Общее понятие и виды трудового стажа

Трудовой стаж: понятие, виды, юридическое значение

Трудовой стаж подразделяется на следующие виды.

1. Общий трудовой (страховой) стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:

  • на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России;
  • за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.
  • Значение страхового стажа:

    • является основанием для получения пенсии по старости, инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания;
    • с ним связана возможность досрочного ухода на пенсию по старости.

    2. Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации, атакже время работы или иной деятельности на разных предприятиях, если при переходе с одной работы на другую соблюдены установленные законом сроки.

    Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

    а) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;
    б) прогул либо появление на работе в нетрезвом состоянии;
    в) вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;
    г) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

    Значение непрерывного трудового стажа:

    • от его продолжительности зависит размер пособия по временной нетрудоспособности. При этом непрерывный стаж исчисляется ко дню временной нетрудоспособности;
    • его продолжительность влияет на размер вознаграждения по итогам работы за год;
    • с ним связано установление доплат и надбавок к тарифным ставкам оклада.
    • Значение специального трудового стажа:

      • с учетом специального трудового стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда и работой на Крайнем Севере;
      • с учетом выслуги лет устанавливается пенсия по выслуге лет;
      • от продолжительности специального трудового стажа зависит размер процентной надбавки к заработной плате и ежегодного вознаграждения за выслугу лет.
      • Общее понятие и виды трудового стажа

        Понятие и виды трудового стажа

        Понятие и виды трудового стажа

        Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по гос. пенс. обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

        Виды трудового стажа: 1) общий трудовой стаж – учитываемая в календарном порядке суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года; 2) страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы; 3) спец. трудовой стаж – периоды работы по опред. профессии, в опред. услови ях, с которыми закон связывает льготное пенс. обеспечение, либо пенс. обеспечение в особом порядке; 4) непрерывный трудовой стаж – продолжительность последней непрерывной работы в одной или нескольких организациях при условии, что переход не превысил установленных законом сроков.

        Периоды, включаемые в общий трудовой стаж: 1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в т.ч. работа по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперат. организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенс. страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах спецсвязи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индив. трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; 2) периоды творческой деятельности лиц творческих профессий; 3) служба в Вооруженных Силах; 4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или проф. заболевания; 5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; 6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

        Право социального обеспечения
        Суперека С.В.
        2008

        Право социального обеспечения. Трудовой стаж: понятие, виды, значение

        Трудовой стаж — это продолжительность работы в качестве работающего по найму, а также время занятий другими видами общественно полезной деятельности, с которой закон связывает определенные правовые последствия. В одних случаях от трудового стажа зависит само право на материальное обеспечение, в других — размер социального обеспечения, в третьих — и то, и другое.

        Законодательство предусматривает несколько видов трудового стажа. По своей юридической значимости различают общий, специальный и непрерывный трудовой стаж.

        Общий трудовой стаж — исчисленная суммарно продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, независимо от характера работы, причины перехода с одной работы на другую и длительности перерывов в работе. Периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности календарно, то есть со дня начала работы до дня увольнения, включая выходные, праздничные и другие нерабочие ночные и другие нерабочие дни и различные отпуска.

        В общий трудовой стаж кроме работы в качестве наемного работника, иной работы, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, включаются периоды службы в составе Вооруженных Сил РФ; иных военных формированиях, созданных в соответствии с законодательством РФ; объединенных Вооруженных Силах СНГ; Вооруженных Силах бывшего СССР; в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки РФ и др.

        В общий трудовой стаж включаются периоды обучения в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров повышению квалификации и переквалификации, учебы в средних и высших учебных заведениях, аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

        К общественно полезной деятельности, включающейся в общий трудовой стаж, относятся также периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 16 лет, престарелым, который нуждается в постоянном уходе на основании медицинского заключения; время ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности время; пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре уголовного дела; период выплаты пособия по безработице и другие периоды.

        С учетом общего трудового стажа назначаются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Продолжительность общего трудового стажа влияет на размер всех видов трудовых пенсий и размер пенсии при неполном трудовом стаже.

        Специальный трудовой стаж — суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, по определенной должности или профессии или продолжительность деятельности, которая осуществлялась в особых условиях труда, либо в определенной местности.

        С учетом специального стажа назначается пенсия по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере и в местностях, к ним приравненных, пенсии за выслугу лет.

        В специальный трудовой стаж включаются такие виды работ с особыми условиями труда как подземные работы; работы с вредными и тяжелыми условиями труда, в горячих цехах; работа в качестве рабочих локомотивных бригад и некоторых других категорий работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене; работа в экспедициях, партиях и т.п. непосредственно на полевых изыскательских и некоторых других работах; работа в качестве рабочих и мастеров непосредственно на лесосплаве и лесозаготовках; работа женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; работа в летном или летне-испытательном составе гражданской авиации и другие виды работ.

        Непрерывный трудовой стаж — продолжительность непрерывной трудовой деятельности на одном предприятии, учреждении, организации или на разных, если переход с одного места работы на другое не превысил срока, установленного законодательством. Сохранение непрерывности трудового стажа обусловлено причинами увольнения работника и длительностью перерыва в работе между днем увольнения (прекращения) работы и днем поступления на другую работу.

        На федеральном уровне непрерывный трудовой стаж сохранил свое значение при определении размера пособия по временной нетрудоспособности в порядке государственного социального страхования. В пенсионном законодательстве он утратил свое юридическое значение полностью.

        Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г., а позднее изменены и дополнены.

        По общему правилу при переходе с одного места работы на другое непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв между днем увольнения и днем поступления на работу не превышал одного месяца (до 1 сентября 1983 г.). При увольнении по собственному желанию без уважительных причин после 1 сентября 1983 г. непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превышает трех недель (21 календарный день).

        Законодательством предусматриваются случаи, когда непрерывный трудовой стаж сохраняется при более длительных перерывах в работе или не зависит от его продолжительности. Так, при увольнении в связи с сокращением штата или численности работников стаж сохраняется в течение трех месяцев со дня увольнения; у женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет), непрерывный трудовой .стаж сохраняется при условии поступления их на работу до достижения ребенком 14 (16) лет; при увольнении в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность, а также в связи с переходом на пенсию по старости непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе.

        Непрерывный трудовой стаж не сохраняется, если работник уволен с предыдущего места работы по виновным основаниям (за прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии и др.), а также при увольнении (два и более раз) по собственному желанию без уважительной причины в одном календарном году.

        Основным документом, подтверждающим трудовую деятельность работника, является трудовая книжка. По записям в ней устанавливается общий, непрерывный и специальный трудовой стаж, необходимый для определения размера пособий по временной нетрудоспособности, вознаграждений за выслугу лет, предоставления льгот в области пенсионного обеспечения лицам, работающим в особых условиях труда или особых географических условиях.

        Трудовые книжки ведутся на всех работников, проработавших на предприятии, организации, учреждении свыше пяти лет. Записи производятся в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях, которая утверждена постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20 июня 1974 г, изменена и дополнена постановлением Госкомтруда СССР № 252 от 2 августа 1985 г.

        Трудовой стаж может быть подтвержден и другими документами (справками, записями из приказов, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы, письменными трудовыми договорами и иными документами, содержащими сведения о периодах работы), а при отсутствии документов о трудовом стаже — свидетельскими показаниями с соблюдением установленных законодательством правил.

        В настоящее время законодатель ввел новое понятие — страховой стаж — суммарная продолжительность тех периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы. Введение данного понятия обусловлено установлением индивидуального учета в системе государственного пенсионного страхования в России, постепенным переходом пенсионной системы РФ на принципы пенсионного страхования. Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской федерации одобрена Постановлением Правительства РФ от 07 августа 1995 г.

        5. ТРУДОВОЙ СТАЖ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

        Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

        Трудовой стаж подразделяется на следующие виды.

        1. Общий трудовой (страховой) стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПРФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

        В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:

        – на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР;

        – за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР.

        Значение страхового стажа:

        – является основанием для получения пенсии по старости, инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания;

        – с ним связана возможность досрочного ухода на пенсию по старости.

        При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца.

        Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

        а) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;

        б) прогул либо появление на работе в нетрезвом состоянии;

        в) вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;

        г) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

        Значение непрерывного трудового стажа:

        – от его продолжительности зависит размер пособия по временной нетрудоспособности. При этом непрерывный стаж исчисляется ко дню временной нетрудоспособности;

        – его продолжительность влияет на размер вознаграждения по итогам работы за год;

        – с ним связано установление доплат и надбавок к тарифным ставкам оклада.

        3. Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы).

        Значение специального трудового стажа:

        – с учетом специального трудового стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда и работой на Крайнем Севере;

        – с учетом выслуги лет устанавливается пенсия по выслуге лет;

        – от продолжительности специального трудового стажа зависит размер процентной надбавки к заработной плате и ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

        Понятие и виды стажа

        Стаж является юридическим фактом в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.

        В законодательстве упоминаются следующие виды стажа:

        – общий трудовой стаж;

        – специальный (профессиональный) стаж;

        Понятие и значение страхового стажа

        Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, т.е. от страхового стажа.

        Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах. Так, в ст. 3 Закона об основах соцстрахования говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. А в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях указывается, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

        Очевидно, что между этими формулировками существует принципиальная разница. В первом случае уплата взносов никак не связана с трудовой деятельностью, что противоречит основополагающей идее социального страхования, т.е. перераспределению страховых взносов между застрахованными лицами при наступлении страхового случая – материальной необеспеченности в результате утраты дохода от трудовой деятельности по причинам, указанным в законе.

        Вторая формулировка является более точной, но и она не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Закон об обязательном пенсионном страховании допускает уплату взносов без занятия какой- либо трудовой деятельностью (ст. 29).

        Страховой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Продолжительность в годах отражает количественную сторону. Качественная сторона выражается в особенностях производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним). С учетом указанных характеристик различается общий и специальный (профессиональный) страховой стаж.

        Причем специальный (профессиональный) стаж является частью общего страхового стажа.

        Общий страховой стаж – это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию, а с 1 января 2007 г. после отмены непрерывного трудового стажа – при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

        Для приобретения права на трудовую пенсию в страховой стаж, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой, безработицей, уходом за ребенком до полутора лет и др.). Они засчитываются в страховой стаж, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

        Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

        Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий» «нестраховые периоды», засчитываемые в страховой стаж, были дополнены периодами проживания:

        – супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

        – за границей супругов работников дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, постоянных представительств РФ при международных организациях, торговых представительств РФ в иностранных государствах и других, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. № 885, но не более пяти лет в общей сложности.

        Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности с уплатой страховых взносов на рабочих местах с тяжелыми, вредными и другими особыми условиями труда, в особых природно-климатических зонах или территориях с особым статусом.

        Для защиты права граждан на трудовую пенсию по старости в случае неуплаты или недоплаты работодателем страховых взносов большое значение имеет Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г. № 188-О-П.

        Согласно и. 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, относящимися к категории застрахованных, за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании.

        Конституционность названной нормы оспаривалась в запросе 5-го гарнизонного военного суда, расположенного на территории Республики Армения, в производстве которого находилось дело по искам граждан Российской Федерации о взыскании с ФСБ России страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период их работы по трудовому договору в должностях гражданского персонала в войсковой части 2433 пограничного управления ФСБ России, дислоцированной на территории Республики Армения в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Армения от 30 сентября 1992 г.

        Статус застрахованных лиц был подтвержден страховыми свидетельствами обязательного пенсионного страхования. Поскольку войсковая часть 2433 не была поставлена на налоговый учет, не уплачивала единый социальный налог и не перечисляла взносы в бюджет ПФР, трудовая пенсия по старости была назначена истцам в размерах, не отражающих реальную продолжительность их страхового стажа и величину расчетного пенсионного капитала.

        Отказывая во включении в страховой стаж периодов работы за пределами территории РФ, органы ПФР ссылались на то, что они были вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и самостоятельно уплачивать за себя страховые взносы в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании.

        Оспариваемое законоположение создает препятствия для реализации заявителями пенсионных прав, порождает необоснованную дифференциацию условий реализации права на получение трудовой пенсии в зависимости от места исполнения трудовых обязанностей (на территории РФ или за ее пределами), предполагает возложение на застрахованное лицо обязанности по уплате страховых взносов в бюджет ПФР при уклонении страхователя (работодателя) от исполнения данной обязанности и вызывает снижение размера страховой части трудовой пенсии.

        Различия в условиях приобретения пенсионных прав в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в ПФР или нет, не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями ст. 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.

        Возможность для граждан Российской Федерации, работающих за пределами ее территории, добровольно вступать в правоотношения но обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату за себя страховых взносов в бюджет ПФР предусмотрена п. 1 ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании. Но модель добровольного участия работника в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию должна применяться только в случае, когда он работает у иностранного работодателя на территории иностранного государства, не связанного с Российской Федерацией международным договором о зачете периодов такой работы в стаж, дающий право на трудовую пенсию, а также о порядке взаимных расчетов между государствами по пропорциональному распределению финансового бремени между бюджетами национальных пенсионных фондов.

        По смыслу ч. 1 ст. 349 ТК РФ российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил РФ, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании. Особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Поскольку такие федеральные законы на сегодняшний день отсутствуют, на войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц (в том числе дислоцированные за пределами границ РФ), должно возлагаться исполнение всех обязанностей работодателя, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

        Ни НК РФ, ни Закон об обязательном пенсионном страховании не содержат каких-либо специальных норм, которые освобождали бы российские организации, расположенные на территории иностранных государств (в том числе войсковые части), от выполнения данной обязанности, предусмотренной федеральным законодателем в интересах работников.

        Следовательно, российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами или нет.

        Таким образом, п. 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан РФ по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, – независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в ПФР. Инос означало бы установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав, которые несовместимы с требованиями ст. 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.

        До установления соответствующего правового регулирования – исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и ПФР, а также между государством, страхователями и застрахованными лицами – право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранного государства, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате страхователями (работодателями) страховых взносов в ПФР должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователей обязанности по перечислению в ПФР необходимых средств за счет федерального бюджета.

        32. Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение.

        Общий трудовой стаж — это учитываемая в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, а также иных периодов, имевших место до 1 января 2002 года (на основании положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»)

        Трудовой стаж — учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной ФЗ «О страховых пенсиях».(ФЗ №166 от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»)

        Юридическое значение общего трудового стажа:

        С учетом этого стажа производиться конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002 г., что влияет на размер страховой части трудовой пенсии.

        С общим трудовым стажем связаны правовые последствия и в системе государственного пенсионного обеспечения.

        Он является одним из юридических фактов в сложном юридическом составе, определяющем право на пенсию за выслугу лет по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. С учетом продолжительности общего трудового стажа пенсия за выслугу лет назначается тем лицам, у которых к моменту увольнения со службы выслуга составляет не менее 12 лет 6 мес., но не достигает 20 лет. При наличии общего трудового стажа определенной продолжительности и соответствующих наград возможно получение звания «Ветеран труда» с предоставлением социальных льгот.

        33. Специальный трудовой и специальный страховой стаж: понятие, юридическое значение.

        Специальный трудовой стаж – это учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет суммарная продолжительность периодов определенной службы (работы).

        В качестве специального трудового стажа выступает выслуга лет или стаж государственной гражданской службы

        (специальный трудовой стаж может быть как у застрахованных лиц, так и у лиц, которые застрахованными не являются).

        Наличие выслуги лет как специального трудового стажа, с которым связано право на соответствующий вид пенсионного обеспечения, предусмотрено Законом РФ от 12 февраля 1993 г. С учетом специального трудового стажа они обеспечиваются пенсией за выслугу лет, которая не только определяет право на данный вид пенсии, но и влияет на ее размер.

        Другой категорией служащих, у которых формирование пенсионных прав обусловлено специальным трудовым стажем, являются федеральные государственные гражданские служащие.

        Специальный трудовой стаж указанных лиц называется стажем государственной гражданской службы, который дает право не только на пенсию за выслугу лет, но и на увеличение ее размера.

        Специальный трудовой стаж отличается от специального страхового стажа тем, что в первом случае необходим факт работы (службы) в определенной должности, а во втором случае — наличие не только работы с особыми условиями труда, но и уплаты страховых взносов. Кроме того, имеются различия в порядке исчисления данных видов стажа. Если специальный страховой стаж исчисляется, календарно, то выслуга может исчисляться и в льготном порядке.

        Специальный страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов определенной работы, либо работы в особых условиях труда, в течение которых лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию и с которой связано право на досрочное пенсионное обеспечение.

        В специальный страховой стаж включается:

        — подземная работа, работа с вредными условиями труда и в горячих цехах; работа с тяжелыми условиями труда

        — работа в качестве рабочих локомотивных бригад и других работников на железнодорожном транспорте и метрополитене; в качестве водителей городского пассажирского транспорта

        — работа в экспедициях, партиях, отрядах, на полевых геолого-разведочных, поисковых, изыскательских и иных работах

        — педагогическая деятельность в учреждениях для детей; лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения

        — другие указанные в законе виды работ .

        Все указанные выше периоды включаются в специальный страховой стаж на основании Списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждаемых Правительством РФ, в которых предусмотрены условия их включения в данный вид стажа (конкретные наименования должностей, требования наличия работы на условиях полного рабочего дня и т.д.)

        34. Виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий и страховой трудовой стаж.

        В соответствии со ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

        В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

        ТРУДОВОЙ СТАЖ

        В результате изучения главы 6 студент должен:

        знать понятие и виды трудового стажа; юридическое значение различных видов трудового стажа; доказательства трудового стажа;

        уметь определять вид стажа, необходимого для назначения пенсии; суммировать различные виды стажа; применять знания о стаже к решению конкретных профессиональных задач;

        владеть навыками подсчета трудового стажа.

        Понятие и виды трудового стажа

        Одним из важных юридических фактов, с которыми связано право на пенсионное обеспечение, является трудовой стаж.

        Трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, а также иных периодов, указанных в законодательстве.

        В пенсионном законодательстве для обозначения периодов деятельности используются следующие термины: «общий трудовой стаж»; «специальный трудовой стаж»; «выслуга лет»; «страховой стаж».

        Общий трудовой стаж определяется для оценки пенсионных прав, приобретенных в период действия прежнего пенсионного законодательства (до 2002 г.). Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.

        Несмотря на переход к страховым принципам пенсионного обеспечения использование именно общего трудового стажа (а не страхового) связано с тем обстоятельством, что при определении размера пенсии до 2002 г. учитывался общий трудовой стаж. Причем законодателем устанавливались различные подходы для исчисления пенсий, в частности с 1 февраля 1998 г. наряду с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» иные условия и нормы пенсионного обеспечения были установлены Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Различия затронули, помимо прочего, периоды, включаемые в общий трудовой стаж. Соответственно, для оценки пенсионных прав застрахованного лица по выбору может использоваться любой из указанных порядков, в связи с чем в ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплены два варианта периодов, включаемых в общий трудовой стаж.

        С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливались пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсии за выслугу лет. В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данные виды пенсий именуются досрочными трудовыми пенсиями по старости, а периоды деятельности обозначаются как «стаж па соответствующих видах работ» и «периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии». Правила исчисления периодов такой работы утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”».

        Наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным данными Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости также регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утверждаемыми Правительством РФ при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений [1] .

        На практике возникает значительное число споров, связанных с несоответствием наименований работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, указанных в трудовых книжках или иных документах, представляемых застрахованным лицом при обращении за назначением досрочной трудовой пенсии, наименованиям, указанным в соответствующих списках, утвержденных Правительством РФ.

        Минздраву России предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

        Например, приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 № 278 «Об установлении тождества наименований учреждений “Школа-лицей”, “Школа-гимназия” наименованиям учреждений “Лицей”, “Гимназия”» установлено тождество наименования названных учреждений предусмотренным списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 g. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Названные списки утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Также на установление тождественности наименований должностей направлен приказ Минздравсоцразвития России от 31.05.2006 № 435 «Об установлении тождества наименований должностей “Фельдшер выездной бригады”, “Фельдшер скорой помощи”, “Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи”, “Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи” и “Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи” наименованию должности “Фельдшер”».

        К сожалению, указанный механизм не позволяет решить все возникающие споры в досудебном порядке, поэтому вопросы о праве на досрочную пенсию зачастую могут быть разрешены только судами.

        Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается (п. 16). При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо, соответственно, Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет (п. 17).

        Поскольку в основу реформирования пенсионного законодательства положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, функциональная роль общего трудового стажа изменилась. В настоящее время одним из основных условий приобретения права на пенсию является страховой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (так называемые нестраховые периоды).

        В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются:

        – период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

        – период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

        – период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

        – период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

        – период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

        – период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

        – период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;

        – период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более 5 лет в общей сложности.

        Указанные периоды засчитываются в страховой стаж при наличии у застрахованного лица периодов работы или иной деятельности, т.е. периодов, за которые уплачивались страховые взносы.

        Согласно Федеральному закону от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца» в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов (кроме периодов получения пособий по временной нетрудоспособности и по безработице, а также периода необоснованного содержания лиц под стражей и отбывания наказания) ПФР выделяются средства федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий.

        Необходимо отметить, что переход от использования общего трудового стажа к страховому стажу происходит не только в пенсионном законодательстве. Так, с 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страховой стаж используется при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности.

        Ранее пособия по временной нетрудоспособности назначались с учетом непрерывного трудового стажа, под которым понималась продолжительность последней непрерывной работы у одного работодателя либо у нескольких работодателей при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков [2] . Использование непрерывного трудового стажа преследовало цель способствовать решению задач формирования стабильных трудовых коллективов, сокращения текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины. Так, при переходе на другую работу непрерывный трудовой стаж сохранялся только в том случае, если между увольнением с предыдущего места работы и устройством на другую работу проходило не более одного месяца. При увольнении по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохранялся при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель. Кроме того, трудовой стаж прерывался при повторном увольнении в течение года по собственному желанию без уважительных причин. Прерывался также трудовой стаж при поступлении на работу после увольнения с предыдущего места работы за систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, за прогул без уважительных причин либо появление на работе в нетрезвом состоянии, по некоторым иным основаниям.

        Как отметил Конституционный Суд РФ, применение такого правового регулирования, которое связывает определенные негативные последствия с реализацией работником права на прекращение трудового договора по своей инициативе, является, но сути, нарушением закрепленных Конституцией Российской Федерации в числе основных прав и свобод человека и гражданина свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Подобное правовое регулирование не согласуется с принципами обязательного страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, его предназначением, поскольку страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставится в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе, что приводит к наделению обязательного социального страхования не свойственными ему функциями [3] .

        Выслугу лет можно рассматривать как суммарную продолжительность определенной трудовой деятельности или службы. В действующем пенсионном законодательстве предусмотрены пенсии за выслугу лет, назначаемые военнослужащим и приравненным к ним категориям, а также государственным гражданским служащим.

        В выслугу лет включаются следующие периоды: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах МВД России, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы МЧС России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России, Государственной противопожарной службы МВД России), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.

        В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета 1 год учебы за 6 месяцев службы.

        • [1] Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”»; постановление Правительства РФ от 18.07.2002 №537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”».
        • [2] Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252.
        • [3] Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 № 16-0 «По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав Положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 508 “О размере пособия по временной нетрудоспособности”, Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию»; определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 № 138-0 «По жалобе гражданина Каленова Андрея Федоровича на нарушение его конституционных прав положением подпункта “и” пункта 7 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию и абзаца второго пункта 16 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 года № 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве”».
        • Смотрите так же:

          • Нотариус города томска Нотариусы Томск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7 (3822) 52-72-00 Адрес: 634061, г. Томск, пр. Фрунзе, 46 Часы работы: Нотариус […]
          • Можно в субботу подавать заявление в загс Как и когда подавать заявление в ЗАГС? Регистрация брака в вопросах и ответах Итак, вы уже объявили родственникам и друзьям, что решили пожениться. Теперь нужно сделать первый шаг - подать заявление в ЗАГС. В этой статье - вся необходимая для подачи […]
          • За мойку во дворе штраф Штраф за мытье машины во дворе многоэтажного дома, на речке в 2018 году На чистые машины приятно смотреть и владельцам, и окружающим. Но мест, где можно помыть автомобиль бесплатно и при этом не нарушить закон, почти не осталось. Определенная категория […]
          • Что положено ветерану боевых действий по закону Кто является льготником Военнослужащие, которые были направлены для выполнения специальных задач в Сирии после 30 сентября 2015 года. Летчики, независимо от звания, которые осуществляли полеты в Афганистан в период боевых действий на этой территории. […]
          • Ставка транспортного налога в хмао Транспортный налог в ХМАО в 2016 году Транспортный налог в ХМАО: льготы Калькулятор транспортного налога Комментарии: Добрый день! ставки на 2015 год транспортного налога по ХМАО не актуальны. посмотрите изменения решения Думы ХМАО-Югры от 17.10.2014 г. Я […]
          • Процент неустойки по кредиту Правомерность начисления пени и штрафов за просрочку платежа по кредиту и порядок их расчета Отметим, что неустойка на неоплаченную сумму неустойки начисляться не может. Рассмотрим пример расчета неустойки, исходя из установленного ГК РФ размера штрафных […]
          • Сумма налога от продажи квартиры в 2014 году Налог с продажи квартиры в 2015 году – особенности его уплаты В начале 2014 года Минфин подготовил и внес в Госдуму на рассмотрение поправки к 23-й главе налогового кодекса, изменяющие порядок налогообложения граждан при совершении сделок, связанных с […]
          • Фмс гражданство новорожденного Как оформить гражданство новорожденного Как оформить гражданство новорожденного Какие документы нужны, чтобы получить гражданство на ребенка Какие документы нужно оформить после рождения ребенка Теперь направляйтесь в ЗАГС по вашему местожительству. […]