Гражданская позиция юриста

Что такое юрист без гражданской позиции

Мелкие чиновники да трусливые юристы-неудачники.
Позиции этих контингентов вполне известные — холопское подобострастие.

Ибо, да, если ты не силён ни в законе, ни — главное! — в гражданской позиции, чтобы вообще правильно поставить тот или иной вопрос — то «челфактор» (т.е. попросту говоря, лакейское лебезение перед судьёй) — это решительно всё,
на что ты можешь расчитывать.

Они пресмыкаются перед «вышестоящими», да, только вот это — их вышестоящие. Они забывают, что вышестоящие есть не для всех;). У меня вот, например — свобода, равенство и братство, и я не перед кем не пресмыкаюсь.

Мелкие чиновники да трусливые юристы-неудачники, мы с вами просто из разных миров, с разными понятиями. Друг другу — инопланетяне.

Мне тут одна такая вот типичная инопланетянка пишет на «Демократоре»:

Я:
«То есть, даже юрист относится к этой идее (совершенно законной!) без малейшего энтузиазма, и сам же предлагает своему клиенту «забить на это болт»! Если юрист говорит, что обращение в КС — очень сложная и трудоёмкая процедура, и что он возьмёт с клиента очень большую сумму за такую работу — то о чём это говорит?»

Рысева:
«Если б мне ЭТО сказал не один юрист, то я б подумала, что . а может я не права! А может иду . Вразрез с законом. И адвокат не хочет быть посмешищем!»

Я:
«Рысева, вот в этом вся ваша трусливая сущность: «Если б мне ЭТО сказал не один юрист, то я б подумала, что . а может я не права! А может иду . Вразрез с законом. И адвокат не хочет быть посмешищем!» — У вас такая была бы реакция, значит? Что ж, это ещё один повод для «гордости»:))) И немудрено — такие как вы только на безобидных людей умеют ополчаться. Почему вы такая ? Я вам объясню: потому что надо свои проблемы решать и решать вовремя, а не запускать. Вот у вас и накапливается агрессия. Агрессия — превращается в болезни, имейте в виду. Пересмотрите свой образ жизни и менталитет. Попробуйте решать проблемы, а не трусливо озираться. Даже если не добьётесь ничего (в нашей стране это и немудрено), зато будете чувствовать себя человеком, и человеком достойным, ходить с высоко поднятой головой. А может и людям поможете.»

Я:
«Требую, чтобы все слушанья (процессы) в Конституционном Cуде происходили открыто и прозрачно для всех граждан страны, чтобы к участию в процессе были допущены все желающие, чтобы список всех слушаний и их подробное содержание вывешивались заблаговременно на административных сайтах и публиковались в других всероссийских официальных изданиях.»

Рысева:
«И чё. потребовали? Сами-то поняли? Допустим на заседании хотят присутствовать . 10,000чел. По вашему требованию суд должен удовлетворить требование. И где этот суд будет проходить? На стадионе? ))))))) Далее. Сидят эти 10,000человек на стадионе.. И че? Решение они будут выносить? Или суд? Или Вам хочется самосуд? Или решение судьи не понравится так всех попинаем?»

Я:
«»10,000человек». «на стадионе». — А вот ЭТА «проблема», Рысева Р.К, — вообще высосана Вами из пальца. Существует практика инициативных групп, сформировать группы и выдвинуть своих представителей (временных — на данный судебный процесс) эта практика существует издревле, госпожа «стадион» Вы наш. Что-то у Вас или с фантазией совсем плохо, или Вы сюда специально пишете всякие подлости.»

===
Когда гражданская позиция без юриста — это дело наживное и поправимое,
но вот юриста без гражданской позиции — исправит только мать-земля. Не ведитесь на таких юристов-пресмыкистов, чел-факторщиков — это игра в одни ворота.

Понятие «гражданская позиция»: сравнительный анализ

Понятие «гражданская позиция»: сравнительный анализ

Ключевые слова: понятие «гражданская позиция»; сравнительный анализ понятий. Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ определения такого понятия, как «гражданская позиция». Термин рассматривается с точки зрения различных наук. В конце дается авторское определение понятию «гражданская позиция», актуальное для данного исследования.

Современное общество является довольно нестабильным. Большой отпечаток на нем оставили развал Советского Союза и тяжелые 1990-е годы. Изменения произошли практически во всех сферах нашей жизни, все они подверглись какой-либо деформации. Сейчас нашей стране нужны люди с активной гражданской позицией. Те люди, которые понимают, что несут ответственность за свою страну и готовы в случае чего встать на ее защиту. А что же означает данный термин – «гражданская позиция»? Изучением данного термина занимались такие авторы, как В.Т. Лисовский, Ю.В. Березутский, Н.Ф. Крицкая, Т.В. Абрамян, Т.И. Кобелева, П.А. Баранов, Н.П. Капустин, А.М. Шаленов, Н.Н. Перепеча и др. Хочется отметить, что термин этот достаточно многозначен, ему не дается точного определения в словарях.

В социологии термин «гражданская позиция» рассматривается В.Т. Лисовским и Ю.В. Березутским. Так, одним из определений гражданской позиции является «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который сегодня должен пройти молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны [1].

Раскрывая это определение, можно сказать, что индивид должен развиваться как в личностном, так и в социальном плане, при этом развитие личное и социальное не должно идти разрозненно друг с другом. С точки зрения социологии, Ю.В. Березутский определяет гражданскую позицию как совокупность внутренних общечеловеческих ценностей, приобретенных в процессе социализации личности и помогающих ей: во-первых, самостоятельно принимать решения в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активного участия в общественной жизни, прогнозируя возможные последствия таких решений; во-вторых, нести личную и социальную ответственность за эти принятые решения. Основными ценностными ориентирами в этом случае должны стать патриотизм и гражданственность личности [2]. В психолого-педагогической литературе мы можем найти следующих авторов, занимающихся изучением «гражданской позиции»: Т.В. Абрамян, П.А. Баранов, Г.Я. Грявцева, Н.П. Капустин, Г.Н. Филонов, А.М. Шаленов и др. В исследовании Т.В. Абрамян мы видим, что гражданская позиция – это важнейшая составная структура личности, по сути она представляет совокупность действий, способов поведения, осознание и принятие на себя личностью ответственности [3]. Мнение Абрамян несколько схоже с определением, которое дает нам Березутский. Оба они говорят о том, что человек должен принимать на себя ответственность за свои поступки.

В своей работе П.А. Баранов определяет термин «гражданская позиция» следующим образом: «это доминантная сфера личностной характеристики, определяющая смысл, направленность поступков, сопричастность личности к судьбе Отечества, к процессу в целом» [4]. Г.Я. Грявцева в своем исследовании дает следующее определение: «гражданская позиция – это интегративное качество личности, включающее в себя понятия, знания, убеждения, поведение, нравственные характеристики» [5]. Другой автор, дающий определение гражданской позиции, – Н.П. Капустин определяет ее как комплекс качеств личности, включающих социальную активность, следование закону, доминирование мотивов общественного долга [6]. В своей работе Г.Н. Филонов придерживается точки зрения, что гражданская позиция – это принятие общечеловеческих нравственных ценностей, это гуманизм взаимоотношений людей, это проявление достоинства, которое проявляется в общении личности с другими людьми, на основе взаимного уважения и признания самобытности каждого. Это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений [7].

Таким образом, Г.Н. Филонов делает акцент на внутренних ценностях и чувствах человека и считает, что именно они определяют все последующие поступки. В своей работе А.М. Шаленов утверждает, что гражданская позиция – это различные аспекты отношений – духовных, трудовых, нравственных и других [8]. С.В. Гладченкова и О.В. Гороховцев в своем исследовании определяют гражданскую позицию как совокупность качеств личности по отношению к гражданину, обществу, государству [9]. В педагогике «гражданскую позицию» изучают Н.Н. Волобоева, А.М. Андресюк, Н.Ф. Крицкая, Т.Н. Балобанова, Д.В. Кириллов, Н.Н. Перепеча, Э.П. Стрельникова, Т.И. Кобелева. Многие исследователи, как например Н.Н. Волобоева в своей статье, считают, что понятие «гражданская позиция» стоит на стыке двух других понятий: «гражданственность» и «социальная активность».

Гражданственность определяется как интегративное качество личности, которое включает в себя любовь к Родине, чувство собственного достоинства и уважение к государству. Социальная активность трактуется как устойчивое свойство личности, которое зависит от ее места в социальной структуре и от социальной роли, которую личность выполняет. Именно этот вид активности побуждает индивида к активной социальной деятельности. Исходя из этих двух определений, гражданскую позицию можно определить как совокупность познавательной, мотивационно- нравственной и поведенческой сфер личности, сформированной под влиянием внешних факторов и воздействий, собственных усилий и специально сконструированных социально-педагогических условий [10]. Именно эти три сферы являются составляющими компонентами гражданской позиции. Если говорить о современных работах, связанных с гражданской позицией, то в первую очередь нужно назвать исследование Н.Ф. Крицкой «Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин».

Автор считает, что процесс формирования гражданской позиции будет более эффективным, если определять термин «гражданская позиция» как рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с современной системой гражданских ценностей [11]. Изучением формирования гражданской позиции учащихся в социокультурной среде занимается Т.Н. Балобанова. В своем исследовании она рассматривает гражданскую позицию как интегративное понятие, включающее нравственные качества личности, ее профессиональную компетентность, уровень культуры, способность к саморазвитию, общественную активность [12].

Автор считает, что среда школы является важнейшим условием становления гражданственности учащихся. Именно в школе закрепляются у молодых людей определенные качества, установки, ценности, стереотипы восприятия и поведения. А.М. Андресюк, проанализировав в своей статье работы исследователей, занимающихся гражданской позицией, делает вывод о том, что можно выделить два подхода в определении понятия «гражданская позиция». Первый подход связан с определением гражданской по- зиции как интегративного качества личности, включа- ющего в себя патриотизм, трудолюбие, социальную ак- тивность, законопослушность и др.

Сторонниками тако- го определения являются И.В. Молодцова, А.С. Гаязов, С.В. Митросенко, Э.П. Стрельникова и др. Второй под- ход определяет данное понятие как различные аспекты отношений – нравственных, правовых, духовных, социальных и др. Приверженцами такого определения являются Н.Ф. Крицкая, Т.И. Кобелева, Г.Т. Суколенова и др.[13]. В своей работе Н.Н. Перепеча определяет гражданскую позицию как личностно значимое свойство, определяющее направленность деятельности студентов на основе принятия общечеловеческих ценностей, прав, свобод и обязанностей гражданина своего Отечества в ходе обучения в вузах [14].

Несколько другое определение гражданской позиции в своей работе дает Э.П. Стрельникова, которая определяет гражданскую позицию как интегральное качество (или совокупность качеств личности, мотивов поведения, системы мировоззрений), обеспечивающее нравственную, правовую, духовную и физическую защиту человека, характеризующее егокак сознательного члена общества с высокоразвитым гражданским долгом, готовностью трудиться на общую пользу, решимостью и умением отстаивать государственные интересы, непримиримостью к антиобщественным и антигосударственным проявлениям, бережным отношением к государственной собственности и умением сочетать личные и общественные интересы [15]. Изучая формирование гражданской позиции, Т.И. Кобелева утверждает, что гражданская позиция уча- щихся старших классов является интегративной системой отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности [16].

В своем исследовании Д.В. Кириллов определяет термин «гражданская позиция» как интегративное относительно устойчивое личностное образование, выражающееся в отношении личности к гражданскому обществу, как к ценности, раскрывающееся и реализующееся через идеи гражданского долга и гражданской ответственности, включающее в себя знания о ценности гражданского долга и гражданской ответственности, эмоционально-оценочное отношение к ним, осознание гражданской позиции в качестве личностной и социальной ценности и проявляющееся в деятельностных аспектах ценностного отношения [17].

Все авторы, говоря о гражданской позиции, так или иначе выделяют в ней три компонента: когнитивный, деятельностный и оценочно-эмоциональный. И на основании этих компонентов мы можем дать свое определение такому понятию, как «гражданская позиция». Исходя из теоретического анализа Отечественной и зарубежной литературы, с учетом специфики различных отраслей знания, занимающихся изучением гражданской позиции, мы можем говорить о том, что «гражданская позиция» – это интегративная система отношений личности к закону, обществу, государству, самому себе как гражданину, событиям действительности и собственной деятельности, определяющая смысл и направленность поступков индивида, позволяющая осознавать и принимать на себя ответственность, участвовать в общественной жизни, а также сохранять духовные ценности своего Отечества.

1. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб.: СПбГУ, 2009. 254 с.

2. Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 1. С. 151–159.

3. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков : дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 185 с.

4. Баранов П.А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности // Гражданское образование: ма- териалы международного семинара. СПб., 1997. С. 66–68.

5. Грявцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин : дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 214 с.

6. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М.: Академия, 1999. 214 с.

7. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. № 8. С. 45–51.

8. Шаленов А.М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70-80 гг. : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 18 с.

9. Гладченкова С.В., Гороховцев О.В. Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 1. С. 167–170.

10. Волобоева Н.Н. Особенности программы развития активной гражданской позиции подростков // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2008. № 39. С. 264–267.

11. Крицкая Н.Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин : дис. … канд. пед. наук. Киров, 2005. 214 с.

12. Балобанова Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде // Человек и образование. 2006. № 8-9. С.104–105.

13. Андресюк А.М., Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С. 82–85.

14. Перепеча Н.Н. Формирование гражданской позиции студентов высших учебных заведений : дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 200 с.

15. Стрельникова Э.П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы : дис. … канд. пед. наук. Липецк, 2001. 267 с.

16. Кобелева Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проетирования : дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 186 с.

17. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам : дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 208 с.

Другие новости и статьи

Запись создана: Четверг, 28 Июль 2016 в 18:32 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

У юриста должна быть четкая гражданская позиция

Комментарий Александра Жилевского, директора агентства «Выбор-недвижимость»:

— На мой взгляд, черный день для черных маклеров уже наступил. Это — закономерный результат вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ и информационного письма от 17 июля 2013 года № 29, выпущенного Федеральной службой по финансовому мониторингу. Оба эти документа призваны регулировать рынок покупки-продажи жилья и способны кардинально повлиять на рынок риэлторских услуг. Очень важный момент при этом — как будет контролироваться исполнение этого закона.

Не стоит лишний раз никому напоминать, что сделки с жилой недвижимостью – это зона особой социальной ответственности. На тему последствий сделок с жильем, которые проводились нечистыми на руку дельцами, написано и сказано немало. И истории эти, увы, периодически повторяются. Поэтому все специалисты, так или иначе причастные к этой сфере, на мой взгляд, должны обладать четкой гражданской позицией, социальной ответственностью, осознавать значимость своих действий. Как скоро черные маклеры покинут рынок недвижимости и покинут ли вообще, как скоро наши граждане перестанут страдать от последствий их нечестных действий, зависит во многом от того, в какой мере будет исполняться упомянутый закон.

Поэтому меня, честно говоря, удивляет, что некоторые юристы, специалисты, которые должны способствовать тому, чтобы законы исполнялись, которые работают на рынке недвижимости, начинают искать лазейки, как бы закон обойти. Темнить и мутить здесь нельзя. Иначе порядок будет навести очень сложно, будет страдать качество оказания риелторских услуг. И это должны понимать все специалисты, которые причастны к совершению сделок с недвижимостью.

Юрист: профессия или судьба?

Примите самые искренние поздравления с профессиональным праздником!

Быть юристом — большая честь и колоссальная ответственность. Основной целью юриспруденции является реализация, защита и восстановление законных прав и интересов граждан.

Это чрезвычайно сложная задача, при решении которой к вашей профессиональной деятельности предъявляются особые моральные, этические и правовые требования.

Именно от работников юридической сферы во многом зависят четкое, безукоризненное исполнение законов, защита интересов государства и каждого конкретного человека. Эта работа требует высочайшего профессионализма и полной самоотдачи.

Искренне желаем вам целеустремленности и непоколебимости в отстаивании норм закона, новых профессиональных успехов, крепкого здоровья, счастья и благополучия!

Уважаемые юристы Невинномысска!

Сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником!

Профессия юриста сродни профессии врача: от ваших квалификации, таланта и знаний зависят судьбы людей и порядок в государстве. На вас возложена великая миссия — защищать права и свободу граждан, обеспечивать стабильность реализации правовых норм. Едва ли возможно переоценить и вклад юристов в формирование правовой культуры в обществе, правосознания наших горожан.

Уверен, что ваши высокий профессионализм, активная гражданская позиция, безупречная репутация будут и впредь залогом укрепления стабильности и правопорядка в государстве. Позвольте пожелать вам целеустремленности, преданности служения закону, новых профессиональных успехов! Крепкого вам здоровья, мира, счастья и благополучия!

— Накануне профессионального праздника Ваша фирма отметила свое 11-летие . Каков основной вид деятельности Вашей компании?

— С уверенностью могу сказать, что «Эксперт» — это самая крупная и опытная юридическая фирма в Невинномысске. У нас в штате 9 юристов, также мы имеем филиал в Ставрополе. Одно из приоритетных направлений деятельности — работа с юридическими лицами по практике абонементного обслуживания, т.е. сопровождение всей деятельности предприятия.

И если раньше многие юридические лица обращались за помощью только когда возникало судебное разбирательство, то сейчас ситуация изменилась. Многие руководители понимают, что суд — это самая последняя и нежелательная стадия решения проблемы, и негативные ситуации гораздо проще предотвратить, чем потом бороться с ними, а для этого нужно правильно вести все дела.

В настоящий момент около 50% экономически хозяйствующих субъектов на территории города являются нашими клиентами.

Кроме того, начиная с 1996 года, фирма занимается юридическим обеспечением выборных кампаний. Первоначально это была работа с отдельными кандидатами, а затем и юридическое обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий края. Мы — единственная фирма на Ставрополье, работающая в этом направлении.

— По мнению молодежи, профессия юриста является одной из самых престижных и перспективных. Всем ли она подходит и как стать хорошим специалистом в этой области?

— Прежде всего нужно работать — много и с удовольствием. У юриста очень напряженная работа, отсутствие нормированного рабочего дня и даже рабочей недели. Часто возникают вопросы, требующие немедленного решения, поэтому работа по вечерам и в выходные дни для юриста — норма. Понятно, что без любви к профессии работать в таком режиме просто не получится. Кроме того, одного образования здесь недостаточно, юрист должен обладать определенными чертами характера: быть хорошим стратегом, аналитиком и психологом одновременно. В нашей работе нет каких-то определенных схем, каждое дело — это решение индивидуальной задачи. Зачастую в руках юриста находится дальнейшая судьба человека, поэтому к каждому делу нужно подходить с максимальной ответственностью и делать все возможное для благополучного решения проблемы.

Несмотря на трудности и напряженный график, я получаю от своей работы большое удовлетворение. А молодым людям, еще только выбирающим профессию, хочу посоветовать не гнаться за модой. Лучше быть хорошим и востребованным специалистом в любой другой области, чем юристом с плохой репутацией.

— Для Вас профессия юриста — это призвание?

— Наверное, да. Хотя юридическое образование я получил, уже закончив факультет русского языка и литературы Армавирского государственного педагогического института и медицинское училище по специальности «Фельдшерское дело». Еще в школе я начал основательно готовиться к поступлению в мединститут, хотел стать врачом-реаниматологом. Начиная с 6 класса, серьезно изучал анатомию, химию, биологию. Но к 9 классу у меня выявилась сильнейшая аллергия на хлорку, что, естественно, является противопоказанием к работе в медицине.

Когда встал вопрос выбора, куда поступать после школы, по совету родителей пошел на филфак. Но любовь к медицине никуда не делась, и параллельно я учился в Армавирском медицинском училище.

В силу жизненных обстоятельств, учась на третьем курсе пединститута, мне пришлось отстаивать имущественные права своей семьи в суде. Свои права я тогда успешно отстоял, а, самое главное, понял, что юриспруденция — это действительно то, чем я хочу заниматься в жизни.

— Полученное медицинское и педагогическое образование как-то помогает Вам в юридической практике?

— Безусловно, помогает, ведь юрист пользуется словами, как математическими формулами. В Гражданском кодексе есть статья, согласно которой все нормы права при толковании их судом понимаются в буквальном значении слов и выражений, содержащихся в соответствующей статье. В этом смысле знания русского языка, построения письменной и устной речи очень помогают при толковании норм права.

А что касается медицинского образования, то здесь тоже можно провести параллели: для успешного выхода из проблемной ситуации с юристом, как и с врачом, нужно быть максимально откровенным. При этом о проблемах обратившегося за помощью человека больше знать никто не должен. В отношении моей фирмы абсолютно не работает правило: что знают двое, то уже не секрет. И мои клиенты этим очень дорожат.

— Вы являетесь советником по правовым вопросам глав пяти муниципалитетов, в том числе и главы Невинномысска Константина Храмова. А кто для Вас в жизни главный советчик и помощник?

— Конечно, это моя мама Юлия Ивановна Шевченко. Она для меня и лучший друг, и главный советчик, причем как в жизненных вопросах, так и в работе. Окончив юридический факультет Ростовского государственного университета, она много лет работала старшим помощником прокурора города. По глобальным и стратегическим вопросам я до сих пор советуюсь с ней, за что очень ей благодарен.

— Что пожелаете в профессиональный праздник своим коллегам?

— Всегда добиваться положительных результатов не только в вопросах защиты прав и интересов своих клиентов, но и вообще в жизни. Пусть в этом им помогают безукоризненное знание правовой базы и принципиальная гражданская позиция.

Формирование гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза Гладченкова Светлана Викторовна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Гладченкова Светлана Викторовна. Формирование гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Гладченкова Светлана Викторовна; [Место защиты: Моск. псих.-соц. ин-т].- Брянск, 2008.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/140

Содержание к диссертации

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования гражданской позиции студентов 14

1.1. Понятие, сущность и структура гражданской позиции будущего юриста 14

1.2. Процесс формирования гражданской позиции студентов в вузе 38

1.3. Возможности образовательного пространства вуза в формировании гражданской позиции будущих юристов 58

Выводы по I главе 79

Глава 2. Опытно — экспериментальное исследование процесса формирования гражданской позиции будущих юристов в реальном образовательном пространстве вуза 82

2.1. Изучение сформированности гражданской позиции будущих юристов 82

2.2. Технология формирования гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза 98

2.3. Методика проведения исследования и основные результаты опытно -экспериментальной работы 115

Выводы по II главе 136

Список литературы 143

Введение к работе

Актуальность исследования. Ключевым фактором развития нашей страны является формирование гражданского общества и построение правового государства. Субъектами этого процесса выступают граждане новой социально-политической формации, обладающие совокупностью личностных качеств, обеспечивающих их преобразовательные возможности самостоятельность и независимость суждений, высокую нравственность, гражданскую ответственность и активность. Эти качества интегрируются в сознательной, активно проявляющейся гражданской позиции личности, формирование которой — одна из важнейших образовательных задач современного общества, идущего по пути демократического развития.

Основополагающая роль в создании правовых основ российского государства отводится специалистам юридического профиля, для которых приоритетом в профессиональной деятельности является защита человеческого достоинства, справедливость, гуманное отношение к личности. От уровня подготовки юристов зависит эффективное функционирование механизма правового государства и гражданского общества, правовая просвещенность и активность рядовых граждан.

Высокопрофессиональная деятельность юриста как субъекта формирования правового государства неразрывно связана с наличием в структуре его личностных характеристик интегративного качества — активной гражданской позиции, позволяющей ему быть сознательным носителем высокой правовой культуры, участником позитивных общественных преобразований, борцом за законность и правопорядок.

Образовательное пространство вуза в связи с этим является оптимальной воспитательной средой формирования активной гражданской позиции будущего юриста. Студент-юрист как целостная личность сочетает в себе одновременно возможность профессионального становления, способность к адекватному восприятию психолого-педагогических воздействий в рамках вузовского обучения, самостоятельному включению в субъект-субъектные отношения по формированию его активной гражданской позиции.

В теоретическом плане проблема формирования гражданской позиции личности может быть охарактеризована как сложная, многоуровневая и многоаспектная.

На философском уровне вопросами жизненной, социальной и гражданской позиции в соответствии с общественным развитием занимались

К.А. Абульханова-Славская, О.С. Гаджиев, С.Л. Франк, Э. Фромм и др. На социально-психологическом уровне вопросы, связанные с определением позиции и места человека в социуме, отражены в работах Б.Г. Ананьева, М.С. Кагана, И.С. Кона, М.С. Кузьмина, В.А. Ядова и др.

Психологические аспекты понятия «гражданская позиция личности», выражающие ее отношения, деятельность, сознание, исследуются в работах А.Г. Асмолова, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и др.

Анализ педагогических исследований позволяет рассматривать гражданскую позицию личности в контексте формирования гражданской культуры (Е.П. Белозерцев, З.Я. Капустина, Н.Д. Никандров, Е.А. Певцова, О.В. Рыжов, H.A. Савотина, О.П. Смирнова, Е.В. Татарищева, И.В. Тепля- шин, Г.Н. Филонов и др.); общих концепций патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения (A.C. Гаязов, Г .Я. Гревцева, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и др.), возможностей гражданского образования в формировании гражданской позиции (В. Крысяк, Н.М. Воскресенская, Г.Т. Суколенова, Н.И. Элиасберг), педагогических условий развития гражданской позиции старшеклассников (C.B. Митросенко, Э.П. Стрельцова, И.Л. Судакова и др.), формирования гражданских качеств учащихся во внеклассной работе (Б.З. Вульфов, И.Н. Руссу, Э.П. Стрельникова), воспитания гражданственности у студентов в вузе (А.Ф. Абзалов, A.B. Беляев, Т.М. Иванова, С.Н. Плохов, И.В. Суколенкова, М.В.Чельцов и др.).

Анализ научных работ по проблеме показывает общую осознанность учеными необходимости формирования гражданской позиции личности, в том числе в образовательном пространстве вуза. Однако в имеющихся исследованиях существуют значительные расхождения как в отношении терминологии, так и в подходах к формированию гражданской позиции личности.

Специфика профессиональной подготовки юристов отражена в работах З.Я. Башшаева, P.C. Бозиева, В.П. Зинченко, М.В. Кларина, В.Н. Руднева, Н.Б. Крыловой, В.И. Лутовинова, Н.В. Садовникова, В.А. Тестова. Особенностям внедрения в образовательный процесс новых технологий, реализации программы многоуровнего высшего образования посвящены работы Н.В. Борисовой, A.A. Вербицкого, Л.П. Гребенева, С.С. Медведева, Г.М. Мансуровой, Б.Н. Топорина, H.A. Шевчика, Н.В. Шестака и др.

Проведенный нами теоретический анализ исследований показал, что вопросы психолого-педагогических и организационно-методических условий, способствующих формированию гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза, не находят должного освещения в научной литературе.

Таким образом, возникает необходимость разрешения следующих объективно существующих противоречий:

— между потребностью общества в высококвалифицированных, ответственных специалистах с развитой гражданской позицией и отсутствием у значительного количества молодых людей четких жизненных ориентиров, гражданских ценностей и идеалов;

— между потребностями государства в системе профессионального образования, которое обеспечивало бы формирование гражданской позиции личности, и недостаточной теоретической разработанностью, методической обеспеченностью реализации этого процесса в образовательном пространстве вуза;

— между сложившейся традиционной педагогической практикой подготовки юристов и необходимостью построения системы образования, направленной на конкретную личность и учитывающей уровень сформированное™ ее гражданской позиции.

Обозначенные противоречия, актуальность формирования гражданской позиции будущего юриста определили проблему нашего исследования, суть которой заключается в выявлении и эмпирической проверке эффективности педагогических условий, обеспечивающих формирование гражданской позиции будущих юристов в вузе.

Актуальность проблемы и ее значимость определили тему исследования: «Формирование гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза».

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий формирования гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза.

Объект исследования: образовательное пространство вуза как фактор формирования гражданской позиции будущих юристов.

Предмет исследования: процесс формирования гражданской позиции будущих юристов в вузе.

Гипотеза исследования. Процесс формирования гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза будет эффективным, если:

— формирование гражданской позиции студентов является составной частью целостной системы их профессиональной подготовки и реально функционирует на основе соответствующей теоретической модели;

— в образовательном пространстве вуза существенно усилена гражданско-правовая направленность через субъект-субъектное взаимодействие студентов с преподавателями, молодежными организациями, представителями органов власти, способствующее их активному гражданскому развитию;

— технология формирования гражданской позиции будущих юристов строится как процесс поэтапного накопления и приобретения студентами опыта гражданской жизнедеятельности;

— систематически учитываются результаты диагностики, обеспечивающей адекватную оценку сформированности гражданской позиции будущих юристов.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы формирования гражданской позиции личности и выявить на его основе сущность, содержание, этапы формирования гражданской позиции будущих юристов.

2. Изучить специфику образовательного пространства вуза в формировании гражданской позиции будущих юристов PI теоретически обосновать педагогические условия, способствующие этому процессу.

3. Разработать модель формирования гражданской позиции юристов в образовательном пространстве вуза и проверить экспериментальным путем ее эффективность.

4. Определить диагностический инструментарий выявления уровня сформированности гражданской позиции будущих юристов.

Методологическая основа исследования:

На общефилософском уровне методология исследования связана с диалектическим подходом к процессу познания, теорией о всеобщности связи, взаимообусловленности и целостности явлений мира, философской теорией ценности (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган и др.).

На общенаучном уровне методология исследования представлена системным подходом (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Т.А. Ильина, Э.Г. Юдин), позволяющим рассмотреть гражданскую позицию как целостное социальное качество личности и смоделировать процесс формирования гражданской позиции студентов.

На конкретно-научном уровне теоретико-методологические основы исследования составляют:

— идеи культурологического (П.С. Гуревич, Н.Б. Крылова, В.Д. Шадриков, М.П. Щетинин) и аксиологического (H.A. Асташова, JI.B. Блинов, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, A.B. Кирьякова и др.) подходов к образованию;

— личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, М.Н. Кларин, И.Д. Лельчицкий, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

— деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Г.С. Батищев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и др.);

— педагогические и гуманистические идеи воспитания гражданина (В.М. Букатов, О.С. Газман, Б.С. Лихачев, В.И. Лутовинов, A.C. Макаренко, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.);

— теория гражданского образования и воспитания молодежи (A.M. Бабаев,

B. К. Бацын, Н.М. Воскресенская, Б.З. Вульфов, A.C. Гаязов, О.В. Заславская, Н.В. Мальковец, О.В. Рыжов и др.);

— психолого-педагогические концепции образования (Ю.К. Бабанский,

C. К. Бондырева, Е.В. Лобанова, М.А. Лукацкий, Н.Д. Никандров, Я.С. Турбовской и др.);

— положения о закономерностях развития личности и теория отношений личности (Л.И. Божович, И.А. Зимняя, М.С. Каган, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.);

— научно-теоретические основы формирования личности специалиста в образовательном пространстве вуза (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, Н.Е. Мажар, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, Л.А. Ядвиршис и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой документации по проблеме исследования; сравнительно- сопоставительный и ретроспективный анализ подходов к формированию гражданской позиции; синтез и обобщение положений теории; моделирование. Эмпирические методы: обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, статистические методы обработки результатов исследования.

База исследования: ГОУ ВПО «Брянский государственный университет»; экспериментальное исследование осуществлялось на базе филиала НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» в г. Брянске. В опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты юридического факультета. Общее число участников на различных этапах исследования — 290 человек.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2008 гг.

На первом, теоретико-аналитическом, этапе (2004—2005гг.) изучался и обобщался педагогический опыт формирования гражданской позиции юристов в образовательном пространстве вуза. Осуществлялось теоретическое осмысление проблемы на основе изучения, анализа и систематизации материалов философских, социологических, педагогических и психологических трудов. Определялась методология исследования, что позволило обозначить объект, предмет, определить цель исследования, выдвинуть гипотезу, наметить основные задачи, разработать программу опытно- экспериментальной деятельности.

На втором, опытно-экспериментальном, этапе (2005-2007гг.) осуществлялось моделирование формирования гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза. Проводились констатирующий и формирующий эксперименты. В ходе опытно- экспериментальной работы выявлялись и уточнялись педагогические условия формирования гражданской позиции студентов.

На третьем, обобщающем, этапе (2007—2008гг.) происходило завершение опытно-экспериментальной работы, ее анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования:

• Проанализированы, систематизированы и обобщены подходы к понятию «гражданская позиция личности» как педагогическому феномену в отечественных и зарубежных исследованиях; уточнены и дополнены сущностные характеристики гражданской позиции студентов-юристов в вузе.

• Установлена и раскрыта зависимость формирования гражданской позиции будущих юристов от специфики образовательного пространства вуза, обеспечивающего динамику роста их гражданского опыта, высокую осознанность гражданского поведения, устойчивость гражданской позиции студентов.

• Теоретически обоснована и апробирована модель формирования гражданской позиции будущих юристов в вузе, имеющая четко обозначенные структурные составляющие, реализуемые поэтапно в педагогическом процессе вуза.

• Разработан диагностический инструментарий определения уровня сформированности гражданской позиции будущих юристов для выявления динамики их гражданско-профессионального развития.

Теоретическая значимость исследования обусловливается его вкладом в разработку проблемы организации педагогической деятельности по формированию гражданской позиции студентов в вузе. Теоретически расширены представления о сущности понятия «гражданская позиция юристов», выявлены педагогические условия ее формирования у студентов в вузе. Полученные в ходе исследования материалы дополняют теорию педагогики, раскрывающую сущность гражданской позиции будущих юристов в целостной теории формирования гражданина.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявленные педагогические условия, соответствующий комплекс форм, и методов и средств, программы деятельности студенческих обществ позволяют упорядочить процесс гражданского воспитания в образовательном пространстве вуза, придать ему целенаправленность, организованность и результативность. Совокупность полученных данных исследования может быть использована для разработки программ учебных курсов юридической направленности (конституционное право, уголовный процесс), организации работы студенческих обществ, социально-гражданской практики студентов.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов и выводов определяются: методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, их анализом и рассмотрением применительно к профессиональной подготовке в вузе; совокупностью методов исследования; длительностью и повторяемостью опытно-экспериментальной работы, позволившей поэтапно фиксировать позитивные сдвиги в решении поставленных задач; публичной апробацией выводов, прошедших практическую проверку; современными методами статистической обработки эмпирических данных.

На защиту выносятся:

1. Гражданская позиция студентов рассматривается нами как одно из личностных качеств, обеспечивающих профессионализм, гражданскую сознательность и ответственность будущего юриста. Гражданская позиция будущего юриста — это интегративное качество личности, в котором отражаются ее представления о социальном идеале общества, государстве, праве, являющиеся ориентиром ее гражданского поведения в профессиональной и общественной деятельности.

2. Формирование гражданской позиции юриста выступает одним из важнейших направлений подготовки специалиста в вузе и проходит три этапа, каждый из которых связан с последовательным развитием гражданских качеств личности, гражданских представлений, закреплением навыков гражданского поведения. Вуз в этом процессе выступает как гражданско-правовое образовательное пространство, в котором актуализируется совокупность социально-педагогических условий, создаваемых для формирования гражданской позиции будущих юристов за счет включения их в учебно-профессиональную деятельность по освоению гражданского опыта.

3. Авторская модель формирования гражданской позиции будущих юристов основана на особенностях профессиональной подготовки специалистов юридического профиля и представляет собой единство целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов. Важнейшими условиями повышения эффективности формирования гражданской позиции студентов в вузе выступают: процесс формирования гражданской позиции студентов как составная часть целостной системы их профессиональной подготовки; усиление гражданско-правовой направленности образовательного пространства вуза; технология формирования гражданской позиции будущих юристов строится как процесс поэтапного накопления и приобретения студентами опыта гражданской жизнедеятельности; систематически учитываются результаты диагностики, обеспечивающей адекватную оценку сформированности гражданской позиции будущих юристов.

4. Формирование гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза обеспечивается в деятельности студенческих обществ, создающих особое поле взаимодействия студентов и преподавателей, представителей органов власти, молодежных движений, активизирующих гражданскую деятельность студентов по защите прав граждан, укреплению правопорядка.

5. Определен диагностический инструментарий выявления уровня сформированности гражданской позиции будущих юристов. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражения в научных публикациях автора, получили поддержку на Международной научно-практической конференции вузов МВД Беларуси, России, Украины в г. Брянске (2006) «Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности и культуры сотрудников правоохранительных органов»; на XV Международной научно-методической конференции в г. Пензе (2008) «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании»; в материалах круглого стола «Правовая система России: история и перспективы развития» г. Брянске (2008), XII Международной научно-методической конференции в г. Пензе (2008) «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве».

Материалы диссертации были обсуждены и позитивно оценены на заседаниях кафедры педагогики и социального образования Брянского государственного университета. Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в филиале НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» в г. Брянске.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Данная структура и объем работы определены поставленными задачами и логикой исследования.

Понятие, сущность и структура гражданской позиции будущего юриста

Атрибутом гражданского общества является заинтересованность государства в сознательном отношении граждан к общественным ценностям, в создании непротиворечивой системы гражданских и патриотических идеалов, в уважении гражданской позиции каждого члена общества, что требует подготовки специалистов, обладающих самостоятельностью, ответственностью, гражданским мужеством, социальной и гражданской активностью.

Выявление социально-педагогической сущности гражданской позиции и поиск путей ее формирования — актуальная проблема педагогической науки. Ее решение приводит нас к необходимости исследования данного феномена в системе механизмов взаимоотношений человека с обществом, окружающим миром, государством, которые влияют на формирование самосознания, гражданской позиции и становление личности в целом.

Несмотря на достаточное количество исследований по вопросам формирования гражданской позиции, отметим, что аспект формирования гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза не находит должного освещения в литературе, и перейдем к теоретическому анализу понятия «гражданская позиция» личности, которую условно можно разделить на два элемента: «гражданская» и «позиция».

Существенным признаком понятия «гражданская позиция» является категория «гражданская», производная от категории «гражданственность». Генезис гражданственности связан с выделением из системы общественных отношений социального отношения «гражданин-государство». Идея воспитания и становления гражданина возникла вместе с появлением государства и была обусловлена острой потребностью иметь послушных и преданных первоначальному аппарату властей, позже — государственному и общественному интересу страны граждан.

Формирование гражданской позиции человека занимает важное место в трудах древнегреческих ученых Аристотеля, Платона, Ксенофонта, Сократа, Демокрита. Они считали идеальным гражданином государства того, для кого смыслом жизни стало служение государственным интересам, преданность им и их защита [148, с.Зб].

Первым творцом целостной системы гражданского воспитания по праву считают Платона, который утверждал, что гражданская позиция зависит от социального положения человека. Последователь Платона философ Сенека отмечал, что свободных граждан с развитой гражданской позицией может сформировать только высокоорганизованное государство.

Мыслители античности отдавали приоритет в средствах воспитания гражданственности, морали, при этом направляли человеческую нравственность на служение конкретному государству. Согласно Цицерону, гражданин не только не должен сам вредить другим, посягать на чужую собственность или совершать другие несправедливости, но и обязан оказывать помощь потерпевшим, трудиться для всеобщего блага [196, с.60]. Цель воспитания гражданина Цицерон видел в формировании умения сочетать интересы общества и личной пользы.

Однако широкое обсуждение гражданской позиции личности относится к более позднему времени, когда человек был выделен на личностном уровне. Тема формирования гражданской позиции личности рассматривалась широким кругом мыслителей на разных направлениях. Это Вольтер, П.А. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Г. Кершенштейнер, И. Кант, Дж. Локк, Морелли, Ж.-Ж. Руссо, русские мыслители В.Г. Белинский, М.В.Ломоносов, Н.М. Карамзин, К. Д. Ушинский и др.

По мнению Д. Дидро, главным качеством, отличающим гражданина, является способность поддерживать существующую власть, а задачей вое- питателя должно стать развитие у молодежи в себе благодетелей, способствующих укреплению общества и государства [148, с.269].

Ж.-Ж.Руссо считал, что формирование человека зависит от влияния среды и воспитания: общественная среда формирует гражданскую природу человека. В то же время на формирование гражданской позиции личности влияют три фактора: природа, люди и общество [159, с.559].

Идеи Ж.-Ж. Руссо получили большую определенность в учении И.Канта, который относил к качествам, формирующим гражданскую позицию — гражданственность и был убежден, что мотивацией человеческой деятельности является долг перед Отчизной и государством [92, с.337].

Теория формирования гражданина впервые получила стройную разработку в работах Г. Кершенштейнера «Понятие гражданского воспитания», «Понятие трудовой школы». По его мнению, воспитание гражданина должно вооружить человека такими привычками, которые дали бы ему возможность принимать участие в жизни государства и научили содействовать своей жизнью и деятельностью приближению к идеалу культурно- правового государства [96, с.20].

Процесс формирования гражданской позиции студентов в вузе

Для юриста — профессионала, как и для любого другого специалиста, мир не может ограничиваться только своим предметом. Юрист, и особенно высококвалифицированный юрист, должен разбираться в основах устройства современного общества, быть готовым к решению разнообразных профессиональных задач.

Важными составляющими, обеспечивающими поведение юриста, является занимаемая им позиция в профессиональной деятельности в соответствии с принятыми в обществе ценностями: уважение законов, уважение прав личности, гражданский долг, патриотизм, осознание своих прав и обязанностей перед обществом и государством.

Педагогические исследования различных аспектов юридического образования велись многими учеными, в том числе С.С. Алексеевым, А.Б. Гутниковым, E.H. Доброхотовой, Б.В. Дрейшевым, Н.В. Караваевым, C.B. Коданом, Г.В. Мальцевой, В.Н. Рудневым, однако проблема формирования гражданской позиции юристов в образовательном пространстве вуза недостаточно разработана в литературе.

В педагогической науке и практике существуют различные подходы к решению проблемы формирования гражданской позиции личности в образовательной среде. Одни авторы утверждают, что гражданская позиция формируется при изучении гуманитарных и правовых дисциплин (A.B. Беляева, Г.Я. Гревцова), другие условиями формирования гражданской позиции определяют общественно значимую деятельность (Т.С. Базарова), приобщение к культурно-историческим ценностям региона (О. Н. Проко- пец, И. В. Молодцова); трудовую подготовку (Т.Г. Веремеенко); поисковую деятельность (И.Л. Судакова); деятельность общественной организации (О.В. Солодова, Л.Н. Щербакова).

Исходя из общей структуры уровней методологического знания, в научной литературе определились весьма устойчивые подходы к формированию гражданской позиции личности. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания.

Общенаучная методология, применительно к нашей проблеме, определена системным подходом (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, О.С. Газман, Т.А. Ильина, B.C. Мерлин, П.И. Пидкасистый, Э.Г. Юдин), предоставляющим возможность охарактеризовать и конструктивно выразить целостные свойства предмета, рассмотреть педагогический процесс, гражданское воспитание в образовательном учреждении как единую систему. Ценность системного подхода как элемента изучения и организации гражданского воспитания личности состоит в том, что на его основе у студентов формируется системная картина мира, представления о гражданской позиции, развивается системное мышление. Системный подход позволяет рассмотреть гражданскую позицию как целостное социальное качество личности и разработать модель формирования гражданской позиции студентов в вузе.

Конкретно-методологические основания нашего исследования представлены культурологическим, деятельностным, личностно- ориентированным, аксиологическим подходом.

Культурологический подход (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, H.A. Бердяев, М.С. Каган, В.Д. Шадриков, М.П. Щетинин) непосредственно связан с изучением мира человека в рамках его культурного существования, в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен.

Природа культурологического подхода и его педагогический потенциал позволяют говорить о том, что в процессе обучения правовым предметам на формирование гражданской позиции существенное влияние оказывают следующие педагогические условия: — усиление культурологической направленности содержания правовых предметов за счет интеграции правовых знаний; — усиление культурологической направленности процесса обучения правовым предметам за счет драматизации социально значимых событий.

Согласно культурологическому подходу процесс формирования гражданской позиции студентов закономерно взаимосвязан с процессом формирования у них готовности к социокультурной ориентации. Социокультурная ориентация и культурологические умения становятся элементами учебного содержания и показателем качества образования, поскольку владение ими позволяет свободно ориентироваться в социокультурном пространстве, осмысливать социокультурные факты и явления, что в итоге способствует гражданскому самоопределению личности.

Культурологическая направленность юридического образования обеспечивает решение педагогических задач: формирование готовности к гражданскому выбору; формирование общечеловеческих ценностей, необходимых для устойчивой гражданской позиции студентов.

Изучение сформированности гражданской позиции будущих юристов

Технология формирования гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза

Профессия, как правило, накладывает отпечаток на человека. Происходит это потому, что профессиональная квалификация, глубоко проникая в духовный мир специалиста, определяет и его поведение в жизни. Вместе с тем одной лишь квалификации зачастую недостаточно для осуществления профессиональных функций. Юристы по роду занятий имеют дело с людьми и обязаны опираться на общепринятые нормы морали для того, чтобы принимающий их знания человек мог объективно и правильно воспринять и оценить помощь профессионала. Таким образом, юристы должны обладать не только специальными навыками, но и особыми нравственно-волевыми и гражданскими качествами.

Для профессии юриста требования морали имеют особый смысл, поскольку истинные законность и правопорядок в человеческом обществе устанавливаются там, где правосудие опирается на принципы справедливости, гуманизма, честности. В силу приведенных аргументов важнейшей задачей профессиональной подготовки юристов в вузе является становление студента как личности, гражданина, профессионала.

Формирование гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза осуществляется в рамках познавательной деятельности студентов, которая предполагает формирование представлений о гражданском долге, о правах и обязанностях гражданина, о гражданских ценностях. Практическая деятельность будущих юристов способствует формированию их гражданского поведения.

Учитывая диагностические показатели и опираясь на модель формирования гражданской позиции будущих юристов в вузе, мы разработали программу формирующего этапа эксперимента, включающую три направления. Первое направление — построение образовательного процесса путем включения в содержание учебных дисциплин гражданского элемента, использование активных форм обучения (деловые игры, дискуссии, дебаты), способствующих формированию гражданских представлений студентов. С целью усиления гражданского компонента в программу по дисциплине «Теория государства и права» (1 курс) были ведены дополнительные темы: «Правовой статус личности в гражданском обществе», «Взаимная ответственность личности и государства», «Права человека и проблемы их формирования в гражданском обществе», «Правовой нигилизм и его разновидности», «Роль правового государства в реализации прав личности». В программу по дисциплине «Конституционное право» (2 курс) темы: «Международная защита прав и свобод человека», «практика деятельности Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка в РФ», «Участие граждан-избирателей в избирательном процессе РФ»; по дисциплине «Уголовный процесс» (3 курс) темы: «Нравственные основы уголовного процесса», «Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе», «Правовые аспекты соблюдения прав участников уголовного процесса в ходе судопроизводства по уголовному делу».

Организация в рамках студенческого научного общества юридического факультета «Капля точит камень» (СНО «КТК») научно- исследовательской работы студентов: мониторинг законодательства по национальным проектам, общероссийского законодательства; подготовка учебно-методического материала на основании телевизионных программ («Реальная политика», «Народ хочет знать», «К барьеру», «Воскресный вечер», «Времена», «Постскриптум», «Судите сами», «Час суда», «Суд идёт», «Чистосердечное признание» и т.д.); выпуск информационных листков и стенгазет — все это дополняет и систематизирует гражданские представления студентов.

Второе направление — организация воспитательной работы, направленной на активизацию социального поля деятельности студентов в рамках студенческих обществ: — студенческое объединение по интересам «Российский альянс молодёжи за гражданское общество и патриотизм — Гражданский форум» позволяет сформировать гражданскую позицию по отношению к событиям, происходящим внутри страны и в международных отношениях с участием России и воспитывать патриотизм; — обсуждение социальных проблем, участие в акциях социальной помощи населению — задачи студенческого общества «Социально-правовая защита»; — заседания дискуссионно-правового клуба «Сократ» позволяют студентам вести открытый диалог с представителями органов власти, молодежными движениями.

Третье направление — создание условий для проявления гражданской позиции студентов в рамках учебной, производственной, преддипломной практики. Участие студентов в работе учебно-методического консультационного центра «Юридическое агентство «Правовая безопасность» дополняет практическую подготовку, содействует охране прав и интересов граждан, соблюдению и укреплению законности, воспитанию студентов в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения прав, чести и достоинства других лиц. На базе учебно-методического консультационного центра функционирует общественная приемная молодежного парламента Брянской области, осуществляющая мониторинг вопросов обратившихся граждан.

Такое взаимодействие расширяет сотрудничество кафедры общеюридических дисциплин с государственными и муниципальными органами, общественными и некоммерческими организациями и гражданами; обеспечивает возможности студентов для изучения и использования материалов деятельности судебных и иных правоохранительных органов, развивает навыки работы с ними, обеспечивает тесную связь теории и практики.

Данные направления реализовывались в рамках учебных занятий, ориентированных на активизацию познавательной деятельности и творческой самостоятельности студентов, предусматривали участие студентов во внеучебной деятельности, практической деятельности, в органах самоуправления.

Смотрите так же:

  • Сколько выплачивают пособие по беременности Пособие по беременности и родам (декретные выплаты) Содержание сборника " Пособие по беременности и родам ": 07. Особенности для некоторых случаев: 01. Что нужно для начисления декретных Лица, работающие нa предприятиях (учреждениях, оpганизациях) или y […]
  • Как пишется под расписку Как написать расписку правильно Добрый день, друзья. Сегодня у нас статья, которая может пригодиться практически каждому. Мы расскажем и покажем, как написать расписку. Причем, написать правильно, так, чтобы потом этот документ имел юридическую силу, а не […]
  • Правила ухода за строительными конструкциями Новостройки Московской области Ближнее Подмосковье с улучшением транспортной доступности становится «более ближним». Новостройки Московской области в последние годы становятся все более и более востребованы. Причин тому несколько, Основная. Износ и […]
  • Фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда обязательно обращаться для […]
  • Решения арбитражного суда курганской области Решение Арбитражного суда Курганской области по заявлению МУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" Арбитражный суд Курганской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению МУ «Управление дорожного хозяйства и […]
  • В споре с идиотом Спор с идиотом Ты не пытайся спорить с идиотом, Коль стать ему подобным неохота: Ввязавшись в спор, ему подобным станешь – С ума сойдёшь и всех вокруг «достанешь». Он тупостью своей и простотой Тебя на уровень ниспустит свой; А на том уровне, не надо и […]
  • Маша в законе телепрограмма Маша в законе (1-2 сезон) 8 серий из 8 Маше немного за тридцать, личная жизнь не устроена. За плечами - 10 лет парикмахерского стажа. Маша решает круто изменить свою жизнь и заканчивает юридический факультет. Теперь она - новоиспеченный юрист, ведь нет […]
  • Расчет суммы страховки автомобиля Калькулятор ОСАГО в Омске Быстрый способ рассчитать ОСАГО во всех страховых компаниях Омска Какова цена страховки ОСАГО в Омске в 2018 году? Узнать приблизительную стоимость ОСАГО в Омске можно еще до обращения к нам по телефону или составления заявки. […]