Пособия гражданам имеющим детей дипломная работа

Пособия гражданам, имеющим детей

1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ 9
1.1. Демографическая ситуация в современной России. Социальная поддержка граждан, имеющих детей, как инструмент решения демографической ситуации 9
1.2. Понятие и виды пособий гражданам, имеющим детей 15
1.3. Право на получение пособий гражданам, имеющим детей 22

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ. ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ 30
2.1. Пособия по беременности и родам 30
2.2. Пособия по уходу за ребенком 32
2.3. Иные пособия (дополнительные меры социальной поддержки) гражданам, имеющим детей 43

3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ НОРМ 51
3.1. Проблемы правового регулирования и применения Показать все норм о пособиях гражданам, имеющим детей 51
3.2. Пути совершенствования законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющим детей 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76

Приложение 1 83

Приложение 2 84

1. Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС Консультант плюс, 2014
2. Федеральный закон от 30.12.2008 N 303-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СПС Консультант плюс, 2014
3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // СПС Консультант плюс, 2014.
4. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., Показать все вступающими в силу с 01.01.2014) // СПС Консультант плюс, 2014.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014) // СПС Консультант плюс, 2014
6. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 28.12.2013) // СПС Консультант плюс, 2014.
7. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // СПС Консультант плюс, 2014.
8. Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» // СПС Консультант плюс, 2014
9. Федеральный закон от 25.10.2007 N 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 30.12.2008) // СПС Консультант плюс, 2014
10. Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» (ред. от 24.10.2007) // СПС Консультант плюс. 2014.
11. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 25.11.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // СПС Консультант плюс. 2014.
12. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 02.07.2013) // СПС Консультант плюс, 2014
13. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СПС Консультант плюс, 2014
14. Указ Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» // Собр. Законодательства Росс. Федерации. — 1994. — №. 21.
15. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от 21.12.2013) // СПС Консультант плюс, 2014
16. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (ред. от 21.05.2013) // СПС Консультант плюс, 2014
17. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 944 «О порядке предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю» (вместе с «Методикой распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю») (ред. от 08.09.2010) // СПС Консультант плюс, 2014
18. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.10.2011 N 1180н «Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2012 N 23417) // СПС Консультант плюс, 2014
19. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 января 2008 г. № 11«О порядке и условиях оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, и выдачи женщинам родовых сертификатов» // СПС Консультант плюс, 2014
20. Закон Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае»
21. Закон Пензенской области от 28 декабря 2004 г. N 731-ЗПО «О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области»
22. Закон Смоленской области от 1 декабря 2004 г. N 84-з «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области»
23. Закон Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-з «О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области»
24. Письмо ФСС РФ от 21.12.2009 № 02-09/07-2598П «О налогообложении выплат в пользу единственного учредителя и руководителя компании» // СПС Консультант плюс, 2014
25. Письмо ФНС РФ от 16.09.2009 N ШС-17-3/[email protected] «О направлении письма Минфина России от 07.09.2009 N 03-04-07-02/13» (вместе с Письмом Минфина РФ от 07.09.2009 N 03-04-07-02/13, Письмом Минздравсоцразвития РФ от 18.08.2009 N 22-2-3199) // СПС Консультант плюс. 2014
26. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года (по гражданским делам) // Вестник Верховного Суда Российской Федерации. — 2011. — № 2;
27. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2011 года (по гражданским делам) // Вестник Верховного Суда Российской Федерации. — 2011. — № 9.
28. Дело № 181/10 от 17 апреля 2012 // Архив Арбитражного суда г. Новосибирска
29. Дело № 101 от 4.01.2011 // Архив Арбитражного суда г. Новосибирска; Дело № 0191 от 14.07.2011 // Архив Арбитражного суда г. Новосибирска
30. Дело № 433 по иску А.Н. Костычевой к ДОУ «Снеговичек» // Архив Железнодорожного районного суда за 2011 год
31. Дело № 433 по иску Е.С. Чудновой ДОУ «Теремки» // Архив Железнодорожного районного суда за 2012 год
32. Определение Верховного Суда РФ № 22-В03ПР-3 ОТ 27.02.2003 по иску о взыскании индексации за несвоевременно выплаченное пособие // СПС Консультант плюс, 2014
33. Проект № 556611-5 Федерального закона о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» // СПС Консультант плюс, 2014

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Оригинальная работа

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

пособие периодический социальный демографический

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

1.1 Понятие пособий гражданам, имеющим детей и основания его возникновения

1.2 Круг лиц, имеющих право на пособие

Глава 2. ВИДЫ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ ПО СРОКАМ ВЫПЛАТЫ

2.1 По сроку выплаты — единовременные пособия

2.2 По сроку выплаты — периодические пособия

Глава 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В РФ

3.1 Проблемы и недостатки демографической политики РФ

3.2 Пути решения проблем реализации дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей

Список использованных источников

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

В настоящее время Президент Р Ф и Правительство Р Ф значительно больше внимания уделяют государственной поддержке семьи и детства, разрабатываются и принимаются законы, регулирующие направления и методы социально-правовой защиты семьи, имеющей детей. Гарантом социальной защиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации, в частности, статьей 38 Основного закона установлено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

В реализации мер государственной поддержки семьи необходимо взаимодействие федеральной и региональных властей. Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В условиях социально-экономического кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семьи.

Начиная с 1991 г. в нашей стране ведется активная работа по формированию системы учреждений социального обслуживания семьи. Такие учреждения предназначены для оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, для оказания материальной, консультативной и иных форм социальной поддержки нуждающихся семей. Сложившаяся система социального обслуживания семей включает в себя: центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, специализированные центры социально-психологической помощи семье и детям, центры поддержки молодой семьи, женские кризисные центры и др. Семья и детство находятся под защитой государства. Федеральным законом от 19. 05. 96 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. от 03. 07. 2013 г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.), установлена единая система государственных пособия гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

За последние два-три года в нашей стране сделано очень многое в системе социального обеспечения граждан, в том числе и семьи. Увеличены все виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Введены новые виды пособий: единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Актуальность темы обусловлена тем, что социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному, культурно-историческому институту, чтобы ее сохранить. Необходима особая забота, внимание и помощь материнству, отцовству, детству и семье. Но если материнство, детство и семья всегда были под защитой государства, то говорить о социальной поддержке отцовства стало возможным сравнительно недавно. В нашем государстве только-только пришли к правовому определению понятия «отец-одиночка» и приравняли его к правам одинокой матери. Также недостаточны меры государственной поддержки семей, имеющих ребенка-инвалида. Качество социально-правовой защиты семьи во многом определяется уровнем развития законодательства, которое уже на сегодняшний день дает больше возможностей российской семье, будет продолжать совершенствоваться и в будущем.

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. охарактеризовать пособия гражданам, имеющим детей;

2. описать виды пособий гражданам, имеющим детей;

3. раскрыть дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей в РФ.

Для более глубокого изучения рассмотрим в практической части выпускной квалификационной работы основы социального обеспечения женщин.

Методологической базой выпускной квалификационной работы является комплекс разнообразных методов научного исследования: анализ и синтез; сравнение и обобщение; индукция и дедукция, моделирование, исторический, системно-структурный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический характер

Теоретической основой исследования составили работы отечественных ученых, посвященных социальному обеспечению граждан, имеющих детей: Шершеневича Г. Ф. , Вавилина Е. В. , Абдулаев М. И. , Матузова Н. И. , Мачульская Е. Е. и других. Они в своих исследованиях подробно раскрывали роль социального обеспечения в регулировании общественных отношений, но, к сожалению, они не исследовали многие проблемы, а именно по назначению и определению размера пособий для отдельных категорий граждан имеющих детей

Объектом исследования выступают государственные пособия гражданам, имеющим детей.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

Социальное обеспечение есть одно из главнейших мест в общественной жизни, которое непосредственно зависит от степени развития экономики и имеет глубокую связь с политикой государства и социальным благополучием населения. Содержание соцобеспечения, его типы, размер все время изменяются и формируются по ходу развития самой системы соцобеспечения (социальных гарантий) в стране.

Среди всех функций соцобеспечения выделяется демографическая, которая, в свою очередь, способствует стимулированию роста количества населения государства, воспроизводству здорового поколения, увеличению продолжительности жизни людей и другое.

Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03. 07. 2013 г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.), Постановление Правительства Р Ф от 30. 12. 2006 № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» и Постановление Правительства Р Ф от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством» (в ред. Постановлений Правительства Р Ф от 19. 10. 2009 № 839, от 01. 03. 2011 № 120, от 20. 02. 2013 № 145, от 25. 03. 2013 N 257, с изм., внесенными решением Верховного Суда Р Ф от 09. 02. 2011 N ГКПИ10−1462)

Федеральным законом № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», предусмотрены следующие виды пособий:

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в

медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

— ежемесячное пособие на ребенка;

Вступил в силу Федеральный закон от 25 февраля 2011 № 21-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Наиболее массовым видом социальной поддержки семей, имеющих детей является пособие.

Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Пособия — важный вид социального обеспечения, который предоставляется гражданам при наступлении социальных рисков. Е. Е. Мачульская определяет социальный риск как «вероятное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падение уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства».

Современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски (например, возникновение поствакцинальных осложнений), улучшить демографическую ситуацию в стране, (материнский (семейный) капитал) смягчить негативные последствия безработицы и т. д. При этом система пособий чрезвычайно нестабильна, поскольку в регулирующие их нормативные акты непрерывно вносятся изменения. Эти обстоятельства указывают на необходимость выявления тенденций развития российского законодательства о пособиях, что будет способствовать определению стратегии дальнейшего развития законодательства в этой сфере и поможет гарантировать конституционное право граждан на социальное обеспечение.

В частности, до этого времени социальное обеспечение в стране предоставлялось как денежные выплаты (например, пенсии, пособия) или услуг в натуральном виде (протезирование), а сам «материнский капитал» невозможно получить деньгами, хотя он выражен в рублях. Если рассматривать государственное пособие сквозь призму отрасли права социального обеспечения, то следует определить, прежде всего, его основное место в системе типов соцобеспечения, то, как он вписывается в сложенную систему социального обеспечения.

При этом нужно исходить из того, что любая отрасль права в основании имеет основополагающие начала, определяющие структуру всей отрасли и содержание ее норм. Регулирование же отношений по соцобеспечению выполняется на основе таких принципов, как всеобщность социального обеспечения; дифференциация типов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

В Российском государстве пособие гражданам, имеющим детей было введено в одно и тоже время с введением пособия по временной нетрудоспособности. Хотя до начала 40-х годов беременность и роды были представлены как один из фактов обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Потом данная выплата по беременности и родам стала самостоятельным видом пособия. Целью такого пособия являлось возмещение утраченного заработка по причине прекращения женщиной своей трудовой деятельности в случае беременности и родов, обеспечение охраны здоровья будущей матери, полное восстановление ее здоровья после родов и материнский уход в первые месяцы после рождения ребенка. Данное пособие было рассчитано только на работающих женщин.

Как это не покажется парадоксальным, оплаты пособия по беременности и родам, характерны не всем развитым государствам. Например, в США, оно не предусматривается на общегосударственном уровне и было введено лишь в нескольких штатах. В СССР и затем в России этому виду обеспечения социального всегда придавалось и придается ныне повышенное ролевое значение: право на декретный отпуск и выплата за время такого отпуска пособия в СССР предусматривалось законом, в России такое право было закреплено в законодательных российских основах по охране здоровья населения, в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в Кодексе законов о труде. Много лет всем женщинам, которые работают, без исключения пособие выплачивается в размере полной фактической заработной платы. Но следует иметь в виду, что некоторые правила, которые касаются в основном заработной платы, по ней исчисляется это пособие, подсчет общей суммы причитающегося пособия, совпадает с теми, действующими в отношение пособий по временной нетрудоспособности. Еще законодательством СССР они были установлены.

С принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (в народе называемом законом о монетизации льгот) основные виды деятельности, ответственность и финансирование социальной поддержки семей имеющих детей были переданы регионам, что кардинально изменило подходы к порядку назначения, выплаты и размерам ежемесячного пособия на ребенка. С 1 января 2005 года каждый субъект РФ выплачивает пособие в размерах и на условиях, определяемых собственными нормативными правовыми актами. Это положение предопределяет существенные различия между регионами в уровне поддержки семей с детьми, в том числе и многодетных.

Одно из принципиальных положений — это перенесение бремени финансовой ответственности за гарантированность социальной поддержки семей, имеющих детей, в части выплаты ежемесячного пособия на ребенка на уровень субъекта Российской Федерации. Согласно нормативным положениям статьи 3 Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», данное пособие отнесено к расходным обязательствам субъекта.

Таким образом, пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03. 07. 2013 г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) и Постановление Правительства Р Ф от 30. 12. 2006 № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Основания возникновения выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

Согласно п. 12 Постановления № 865 основанием для назначения и выплаты пособия по беременности и родам являются:

— листок нетрудоспособности для женщин, подлежащих обязательному

— медицинская справка установленной формы для женщин,

обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования.

Право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) (п. 15 Постановления N 865). Для назначения и выплаты такого пособия они представляют в учреждение справку из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности.

Единовременное пособие при рождении ребенка получить имеет право один из родителей либо лицо, его заменяющее (если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка), на каждого родившегося ребенка (в случае рождения двух или более детей). Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются следующие документы:

— справка о рождении ребенка, выданная органами загса.

В случае если оба родителя работают (учатся), дополнительно представляется справка с места работы (учебы) другого родителя о том, что такое пособие не назначалось и не выплачивалось. Однако следует сказать, что если при рождении ребенок умирает, то данное пособие не выплачивается. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается не позднее десяти дней со дня представления всех необходимых документов.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком получают матери, либо отцы, либо другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Кроме того, на назначение и выплату этого пособия могут рассчитывать студенты, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Если отпуск по беременности и родам наступает в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком, ей предоставляется право выбора одного из этих двух видов пособий, выплачиваемых в данном периоде. Лица, имеющие право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, могут выбрать одно из них.

Согласно ст. 14 Закона № 81-ФЗ пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются:

— заявление о назначении пособия;

— копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым

— копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти)

предыдущего ребенка (детей) (если таковые имеются);

— справка с места работы (учебы, службы) матери (отца) ребенка о том,

что она (он) не использует указанный отпуск и не получает пособие. Если мать (отец) ребенка не работает (не учится, не служит), необходимо наличие справки из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка, подтверждающей, что она (он) не получает это пособие.

Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям (отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и подлежащим обязательному социальному страхованию), а также лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования, является решение учреждения о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

В настоящее время право на пособие имеют (Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03. 07. 2013 г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст. 6):

— граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;

— граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

— постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;

— временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действие Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03. 07. 2013 г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст. 6) не распространяется на:

— граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без

гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место

жительства за пределы Российской Федерации.

Иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие настоящего Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ВИДЫ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ ПО СРОКАМ ВЫПЛАТЫ

К единовременным пособиям, выплачиваемым гражданам, имеющим детей, относятся следующие виды пособий:

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

— единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в сроки беременности до двенадцати недель.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности с 1 января 2014 года составляет 515 рублей 33 копейки.

После рождения ребенка, каждой молодой семье, а именно одному из родителей или маме ребенка, или папе, или лицу, официально заменяющему родителя, то есть опекуну, полагается первая выплата — единовременное пособие при рождении ребенка.

В 2012 г. сумма пособия составляла — 12 405, 32 руб., в 2013 г. — 13 087, 61 руб., с наступлением 2014 года сумма выплаты составляет 13 741,99 руб. (рис. 1). В 2015 году пособия на детей, в том числе и единовременная выплата по рождению ребенка будут проиндексированы и размеры пособий повышены.

Это пособие обычно выплачивается по текущему месту работы. Если претендующий на пособие родитель обучается или находится на военной службе, то по месту учебы и, соответственно, службы. В том случае, если ни отец ребенка, ни мать не работали, нужно будет обратиться к специалисту ОСЗН (органа соцзащиты) по месту постоянного проживания.

Право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью имеет один из родителей или опекунов (приемных родителей). На 2014 год размер пособия составляет 13 741 рубль (13 087 рублей в 2013 году, 12 405 рублей в 2012 году, 11 703 рубля в 2011 году, 10 988,85 рублей в 2010 году). Выплата пособия производится по месту работы (учебы) одного из родителей ребенка либо в РУСЗН, если оба родителя безработные. Обращаться за получением пособия нужно в течение 6 месяцев после рождения ребенка. Для получения выплаты по месту работы вам нужно предоставить следующие документы: паспорта родителей свидетельство о рождении ребенка справка из ЗАГС, выданная при получении свидетельства о рождении ребенка справка с места работы другого родителя о том, что он не получал единовременного пособия при рождении ребенка.

В 2008 году появилось сразу новое пособие — это единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву.

Если срок Вашей беременности не менее 180 дней, а мужа призвали в армию, то Вы имеете право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Причем, выплачивается это пособие независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей.

В 2012 года размер единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, был равен 19 645,12 руб., в 2013 г. — 20 725, 6 руб., с 2014 г. сумма пособия составляет 21 761,25 руб.

Женам курсантов военных образовательных учреждений данное пособие не выплачивается.

Далее сведем все данные по единовременным пособиям в таблицу 1 и проанализируем их тенденцию.

Табл. 1. Единовременная выплата по рождению ребенка на 2012 — 2014 гг.

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

единовременное пособие при рождении ребенка

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

По данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, суммы пособий имеют положительную тенденцию к увеличению, так ежегодно государства проводит индексацию.

К периодическому пособию, выплачиваемому гражданам, имеющим детей, относят пособие по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам было введено в Российском государстве в одно и тоже время с введением пособия по временной нетрудоспособности. Хотя до начала 40-х годов беременность и роды были представлены как один из фактов обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Потом данная выплата по беременности и родам стала самостоятельным видом пособия. Целью такого пособия являлось возмещение утраченного заработка в связи с прекращением женщиной своей трудовой деятельности в случае беременности и родов, обеспечение охраны здоровья будущей матери, полное восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие было рассчитано только на работающих женщин.

Как это не покажется парадоксальным, выплаты пособия по беременности и родам, характерны не всем развитым государствам. Например, в США, оно не предусматривается на уровне общегосударственном и было введено лишь в нескольких штатах. В СССР и затем в России этому виду обеспечения социального всегда придавалось и придается ныне повышенное ролевое значение: право на декретный отпуск и выплата за время такого отпуска пособия в СССР предусматривалось законом, в России такое право было закреплено в законодательных основах Российской Федерации об охране здоровья граждан, в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в Кодексе законов о труде. Много лет всем женщинам, которые работают, без исключения пособие выплачивается в размере полной фактической заработной платы. Но следует иметь в виду, что некоторые правила, которые касаются в основном заработной платы, по ней исчисляется это пособие, подсчет общей суммы причитающегося пособия, совпадает с теми, действующими в отношение пособий по временной нетрудоспособности. Еще законодательством СССР они были установлены < 24, referat.bookap.info >.

Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности в соответствии со ст. 255 ТК РФ должен был предоставлен отпуск по беременности и родам по государственному социальному страхованию с выплатой пособия в размере установленном федеральными законами.

В настоящее время право на пособие по беременности и родам имеют по (ст. 6 Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03. 07. 2013 г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.):

— женщины, которые подлежат обязательному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособности и с материнством, сюда входят женщины из числа персонала (гражданских) воинских формирований Российской Федерации, которые находятся на территориях зарубежных стран по условиям предусмотренных пунктами международных договоров Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с прекращением деятельности предприятий, прекращением деятельности физическими лицами как индивидуальные предприниматели, прекращением нотариусами полномочий, занимающимися частной практикой, и прекращением адвокатского статуса, а также в связи с прекращением иными физическими лицами деятельности, чья трудовая деятельность по федеральному закону подлежит обязательной государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню решения о признании их в установленном порядке безработными;

— женщины, которые проходят обучение в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и профессионального высшего образования и учреждениях послевузовского профессионального образования на очной форме обучения;

— женщины, служащие по военному контракту, проходящие службу в качестве лиц состава рядового и начальствующего в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, в органах, контролирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;

— категории женщин, которые установлены настоящей статьей, в случае усыновлении ими ребенка (детей).

Пособие подлежит выплате до срока достижения ребенком полутора лет.

Если лицо, которое находится в отпуске по уходу за ребенком, осуществляет трудовую деятельность на условиях неполного рабочего дня или же на дому, а также в случае продолжения процесса обучения право на данное пособие сохраняется все равно.

Для тех, кто одновременно является правопреемником ежемесячного пособия по уходу за ребенком и пособия по безработице, следует выбрать лишь одно.

В случае если женщина опять забеременеет в период нахождения в декретном отпуске по уходу за ребенком, то ей снова необходимо сделать выбор между пособиями.

Выплата пособия по беременности и родам происходит за период декретного отпуска продолжительность, которого составляет семьдесят календарных дней до родов и семьдесят календарных дней после родов.

Рассмотрим динамику пособий по беременности и родам в таблице 2.

Табл. 2. Размер пособия по беременности и родам на 2012−2014гг.

Год ухода в декрет

Минимальный размер пособия по беременности и родам

Максимальный размер пособия по беременности и родам

25 578 рублей 28 501 рубль 34 553 рубля

206 840 рублей 230 479 рублей 286 621 рубль

23 970 рублей 26 710 рублей 33 216 рублей

186 730 рублей 208 071 рубль 258 755 рублей

140 дней 156 дней 194 дня

21 235 рублей 23 662 рубля 29 425 рублей

168 383 рубля 187 627 рублей 233 332 рубля

Доход, учитываемый за каждый год, не может превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС. Доход, учитываемый за 2012 год, ограничен сверху 512 000 рублей, а учитываемый доход за 2013 год ограничен сверху 568 000 рублей.

Таким образом, для женщин, уходящих в декрет в 2014 году, размер пособия по беременности и родам за 140 дней не может быть больше 206 840 рублей, за 156 дней при осложненных родах — не больше 230 479 рублей и за 194 дня больничного по беременности и родам при рождении двойни или тройни — не больше 286 621 рубля.

Табл.3. Продолжительности выплаты пособий в особых случаях.

Роды с осложнением

86 календарных дней

При рождении двух или более детей

110 календарных дней

84 календарных дней

Отпуск по беременности и родам вне зависимости от количества дней, фактически использованных до родов начисляется суммарно и предоставляется женщине в полном размере.

Как показывает практика, возникают проблемы с компенсацией пособий например, если незадолго до выхода работницы в отпуск по беременности и родам ее перевели на более высокооплачиваемую должность, в конечном итоге сумма пособия была больше, нежели та, что была бы рассчитана исходя из старого оклада. К таким обстоятельствам сотрудники фонда относятся более чем подозрительно и нередко отказывают в зачете данных выплат, мотивируя тем, что действия работодателя были направлены на неправомерное возмещение сумм пособий за счет средств ФСС.

Судебная практика рассматривала такую ситуацию, при которой были

удовлетворены исковые требования прокурора в интересах гражданки Д., обратившейся с иском о взыскании с ООО «О» в пользу Д. задолженности по пособию по уходу за ребенком (см. — Приложение).

Таким образом, пособие по беременности и родам является одной из видов социальных выплат по временной нетрудоспособности. Право на пособие по беременности и родам прописано в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03. 07. 2013 г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) и в Постановление Правительства Р Ф от 30. 12. 2006 № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Не все беременные женщины и роженицы имеют право на пособие, а только те, кто находится в отпуске по беременности и родам. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. (в новой редакции) определяет определенный круг женщин, имеющих право на получение пособия по беременности и родам.

2.3 По сроку выплаты — ежемесячные пособия

Гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются следующие виды ежемесячных пособий:

— ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего

военную службу по призыву.

Пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет начисляется на следующий день после окончания больничного листа по беременности и родам. Начало отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет отсчитывается с момента окончания отпуска по беременности и родам.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» получать пособие может один из родителей ребенка, опекун или родственник, фактически осуществляющий уход за ребенком.

Если работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, то пособие выплачивается ему в обычном порядке.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. Например, если работница находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет и в этот период у нее начинается отпуск по беременности и родам, то она может получить только одно пособие по ее выбору.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет.

При увольнении из одной организации (в том числе, в порядке перевода в другую организации) и устройстве на работу в другую организации — к новому работодателю, либо в это же юридическое лицо (новый трудовой договор) заработок, полученный у предыдущего работодателя (до увольнения), при исчислении пособия не учитывается. Пособие в данном случае исчисляется из фактического заработка, начисленного новым работодателем по новому месту работы, то есть за период работы по новому трудовому договору, заключенному после увольнения.

Обратиться за пособием нужно не позднее шести месяцев со дня, когда ребенку исполнится 1,5 года. То есть до момента, когда ребенку исполнится два года. Если человек пропустил этот срок, то пособие ему не выплачивается. (ст. 17.2 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ и пункт 55 Положения, утвержденного постановлением Правительства Р Ф от 30 декабря 2006 г. № 865).

Неработающим гражданам ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет, при условии, что они не получают пособие по безработице.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Отпуск по уходу за ребенком может быть использован женщиной полностью или по частям. Если женщина прервет отпуск и выйдет на работу, то ежемесячное пособие по уходу за ребенком ей выплачиваться не будет. Если женщина уже частично использовала отпуск по уходу за ребенком, после чего вышла на какое-то время на работу и вновь желает воспользоваться таким отпуском, то на основании заявления издается приказ на оформление оставшейся части отпуска.

Женщина имеет право работать на условиях неполного рабочего времени как по месту основной работы, так и в другой организации или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. Женщина, работающая на условиях неполного рабочего времени, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 93 ТК РФ).

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае продолжения обучения. (п. 43 Приказа Минздравсоцразвития Р Ф от 23 декабря 2009 г. № 1012н).

Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивается ежемесячно в день выдачи зарплаты.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается работающим гражданам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком) в размере 40% от среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по месту работы за последние 12 календарных месяцев до наступления отпуска по уходу за ребенком. (Средний заработок рассчитывается только за месяцы работы у последнего работодателя, который назначает данное пособие).

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 дет в 2014 году ребенка составляет 2577 рублей на первого ребёнка и 5153 рубля на последующих детей (данные в сравнении с 2013 годом приведены в таблице.

Районный коэффициент применяется только к минимальным размерам пособий по уходу за ребенком.

Табл.4. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет.

Год выхода в отпуск по уходу за ребенком до 1,5лет

Минимальный размер пособия

Максимальный размер пособия

2576,63 руб. 5153,25 руб.

первый ребёнок: второй ребёнок:

2453,93 руб. 4907,85 руб.

Право на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют:

— мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по

— опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу

по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случае, если мать умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняется от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, или отказалась взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и из других аналогичных учреждений.

В том случае если уход за ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляют одновременно несколько лиц, право на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, предоставляется одному из указанных лиц. Размер ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву с учетом индексации в 2014 году составляет 9326 руб. 52 коп. на каждого ребенка (в 2013 году — 8882 руб.).

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.

Выплата ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

ГЛАВА 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В РФ

Российские социологи и демографы в течение последних десятилетий отмечают необходимость принятия эффективных мер в сфере семейно-демографической политики для выхода из демографического коллапса. В настоящее время это признано и руководством страны.

Основные демографические проблемы страны общеизвестны: прежде всего, это депопуляция населения, обусловленная высокой смертностью, в том числе от устранимых причин, низкой, по сравнению с развитыми странами, продолжительностью жизни. Добавляет демографических проблем, снижая репродуктивные показатели, высокий уровень разводов на фоне все более поздних браков. Наконец, наблюдается исчерпание миграционного потенциала республик бывшего СССР. Легальная миграция на сегодня компенсирует убыли населения.

Другая, вызывающая особое беспокойство, проблема — старение населения. По критериям, принятым ООН, население страны считается старым, если доля лиц в возрасте старше 65 лет превышает 7%. За последние полвека в мире доля людей старше 60 лет выросла с 8% до 10%, и достигла 600 млн. чел.

Главным ресурсом любого государства являются его граждане. Это возобновляемый ресурс, в равной мере природный и социальный, количество и качество которого зависят изначально от деятельности семьи. Рождение, физическое и духовно-нравственное вскармливание детей и их воспитание — это деятельность, самая главная, ответственная, творческая и тяжелая из всех ныне известных, в связи с чем необходимо признать, что проблема объективного и критического анализа истинного положения, перспектив развития и оздоровления семьи стоит со всей остротой.

Основным принципом социальной политики государства в отношении детей должно быть наилучшее обеспечение их интересов в ходе проводимых социально-экономических реформ. Но отсутствие целенаправленной государственной политики в отношении института семьи сделало его безоружным перед натиском деструктивных процессов, вызванных социально-экономическими и политическими реформами.

Выделим основные проблемы и недостатки семейной и демографической политики.

1. Следствием кризисного состояния семьи в свою очередь стало возрастание числа неблагополучных, в том числе асоциальных семей, часто полное устранение родителей от воспитания своих детей, рост агрессии семьи по отношению к детям: их физическое, психологическое и сексуальное насилие, экономическая эксплуатация. Нарушенная система отношений в этих семьях породила такие проблемы, как социальная и школьная дезадаптация, детский суицид, детская проституция, наркомания, алкоголизм, распространение таких негативных социальных явлений, как детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство.

2. Неблагоприятные современные социально-политические и социокультурные условия резко усугубили противоречия между традиционными семейными и внесемейными отношениями, что позволяет, говорить о кризисном состоянии духовно-ценностного потенциала семьи. Еще одной из основных причин нарушения детско-родительских отношений, деформации или утраты семьей социализирующей и воспитательной функций способствовала государственная политика в отношении семьи и детей в России, начиная с послереволюционных лет и до недавнего времени. Она нацеливала семью на коллективистское воспитание детей как на наилучшее, отлучала детей от семьи, а их воспитание доверялось государству. Идеологическая установка на «огосударствление» семьи во многом определила проводимую в стране социальную политику, существенно ускорила процессы разрушения патриархальной семьи, ее переориентацию на внесемейные ценности, передачу государственным институтам (образования, досуга, культуры) многих традиционных семейных функций. Это постепенно обесценивало институт семьи, что не замедлило сказаться на качестве социализации и воспитания подрастающего поколения.

Дезорганизация семейного воспитания наблюдается сегодня во взаимной отчужденности детей и родителей, «нежелании посвящать лучшие годы жизни заботе о детях», что часто сопровождается насилием родителей над детьми, побегами последних из семьи, асоциальным поведением детей и подростков.

Сегодня стало ясно, что государственная система воспитания не смогла сформировать нравственно устойчивого человека. И если раньше вина за неадекватную социализацию возлагалась на школу, производственный коллектив, то теперь главный источник нерешенных проблем образования и воспитания стал усматриваться в семье.

Следует признать, что нарастание социальных рисков превосходит адаптационные возможности большинства семей. Вследствие очевидного противоречия между реальными возможностями семьи, обусловленными ее современным положением и социально-экономической ситуацией в обществе — с одной стороны и возлагаемыми на нее обязанностями, возникшими из-за отказа государства выполнять ранее взятые в отношении ее обязательства — с другой стороны, семья не справляется со своими функциями.

3. Сегодня единая правовая база государственной семейной политики в стране отсутствует, ее функции системно не включены в деятельность органов государственной власти.

Функции семейной политики чётко не определены и крайне недостаточно включены в практическую деятельность органов власти. При решении экономических, политических, других государственных проблем права и интересы семьи целенаправленно не прорабатываются и не учитываются в необходимом объёме. Не решены в интересах семьи многие проблемы, возникшие в переходный к рыночным отношениям период (приватизация, налогообложение, семейное предпринимательство, кредитование и др.). В новых условиях не переосмыслен накопленный в прошлые годы опыт поддержки семьи. Происходит недооценка правоспособности семьи (иметь права и выполнять обязанности), необходимости наделения семьи полноценным социальным статусом, обеспечения правового регулирования отношений семьи с государством и его институтами.

В деятельности органов власти не получили отражения важнейшие вопросы, связанные с жизнедеятельностью немаргинальных семей, оказанием им содействия в реализации основных функций, развитием семейной экономики, культуры, образования. Недооцениваются задачи проведения социальной экспертизы принимаемых в регионах решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи. Программы часто не соответствуют требованиям, предъявляемым к такого рода документам. Их комплексность зачастую выражается лишь в объединении мероприятий, относящихся к разным сферам социальной политики. Нередко в программах не представлены концепции, механизмы реализации намеченных мер.

Принимаемые государством меры в основном адресованы индивидууму и слабо учитывают интересы семьи как социального института. Вместе с тем при формировании семейной политики необходимо принимать во внимание, что семья — сложно устроенная система, а не просто проживание в одном месте взрослых и детей. Защищая и обеспечивая интересы одного из членов этой системы (семьи), важно понимать актуальность сохранения целостности этой системы для каждого из ее членов, а для ребенка — в первую очередь. Реализуя право ребенка на защиту государства в случае неисполнения или исполнения не в полной мере семьей обязанностей в отношении него, важно помнить, что биологическая семья — это прежде всего среда, естественная для ребенка. Государственно-правовая охрана детства — один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в ст. ст. 7, 38, 39 Конституции Р Ф . Обеспечение прав и защита интересов ребенка, безусловно, приоритетны.

Другой проблемой работы органов социальной защиты является недостаточное финансирование социальной сферы, поскольку без достаточного финансового обеспечения социальной сферы «социальная политика как бы повисает в воздухе остается нереализованной». Необходимость увеличения государственных ассигнований столь же настоятельно требует их более рационального использования.

4. Положение многих российских семей, имеющих детей, в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. Сегодня многодетные семьи, одинокие матери, семьи с детьми-инвалидами, студенческие семьи, как правило, находятся на самой низкой ступени по размеру реальных доходов, принадлежат к беднейшим слоям общества. Для абсолютного большинства семей с детьми основным источником доходов остается заработная плата. Между тем за 90-е годы ее реальная покупательная способность снизилась почти в 2 раза, обесценились фактически до нуля денежные сбережения семей.

Значительный вес в доходах многодетных семей (а во многих — и основную) занимают детские пособия. Во многом уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает положительных качественных изменений именно потому, что такие пособия индексируются в меньшей степени, чем пенсии и стипендии, и от одной индексации до другой сокращаются в реальном выражении. Так, размер ежемесячного пособия на ребенка, которое сегодня получают более 70% детей, составляет всего 3,3% от стоимости прожиточного минимума ребенка. Поэтому ничего нет удивительного в том, что именно дети представляют самую многочисленную группу в общей численности малоимущего населения; кроме того, именно в этой возрастной группе наблюдается самый высокий уровень бедности (доля населения со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума) — 17,4%, против 13,3% для молодежи в возрасте 16−30 лет, 13,7% — для населения 31−59 лет и 9,2% для лиц старше трудоспособного возраста.

О низком уровне жизни семей, имеющих детей, свидетельствуют также официальные данные балансов доходов и расходов домашних хозяйств. Примечательной в этом плане является структура потребительских расходов домохозяйств с детьми, в которой доля расходов на питание занимает от трети до почти половины всех расходов, свидетельствуя о невысоком уровне жизни таких семей, причем данный показатель растет с увеличением числа детей. Для многодетных семей также характерен заметно более низкий уровень потребления непродовольственных товаров, в особенности товаров длительного пользования.

Смотрите так же:

  • Закон рф 53 от 28031998 Miassats.Ru Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, […]
  • Приказ фнс об утверждении форм документов Приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/[email protected] "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и […]
  • Учебное пособие ценные бумаги 2014 Б.А. Карташов, Е.В. Матвеева, Т.А. Смелова, А.Е. Гаврилов РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ (ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ): Учебное пособие. Волгоград: ВолгГТУ, 2006. – 180 с. АННОТАЦИЯ Рассматриваются фундаментальные понятия рынка ценных бумаг. Содержатся тесты и контрольные […]
  • Федеральный закон о кадастре 2013 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ"О государственном кадастре недвижимости" С изменениями и дополнениями от: 22, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 8 мая, 17 июля, […]
  • Пособие монтеру пути профессиональная подготовка монтера пути 4-го разряда Пособие монтеру пути. Профессиональная подготовка монтера пути 4 разряда Учебное пособие подготовлено в соответствии с квалификационной характеристикой профессии «Монтер пути 4-го разряда» Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и примерным […]
  • Приказ 395 от 16082007 Приказ Ростехнадзора от 02.10.2015 N 395 "Об утверждении Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2015 N […]
  • Приказ 632 Приказ Ростехнадзора от 31.12.2014 N 632 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Требования к разработке технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки […]
  • Закон рф о недрах 2395-1 от 21021992 г Закон рф от 21.02.1992 n 2395-1 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) Раздел I. Общие положения Статья 1. Законодательство Российской Федерации о недрах Статья 1.1. Правовое регулирование отношений недропользования Статья 1.2. Собственность на […]