Суды общей юрисдикции сша

4. Федеральные суды

Судебная система США является двухуровневой: она вклю­чает систему федеральных судов, а также судебные системы 50 штатов, федерального округа Колумбия и четырех зависи­мых территорий. Суды каждой из систем действуют по отноше­нию друг к другу относительно самостоятельно и независимо.

Важнейшую часть судебных систем обоих уровней состав­ляют суды общей юрисдикции. Компетенция судов фе­дерального уровня и судов штатов формально разделена. При этом юрисдикция федеральных судов является ограниченной: она определяется лишь тем кругом дел, который установлен Конституцией США (разд. 2 ст. III). В начале XIX в. в одном из своих решений Верховный суд США разделил дела, подсуд­ные федеральным судам, на две категории. Первую группу составляют споры, которые рассматриваются федеральными судами, исходя из самого характера дела, то есть предмета спора. В соответствии с этим критерием федеральная судебная власть распространяется на все дела, возникающие на осно­вании Конституции США, федеральных законов и междуна­родных договоров, а также «морские дела» (связанные с су­доходством в открытом море) и дела адмиралтейства (споры по вопросам морских грузоперевозок, содержания портов, рыболовства). Вторую категорию дел, относящихся к юрисдик­ции федеральных судов, составляют споры, в которых уча­ствуют перечисленные в Конституции субъекты: послы, дру­гие полномочные представители иностранных государств, США в целом, штаты, граждане различных штатов, иностранные государства, их граждане и подданные.

Все остальные дела могут быть рассмотрены только су­дами штатов, которые, стало быть, обладают остаточной юрис­дикцией.

Но указанный подход к разграничению юрисдикции феде­ральных судов и судов штатов является самой общей его ха­рактеристикой. Дело в том, что лишь некоторые из категорий дел, подсудных федеральным судам, относятся к их исключи­тельной юрисдикции. В уголовно-правовой сфере это все «пре­ступления против Соединенных Штатов», то есть предусмот­ренные федеральным уголовным законодательством, например торговля наркотиками, контрабанда, уклонение от уплаты налогов, шпионаж, измена и некоторые другие. В гражданско-правовой сфере исключительная юрисдикция федеральных судов распространяется, например, на «морские и адмирал­тейские» дела, иски против США в целом, споры по поводу авторского и патентного права, иски, связанные с банкрот­ством, а также иски, в которых стороной выступает штат или иностранный дипломат.

Остальные категории дел образуют так называемую кон­курирующую юрисдикцию, т. е. по выбору заинтересованной стороны дело может быть начато либо в соответствующем федеральном окружном суде, либо в суде первой инстанции того штата, на территории которого функционирует данный федеральный окружной суд. Гражданский иск по делу, подпа­дающему под конкурирующую юрисдикцию, по желанию от­ветчика уже после его подачи в суд штата может быть пере­дан в федеральный окружной суд. Таким образом, существо­вание конкурирующей юрисдикции обусловливает возможность применения федеральных законов судами штатов (но не на­оборот). В доктрине и судебной практике это обосновывается так называемой клаузулой о верховенстве, сформулирован­ной в ст. VI Конституции США: «Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов. и все договоры, которые зак­лючены или будут заключены Соединенными Штатами, ста­новятся верховным правом страны; и судьи в каждом из шта­тов обязаны следовать этому праву. » В силу клаузулы о вер­ховенстве федерального права суды штатов также обязаны принимать к своему производству даже те гражданские иски, которые поданы им, но касаются вопросов исключительной юрисдикции федеральных судов, — при обязательной после­дующей их передаче в окружные федеральные суды.

Наконец, следуя клаузуле о верховенстве, суды штатов в необходимых случаях обязаны толковать федеральные зако­ны и иногда даже объявлять их неприменимыми из-за несоот­ветствия федеральной Конституции. Вместе с тем они обяза­ны не применять законы и даже положения Конституции собственного штата, если они противоречат Конституции США или федеральным законам. Все подобные решения являются предметом окончательного пересмотра в Верховном суде США. Как видно, основными функциями судов общей юрисдикции в США являются не только разрешение конкретных правовых споров, но и осуществление конституционного контроля, а также толкование Конституции. Ограниченность юрисдикции федеральных судов, наличие конкурирующей юрисдикции, действие клаузулы о верховенстве федерального права обус­ловили то, что значительное большинство судебных дел (на­пример, около 99% уголовных дел) рассматривается судами штатов. Вместе с тем названная клаузула предопределяет ре­шающую роль федеральных судов, прежде всего Верховного суда США, в осуществлении конституционного контроля и толкования Конституции США.

Обособленность федеральной судебной системы и судебных систем штатов проявляется в том, что решения судов штатов не могут обжаловаться в федеральные суды, и наоборот. Ис­ключение составляют жалобы по делам, затрагивающим так называемый федеральный конституционный вопрос, которые могут быть рассмотрены Верховным судом. Особый случай со­ставляют жалобы хабеас корпус, касающиеся законности со­держания обвиняемых под стражей. Они могут быть поданы в федеральный окружной суд. В случае удовлетворения жалобы суды, нарушившие правила заключения под стражу, т. е. не­законно ограничившие чью-либо свободу, право на которую является важнейшим конституционно признанным правом че­ловека, лишаются юрисдикции, и соответствующее дело пе­ресматривается по существу в федеральном окружном суде.

Систему федеральных судов общей юрисдикции образуют федеральные окружные суды, федеральные апелляционные суды и Верховный суд США. Единственным органом федераль­ной судебной власти (да и судебной власти в целом), упомяну­тым в Конституции США (ст. III), является Верховный суд Соединенных Штатов. Остальные федеральные суды «время от времени» учреждаются Конгрессом, на что его уполномочива­ет Конституция. В целом система федеральных судов установ­лена Актом о судоустройстве 1789 г .

Федеральные окружные суды являются низовым звеном федеральной судебной системы. Каждый из них действует в пределах одного округа, на которые поделена вся страна с учетом границ штатов, так что в одном штате имеется от од­ного до четырех окружных судов. Всего таких судов 94, включая окружные суды, созданные по одному в каждой из четы­рех заморских территорий.

Основную сферу компетенции окружных судов составля­ет рассмотрение по первой инстанции гражданских и уголов­ных дел, относящихся к федеральной юрисдикции, за исклю­чением тех, которые подлежат рассмотрению исключительно Верховным судом США. На практике федеральные окружные суды занимаются преимущественно рассмотрением граждан­ских дел, основную массу которых составляют споры о банк­ротстве. На уголовные дела приходится лишь около 10% от общего числа дел. С середины XX в. в практике федеральных окружных судов значительное место стало занимать рассмот­рение ходатайств об издании приказа хабеас корпус в случа­ях незаконного лишения свободы судами штатов.

В каждом суде работают от одного до 30 и более судей. Дела слушаются либо судьей единолично, либо с участием присяжных заседателей. Роль присяжных характеризуется в поправках V, VI, и VII к Конституции США, причем в пер­вых двух из них — применительно к уголовному судопроизвод­ству, а в последней — к гражданскому. В уголовных делах присяжные участвуют в двух процессуальных формах: осуще­ствляют предание суду (поправка V) и выносят вердикт о виновности (поправка VI). Первая предполагает утверждение обвинительного заключения большим жюри присяжных — по делам о преступлениях, караемых смертью, или других позо­рящих преступлениях. К числу последних относятся преступ­ления, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок более одного года либо связанное с обязательным привлечением к труду, лишением права зани­мать определенные должности или избирательных прав. По остальным категориям дел обвинительные заключения утвер­ждают магистраты (см. ниже).

Большое жюри созывается по требованию органов обви­нения и насчитывает от 16 до 23 присяжных. Оно либо утвер­ждает обвинительное заключение (и тогда дело передается в суд), либо отклоняет его (дело прекращается). Впрочем, с согласия обвиняемого дело может быть передано в суд и на основании обвинения, выдвинутого атторнеем (прокурором).

Поправка VI к Конституции провозгласила право обвиня­емого на беспристрастный суд присяжных штата и округа, где совершено преступление, во всех случаях уголовного пресле­дования. Однако право на слушание дела судом присяжных — это именно право, а не обязанность обвиняемого. С его письменного согласия дело может быть рассмотрено судьей еди­нолично, а малозначительное — магистратом.

Суд присяжных состоит из 12 присяжных заседателей и одного профессионального судьи. Вердикт — как обвинитель­ный, так и оправдательный — считается вынесенным при его единогласном одобрении всеми присяжными (лишь в несколь­ких штатах законодательство разрешает вынесение вердикта квалифицированным большинством голосов присяжных). Если присяжные окажутся не в состоянии прийти к единогласию относительно вердикта, судья приостанавливает ход процес­са с тем, чтобы продолжить его с новым составом присяжных. Оправдательный вердикт присяжных является окончательным.

Правила гражданского судопроизводства в окружных су­дах по первой инстанции во многом определяются тем, какие нормы следует применять: общего права или права справедли­вости. Отголоски такого деления всего массива правовых норм до сих пор сохранились в процессуальном праве США, хотя с самого возникновения США как государства была установле­на единая судебная система Союза без подразделения судов на суды общего права и права справедливости. Слияние их про­изошло в XIX в. и в штатах.

Но некоторые процессуальные различия все же сохра­нились. Так, считается, что лицо ищет справедливости, если оно обращается в суд с требованием обязать кого-либо выпол­нить законные действия или отказаться от совершения неза­конных. Если же истец требует материального возмещения вреда, причиненного незаконными действиями, т. е. иск имеет денежное выражение, то судопроизводство осуществляется по правилам общего права. Процедурные нормы общего права и права справедливости различаются тем, что разбиратель­ство дел по общему праву является устным, а по праву спра­ведливости — письменным (судья работает в основном с доку­ментами). Поэтому только в рамках общего права стороны име­ют право на суд присяжных. По праву справедливости дело слушается судьей единолично. Наконец, в результате приме­нения норм общего права суды выносят решения о возмеще­нии вреда, а по праву справедливости — приказы мандамус или инджанкшн (обязывающие или запретительные).

Суд присяжных по гражданским делам может осуществ­ляться только по искам, цена которых превышает 20 долл. Он должен быть использован по требованию хотя бы одной из сторон. При отсутствии по крайней мере одного из этих усло­вий дело слушается судьей единолично. В отличие от уголов ных дел вердикты выносятся абсолютным большинством голо­сов присяжных.

Персональный состав и большого, и малого жюри форми­руется методом случайного отбора, производимого периоди­чески секретарем соответствующего суда (ему в помощь суд может назначить одного гражданина, не состоящего с ним в одной партии), а в некоторых штатах — шерифом (начальни­ком полиции) графства или особым судейским чиновником — уполномоченным по формированию жюри. Отбор производится на основании данных телефонных книг, списков избирателей или налогоплательщиков, иных источников, определяемых самим судом. Присяжными не могут быть:

— иностранные граждане и апатриды;

— лица, проживающие на территории соответствующего судебного округа менее года;

— лица, не владеющие английским языком;

— лица, психическое или физическое заболевание кото­рых не позволит им надлежащим образом исполнить обязан­ности присяжных;

— лица, обвиняемые в совершении преступления, а также отбывавшие наказание за совершение преступления в виде лишения свободы сроком более года.

Формирование большого или малого жюри происходит для каждого дела отдельно на основании приказа главного судьи, издаваемого по требованию атторнея или при назначе­нии дела к слушанию по инициативе самого суда. Перед из­данием приказа участвующий в деле судья опрашивает каж­дого из кандидатов в состав жюри, чтобы убедиться в его беспристрастности. В противном случае кандидатура отверга­ется. В опросе участвуют атторней и адвокаты сторон, кото­рые также имеют право отводить кандидатов в присяжные (от трех до 20 в зависимости от степени серьезности дела) без указания причин.

При окружных судах действуют магистраты, учрежден­ные Актом о федеральных магистратах 1968 г . вместо пре­жних комиссаров, которые наряду с судебными выполняли также некоторые нотариальные функции. Магистраты в отли­чие от одноименного института в европейских странах зани­маются в основном подготовкой дел к слушанию и контролем за исполнением судебных решений. Кроме того, магистраты могут по существу рассматривать уголовные дела по обвине­нию в малозначительных преступлениях при условии, что обвиняемый не настаивает на разбирательстве его дела судьей окружного суда.

Федеральные апелляционные суды (Circuit Courts of Appeal) общей юрисдикции действуют с 1891 г . и рассматривают апел­ляционные жалобы на решения и приговоры окружных фе­деральных судов (лишь в исключительных, специально уста­новленных в законе случаях жалобы могут подаваться непос­редственно в Верховный суд США, минуя апелляционные федеральные суды), а также на решения органов админист­ративной юстиции.

В настоящее время в США действуют 12 апелляционных судов общей юрисдикции: по одному в апелляционном округе, на которые делится страна. Каждый округ охватывает терри­торию от 3 до 10 штатов (один апелляционный суд имеется в федеральном округе Колумбия). В состав каждого апелляци­онного суда входят от 4 до 23 судей. Суд возглавляется пред­седателем, обязанности которого выполняет судья, дольше всех работающий в этом суде, но не достигший 70 лет. Как правило, дела слушаются коллегией в составе трех судей. Однако если дело представляет особый интерес, а также для разрешения споров между судьями созываются пленарные заседания апелляционного суда. В последние годы в связи с увеличением числа дел, поступающих в апелляционные суды, приняты законодательные меры для ускорения процедуры разбирательства дел. Например, в ряде случаев суд может отказаться от выступлений сторон. Решения принимаются аб­солютным большинством голосов. При разделении голосов по­ровну обжалуемые решение или приговор сохраняют силу.

Итогом рассмотрения жалобы в апелляционном суде яв­ляется либо ее удовлетворение, либо отклонение. При этом апелляционный суд может изменить решение окружного суда, принять собственное решение либо отменить обжалуемое с прекращением дела или направлением его на новое рассмот­рение в суд первой инстанции.

И окружные, и апелляционные федеральные суды могут в процессе рассмотрения конкретного дела отказаться приме­нить тот или иной закон, признав его неконституционным.

Возглавляет федеральную судебную систему Верховный суд США, заседающий в Вашингтоне. Он состоит из 9 судей (до 1869 г . их было 6), одного из которых Президент назначает главным судьей. Дела слушаются всем составом судей. Кворум, необходимый для принятия решений, составляют 6 членов Суда. Решения принимаются большинством голосов присутству ющих судей. Они имеют окончательный характер, не подлежат обжалованию и не могут быть пересмотрены в какой-либо другой инстанции.

Основными функциями Верховного суда США являются: рассмотрение апелляций, слушание дел в качестве суда пер­вой инстанции, наконец, осуществление конституционного контроля и толкование Конституции США и федеральных за­конов. Следует иметь в виду, что две последние функции осу­ществляются только в процессе рассмотрения конкретных дел, будучи производными от первых двух функций, но имен­но они играют важнейшую роль в механизме «сдержек и противовесов».

По первой инстанции Верховный суд рассматривает:

— споры между двумя и более штатами;

— споры, в которых одна из сторон является представи­телем иностранного государства;

— споры между Соединенными Штатами и отдельным штатом;

— дела, возбуждаемые штатом или его гражданином про­тив граждан другого штата или иностранного государства.

Но только дела первой из перечисленных категорий отно­сятся к исключительной юрисдикции Верховного суда. По ос­тальным делам юрисдикция его является конкурирующей с юрисдикцией окружных федеральных судов, то есть соответ­ствующее дело может быть начато по усмотрению сторон либо в Верховном, либо в окружном федеральном суде. В слу­чаях, предусмотренных уже упоминавшимися поправками к Конституции США (V, VI, VII), дела слушаются с участием присяжных.

Основным направлением деятельности Верховного суда США является рассмотрение дел в качестве высшей апелля­ционной инстанции. Апелляционная юрисдикция Верховного суда осуществляется в трех процессуальных формах: в поряд­ке собственно апелляции (on appeal), в порядке сертиорари, то есть истребования из нижестоящего суда (by certiorari), и в порядке сертификации (by certification) — разъяснения по конкретным делам, рассматриваемым федеральными апелля­ционными судами, — при наличии обращений последних.

Итак, несмотря на юридические различия процедур де­ятельности Верховного суда США как апелляционной инстан­ции, их объединяет то, что в рамках каждой из них юрисдикция Суда имеет дискреционный характер: дело любой категории при­нимается им к производству по его собственному усмотрению. Из приблизительно 5 тыс. ежегодных обращений Верховный суд рассматривает в различных процессуальных формах лишь около 150*.

* См.: Брайсон У. К. Американская судебная система // Верховенство права. С. 118.

В процессе рассмотрения конкретных уголовных, граж­данских и иных дел суды осуществляют конституцион­ный контроль , т.е. проверку соответствия применяемых правовых актов Конституции США (суды штатов проверяют также соответствие Конституции данного штата). Уже с само­го начала своего функционирования Верховный суд США в своих решениях так или иначе затрагивал вопросы конститу­ционности. В 1796 г . он впервые специально рассмотрел вопрос о соответствии Конституции США Акта Конгресса, облагаю­щего налогом кареты, признав его конституционным. В шта­тах же к началу XIX в. уже имелось около 20 прецедентов признания судами положений правовых актов противоречащими конституциям*.

* См.: Маклаков В. В. Конституционный контроль в буржуазных и разви­вающихся странах. М., 1988. С. 29.

Однако развернутое обоснование институт конституцион­ного контроля получил в решении Верховного суда США по делу Марбэри против Мэдисона, вынесенном в 1803 г . Именно это дело положило начало признанию конституционного кон­троля как нормального и обычного направления деятельности судов*.

* См.: Махненко Е. А. Формирование Верховного Суда США в качестве органа конституционного контроля. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 1988. С. 6.

Это было первое дело второго председателя Верховного суда США Дж. Маршалла. Его суть состояла в следующем. После поражения на президентских выборах 1800 г . второй Президент США федералист Дж. Адамс стремился перед сво­им уходом с этого поста заполнить суды сторонниками феде­ралистов. Было произведено несколько назначений, в том числе Дж. Маршалла, занимавшего в то время должность государственного секретаря в Кабинете Дж. Адамса, главным судьей Верховного суда США и некоего Марбэри — мировым судьей в федеральном округе Колумбия. Некоторым судьям (в том числе Марбэри) должным образом оформленные патенты ведомство Дж. Маршалла до ухода в отставку Дж. Адамса и его администрации не успело отправить. Вступивший в дол­жность Президента Томас Джефферсон отказался это сделать. Тогда один из оказавшихся в такой ситуации — Марбэри об­ратился в Верховный суд США с требованием издать приказ мандамус, обязывающий нового государственного секретаря Дж. Мэдисона выдать ему патент. Дж. Маршалл оказался в сложной ситуации, тем более, что от Конгресса стали исхо­дить угрозы возбуждения импичмента против него в случае удовлетворения иска.

Маршалл нашел остроумный выход из затруднительного и щепетильного положения, когда он мог быть обвинен либо в пристрастности и сведении счетов, либо в противозаконно­сти. Признав притязания истца в принципе правомерными, он в то же время отказался издать приказ мандамус, поскольку усмотрел в этом выход за пределы конституционной юрисдик­ции Верховного суда США как суда первой инстанции. Поло­жения же Акта о судоустройстве 1789 г ., на основании кото­рого Верховный суд выдавал упомянутые приказы, были при­знаны неконституционными.

Следует отметить, что институт конституционного конт­роля не сразу утвердился в правовой системе США как ее неотъемлемый элемент. Так, в течение более чем полувека после вынесения решения по делу Марбэри против Мэдисона Верховный суд США вопросов о конституционности не рассмат­ривал. Лишь в 1857 г . он признал неконституционным закон, допускающий гражданство негров. До сих пор это решение считается «самым позорным за всю долгую историю Верховно­го суда»*. XIV поправка к Конституции (разд. 1), запретившая дискриминацию и предусмотревшая равное право на граждан­ство, прекратила действие этого решения.

* Фридмэн Л. Указ. соч. С. 155.

Активность Верховного суда США в сфере конституцион­ного контроля стала неуклонно возрастать после отмены раб­ства. Так, если в первой половине XIX в. был признан некон­ституционным лишь один закон, то во второй — уже 24, а в первой половине XX в. — 53 (особенно бурную активность проявили «девять старцев» в период проведения «Нового кур­са» Ф. Рузвельта: в 1935—1936 гг. неконституционными были признаны 11 актов Конгресса). На начало 90-х гг. Верховный суд в общей сложности объявил неконституционными более 150 по­ложений федеральных законов и более 1 тыс. — конституций и законов штатов.

Ныне институт конституционного контроля законодатель­но оформлен в нескольких параграфах 28-го титула Свода законов США.

Помимо судов общей юрисдикции в рамках федеральной судебной системы действуют специализированные суды, занимающиеся рассмотрением дел определенных кате­горий. К специализированным федеральным судам первой ин­станции относятся:

— Претензионный суд США, рассматривающий имуще­ственные иски частных лиц к правительству США ценой свы­ше 10 тыс. долл.;

— Суд США по делам внешней торговли, занимающийся разрешением споров, возникающих на основе федеральных законов об импортных торговых операциях;

— Налоговый суд США, слушающий дела, которые воз­никают в связи с обжалованием решений федеральных нало­говых ведомств;

— военные суды, которые рассматривают дела о право­нарушениях, совершенных военнослужащими, в том числе дисциплинарные военные суды, слушающие в основном дела об уголовных проступках (мисдиминорах), специальные воен­ные суды для рассмотрения дел о преступлениях, за которые может быть назначено лишение свободы не свыше 6 месяцев или увольнение из Вооруженных сил, и, наконец, общие во­енные суды, которые рассматривают дела обо всех осталь­ных, то есть наиболее серьезных, преступлениях военнослу­жащих.

Первые три из перечисленных судебных органов входят в систему административной юстиции США.

В число федеральных специализированных апелляцион­ных судов входят:

— Апелляционный суд США по федеральному округу Колумбия, занимающийся рассмотрением жалоб на решения Претензионного суда, Суда по делам внешней торговли и не­которых квазисудебных органов административной юрисдик­ции;

— Временный чрезвычайный апелляционный суд, разре­шающий жалобы на решения федеральных окружных судов по делам, связанным с применением законов о стабилизации эко­номики;

— военные суды апелляционной юрисдикции. Они имеют двухуровневую структуру, включая суды военного надзора, образованные по одному для каждого вида Вооруженных сил (армия, военно-воздушные силы и военно-морской флот), а также в качестве конечной инстанции — Военный апелляци­онный суд.

Решения апелляционных специализированных судов могут быть обжалованы в Верховный суд США.

В американской правовой доктрине федеральные суды общей юрисдикции именуются «конституционными», поскольку их создание Конгрессом (как нижестоящих по отношению к Верховному суду) предусмотрено Конституцией, а Верховный суд США учрежден ею непосредственно (разд. 1 ст. III). Суды же специальной юрисдикции принято называть «законодатель­ными», так как они созданы не на основе прямого указания Конституции, а в силу предоставленного ею Конгрессу права издавать законы, необходимые для реализации полномочий Союза (разд. 8 ст. I). Юридическая значимость такого разгра­ничения состоит в том, что на судей законодательных судов не распространяются конституционные положения о пожизнен­ном назначении судей и недопустимости уменьшения их жало­ванья (разд. 1 ст. III).

Глава 5 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА США

Органы судебной власти. Судебная система США состоит из двух частей — федеральной судебной системы и судебных систем штатов. По сути, речь идет о «вертикальном» разделении судебной власти в федеративном государстве. При этом общефедеральная система не является вышестоящей по отношению к судам штатов; все эти системы являются самостоятельными и независимыми. Высшим органом для всех 52 систем (включая систему федерального округа Колумбия) является Верховный суд США (United States Supreme Court), по крайней мере в тех случаях, когда в деле задействованы федеральные законы.

И федеральная судебная система, и судебные системы штатов являются многоуровневыми. Низовым звеном выступают суды — trials courts, в которых осуществляется процесс доказывания. Решения этих судов обжалуются в вышестоящей инстанции — в апелляционных судах (court of appeals, или appellate court). Решения апелляционных судов обжалуются в Верховных судах штатов (State supreme court) или в Верховном суде США (United States Supreme Court).

В течение всего XIX века американские штаты постепенно воспринимали у Великобритании судебную систему, состоящую из сочетания общего права и права справедливости. Некоторые штаты, например, штат Арканзас, сохранили две судебные системы (суды общего права и суды справедливости) в раздельном состоянии (см. о праве справедливости — ниже).

Решения низовых судов штатов, как правило, не предаются огласке, за исключением, может быть, Нью-Йорка и еще небольшого числа штатов, в которых иногда публикуются отдельные выдержки из некоторых решений.

Решения апелляционных судов публикуются в сборниках — Reports — соответствующего штата, а также в разного рода неофициальных собраниях.

Суды штатов. Юрисдикция суда штата ограничена территорией данного штата. Соответственно, в юрисдикцию такого штата по кругу лиц (in Personam Jurisdiction) входят резиденты штата, а по кругу вещей (in Rem Jurisdiction) — собственность, находящаяся на территории штата.

Если резидент Арканзаса попал в автопроисшествие на территории Миссури и по вине резидента Миссури, иск должен быть подан в суд штата Миссури. Если при этом резидент Арканзаса погиб, его наследники, живущие, например, в Техасе, должны произвести необходимые процессуальные действия в суде штата Арканзас, поскольку именно там находится наследуемая собственность.

Однако возможна и такая ситуация: резидент Арканзаса не погиб, но получил сильные повреждения; соответственно, суд штата Миссури вынес решение о возмещении ущерба, а банковский счет ответчика находится в штате Айова. Истец должен обратиться в суд Айовы. В данном случае юрисдикция суда Айовы — это Quasi in Rem Jurisdiction.

В некоторых случаях при определении юрисдикции суда действует так называемый «закон длинной руки» (long arm statute): юрисдикция суда штата может распространяться и на ответчика-нерезидента штата, если он каким-либо образом связан со штатом, например продавал на территории штата дефектные товары.

Следует иметь в виду, что суды могут различаться и по объему юрисдикции. Суды общей юрисдикции (courts of general jurisdiction) рассматривают все виды дел. Кроме судов общей юрисдикции и на федеральном уровне, и на уровне штатов существуют суды ограниченной (или специальной) юрисдикции (courts of limited/special jurisdiction; minor judiciary courts), например суды, занимающиеся только делами о наследовании (probate courts). Юрисдикция судов может быть ограничена суммой исков или только гражданскими (только уголовными) видами дел.

Наконец, имеет место разграничение судов на суды, в юрисдикцию которых входит рассмотрение дел в качестве первой инстанции (courts of original jurisdiction), и апелляционные суды (courts of appellate jurisdiction; appellate courts; courts of review).

Судебные системы штатов настолько различны, что представить «типичную» систему практически невозможно. Можно говорить лишь о системах отдельных штатов. Например, судебные системы таких штатов, как Техас, Калифорния, Аризона, Невада, состоят из нескольких уровней:

судов ограниченной (специальной) юрисдикции;

судов общей юрисдикции;

апелляционных судов (во главе с Верховным судом штата).

Суды специальной юрисдикции могут быть либо организационно самостоятельными судами, либо частью судов общей юрисдикции. К судам специальной юрисдикции относятся суды по делам о наследовании, по опеке и попечительству, по семейным делам (Probate Courts, Surrogate Courts, Orphans Courts, Domestic Relations Courts, Family Courts, Juvenile Courts) и т.п.

Специальными судами являются окружные суды (County Courts) штатов, поскольку их юрисдикция ограничивается либо гражданскими, либо уголовными делами. В некоторых штатах они называются District Courts, Common Pleas Courts.

В отдельных штатах нижними по уровню гражданскими и уголовными судами являются мировые суды — Police Magistrate Courts, Justice of the Peace Courts. Кое-где незначительные дела, в основном связанные с дорожно-транспортными происшествиями, рассматриваются местными — городскими, муниципальными — судами (Municipal Courts). Часть гражданских нижестоящих судов ограничена в юрисдикции суммой исковых требований (обычно 2500 долларов). Называются такие суды «small claims courts».

Суды общей юрисдикции могут называться по-разному: County Courts, District Courts, Superior Courts, Circuit Courts. Часто к судам общей юрисдикции примыкают специальные суды.

В каждом штате есть по крайней мере один апелляционный суд. В некоторых штатах существуют промежуточные апелляционные суды (Intermediate Appellate Courts) и высший апелляционный суд (Supreme Court of Appeals), являющийся, по сути, Верховным судом штата.

Апелляционные суды, как правило, рассматривают решения нижестоящих судов с точки зрения вопросов права, а не с точки зрения вопросов факта. Апелляционный суд может подтвердить или изменить решение суда первой инстанции, отослать дело на новое рассмотрение либо принять комбинированное решение.

Федеральная судебная система. Общефедеральная судебная система во многом напоминает судебные системы штатов. В общефедеральную систему входят:

суды первой инстанции (trial courts);

промежуточные апелляционные суды (intermediate courts of appeals);

Верховный суд США (US Supreme Court).

Эквивалентом суда общей юрисдикции штата на федеральном уровне можно считать федеральные окружные суды (US District Courts) — не менее чем по одному в каждом штате, а часто и более. Всего, по закону (U.S.С., §§ 44-а, 133), имеется 96 судебных округов, созданных с учетом плотности населения и среднего числа дел.

Федеральные окружные суды — это суды первой инстанции по делам федеральной компетенции. Кроме них функционирует целый ряд других федеральных судов первой инстанции, но ограниченной (специальной) юрисдикции:

налоговый суд (US Tax Court);

суд по банкротствам (US Bankruptcy Court);

суд по международной торговле (US Court of International Trade);

суд федеральных жалоб (US Court of Federal Claims) и другие.

Некоторые федеральные административные органы (например, Федеральная комиссия по торговле) также обладают специальной судебной юрисдикцией по первой инстанции.

Что касается судебных апелляционных округов, то их всего 13: 12 окружных апелляционных судов (US circuit courts of appeals) рассматривают апелляции на решения федеральных окружных судов первой инстанции, а 13-й окружной апелляционный суд обладает общенациональной юрисдикцией по рассмотрению таможенных и патентных дел.

Решения этих апелляционных судов в большинстве случаев окончательны, хотя при определенных обстоятельствах возможно их обжалование в Верховном суде США.

Верховный суд США стоит на вершине федеральной судебной системы. Согласно Конституции США (статья III,) может существовать только один Верховный суд. Все остальные суды — нижестоящие. Конгресс США вправе создавать любые нижестоящие суды, какие сочтет необходимыми.

Верховный суд США состоит из 9 судей, предлагаемых Президентом и утверждаемых Сенатом. Судьи Верховного суда (как и все федеральные судьи) назначаются пожизненно.

Верховный суд США редко выступает в качестве первой инстанции. Например, в качестве первой инстанции он может рассматривать споры между штатами или споры с участием послов. В основном он работает как высшая апелляционная инстанция по решениям федеральных судов и судов штатов.

В юрисдикцию федеральных судов, которая сама по себе является ограниченной, входят вопросы федерального ведения, а именно: дела, вытекающие из Конституции США, законов США и международных договоров. В федеральных судах ежегодно рассматривается более 70 тысяч дел.

Любой человек, чье дело связано с вопросом федерального ведения (нарушение конституционного права, дискриминация в трудовых отношениях и т.п.) вправе обратиться в федеральный суд.

В юрисдикцию федеральных окружных судов входят также дела, в которых задействованы граждане различных штатов (конкурирующая юрисдикция с судами штатов — concurrent jurisdiction), и дела между гражданами штатов и иностранными государствами/гражданами иностранных государств.

По сумме исков федеральная судебная компетенция начинается с 50 тысяч долларов.

Корпорация (corporation), с точки зрения судебной юрисдикции, считается резидентом штата, если она в нем учреждена или осуществляет основную предпринимательскую деятельность.

К исключительной юрисдикции федеральных судов (Exclusive Federal Jurisdiction) относятся дела по уголовным преступлениям общефедерального уровня (federal crimes), вопросы антитрестовского законодательства, банкротства, интеллектуальной собственности, а также иски против Соединенных Штатов.

Любой федеральный суд может решить вопрос о соответствии того или иного закона Конституции США и в случае несоответствия закона — отказаться от его применения. Только федеральный суд вправе решить, являются ли положения конституции какого-либо штата соответствующими Конституции США или нет.

Процесс, в рамках которого федеральный суд определяет, соответствует ли закон общефедеральной конституции или нет, называется «Judicial review».

Кстати, право на осуществление «judicial review» федеральные суды получили в результате прецедентного решения Верховного суда США в 1803 году (Marbury v. Madison).

По другому известному прецедентному решению Верховного суда в 1974 году (United States v. Nixon) была установлена юрисдикция Верховного суда в отношении действий Президента США.

Об арбитраже. Арбитраж (arbitration) рассматривается в качестве альтернативного по отношению к судам способа разрешения споров.

Решение арбитража, в зависимости от обстоятельств и желания сторон, может быть как юридически обязывающим, так и не обязывающим.

Арбитр — это в определенном смысле частный судья, хотя при этом он может и не иметь юридического образования. Чаще всего в качестве арбитра выступает группа экспертов, являющихся специалистами в предмете спора.

Как правило, предприниматели заранее включают в договоры так называемую арбитражную оговорку (arbitration clause), предусматривающую разрешение возможных в будущем споров в арбитражном порядке.

Принуждение к арбитражу рассматривается как действие, противоречащее публичному порядку (public policy). Подобный подход закреплен прецедентами 1987 и 1991 годов . (Shearson/American Express Inc. v. McMahon, Gilmer v. Interstate/Jonson Lane Corp.).

Арбитражный процесс не обладает такой строгостью и жесткостью норм, как процесс судебный. О многих арбитражных процедурах стороны могут договориться сами непосредственно в начале процесса.

Арбитр обязан руководствоваться правилами и процедурами арбитража независимо от того, кем они установлены.

Обычно стороны излагают арбитру свои аргументы, представляют доказательства. При необходимости обеими сторонами могут приглашаться свидетели. Решение арбитража называется «award». Согласно большинству актов по вопросам арбитража, решение (award) должно быть вынесено не позднее, чем в течение 30 дней после завершения слушаний.

Большинство штатов имеет собственные законы об арбитражах, которые зачастую основаны на унифицированном акте 1955 года — Uniform Arbitration Act. Существует также и федеральный закон 1925 года: Federal Arbitration Act — FAA. В соответствии с этим Законом обязательно включение арбитражной оговорки в договоры, касающиеся деятельности на море или междуштатной торговли.

Суды могут сыграть важную роль в постарбитражной стадии. При наличии арбитражного решения можно через суд заставить ответчика исполнить такое решение.

Общий подход судов при этом таков: коль скоро стороны были свободны в выборе арбитражной формы разрешения спора и её процедур, они не должны жаловаться на полученный результат. В некоторых случаях, впрочем, суды отменяют арбитражные решения или оставляют их без исполнения.

Наиболее известной организацией, осуществляющей арбитражные услуги, является Американская арбитражная ассоциация (American Arbitration Association — AAA), основанная в 1926 году. Ассоциация разрешает в год по всей стране более 60 тысяч споров. Ее членами состоят ведущие юридические фирмы.

Судебная система США

Судебная система в США

В Соединенных Штатах Америки параллельно работают единая федеральная система судов и имеющие самостоятельность суды каждого из пятидесяти штатов страны, четырех федеральных территорий и округа Колумбия.

Федеральная судебная система США состоит из Верховного суда, апелляционных и окружных судов, а также в нее входят специальные суды. Во главе всей системы федеральных судов стоит Верховный суд США, занимающий одновременно исключительно важное положение в целом в структуре высших органов государственной власти наряду с президентом и Конгрессом США. Верховный суд Соединенных Штатов Америки является единственным судебным органом, упоминаемым в конституции страны. Он состоит из девяти судей, один из которых по воле президента США занимает председательское кресло. Каждый из членов Верховного суда также назначается президентом и проходит утверждение на пост в Сенате. Принятие решений в высшем судебном органе страны происходит путем кворума, составляющего шесть голосов. В юрисдикции Верховного суда США в качестве первой инстанции находятся дела, касающиеся споров между двумя и более штатами, затрагивающие послов иностранных государств и другие. Дел, предназначенных для рассмотрения исключительно в Верховном суде США на практике совсем немного. Основная функция Верховного суда заключается в рассмотрении жалоб, которые подаются на решения нижестоящих судебных органов федерального уровня и судов штатов при условии затрагивания в делах вопросов федеральной важности. Кроме того, Верховный суд рассматривает просьбы об отмене постановлений судов любых инстанций, если они были основаны на законах, противоречащих конституции США.

Апелляционные суды, являющиеся одной из главных частей, на которые делится судебная система в США, созданы в 1891 годы. Они представляют собой суды промежуточной юрисдикции между окружными судами и Верховным судом США. На сегодня в стране работает 13 апелляционных судов, каждый из которых охватывает территорию от трех до десяти штатов и имеет свой официальный номер. В составе каждого апелляционного суда находится от четырех до двадцати трех судей. Председателем является тот судья, который дольше всех находится в составе данного суда, но при этом не переступил порог 70-летия. При рассмотрении дел в каждом апелляционном суде участвует закрепленный за ним член Верховного суда США. В апелляционных судах рассматриваются жалобы на решения и приговоры, вынесенные окружными судами, а также на постановления различных административных органов. Чаще всего дела рассматриваются коллегией из трех судей, однако если речь идет не об апелляции, то рассмотрением могут заниматься один или двое судей.

Окружные суды являются основным звеном в большом властном механизме под названием судебная система США. Вся территория Соединенных Штатов Америки поделена на отдельные округа с учетом пограничных линий каждого штата. Такое деление подразумевает наличие в одном штате от одного до четырех округов. Кроме того, окружные суды США работают в четырех заграничных территориях, находящихся под контролем этой страны. Всего на сегодня судебная система в США насчитывает 94 окружных (называемых также районными) судов. В каждом из них работает от двух до двадцати семи судей, а председатель выбирается по тем же правилам, что и в случае с апелляционным судом. Рассматриваются окружными судами в первой инстанции дела уголовного и гражданского характера, которые входят в компетенцию федеральных органов юстиции. Также в окружных судах рассматриваются жалобы граждан и организаций на действия различных административных ведомств. При окружных судах создаются федеральные магистраты, выполняющие вспомогательные функции или самостоятельно ведущие дела по незначительным преступлениям, наказание по которым не может превышать года лишения свободы или 1000 долларов штрафа. Кроме того, с 1978 года при каждом окружном суде создаются дополнительные органы, занимающиеся рассмотрением дел о банкротствах. Данная категория дел является достаточно многочисленной. Жалобы на решения этого подразделения приносятся обычно в тот же окружной суд, при котором оно работает.

Судебные системы отдельных штатов США

В каждом из американских штатов действует своя система судов. В большей части случаев отсутствие единой вертикальной структуры судов объясняется историческими условиями, в которых формировалась судебная система каждого отдельного штата. Чаще всего здесь работают состоящие из двух или трех ступеней системы общих судов, а дополняют их всевозможные суды со специальной или ограниченной юрисдикцией. В небольших штатах обычно работает двухступенчатая судебная система, подразумевающая наличие судов первой инстанции и высшего судебного органа. Трехступенчатая система с промежуточной и апелляционной юрисдикцией характерна для штатов с большой площадью и численностью населения.

Во главе судебных систем штатов стоят инстанции, называемые обычно верховными судами, однако в некоторых штатах они называются апелляционными. В состав данных судов входит 5-9 членов, из которых одного выбирают председателем. Данная судебная инстанция занимается, в основном, рассмотрением апелляций, подаваемых на решения нижестоящих судов.

Суды промежуточной инстанции занимаются рассмотрением жалоб на приговоры, вынесенные судами первой инстанции и прочими судебными учреждениями. В их составе обычно находится от 10 до 50 судей, а решения принимаются коллегиями из трех судей.

Основным звеном судебной системы каждого штата является суд общей юрисдикции. В нем рассматриваются по первой инстанции практически все уголовные дела, за исключением малозначительных, а также гражданские дела независимо от суммы иска, кроме тех дел, которые должны рассматривать специализированные суды.

Суды общей юрисдикции сша

Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебной системы; существуют организационно обособленные , параллельные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная система.

Согласно статье 3 конституции, судебная власть Соединенных Штатов предоставляется Верховному суду США и нижестоящим федеральным судам, учреждаемым конгрессом.

Судоустройство на федеральном уровне

Федеральную судебную систему образуют 4 группы судов — окружные, специальные, апелляционные и специальные апелляционные — во главе с Верховным судом.

Окружные суды США — федеральные суды общей юрисдикции; они по первой инстанции рассматриваютвсе дела, основанные на федеральном законодательстве.

Специальные суды первой инстанции — претензионный суд США (рассматривает денежно-имущественные претензии граждан к правительству США), суд США по делам внешней торговли (рассматривает споры, возникшие на основе федеральных законов об импортных торговых операциях и таможенных правил), налоговый суд США (разрешает конфликты, возникающие в связи с решениями федеральных налоговых ведомств).

К специальным апелляционным судам относятся аппеляционный суд США по федеральному округу (рассматривает жалобы на решения претензионного суда, суда по делам внешней торговли и на решения некоторых федеральных административных ведомств) и временный черезвычайный апелляционный суд; решения этих двух судов обжалуются в Верховный суд.

Апелляционные суды представляют собой промежуточную апелляционную инстанцию между федеральными судами первой инстанции и Верховным судом.

Возглавляет федеральную судебную систему Верховный суд США — высший орган в федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция.

В США существует автономная система военных судов. Им подсудны чисто воинские преступления, а также все иные уголовные правонарушения, совершенные военнослужащими во время прохождения ими действительной военной службы и исключительно при исполнении служебных обязанностей.

Судоустройство в штатах

Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы, какие сочтет нужным, однако сущесвуют типичные черты судоустройства, общие для всех штатов. Так, в штатах имеются 3 группы судов: ограниченной и специальной юрисдикции, общей юрисдикции, апелляционной юрисдикции. Первые две группы — местные суды первой инстанции, рассматривающие дела по существу. Третья группа объединяет промежуточные апелляционные суды и верховные суды штатов.

Система судебной власти США

В США исторически сложилась двухуровневая судебная система, предполагающая наличие в каждом штате как федеральных судов, так и судов данного штата.

Конституция США заложила основы единой централизованной федеральной судебной системы, которая состоит из трех звеньев: районных судов, окружных судов и Верховного суда. Судьи этих судов назначаются президентом США с одобрения сената. Кроме того, в систему федеральных судов входят так называемые специализированные суды, имеющие отдельную компетенцию с правом вынесения приговоров и решений (налоговый суд, суд по делам военнослужащих, суд но таможенным и патентным делам, претензионный суд).

Районные суды рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Апелляционные (окружные) суды осуществляют проверку решений районных судов, а также рассматривают жалобы на решения ряда административных (квазисудебных) органов (например, Национального управления трудовых отношений).

Верховный суд, состоящий из девяти судей, является высшей судебной инстанцией. Согласно Конституции судьи назначаются президентом с совета и согласия сената пожизненно. Они могут быть смещены с должности только в результате применения процедуры импичмента. Для Верховного суда характерна письменная процедура рассмотрения дела, не требующая присутствия сторон, свидетелей и других обязательных для судебной процедуры действий. Верховный суд широко использует свои дискреционные функции — право принимать к производству по собственному усмотрению дела, содержащие «федеральный вопрос». Кроме того, Верховный суд является высшей апелляционной инстанцией, которая проверяет решения и приговоры нижестоящих судов. В качестве суда первой инстанции этот суд выступает по всем спорам между двумя и более штатами, между Союзом и штатом, по делам, возбуждаемым одним штатом против граждан другого или иностранцев. Верховный суд внес крупный вклад в дело защиты гражданских прав, в ликвидацию расовой дискриминации.

Судебная система членов Федерации чрезвычайно разнообразна, поскольку в каждом штате она определяется на основе собственной конституции и местных законов.

В компетенцию судов штатов входят все гражданские дела и дела о преступлениях, нарушающих законы штатов.

Как правило, судебная система штатов состоит из трех или четырех инстанций:

o низовые суды (мировые суды, полицейские суды и т.д.) рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела;

o суды первой инстанции (суды графств, округов, городские суды и др.) рассматривают подавляющее большинство гражданских и уголовных дел;

o апелляционные суды осуществляют надзорную функцию по отношению к нижестоящим судам. Решения носят окончательный характер;

o высшие (верховные) суды, являющиеся высшей судебной инстанцией штата, обладают апелляционной юрисдикцией по отношению к решениям нижестоящих судов, а также осуществляют предварительный конституционный надзор.

Кроме того, судебные системы штатов включают в себя специальные суды штатов (по делам о наследстве, опеке, по семейным делам).

Особенности американского федерализма

Классический федерализм в Северной Америке, построенный на симметрии конституционного статуса субъектов Федерации, имеет более чем двухсотлетнюю историю. Отцы-основатели американской национальной государственности, преобразуя конфедерацию в федерацию, основанием будущего государственного устройства усматривали максимальную интеграцию самостоятельных частей государства на основе принципа «дискреционного надзора», предполагающего в частности, что активными участниками федеративных отношений должны быть не только штаты, но и в некоторых случаях граждане. Центральным элементом американского федерализма являются правомочия отдельных штатов определять свою собственную политическую структуру, впрочем, как и саму политику, а также воздействовать на центральные (федеральные) органы государственной власти.

Американская федерация состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Под суверенитетом США находятся зависимые территории, имеющие особый статус.

При анализе американского федерализма необходимо учитывать императивный характер принципов и требований, обеспечивающих эффективное функционирование этой формы государственного строительства. К таким традиционным чертам относятся:

— безусловный приоритет федеральной Конституции и федеральных законов по отношению к правовым установлениям штатов;

— наличие двух уровней управления (Федерации и ее субъектов), обеспечение распределения для каждого из этих уровней финансовых годовых доходов;

— одинаковый равноправный конституционный статус субъектов Федерации (отсутствие классификации штатов в соответствии с их национальным составом);

— четкое разграничение полномочий между Союзом и штатами (в основном в законодательной сфере, где компетенция Федерации сформулирована в виде четких полномочий конгресса). Причем полномочия Федерации имеют исключительный характер, а полномочия штатов — остаточный: это вопросы принятия собственной конституции, определения региональной системы органов государственной власти, административное деление, вопросы уголовного права, избирательное законодательство. Предметы исключительного ведения штатов в Конституции специально не перечисляются, ими считаются вопросы, которые прямо не отнесены к ведению Федерации. Конституция США предполагает правовую возможность путем издания обычного закона конгрессом расширять конституционно установленный круг предметов, находящихся в исключительном ведении (разд. 8 ст. I), что неоднократно использовалось в американской политической практике;

— конституционные гарантии территориальной целостности Федерации (отсутствие в Конституции права на сецессию, т.е. на выход штата из состава Федерации (лат. secessio, от secedo — уход), подтвержденное несколькими решениями Верховного суда США; отнесение решения всех вопросов, касающихся защиты целостности государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, исключительно к ведению Федерации: только американский конгресс имеет право набирать и содержать армию, флот, издавать правила по управлению и организации вооруженных сил, объявлять войну, определять порядок призыва на службу в милицию для обеспечения законов Союза, подавления восстаний и отражения вторжения на его территорию противника.

Вместе с тем имеется определенное своеобразие в государственном устройстве США, обусловленное историческими, географическими, этническими и иными факторами:

— выделен особый регион — федеральный округ Колумбия, имеющий специальный статус столичного округа, в отношении которого согласно Конституции конгресс имеет исключительные законодательные полномочия. Такое выделение статуса объясняется месторасположением правительства и его органов и соответственно сосредоточением важнейших финансовых и административных ресурсов, что, безусловно, ставит эту территорию в особое положение;

— присутствует достаточно широкий круг полномочий штатов в сфере собственной внутренней политики (штаты сами определяют «свой электорат», устанавливают обязательные требования к прохождению партийных кандидатов на государственные посты через праймериз (первичные выборы); другие же штаты, в отличие от федерального законодательного органа, могут создавать однопалатный парламент (штат Небраска), принимать законы, в соответствии с которыми суды и члены кабинета должны избираться (на федеральном уровне они назначаются); отдельные штаты вправе принимать законы о проведении петиционных референдумов);

— особый статус судебной системы, включающей федеральные суды и суды штатов.

Кроме того, установлен особый статус для неинкорпорированных территорий (Пуэрто-Рико, Гуам, Федеративные Штаты Микронезии, Виргинские острова, Восточное Самоа и т.д.). При этом следует учитывать, что, имея статус ассоциированных государств, в Конституции США они не определяются как субъекты Федерации: эти так называемые примыкающие (ассоциированные) территории, как правило, имеют совещательный голос и в принципе могут прекратить или приостановить свои привилегированные отношения с Вашингтоном.

Смотрите так же:

  • Правило ь после шипящих не пишется Азбучные истины Интерактивный диктант Учебник ГРАМОТЫ: орфография Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация Имена и названия. Интерактивный тренажер Полезные ссылки Летнее чтение Запоминалки Цитаты о языке Скороговорки Пословицы и поговорки Выберите правильные варианты […]
  • Сумма страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего С 1 апреля 2015 года правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего распространены на ОСАГО Правительство РФ реализует нормы Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об […]
  • Федеральный закон 22-фз от 4 марта 2013 г Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 […]
  • Судебных инстанций в системе арбитражных судов Судебные инстанции в арбитражном процессе Судебные инстанции в арбитражном процессе - предусмотренная законодательством иерархия стадий рассмотрения спора в арбитражном процессе. Разъяснение Судебные инстанции в арбитражном процессе - это предусмотренная […]
  • Прокурор хмельницкого Военный прокурор Южного региона Якубовский: - Резонансные задержания взяточников – малая часть нашей работы 2 июля 2016 | 07:30 0 3 738 Военную прокуратуру Южного региона Украины уже больше года возглавляет Максим Якубовский. В конце 2015 года президент […]
  • Пенсии страховые в апреле 2018 года Законы РФ 2018 На 4,1% пересчитают пенсии в апреле 2018 года. Повышенный размер выплат получат инвалиды всех групп, дети-инвалиды и остальные граждане, входящие в данную категорию получателей. Перерасчет социальных пенсий и военным В наступившем 2018 году […]
  • Реквизиты налоговой для уплаты налога Реквизиты для уплаты налогов на УСН Ближайшие отчетные даты ООО и ИП на УСН Аванс по УСН за III квартал 2018 года Главная Помощь и доп. информация УСН Реквизиты для уплаты налогов на УСН В течение года на УСН уплачиваются авансовые платежи. Они […]
  • Следственного комитета российской федерации по республике дагестан Огузов Марат Мухамедович Огузов Марат Мухамедович, родился 07 апреля 1978 года в с. Залукокоаже Зольского района Кабардино - Балкарской Республики. С августа 2000 года по сентябрь 2007 года Огузов М.М. проходил службу в прокуратуре Ставропольского края, […]