Примеры золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности

Учение Иисуса Христа содержит в себе много важнейших истин, ставших основой для нравственных законов общества. К примеру, в Евангелии записаны широко известные слова Иисуса:

«Не судите, да не судимы будете». «Не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете». [1]

Золотое правило.

Эту истину Христос также выразил в словах, получивших позже название «Золотое правило нравственности»:

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». [2]

Также, Иисус учил: когда делаешь какое-то доброе дело, то не старайся, чтобы тебя заметили окружающие и похвалили тебя. Делай добро так, чтобы никто не знал, что это сделал ты, и тогда Сам Бог в будующем вознаградит тебя за твое добро. А если тебя хвалят люди, тогда ты уже получаешь свое вознаграждение от людей. [3]

В Евангелии от Луки 14 глава описывается история о том, как однажды Иисуса Христа пригласил в свой дом один из местных представителей власти, известный человек в городе Иерусалиме. Иисус, находясь у него, учил собравшихся там людей так: Когда хотите пригласить к себе кого-то на ужин, то вместо того, чтобы приглашать своих богатых друзей или родственников, пригласите лучше кого-то из бедных. Эти люди не смогут вам ничем отплатить, и поэтому Сам Бог воздаст вам в будующем за ваше добро.

Ведь если я по-настоящему верю в Бога, то я соответственно этому буду планировать свою жизнь. А если мнение окружающих людей для меня важнее, чем Бог, то тогда нужно задаться вопросом: а действительно ли я верю в Бога?

Золотое правило руководителя.

За Иисусом везде следовали Его двенадцать самых близких учеников. Однажды между этими учениками возникла дискуссия о том, кто из них должен быть главным, кто должен стать главным помощником Иисуса. Лидерские способности проявлялись почти у всех, но вот кто из них лучший лидер, они никак не могли определиться. Когда Иисус услышал, о чем они спорят, то начал учить их тому, каким должен быть настоящий лидер или руководитель. Он говорил так:

«Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою». [4]

Настоящий лидер или руководитель должен не господствовать над подчиненными, а служить им, заботиться о них, жертвовать собой ради них. Иисус Христос привел в пример Себя Самого, сказав, что Он не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих . [5]

Иисус Христос является высшим Руководителем, Господом, и Он показал наилучший пример того, что значит служить своим подчиненным и заботиться о них — Он пожертвовал Своей жизнью ради нас. Иисус Христос был распят на кресте, чтобы таким образом искупить наши грехи и дать нам возможность получить прощение и спасение.

К сожалению, мир живет по противоположной модели. Почти невозможно найти таких лидеров в нашем мире, которые бы действительно были «слугами народа». И даже в церкви такие лидеры являются большой редкостью. Но Царство Божье, о котором учил Иисус, устроено именно по такому принципу.

Бог имеет абсолютную власть в созданной Им Вселенной. Он мог бы делать все что пожелает. Но Бог решил построить жизнь, основанную на любви. Вместо того, чтобы просто уничтожить грешное человечество или силой заставить людей жить по-другому, Бог решил завоевать сердца людей, привлечь их любовью. Именно для этого Сын Божий Иисус Христос приходил на Землю.

В следующей статье рассказывается о конфликте Иисуса с религиозными лидерами Его времени:

Золотое правило нравственности

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии и является основополагающим мировым этическим принципом.

Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам.

Мыслитель Xристиан Томазийвыделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum):

принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему;

принцип приличия состоит в том, чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему;

принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.

Можно заметить два аспекта правила:

отрицательный (отрицающий зло) «не делай…»;

положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай…».

Русский философ В. С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» — «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) — «правилом милосердия»

Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами»

В Пятикнижии:«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).

Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.

Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к Шаммаю (он и Ѓиллель (Вавилонский) были двумя ведущимираввинами своего времени) и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шаммай прогнал его прутом. Когда этот человек пришел к рабби Ѓиллелю, Ѓиллель обратил его в иудаизм, изрекши свое золотое правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения; теперь иди и учись»

В Новом Заветеэта заповедь неоднократно повторяласьИисусом Христом.

В Евангелии от Матфея( просто читать) «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12),«люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20),«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:38-40)

В Евангелии от Марка:( просто читать) «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. 12:32-34).

В Евангелии от Луки:( просто читать) «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6:31).

Также это правило неоднократно повторяли АпостолыИисуса Христа.

В Послании к Римлянам:( просто читать) «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:8-10).

В Послании к Галатам:( просто читать) «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:13-15).

В Послании Иакова: ( просто читать) «закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого» (Иак. 2:7-9).

В Деяниях Апостолов:( просто читать) «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15:28,29).

Блаженный Августинписал о золотом правиле в «Исповеди» в 1-ой книге (гл. 18) в негативной трактовке: «И, конечно, знание грамматики живёт не глубже в сердце, чем запечатленное в нём сознание, что ты делаешь другому то, чего сам терпеть не пожелаешь.».

Папа Григорий Девятыйв 1233 году в письме к французскому епископу указывал: Est autem Judæis a Christianis exhibenda benignitas quam Christianis in Paganismo existentibus cupimus exhiberi («Христианам следует относиться к иудеям так же, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим в языческих землях»).

В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в положительной и негативной трактовке «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»

У Конфуция золотое правило сформулировано в негативной трактовке в его «Беседах и суждениях». Конфуций учил «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ученик «Цзы-гун спросил: „Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?“ Учитель ответил: „Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе“ Иначе этот вопрос-ответ звучит как: «Есть ли одно слово, по которому можно действовать всю жизнь? Мастер произнёс: Любовь к ближнему. Чего ты не желаешь себе, не делай другому».«

Критика золотого правила

Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив:

… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Обсуждая выполнимость этого императива (принципа), в сноске ко второму своему замечанию он пишет:

Не следует однако, думать, что тривиальное quod tibi non vis fieri etc. может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д.

Категорический императив Наблюдать за этой страницей Категори́ческий императи́в (от лат. imperativus – повелительный) – понятие в учении И. Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785) и подробно исследовано в «Критике практического разума» (1788). По Канту, благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от какого-либо объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом, поскольку достижение такого объекта всегда зависит от эмпирических условий. Понятие счастья, личного или общего, всегда зависит от условий опыта. Только безусловный принцип, т.е. не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона.[1] Таким образом, моральный закон может состоять лишь в законодательной форме принципа: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Поскольку человек является субъектом возможной безусловно доброй воли, он есть высшая цель. Это позволяет представить высший принцип нравственности в другой формулировке [2]: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Нравственный закон, независящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным. В то же время, для человека моральный закон есть императив, который повелевает категорически, поскольку человек имеет потребности и подвержен воздействию чувственных побуждений, а значит способен к максимам, противоречащим моральному закону. Императив означает отношение человеческой воли к этому закону как обязательность, т.е. внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам. В этом заключается понятие долга. Человек, таким образом, должен стремиться в бесконечном прогрессе своих максим к идее нравственно совершенного закона. В этом состоит добродетель – самое высшее, чего может достичь конечный практический разум. В своем сочинении «Религия в пределах только разума», касаясь вопроса об отношении религии и морали, Кант пишет: Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить. . ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствия моральности. Следовательно, для себя самой мораль отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе.

Примеры золотое правило нравственности

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ

  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ – «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Данное нравственное требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т.д. Термин «золотое правило» за ним закрепился с конца 18 в.

    Первые упоминания о «золотом правиле нравственности» относятся к т.н. «осевому времени» – середине I тысячелетия до н.э. Оно встречается в «Махабхарате» (Мокшадхарма, кн. 12, гл. 260), в изречениях Будды (Дхаммапада, гл. X, 129; гл. XII, 159), у Гомера (Одиссея, V, 188–189) и Геродота (История, кн. III, 142; VII, 136). Конфуций на вопрос ученика о том, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» («Лунь Юй». 15, 23). В Библии «золотое правило» упоминается в ветхозаветной книге Товита (Тов. 4:15) и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди (Лк. 3:31; Мф. 7:12). Евангельская формулировка считается наиболее полной и адекватной: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф., 7:12). В Коране «золотое правило» не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда. «Золотое правило нравственности» прочно вошло в культуру и массовое сознание, осело в виде пословиц, очевидных требований житейской мудрости (немецкое: «Was du nicht willst, dass man dir tu, das flieg auch keinem anderen zu»; русское: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»).

    В античных философских текстах «золотое правило» встречается редко и всегда как требование житейской нравственности, но не как теоретически санкционированный принцип. Оно приписывается двум из семи мудрецов – Питтаку и Фалесу. На вопрос, как прожить жизнь самую лучшую и праведную, Фалес ответил: «Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других» (Фрагменты ранних греческих философов, ч. I. М., 1989, с. 103). На «золотое правило» ссылается Сенека («Письма к Луцилию», 94, 43).

    Христианская средневековая этика рассматривает «золотое правило нравственности» в контексте Нагорной проповеди. Для Августина «золотое правило» – принцип естественной нравственности, которым следует руководствоваться в отношениях между людьми («О порядке», II, 8) и нарушение (выворачивание) которого деформирует человеческое поведение («Исповедь». I, 19); одновременно он рассматривает его как конкретное выражение закона любви, понимаемого как любовь к Богу: «Закон же любви состоит в том, чтобы человек желал ближнему того же самого добра, какого желает и себе самому, и не желал ему того зла, какого не желает себе» («Об истинной религии», 46). «Золотое правило нравственности» входит в социально-договорную концепцию Τ.Гоббса, выступая в качестве критерия, позволяющего установить, не противоречит ли действие естественным законам («О гражданине», раздел I, гл. III, 26). Д.Локк видит в «золотом правиле» «непоколебимое нравственное правило и основу всякой общественной добродетели» («Опыты о человеческом разумении». Кн. I, гл. 3, § 4). Лейбниц считает, что «золотое правило» не является самоочевидным мерилом нравственности: «Если бы это зависело от нас, то мы хотели бы от других излишнего; значит ли это, что мы должны делать излишнее и другим?» («Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии». Кн. I, гл. II, § 4). По его мнению, это правило лишь описывает диспозицию для вынесения справедливого суждения (встать на точку зрения другого).

    X.Томазий на материале «золотого правила нравственности» разграничивает сферы права, политики и морали. Он выделяет три формы «золотого правила», называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum). Принцип права состоит в том, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему. Принцип приличия предполагает делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему. Принцип уважения требует от человека поступать так, как он желал бы, чтобы поступали другие. Первые два принципа обобщаются в естественном праве и политике (Томазий называет их внешними законами), последний – в этике. По Канту, «золотое правило нравственности» не может быть всеобщим законом, т.к. оно не содержит в себе оснований долга, и преступник, исходя из него, «стал бы приводить доводы против своих карающих судей» («Основание к метафизике нравственности». Соч., т. 4(1), с. 271). Кант придавал принципиальное значение различению категорического императива и «золотого правила». Некоторые критики Канта, напротив, видели в категорическом императиве лишь иное выражение «золотого правила» (см. Шопенгауэр А. Об основе морали. § 7). Ссылки на «золотое правило» как критерий нравственной оценки и концентрированное выражение гуманистической морали имеются также в марксистских текстах – у К.Маркса (Дебаты о свободе печати. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 3), А.Бебеля (Женщина и социализм. М., 1959, с. 516). П.Кропоткин видел в нем выражение общеприродного закона взаимопомощи (Современная наука и анархия. М., 1990, с. 338–41). Л.Н.Толстой рассматривал «золотое правило» как этический инвариант, присущий всем религиям, наиболее последовательно сформулированный в учении Христа и выражающий общечеловеческую суть нравственности («Что такое религия и в чем сущность ее?»).

    В современной литературе наиболее полную содержательную характеристику «золотого правила нравственности» (перекликающуюся с трактовкой Томазия) предложил Г.Райнер, выделивший три его формы. Правило вчувствования (Einfühlungsregel): «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе». Здесь эгоистическая воля индивида становится масштабом поведения, и в таком виде правило не может быть возвышено до всеобщего нравственного принципа – его негативная формулировка исключает наказание, поскольку оно человеку неприятно, утвердительная форма не может быть всеобщим масштабом поведения, потому что эгоистические желания часто безмерны. Правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»; основой принятия решения в данном случае является беспристрастное суждение о поведении других. Правило взаимности, объединяющее первые два и совпадающее с евангельской формулировкой (Gegenseitigkeitsregel): «как вы хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, поступайте так же и вы по отношению к ним». Здесь основой принятия решения является собственное желание индивида, совпадающее с его же беспристрастным суждением о поведении других. Райнер оправданно считает, что правило взаимности является наиболее полной и адекватной формулой «золотого правила».

    «Золотое правило нравственности» и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона. В процессе многообразной внутренней дифференциации и расширения общественных отношений талион трансформировался в двух направлениях: подлежащий отмщению ущерб стал калькулироваться с учетом субъективного аспекта (за его скобки постепенно выносятся ненамеренные действия, ущерб, нанесенный скотом, и т.д.) и заменяться материальным вознаграждением, выкупом. Изменения, приведшие к необходимости перехода от коллективной ответственности рода к индивидуальной ответственности лиц и снятия той резкой разделенности между «своими» и «чужими», которая могла уравновешиваться только взаимным признанием права силы, и воплотились в «золотом правиле нравственности». Как полагает А.Диле, посредствующим звеном в процессе перехода от талиона к «золотому правилу» было правило: «добром за добро, обидой за обиду». «Золотое правило» от талиона отличается тем, что оно: 1) утверждает в качестве субъекта поведения само действующее лицо и обязывает его руководствоваться своими собственными представлениями о хорошем и плохом («чего в другом не любишь. », «во всем, как хотел. »); 2) соединяет «своих» и «чужих», которые теперь становятся просто другими и охватывают всех людей; 3) представляет собой идеально (мысленно) заданный регулятив поведения, а не обычай.

    «Золотое правило нравственности» есть формула отношения человека к себе через его отношение к другим. Существенно важно, что у этих видов отношений – разные модальности: отношение к себе реально, охватывает поступки («поступайте и вы», «того и сам не делай»), отношение к другим идеально, охватывает область пожеланий («как вы хотите», «чего в другом не любите»). Предполагается, что человек необходимо должен и хочет руководствоваться нормами, которые имеют достоинство всеобщности (не разрушают его связей с другими, а открывают перспективу сотрудничества с ними). «Золотое правило» предлагает способ, с помощью которого это можно установить. Норма может считаться всеобщей (и в этом смысле нравственной), если субъект действия готов признать (санкционировать, пожелать) ее, и в том случае, если другие будут применять ее по отношению к нему самому. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), т.е. тех, кто будет испытывать действие нормы, а другого (других) поставить на свое собственное место. Аргументы Лейбница (желания могут быть безграничными) и Канта (преступник не пожелал бы быть осужденным) не учитывают этого мысленного обмена диспозициями, в результате чего субъект исходит не из своих ситуативно заданных эгоистических желаний по отношению к другому, а из тех предполагаемых желаний, которыми он руководствовался бы, окажись он на месте другого, а тот, другой, на его месте. «Золотое правило» можно интерпретировать как мысленный эксперимент для выявления нравственного качества отношений между индивидами (взаимоприемлемости этих отношений для обеих сторон). Оно соединяет произвольность моральных требований с их общезначимостью и в этом смысле выражает специфичность нравственности как таковой.

    Специфичность «золотого правила» как сугубо нравственного феномена отразилась и в его языковом выражении. Формулировка талиона выдержана исключительно в повелительном наклонении – ее императивность является категорической и в этом отношении «жизнь за жизнь» ничем не отличается от «не убий». «Золотое правило нравственности» дополняет повелительное наклонение сослагательным («как вы хотите» в значении «как вы хотели бы»). Через повелительное наклонение формула «золотого правила» задает отношение субъекта к себе, а через сослагательное наклонение – отношение к другим. Таким образом, нравственность оказывается общезначимой в качестве идеального проекта, в желаниях и произвольна в качестве реального выбора, в поступках.

    1. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988, с. 91–131;

    2. Dihle А. Die goldene Regel. Eine Einführung in die Geschichte der antiken und frühchristlichen Vulgärethik. Gott., 1962;

    3. Reiner H. Die «Goldene Regel» Die Bedeutung einer sittlichen Grundformel der Menschheit. – «Zeitschrift für philosophische Forschung», 1948, Bd. 3, H 1.

    Золотое правило нравственности: его особенности и примеры

    Разбираемся в понятиях

    В наше время очень много статей и научных трудов посвящены изучению морали современного общества. Каждый из ученых, занимающихся данной проблемой, трактует свое понимание такого понятия, как золотое правило нравственности. Это определение можно считать как сугубо научным, так и общепринятым. Главное – научиться понимать его суть.

    Следует отметить, что правила морали постоянно менялись, эти перемены напрямую были связаны с исторической эпохой, в которой жило то или иное общество. Историки отмечают: правила нравственности были созданы людьми в момент зарождения человеческого общества именно для того, чтобы его члены могли комфортно сосуществовать. Именно этот принцип и отражен в выражении, которое современное общество трактует как золотое правило морали: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились тебе.

    Наука и верования

    Философским является вопрос, который помогает человеку выяснить мотивы другого и дать им оценку с точки зрения морали и нравственности. Философы сами не нашли на него ответа. Об этом может говорить тот факт, что у каждого из народов мира свое специфическое понимание морали, которое не всегда понятно представителям другой культуры. До сих пор ведутся горячие споры на эту тему, однако вопрос продолжает быть актуальным, ведь каждый ученый стремится доказать правоту своего понимания правильного и нравственного поведения современного человека.

    Место правила в нашем мире

    Золотое правило нравственности помогает трактовать понятия морали и воспитанности. Однако не следует путать их. Можно в данном случае привести такой пример: воспитанный человек не вытирает руки скатертью и ест с ножом и вилкой, но в то же время он может поступить аморально и бросить своих детей.

    Конечно, не так-то просто назвать человеческую душу красивой или уродливой. Но перед тем как давать такие характеристики, следует заглянуть в себя и осознать, соблюдается ли в нас самих золотое правило нравственности? Если вы поймете, что вы сами далеки от всего этого, то попробуйте очистить свою душу от скопившейся грязи, сделайте ее чистой, светлой и незамутненной. Теперь вы сможете поделиться с окружающим миром своей добротой и нежностью. А если вы не очистите вашу душу от скопившейся в ней грязи, то вы никогда не сможете приносить людям счастье, так как вместо него будете выпускать в мир только злобу и зависть.

    Научитесь любить. Это способность принесет вам много счастья и радости, и тогда золотое правило нравственности будет соблюдено. Любовь скрасит ваше одиночество и поможет душе засиять истинной красотой. Полюбите весь мир таким, какой он есть, и мир ответит вам тем же. И тогда вам будет везти в любых начинаниях, ваши дела всегда будут заканчиваться хорошо. И вы встретите человека, который сделает вашу жизнь такой сказочной, которую вы не могли себе представить. И вы будете по-настоящему счастливы в мире, в котором вас будет двое.

    Мораль. Золотое правило нравственности.

    Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

    Золотое правило нравственности.

    «Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать, как поступайте по отношению к другим, так как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам. Известна и отрицательная формулировка этого правила: « Не делай другому того, чего не хотите себе». Золотое правило – это форма поведения, которая наиболее полно воплощает своеобразие нравственности. Определяющей основой мира культуры являются отношения людей друг к другу, соответственно отношения должны характеризоваться взаимностью. Поэтому краткой формулой взаимности отношений людей друг к другу, их общественных отношений, человечности этих отношений и стало ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ .

    Чему учит золотое правило нравственности?

    Чего себе не желаешь, не делай того другим.

    Сам не делай того, что осуждаешь в других.

    Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.

    Золотое правило учит тому, как должен поступать человек, на что ориентировать свой сознательный выбор, чтобы его жизнь в той части, в какой она зависит от него самого, во-первых, была устроена наилучшим, совершенным образом; и, во-вторых, имела для него решающее значение над той частью жизни, которая от него не зависит, над тем, что обычно именуется превратностями судьбы. Таким образом, золотое правило нравственности, рассматривает человека как имеющего власть над своими желаниями (поступками), обязывает его действовать в качестве самостоятельного субъекта. Оно обязывает человека испытывать свои желания прежде, чем они воплотятся в поступки. Согласно логике золотого правила человек действует нравственно тогда, когда он действует в соответствии с желаниями других. Так, как золотое правило запрещает человеку делать по отношению к другим то, чего он не желает себе. Оно также запрещает человеку самому делать то, что он осуждает (порицает) в других. Такой двойной запрет позволяет человеку без затруднений осуществлять нравственную оценку своих поступков. Поставить себя на место другого означает не просто переместить себя на место другого, а войти в роль другого, вообразить себя другим человеком с другими желаниями и интересами. Золотое правило предписывает не только себя ставить на место другого, но и другого ставить на своё место, то есть обменяться позициями.

    Таким образом, золотое правило есть правило взаимности . Это значит:

    отношения между людьми являются нравственными тогда, когда они взаимозаменяемы в качестве ответственного поведения;

    культура нравственного выбора заключается в способности ставить себя на место другого;

    должно совершать такие поступки, которые могут получить одобрение тех, на кого они направлены.

    Золотое правило не отвечает на вопрос, почему человек должен быть нравственным . Оно отвечает на вопрос, как быть нравственным . Его задача помочь добродетельному человеку найти адекватное нравственное решение. Оно имеет дело с людьми, желающими быть нравственными, и озадаченными только тем, чтобы найти для этого правильный путь. Это можно сравнить с тем, что для верующих людей означают священные книги.

    Золотое правило не ориентирует человека на поиск всеобщих нравственных формул. Оно призвано помочь людям найти правила поведения, которые они могут предъявить самим себе. Оно предлагает человеку принцип взаимности. Словом, это – не формула, по которой человек оценивает поведение других, это – формула, которой он руководствуется для того, чтобы найти для самого себя нравственно правильное решение в затруднительных случаях. Золотое правило не отвечает на вопрос, что делать другим или людям вообще, оно отвечает на вопрос, что делать, как поступать мне самому. И только в этой связи и с этой целью оно обязывает взглянуть на ситуацию глазами других.

    Золотое правило нравственности есть правило поведения . Оно говорит о том, как быть моральным конкретному человеку в конкретной ситуации. Разница между ними приблизительно такая же, как между правилами уличного движения, которые так регулируют состояние покоя и движения автомобилей в городе, чтобы они не сталкивались друг с другом. Золотое правило имеет дело с реальными желаниями людей, максимами их поведения. Оно говорит о том, в какой мере реальные мотивы соответствуют мотиву долга. Золотое правило, как правило, поведения рассматривает поступки человека с учетом тех их ближайших последствий, которые остаются в зоне его ответственного поведения. Золотое правило есть схема поведения . Оно опирается на механизм взаимоуподобления. Заключенная в золотом правиле схема нравственного мышления и поведения обобщает реальный повседневный опыт межчеловеческих отношений. Она является действенной, работающей схемой, которую каждодневно и успешно практикуют люди, в том числе и те из них, кто никогда не слышал ни о самом золотом правиле, ни о спорах вокруг него. Когда мы хотим объяснить и оправдать наш поступок, который неприятен другому, например, в качестве руководителя объясняем подчинённому, почему не можем выполнить его просьбу, мы говорим: «Войдите в мое положение». Когда мы выражаем несогласие с чьим-то поступком, находя его недопустимым, мы спрашиваем: «А если бы с вами так поступили, вам бы понравилось?». Всё это – примерные случаи, когда мы мыслим и поступаем по логике золотого правила нравственности. Именно, такая глубокая укорененность и определяет как историческое долголетие золотого правила, так и его особое место в человеческой культуре. Единственное серьезное и ответственное нравственное требование, которое мы можем и должны предъявлять другим – это наши поступки . И ничего более.

    Открытый урок по светской этике «Золотое правило нравственности»

    Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к нравственности человека.

    Задачи урока:

    • познакомить учащихся с золотым правилом нравственности;
    • создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к собственным поступкам.

    Ожидаемые результаты урока:

    • учащиеся узнают, почему появилось золотое правило нравственности; как формулируется золотое правило нравственности; как применять золотое правило нравственности;
    • познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
    • будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам;
    • научатся применять золотое правило нравственности
    • Основные термины и понятия: золотое правило нравственности

      1 этап. Организационный

      1. Организация деятельности учащихся

      2 этап. Проверка домашнего задания (беседа)

      Оценить поступок литературного героя с точки зрения морали.

      Каждый поступок героя, подлый или благородный, обязательно имеет свою нравственную цену, “оплачивает” которую герой и только он. Размер этой цены также будет зависеть от характера героя.

      Например, благородный разбойник Робин Гуд грабил богачей, раздавая награбленное бедным – явно хороший поступок – но в то же время он забирал долю себе, а также не гнушался убийством – поступки, явно далёкие от благородных.

      Следовательно, и нравственная цена поступка не может быть однозначной, хотя какова она будет – зависит только от героя и от его характера.

      3 этап. Актуализация знаний.

      Учитель зачитывает сказку:

      “На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

      Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

      Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

      — Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

      — Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня “Счастливый Принц”. А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

      И вдруг попросил:

      — Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

      — Мне надо скорее улетать, идет зима, — ответила Ласточка.

      — Останься хоть на одну ночь, помоги мне, — опять попросил Принц.

      Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно. ”

      Вопрос: “Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

      Вы правы, она совершила добрый поступок.

      — А почему люди ценят добро?

      Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь.

      На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно. Среди правил есть самое главное.(Золотое правило нравственности).

      Тема урока: “Золотое правило нравственности” (слайд 1)

      • Узнаем почему появилось З.П.Н. Чему учит З.П.Н.
      • Как формулируется З.П.Н.
      • Как применять З.П.Н. в жизни

      — Подберите существительные к прилагательному золотой.

      Что может быть золотым?

      — Составьте словосочетания с этим словом в прямом и переносном значении.

      — Как вы думаете, если речь идёт о З.П.Н., в прямом или переносном значении употреблено это слово?

      Работа в группах.

      — Ответить на вопрос: Как вы думаете, каким должно быть З.П.Н.?

      (речь идет не о формулировке правила, а о его характеристике)Запишите предложения на листочках, отложите на время, позже мы к ним вернемся

      Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – “просветлённый”. Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Давайте познакомимся с добрыми поступками, которые совершали вы (Чтение записей из дневников)

      Будда учит нас: “не делай другим того, что сам считаешь злом”.

      Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, “чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших”.

      Конфуций говорил: “только добро ведёт к счастью”.

      В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют “Законы Ману”.

      Смысл законов Ману: “не делай другим того, что причинило бы боль тебе”. (слайд2)

      В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей по которым должны жить люди.

      Греческому философу и математику Фалесу задали вопрос: “Какая жизнь самая лучшая и справедливая?” Он ответил: “Когда мы не делаем того, что осуждаем в других”.

      Чему же учат эти правила, что их объединяет? (слайд2)

      Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно.

      Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

      Работа с учебником

      Чтение статьи из учебника с.42

      Почему появилось З.П.Н?

      — Выпишите из учебника З.П.Н. в положительной или отрицательной формулировке ( в той, которая вам ближе и понятнее) (слайд3)

      — Сопоставьте то что вы узнали, с теми предложениями относительно золотого правила нравственности, которые были у вас.

      — В чем вы были близки к формулировке З.П.Н.? Согласны ли в с ним?

      — Чему учит золотое правило нравственности?

      Прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос: “Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?”

      Работа с притчами

      Кто Осёл?”

      Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: “Осёл”. Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:

      — Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.

      — Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? – спросил приятель.

      — Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! – воскликнул Афанди.

      -Как герой притчи догадался кто к нему приходил?

      Притча “Мудрый Соломон”.

      “Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок её. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только же не убивайте его”.

      — Которая же из них была матерью?

      — Почему вы так считаете?

      Работа на страницах рабочей тетради по этике

      Притча Мальчик и зеркало (коллективно)

      — Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

      (в жизни каждому нужно быть дружелюбным)

      Мультфильм “Крошка Енот”

      — Что понял герой мультфильма?

      Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе.

      Работа с пословицами и вопросами (самостоятельно)

      Проверка на доске. Проверка.

      — Попробуй не наступить, а уступить

      — Не захватить, а отдать.

      — Не кулак показывать, а протянуть ладонь.

      — Не спрятать, а поделиться

      — Не кричать, а выслушать.

      — Не разорвать, а склеить.

      1.Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни.

      Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего не хотел получить по отношению к себе.

      Например, “Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось”

      Работа на листочках. (Каждый пишет слово)

      Ученик прикрепляет слово на доске.

      Я НЕ БУДУ . ТАК КАК.

      Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

      Золотое правило этики (сочинение)

      Это правило существует, наверное, так давно, как и само человечество. Оно призывает нас поступать с другими так, как нам хотелось бы, чтобы другие поступали с нами, и не делали никому того, чего не желаем самим себе.

      Это правило в разные времена и эпохи упоминалось в различных религиозных учениях — и в христианстве, и в исламе, и в буддизме, и в других религиях. Христианский закон любви к ближнему основывается именно на этом правиле.

      Обычно золотое правило этики воспринимают исключительно, как пожелание делать добро – и не больше. Сделаешь кому-то что полезное – отлично, молодец. Не сделаешь – тоже ничего. Поступишь с кем-то плохо – ну, что уж, так получилось. И мы редко задумываемся над тем, что у всех этих действий есть свои последствия.

      Мы обижаемся или злимся, когда с нами плохо поступают – если нас обманывают, за нашей спиной говорят о нас всякие гадости, у нас что-либо украли или несправедливо обвиняют. Нам очень неприятно, когда к нас относятся пренебрежительно, нас критикуют или унижают. Но всё это лишь последствия того, что раньше мы нарушали «золотое правило».

      Например, если я нарушаю правила дорожного движения и перехожу дорогу на красный свет или в неположенном месте, я рискую попасть под автомобиль. Если я не подготовлюсь к контрольной работе, то, скорее всего, получу плохую отметку. То же самое происходит, и когда я поступаю вопреки «золотому правилу». Только, в отличие от правил дорожного движения, нарушая которые, у меня всё-таки остаётся шанс благополучно добраться до противоположной стороны улицы, и от школьных проверок знаний, когда у меня может получиться справиться с заданием даже без предварительной подготовки, «золотое правило» действует безоговорочно и всегда имеет свои позитивные или негативные последствия. Если мы делаем добро – оно к нам возвращается, и если мы делаем зло – оно к нам тоже возвращается.

      Из этого правила нет исключений, что подтверждается многочисленными пословицами и поговорками, возникшими у разных народов. «Не рой другому яму – сам в неё попадешь», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь» говорит народная мудрость. И если мы сеем плохое отношение к окружающим нас людям, они впоследствии будут относиться к нам так же.

      Конечно, сложно всегда и во всех ситуациях оставаться «белым и пушистым». Иногда мы поступаем не очень хорошо, совсем этого не желая. Иногда мы делаем людям больно совсем не специально, а просто не подумав, что можем причинить боль. Иногда кажется, что это просто невозможно – всегда и во всех ситуациях следовать «золотому правилу». Но, я думаю, этому стоит учиться. И это не так уж сложно. Нужно только почаще себя спрашивать: «А хотелось ли бы мне, чтобы так поступили со мной?»

      Хочется ли мне, чтобы меня подвели, обманули, чтобы не ответили на мою просьбу или отказали мне в помощи? Готов ли я понять и не обижаться на то, что кто-то со мной поступит точно так же? И стараться всегда действовать, только честно ответив себе самому на этот вопрос.

      Смотрите так же:

      • 400 приказ не будете Получил судебный приказ о взыскании долга Получил судебный приказ в котором обязали оплатить задолженность за электроэнергию 4000 руб. и оплатить госпошлину 200 руб. Послал возражение об отмене и одновременно погасил задолженность у взыскателя. Если приказ […]
      • Консультанты налог ру Консультанты налог ру Ужесточение процедуры банкротства и ответственности за долги компаний реальных бенефициаров бизнеса продолжает приносить плоды, — пишут «Ведомости». Так, по информации ФНС России за январь — июль 2018 г. должники самостоятельно погасили […]
      • Кому добавили пенсию в феврале 2018 Как увеличат пенсии с 1 января 2018 года: индексация социальных пенсий и пенсий для работающих и неработающих пенсионеров В 2018 году пенсии проиндексируют трижды в зависимости их назначения – в январе, апреле и в августе. Начали с неработающих пенсионеров. […]
      • Есева суд Дочь иркутского депутата получила 3,5 года за ДТП с двумя погибшими Дочь иркутского депутата Жанны Есевой Юлия Киселева приговорена к 3,5 годам заключения в колонии-поселении, а также лишена водительских прав на три года за нарушение ПДД, повлекшее смерть […]
      • Приказ по отпускам медработникам Изменения 2017 года в предоставлении дополнительных оплачиваемых отпусков медработников Вопрос-ответ по теме В ДЮСШ работает фельдшер, у нее был отпуск 28 и 14 дополнительных дней. С 1 января 2017 года у нее будет отпуск только 28 дней? Обязанность […]
      • Иск о понуждении к действию иск о понуждении к исполнению договора В Арбитражный суд Рязанской области. Истец: Муниципальное унитарное предприятие «Ванинский автопарк». Адрес: Рязанская область, . Телефон: … Представитель истца по доверенности: Абрамов Андрей Николаевич. Проживает: […]
      • Повышение пенсий в 19 Как будут повышать пенсии в 2019 году Индексация в 2019 году в России для тех, кто уже на пенсии, будет проведена с существенными изменениями в сравнении с предыдущими годами. Согласно планам Правительства, вместо привычного для неработающих пенсионеров […]
      • Статья 55 защиты прав потребителя Статья 55 защиты прав потребителя Реально ли сдать в М-видео радиотелефон,купленный 5 часов назад,по ричине ненадобности? Если у Вас имеется чек и не нарушена упаковка легче сдать товар в день покупки или в течении 14 дней с момента покупки. Сошлитесь на […]