Федеральные арбитражные суды субъектов

Правоохранительные органы / Федеральные арбитражные суды

Федеральные арбитражные суды

ФКЗ «О судебной системе» (1996)

ФКЗ «Об арбитражных судах» (1995)

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

специализированные арбитражные суды.

Их задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан; единообразное и правильное применение законодательства; содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях. В случаях, установленных законодательными актами, право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.

Принципы деятельности: законность, независимость судей, равенство всех перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, гласность (за искл. случаев по ФЗ). В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

На территориях нескольких субъектов РФ может осуществлять правосудие один Арбитражный суд, и, наоборот, на одной территории субъекта РФ может действовать несколько Арбитражных судов.

Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах ( арбитражные суды субъектов РФ) рассматривают подведомственные им дела в первой инстанции, пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими решения. Они являются основным звеном системы арбитражных судов.

Дела в арбитражных судах субъектов РФ рассматриваются в большинстве случаев судьей единолично. В некоторых случаях, предусмотренных законом, закон разрешает формировать для рассмотрения конкретного дела коллегиальный состав суда их трех судей профессионалов. Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В системе более высокое (на одну ступень) положение занимают арбитражные апелляционные суды. Они проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов первой инстанции. В настоящее время действует 21 суд данного уровня.

президиум арбитражного апелляционного суда;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

Арбитражный апелляционный суд:

1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело, т.е. рассматривая его по существу

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

4) изучает и обобщает судебную практику;

5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6) анализирует судебную статистику.

Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). Их 10.

Они проверяют законность вступивших в силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов, рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок.

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

На уровне с ними находятся специализированные суды

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

Суд по интеллектуальным правам рассматривает, например, дела в сфере патентных прав, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, об установлении патентообладателя и другие.

Президиум в составе Председателя Суда по интеллектуальным правам, его заместителей, председателей судебных составов и судей, входящих в состав президиума Суда по интеллектуальным правам

Судебные коллегии. Их возглавляют председатели — заместители председателя Суда по интеллектуальным правам.

Судебные составы. Их возглавляет председатель, избираемый сроком на три года.

Самое высокое положение в системе арбитражных судов занимает Верховный суд РФ

Верховный Суд РФ (ст.126) является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики

В соответствии с ФКЗ, этим занимается судебная коллегия по разрешению экономическим споров.

Судебные коллегии Верховного Суда России рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве первой инстанции, в кассационном порядке (по жалобам и представлениям на приговоры, определения и постановления судов областного (военных судов окружного) уровня), в порядке надзора (по жалобам и представлениям на приговоры, определения и постановления нижестоящих судов) и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, который возглавляет администратор соответствующего арбитражного суда.

Аппарат арбитражного суда проводит досудебный прием лиц, обращающихся в арбитражный суд, принимает и выдает документы, заверяет копии, проверяет правильность уплаты госпошлины, оказывает помощь судьям в подготовке дел к рассмотрению, ведет учет дел, и т.п.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ

Общая характеристика системы арбитражных судов

В соответствии со ст. 127 Конституции арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти. Законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в России устанавливается Конституцией, Законом о судебной системе, Законом об арбитражных судах, АПК и другими федеральными конституционными законами.

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях. Первый уровень представляют федеральные арбитражные суды субъектов РФ. К ним относятся арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Всего их образовано 81.

Второй уровень образуют федеральные арбитражные апелляционные суды, на которые возлагается проверка законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ. В настоящее время в Российской Федерации действуют 20 арбитражных апелляционных судов.

Третий уровень составляют 10 федеральных арбитражных судов округов, которые осуществляют проверку в кассационном порядке судебных решений арбитражных судов, входящих в судебный округ.

Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд РФ, который в соответствии со ст. 127 Конституции является высшим судебным органом по разрешению дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов. Им осуществляется в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов и даются разъяснения по вопросам судебной практики. Специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, является Суд по интеллектуальным правам. Он рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к его исключительной компетенции, и в качестве суда кассационной инстанции дела, рассмотренные им но первой инстанции, а также дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции и арбитражными апелляционными судами.

Наиболее важные вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации решает Пленум Высшего Арбитражного суда РФ.

В соответствии с Законом об арбитражных судах при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов РФ (далее – Совет), в состав которого входят Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ. Совет возглавляет Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ. Статус Совета определен разд. VI Регламента арбитражных судов, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.06.1996 №7.

В Высшем Арбитражном Суде РФ и в федеральных арбитражных судах округов создаются, а в арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов РФ могут создаваться судебные коллегии. Судебные коллегии арбитражного суда формируются из числа судей соответствующего суда и утверждаются президиумом суда. В тех судах, где численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, образуются только судебные составы. Деление судей на коллегии и составы осуществляется с целью их специализации на рассмотрении определенных категорий дел. Это позволяет повысить качество разрешения арбитражных споров и способствует формированию единообразия в применении норм права.

В судах всех уровней действуют президиумы, к полномочиям которых относится утверждение членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассмотрение отдельных вопросов организации работы суда и вопросов судебной практики.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда субъекта РФ могут быть образованы постоянные судебные присутствия соответствующих арбитражных судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда и постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта РФ являются обособленными подразделениями соответствующих судов вне мест постоянного пребывания этих судов, полномочия которых они осуществляют.

Рассмотрение дел осуществляется судьями, а в определенных законом случаях – судом в составе судьи и двух арбитражных заседателей (ч. 3 ст. 17 АПК).

Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи других арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с требованиями, установленными Законом о судебной системе и Законом о статусе судей.

В соответствии со ст. 120–122 Конституции, ст. 5 АПК судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, неприкосновенны и несменяемы. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в ст. 13–14 Закона о статусе судей, перечень которых является исчерпывающим.

Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане Российской Федерации, наделенные в порядке, установленном Федеральным законом от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Списки арбитражных заседателей формируются арбитражными судами субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей торгово- промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений. Эти списки затем направляются в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. По общему правилу срок полномочий арбитражного заседателя составляет два года.

Деятельность арбитражных судов строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности и непосредственности разбирательства дел.

Это означает, что при осуществлении правосудия суд должен полно, всесторонне, объективно и беспристрастно оценить представленные сторонами доказательства и на основании правильного применения норм материального и процессуального права вынести судебный акт. Судебные акты арбитражного суда объявляются публично (ч. 8 ст. 11 АПК). Это правило распространяется и на судебные акты, вынесенные по результатам рассмотрения дела арбитражным судом в закрытом судебном заседании.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Неисполнение решений, постановлений и определений арбитражных судов рассматривается как неуважение к суду и влечет за собой ответственность, установленную законодательством.

Внутренний порядок деятельности арбитражных судов и взаимоотношения между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Минюстом России, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов.

Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ.

Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата – администратором соответствующего арбитражного суда. Администратор осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда, а также организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда.

Делопроизводство осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах РФ, утверждаемой Председателем Высшего Арбитражного суда РФ.

Важное значение для эффективного функционирования арбитражной системы имеет издаваемый в соответствии со ст. 49 Закона об арбитражных судах «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», который является проявлением гласности в деятельности судебной системы, связующим звеном между всеми инстанциями арбитражных судов и позволяет обеспечить единообразие правоприменительной практики.

Кроме того, официальный сайт Высшего Арбитражного суда РФ в настоящее время представляет собой эффективный информационный ресурс о деятельности арбитражной системы России в целом. Со дня размещения на сайте постановления Пленума или Президиума Высшего Арбитражного суда РФ в полном объеме практика применения законодательства по рассмотренным в них вопросах считается сформированной. Кроме того, в целях обеспечения доступа к информации о деятельности судов создана автоматизированная система «Банк решений арбитражных судов», которая обеспечивает доступ для ознакомления с решениями судов всех инстанций, «Картотека арбитражных дел», позволяющая отслеживать движение дела, а также «Мой арбитр», предоставляющая возможность подачи документов, ходатайств и жалоб в электронном виде.

Финансирование системы арбитражных судов производится за счет средств федерального бюджета. При этом расходы на содержание арбитражных судов предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете, что позволяет обеспечить полное и независимое осуществление правосудия.

07.08.2017 | Суды о теплоэнергии в составе ГВС

Ранее на сайте АКАТО была опубликована статья, содержащая разъяснения порядка определения стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (ГВС), при расчетах исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями. В статье в числе прочего были рассмотрены Решение АС Московской области от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 и Постановление 10 ААС от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на Решение АС Московской области. На момент публикации статьи дело находилось на рассмотрении в суде кассационной инстанции. 31 июля 2017 года Арбитражный суд Московского округа принял Постановление по результатам рассмотрения кассационной жалобы на указанные ранее судебные акты.

Стоимость теплоэнергии в составе ГВС

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № 129 в целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на ГВС «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (пункт 32(1) Правил 306).

В подавляющем числе случаев ресурсоснабжающие организации (РСО), предъявляющие к оплате исполнителям коммунальных услуг (ИКУ) стоимость теплоэнергии в составе ГВС, полагают, что приведенные нормы регулируют исключительно отношения между исполнителями и потребителями услуг и не подлежат применению в правоотношениях ИКУ с РСО. В случае наличия общедомового прибора учета (ОПУ), измеряющего как объем потребленной всем многоквартирным домом горячей воды, так и количества теплоэнергии, затраченной на подогрев этой воды, РСО полагают правильным предъявлять к оплате ИКУ объем теплоэнергии, определенный по показаниям ОПУ. В обоснование своей позиции РСО обычно ссылаются на часть 1 статьи 544 ГК РФ («Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии…») и другие нормы гражданского законодательства РФ.

Необходимо отметить, что часть 1 статьи 544 ГК РФ устанавливает: «Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон».

В рассматриваемом случае как раз-таки иной порядок расчета установлен жилищным законодательством РФ, которое в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ и части 8 статьи 5 ЖК РФ, имеет высший приоритет.

Правительством РФ принято Постановление от 28.03.2012 № 253, подпункт «б» пункта 2 которого устанавливает:
«2. Установить, что требования, утвержденные настоящим постановлением:

б) применяются к отношениям, вытекающим из договоров поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, заключенных управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями до вступления в силу требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих требований
».

Указанным Постановлением утверждены Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, пункт 4 которых устанавливает: «4. Поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее — платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации».

Исходя из приведенной нормы оплата коммунальных ресурсов исполнителем коммунальной услуги в пользу соответствующей ресурсоснабжающей организации осуществляется именно из средств, поступивших исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальной услуги.

Абзац 2 пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354) устанавливает: «Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Приведенные нормы коррелируются с Определением ВАС РФ от 30.05.2014 № ВАС-6046/14: «Обязательства компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом)».

Исходя из приведенных норм объем теплоэнергии в составе ГВС, подлежащий оплате ИКУ в пользу РСО, должен рассчитываться в соответствии с Правилами 354 и должен быть равен объему теплоэнергии в составе ГВС, подлежащему оплате потребителями в пользу ИКУ. В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды

Что установили суды?

В ранее опубликованной на сайте АКАТО статье «Стоимость компонента “теплоэнергия” в составе ГВС» процитированы судебные акты, подтверждающие приведенную выше позицию. Указанные судебные акты были обжалованы в кассационном порядке, и 31 июля 2017 Арбитражный суд Московского округа принял Постановление по делу № А41-18008/2016, которым поддержал мнение нижестоящих судов, оставив обжалуемые судебные акты в силе. Суд указал:

«Независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124, порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения. При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также «Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253. Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг. При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124. На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы), являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления. Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги. С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности, Правил № 124 с учетом положений Правил № 354. Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период».

Аналогичную позицию занял Арбитражный суд Волго-Вятского округа, указав в Постановлении арбитражного суда кассационной инстанции от 21.04.2017 по делу № А28-3436/2016:

«Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Вопросы ценообразования и установления нормативов потребления в сфере горячего водоснабжения, в частности осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Законом № 416-ФЗ.

В силу части 9 статьи 32 Закон № 416-ФЗ (в редакции, действующей с 30.06.2014) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов, исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзаце 6 пункта 38 Правил № 354.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду») размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

При этом из пункта 26 приложения № 2 к Правилам № 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии,

С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу об определении размера платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, на основании пункта 42 Правил № 354, с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению».

Федеральные суды в России

Система судов в России является совокупностью всех судебных инстанций в РФ, установленных федеральными законами, а также конституцией. Суды уполномочены исполнять судебную власть. Согласно закону, в РФ функционируют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

Система правосудия в России

Российская судебная система – это регламентированная иерархия судов соответственно их компетенции, целей и задач.

Суды РФ не создают каких-либо правил или законов, а также не являются управляющим органом. Это та особая форма власти, которая представляет правосудие.

Правосудием принято считать работу судебных инстанций, направленную на вынесение правового суждения о законе и правой стороны. Но судебная власть не является изолированной от других властей. К примеру, исполнительная власть приводит в действие те решения, которые были приняты в суде.

Правосудие имеет право осуществляться только судом. Данные принципы прописаны в конституции РФ и закреплены в федеральных законоположениях.

Федеральные суды

Согласно законодательным документам, в России существуют федеральные суды трех видов:

  • Конституционный суд. Данная судебная инстанция относится к судебному органу конституционного контроля, которая независимо ни от кого реализует полномочия через конституционное судопроизводство. Судебная инстанция разбирает дела о соответствии Конституции законов, принимаемых правительством, президентом, иными органами власти РФ.
  • Верховный суд. Эта судебная инстанция считается высшей и осуществляет контроль над гражданскими, уголовными, административными и другими делами, которые подчиняются судебным инстанциям общей юрисдикции. Сюда относят: верховные судебные инстанции республик; областные суды; районные суды; военные суды; судебные инстанции городов и автономных областей, округов.
  • Высший арбитражный суд. Данная судебная инстанция ведет надзор за функционированием других арбитражных судов, разъясняет вопросы судебной практики, разрешает экономические споры. Федеральные арбитражные суды округов, субъектов страны представляют собой единую систему.
  • Судебные инстанции субъектов РФ

    К судебным инстанциям российских субъектов относят:

    • Уставные суды. Они создаются в субъектах по аналогии с конституционным судом РФ. В то время как дела ведутся и рассматриваются на уровне одного субъекта. Соответственно, и вопросы соотношения законов конкретного субъекта, его нормативных документов, органов местной власти рассматриваются с точки зрения устава конкретного субъекта. Каждый субъект самостоятельно устанавливает порядок судопроизводства. При этом законом предусмотрено, что решение, принятое судьей в пределах полномочий данного субъекта, не может быть пересмотрено иным судом. К тому же финансируются такие организации исключительно за счет средств конкретного субъекта РФ.
    • Мировые судьи. Они подчиняются судебным инстанциям общей юрисдикции. В компетенцию мирового судьи входит решение бракоразводных процессов, ведение имущественных разбирательств супругов, разбор трудовых споров, имущественные иски (если сумма иска не больше 500 минимальных окладов), уголовные дела, где предусмотрено наказание не выше 24 месяцев лишения свободы.
    • Структура судебной власти

      Каждая судебная система имеет свою определенную структуру, правда, федеральные суды Российской Федерации и суды субъектов находятся в одной системе.

      Рассмотрим, как федеральные суды общей юрисдикции выстраиваются в виде иерархии.

    • 1 ступень: районный суд;
    • 2 ступень: верховный суд субъекта;
    • 3 ступень (наивысшая): Верховный суд.
    • Каждое структурное подразделение делится на инстанции, полномочия которых делятся в зависимости от рассматриваемых дел. Разделяют суды следующих инстанций:

    • Первая. Подразделение принимает решения по тем вопросам, которые особо важны при рассмотрении конкретного дела. В уголовной практике решение такой судебной инстанции называется приговором.
    • Вторая. Суд, проверяющий правильность и справедливость принятого судебного решения, не вступившего в законную силу.
    • Третья. Судебная инстанция, которая должна проверять обоснованность принятого судом решения, вступившего в силу.

    Федеральные арбитражные суды делят по следующим параметрам:

    1. Высший арбитражный суд.
    2. Федеральный арбитражный окружной суд.
    3. Арбитражный суд края, области, республики, автономии, города федерального значения.
    4. Звенья представлены по убывающей, то есть низшей ячейкой считаются арбитражные федеральные суды субъектов, далее – округов, и высшей ячейкой считается высший арбитражный суд.

      Задачи судов

      Российский федеральный суд должен решать следующие задачи:

    5. Защищать конституционный строй России, ее безопасность и единство.
    6. Укреплять законность и порядок, предупреждать преступность и другие нарушения.
    7. Обеспечивать и защищать нарушенные права, свободу и интересы граждан, субъектов страны и органов самоуправления.

    К федеральным судам относятся:

    1. Конституционный Суд Российской Федерации;

    2. Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

    3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

    Федеральный конституционный закон от 31.12.96 N 1-ФКЗ, ст.4

    Словарь юридических понятий. — Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 22 . 1997 .

    Смотреть что такое «Федеральные суды» в других словарях:

    Федеральные суды РФ — 3. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов,… … Официальная терминология

    Федеральные суды Российской Федерации — по законодательству РФ Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, районные суды, военные и… … Финансовый словарь

    Специализированные федеральные суды — (англ. specialized federal courts) в РФ федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, которые могут учреждаться путем внесения изменений и дополнений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»**. Полномочия, порядок… … Энциклопедия права

    Специализированные федеральные суды — (англ. specialized federal courts) в РФ федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, которые могут учреждаться путем внесения изменений и дополнений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»**. Полномочия, порядок… … Большой юридический словарь

    Суды в Санкт-Петербурге — Ниже приводится перечень судебных органов, находящихся на территории Санкт Петербурга. Содержание 1 Конституционный суд 2 … Википедия

    Федеральные органы власти — органы власти, осуществляющие властные полномочия на федеральном уровне. Россия В соответствии с Конституцией РФ власть представлена тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть в РФ представлена высшим … Википедия

    Суды в Москве — Ниже приводится перечень судебных органов, находящихся на территории города Москвы. Содержание 1 Федеральные суды общей юрисдикции (кроме военных судов) 2 Военные суды … Википедия

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАДЗОРЫ — (РОСТЕХНАДЗОР) специально уполномоченные органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах. Федеральный горный и промышленный надзор России… … Российская энциклопедия по охране труда

    Федеральные арбитражные суды округов — 1. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях,… … Официальная терминология

    ВОЕННЫЕ СУДЫ — федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В.с. входят в судебную систему… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Арбитражные суды РФ

    Казанский Государственный Университет

    Арбитражные суды РФ.

    Выполнил студент 2 курса

    юридического факультета КГУ

    Арбитражные суды РФ.

    1. Понятие и система арбитражных судов в РФ______ 3

    2. Полномочия арбитражных судов субъектов РФ ___ 5

    3. Состав и полномочия федеральных арбитражных
    судов округов________________________________ 7

    4. Иные арбитражные органы____________________ 10

    Список использованной литературы ______________ 20

    Из многогранности и сложности современных хозяйственно-экономических отношений следует насущная потребность в четкой и ясной правовой базе, на основе которой было бы возможно полно и всесторонне разрешать споры и восстанавливать нарушенные экономические права. АПК — наиболее важная процессуально-правовая база в данной области, именно на его основе разрешаются экономические споры.

    В отличие от судов общей юрисдикции и третейских судов, арбитражный суд РФ осуществляет судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских правоотношений (имеются в виду экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры, если:

    они вытекают из отношений учреждений, предприятий и организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

    они вытекают из отношений предприятий организаций учреждений и граждан с государственными органами.

    Такова вкратце суть арбитражного судопроизводства в нашей стране.

    Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.

    В соответствии с Законом о судебной системе и Законом об арбитражных судах — ст.1 – Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого следует:

    Арбитражные суды являются особой ветвью (подсистемой) федеральных судов, входящих в российскую судебную систему.

    Арбитражные суды, в силу подведомственности дел, непосредственно не связаны с другими ветвями судебной системы – судами общей юрисдикции и Конституционным судом РФ.

    В соответствии со ст.3 — Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов;

    арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов или арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

    Какие же задачи выполняют арбитражные суды. По
    ст. 5 – основными задачами арбитражных судов в РФ при рассмотрении подведомственных им спорам являются:

    защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

    содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Арбитражные суды осуществляют свою деятельность, основываясь на таких принципах (по ст. 6), как законность, независимость судей арбитражного суда, равенство перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, гласность разбирательства дел, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства.

    За защитой своих нарушенных прав или оспариваемых законных интересов в арбитражные суды вправе обращаться организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Они могут прибегать к помощи арбитражных судов для разрешения споров между собой, а также с государственными и иными органами. Когда в спорах участвуют иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор может быть передан на разрешение арбитражных судов при наличии соглашения сторон либо если это специально предусмотрено законодательным актом.

    В случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.

    В большинстве случаев до передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по его непосредственному урегулированию в установленном порядке.

    Разрешая дела, арбитражные суды руководствуются Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством субъектов федерации. В соответствии с законом или договором арбитражные суды могут применять нормы иностранного и международного права.

    Решение, постановление, определение арбитражного суда, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

    Полномочия арбитражных судов субъектов РФ.

    Арбитражные суды субъектов Федерации принадлежат к низшему звену системы. Как отмечалось, в субъектах Федерации созданы и действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. При этом на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Одновременно судебную власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов; однако на практике пока этого нет.

    Законом установлены следующие полномочия арбитражного суда субъектов Федерации (гл. IV, ст.36). Он:

    рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции;

    пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

    обращается в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

    изучает и обобщает судебную практику;

    подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

    анализирует судебную статистику.

    Структурно арбитражный суд состоит из президиума и двух судебных коллегий — по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. При этом следует отметить, что из-за ограниченной численности судей в ряде малозагруженных арбитражных судов субъектов Федерации не всегда есть смысл создавать полнокровные судебные коллегии, а иногда это просто невозможно.

    Президиум арбитражного суда субъекта Федерации, действующий в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и тех судей, которых в этой роли утвердил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда; рассматривает вопросы судебной практики и другие вопросы организации работы суда.

    Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Федерации, возглавляемые председателями коллегий — заместителями председателя суда, рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику и т.д. В арбитражном суде субъекта Федерации создаются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию, а в тех судах, где коллегий нет, из суда этого суда.

    Закон предоставил широкие полномочия и председателю арбитражного суда субъекта Федерации, являющегося, как и председатели судов обоих высших звеньев системы, и судьей и самостоятельной процессуальной «фигурой», осуществляющей процессуальные полномочия, установленные Арбитражным Процессуальным кодексом Российской Федерации. А как руководитель суда, он: 1) организует деятельность суда;
    2) распределяет обязанности между своими заместителями;
    3) формирует судебные составы; 4) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; 5) осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; 6) представляет суд в отношениях с государственными общественными и иными органами и т.д.

    Законом также предусмотрено, что председатель арбитражного суда субъекта Федерации вправе принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время — с 1 июля 1995 года — в одном арбитражном суде любого субъекта Федерации действуют как бы два самостоятельных в процессуальном отношении суда — первой и апелляционной инстанции, в то время как до этого Высшие арбитражные суды республик в составе России могли рассматривать дела в порядке надзора. Сегодня же все без исключения арбитражные суды любого субъекта Федерации по своим полномочиям, кругу и характеру рассматриваемых дел и т.д. равны между собой.

    Состав и полномочия федеральных арбитражных судов округов.

    Вместо двухзвенной системы арбитражных судов создана трехзвенная система. Промежуточным звеном между Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и арбитражными судами субъектов Российской Федерации созданы десять федеральных арбитражных судов округов в качестве кассационных инстанций. Образованы следующие округа (гл. III, ст. 24, п.2):

    Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской республики – Чаваш Республики, Ярославской области;

    Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Читинской области;

    Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатской области, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа;

    Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа;

    Федеральный арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области;

    Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области , Республики Татарстан, Ульяновской области;

    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Республики Калерия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области;

    Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Адыгея, Республики Дагестан, Ингушской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия, Ставропольского края;

    Федеральный арбитражный суд Уральского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской республики, Челябинской области;

    Федеральный арбитражный суд Центрального округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курганской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области.

    К полномочиям арбитражного суда федерального округа относятся (гл.III, ст. 26):

    проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях;

    пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;

    обращение в Конституционный суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

    изучение и обобщение судебной практики;

    подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

    анализ судебной статистики.

    При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, т.е. проверка идет по вопросу права, а не факта. В этой связи не допускается ссылка в кассационной жалобе на недоказанность обстоятельств дела или постановлении суда выводов о фактических взаимоотношениях лиц, участвующих в деле, обстоятельствам дела. Тем самым восстанавливается традиционный облик кассационного производства, существующего в большинстве правовых систем.

    Структурно арбитражный суд федерального округа состоит и действует в составе (гл.III, ст. 25):

    президиума федерального арбитражного суда округа;

    судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

    Президиум арбитражного суда округа состоит из председателя суда, его заместителей и председателей составов суда, а также тех судей суда, которые в качестве членов президиума суда округа были утверждены Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Он рассматривает вопросы судебной практики, утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда и решает вопросы организации суда.

    Судебные коллегии арбитражного суда округа, возглавляемые председателями коллегий — заместителями председателя суда, проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом суда. В судебных коллегиях судов округов предусмотрена возможность создания судебных составов из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, формируемых председателем суда округа и возглавляемых председателями составов, утверждаемых президиумом суда округа.

    Весьма широки полномочия председателя суда округа. Важно отметить, что он является судьей и в то же время, как председатель суда — процессуальной “фигурой”: осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным Процессуальным Кодексом Российской Федерации. Как руководитель суда округа — председатель: организует деятельность суда, распределяет обязанности между своими заместителями; формирует из числа судей суда судебные составы; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; представляет суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами и т.д.

    Необходимо подчеркнуть, что федеральные арбитражные суды округов по отношению к охватываемым ими арбитражным судам субъектов Федерации вышестоящими судами являются лишь в процессуальном значении; а в организационном, кадровом и прочих значениях, вышестоящим для всех арбитражных судов субъектов Федерации является исключительно Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

    Федеральные арбитражные суды округов позволяют перенести рассмотрения дела за пределы субъекта Федерации и на этой основе снять всякие опасения в пристрастности суда. Дают возможность они в то же время, в отличии от производства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, приблизить рассмотрение дела к местам нахождения спорящих, что экономически не безразлично с учетом территории России.

    Иные арбитражные органы.

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

    Высшим звеном системы является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ является также организационным центром системы арбитражных судов.

    Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного суда Российской Федерации можно разделить на несколько групп.

    Прежде всего, этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:

    дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

    экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни одного дела по первой инстанции не рассматривал.

    Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.

    Кроме того, это аналитический центр системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего, в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов — своевременное и в полном объёме — занимает далеко не последнее место. Образно говоря, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для системы арбитражных судов страны в этом плане то же, что и Министерство юстиции Российской Федерации и его органы в субъектах Федерации для системы судов общей юрисдикции.

    Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в настоящее время состоит из:

    судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

    судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений.

    Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.

    Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В настоящее время, с 1 июля 1995 года в его составе председатели арбитражных судов субъектов Федерации не входят; да и сам Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражные дела не рассматривает ни по первой инстанции, ни в порядке надзора.

    Установлено, что он, в частности:

    рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

    решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;

    об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

    утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    утверждает место постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

    утверждает по представлению председателей арбитражных судов федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав президиумов этих судов;

    утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации регламент арбитражных судов и т.д.

    Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: 1) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в России; 2) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы. Если Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводит свои заседания не реже двух раз в год, то Президиум заседает два раза в неделю.

    Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В их функции входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и т.д. В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации образуются судебные составы, специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий.

    Новым органом в системе является Совет председателей арбитражных судов, действующий при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Это совещательный орган, он призван рассматривать вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов Российской Федерации. Для реализации принятых им решений Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

    Одновременно при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет, задачей которого является подготовка научно-обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов по их совершенствованию. Положение об этом Совете, как и его состав, утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

    Особенностью производства в арбитражных судах является то, что по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение третейского суда.

    Третейские суды создаются для рассмотрения конкретных споров, а также постоянно действующих. К последним относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, а также сходные с ними третейские суды, создаваемые при местных торгово-промышленных палатах (например, Коммерческий арбитраж при Московской Торгово-промышленной палате).

    Создаются третейские суды иногда и иными финансовыми и промышленно-предпринимательскими структурами, а также на основе некоторых межгосударственных соглашений, в которых особо оговариваются правила разбирательства предполагаемых споров. К их числу можно отнести Экономический суд Содружества Независимых Государств.

    Третейское рассмотрение конкретных споров происходит на основании Положения о третейском суде, рассматривающего любые возникшие между гражданами споры или Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, рассматривающего экономические споры, которые могут быть подсудными арбитражным судам.

    Производство в третейском суде осуществляется при наличии соглашения о передаче спора этому суду.

    Количество судей должно быть нечетным, а судьей может быть физическое лицо, обладающее дееспособностью и согласный на выполнение соответствующей обязанности.

    Третейский суд образуется, как правило, в составе трех судей. Каждая сторона назначает одного судью, а те назначают третьего. Этот третейский суд самостоятельно решает вопрос наличия или действительности соглашения о передаче спора третейскому суду. И если, сочтет необходимым, может передать спор на разрешение арбитражного суда.

    Весь процесс разрешения в третейском суде происходит на началах равенства сторон. При этом третейский суд сам определяет необходимость присутствия сторон. Руководствуется он только действующим законодательством. Решение принимается большинством голосов всех членов суда.

    Решение третейского суда исполняется добровольно и в порядке и в сроки, им установленные. При неисполнении ответчиком решения в установленный срок приказ на его принудительное исполнение выдается арбитражным судом, на территории которого находится третейский суд, по заявлению стороны, в пользу которой вынесено решение. В случае, если при рассмотрении заявления, арбитражный суд установит, что это решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным документам, арбитражный суд отказывает в выдаче приказа и возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд.

    Арбитражному суду не предоставлено право — отменять, изменять решение третейского суда, выносить новое решение, прекращать производство по делу или оставлять иск без рассмотрения, а также требовать от истца представления дополнительных документов.

    Постоянно действующие третейские суды.

    Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате РФ действует на основании Положения о Международном коммерческом арбитражном суде, утвержденного Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 года. В его компетенцию входит разрешение споров, связанных с договорными и иными гражданско-правовыми отношениями, возникающими при осуществлении внешнеторговых и других видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споров предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споров с другими субъектами права Российской Федерации.

    Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, касающихся торгового мореплавания.

    Корпус арбитров МКАС и МАК формируется президиумом Торгово-промышленной палаты РФ сроком на 4 года. Арбитром назначается лицо, обладающее специальными знаниями в области разрешения споров, принимаемых указанными органами к рассмотрению. Общее количество арбитров в рассматриваемых органах определяется неоднозначно. В МКАС – 25-30, в МАК – 25. Производство в этих органах ведется по правилам, сходным с действующими в третейских судах.

    Что касается решений, выносимых этими органами, то при вынесении решений может быть использовано не только российское законодательство, но и международные нормы и обычаи, а иногда и законодательство других государств. Есть разница и в последствиях вынесенных решений. Так, решения МКАС являются окончательными и обжалованию не подлежат. А решения МАК могут быть обжалованы сторонами, опротестованы Генеральным прокурором РФ и Председателем Верховного Суда РФ и их заместителями. Дела по указанным протестам рассматривает Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ.

    Решения МКАС и МАК должны быть исполнены добровольно. В ином случае, может состояться принудительное исполнение указанных решений.

    Особо следует подчеркнуть Экономический суд СНГ, созданный на основании Соглашения Совета глав государств СНГ от 6 июля 1992 года, подписанного представителями десяти этих государств.

    К его ведению относится разрешение межгосударственных споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, принятых в установленном порядке в рамках СНГ, а также споров, связанных с определением юридической силы для государств – участников Содружества нормативных и других актов по экономическим вопросам.

    Экономический суд СНГ образуется из равного числа судей от каждого государства-участника. Назначаются они сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе. Председатель суда и его заместители избираются судьями этого суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на пять лет.

    Наиболее сложные и принципиальные вопросы в данном суде рассматриваются его Пленумом. По результатам рассмотрения спора должно приниматься решение об установлении факта нарушения государством – участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствии нарушения), и определении мер, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушений и его последствий.

    1. Назовите характерные признаки правосудия?

    2. По каким делам суды осуществляют правосудие?

    3. Может ли, кроме суда, какой-либо другой орган признать лицо виновным в совершении преступления?

    4. Какие решения может вынести суд при осуществлении правосудия по уголовным и гражданским делам?

    5. Назовите виды подсудности гражданских дел.

    Правосудие – одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной. Оно также относится к числу важнейших полномочий судебной власти. Роль и значение правосудия проявляется в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением правоохранительной деятельности, завершается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам.

    Правосудие, как вид государственной деятельности, по закону может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. На сегодняшний день, правосудие – это разбирательство трех категорий дел: гражданских, уголовных и административных.

    Правосудие, как вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении правил гражданского, арбитражного, административного или уголовного судопроизводства, предусмотренного соответствующим законодательством.

    Правосудие может осуществляться только особым органом – судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность. Все это направлено на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

    2. Суды осуществляют правосудие по:

    гражданским делам, который охватывает широкий и многообразный круг споров или правонарушений, касающихся имущественных и некоторых неимущественных прав и законных интересов частных лиц, предприятий, учреждений и организаций.

    уголовным делам, который касается сравнительно ограниченного круга правонарушений, а именно только тех, которые считаются преступлениями, т.е. виновно совершенными общественно опасными деяниями, запрещенными Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

    административным правонарушениям – это дела о правонарушениях, ответственность за которые устанавливается административным законодательством, прежде всего Кодексом законов РСФСР об административных правонарушениях.

    Одним из основных признаков правосудия является:

    Осуществление правосудия только судом (Ст. 49 , ст. 118 Конституции РФ, ст. 13 УПК): «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также под­вергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом».

    Таким образом, только суд, дей­ствующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. При­менительно к отправлению правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ, тоже кон­кретизируется в ряде других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.

    Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами. К ним отнесены Вер­ховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды и высшие арбитражные суды республик, краевые, област­ные, городские суды и арбитражные суды, суды и арбитраж­ные суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Этот перечень явля­ется исчерпывающим.

    Требование, чтобы данный вид государственной деятельнос­ти выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобяза­тельное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судеб­ные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.

    4. Разбирательство уголовных дел является деятельностью в высшей степени ответственной, поскольку речь идет о признании или непризнании конкретного человека преступником и применении или неприменении к нему мер уголовного наказания – например, штрафа, исправительных работ, лишения свободы, конфискации имущества.

    При решении по гражданскому делу суд принуждает соответственно ответчика или истца к должному поведению, к исполнению своих обязанностей.

    5. Подсудность — распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т.е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело. В гражданском процессе различают два вида подсудности: родовую (предметную) и территориальную (местную).

    Родовая подсудность означает отнесение дела к ведению того или иного звена судебной системы – в зависимости от характера гражданского дела.

    Территориальная подсудность разграничивает компетенцию между однородными судами, т.е. различными судами одного и того же звена судебной системы.

    Список использованной литературы:

    Закон о судебной системе.

    Закон об арбитражных судах.

    Арбитражный Процессуальный Кодекс РФ.

    Гражданский Процессуальный Кодекс.

    Кодекс об Административных Правонарушениях.

    Юридический Энциклопедический Словарь.

    Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1995.

    Смотрите так же:

    • Коллекторы звонят а долгов нет Что делать если звонят коллекторы Банковские кредиты сегодня выдают повсеместно в огромных количествах. Нередко при этом отсутствует тщательная проверка платежеспособности заемщика. Это и другие обстоятельства зачастую приводят к просрочкам по займам. Если […]
    • Таможня растаможка Официальный сайт Государственного Таможенного Комитета ЛНР Приказ ГТК ЛНР от 03.08.2018 № 179 «О внесении изменений в Спецификацию форматов электронных сообщений Приказ ГТК ЛНР от 03.08.2018 № 179 «О внесении изменений в Спецификацию форматов электронных […]
    • Нотариус города томска Нотариусы Томск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7 (3822) 52-72-00 Адрес: 634061, г. Томск, пр. Фрунзе, 46 Часы работы: Нотариус […]
    • Коллегия по административным делам верховного суда рф рассматривает дела Вопрос 42 Военная коллегия Верховного Суда рф. Состав, порядок формирования, полномочия. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской […]
    • Федеральный закон от 2 мая 2006 г n 59-фз изменения Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: Одобрен […]
    • Отдел опеки пушкин Органы опеки и попечительства Пушкинского района СПБ Пушкинский район Органы опеки и попечительства МО г. Пушкин Адрес: 196600 Ленинградская область, г. Пушкин, Октябрьский бульвар, д.24 Телефон: (812) 466-26-84 @ E-mail: [email protected] […]
    • Время работы суда минск Время работы суда минск 220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10. Тел. (+375 17) 200-63-96, факс (+375 17) 200-14-07 [email protected] Экономика. Бизнес. Инвестиции Промышленность Международное сотрудничество. Экспорт Торговля, услуги и […]
    • Схемы правила поведения в детском саду Использование опорных схем в работе с детьми Основной задачей педагога является обучение детей способам обследования, наблюдения, умение выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Очень полезными в этом процессе являются опорные схемы, наглядные модели, […]