возможность плодиться и размножаться, и даже у растений есть способы для размножения. Единственно правильное объяснение приведено в Вавилонском Талмуде («Брахот», 62а, «Шабат», 32а, «Эрувин», 18аб и др.): Всевышний создал человека «двуликим» (т.е. двуполым), то есть мужчиной и женщиной одновременно, поэтому он мог производить потомство без пары. Уже после этого Творец сказал: «Не хорошо человеку быть одному, надо, чтобы его вторая половина была напротив него. Будучи разделёнными, они соединятся по своему желанию».

После этого Творец и отделил часть от первого человека, создав из нее женщину — «помощника против него». «Если он и она заслужат, то будут помощниками, а если нет — врагами, то есть один против другого», — говорят мудрецы. В комментарии Раши на стих 24 («….и станут они плотью единой») сказано, что эти слова о ребенке, который у них родится. В нем их плоть становится единой.

Рамбан задает вопрос: «Если понимать Раши буквально, то отсутствует всякий смысл, ведь то же самое происходит и с животными, то есть и их плоть объединяется в их детёныше?!» Рамбан предлагает другое понимание этих слов Торы. По его мнению, у животных мужская и женская особи — это два абсолютно отдельных создания, которые соединяются в пару только для произведения и выкармливания потомства. Никакой любви и взаимоуважения друг к другу у них не было и никогда не будет, так как они изначально были созданы как два раздельных творения. Поэтому Всевышний сотворил изначально человека двуполым, а потом отделил женщину, чтобы они могли вновь соединиться в брачном союзе, став мужем и женой. Так как только то, что изначально было едино, может вновь по своему выбору соединиться. И поэтому «покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой», и он всегда будет хотеть находится рядом с ней.

Остается непонятным, почему Раши пишет, что «…и станут они плотью единой» — это ребенок, который у них родится. Ведь из комментария Рамбана ясно видно, что они сами станут единым телом! И ещё: почему её отделили от него, а не наоборот? И почему его плоть объединяется с плотью жены? Ведь и с матерью он был «одним телом» до рождения! И, наконец, почему заповедь «оставить дом отца и матери» только на мужчине, не на женщине?

В Торе сказано, что мужчина обязан искать себе жену, так как на нём лежит заповедь «плодиться и размножаться».1 А если так, то на нём же и обязанность оставить дом своих родителей и прилепиться к жене своей.

В заключение я хочу привести слова из книги «Арбаа Турим» («Эвен аЭзэр», законы «Плодитесь и размножайтесь», гл. 1): «Благословен Всевышний, желающий нам только всего самого лучшего и знающий, что по своей сути мужчина сотворен неспособным жить и нормально функционировать, изучая Тору и соблюдая заповеди, без поддержки женщины. Поэтому Творец создал помощницу “против него” — жену, которая, как мы уже объясняли выше, видит и понимает суть проблем “с другой стороны”. Поэтому творение мира было ради того, чтобы мужчина, познав свою жену, как духовно, так и физически, произвел на свет достойное потомство. И только когда мужчина поймёт, в чём заключается противоположность его жены, а жена разберется, чем он отличен от неё, они станут помощниками друг другу и воссоединятся, став единым человеком». Золотая середина между мужчиной и женщиной — это та грань, которая их объединяет в единое целое.

Смотрите так же:

  • Краевая общественная организация по защите прав потребителей Организация ОО краевая по защите прав потребителей "Согласие" Юридический адрес: 350000, Краснодарский край, Краснодар г, ул Рашпилевская, д 68 ОКФС: 53 - Собственность общественных объединений ОКОГУ: 4220003 - Региональные и местные общественные […]
  • Объекта градостроительный кодекс экспертиза Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением […]
  • Собственность и экономические модели общества Раздел 1. Основы экономической теории Тема 2. Становление и сущность товарно-рыночного производства 1.2.3. Экономическая система общества: классификация виды и модели Экономическая система – способ организации экономической жизни общества. В зависимости от […]
  • Закон о дополнительном отпуске инвалидам Отпуск инвалидам 2 и 3 группы — сколько дней положено? Сколько составляет дополнительный отпуск инвалидам 3 группы согласно ТК РФ в 2018 году? Недостаточно просто получить группу, которая подтверждает инвалидность. Гражданин (гражданка) должны быть […]
  • Патент на работу штраф Работа без разрешения: штрафы Любой иностранный гражданин, прибывший в РФ с целью трудоустройства, должен осуществлять свою деятельность на основании разрешительных документов, оформленных согласно действующему законодательству. Для иностранцев, прибывших […]
  • Налог на прибыль в россии размеры Ставки налога на прибыль в 2018-2019 году Общая ставка по налогу на прибыль организаций Размер налоговой ставки в федеральный бюджет в бюджеты субъектов РФ 2% (до 2017), 3%(с 2017 года) 18% (до 2017), (17% с 2017 года) Законами субъектов РФ налоговая […]
  • Исключения из правила спряжение В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени · у глаголов 1-го спряжения пиши гласные е, у (ю): име е шь , име е т , име е м , име е те , име ю т , · у глаголов 2-го спряжения – и, а (я): смотр и шь , смотр и т , смотр и м , смотр и те , […]
  • Три закона н Три закона н РАЗДЕЛ II. Поурочные разработки по физике к учебнику Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского ВВЕДЕНИЕ ФИЗИКА В ПОЗНАНИИ ВЕЩЕСТВА, ПОЛЯ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ Урок 26. Три закона Ньютона Цель: сформулировать три закона […]