Система управления движения судов

Содержание:

Система управления движением судов

Система управления движением судов — призваны снизить аварийность в зоне ответственности и предупредить загрязнение водной среды, а также повысить технико-эксплуатационную эффективность работы флота и портов,позволяющих обеспечивать навигационную безопасность при максимально допустимой интенсивности движения

Наиболее важные функции СУДС:
1.Организация движения судов;
2. Навигационная помощь;
3. Информационное обеспечение.

Выделяют три категории СУДС:
I категория — сложные автоматизированные СУДС, оборудованные специальными высокоточными техническими средствами наблюдения с компьютерной обработкой информации и связи, обслуживающие, как правило, подходы и акватории крупных портов и каналы.
II категория — СУДС, оборудованные специализированными БРЛС, близкими по характеристикам к судовым радиолокаторам с обработкой информации на уровне систем автоматической радиолокационной прокладки (САРП) и с отображением элементов электронной карты.
III категория — упрощенные СУДС (или посты регулирования движения), оборудованные упрощенными БРЛС на базе судовых радиолокаторов. СУДС должна быть укомплектована квалифицированным техническим персоналом, а также операторами.

Система управления движения судов

Пн-Пт, с 9:00 до 18:00

Системы управления движением судов (СУДС) Транзас – современные автоматизированные системы, необходимые для повышения безопасности мореплавания, безопасности жизни на море и защиты окружающей среды от возможных негативных последствий судоходства, а также повышения эффективности навигации и грузоперевозок.

Разработка систем управления движением судов началась в компании Транзас в начале 1990-х годов. Надежность в работе и качество СУДС позволили за очень короткий срок выйти как на российский, так и на международный рынки. В настоящее время системами СУДС Транзас оснащены более 100 портов в 34 странах мира.

Системы управления движением судов предоставляют пользователям различную навигационную информацию, позволяют идентифицировать и сопровождать суда и другие навигационные объекты в прибрежных акваториях, а также планировать судоходство в прибрежных водах.

Основные задачи, решаемые СУДС:

  • получение информации о навигационной обстановке от различных сенсоров
  • обобщение данных о целях и представление их в табличном виде и графически в сочетании с многослойными электронными картами
  • оперативный контроль за движением судов
  • планирование графика движения судов
  • анализ навигационной ситуации и выдача сигнала тревоги и предупреждения в соответствии с задаваемыми оператором критериями
  • предоставление вспомогательной навигационной и прочей информации
  • цифровая запись данных всей навигационной ситуации для последующего воспроизведения
  • Основные элементы СУДС

    • Операторские дисплейные модули (возможно подключение от 1 до 24 операторских мест с дисплеями от 17 до 29 дюймов)
    • Администраторская станция
    • Радарные процессоры (преобразуют сигналы от радара в цифровой вид и производят их обработку и целевыделение)
    • Радиолокационные сенсоры (одиночные и дублированные с антенной от 6 до 21 фута)
    • Радиопеленгаторы (помогают определить расположение судна и идентифицировать его)
    • Программно-управляемые телекамеры (позволяют визуально наблюдать суда в акватории порта)
    • Сервер базы данных (содержит базу данных по судам)
    • Сеть передачи данных (радиорелейные линии, модемы, радиомодемы, оптоволоконные линии связи и др.)
    • Базовые станции АИС (принимают данные о параметрах движения судна, времени движения, количестве членов экипажа, ЕТА и др. информацию)
    • Терминал управления УКВ радиостанциями (позволяет оператору вести переговоры с судами)
    • Система УКВ связи

      Система УКВ-связи СУДС предназначена для обеспечения связи оператора центра управления движением судов с судами в зоне ответственности СУДС региона. Система может использоваться в офисах судовладельцев, а также службами госнадзора и береговой охраны.

    • Удобный пользовательский интерфейс на базе цветных сенсорных дисплеев со всеми необходимыми функциями управления
    • Высокая надежность системы за счет возможностей аппаратного резервирования ключевых элементов
    • Возможность использования имеющихся радиостанций различных производителей и существующей кабельной сети для подключения операторов
    • Возможность подключения удаленных базовых станций для увеличения зоны радиопокрытия системы
    • Настойка приоритетов в использовании радиостанций.
    • Состав системы УКВ-связи СУДС

    • Центр управления
    • Базовые станции УКВ
    • Удаленные операторские рабочие места (опционально)
    • Телекоммуникационная сеть.
    • Внешняя подсистема аудиорегистрации (поставляется опционально) подключается к специальному интерфейсу аудиокоммутатора. В случае подключения к подсистеме аудиорегистрации СУДС на базе ПО Транзас имеется возможность передачи в систему аудиорегистрации по ЛВС номеров радиоканалов для их идентификации при записи и воспроизведении.

      Комбинированная система наблюдения (КСН)

      Комбинированная система наблюдения (электронно-картографическая система (ЭКС), радарное изображение и телевизионная система ночного видения) является совместным продуктом компаний Транзас и Турн. Сопряжение бортовых ЭКС производства Транзас и береговых Систем Управления Движением Судов с телевизионной системой ночного видения существенно расширяет возможности обнаружения и идентификации надводных целей.

      Для наиболее полного использования возможностей телевизионной системы ночного видения компанией Транзас создано специальное программное обеспечение для интеграции данной аппаратуры в ЭКС типа Navi-­Sailor, Портолан-­2. При этом существует возможность управлять электронно­оптическим блоком (камерой) непосредственно с экрана ЭКС и по резервным отметкам.

      Специальное программное обеспечение комбинированной системы позволяет:

    • управлять электронно­оптическим блоком (камерой) непосредственно с экрана ЭКС в ручном и автоматическом режимах (на радарные отметки)
    • автоматически сопровождать радарные цели камерой и записывать видеоизображение наряду с радарным изображением
    • выбирать для визуального наблюдения цель, захваченную САРП и отображенную в векторном и табличном виде на электронной карте, и автоматически сопровождать ее
    • выводить и регистрировать в любой момент времени телеизображение отслеживаемой цели и ее параметры на экран ЭКС
    • воспроизведить ситуацию в режиме проигрывания «Play back»
    • Комбинированная система наблюдения спроектирована для эксплуатации на береговых станциях контроля за акваториями морских и речных портов, на морских и речных судах, в том числе высокоскоростных.

      С помощью системы могут быть обнаружены и идентифицированы объекты небольших размеров, которые невозможно увидеть на экране радара, такие как небольшие бревна и плавающие льдины, суда малых размеров, изготовленные из стекловолокна или других материалов, а также спасательные плоты или люди, находящиеся в воде.

      Три режима работы системы — пассивный, активный и активно­импульсный — обеспечивают возможность работы в условиях полного отсутствия естественной ночной освещенности, при наличии тумана, снегопада или дождя. Система обладает высокой помехозащищенностью и не создает помех для других систем.

      Системы управления движением судов

      Важнейшим звеном в системе обеспечения безопасности мореплавания в РФ являются береговые системы управления движением судов (СУДС). Они создаются, в первую очередь в районах и портах с интенсивным судоходством и повышенной экологической опасностью. Можно выделить три наиболее важных задачи, которые призваны решать СУДС:

      1.Организация движения судов;

      2. Навигационная помощь;
      3. Информационное обеспечение.

      В настоящее время в России СУДС различных категорий функционируют в портах Архангельск, Балтийск, Ванино, Владивосток, Восточный, Калининград, Мурманск, Находка, Новороссийск, Санкт-Петербург. Они показали высокую эффективность, прежде всего, за счет повышения ритмичности работы порта, сокращения простоев, а также ши- Категория : Морское правоморе, право, судно, судоходство

      • ← Морская лоцманская служба
      • Расследование аварийных морских происшествий →

      Эй! Моряк, почитай и это:

      Добавить комментарий Отменить ответ

      Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

      Повышение эффективности автоматизированных систем управления движением судов на основе модификации функциональных устройств береговых радиотехнических постов тема диссертации и автореферата по ВАК 05.13.06, кандидат технических наук Минаев, Михаил Иванович

      Оглавление диссертации кандидат технических наук Минаев, Михаил Иванович

      1. Анализ структурного построения автоматизированных систем управления движением судов на внутренних водных путях

      1.1. Обзор существующих и перспективных автоматизированных систем управления движением судов

      1.2. Структурное построение автоматизированной системы управления движением судов на внутренних водных путях

      1.3. Требования к элементам систем управления движением судов

      1.3.1. Требования к береговым радиотехническим постам

      1.3.2. Требования к средствам обработки и отображения радиолокационной информации

      2. Анализ радиолокационных характеристик судов и отраженных от них сигналов

      2.1. Радиолокационные характеристики судов

      2.1.1. Модели объектов наблюдения на внутренних водных путях и их кластеризация

      2.1.2. Радиолокационные модели судов

      2.1.3. Отражающие свойства судов

      2.2. Аналитические модели сигналов, отраженных от судов, на входе приемника берегового РТП

      2.2.1 Мгновенное значение мощности огибающей радиоимпульса

      2.2.2. Огибающая радиоимпульса

      2.2.3. Огибающая пачки радиоимпульсов

      2.3. Анализ особенностей амплитудно-временной структуры сигналов, отраженных от судов

      2.3.1. Точечный надводный объект

      2.3.2. Сосредоточенный надводный объект

      3. Исследование влияния длительности импульса на характеристики береговых РТП при использовании высокочастотных устройств с последовательным питанием

      3.1. Теоретические основы пространственно-временного моделирования характеристик высокочастотных устройств с последовательным питанием

      3.2. Анализ влияния длительности импульса передатчика и полосы пропускания приемника на диаграмму направленности антенны с последовательным питанием

      3.3. Анализ влияния соотношения длительности импульса передатчика и длина антенны с последовательным питанием на интегральные характеристики пространственной избирательности береговых РТП

      4. Инженерные методики расчета, моделирования и исследования остронаправленных высокочастотных устройств береговых радиотехнических постов

      4.1. Требования к техническим характеристикам высокочастотных устройств береговых РТП

      4.2. Инженерная методика расчета волноводно-щелевого излучателя

      4.3. Синтез косекансной диаграммы направленности для цилиндрической зеркальной антенны локатора берегового РТП

      4.4. Инженерная методика проектирования элементов управления поляризацией

      4.5. Конструкторско-технологическая реализация высокочастотных устройств береговых РТП

      4.6. Разработка технических средств и инженерных методик настройки высокочастотных устройств береговых РТП

      4.6.1. Комплексный измерительный стенд

      4.6.2. Инженерная методика настройки высокочастотных устройств

      4.7. Выводы 131 Заключение 132 Список литературы

      Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Повышение эффективности автоматизированных систем управления движением судов на основе модификации функциональных устройств береговых радиотехнических постов»

      Актуальность проблемы. Обеспечение безопасности судоходства и природоохранных мероприятий остается одним из основных приоритетов морского и речного флота. По многолетним данным столкновения, посадки на грунт и навалы составили до 70% всех аварий мирового флота. Такие аварии нередко сопровождались гибелью людей, большими потерями из-за повреждения судов и порчи груза, серьезными экологическими последствиями в морских и речных акваториях.

      Основу большинства мероприятий, предпринимаемых с целью уменьшения навигационной аварийности, составляет оборудование районов интенсивного судоходства специализированными навигационными средствами. Практика судовождения показывает, что начатый в 40-х годах процесс широкого внедрения радиолокационной и другой навигационной техники, систем управления движением судов оказал заметное влияние на снижение числа аварий навигационного характера (посадка на мель, касание грунта и тому подобное).

      Современное мореплавание характеризуется значительным возрастанием интенсивности судоходства, обусловленным увеличением объемов грузоперевозок, ростом мирового флота и повышением доли ходового времени судов в эксплуатационном периоде. Увеличение размеров судов и скоростей их движения привело к тому, что последствия столкновений судов могут привести к значительным человеческим жертвам, экономическим потерям, а также выливаться в серьезные экологические проблемы.

      Отсутствие современных систем и средств обеспечения безопасного судовождения на внутренних водных путях влечет за собой создание предпосылок навигационных аварий с чрезвычайными последствиями.

      Решение этой проблемы возможно с помощью береговых систем управления движением судов, оборудованных современными средствами вычислительной , радиолокационной и связной техники. Подобные системы установлены и успешно работают на ряде крупных рек Западной Европы и Северной Америки.

      В Российской Федерации работа по созданию и эксплуатации современных систем управления движением судов (СУДС) на морских акваториях, внутренних водных путях проводится более 40 лет. Первая СУДС была введена в эксплуатацию в 1960 году на базе отечественной БРЛС « Раскат ». Подобные же станции затем были установлены в портах Мурманск, Ильичевск, Мариуполь. В дальнейшем СУДС были созданы в портах Новороссийск, Одесса, Клайпеда, Вентспилс, Архангельск, Владивосток, Керчь, заливе Находка и в ряде других портов.

      Эффективность внедрения СУДС показала целесообразность их дальнейшего развития за счет расширения зон применения, создания региональных систем, охватывающих подходы к нескольким портам или целые прибрежные районы.

      Радиолокационный контроль над движением судов позволяет оценить плотность движения на фарватерах, подходах к портам и в местах схождения путей с целью избежания конфликтных ситуаций. Одновременно создаются условия для выявления случаев нарушения судами режима плавания и принятия соответствующих мер, проводки судов в условиях ограниченной видимости.

      Для повышения точности и информативности процессов управления судоходством в СУДС требуется детальное исследование радиолокационных характеристик судов, особенностей и основных информационных параметров отраженных от них эхо сигналов. Известные теоретические и экспериментальные исследования позволяют получить определенные представления о них, которые, однако, недостаточны для разработки практических методов и формализованных процедур извлечения дополнительной информации из сигналов, отраженных от судов.

      Постоянное возрастание интенсивности судоходства, развитие и нарастающее использование малотоннажного флота обуславливает непрерывное возрастание требований к повышению разрешающей способности береговых радиотехнических постов ( РТП ) СУДС, которые входят в противоречие с возможностями практической реализации крупногабаритных антенных устройств и требованиями обеспечения их эксплуатационной стабильности и надежности. Реальной альтернативой этому является перевод береговых РТП в более коротковолновую часть диапазона длин волн, но этот переход сопровождается значительными конструкторскими и технологическими проблемами, решение которых должно основываться на дополнительных научных исследованиях.

      Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является повышение эффективности СУДС за счет разработки инженерных методик проектирования функциональных устройств береговых РТП проводки судов.

      Для достижения поставленной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

      1. Проанализировать особенности функционирования и требования, предъявляемые к береговым радиотехническим постам СУДС, с учетом определения наиболее эффективных путей их совершенствования, повышения точности и информативности сигналов, отраженных от судов, повышения разрешающей способности береговых РТП.

      2. Исследовать радиолокационные характеристики судов и особенности отраженных от них сигналов с целью обеспечения их идентификации и организации проводки судов в условиях ограниченной видимости.

      3. Разработать методы повышения точности и информативности радиолокационных сигналов от судов и пути их реализации в СУДС путем использования нетрадиционного диапазона длин волн.

      4. Исследовать влияние длительности зондирующего импульса на характеристики береговых РТП при использовании высокочастотных устройств с последовательным питанием.

      5. Разработать методическое и информационно-программное обеспечение для расчета, моделирования и исследования высокочастотных функциональных устройств береговых РТП СУДС.

      Методы исследования. Радиолокационные характеристики судов определялись с использованием положений.и методов статистической теории радиолокации. Аналитические модели сигналов, отраженных от надводных объектов, были синтезированы в результате применения статистической теории рассеяния электромагнитной энергии телами сложной формы. Инженерные методики проектирования функциональных устройств береговых РТП основаны на базовых постулатах геометрической теории дифракции электромагнитных волн. Исследования характеристик и информативных параметров функциональных устройств береговых РТП базировались на результатах физического моделирования, выполненных на специально созданном комплексном измерительном стенде.

      Научная новизна. В результате проведенных исследований получены следующие новые научные результаты:

      1. Показано, что одним из наиболее эффективных путей совершенствования СУДС является увеличение точности и информативности обработки сигналов, отраженных от судов. Выявлена и использована принципиальная возможность построения СУДС, отличающихся повышенной точностью измерения координат наблюдаемых судов и вырабатывающих параметры их ориентации.

      2. Получены необходимые для процессов идентификации и управления в СУДС аналитические модели амплитудно-временной структуры сигналов, отраженных от надводных объектов. Установлено, что импульсы пачки от сосредоточенного объекта (судна) могут различаться между собой не только амплитудой, как у точечных объектов, но и длительностью, временной задержкой, а также формой огибающей. Изучена зависимость амплитудно-временной структуры сигналов, отраженных надводными объектами от их геометрических характеристик и процесса флуктуаций эффективной поверхности рассеяния наблюдаемого объекта под воздействием ветра и волнения в условиях ограниченной акватории.

      3. Сформулированы конкретные рекомендации по применению в береговых РТП высокочастотных устройств с последовательным питанием. 7

      Доказано, что степень подавления приемником спектральных компонент импульса передатчика должна соответствовать требованиям к уровню ближних боковых лепестков диаграммы направленности высокочастотных устройств береговых РТП, что повышает помехоустойчивость при принятии решений в СУДС.

      4. Уточнено содержание информационного обеспечения СУДС, включающее оценивание зависимости минимального импульсного объема от несущей частоты передатчика, что позволило повысить в 4 раза угловое разрешение береговых РТП при сохранении длительности зондирующего импульса.

      5. Разработаны инженерные методики и информационно-программное обеспечение расчета высокочастотных устройств с последовательным питанием и их элементов, включая управление поляризацией и формирование квазикосекансной диаграммы направленности.

      6. Обоснованы конструкторско-технологические рекомендации, позволившие сократить трудовые и финансовые затраты на производство и настройку функциональных устройств береговых радиотехнических постов СУДС.

      Основные новые результаты, выносимые на защиту.

      • аналитический обзор методов построения и структурирование комплекса технических требований, предъявляемых к автоматизированным системам управления движением судов;

      • аналитические модели пространственно-временной структуры сигналов, отраженных от надводных объектов, позволившие повысить точность и информативность их обработки в СУДС;

      • инженерные методики расчета, программное обеспечение и конструкторско-технологические рекомендации по проектированию функциональных устройств береговых РТП СУДС;

      • методики компенсации погрешностей функциональных устройств береговых РТП с использованием специализированного комплексного измерительного стенда;

      • результаты практического использования семейства береговых РТП « Балтика » СУДС в портах Мурманск, Владивосток, Кавказ и ГБУ «Волго-Балт»;

      Реализация результатов работы.

      Научные положения, выводы и рекомендации диссертационной работы реализованы в радиотехнических системах 8-ми миллиметрового диапазона длин волн (семейства « Балтика »), которые в период с 1999 по 2005 гг. внедрены в:

      • ФГУП « Росморпорт » в портах « Кавказ », « Темрюк », « Железный рог ». Апробация работы. Научные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертационной работе, докладывались и обсуждались на Международной Крымской конференции « СВЧ техника и телекоммуникационные технологии» (Севастополь, 2004 г.) и Научно-практической конференции «Радиоэлектронные системы. XXI век» (Санкт-Петербург, 2004 г.).

      Публикации. По результатам научных исследований автором с 2000 по 2005 г. опубликовано 8 статей.

      Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и включает 145 страниц основного текста, 38 рисунков, 7 таблиц. Библиографический список включает 95 наименований

      Заключение диссертации по теме «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)», Минаев, Михаил Иванович

      При выполнении конструкторско-технологических разработок, описанных в четвертом разделе диссертации, получены следующие основные результаты:

      1. Разработана серия высоконаправленных антенн 8 мм диапазона длин волн, обеспечивающая требования к береговым PJIC, входящим в состав автоматизированных систем управления движением судов.

      2. Разработаны инженерные методики расчета антенн и их функциональных элементов, включая формирование квазикосекансной диаграммы направленности.

      3. Сформулированы конструктивно-технологические рекомендации, позволяющие реализовать успешное изготовление и настройку высоконаправленных антенн 8 мм диапазона с низким уровнем бокового излучения.

      4. Разработан, изготовлен и апробирован специальный комплексный стенд для настройки и измерения характеристик остронаправленных антенн по полю в раскрыве.

      5. Разработана инженерная методика и процедура настройки антенных устройств береговых PJIC.

      В соответствии с целью работы в диссертации представлены возможности повышения эффективности СУДС за счет разработки инженерных методик и информационно-программного обеспечения проектирования функциональных устройств береговых РТП миллиметрового диапазона длин волн.

      В работе получены следующие основные результаты:

      1. Установлено, что эффективность СУДС, требуемая точность определения местонахождения судна при любых навигационных и метеорологических условиях обусловлены разрешающей способностью береговых РТП по дальности и направлению.

      2. Синтезированы аналитические модели амплитудно-временной структуры сигналов, отраженных от надводных объектов, позволившие повысить точность и информативность их обработки в СУДС. Выявлена зависимость структуры эхо-сигналов судов от их геометрических характеристик и ракурса, существенно отличающая эти объекты наблюдения от точечных, свойства которых положены в основу принципов обработки информации в существующих СУДС.

      3. 3. Получены аналитические выражения, позволяющие анализировать и моделировать пространственно-временные характеристики излучения береговых РТП. Проведено моделирование влияния длительности импульса передатчика и полосы пропускания приемника на диаграмму направленности, определены зависимости коэффициентов расширения луча, импульса от соотношения длины антенны и длительности импульса, получено выражение для минимально достижимого импульсного объема.

      4. Разработаны инженерные методики и программное обеспечение проектирования функциональных устройств береговых РТП, включая формирование квазикосекансной диаграммы направленности.

      5. Сформулированы конструктивно-технологические рекомендации, позволяющие реализовать успешное изготовление и настройку остронаправленных высокочастотных устройств 8 мм диапазона с низким УБЛ.

      6. Разработан комплексный стенд для настройки и измерения характеристик остронаправленных антенн по полю в раскрыве, разработана инженерная методика и процедура настройки высокочастотных устройств береговых РТП.

      • ФГУП « Росморпорт » Морской администрации порта « Мурманск » на РТП Абрам-мыс и АРТП мыс Мишуков;

      • Главном бассейновом управлении «Волго-Балт» при оснащении радиотехнических постов « Лодейное поле » и « Отрадное »;

      • ЗАО « Норфес » (Владивосток);

      • ФГУП « Звезда » (Владивосток, пос. Большой камень);

      • ФГУП « Росморпорт » в портах « Кавказ », « Темрюк », « Железный рог ».

      Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Минаев, Михаил Иванович, 2005 год

      1. Срубас А. СУДС — это безопасность мореплавания. Морской флот, 1999, № 1, с. 27.

      2. Концепция COJIAC. Глава 5. Правило 12 « Службы управления движением судов ».

      3. Резолюция ИМО А.857 (20) « Руководство по СУДС » от 27.11.1997.

      4. Системы управления движением судов. Технико-эксплуатационные требования № МФ 02-22/848-70. М.: 2002. -30с.

      5. Технико-эксплуатационные требования к СУДС № МФ-29/53-48.

      6. Белоус Ю.П. Система управления движением судов на Невско-Ладожском участке внутренних водных путей ГБУ «Волго-Балт». Информост , 2003, № 1 (25), с. 16-17.

      7. Бродский Е.Л. Пять лет в ГБУ «Волго-Балт»: первые итоги, проблемы, перспективы. Информост — радиоэлектроника и телекоммуникации, 2003, № 1 (25), с. 8-11.

      8. Минаев М.И. Безопасность плавания в Кольском заливе — новое качество. Морская биржа, 2003.

      9. Бродский Е.Л. Концептуальная модель построения автоматизированной системы управления движением судов в Невско-Ладожском районе водных путей и судоходства Волго-Балтийского водного пути: Автореф.дис.канд.техн.наук. СПб., 2002. -24с.

      10. Минаев М.И. Новые технологии в обеспечении безопасности особо важных объектов морского и речного флота. Информост, 2004, № 2 (32).

      11. Минаев М.И. Безопасность судоходства по внутренним водным путям на качественно новый уровень. Деловой Петербург, 2003.

      12. Бабенко А.И., Зимин Н.С., Минаев М.И. Состояние и тенденции развития радиотехнических систем управления движением. Наука и технологии в промышленности, 2001, № 3 (6).

      13. Семенов К.А. и др. Автоматизированная связь с судами. JI.: Судостроение, 1989.-224с.

      14. Варжапетян А.Г., Глущенко В.В. Системы управления. Исследование и компьютерное проектирование. М.: Вузовская книга, 2000.

      15. Бутов А.С., Гаскаров Д.В. Транспортные системы: моделирование и управление. СПб: Судостроение, 2001. — 552с.

      16. Кулибанов Ю.М. Основы создания сложных информационных систем. СПб.: ГУВК, 1998.-71с.

      17. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. — 325с.

      18. Денисов А.А., Колесников Д.Н. Теория больших систем управления. — JL: Энергоиздат, 1982. 288с.

      19. Белый О.В., Копанев А. А., Попов С.С. Системология и информационные системы. СПб.: ГУВК, 1999. — 332с.

      20. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. М.: Высшая школа, 1998.-319с.

      21. Математическое моделирование: методы описания и исследования сложных систем / Под ред. А.А. Самарского. М.: Наука, 1989. — 271с.

      22. Евменов В.Ф., Ракитин В.Д., Сикарев А.А. Автоматизация судовождения и связи. СПб.: ГУВК, 1997.

      23. Гаскаров Д.В., Францев Р.Э. Автоматизированные системы управления. СПб.: Судостроение, 2003. — 135с.

      24. Доровских А.В., Сикарев А.А. Сети связи с подвижными объектами. — Киев: Техника, 1999. 160с.

      25. Сикарев А.А. Интеграционные процессы на рубеже XX и XXI веков в глобальных и региональных информационных сетях связи и местоопределения подвижных объектов. Труды Международной академии связи, 2001, № 1 (17). с. 27-29.

      26. Кобзева А. Система управления движением судов в Финском заливе. « Информост Радиоэлектроника и коммуникации », 2002, № 2 (20). -с. 19-21.

      27. Бухановский И.Л. Радиолокационные методы судовождения. — М.: Транспорт, 1970. — 247с.

      28. Минаев М.И. Радиолокаторы высокого разрешения. Морской сборник, 2202, № 6.

      29. Москвин Г.И. Развитие береговых радиолокационных систем управления движением судов. Экспресс-информация ЦБНТИ ММФ. « Судовождение и связь », 1980, вып. 4 (129). 29с.

      30. Руденя Г.К. Экспериментальное определение корреляционных зависимостей эхо-сигналов от надводных объектов и поверхности моря. Сб. « Методы и проблемы морской навигации ». М.: ЦРИА Морфлот, 1981.-с. 102-104.

      31. Сенников В.И., Яловенко В.Я. Натурные исследования помехозащищенности радиолокационно-вычислительных систем. Сб. « Технические средства и методы судовождения », вып. 279. — Л.: Транспорт, 1983. с. 27-32.

      32. Канарейкин Д.Б., Потехин В.А., Шишкин И.Ф. Морская поляриметрия. — Л.: Судостроение, 1968. — 328с.

      33. Зимин Н.С. Средство автоматической радиолокационной прокладки повышенной точности и информативности: Автореф. диссертации канд.техн.наук. Л., 1988. -24с.

      34. Кондрашихин В.Т., Караськов Г.А., Щеголев В.И., Якшевич Е.В. и др. Автоматизированные комплексы навигации и управления на морских транспортных судах. Сб. « Методы и средства управления на морском флоте », № 3 (226). М.: ЦБНТИ ММФ , 1970. 137с.

      35. Зурабов Ю.Г., Черняев Р.Н., Якшевич Е.В., Яловенко В.Я. Судовые средства автоматизации предупреждения столкновений судов. М.: Транспорт, 1985. — 264с.

      36. Жерлаков А.В., Зимин Н.С., Кононов О.В. Радиолокационные системы предупреждения столкновений судов. JL: Судостроение, 1984. 200с.

      37. Волынец В.Ф., Гальперин В.Я. Устройства отображения информации в радиолокационных системах предупреждения столкновений судов. Судостроение за рубежом, 1977, № 9. с.39-48.

      38. Байрашевский A.M., Ничипоренко Н.Т. Судовые радиолокационные системы. М.: Транспорт, 1982. — 317с.

      39. Щеголев В.И., Тарасов А.Н. Основные направления в развитии методов и технических средств для предотвращения столкновений судов. Обз.инф. « Судовождение и связь », М.: ЦБНТИ ММФ, 1974.

      40. Якшевич Е.В., Кошевой Ю.Ф. Экспериментальное исследование точности определения параметров движения целей с помощью САРП «Бриз-Е». Труды ЦНИИМФ, 1983, вып. 279. с. 32-39.

      41. Якушенков А.А., Антоненко В.А., Кошевой А.А. и др. Результаты разработки и судовых испытаний комплексной системы автоматизации судовождения « Бирюза ». Сб. « Навигация и управление судном » — Л.: Транспорт, 1986. с. 3-18.

      42. Черняев Р.Н. Состояние и перспективы развития радиолокационной техники на судах морского флота. Сб. « Судовождение и связь », вып. 1 (11).-М.: ЦБНТИ ММФ, 1979.-80с.

      43. Зимин Н.С. Классификация радиолокационных объектов. В сб. Судовождение, вып. 24. -М.: ЦРИА Морфлот, 1979, с. 119-123.

      44. Черняев Р.Н. Принципы классификации навигационных систем вторичной радиолокации и влияние интерференционных замираний на их работу. Труды ЦНИИМФ, 1978, вып. 234. М. ЦНИИМФ. с. 3-11.46

      Береговые системы управления движением судов

      В монографии рассматриваются устройства и особенности использования локальных, прибрежных и региональных береговых систем управления движением судов (СУДС). В зависимости от требуемой точности и объема выполняемых функций рассматриваются высшая, первая и вторая категории СУДС, а также организация процесса управления движением судов в районе действия СУДС.
      Среди прочих технических средств подробно анализируются особенности построения береговых радиолокационных станций (БРЛС) в качестве основного средства обнаружения, наблюдения и контроля, а также базовых станций АИС как дополнительного средства.
      При анализе действующих СУДС на территории России приводятся особенности построения центров управления движением судов (ЦУДС), центров управления связью (ЦУС), выносных автоматизированных радиотехнических пунктов (АРТП).
      Данная монография рекомендована учебно-методическим объединением по образованию в области эксплуатации водного транспорта в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности 160905 «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования», и в качестве учебного пособия по специальностям 180402 «Судовождение», 180401 «Гидрография и навигационное обеспечение судоходства» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

      Глава 1. Система (служба) управления движением судов как основное средство обеспечения безопасности мореплавания в условиях портового и прибрежного интенсивного движения судов
      1.1. Назначение и места размещения системы (службы) управления движением судов
      1.2. Функции СУДС
      1.3. Типы и категории СУДС
      1.4. Технические средства СУДС
      1.5. Рабочие зоны технических средств и секторы СУДС
      1.6. Центры СУДС
      1.7. Организация деятельности СУДС
      1.8. Действующие и проектируемые СУДС в России
      1.9. Зарубежные СУДС

      Глава 2. Организация процесса управления движением судов с помощью технических средств СУДС
      2.1. Организация процесса управления движением судов в районе действия СУДС
      2.2. Оборудование автоматизированных рабочих мест центра УДС
      2.2.1. Примерный основной оперативный состав ЦУДС
      2.2.2. Оборудование автоматизированного рабочего места старшего лоцмана-оператора
      2.2.2.1. Перечень оборудования автоматизированного рабочего места старшего лоцмана-оператора
      2.2.2.2. Настенный экран коллективного пользования (трафик-дисплей)
      2.2.2.3. Графический дисплей старшего лоцмана-оператора
      2.2.2.4. Графический дисплей «путь-время» старшего лоцмана-оператора ..
      2.2.2.5. Терминал базовой станции АИС старшего лоцмана-оператора
      2.2.3. Оборудование автоматизированного рабочего места лоцмана-оператора
      2.2.3.1. Состав оборудования автоматизированного рабочего места лоцмана-оператора
      2.2.3.2. Графические дисплеи лоцмана-оператора
      2.2.3.3. Пульты управления радиостанции и внутриведомственной связи лоцмана-оператора
      2.2.4. Автоматизированное рабочее место сменного инженера центра УДС .
      2.2.5. Автоматизированное рабочее место оператора базы данных
      2.2.6. Подсистема документирования центра УДС
      2.3. Оборудование автоматизированных рабочих мест центра управления связью (ЦУС)
      2.3.1. Примерный основной оперативный персонал ЦУС
      2.3.2. Оборудование автоматизированных рабочих мест операторов ГМССБ в ЦУС
      2.3.2.1. Управление средствами связи морского района А1 ГМССБ
      2.3.2.2. Управление средствами связи морского района А2 ГМССБ
      2.3.2.3.Терминал МЕНЕДЖЕР ЭЛЕМЕНТОВ СЕТИ РАДИОРЕЛЕЙНОЙ ЛИНИИ
      2.3.2.4. Терминал ДИСПЕТЧЕР ЭЛЕМЕНТОВ СЕТИ МУЛЬТИПЛЕКСОРОВ
      2.3.2.5. Терминал МЕНЕДЖЕР ЦЕНТРАЛЬНОЙ АТС
      2.3.2.6. Терминал ДИСПЕТЧЕР ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ И РАДИОТРАФИКА
      2.3.2.7. Терминал ОПЕРАТОР БАЗЫ ДАННЫХ
      2.4. Ремонтный персонал СУДС
      2.4.1.Задачи ремонтного персонала
      2.5. Информационные терминалы
      2.6. Широкоформатные настенные экраны коллективного пользования
      2.7. Система электроснабжения объектов СУДС
      2.8. Информационная распределенная судовая база данных СУДС
      2.9. Дистанционное управление и контроль состояния технических средств на объектах СУДС
      2.10. Виды терминалов автоматизированных рабочих мест операторов ЦУДС, ЦУС

      Глава 3. Технические средства наблюдения СУДС
      3.1. Состав технических средств наблюдения
      3.2. Автоматические метео и гидрологические станции
      3.2.1. Автоматические метеостанции
      3.2.2. Автоматические гидрологические станции
      3.3. Автоматические гидрометеорологические станции
      3.4. Береговые РЛС как основное техническое средство наблюдения и контроля за движением судов в районе действия СУДС
      3.4.1. Особенности построения береговых РЛС
      3.4.2. Символы отображаемых целей радиолокационной обстановки
      3.5. АИС как основное дополнительное техническое средство наблюдения и контроля за движением судов в районе действия СУДС
      3.5.1. Особенности построения АИС
      3.5.2. Работа судовых транспондеров АИС в автономном режиме
      3.5.3. Работа судовых транспондеров АИС в назначенном режиме
      3.5.4. Изменение штатного режима работы базовой станции АИС по запросу судового транспондера АИС
      3.5.5. Изменение штатного режима работы базовой станции АИС для передачи дифференциальных поправок подсистемы ГНСС по запросу судового транспондера АИС
      3.5.6. Изменение штатного режима работы базовой станции АИС с целью передачи по запросу судового транспондера АИС номеров слотов для обмена сообщениями
      3.5.7. Изменение штатного режима работы базовой станции АИС с целью передачи информации об особенностях работы в районе действия СУДС
      3.5.8. Работа судовых и мобильных транспондеров АИС по запросам из центра УДС
      3.5.9. Перечень собираемых данных по запросам из центра УДС
      3.5.10. Обмен функциональными сообщениями центра УДС с судами
      3.5.11. Символика отображаемых целей
      3.6. Дополнительные средства наблюдения и контроля за движением судов в районе действия СУДС
      3.6.1. ОВЧ-пеленгаторы
      3.6.2. Телевизионные камеры

      Глава 4. Средства связи СУДС
      4.1. Комплекс средств связи СУДС
      4.2. Сеть береговых радиостанций подсистемы связи центра УДС с судами и сеть базовых станции АИС
      4.3. Сеть базовых станций системы судовых сообщений морского района А1 ГМССБ
      4.4. Подсистема связи инспекции Госнадзора
      4.5. Береговые станции системы судовых сообщений морского района А2 ГМССБ
      4.6. Ведомственная информационная сеть между объектами СУДС
      4.7. Контрольно-корректирующая станция дифференциальной подсистемы ДГНСС
      4.8. Ведомственная телефонная сеть
      4.9. Работа базовых радиостанций морского района А1 ГМССБ в режиме ЦИВ на 70-ом частотном канале
      4.9.1. Работа базовых радиостанций в режиме ЦИВ на 70-ом частотном канале
      4.9.2 Работа базовых станций АИС в режиме ЦИВ на выделенных частотных каналах
      4.10. Дальность действия средств радиосвязи морских районом А1/А2 ГМССБ и АИС в районах действия СУДС

      Глава 5. Региональная система безопасности мореплавания (РСБМ) в восточной части Финского залива
      5.1. Состав, район действия РСБМ, зона охвата средств наблюдения и связи .
      5.2. Система управления движением судов РБСМ
      5.2.1. Региональная СУДС восточной части Финского залива
      5.2.2. Локальная СУДС порта Санкт-Петербург
      5.2.3. Локальная СУДС порта Приморск
      5.2.4. Локальная СУДС порта Усть-Луга
      5.2.5. Локальная СУДС порта Выборг-Высоцк
      5.2.6. Локальная СУДС бухты Батарейная
      5.3. Средства наблюдения и связи РСБМ
      5.3.1. Основные средства наблюдения
      5.3.2. Дополнительные средства наблюдения
      5.3.3. Средства ОВЧрадиосвязи лоцманов-операторов с судами
      5.3.4. Состав оборудования технических средств АРТП на первом этапе модернизации РСБМ
      5.4. Региональная система связи РСБМ
      5.4.1. Состав и основные функции региональной системы связи
      5.4.2. Региональный центр управления связью РСБМ
      5.4.3. Базовые станции связи морского района А1 ГМССБ
      5.4.4. Передающая и приемная радиостанции морского района А2 ГМССБ .
      5.4.5. Подсистема связи с летательными аппаратами
      5.4.6. Подсистема связи при проведении поисково-спасательных операций .
      5.4.7. Сеть радиорелейной линии
      5.4.8. Сеть мультиплексоров ведомственной телекоммуникационной линии
      5.4.9. Ведомственная телекоммуникационная сеть
      5.4.10. Ведомственная телефонная сеть
      5.5. Распределенная база данных РСБМ
      5.6. Контрольно-корректирующая станция дифференциальной подсистемы ДГНСС в районе действия РСБМ

      Глава 6. Региональная система управления движением судов залива Петра Великого
      6.1. Назначение и основные функции системы
      6.2. Состав и размещение объектов региональной системы

      Глава 7. Региональная система управления движением судов Кольского залива
      7.1. Основные функции, состав, район действия региональной СУДС
      7.2. Характеристики технических средств РСУДС
      7.3. Перспектива создания межведомственной единой региональной системы безопасности мореплавания Кольского залива (РСБМ КЗ)

      Глава 8. Локальная система управления движением судов порта Архангельск

      Глава 9. Региональная система управления движением судов Керченского пролива и порта Темрюк
      9.1. Состав и технические средства системы
      9.2. База данных СУДС
      9.3. Энергоснабжение объектов СУДС
      9.4. Район действия СУДС
      9.5. Организация процесса управления движением судов в районе действия СУДС
      9.6. Точностные характеристики БРЛС
      9.7. Контрольно-корректирующая станция дифференциальной подсистемы ДГНСС
      9.8. Перспективы дальнейшего развития региональной СУДС

      Глава 10. Локальная система управления движением судов порта Новороссийск
      10.1. Актуальность системы, основные функции
      10.2. Район действия, состав СУДС
      10.3. Места расположения объектов СУДС
      10.4. Программно-аппаратный комплекс ЦУДС
      10.5. Средства наблюдения и контроля
      10.6. Средства связи
      10.6.1. Радиосвязь лоцманов-операторов с судами
      10.6.2. Радиосвязь морских районов А1/А2 ГМССБ
      10.6.3. Ведомственная система транковой радиосвязи
      10.6.4. Ведомственная телефонная сеть
      10.6.5. Оргтехника
      10.6.6. Радиорелейные станции (РРС)
      10.6.7. Контрольно-корректирующая станция дифференциальной подсистемы ДГНСС
      10.7. Источники бесперебойного питания

      Глава 11. Локальная система управления движением судов Балтийск-Калининград
      11.1. Состав и район действия СУДС
      11.2. Обоснование необходимости расширения района действия СУДС
      11.3. Состав объектов модернизируемой СУДС
      11.4. Оборудование объектов модернизируемой СУДС

      Глава 12. СУДС порта Туапсе
      Заключение
      Приложение 1
      Приложение 2
      Литература

      Prom-Nadzor.ru

      Должностная инструкция оператора систем управления движения судов

      [организационно-правовая форма,
      наименование организации, предприятия]

      [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
      должностного лица, уполномоченного утверждать
      должностную инструкцию]

      [число, месяц, год]

      Должностная инструкция оператора систем управления движения судов [наименование организации]

      Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

      1. Общие положения

      1.1. Оператор систем управления движения судов (далее — СУДС) относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

      1.2. На должность оператора СУДС принимается лицо, имеющие высшее или среднее судоводительское образование и рабочий диплом капитана или штурмана дальнего плавания.

      1.3. Оператор СУДС назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

      1.4. Оператор СУДС должен знать:

      — международные акты, регулирующие порядок движения морских и речных судов;

      — Кодекс торгового мореплавания РФ, ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок движения морских и речных судов;

      — структуру и функции, порядок создания и ввода в эксплуатацию, организацию деятельности, порядок взаимодействия с судами и береговыми организациями, права и ответственность СУДС;

      — английский язык в объеме, необходимом для ведения переговоров с судами на темы, связанные с деятельностью СУДС и безопасностью мореплавания;

      — основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

      — правила внутреннего трудового распорядка;

      — правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

      2. Должностные обязанности

      2.1. Анализирует судоходную обстановку, оценивает и прогнозирует ее развитие.

      2.2. Посредством ОВЧ (УКВ) радиосвязи передает для судов информацию, предупреждения, рекомендации и указания, обеспечивающие безопасное и эффективное судоходство в районе действия СУДС.

      2.3. Осуществляет радиолокационное и АИС обнаружение и контроль за движением судов в зоне ответственности портовой СУДС.

      2.4. Производит идентификацию судов, получает необходимые данные о судне и регистрирует их в Базе данных СУДС.

      2.5. Регулирует движение судов в зоне ответственности СУДС.

      2.6. Оказывает помощь в судовождении.

      2.7. Передает судам навигационную и оперативную информацию по обеспечению безопасности мореплавания.

      2.8. [Другие должностные обязанности].

      Оператор СУДС имеет право:

      3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

      3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

      3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

      3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

      3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

      3.6. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

      3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

      3.8. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

      4. Ответственность

      Оператор СУДС несет ответственность:

      4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

      4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

      4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

      Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

      Смотрите так же:

      • Нод и нок правило Нод и нок правило Наибольший общий делитель. Наибольший общий делитель – это наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка числа a и b. Чтобы найти НОД нескольких натуральных чисел, надо: 1) разложить их на простые множители; 2) из […]
      • 3 группа бессрочная размер пенсии Пенсия инвалидам 3 группы – кому положена, особенности начисления и размер В жизни каждого человека могут произойти ситуации, при которых нанесено вред здоровью. Некоторым удается вылечить себя, а некоторым единственным выходом из ситуации является получение […]
      • Закон тишины москва 2014 Мосгордума дополнила "закон о тишине" Установлены более строгие требования к нарушителям тишины в квартирах жилых домов в Москве. Вчера депутаты Московской городской Думы одобрили поправки в Закон г. Москвы от 12 июля 2002 г. № 42 "О соблюдении покоя граждан […]
      • Образец заявление в фсс о выплате пособия по уходу за ребенком до 15 лет Как грамотно написать заявление на пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет — правильные образцы для скачивания Лицо, осуществляющее уход за родившимся ребенком до момента исполнения тому 3 лет, имеет право пребывать в отпуске. Первые 1.5 года данного периода […]
      • 3 группа инвалидности размер пенсии и льготы Размер пенсии у инвалидов 1 группы Официально под инвалидом понимается человек с полученными (травмы, заболевания) или постоянными (врожденный дефект) нарушениями функций здоровья (умственных или физических). Степень невозможности ведения полноценной жизни […]
      • Когда дадут пенсию в январе 2018 Выплаты январских пенсий в отделениях банков ВТБ, «Возрождение» и Сбербанк будут проводиться в период с 3 по 5 января. Это так называемые дежурные дни, в которые выплаты, скорее всего, будут осуществляться с 08:30 до 16:00 часов. Нет пенсионеров с […]
      • Смежный угол правила Смежные углы — (Agles adjacets) такие, которые имеют общую вершину и общую сторону. Преимущественно под этим именем подразумеваются такие углы, которых остальные две стороны лежат по противоположным направлениям одной прямой, проведенной через. На рисунке 2 […]
      • Какой налог на 230 л с Запись на мероприятие Количество гостей со мной: Тема: Как быть с 230 л.с. налогов? Опции темы Как быть с 230 л.с. налогов? Здравствуйте, ребяты. На 99% уверен, что дублирую тему, т.к. тема для данного форума актуальна. Но чего то порыл по форуму и не […]