Права капитана на судне

Статья 31. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне

Статья 31. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне

См. комментарии к статье 31 КВВТ РФ

1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Капитан судна имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна, отстранять их от исполнения служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, уставом о дисциплине.

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

6. В случае нападения на судно лиц в целях совершения ими противоправных действий капитан судна обязан действовать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Правовое положение капитана судна определяется возложенными на него обязанностями и ответственностью, а также правами в отношении поддержания порядка на судне, его полномочиями как органами дознания, полномочиями в отношении актов гражданского состояния (обязанности в случае рождения ребенка или смерти на судне), нотариальными полномочиями (удостоверение завещаний).

Капитан судна подчиняется непосредственно судовладельцу. На него возложена ответственность за выполнение поставленных судовладельцем задач, сохранность судна и жизнь находящихся на нем людей. Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца в отношении сделок, вызванных нуждами судна, груза и плавания (приобретение топлива,

Капитан осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и всех лиц, находящихся на судне. Он является законным представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, вызванных нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного ему имущества (если на месте нет представителей судовладельца). По поручению судовладельца капитан осуществляет сделки, касающиеся эксплуатации судна (агентирование, приобретение топлива, продовольствия, снабжения и другие).

Судовладелец (или другая организация или лицо, которые приняли на себя от судовладельца ответственность за эксплуатацию судна) должен создать необходимые условия для выполнения капитаном своих обязанностей: подтвердить полномочия капитана по части решений, касающихся безопасности и предотвращения загрязнения, а также для обращения к судовладельцу с просьбой об оказании необходимой помощи. Судовладелец должен обеспечить, чтобы капитан:

имел надлежащую квалификацию для управления судном;

был полостью осведомлен о системе управления безопасностью судовладельца;

получал необходимую поддержку для безопасного выполнения своих обязанностей.

Ответственность капитана в области управления безопасностью должна касаться:

реализации политики судовладельца в области безопасности и защиты окружающей среды;

побуждения экипажа к соблюдению этой политики;

издания соответствующих приказов и инструкций;

проверки выполнения предъявляемых требований;

пересмотра системы управления безопасностью и передачи сообщений о ее недостатках береговым службам управления.

На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

Никто, кроме капитана, не имеет права изменять назначенные курс и скорость судна, за исключением вахтенного помощника капитана для расхождения с судами и уклонения от навигационных и других опасностей.

Капитан судна имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна.

Капитан судна имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна. В таком случае применяются правила, установленные Кодексом торгового мореплавания.

В случае недееспособности капитана – смерти, болезни внезапного психического расстройства или иной причины, которые препятствуют капитану судна выполнять свои служебные обязанности и угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей, обязанности капитана до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна с немедленным донесением об этом судовладельцу, флагману группы (руководителю промысла), а в иностранном порту – консулу. В судовом журнале делается соответствующая запись.

Капитану предоставляется комплекс прав, призванных обеспечить эффективное управление судном, поддержание на нем порядка, безопасность плавания и выполнение производственных задач.

ПРАВА КАПИТАНА (по Уставу службы на судах рыбопромыслового флота)

Общие:

выбирать тот путь следования судна, который считает необходимым;

на промысле поручать управление судном вахтенному помощнику.

При необходимости:

производить перераспределение обязанностей между членами экипажа;

отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа и отправить его в порт при первой возможности;

при плавании в сложных условиях свыше 12 ч на время отдыха оставлять вместо себя на мостике старшего помощника;

в море привлекать к работам, связанным с грузовыми операциями и производством любых членов экипажа (кроме радистов и медицинского персонала);

привлекать к несению стояночных вахт лиц комсостава, которые по кругу своих обязанностей вахт не несут.

В особых обстоятельствах:

объявлять авральные и аварийные работы;

в случае неправильных действий лоцмана отстранить его от проводки;

при истощении в море жизненных запасов произвести реквизицию продовольствия, имеющегося в распоряжении находящихся на судне лиц, или реквизицию груза, который может быть использован для питания.

в случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного капитану судна имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания. Капитан судна обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца.

Судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза.

В случае опасности для судна, людей и груза:

изолировать до прихода в отечественный порт лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

устанавливать режим работы главной силовой установки с превышением установленных норм (то же – для оказания помощи другому судну или людям);

собрать судовой совет, в который входят начальники служб, а также другие члены экипажа по усмотрению капитана.

Отказываться:

от приема на борт отдельных грузов, если их погрузка или перевозка противоречат правилам перевозки опасных грузов, другим существующим правилам или угрожает безопасности судна, людей, груза;

выходить в рейс или продолжать его, если укомплектованность экипажа, либо техническое состояние судна или его технических средств не обеспечивает безопасность плавания; если снабжение судна или состояние производственного оборудования не обеспечивает выполнение рейсового задания, а также при чрезмерной усталости экипажа.

ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ КАПИТАНА

Повседневные:

соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе плавания судна, других нормативных актов;

соблюдение требований правил по предотвращению загрязнения морской среды;

соблюдение правил перевозки людей и груза;

режима труда и отдыха согласно трудовому законодательству, охрану труда на судне;

личное утверждение судовых расписаний;

контроль за правильным ведением судового, машинного и радиотелеграфного журналов;

хранение судовой документации.

Обеспечение надлежащего технического состояния судна:

поддержание судна в мореходном состоянии, контроль и своевременное продление срока действия судовых документов;

своевременное предъявление судна и технических средств к освидетельствованию.

Обеспечение подготовки экипажа:

организация и контроль:

подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению людей в море;

за технической учебой экипажа, постоянное повышение его квалификации;

общее руководство практикой курсантов и студентов.

Обеспечение связи:

личное визирование исходящих служебных радиограмм;

обеспечить радиосвязь и техническое обслуживание радиоаппаратуры при отсутствии в штате радиоспециалистов;

обеспечить выполнение правил радиосвязи.

В чрезвычайных обстоятельствах:

оказание помощи любому лицу, терпящему бедствие на море, если это можно сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей; следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если сообщено, что они нуждаются в помощи;

в случае военных действий, а также в иных случаях возможной опасности принятие всех мер к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества;

в случае повреждения судном других судов, сооружений, порчи или утраты орудий лова и в других случаях, когда могут быть предъявлены претензии судовладельцу, – своевременное оформление документов в установленном порядке;

в случае, если лицо, находящееся на борту судна, нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, капитан судна обязан зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт с извещением об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт или доставке такого лица в иностранный порт с извещением также консульского учреждения Российской Федерации.

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, –

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей,

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,

либо ограничением свободы на срок до трех лет,

либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 270).

ОБЯЗАННОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К РЕЙСУ

Принять меры:

к обеспечению технической готовности судна;

к укомплектованию судна экипажем;

к укомплектованию судна всеми видами снабжения.

Удостовериться в подготовке экипажа:

к управлению техническими средствами, механизмами, системами;

к действию по тревогам.

Проверить наличие:

карт и пособий для плавания;

нанесение на карты границ территориальных вод, экономических зон и т.п.;

наличие документов, регламентирующих порядок промысла и отчетности.

Поставить задачи перед экипажем:

перед комсоставом – по подготовке судна к плаванию и выполнению производственного плана;

ознакомить подчиненных с особенностями рейса;

проработать с судоводителями навигационно-гидрометеорологическую часть рейса.

Проконтролировать:

подготовку к осуществлению буксирных операций.

Обеспечить грузовые операции:

перед погрузкой проверить и утвердить грузовой план;

обеспечить контроль за правильностью укладки и крепления груза в трюмах и на палубе, размещением балласта и бункера.

Принять доклады перед выходом в рейс:

за два часа – от начальников служб о состоянии готовности судна;

за 15 мин – от старшего помощника и главного (старшего) механика о готовности судна к отходу, наличии на борту членов экипажа и отсутствии посторонних лиц.

В случае неявки кого-либо из членов экипажа или прикомандированных лиц к назначенному времени отхода:

немедленно принять меры по их возвращению на судно;

сообщить капитану порта, судовладельцу, в иностранном порту – консулу.

ОБЯЗАННОСТИ В РЕЙСЕ

По организации службы на судне:

ходовые вахты:

обеспечить надлежащую организацию;

контролировать соответствие вахты конвенционным требованиям и нормам безопасности в части численности и времени несения;

радиовахта:

следить, чтобы неслась согласно международным и национальным правилам ведения морской радиосвязи;

представители органов надзора и контроля:

обеспечивать прием на борт;

при работе в экономической зоне иностранных государств, конвенционных районах принимать на борт судна представителей рыболовного контроля и обеспечивать надлежащие условия их быта;

отчетные материалы о деятельности судна:

обеспечить ведение по установленным формам и направление в необходимые адреса;

загрязнение морской среды:

принимать меры для предотвращения.

По управлению судном и судовождению:

определения места судна:

требовать от помощников выполнять всеми доступными способами и средствами с наибольшей точностью;

гидрометеорологическая обстановка:

следить за изменениями;

контролировать получение прогнозов;

вызывает вахтенный помощник:

немедленно прибыть на мостик;

известить голосом, если есть необходимость, о вступлении в управление судном;

находиться на мостике, пока этого требует обстановка;

получение навигационной информации, своевременная корректура карт и пособий для плавания:

выход из порта,

следование в узкостях,

плавание в районах интенсивно судоходства,

подход к берегам и опасным местам,

швартовные операции,

другие особо сложные условия плавания:

находиться на мостике и лично управлять судном

лоцман:

взять при плавании в районе обязательной ледокольной проводки, обеспечив безопасный прием на борт судна;

при прохождении районов, где лоцманская проводка не обязательна. капитан вправе взять лоцмана, если найдет это необходимым;

уходя с мостика, указать лоцману лицо, ответственное за управление судном на время своего отсутствия;

остойчивость судна:

следить в соответствии с Информацией об остойчивости и непотопляемости;

знаки ограждения опасностей, гидротехнические сооружения, подводные кабели, трубопроводы:

не допускать повреждения;

принимать все меры к освобождению кабеля без повреждений в случае его подъема якорем или орудиями лова;

плавание в ледовых условиях:

принять все меры для обеспечения сохранности корпуса судна, винтов и руля.

По соблюдению правил плавания и ведения помысла:

район плавания:

соблюдать установленный Регистром для судна;

не нарушать границ территориальных вод, рыболовных и специальных зон иностранных государств, режима плавания в них;

работа на промысле в группе судов, групповое плавание:

выполнять указания флагмана, обеспечивая безопасность плавания и оказание помощи другим судам.

При особых обстоятельствах:

обнаружение на судне посторонних лиц или предметов, не связанных с деятельностью судна:

немедленно сообщить соответствующим органам отечественного порта отхода, а при стоянке в иностранном порту – консулу;

человек упал за борт:

принять все меры к спасению;

покинут район поиска только после того, как убедится, что поиски безрезультатны;

оказание помощи терпящему бедствие судну:

принять все меры для спасения людей;

предложить капитану суда, терпящего бедствие, подписать договор о спасании;

приступить к работам по спасанию судна, груза и имущества;

необходимость срочной помощи тяжелобольному:

зайти в ближайший порт или доставить больного любыми доступными средствами;

известить судовладельца. а также консула;

судну грозит бедствие и оно нуждается в помощи:

обратиться в спасательно-координационный центр данного района;

принять все возможные меры для получения необходимой и своевременной помощи;

аварийные и несчастные случаи;

исчезновение людей;

промысловые происшествия:

немедленно сообщать в установленном порядке;

принять меры к обеспечению безопасности людей, судна, груза, сохранению орудий лова;

принять меры к оформлению документов по этим случаям;

обеспечить сохранность и неприкосновенность карт, других документов, отражающих маневрирование судна, работу оборудования и аппаратуры до окончания расследования;

действия иностранных властей, кораблей, судов и самолетов:

нарушение принципов свободы мореплавания в открытом море,

проникновение в закрытые районы,

загрязнения окружающей среды, ведение промысла или других работ в экономической зоне России:

немедленно сообщать в установленном порядке всеми доступными средствами и способами связи;

столкновение с другим судном:

запросить, не требуется ли помощь;

при необходимости оказать ее без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров;

запросить название, порт приписки, пункты отправления и назначения, размер и характер повреждений;

сообщить аналогичные сведения по своему судну.

ОБЯЗАННОСТЬ КАПИТАНА СУДНА В СЛУЧАЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ИНЫХ СЛУЧАЯХ ВОЕННОЙ ОПАСНОСТИ

В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности капитан судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, а также грузов и другого имущества.

НОТАРИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КАПИТАНА

Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.

Капитан судна обязан сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне.

Капитан судна обязан уведомить одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принять меры по сохранению и отправке тела умершего на родину. При отсутствии такой возможности капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину.

В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи капитану первого порта Российской Федерации, в который зайдет судно.

КАПИТАН СУДНА КАК ОРГАН ДОЗНАНИЯ

Капитан судна может передать компетентным органам иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, лицо, в отношении которого у капитана судна имеются разумные основания считать, что оно совершило преступление, направленное против безопасности морского судоходства, за исключением гражданина Российской Федерации, а также лица без гражданства, постоянным местом жительства которого является Российская Федерация. В данном случае капитан обязан, если это практически осуществимо, по возможности до входа судна в территориальное море иностранного государства, направить в его компетентные органы уведомление о своем намерении передать им такое лицо и причинах его передачи, а также предоставить указанным органам имеющиеся доказательства.

В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту Российской Федерации признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан немедленно информировать об этом компетентные органы.

ОСТАВЛЕНИЕ СУДНА ЕГО ЭКИПАЖЕМ

В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров.

Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей.

Права и обязанности капитана судна

Правовые основы отношений между членами экипажа судна

  1. Права и обязанности капитана судна
  2. Права и обязанности остальных членов экипажа
  3. Взаимоотношения капитана судна и других членов экипажа судна и консульских учреждений Украины.

Основы организации службы на судах, а также основные обязанности, права, полномочия и ответственность лиц судового экипажа, обеспечивающие функционирование системы управления безопасностью определены Уставом службы на морских судах от 09.01.1976г.

Капитан – имеет требуемый уровень подготовки, соответствующие национальным и международным нормам дипломы и сертификаты, надлежащий опыт, квалификацию и компетентность.

Капитан является старшим должностным и доверенным лицом судовладельца на судне. В соответствия с национальным и международным законодательством капитан несет ответственность:

— за безопасное управление судном;

— за безопасность пассажиров, экипажа и сохранность перевозимого груза;

— за предотвращение загрязнения, а также за реализацию политики судоходной компании по обеспечению безопасности и защиты окружающей среды и всемерное побуждение экипажа к соблюдению этой политики.

Ни судовладелец, ни фрахтователь, ни любое другое физическое или юридическое лицо не может ограничить действия или принятие капитаном решений, которые, в силу своего профессионального опыта он сочтет необходимым для выбора путей, управления судном и обеспечения безопасности плавания в любых условиях. Капитан в необходимых случаях имеет полную свободу действий по принятию любых решений, которые по его усмотрению являются наилучшими в интересах безопасности экипажа, судна, пассажиров, груза и окружающей среды.

Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия, издает приказы и распоряжения по судну, подчиняется непосредственно первому руководителю компании. Распоряжения капитана подлежат неукоснительному исполнению всеми находящимися на судне лицами. За грубые нарушения дисциплины капитан имеет право отстранять от исполнения служебных обязанностей любое лицо судового экипажа и списать его с судна.

В обязанности капитана входит:

— соблюдение международных конвенций, национального законодательства, директивных указаний и рекомендаций судовладельца;

— организация о контроль технической эксплуатации с соблюдением конвенционных и национальных норм безопасности мореплавания;

— организация и контроль вахтенной службы;

— обеспечение готовности экипажа по борьбе за живучесть судна;

— обеспечение порядка на судне.

Также в обязанности капитана входят:

Оказание помощи любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель или следовать с наибольшей скоростью на помощь гибнущим, при условии, если он может это сделать без серьезной угрозы для своего судна и находящихся на нем лиц.

После столкновения судов, насколько это возможно сделать без серьезной угрозы для своих пассажиров, экипажа и судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и экипажу. Капитаны судов обязаны, насколько это возможно, сообщить названия своих судов, порты приписки, а также порты отправления и назначения или ближайший порт,в который зайдет судно.

Капитан судна имеет право засвидетельствовать подлинность завещаний. Согласно нормам Закона Украины «Про нотариат» к нотариально засвидетельствованным документам приравниваются завещания граждан, которые находятся во время плавания на морских судах или судах внутреннего плавания, которые плавают под флагом Украины, удостоверенные капитанами этих судов;

Капитаны морских судов обязаны передать по одному экземпляру удостоверенных ими завещаний начальнику порта Украины или консулу Украины в иностранном порту для следующего направления их в государственный нотариальный архив или государственную нотариальную контору за постоянным местожительством завещателя.

Так у капитана судна есть полномочия, как органа регистрации актов гражданского состояния. Согласно статьям КТМ капитан имеет право регистрации факта рождения ребенка и заключения брака, а также удостоверение факта смерти.

О каждом случае рождения ребенка, заключения брака капитан обязан составить акт в присутствии двух свидетелей, а также сделать запись в судовом журнале. Этот акт подлежит представлению в органы регистрации актов гражданского состояния для получения свидетельств о рождении либо о браке.

О каждом случае смерти на судне капитан обязан составить акт в присутствии двух свидетелей, а если на судне есть врач или фельдшер, то и в его присутствии, а также сделать запись в судовом журнале. К акту смерти прилагается опись всего имущества умершего на судне. Капитан должен принять меры к сохранению этого имущества.

Капитан судна передает акт о смерти и опись имущества консулу Украины, если судно прибывает в иностранный порт, где есть консул Украины, или судовладельцу, если судно прибывает в порт Украины, и принимает меры к погребению умершего.

Капитан судна также в исключительных случаях, когда на судне совершаются действия, которые попадают под действие Уголовного кодекса Украины капитан судна выполняет роль органа дознания. Капитан судна вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении уголовно наказуемого деяния, до передачи его в соответствующие правоохранительные органы в первом порту Украины.

На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу (ст. 61 КТМ РФ).

Капитан судна обязан:

– оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей (за нарушение этой обязанности, капитан судна несет уголовную ответственность в соответствии со ст. 270 УК РФ, предусматривающей за неоказание капитаном помощи людям, терпящим бедствие на море, штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового);

– после столкновения с другим судном оказать помощь судну, его пассажирам и членам его экипажа, если он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, членов экипажа судна и своего судна;

– зайти в ближайший порт или принять меры по доставке лица, находящегося на борту судна и нуждающегося в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, в ближайший порт с извещением об этом судовладельца, а при заходе судна в иностранный порт или доставке такого лица в иностранный порт с извещением также консульского учреждения РФ;

– сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне;

– уведомить одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принять меры по сохранению и отправке тела умершего на родину; при отсутствии такой возможности капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину; в исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта (ст. 70 КТМ РФ);

– принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, а также грузов и другого имущества в случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна, либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности (ст. 65 КТМ РФ).

В случае если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров. Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей (ст. 66 КТМ РФ).

Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами.

Капитан судна имеет право:

– применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом о дисциплине;

– в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна с исполнением описанной в предыдущем параграфе процедуры репатриации;

– изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества;

– возбуждать уголовное дело публичного обвинения и осуществлять неотложные следственные действия в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ; в случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения порядок и особенности выполнения капитаном судна в связи с этим действий, не относящихся к процессуальным, определяются Минтрансом России федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;

– передать компетентным органам иностранного государства, если это предусмотрено международным договором РФ, лицо, в отношении которого у капитана судна имеются разумные основания считать, что оно совершило преступление, направленное против безопасности морского судоходства, за исключением гражданина Российской Федерации, а также постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства.

Капитан судна также вправе осуществлять нотариальные действия, в частности:

– удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне (завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному);

– сделать запись в судовом журнале в связи с рождением.

Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.

В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующей капитану судна выполнять свои служебные обязанности, последние до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна.

Обязанности и права капитана судна внутреннего плавания изложены в ст. 30–33 КВВТ РФ и практически идентичны рассмотренным выше.

Капитан судна

На корабле или любом плавательном судне капитан – это самый главный человек, который отвечает за всю команду и принимает важные решения.

Заработная плата

Уровень зарплат колеблется от 600 до 1200 у.е. и выше.

Место работы

Компании, занимающиеся рыбным промыслом, пассажирскими и грузовыми перевозками.

Обязанности

Капитан корабля при помощи своих помощников ведет судно по мировому океану. Никто не имеет право изменить определенный им курс и скорость хода, кроме случаев опасности, которые угрожают судну.

Если судно обнаружит в море людей или другой корабль, с которым произошла беда, капитан должен оказать людям помощь.

Капитан должен быть внимательным и осторожным человеком. В перечне его обязанностей прямо говорится, что курс судна он должен рассчитать с особым старанием, дабы избежать ошибок. При подходе к рифам он должен уделять больше внимания цвету воды и наличия в ней плавучих водорослей. При подходе к берегу эти меры предосторожности должны быть удвоены. Даже присутствие на судне приглашенного лоцмана не снимает с капитана судна ответственности за безопасность движения корабля.

В случае опасности столкновения с другим судном капитан должен действовать четко: он обязан лично сообщить на другой корабль название своего судна и порт приписки и получить в ответ те же данные.

Важные качества

Ответственность, организованность, аналитический ум, лидерские качества, уверенность в себе, способность принимать верные решения в экстренных ситуациях.

Отзывы о профессии

«Прежде всего, капитан — это лидер, умеющий управлять людьми. Он способен найти подход к каждому члену экипажа, оставаясь доброжелательным и, в то же время, требовательным. Эта работа для тех, кто любит море, не боится трудностей, имеет крепкое здоровье. На пассажирском судне капитан — лицо корабля, и среди его обязательных качеств — презентабельная внешность, умение заинтересовать собеседника, хорошие манеры. Это по-прежнему исключительно мужская профессия. Девушек на соответствующие специальности в учебные заведения не берут».


Из интервью с капитаном морского судна.

Стереотипы, юмор

Слово капитана на корабле или судне — закон. Все распоряжения, исходящие от берега, передаются только капитану судна. Неудивительно, что закон дает право капитану и арестовывать, а также засвидетельствовать рождение или смерть человека.

Если вас привлекает военная карьера, то вам необходимо подать документы в военно-морское училище им. Нахимова.

Если же вы желаете руководить гражданским судном, то вам необходимо определиться с выбором водного пространства. Желаете быть командиром корабля, бороздящего речные просторы – подавайте документы в речное училище. Хотите путешествовать по моря и океанам – в мореходное училище.

Статья 31 КВВТ РФ. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ.

Комментарии к ст. 31 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья указывает права и обязанности капитана судна, которыми он наделен в целях поддержания порядка на судне.

Капитан судна имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна.

Члены экипажа судна поощряются за образцовое выполнение трудовых обязанностей, продолжительную безупречную работу, выполнение ответственных поручений и т.д.

К работникам применяются следующие поощрения:

а) объявление благодарности;

б) выдача премии;

в) награждение ценным подарком;

г) награждение Почетной грамотой;

д) занесение на Доску почета, в Книгу почета;

е) присвоение звания лучшего работника по данной профессии или других званий за успехи в работе;

ж) награждение нагрудным значком.

Допускается соединение нескольких поощрений.

Капитан самоходного судна с экипажем численностью не менее 7 человек имеет право объявлять по согласованию с профсоюзным комитетом (профсоюзным организатором) членам экипажа благодарность в приказе, поощрять (при наличии средств, выделенных на эти цели) денежными премиями, а также принимать совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзным организатором) решение о занесении отличившихся членов экипажа на Доску почета, в Книгу почета судна.

Поощрения, кроме устной благодарности, объявляются в приказе и заносятся в трудовую книжку работника.

2. В соответствии со смыслом ст. 423 ТК РФ впредь до введения в действие федеральных законов, устанавливающих положения (уставы) о дисциплине, постановления Правительства РФ, которые ввели в действие уставы и положения о дисциплине в отдельных отраслях транспорта или распространили действие данных актов на некоторые другие категории работников транспорта, продолжают действовать в отношении работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Однако нормы, содержащиеся в указанных актах, применяются в отношении этой категории работников постольку, поскольку они не противоречат положениям ТК РФ. В силу прямого указания ст. 330 и ч. 4 ст. 192 ТК РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами либо установленными ими уставами (положениями) о дисциплине, в том числе особых видов дисциплинарных взысканий.

Виновное нарушение работником речного транспорта дисциплины при исполнении трудовых обязанностей, а также установленных правил поведения на судах, пристанях, в портах и на служебных территориях других предприятий, учреждений и организаций, даже если оно совершено не при исполнении трудовых обязанностей, является дисциплинарным проступком, если это нарушение не влечет за собой уголовной ответственности.

За совершение дисциплинарного проступка могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:

в) строгий выговор;

г) предупреждение о неполном служебном соответствии;

д) перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок;

е) перевод на судно более низкой группы по оплате труда или на работу, не связанную с движением судов или обслуживанием пассажиров, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года;

ж) лишение звания лица командного состава судов с изъятием диплома (квалификационного свидетельства) на срок от шести месяцев до двух лет с предоставлением работы с учетом профессии (специальности);

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от материальной и административной ответственности, предусмотренной действующим законодательством, а также может сочетаться в установленном порядке с полным или частичным лишением премий, вознаграждения по итогам годовой работы и с ограничением льгот в области социально-культурного и бытового обслуживания.

Руководитель не должен оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненного. В случае нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания руководитель может ограничиться предупреждением работника о необходимости строгого соблюдения дисциплины либо передать вопрос о проступке на рассмотрение трудового коллектива, товарищеского суда или общественной организации.

Особое внимание руководителя должно быть направлено на своевременное предупреждение проступков подчиненных, выявление и устранение причин, порождающих их, на создание в трудовом коллективе обстановки нетерпимого отношения к нарушениям дисциплины, на использование силы общественного воздействия в борьбе с этими нарушениями.

Дисциплинарное взыскание в виде перевода работника на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещения на низшую должность на этот же срок производится с учетом профессии (специальности), а в случаях систематического нарушения трудовой дисциплины, прогула без уважительных причин или появления на работе в нетрезвом состоянии может производиться без учета профессии (специальности).

Не допускается перевод работника в качестве дисциплинарного взыскания на такую работу, которая противопоказана ему по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению.

Капитан судна вправе списать с судна за нарушение дисциплины любого члена экипажа с одновременным направлением вышестоящему руководителю представления о наложении дисциплинарного взыскания на этого работника.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины работника и тяжести совершенного проступка. При определении меры дисциплинарного взыскания должны учитываться вред, причиненный проступком, обстоятельства, при которых он совершен, мотивы проступка, а также предшествующая работа лица, совершившего проступок.

Капитан имеет право отстранять членов экипажа судна от исполнения служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, уставом о дисциплине. Так, например, капитан вправе отстранять лоцмана от проводки в случаях сомнений в правильности рекомендаций или неправильных его действий и осуществлять в дальнейшем проводку самостоятельно в районах необязательной лоцманской проводки или потребовать замены лоцмана, если такая проводка является обязательной.

Также капитан имеет право изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

3. Капитан судна обязан:

— задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте, в случае его обнаружения на судне, находящемся в плавании;

— незамедлительно информировать компетентные органы об обнаружении на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

— действовать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, в случае нападения на судно лиц в целях совершения ими противоправных действий.

Смотрите так же:

  • Адвокат или защитник разница Отличие понятий защитника и адвоката. - Адвокатура Из анализа значений слов "адвокат" и "защитник" в толковых словарях современного русского литературного языка следует, что слово "адвокат" уже по сфере употребления, так как охватывает только деятельность […]
  • Кбк для усн минимальный налог в 2018 году КБК по УСН в 2018 году: таблица Какие КБК при УСН применять в 2017 году? Какие КБК с объектом «доходы» и «доходы минус расходы» (6% и 15%)? Изменились ли КБК по «упрощенке» в 2018 году для юридических лиц и ИП? Расскажем об этом и приведем таблицу с КБК по […]
  • Один приказ на два отпуска Отпуск за два года можно оформить одним приказом Статьи по теме Довольно распространенная ситуация: сотрудник вместе с очередным отпуском за текущий год хочет взять еще и неотгулянные дни прошлогоднего отпуска. В таком случае оформлять приказ на отпуск нужно […]
  • Фсин увольнение по сокращению штатов Выплаты сотрудникам фсин при сокращении штатов Судебная практика: Неустойчивая занятость Денежные выплаты сотрудникам при увольнении со службы в органах внутренних дел Вместе с тем, определениями Конституционного Суда Российской Федерации, по сути, […]
  • Приказ мвд рф от 14122009 960 Приказ МВД РФ от 22 августа 2011 г. N 960 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны" Приказ МВД РФ от 22 августа 2011 г. N 960"Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного […]
  • Закон о внесении изменений в закон об акционерных обществах Федеральный закон от 24.07.2007 N 220-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В […]
  • Транспортный налог срок уплаты ростовская область Статья 6. Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по транспортному налогу Статья 6. Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по транспортному налогу 1. Уплата транспортного налога и авансовых платежей по […]
  • Правила текущего ремонта тепловоза тэ10 Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловоза тэм-2 от 31. 12. 2004г. №Тэм-2 ио; Правила технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов тэм-2, тэм-2А, тэм-2У, тэм-2УМ. Утв. Мпс РФ от 03. 11. 2017г. № Цт-519 Приложение № 2 к […]