Информация о деятельности судов в сети интернет

Содержание:

15 апреля 2014 Теория Какими способами обеспечивается доступ граждан к информации?

Органы власти обязаны давать гражданам доступ к официальной информации. Это регулируется федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Там фигурирует шесть способов донесения властями информации до граждан:

  • в СМИ
  • в интернете
  • в помещениях органов власти (или в иных местах, которые отведены для этих целей_
  • в библиотеках и архивах
  • в ходе заседаний коллегиальных органов власти
  • по запросу
  • Публикация данных в СМИ

    Некоторую информацию власти обязаны публиковать в СМИ. В частности:

  • тексты принятых законов и нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов;
  • информация об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • информация о государственных (муниципальных) закупках или продаже/приватизации государственного (муниципального) имущества;
  • решения Конституционного Суда;
  • судебные решения о признании недействующими нормативных правовых актов (или сообщения о таких решениях).
  • Этот перечень не является исчерпывающим. В законах и иных нормативных правовых актах, а также в муниципальных нормативных актах в качестве необходимой для публикации в СМИ может быть закреплена иная информация.

    Размещение информации в сети Интернет

    У органов власти должны быть свои официальные сайты в интернете (ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»). Исключение составляют лишь органы местного самоуправления, которые могут размещать информацию о своей деятельности на сайте муниципального образования или сайте субъекта РФ (например, на сайте регионального правительства или законодательного собрания).

    Аналогичная обязанность установлена для судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ в ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

    Информация о деятельности органов власти, размещаемая в сети Интернет

    Государственные органы и органы местного самоуправления в обязательном порядке должны размещать на своих сайтах следующую информацию о своей деятельности (ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»):

  • общая информация;
  • информация о нормотворческой деятельности;
  • информация об участии в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, о проводимых мероприятиях;
  • информация о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, о том, насколько защищено население и территории от чрезвычайных ситуаций на данный момент, какие приняты меры по обеспечению их безопасности;
  • информация о результатах проверок;
  • тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей;
  • статистическая информация;
  • информация о кадрах;
  • информация о работе с обращениями граждан;
  • информация о государственном (муниципальном) заказе;
  • иная информация, необходимость размещения которой установлена действующим законодательством.
  • На основании этого перечня органы власти самостоятельно утверждают более детализированные списки сведений, которые необходимо разместить на своих официальных сайтах (ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

    Обязанность органов власти размещать информацию в интернете может быть установлена и другими нормативными правовыми актами. Например, федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», обязывает налоговые органы публиковать сведения о юридических лицах. Закон «Об обращении лекарственных средств» регулирует размещение сведений о государственной регистрации лекарственных средств. Согласно «Положению об учете федерального имущества» в интернете публикуется реестр федерального имущества.

    Законодательством также установлены требования к тому, каким образом должен обеспечиваться доступ к информации, размещенной на официальном сайте. Для федеральных органов исполнительной власти такие требования установлены Приказом Министерства экономического развития РФ от 16.11.2009 г. № 470 «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти».

    Вот лишь некоторые из требований, зафиксированных в этом документе:

  • просмотр информации должен быть доступен без регистрации пользователя и предоставления персональных данных, без внесения платы и без необходимости скачивания платного программного обеспечения,
  • формат текстовой информации должен обеспечивать возможность поиска, копирования фрагментов текста средствами браузера («гипертекстовый формат»),
  • пользователю должна быть обеспечена возможность поиска и использования текстовой информации, размещенной на официальном сайте и т. п.
  • Информация о деятельности судов, размещаемая в сети Интернет

    Суды размещают в интернете следующую информацию (ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»):

  • общая информация (наименование суда, территория, на которую распространяется юрисдикция суда, контакты, организационная структура, полномочия и т. п.);
  • информация, связанная с рассмотрением дел в суде (требования к форме и содержанию документов для обращении в суд и (или) образцы этих документов; порядок представления документов; сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины; сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера, наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, сведения о вынесении судебных актов (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено и т. д.); тексты судебных актов; сведения об их обжаловании и о результатах обжалования; порядок обжалования; порядок ознакомления с материалами дела; номера телефонов для справок);
  • тексты проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные органы власти (для судов, обладающих правом законодательной инициативы — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ);
  • данные судебной статистики;
  • информация о кадровом обеспечении суда;
  • информация о порядке и времени приема граждан и представителей организаций, порядке рассмотрения их обращений по вопросам организации деятельности суда, жалоб на действия (бездействие) судей или работников суда, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей, а также номер телефона для справок;
  • информация о государственном заказе.
  • Судебный департамент размещает в интернете общую информацию о своей деятельности и информацию об органах судейского сообщества.

    К общей информации о Судебном департаменте, публикуемой в интернете, относятся:

  • полномочия и структура Судебного департамента, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона, по которому можно получить справочную информацию;
  • перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Судебного департамента;
  • перечень органов Судебного департамента, их полномочия, а также почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов справочных служб этих органов;
  • фамилии, имена и отчества Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, его заместителей и руководителей органов Судебного департамента, а при согласии указанных лиц — иные сведения о них;
  • федеральные целевые программы и иные программы по вопросам развития судебной системы Российской Федерации (при наличии);
  • перечни информационных систем и банков данных, находящихся в ведении Судебного департамента.
  • Информация об органах судейского сообщества, обязательная для размещения в интернете:

  • перечень органов судейского сообщества, действующих на территории Российской Федерации, и их полномочия;
  • перечень нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность;
  • решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий.
  • Судебный департамент наряду с информацией, указанной выше, также размещает в интернете:

  • годовые отчеты Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ о деятельности Судебного департамента;
  • обзоры о деятельности судов общей юрисдикции, данные судебной статистики, публикуемые в средствах массовой информации;
  • сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов общей юрисдикции.
  • Орган Судебного департамента размещает в интернете следующую информацию:

    • общая информация об органе Судебного департамента (наименование, полномочия и структура, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона справочной службы; перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органа Судебного департамента; фамилии, имена и отчества руководителя органа Судебного департамента и его заместителей, а при согласии указанных лиц — иные сведения о них);
    • информация об органах судейского сообщества, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (перечень органов судейского сообщества и их полномочия; перечень нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность; а также решения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий).
    • Конституционный Суд РФ, помимо этого списка, размещает на своем официальном сайте послание Конституционного Суда РФ Федеральному Собранию РФ о состоянии конституционной законности в Российской Федерации.

      Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ дополнительно размещают на своих официальных сайтах сведения о судебной системе Российской Федерации.

      Тексты судебных актов судов общей юрисдикции часто публикуют в интернете не полностью: в целях безопасности из них исключают персональные данные, кроме фамилий и инициалов участников судебного процесса:

    • истца, ответчика, третьего лица;
    • гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного;
    • лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
    • секретаря судебного заседания;
    • судей, рассматривавших дело;
    • прокурора;
    • адвоката и представителя.
    • Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

      Без изъятия персональных данных публикуются следующие судебные акты:

    • решения Конституционного Суда РФ (ст. 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);
    • решения судов о признании недействующими нормативных правовых актов (ч. 3 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 196 Арбитражного процессуального кодекса РФ);
    • судебные акты конституционных (уставных) субъектов РФ;
    • судебные акты арбитражных судов.
    • Если в тексте судебного акта есть сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, при размещении актов в интернете эти сведения тоже исключаются.

      НЕ размещаются в интернете тексты судебных актов, вынесенных по делам:

    • затрагивающим безопасность государства;
    • возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;
    • о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
    • об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;
    • о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
    • о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;
    • об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции (факт родственных отношений; факт нахождения на иждивении; факт регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти; факт признания отцовства и т. д.);
    • тексты судебных приказов (ст. 126 Гражданского процессуального кодекса РФ).
    • Несмотря на то, что эта информация не размещается в интернете, заинтересованные лица имеют право получить акты по запросу. При этом запрошенные акты будут предоставлены лишь в той части, которая не содержит охраняемой законом тайны. Практически это означает, что в полученном документе будут изъяты все «секретные» фрагменты текста (например, зачеркнуты темным маркером).

      Размещение информации в помещениях органов власти и в иных отведенных для этого местах

      Органы власти, в том числе суды, размещают в своих помещениях стенды, электронные табло, информационные киоски и прочее, чтобы граждане могли ознакомиться с текущей информацией об их деятельности (ст. 16 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ст. 16 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). В помещениях госорганов размещают информацию:

    • о порядке работы органа власти и порядке приема физических и юридических лиц;
    • об условиях и порядке получения информации от органа власти;
    • о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию;
    • о порядке присутствия в судебном заседании и мерах, принимаемых к его нарушителям, порядке пропуска в залы судебного заседания и помещения, занимаемые судами.
    • Приведенный перечень не является исчерпывающим. Законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе муниципальными правовыми актами, может быть установлена иная информация, которую следует размещать в помещениях органов власти.

      Ознакомление пользователей с информацией в помещениях, занимаемых органами власти, а также через библиотечные и архивные фонды

      На усмотрение органа власти или муниципалитета гражданам может быть предоставлена возможность ознакомиться с информацией об их деятельности в помещениях, занимаемых государственным органом или органом местного самоуправления. Порядок ознакомления также определяет орган власти. Однако если речь идет об органе местного самоуправления, у которого нет возможности размещать информацию о своей деятельности в интернете, то такой орган обязан обеспечить возможность ознакомиться с этой информацией в занимаемом им помещении (ст. 17 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

      Некоторая информация о деятельности госорганов хранится в библиотечных и архивных фондах. Ознакомление с такой информацией осуществляется в порядке, установленном законодательством об архивном и библиотечном деле, в частности:

      Пользователь архива вправе:

    • обращаться к справочно-поисковым средствам (путеводителям по архивам, справочникам и т. д.) и получать информацию об этих средствах;
    • бесплатно получать оформленные в установленном порядке архивные справки и копии архивных документов, связанных с социальной защитой граждан, пенсионным обеспечением, получением льгот и компенсаций;
    • свободно получать для изучения архивные документы, за исключением установленных законом случаев ограничения доступа к архивным документам (ст. 24, 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»).
    • Помимо общих оснований для ограничения права на доступ к информации, архивное законодательство устанавливает и другие ограничения на доступ к архивным документам (ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»):

    • запрет на доступ к подлинникам особо ценных документов и к архивным документам, находящимся в неудовлетворительном физическом состоянии;
    • запрет на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, сведения, создающие угрозу для его безопасности, без письменного разрешения гражданина (его родственников, наследников) в течение 75 лет со дня создания документов.
    • Пользователь библиотеки вправе (ст. 7 Федерального закона «О библиотечном деле»):

    • бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа;
    • бесплатно получать в общедоступных библиотеках полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
    • бесплатно получать в общедоступных библиотеках консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
    • бесплатно получать в общедоступных библиотеках во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;
    • получать в общедоступных библиотеках документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек.
    • Присутствие на заседаниях коллегиальных органов власти и в судебных заседаниях

      Присутствие на заседаниях коллегиальных органов власти

      На заседаниях коллегиальных органов вправе присутствовать любые интересующиеся лица, в том числе обычные граждане, представители СМИ, юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления (ст. 15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

      Это право дает возможность присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти (например, Правительство, Государственная Дума, Законодательное собрание, счетная палата, ревизионная комиссия и т. п.) и коллегиальных органов, образованных в составе органов власти (например, совещательных органов, президиумов, коллегий, рабочих групп и т. п.).

      При этом присутствие заинтересованных лиц на заседаниях органов власти осуществляется в соответствии с регламентами этих органов или иными нормативными правовыми актами, а также муниципальными правовыми актами.

      В частности, орган власти может принять решение о проведении закрытого заседания в порядке, предусмотренном регламентом государственного органа, органа местного самоуправления. Например, Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом Российской Федерации, комитетом Государственной Думы или фракцией, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании (ст. 37 Регламента Государственной Думы).

      Присутствие в судебных заседаниях

      В открытых судебных заседаниях вправе присутствовать любые интересующиеся лица, включая представителей СМИ, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

      Закрытые судебные заседания проводятся только на основании мотивированного определения суда:

    • по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления ребенка,
    • при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела, либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина,
    • а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом (ст. 10 ГПК РФ, ст. 241 УПК РФ).

    Лица, присутствующие на открытом судебном заседании, вправе делать рукописные заметки и вести аудиозапись, а также с разрешения суда вести фотосъемку, видеозапись и трансляцию судебного заседания по радио и телевидению (ч. 4 ст. 158 ГПК РФ, ч. 3 ст. 154 АПК РФ, ч. 3 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ, ст. 54 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

    Порядок доступа в залы судебных заседаний и занимаемые судами помещения устанавливается регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов (чаще всего такие акты размещены на сайте суда).

    ФЗ о доступе к информации о деятельности судов

    Информация о деятельности судов — сведения, подготовленные в пределах своих прав и обязанностей судами, Судебным Министерствами, службами Судебного Министерства, службами судейской комиссии.

    К информации о деятельности судов относятся следующие сведения:

  • судебные решения и приговоры;
  • распоряжения, которые были изданы Судебным Министерством при Верховном Суде РФ;
  • решения служб судейской комиссии;
  • протоколы судебных заседаний;
  • судебная статистика;
  • письменные подтверждения или заключения экспертов.
  • Граждане Российской Федерации вправе ходатайствовать и получать любые сведения относительно функций трибуналов, доступ к которым не ограничен настоящим Федеральным законном.

    Описание федерального закона 262

    Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 № 262-ФЗ был принят Госдумой 10 декабря 2008 года и одобрен участниками Совета Федерации 17 декабря. Настоящий законопроект был разработан, чтобы упорядочить, расширить и сделать более доступной для общества сведений о судебной системе в России. А также регламентирует современные тенденции развития общества — компьютерных технологий и сети Интернет. Сведения предоставляются с помощью официальных сайтов Судов, Судебных департаментов и службами судейского министерства.

    Содержание ФЗ о доступе к информации о деятельности судов:

    Глава 1 (статьи 1-8). Основные положения закона. Регламентирует:

  • главные понятия;
  • область действия законопроекта;
  • нормативно-правовое регулирование взаимоотношений, направленных на гарантирование доступа к данным о функциях трибуналов;
  • основные правила обеспечения доступа;
  • конфиденциальные данные относительно деятельности судов;
  • порядок гарантирования доступа к соответствующим сведениям;
  • формы выдачи информации;
  • правомочия пользователей информации.
  • Глава 2 (ст 9-11). Учреждение доступа к сведениям о деятельности судов и главные нормы при обеспечении доступа к этим сведениям. Определяет:

  • учреждение доступа к данным относительно судов;
  • учреждение доступа к сведениям о деятельности судов, опубликованных в электронной сети «Интернет»;
  • главные нормы и требования при обеспечении доступа к сведениям о деятельности судов.
  • Глава 3 (ст 12-20). Выдача данных о деятельности судов. Устанавливает:

  • пребывание на судебные заседания;
  • публикацию сведений;
  • сведения о деятельности трибуналов, опубликованных в электронной сети «Интернет»;
  • особенности опубликования в сети «Интернет» текстов судейской документации;
  • размещение сведений о функциях судов в занимаемых трибуналах;
  • изучение информации, находящейся в архивных фондах;
  • запрос данных;
  • способы предоставления информации по запросу;
  • основа, исключающая возможность выдачи соответствующей информации.
  • Глава 4 (ст 21-23). Согласования судов, судебного министерства, служб судейского министерства, служб судебной комиссии с редакциями средств массовых данных. Определяет:

    • цели и формы согласования трибуналов;
    • официальные представители судебных организаций;
    • разрешение споров.
    • Глава 5 (ст 24-25). Охрана прав на доступ к сведениям о деятельности судов, надзор за обеспечением доступа к информации о деятельности трибуналов.

      Глава 6 (статья 26). Итоговые положения. Вступление в законную силу Федерального закона № 262.

      Последние изменения вносились 05 апреля 2016 года, которые вступили в правовую силу 1 января 20014 г. Нововведения, в основном, коснулись размещения сведений о деятельности судейских учреждений в сети Интернет.

      Последние изменения в ФЗ о доступе к информации о деятельности судов

      Участники Государственной Думы, 05 апреля 2016, приняли закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности трибуналов в Российской Федерации», которые были одобрены Советом Федерации 14 апреля. Согласно новой редакции, в сети Интернет размещаются тексты судебной документации, включая тексты приговоров после их вступления в правовую силу. Все остальные документы, могут быть опубликованы только после их принятия.

      Больше всех изменений претерпела статья 15. В соответствии с последней редакции 262 закона, из текстов судебной документации исключаются личные данные, вместо которых будут использоваться инициалы или псевдонимы. Это позволит идентифицировать членов судейской процедуры.

      Не подлежат размещению следующие судебные документы:

    • затрагивающие безопасность Российской Федерации;
    • возникающих из семейно-законодательных взаимоотношений, включая дела об усыновлении (удочерении) несовершеннолетнего, а также других дел, касающиеся прав и законодательных интересов несовершеннолетних;
    • правонарушения относительно половой неприкасаемости и репродуктивной свободы человека;
    • об ограниченности дееспособности человека или о признании его недееспособным;
    • о вынужденной госпитализации физического лица в психиатрическую клинику;
    • о внесении изменений в запись актов гражданского состояния;
    • об определении фактов, имеющих юридическое значение;
    • разрешаемым в порядке статьи 126 Гражданского процессуального Кодекса РФ.
    • Скачать текст 262 ФЗ

      Стоит отметить, что службы правления часто отказывают гражданину в передаче сведений, которые не касаются его прав. Однако данные действия не являются законными, так как в соответствии с ФЗ 262 об обеспечении доступа к информации о работе трибуналов в РФ, за гражданином закреплено право на получение соответствующих данных. Физическое или юридическое лицо не обязано аргументировать необходимость получения запрашиваемой информации. Данное право регламентирует Федеральный закон «Об информации, информационных методиках и об охране информации».

      Область действия настоящего нормативного акта распространяется на все судейские организации, составляющие судейскую систему России. При отказе в предоставлении сведений, гражданин имеет право обратиться в вышестоящие инстанции.

      Скачать Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 № 262-ФЗ в последней редакции по ссылке.

      Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

      Изменения и поправки

      Комментарии Российской Газеты

      Принят Государственной Думой 10 декабря 2008 года

      Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 года

      Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

      Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

      1) запрос — обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Судебный департамент), управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее — органы Судебного департамента), органы судейского сообщества о предоставлении информации о деятельности судов в Российской Федерации (далее — информация о деятельности судов);

      2) информация о деятельности судов — информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов. Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов;

      3) пользователь информацией — гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности судов;

      4) судебный акт — решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде. К судебным актам относятся также решения судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по результатам рассмотрения апелляционных или кассационных жалоб (представлений) либо пересмотра решений суда в порядке надзора;

      5) суды — федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи субъектов Российской Федерации (далее — мировые судьи), составляющие судебную систему Российской Федерации.

      Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

      1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов.

      2. Если законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим полномочия и порядок деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, предусматриваются иные требования к предоставлению информации о деятельности судов, чем те, которые определены настоящим Федеральным законом, то положения настоящего Федерального закона применяются с учетом требований законодательства Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — также законодательством субъектов Российской Федерации.

      3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением информации о деятельности судов редакциям средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

      4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

      1) порядок осуществления конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судопроизводства в арбитражном суде, порядок производства в квалификационных коллегиях судей;

      2) порядок исполнения судебных актов;

      3) отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества;

      4) порядок информационного взаимодействия, осуществляемого судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества.

      Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов

      1. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — также законодательством субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется также регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.

      2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

      Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов

      Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются:

      1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

      2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;

      3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;

      4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

      5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.

      Статья 5. Информация о деятельности судов, доступ к которой ограничен

      1. Доступ к информации о деятельности судов ограничивается, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

      2. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливаются федеральным законом.

      Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов

      Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами:

      1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;

      2) обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации;

      3) размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет);

      4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях;

      5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;

      6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.

      Статья 7. Форма предоставления информации о деятельности судов

      1. Информация о деятельности судов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

      2. Форма предоставления информации о деятельности судов предусматривается законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — также законодательством субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанной информации может предусматриваться регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества. В случае, если форма предоставления информации о деятельности судов не предусмотрена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в суде, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.

      3. Информация о деятельности судов в устной форме предоставляется гражданам (физическим лицам), в том числе представителям организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, во время приема. Указанная информация предоставляется также по телефонам соответствующих структурных подразделений аппаратов судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, аппаратов органов судейского сообщества (при наличии) либо по телефонам уполномоченных должностных лиц.

      4. Информация о деятельности судов может быть передана по сетям связи общего пользования.

      Статья 8. Права пользователей информацией

      Пользователь информацией имеет право:

      1) получать достоверную информацию о деятельности судов;

      2) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен;

      3) обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации;

      4) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности судов.

      Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности судов и основные требования при обеспечении доступа к этой информации

      Статья 9. Организация доступа к информации о деятельности судов

      1. Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, доступ к информации о деятельности судов, имеющейся в органах судейского сообщества, обеспечивается Судебным департаментом и органами Судебного департамента.

      2. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества в целях организации доступа к информации о деятельности судов определяют соответствующие структурные подразделения своих аппаратов или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются соответственно регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.

      3. Организация доступа к информации о деятельности судов осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, органами судейского сообщества, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации — субъектами Российской Федерации.

      Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности судов, размещаемой в сети Интернет

      1. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента для размещения информации о деятельности судов используют сеть Интернет, в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В случае, если суд общей юрисдикции (районный суд, гарнизонный военный суд, мировой судья) не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте органа Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится этот суд общей юрисдикции.

      2. Порядок создания официальных сайтов, размещения на них информации о деятельности судов, сроки обновления указанной информации с учетом требований настоящего Федерального закона устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации — субъектами Российской Федерации.

      3. В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети Интернет.

      4. В целях обеспечения права пользователей информацией на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента принимают меры по ее защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      5. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом. Для конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей указанные требования устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.

      Статья 11. Основные требования при обеспечении доступа к информации о деятельности судов

      Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности судов являются:

      1) достоверность предоставляемой информации о деятельности судов;

      2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности судов;

      3) изъятие из предоставляемой информации о деятельности судов сведений, доступ к которым ограничен;

      4) создание организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности судов, а также создание государственных информационных систем;

      5) учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, при планировании бюджетного финансирования судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента.

      Глава 3. Предоставление информации о деятельности судов

      Статья 12. Присутствие в судебных заседаниях

      1. Граждане (физические лица), в том числе представители организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют право присутствовать в открытом судебном заседании, а также фиксировать ход судебного разбирательства в порядке и формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

      2. Порядок доступа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в залы судебных заседаний, занимаемые судами помещения устанавливается регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов.

      Статья 13. Обнародование (опубликование) информации о деятельности судов

      1. Обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

      2. Если законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации — законодательством субъектов Российской Федерации предусматриваются требования к опубликованию судебных актов и иной информации о деятельности судов, то опубликование судебных актов и указанной информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

      Статья 14. Информация о деятельности судов, размещаемая в сети Интернет

      1. В сети Интернет размещается:

      1) общая информация о суде:

      а) наименование суда, наименование судебного района, на территорию которого распространяется юрисдикция суда, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

      б) организационная структура суда — пленум суда, президиум суда, палаты суда, судебные коллегии, постоянные судебные присутствия, консультативные и (или) совещательные органы (при наличии), а также структурные подразделения аппарата суда;

      в) полномочия суда;

      г) перечень законов, регламентирующих деятельность суда;

      д) регламент суда, инструкция по делопроизводству в суде и иные акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда;

      е) фамилии, имена и отчества председателя суда, заместителей председателя суда, судей, руководителя аппарата суда, а при согласии указанных лиц — иные сведения о них; основания наделения полномочиями председателя суда, заместителей председателя суда, судей;

      ж) перечни информационных систем и банков данных, находящихся в ведении суда (при наличии);

      з) наименование учрежденного судом средства массовой информации (при наличии);

      2) информация, связанная с рассмотрением дел в суде:

      а) требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд, и (или) образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд;

      б) сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины по категориям дел, подлежащих рассмотрению в суде;

      в) сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства);

      г) тексты судебных актов, размещаемые с учетом требований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов — сведения об источниках их опубликования;

      д) порядок обжалования судебных актов;

      е) разъяснения, обобщения и обзоры по вопросам судебной практики рассмотрения судами дел;

      ж) порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле;

      з) номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел;

      3) тексты проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные (представительные) органы государственной власти (для судов, являющихся субъектами права законодательной инициативы);

      4) данные судебной статистики, предоставляемые в объеме, установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом;

      5) информация о кадровом обеспечении суда:

      а) порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора;

      б) сведения о вакантной должности судьи, вакантных должностях государственной службы в аппарате суда;

      в) порядок поступления граждан на государственную службу в аппарат суда, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы в аппарате суда;

      г) условия проведения и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы в аппарате суда;

      д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросам замещения вакантной должности судьи, вакантных должностей государственной службы в аппарате суда;

      6) информация о порядке и времени приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядке рассмотрения их обращений по вопросам организации деятельности суда, жалоб на действия (бездействие) судей или работников аппарата суда, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

      7) сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

      2. Конституционный Суд Российской Федерации наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи, размещает на своем официальном сайте послание Конституционного Суда Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о состоянии конституционной законности в Российской Федерации.

      3. Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи, размещают на своих официальных сайтах сведения о судебной системе Российской Федерации.

      4. Судебный департамент размещает в сети Интернет:

      1) общую информацию о Судебном департаменте:

      а) полномочия и структура Судебного департамента, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

      б) перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Судебного департамента;

      в) перечень органов Судебного департамента, их полномочия, а также почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов справочных служб органов Судебного департамента;

      г) фамилии, имена и отчества Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, заместителей Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и руководителей органов Судебного департамента, а при согласии указанных лиц — иные сведения о них;

      д) федеральные целевые программы и иные программы по вопросам развития судебной системы Российской Федерации (при наличии);

      е) перечни информационных систем и банков данных, находящихся в ведении Судебного департамента;

      2) информацию об органах судейского сообщества:

      а) перечень органов судейского сообщества, действующих на территории Российской Федерации, и их полномочия;

      в) решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий.

      5. Судебный департамент наряду с информацией, указанной в части 4 настоящей статьи, размещает в сети Интернет:

      1) годовые отчеты Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о деятельности Судебного департамента, представляемые Председателю Верховного Суда Российской Федерации, Совету судей Российской Федерации и Всероссийскому съезду судей;

      2) обзоры о деятельности судов общей юрисдикции, данные судебной статистики, публикуемые в средствах массовой информации в соответствии с актами, регулирующими деятельность Судебного департамента по ведению судебной статистики;

      3) сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов общей юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

      6. Орган Судебного департамента размещает в сети Интернет:

      1) общую информацию об органе Судебного департамента:

      а) наименование, полномочия и структура органа Судебного департамента, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона справочной службы органа Судебного департамента;

      б) перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органа Судебного департамента;

      в) фамилии, имена и отчества руководителя органа Судебного департамента, заместителей руководителя органа Судебного департамента, а при согласии указанных лиц — иные сведения о них;

      2) информацию об органах судейского сообщества, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации:

      а) перечень органов судейского сообщества и их полномочия;

      б) перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов судейского сообщества;

      в) решения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий.

      7. Размещение в сети Интернет информации, предусмотренной настоящей статьей, должно осуществляться в сроки, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов.

      Статья 15. Особенности размещения в сети Интернет текстов судебных актов

      1. Тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия. Тексты приговоров размещаются после их вступления в силу.

      2. Тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, а также тексты иных судебных актов, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, арбитражными судами, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 4 настоящей статьи, размещаются в сети Интернет в полном объеме.

      3. При размещении в сети Интернет текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, за исключением текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов судей (судьи), рассматривавших (рассматривавшего) дело, а также прокурора и адвоката, если они участвовали в судебном разбирательстве. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

      4. При размещении в сети Интернет текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов.

      5. Не подлежат размещению в сети Интернет тексты судебных актов, вынесенных по делам:

      1) затрагивающим безопасность государства;

      2) возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

      3) о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

      4) об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;

      5) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

      6) о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;

      7) об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции.

      Статья 16. Размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях

      1. В занимаемых судами помещениях размещаются в доступных для посетителей местах информационные стенды и (или) технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего суда, которая должна содержать:

      1) порядок работы суда, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, по вопросам, связанным с рассмотрением дел в суде, и иным вопросам, касающимся деятельности суда;

      2) сведения о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию;

      3) порядок присутствия в судебном заседании и меры, принимаемые к его нарушителям, порядок пропуска в залы судебного заседания и помещения, занимаемые судами;

      4) условия и порядок получения информации о деятельности суда;

      5) иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией.

      2. В занимаемых Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях размещаются в доступных для посетителей местах информационные стенды и (или) технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией со сведениями об условиях и о порядке получения информации о деятельности судов, а также иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией.

      Статья 17. Ознакомление с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах

      Ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а с информацией о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — также в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

      Статья 18. Запрос информации о деятельности судов

      1. Пользователь информацией имеет право обратиться в суд, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества с запросом, который может быть направлен им непосредственно или его представителем, чьи полномочия оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      2. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, органа государственной власти, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности судов. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование соответствующего суда, Судебный департамент, наименование соответствующего органа Судебного департамента или органа судейского сообщества, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица.

      3. Запрос регистрируется в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества в порядке и сроки, которые установлены актами, регулирующими вопросы делопроизводства соответственно в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.

      4. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.

      5. Если запрос не относится к деятельности суда, Судебного департамента, органа Судебного департамента или органа судейского сообщества, в который направляется запрос, то об этом в течение семи дней со дня регистрации запроса сообщается пользователю информацией, направившему запрос. Возможность переадресации запроса устанавливается актами, регулирующими вопросы делопроизводства соответственно в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.

      6. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества имеют право уточнять содержание запроса в целях предоставления пользователю информацией необходимой информации о деятельности судов.

      7. Требования настоящего Федерального закона к запросу в письменной форме и ответу на него применяются к запросу, поступившему в суд, Судебный департамент, орган Судебного департамента по сети Интернет, а также к ответу на такой запрос.

      Статья 19. Порядок предоставления информации о деятельности судов по запросу

      1. Ответ на запрос должен содержать запрашиваемую информацию либо мотивированный отказ в предоставлении такой информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес суда, Судебного департамента, органа Судебного департамента, органа судейского сообщества, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).

      2. При запросе информации о деятельности судов, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети Интернет, в ответе на запрос суд, Судебный департамент, орган Судебного департамента, орган судейского сообщества могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

      3. В случае если запрашиваемая информация о деятельности судов относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, предоставляется запрашиваемая информация, за исключением информации ограниченного доступа.

      4. Ответы на запросы подлежат обязательной регистрации в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.

      5. Информация о деятельности судов предоставляется бесплатно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

      Статья 20. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности судов

      1. Информация о деятельности судов не предоставляется в случаях, если:

      1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности судов;

      2) в запросе не указаны почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

      3) запрашиваемая информация не относится к деятельности суда, Судебного департамента, органа Судебного департамента, органа судейского сообщества, в которые поступил запрос;

      4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

      5) запрашиваемая информация является вмешательством в осуществление правосудия;

      6) предоставление запрашиваемой информации не позволяет обеспечивать безопасность участников судебного разбирательства;

      7) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

      8) в запросе ставится вопрос о толковании нормы права, разъяснении ее применения или правовой оценке судебных актов, выработке правовой позиции по запросу, проведении анализа судебной практики или выполнении по запросу иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

      2. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества имеют право не предоставлять информацию о деятельности судов по запросу, если эта информация опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальных сайтах судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента.

      Глава 4. Взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации

      Статья 21. Цели и формы взаимодействия судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации

      1. Взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации осуществляется в целях объективного, достоверного и оперативного информирования пользователей информацией о деятельности судов.

      2. Взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации может предусматривать:

      1) свободный доступ представителей редакций средств массовой информации в помещения судов, где размещена информация о деятельности судов, а также их присутствие в открытых судебных заседаниях;

      2) присутствие представителей редакций средств массовой информации на заседаниях органов судейского сообщества в порядке, установленном актами, регламентирующими деятельность указанных органов;

      3) предоставление информации о деятельности судов по запросам редакций средств массовой информации;

      4) информационное освещение деятельности судов, в том числе вопросов совершенствования законодательства, регулирующего указанную деятельность;

      5) участие представителей судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества в пресс-конференциях и иных совместных с представителями редакций средств массовой информации мероприятиях;

      6) аккредитацию в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества представителей редакций средств массовой информации;

      7) иные формы взаимодействия, обеспечивающие информирование пользователей информацией о деятельности судов.

      Статья 22. Официальные представители судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества

      1. Официальным представителем суда, осуществляющим взаимодействие с редакциями средств массовой информации, является председатель суда или должностное лицо, уполномоченное председателем суда.

      2. Официальными представителями Судебного департамента, органов Судебного департамента, осуществляющими взаимодействие с редакциями средств массовой информации, являются соответственно Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, руководители органов Судебного департамента или должностные лица, уполномоченные соответственно Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, руководителями органов Судебного департамента.

      3. Суды (за исключением районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей), Судебный департамент, органы Судебного департамента в целях организации взаимодействия с редакциями средств массовой информации могут определить в своих аппаратах соответствующие структурные подразделения, права и обязанности которых по осуществлению указанного взаимодействия устанавливаются соответственно регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента.

      4. Официальными представителями органов судейского сообщества, осуществляющими взаимодействие с редакциями средств массовой информации, являются члены соответствующих органов судейского сообщества, которые уполномочены на осуществление такого взаимодействия федеральными законами, регулирующими деятельность органов судейского сообщества, и (или) актами органов судейского сообщества.

      Статья 23. Разрешение споров, связанных с освещением деятельности судов в средствах массовой информации

      Споры, связанные с освещением деятельности судов в средствах массовой информации, разрешаются судом в установленном законом порядке. Споры, связанные с освещением деятельности судов в средствах массовой информации, могут также разрешаться во внесудебном порядке органами или организациями, к компетенции которых относится рассмотрение информационных споров.

      Глава 5. Защита права на доступ к информации о деятельности судов, контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности судов

      Статья 24. Защита права на доступ к информации о деятельности судов

      Решения и действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      Статья 25. Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности судов

      1. Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности судов осуществляют в пределах своих полномочий председатели судов, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, руководители органов Судебного департамента, уполномоченные на осуществление указанного контроля члены органов судейского сообщества.

      2. Порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности судов устанавливается регламентами и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.

      Глава 6. Заключительные положения

      Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2010 года.

      Смотрите так же:

      • Патент и лицензионный договор Регистрация товарных знаков На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Срок действия […]
      • Оформление материнского капитала в крыму В 2014 году после референдума полуостров вошел в состав РФ и вплоть до середины 2016 года город федерального значения Севастополь и Республика Крым образовывали Крымский федеральный округ. После этого крымчане, вместе с Российским паспортом, получили все […]
      • Реестр банковской гарантии бинбанк Банковская гарантия от Бинбанка ПАО «Бинбанк» — крупный столичный системно значимый банк. Основные направления деятельности — кредитование коммерческих организаций, розничных клиентов и привлечение средств граждан во вклады, довольно активен фининститут и […]
      • Что за закон 211 «ЭРА-ГЛОНАСС» с 1 января 2018 года – что нужно знать? С начала 2018 года к юристам стало поступать огромное количество вопросов относительно оснащения автомобилей комплексом оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС». «Обязательная» установка с 2018 года специальной […]
      • Сколько материнский капитал за двойню Материнский капитал при рождении двойни Многие семьи полагают, что материнский капитал за двойню государство дает в двойном размере. Но это не так, к сожалению. Каждая женщина имеет право только один раз получить помощь от государства в виде семейного […]
      • Закон о возвращении 13% Как вернуть 13 процентов от покупки квартиры — возврат НДФЛ Покупка квартиры или дома — очень непростое и затратное мероприятие. В поддержку населения закон РФ предусматривает возврат 13% от стоимости недвижимости при покупке дома, квартиры, земли с домом […]
      • Как платить налог на имущество за 2014 год Имущественный налог также как и земельный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в котором он установлен и в котором находится имущество. Кто […]
      • Оператор колл-центра от найма до увольнения Колл центр, сall-центр, контакт-центр Вы находитесь на сайте книги «Оператор call-центра: от найма до увольнения», 2012 г. В 2014 книга стала бестселлером на Озоне среди книг про колл центры. Здесь вы можете: Воспользовавшись оглавлением, расположенным […]