Устав третейского суда

О Третейских Судах

Третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда.

Законодательство Республики Беларусь о третейском суде основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и.

Постоянно действующий третейский суд является некоммерческой организацией либо обособленным подразделением (подразделением) юридического лица.

Государственные органы, в том числе органы.

Третейский суд для разрешения конкретного спора образуется сторонами третейского соглашения и прекращает свою деятельность с окончанием третейского разбирательства по этому спору.

Деятельность третейского суда основывается на принципах:

законности, означающей, что при разрешении споров третейские судьи руководствуются нормами Конституции Республики Беларусь.

Государственная регистрация постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Постановка на.

Ликвидация постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, осуществляется по решению учредителей или уполномоченного уставом органа управления.

Сведения о третейских судьях, а также постоянно действующих третейских судах подлежат включению в Реестр третейских судей и постоянно действующих третейских судов (далее – Реестр третейских.

Третейским соглашением является соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, указанного в соглашении сторон.

Третейское соглашение заключается в письменной форме в.

Субъектами третейского соглашения могут быть физические лица, обладающие полной дееспособностью, и (или) юридические лица.

Государственные органы, в том числе органы местного.

Третейское соглашение должно содержать положение о том, что все или отдельные споры, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, подлежат разрешению в.

При несоблюдении требований, предусмотренных статьями 9–11 настоящего Закона, третейское соглашение считается недействительным.

ГЛАВА 3
ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЬИ. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского.

Формирование состава постоянно действующего третейского суда производится в порядке, установленном настоящим Законом и регламентом постоянно действующего третейского суда, а третейского суда для.

Отвод третейскому судье может быть заявлен в случае:

несоблюдения требований, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона;

наличия прямой или косвенной личной заинтересованности.

Полномочия третейского судьи прекращаются:

после принятия решения третейского суда по конкретному делу. В случаях, предусмотренных статьями 38–40 настоящего Закона, полномочия третейского.

В случае прекращения полномочий третейского судьи до принятия решения третейского суда по конкретному делу другой третейский судья избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые.

Третейское разбирательство – процесс разрешения спора, который осуществляется третейским судом при наличии третейского соглашения о передаче спора этому третейскому суду.

Третейский суд разрешает любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, за исключением споров, стороной которых является учредитель постоянно действующего.

Третейское разбирательство ведется на белорусском или русском языке, если стороны не договорились об ином.

Сторона, представляющая документы и иные материалы не на языке третейского.

Место третейского разбирательства определяется третейским судом с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон, если стороны не договорились об ином.

Сторонами третейского разбирательства являются истец и ответчик.

Истцом является физическое или юридическое лицо, заключившее третейское соглашение и предъявившее в третейский суд иск в.

Третейский суд разъясняет сторонам, другим участникам третейского разбирательства их права и обязанности, связанные с участием в третейском разбирательстве, а также предупреждает о последствиях.

Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме подается в третейский суд, указанный в третейском соглашении.

В исковом заявлении должны быть.

Третейский суд, приняв исковое заявление, в течение пяти дней направляет копию искового заявления ответчику, убеждается в наличии и действительности третейского соглашения, изучает.

Третейский суд, приняв решение о наличии у него компетенции на разрешение конкретного спора, выносит определение о возбуждении третейского разбирательства, извещает стороны о времени и месте.

Третейский суд возвращает истцу исковое заявление и приложенные к нему документы и иные материалы в случае, если:

между сторонами отсутствует третейское соглашение или установлена его.

Ответчик вправе представить письменный отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои разъяснения по существу заявленных против него требований, а также возражения против иска.

Ответчик вправе предъявить истцу встречный иск при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованием истца и встречный иск может быть рассмотрен третейским судом в.

Заявление (ходатайство) об обеспечении иска, рассматриваемого третейским судом, подается стороной в суд по месту третейского разбирательства или месту нахождения имущества, в отношении которого.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Третейский суд обязан непосредственно исследовать все имеющиеся.

Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения в заседании третейского суда своей позиции и защиты своих прав и законных интересов.

Непредставление сторонами документов и иных материалов, а также неявка в заседание третейского суда сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте третейского разбирательства, не.

Третейский суд по ходатайству сторон (одной из сторон) может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от.

Если стороны не договорились об ином, в заседании третейского суда ведется протокол. Лицо, ведущее протокол, определяется третейским судом.

Протокол подписывается третейскими судьями с.

Третейский суд, исследовав требования истца, возражения ответчика, ходатайства сторон, факты, установленные в ходе третейского разбирательства, документы и иные материалы, принимает.

Решение третейского суда излагается в письменной форме.

В решении третейского суда должны быть указаны:

дата принятия решения третейского суда;

Если стороны не договорились об ином, любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может в течение десяти дней со дня получения решения третейского суда обратиться в тот же третейский суд с.

Третейский суд вправе по ходатайству сторон (одной из сторон) или по своей инициативе исправить допущенные в решении третейского суда описки, опечатки, арифметические ошибки, о чем выносится.

Определение третейского суда излагается в письменной форме, выносится в случаях, предусмотренных настоящим Законом, а также по вопросам, не затрагивающим существа спора, и должно быть.

Третейский суд прекращает третейское разбирательство в случае:

отказа истца от своих исковых требований, если только ответчик не заявит возражения против прекращения третейского.

Дело, рассмотренное постоянно действующим третейским судом, хранится в этом третейском суде в течение пяти лет со дня вступления в законную силу принятого по нему решения, если регламентом.

К расходам, связанным с третейским разбирательством, относятся:

вознаграждение третейских судей;

расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском.

Расходы, связанные с третейским разбирательством, распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям сторон, если третейским соглашением не определен иной.

Решение третейского суда может быть обжаловано стороной третейского разбирательства в порядке, установленном соответственно гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным.

Решение третейского суда может быть обжаловано и отменено в случае, если сторона, ходатайствующая об отмене решения третейского суда, представит доказательства, что:

Отмена решения третейского суда не препятствует повторному обращению сторон в третейский суд в порядке, установленном настоящим Законом.

В случаях, если решение третейского суда отменено.

Решение третейского суда подлежит обязательному исполнению в порядке и срок, установленные этим решением.

Если в решении третейского суда срок его исполнения не установлен, оно подлежит.

Решение третейского суда, не исполненное добровольно в установленный срок, подлежит принудительному исполнению.

Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по.

Расходы, связанные с принудительным исполнением решения третейского суда, возлагаются на сторону, не исполнившую решение третейского суда добровольно, в порядке, установленном соответственно.

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

обеспечить принятие комплекса мер по развитию и расширению применения в Республике Беларусь института третейского.

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 52, которые вступают в силу со дня официального опубликования.

Понятие третейского судопроизводства и история становления

История развития третейского судопроизводства

История третейских судов в России исчисляется столетиями. Обращение к третейским судьям основывалось на народных представлениях о том, что подобного рода разрешение споров в наибольшей степени отвечает представлениям о справедливости. В России было пренебрежительное отношение со стороны государства, и общества к третейским судам. И причин тому множество.

Централизованная российская власть не могла согласиться с тем, что параллельно существует сильная частная юрисдикция, которая составляет конкуренцию государственной судебной системе. Это означало возможность разделения и отчуждения власти в пользу субъектов, неподконтрольных государству. Эти факторы и явились причиной того, что третейский суд не имел широкого и устойчивого распространения в России.

На Руси третейские суды не получили широкого распространения. Предпосылкой тому была слабость русского купеческого сословия, поскольку «русская торговля даже в конце XVIII — начале XIX вв. осуществлялась почти исключительно за наличные и едва ли не каждым желающим». Одно из наиболее древних упоминаний о третейском суде содержится в договорной грамоте 1362 г. великого князя Донского. При разрешении споров в Древней Руси использовались принципы третейского судопроизводства — принцип добровольного обращения сторон в третейский суд, принцип выбора сторонами по своему усмотрению третейских судей.

Во времена Ивана Грозного начиная с 1552 г. в общинах стали замещаться должности кормленщиков-наместников и волостелей выборными судьями, которые выступали в качестве крестьянских судей. Сохранились сведения о порядке выбора этих судей и их деятельности, которые дают основания квалифицировать этих судей в качестве третейских.

При принятии Соборного уложения 1649 г. были зафиксированы нормы, дозволяющие лицам обращаться к третейскому суду за разрешением спора. В Соборном уложении была всего одна статья посвященная третейскому судопроизводству. Она дала толчок к дальнейшему развитию этого института в России. Были установлены требования к форме третейского соглашения, которое должно было совершаться в письменной форме и удостоверяться рукоприкладством лиц, заключающих договор. Решение третейского суда приравнивалось к решению государственного суда.

При Петре I был составлен регламент Главного магистрата, основной целью которого было укрепить купечество. В числе мер было сделано предписание купцам сочинять статуты и вводить купеческий суд, который по механизму его образования и принятия решений был похож на третейский суд. В 1727 г. был принят Таможенный устав. Он предусматривал случаи, когда дело не подлежало рассмотрению в таможенном суде и должно было направляться на разбирательство в третейский суд: если ответчик на письмо истца «скажет спор о том, что по оному выплачено, имеет расписки или другие письма»;если «ответчик истцово письмо, по которому ищет, лживит и называет неправым»; если ответчик «будет ссылаться на свои записные книги и на счета, что он не должен и хотя должен, да не столько, сколько истец требует» и таким образом «произойдут между ними споры».

Начиная с XVIII в. удостоверение третейской записи стало происходить путем внесения в специальную книгу, которая велась губернской канцелярией. Такой порядок существовал до середины XIX в.

В 1801 г. известный поэт и министр юстиции Г.Р. Державин на основании поручения Александра I составил и представил императору Устав третейского совестного суда. Проект Державина состоял из 103 статей. Третейский суд должен покоиться на принципе добровольности, предполагалась и поддержка деятельности третейских судов со стороны публичной власти. При учреждении суда предполагался и определенный контроль со стороны министра юстиции и губернаторов. Проект министра Державина о третейских судах не был реализован, его влияние явственным образом ощущалось. Влияние проекта проявлялось при реализации конкретных законопроектов, при помощи которых расширялась сфера третейского судопроизводства.

Первый российский Коммерческий суд был основан в Одессе в 1808 г. Как было сказано в докладе министра юстиции, который стал введением к уставу вновь учреждаемого Коммерческого суда, «за основание оному взяты правила, принятые большей частью в знатнейших торговых городах Европы» Затем последовало образование коммерческих судов в других городах Российской империи. Правовой основой деятельности коммерческих судов стал Указ императора Николая I от 14 мая 1832 г., которым были утверждены Учреждение коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства. Этот указ действовал вплоть до 1917 года. По правовой природе коммерческие суды были своего рода судебными гибридами, поскольку организовывались на смешанных началах.

В 1831 г. утверждено Положение о третейском суде. В основе этого Положения лежали статья Соборного уложения о третейском суде и Таможенный устав императора Петра II. В 1833 г. Положение о третейских судах было включено в Свод законов Российской империи. При переиздании Свода законов в 1842 и 1857 гг. Положение о третейских судах включалось в Свод с некоторыми изменениями. Положение о третейском суде предусматривало две формы, в которых мог действовать третейский суд, — «узаконенный» третейский суд и добровольный третейский суд. Третейские суды были упразднены в ходе судебной реформы 1864 г. Деятельность третейских судов была урегулирована Уставом гражданского судопроизводства (регламентировал деятельность только добровольных третейских судов).

В советский период существования государства правовая система характеризуется отказом от многих «буржуазных» юридических институтов. Что касается третейского судопроизводства, то официально на протяжении всей истории советского права законодатель не отказывался от правового регулирования деятельности третейского суда. Однако фактически институт третейского судопроизводства не имел широкого распространения.С принятием Декрета о суде 24 ноября 1917 г. было установлено правило, согласно которому заинтересованным лицам предоставлялась возможность обращаться к третейскому суду для разрешения споров по всем гражданским, а также частноуголовным делам. Порядок деятельности третейского суда был урегулирован Декретом ВЦИК о третейском суде от 16 февраля 1918 г.. В соответствии со ст. 1 декрета третейским судам были подведомственны все споры по гражданским делам, за исключением дел, подсудных специальным судам, или иным. Кроме того, допускалась даже возможность передачи на рассмотрение третейского суда уголовных дел, которые могут быть возбуждены не иначе как на основании заявления потерпевших.

Декрет 1918 г. действовал до 16 октября 1924 г., когда ему на смену пришло принятое Положение о третейском суде, которое было введено в качестве приложения к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР: допускалась возможность третейского разбирательства только по спорам гражданским; на разрешение третейского суда могли быть переданы только уже возникшие споры; законодательство допускало существование только третейских судов для рассмотрения одного спора. С разрешением спора такой суд прекращал свое существование. Принудительное исполнение решений третейского суда допускалось через государственный районный суд.Во время осуществления нэп советское государство пыталось урегулировать и возможность негосударственного разбирательства споров в экономической сфере. При товарных и фондовых биржах стали создаваться арбитражные комиссии, которые являлись третейскими судами. 22 февраля 1924 г. Верховный Суд РСФСР издал циркуляр. Учрежденным при товарных биржах арбитражным комиссиям подсудны те дела по биржевым сделкам, которые совершены между членами соответствующей биржи и были зарегистрированы в биржевом собрании. В том случае если решение арбитражной комиссии отменялось в кассационном порядке, оно считалось несуществующим и сторонам предоставлялась свобода выбора дальнейшего способа разрешения спора.22 июля 1924 года было принято постановление Совета народных комиссаров, которое разрешало всем государственным органам и кооперативным организациям передавать возникающие споры на разрешение третейских судов. Был сформулирован запрет на передачу третейским судам споров, вытекающих из сделок, связанных с имуществом.

3 июля 1959 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об улучшении работы государственного арбитража», согласно которому допускалось третейское разбирательство споров между юридическими лицами. Оно было нацелено на использование одной из новых форм привлечения общественности к разрешению хозяйственных споров по отдельным крупным и сложным делам между предприятиями, организациями и учреждениями.

В развитие указанного постановления Государственным арбитражем при Совете Министров СССР 31 августа 1960 г. были утверждены Временные правила рассмотрения хозяйственных споров третейским судом, которые регулировали основные вопросы, связанные с третейским разбирательством споров, возникающих между социалистическими предприятиями и организациями. Порядок заключения третейского соглашения был чрезмерно зарегулирован. В 1975 г. Государственным арбитражем СССР было утверждено Положение о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями Соблюдение предварительного урегулирования спора являлось обязательным условием. Третейскому суду предоставлялось право затребовать от предприятий и организаций необходимые для разрешения спора материалы и документы; третейский суд мог обязать лиц, участвующих в деле, произвести сверку расчетов, назначить экспертизу. Среди достоинств третейского разбирательства указывалось на его безвозмездность, поскольку пошлина за рассмотрение дела не взималась.Полноценное развитие третейские суды получили уже в современной России с принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Устав третейского суда

Со времен царя Ивана IV (с середины XVI века) институт третейского судопроизводства пользовался официальной государственной охраной и поддержкой. 2

А в Соборном Уложении 1649 г. была законодательно закреплена сила третейского решения, и каждому предоставлялось право обратиться в третейский суд по обоюдному соглашению с другой стороной. Во второй половине XVII века институт третейского суда вошел в состав общего российского законодательства.

Далее поиски эффективного механизма альтернативного разрешения споров, который позволил бы разгрузить государственную судебную систему, велись в России юристами на протяжении почти двух веков. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что только в период с 1734 по 1831 гг. в России было принято более 20 законодательных актов, регламентирующих возможность рассмотрения и разрешения споров по справедливости и принятым обычаям в третейских судах, процедуру их создания и порядок функционирования.

Хотя такое большое количество различных нормативных актов, регламентирующих третейское судопроизводство в России XVII-XIX веков, и базировалось на статье Соборного Уложения «О третейском суде» 1649 г., однако пользоваться ими на практике было крайне затруднительно. Разрозненность и противоречивость этих источников создавали много трудностей как для обращающихся в третейский суд, так и для самих третейских судей, а также и для государственных органов, осуществляющих принудительное исполнение их решений. 1

15 апреля 1831 г. императором Николаем I было утверждено Положение о Третейском суде. Данное Положение отменяло практически все предыдущие нормативные акты, регламентирующие создание и деятельность третейских судов, и становилось общим законом об этих учреждениях. С этого времени и до судебной реформы 1864 г. в России существовали так называемые узаконенные третейские суды, предназначавшиеся для рассмотрения споров между членами товариществ, по делам акционерных компаний и т.п. (по существу корпоративные споры). Судам предписывалось руководствоваться правилами и обычаями, принятыми в коммерции. Истец и ответчик самостоятельно определяли, на основании чего (какого конкретно договора, обычая и т.п.) посредники должны разрешать их конфликт. В противном случае он разрешался третейскими судьями на основании закона. Если одна из сторон уклонялась от выбора посредника, то он назначался представителями судебной власти. Как правило, в посредники назначались канцелярские чиновники правительственного суда, которые не могли отказаться от этой повинности 2 . Наряду с узаконенным третейским судом существовал и добровольный. Отличие добровольного третейского суда от узаконенного было в том, что он устанавливался добровольно по усмотрению сторон, и его решение было окончательным и обжалованию не подлежало.

Положение о Третейском суде 1831 г. было включено целиком в Свод Законов Российской Империи издания 1833 г. и переиздано с некоторыми дополнениями в 1842 и 1857 гг. Судебной реформой 1864 г. узаконенный третейский суд законодательно был отменен, но фактически он перестал существовать еще раньше.

Кажущееся упрощение и либерализация законодательства о третейских судах не привела однако к их развитию. По свидетельству компетентных ученых, в конце XIX и начале XX веков в России существовало очень мало третейских судов.

В Советский период третейское разбирательство не получало достаточного развития, но и не осталось без внимания. Правовая и процессуальная основа прошла весьма необыкновенный путь. Синхронно существовали третейские и государственные судебные органы. Особенно четко это проявляется в период военного коммунизма и при переходе к НЭПу. Декрет о суде. Первоначально проект декрета был разработан М.Ю. Козловским. и П.И. Стучкой на заседании СНК РСФСР 16 ноября 1917 года было принято решение о создании комиссии для рассмотрения проекта декрета. После чего декрет должен был рассматриваться ВЦИК, однако, поскольку отдельные его пункты вызывали несогласие левых эсеров,то большевики во главе с Лениным заблокировали и не допустили полноценного рассмотрения проекта декрета ВЦИК, а декрет был утверждён непосредственно Совнаркомом 22 ноября 1917 г. «Декрет провозгласил упразднение всех существовавших в России до его принятия судебных учреждений как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды. Согласно данному закону предоставлялась возможность заинтересованным лицам обращаться в третейский суд для разрешения споров по гражданским и частноуголовным делам. 16 февраля 1918 года Декретом ВЦИК был урегулирован порядок деятельности третейского суда. В соответствии с п. 1. «Все споры по гражданским делам, за исключением лишь дел, подсудных специальным судам или иным установлениям, на основании законов о трудовом договоре и о социальном страховании, а также все частноуголовные дела, по которым налагается наказание лишь по требованию жалобщика или потерпевшего (как-то: по делам о личном оскорблении и т.п.), могут быть передаваемы сторонами на разрешение третейского суда». В данном документе по усмотрению сторон указан порядок образования третейского суда. Третейский суд образуется, по

усмотрению сторон, в составе одного посредника или одинакового числа членов третейского суда с каждой стороны и одного посредника, избранного последними. Соглашение сторон о решении дела третейским судом излагается в третейской записи, на которой подписи должны быть засвидетельствованы. Так же предусмотрена возможность исполнения решения в принудительном порядке, обозначения сторон, предмета спора и срока окончания дела в третейской записи, оговорены случаи уплаты государственной пошлины и др. Законодательство не допускало возможности передачи третейскому суду тех споров, которые могут возникнуть в будущем 1 . 23 августа 1922 г. была учреждены арбитражные комиссии при товарных биржах, деятельность которых регулировалась Постановлением Совета труда и обороны РСФСР «О товарных биржах». В соответствии с ст.10 документа, для осуществления стоящих перед ними задач Товарные Биржи в лице органов своего управления имеют право организовать биржевые собрания с обычными их функциями, учреждать и замещать должности биржевых сотрудников, как то: маклеров, нотариусов, …, арбитражные с правами третейского суда и иные специальные комиссии, консультационные и справочные бюро, издавать правила биржевой торговли, …, устанавливать и взимать плату за посещение биржевых собраний и за пользование торговым аппаратом биржи, штрафы и пени за нарушение устава и правил для биржевых собраний, облагать вступительными и членскими взносами Биржи и денежными сборами совершаемые на Бирже торговые сделки, издавать биржевые бюллетени, справочники и указатели 1 . Биржевой Комитет выбирается общим собранием членов по простому большинству голосов . Комвнуторгу предоставляется право особыми постановлениями по отношению к каждой Бирже определять, какое количество членов Биржевого Комитета должно быть избрано из числа членов Биржи, представляющих государственную, кооперативную или частную торговлю. 9 ноября 1922 года ВЦИК принял постановление «О введении в действие кодекса законов «О труде Р.С.Ф.С.Р.»», где в разделе XVI «Об органах по разрешению конфликтов и рассмотрению дел по нарушению законов о труде», предусмотрено, что дела по нарушению законов о труде, а также все споры, возникающие на почве применения наемного труда, разрешаются в порядке примирительного разбирательства в расценочно-конфликтных комиссиях, примирительных камерах и третейских судах, организуемых на началах паритетного представительства сторон 2 . В третейский суд передаются по обоюдному согласию сторон дела. При конфликтах в государственных учреждениях и предприятиях органы Народного Комиссариата Труда, по требованию профессиональных союзов, организуют третейские суды, причем принятие таковых для государственных предприятий или учреждений является обязательным. В случаях острых конфликтов, угрожающих безопасности государства, третейский суд может быть назначен по особому постановлению высших государственных органов (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны). В третейских судах могут разбираться: а) все споры по заключению, выполнению, толкованию и изменению коллективных договоров или тарифных соглашений; б) все споры, возникающие между сторонами по трудовому договору, в том случае, если стороны дают на это разбирательство свое согласие, за исключением споров, предусмотренных в первой части ст. 109. В третейский суд предаются дела по обоюдному согласию сторон, как рассмотренные примирительной камерой, так и не рассмотренные ею. При конфликте в государственных учреждениях и предприятиях органы Народного Комиссариата Труда, по требованию профессиональных союзов, организуют третейские суды, причем принятие таковых для государственных предприятий или учреждений является обязательным. В случае острых конфликтов, угрожающих безопасности государства, третейский суд может быть назначен по особому постановлению высших государственных органов (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны). По отношению к рабочим, решение третейского суда проводится профессиональным союзом. СНК РСФСР от 23 марта 1923 года принял «Положение о примирительных камерах и третейских судах», которое регулировало отношения возникающее на почве наемного труда (конкретно указано в ст. ст. 169 ч. 2 и 170 Кодекса Законов о Труде, изд. 1922 г.). В связи с этим при Народном Комиссариате Труда и его местных органах создаются примирительные камеры и третейские суды. Передача конфликтов в примирительную камеру производится по соглашению сторон заявлением в Народный Комиссариат Труда или его местные органы. Указывалось, что в случаях обнаружения уголовных деяний в ходе рассмотрения дел, такие дела выделяются и передаются в соответствующий суд. При отсутствии соглашения в примирительной камере, дело может быть передано, если обе стороны на то согласны, в третейский суд, который организуется на основании третейской записи, составленной соответствующими органами Народного Комиссариата Труда и подписанной сторонами, с обязательством подчиниться решению третейского суда. В соответствии с данным положением, председатель третейского суда избирается по соглашению сторон, а в случаях, предусмотренных ст. 171 Кодекса Законов о Труде, изд. 1922 г., при отсутствии соглашения сторон, назначается органом Народного Комиссариата Труда. В состав третейского суда входит суперарбитр (председатель) и по равному количеству представителей от каждой стороны. Соглашения примирительных камер имеют силу договора, за нарушение коего наниматели караются по ст. 133 Уголовного Кодекса Р .С.Ф.С.Р. Содержание технического аппарата третейских судов производится по счетам Народного Комиссариата Труда. 1 16 октября 1924 года было принято Приложение № 3 «Положения о третейском суде» к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР, где было указано, что третейский суд организуется по особому, всякий раз соглашению всех участников спора, разбирательство дел в третейских судах производится бесплатно, граждане могут передать любой возникший между ними спор на рассмотрение третейского суда, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений, так содержит в себе на указания членов которые не могут быть третейскими судьями, оговорено содержание договора о передаче спора на рассмотрение, производство третейского суда после окончания рассмотрения дела передается для хранения в районный (городской) народный суд, в районе которого происходил третейский суд и др. 2 октября 1925 года утверждено ЦИК СССР и СНК СССР «Положение о товарных и фондовых биржах и фондовых отделах при товарных биржах». Допускается создание при биржах институционного арбитража, правовая природа которого была, однако, спорной. На протяжении всего времени существования арбитражных комиссий государство пыталось упорядочить их деятельность, используя различные приемы. Проявлялось это, в частности, в попытках контролировать деятельность арбитражных комиссий со стороны государственных судебных органов.

При разрешении споров арбитражные комиссии руководствуются действующими законами, биржевыми правилами и торговой практикой. 28 мая 1932 года Совет народных комиссаров СССР утвердил Устав Всесоюзной торговой палаты (ВТП). Всесоюзная торговая палата общественная организация, основанная на добровольном членстве и действующая на основе устава (постановление ЦИК и СНК СССР от 17 июня 1932, СЗ СССР, 1932, № 48, ст. 281) для разрешения в порядке арбитражного разбирательства споров, возникающих из сделок по внешней торговле, в частности споров между иностранными фирмами и советскими хозяйственными организациями. 1 Популярность ВТАК благодаря высококвалифицированному составу арбитров, тщательному обоснованию решений и т.д. постоянно растет. До создания ВТАК внешнеторговые споры в арбитражных органах имеющих негосударственный характер, урегулированы не были. 31 августа 1960 г. государственным арбитражем при Совете Министров в соответствии с Постановлением от 23 июля 1959 г. утверждены «Временные правила рассмотрения хозяйственных споров третейским судом». Данное постановление регулировало споры, возникающие между предприятиями и организациями, а так же отражена договорная подведомственность при рассмотрении споров между предприятиями, т.е. по обоюдному решению осуществлялся выбор сторонами третейского суда, который закрепляется в третейском соглашении. Законом «Об утверждении основ гражданского судопроизводства Союза ССР и Союзных Республик» от 8.12.1961 г. предусмотрен факт рассмотрения гражданских дел третейскими судами, а так же их деятельность. 30 декабря 1975 г. Утверждено постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР «Положение о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями» № 121. Согласно названному положению хозяйственные споры между хозяйствующими субъектами могли передаваться на разрешение третейских судов в соответствии с взаимным соглашением. Но обязательным условия являлось урегулирование спора в претензионном порядке. Так же, положение регулирует порядок рассмотрения хозяйственных споров третейским судом, создаваемым для рассмотрения конкретного дела, и порядок исполнения решений постоянно действующих третейских судов (кроме третейских судов, порядок деятельности которых установлен законодательством СССР и республик) 1 .

В связи с изложенным, можно сделать вывод о том, что практически 60-летняя история ведомственных и государственных арбитражей свидетельствуют о том, что характер рассматриваемых споров позволял конфликтующим сторонам определять свой выбор обращения за примирением в третейский суд, минуя государственную систему судопроизводства.

Устав Третейского суда

1. Настоящий Устав определяет правовой статус и деятельность Третейского суда , регулирует порядок разрешения споров между организациями – юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, физическими лицами (гражданами), которыми предъявлен в Третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск.

2. Третейский суд (далее – Третейский суд) является постоянно действующим третейским судом при Открытом акционерном обществе «АЛНАС» и действует в соответствии с Федеральным законом от 24.07.02 «О третейских судах в Российской Федерации».

3. Постоянно действующий Третейский суд образуется в составе Председателя, первого заместителя Председателя, заместителя Председателя, третейских судей и секретаря, ответственного за делопроизводство (ответственного секретаря). Третейский суд имеет свой штамп, печать со своим наименованием, бланки.

4. Материально-техническое обеспечение деятельности Третейского суда осуществляется за счет средств .

5. Председатель Третейского суда, первый заместитель Председателя, заместитель Председателя назначаются генеральным директором на срок не менее одного года, но не более пяти лет.

Список судей Третейского суда, дополнения и изменения к списку судей утверждаются генеральным директором на срок не менее одного года, но не более пяти лет.

В список судей Третейского суда могут включаться как лица, связанные трудовыми отношениями с , так и иные лица, обладающие необходимыми знаниями в области отношений, служащих предметом подведомственных суду споров.

6. Третейским судьей может быть дееспособное физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

7.Председатель Третейского суда, третейский судья, разрешающий спор единолично, председатель состава третейского суда при коллегиальном рассмотрении спора должны иметь высшее юридическое образование.

8. Административное руководство деятельностью Третейского суда осуществляют:

— Председатель Третейского суда;

— в отсутствие Председателя Третейского суда – первый заместитель Председателя Третейского суда;

— в отсутствие первого заместителя Председателя Третейского суда – заместитель Председателя Третейского суда.

Полномочия Председателя Третейского суда, первого заместителя Председателя, заместителя Председателя могут быть прекращены по их письменному заявлению решением генерального директора .

9. Третейский суд по конкретному спору образуется в составе равном нечетному количеству третейских судей. Образование состава третейского суда, а также назначение единоличного судьи по конкретному спору, назначение запасных судей осуществляются в соответствии с Регламентом Третейского суда (Приложение к настоящему Уставу).

10. Секретарь Третейского суда, ответственный за делопроизводство (ответственный секретарь), назначается Председателем Третейского суда, либо его заместителями.

Секретарь подчиняется непосредственно Председателю Третейского суда и заместителям Председателя Третейского суда.

11. Приложения к настоящему Уставу, регулирующие порядок деятельности Третейского суда, а также изменения к ним утверждаются генеральным директором .

12. Соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение в Третейский суд (третейское соглашение) может быть заключено в виде оговорки в договоре либо в виде отдельного соглашения. Третейское соглашение заключается в письменной форме.

13. Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения.

Третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, рассматривается как не зависящее от других условий договора. Признание Третейским судом недействительности договора не влечет за собой недействительность соглашения о передаче спора в Третейский суд.

Правила настоящего Устава рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

14. Третейский суд осуществляет третейское разбирательство в порядке и сроки, установленные Регламентом Третейского суда.

15. Порядок исчисления и распределения третейских сборов и расходов сторон в Третейском суде определяется Положением о третейском сборе и расходах сторон (Приложение к настоящему Уставу).

16. Порядок выплаты вознаграждения третейским судьям, Председателю Третейского суда, ответственному секретарю за рассмотрение дел в Третейском суде регулируется Положением о гонорарах по делам Третейского суда (Приложение к настоящему Уставу).

17. По окончании третейского разбирательства Третейский суд выносит решение. Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение Третейского суда.

Решение Третейского суда является окончательным.

Стороны и Третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение Третейского суда было юридически исполнимо.

18. Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению по правилам исполнительного производства, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения Третейского суда. Сторона, в пользу которой было вынесено решение Третейского суда, вправе обратиться в компетентный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа.

19. Местонахождением Третейского суда является г. Альметьевск, Республика Татарстан, .

Почтовым адресом Третейского суда является адрес:

Республика Татарстан, г. Альметьевск, , Третейский суд .

В отдельных случаях Третейский суд может проводить третейское разбирательство вне места своего постоянного местонахождения.

20. Председатель Третейского суда, а также в его отсутствие – первый заместитель Председателя, либо заместитель Председателя вправе:

— назначать судей, запасных судей, председателя состава третейского суда (разбирательства), запасного председателя состава суда в соответствии с Регламентом;

— в случае необходимости и при наличии у сторон уважительных причин продлить срок третейского разбирательства;

— рассмотреть вопрос об освобождении сторон третейского разбирательства от оплаты третейского сбора или уменьшении его размера;

— привлекать на возмездной основе консультантов, экспертов, переводчиков и других специалистов;

— по заявлению одной из сторон и при наличии достаточных оснований назначить повторное третейское разбирательство.

21. Третейский суд разрешает споры в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международными договорами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации.

22. Все вопросы, не урегулированные настоящим Уставом и приложениями к нему, разрешаются Председателем Третейского суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

23. Настоящий Устав с приложениями утверждается приказом генерального директора и действует с момента утверждения.

24. К настоящему Уставу прилагаются:

Приложение – Регламент Третейского суда ;

Приложение – Положение о третейском сборе и расходах сторон;

Приложение – Положение о гонорарах по делам Третейского суда .

Основные этапы развития законодательста о Третейских судах в России

Главные вкладки

Номер журнала:

аспирант кафедры судебной власти, правоохранительн ой и правозащитной деятельности Российского университета дружбы народов

В настоящей статье автором рассматривается место Третейского суда в судебной системе Российской Федерации. Автором предпринята попытка показать место и значимость суда в правовой системе Древней Руси, Российской Империи, СССР и Российской Федерации. Автор особо отмечает глубокие корни демократической судебной системы существующей в современной России, рассматривает этапы ее становления. Автором проведен ретроспективный анализ развития Третейской судебной системы. В процессе исследования автором выявлена роль судебной системы в формировании предпосылок гражданского общества. Автором так же проведен анализ основных проблем стоящих сегодня перед Третейским судом. Особое внимание Автора уделено проблеме добровольного исполнения решений Третейского суда.

Древняя Русь, Российская Империя, Советский Союз, Российская Федерация, Третейский суд, судебная система, третейский судья, Государственный Арбитраж, хозяйственные споры, экономический суд, Торгово-Промышленная палата, государство, право.

Российская Федерация на современном этапе открытой рыночной экономики зиждется на следующих демократических принципах: равенство участников гражданского оборота, свобода договора и автономия воли. Переход от командно-административной экономики к открытому рынку привел к увеличению числа рассматриваемых судебных дел, что, в свою очередь, породило неимоверную загруженность судебной системы.

Суды вынуждены принимать к рассмотрению непомерное число исков в строгие процессуальные сроки при ограниченном числе судейского корпуса и обслуживающего персонала. Такая загруженность негативно отражается на качестве судебного разбирательства в целом. Низкое качества судебного разбирательства порождает пересмотр дела в апелляционном и кассационном порядке, что приводит к затягиванию дел, а также возлагает дополнительные затраты на стороны судебного разбирательства.

Сложившаяся ситуация заставляет искать способ по разгрузке Судебной системы Российской Федерации, а также способы более эффективного внесудебного разрешения споров. Из всех внесудебных разрешений коммерческих споров центральное место отводится Третейскому суду. Третейские суды сегодня популярны, что выражается в росте числа Третейских судов и увеличению доли рассматриваемых ими дел.

С точки зрения подавляющего большинства авторитетных юристов, общественное правосудие (Третейский суд) являлось предшественником государственного судопроизводства [10. C. 3]

Например, Давыденко Д.Л., в своей книге «Арбитраж и примирение» пишет: «примирители в условиях борьбы за выживание племени и высокой агрессивности его членов исходили в первую очередь из насущной необходимости восстановить мир и стабильность в племени и лишь во вторую — из своих представлений о должном и справедливом» [15. C. 84].

Так же, по мнению некоторых российских ученых, Третейские суды в Российской Федерации имеют длительную историю и богатую традицию. Так, считается, что прообраз Третейских судов упоминается еще в летописях от двенадцатого века.

По мнению Вицына А.И.: «Третейский суд — первобытная форма суда, общая многим народам»[10. C. 110], «сначала вызван был политическим обстоятельством, раздроблением Древней Руси, и существовал, пока существовало это раздробление. Но как скоро Москва стала единой главой единого тела, узаконенного Третейского суда не стало: верховным судьей всей Русской земли сделался царь московский», и «все писатели единогласно повторяют, что суд посредников, частных лиц предшествовал суду общественной власти» [10. C. 3].

То есть, разумно предположить, что Третейское судопроизводство имело место быть на Руси и до двенадцатого века, фактически до становления Государства Российского, но никаких документальных свидетельств этого факта найти не представляется возможным.

Лишь в четырнадцатом веке в Ипатьевскаой летописи от 1169 г. находим подтверждение существования Третейских судов. В Летописи повествуется о судебном процессе между Великим и удельным князьями, произведенным согласно с правилами Третейского судопроизводства с участием доверенных лиц от каждой из сторон.

Второе Третейское разбирательство обнаруживается в договорной грамоте князя Дмитрия Донского с князем Владимиром Серпуховским от 1362 г. Дословно там написано следующее: «А чего я буду искать на твоих бояр, или чего ты будешь искать на моих бояр, мы пошлем каждый по боярину, они и будут судить, а если их голоса разделятся, то рассудит их третий, кого они изберут» [10. C. 5].

Е.М. Цыганова в диссертационном исследовании писала, что в России до призвания варягов Третейский суд был единственным способом урегулирования конфликтов.

Позже в России появились разные формы Третейского суда:

а) игуменский суд — это Третейский суд, состоящий из группы людей («братьев») во главе с игуменом;

б) митрополитский суд — Третейский суд с суперарбитром (обычно митрополит);

в) суд мирового ряда — под ним понималось «полюбовное соглашение», свершавшееся с участием «рядцев и послухов» [36.C.217-218].

Изучая законодательные акты того периода, можно сделать вывод, что споры в России регулировались согласно с основополагающими принципами Третейского судопроизводства – таковыми являются принцип добровольной подачи иска в Третейский суд и принцип выбора Третейских судей [20.C.19].

В 1552г. в общинах появились выборные (излюбленные) судьи, выступающие в качестве крестьянских судей. До наших дней дошли сведения о порядке избрания их и об их деятельности, дающие основания считать излюбленных судей — Третейскими судьями [10. C. 45].

В шестнадцатом веке институт Третейского судопроизводства обзавёлся официальной царской поддержкой и охраной [10. C. 8].

В Соборном Уложении 1649 г. официально закрепляется обязательное исполнение Третейского судебного постановления, причем всем было пожаловано право подать иск в Третейский суд, но лишь по обоюдному соглашению с противной стороной. Со слов А.И. Вицына, Соборное уложение «возвело Третейский приговор на степень судебного решения: не по любви тяжущихся и не по милости неустойки он стал пользоваться силой, а получил ее для себя от власти законодательной»[10. C. 49].

Также там появились нормы, дающие сторонам возможность обращаться к Третейскому суду за разрешением спора. В Соборном уложении была всего одна статья, непосредственно определяющая Третейское судебное производство: 5-я статья «О Третейском суде» 15-й главы «О вершенных делах».

Устанавливаются обязательные требования к форме Третейского соглашения, отныне оно должно было совершаться исключительно в письменной форме и удостоверяться рукоприкладством сторон, заключивших соглашение. Третейские записи удостоверялись площадными подьячими; число рукоприкладчиков, свидетельствующих «запись», определялось ценой иска.

Во второй половине семнадцатого века институт Третейского суда был включен в состав общего законодательства.

Дальнейшее развитие Третейского суда подтверждается тем, что только с 1734 по 1831 гг. принято около 22 законодательных актов, регулирующих разрешение спора по справедливости и принятым обычаям в Третейских судах, процедуру их создания и порядок функционирования [10. C. 8-13].

Законодательство о Третейских судах практически до 19 века базировалось на статье Соборного Уложения «О Третейском суде» 1649 г., но использовать его на тот период уже было фактически невозможно. Разрозненность и противоречивость законов, произрастающих из Соборного Уложения, порождали проблемы для истцов, обращающихся в Третейский суд, и для Третейских судей, призванных выносить решение, а также для самих госорганов, призванных осуществлять принудительное исполнение вынесенных решений [12. C. 87].

Петр I повелел создать устав Главного магистрата. Устав предписывал купцам сочинять статуты и вводить купеческий суд [34. C. 49], который по своему существу являлся Третейским судом.

В 1727г. принимается Таможенный устав, предусматривающий создание узаконенных Третейских судов. Во время создания Таможенного устава Правительствующий сенат издал следующее предписание: «между купецкими людьми, как по партикулярным письмам и векселям и записным книгам и счетам, так и в бесписьменных торговых их делах и в поклажах и в ссудах, суд производит по прежнему купеческому обыкновению таможенным судом, т.е. формой словесного разбирательства в таможенных судах употребляемою»[27. C. 1-2]. Т.е., купцам фактически приказывалось решать все коммерческие и торговые споры в таможенном суде.

Начиная с 18 в., Третейскую запись удостоверяли внесением в книгу, которая содержалась губернской канцелярией. Однако удостоверить Третейское соглашение мог и нотариус. Такая процедура просуществовала до середины 19в., а позже удостоверять стали низшие судебные инстанции или мировые судьи.

В 1775 г. Екатериной Второй создаются Совестные суды для разрешения уголовных дел со смягчающими обстоятельствами, требующими особого отношения к преступнику. Но идея о создании совестных судов провалилась, так как столкнулась с сопротивлением и некомпетентностью [21. C. 487] [22. C. 301].

В 1801 г. министр юстиции Г.Р. Державин по приказу Александра Первого изготовил Устав Третейского совестного суда, состоящий из 103 статей. Центральной ее идеей было то, что Третейский суд должен основываться на принципе добровольности, однако в то же время был прописан протекторат Третейских судов со стороны государства.

Устав Третейского суда так и не был утвержден, однако оказал влияние как на конкретные законопроекты, расширяющие сферу Третейского судопроизводства, так и на иные проекты, обосновывающие потребность в реформировании института Третейских судов в качестве альтернативы государственной судебной системе [17] [18. C. 20].

В начале ХIХ в. основной идеей в России становится оптимальное урегулирование торговых споров. Для этой цели появляются коммерческие суды, разрешающие споры на основании Устава торгового судопроизводства. По мнению историков, коммерческие суды зачастую опирались на принципы Третейского судопроизводства.

Так Мейер Д.И. приводит спор между контрагентами страхования: «Третейский суд там устраивается при посредстве Коммерческого суда, в который первоначально поступает страховой иск. Вместе с тем должно заметить, что уж если между страхователем и страховщиком доходит до судебного разбирательства, то дело редко кончается Третейским судом, а поступает на решение высших судебных мест, если не путем апелляции, то посредством жалоб» [26. C. 209].

Однако 15 апреля 1831 г. император Николай Первый утвердил «Положение о Третейском суде», которое отменяло все старые законы, регламентирующие создание и деятельность Третейских судов, и по сути стало единственным законом об Третейских судах.

Фактически Третейские суды, разрешающие споры акционерных компаний и товариществ, просуществовали в России вплоть до судебной реформы от 1864 года. В своей деятельности они руководствовались обычаями делового оборота. Стороны самостоятельно решали, на каком основании (договора, обычая делового оборота и т.д.) арбитры (посредники) должны разрешать их спор. При отсутствии такого решения спор решался на основании закона. В случае, если одной из спорящих сторон не был выбран арбитр (посредник), то его выбирали государственные чиновники, представители судебной власти.

Обычно арбитрами (посредниками) становились канцелярские чиновники правительственного суда, не имевшие возможности отказаться от этой повинности [12. C. 87].

Аналогией Третейскому суду был добровольный Третейский суд, его отличало то, что он устанавливался добровольно по соглашению сторон и его постановление было окончательным и не подлежало обжалованию.

В 1831г. проводится очередная судебная реформа, издается Положение о Третейском суде. В основе него лежат статья Соборного уложения о Третейском суде и Таможенный устав императора Петра II [10. C. 86]. Также Положение о Третейском суде закрепляется в Своде Законов Российской Империи от 1833 г. и позже переиздается с в 1842г. и 1857г.

С принятием Положения о Третейских судах появился способ Третейского арбитрирования, называемый «судом по совести», разрешающий спор, оперируя такими понятиями, как совесть и справедливость [4. C. 276].

Пахман С.В., ссылаясь на исследования уклада жизни народов России, пришел к выводу, что Третейские суды не имели широкого распространения. Во многих местностях Третейские суды «вовсе не известны», представители низшего сословия заявляли: что либо не пользуются услугами Третейского судопроизводства, либо что вовсе такого суда не знают [28. C. 316].

Во время судебной реформы от 1864г. деятельность Третейских судов регулируется Уставом гражданского судопроизводства. В законодательных мотивах к Уставу его создатели определяли, что «формы Третейских судов должны быть сколько возможно легки и просты» [32]. Тогда же Третейский суд законодательно упраздняется судебной реформой. Остается лишь добровольный Третейский суд.

Однако Третейский суд сохранился в качестве института альтернативного и негосударственного органа, рассматривающего споры. Особенно можно выделить следующий факт, что в Центральном Грузинском госархиве содержится свидетельство о требовании закрепления права на обращение в Третейский суд во время восстания 1905 г. [19. С. 128].

Однако либеральное реформирование законодательства о Третейских судах не послужило толчком к их совершенствованию и распространению. По мнению экспертов, в конце 19 в., начале 20 в. в Российской Империи – «мало Третейских судов» [35,с. 21].

Интересное положение Третейский суд приобрел в советский период; так, например, когда между большевиками и меньшевиками возник имущественный спор и В.И. Ленин выступил с предложением «прибегнуть к беспристрастному Третейскому разбирательству» [13. C. 34-36].

В послереволюционное время Третейский суд признавался Декретом «О суде» от 24.11.1917г. в качестве средства для защиты нарушенных и оспариваемых прав, в соответствии с ним любое лицо могло обратиться к Третейскому суду для урегулирования гражданских и частноправовых уголовных споров. Декретом ВЦИК от 16.02.1918 г. «О Третейском суде» был определен порядок деятельности Третейского суда.

После издания Декрета о суде №1 [21] было установлено, что Декрет о Третейском суде 1918 г. действовал до 16.10.1924 г., вплоть до того, как ему на смену пришло Положение о Третейском суде, принятое в качестве приложения к ГПК РСФСР. После принятия ГПК возможность использования Третейского разбирательства для разрешения споров было сильно ограничено: так, например, допускались к рассмотрению споры только между частными лицами, а также само существование суда допускалось только для рассмотрения одного спора.

Согласно с Положением о Третейском суде от 1924 г. соглашение о передаче спора на рассмотрение Третейским судом — подлежало обязательному нотариальному удостоверению. Тогда, в отличие от современной России, допускалось исполнение решений Третейского суда, посредством районных судов.

23 августа 1922г. Постановлением Совета труда и обороны [1] учреждаются арбитражные комиссии при товарных биржах, как отмечалось тогда: «арбитражные комиссии превратились в авторитетный торговый суд» [29. C. 156].

НЭП привел как к возрождению частноправового начала в экономике, так и дал возможность обращаться в Третейский суд не только частным лицам и общественным организациям, но и акционерным обществам с преобладающим участием государственного капитала [14. C. 234-235].

В 22 июля 1924г. постановлением Совета народных комиссаров было позволено кооперативным организациям и госорганам решать споры в Третейских судах (как между собой, так и с частными лицами). Одновременно подлежали запрету рассмотрения дел, вытекающих из сделок, объектом которых является имущество, отнесенное к основному капиталу трестов Третейскими судами [11. C. 46].

После установления в СССР командно-административной экономики Третейское судопроизводство оказалось неактуальным и имело применение лишь в международно-правовой сфере. В советской юридической среде бытовало популярное мнение, что «производство по Третейским записям и решениям в отношении гражданских сделок внутри союзных республик практического значения не имеет», что Третейские суды более не актуальны [2. C. 124].

Но советское государство не могло существовать в условиях блокады, требовалось устанавливать и развивать международные экономические связи, для чего необходимо было использовать устоявшиеся в международном коммерческом обороте институты, такие как международный коммерческий арбитраж.

Для чего уже в 1932г. постановлением ЦИК и СНК СССР при Всесоюзной торговой палате в Москве учреждается Внешнеторговая арбитражная комиссия. После создания Внешнеторговой арбитражной комиссии хозяйственные организации Советского Союза получили возможность разрешать споры с иностранными коммерсантами на территории СССР.

14.12.1987 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от №8135-11 «Об арбитражном суде при Торгово-промышленной палате СССР» ВТАК стал называться Арбитражным судом при Торгово-промышленной палате СССP [9].

В 50-60-е годы, после войны, экономика переживает новый подъем, рождается идея самодостаточности и самосодержания. Третейское судопроизводство, в качестве формы общественного урегулирования споров, стало новой вехой на переходе к общественному самоуправлению[25. C. 128].

23 июля 1959 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об улучшении работы государственного арбитража», в соответствии с которым разрешалось Третейское разбирательство между юридическими лицами [3].

31 августа 1960 г. Государственный Арбитраж при Совете Министров СССР утвердил Временные правила рассмотрения хозяйственных споров Третейским судом [32], регулирующие основные вопросы, связанные с урегулированием споров в Третейском суде.

В 1975 г. Гос. Арбитраж издал Положение о Третейском суде, согласно с которым, для урегулирования экономических споров между предприятиями и учреждениями, споры передавались на рассмотрение Третейскому суду, при условии наличия взаимного соглашения [30]. Но предъявлению иска в обязательном порядке предшествовало предъявление претензии [5. C. 214].

Однако Третейские разбирательства не выпадали из-под контроля судей. Например, 19.03.1969 г. Пленумом ВС РСФСР издается постановлении №48 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», где давалось пояснение, что в случаях, когда судебное разбирательство могло быть передано в Третейский суд, в соответствии с Положением о Третейском суде, на судью возлагалось обязательство на доведение до сведения сторон информации: а) об их праве на передачу дела на рассмотрение в Третейский суд и б) о последствиях этого решения.

Третейский суд получил законодательное закрепление своего функционирования в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 1961г., ГПК РСФСР от 1964г.

После принятия Постановления Совета Министров СССР от 23 июля 1959 г. «Об улучшении работы государственного арбитража» Третейский суд получил возможность принимать к разрешению споры между предприятиями.

30 декабря 1975г. издано Постановление Госарбитража при Совете Министров СССР от. N121 «О Третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями», регулирующее разбирательства в Третейском суде [7.C.3]. Рассматриваемый исторический период характеризует то, что Третейские суды сформировывались сторонами для разрешения конкретного единичного спора.

Но в условиях Советского Союза Третейский суд так и не приобрел широкого применения. В качестве исключения можно привести лишь два Третейских суда: Внешнеторговую арбитражную комиссию и Морскую арбитражную комиссию.

Впрочем, один из названных Третейских судов дожил до наших времен, сменив лишь свое наименование на Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-Промышленной Палате РФ.

1991 г. ознаменовался принятием закона «Об арбитражном суде», где в ст. 7 было закреплено «право на обращение в Третейский суд и к посреднику».

А уже в 1992 г. и 1993 г. принимаются два нормативно-правовых акта о Третейском суде: «Временное положение о Третейском суде для разрешения экономических споров» и закон «О международном коммерческом арбитраже». Это фактически положило начало формированию Третейских судов в РФ. Третейские суды стали появляться в России при различных организациях: биржах, ассоциациях, торгово-промышленных палатах субъектов РФ и т.д.

Однако наравне с вышеуказанными актами действуют и Приложение №3 к ГПК РСФСР 1964 г., а также ряд международных соглашений, ратифицированных как непосредственно РФ, так и доставшихся в наследство (в качестве правопреемника) от СССР.

Развал советского союза и переход к демократическим ценностям ознаменовал отказ от командно-административной экономики, а также от решения правовых споров исключительно государственными органами юстиции. Свободный рынок требовал реформ в области юриспруденции, регулирующей товарно-рыночные (экономические) отношения. Именно для этого в начале девяностых годов ХХ века начался процесс восстановления института Третейских судов в России. Третейские суды начали образовываться при Торгово-Промышленных Палатах субъектов, при объединениях и ассоциациях. В период только с 1990 по 1995 гг. в России уже организовано около четырехсот Третейских судов, в которых числилось более тысячи судей.

Сегодня в современной России полным ходом идут реформы в области торгово-рыночных (экономических) отношений, экономика находится на стадии подъема, неуклонно увеличивается количественный рост банков, бирж, торговых ассоциаций, предприятий. Под государственной опекой начинают бурно развиваться предприятия малого и среднего бизнеса. В результате этого значительно возросло количество заключаемых ими гражданско-правовых сделок (договоров), а соответственно растет удельный вес гражданско-правовых споров.

На практике наблюдаем, что судебные органы сегодня, к сожалению, не могут справиться с многократно возросшей нагрузкой. Эта загруженность судов приводит к нарушению процессуальных сроков подлежащих рассмотрению дел, сказывается и на качестве самого судебного процесса в целом, и на правильности вынесения решений, в частности. И тут есть возможность передать эти гражданско-правовые споры, с согласия спорящих сторон, на рассмотрение в Третейский суд.

Сегодня в Российской Федерации Третейское судопроизводство урегулируется двумя федеральными законами:

  • О международном коммерческом арбитраже;
  • О Третейских судах в Российской Федерации.
  • Однако вышеуказанные ФЗ, к сожалению, не урегулируют всех вопросов Третейского судопроизводства и не решают насущных проблем, которые стоят сегодня перед Третейскими судами.

    Из последних важных изменений можно отметить возможность прописать в государственных контрактах допустимость на подачу иска сторонами в Третейский суд.

    Однако Управление Федеральной Антимонопольной Службы города Москвы рекомендовало не включать в договор пункт о разрешении споров в Третейском суде. Эта позиция была неверна, так как, согласно с Конституцией и Гражданским Кодексом, стороны судебного разбирательства имеют право на его передачу в Третейский суд.

    Арбитражный суд же рекомендовал заключать соглашение, которое бы содержало возможность обращаться по выбору в арбитражный или в Третейский суд. Третейский суд проводит упрощенную процедуру рассмотрения дел. Слушание дела состоится на десятый день со дня подачи заявления, в этот же день суд выносит свое решение, автоматически вступающее в силу и не подлежащее обжалованию.

    На сегодняшний день почти половина госзаказчиков в Москве прописывают возможность обращения в Третейский суд в государственные контракты. Тридцать процентов из рассматриваемых Третейским судом дел сегодня приходится именно на споры, связанные с выполнением государственных контрактов.

    Однако Третейский суд в качестве инстанции, занимающейся разрешением коммерческих споров, не является популярным по ряду объективных причин:

    1. Высокая стоимость рассмотрения спора.
    2. Отсутствие возможности сторон оспорить судебное решение.
    3. Не урегулирован процесс исполнения вынесенного судебного решения.

    Остановимся на последнем пункте поподробнее:

    Согласно со статьей 38 Закона «О Третейских судах» – вступившее в законную силу решение суда есть основание для прекращения судопроизводства. Однако, хотя термин «вступление в законную силу решений Третейского суда» используют, законодательно он не закреплен.

    Логично предположить, что решение Третейского суда считается вступившим в законную силу, с момента своего вынесения, так как именно после этого у сторон появляется обязанность исполнить его.

    Однако, так же следует отметить прискорбный факт, что так же отсутствуют правовые нормы, регулирующие истечение срока для выполнения решения постановления Третейского суда. За исключением такого решения, в резолютивной части которого указывается срок его исполнения.

    Из вышеуказанного следует, что если срок не урегулирован законодательно, то очевидно, он должен прописываться во всех решениях принятых Третейским судом. Очевидно, предполагается, что срок исполнения решения должен указываться в самом решении, а нарушение этого срока при подаче заявления на получение исполнительного листа – является основанием для возврата заявление без рассмотрения.

    Очевидно, основываясь на этих проблемах, президент В.В. Путин во время своего выступления перед членами Федерального Собрания РФ от 12 декабря 2013 года выступил со следующим заявлением «Хотел бы обратить внимание ещё на одну проблему – механизмы разрешения хозяйственных споров по-прежнему далеки от лучших мировых практик, в том числе нам нужно серьёзно повысить авторитет Третейских судов прошу Правительство совместно с РСПП и Торгово-промышленной палатой в короткие сроки разработать и внести в Госдуму законопроект о кардинальном совершенствовании Третейского судопроизводства».

    Смотрите так же:

    • Кто определяет размер госпошлины Госпошлина при вступлении в наследство «Какие расходы придется понести при оформлении наследства?» — интересуются наследники. Вот уже 10 лет, как с наследников снята обязанность по оплате налога за унаследованное имущество. В 2005 году Госдумой РФ был […]
    • Усн это бюджетный налог В бюджеты какого уровня зачисляются денежные средства (налоги), взимаемые в связи с применением УСН и уплатой ЕНВД? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется […]
    • Адлер нотариус адрес Нотариусы в Сочи Нотариус Тиховодов А.И. Сочи, Адлер, Ленина, 6 Нотариус Такмазян Д.А. Сочи, Чайковского, 2 Нотариус Нецветайлова И.В. Сочи, Нагорная, 11 Нотариус Кустова Е.В. Сочи, Донская, 100 Нотариус Чабаидзе Н.Л. Сочи, Донская, 108 Нотариус Дерябин […]
    • Развод в wot Финансовые махинации — «продажа» золота РУКОВОДСТВО Уважаемые пользователи! В связи с участившимися случаями всевозможных махинаций и мошенничества с продажей/приобретением игрового золота настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с данным […]
    • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта Ошибка: страница не существует Извините, запрашиваемая Вами страница еще не существует или была переименована. Вы можете перейти на главную страницу и искать нужную Вам информацию там. Либо связаться с нами удобным для Вас способом и указать, что Вас […]
    • Федеральный закон о малом и среднем предпринимательстве 2014 Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России: последние изменения Сегодня любой предприниматель для начала работы использует положения из Закона о малом и среднем предпринимательстве 2017, поскольку именно он и раскрывает основные принципы […]
    • Ставка налога усн в санкт-петербурге 2018 УСН 2018 в СПб: ставки, условия, расчет, изменения УСН 2018 в СПб: вся информация, основная ставка 6% и «доходы минус расходы» по 7%, последние изменения, законодательство, ответственность, отчетность, и все об этой схеме налогообложения для индивидуальных […]
    • Заслуженный юрист список Награждённые государственными наградами Российской Федерации ОРДЕН «ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ» III СТЕПЕНИ КОГАН Павел Леонидович – художественный руководитель ФГБУК «Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла […]