Задачи функции полномочия антимонопольных органов

3.3. Антимонопольные органы России. Этапы развития, функции и задачи

Одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интере­сов участников деловых отношений является политика антимо­нопольного регулирования, которую проводит государство в ли­це соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль соблюдения законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.

Реализация конкурентной политики стала возможной толь­ко при формировании целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В 1990 г. был законо­дательно оформлен ведущий антимонопольный орган — Госу­дарственный комитет Российской Федерации по антимоно­польной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ).

В 1995 г. был создан Государственный комитет Россий­ской Федерации по поддержке и развитию малого предприни­мательства в целях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства в Российской Фе­дерации, в 1996 г. — Федеральная служба Российской Федера­ции по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте для реализации феде­рального закона «О естественных монополиях».

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти указом Президента РФ от 22 сен­тября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполни­тельной власти» существовавшие на тот момент антимонополь­ные органы были упразднены и образовано Министерство Рос­сийской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому были переданы функции упраздненных органов.

В марте 2004 г. в контексте реализуемой в России админи­стративной реформы началась реорганизация МАП РФ в соот­ветствии с указом Президента РФ «О системе и структуре феде­ральных органов исполнительной власти»[1] и были выделены базовые положения функционирования Федеральной антимоно­польной службы [2].

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) явля­ется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законода­тельства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъек­тов естественных монополий (в части установленных законода­тельством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий анти­монопольного органа) [13].

Федеральная антимонопольная служба объединяет в себе ос­новные функции упраздненного Министерства РФ по антимоно­польной политике и поддержке предпринимательства и часть фун­кций упраздненной Федеральной энергетической комиссии РФ.

В соответствии с концепцией административной реформы несколько изменились направления деятельности антимоно­польных органов.

Функция предупреждения и пресечения фактов нарушений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее по­ложение на рынке, сохраняется. При этом единственным осно­ванием для возбуждения дела об административном правонару­шении и дальнейших действий являются обращения потребите­лей, где обосновывается вред, причиняемый, по их мнению этих потребителей, их финансовым интересам.

Функция рассмотрения ходатайств (уведомлений) о сделках и действиях, подлежащих антимонопольному контролю, сохра­няется, однако уведомление антимонопольного органа о сделках становится добровольным. Предварительное и добровольное обращение за разрешением на совершение сделки в случае по­ложительного решения органа создает иммунитет от дальней­шего судебного преследования сделки по искам потребителей.

Функции по принятию нормативных правовых актов в уста­новленной сфере деятельности МАП России и поддержки мало­го бизнеса возлагаются на Министерство экономического разви­тия и торговли; сфера защиты прав потребителей — на Феде­ральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

На Федеральную антимонопольную службу возлагаются функции контроля и надзора, принадлежащие МАП России, за соблюдением коммерческими и некоммерческими организация­ми, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного са­моуправления антимонопольного законодательства, законода­тельства о естественных монополиях, законодательства о рек­ламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) (рис. 7).

В 2006 г. на ФАС России в соответствии с постановлением Правительства РФ[7] возложены функции уполномоченного фе­дерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг для федеральных государствен­ных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов по государственному оборонному заказу.

Полномочия и функции антимонопольных органов опреде­лены законодательством РФ. В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба руководствуется Конституцией Рос­сийской Федерации, федеральными законами, указами и распо­ряжениями Президента Российской Федерации, постановления­ми и распоряжениями Правительства, предоставляющими право на прямое государственное регулирование, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности.

Антимонопольные органы являются одним из важнейших в экономико-правовом блоке федеральных органов исполни­тельной власти. Федеральная антимонопольная служба стала одной из двух (наряду с Федеральной службой по финансовым рынкам) структур, подчиняющихся непосредственно главе Пра­вительства РФ.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территори­альные органы. Федеральный антимонопольный орган в преде­лах своих функций и компетенции наделяет территориальные органы полномочиями, направленными на развитие конкурент — ной среды и предпринимательства, контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

В ведении ФАС России находится 84 территориальных уп­равления. Они были образованы в 1991 г. и действуют во всех субъектах РФ, за исключением Республики Ингушетия. Дея­тельность территориальных управлений направлена на проведе­ние рыночных реформ в регионах, формирование конкурентной среды, сохранение единого экономического пространства Рос­сии. Некоторые территориальные управления функционируют на территории нескольких субъектов РФ.

Территориальные органы не входят в систему органов ис­полнительной власти субъектов РФ и централизованно подчи­няются Федеральной антимонопольной службе. Независимость антимонопольных органов от системы власти субъектов Феде­рации необходима для эффективного исполнения ими своих полномочий, в частности, в сфере контроля соблюдения анти­монопольного законодательства органами исполнительной вла­сти и местного самоуправления и их должностными лицами.

Место территориальных органов в системе АМО, их функ­ции, полномочия и организация деятельности были определены в приказе Федеральной антимонопольной службы «Об утвер­ждении Положения о территориальном органе Федеральной ан­тимонопольной службы».

В соответствии c этим приказом основными функциями территориальных органов являются:

— осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках;

— контроля и надзора за деятельностью субъектов естест­венных монополий, работающих на региональных рынках в со­ответствии с законодательством о естественных монополиях;

— контроля за соблюдением антимонопольного законода­тельства при заключении соглашений и ведении согласованных действий хозяйствующими субъектами, расположенными на территории субъекта РФ, а также с участием органов власти;

— контроля и надзора за соблюдением требований недис­криминационного доступа на рынки;

— контроля за соблюдением установленного нормативны­ми правовыми актами порядка ценообразования;

— анализа и прогноза экономической ситуации, склады­вающейся на территории региона в процессе реализации мер государственного регулирования.

Территориальные управления вправе:

— выдавать обязательные для исполнения предписания в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ;

— рассматривать дела об административных нарушениях, налагать административные взыскания;

— в пределах полномочий, делегированных ФАС, рассмат­ривать дела о нарушениях законодательства о естественных мо­нополиях и принимать по ним решения;

— обращаться в суд с заявлениями о нарушении антимоно­польного законодательства;

— устанавливать наличие доминирующего положения хо­зяйствующих субъектов на соответствующих рынках;

— осуществлять контроль и проводить проверку цен и тари­фов на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий;

— заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики;

— осуществлять анализ и проводить учет выявленных на­рушений законодательства и принятых по ним мерам и др.

Сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного само­управления, иные наделенные функциями или правами указан­ных органов власти органы или организации, а также в хозяйст­вующие субъекты для получения в установленном порядке до­кументов и информации, необходимых антимонопольному ор­гану для выполнения возложенных на него функций.

Коммерческие и некоммерческие организации (их руково­дители), органы власти (их должностные лица), физические ли­ца, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достовер­ные документы, письменные и устные объяснения и иную ин­формацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности.

Сведения, составляющие коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных феде­ральным законом (статья 26).

Изменение характера конкуренции определяет новые кон­цептуальные подходы к осуществлению конкурентной политики как на международном, так и национальном и региональном уровнях, что обусловливает необходимость совершенствования нормативной правовой базы антимонопольного законодательст­ва и системы органов регулирования.

Функции и полномочия антимонопольного органа

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом. В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Исполнение государственной функции ФАС России осуществляет в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции»; Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»; Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331; Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 Л° 30; Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденной приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447 и др.

Целью деятельности ФАС России является устранение административных, организационных, межрегиональных и межведомственных барьеров, оптимизация структуры товарных рынков.

Объектами регулирования антимонопольного органа являются горизонтальные и вертикальные соглашения, картельные соглашения, недобросовестная конкуренция, монополизация рынков, незаконные слияния хозяйствующих субъектов, ценовая дискриминация.

Органы местного самоуправления, начиная с районных, формируют свои структуры (отделы) по защите прав потребителей. Они имеют право проводить проверки, приостанавливать продажу некачественной продукции и т.д.

Полномочия и функции антимонопольного органа зафиксированы в гл. 6 Федерального закона «О защите конкуренции».

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры но прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 22 Закона).

В соответствии со ст. 23 Закона антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

2) выдает в случаях, указанных федеральным законом, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:

— о прекращении ограничивающих конкуренции соглашений или согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

— о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

— о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;

— о прекращении недобросовестной конкуренции;

— о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;

— о восстановлении положения существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;

— о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

— об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела было заявлено соответствующее ходатайство;

— о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;

— о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия, о продаже определенного объема продукции на товарной бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже в порядке, установленном Правительством РФ;

3) ФАС России выдает органам государственной власти всех уровней, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания: об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

4) направляет в федеральный орган исполнительной власти но рынку ценных бумаг, ЦБ РФ предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и прекращении действий в случае, если такие акты или действия нарушают антимонопольное законодательство;

5) привлекает к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц всех уровней государственной исполнительной власти в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ;

6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями: о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ; о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству; об обязательном заключении договора; об изменении или о расторжении договора; о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством; о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства; о признании торгов недействительными; о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа; о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение.

7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением или нарушением антимонопольного законодательства;

8) ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством РФ;

9) размещает на сайте антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;

10) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

11) проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, государственными органами исполнительной власти всех уровней, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством РФ порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-разыскных мероприятий и др.

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений Закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании Закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных проверок.

Основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:

1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством РФ;

2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.

Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства:

3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа (ст. 25.1 Закона).

В октябре 2009 г. принят второй антимонопольный пакет нормативных документов. С этого момента должностные лица могут подвергаться административному наказанию, а также дисквалификации до трех лет после трех нарушений антимонопольного законодательства. Статья 178 УК к уголовно наказуемым деяниям относит: сговор, согласованные действия, злоупотребление доминирующим положением в форме монопольно высоких цен, ограничение доступа на рынок. Второй антимонопольный пакет направлен на то, чтобы дать законодательную возможность доказать наличие картели, т.е. ценового сговора, сговора о разделе рынка. До последнего периода удалось доказать только один крупный сговор — это дело большой тройки мобильных операторов, которые сговорились по поводу трафиков, и в результате его раскрытия тарифы на телефонную связь не только не растут, но даже падают.

Таким образом, уголовное дело в отношении конкретного менеджера будет возбуждаться правоохранительными органами только после того, как ФАС России признает, что руководимая им компания нарушила антимонопольное законодательство, и законность этого решения будет подтверждена арбитражным судом. Только тогда ФАС сможет передавать дела в правоохранительные органы.

ФАС России — это не эксклюзивное изобретение отечественного законодателя — органы с такими задачами существуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. В Великобритании такие функции выполняет Комиссия по монополиям, во Франции — Генеральная дирекция по конкуренции, потребительской политике и борьбе со злоупотреблениями, в Финляндии — Управление свободной конкуренции, в Японии — Комиссия по справедливой торговле. В бывших социалистических странах Восточной Европы действуют аналогичные учреждения. Так, в Чехии — Ведомство по защите экономической конкуренции, в Румынии — Совет по конкуренции. В Австрии государственные функции антимонопольного регулирования возложены на Федеральное министерство экономики и труда. В США функцию антимонопольного регулирования выполняют сразу несколько ведомств: Федеральная торговая комиссия, Министерство юстиции и атторнеи штатов (главные должностные лица по правовым вопросам штатов, консультирующие администрацию штатов по законодательству о конкуренции, выполняющие функции обвинителей или защитников). В Италии антимонопольная служба является антимонопольной прокуратурой, которая выполняет свои полномочия жестко и оперативно.

Можно сделать вывод о том, что в ряде стран задачи формирования и реализации антимонопольной политики выполняют органы, формируемые на коллегиальной основе, в других — единоличном порядке, в третьих странах — осуществление антимонопольного регулирования выполняют несколько государственных органов. Но в любом случае антимонопольное регулирование является обособленной и непременной задачей исполнительной власти, в том числе и в России.

Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа

Статья 22. Функции антимонопольного органа

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

  • обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
  • выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
  • предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
  • осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
  • Статья 23. Полномочия антимонопольного органа

    1. Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

  • возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
  • выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:
    1. о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
    2. о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
    3. о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
    4. о прекращении недобросовестной конкуренции;
    5. о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;
    6. об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
    7. о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
    8. о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;
    9. о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;
    10. о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
    11. об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;
    12. о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;
    13. о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия, о продаже определенного объема продукции на товарной бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания:
    • об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;
    • о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;
    • о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;
    • о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
    1. выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте — торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов;
    2. выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе;
    3. направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк Российской Федерации предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;
      1. направляет в письменной форме за подписью руководителя или заместителя руководителя антимонопольного органа предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства;
      2. рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества;
      3. привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
      4. обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями:
        1. о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;
        2. о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;
        3. об обязательном заключении договора;
        4. об изменении или о расторжении договора;
        5. о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
        6. о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
        7. о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;
        8. о признании торгов недействительными;
        9. о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа;
        10. участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;
        11. ведет:
          1. реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее — реестр). Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;
          2. реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Сведения, включенные в указанный реестр, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок формирования и ведения указанного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;
          3. размещает на сайте антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;
          4. устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
          5. проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
          6. осуществляет контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары, а также осуществляет контроль за манипулированием ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);
          7. осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.
          8. 2. Наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями федеральный антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

          9. утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и (или) действий, предусмотренных статьей 32 настоящего Федерального закона;
          10. утверждает по согласованию с Центральным банком Российской Федерации методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации;
          11. утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации утверждается федеральным антимонопольным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
          12. издает нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
          13. дает разъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства;
          14. дает в установленном порядке заключения о последствиях воздействия специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, последствиях изменения ставок таможенных пошлин на конкуренцию на товарном рынке Российской Федерации;
          15. вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий;
          16. осуществляет сотрудничество с международными организациями, государственными органами иностранных государств, принимает участие в разработке и реализации международных договоров Российской Федерации, в работе межправительственных или межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации, в осуществлении международных программ и проектов по вопросам защиты конкуренции;
          17. обобщает и анализирует практику применения антимонопольного законодательства, разрабатывает рекомендации по его применению;
          18. ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации и размещает его на сайте антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
          19. Статья 24. Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства

            При осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства работники антимонопольного органа в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства (далее — проверка) имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также в государственные внебюджетные фонды, коммерческие организации, некоммерческие организации для получения необходимых антимонопольному органу документов и информации.

            Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган

            1. Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

            2. Центральный банк Российской Федерации обязан представить по запросу в письменной форме федерального антимонопольного органа принятые Центральным банком Российской Федерации нормативные акты, а также информацию (за исключением информации, составляющей банковскую тайну), необходимую для проведения федеральным антимонопольным органом анализа состояния конкуренции на рынке услуг кредитных организаций и осуществления контроля за ее состоянием.

            3. Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

            Статья 251. Проведение проверок антимонопольным органом

            1. В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее также — проверяемое лицо). Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 14 — 17.1, 19 — 21 настоящего Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании настоящего Федерального закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.

            2. Основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:

          20. создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
          21. окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.
          22. 3. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

            4. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

          23. материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
          24. сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
          25. истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона.
          26. поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
          27. обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
          28. 5. Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или, если основанием проведения такой проверки является пункт 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания.

            6. Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа.

            7. Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки должен содержать следующие сведения:

          29. наименование антимонопольного органа;
          30. фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, и привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
          31. наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, адрес места нахождения или места жительства проверяемого лица;
          32. цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
          33. правовые основания проведения проверки;
          34. сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
          35. перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
          36. даты начала и окончания проведения проверки.
          37. 8. Типовая форма приказа о проведении проверки утверждается федеральным антимонопольным органом.

            9. Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа.

            10. К основанию продления срока проведения проверки относится необходимость проведения экспертиз, исследований, испытаний, осуществления перевода на русский язык документов, представленных проверяемым лицом на иностранном языке, и других необходимых мероприятий, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства. При этом порядок продления срока проведения проверки устанавливается федеральным антимонопольным органом.

            11. В рамках проведения проверки антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого лица, в том числе филиалов и представительств.

            12. Проверяемое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления ему копии приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

            13. Проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

            14. Предварительное уведомление проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки в случае проверки соблюдения требований статей 11 и 16 настоящего Федерального закона не допускается.

            Статья 252. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки

            1. Доступ должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки проверяемого лица. Не допускается доступ должностных лиц, проводящих проверку, в жилище проверяемого лица.

            2. При воспрепятствовании доступу должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица этими должностными лицами составляется акт в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

            3. Форма акта утверждается федеральным антимонопольным органом.

            Статья 253. Осмотр

            1. Должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осуществлять осмотр территорий, помещений (за исключением жилища проверяемого лица), документов и предметов проверяемого лица.

            2. В осуществлении осмотра вправе участвовать проверяемое лицо, его представитель, а также иные привлекаемые антимонопольным органом к участию в проверке лица. Осмотр осуществляется в присутствии не менее чем двух понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц антимонопольных органов. В случае, если для осуществления осмотра требуются специальные познания, к его проведению по инициативе антимонопольного органа могут привлекаться специалисты и (или) эксперты.

            3. В необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов, а также делаются копии электронных носителей информации.

            4. По результатам осуществления осмотра составляется протокол. Форма протокола утверждается федеральным антимонопольным органом.

            Статья 254. Истребование документов и информации при проведении проверки

            1. Должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию посредством вручения проверяемому лицу, его представителю под роспись мотивированного требования о представлении документов и информации. Форма требования о представлении документов и информации утверждается федеральным антимонопольным органом.

            2. Истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В случае необходимости должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе ознакомиться с подлинниками документов.

            3. Документы и информация, которые были истребованы в ходе проведения проверки, представляются в течение трех рабочих дней с даты вручения соответствующего требования. Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы и информацию в течение трех рабочих дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о необходимости представления документов и информации, уведомляет в письменной форме должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, о невозможности представления в установленный срок документов и информации с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого проверяемое лицо может представить истребуемые документы и информацию. В течение двух рабочих дней с даты получения такого уведомления должностное лицо антимонопольного органа на основании этого уведомления в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает мотивированное решение об установлении нового срока представления документов и информации или принимает мотивированное решение об отказе в продлении срока с указанием обоснования отказа. Копия принятого решения, удостоверенная в установленном порядке, направляется проверяемому лицу любым доступным способом.

            4. Непредставление в срок проверяемым лицом или представление им заведомо недостоверных сведений и информации, истребуемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

            Статья 255. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля

            1. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля (далее — действия) составляются протоколы. Данные протоколы составляются на русском языке.

            2. В протоколе указываются:

            1. содержание действий;
            2. место и дата проведения действий;
            3. время начала и окончания проведения действий;
            4. должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
            5. фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в проведении действий или присутствовавшего при их проведении, и в необходимых случаях адрес, гражданство такого лица и сведения о том, владеет ли он русским языком;
            6. содержание действий, последовательность их проведения;
            7. выявленные при проведении действий существенные факты и обстоятельства.
            8. 3. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в проведении действий и присутствовавшими при этом. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол.

              4. Протокол подписывается составившим его должностным лицом антимонопольного органа, а также всеми лицами, участвовавшими в проведении действий и присутствовавшими при этом. Копия протокола вручается или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу.

              5. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при проведении действия.

              Статья 256. Оформление результатов проверки

              1. По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу или его представителю.

              2. Форма акта утверждается федеральным антимонопольным органом.

              3. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

              Статья 257. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства

              1. В целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет должностному лицу хозяйствующего субъекта предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (далее – предостережение).

              2. Основанием для направления предостережения является публичное заявление должностного лица хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

              3. Решение о направлении предостережения принимается руководителем антимонопольного органа в срок не позднее чем в течение десяти дней со дня, когда антимонопольному органу стало известно о публичном заявлении должностного лица хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке.

              4. Предостережение должно содержать:

            9. выводы о наличии оснований для направления предостережения;
            10. нормы антимонопольного законодательства, которые могут быть нарушены хозяйствующим субъектом.
            11. 5. Порядок направления предостережения и его форма утверждаются федеральным антимонопольным органом.

              Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны

              1. Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

              2. За разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

              3. Вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате разглашения антимонопольным органом либо его должностными лицами информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.

              Поля, отмеченные * , обязательны для заполнения.

              Смотрите так же:

              • Приказ 325 аптечки Приказ Минздравмедпрома РФ от 20 августа 1996 г. N 325 "Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Приказом Минздравсоцразвития России от 8 сентября 2009 […]
              • Герб россии в суде Приказы и распоряжения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации приказ от 15 февраля 2010 г. № 19 СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 февраля 2010 г. Москва № 19 Об утверждении Положения о порядке […]
              • Постановление конституционного суда рф о толковании отдельных положений российской конституции Конституционный Суд Российской Федерации о Конституционных (Уставных) судах субъектов Российской Федерации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих […]
              • Решение думы г иркутска о земельном налоге Действующее федеральное законодательство 2010 г. Документы принятые в 2010 году 1996 г. и ранее Документы принятые в 1996 году и до 1996 года Действующие законодательные акты РФ 2008 г. Документы принятые в 2008 году 2006 г. Документы принятые в 2006 […]
              • Закон об образовании 13 Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ"О внесении изменений и дополнений в […]
              • Федеральный закон о трудовом праве Продолжает действовать Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года в редакции от 20 апреля 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в […]
              • Экспертиза транспортной травмы Анализ транспортной травмы Анализ транспортной травмы / Евстафьев Ю.Ю. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 1998. — №1. — С. 26-29. библиографическое описание:Анализ транспортной травмы / Евстафьев Ю.Ю. // Избранные вопросы […]
              • В рф правила сроки и стандарты безналичных расчетов определяет Нормативно-правовое регулирование безналичных расчетов в Российской Федерации Возникновение и развитие банковской системы привели к необходимости создания правового поля данной деятельности. В России за достаточно продолжительный период времени сложился […]