Программа профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних

Содержание:

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы вместе»

Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.

Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.

Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся.

Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время, поэтому в школе создан Центр внеучебной деятельности «Созвездие».

1. Общая схема программы

Участниками реализации программы профилактики правонарушений являются все структуры образовательного процесса:

2. Нормативно-правовая база программы

Нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального значения:

  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетни» от1999 г.
  • Закон «Об образовании» РФ от 12.10.96 г.
  • Закон «Об образовании» УР от 19.12.95 г. № 130-1
  • Конвенция о правах ребенка
  • Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г.
  • Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.
  • Федеральный закон об ограничении курения табака от 10.06.01 г. № 87-03
  • Указ Президента РФ от 2003 г. № 127 «О республиканской целевой программе «Дети Удмуртии»
  • Приказ МНО РФ « Об экстренных мерах по решению проблем детской безнадзорности» 29.01.02 г. № 237
  • Районная программа гражданского – патриотического воспитания старших школьников на 2004-07 уч. год.
  • Районная программа по профилактике правонарушений и беспризорности среди несовершеннолетних.
  • Республиканское примерное положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета.
  • Нормативно-правовые документы школьного уровня:

    • Устав МОУ Каракулинская СОШ.
    • Программа развития школы «Школа успешной личности».
    • Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета».
    • Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности».
    • Локальный акт «Положение о Центре внеучебной деятельности «Созвездие»».
    • Локальный акт «Положение проведении внеурочных мероприятий».
    • Локальный акт «Положение об образовательной программе дополнительного образования».
    • 3. Цели и задачи программы

      Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений.
      Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс. В результате чего программа получила название «Мы вместе».

      Цель программы:создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждение среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность.

      Задачи программы:

      • обеспечение учащимся психолого-педагогического сопровождения для реализации прав на получение основного общего образования;
      • организация и совершенствование внеучебной деятельности, направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия;
      • предупреждение правонарушений среди учащихся школы и профилактике здорового образа жизни.
      • Адресаты программы: учащиеся муниципального образовательного учреждения Каракулинская средняя общеобразовательная школа.

        4. Основное содержание программы

        Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди подростков и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом процессы.
        Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.

        По данным социального паспорта ОУ уровень правонарушений в нашей школе не снижается наблюдается , то подъем, то небольшой спад.

        Данные за последние 3 года представлены в таблице:

        Кафедра педагогики

        Особенности программы по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся в образовательной школе

        Е.В. Копосова (Санкт-Петербург), Г.А. Мартынова (Кирово-Чепецк)

        Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация, и прежде всего то, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и правонарушения. Преступность молодеет. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия.

        Сегодняшний подросток находится в плену романтического ореола блатной «карьеры», поэтому взрослым главное не закрывать на это глаза. В поединке с рекламой, призывающей к роскоши, и блатным шансонам, педагог выйдет победителем и спасет жизнь ребенка, если поймет: рассказать – значит показать, а вести за собой – значит являться хорошим наставником и знающим другом, за которым хочется идти. Очень важно не быть дидактом, который буквально отрицает девиантное поведение, а стать знающим собеседником, который может многое сказать подростку, даже уже идущему по пути к девиантному образу жизни.

        Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему во многих школах, создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди учащихся, и каждое учебное заведение старается найти свой подход к этой работе и использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы. Например, программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы вместе» (МОУ Каракулинская СОШ, Удмуртская Республика, 2008-2009г.) Орловой О.А. направлена «на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме».[3] Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ «Дороги, которые мы выбираем…» (ГОУ СОШ №1253, Москва, 2007г.), Зольниковой З.М. и Никитовой М.Б. направлена «на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышения качества их жизни, а также на формирование потребности вести здоровый образ жизни». [2]

        Представленная нами программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления. Цель нашей работы: стабилизация и дальнейшее снижение уровня правонарушений и преступлений, совершаемых учащимися школы. Для достижения цели программы поставлены следующие задачи:

      • Воспитание у учащихся нравственно-правовой убежденности, законопослушного поведения и основ толерантности.
      • Профилактика и ликвидация педагогической и социальной запущенности.
      • Усиление роли семьи в социализации школьников, сближение интересов родителей и педагогов по формированию гармонично развитой личности.
      • Координация деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса.
      • Представим практическое описание системы работы по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся в МОУ СОШ №2 г.Кирово-Чепецка Кировской области.

        Работа ведется со следующими участниками образовательного процесса: это учащиеся школы их родители, а также педагоги.

        Наша страна провозглашена демократическим правовым государством. Но в массовом сознании граждан право не является безусловной ценностью и общественной нормой жизни. Помимо этого, современная социально – экономическая ситуация создает все условия для попадания детей и подростков в «группу риска», как одной из самых незащищенных категорий граждан. С одной стороны, несовершеннолетние часто подвергаются насилию, нарушаются их права, а с другой стороны они большую часть времени предоставлены сами себе. И как результат – повальное употребление психотропных и психоактивных веществ, алкоголизм, табакокурение, нежелание учиться и работать, проявление жестокости, агрессии, совершение преступлений и правонарушений.

        Поэтому работа по профилактике преступлений и правонарушений среди учащихся должна предполагать целый комплекс социально – профилактических мер, направленных на оздоровление условий жизни детей, на индивидуальную психолого – педагогическую коррекцию личности несовершеннолетних, а также формировать правовую культуру и повышать правовую грамотность учащихся, способствуя тем самым правовому воспитанию.

        Далее представлены индивидуальные и групповые формы работы с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений, проводимых в МОУ СОШ №2 г.Кирово-Чепецка Кировской области .

        Индивидуальные формы работы с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений

        Групповые формы работы с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений

        1.Проведение психолого-педагогической диагностики, выявление причин по которым совершаются преступления и правонарушения;

        1.Традиционное проведение классных часов на тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» – (7-11кл.); «Административная ответственность несовершеннолетних» – (5-6кл.);

        2.Проведение индивидуальных консультаций по желанию учащихся и запросам классных руководителей и родителей;

        2.Вовлечение учащихся в занятия, кружки, спортивные секции, факультативы, а также в работу Школьного Музея Боевой Славы во внеурочное время;

        3.Проведение педагогического расследования по каждому случаю жестокого обращения с детьми и по каждому правонарушению в школе и вне её

        3.Организация досуга учащихся во внеурочное время в городских УДО, осуществление контроля за их посещаемостью;

        4.Организация трудоустройства и отдыха трудных подростков;

        4.Организация ролевых игр и тематических бесед с учащимися 1-11кл.

        5.Приглашение учащихся, склонных к совершению правонарушений на совет профилактики школы;

        5.Проведение коррекционно-развивающих занятий в группах;

        6.Участие в городских акциях и операциях, посвященных профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся;

        6.Планирование и организация досуга учащихся в дни школьных каникул;

        7.Проведение совместных рейдов с социальным педагогом, психологом, классным руководителем и инспектором ПДН в неблагополучные семьи;

        7.Проведение дня Правовых знаний, дня здоровья, декад по борьбе с ПАВ (употреблением наркотиков, спиртных напитков и курением);

        8. Защита интересов учащихся на КДН и ЗП, в следственных органах, при оформлении опеки, усыновлении, лишении родительских прав, при продаже и обмене жилья;

        8. Проведение организационных и дисциплинарных линеек;

        9.Определение дальнейшего жизнеустройства учащегося, в случае лишения родителей родительских прав (опека, детский дом, школа – интернат);

        9.Оформление информационного стенда «Куда я могу обратиться за помощью»(номера телефонов горячих линий и прочих организаций);

        10. Отслеживание влияния учебных нагрузок на физическое состояние учащихся;

        10.Контроль за успеваемостью и поведением, формирование микроклимата в коллективе;

        11. Направление несовершеннолетних на консультации психиатра-нарколога; Периодическое пролечивание несовершеннолетних у психиатра;

        11. Использование здоровьесберегающих технологий в организации учебно-воспитательного процесса; Создание благоприятного лечебно-оздоровительного режима в ОУ

        12. Плановое пролечивание учащихся в центре реабилитации;

        12.Соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима рационального питания; Проведение профилактической работы: организация ЛФК, закаливание, витаминизация. Периодический осмотр детей у психиатра (2 раза в год);

        Данные формы работы в комплексе с другими профилактических мерами направлены на: изучение прав ребёнка, формирование у подростков правовой культуры и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства и справедливости, формирование законопослушного поведения и основ толерантности, воспитание чувства ответственности за свои поступки, развитие умения определять свою личностную позицию и делать правильный выбор, что в целом формирует правовую культуру и способствуют профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся.

        Но мало проводить работу только с несовершеннолетними, ведь важным фактором, влияющим на их поведение, является семья.

        Многие родители не задумываются о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребёнок. Однако, каждый взрослый, и в первую очередь родитель, в ответе за то, что происходит с его ребенком, поэтому воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил, терпения и выдержки. И если у родителей или лиц заменяющих родителей и других членов семьи возникают проблемы в воспитании несовершеннолетнего, то педагогический коллектив школы может помочь справиться с появившимися трудностями.

      • Работа с родителями по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся в МОУ СОШ №2 г.Кирово-Чепецка Кировской области распределяется следующим образом:
      • Информационно-просветительская деятельность (ответственные: социальный педагог, психолог, завучи):
      • 1.Проведение родительского клуба для неблагополучных семей и трудных подростков; 2.Проведение родительских собраний (по приглашению классного руководителя); 3.Проведение лекций и бесед для родителей (по запросу); Выпуск информационных листов, оформление стендов в помощь родителям; 4.Обследование жилищно-бытовых условий семьи, проведение рейдов в неблагополучные семьи; 5.Приглашение родителей неблагополучных семей на совет профилактики школы; 6.Организация общешкольных род. собраний с привлечением медицинских работников, специалистов правоохранительных органов, социального педагога и психолога; 7.Оказание материальной помощи через Центр помощи семьи и детям;
      • Психолого-педагогическая деятельность (ответственный – психолог):
      • 1.Исследование детско-родительских отношений в рамках психолoго-педагогического мониторинга; 2.Проблемное и тематическое консультирование; 3.Проведение родительских собраний, круглых столов, психопрофилактических занятий в тренинговом режиме, ролевых и деловых игр для детей и их родителей; 4.Оказание психолого-педагогической поддержки семье (индивидуальная работа); 5.Организация взаимодействия педагогов, медработников, медработников, родителей в вопросах оказания помощи детям;
      • Досуговая деятельность (ответственные: завуч по УВР, социальный педагог, учитель физкультуры):

      • 1.Проведение занятий по пропаганде ЗОЖ, проведение Дня здоровья; 2.Участие в городских конкурсах и проектах; 3. Организация совместного досуга: спортивных соревнований, праздников, конкурсов, диспутов, походов в театр, на экскурсии;
      • Данные виды деятельности помогут родителям получить информацию в области права, социальной защиты, психологии, а также лучше узнать своего ребенка и проводить с ним больше времени.

      • Для того чтобы работа, выполняемая с родителями была сделана в полном объеме, с педагогическим коллективом проводится следующая деятельность.
      • Далее представлены виды работ с педагогами МОУ СОШ №2 г.Кирово-Чепецка Кировской по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся:

        1. Организация взаимодействия специалистов школы между собой, а также налаживание связи между социальными учреждениями и педагогическим коллективом школы. Эта взаимосвязь отражена в схеме «Работа по предупреждению преступлений.
        2. Доведение информации о состоянии преступности среди несовершеннолетних до педагогов на совещаниях, планерках, педсоветах;
        3. Проведение консультаций по вопросам профилактики преступлений против несовершеннолетних;
        4. Проведение консультаций с классными руководителями по предупреждению правонарушений среди учащихся;
        5. Проведение методобъединений на тему: «Профилактика и предупреждение преступлений и правонарушений»;
        6. Предоставление методического материала для проведения классных часов, бесед, родительских собраний;
        7. Составление социально-педагогического паспорта на учащихся, семьи класса, школу;
        8. Составление индивидуальных программ развития, где намечаются пути ликвидации пробелов в знаниях и направления коррекционной-развивающей работы, даются рекомендации педагогам, родителям и детям;
        9. Предоставление отчета о состоянии профилактической работы на административных советах при директоре школы;
        10. Перечисленные виды деятельности направлены на информирование учителей о состоянии преступлений и правонарушений, совершенных с участием несовершеннолетних, а также на обучение методикам работы с родителями и учениками, способствующим снижению количества преступлений и правонарушений среди учащихся, обучающихся в образовательном учреждении.

          Большое количество людей принимают участие в работе с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений – это и школьная администрация, и классные руководители, и социально-психологическая служба, и родители, и работники внешкольных учреждений. Поэтому особенно важно, чтобы каждый из них выполнял работу на своем участке в полном соответствии и согласии с действиями других, чтобы планируемые мероприятия были не случайны и носили непрерывный характер, тогда проводимая деятельность будет эффективной.

          Наша программа по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений рассчитана на 5лет, она будет проходить с 2010 по 2015 г.г. и в ней намечены следующие результаты :

          1.Снижение уровня правонарушений и преступлений среди учащихся школы;

          2.Ликвидация педагогической запущенности, которая приводит к второгодничеству и отсеву учащихся;

          3.Организация нравственно-воспитывыющей среды в микросоциуме, объединение всех специалистов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознавать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных целей;

          4.Согласованность действий школы и родителей в воспитании детей, любое воздействие педагога на ребенка может быть построено с учетом положения, позиции, места ребенка в семье.

          Не смотря на то, что программа долгосрочна, комплекс мер, используемый в ней, дал уже положительные результаты: так правонарушений, совершенных учащимися в 2008 – 2009 уч. г. было 10, в 2009 – 2010 уч. г. – 9, а за 2010 – 2011 уч.г. совершено 5 правонарушений.

          Рабочая программа по теме:
          Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Правила жизни».

          Цели программы:

        11. обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
        12. создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
        13. Задачи программы:

        14. защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
        15. раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
        16. осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
        17. Программа содержит 4 блока:

          1. Организационная работа.
          2. Диагностическая работа.
          3. Ожидаемые результаты реализации программы:

          4. преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних;
          5. создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
          6. стабилизация числа безнадзорных детей и подростков.
          7. Предварительный просмотр:

            ГБОУ АО «ВЫЧЕГОДСКАЯ СКОШИ»

            Программа «Правила жизни»

            Белых Вера Михайловна,

            стаж педагогической работы — 21 год

            стаж работы в должности – 8 лет

            Социальный педагог Белых В.М.

            1. обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
            2. создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
            3. Сроки реализации программы

              Педагогический коллектив школы

              Ожидаемые конечные результаты реализации программы

            4. преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.
            5. создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
            6. стабилизация числа безнадзорных детей и подростков;
            7. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

              Детская безнадзорность и беспризорность — следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

            8. рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
            9. массовые нарушение прав детей;
            10. рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
            11. омоложение преступности;
            12. увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
            13. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

              Правовая основа программы

              Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

            14. Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
            15. Конституция Российской Федерации;
            16. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
            17. Указы Президента РФ;
            18. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
            19. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

              В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

            20. Несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
            21. Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
            22. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
            23. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
            24. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
            25. Правонарушение — родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
            26. повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками;
            27. создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
            28. осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
            29. развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».
            30. Программа содержит 4 блока:

            31. Профилактическая работа с обучающимися.
            32. Профилактическая работа с родителями.
            33. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
            34. Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
            35. Профилактическая работа со школьниками включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.
            36. Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

              Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:

              Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений

              Программа
              «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
              муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
              «Средняя общеобразовательная школа №15»
              Еманжелинского муниципального района Челябинской области
              на 2017-20120 г.г

              Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

              § обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

              § создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

              Сроки реализации программы

              Ожидаемые конечные результаты реализации программы

              • стабилизация числа беспризорных детей подростков;
              • преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.
              • Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

                Детская безнадзорность и беспризорность — следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России ,которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

                · рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

                · массовые нарушение прав детей;

                · рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

                · увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

                Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ «СОШ № 15».

                Правовая основа программы

                · Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

                · Конституция Российской Федерации;

                · Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

                · Указы Президента РФ;

                · Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

                · принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

                обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

                — создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

                повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;

                защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

                — раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

                — создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

                — осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

                — осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.

                — развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»

                Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

                Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

                Профилактическая работа со школьниками включает

                предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

                Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов :

                Изучение подростка и окружающей его среды

                Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

                Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

                Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

                Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа

                Поддержка подростка в процессе самовоспитания

                Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

                Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, , педагог-организатор ОБЖ.

                В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции

                Планы мероприятий по каждому блоку работы

                · Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ПДН ОВД.

                · Организация работы школьного Совета профилактики.

                · Проведение тематических педагогических советов.

                · Педагогический всеобуч для родителей

                · Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»

                · Составление социального паспорта классов, школы.

                · Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.

                · Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).

                · Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

                • Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
                • Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
                • Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
                • Заполнение карты здоровья учащихся.
                • Профилактическая работа со школьниками:

                • реализация систмы воспитательной работы школы;
                • проведение мероприятий совместно с ПДН ОВД;
                • классные часы по пожарной безопасности;
                • организация правового всеобуча;
                • профориентационная работа;
                • проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
                • Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

                • Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
                • Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
                • Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
                • Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города и посёлка;
                • Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
                • Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

                  Работа в этом направлении предполагает:

                • выявление причин отклонений в поведении;
                • беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
                • приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;
                • Беседы инспектора ПДН;
                • Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
                • Направление ходатайств в КДН;
                • Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

                Профилактическая работа с родителями:

              • Выбор родительского комитета в классах.
              • Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.
              • «День открытых дверей» для родителей.
              • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
              • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
              • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
              • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.
              • Проведение родительского всеобуча:
              • Программа профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних

                Суджанского района Курской области

                Авторизация

                Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Подросток» МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа №1»

                по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

                МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа №1»

                Паспорт программы

                Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Подросток»

                Заместитель директора по воспитательной работе Иваненко И.В.

                Классные руководители, руководители кружков и секций, ст. вожатые, психолог, мед. Работник школы.

                КДН, ПДН, ГИБДД, пограничный пост « Суджа»

                Отдел по молодежной политике, физкультуры и спорта, спортивный комплекс «Суджа», родительский комитет.

                Обеспечить единый комплексный подход к решению ситуации и создать условия для эффективного функционирования системы профилактики и правонарушений

                1. Защита прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

                2.Раннее выявление семейного благополучия и
                оказание специализированной адресной помощи.

                3.Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой
                поддержке обучающихся.

                4.Осуществление индивидуального подхода к учащимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья.

                5.Осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.

                Сроки и этапы реализации программы

                Основные программные мероприятия

                1 блок. Организационная работа.

                2 блок. Диагностическая работа.

                3 блок. Профилактическая работа с детьми.

                4 блок. Профилактическая работа с родителями.

                Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности программы

                Банк данных, диагностические методики, карты здоровья учащихся

                Ожидаемые конечные результаты программы

                1. Снижение уровня числа безнадзорности учащихся.

                2.Снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними воспитанниками.

                3.Максимальная занятость учащихся в кружках и секциях.

                4.Развить у детей и родителей стремление к ЗОЖ

                Организация контроля выполнения

                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Проблема правового воспитания ребенка остается актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентации человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста, так как в 12-17 лет активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика: в современные преступления чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.

                Данная программа направлена на работу со всеми учащимися школы, предполагает как первичную профилактику с обучающимися, так и повседневную работу с детьми « группы риска» поведения.

                Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.99, Международной Конвенции ООН о правах ребенка.

                ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

                * Обеспечить единый комплексный подход к решению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

                * Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

                ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

                * 3ащита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

                * Раннее выявление семейного благополучия и оказание специализированной адресной помощи;

                * Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся.

                * Осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

                * Осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.

                СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

              • Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
              • Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
              • Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных, воспитательских часов, общешкольных мероприятий с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.

            Задача индивидуальной работы с подростком с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

            3 .Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, совместных общешкольных мероприятий, работу Совета Профилактики.

            Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, педагог-психолог, зам.директора по ВР. В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и спортивные секции. Постоянно посещаются семьи учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин, их дела рассматриваются на Совете Профилактики.

            Пропуски занятий фиксируются в журнале пропусков, обсуждаются на совещаниях классных руководителей, заместителей директора, педагогических советах.

            ПЛАНЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КАЖДОМУ БЛОКУ РАБОТЫ

          8. Организация работы Совета Профилактики.
          9. Проведение тематических педагогических советов: «Работа школы в социуме ребенка и семьи», «Психолого-педагогический всеобуч родителей», «Как подготовить детей к вступлению в жизнь в новых условиях (или к вопросу социальной адаптации)».
          10. Планирование работы МО классных руководителей.
          11. Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.
          12. Составление социального паспорта класса, школы.
          13. Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, карты семьи.
          14. Выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
          15. Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с КДН, ПДН, ГИБДД.
          16. Диагностическая работа:

            ü Анкетирование учащихся 5-10-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.

            ü Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (8-10 классы)

            ü Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, мое состояние, сочинение и т.д.

            ü Заполнение карты здоровья учащихся.

            Профилактическая работа со школьниками:

            ü Проведение мероприятий совместно с ПДН г. Суджа.

            ü Классные часы по пожарной безопасности, ТБ, ПДД.

            ü Профориентационная работа.

            ü Проведение бесед, просмотр видеороликов по профилактике психоактивных веществ.

            ü Организация правового всеобуча.

            ü Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

            — вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

            — вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;

            — охват организационным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

            — привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам;

            — оказание помощи в трудоустройстве.

            Профилактическая работа с родителями:

            ü Выбор родительского комитета в классе.

            ü Выбор родителей в Совет Профилактики.

            ü День открытых дверей» для родителей.

            ü Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

            ü Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

            ü Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.

            ü Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайства в соцзащиту.

            Комплексная межведомственная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Зеленоградского административного округа г.Москвы на 2017 год

            (утвержден на заседании ОКДНиЗП

            протоколом №4/16 от 16.12.2016г.)

            В Зеленоградском административном округе г.Москвы проживает почти 42,0 тысячи несовершеннолетних: 18,1 тыс. – дети от 0 до 6 лет, 17,3 тыс. – дети от 7 до 14 лет, 6,5 тыс. это подростки от 15 до 18 лет.

            На профилактическом учете в КДНиЗП состоит 208 подростков или 0,5% от общей численности проживающих в округе несовершеннолетних (2015 – 230 чел.).

            За девять месяцев 2016 года количество правонарушений совершенных несовершеннолетними незначительно снизилось в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — на 1,2 %. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии снизилось с 38 до 21 (снижение на 55%) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

            Специфика округа — территориальная компактность, меньшая, по сравнению с другими округами Москвы, численность населения и сложившаяся годами система управления округом позволяют решать межведомственные вопросы оперативно, системно и комплексно.

            Межведомственное взаимодействие при решении вопросов профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних осуществляют окружная и 5 районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

            Комплекс учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Зеленоградском административном округе г.Москвы состоит из учреждений и организаций различной ведомственной подчиненности:

            — 3 подразделения по делам несовершеннолетних УВД

            — 10 учреждений социального обслуживания семьи и детей

            — 22 общеобразовательных учреждения,

            — 3 негосударственных учреждения образования,

            — 16 учреждений физической культуры и спорта,

            — 86 внутридворовых спортивных площадок,

            — 11 учреждений культуры,

            — 5 районных ГБУ досуга и спорта.

            Ресурс окружной системы профилактики является достаточным для реализации государственной политики в области решения задач профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

            Анализируя итоги работы всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации мероприятий Комплексной программы

            профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Зеленоградского административного округа города Москвы на 2014-2016 годы, утв. распоряжением префекта от 29.08.2014 г. № 441-рп, необходимо отметить, что в целом они выполнены.

            В целях повышения эффективности реализации на территории Зеленоградского АО г.Москвы государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленной на сокращение числа правонарушений, асоциальных (антиобщественных) деяний несовершеннолетних, повышение адресности и эффективности межведомственной профилактической работы с несовершеннолетними

            разработан Комплексный межведомственный план мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2017 год.

            Комплексная межведомственная программа ориентирована на существующие социальные стандарты в области образования, здравоохранения, социальной защиты, трудоустройства, организации досуга и занятости детей и предусматривает специальные разделы по профилактике негативных проявлений, таких как безнадзорность, правонарушения, различные зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.) среди несовершеннолетних и направлена на конкретные меры по:

            · повышению эффективности функционирования и координации деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности, правонарушений, преступности несовершеннолетних, созданию системы непрерывного цикла работы с подростками девиантного поведения;

            · организации досуга и улучшению нравственного воспитания детей и подростков;

            содействию трудовой занятости подростков;

            · развитию различных форм организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних;

            выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;

            · реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психологической дезадаптации;

            · совершенствованию подготовки и повышения квалификации специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

            · правовой защите и просвещению несовершеннолетних.

            Мероприятия Комплексного межведомственного плана решают следующие задачи:

            · предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

            · обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

            · выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

            · отработка имеющихся и внедрение новых правовых механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании несовершеннолетних.

            Комплексная межведомственная программа содержит как обобщенные мероприятия для различных субъектов системы профилактики, так и мероприятия, проводимые в рамках поставленных задач в отдельно взятом учреждении или на территории.

            Комплексная межведомственная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Зеленоградского административного округа г.Москвы на 2017 год

            Смотрите так же:

            • Закон рк о гос службе На казахском языке: 119132 На английском языке: 409 Дата обновления: 22.08.2018 Служба поддержки Пользовательское соглашение Часто задаваемые вопросы Правовая информационная служба МЮ РК Бесплатный звонок с городских телефонов 119 по всему […]
            • Средства движения воздушных судов Система обзора летного поля и управления движением воздушных судов и транспортных средств по аэродрому. Основные параметры и технические требования Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к вновь разрабатываемым системам обзора […]
            • Сборник по налогам Сборник задач по налогам и налогообложению, Владыка В.М., Тарасова В.Ф., Сапрыкина Т.В., 2007 Сборник задач по налогам и налогообложению, Владыка В.М., Тарасова В.Ф., Сапрыкина Т.В., 2007. Представлены тесты и ситуационные задачи по темам дисциплины "Налоги […]
            • Жилищное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 марта 2003 г. N 167 О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ МАТЕРИАЛЬНОГО, МЕДИЦИНСКОГО И ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ПЕРИОД ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В […]
            • Нотариус города томска Нотариусы Томск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7 (3822) 52-72-00 Адрес: 634061, г. Томск, пр. Фрунзе, 46 Часы работы: Нотариус […]
            • Оформление развода и раздел имущества Раздел имущества 2018 год Правильный выбор юриста залог твоего успеха. Раздел имущества в судебном порядке без твоего присутствия в суде. Раздел имущества с регистрацией решения суда в государственной регистрационной палате на твоё имя. Раздел имущества […]
            • Налоги крупного бизнеса Учет. Налоги. Консалтинг. Команда профессионалов, предоставляющая аутсорсинг для компаний малого, среднего и крупного бизнеса. Поможем бизнесу достичь успеха! Бухгалтерский учет различного уровня сложности Анализ налоговых рисков Постановка учета в НФО […]
            • Переселение из ветхого жилья хмао Городская жизнь / Программа по сносу ветхого жилья Здравствуйте. Кто-нибудь знает что там с прогрпммой по сносу ветхого жилья. И где можно поподробнее узнать эту информацию? План сноса жилья размещен на официальном информационном портале органов местного […]