Обжалование действий и решений суда и должностных лиц в уголовном судопроизводстве

Обжалование действий и решений суда, должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Жалобой называется обращение к должностному лицу, ведущему уголовное судопроизводство, или в суд по поводу нарушения прав и законных интересов субъектов уголовного процесса, чьи права и интересы нарушены решением или действием (бездействием) должностного лица или суда.

Порядок рассмотрения жалобы прокурором. Прокурор в силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004) и ч. 1 ст. 37 УПК осуществляет надзор за исполнением законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Одна из форм реализации прокурором этой функции – рассмотрение им жалоб на действия и решения, принятые в ходе производства по уголовному делу на досудебных стадиях уголовного процесса.

Жалоба может быть подана и при производстве следственного действия. В этом случае ее содержание заносится в протокол следственного действия.

Прокурор рассматривает жалобу в течение трех суток со дня получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается ее рассмотрение в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель (ч. 1 ст. 124 УПК).

Жалобы, поступившие к прокурору в ходе предварительного расследования, и принятые по ним решения приобщаются к материалам уголовного дела (см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 18.06.1997 № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием»).

Судебный порядок рассмотрения жалоб регламентирован ст. 125 УПК. В соответствии с ч. 1 этой статьи постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении либо о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.

Решения следователя, дознавателя и прокурора об отказе в удовлетворении ходатайств участников процесса об исключении из материалов уголовного дела доказательств, полученных с нарушением УПК, и о дополнении предварительного следствия или дознания затрагивают собственно уголовно-процессуальные отношения и не порождают последствий, выходящих за их рамки. Проверка законности и обоснованности таких решений должна производиться при рассмотрении уголовного дела после завершения предварительного расследования (см. Определение Конституционного Суда РФ от 17.02.2000 № 84-О).

Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство

Рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.

В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

2. Жалоба. Обжалование действий и решений суда, должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство

Жалоба — обращение к должностному лицу, ведущему судопроизводство, или в суд по поводу нарушения прав и законных интересов субъекта уголовного процесса или иного лица, чьи права и интересы нарушены решением или действием должностного лица или суда. Обжалованию подлежат действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора, судьи, суда.
В праве на обжалование в уголовном судопроизводстве реализуется право, записанное в ч. 2 ст. 46 Конституции РФ.
Поэтому право на обжалование процессуальных действий (бездействия) и решений отнесено в УПК к принципам уголовного судопроизводства (ст. 19). В гл. 16 УПК регламентированы общие для всех стадий правила обжалования, которые конкретизируются в нормах, регулирующих производство в той или иной стадии, путем указания лиц, которые имеют право на подачу жалобы, требований к содержанию жалобы, оснований и срока подачи жалобы, а также решений, которые могут быть приняты по жалобе (см. например, ст. ст. 355, 357, 375 УПК).
Жалобы на действия (бездействие) и решения, вынесенные в ходе досудебного производства, приносят прокурору или в районный суд по месту проведения предварительного расследования.
Разъяснение и обеспечение права на обжалование составляет обязанность лиц, ведущих судопроизводство.
Право на обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц, ведущих судопроизводство, имеют все участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения (п. 18 ч. 2 ст. 42, ст. 43, п. 17 ч. 4 ст. 44, ст. 45 УПК) и со стороны защиты (п. 10 ч. 4 ст. 46, п. 14, п. 18 ч. 4 ст. 47, п. 10 ч. 1 ст. 53, п. 12, п. 14 ч. 2 ст. 54, ст. 55 УПК), а также иные участники уголовного судопроизводства (например, свидетель — п. 5 ч. 4 ст. 56 УПК).
Право на принесение жалобы имеют и «иные лица» в той части, в которой произведенные действия и решения затрагивают их интересы. Например, жалоба может быть подана лицом, в чьем помещении был произведен обыск, во время которого было допущено не вызываемое необходимостью повреждение имущества (п. 6 ст. 182 УПК), или лицом, на чье имущество ошибочно наложен арест (ст. 115 УПК).
В гл. 16 УПК изложены только общие правила, касающиеся принесения жалоб и их рассмотрения в досудебных стадиях и в суде. При этом наиболее подробно регламентирован «Судебный порядок рассмотрения жалоб» на постановления дознавателя, следователя и прокурора судом (ст. 125 УПК). Это объясняется тем, что это принципиально новое направление обеспечения права на судебную защиту в досудебных стадиях. Ранее существовавший порядок, когда решения, принятые на досудебном производстве, могли быть обжалованы только прокурору, был признан Конституционным Судом противоречащим ст. 46 Конституции о праве каждого на судебную защиту . УПК предоставляет участникам досудебного производства право выбора обращения с жалобой к прокурору или в суд (ч. 5 ст. 144, ч. 2 ст. 214 УПК).
———————————
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2142.

Порядок рассмотрения жалобы прокурором. Реализация права на жалобу требует точной и четкой регистрации поступившей жалобы и сообщения устно или письменно жалобщику о принятии его жалобы к рассмотрению и сроке, в течение которого жалоба должна быть рассмотрена, а лицу, принесшему жалобу, сообщено о принятом по жалобе решении.
Устная жалоба, высказанная при производстве следственного действия, заносится соответственно в протокол следственного действия. Прокурор должен рассмотреть жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда требуется дополнительная проверка жалобы, допускается ее рассмотрение в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
«Незамедлительное» уведомление о решении, принятом прокурором по жалобе, и разъяснении порядка его дальнейшего обжалования требует точного указания в сообщении о рассмотренной жалобе месяца, дня (а иногда и часа), когда решение прокурором принято, и дня сообщения этого решения жалобщику.
Решение прокурора по жалобе оформляется в форме постановления и вместе с жалобой приобщается к уголовному делу.
В п. 4 ст. 124 предусмотрен особый случай обжалования — право дознавателя, следователя в случае несогласия с действиями или решениями прокурора представить свои возражения вышестоящему прокурору. Это относится к случаям, когда дознаватель, следователь вправе не выполнить указания прокурора, например, о привлечении лица в качестве обвиняемого, объеме обвинения, и обжалуют указания прокурора непосредственно надзирающему за следствием вышестоящему прокурору (ч. 3 ст. 38, ч. 4 ст. 41 УПК).
В ст. 125 УПК указаны формы судебного контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан в стадиях досудебного производства.
Рассмотрение жалоб на действия и решения, принятые в ходе предварительного следствия в суде с участием сторон, является одним из проявлений конституционного принципа равенства сторон и состязательности уже в досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Обжалованию подлежит решение об отказе в возбуждении уголовного дела. При рассмотрении такой жалобы суд не может и не должен оценивать достаточность данных для возбуждения уголовного дела, это прерогатива тех лиц, которым такое право предоставлено (см. § 6 гл. 22 учебника). В случае жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела суд может, например, проверить, все ли необходимые действия, по просьбе заявителя, были совершены для установления оснований для возбуждения дела, или не согласиться с выводом о том, что в имеющихся данных не усматриваются признаки поступления. Суд рассматривает отказ в возбуждении дела как решение, ограничивающее право на судебную защиту, поэтому он должен проверить, имеются ли для этого законные основания. При желании лицо, не согласное с отказом в возбуждении уголовного дела, должно быть ознакомлено с материалами, которые признаны недостаточными для решения о возбуждении уголовного дела, что дает ему возможность обосновать свою жалобу на состоявшееся решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. и в Определении Конституционного Суда РФ от 6 июня 2000 г. было разъяснено, что лица, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, должны пользоваться правом ознакомления с материалом проверки, проведенной по их заявлению или сообщению о преступлении .
———————————
СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 1066.

Важно обратить внимание на то, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении указал, что ранее действующий запрет по УПК РСФСР обжаловать постановление прокурора, следователя или органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, а также лишения лиц, интересы которых затрагиваются этим постановлением, возможности использовать для своей защиты все средства и способы, не запрещенные законом, не соответствует Конституции РФ (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. N 13-П).
Обжаловано может быть и решение о прекращении уголовного дела или прекращении уголовного преследования.
Постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования может быть обжаловано прокурору или в суд. Куда именно обратиться с жалобой, решает лицо, приносящее жалобу. Статья 52 Конституции РФ гарантирует потерпевшим от преступления и злоупотребления властью доступ к правосудию. Поэтому лица, по мнению которых производство было незаконно прекращено в стадии предварительного расследования, будь то потерпевший, подозреваемый или обвиняемый, пользуются правом обращения в суд с жалобой на состоявшееся решение о прекращении дела (см. подробное обоснование в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г.) .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 455.

Порядок рассмотрения в суде жалобы на действия (бездействие), решения должностных лиц на досудебном производстве. В ч. ч. 3, 4 ст. 125 изложен порядок проверки судьей жалобы на законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя и прокурора. Необходимым условием реализации права на принесение жалобы на действия и решения государственных органов и должностных лиц в уголовном судопроизводстве является ознакомление участника процесса с материалами дела, которыми следователь и прокурор обосновывают соответствующее ходатайство (например, ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого под стражей), и с материалами, на основании которых судом принято решение, затрагивающее права и интересы участника процесса или иного лица .
———————————
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2003 г. «По жалобе гр. Коваля С.В. на нарушение его конституционных прав, предусмотренных ст. ст. 47 и 53 УПК РФ» // Российская газета. 2003. 10 июля.

Суд проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений указанных лиц не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы. Это объясняется необходимостью быстрого реагирования на жалобы и решения, принятые в ходе дознания или предварительного расследования, и соблюдения сроков, которыми обусловлено расследование, а тем более содержание лица под стражей. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдут нужным сделать орган дознания, следователь, прокурор, судья.
Судебное разбирательство по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и решения лиц, ведущих предварительное расследование, происходит на основе равенства сторон и состязательности.
В судебном заседании участвует заявитель и его защитник, законный представитель, представитель, если они участвуют в деле, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием или решением, а также прокурор.
Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.
В судебном заседании заявитель, явившийся в судебное заседание, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в суд лица (например, рассматривается жалоба обвиняемого на незаконность наложения ареста на имущество, но она затрагивает интересы потерпевшего, поэтому и он должен быть заслушан судом). Суд заслушивает мнение прокурора. Заявителю предоставляется право выступить с репликой.
Решения, принимаемые судьей по результатам рассмотрения жалобы. Судья, рассмотревший жалобу, в своем решении указывает, почему он признает действие (бездействие) должностного лица или решение незаконным или необоснованным, но сам новые решения по существу вопроса не выносит, а обязывает соответствующее должностное лицо устранить допущенное нарушение (например, признав незаконным отказ в возбуждении уголовного дела, суд не вправе сам вынести постановление о возбуждении дела, что несовместимо с функцией суда в уголовном процессе). Суд может указать, нарушение каких норм УПК привело к неправильному решению о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или почему основания к прекращению дела, указанные в решении, не соответствуют УК и УПК.
В силу обязательности вступивших в законную силу решений суда для всех должностных лиц дознаватель, следователь, прокурор обязаны устранить допущенные нарушения, которые указаны судом.
Прокурор, получив решение суда, проводит те процессуальные действия, которые указаны судом или вытекают из его решения, а также устраняет ранее допущенные процессуальные нарушения.
Жалоба, оставшаяся судом без удовлетворения, может быть обжалована в вышестоящем суде.
Наряду с жалобой в УПК дается понятие представления (п. 27 ст. 5). Представление прокурора по своему процессуальному значению не отличается от жалоб, приносимых другими субъектами уголовного судопроизводства (см. ч. 2 ст. 354 и ст. 375 УПК).
Статья 127 УПК предусматривает возможность принесения жалоб и представлений на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства (например, решения по жалобе о прекращении дела, решения районного суда по жалобе на избрание меры пресечения могут быть обжалованы в кассационном порядке в вышестоящем суде) и в ходе судебного разбирательства, кроме указанных в п. 1 и п. 2 ч. 5 ст. 355.

Обжалование действий и решений суда и должностных лиц в уголовном судопроизводстве

Обжалование действий и решений суда, должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Право на обжалование в уголовном судопроизводстве закреплено в ч. 2 ст. 46 Конституции. Поэтому право на обжалование процессуальных действий (бездействия) и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, отнесено к принципам уголовного судопроизводства.

Лица, ведущие уголовное судопроизводство, должны разъяснить и обеспечить право на обжалование каждому участнику уголовного процесса, права и интересы которого затрагиваются вынесенным по делу решением. Это означает, что жалоба может быть подана не только обвиняемым, подозреваемым и их защитником, но и, например, лицом, в чьем помещении был произведен обыск, во время которого допущено не вызываемое необходимостью повреждение имущества, или лицом, на чье имущество был ошибочно наложен арест.

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает обращение с жалобой к прокурору или в суд.

Жалоба может быть направлена прокурору по почте, через канцелярию прокуратуры или непосредственно передана ему на приеме. Реализация права на поступившую жалобу требует ее точной и четкой регистрации, а также устного или письменного сообщения жалобщику о ее принятии к рассмотрению и сроке, в течение которого она должна быть рассмотрена. Лицу, принесшему жалобу, необходимо сообщить о принятом по ней решении.

Проверка прокурором поступившей жалобы предполагает в первую очередь изучение материалов уголовного дела, связанных с изложенными в ней доводами, а также получение объяснений от должностных лиц. Если в жалобе изложены факты, которые дают основание предполагать, что в действиях должностных лиц содержится состав уголовного преступления, рассмотрение жалобы и принятие решения по ней производится по правилам рассмотрения заявлений о возбуждении уголовного дела. Согласно сложившейся практике от заявителя истребуются подробные объяснения, причем он обязательно должен быть предупрежден об ответственности за заведомо ложный донос.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном ее удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о принятом решении и дальнейшем порядке его обжалования.

К действиям и решениям, затрагивающим конституционные права и свободы участников уголовного судопроизводства или затрудняющим доступ граждан к правосудию, могут относиться, например, действия, связанные с производством незаконного обыска, наложением ареста на имущество, избранием меры пресечения в виде подписки о невыезде, ограничивающей права, гарантированные ст. 27 Конституции (см., например, Определение Конституционного Суда РФ от 17.02.2000 № 84-О «По жалобе граждан А.В. Лазарева, Е.С. Русановой и О.В. Эрнезакса на нарушение их конституционных прав рядом положений статей 201, 202, 218 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР»).

Решение следователя, дознавателя или прокурора о возбуждении уголовного дела не может быть предметом судебной проверки в порядке, предусмотренном ст. 25 УПК, поскольку оно само по себе не затрагивает конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Ограничения их конституционных прав и свобод при проведении предварительного расследования применяются на основании иных процессуальных действий и решений.

Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование (досудебное производство) по общему правилу служат для подготовки дела к судебному разбирательству – именно там решается вопрос о виновности или невиновности лица в инкриминируемом ему преступлении. Поэтому проверка законности и обоснованности процессуальных действий и решений, имевших место в ходе предварительного расследования, как правило, проводится судом после его завершения и передачи уголовного дела в суд. Это, однако, не означает, что в ходе предварительного расследования действия и решения следователя, дознавателя и прокурора не могут быть обжалованы в судебном порядке.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.03.1999 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 133, части 1 статьи 218 и статьи 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кохмана, В.И. Монастырского, Д.И. Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью „Моноком“» разъясняется, что, если соответствующие действия и решения органов расследования не только затрагивают собственно уголовно-процессуальные отношения, но и порождают последствия, выходящие за их рамки, существенно ограничивая при этом конституционные права и свободы личности, отложение проверки законности и обоснованности таких действий до стадии судебного разбирательства может причинить ущерб, восполнение которого в дальнейшем окажется неосуществимым. В этих случаях контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования со стороны суда, имеющий место лишь при рассмотрении им уголовного дела, т. е. на следующем этапе производства, не является эффективным средством восстановления нарушенных прав, и поэтому заинтересованным лицам должна быть обеспечена возможность незамедлительного обращения в ходе расследования с жалобой в суд.

Заявитель, его защитник, представитель или законный представитель вправе подать жалобу как непосредственно в суд (по почте или в канцелярию суда), так и через дознавателя, следователя или прокурора. УПК не устанавливает порядок и сроки передачи такой жалобы в суд, поэтому предпочтительнее подать жалобу непосредственно в суд.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора не позднее чем через пять суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя (если они участвуют в уголовном деле), а также иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением. В рассмотрении жалобы участвует прокурор.

Жалоба рассматривается судьей единолично в открытом судебном заседании. В начале заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, затем представляется и представляет всех участвующих в процессе лиц (прокурора, адвоката, секретаря и т. п.) явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Перед началом рассмотрения жалобы судья, при наличии к тому оснований, предупреждает участвующих в судебном разбирательстве лиц о недопустимости разглашения данных предварительного расследования без разрешения следователя, дознавателя или прокурора, о чем отбирается подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК. Затем заявитель (если он участвует в судебном заседании) обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

Проверяя законность и обоснованность решений и действий дознавателя, следователя, прокурора, судья не вправе входить в обсуждение вопросов о виновности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.

Признание судом действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным влечет утрату ими юридической силы, и обязанность должностного лица устранить допущенное нарушение.

Постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в кассационном порядке.

Порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование в порядке уголовного судопроизводства

Право обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц в досудебном производстве как гарантия судебной защиты прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве установлено статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование регламентирован главой 16 УПК РФ.

Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование может быть осуществлено путем подачи жалобы руководителю следственного органа и прокурору (ст. 124 УПК РФ), а также путем подачи жалобы в районный (городской, гарнизонный военный) суд по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело либо материалы доследственной проверки.

По смыслу статей 123 и 125 УПК РФ жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченный заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом.

Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель статьи 103УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (часть 1 статьи 105 УПК РФ), залогодатель (статья 106УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (часть 5 статьи 148УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемых КонституциейРоссийской Федерации прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица, как нуждающегося в обеспечении соответствующего права.

Предметом обжалования в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ, помимо постановлений дознавателя, следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела могут быть иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию.

К иным решениям и действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, следует относить, например, постановления дознавателя, следователя и руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о производстве выплат или возврате имущества реабилитированному, об отказе в назначении защитника, в допуске законного представителя, об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда, а также нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства.

Кроме того исходя из положений части 1 статьи 125УПК РФ и части 3 статьи 5Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» могут быть также обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и другие.

В порядке статьи 125 УПК РФ может быть обжаловано решение прокурора об отказе в возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, о применении меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу лица для обеспечения его возможной выдачи по запросу иностранного государства, принятое на основании судебного решения этого государства о заключении его под стражу (часть 2 статьи 466 УПК РФ).

Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья (статья 125 УПК РФ).

Вместе с тем не подлежат обжалованию в порядке статьи 125УПК РФ решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (например, прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора). Не подлежат рассмотрению судом жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры, связанные с рассмотрением надзорных жалоб на вступившие в законную силу судебные решения.

Также не подлежат обжалованию в порядке статьи 125УПК РФ решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков, поскольку эти полномочия являются исключительной прерогативой прокурора, а суд не может взять на себя несвойственную функцию уголовного преследования.

В соответствии со ст. 124 УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

В случае удовлетворения жалобы, поданной на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Жалоба в суд может быть подана непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы рассматриваются судом в открытом либо закрытом судебном заседании в зависимости от характера уголовного дела, в рамках которого подана жалоба.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

При проверке законности и обоснованности решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора судья не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния.

Право участников уголовного процесса на обжалование

Обжалование действий (бездействия) и решений государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, является, с одной стороны, частью значительно более объемной проблемы, касающейся не только участников уголовного судопроизводства, но и участников других процессуальных отраслей отечественного права, а с другой — это конституционное право любого гражданина и должностного лица государственных органов.

Следовательно, этот уголовно-процессуальный принцип носит конституционный характер (ст. 19 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный принцип обжалования действий (бездействия) и решений государственных органов и их должностных лиц базируется на положениях ряда норм Конституции Российской Федерации.

В частности, Конституция Российской Федерации установила, что:

а) каждый гражданин (и, следовательно, участник уголовного процесса) «вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45);

б) решения и «действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» (ст. 46).

В этой связи справедливы суждения тех специалистов в сфере уголовного процесса, которые полагают, что в принципе могут быть подвергнуты обжалованию действия и решения широкого круга государственных органов и должностных лиц вообще и в сфере уголовного судопроизводства в частности.

Исключение составляют лишь те решения, обжалование которых непосредственно запрещено уголовно-процессуальным законом.

К ним, в частности, относятся решения:

а) о порядке исследования доказательств;
б) об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства;
в) о мерах обеспечения порядка в зале судебного заседания. Уголовно-процессуальный закон не дает толкования в ст. 5 УПК РФ («Основные понятия, используемые в Уголовно-процессуальном кодексе») категориальных понятий рассматриваемого института. Поэтому для их определения представляется вполне обоснованным и справедливым использование различных доктринальных (научных) толкований.

Как нам представляется, жалоба — процессуальный документ, содержащий обращение любого участника уголовного процесса, в том числе следователя, дознавателя и т.д., к государственному органу или должностному лицу, осуществляющему уголовное судопроиз-водство, или вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности с просьбой об устранении нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Обжалование — процесс не только составления и подачи жалобы, но и принятия ее к производству и разрешения по существу соответствующими надлежащими государственными органами или должностными лицами.

Данный институт уголовно-процессуального законодательства распространяется:

  1. на участников уголовного судопроизводства;
  2. на иных лиц, которые не обладают статусом участников уголовного судопроизводства.

Иные лица могут обжаловать действия и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, только в той части, в которой производимые уголовно-процессуальные действия или принятые процессуальные решения касаются их личных прав, свобод и законных интересов (ст. 123 УПК РФ).

В последнем случае речь идет, в частности, о лицах, находившихся в зале судебного заседания и нарушивших порядок его производства.

В этом случае они могут обжаловать в суд решение о наложении на них денежного взыскания.

Кроме того, этим правом обладают: адвокат лица, который не является подозреваемым или обвиняемым, в случае обыска в его помещении; адвокат, присутствующий при допросе свидетеля; и т.д.

Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном уголовно-процессуальным законом порядке практически всеми участниками уголовного судо-производства.

Жалоба подается конкретному должностному лицу, в производстве которого находится уголовное дело, или через него, либо непосредственно вышестоящему должностному лицу в любой момент производства по уголовному делу.

В некоторых случаях законодатель установил сроки подачи жалобы.

Например, апелляционные жалобы и представление должны быть поданы в течение 10 суток с момента провозглашения судебного решения мировым судьей.

При нарушении заявителем этого срока жалоба оставляется без рассмотрения (ст. 356 УПК РФ).

Однако уголовно-процессуальный закон в некоторых случаях ограничивает право участников уголовного судопроизводства не на подачу жалобы, а на ее содержание.

Так, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители могут обжаловать итоговое судебное решение не в полном объеме, а только в той его части, которая касается вопросов разрешения заявленного гражданского иска (ст. 44, 54, 216 УПК РФ и т.д.).

Жалоба может быть заявлена в письменной или устной форме.

Факт подачи письменной жалобы в ряде случаев может быть зарегистрирован в книге регистрации жалоб и заявлений.

Факт заявления устной жалобы должен быть оформлен протоколом принятия жалобы, отвечающим требованиям ст. 166 и 167 УПК РФ.

Жалоба, заявленная в процессе производства следственного действия, фиксируется в протоколе данного следственного действия.

Законодатель не установил каких-либо формальных требований к содержанию и форме жалобы.

Тем не менее, в ней должен содержаться определенный минимум сведений.

К ним следует отнести данные о содержании обжалуемого действия или бездействия, когда и каким лицом они совершены, основания и мотивы подачи жалобы, сведения о лице, подавшем жалобу, его подпись и дата подачи жалобы.

Неточность или нечеткость формулировок жалобы не является препятствием для ее принятия к производству и рассмотрения по существу.

Из этого правила имеются исключения.

В частности, в случаях, непосредственно указанных в уголовно-процессуальном законе, к содержанию жалоб предъявляются вполне определенные требования.

Этим требованиям должны отвечать, например, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления (ст. 363, 375 и 404 УПК РФ).

При несоблюдении обязательных требований к жалобе для заявителя наступают отрицательные уголовно-процессуальные последствия, указанные в законе.

В обоснование жалобы к ней могут быть приложены различные оригиналы или копии документов и других материалов.

В некоторых случаях уголовно-процессуальный закон обязывает заявителя прилагать к жалобе вполне определенные документы.

В частности, к надзорным жалобам и представлению должны быть приложены:

а) копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

б) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления или определения суда надзорной инстанции, если они были вынесены по данному уголовному делу;

в) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя (жалобщика), доводы, аргументы, изложенные в надзорных жалобе или представлении (ст. 404 УПК РФ).

Определенными особенностями обладает порядок подачи жалобы подозреваемым и обвиняемым, находящимися под стражей.

Указанные участники уголовного процесса могут подавать жалобы непосредственно дознавателю, следователю, руководителю следственного органа, прокурору или судье либо направлять им жалобы через администрацию места содержания под стражей.

Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащихся под стражей (ст. 126 УПК РФ).

Порядок принятия жалоб этих лиц и дальнейшего их направления регламентируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка следст-венных изоляторов и изоляторов временного содержания, утвержденными приказами министра внутренних дел.

Жалобы, адресованные прокурору или суду, принимаются в запечатанном виде и цензуре не подлежат.

Эти жалобы направляются адресату не позднее следующего рабочего дня.

Однако ст. 126 УПК РФ требует от администрации места содержания под стражей немедленного направления прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащихся под стражей.

Разумеется, реализация требования немедленного направления жалобы подозреваемого, обвиняемого в этих случаях практически невозможна при всей привлекательности данного законодательного положения.

Следовательно, законодателю необходимо при определении сроков производства следственных и иных процессуальных действий или принятия уголовно-процессуальных решений, на наш взгляд, избегать субъективных терминов типа «немедленно», «незамедлительно» и т.п.

Думается, что в данном случае отечественному законодателю следовало бы установить 24-часовой срок.

Факт подачи подозреваемым или обвиняемым жалобы подлежит регистрации в специальном журнале.

Анализ конституционных, уголовно-процессуальных и иных норм свидетельствует о том, что выбор адресата подачи жалобы на действия или бездействие должностных лиц органов предварительного расследования, прокурора и суда принадлежит заявителю.

Заявитель (жалобщик) может подать жалобу на действия (бездействие):

а) дознавателя или следователя — соответственно начальнику органа дознания, прокурору, руководителю следственного органа или в суд;
б) прокурора — вышестоящему прокурору или непосредственно в суд;
в) суда или судьи — в вышестоящий суд.

Заявителям нужно иметь в виду, что принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия или исполнение обжалуемого решения.

Приостановление исполнения обжалуемых действий или решений возможно лишь в случаях, когда необходимость принятия такого решения сочтут необходимым орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа любого, по нашему мнению, ведомства, прокурор или судья (ст. 125 УПК РФ).

Порядок рассмотрения и разрешения жалоб участников уголовного судопроизводства

В настоящее время подавляющее большинство жалоб участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) дознавателя или следователя направляется по-прежнему прокурору.

Такая практика обусловлена, на наш взгляд, тремя обстоятельствами.

Во-первых, прокурор является тем должностным лицом, которому уголовно-процессуальным законодательством поручен в ограниченных пределах надзор за соблюдением законов в процессе предварительного расследования и производства оперативно-розыскных мероприятий.

Во-вторых, судебное производство в нашей стране отличается серьезной волокитой, ибо судьи практически никогда не соблюдают установленные законом уголовно-процессуальные сроки.

В-третьих, население, в том числе граждане — участники уголовного процесса, достаточно слабо разбирается в действующем уголовно-процессуальном законодательстве, ориентируясь по-прежнему на ранее действовавшие уголовные, уголовно-процессуальные и иные законы.

Согласно требованиям ст. 124 УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа обязаны рассмотреть жалобу в течение трех суток со дня ее поступления.

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, необходимые для установления фактических обстоятельств или правовой оценки обоснованности жалобы, уголовно-процессуальный закон допускает рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Порядок извещения заявителя о принятии данного решения законодатель не подверг правовому регулированию.

Представляется, что рассматриваемое уведомление должно быть сделано в письменной форме.

По результатам рассмотрения жалобы участника уголовного процесса или иного лица прокурор, руководитель следственного органа выносят постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и о дальнейшем порядке обжалования принятого решения.

Полагаем, что в этом случае решения прокурора, руководителя следственного органа могут быть обжалованы по подчиненности, т.е. соответственно вышестоящему прокурору и руководителю вышестоящего следственного органа, или в суд.

В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

Отечественный законодатель предусмотрел порядок судебного заседания при рассмотрении жалоб участников уголовного процесса и других лиц.

Этот порядок носит гласный и в целом состязательный характер.

Рассмотрение жалоб судом в соответствии с п. 50 ст. 5 УПК РФ является актом правосудия, так как предметом судебного рассмотрения является уголовное дело, в заседании исследуются доказательства, в нем принимают участие заинтересованные в разрешении жалобы лица.

Согласно ст. 125 УПК РФ участники уголовного процесса вправе обжаловать постановления следователя и дознавателя:

а) об отказе в возбуждении уголовного дела;
б) о прекращении уголовного дела;
в) иные решения и действия (бездействие) этих лиц, а также прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Эти решения подлежат обжалованию в районный суд по месту предварительного расследования.

Перечень решений органов уголовного преследования носит открытый характер, ибо главным критерием возможности обжалования их действий (бездействия) является способность последних причинить ущерб конституционным правам, свободам и законным интересам граждан либо затруднить этим лицам доступ к правосудию,

В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, в сфере уголовного судопроизводства могут быть обжалованы любые нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, перечисленных в ст. 17—64 Конституции Российской Федерации и имеющих отношение к процессу предварительного расследования преступлений и судебного разбирательства.

Во-вторых, подавляющее большинство специалистов (за исключением И.Л. Петрухина) не обратило внимания на то, что в перечне обжалуемых действий должно находиться постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, ибо это ре-шение также касается его конституционных прав.

Эта неточность закона давно исправлена решением Конституционного Суда Российской Федерации, на которое по неизвестным причинам не обратили внимание разработчики проекта нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также законодатели, принявшие изменения от 5, 6 июня и 24 июля 2007 г. в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

В-третьих, необходимо иметь в виду, что положения ст. 123—127 УПК РФ предусматривают общий порядок обжалования.

Поэтому уголовно-процессуальный закон предусматривает в ряде случаев специальный порядок рассмотрения ходатайств и жалоб (ст. 108, 109 УПК РФ и др.).

Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Судья единолично проверяет законность и обоснованность действий (бездействие) и решений дознавателя, следователя или прокурора не позднее чем через пять суток со дня поступления жалобы.

Судебное заседание носит открытый характер, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 241 УПК РФ, т.е. случаев, требующих закрытого судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Жалоба проверяется судьей в судебном заседании, в котором могут принимать участие заявитель, его защитник, законный представитель или представитель, если они участвуют в уголовном деле, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора.

Неявка своевременно извещенных участников уголовного процесса о месте, дате и времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения и разрешения жалобы судом.

В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание участникам процесса, разъясняет им права и обязанности.

Затем слово предоставляется заявителю для обоснования жалобы.

После этого выступают другие явившиеся в суд заинтересованные лица.

Заявитель может выступить с репликой.

По результатам судебного заседания судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение.

Суд не вправе непосредственно отменить соответствующие решения или действия, так как в этом случае он взял бы на себя функции органа уголовного преследования, что запрещено уголовно-процессуальным законом (ст. 15 УПК РФ);

Копии любого из этих постановлений судьи должны быть направлены заявителю (жалобщику) и прокурору.

Принесение жалобы в суд не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

В соответствии со ст. 19 УПК РФ жалобы и представления на приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций, а также на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, приносятся в порядке, установленном главами 43—45 УПК РФ, т.е. в порядке апелляции или кассации.

Жалобы и представления на судебные решения, вступившие в законную силу, подаются в порядке, предусмотренном главами 48 и 49 УПК РФ, т.е. в порядке судебного надзора или возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ст. 127 УПК РФ).

Смотрите так же:

  • На сколько увеличат пенсию и когда в 2018 году Индексация пенсий в 2018 году На законодательном уровне предусмотрено ежегодное повышение размера пенсий и прочих социальных выплат для граждан. В 2018 году индексация пенсионного обеспечения будет проводиться в три этапа, отдельно для каждой конкретной […]
  • Пенсия в россии с февраля 2018 года Пенсия в 2018 году в России, последние новости: повышение, индексация с 1 февраля для льготников и инвалидов, прибавка работающим и неработающим пенсионерам Пенсия в России начале 2018 года претерпит изменения, пока в лучшую сторону - в ПФР сообщили о […]
  • Оформление документов купли продажи земли Как оформить сделку купли-продажи земельного участка? Для того чтобы правильно оформить сделку купли-продажи земельного участка и зарегистрировать переход права собственности на участок от продавца к покупателю, необходимо убедиться, что продавец участка […]
  • Ряжская к суд Ряжский районный суд г. Ряжск Рязанской области Место в судебной системе В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", районные суды относятся к судам системы […]
  • Закон спб о бюджете Закон Санкт-Петербурга от 30 мая 2017 г. N 328-51 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 24 мая 2017 […]
  • Кому добавили пенсию в феврале 2018 Как увеличат пенсии с 1 января 2018 года: индексация социальных пенсий и пенсий для работающих и неработающих пенсионеров В 2018 году пенсии проиндексируют трижды в зависимости их назначения – в январе, апреле и в августе. Начали с неработающих пенсионеров. […]
  • Славянск нотариусы Частный нотариус Славянского городского нотариального округа Бегун Виталий Валерьевич адрес: г. Славянск, ул. Центральная (быв. К. Маркса) 28, кв. 16 тел. 0 (6262) 24785 нотариус: 050 6555431 помощники: 099 4555431 e-mail: [email protected] сайт: […]
  • Нотариус ул Бассейная Нотариусы Киева Данный материал рассчитан на тех, кому нужен нотариус в Киеве. Чтобы оформить договор купли-продажи квартиры, генеральную доверенность или заверить документы. Так как не каждый знает, где и как их найти, я решил создать перечень нотариусов […]