Статья ук рф 356

Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

СТ 356 УК РФ.

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация
гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории,
применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором
Российской Федерации, —
наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором
Российской Федерации, —
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к Ст. 356 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления состоит в совершении одного из перечисленных в законе действий.

2. Понятие военнопленных дается в Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г., а понятие гражданского населения — в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.

3. К жестокому обращению можно отнести: преднамеренное убийство; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья; нанесение ущерба здоровью; незаконное депортирование; перемещение и арест указанных лиц, принуждение их служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство; взятие заложников; незаконные, произвольные и проводимые в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью, и другие действия.

4. Депортация гражданского населения, по сути, представляет собой разновидность жестокого обращения и состоит в перемещении его из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства независимо от того, оккупированы они или нет.

5. Разграбление национального имущества на оккупированной территории состоит не только в хищении его путем грабежа, но и в его присвоении иными способами. Особо на международном уровне согласно Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. защищаются культурные ценности.

6. Средства ведения войны — это оружие и другая военная техника, применяемая вооруженными силами воюющих для уничтожения либо подавления живой силы и материальных средств противника, а также подавления его сил и способности к сопротивлению. Под методами ведения войны понимается порядок и применяемые способы использования средств ведения войны в указанных целях.

Согласно Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г., запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания. Кроме того, запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Международными договорами запрещены следующие средства ведения войны: снаряды, которые при весе менее 400 граммов имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным или горючим составом; удушливые, ядовитые или другие подобные газы и бактериологические средства; некоторые виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, в том числе оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей, зажигательное оружие, ослепляющее лазерное оружие, мины, мины-ловушки, противопехотные мины и др.

Запрещенными методами ведения войны признаются: вероломство; отдача приказа никого не оставлять в живых; принудительный призыв на военную службу граждан неприятельской державы; разрушения, не продиктованные военной необходимостью; нападения неизбирательного характера; ненадлежащее использование флага парламентера, флага или военных знаков различия и формы неприятеля или Организации Объединенных Наций, а также отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями; использование присутствия гражданского лица или другого охраняемого лица для защиты от военных действий определенных пунктов, районов или вооруженных сил и др.

7. Преступление окончено с момента совершения одного из действий, образующих объективную сторону состава независимо от наступления последствий.

8. В ч. 2 предусмотрена ответственность за использование конкретного средства ведения войны — применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации. О понятии оружия массового поражения см. комментарий к ст. 355 УК.

Применением оружия массового поражения признается его фактическое использование. Последствия вынесены за рамки состава, поэтому их наступление не имеет значения для признания состава оконченным и квалификации деяния по данной норме.

Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к Ст. 357 УК РФ

1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия существования жизни и здоровья национальных, этнических, расовых и религиозных групп. Дополнительный объект — жизнь и здоровье людей определенных законом групп (в целом), права и свобода человека.

2. Комментируемая статья сформулирована и включена в УК на основе и во исполнение Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него, подписанной в Нью-Йорке 9 декабря 1948 г. , в которой говорится, что весь цивилизованный мир осуждает геноцид, что геноцид независимо от того, совершается он в мирное или военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права и против которого договаривающиеся стороны обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 68 — 71.

3. Под национальной группой людей понимается исторически сложившаяся группа, принадлежащая к определенной нации, которая характеризуется общей территорией, общностью языка, экономики, национального характера, культуры, обычаев, традиций, иных признаков, отличающих ее от других групп.

Под этнической группой (этносом) понимается исторически сложившийся вид устойчивой социальной группы людей, состоящей из людей определенного племени, народа, народности, нации, которая характеризуется компактным расселением на определенной территории, особенностями языка, религии, культуры, быта, обычаев, традиций.

Под расовой группой понимается исторически сложившаяся группа людей, объединенная наследственными биологическими внешними физическими признаками, отличающими ее от других групп по цвету кожи, волос, глаз, очертанию, форм лица, пропорций и строению носа, губ, головы, тела и его росту и другим особенностям. Различают четыре основные расы: австралийскую, евразийскую, монголоидную (азиатско-американскую), негроидную (негрскую).

Под религиозной группой понимается определенная группа людей, которая исповедует какую-либо общую религию, которая, как правило, отличается от доминирующей, господствующей официальной религии большинства населения территории, где эта группа проживает.

4. Объективная сторона характеризуется указанными в законе действиями, направленными на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы людей: 1) убийство членов этой группы; 2) причинение тяжкого вреда их здоровью; 3) насильственное воспрепятствование деторождению; 4) принудительная передача детей; 5) насильственное переселение; 6) либо иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

5. Убийство как способ совершения геноцида представляет собой лишение жизни членов определенной группы именно с целью уничтожения полностью или частично представителей такой группы. Этой целью геноцид отличается от убийства как самостоятельного преступления.

Убийство членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы как способ совершения геноцида заключается в умышленном причинении смерти, и отличается подобное убийство от «обычного» целью и направленностью действий на полное или частичное уничтожение такой определенной группы. Дополнительной квалификации действий по ст. 105 УК РФ не требуется.

6. Аналогично рассматривается как способ совершения геноцида и причинение тяжкого вреда здоровью.

7. Насильственное воспрепятствование деторождению при геноциде может заключаться в различных насильственных действиях в отношении национальной, этнической, расовой или религиозной группы, направленных на недопущение или ограничение рождения детей — кастрации, стерилизации, запрещении беременности, прерывании беременности, запрещение иметь детей или ограничение в количестве детей, и т.д.

8. Принудительная передача детей при геноциде может заключаться в различных насильственных действиях в отношении национальной, этнической, расовой или религиозной группы, направленных на насильственное изъятие детей у родителей или других лиц, осуществляющих опеку, и передачу изъятых детей другим посторонним лицам, организациям, насильственное перемещение, переселение детей с места жительства в другие места, в том числе отдача в рабство. Принудительные формы передачи детей в законе не установлены, такими могут быть дарение, продажа, мена, другие возмездные или безвозмездные сделки. Дополнительной квалификации по ст. ст. 126, 127.1, 127.2 УК не требуется.

9. Насильственное переселение при геноциде национальной, этнической, расовой или религиозной группы может заключаться в их принудительном переселении, перемещении из мест постоянного проживания в другое место проживания, на другую территорию, в том числе и за границу.

10. Иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы, при геноциде может заключаться в различных способах, направленных на их полное или частичное уничтожение — заражение радиоактивными, химическими, биологическими, токсичными материалами местности, природной среды обитания таких групп, в связи с чем люди этих групп жить там не могут или будут проживать с опасностью для жизни и здоровья, неоказание гуманитарной помощи, непроведение восстановительных работ при чрезвычайных обстоятельствах, стихийных бедствий, что ведет к голоду, распространению болезней, вымиранию групп в связи с отсутствием объектов жизнеобеспечения, и т.п.

11. Геноцид признается оконченным преступлением с момента совершения хотя бы одного из указанных действий.

12. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, специальной целью — полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

13. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Согласно ст. 4 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. лица, совершившие геноцид, подлежат наказанию независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Статья 356 ТК РФ. Основные полномочия федеральной инспекции труда (действующая редакция)

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  • HTML
  • BB-код
  • Комментарий к ст. 356 ТК РФ

    1. Комментируемая статья посвящена полномочиям федеральной инспекции труда, посредством которой реализуются стоящие перед ней задачи. Федеральная инспекция труда в своей деятельности не должна выходить за пределы своей компетенции, иначе она будет либо препятствовать надзорно-контрольной деятельности других уполномоченных на то государственных органов, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Государственные инспекторы труда и работники организаций должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда для предотвращения подобных случаев.

    2. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда — проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Основания для проверок — поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся; материалы средств массовой информации, данные статистики; судебной, прокурорской практики; материалы проверок, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов, других общественных организаций.

    Еще одно важное полномочие федеральной инспекции труда — запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Во время регулярно организуемых приемов ей предоставлена возможность непосредственного общения с любыми заинтересованными гражданами, в первую очередь с работниками.

    Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т.е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).

    Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. Важно знать, что такие проверки нельзя проводить чаще чем один раз в три года.

    Федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать экспертов, экспертные организации к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Эти эксперты (экспертные организации) не могут состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, а также быть аффилированными лицами проверяемых лиц (см. ч. 6 ст. 12 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей). Их помощь может оказываться в различных формах: консультации, обследования, дача заключений по конкретным вопросам. Таким образом обеспечивается потребность в специальных познаниях в области здравоохранения и техники безопасности при анализе материалов о нарушении законодательства по безопасности труда.

    3. Важным участком работы федеральной инспекции труда служит предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вплоть до ввода их в эксплуатацию.

    4. По результатам проверок федеральная инспекция труда:

    — выдает обязательные предписания об устранении нарушений;

    — составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий;

    — подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности;

    — в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях (см. ст. 362 и коммент. к ней).

    5. Федеральная инспекция труда вправе принимать и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав. Она уполномочена также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

    6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2012 N 581н. В соответствии с этим Регламентом федеральная инспекция труда информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права актов.

    7. Регулярный анализ материалов проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда также относится к компетенции федеральной инспекции труда. Собранные в ходе проверок материалы направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

    Доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подлежат ежегодной публикации. Они подготавливаются по Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 N 215.

    Доклады надзорно-контрольных органов направляются в Минэкономразвития России, которое подготавливает сводный доклад о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год и представляет его в Правительство РФ до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (п. 7 Правил).

    Содержащиеся в докладах сведения являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством РФ (п. 8 Правил).

    8. Федеральная инспекция труда уполномочена осуществлять надзор и контроль:

    — за реализацией прав работников на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    — назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (см. ст. ст. 183, 184 и коммент. к ним).

    Статья 306. Заведомо ложный донос

    1. Заведомо ложный донос о совершении преступления —
    наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    2. То же деяние, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, —
    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с искусственным созданием доказательств обвинения, —
    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Комментарий к статье 306 Уголовного Кодекса РФ

    Основным объектом заведомо ложного доноса являются интересы правосудия. В качестве дополнительного непосредственного объекта этого посягательства могут выступать интересы личности, т.е. тех граждан, которых необоснованно подозревают в совершении преступления.

    Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает нормальную работу правоприменительных органов, занимающихся проверкой заведомо ложного сообщения о совершении преступления, может повлечь необоснованное возбуждение уголовного дела, привлечение к уголовной ответственности и осуждение невиновного. Неверная информация отвлекает силы и внимание органов следствия и дознания от борьбы с действительными преступлениями.

    Объективная сторона состава преступления характеризуется активными действиями, которые заключаются в заведомо ложном сообщении о совершении преступления — как о событии преступления, так и о лицах, его совершивших. При этом категория преступления, о котором сообщается в доносе, не влияет на квалификацию деяния.

    Ответственности за ложные сообщения об административных и иных правонарушениях, а также об аморальных поступках ст. 306 УК РФ не предусматривает. В таких случаях возможна ответственность по ст. 129 УК РФ.

    В ст. 306 УК РФ не указаны органы, ложное сообщение которым образует данное преступление. Однако из смысла закона следует, что к таким органам относятся прежде всего органы, осуществляющие борьбу с преступностью и полномочные возбуждать уголовные дела: органы следствия и дознания, государственные налоговые инспекции, таможенные органы и др. Также к органам, куда может быть направлен заведомо ложный донос, можно отнести органы власти, исполнительные органы (мэрии, префектуры и т.д.), суд , а также иные органы, на которые возложена обязанность передавать сведения о совершении преступлений должностным лицам, полномочным возбудить уголовное дело.

    ———————————
    Согласно ст. 15 УПК РФ суд не является органом, осуществляющим уголовное преследование. Между тем по делам частного обвинения, указанным в ч. 2 ст. 20 УПК РФ, т.е. ст. ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129, 130 УК РФ, заявление о преступлении принимает непосредственно мировой судья (ст. 318 УПК РФ). Если в результате производства по такому делу мировой судья установит, что имеет место заведомо ложный донос в отношении определенного лица, то помимо вынесения оправдательного приговора он должен направить информационное письмо о факте заведомо ложного доноса в орган, осуществляющий уголовное преследование, совместно с имеющимися у него материалами.

    Заведомо ложный донос может быть устным, письменным, выполненным по телефону, через других лиц и пр. Способ совершения преступления не имеет значения для решения вопроса о наличии состава преступления. Не имеет значения и то, назвал доносчик свое подлинное имя, намеренно изменил его или сделал анонимный донос.

    Существует точка зрения, что состав данного преступления не охватывает анонимные заведомо ложные доносы, так как по ныне действующему законодательству в соответствии с п. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела .

    ———————————
    Новиков В.А. Некоторые вопросы уголовной ответственности за заведомо ложный донос о совершении преступления // Уголовное право. 2003. N 1. С. 46. См. также: Новиков В.А. Заведомо ложный донос // Уголовная ответственность за преступления против правосудия. М., 2003. С. 149.

    Вместе с тем в Приказе МВД России от 22 сентября 2006 г. N 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России» , Приказе ФСБ России от 22 января 2007 г. N 21 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности» , Приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде» , Приказе Генпрокуратуры РФ от 26 декабря 2006 г. N 120 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (в ред. от 23 апреля 2007 г.) содержатся указания, согласно которым анонимные обращения, в которых содержатся признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного общественно опасного деяния (преступления), направляются для проверки содержащейся в них информации и принятия мер по пресечению и раскрытию общественно опасного деяния (преступления) в соответствующие подразделения правоохранительных органов либо по подследственности.

    ———————————
    РГ. 2006. 23 нояб.
    БНА РФ. 2007. N 16.
    РГ. 2004. 5 нояб.
    Законность. 2007. N 3.

    Правомерность проверки анонимных заявлений оперативным путем подтверждена решением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 19 августа 1998 г. N ГКПИ98-198 .

    Таким образом, анонимные сообщения о преступлениях проверяются, ложная информация отвлекает силы и внимание правоприменительных органов от борьбы с действительными преступлениями, нарушая тем самым интересы правосудия. Следовательно, анонимные доносы подпадают под действие ст. 306 УК РФ. В данной ситуации поводом для возбуждения уголовного дела будет являться сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Основанием будет являться рапорт сотрудника, проводившего проверку об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ).

    Ответственность за ложное сообщение об акте терроризма предусмотрена специальной по отношению к ст. 306 УК РФ нормой — ст. 207 УК РФ. Следует иметь в виду, что объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ, такова, что ответственность возможна за заведомо ложное сообщение только о готовящемся акте терроризма. В случае заведомо ложного доноса о совершенном акте терроризма действия виновного следует квалифицировать по ст. 306 УК РФ.

    Сообщение при доносе является ложным, т.е. не соответствующим действительности. Это может относиться к событию преступления либо связано с обвинением лица в преступлении, которое он не совершал, либо с обвинением в более тяжком преступлении, чем совершенное на самом деле, и т.п. Ложность должна охватывать фактические обстоятельства, а не их юридическую оценку. Поэтому если заявитель, верно описав события происшествия, даст ему неверную юридическую квалификацию, то состав заведомо ложного доноса отсутствует. Сообщение правоохранительным органам своих предположений, мнений или догадок, если они не выдаются за достоверные сведения, не образуют ложного доноса. Добросовестное заблуждение в оценке сообщенных сведений исключает возможность квалификации последних как ложного доноса.

    Заведомо ложный донос является оконченным преступлением с момента получения сообщения (заявления) указанными выше органами или их должностными лицами. Последствия (например, возбуждение уголовного дела, его расследование и судебное рассмотрение, осуждение невиновного) не учитываются при квалификации, но имеют значение для назначения наказания.

    Если ложный донос не дойдет до адресата по независящим от виновного лица обстоятельствам (например, из-за утери при пересылке, неверно указанного адреса, названия организации и т.п.), то содеянное квалифицируется как покушение на преступление. Ответственность за приготовление к рассматриваемому преступлению наступает в соответствии с ч. 2 ст. 30 УК РФ только при наличии особо квалифицирующих признаков, т.е. по ч. 3 ст. 306 УК РФ (как тяжкое преступление).

    В тех случаях, когда заведомо ложный донос является способом совершения иного преступления, дополнительной квалификации по совокупности преступлений не требуется. Например, если со стороны собственника имел место ложный донос о краже автомобиля с целью получить страховку, то деяние полностью охватывается составом преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ.

    Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Об этом свидетельствует указание закона на заведомость ложности сообщенных сведений о совершении преступления. Виновный сознает, что сообщает правоохранительным либо иным органам, обязанным реагировать на это сообщение, безусловно, ложные, не соответствующие действительности сведения о совершении преступления, и желает совершить эти действия, т.е. ввести в заблуждение соответствующие государственные органы.

    Мотивы ложного доноса в большинстве случаев носят личный характер (месть, зависть, ревность, неприязненные отношения, стремление скрыть истинного преступника и др.), но иногда они могут носить иной характер, например политический. Обычно это преступление совершается со специальной целью — возбуждение уголовного дела и привлечение конкретного невиновного лица к уголовной ответственности.

    Установление такой цели, характерной для данного преступления, позволяет отграничивать заведомо ложный донос от смежных с ним составов преступлений, в частности от клеветы, соединенной с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 3 ст. 129, ч. 3 ст. 298 УК РФ). Клевета, соединенная с обвинением в совершении преступления, отличается от заведомо ложного доноса тем, что при заведомо ложном доносе умысел лица направлен на привлечение потерпевшего к уголовной ответственности, а при клевете — на унижение его чести и достоинства. В связи с этим при заведомо ложном доносе сведения о якобы совершенном потерпевшим преступлении сообщаются органам, правомочным возбудить уголовное преследование, с целью побудить их к возбуждению уголовного дела. При клевете заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию, распространяются среди окружающих (т.е. любых лиц) и не имеют цели возбуждения уголовного дела.

    Субъектом ложного доноса может быть любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет (субъект общий). Действия должностного лица в подобных случаях при наличии оснований могут быть квалифицированы по совокупности преступлений со ст. 285 УК РФ — злоупотребление должностными полномочиями.

    Судебной практике известны случаи признания субъектом заведомо ложного доноса также и обвиняемых по другому делу, если ложный донос не является способом защиты от предъявленного обвинения.

    Заведомо ложные показания подозреваемого о совершении преступления другим лицом, совершенные с целью избежать уголовной ответственности, состава заведомо ложного доноса не образуют, поскольку являются способом защиты от обвинения .

    ———————————
    См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второе полугодие 1997 г. (по уголовным делам). Определение N 1-Д97-16 по делу Незнамова (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14 января 1998 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 4. С. 15.

    Свидетели и потерпевшие, дающие ложные показания по обстоятельствам дела, должны нести уголовную ответственность по ст. 307 УК РФ. Но если в ходе показаний они делают ложное заявление об ином преступлении, то в их действиях будет состав заведомо ложного доноса.

    В ч. 2 ст. 306 УК РФ содержится квалифицирующий признак — донос, соединенный с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Для вменения этого признака необходимо, чтобы в доносе содержалось указание на конкретное лицо, якобы совершившее это преступление.

    В ч. 3 ст. 306 УК РФ содержится особо квалифицирующий признак — донос, соединенный с искусственным созданием доказательств обвинения, фальсификацией, имитацией доказательственных фактов, которых на самом деле нет (например, подготовка подставных свидетелей, изготовление фальшивых вещественных или письменных доказательств). Если же субъект ссылается на факты и доказательства, которые на самом деле имели место, но дает им неверное истолкование, то вести речь об этом квалифицирующем признаке нельзя.

    Если ложный донос был сопряжен с искусственным созданием доказательств путем провокации взятки или коммерческого подкупа, то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 304 и 306 УК РФ.

    Необходимо отличать фальсификацию доказательных фактов при ложном доносе (ч. 3 ст. 306 УК РФ) от фальсификации доказательств по уголовному делу, совершенной лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником (ч. ч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ). Разграничение следует проводить по субъекту преступления и его предмету.

    Другой комментарий к статье 306 УК РФ

    1. Объективная сторона преступления состоит в заведомо ложном доносе о совершении преступления.

    Донос — это сообщение в любой форме (устно или письменно), сделанное от собственного имени, анонимно или от имени другого лица либо через третьих лиц, о факте совершения преступления. Сообщение при доносе является ложным, т.е. не соответствует действительности. Это может относиться к событию преступления либо выразиться в приписывании его определенному лицу, в обвинении в совершении фактически имевшего место преступления лица, к нему не причастного, или в более тяжком преступлении, чем то, которое совершено на самом деле, и т.п. Ложность должна охватывать фактические обстоятельства, а не их юридическую оценку.

    В законе не указаны органы и должностные лица, ложный донос которым образует состав рассматриваемого преступления. Ими в первую очередь могут быть органы, которые осуществляют борьбу с преступностью: полиция, прокуратура, органы следствия и дознания. К ним также относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные организации, которые согласно их функциям обязаны передавать сведения о совершенных преступлениях органам и должностным лицам, наделенным правом осуществлять уголовное преследование.

    2. Ложный донос считается оконченным с момента поступления в указанные органы ложного сообщения о совершении преступления.

    3. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Добросовестное заблуждение относительно сообщаемых сведений исключает уголовную ответственность.

    4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

    5. Заведомо ложный донос следует отличать от клеветы. При ложном доносе деяние заключается в сообщении ложных сведений о совершении преступления, при клевете — в распространении ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица, подрывающих его репутацию. Ложный донос адресован в указанные выше органы, а клевета предполагает распространение сведений среди третьих лиц. Данными преступлениями преследуются разные цели:

    — ложным доносом — уголовное преследование невиновного лица;

    — клеветой — унижение чести и достоинства личности.

    6. Ложный донос становится квалифицированным, если он соединен с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 15 УК).

    7. По ч. 3 ст. 306 наказывается ложный донос, соединенный с искусственным созданием доказательств обвинения. Он характеризуется тем, что виновный либо представляет фальшивые доказательства обвинения, либо фальсифицирует их.

    Статья 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны (действующая редакция)

    1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, —

    наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

    2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, —

    наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

    • URL
    • Текст
    • Комментарий к ст. 356 УК РФ

      1. Потерпевшими являются военнопленные и гражданское население; предметом преступления — «национальное имущество», под которым следует понимать материальные ценности государства, организаций и частных лиц на оккупированной территории.

      2. Объективная сторона преступления выражается в ряде альтернативных деяний:

      1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением. Женевской конвенцией об обращении с военнопленными (1949 г.) запрещены преднамеренное убийство, пытки, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное Конвенцией.

      Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949 г.) к перечисленному добавляет незаконные перемещение или арест, взятие заложников;

      2) депортация гражданского населения. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны признает противозаконными совершаемые по любым мотивам угон и депортацию гражданского населения с оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или другого государства;

      3) разграбление национального имущества на оккупированной территории. IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (1907 г.) воспрещает истреблять или захватывать неприятельскую собственность, если это не вызывается военной необходимостью, отдавать на разграбление город или местность, даже взятые приступом.

      Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (1949 г.), и Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949 г.) объявляют преступными проводимое в большом масштабе присвоение имущества соответствующих лиц, не вызываемое военной необходимостью;

      4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ. Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I от 8 июня 1977 г.), запрещено применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания, а также средства и методы, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

      Запрещены такие методы ведения войны, как:

      — вероломство (симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия, симулирование капитуляции, выхода из строя вследствие ранений или болезни, обладания статусом гражданского лица или некомбатанта и др.);

      — приказ не оставлять никого в живых;

      — использование не по назначению отличительных знаков медицинской службы, гражданской службы, отличительных знаков культурных ценностей, знаков установок и сооружений, содержащих опасные объекты, белого флага парламентера.

      3. Вооруженный конфликт как признак рассматриваемого преступления предполагает любые вооруженные действия, в том числе военные, насильственные.

      4. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний.

      5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

      6. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

      7. Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 356 УК) является применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ. Понятие такого оружия дано в комментарии к ст. 355 УК.

      Статья 357. Геноцид

      СТ 357 УК РФ.

      Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической,
      расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения
      тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной
      передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий,
      рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, —
      наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением
      свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

      Комментарий к Ст. 357 Уголовного кодекса

      1. Объективная сторона геноцида характеризуется совершением действий, направленных на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой, указанными в законе способами, воспринятыми из Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.

      2. Национальная группа — это историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки.

      Этническая группа представляет собой исторически возникшую устойчивую социальную группу людей, объединенных длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении.

      Расовой группой признается исторически сложившаяся группа людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определенных пределах: цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертания головы и т.п.

      Религиозной группой является группа людей, исповедующих общую религию, т.е. принадлежащих к одной конфессии.

      Насильственное воспрепятствование деторождению состоит в принятии мер, способных ограничить или полностью прекратить процесс рождения детей среди членов указанных выше групп (например, принудительная стерилизация или кастрация людей, проведение насильственного прерывания беременности и др.).

      Принудительная передача детей характеризуется их незаконным отобранием у родителей или лиц, их заменяющих, помимо их воли и передачей иным лицам либо помещением в специальные детские учреждения.

      Насильственное переселение представляет собой принудительное (помимо воли) перемещение представителей указанных групп из места их постоянного проживания в иное место.

      Иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов указанных групп, может состоять, например, в заражении местности, источников водоснабжения, запрете занятия деятельностью, являющейся основным источником существования указанной группы людей, и др.

      4. Геноцид признается оконченным преступлением с момента совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение указанной группы людей, независимо от наступления последствий.

      Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

      1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —

      наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

      2. Те же деяния, совершенные:

      а) с применением насилия или с угрозой его применения;

      б) лицом с использованием своего служебного положения;

      в) организованной группой, —

      наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет.

      Комментарий к Ст. 282 УК РФ

      В силу ст. ст. 19, 29 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Также запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции).

      Комментируемая статья представляет собой реализацию конституционного принципа недопустимости экстремизма как деяния, направленного на возбуждение ненависти или вражды.

      Содержащаяся в ней норма направлена на охрану общественных отношений, гарантирующих признание и уважение достоинства личности независимо от каких-либо физических или социальных признаков, и устанавливает уголовную ответственность не за любые действия, а только за те, которые совершаются с умыслом, направленным на возбуждение ненависти или вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц, в связи с чем конституционные права граждан не нарушает, а охраняет .
      ———————————
      Определение КС РФ от 19.02.2009 N 154-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чулкина В.А. на нарушение его конституционных прав статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации».

      2. Объектом посягательства выступают общественные отношения в сфере равноправия граждан независимо от их пола, языка, происхождения, рода занятий, национальной, расовой принадлежности или отношения к религии.

      3. С объективной стороны состав преступления состоит в оказании активного воздействия на людей с помощью документов, слов, рисунков и действий, предпринятых с целью побуждения их к совершению определенных действий, зарождению у них решимости и стремления совершить определенные действия или же способствования уже существующему намерению. Состав преступления является формальным, считается оконченным с момента совершения хотя бы одного действия, направленного на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам их принадлежности к определенным полу, расе, национальности, языку или в зависимости от происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

      4. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе, влекут уголовную ответственность по ч. 1 комментируемой статьи только в том случае, если они совершены публично или с использованием СМИ (например, выступления на собраниях, митингах, распространение листовок, плакатов, размещение соответствующей информации в журналах, брошюрах, книгах, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, и иные подобные действия, в том числе рассчитанные на последующее ознакомление с информацией других лиц).

      Под враждой следует понимать не только мотивы, но и отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью.

      Унижение чести и достоинства человека или группы лиц представляет собой отрицательную оценку личности в обобщенном виде, направленную на ее дискредитацию, подрыв авторитета человека как в глазах окружающих, так и в своих собственных, так как честь и достоинство — нравственные категории, связанные с оценкой личности окружающими и самооценкой человека в его сознании конкретной личностью .
      ———————————
      Определение ВС РФ от 08.04.2010 N 65-О10-1.

      Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.

      5. Публичность предполагает обращение к неопределенному, как правило, широкому кругу лиц. Если такое обращение адресовано одному или нескольким конкретным лицам, то такие действия не образуют публичности.

      6. При установлении в содеянном в отношении должностных лиц (профессиональных политиков) действий, направленных на унижение достоинства человека или группы лиц, судам необходимо учитывать положения ст. ст. 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2004 г., и практику Европейского суда по правам человека, согласно которым политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в СМИ; государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. Критика в СМИ должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

      7. Средствами массовой информации являются средства донесения различного рода информации (визуальной, звуковой, вербальной), рассчитанные на массовую аудиторию и действующие на постоянной основе (например теле-, радиовещание, газеты, журналы, глобальные компьютерные сети, в том числе Интернет).

      8. Возбуждение ненависти, вражды, а равно унижение человеческого достоинства может привести к возникновению массовых беспорядков, вооруженному мятежу и другим преступлениям. В подобных случаях содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.

      Закон не конкретизирует действий, характеризующих объективную сторону преступления, а указывает лишь на их направленность, на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (призывы к расправе с лицами иной национальности, депортации и т.п.), на унижение национального достоинства (оскорбления, затрагивающие национальные чувства, клевета по расовым или религиозным признакам и т.п.). Это может быть пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

      9. Не является преступлением, предусмотренным комментируемой статьей, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

      10. Субъектом деяния является физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

      11. Преступление совершается только с прямым умыслом и с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

      Вопрос о наличии в действиях лица, распространяющего материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, признаков преступления или административного деликта решается в зависимости от направленности умысла лица (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

      При решении вопроса о разграничении комментируемого состава преступления со смежными, предусмотренными п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112 УК и другими, следует иметь в виду, что насилие, применяемое при совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, является не только выражением ненависти в отношении конкретного потерпевшего, но и направлено на достижение специальной цели — возбуждение ненависти или вражды в других людях (о чем, например, может свидетельствовать применение в общественных местах в присутствии посторонних лиц насилия в отношении потерпевшего (потерпевших) по признаку принадлежности к определенной расе или национальности, сопровождаемое расистскими или националистическими высказываниями).

      12. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицирующие признаки преступления.

      Прежде всего это совершение описанных в ч. 1 данной статьи действий, с применением насилия или угрозой его применения. Имеется в виду как физическое, так и психическое насилие (угроза). Степень насилия закон не указывает, следовательно, она может быть любой и влияния на квалификацию не оказывает. Однако, если насилие привело к убийству потерпевшего или причинению тяжкого вреда здоровью, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.

      Насилие, применяемое при совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, является не только выражением ненависти в отношении конкретного потерпевшего, но и направлено на достижение специальной цели — возбуждение ненависти или вражды в других людях (о чем, например, может свидетельствовать применение в общественных местах в присутствии посторонних лиц насилия в отношении потерпевшего (потерпевших) по признаку принадлежности к определенной расе или национальности, сопровождаемое расистскими или националистическими высказываниями) (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

      Совершение данного преступления лицом с использованием служебного положения (специальный субъект) предполагает, что эти действия выполняют не только должностные, но и любые другие лица, чье служебное положение позволяет им использовать его для совершения данного преступления.

      К лицам, использующим свое служебное положение, относятся, в частности, должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст. 285 УК, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также иные лица, отвечающие требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст. 201 УК.

      Использование служебного положения (п. «б» ч. 2 ст. 282 и ч. 3 ст. 282.1 УК) выражается не только в умышленном использовании указанными выше лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими действий, направленных, в частности, на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

      Квалифицирующим признаком является также совершение преступления организованной группой.

      13. Рассматриваемое преступление согласно закону (ч. 3 ст. 15 УК) относится к преступлениям средней тяжести.

      Смотрите так же:

      • Группа короткого пребывания москва Детский летний городской дневной лагерь Программа лета «Интересополис - 2017» Программа рассчитана на 3 возрастные группы: 1) Старшая (5-6,5 лет) 2) Средняя (3-4) 3) Младшая (2-3) Тема: «Кругосветка – Интересомания» (путешествие по странам и континентам) […]
      • Переселение из ветхого жилья хмао Городская жизнь / Программа по сносу ветхого жилья Здравствуйте. Кто-нибудь знает что там с прогрпммой по сносу ветхого жилья. И где можно поподробнее узнать эту информацию? План сноса жилья размещен на официальном информационном портале органов местного […]
      • Приказы 1684 Страница не найдена Извините, запрашиваемый Вами ресурс не найден. Вы можете вернуться обратно, или перейти на главную страницу и воспользоваться поиском. Состояние базы Всего документов: 237685 На казахском языке: 119132 На русском языке: 118144 На […]
      • Нотариусы пермского нотариального округа Нотариусы - Всеволожский нотариальный округ. Часы работы, телефоны, адреса нотариусов Ниже представлен полный перечень нотариусов Всеволожского нотариального округа Ленинградской области. НОТАРИУСЫ - ВСЕВОЛОЖСКИЙ НОТАРИАЛЬНЫЙ ОКРУГ 188661, Всеволожский […]
      • Направление протокола в суд Направление протокола в суд Копаюсь в КоАП, не могу найти - в какой срок инспектор должен передать протокол в отношении юр. лица на рассмотрение в суд? У нас протокол от 29.03.2012г. по ст. 19.5 ч. 12 - за неустранение нарушений по ранее выданным […]
      • Приговор суда по наследству Приговор суда по наследству РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 февраля 2007 года Ленинский районный суд г. Омска рассмотрев в открытом судебном заседании городе Омске гражданское дело по заявлению А.В об установлении факта принятия наследства, А.В. […]
      • Федерального закона 15-фз от 23022013 Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего […]
      • Приказ внутреннего контроля качества Приказ Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Приказ от ___________ N___ Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Во исполнение положений Федерального закона от […]