Закон о гражданско-патриотическом воспитании

В Госдуму внесен закон о патриотическом воспитании

Проект закона «О патриотическом воспитании в Российской федерации» внесен в Госдуму 15 ноября. В документе не только вводится официальное определение «отечества», рассказывается, что в воспитании патриотов имеют право участвовать представители традиционных для России конфессий, но и описывается, каким должен быть человек, любящий свою страну: ведущим здоровый образ жизни и мечтающим о многодетной семье.

Законопроект о патриотическом воспитании в РФ был внесен группой депутатов «Единой России» в Госдуму в среду, 15 ноября. Документ, в частности, содержит определение терминов «отечество» и «патриотизм». Так, первое, по версии авторов проекта, — это «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества». «Отечество» же, как говорится в документе, — это «Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации».

Патриотическое воспитание, согласно документу, подразделяется на несколько направлений. Это духовно-нравственное (направленное в итоге на достойное служение России), гражданско-патриотическое (которое, в том числе, направлено на появление и укрепление «гордости за сопричастность к выдающимся деяниям предков и их традициям») и военно-патриотическое, оно включает в себя увековечение памяти воинов и гордость за вооруженные силы РФ.

Кроме того, в законопроекте описываются цели и качества, которыми должен обладать «воспитанный патриот». Гражданин, в частности, должен положительно относиться к труду «как к важнейшей ценности жизни», иметь потребность трудиться на благо общества, государства. Комплекс воспитательных мер также должен сформировать у граждан потребности в «духовно-нравственном развитии, в ведении здорового образа жизни, способности жить семейной жизнью и воспитывать большее количество детей, проявлять заботу о пожилых и близких людях, поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе».

Помогать в этом будущим патриотам должны не только органы власти различного уровня или некоммерческие организации, но и семьи, а также «традиционные для России религиозные конфессии».

Работа по патриотическому воспитанию, говорится в документе, предусматривает «настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан», а также «их ценностных установок, ориентированных на интересы общества, семьи и государства». В качестве примеров, как может выражаться патриотическое воспитание, в законопроекте указаны:поддержка памятников Воинской славы, формирование национальной гордости у подрастающего поколения за достижения предыдущих поколений, а также повышение интереса граждан к военной истории России и памятным датам.

В документе также подчеркивается, что то, каким именно способом человека научат родину любить, не так важно, главное — результат.

В процессе необходимо учитывать «региональные и местные особенности», а также интересоваться мнением «общественных объединений граждан и религиозных организаций (объединений) традиционных конфессий».
Сами авторы законопроекта, который, в случае его принятия, вступит в силу с 1 января 2018 года, говорят, что главной их целью было создать единый подход к патриотическому воспитанию. Для этого, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, определяются полномочия органов госвласти и вводится единый терминологический аппарат. Документ также предусматривает способы поощрения для разного рода организаций, занимающихся патриотическим воспитанием, от грантов и прямой имущественной либо финансовой помощи до налоговых льгот.

Эксперты отнеслись к законодательной инициативе скептически. «На мой взгляд, законодательно определять понятие «патриотизм» не нужно, это делается в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Кто-то хочет отличиться, попасть в ту или иную струю, быть замеченным, не более того», — сказал в разговоре с «Газетой.Ru» ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов.

По мнению Бызова, патриотизм — это понятие, в которое разные люди вкладывают разный смысл. «Бессмысленно делать его предметом какого-то юридического языка и делить людей на патриотов и не патриотов, поскольку, если патриотизм оказался в юридических документах, то к тебе отношение разное в зависимости от патриотизма или его отсутствия. Разделять людей по каким-то взглядами и идеологиям неправильно. Не хотел бы, чтобы тенденция раскола общества по взглядам людей была бы продолжена, тем более, что взгляды людей расплывчаты: под одним и тем же понятием могут принимать в разное время разные вещи», — пояснил он «Газете.Ru».

Эксперт добавил, что «70% так называемых патриотов зачастую составляют конформисты вообще без определенных взглядов.

И мы в своей истории это проходили: например, одно время было патриотично быть неверующим, а сейчас неверующим быть, напротив, непатриотично».

Что касается воспитания подрастающего поколения, то, по мнению эксперта, командой «сверху» патриотизм не привьешь. «В советские времена подросткам вдалбливали определенные догмы, говорили, что надо гордиться партией и государством. Прошло немного времени, и не стало ни коммунизма, ни партии. Молодежь очень чувствительна к любой фальши, и чем больше вы им будете вдалбливать, что надо быть патриотами, тем больше им будет хотеться быть непатриотами. Ничего, кроме обратного эффекта, подобное законодательство не даст», — резюмировал Бызов.

В 2017 году в РФ примут закон о патриотическом воспитании

Депутаты Государственной думы России обещают принять в 2017 году закон о патриотическом воспитании. В основу закона будет положена соответствующая программа, которая уже начала свое действие в РФ. Правительство изучит наработки, которые за год накопятся в разных регионах страны, и выработает общие рекомендации и нормы, заложив их в будущий законодательный акт. Функции разработчика закона обещает взять на себя партия «Единая Россия».

Цель программы – развитие страны и обеспечение её безопасности

Суть программы патриотического воспитания

2.01.2016 года депутаты Госдумы утвердили Программу патриотического воспитания, которая будет действовать с 2016 по 2020 годы. На её реализацию выделят 175 миллионов рублей из госбюджета. Координатором инициативы выступит организация «Росмолодежь». Цель программы – консолидация усилий и действий социума в решении проблемы устойчивого развития Российской Федерации и обеспечении надлежащего уровня её национальной безопасности.

Инициатива ориентирована на всех граждан вне зависимости от их социальной принадлежности и возрастной группы, однако приоритет отдается детям и молодежи. Программа состоит из нескольких разделов: научно-исследовательского, информационного, методического, а также разделов, посвященных усовершенствованию направлений и форм работы в сфере патриотического воспитания, и пунктов по развитию волонтерского движения.

Чтобы цели и задачи программы были реализованы в полной мере, запланировано привлечение большого количества общественных объединений, организаций, которые работают с детьми и молодежью, некоммерческих и волонтерских учреждений, действующих в сфере образования. Кроме того, правительство намеревается заинтересовать школьников, чтобы повысить степень их участия в мероприятиях, имеющих патриотическую направленность.

К программе будет привлечено большинство молодежных организаций

Идея и содержание законопроекта

Согласно словам вице-спикера Государственной думы Андрея Исаева, депутаты приложат все усилия, чтобы в 2017 году закон был принят в окончательном чтении, ведь патриотизм является темой, нуждающейся в эффективных и тщательно проработанных законодательных актах.

Исаев также подчеркнул, что адресатами данной программы будут минфин, минобороны, минобразования, минкультуры и минюст. Такое количество заинтересованных организаций предполагает длительные согласовательные процедуры и обсуждения с участием разнообразных экспертов, но вице-спикер выразил уверенность, что лишних проволочек не будет. Саму идею принятия такого законодательного акта Исаев назвал здравой и своевременной.

На сегодняшний день в стране действует значительное число организаций, занимающихся воспитанием патриотического духа, однако их возможности незначительны. Вице-спикер выразил мысль, что такие организации можно стимулировать путем предоставления налоговых льгот, поддержкой гос-учреждений, предоставлением дополнительных полномочий и возможностей – и всё это следует отразить в разработанном законодательном акте.

Патриотическое воспитание считают неотъемлемой частью соц-реформ

Напомним, что идею о подключении общества к процессу патриотического воспитания подрастающего поколения не так давно озвучил Владимир Путин. В рамках заседания организационного комитета «Победа», которое состоялось 5 апреля текущего года, он выразил мнение, что усилий одного лишь государства в этом вопросе недостаточно.

Еще 29 октября 2015 года Путин подписал распоряжение о создании детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Ей предстоит усовершенствовать государственную политику в сфере воспитания детей школьного возраста, содействуя личностному формированию подрастающего поколения на базе ценностей и установок, присущих российскому обществу.

О движении «Юнармия»

Первым шагом в программе патриотического воспитания станет создание военно-патриотического движения «Юнармия», которое уже с 1.09.2016 года начнет действовать в виде отдельной организации. Согласно словам Николая Панкова, заместителя министра обороны России, на сегодняшний день уже разработаны образцы формы и атрибутики для юных армейцев, а также подготовлена программа мероприятий на ближайший год.

Уже к лету 2016 года комитет, отвечающий за деятельность данной организации, обещает решить все вопросы организационного характера и даже собрать Всероссийский слет юнармейцев. Некоторые регионы уже поддержали эту инициативу, приняв участие в пилотном проекте по созданию юнармейского движения. Так, власти Томского региона заявили, что уже до конца 2016 года будет принята региональная программа патриотического воспитания.

«Юнармия» будет выполнять функции военно-патриотического движения

Для молодых армейцев обещано предусмотреть около ста тридцати мероприятий, в числе которых — проведение фестивалей, поисковых экспедиций, военно-спортивных состязаний, выставок, акций, дней призывника и уроков мужества. Пока что перед ответственными лицами поставлена задача о доработке существующих предложений. Для этого будут привлечены ветераны, представители муниципальных структур и высших учебных заведений Томска.

Предполагается, что эта организация будет иметь привязку к местам, в которых расположены воинские части, учебные заведения военного характера, организации типа ДОСААФ и спортивных армейских клубов. Вопрос о том, чем конкретно будет заниматься данная организация, а также кого и как именно в нее будут принимать, пока не освещается. Возможно, речь идет о создании движения, подобного пионерскому, однако в более «военизированной» форме.

(1 голосов, среднее: 1.00 с 5)

Депутаты облсовета утвердили законопроект о патриотическом воспитании

Законопроект «О патриотическом воспитании» определяет цели, принципы и направления патриотического воспитания в Липецкой области. Среди основных целей называются «возрождение, сохранение и развитие в обществе основ гражданственности и патриотизма как важнейших условий духовно-нравственных и социальных ценностей».

Основная идея — объединить усилия всех органов власти, а также общества и выработать общий подход в сфере патриотического воспитания. В Липецкой области в этом направлении сделано немало: в области действует ряд соответствующих программ, приняты областные законы. Например, закон «О почетных званиях Липецкой области «Населенный пункт воинской доблести», «Рубеж воинской доблести».

В документе даются определения таким понятиям, как духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое воспитание. Кроме того, в законопроекте прописаны полномочия Липецкого областного Совета депутатов, администрации региона, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления. Среди функций регионального парламента законодательное регулирование в сфере патриотического воспитания, мониторинг исполнения законов в данной области, а также участие в реализации единой государственной политики.

Закон о гражданско-патриотическом воспитании

15 ноября большая группа депутатов фракции «Единая Россия» внесла на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации». Документ устанавливает основные принципы и цели патриотического воспитания, полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в реализации государственных, федеральных целевых и ведомственных программ патриотического воспитания. Кроме того, впервые на законодательном уровне даются дефиниции понятиям «патриотизм», «Отечество» и «патриотическое воспитание».

Под патриотизмом авторы документа понимают «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить ему свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества». Отечество — это «Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации».

В свою очередь «патриотическое воспитание» предполагает систематическую деятельность, «основанную на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации граждан, формирование у них патриотического сознания, чувства верности России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества».

В документе отмечается, что гражданам РФ необходимо привить чувство гордости и глубокого уважения к национальным символам. Как видится авторам законопроекта, истинные патриоты обязаны относиться к труду «как к важнейшей ценности». Кроме того, человек, любящий свою страну, должен вести здоровый образ жизни, стремиться создать многодетную семью, проявлять заботу о пожилых и близких людях и поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе.

Законопроект предусматривает финансирование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, собственных или привлеченных средств юридических и физических лиц, а также за счет других источников. Принимать участие в воспитании патриотов будут иметь право представители традиционных для России конфессий. В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2018 года.

По мнению председателя комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергея Гаврилова, «последующее рассмотрение и принятие законопроекта Государственной Думой является чрезвычайно важным и знаковым событием».

«Впервые в истории законодательства федеральным законом должен стать документ, основной целью которого является укрепление фундамента Российского государства, его духовно-нравственных, гражданско-патриотических и военно-патриотических начал. Законопроект, в полной мере соответствуя положениям Конституции Российской Федерации, запрещающей установление государственной идеологии, базируется на ценностях, объединяющих большинство граждан Российской Федерации независимо от их национальности, вероисповедания, социального положения», – пояснил парламентарий.

Он также отметил, что «деятельность в сфере патриотического воспитания является одним из видов общественной активности социально ориентированных некоммерческих организаций, в связи с чем наиболее эффективные из которых смогут претендовать на получение статуса исполнителей общественно полезных услуг и, таким образом, права на участие в государственных программах патриотического воспитания».

Глава думского комитета подчеркнул, что «принятие законопроекта о патриотическом воспитании особенно актуально в условиях информационной войны, развязанной против Российской Федерации рядом стран Запада». «Это станет важнейшим шагом по укреплению общественного согласия в нашем обществе на основе духовно-нравственных ценностей российского патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России, гордости за великие свершения и достижения, почитания государственных и других значимых символов и святынь Отечества», – заявил Гаврилов (ruskline.ru).

Между тем многие эксперты, общественные деятели и журналисты отнеслись к данной инициативе критически.

«Законодательно определять понятие «патриотизм» не нужно, это делается в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Кто-то хочет отличиться, попасть в ту или иную струю, быть замеченным, не более того», – считает ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов.

По его мнению, в понятие «патриотизм» могут вкладываться противоречащие друг другу значения. «Бессмысленно делать его предметом какого-то юридического языка и делить людей на патриотов и не патриотов, поскольку, если патриотизм оказался в юридических документах, то к тебе отношение разное в зависимости от патриотизма или его отсутствия. Разделять людей по каким-то взглядами и идеологиям неправильно. Не хотел бы, чтобы тенденция раскола общества по взглядам людей была бы продолжена, тем более что взгляды людей расплывчаты: под одним и тем же понятием могут принимать в разное время разные вещи», — заявил ученый.

«70 процентов так называемых патриотов зачастую составляют конформисты вообще без определенных взглядов, – добавил Бызов. – И мы в своей истории это проходили: например, одно время было патриотично быть неверующим, а сейчас неверующим быть, напротив, непатриотично» (Газета.Ru).

Политолог Екатерина Шульман обнаруживает в законопроекте юридическую несостоятельность. По ее мнению, в преддверии президентских выборов Госдума вводит новый тип законопроектов – «не написанных с расчетом на исполнение, и не принципиально неисполнимых, а таких, в которых нечего исполнять».
Эксперт отмечает, что в проекте закона о патриотическом воспитании «нет ничего, что можно было бы воплотить в жизнь»: «Из максимально практического там сказано, что хорошо бы были такие гранты, которые помогали бы патриотическому воспитанию, а давал бы их или президент, или, может, губернатор, или еще какой хороший человек в соответствии с действующим законодательством».

«Думаю, для прикрытия этой законотворческой пустоты требуется максимальный объем публичного шума, именно поэтому Минюст рассылает медиа письма с предупреждением ни о чем до того, как закон о наступлении ничего вступит в действие. Чего ждать вступления в действие, если у него нет действия? Всё его содержание и состоит в этой декларации», – недоумевает Екатерина Шульман (online812.ru).

С политической конъюнктурой связывает законопроект и президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

«Инициативы вокруг патриотизма, как правило, сводятся к тому, что еще больше начинают говорить, как нужно любить Россию и какая она замечательная. Но патриотизм — это чувство, а принуждение к проговариванию чувства вслух чаще убивает его, а не усиливает», – напоминает аналитик (Ъ).

Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе опасается, что подобные законотворческие предложения похоронят еще не сформированный российский патриотизм.
«Как бы не получилось еще хуже – поди пойми, что такое неразрывность, полноценная самореализация и целенаправленная систематическая деятельность, не говоря уже об абстрактных социокультурных ценностях. Если именно таким языком объяснять подрастающему поколению, что такое патриотизм и Отечество, популярность Навального не уменьшится, а, скорее, возрастет в геометрической прогрессии, – отмечает журналист. – Как бы российский патриотизм, не успев толком сформироваться, не попал под чиновничий каток. А то ведь можно пойти дальше — законодательно закрепить понятия счастья, любви, зла и иных человеческих страстей. А то вдруг кто-то где-то решит самовольно трактовать эти понятия – и к чему это все может привести?»

Учить «правильно любить» Россию бессмысленно – считают и представители творческих профессий.

«Никто меня не учил любить Родину, никак меня специально не воспитывали, это занятие пустое, бессмысленное. Это чувство — очень сильное чувство, оно воспитывается само по себе. Когда читаешь Толстого, когда едешь на автомобиле по каким-нибудь местам, много-много-много настоящих вещей, которые не имеют вид воспитательный, а имеют вид человеческой жизни», – рассказал режиссер Сергей Соловьев (Ъ).

В свою очередь актер Леонид Ярмольник признался, что любит Россию с рождения: «Потому что она моя, какая бы она ни была». «Родину начинают любить в семье, именно семейные отношения к тому, что происходит в стране, формируют человека, а школа, тем более институт, – только косвенно. Но специально научить любить Родину невозможно, это или дано человеку, или нет», – уверен артист (Ъ).

Дискуссию о патриотическом воспитании подхлестнул разгоревшийся 19 ноября скандал с выступлением российского старшеклассника в немецком парламенте. В своем докладе, прочитанном в бундестаге на встрече школьников из ФРГ и России, ученик гимназии № 1 Нового Уренгоя Николай Десятниченко заявил, что солдаты вермахта, погибшие в Сталинграде, «не хотели убивать». Подросток обратился к судьбе немецкого военнослужащего Георга Йоханна Рау, который «умер от тяжелых условий плена». Кроме того, юноша признался, что его крайне беспокоит «неухоженность могил немецких солдат, умерших военнопленных в России». «Я искренне надеюсь, что на всей Земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн», — подвел итог Николай.

«Покаянная» речь молодого человека, прадед которого проливал кровь на фронтах Великой Отечественной войны, спровоцировала ответную волну. Уральский блогер Сергей Колясников направил обращение в Генпрокуратуру, ФСБ и Администрацию Президента РФ, обвинив юношу в «публичном оправдании нацизма». В Совете Федерации берлинский доклад назвали «недопустимым», а Минобразования инициировало проверку в гимназии, где учится Десятниченко. Известность получил резкий отклик политолога Павла Данилина, который на своей странице в Facebook написал: «Вся эта история с подонком, выступавшим в бундестаге, не имеет никакого отношения к нашему образованию».

«Мальчик этот – банальный провокатор и мерзавец, а не глупенький подросток, которого плохо учили в школе. Ничего, уверен, жизнь этого негодяя быстро научит», – заявил Данилин.

Между тем мать Николая пояснила, что перед выступлением принимающая сторона обязала школьника предельно урезать текст и сконцентрироваться на рассказе о немецких солдатах. «Сын сократил выступление сам, без моего участия. В итоге остались одни обрывки», – рассказала Оксана Десятниченко.

«Мне самой теперь страшно читать, что получилось. Я так понимаю, что он не понял, что смысл речи изменился», – добавила она, заверив, что Николай «отлично знает, кто победил в этой войне», и понимает, «как расставлены приоритеты» (RT).

Тем временем в адрес старшеклассника начали поступать угрозы и оскорбления, он был вынужден закрыть свои аккаунты в соцсетях. 21 ноября пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков призвал прекратить «экзальтированную травлю» ямальского школьника. «Обвинять его в каком-то злом умысле, тем более пропаганде нацизма, во всех смертных грехах считаю неверным», – заявил Песков.

«Надо сосредоточиться на вопросах образования, а не заниматься упражнениями в плане человеконенавистничества», – призвал представитель Кремля (РИА Новости). Оставить школьника в покое, «но присмотреться внимательнее к причинам, по которым это произошло», потребовала Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

«Лейтмотив доклада вроде бы ясен: война – это зло как для тех, против кого она направлена, так и для тех, кто ее развязал. Но то, как этот тезис был раскрыт, вызвал шквал обсуждений, критики и возмущений. Причем в основном все это обрушилось на подростка, никто не разбирался в причинах, в истинном отношении ребенка и его семьи к войне. Унижением и травлей патриотизм точно не воспитаешь. Более того, такая реакция несет совершенно неправильный сигнал и детям», — отметила омбудсмен (РИА Новости).

Ситуацию вокруг скандального выступления в бундестаге активно комментируют историки, общественники и юристы.

Историк и телеведущий Леонид Млечин в разговоре с Sobesednik.ru признался, что его удивляет происходящее вокруг школьника: «Я потрясен реакцией общества, особенно наших депутатов, на эту историю. Готовность распять мальчика, школьника. Эта ненависть, которая на него обрушилась, просто потрясает. Предположим, им кажется, что мальчик сказал что-то не то. Он что, враг народа сразу? Надо обращаться в прокуратуру, ФСБ? Как будто у нас вообще ничего другого в стране больше нет — все вопросы должны решаться через прокуратуру. Эта история так много сказала о нашем обществе. Лучше бы было этого всего не знать».

По мнению Млечина, такой резонанс произошел из-за того, что множество россиян не хотят знать свою историю. «Они историю представляют в виде некоторого набора праздничных победных кадров и больше ни о чем знать не хотят. И другим не позволяют. Вместо того чтобы изучать историю, видеть ее, понимать, они себя ощущают околоточными надзирателями истории, — считает телеведущий. — Эта история показывает состояние нашего общества, и оно весьма прискорбно».

На вопрос о том, как телеведущий оценивает позицию школьника относительно немецких военных, Млечин ответил, что главное — это интерес мальчика к истории. «Главное, что нужно отметить, что мальчику интересна история. Это уже большое дело. Он не пиво пьет во дворе, не наркотиками балуется, не машины угоняет. Ему интересна история, он занялся этим — уже хорошо, — сказал Млечин. — Второе — это одно из сложных качеств русского народа, это сострадание. Я испытываю к немецким солдатам другие чувства, но это не имеет значение. Мальчик имеет право, и упаси Господь вмешиваться нам в судьбы детей таким ужасным образом. Вообще я даже не представляю себе, как он это переживет, какое это губительное на него может оказать влияние».

Телеведущий считает, что обращение из-за случившегося в ФСБ и прокуратуру показывает, что наше общество не способно на спокойствие и здравость. «Если что-то не так — то ты сразу враг народа. И сразу на тебя надо напускать ФСБ и прокуратуру. И главное, что у прокуратуры и ФСБ оказывается масса свободного времени, чтобы этим заниматься. Может быть, это время лучше на борьбу с реальным терроризмом потратить», – отметил он.

При этом Млечин уверен, что нет ничего, что могло бы изменить ситуацию и заставить россиян посмотреть на произошедшее под другим углом, потому что «последние годы состояние такое духовное общества, нравственно взвинчивается до невозможности».

«У людей пена идет изо рта. Все воспринимают друг друга как врага. Я не вижу никакой возможности эту спираль словесного насилия остановить. Я слышал, что пресс-секретарь Президента попросил остановить эту травлю. По крайней мере это здравое слово, может быть, как-то повлияет в данном случае, но общую ситуацию это не изменит», — заключил Леонид Млечин в разговоре с Sobesednik.ru.

По мнению эксперта Центра политического анализа Андрея Тихонова, Николая «могли подставить взрослые».

«Возмущает позиция новоуренгойской гимназии, которая делает вид, что ничего страшного не произошло. Под видом политкорректности и плюрализма в нашу систему образования пытаются протащить самоубийственные для национального сознания идеи. Увидим ли мы в Госдуме немецких школьников, которые извинятся за те преступления против военнопленных, которые творила нацистская Германия?» — сказал политолог (m.ura.news).

«Сам мальчик тут ни при чём, за что его наказывать? Дети – это лишь ретрансляторы. Говорят то, что им вложили в уши», – подчеркнул первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев (m.ura.news).

Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов, проанализировав историю немецкого военнослужащего, высказался о необходимости проведения разъяснительной работы с Николаем Десятниченко: «Очевидно, что этот солдат наверняка убивал советских граждан, выполняя приказы своего командования, то есть все-таки он тут не жертва. То, что его судьба затем закончилась смертью в советском лагере военнопленных, неизбежность того времени. Однако не стоило тут же обращаться в прокуратуру, достаточно будет объяснить подростку, что если бы немцы в той войне победили, то его бы, вероятнее всего, не было бы просто потому, что его прадедушка, воевавший на войне, погиб бы в лагере, как и многие жители СССР».

«Не стоит сразу требовать от прокуратуры наказать ребенка, можно просто объяснить мальчику, что он заблуждается», – сказал эксперт (https://m.ura.news). Член Общественной палаты Омской области Александр Малькевич сосредоточился на причинах, которые в принципе сделали возможным доклад Николая. «Этот дикий случай – еще одно подтверждение того, о чем постоянно говорит наша комиссия ОП РФ по СМИ: о необходимости образовательных программ на телевидении, потребности в ″госзаказе на хорошее″, для того чтобы у наших СМИ, прежде всего у региональных, был стимул и, безусловно, финансирование на то, чтобы ″сеять разумное, доброе, вечное″. В данном случае мы видим яркий пример того, что получается, когда и СМИ, и общество живут по принципу ″рынок все расставит по своим местам″», – заявил Малькевич.

«Мы неоднократно заявляли, что должны быть гранты, должно выделяться финансирование, причем не на местном уровне, потому что они идут на информирование о деятельности структур власти и в неумелых руках превращаются в оголтелый пиар муниципальных и региональных начальников. Стоит в разы увеличивать объемы помощи, которая должна выделяться по федеральной линии – при участии Роспечати, Союза журналистов России, Общественной палаты РФ – на конкретные просветительские, образовательные проекты. В противном случае мы вновь станем свидетелями таких вопиющих ситуаций, которые будут разрастаться, как снежный ком. Все больше и больше будет регионов, где будут появляться ″иваны, не помнящие родства″», – предрек эксперт (oprf.ru).

Первый вице-президент Международного общественного фонда «Российский фонд мира» Елена Сутормина напомнила, что оправдание нацизма стало в ряде европейских стран едва ли не трендом.

«К сожалению, и так сейчас по Европе, в частности в прибалтийских государствах, идет волна оправдания тех, кто служил в армии СС. Идет страшная борьба с памятниками нашим героям в Польше. Мы не должны допустить подобного. Правда одна: победа советского народа над страшным врагом всего человечества – фашизмом – неоспорима. Десятки миллионов наших граждан отдали свои жизни за мир. И наша молодежь должна знать, что это была армия захватчиков, что многие из них нещадно издевались над нашими предками. Поэтому говорить что-то об уходе за их кладбищами со стороны страны, которая все это перенесла, – это, извините меня, все-таки абсурдно. Они пришли на нашу землю с мечом и огнем», – подчеркнула член ОП РФ (oprf.ru).

Руководитель Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» Ольга Амельченкова призвала не допустить опасного смещения акцентов в интерпретации итогов Второй мировой войны.

«Нет нужды комментировать вопиющие заявления о ″безвинно погибших солдатах вермахта″. Благо еще не забыты тысячи фактов садистского поведения фашистских захватчиков на оккупированных территориях. К сожалению, люди, симпатизирующие фашизму, не ограничиваются только откровенной ложью: с помощью подобных выступлений, якобы научных докладов и даже фильмов они смещают акценты. Великая Победа, по их мнению, уже не так однозначна, а фашистские войска не оккупировали нашу страну, а освобождали ее от коммунистического режима», – сказала общественница.

В Госдуме готовят закон о патриотизме

Законопроект «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» подготовлен членами специальной рабочей группы из депутатов различных фракций Госдумы РФ, в основном – едроссами и жириновцами. Возглавил группу атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий. Но, поскольку он не только атаман, но и списочник единоросс, подозревать в Водолацком казака, патриота, да и просто порядочного человека – весьма затруднительно.

Документ обсуждён 4 апреля в Госдуме на круглом столе, после этого его должны внести на голосование.

По мнению авторов, патриотизм — это «любовь к Отечеству, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, следовать высшим ценностям, проявлять верность долгу, самопожертвование, в том числе отстаивание независимости, целостности и суверенитета России с оружием в руках».

Военно-патриотическое воспитание — это еще и «почитание национальных традиций, святынь и символов, увековечение памяти воинов, погибших при защите Родины, уважение к отечественной истории, военной службе и форме одежды, мотивации на сохранение и приумножение славных воинских традиций предков», отмечают авторы законопроекта.

У государственных программ по патриотическому воспитанию должны быть определены задачи. Это, в частности, укрепление престижа службы в Вооруженных силах России и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями, говорится в проекте.
Как всегда, начали про Кузьму, а кончили про Ерёму. Патриотизм – это благо. И слова о нём сказаны правильные. Только как могут люди, простые граждане России, верить властям, которые живут неправедно, берут взятки и воруют, хранят свои капиталы и учат своих отпрысков совсем не в России, то есть сами явно не являются патриотами?
Получается, что патриотизм для них – это теория для простачков, для народа. Чтобы шли служить в армию, погибали за олигархов в Чечне и Сирии, служили в милиции и ФСБ и подавляли своёй собственный народ, всех, кто хочет установления в России правды и справедливости.

К основным направлениям государственной политики в сфере патриотического воспитания авторы относят поддержку памятников воинской славы, формирование гордости у подрастающего поколения за достижения предыдущих поколений «в области культуры, науки и техники» и активное включение молодежи в решение социально-экономических задач страны, а также создание центров по развитию гражданско-патриотического воспитания граждан на базе высших учебных заведений.

Всё это тоже хорошо и правильно. Но если рыба гнилая с головы (как вся вертикаль власти в РФ) то и учить народ чему либо доброму она не имеет морального права. Так что выделят власти РФ «под патриотизм» очередные бюджетные деньги, и очень непатриотично их растратят и разворуют. Вот и всё, чем может закончиться их «патриотизм».

ДОСААФ России официальный сайт

Главная / Новости

Законопроект о военно-патриотическом воспитании одобрен Советом Федерации

Совет Федерации одобрил законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», направленный на создание дополнительных условий для развития системы военно-патриотического воспитания и подготовки граждан по военно-учетным специальностям. Автором законопроекта является вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. Соответствующее решение было принято в ходе пленарного заседания верхней палаты парламента.

Ранее документ приняли депутаты нижней палаты парламента в третьем, окончательном, чтении.

С принятия этого закона подготовка, полученная гражданами в общественно-государственных организациях, осуществляющих военно-патриотическое воспитание и организующих соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта, будет учитываться призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных сил РФ, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.

Законопроектом предлагается отнести на уровне базового федерального закона общественно-государственные организации (в частности, «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России) к субъектам военно-патриотического воспитания, а также к субъектам, осуществляющим подготовку граждан по военно-учетным специальностям.

Патриотизм — последнее прибежище идеалистов

Патриотизм не последнее прибежище негодяев, как любят цитировать в некоторых кругах. Патриотизм — это тысячелетнее чувство любви к своей малой и большой земле, называемой Россия. Слишком много ударов нанесено по этому чувству в последние четверть века. Сегодня разрабатывается Закон о патриотическом воспитании граждан. Но можно ли заставить человека любить?

В апреле этого года координационный совет по соцзащите военнослужащих при председателе СФ Валентине Матвиенко рекомендовал правительству страны завершить разработку, а также внести в Госдуму законопроект о патриотическом воспитании граждан. Такое предложение у Валентины Матвиенко возникло после личной встречи с ветеранскими организациями накануне празднования 68-й годовщины Великой Победы.

Именно разговор с ветеранами послужил причиной такого инициативы. Также Матвиенко считает, что необходимо проанализировать учебники истории относительно патриотического воспитания. Она предлагает, чтобы эти учебники проходили своего рода экспертизу в организациях ветеранов РФ. Эту инициативу также поддержала вице-спикер Госдумы России Людмила Швецова. Она считает, что наличие закона о патриотическом воспитании позволит принять соответствующие программы в регионах Российской Федерации.

Поддерживает данный закон и Член Совета Федерации А. Лисицын. «Я считаю, что у нас нет иного выхода, как только объединиться, и стать патриотами в своих поступках и мыслях. Только сплоченный народ может превратить Россию в экономически мощную, открытую миру страну. Только сообща, можно сделать наше государство прочным и благоприятным для жизни наших детей и внуков», — убежден Лисицын.

Законопроект о патриотическом воспитании планируют внести на рассмотрение Госдумы осенью этого года.

Работа над законом началась

В Совете Федерации считают, что будущий закон должен определять порядок обеспечения функционирования ветеранских организаций, военно-патриотических клубов и объединений, поисковых отрядов. «Необходимо предусмотреть организационно-правовую, административную и иную поддержку их деятельности со стороны органов государственной власти, а также меры деятельности и стимулирования общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодого поколения», — говорится в рекомендациях к этому закону. Помимо этого, правительству предлагается сформировать концепцию государственно-патриотической идеологии Российской Федерации. Она обязана быть направлена на «общенациональное единство, духовно-нравственное развитие и сплочение общества и армии, а также всех слоев населения, и укрепление государственности России».

Следует отметить, что 9 марта правительство внесло уже в Государственную Думу законопроект, направленный на поддержку некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность в сфере патриотического воспитания. Законопроект предполагает предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям, которые осуществляют деятельность по оказанию патриотического воспитания граждан, государственных субсидий, которые предусмотрена на эти цели в Минэкономразвитии.

Авторы данного законопроекта уверены, что это позволит существенно активизировать деятельность в этой области и значительно повысить авторитет ветеранских организаций. Президент Владимир Путин распорядился выделить в этом году более 2,3 миллиарда рублей некоммерческим организациям, которые реализуют социально значимые проекты, а также развивают институты гражданского общества. Путин заявил, что ежегодно необходимо увеличивать финансирование подобных некоммерческих организаций.

Мнения «о патриотизме» разделились

Сегодня над законопроектом работают обе палаты парламента. Кремль идею одобрил, но подчеркнул, что воспитание патриотизма не должно ограничиваться только одним законом. Некоторым экспертам будущий закон внушает определенные опасения. Политические оппоненты единороссов вообще считают проект вредным. Как видим, единого мнения по этому вопросу не существует. Но это, в принципе, нормально.

Валерий Рязанский, глава комитета СФ по социальной политике, считает, что патриотическое воспитание — это «постоянная и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций». Главным положением этого закона, по его мнению, должна стать «верность гражданина своей Родине».

Рязанский уверен, что процесс патриотического воспитания не должен относиться только к внешним врагам. Необходимо уметь правильно смотреть на историю своего государства, признавая все ошибки. Нужно говорить о сталинских репрессиях и политзаключенных, поскольку это является частью российской истории. Осознание этих исторических периодов, по мнению парламентария, тоже воспитывает в гражданине чувство патриотизма.

В вопросе любви к Отчизне особое место отводится врагам патриотизма. По мнению сенатора, враги бывает не только внешними, но и внутренними. И таких врагов «тоже нужно бороть при помощи воспитанного чувства патриотизма». По мнению Рязанского, следует обратиться к практике советского времени, восстановив в этой сфере формы работы, проверенные жизнью.

Однако «патриотический» законопроект у многих экспертов вызывает ряд вопросов, ответов на которые пока нет. Прежде всего, непонятно, как будут наказывать нарушителей этого закона. И кого следует к таковым относить? Тех, кто недостаточно эффективно воспитывает в людях патриотизм? А где критерии оценки? Может быть, количество людей, выезжающих на ПМЖ из РФ? А может, нужно наказывать самих непатриотичных граждан? Но кто будет заниматься проверкой патриотических чувств?

Напомним, что в «Единой России» давно создан Патриотический клуб, который возглавляет Ирина Яровая. Она не разделяет радикального подхода Рязанского к вопросу патриотизма — через ненависть к внешним и внутренним врагам. Яровая подходит к этому вопросу с точки зрения христианства, т. е. любви. Ей тоже непонятно, кто и как будет определять критерии патриотической работы. Она допускает, что размытые критерии определения «градуса патриотизма», возможно, приведут к злоупотреблениям.

Игорь Юргенс, глава Института современного развития, довольно скептически оценивает «патриотическую» инициативу парламента. «Это реакционное явление, поскольку патриотизм, как любая вера, возникает из душевных порывов каждого человека, из его воспитания, окружения. Ввести патриотизм законом — это то же самое, что принять на территории страны только одну религию либо единого царя. Мы уже проходили это.

«Самодержавие, православие, народность». Все закончилось не очень хорошо». — отмечает Игорь Юргенс. Как видим, мнения у всех разные. Безусловно, цель поставлена хорошая. Патриотизм нужен, особенно сейчас, когда многие ни во что не верят. Однако такое чувство, как любовь к своей стране, очень тонкое и законам не поддающееся. Как можно законодательно заставить человека любить кого-то или что-то? Существует множество путей воспитания у людей патриотических чувств, но они не должны опираться на какие-то законодательные нормы.

Читайте самое интересное в рубрике «Общество»

Смотрите так же:

  • Штраф за неуплату единого налога 2018 Налоговая ответственность за неуплату налогов в 2017–2018 годах Налоговая ответственность включает совокупность наказаний, предусмотренных НК РФ. Подборка материалов данной рубрики расскажет вам о налоговой ответственности плательщиков и налоговых агентов и […]
  • Гимназия 32 увольнение директора Прием и увольнение генерального директора Руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию (ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Эта трудовая функция состоит в […]
  • 102 пдд штраф Алгоритм штрафов за нарушения ПДД на зебре предложили усовершенствовать пешеходы на зебре. фото: pxhere.com Существующая «вилка» в размере штрафов водителям, не предоставившим преимущество пешеходам на зебре, содержит субъективный, а следовательно, […]
  • Адвокат или защитник разница Отличие понятий защитника и адвоката. - Адвокатура Из анализа значений слов "адвокат" и "защитник" в толковых словарях современного русского литературного языка следует, что слово "адвокат" уже по сфере употребления, так как охватывает только деятельность […]
  • Правила оформления путевки Правила оформления и ведения путевых листов Путевой лист — очень важный документ для служебного транспорта. Если владелец автомобиля — организация, этот документ подтверждает право управления, если автомобиль частный, но используется в рабочих целях, — […]
  • Приказ 109 минздрава россии от 21032003 Приказ Минздрава рф от 21 марта 2003 г. N 109 "о совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" Согласно письму Минюста РФ от 6 мая 2003 г. N 07/4535-ЮД настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации (информация […]
  • Пособие за январь 2012 г Как выплатить пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет Документы для получения пособия Чтобы получить пособие, сотрудница должна представить организации следующие документы: заявление о назначении пособия (при этом законодательством установлен единый […]
  • Материнский капитал сумма в 2011 Материнский капитал в 2018 году Невысокий уровень жизни населения – одна из причин, по которым семья часто не позволяет себе родить второго ребенка, не говоря о третьем. Материнский капитал – социальная программа российского правительства, призвана улучшить […]