Способы утраты римского гражданства

Содержание:

Способы утраты римского гражданства

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Полноправным субъектом государственной жизни римского государства был римский гражданин (патриций), родившийся в законном браке.
Являясь гражданином Рима, лицо могло пользоваться определенными правами, но наряду с этим на него возлагались и публичные обязанности.
Способы приобретения римского гражданства:
1) рождение от римских граждан;
2) отпущение на свободу из рабства;
3) предоставление римского гражданства иностранцу;
4) усыновление римским гражданином иностранного ребенка.
Римские граждане подразделялись на свободнорожденных, обладающих полностью правоспособностью, и вольноотпущенников (libertini), к которым относились рабы, получившие свободу.
Вольноотпущенники находились в прямой зависимости от своих бывших господ и не могли служить в римских легионах, а впоследствии и вовсе утратили право голоса. Кроме этого, им было запрещено заключать браки с лицами сенаторского происхождения, а до I в. – со всеми свободнорожденными.
Со временем утверждается правило, что люди не равны друг другу. Рабы никогда не ставились на одну ступень с патрициями: они были не людьми, а вещами.
Когда римский юноша достигал совершеннолетия, то отец приводил его на главную площадь Рима, где юноша записывался в соответствующую трибу. И с этого момента он становился политически полноправным.
Но политическое полноправие не влекло за собой гражданского, т. е. юноша не мог распоряжаться имуществом, так как до тех пор, пока отец был жив, сын находился под его властью и не мог совершать каких-либо сделок без прямого на то указания отца.
По римскому праву политическое и гражданское полноправие было абсолютной привилегией мужчин. Женщин римские мужчины считали легкомысленными, поэтому женщины не могли совершать каких-либо сделок, а также принимать участие в политической жизни общества.
Но женщины не были совсем отстранены от участия в делах семьи и общества. Хотя их влияние было и косвенным, но было довольно значительным. Они воспитывали детей, занимали положение хозяйки дома и не раз оказывали существенное влияние на судьбу Рима.
Римское гражданство прекращалось или со смертью гражданина, или в результате потери статуса свободы, т. е. когда лицо превращалось в раба. Присутствовал ряд обстоятельств, при которых лицо теряло римское гражданство. К таким обстоятельствам относились военный плен, осуждение к смертной казни и др.
В Римской империи лицо, которое незаконно выдавало себя за римского гражданина, приговаривалось к смерти. В 24 г. был принят закон, согласно которому вольноотпущенник, выдававший себя за свободнорожденного, привлекался к уголовной ответственности.

Вопрос 30. Гражданство: понятие, способы приобретения и утраты. Бипатриды. Апатриды.

Гражданство/«подданство» — это устойчивая правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы правового статуса личности и выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к государству. Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является.

Способы приобретения, изменения и утраты гражданства устанавливаются национальным законодательством соответствующего государства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Способы приобретения гражданства: 1. филиация – по рождению: а) «Право крови». Это приобретение ребенком гражданства своих родителей независимо от места рождения. б) «Право почвы» – применяется к узкому кругу лиц (к тем, чьи родители или их гражданство неизвестны, в ряде стран – ко всем, кто родился на их территории, если только родители не находились там по службе). 2. натурализация – прием в гражданство (укоренение). – по закону (усыновление, вступление в брак). Натурализация (лат. – naturalis – подлинный, законный) – принятие в гражданство данного государства иностранца по его заявлению. Во всех государствах законодательство закрепляет определенные предпосылки натурализации. — Ценз оседлости (домицилий определенной длительности). Проживание определенное количество лет в данной стране (Алжире –7, Чаде – 15, Бразилии – 1 для граждан португалоязычных стран и 30 лет – для остальных). — Знание языка (Латвия, Эстония); — «хорошая нравственность», отсутствие данных в системе Интерпола.

Международно-правовые акты: общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданства при вступлении в брак, о гражданстве детей и т.д.), Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.

специальные (проблемы двойного гражданства и без гражданства). Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. и т. д.

Оптация — выбор гражданства лицами, имеющими гражданство двух или более государств, производимый в соответствии с действующим законодательством государства пребывания.

Трансферт — Переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому.

Реинтеграция — восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших. Смысл — в упрощённой процедуре.

Прекращение гражданства: 1) экспатриация – выход из гражданства по инициативе лица – по его заявлению. Она бывает свободной или разрешительной. 2) Оптация. 3) Лишение гражданства – осуществляется уполномоченными органами государства вопреки желанию лица. Выделяют денатурализацию – принудительное лишение гражданства натурализованных лиц государством( Канада, Ирландия, Судан) Причиной денатурализации чаще всего является сообщение ложных сведений при натурализации и грубое нарушение обязанностей гражданина. И денационализацию – лишение гражданства лиц, которые приобрели гражданство по рождению. Самым распространенным основанием лишения гражданства является добровольная натурализация лица в иностранном государстве. 4) Смена гражданства — переход из одного гражданства в другое гражданство. (По современному российскому законодательству такой возможностью фактически обладают только бипатриды.)

Двойное (бипатризм) или множественное гражданство – это такой правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного гражданства.

Апатрид «лицо без гражданства» – лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее соответствующими доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства. Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г апатрид — лицо, «которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона». Теория МП выделяет абсолютное безгражданство – т.е. безгражданство с момента рождения и относительное – безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.

Иностранные граждане – лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Их правовое положение определяется национальным законодательством места нахождения и заключенными международными договорами. Они пользуются в полном объеме личными и социально-экономическими правами, но их политические права и свободы ограничены.

Правовой режим иностранцев: Национальный режим предполагает уравнивание статуса иностранцев в той или иной сфере отношений с гражданами страны пребывания. Специальный режим заключается в предоставлении иностранным гражданам определенных прав и/или установлении обязанностей (на основе международного договора) Режим наибольшего благоприятствования (самый самый)

Правовое положение римских граждан

Приобретение римского гражданства

Римское гражданство приобреталось:

(1) Рождением, причем ребенок, рожденный в римском браке, следовал состоянию отца, а ребенок, рожденный женщиной, не состоявшей в браке, следовал состоянию матери. Таким образом, ребенок, рожденный от брака римских граждан, был римским гражданином, так же как ребенок, рожденный римлянкой, не состоявшей в браке. Ребенок же, рожденный вне брака неримлянкой, не признавался римским гражданином, хотя бы отцом его был римский гражданин. В целях стимулирования браков в I в. н.э. было установлено, что и ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его отцом был не римский гражданин.

Ребенок, рожденный от брака его родителей, становится гражданином, если отец был гражданином в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения ребенка. Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоящей в браке, признается римским гражданином, если мать была гражданкой в момент его рождения, независимо от ее состояния до этого момента.

(2) Освобождением римским гражданином своего раба (п. 118).

(3) Усыновлением римским гражданином чужеземца.

(4) Предоставлением римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государства.

Положение римских граждан в публичном и в частном праве

С точки зрения своего правового положения римские граждане делились на две большие группы: а) свободнорожденные, ingenui, б) освобожденные из рабства римским гражданином, вольноотпущенники, libertini, подвергавшиеся и в качестве римских граждан некоторым ограничениям в правах.

(1) Свободнорожденные римские граждане были носителями полной правоспособности, политической, семейной и имущественной. Основными политическими правами граждан были: а) право нести службу в регулярных римских войсках; б) право участвовать и голосовать в народных собраниях (ius suffragii), в) право быть избираемым в магистраты (ius bonorum).

Право участвовать в народных собраниях отражалось и в структуре имени римского гражданина. В конце периода республики и в первое время империи полное имя римского гражданина состояло из пяти частей: a) praenomen — имя в собственном смысле слова; б) наименование семьи или рода, к которому принадлежит данное лицо; в) указание имени отца в родительном падеже (подобное русскому отчеству: сын такого-то); г) наименование трибы, в составе которой носитель имени голосует в народном собрании, причем это последнее указание сохранилось в составе полного имени и после того, как народные собрания в период империи перестали созываться; д) прозвище, которое стало включаться в полное имя гражданина позднее других частей.

Таким образом, полное имя, например, Цицерона было: Marcus (praenomen) Tullius (nomen) M[arci] f[ilius] Come-liana (triba) Cicero (cognomen).

Не имея политических прав, женщины не имели и официального имени: они носили имя, которое присваивалось им в быту, с присоединением в родительном падеже имени отца или мужа, под властью которого женщина состояла, в родительном падеже: дочь или жена такого-то.

В области частноправовых отношений правоспособность римского гражданина складывалась из упомянутых выше ius conubii и ius commercii, в составе которого с некоторого времени стали особо выделять testamenti factio, право составлять и быть свидетелем при составлении завещания (testamenti factio activa) и право быть назначенным наследником по завещанию (testamenti factio passiva).

(2) Граждане, принадлежавшие к числу вольноотпущенников, libertini, оставались в принципе навсегда носителями некоторой ограниченной правоспособности в сфере как публичных, так и частноправовых отношений. Прежнее рабское состояние словно налагало печать на правовую сферу человека и после вступления его в число свободных римских граждан.

В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они не служили в римских легионах, а в I в. н.э. утратили и ius suffragii, почему указание трибы и не фигурировало в составе гражданского имени вольноотпущенников, они нс имели ни ius honorum, ни права быть включаемыми, так же как и их дети, в число сенаторов.

В период империи ограничения публичных прав вольноотпущенников усилились, но в то же время сложился институт присвоения вольноотпущенникам полной политической правоспособности специальным о том постановлением императора, restitutio natalium, которая сообщала им полную правоспособность и в сфере частного права или путем присвоения императором золотого перстня (ius aureorum).

В праве Юстиниана, когда политические права граждан давно уже утратили прежнее значение и содержание, ограничений политических прав вольноотпущенников больше нет. Сохраняются, однако, ограничения их правоспособности в области частноправовых отношений: воспрещаются браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия, как до I в. были воспрещены браки со всеми свободнорожденными. Кроме того, вольноотпущенник несет по отношению к освободившему его из рабства господину ряд личных и имущественных обязанностей, построенных по типу обязанностей детей в отношении отца: вольноотпущенник обязан господину своей гражданской жизнью, как сын обязан отцу своей жизнью физической. Отсюда отношения патроната между бывшим господином — патроном — и его вольноотпущенником — клиентом, отношения, в которых выражается продолжающаяся эксплуатация бывшего раба. Правоотношения, составляющие в совокупности патронат, могут быть сведены к трем группам: a) obsequium — совокупность личных и имущественных, семейного характера, прав патрона (право домашнего суда над клиентом и др.); б) орегае — обязанность вольноотпущенника оказывать патрону личные услуги (п. 447); в) bona — взаимная обязанность вольноотпущенника и патрона помогать друг другу в материальной нужде, давать алименты; к этому присоединялось также право патрона наследовать по закону после вольноотпущен пика, не оставившего нисходящих и умершего без завещания.

Отношения патроната отражались в структуре гражданского имени вольноотпущенника: он носил обыкновенно praenomen и nomen патрона, указывая и имя последнего в родительном падеже в качестве имени отца и превратив свое прежнее имя раба в cognomen. Так, освобожденный Цицероном раб Гермодор именовался: Marcus Tullius Marci libertus Hcrmodorus.

Патрон утрачивал свои права, если отказывал вольноотпущеннику в алиментах, если возбуждал против пего судебное обвинение, грозившее смертной казнью, а также в случаях, когда патрон пытался на возмездных началах передать другому лицу свое право на орегае.

Императорская restitutio natalium также устраняла частноправовую связь патрона с клиентом, почему и предоставлялась обыкновенно императором не иначе, как с согласия патрона.

Утрата римского гражданства

Римское гражданство утрачивалось при жизни чаще всего с утратой свободы (capitis deminutio maxima). Основанием к утрате гражданином свободы был, прежде всего, плен, захват неприятелем. Однако если захваченный в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он в силу особой юридической фикции, postliminium, ius postliminii, рассматривался как никогда не утрачивавший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав.

В древнейшие времена гражданин мог быть при некоторых обстоятельствах продан в рабство, однако не иначе как за границу, trans Tiberim, ибо до периода империи считали, что гражданин не мог стать рабом на территории римского государства. Так, магистрат имел право продать в рабство за границу дезертира или гражданина, уклонившегося от ценза, обокраденный мог продать вора, кредитор — несостоятельного должника.

Эти основания утраты римского гражданства впоследствии отпали, но на их месте появилось обращение в рабство в связи с наказаниями, налагавшимися за некоторые тяжкие преступления. Так, в период республики становился рабом гражданин, приговоренный к aquae et ignis interdictio; в период империи — лица, приговоренные к бессрочным каторжным работам или ссылке.

Гражданин мог и сам отказаться от прав гражданства, и притом только гражданства (capitis deminutio media), перейдя, например, в число латинов в целях получения земель, раздававшихся латинам, населявшим колонии, и т.п.

До последнего столетия республики не существовало ни особого суда, ни особого порядка разрешения споров о гражданстве. По-видимому, такие споры разрешались магистратом в административном порядке. В конце республики законом Papia (которому, вероятно, предшествовали другие законы в той же области) был учрежден особый суд для разрешения споров о гражданстве.

В период империи негражданин, выдававший себя за римского гражданина, карался смертной казнью.

Спор о принадлежности гражданина к числу ingenui или libcrtini разрешался в порядке особой преторской actio praciudicialis.

Закон Visellea 24 г. н.э. установил уголовную ответственность вольноотпущенника, выдававшего себя за свободнорожденного.

Способы утраты гражданства Российской Федерации

Работа сделанна в 2009 году

Способы утраты гражданства Российской Федерации — Контрольная Работа, раздел Политика, — 2009 год — Основы правового статуса человека и гражданина Гражданство Способы Утраты Гражданства Российской Федерации. В Соответствии С Законом О Г.

Способы утраты гражданства Российской Федерации. В соответствии с Законом о гражданстве 1991 г. в Российской Федерации было запрещено лишать людей гражданства России. Это же запрещение подтверждено в Конституции РФ (п.3, ст.6) и поддержано Законом о гражданстве 2002 г. Законными основаниями утраты гражданства Российской Федерации считаются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор (оптация) гражданства, усыновление.

Естественно, что субъектом всех этих способов утраты гражданства является физическое лицо, обладающее российским гражданством; процедура прекращения различна, так же как и документы, которыми оформляется это прекращение.

Выход из гражданства — добровольный акт достигшего 18 лет гражданина, проживающего на территории России, осуществляется по его личному письменному заявлению на имя Президента Российской Федерации, подаваемому через органы МВД. Выход из гражданства России лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления в упрощенном порядке. Каждый взрослый член семьи изъявляет намерение выйти из гражданства самостоятельно.

Дети до четырнадцати лет автоматически следуют за родителями. С четырнадцати до восемнадцати лет — должны выразить свое согласие с решением родителей. Ходатайство о выходе из российского гражданства может быть отклонено, если гражданин имеет неисполненные обязательства перед государством.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или он еще не исполнил обвинительный приговор суда. Решения об отказе в выходе из гражданства или регистрации прекращения гражданства, так же как и споры между родителями о гражданстве детей, если гражданство утрачивает лишь один родитель, обжалуются в суде. Решение о приеме в гражданство может быть отменено, если лицо получило гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, причем этот факт установлен в судебном порядке.

Отмена возможна только в течение пяти лет после приема. Выбор гражданства (оптация) другого государства при изменении границы Российской Федерации. Это право имеют граждане, постоянно проживающие на данной территории, в порядке и в сроки, определяемые международным договором. Усыновление, установление опеки и попечительства со стороны иностранных граждан над гражданами России. При этом необходимо ходатайство усыновителей и гарантия предоставления усыновленному или подопечному иного гражданства.

Это компетенция органов МВД или МИД. Спорные вопросы решаются в суде. Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства в различных государственных органах не может превышать шести месяцев, а ходатайств — девяти месяцев. Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента России. 5. Институт конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации Данный правовой институт составляют нормы Конституции, которые закрепляют права, свободы и обязанности граждан.

Глава 2 Конституции называется «Права и свободы человека и гражданина», однако в ней закрепляются и обязанности граждан (ст. ст.57, 58, 59), ибо только сочетание прав, свобод и обязанностей составляет статус человека и гражданина. Закрепленные юридическими нормами права и свободы граждан и других физических лиц есть мера их возможного поведения; а установленные обязанности — мера должного поведения.

К сожалению, в перечне конституционных прав и свобод оказались и такие, которые носят исключительный характер и касаются лиц, попавших в соответствующее положение. Например, закрепленное в ст.50 Конституции право не быть повторно осужденным за одно и то же преступление. Такой же характер, достойный закрепления нормами уголовно-процессуального права, носят права и свободы граждан, закрепленные в ст. ст.47, 48 (п.2), 49 (п. п.2, 3), 54 (п.2). Для лучшего изучения конституционных прав, свобод и обязанностей, их можно классифицировать по определенным основаниям.

Например, можно делить права и свободы по субъектам, к которым они принадлежат (права человека, гражданина, политического деятеля и т.д.). Такая классификация для конституционных прав в силу их всеобщности корректна так же, как и классификация прав в зависимости от их характера на индивидуальные и групповые (коллективные). Наиболее целесообразной и научной является классификация конституционных прав, свобод и обязанностей в зависимости от их содержания (личные, политические, социально-экономические и культурные). Этой классификации придерживается большинство специалистов в области конституционного права.

Место каждой группы определено самой Конституцией, которая последовательно закрепляет вначале личные, потом политические, далее социально-экономические и культурные права и свободы и наконец устанавливает ряд обязанностей. 6.

Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Ташкентский государственный институт востоковедения очилов бехзод эргашович правовые основы внешней политики республики узбекистан

1. Институт гражданства. Способы и основания приобретения и утери гражданства

Понятие гражданства. В государственно организованном обществе существует потребность юридического закрепления того факта, что в политическом отношении население является придатком территории. Большинство населения государства в нормальных условиях живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства – наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически институтом гражданства. Существование гражданства вытекает из государственной организации общества и не определяется законом о гражданстве, а лишь находит в нем юридическое закрепление 16 .

Под гражданством понимается устойчивая политико-правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями.

Гражданство представляет правовую связь человека с госу­дарством, определяющую взаимные права и обязанности 17 . В де­мократическом государстве оно обеспечивает полноправное член­ство, дающее право участвовать в управлении государством и обеспечивающее гражданину право на защиту со стороны госу­дарства. Такое понимание гражданства находит все более широ­кое распространение 18 . Оно расходится с ранее существовавшим понятием гражданства как принадлежности человека к государ­ству 19 .

Термин «гражданство» произошел от слов «город», «горожа­нин». В английском языке – «city» – «citizenship». В немецком языке «Burger» – это не только гражданин, но и городской житель. Объяснение видится в том, что первые республики заим­ствовали опыт самоуправляющихся городов.

В настоящее время в документах для обозначения гражданства используется иной термин – «nationality» (англ.), «nationalite» (франц.), «nazionalita» (итал.) Он понимается как принадлежность к государству. Дело в том, что термин «nation» в иностранных языках (английском, французском и др.) означает не «национальность» в этническом смысле, как это имеет место в русском языке, а «нация», «на­род», «государство» в общественно-политическом смысле.

Кроме граж­данства употребляется термин «подданство». Русское происхождение термина идет от выражения «находиться под данью», т. е. это те лица, которые находились под данью монарха. Ранее он использо­вался для обозначения принадлежности к монархии. На английском языке подданный обозначается как «subject».

В настоя­щее время термин «подданство», если он еще используется, обычно равнозначен термину «гражданство». При этом в ряде монархий (например, в Бельгии, Испании, Нидерландах) данный термин в конституциях и в законодательстве вообще не применяется и заменен термином «гражданство».

В силу своего статуса гражданин пользуется всеми правами, предусмотренными законом, и несет соответствующие обязатель­ства. Государство обеспечивает права гражданина и контролирует выполнение им своих обязанностей. Находясь за рубежом, граж­данин обязан соблюдать определенные законы своего государст­ва, а последнее обеспечивает ему дипломатическую защиту.

В некоторых странах существуют различные виды и уровни гражданст­ва. В Нидерландах лица, родившиеся в «голландских владениях» (т. е. в колониях), обладают статусом «голландских подданных» в отличие от полноправных граждан «нидерландцев». Аналогичное положение существует и в Великобритании. Во многих феде­рациях, например, в США, России и в др., помимо федерального гражданства существует и гражданство субъектов. А в Швейцарии кроме федерального гражданства имеются гражданства кантона и об­щины.

Более сложным явлением представляется гражданство Евро­пейского Союза, установленное Маастрихтским договором о создании ЕС, согласно которому «каждое лицо, имеющее гражданство государ­ства-члена, является гражданином Союза» (ст. 8).

Институту гражданства исторически предшествовал институт подданства, означавший подчинение лица монарху. Термин «граж­данин» был провозглашен и юридически закреплен во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Впоследствии этот институт приобрел международно-правовое значение и стал выражением юридического статуса лица, его государственной при­надлежности.

Гражданство как правовое понятие обозначает совокупность пра­вовых связей между индивидом и государством и указывает при этом на принадлежность лица к определенному государству. Наиболее типичным и прочным видом фактической связи лица с государством является его постоянное проживание на территории государства. В гражданстве аккумулируются как политико-правовые, так и со­циальные, морально-нравственные и психологические отношения и связи, которые существуют между личностью и государством. Иными словами, гражданство имеет не только юридическое значение, опре­деляющее правовую связь между лицом и государством, но также социальное значение, определяющее принадлежность лица к обще­ству и участие в его жизни.

Гражданство следует рассматривать и как правовую категорию, связанную с населением государства. Необходимо различать факти­ческое население, о котором говорилось выше, и население в госу­дарственно-правовом смысле. К последнему относятся лишь гражда­не данного государства, и не только те, которые проживают на его территории, но и находящиеся за рубежом. Иными словами, терри­ториально гражданство не ограничено.

Гражданство определяет правовое положение личности как внут­ри государства, так и за его пределами в международном общении.

Институт гражданства выполняет как бы двуединую социально-правовую функцию. С одной стороны, гражданство является основа­нием права на получение защиты со стороны своего государства, с другой – оно выступает в качестве инструмента защиты прав и интересов государства. С гражданством связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция государства, предполагающая ответ­ственность лица перед государством.

Гражданство представляет собой такой институт, в котором соот­носятся нормы национального законодательства и международного права. Помимо национального законодательства по вопросам граж­данства существуют двусторонние и многосторонние соглашения государств, регулирующие вопросы гражданства.

Гражданство можно рассматривать как субъективное право лица, и в этом смысле следует говорить о праве индивида на гражданство. Обоснованием такого толкования служат ст. 15 Всеобщей деклара­ции прав человека 1948 г. и п. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., в которых прямо указывается на это право. Речь идет о гражданстве как о признанном законом отношении лица к конкретному государству. Гражданство означает наличие у индивида конституционных прав, свобод и обя­занностей, установленных каждым конкретным государством.

Способы приобретения и утраты гражданства. Каждое государ­ство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства.

Гражданство может быть приобретено по рождению (филиация), путем натурализации, на основании международного догово­ра и в некоторых случаях путем реинтеграции (восстановления) и пожалования.

Реинтеграция может иметь место в случае отмены ре­шения о незаконном лишении гражданства, а пожалование представ­ляет собой случай предоставления гражданства за особые заслуги перед государством.

Приобретение гражданства по рождению (филиация). Наиболее распрост­раненным способом приобретения гражданства является филиация, или его приобретение в силу рождения. Как это вытекает из обще­признанных норм и принципов международного права, каждый ребе­нок имеет право на гражданство. Согласно принципу 3 Декларации прав ребенка 1959 г., п. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., п. 1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенок ни при каких обстоятельст­вах не должен остаться апатридом, т. е. лицом без гражданства.

Филиация может иметь место на основе двух принципов: «права крови» (jus sanguinis) и «права почвы» (jus soli), а в ряде случаев законодательство государств предусматривает смешанную систему. Согласно принципу «право крови» (национальный принцип) граж­данство ребенка определяется гражданством его родителей и не за­висит от места рождения. Этому принципу следуют многие страны Европы, в том числе и Республика Узбекистан.

Согласно принципу «право почвы» (территориальный принцип) гражданство определяется по месту рождения ребенка и не зависит от гражданства его родителей. По этому принципу определяют гражданство многие страны Латинской Америки.

Действие принципа «права почвы» исключается в отношении детей иностранных дипломатов и консулов, что предусмотрено в Факультативном протоколе к Венской конвенции о дипломатичес­ких сношениях 1961 г. и в Факультативном протоколе об обяза­тельном разрешении споров к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Во многих правовых системах при смешанном браке гражданство ребенка могут определить сами его родители путем подачи совмест­ного заявления в органы регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС).

Приобретение гражданства в порядке натурализации. Другим способом приобретения гражданства является так называемое уко­ренение, или приобретение гражданства в порядке натурализации. Известны индивидуальная натурализация (по заявлению) и натурали­зация в силу правопреемства государств.

Приобретение гражданства в порядке натурализации является добровольным актом волеизъявления со стороны натурализуемого лица. Это выражается как в подаче заявления о натурализации по собственной воле, так и в молчаливом согласии при территориаль­ных изменениях. Однако без согласия государства натурализация не­возможна. Односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданину другого государства или апатриду с точки зрения международного права считаются противо­правными. Принудительная натурализация является ничтожной с самого начала.

Практически во всех государствах в законодательном порядке закреплены определенные предпосылки натурализации. Основной из них является домицилий, или ценз оседлости, определенной длитель­ности (во Франции, Италии, Швеции и США – 5 лет, в Австрии и Испании – 10 лет, в Швейцарии – 12 лет, в ФРГ – 15 лет, а в Бразилии – 30 лет) 20 . В Республике Узбекистан возрастной ценз установлен в 5 лет. Условие о необходимости фактической связи с государством, или оседлости, содержится в ряде международ­но-правовых актов (ст. VI Вашингтонского соглашения по вопросам гражданства между американскими государ­ствами 1923 г.).

В Конвенции ООН о сокращении безгражданства 1961 г. также закреплено положение о предпочтении оседлости сроком от пяти до десяти лет. Ценз оседлости сроком в семь лет определен в Соглашении Скандинавских стран по вопросам граж­данства 1969 г. Кроме того, может быть выдвинут и ряд допол­нительных условий: знание языка и истории данной страны, достижение опре­деленного возраста, хорошая нравственность и др.

В законодательстве и практике многих государств утвердилось положение о том, что «жена следует гражданству мужа». Конвенцией о гражданстве замужней женщины 1957 г. (ст. 3) и Конвенци­ей о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ст. 9) установлено, что женщина, вступая в брак с иностранцем, имеет право сохранить свое гражданство или в порядке доброволь­ной натурализации принять гражданство мужа.

Следует выделить и натурализацию на основе закона, которая не основана на личном выборе лица. Натурализация по указанному основанию может иметь место как правовое следствие усыновления, установления опеки, признания отцовства, поступления на военную или государственную службу.

Кроме того, законодательство некоторых государств содержит положение, согласно которому лицо, вложившее (инвестировавшее) определенную сумму денег в экономику этой страны или приобретшее недвижимость в этой стране, может натурализоваться.

Во многих государствах в качестве условия натурализации законо­дательным порядком предусматривается принесение присяги в вер­ности государству.

В некоторых странах помимо обычной натурализации законода­тельством предусмотрено и приобретение гражданства в порядке регистрации, которое международным правом не регламентируется.

Приобретение и перемена гражданства на основании междуна­родных договоров. В ряде случаев они имеют место при заключении мирных договоров, специальных соглашений по территориальным вопросам: в связи с образованием новых государств в результате объ­единения двух или нескольких государств в одно государство (напри­мер, объединение ГДР и ФРГ), разделения одного государства и образования нескольких государств (например, распад СССР). При цессии (уступка части территории одним государством другому) у населения, проживающего на этой территории, возникает право оптации, т. е. право выбора гражданства (остаться в своем гражданстве или перейти вместе с территорией в гражданство нового государства). При этом имеется в виду, что оптант будет проживать на территории того государства, гражданство которого он избрал. Прак­тика свидетельствует о том, что оптация происходит, как правило, при браке, при ликвидации двугражданства и т. д.

При трансферте (обмен территориями), встречавшемся сравнительно редко, население территории, переходящей от одного государства к другому, соответ­ственно переходило из одного гражданства в другое независимо от его согласия.

Также при массовом переселении населения (когда народность была насильственно перемещена из исторических мест проживания) тоже требуется принятие специального международного договора между соответствующими государствами.

Утрата гражданства возможна:

а) в результате добровольного выхода из гражданства (экспатриации);

б) при денатурализации, т. е. принудительном лишении гражданства натурализованных лиц государством;

в) на основании положений международного договора;

г) при перемене гражданства в случае натурализации в связи со вступлением в брак, усыновлением и т. д.

Экспатриация, т. е. выход из гражданства по собственному желанию, бывает свободной и разрешительной. В настоящее время во многих государствах мира она не запрещена. Строгие ограничения на выход из гражданства вводятся лишь в период военного времени, хотя и без того в международном и государственном праве утвердился принцип, предопределяющий лояльность гражданина в отноше­нии своего государства. Право лица на экспатриацию вытекает и из ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Свобода выхода из гражданства по собственной воле за­креплена в целом ряде договоров, определяющих порядок оптации.

Разрешительная система выхода из гражданства заключается в прекращении гражданства на основе принятого решения компетент­ного государственного органа по заявлению заинтересованного лица. Она установлена во многих странах мира. Некоторые государства требуют при этом подтверждения того, что лицо приобретет новое гражданство.

Свобода выхода из гражданства бипатридов была установлена ст. ст. 6 и 7 Гаагской конвенции 1930 г. и ст. 2 Европейской конвен­ции о сокращении случаев множественности гражданства 1963 г.

Денатурализация в большинстве государств производится в со­ответствии со специальными внутригосударственными правовыми актами, в основе которых лежит принцип утраты связи натурализо­ванного лица с государством, предоставившим ему гражданство.

Принудительное лишение гражданства в силу закона может осу­ществляться автоматически без всякого производства по делу, в част­ности по причине неопределенно долгого пребывания за границей, особенно в государстве прежнего гражданства.

Причиной денатура­лизации могут послужить сообщение заведомо ложных данных при натурализации, грубое нарушение обязанностей гражданина и др.

В современном международном праве вопросы лишения граждан­ства разработаны сравнительно слабо. В ст. 8 Конвенции о сокра­щении безгражданства 1961 г. содержится обязанность государст­ва не прибегать к лишению лиц гражданства, если это лишение делает их апатридами. Вместе с тем эта норма не является общепризнанной.

Лишение гражданства может происходить по решению высшего должностного лица в государстве (например, президента), высшего органа государственной власти или по приговору суда.

Способы приобретения и утраты гражданства

Приобретение гражданства

Гражданство приобретается несколькими способами, в том числе по рождению, в результате натурализации, в порядке восстановления в гражданстве (реинтеграция), пожалования, в результате оптации 111 Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мичачев. Международное право. Вопросы и ответы. — М.: Юрлитинформ, 2002 г. 1 .

Приобретение гражданства по рождению (филиация) основывается на трех принципах.

Первый — принцип «права крови». Ребенок приобретает гражданство государства родителей независимо от места рождения ребенка. Применяется в большинстве государств Европы и Азии.

Второй — принцип «права почвы». Ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства его родителей. Применяется в большинстве стран Латинской Америки.

Третий принцип — смешанный, который сочетает оба вышеназванных. Ребенок получает гражданство государства его родителей независимо от места рождения; ребенок иностранных родителей, который родился на территории страны, применяющей принцип «права почвы», автоматически становится гражданином государства места рождения. Смешанного принципа придерживаются многие страны мира, в том числе Великобритания, Индия, США, Франция 117 Л.П. Ануфриева, Д.К. Бякешев, К.А. Бякешев. — М.: ТК Велби, 2005 г. 7 .

В Российской Федерации основным способом приобретения гражданства по рождению является принцип «права крови». В то же время гражданство России приобретает ребенок, когда оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство (подп. «г» п. 1 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. с изменениями и дополнениями) 44 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». — «Российская газета», 2002 г.. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (п. 2 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

Гражданство можно приобрести и путем натурализации. Натурализация, как правило, связана с волеизъявлением лица, приобретающего гражданство, и наличием предусмотренных национальным законом условий. Натурализация может быть осуществлена: 1) по просьбе лица, желающего переменить свое гражданство, или апатрида (это самый распространенный вид натурализации); 2) при вступлении в брак с иностранцем; 3) при усыновлении ребенка, имеющего гражданство другого государства или вообще не имеющего гражданства.

Определяя условия предоставления гражданства, национальное законодательство не должно допускать дискриминации по признаку расы, пола, языка, религии. Провозглашение свободы выбора гражданства содержится во Всеобщей декларации прав человека.

Натурализация осуществляется либо решением главы государства (в России — Указом Президента РФ), либо решением ведомства иностранных дел (Великобритания) или судебного органа 118 К.К. Гасанов. Международное право. Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. 8 .

Вместе с тем, законодательство некоторых государств содержит определенные требования к желающим получить их гражданство, которые касаются знания языка, образовательного ценза, проживания в течение определенного срока на территории данного государства, наличия законного источника существования, лояльности по отношению к данному государству. Например, срок проживания (ценз оседлости) во Франции и США составляет пять лет 112 П.Н. Бирюков. Международное право. Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2000 г. 2 .

Многие годы в законодательстве значительного числа государств содержалось положение о том, что «жена следует гражданству своего мужа». С принятием Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. возобладала практика выбора гражданства: выходя замуж за иностранца и въезжая в его страну, женщина может или сохранить свое прежнее гражданство или приобрести гражданство мужа в упрощенном порядке 114 С.В. Черниченко. Теория международного права. М., 2000 г. 4 .

Восстановление в гражданстве (реинтеграция) практикуется государствами в случаях, когда лица имели гражданство государства, затем его утратили, после чего снова захотели его приобрести 115 М.И. Абдуллаев. Правоведение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003 г. 5 . Согласно ст. 15 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в ее гражданстве. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет 44 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». — «Российская газета», 2002 г..

Пожалование гражданства предоставляется гражданам, имеющим большие заслуги перед данным государством. Эта практика началась в конце XVIII века, когда Франция предоставила гражданство выдающимся иностранцам, отличившимся в защите завоеваний Великой французской революции. В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» институт почетного гражданства не предусмотрен 113 И.И. Лукашук. Международное право. Общая часть. Учебник. — М.: Издательство БЭК, 2002 г. 3 .

Приобретение гражданства на основе международных договоров может иметь место: 1) при объединении двух и более государств в одно; 2) при распаде крупного или федеративного государства; 3) при заключении мирных договоров, соглашений по репатриации, соглашений по территориальным вопросам (в случаях цессии — перехода части территории одного государства другому, обмена участками территории, продаже части территории) 117 Л.П. Ануфриева, Д.К. Бякешев, К.А. Бякешев. — М.: ТК Велби, 2005 г. 7 .

Оптация — выбор гражданства населением территории, которая переходит от одного государства к другому по соглашению между последними. При оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемника, либо переехать на другую территорию своего государства, сохранив его гражданство 15 .

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» при изменении ее Государственной границы в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации (ст. 17).

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора (ст. 21 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации») 44 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». — «Российская газета», 2002 г..

При трансферте (переходе территории от одного государства к другому) население не спрашивают, хочет ли оно выбрать гражданство. Население просто передают другому государству вместе с территорией. Например, в 1990 году при объединении ФРГ и ГДР фактически был осуществлен трансферт населения ГДР, поскольку это государство перестало существовать как реальность 112 П.Н. Бирюков. Международное право. Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2000 г. 2 .

Утрата гражданства регулируется, прежде всего, национальным законодательством. К способам утраты граждане им относятся:

1) экспатриация — выход из гражданства по собственному заявлению;

2) денатурализация — выход из гражданства при натурализации лица в другом государстве;

3) в силу положений международного договора;

4) денационализация — лишение гражданства 118 К.К. Гасанов. Международное право. Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. 8 .

Международное право прямо не разрешает, но и не запрещает лишение гражданства. Во Всеобщей декларации прав человека содержится следующая формулировка: «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства» 11 «Всеобщая декларация прав человека». Принята Генеральной Ассамблеей ОНН, 1948 г.. Аналогичное положение включено в Европейскую конвенцию о гражданство 1997 года. В современной России Конституция 1993 года однозначно провозглашает, что «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» 33 Конституция Российской Федерации. — «Российская газета», 1993 г..

Выход из гражданства РФ по действующему российскому законодательству осуществляется на основании добровольного волеизъявления лица, причем если оно проживает на территории Российской Федерации, то в общем порядке, если за границей — в упрощенном порядке. Выход из российского гражданства не допускается, если гражданин РФ: 1) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; 2) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; 3) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения 118 К.К. Гасанов. Международное право. Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. 8 .

Гражданство Украины — выход и утрата

Конфликтная ситуация в российско-украинских отношениях усложнила вопросы гражданства каждой из сторон. Особенно остро он встал перед жителями Крыма и многими переселенцами с Украины в Россию. Украинцам, уезжающим жить в другие страны, приходится решать проблему сохранения гражданства либо выхода из него. Некоторые государства не признают двойного гражданства, тогда от гражданства Украины нужно будет отказаться. Для отказа предусмотрена специальная процедура.

Основания для прекращения гражданства Украины

Закон о гражданстве Украины в нынешней редакции принят 18.01.2001 и подписан президентом Леонидом Кучмой.

Вопросам прекращения гражданства посвящены ст.17–20, раздела III «Закона».

Ст. 17 определяет для этого 3 основания:

  • Добровольное ходатайство дееспособного совершеннолетнего лица. Заявление на выход из гражданства должно быть сделано без какого-либо принуждения. Ходатайство направляется на имя президента республики. Факт выхода закрепляется его указом. За несовершеннолетних ходатайствуют родители или иные лица, являющиеся его законными представителями. От детей старше 14 лет потребуется письменное согласие. Заявлять о выходе из гражданства можно в любой стране мира, в том числе — России.
  • Утрата (потеря) гражданства. Возникает, когда государственные органы установят, что украинец утратил связь с родиной и является подданным другого государства или поступил на службу в военизированные силовые структуры за пределами юрисдикции Украины.
  • Согласно международным договорам. Статья закона не конкретизирует это положение, но по правовой логике такие нормы будут прописаны в каждом конкретном договоре, который Украина заключит с другим государством или международной организацией.
  • При президенте создана Комиссия по гражданству. В ней рассматривают заявления о выходе и представления об утрате (потере) гражданства, после чего готовят документы, на основании которых президент Украины издаёт указ.

    Выход из гражданства

    Законодательной основой выхода из гражданства является ст.18, раздела III.

    Статья постулирует необходимость добровольного ходатайства и нахождения заявителя за пределами Украины.

    Какие граждане не смогут отказаться от гражданства

    Допускается выход из гражданства, только если заявитель вступает в гражданство другой страны (то есть он не должен останется апатридом — лицом без гражданства). Для этого нужно получить свидетельство в уполномоченном органе этого государства. В нём указывается, что гражданство предоставят, если человек откажется от украинского.

    Выход из гражданства невозможен, если:

  • заявитель обвиняется в совершении уголовно наказуемого деяния и привлечён к суду на Украине;
  • суд приговорил заявителя к уголовному наказанию, которое ещё не отбыто.
  • Большая часть статьи устанавливает порядок подачи ходатайства от имени несовершеннолетних, выехавших за границу.

    Если ребёнок сирота, или его родители лишены родительских прав, ходатайство подают опекуны или другие законные представители.

    Таблица: кто может написать заявление от имени ребёнка

    Видео: Анатолий Вассерман отказывается от украинского гражданства

    Как правильно оформить отказ

    При выезде на ВНЖ и ПМЖ в иностранное государство необходимо обратиться миграционную службу Украины, чтобы в загранпаспорте сделали отметку-уведомление. Эмигрант встаёт на учёт в дипломатической миссии Украины за границей по месту проживания. Куда и надо обращаться для отказа от гражданства.

    Таблица: адреса консульств Украины в России

    Можно ли отправить ходатайство по почте

    Те, кому далеко добираться до консульства лично, пытаются воспользоваться таким способом. Они заполняют заявление, заверяют его нотариально и отправляют по почте. Но практика показывает, что это всего лишь напрасная трата времени и стоимости пересылки. Из дипмиссии приходит отрицательный ответ. И даже печать нотариуса роли не играет. Заявления принимаются к рассмотрению только лично.

    Если Вы действительно хотите отказаться от Украинского гражданства, то заявление придётся везти лично в ближайшее консульство, если же Вам этот отказ нужен для получения российского паспорта, то самого факта написания нотариально заверенного отказа и факта его отправки достаточно.

    JNB2JNB

    http://forum.zakonia.ru/showthread.php?p=739985

    Перечень документов

    Прежде всего нужно написать заявление на выход из гражданства (в 4 экземплярах). Ходатайство также допускается в виде анкеты по форме 20.

    К заявлению прилагают:

    • четыре копии паспорта с отметкой о выезде на ПМЖ;
    • четыре фото 35 x 45 мм;
    • подтверждение, что заявитель стал гражданином иного государства или станет в случае отказа от украинского;
    • квитанцию об оплате пошлины.
    • Пакет документов на ребёнка несколько отличается:

    • заявление;
    • ксерокопии свидетельства о рождении и документа о гражданстве ребёнка;
    • фото 35 x 45 мм — 4 шт.;
    • подтверждение наличия или возможности получения ребёнком другого подданства (кроме случаев, когда гражданство предоставляется автоматически при въезде с родителями);
    • согласие несовершеннолетнего 14–18 лет;
    • подтверждение о выезде ребёнка за границу на ПМЖ.
    • Сколько стоит выйти из гражданства

      Госпошлина оплачивается до подачи заявления. Размер пошлины 210 долларов США, она принимается в валюте страны, в которой работает консульство.

      Как быстро можно получить ответ

      Консульству даётся 8 месяцев на обработку и пересылку документов в президентскую Комиссию по гражданству. Далее следует рассмотрение, на что выделяется год, чтобы проверить законность поданного заявления и отсутствие причин для отказа. Указ президента о выходе из гражданства направляют в консульский отдел дипмиссии, откуда должны уведомить заявителя в течение недели. После этого нужно будет прийти в консульство Украины, где можно получить справку о выходе из гражданства и сдать паспорт.

      Особенности для жителей Крыма

      До 01.01.2016 крымчане находились в правовом тупике. На полуострове не было дипмиссий Украины, которая не признала Крым российским, а крымчан — гражданами России. Ехать в Москву для подачи документов в посольство Украины не имело смысла. Во-первых, не было гарантии, что ходатайство примут и передадут на рассмотрение. Во-вторых, население Крыма почти 2 млн человек. Для такой массы заявителей требовался иной правовой механизм. И он был разработан.

      Порядок оформления

      Жители Крыма, проживавшие в нём до 21.03.2014 и получившие удостоверения граждан РФ, признаются не имеющими гражданства иного государства. Чтобы документально закрепить свой статус, крымчанам необходимо обратиться в территориальный орган ФМС РФ и выполнить следующую процедуру:

      1. Подать заявление о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства (Украины).
      2. Приложить к заявлению копии паспорта гражданина Российской Федерации, паспорта гражданина Украины либо иного документа полномочного органа Украины, подтверждающего наличие украинского гражданства.
      3. Видео: правила выхода из украинского гражданства для крымчан

        Могут ли лишить украинского гражданства после получения российского паспорта

        Часть крымчан не спешит избавиться от украинского гражданства. С течением времени украинские паспорта и удостоверения личности станут недействительными, но неопределённый статус сохранится в глубине различных баз данных, в архивах ФМС Украины и РФ.

        По украинскому законодательству эти люди будут формально числиться подданными Украины, утратившими документы. По российскому — лицами, получившими российские паспорта, но не совершившими процедуру выхода из гражданства другого государства. Когда и при каких условиях подобная коллизия создаст проблемы крымчанину, не предскажет ни один правовед.

        В этой ситуации жителю Крыма стоит решить для себя, гражданином какой страны он хочет оставаться, и действовать соответственно.

        Утрата (потеря) гражданства Украины

        Процедуру утраты инициирует государство в соответствии со ст.19, раздела III Закона о гражданстве Украины.

        Официальный текст Закона о гражданстве издан на украинском и английском языке. В русских переводах, которые не являются официальными, часто заголовок ст.19 «Підстави для втрати громадянства України» приводится как «Основания для потери гражданства Украины». Поэтому в русскоязычных комментариях и на тематических форумах можно встретить два варианта «утрата» и «потеря». Применительно к процедуре прекращения гражданства Украины оба термина являются синонимами. А вот «утеря» — ошибочное название.

        Причины утраты гражданства

        Гражданства Украины могут лишать в следующих случаях:

      4. Добровольное поступление на воинскую службу иностранного государства, в котором нет всеобщей воинской повинности по призыву. Такие же последствия наступают при выполнении обязанностей по альтернативному служению (оно считается заменой призывной службы).
      5. Когда уполномоченные государственные органы установят, что украинское гражданство было получено в результате обмана, подлога, предоставления фальшивых документов. То же самое при оформлении брака с украинцем/украинкой, если брак будет признан недействительным.
      6. Приобретение совершеннолетним гражданином Украины гражданства другого государства добровольно, без принуждения через подачу заявления и прохождения легальной процедуры, предписанной этим государством.
      7. Последнее положение делает акцент на добровольности. Украинский закон не признаёт её в таких случаях:

      8. одновременное приобретение ребёнком по рождению гражданства Украины и гражданства другого государства;
      9. приобретение ребёнком, который является гражданином Украины, гражданства своих усыновителей вследствие усыновления его иностранцами;
      10. автоматическое приобретение гражданином Украины другого гражданства вследствие бракосочетания с иностранцем;
      11. автоматическое приобретение гражданином Украины, достигшим совершеннолетия, другого гражданства вследствие применения законодательства о гражданстве иностранного государства, если гражданин Украины не получил документ, который подтверждает наличие у него гражданства другого государства.
      12. Процедура лишения

        В этом случае человек не совершает никаких самостоятельных действий. Факт утраты (потери) закрепляется указом президента Украины и вступает в силу с момента подписания.

        Гражданство — это одна из ценностей, неотделимых от человека. Его приобретение, смена, прекращение или утрата происходят в соответствии с национальными законодательствами. Современная Украина пребывает в сложном переходном периоде, что повышает необходимость соблюдения всех предписанных процедур.

        Смотрите так же:

        • Пособие для слабослышащих детей Особенности межличностных отношений слабослышащих детей дошкольного возраста (или старшего дошкольного возраста) Оригинальная работа Детальная информация о работе Выдержка из работы В виду большого значения коммуникативных связей для развития детей […]
        • Мери кей как оформить заказ Красота и уход за собой Гармония, здоровье, долголетие. Вы — лучшая! Что включить Новичку Мери Кей в свой первый заказ? Стартовый набор «Делюкс» Дорогие девушки, сегодня я решила рассказать вам о том, чтобы я включила в свой первый заказ […]
        • Правила устройства резервуаров ПБ 03-605-03 Правила устройства вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов Статус: НЕ ДЕЙСТВУЕТ Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.12.2012 г. № 802 признано не […]
        • Приказ о назначении первого заместителя директора Приказ №1 о назначении директора ООО Привет всем новичкам в бизнесе! В продолжении темы какие шаги нужно предпринять после регистрации ООО, я пишу очередную статью “Приказ №1 о назначении директора ООО” Приказ №1 или как назначить директора ООО Вот и […]
        • Кто может заверить копию медицинской справки Передача мед. документов в военкомат. Срочно. Передача мед. документов в военкомат. Срочно. Ситуация: Есть выписной эпикриз из больницы с диагнозом, подпадающим под кат. В (ст. 42 в). Также на руках есть ЭКГ сделаная там же. Завтра идти в военкомат на […]
        • Правила по вождению автомобиля знаки Правила по вождению автомобиля знаки В архиве представлена для ознакомления подборка материала, который требуется особым спросом у будующих водителей Эстонии. Вы сможете скачать правила дорожного движения и экзаменационные тесты с ответами по ссылкам ниже. […]
        • Положение лагеря дневного пребывания Летний лагерь дневного пребывания! Летний лагерь дневного пребывания «Вершина»! В прошлом году этот формат оказался удобным для детей и их родителей. В 2018 мы организуем тренировочный лагерь с детальным планом подготовки на каждую смену. Тренировками на […]
        • Факт проживания акт Пермь Разве Жил Кодекс предусматривает выселение из муниц. Вот выписка из Комментариев к ЖК: Статья 8. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения. Наймодатель ограничен в праве расторгнуть договор. Это можно сделать только в […]