Судебные способы защиты прав потребителей

Формы, виды и способы защиты прав потребителей

Защита потребительских прав – это совокупность мер государственной и негосударственной политики, направленной на регулирование отношений между покупателем и субъектом предпринимательской деятельности, а именно — установление основных прав покупателя, определение вариантов возможных правонарушений и механизм защиты. Данный механизм осуществляется благодаря следующим гражданско-правовым способам защиты:

Способы защиты прав потребителей

  • Самозащита. При нарушении потребительских прав покупатель может вернуть товар в магазин, обменяв его на другой, или же получить назад деньги в полном объеме. При этом существует несколько способов такой защиты. Гражданин может обратиться к продавцу или производителю и решить проблему самостоятельно, составляя претензию в письменной форме. Если же такой метод неприемлем, права покупателя защищают органы государственного аппарата, торговые объединения и ассоциации в судебном порядке.
  • Изменение или прекращение договоренности. Данные способы защиты прав потребителей применяются в 99 процентах возникновения конфликтной ситуации между покупателем и продавцом касательно ненадлежащего качества продукции. Продавец может самостоятельно устранить неполадки такого товара, вернуть деньги за приобретенную продукцию, обменять на аналогичную товарную позицию или же осуществить обмен на другой товар с перерасчетом покупной цены.
  • Восстановление имущественной сферы. Данный метод основан на взимании неустойки и возмещении причиненных убытков. Такой ущерб может быть оценен не только как материальный, но и моральный. Возмещение морального вреда применяется исключительно в судебном порядке. Сумма зависит от физических или нравственных страданий, которые были причинены покупателю за определенный отрезок времени.

Если говорить о применении вышеперечисленных способов, то каждая ситуация индивидуальна и может включать в себя как один из таких методов, так и реализацию их в совокупности. К примеру, при обращении в суд большинство покупателей настаивают не только на расторжении соглашения купли-продажи, но и на возмещении морального вреда и оплате неустойки.

Виды правовой защиты

Все виды защиты прав потребителей основаны на законах РФ, постановлениях, нормативных актах и дополнениях к основным законам. Согласно действующему законодательству, абсолютно все покупатели имеют право на удовлетворение своих требований в области торгового обслуживания или предоставления услуг. Покупатель имеет право на свободный выбор продукции в любом месте и в любое время, отталкиваясь от графика работы субъекта торговой деятельности.

Продавец обязан в полной мере предоставлять покупателю сведения о работе магазина, об основных характеристиках конкретной продукции или предоставляемых услугах. Также продавец по требованию покупателя обязан представить документы о составе продукции, о цене.

Формы правовой защиты потребителей

При нарушении прав покупателя перед ним встает проблема выбора формы защиты своих потребительских прав.
Формы защиты прав потребителей – это комплекс мероприятий, которые регламентированы правом и направлены на выполнение правоприменительными организациями в пределах правозащитного процесса. Это означает, что каждый покупатель может отстоять свое право как в судебном порядке, так и самостоятельно с продавцом.

Несмотря на прозрачность законодательной базы, продавцы или производители часто не выполняют своих обязанностей, используя некомпетентность и незнание законов покупателями.

Именно поэтому перед решением конфликта лучше обратиться к опытному юристу, который проконсультирует вас во всех аспектах возникнувшей ситуации и предоставит ряд необходимых рекомендаций. Если же продавец отказывается от выполнения своих обязанностей, и вы вынуждены обратиться в суд, без опытного специалиста не обойтись. Юрист составит исковое заявление, подготовит все доказательства и поможет на всех этапах судебного процесса.

Судебные и досудебные способы защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

Т.Ю. ХОЛОДОВА,

аспирант Российской академии государственной службы при Президенте РФ

Развитие гражданского общества, рост правовой грамотности населения, нарастающая активность движения защиты прав потребителей в различных сферах потребления и, наконец, введение медицинского страхования в нашей стране приводят к тому, что люди осознают свое право оспаривать действия медицинских работников и требовать адекватной компенсации в случае причинения ущерба жизни и здоровью или морального вреда при неблагоприятном исходе оказания медицинской помощи. В условиях демократического общества и правового государства на первый план выходят вопросы социальной защиты, в том числе о создании эффективного механизма защиты основных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Известный ученый-правовед Г.В. Мальцев точно отмечает, что сама по себе система экономической власти базируется на началах жесткого авторитаризма, является открыто недемократической и в принципе недемократической системой[1]. В этих условиях неоценимое значение имеет право в его широком понимании, прежде всего одна из его важнейших функций — охранительная, защитная. Однако современное российское законодательство, в том числе в области здравоохранения, не в состоянии адекватно решить возникающие проблемы защиты прав, свобод, охраняемых законом интересов прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Понятие конституционной защиты прав и свобод личности является одним из основополагающих в юридической науке и практике. Конституция РФ провозгласила признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства (ст. 2), что заставляет государственные органы — законодательные, исполнительные и судебные — обеспечивать реализацию прав и свобод путем принятия соответствующих защитных мер. Наряду с этой обязанностью государства существует и самозащита, а именно возможность лично защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), в том числе обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46).

Объектом правовой защиты являются не только субъективные права, но и законные (охраняемые законом) интересы. Субъективное право есть дозволение, т. е. предоставление права на активные действия, возведенные в правовую возможность, обеспеченную юридически. Законный интерес является правовой дозволенностью, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе способом и требовать соответствующего поведения от других лиц; ей не противостоит конкретная юридическая обязанность.

В общеупотребительном значении понятие «защитить» означает, охраняя, оградить от посягательства, враждебных действий, опасности, а также предохранить, обезопасить от чего-либо[2]. Согласно Декларации прав человека и гражданина 1789 года потребность в защите права граждан на охрану здоровья возникает в случае нарушения этого права. Иногда под системой форм защиты конституционного права понимают закрепленные законом меры принудительного характера, посредством которых признаются (восстанавливаются) нарушенные права и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Субъективное право на охрану здоровья имеет неимущественный характер, поэтому следует наряду с имущественными способами защиты расширить круг неимущественных санкций, предусмотреть такие формы ответственности, которые не только содействовали бы достижению цели — компенсировать моральный вред, но и удовлетворяли чувство справедливости (например, общественное порицание нарушителя права или публичное извинение перед потерпевшим лицом).

В защите права на охрану здоровья и медицинскую помощь можно выделить два аспекта этой важнейшей государственной проблемы. Первый — конституционная защита права граждан на охрану здоровья состоит из особых, санкционированных самой Конституцией РФ превентивных мер, служащих цели обеспечения и неприкосновенности исследуемого права, т. е. носит регулятивный характер.

В статьях 45—48 Конституции РФ содержатся охранительные юридические нормы, направленные на защиту прав и свобод личности. Так, гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми формами и средствами обеспечивать защиту прав и свобод человека и регулировать их. Само общество призвано создавать средства, позволяющие своим членам реально пользоваться определенными социальными благами. Судебная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 46) регулируется федеральными законами, в том числе Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», законами РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, вид государственной защиты прав и свобод личности, общественное отношение и государственную функцию.

Второй аспект заключается в том, что защита носит узкий, уголовно-процессуальный, административный характер. Высказывается мнение, что формой защиты конституционного права называется определенный процессуальный или процедурный порядок применения способа защиты права. При этом различают юридическую и неюридическую формы защиты конституционного права на охрану здоровья. Под юридической понимается защита государственными органами или уполномоченными государственными органами — судебными (например, Конституционным судом РФ).

Одним из наиболее эффективных способов защиты прав граждан является судебная защита[3]. Бесспорно, путем обращения к судебной защите невозможно отменить или отвергнуть все посягательства на жизнь и здоровье. Тем не менее именно суд как орган правосудия сможет установить истину, обеспечить возмещение причиненного вреда. Кроме того, обращение к судебной защите может быть вызвано не только стремлением защитить нарушенное право, но и оскорблением чувства справедливости, особой потребностью в справедливом разрешении дела[4].

Согласно статьям 66, 68 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 в случае нарушения прав в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством. Возмещение ущерба не освобождает медицинских работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Процедура отстаивания своего права на защиту здоровья предусматривает два уровня — досудебный и судебный. Оба уровня предполагают наличие нескольких этапов и стадий.

Определяющим признаком досудебного уровня рассмотрения споров по защите прав пациента является добровольный характер разрешения конфликта — добровольное признание виновной стороной допущенных ею нарушений и возмещение причиненного пациенту ущерба.

Досудебный порядок рассмотрения претензий пациента может осуществляться в двух формах — внутриведомственной и вневедомственной. Первая проводится при рассмотрении администрацией учреждения здравоохранения на клинико-экспертной комиссии по изучению летальных исходов, вторая — на уровне страховой медицинской организации, фонда обязательного медицинского страхования и др. Гражданин может последовательно обращаться с жалобой в учреждение здравоохранения либо страховую медицинскую организацию или фонд, а в случае не удовлетворяющего его решения — в вышестоящие организации и т. д.[5]

Механизм судебных и досудебных разбирательств существует, но он несовершенен. Несмотря на то что Конституция РФ закрепила положение о возмещении государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), в предыдущие годы количество исков было ничтожно мало. Являясь собственностью государства, учреждения здравоохранения справедливо рассчитывали на то, что суды не будут «наказывать» их строго. За последние годы количество исков значительно увеличилось, однако их мало с точки зрения имеющихся сведений о количестве врачебных ошибок. Проблема редкого использования института ответственности государства объяснялась недостаточным материально-финансовым обеспечением.

Фактически постоянно при возникновении конфликта с пациентом оценку качества медицинской помощи производит вышестоящий для учреждений здравоохранения орган (комитет здравоохранения, облздрав, департамент здравоохранения и т. п.). Его оценка не может являться независимой, поскольку учреждение здравоохранения подчиняется облздраву; специалисты, входящие в состав соответствующих комиссий, не расписываются за свое мнение; как правило, заключение подписывает должностное лицо и документ не содержит информацию о составе комиссии.

Прокуроры и суды принимают протоколы служебных расследований в качестве экспертизы и руководствуются ими, отказывая в возбуждении уголовного дела или удовлетворении иска. Протоколы же не имеют ничего общего с экспертным заключением, где эксперт перед его составлением отвечает на вопросы, изучает все материалы дела, устанавливает причинно-следственную связь между оказанием медицинской помощи и ее результатом. Однако если учесть, что судебно-медицинские экспертные учреждения, в которых суды и следственные органы назначают экспертизу, также входят в систему здравоохранения, подчиняясь управлениям здравоохранения субъектов, то не следует исключать возможность необъективного проведения таких экспертиз.

Одним из эффективных направлений защиты прав пациентов может послужить обращение в органы прокуратуры. Федеральным законом от 17.11.1995 № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) определено, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории России, федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного и военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых этими органами и должностными лицами. Правовой акт должностного лица сферы здравоохранения (руководителя лечебно-профилактического учреждения по поводу досрочной выписки пациента либо руководителя органа управления здравоохранением по поводу платности оказания тех или иных услуг при отсутствии бесплатного аналога) может быть предметом обращения как раз в органы прокуратуры.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о факте нарушения законов, требующем принятия мер прокурором. Заявление пациента о том или ином нарушении его прав при оказании медицинской помощи и будет той информацией, которая послужит пусковым звеном для действия органов прокуратуры. У пациента при обращении в прокуратуру есть много оснований быть уверенным в объективном и незамедлительном рассмотрении его обращения, поскольку:

· в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов;

· поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;

· ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом;

· прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушение;

· запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются (ст. 10 Закона о прокуратуре).

Использование мер защиты прав граждан требует усовершенствования форм и методов деятельности органов, которые принимают участие в их обеспечении, в частности в осуществлении контрольно-надзорных функций, а также предусматривает активное вмешательство в процесс их реализации с целью устранить препятствия на пути их осуществления. Гарантию охраны прав и свобод можно определить через развитие демократического института ответственности государства перед своими гражданами за нарушение их прав. Государство, которое стремится быть правовым, не может не реагировать на нарушения провозглашенных им прав и свобод, так как это противоречит его сущности[6].

Еще одной досудебной формой защиты прав граждан на охрану здоровья является обращение в общественные организации и иные негосударственные институты. Объединения имеют право на реализацию (осуществление) своих уставных целей: представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях; выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей; вносить предложения в органы государственной власти и местного самоуправления.

Причинами образования правозащитных организаций в сфере медицинской деятельности, в частности, стали:

· усиление тенденции защиты прав человека в области медицины;

· влияние мирового сообщества, нередко показывающего примеры должного отношения к защите прав пациентов;

· повышение активности самих пациентов, права которых были нарушены при получении медицинской помощи;

· изменение законодательства, предоставившее возможности для организации объединений в защиту прав пациентов.

Для центральных городов России (Москва, Санкт-Петербург) характерно формирование объединений пациентов, страдающих конкретными заболеваниями (диабетом, гипертонией, детским церебральным параличом), в то время как для регионов — создание организаций общего направления (Ростовское региональное общественное движение в защиту прав пациентов, Пермский медицинский правозащитный центр и др.).

В области здравоохранения ассоциации создаются преимущественно по профессиональному признаку. Чаще всего объединяются представители одной или нескольких родственных медицинских специальностей — терапевты, хирурги, судебно-медицинские эксперты и др. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе, для защиты их прав, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с их профессиональной деятельностью (ст. 62 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Ассоциации принимают участие

в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм, а также в разработке стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации, присвоении квалификационных категорий, в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и деятельности фондов обязательного медицинского страхования.

Профессиональные медицинские ассоциации являются важной структурой в общей системе защиты прав пациентов. Ключевым фактором их влияния могла бы стать легитимная возможность воздействовать на тех медицинских работников, которые нарушают права пациентов. Однако руководители профессиональных медицинских ассоциаций в большей степени заинтересованы в осуществлении иных функций. Пациенты, их права, средства защиты этих прав не относятся к первоочередным задачам профессиональных медицинских ассоциаций.

В каждом муниципальном образовании необходимо создать независимые профессиональные вневедомственные комиссии по контролю за качеством оказания медицинской помощи с включением в их состав представителей органов местного самоуправления, прокуратуры, следственных органов МВД России, общественности, представителей науки и практических работников лечебных учреждений. Заключение комиссии необходимо считать главным документом при квалификации и установлении размера вреда, причиненного здоровью пациента, а также при определении вины конкретных лиц лечебно-профилактического учреждения.

Эффективным направлением в деле защиты прав пациентов стало обращение в органы системы обязательного медицинского страхования. Страховые медицинские организации осуществляют контроль за качеством, объемами и сроками оказания медицинской помощи путем заключения (или незаключения) договоров с лечебно-профилактическими учреждениями, что способствует защите прав пациентов (застрахованных). При разработке концепции медицинского страхования функция страховых медицинских организаций как раз и заключалась в том, чтобы стать реальной правовой основой защиты прав пациентов. Основанием для обращения пациента в страховую медицинскую организацию является положение ст. 15 Закона РСФСР от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РСФСР», в которой среди обязанностей страховой компании указана защита интересов застрахованных.

Современный российский и зарубежный опыт здравоохранения свидетельствует о необходимости разработки и законодательного закрепления юридической защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Большую озабоченность общественности вызывают случаи нарушения конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Однако правовые средства обеспечения прав личности на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленные в законодательных нормах, в условиях формирования экономических властеотношений и коммерциализации сферы здравоохранения испытывают известную трансформацию, не всегда способны выполнять свою охранительную, правозащитную функцию. Отсутствие законодательных норм о защите прав на охрану здоровья ослабляет действие правового регулирования в этой области, снижает его эффективность. Недостаточно обеспечивается одна из основных функций государства — социальная защита прав граждан от отрицательных последствий рынка, в частности правовыми средствами.

Главным из всех способов защиты прав является судебный. В стране отсутствует полноценная правовая база для защиты прав пациента. Необходимо разработать юридический механизм применения средств правовой защиты в области здравоохранения, а также сформировать специальные способы и формы с учетом особенностей взаимодействия врачей и пациентов, лечебно-профилактических учреждений, а именно:

· выработать четкие стандарты предоставления медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями и условиями оказания медицинской помощи;

· ужесточить ответственность медицинских работников за причинение смерти вслед-ствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей и внести изменения в п. 2 ст. 105 УК РФ (дополнить подп. «н» словами «убийство пациента, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, — наказывается на срок от восьми до двадцати лет»);

· принять федеральный закон «О защите прав пациента», включающий в себя все возможные формы досудебной и судебной защиты.

1 См.: Мальцев Г.В. Право и экономическая власть // Правовое государство, личность, законность. — М., 1997. С. 53.

2 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. 4-е изд., испр. и доп. — М., 1961. С. 222.

3 См.: Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. — М., 1974. С. 155.

4 См.: Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. — М., 1992. С. 38—39.

5 См.: Леонтьев О.В. Медицинская помощь: права пациента. — СПб., 2002. С. 57; Старченко А.А. Руководство по защите прав пациентов (застрахованных лиц). — СПб., 2002. С. 26.

6 См.: Малеин Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Гос-во и право. 1994. № 6. С. 23—32.

Судебные способы защиты прав потребителей

18 июня 2002 года между ОАО «Строительное управление № 9» и ООО «БастионСтройИнвест» был заключен договор № 02-В об инвестиционной деятельности, предметом которого являлось сотрудничество в строительстве 4-секционного жилого дома, расположенного на пересечении улиц Военной и Каменской г. Новосибирска.

По условиям договора ООО «БастионСтройИнвест» причиталась двухкомнатная квартира № 58 (строительный), расположенная на 13 этаже блок-секции «А». ООО «БастионСтройИнвест» обязательства по оплате данной квартиры перед ОАО «Строительное управление № 9» выполнило в полном объеме.

20 октября 2003 года, ООО «БастионСтройИнвест» передало свои права по указанному договору на названную квартиру П.С.В. с согласия ОАО «Строительное управление № 9». П.С.В. свое обязательство по оплате указанной квартиры перед ООО «БастионСтройИнвест» выполнил полностью, однако квартира в установленный срок ему не была предоставлена. В связи с чем, П.С.В. обратился в суд с иском к ОАО «Строительное управление № 9» о взыскании неустойки за нарушение срока окончания работ по строительству квартиры в размере 1180000 рублей и убытков в размере 120000 рублей, связанных с наймом жилого помещения.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 18 апреля 2005 года взыскана с ОАО «Строительное управление № 9» в пользу П.С.В. неустойка в размере 600000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей. В остальной части иска отказано.

Постановлением президиума Новосибирского областного суда от 10 февраля 2006 года названные судебные постановления отменены, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П.С.В. отказано.

В надзорной жалобе П.С.В. просит отменить постановление президиума Новосибирского областного суда от 10 февраля 2006 года, как вынесенное с существенным нарушением норм материального права, а решения судов первой и второй инстанций оставить без изменения.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации П.Л.М. от 9 июня 2006 года дело истребовано в Верховный Суд РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

При рассмотрении данного дела судом надзорной инстанций были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Как следует из соглашения от 20 октября 2003 года об уступке права требования по договору № 02-В об инвестиционной деятельности от 18 июня 2002 года, заключенного между ООО «БастионСтройИнвест» и ОАО «СУ-9», истец передает деньги на инвестирование квартиры ООО «БастионСтройИнвест», а ООО «БастионСтройИнвест» свои права в части требования квартиры, а ответчик ОАО «СУ-9» передает квартиру в первом квартале 2004 года.

Соглашение об уступке права требования от 20 октября 2003 года согласовано и подписано директором ОАО «СУ-9», в том числе в части сроков оплаты и завершения строительства в 1 квартале 2004 года (л.д. 62). Дав надлежащую правовую оценку договору уступки права требования предоставления квартиры и тому соглашению, которое было заключено между истцом и ответчиком, который отвечал по требованию, перешедшему к истцу, суд первой и кассационной инстанций с учетом наличия взаимосвязи между указанным договором, основным инвестиционным соглашением и тем соглашением, которое заключил истец с организацией, отвечающей по требованию, перешедшему к истцу, пришли к правильному выводу о том, что истцом квартира приобреталась для личных, семейных и бытовых нужд, в связи, с чем возникшие отношения регулируются Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

При таких обстоятельствах с выводом, изложенным в постановлении президиума Новосибирского областного суда о том, что суд первой инстанции, рассматривая дело, неправильно истолковал и применил материальный закон, согласиться нельзя и поэтому в силу п. 4 ст. 390 ГПК РФ указанное постановление подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции и определения кассационной инстанции.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 25 октября 2007г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в закон российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую гражданского кодекса Российской Федерации.//Консультант плюс

2 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248 .//Консультант плюс

3 Телепрограмма «Вести», ОРТ, 21.02.10г.

4 Романец П.В. Современная концепция конкурентной и потребительской политики. К.:РИО. КГТУ.-2007.-С.29.

5 С этого времени 15-го марта отмечается как Всемирный день защиты потребителей.

6 Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

7 Петров М. Правовые аспекты о защите прав потребителей. // Российская юстиция. 1994 г. № 2 с.28-30.

8 Интерес покупателя-это выгода бизнеса. // Закон. № 3 1994 г.

9 Законодательство и экономика. № 3-4 /49-50/ 1993г. с.60.

10 Корнилов Э. Положительные тенденции законодательства о защите прав потребителей. // Хозяйство и право. 1998 г. № 12 с.94-101.

11 Парций Я.Е Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». – М., 2001; Быков А.Г. Предпринимательское право в рыночной экономике. — М., 2004; Паращук С.Конкуренция: от экономической многозначности к правовой определенности. Право на конкуренцию // Хозяйство и право. – 1998 — № 11 – С. 24-26; Хинкин П. Негосударственные формы защиты прав инвесторов // Хозяйство и право. – 1997 — №№ 4-5; Макаров Г. Правовые способы защиты граждан от посягательств на их права при совершении жилищных сделок // Хозяйство и право. – 1997 — №№ 4-5; Михайлов М.Н. Меры ответственности за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции // Финансовая газета. Региональный выпуск. -1999 — № 43; Романец П.В. Философия потребления. Кострома – 2001.

12 Журбин Б. В. Потребитель в законе // Юрист. — 2005. № 7

13 Корнилов Э. Г. Практика применения законодательства о правах потребителей // Российская юстиция. —1998. № 8.

14 Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики / под ред. А. М. Эрделевского. — 3-е изд. — М.: Волтерс Клувер, 2004.

15 Богдан. В. В. Досудебный порядок урегулирования споров, возникающих в сфере защиты прав потребителей. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс.

16 Отечественное законодательство Х1-ХХ веков. Ч.1./Под ред. Чистякова О.И..-М.:Юрист, 1999.-С.34

17 Романец П.В. Современная концепция конкурентной и потребительской политики. К.:РИО. КГТУ.-2007.-С.29.

18 Защита прав потребителей: Учеб.- практич. пособие /под редакцией А.С.Долбилина, Ф.Р. Шахурина, Г.Н. Цыкоза. — М., 2007. — С. 12.

19 Защита прав потребителей: Учеб.- практич. пособие /под редакцией А.С.Долбилин, Ф.Р. Шахурина, Г.Н. Цыкоза. — М., 1997. — С. 17.

20 Митчелл Дж. Рамки для осуществления руководящих принципов ООН для защиты интересов потребителей в центральной и восточной Европе. Исследование, проведенное по заказу ООН. – М., 1992. – С. 42.

21 Митчелл Дж. Указ. источник — С. 51.

22 Митчелл Дж. Указ. источник — С. 53.

23 Голованиевская М. Права потребителя, когда появились? //Деньги.1999.-№30.-С.45.

24 Митчелл Дж. Указ. источник — С. 81.

25 О влиянии этого общественного объединения в США можно судить по тому факту, что руководитель организации Р. Нейдер, в 2000 году в качестве независимого кандидата учувствовал на выборах Президента США, чем вызвал достаточно большой переполох в партиях республиканцев и демократов.

26 С этого времени 15-го марта отмечается как Всемирный день защиты потребителей.

27 Защита прав потребителей: Учеб.- практич. пособие /под редакцией А.С.Долбилин, Ф.Р. Шахурина, Г.Н. Цыкоза. — М., 1997. — С. 17.

28 Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Гарант.

29 Конституция РФ — СПб.: Издательский дом А. Громова, 2001.

30 Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : [принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.]: Справочная правовая система Гарант; Руководящие принципы для защиты интересов потребителей [Электронный ресурс] : [Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248]: Справочная правовая система Гарант.

31 Законодательство Европейского Экономического Сообщества о защите прав потребителей. /Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации. Серия «Законодательство зарубежных государств» / составитель О.Н.Зименкова. М., 1994. –С. 9.

32 Защита прав потребителей: Учеб.- практич. пособие /под редакцией А.С.Долбилина, Ф.Р. Шахурина, Г.Н. Цыкоза. — М., 2007. — С. 17.

33 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248 // Коммерческий вестник.-1989. — №№ 7, 8. — С. 1-13.

34 Отечественное законодательство Х1-ХХ веков. Ч.1./Под ред. Чистякова О.И..-М.:Юрист, 1999.-С.34

35 Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей. — М., 1994. – С. 12.

36 Защита прав потребителей: Учеб.- практич. пособие /под редакцией А.С.Долбилина, Ф.Р. Шахурина, Г.Н. Цыкоза. — М., 2007. — С. 19.

37 Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей. — М., 2004. – С. 14.

38 Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей. — М., 1994. – С. 14.

39 Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. [Электронный ресурс> // Справочная правовая система Гарант.

40 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., № 15, ст. 766.

41 См: Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993года. // Российская газета от 25 декабря 1993г. N 237.

42 См: Российская газета от 7 апреля 1992.

43 Федеральный закон Российской Федерации от 25 октября 2007г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в закон российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую гражданского кодекса Российской Федерации.//Консультант плюс

44 Например: Корнилов Э. Практика применения законодательства о правах потребителей // Российская юстиция. 1998. №8., с. 25.

45 См.: Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) / Под ред. А.М. Эрделевского. М.: Юристъ, 2006.

46 См.: Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 12. — Ст. 1232.

47 См.: Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 2003. — № 13. — Ст. 1177.

48 См.: Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 2002. — N 30. — Ст. 3032.

49 См.: Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 30. — Ст. 3032.

50 См.: Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

51 См.: Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

52 См.: Золотухина Т.А. Постатейный комментарий к новой редакции закона РФ «О защите прав потребителей». Москва: Дашков и К о , 2008. С. 14.

1 1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей».

53 Закон о защите прав потребителей с практическим комментарием.// Право и Закон, Москва 1996 г.

1 1 Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» (постатейный)/И.А.Балушкин и др.-М. изд-во Проспект, 2004.- стр28

СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с п. 3 ст. 3Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить соответствующим положениям гл. IIIуказанного Федерального закона.

Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Оно может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Третейское соглашение заключается в письменной форме. Оно считается таковым, если содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора. При несоблюдении данных правил третейское соглашение является незаключенным.

В третейском суде для разрешения конкретного спора стороны могут по своему усмотрению договориться о месте третейского разбирательства. Если стороны не договорились об ином, то такое место определяется третейским судом для разрешения конкретного спора с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон. В постоянно действующем третейском суде место третейского разбирательства определяется в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда. Если в его правилах нет указания на место третейского разбирательства либо порядок его определения, то место третейского разбирательства определяется составом третейского суда с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.

Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в третейский суд. Копия искового заявления передается ответчику. В исковом заявлении должны быть указаны:

1) дата искового заявления;

2) наименования и места нахождения организаций, являющихся сторонами третейского разбирательства;

3) фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан-предпринимателей и граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства;

4) обоснование компетенции третейского суда;

5) требования истца;

6) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

7) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

9) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов.

Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. В случае если исковое заявление подписано представителем истца, к исковому заявлению должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Правилами третейского разбирательства могут быть предусмотрены дополнительные требования к содержанию искового заявления. Ответчик вправе представить истцу и в третейский суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска. Отзыв на исковое заявление представляется истцу и в третейский суд в порядке и сроки, которые предусмотрены правилами третейского разбирательства. Если его правилами срок представления отзыва на исковое заявление не определен, то указанный отзыв представляется до первого заседания третейского суда. В ходе третейского разбирательства сторона вправе изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против иска.

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.

Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то оно может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда. Порядок оспаривания решения третейского суда в компетентный суд, рассмотрения им заявления об отмене решения третейского суда и принятия решения (определения) об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления определяется арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством РФ.

Защита прав потребителей в судах общей юрисдикции предусматривается по правилам гражданского судопроизводства. Следовательно, в осуществлении процессуального порядка судебной защиты прав потребителей необходимо руководствоваться общими правилами, закрепленными в ГПКРФ.

Защита прав потребителей осуществляется посредством рассмотрения дела в порядке искового судопроизводства. В этой связи можно выделить следующие общие процессуальные правила искового судопроизводства.

1. В соответствии со ст. 17Закона «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Таким образом, в Законе»О защите прав потребителей» установлена альтернативная подсудность. Однако следует отметить особенности, имеющее значение в вопросе определения потребителем подсудности:

а) допускается возможность для сторон по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству (ст. 32ГПК РФ);

б) в отношении исков к перевозчикам, вытекающих из договоров перевозки, закреплена исключительная подсудность. Данные иски предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия (ст. 30ГПК РФ);

в) предусматривается, что иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца (ст. 31ГПК РФ).

В соответствии со ст. 54ГК РФ местом нахождения юридического лица признается место его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Место жительства индивидуального предпринимателя, а также гражданина, т.е. истца, ст. 20ГК РФ определяет как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 2Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом пребывания гражданина понимаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, — в которых он проживает временно.

Российская газета. 1993. N 152.

Согласно ст. 444ГК РФ, в случае, когда в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту.

2. Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Согласно ст. 131ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны:

наименование суда, в который подается заявление;

наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

перечень прилагаемых к заявлению документов.

Кроме того, к исковому заявлению могут прилагаться: его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют; текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания; доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором; расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

3. Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции.

Однако согласно ст. 134ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если:

а) заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым ГПКРФ или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;

б) имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;

в) имеется ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Об отказе в принятии искового заявления судья выносит мотивированное определение, которое должно быть в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами.

Отказ в принятии искового заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям. На определение судьи об отказе в принятии заявления может быть подана частная жалоба.

4. Согласно ст. 147ГПК РФ после принятия заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела. Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу и проводится судьей с участием сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей.Статья 148ГПК РФ определила следующие задачи подготовки дела к судебному разбирательству:

уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела;

определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон;

разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса;

представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле;

5. Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей — до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания по правилам гл. 15ГПК РФ. Следует отметить, что в процессе разбирательства особое значение имеет момент доказывания. Согласност. 56ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

При этом следует иметь в виду, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и никакие доказательства не имеют для него заранее установленной силы (ст. 67ГПК РФ).

При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники и т.д., суд назначает экспертизу, проведение которой может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам (ст. 79ГПК РФ).

Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

Необходимо знать, что о назначении экспертизы суд выносит определение в порядке, установленном ст. 80ГПК РФ. В таком определении суд указывает наименование суда; дату назначения экспертизы; наименования сторон по рассматриваемому делу; наименование экспертизы; факты, для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; фамилию, имя и отчество эксперта либо наименование экспертного учреждения, которому поручается проведение экспертизы; представленные эксперту материалы и документы для сравнительного исследования; особые условия обращения с ними при исследовании, если они необходимы; наименование стороны, которая производит оплату экспертизы.

Кроме того, в определении суда также указывается, что за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупреждается судом или руководителем судебно-экспертного учреждения, если экспертиза проводится специалистом этого учреждения, об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексомРФ.

6. Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. Им в суде может быть дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в ст. 51ГПК РФ. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Согласност. 54ГПК РФ представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.

7. Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана всеми судьями и приобщена к делу.

8. Согласно ст. 336ГПК РФ на решения всех судов в РФ, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление. В соответствии сост. 320ГПК РФ решения мировых судей могут быть обжалованы в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в соответствующий районный суд через мирового судью. На решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление.

Закон»О защите прав потребителей» закрепил некоторые особенности судебной защиты прав потребителей. Одну из ее особенностей отражает положение, закрепленное вст. 46данного Закона. Речь идет о том, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска наступают следующие последствия:

суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда;

вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером);

одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

Однако самой главной особенностью судебной защиты прав потребителей является то, что согласно ст. 17Закона «О защите прав потребителей» потребители по искам, связанным с нарушением их прав, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

В заключение с учетом всего сказанного следует выделить некоторые правила порядка судебной защиты прав потребителей:

поскольку в соответствии с п. 2 ст. 17Закона «О защите прав потребителей» иски по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем, ни один из названных судов не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой нап. 2 ч. 1 ст. 135ГПК РФ, так как в силуч. ч. 7,10 ст. 29ГПК РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу. Исключение составляют иски по спорам, вытекающим из договоров перевозки груза, которые предъявляются согласноч. 3 ст. 30ГПК РФ по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия;

решая вопрос о принятии заявления, судья проверяет, подведомственно ли заявленное требование суду, имея в виду, что по ряду требований взыскания производятся в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи, совершаемой нотариусами и должностными лицами, которым законом предоставлено право совершать это нотариальное действие. Заинтересованная сторона в указанных случаях вправе обратиться непосредственно в суд, если истек срок получения исполнительной надписи либо отсутствуют необходимые для этого документы, а также когда ей было отказано в совершении исполнительной надписи либо в случае несогласия с выданной исполнительной надписью.

Законом»О защите прав потребителей» не установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителей товаров (работ, услуг), однако по некоторым спорам данной категории действующим законодательством предусмотрен такой порядок. Например,п. 1 ст. 797ГК РФ закрепляет то, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Учитывая это, судья в соответствии сп. 1 ч. 1 ст. 135ГПК РФ должен возвратить исковое заявление, если потребителем не был соблюден предварительный внесудебный порядок рассмотрения этих споров и такая возможность не утрачена. При этом необходимо иметь в виду, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречитст. 46Конституции РФ иЗакону»О защите прав потребителей»;

в соответствии с п. 3 ст. 17Закона «О защите прав потребителей» иподп. 4 п. 2ип. 3 ст. 333.36Налогового кодекса РФ потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением их прав, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае если цена иска превышает эту сумму, потребитель уплачивает государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии сподп. 1 п. 1 ст. 333.19Налогового кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей;

в силу п. 3 ст. 17Закона «О защите прав потребителей» иподп. 13 п. 1 ст. 333.36Налогового кодекса РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявленным в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины;

в соответствии с ч. 1 ст. 46ГПК РФ иЗаконом»О защите прав потребителей» право на предъявление исков к изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченной изготовителем (продавцом) организации или уполномоченному изготовителем (продавцом) индивидуальному предпринимателю (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель), импортеру) предоставлено: уполномоченному федеральному органу исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальным органам), иным федеральным органам исполнительной власти (их территориальным органам), осуществляющим функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей; органам местного самоуправления в защиту прав конкретного потребителя (группы потребителей), неопределенного круга потребителей; общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в защиту прав и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей), неопределенного круга потребителей;

в силу ч. ч. 1и2 ст. 47ГПК РФ ип. 3 ст. 40Закона «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), вправе вступить в дело по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты нарушенных или оспариваемых прав других лиц, государственных или общественных интересов, а также в необходимых случаях могут быть привлечены к участию в деле по инициативе суда;

при рассмотрении дел данной категории необходимо иметь в виду, что исходя из ст. 46Закона «О защите прав потребителей» в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера (т.е. не связанные со взысканием каких-либо сумм), целью которых является признание действий продавца (исполнителя, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении всех потребителей (как уже заключивших договор, так и только имеющих намерение заключить договор с данным хозяйствующим субъектом) и прекращение таких действий;

при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом»О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены в добровольном порядке продавцом (исполнителем, изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование (п. 6 ст. 13Закона). Принимая решение о взыскании штрафа, суд в резолютивной части решения указывает о перечислении пятидесяти процентов суммы этого штрафа в пользу общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза), предъявившего иск в интересах потребителя, либо органа местного самоуправления, если иск в интересах потребителя был заявлен этим органом;

учитывая, что на основании ч. 3 ст. 123Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при подготовке дела к судебному разбирательству и в процессе разбирательства дела суду следует предложить истцу и ответчику представить доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора. В первую очередь должны быть представлены и исследованы документы, устанавливающие характер взаимоотношений сторон, их права и обязанности (договор, квитанция, квитанция-обязательство, квитанция-заказ, транспортная накладная, расчет убытков, которые, по мнению истца, должны быть возмещены ответчиком, и другие документы). Необходимо иметь в виду, что по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13,п. 5 ст. 14,п. 6 ст. 28Закона «О защите прав потребителей»). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п. 6 ст. 18,п. п. 5,6 ст. 19,п. п. 4-6 ст. 29Закона «О защите прав потребителей»). В тех случаях, когда сторона в силу объективных причин (например, тяжелая болезнь, отдаленность места жительства и плохое транспортное сообщение) испытывает затруднения в сборе необходимых доказательств, суд оказывает ей помощь в представлении тех или иных документов, истребуя их от соответствующих лиц;

удовлетворяя иск о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий, суд, исходя из ст. 46″О защите прав потребителей», должен назначить срок, в течение которого правонарушитель обязан через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда. В необходимых случаях, например когда требуется немедленное доведение решения по такому делу до сведения потребителей товаров, использование которых грозит их здоровью, суд может обязать в решении средство массовой информации в соответствии сост. 35Закона РФ от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О средствах массовой информации» опубликовать вступившее в законную силу решение в предписанный им срок. Вступившее в законную силу решение суда по такому делу обязательно для суда, рассматривающего иск конкретного потребителя о гражданско-правовых последствиях указанных действий продавца, изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами.

Практические задания по теме 8

1. Определите понятие защиты прав неопределенного круга потребителей.

2. Раскройте понятие и содержание публичной защиты прав потребителей.

3. Какие органы осуществляют государственную защиту прав потребителей?

4. Охарактеризуйте полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

5. Какова особенность защиты прав потребителей общественными объединениями?

6. Каков порядок третейского разбирательства дел с участием потребителей?

7. Сформулируйте гражданско-процессуальные особенности рассмотрения дел с участием потребителей в судах общей юрисдикции.

8. Определите понятие, порядок предъявления и юридическое значение исков в защиту неопределенного круга потребителей.

9. В чем выражается особенность освобождения потребителей от уплаты государственной пошлины?

10. Какие требования предъявляются к форме и содержанию искового заявления потребителя?

Выберите правильный ответ на каждый из приведенных ниже тестов

1. Общественные объединения потребителей для осуществления своих уставных целей вправе:

а) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров;

б) проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового обслуживания потребителей;

в) рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей.

2. Какой из следующих органов осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей?

а) Федеральная антимонопольная служба;

б) орган местного самоуправления;

в) орган социальной защиты;

г) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3. Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей или отдельного потребителя, суд принимает решение о возмещении общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам), органам местного самоуправления:

а) всех понесенных по делу судебных издержек;

б) всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

в) части понесенных по делу судебных издержек.

4. В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

а) распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав;

б) обращаться в суды в защиту прав потребителей;

в) рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

г) участвовать в разработке обязательных требований к товарам.

5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, а также иные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле:

а) но не имеют право вступать в дело по своей инициативе;

б) только для дачи по делу заключения для защиты прав потребителя;

в) по инициативе лиц, участвующих в деле;

г) или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя.

6. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии:

а) с учредительным договором и уставом указанных объединений;

б) с учредительным договором и законодательством РФ;

в) с уставом и законодательством РФ.

7. Какой из перечисленных органов осуществляет контроль за качеством и безопасностью товаров?

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

б) Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии;

в) Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования;

г) федеральный антимонопольный орган.

8. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены истцом в суд по месту:

а) жительства истца;

б) нахождения ответчика;

в) причинения вреда;

г) жительства истца, нахождения ответчика, причинения вреда.

9. Задача суда по защите прав потребителей:

а) прекратить нарушение в целом;

б) рассмотреть конкретный конфликт и помочь конкретному человеку;

в) установить виновных лиц.

10. На каком лице лежит обязанность по доказыванию в процессе защиты прав потребителей?

а) каждый участник процесса доказывает то, на что он ссылается;

б) на истце, так как он заинтересован в положительном для него исходе дела;

в) на ответчике, так как ему необходимо опровергнуть заявление истца.

11. Альтернативная подсудность истца не предусматривается по спорам:

а) вытекающим из договоров перевозки грузов;

б) вытекающим из нарушений прав потребителей при заключении и исполнении гражданского правового договора;

в) о возмещении вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья.

12. В соответствии с Законом»О защите прав потребителей» от уплаты государственной пошлины освобождаются потребители:

а) в случае выигрыша спора;

б) по любым искам, связанным с нарушением их прав;

в) которым был причинен имущественный ущерб;

г) которым был причинен ущерб жизни и здоровью.

13. Решение по иску о защите прав потребителей вступает в силу:

а) в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме;

б) в течение 10 дней с момента получения истцом копии решения;

14. Суд выносит решение исходя из цен:

а) действующих на момент вынесения решения;

б) которые действовали в момент подачи иска;

в) по указанию сторон.

Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Понятие и особенности законодательства о защите прав потребителей.

2. Структура законодательства о защите прав потребителей.

3. Соотношение ЗаконаРФ «О защите прав потребителей» и других актов, регулирующих отношения с участием потребителей.

4. Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей.

5. Правовая категория «потребитель» в законодательстве о защите прав потребителей.

6. Правовые категории «продавец», «изготовитель», «исполнитель» в законодательстве о защите прав потребителей.

7. Особенности гражданско-правового договора в сфере защиты прав потребителей.

8. Право потребителей на просвещение.

9. Понятие потребительской информации. Три категории потребительской информации.

10. Нормативные требования к потребительской информации.

11. Понятие и содержание права потребителя на информацию.

12. Правовое регулирование рекламы как способа доведения информации до потребителей.

13. Правовые последствия нарушения права потребителя на информацию.

14. Понятие безопасности товаров (работ, услуг).

15. Правовые средства обеспечения безопасности и качества товаров (работ, услуг).

16. Понятие и содержание права потребителя на безопасность товаров (работ, услуг).

17. Правовые последствия нарушения права потребителя на безопасность товаров, работ и услуг.

18. Понятие качества товаров, работ и услуг. Надлежащее и ненадлежащее качество товаров, работ, услуг, виды недостатков.

19. Правовые способы определения качества товаров, работ и услуг.

20. Понятие и содержание права потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг.

21. Правовые последствия нарушения права потребителя на надлежащее качество товаров, работ, услуг.

22. Техническое регулирование как правовое средство обеспечения прав потребителя на качество и на безопасность.

23. Понятие и значение срока годности.

24. Понятие и значение срока службы.

25. Понятие и значение гарантийного срока.

26. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара.

27. Право потребителя на свободный выбор товаров, работ и услуг.

28. Правовые последствия нарушения прав потребителей.

29. Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей.

30. Административная ответственность за нарушение прав потребителей.

31. Особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей.

32. Обстоятельства, освобождающие продавца (изготовителя, исполнителя) от гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей.

33. Договорная ответственность в сфере защиты прав потребителей.

34. Состав гражданского правонарушения в сфере защиты прав потребителей.

35. Формы гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей. Компенсация потребителю морального вреда.

36. Понятие и содержание права потребителя на возмещение вреда.

37. Правовые последствия продажи потребителю товаров с недостатками.

38. Порядок удовлетворения требований потребителя при продаже ему товаров с недостатками.

39. Порядок замены товара ненадлежащего качества.

40. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества.

41. Сроки предъявления потребителем требований по поводу недостатков проданного товара. Сроки удовлетворения требований потребителя при продаже товаров с недостатками.

42. Правовые последствия нарушения сроков удовлетворения требований потребителя при продаже ему товаров с недостатками.

43. Порядок обмена товаров надлежащего качества.

44. Правовые последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работы (оказания услуги).

45. Неустойка за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги).

46. Правовые последствия обнаружения недостатков в работе (услуге).

47. Сроки и порядок предъявления потребителем требований по поводу недостатков работы (услуги).

48. Сроки устранения исполнителем недостатков в выполненной работе (услуге).

49. Особенности выполнения работы из материала (с вещью) потребителя.

50. Порядок оплаты потребителем выполненной работы (услуги).

51. Право потребителя на расторжение договора о выполнении работы (оказании услуги).

52. Понятие и виды публичной охраны прав потребителей.

53. Государственная защита прав потребителей.

54. Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

55. Полномочия Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии.

56. Защита прав потребителей общественными объединениями потребителей.

57. Особенности судебной защиты прав потребителей.

58. Порядок предъявления иска потребителем в суд.

59. Иски в защиту неопределенного круга потребителей: понятие, порядок предъявления и юридическое значение.

Смотрите так же:

  • Сколько нужно юристов чтобы Сколько людей нужно, чтобы заменить лампочку — Сколько блондинок нужно, чтобы ввинтить лампочку? — Одна. Она деpжит лампочку, а миp вpащается вокpуг нее. — Hи одного, для этого есть мексиканцы. — Десять: один стоит на столе и держит лампочку, четверо […]
  • Закон о школьном автобусе Положение о подвозе на школьном автобусе о подвозе на школьном автобусе I. Общие положения. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления перевозок учащихся, основные обязанности и ответственность должностных лиц и водителя автобуса, […]
  • Разрешение на кафе в жилом доме Можно ли в жилом доме открыть кафе Найти оптимальное место для кафе в последнее время достаточно сложно. Если помещение идеально подходит по месторасположению и общей площади, но находится в многоквартирном доме – это может стать серьезной проблемой для его […]
  • Сколько лет до пенсии в фсб Стало известно, сколько россиян доживет до пенсии Порядка 17,4% мужчин и 6,5% женщин могут не дожить до выхода на заслуженный отдых в случае постепенного повышения пенсионного возраста. Об этом сообщил Институт демографии Высшей школы экономики. […]
  • С чего начать переселения соотечественников Могу ли я стать участником программы переселения соотечественников и что для этого нужно? Здравствуйте! Мои родители имели гражданство СССР (рождены в Самарской обл., проживали здесь до 1978г.), на данный момент у них гражданство Украины. Могу ли я, их дочь […]
  • У кого взять деньги взаймы без банка без залога под проценты Деньги в долг у частного лица: контакты и номера телефонов «Частные кредиторы» так и манят заемщиков, желающих получить легкие деньги, листовками на автобусных остановках, объявлениями в интернете. И, наверное, уже каждый знает, что 99% таких объявлений — […]
  • Оформление переселения соотечественников Миграционный форум Санкт-Петербурга Указом Президента России В. Путина от 22 июня 2006 г. N 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – […]
  • 434 приказ Приказ Росжелдора от 10.11.2017 N 434 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта от 2 ноября 2017 г. N 426" МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА от 10 ноября […]