Разрешение на внесение изменений в проект

Содержание:

Словарь энергетика

Приемник электрической энергии (электроприемник) — аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии. Источник — «Правила устройства электроустановок (ПУЭ)»

ГОСТ 21.101-97 Основные требования к проектной и рабочей документации

Дата введения 1998-04-01

Форма 9 — Разрешение на внесение изменений

Указания по заполнению разрешения на внесение изменений

В графах разрешения указывают:

а) в графе 1 — обозначение разрешения, состоящее из порядкового номера разрешения по книге регистрации разрешений по ГОСТ 21.203 и через дефис двух последних цифр года.

б) в графе 2 — обозначение документа, в который вносят изменение;

в) в графе 3 — наименование строящегося предприятия, здания (сооружения);

г) в графе 4 — очередной порядковый номер, присваиваемый изменениям, которые вносят в документ по одному разрешению. Его указывают для всего документа, независимо от того, на скольких листах он выполнен. Порядковые номера изменений обозначают арабскими цифрами;

д) в графе 5 — номера листов документа, в которые вносят изменения;

е) в графе 6 — содержание изменения в виде текстового описания и/или графического изображения;

ж) в графе 7 — код причины изменения в соответствии с таблицей

Исполнительная документация

Правила внесения изменений в проект.

Правила внесения изменений в проект.

1 Разрешение на внесение изменений

1.1 Изменение документа (в том числе его аннулирование) выполняют на основании разрешения на внесение изменений (далее — разрешение), составленного по формам 9 и 9а приложения Л.

Приложение Л, форма 9 — Разрешение на внесение изменений (первый лист):

Приложение Л, форма 9А — Разрешение на внесение изменений (последующие листы):

1.2 Разрешение утверждает руководитель организации-разработчика документа или другое уполномоченное должностное лицо.

Разрешение является основанием для получения подлинников документов и внесения в них изменений.

Допускается отправка заказчику вместе с копиями измененной документации
копии разрешения.

1.3 Изменения на каждый документ (например, основной комплект рабочих чертежей, спецификацию оборудования, изделий и материалов) оформляют отдельным разрешением.

Допускается составлять одно общее разрешение на изменения, вносимые одновременно в несколько документов, если изменения взаимосвязаны или одинаковы для всех изменяемых документов.

2 Внесение изменений в проектную документацию.

2.1 Изменения в проектную документацию, ранее переданную заказчику, как правило, вносят автоматизированным способом и осуществляют:

  • заменой, добавлением или исключением отдельных листов тома;
  • заменой (перевыпуском) тома (части, книги) — при его полной переработке;
  • выпуском дополнительных частей или книг.
  • 2.2 Изменения в проектную документацию вносят, как правило, на основании разрешения на внесение изменений.

    Основаниями для внесения изменений могут быть замечания заказчика и согласующих органов исполнительной власти, замечания и отрицательные заключения органов негосударственной и государственной экспертизы.

    2.3 При внесении изменений в проектную документацию следует учитывать следующие положения:

  • Изменением рабочего документа, ранее переданного заказчику, является любое исправление, исключение или добавление в него каких-либо данных без изменения обозначения этого документа. Обозначение документа допускается изменять только в случае, если разным документам ошибочно присвоены одинаковые обозначения или в обозначении документа допущена ошибка. Внесение изменений в расчеты не допускается;
  • Если изменение документа неприемлемо, то должен быть выпущен новый документ с новым обозначением;
  • Любое изменение в документе, вызывающее какие-либо изменения в других документах, должно одновременно сопровождаться внесением соответствующих изменений во все взаимосвязанные документы;
  • Информацию об изменении документа указывают в основной надписи этого документа, в общих данных по рабочим чертежам и на титульном листе (при наличии);
  • Изменения вносят в подлинник документа;
  • При внесении изменений в подлинник электронного документа любое изменение индексируется как новая версия этого документа;
  • п. 7.1.3. источника.

2.4 При полной переработке всего тома в начале текстовой части, входящей в измененный том, рекомендуется приводить сведения о внесенных изменениях: основание для внесения изменений, краткое описание внесенных изменений.

2.5 Если изменения в проектную документацию вносят на основании отрицательного заключения государственной экспертизы, то в раздел «Пояснительная записка» в качестве приложения включают справку по форме, установленной органом государственной экспертизы, с описанием изменений, внесенных в проектную документацию. Справка должна быть подписана главным инженером проекта.

2.6 Регистрацию изменений тома в целом производят в таблице регистрации изменений по форме 10 приложения М, которую размещают на его титульном листе и обложке.

Регистрацию изменений в текстовой части проектной документации рекомендуется производить в таблице регистрации изменений по форме 11 приложения М, которую размещают на последнем листе текстовой части при внесении первого и последующих изменений.

Сведения о замене листов графических документов приводят в графе «Примечание» содержания тома, выполняемого в соответствии с 8.6 источника.

Сведения об изменении томов, а также выпуске дополнительных частей томов и книг заносят в ведомость «Состав проектной документации», выполняемую в соответствии с 8.8 источника.

При внесении изменений должны быть соблюдены требования 8.5 источника.

2.7 Изменения в утвержденную проектную документацию, связанные с изменением параметров объекта строительства и необходимостью переутверждения проектной документации, вносят по решению заказчика на основе нового задания на проектирование или дополнения к ранее утвержденному заданию на проектирование.

Источник: ГОСТ Р 21.1101-2009 (можно скачать здесь ).

Смотрите состав исполнительной в разделе: «Состав исполнительной»

Скачивайте акты, протокола и другое в разделе: «Акты и прочее»

Скачивайте полезные книги, ГОСТы, СнИПы в разделе: «ГОСТы и книги«

Внесение изменений в проектную документацию, прошедшую экспертизу

Внесение изменений в прошедшую экспертизу проектную документацию, может потребоваться из-за различных причин. При этом, в некоторых случаях, проведение повторной экспертной работы над проектом является обязательным. Все вопросы и нюансы внесения изменений в проектную документацию и проведения экспертизы вторично, рассмотрим в этой статье.

Изменения в проектную документацию и повторная экспертиза

Внесение корректировок в проектную документацию после получения положительного резюме экспертов – ситуация встречающаяся довольно часто. Так, п. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса прямо предписывает внести в проект соответствующие исправления, если в процессе застройки обнаружились несоответствия в параметрах от теоретических данных проектной документации. Иначе расхождения в данных проекта и параметров фактически построенного объекта не позволят впоследствии оформить документы на здание.

В соответствии с п. 15 ст. 48 этого же кодекса, после внесения корректив в проектную документацию до ее утверждения застройщик или заказчик должен направить проект на экспертизу. Однако, п. 3 ст. 49 содержит некоторые исключения и устанавливает, что экспертная работа над проектными документами не требуется в случае, если:

  • исправленная проектная документация уже проходила экспертизу и получила положительную резолюцию по итогам;
  • внесенные в проект поправки не коснулись конструктивных и прочих характеристик надежности и безопасности объекта;
  • корректировка проекта не привела к увеличению сметы на строительство.
  • О том же самом, только с другого угла зрения говорится и в п. 44 Постановления Правительства от 05.03.2007 № 145. В этой норме Постановления предписывается вторично направлять на экспертный анализ модифицированную проектную документацию, получившую положительное экспертное заключение ранее, если поправки коснулись технических решений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта капстроительства.

    При этом, в п. 44 Постановления № 145 за заказчиком или застройщиком остается выбор о прохождении повторной экспертизы откорректированного проекта, если суть модификации позволяет повторную экспертизу не проходить. То есть, в этом случае заказчик или застройщик может по собственному желанию пройти экспертизу проектной документации еще раз.

    Когда требуется повторная экспертиза проектной документации?

    Экспертный анализ проектной документации изначально проводится для того, чтобы получить разрешение на строительство объекта и начать фактическую стройку с выполнением всех законодательных и бюрократических требований.

    Но бывают ситуации, когда после прохождения экспертного исследования требуется экспертиза повторная.

    1. В первую очередь такая ситуация возникает в случае получения отрицательного заключения по проекту. Цель при таком варианте проведения повторного экспертного анализа проекта очевидна – получение положительной резолюции для оформления разрешения на строительство. Поэтому заказчики заинтересованы в скорейшем внесении всех необходимых правок в проектную документацию, непременных для одобрительного заключения экспертов.
    2. Необходимость повторной экспертизы из-за изменений проектной документации в виде:
      • выработки дополнительных разделов;
      • корректировки или существенных дополнений;
      • значительных изменений в проекте.
      • Таким образом, видно, что в любом случае необходимость в проведении еще одной экспертизы проектной документации возникает из-за внесения в нее изменений. Только в первом варианте эти изменения являются вынужденными, обусловленными предыдущими ошибками или неточностями, повлекшими негативное заключение экспертизы. Во втором же случае, поправки являются добровольными, обусловленными какими-то внешними обстоятельствами или корректировкой проекта, связанной с объективным применением теоретических данных в практическом строительстве конкретного объекта.

        Перечень изменений, влияющих на безопасность объекта капстроительства

        Итак, самый главный вопрос, который необходимо решить застройщику или заказчику, вносящему коррективы в проектную документацию, прошедшую положительную экспертизу: касаются ли вносимые правки технических решений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта? То есть фактически сделать вывод о необходимости проведения еще одного экспертного анализа проектной документации.

        Приказом Минрегиона России № 624 от 30.12.2009 был утвержден Перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства. Документ достаточно подробен и оттого объемен. Виды работ поделены на 3 раздела:

      • по инженерным изысканиям;
      • по подготовке проектной документации;
      • по строительству, реконструкции и капремонту.
      • Кроме того, значительная часть видов работ в рамках своего раздела разбиты на подвиды. Так, к примеру, подготовительные работы по строительству, реконструкции и капремонту (п. 2 раздел 3 Перечня) включают в себя 4 подвида:

      • разборка/демонтаж зданий, стен, перекрытий, лестниц и т.д.;
      • строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений;
      • устройство рельсовых подкрановых путей и фундаментов стационарных кранов;
      • установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов.
      • Такое подробное перечисление позволяет избежать всяких сомнений в причастности внесенных в проект поправок к корректировке работ, влияющих на безопасность объекта капстроительства, а значит в необходимости проведения еще одной экспертизы проекта.

        Порядок проведения повторной экспертизы

        В соответствии с п. 44 Постановления № 145, повторная экспертиза может осуществляться неограниченное количество раз (2 и более). При этом, каждая последующая экспертиза проводится в том порядке, который предусмотрен законодательством для проведения первичной госэкспертизы. Между тем, оцениваться экспертами будет:

      • та часть проектных документов, в которую были внесены правки;
      • совместимость модифицированной части проекта с остальной проектной документацией, по которой ранее был проведен экспертный анализ.
      • Таким образом, для проведения повторной экспертизы заказчик должен предоставить пакет документов по списку, указанному в п. 13 Положения, утвержденного Постановлением № 145, в том числе:

      • Заявление на экспертизу.
      • Проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы ранее.
      • Копию положительного заключения.
      • Задание на внесение корректив в проектную документацию.
      • Справку о внесенных в проект поправок.
      • Нужно иметь в виду, что проект может быть рассмотрен на повторной экспертизе целиком, если с момента первичной или прошлой повторной экспертизы в законодательство были внесены поправки, затрагивающие результаты госэкспертизы.

        Внесение изменений при отрицательной экспертизе проектной документации

        Если проектная документация получила по результатам работы экспертов отрицательное заключение, то в п. 10 ст. 49 Градостроительного кодекса предлагается 2 варианта решения:

      • Обратиться в Минрегион или суд и попытаться оспорить результаты экспертного заключения.
      • Пройти повторную экспертизу, после устранения всех указанных недочетов.
      • На практике, поскольку все-таки эксперты ошибаются редко, а судебное разбирательство – дело недешевое и долгое, проще и результативнее внести в проект поправки по замечаниям и пройти экспертизу еще раз. Причем Положение о проведении экспертизы, утвержденной Постановлением № 145, содержит норму, разрешающую не возвращать заявителю поданные на экспертизу документы в бумажном виде, если устранить замечания, ставшие причиной отрицательного заключения, возможно без возврата документации. В этом случае на устранение недостатков заявителю дается определенный срок, по окончании которого он должен предоставить в экспертную организацию ту часть проектной документации, которая подверглась изменениям и справку с описанием внесенных поправок.

        Таким образом, исправленная проектная документация требует проведение повторной экспертизы, как в обязательном порядке, так и по желанию застройщика. При этом очень важно не упустить момент, правильно оценить внесенные в проектные документы изменения и провести повторную экспертизу, если того требует закон, иначе впоследствии возможны большие затруднения с документальным оформлением построенного объекта.

        Шаблоны разрешения на внесение изменений в проектную документацию в формате doc и dwg

        Раздел: Оформление ПСД

        Доброго времени суток. В данной статье речь пойдет о разрешении на внесение изменений (далее — разрешение) в проектную документацию. Любые изменения в проектную документацию должны вносится только на основании разрешения. В разрешении описываются все изменения, которые будут внесены в документацию.

        После того как вы заполнили разрешение, оно должно быть подписано главным инженером проекта и техническим директором и только после этого вы сможете взять документацию из архива для внесения изменений.

        Копия данного разрешения в основном отправляется заказчику с измененной документацией. Подробно рассказывать как вносятся изменения в проектную документацию и как заполняется разрешение, я не буду. Данную информацию Вы сможете найти в ГОСТ Р 21.1101-2013.

        Разрешение должно выполнятся по форме 9 и 9а в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013. Порядок заполнения полей в разрешении на внесение изменений представлен на рис.1 и 2.

        Чтобы не создавать с «нуля» форму разрешения, можете скачать шаблоны разрешений на внесение изменений выполненные в программе Microsoft Word в формате doc и в программе AutoCad в формате dwg.

        Обращаю Ваше внимание, что проектная организация может изменять расположение и размеры граф в формах 9 и 9а в соответствии с принятыми внутренними нормативными документами.

        Примеры заполненных разрешений представлены на рис.3 и 4.

        Данный ГОСТ и шаблоны разрешений на внесение изменений, а также примеры заполнения разрешений, Вы сможете найти в архиве. Для того чтобы скачать, кликните по кнопке «СКАЧАТЬ».

        Если у вас есть какие-то предложения или замечания по улучшению шаблонов, оставляйте в комментариях.

        Статья создана: 01.06.2017

        Если вы нашли ответ на свой вопрос и у вас есть желание отблагодарить автора статьи за его труд, можете воспользоваться платформой для перевода средств «WebMoney Funding» .

        Данный проект поддерживается и развивается исключительно на средства от добровольных пожертвований.

        Проявив лояльность к сайту, Вы можете перечислить любую сумму денег, тем самым вы поможете улучшить данный сайт, повысить регулярность появления новых интересных статей и оплатить регулярные расходы, такие как: оплата хостинга, доменного имени, SSL-сертификата, зарплата нашим авторам.

        Разрешение на внесение изменений в проект

        Может ли в проектную/рабочую документацию (копии листов), разработанную одной организацией по поручению застройщика вносить изменения другая организация на копии листов прежней организации?

        Необходимо ли в этом случае в основной штамп вносить изменения (новый штамп новой организации и новые подписи)?

        Какие пункты и стандарты в системе СПДС или иные законодательные акты указывают на процедуру внесения изменений в чужую проектную документацию?

        Описание возникшей ситуации: Застройщик заказал в проектную организацию/ИП разработку жилого многоквартирного дома. Проектная организация разработала проектную документацию и передала Застройщику (копию в соответствии с гостом). Застройщиком в настоящий момент получено положительное заключение экспертизы на объект капитального строительства. Далее Застройщик принял решение, о необходимости внести изменения (корректировку) в ранее, разработанную проектную документацию, с повторным выходом на экспертизу, но обратился уже в другую проектную организацию.

        Таким образом, «новая проектная организация» должна вносить изменения в листы книг/томов/разделов, которые имеются у застройщика, а это копии листов от прежней организации с основным штампом и подписями прежней организации?

        Или же «новая проектная организация» обязана все листы книг/томов/разделов перечертить заново и уже распечатать под своим штампом, со своими сотрудниками и необходимыми изменениями?

        Как быть если Застройщик заказывает только корректировку некоторых разделов (отдельных листов) и часть листов корректировке не подлежат.

        «Новая проектная организация» настаивает на том, что она внесет корректировку только в отдельные листы и только их выдаст отдельным томом.

        А может ли новая проектная организация вносить изменения по письму-заказу (договору) в документацию, которую разрабатывали не они и оставлять штампы прежней организации, то есть не указывать свою фирму и лиц, которые внесли изменения?

        По факту Застройщику передан раздел (например КР и т.д.), где на Титульном листе указаны реквизиты «новой проектной организации», а в составе книги часть листов вложены прежней организации. При этом на листах прежней организации внесены изменения и в штампе нет записи, что изменения эти внесены уже «новой проектной организацией».

        Руководство «новой проектной организации» обуславливает это тем, что они не должны отвечать за некорректные или ошибочные технические решения по остальным вопросам и в этой связи корректируют только часть листов из всей книги.

        Но по факту на повторную экспертизу Застройщик несет не отдельные откорректированные листы, а целую книгу «КР». И тут уже экспертиза должна спросить, почему листы в одной книге подписаны разными организациями?

        Ранее в 2008 г. поднимался похожий вопрос и было разъяснение, но из него четких выводов не сделаешь:

        СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА (вопросы и ответы) *** (по постановлению № 87) Выпуск 2 Москва 2008.

        23. Имеет ли право организация, осуществляющая контроль за строительством, совместно с заказчиком согласовывать изменения в проектной документации без участия организации, разработавшей проект?

        Согласно пункту 4.1 СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» авторский надзор, в случае его выполнения юридическим лицом, осуществляется специалистами-разработчиками рабочей документации. В соответствии с ГОСТ 21.101-97 «Система проектной документации для строительства. Основные требование к проектной и рабочей документации» «изменение рабочего документа, ранее выданного заказчику», выполняют на основании разрешения, утвержденного руководителем организации-разработчика (пункт 7.1, подпункт 7.4.1), который несет ответственность за несоответствие этих изменений техническим регламентам в соответствии с положениями статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2]. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (ликвидации организации-разработчика, наложения на нее ареста при финансовой несостоятельности и невозможности в связи с этим выполнять свои функции и т.д.) проведение авторского надзора, а, следовательно, и внесение изменений в рабочую документацию, может быть поручено на договорных началах организации, имеющей право на выполнение указанных работ, которая по договору должна на себя взять все обязательства подрядчика-проектировщика, связанные с принятыми в проекте техническими решениями и установленные статьей 760 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом следует принять к сведению, что частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2] установлено: «Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее — типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства». Следовательно, в случае, если вносимые в проектную документацию изменения не затрагивают конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта, то наличие решения организации, принявшей на себя обязанности организации-разработчика, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101-97, может служить основанием для осуществления строительства объекта. В остальных случаях, т.е. если изменения касаются конструктивных и других характеристик надежности и безопасности, требуется проведение государственной экспертизы переработанной проектной документации и ее переутверждение в установленном порядке.

        ГОСТ Р 21.1101-2013 (СПДС) не регламентирует внесение изменений в проектную и рабочую документацию другой проектной организацией.

        В соответствии с пунктами 7.2.1, 7.2.2 ГОСТ Р 21.1101-2013, «изменение документа (в том числе его аннулирование) выполняют, как правило, на основании разрешения на внесение изменений», а «разрешение утверждает руководитель организации — разработчика документа или другое уполномоченное им должностное лицо». При этом, разработчик документа несёт ответственность за несоответствие внесенных изменений техническим регламентам согласно положениям статей 58 – 60.1 Градостроительного кодекса

        Действующее градостроительное законодательство не запрещает заказчику (застройщику) поручить внесение изменений в проектную документацию (ПД), получившую положительной заключение государственной экспертизы, иному лицу (не первоначальному проектировщику), при наличии у данного лица необходимого допуска СРО. Однако до внесения таких изменений необходимо юридически урегулировать два возможных вопроса:

      • Согласно части 2 статьи 762 Гражданского кодекса , по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик (застройщик) обязан, если иное не предусмотрено договором, «использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика»
      • В соответствии со статьёй 20 Федерального закона РФ №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности», статьями 1294, 1270 (подпункт 10 пункта 2), 1252 (пункт 3), 1301 Гражданского кодекса, в случае, если будут внесены изменения в архитектурный проект , проект градостроительства или садово-паркового искусства, автор проекта может потребовать компенсации от заказчика (застройщика) или другого лица, которое распорядилось проектом.

    Внесение изменений в ПД возможно по двум вариантам:

    1. Корректировка ПД — с внесением изменений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
    2. Модификация ПД — без внесения изменений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства (статья 48.2 Градостроительного кодекса).
    3. В обоих случаях требуется предоставление изменённой ПД (или её модифицированных разделов) с угловыми штампами и подписями разработчика (или её модифицированных разделов) в экспертные органы с приложением всех документов, предусмотренных пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 №145 «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и «Порядком подготовки заключения о признании проектной документации модифицированной проектной документацией» (проект приказа Минстроя России доступен по адресу: http://www.normacs.info/projects/2661).

      Лица, не являющиеся первоначальными разработчиками ПД и заключившие договор с заказчиком (застройщиком) на внесение в неё изменений, возлагают на себя всю ответственность за соответствие изменённой ПД требованиям технических регламентов и другим разделам ПД, не подвергшимся этим изменениям, в соответствии с положениями статей 58-60.1 Градостроительного кодекса.

      Внесение изменений в проектную документацию после сдачи дома в эксплуатацию

      Наш дом введен в эксплуатацию в феврале 2016 года. ДДУ я заключила в декабре 2014 года. Дом 5 лет на гарантии. Наша управляющая компания написала претензию застройщику по поводу того, что по проекту предусмотрено металлическое ограждение дворовой территории, а на детской площадке — стенка-волна. После долгой переписки, в которой застройщик сначала утверждал, что оборудование в пути, потом предлагал сделать поставку оборудования, а монтаж должна была произвести управляющая компания своими силами, последовал ответ, что в проектную документацию внесены изменения, где всего этого нет, датированные ноябрем 2016 года, то есть после сдачи дома в эксплуатацию. Правомерно ли вносить изменения в проектную документацию после ввода дома в эксплуатацию и как я, собственник квартиры в данном доме, могу заставить застройщика исполнить свои обязательства в отношении общедомового имущества?

      Ответы юристов (3)

      Изменение проектной документации после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по общему правилу не допускается.

      При выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию проверяется соответствие объекта строительства проектной документации.

      То есть, изменение проекта теоретически возможно с отменой разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

      Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства

      6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

      Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

      1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

      Пример судебной практики по признанию незаконными действий Застройщика и Администрации в связи с изменением проектной документации и несоответствием объекта строительства проектной документации.

      Что касается Ваших прав, как участника долевого участия в строительстве.

      У Вас есть право расторгнуть договор только в случае существенного изменения проектной документации строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, в том числе превышения допустимого изменения общей площади жилого помещения или площади нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, которое может быть установлено в договоре в размере не более пяти процентов от указанной площади.

      Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
      (ред. от 03.07.2016)
      «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

      Статья 9. Расторжение договора

      1.1. По требованию участника долевого строительства договор может быть расторгнут в судебном порядке в случае:

      2) существенного изменения проектной документации строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, в том числе превышения допустимого изменения общей площади жилого помещения или площади нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, которое может быть установлено в договоре в размере не более пяти процентов от указанной площади;

      Указанные Вами изменения, по моему мнению, не являются существенными.

      Вы вправе требовать устранения недостатков, так как Вы заключали, оплачивали и принимали объект ДДУ по старой проектной документации.

      Вы можете направить письменную претензию Застройщику, а также направить жалобу в региональный орган строительного надзора а также в прокуратуру.

      С уважением! Г.А, Кураев

      Есть вопрос к юристу?

      в проектную документацию внесены изменения, где всего этого нет, датированные ноябрем 2016 года, то есть после сдачи дома в эксплуатацию.

      Здравствуйте. Безусловно внесение изменений в проектную документацию после ввода объекта в эксплуатацию невозможно. То есть сам по себе этот факт может являться основанием для того, чтобы о таких действиях застройщика проинформировать контролирующие органы.

      Однако исходя из существа изменений, которые Вы указали, можно отметить, что наиболее логичным в данном случае было бы требование о соразмерном уменьшении цены, которая установлена договором. В этом случае Вам необходимо направить в адрес застройщика заказным письмом с уведомлением и описью вложения соответствующую претензию, предварительно определив насколько Вы считаете необходимым уменьшить плату за объект в связи с невыполнением застройщиком своих обязанностей по договору.

      В указанном письме можете отметить, что рекомендуете ему в добровольном порядке уменьшить цену и выплатить Вам разницу, поскольку в противном случае если данный вопрос будет решаться в судебном порядке, то не исключено массовое обращение собственников с соответствующим иском.

      Учитывая манипуляции застройщика с проектной документацией, в его действиях могут содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ):

      » Опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений —

      влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.»

      Также не исключается наличие в действиях застройщика признаков правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ:
      » Непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме —

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

      Составление протоколов об указанных административных правонарушениях и рассмотрение соответствующих дел относится к компетенции уже упомянутого выше Комитета государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края (https://ovr.khabkrai.ru/). Поэтому при обращении с жалобой на застройщика в данный орган власти рекомендую акцентировать внимание на необходимости проверки действий застройщика на предмет наличия в них составов правонарушений, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.

      Ищете ответ?
      Спросить юриста проще!

      Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

      Запрещено, что не разрешено

      Вопросы получения разрешения на строительство и внесения в него изменений являются наболевшими для девелоперов. Необходимость принятия мер для снятия административных барьеров в сфере строительства, в частности, при получении разрешительной документации, повсеместно провозглашается властями. И надо отдать должное: значительные изменения в правовом регулировании выдачи разрешений на строительство уже приняты. Вместе с тем по-прежнему существуют спорные вопросы.

      Без разрешения начинать стройку нельзя

      Согласно основным требованиям градостроительного законодательства выполнение работ, требующих наличия разрешения на строительство, допускается только после получения подобного разрешения. Между тем нередко участники строительства действуют по принципу «главное ввязаться в драку, а потом посмотрим» и обращаются за разрешением уже в ходе строительства. Однако теперь такой подход может иметь для застройщика серьезные последствия.

      Ранее судебная практика допускала возможность получения и разрешения на строительство post factum, хотя единого мнения и не существовало. Такая позиция основывалась на том, что в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, среди которых:

      отсутствие необходимых документов, предусмотренных для выдачи разрешения;

      несоответствие представленных для выдачи разрешения на строительство документов требованиям градостроительного плана земельного участка или – в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта – требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

      Такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, как выполнение работ до получения разрешения, действующим законодательством не предусмотрено.

      В связи с внесением в 2015 году изменений в ст. 222 ГК РФ, ужесточивших требования к самовольному строительству, направление судебной практики изменилось. Однозначно по данному вопросу высказался ВС РФ в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 16.06.2015 по делу № А07-7616/2014. По данному делу высшая судебная инстанция посчитала правомерным отказ в выдаче разрешения на строительство по тому основанию, что строительство фактически уже было начато в отсутствие разрешения. Приведенная позиция высшей судебной инстанции, по сути, положила конец спорам относительно того, может ли разрешение на строительство быть получено уже на этапе строительства объекта или после его завершения. И хотя законодательного закрепления данная позиция пока не нашла, последующая практика уже формируется с ее учетом.

      Чем грозит несвоевременное обращение?

      С учетом сформировавшейся позиции правоприменительной практики начало работ до получения разрешения грозит признанием объекта строительства самовольной постройкой. Право собственности на самовольную постройку может быть признано в судебном порядке за правообладателем земельного участка, на котором постройка возведена, в соответствии со ст. 222 ГК РФ, в частности, при условии, что постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах. При этом по сложившейся практике заявителю необходимо доказать, что до обращения в суд он предпринимал меры для получения разрешения 1 .

      Ранее существовавшая судебная практика проверяла, как правило, наличие факта обращения заявителем за получением разрешения на строительство. При этом зачастую не имело принципиального значения, обращался ли заявитель за получением разрешительной документации до начала строительства, в ходе строительства или даже после окончания стройки. Однако с учетом общей тенденции к ужесточению требований к самовольным постройкам формирующаяся в последнее время судебная практика изменила подход к оценке данного вопроса. Так, теперь в удовлетворении требования о признании права собственности на самовольную постройку может быть отказано и в том случае, если заявитель предпринял меры к получению разрешения на строительство уже после начала работ, имея при этом возможность обратиться за получением разрешения на строительство заблаговременно 2 .

      Неполучение разрешения на строительство до начала работ может повлечь невозможность легализовать возведенный объект и, как следствие, риски привлечения застройщика (заказчика по договору строительного подряда) и подрядчиков 3 , их должностных лиц к административной ответственности за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, а также риски предъявления требований о сносе самовольной постройки и возмещении убытков.

      Таким образом, цена вопроса велика. Участникам строительства рекомендуется проверять на стадии заключения договоров наличие необходимого разрешения на строительства либо предусматривать в соглашении порядок распределения рисков в случаях, если разрешение не сможет быть получено и т. п. (вопросы прекращения действия разрешения на строительство в настоящей статье не рассматриваются).

      Изменить или оформить заново?

      Вопрос, в каких случаях необходимо внесение изменений в разрешение на строительство, а в каких случаях требуется получение нового разрешения, по-прежнему остается дискуссионным.

      Проблема связана с тем, что предусмотренные в ст. 51 ГрК РФ основания для внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими. Так, согласно положениям, содержащимся в ч. 21.5–21.7, 21.9 ст. 51 ГрК РФ, основаниями для внесения изменений в разрешение на строительство являются переход прав на земельный участок, раздел либо объединение земельных участков, а также переоформление лицензии на пользование недрами).

      Вместе с тем зачастую необходимость внесения изменений в разрешение возникает в связи с корректировкой проектной документации, на основании которой было выдано разрешение на строительство. При этом в действующем законодательстве вопрос о возможности внесения изменений в разрешение на строительство в подобных случаях однозначно не урегулирован. Некоторую определенность в данный вопрос внес Постановление Президиума ВС РФ от 11.11.2015 № 301-ПЭК15 по делу № А65-4542/2014, в котором высшая судебная инстанция указала, что предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменения в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.

      Такой подход был сформирован с учетом положений ч. 7 ст. 52 ГрК РФ, согласно которым допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства такого объекта.

      Высшей судебной инстанцией было разъяснено: из положений ч. 7 ст. 52 ГрК РФ следует, что причины, повлекшие изменение проектной документации, должны быть объективными, обусловлены необходимостью, выявленной в процессе строительства объекта. Если же изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и при этом не связаны с объективными обстоятельствами, а вызваны предпринимательскими решениями, по мнению суда, в данном случае с учетом характера вносимых изменений необходимо получение нового разрешения на строительство, а не внесение изменений в выданные разрешения. Так, в рассматриваемом деле суд посчитал правомерным отказ в переоформлении разрешений на строительство, поскольку изменения, которые заявитель просил внести в выданные ему разрешения на строительство, были вызваны намерением названного лица увеличить этажность и количество секций жилых домов.

      Безусловно, указанная выше позиция приведена с учетом обстоятельств конкретного дела и в отсутствие четкой правовой регламентации на данный момент не снимает все спорные моменты, которые возникают на практике при необходимости переоформления разрешений на строительство. Не исключено, что сформированный подход, который в настоящее время создал определенные ориентиры для участников строительства, по итогам анализа правоприменительной практики найдет и законодательное закрепление.

      Достаточно остро стоит вопрос необходимости продления срока действия разрешения на строительство в свете текущей экономической ситуации, когда девелоперы в некоторых случаях вынуждены замораживать реализацию проекта. В частности, согласно ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения, при этом в продлении разрешения на строительство должно быть отказано, если строительство не начато до истечения срока подачи такого заявления.

      В настоящее время обсуждается законопроект, предусматривающий отмену требования о необходимости обращения за продлением разрешения на строительство не менее чем за 60 дней до истечения срока его действия (проект закона: http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=41616).

      С учетом установленных законом требований и сформировавшейся правоприменительной практики возможность внести изменения в разрешительную документацию существенно ограниченна. Очевидно, что указанная позиция направлена на обеспечение стабильности и стимулирование участников строительства к тщательному продумываю бизнес-концепции строительства на стадии проектирования и получения необходимых разрешений.

      Однако если корректировки, которые застройщик планирует внести, не влекут нарушений обязательных требований в области строительства и нарушений прав и законных интересов третьих лиц, то наличие гибкой процедуры, позволяющей оперативно применить принятые решения, могло бы оказаться полезным для бизнеса.

      Последние изменения и тенденции

      В июле 2016 года Президент России подписал Федеральный закон от 03.07.2016 № 370-ФЗ, которым, в частности, внесены изменения в ст. 51 ГрК РФ, направленные на повышение эффективности процедуры выдачи разрешений на строительство. Согласно указанным изменениям ряд документов, которые требуются для выдачи разрешения на строительство, которые застройщик не представил самостоятельно, могут быть запрошены уполномоченными органами в порядке межведомственного взаимодействия, при этом установлен трехдневный срок для представления документов по межведомственному запросу.

      Неполучение или несвоевременное получение таких документов, запрошенных в порядке межведомственного взаимодействия, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

      Данные изменения, безусловно, носят позитивный характер для участников строительства, поскольку направлены на оптимизацию процедуры выдачи разрешения на строительство и способствуют недопущению отказов в выдаче разрешений по формальным основаниям.

      Тенденция законодателя и правоприменительной практики, направленная на ужесточение требований к самовольному строительству, конечно, оправданна. Существовавшая до недавнего времени практика, по сути, позволяла строить в обход предусмотренных законом процедур, направленных на обеспечение безопасности строительства. Между тем, помимо превентивных мер, не менее важно, чтобы правовое регулирование предоставляло участникам строительства достаточно гибкие механизмы для внесения изменений в ранее выданные разрешения, в случае если такие изменения не влекут нарушений установленных законом требований, а также прав и законных интересов третьих лиц.

      1 Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом ВС РФ 19.03.2014.

      2 Определения ВС РФ от 11.08.2015 № 309-ЭС15-10049, от 14.10.2015 № 412-ПЭК15.

      3 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11.

      Смотрите так же:

      • 1-я категория проживания в отеле ПОРЯДОК ПРОЖИВАНИЯ В ОТЕЛЕ «ПРАГА : Внутренние правила проживания в отеле «Прага» Уважаемые ГОСТИ!ПОРЯДОК ПРОЖИВАНИЯ В ОТЕЛЕ «ПРАГА :1. Носите карточку гостя с собой. Она является документом, подтверждающим Ваше право на проживание и пользование услугами […]
      • Заявление о замене врача Совет 1: Как сменить участкового врача Как сменить участкового врача Как сменить врача Как поменять врача в женской консультации Совет 2: Как сменить врача Юридическая консультация Совет 3: Как сменить поликлинику Совет 4: Как узнать номер […]
      • Организмы состоящие из одной клетки и не имеющие оформленного ядра это Организмы, состоящие из одной клетки и не имеющие оформленного ядра,- это: а) водорослиб) мхив) бактерииг) папоротники Разумеется, что это бактерии Другие вопросы из категории 1)самый мощный слой стебля2)слой клеток образ.ткани3)наружный слой коры 4)слой […]
      • Приказы по дши образец Унифицированная форма № Т-1Утверждена Постановлением Госкомстата Россииот 05.01.2004 № 1Форма по ОКУД МБУ ДО АР «Детская школа искусств г. Аксая» Приказ № 27от 27.06.2017 года 1.Зачислить с 01.09.2017 года в 1 класс фортепианного отделения следующих […]
      • Закон о ветеранах ст5 Федеральный закон "О ветеранах" Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ"О ветеранах" С изменениями и дополнениями от: 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, […]
      • Саженцы правила посадки Правила посадки саженцев Здравствуйте, уважаемые друзья! Разберем сегодня правила посадки саженцев на садовом участке. 1. Очень важно перед посадкой не допустить подсыхания корневой системы саженца. Рекомендуется за 1 — 2 суток до начала посадки поместить […]
      • Просим оформить пропуска Образец заявки на оформление пропуска на объекты Введено в действие с "25" июля 2003 г.Инструкция «Правила оформления и получения пропусков»Версия 1.0 г. Москва 2003 г. ПредисловиеРазработано ВпервыеУтверждено Распоряжение № 03-230-Р от […]
      • Налог на прибыль в россии размеры Ставки налога на прибыль в 2018-2019 году Общая ставка по налогу на прибыль организаций Размер налоговой ставки в федеральный бюджет в бюджеты субъектов РФ 2% (до 2017), 3%(с 2017 года) 18% (до 2017), (17% с 2017 года) Законами субъектов РФ налоговая […]