Закон об аудиторах

Швецов: давление против закона об аудиторах будет идти по всем фронтам

В Центробанке ожидают, что готовящаяся реформа аудиторской отрасли столкнется с противодействием. Об этом первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов заявил в эфире телеканала «Россия 24».

«Я прогнозирую достаточно большое лобби против этого закона. Аудиторский бизнес — это большой бизнес. Компании, которые присутствуют на рынке, они, конечно, заинтересованы в облегченной форме аудита своих бухгалтерских книг, и давление против этого закона будет осуществляться по всем фронтам», — отметил Швецов.

Он считает, что при согласованной позиции регулятора и правительства закон удастся принять в осеннюю сессию. «Но думаю, что наша согласованная с правительством позиция позволит провести этот закон достаточно быстро. Хочется надеяться, что это будет осенняя сессия», — сказал представитель ЦБ.

Центробанк планирует внести ряд изменений в регулирование деятельности аудиторских компаний. В итоге на рынке должно остаться несколько десятков компаний, которые смогут оценивать деятельность общественно значимых институтов: банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов. «В Китае допущено к аудиту публичных компаний около 40 организаций. Думаю, что наш опыт будет такой же — десятки, небольшое количество компаний», — сказал Швецов.

Высказывания С.Д. Шаталова о поправках в закон об аудиторах

Москва. 3 апреля. ИНТЕРФАКС-АФИ — Поправки в закон об аудиторской деятельности, устанавливающие требования к саморегулируемым организациям (СРО), могут быть приняты в течение весенней сессии Госдумы, считает замминистра финансов РФ Сергей Шаталов.

Эти поправки необходимы для того, чтобы одновременно с отменой лицензирования аудиторской деятельности могли заработать саморегулируемые организации. Как сообщалось ранее, лицензирование аудиторской деятельности будет отменено с 1 июля 2007 года в связи с переходом к саморегулированию в этой сфере.

Если требования к СРО не будут установлены к этому сроку, отмена лицензирования должна быть отложена.

«Я думаю, они (поправки о продлении лицензирования — прим. ИФ-АФИ) нам не понадобятся, в весеннюю сессию мы примем поправки в закон об аудиторской деятельности», — сказал С.Шаталов журналистам во вторник.

Комментируя продление лицензии ЗАО «ПрайсвотерхаузКуперс Аудит», С.Шаталов отметил, что на принятие решения отводится 45 дней, и оно будет принято в эти сроки. От дальнейших комментариев он отказался.

Ранее сообщалось, что «ПрайсвотерхаузКуперс Аудит» 28 марта подала заявку на продление лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Действующая лицензия компании истекает в конце мая.

Требования к саморегулируемым организациям на рынке аудита будут утверждены этой весной

МОСКВА, 3 апр — РИА Новости. Требования к саморегулируемым организациям, которые смогут осуществлять часть полномочий государства на рынке аудита, будут определены в весеннюю сессию Госдумы, рассчитывает замминистра финансов РФ, статс-секретарь Сергей Шаталов.

«Я думаю, нам не понадобится (продлевать срок лицензирования аудиторской деятельности, отмена которого утверждена в законодательстве с 1 июля 2007 года)», — сказал он журналистам, отвечая на вопрос РИА Новости.

«Мы в весеннюю сессию примем поправки в закон об аудиторской деятельности», — пояснил замминистра.
Ранее сообщалось, что эти поправки предусматривают критерии отбора в саморегулируемых организациях, что позволит отметить лицензирование аудиторов.
Между тем, крупнейшая аудиторская компания Прайсвотерхаускуперс 28 марта подала заявку на продление лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Как поясняли ранее в компании, срок действия лицензии истекает в конце мая текущего года.

Шаталов заявил журналистам, что у него нет комментариев по поводу какого-либо решения по этому вопросу. Замминистра подчеркнул, что срок ответа на запрос аудитора о продлении действия лицензии составляет 45 дней.

Статья: Шведский опыт организации аудиторской деятельности (Лабынцев Н.Т.) («Аудиторские ведомости», 2002, n 4)

«Аудиторские ведомости», N 4, 2002
ШВЕДСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аудит в Швеции существует уже более 100 лет. Новый закон об аудиторах был принят риксдагом Швеции 18 мая 1995 г., а 1 июня 1995 г. правительством Швеции были приняты два весьма важных документа:
1) «Постановление об аудиторах», которое содержит подробные положения для применения закона об аудиторах;
2) «Постановление с инструкцией Комиссии по аудиторской деятельности (КАД)».
Закон об аудиторах содержит предписания относительно аттестации и лицензирования утвержденных и уполномоченных аудиторов, регистрации аудиторских фирм, деятельности аудиторов и аудиторских фирм, а также надзоре и дисциплинарных мерах.
Согласно данному закону под аудитором понимается утвержденный или уполномоченный аудитор.
Утвержденный аудитор должен:
осуществлять аудиторскую деятельность на профессиональном уровне;
проживать в Швеции или другом государстве Европейского экономического сообщества;
не находиться в состоянии банкротства, не иметь запрета на хозяйственную деятельность, не находиться под опекой согласно кодексу о семье, не иметь запрета на осуществление консультативной деятельности согласно закону о запрете на профессиональную консультативную деятельность в некоторых случаях или иметь другие соответствующие ограничения деятельности в другом государстве;
сдать экзамен на аудитора в Комиссии по аудиторской деятельности;
быть честным и в остальном подходящим для осуществления аудиторской деятельности.
Под уполномоченным аудитором понимается аудитор, который отвечает требованиям утвержденного аудитора, а также сдал экзамен на аудитора высшей категории в Комиссии по аудиторской деятельности.
Аудиторская фирма — товарищество с солидарной ответственностью или акционерное общество, зарегистрированное в соответствии с законодательством страны, которое:
осуществляет аудиторскую деятельность;
отвечает особым требованиям, изложенным ниже;
не находится в состоянии банкротства или ликвидации.
Для регистрации товарищества с солидарной ответственностью из его учредительного договора должно следовать, что:
деятельность компании не включает иного, нежели профессиональный аудит и совместимая с ним деятельность;
члены товарищества являются утвержденными или уполномоченными аудиторами (при наличии особых обстоятельств Комиссия по аудиторской деятельности может сделать исключение из этого требования).
В уставе аудиторской фирмы в виде акционерного общества должно быть записано, что:
деятельность компании не включает иного, нежели профессиональный аудит и совместимая с ним деятельность;
минимум три четверти членов правления и минимум три четверти их заместителей, а также исполнительный директор должны быть утвержденными или уполномоченными аудиторами;
правление правомочно принимать решения лишь тогда, когда присутствующие утвержденные или уполномоченные аудиторы вместе представляют большинство голосов на собрании.
Кроме того, для регистрации требуется, чтобы минимум три четверти акций с минимум тремя четвертями голосов принадлежали утвержденным или уполномоченным аудиторам, а остальные акции принадлежали лицам, работающим в компании. Большинство членов правления и их заместителей должны быть утвержденными или уполномоченными аудиторами и более половины акций и голосов должны принадлежать утвержденным или уполномоченным аудиторам.
При выполнении каждого рабочего задания по проведению аудиторской проверки аудиторская фирма назначает ответственного из числа работающих в ней аудиторов, который должен быть уполномоченным аудитором, если это необходимо для выполнения предписания в законе или другом законодательном акте о назначении такового, а в других случаях — утвержденным или уполномоченным аудитором. Фирма обязана без промедления поставить в известность заказчика о том, кто является ответственным.
Аудиторское заключение подписывает ответственный за проведение аудита. Если заключение подписывают несколько аудиторов, то необходимо указать, кто из них является ответственным.
Утвержденные и уполномоченные аудиторы осуществляют свою деятельность на основании аттестатов, полученных ими после серии обучения и сдачи экзаменов. Аттестат утвержденного и уполномоченного аудитора, а также регистрационное свидетельство действительны в течение пяти лет. Правительство или Комиссия по аудиторской деятельности могут сообщить более подробные предписания относительно аттестации на утвержденного и уполномоченного аудитора и регистрации, а также об условиях аудиторской деятельности.
Осуществляя аудиторскую деятельность в Швеции, аудитор должен выполнять обязанности тщательно и с соблюдением аудиторской этики, в том числе относительно беспристрастности. Если существует некое особое обстоятельство, которое может вызвать сомнения в беспристрастности или независимости аудитора, то он должен отказаться от выполнения задания.
Комиссия по аудиторской деятельности по заявлению от аудитора или аудиторской фирмы должна заранее сообщить о том, в какой степени деятельность фирмы или аудитора совместима с требованием закона об аудиторах.
Аудитор может осуществлять аудиторскую деятельность лишь как отдельный предприниматель, или в товариществе с солидарной ответственностью, или в акционерном обществе, которое не осуществляет иной деятельности, чем та, которая совместима с профессиональной деятельностью аудитора.
Комиссия по аудиторской деятельности может разрешить аудитору, работающему в Швеции, осуществлять аудиторскую деятельность в другом государстве Европейского экономического сообщества.
Необходимо отметить, что аудитор не может использовать сведения, полученные им в процессе осуществления профессиональной деятельности, для собственной выгоды или в ущерб (на пользу) другого лица. Он не имеет также права без разрешения заказчика разглашать эти сведения. Более того, он должен позаботиться о том, чтобы и его помощник соблюдал эти правила.
Большое внимание в стране уделяется вопросам страхования аудиторской деятельности. Например, аудиторы и аудиторские фирмы должны заключать соглашение о страховании или оставлять в Комиссии по аудиторской деятельности залог под обязательство возмещения убытков, которые аудитор или аудиторская фирма могут понести в своей аудиторской деятельности (при наличии особых обстоятельств Комиссия по аудиторской деятельности может сделать исключение из этого требования).
Комиссия по аудиторской деятельности осуществляет надзор за аудиторами и аудиторскими фирмами. Так, последние обязаны предоставлять Комиссии возможность при осуществлении ею надзора проверять аудиторские отчеты, акты, бухгалтерские книги и другие сведения, необходимые для осуществления надзора. Налоговая служба взаимодействует с аудиторами и должна поставить в известность Комиссию по аудиторской деятельности об обстоятельствах в деятельности аудитора или аудиторской фирмы, заслуживающих ее внимания.
Если аудитор преднамеренно совершает ошибку в своей деятельности, поступает нечестно или не платит обязательный ежегодный взнос, то его лицензия утвержденного или уполномоченного аудитора аннулируется. Если аудитор иным образом пренебрегает своими обязанностями аудитора, то ему делается предупреждение. В случае, когда замечания Комиссии недостаточно или имеются явно отягчающие обстоятельства, его лицензия утвержденного или уполномоченного аудитора также может быть аннулирована.
Если встает вопрос об аннулировании лицензии, предупреждении или замечании, то аудитору должна быть предоставлена возможность в письменном виде дать объяснение обстоятельств дела. Предупреждение или замечание не могут быть сделаны, если то, в чем обвиняется аудитор, имело место более чем за пять лет до того, как аудитор получил извещение по делу.
В случае возникновения какого-либо обстоятельства, создающего препятствие для получения им аттестата утвержденного или уполномоченного аудитора, аудитор должен немедленно сообщить об этом в Комиссию по аудиторской деятельности. Вопрос об аттестации утвержденного или уполномоченного аудитора должен в таком случае быть пересмотрен.
Если аудиторская фирма вступает в период ликвидации, оказывается в состоянии банкротства или у фирмы появляется какое-то иное обстоятельство, которое создает препятствие для регистрации, она должна немедленно сообщить об этом в Комиссию по аудиторской деятельности; регистрация в таком случае должна быть пересмотрена.
Согласно закону решение Комиссии по аудиторской деятельности может быть обжаловано в административном суде. Решение в отношении квалификационного экзамена или специальной проверки на профессиональную пригодность не может быть обжаловано. При подаче апелляции в административный суд второй инстанции необходимо иметь разрешение на рассмотрение вопроса.
Если Комиссия по аудиторской деятельности не сообщила своего решения в связи с поданным заявлением о получении аттестата утвержденного или уполномоченного аудитора или регистрационного свидетельства в течение четырех месяцев после подачи данного заявления, претендент может обратиться в административный суд второй инстанции с требованием объяснить причину излишней задержки дела. Если Комиссия не сообщила своего решения в течение месяца с момента дачи такого объяснения, это должно означать, что заявление отклонено.
Если аудитор незаконно выдает себя за утвержденного или уполномоченного аудитора, он приговаривается к штрафу в соответствии с действующим в Швеции законодательством.
Комиссия по аудиторской деятельности с помощью автоматической обработки данных составляет реестр аудиторов и аудиторских фирм, который используется для сводного реестра и информации об аудиторах и аудиторских фирмах, а также для составления аттестатов и выписок из реестра.
Реестр должен содержать:
фамилии, имена, личные номера или, если таковые отсутствуют, даты рождения и почтовые адреса аудиторов;
название аудиторской фирмы, ее организационный номер и почтовый адрес;
фамилии, имена и почтовые адреса членов руководства аудиторской фирмы;
фамилии, имена и почтовые адреса акционеров или других владельцев аудиторской фирмы.
После сообщения Комиссией по аудиторской деятельности решения об аннулировании аттестата утвержденного, уполномоченного аудитора или регистрации данные об аудиторе или аудиторской фирме должны быть изъяты из реестра после того, как решение получило силу закона.
Комиссия по аудиторской деятельности должна предоставлять те сведения и выдавать те свидетельства о правомочности, профессиональной деятельности или соответствующих условиях, которые запрашивают официальные ведомства и организации других государств Европейского экономического сообщества.
Если утвержденный или уполномоченный аудитор, который прошел проверку на профессиональную пригодность в Швеции, имеет соответствующий аттестат в другой стране Европейского экономического сообщества, то Комиссия по аудиторской деятельности должна уведомить официальное ведомство или организацию этой страны в случае принятия решения об аннулировании аттестата или о предупреждении. Такое уведомление должно быть сделано после того, как решение приняло силу закона.
Подписано в печать Н.Т.Лабынцев
05.04.2002 Декан

учетно — экономического факультета
Ростовского государственного
экономического университета «РИНХ»,
доктор экономических наук,
профессор

Закон об аудиторах

Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I
Об аудиторской деятельности

См. о внесении изменений в настоящий Закон:

Закон РК от 02.08.15 г. № 342-V (вводятся в действие с 1 января 2020 г.)

Закон РК от 02.07.18 г. № 168-VI ( вводятся в действие с 1 января 2019 г.)

Текст Закона изложен в редакции Закона РК от 05.05.06 г. № 139-III ( см. стар. ред. )

По всему тексту слова «об отзыве», «Отзыв», «отзыва», «отзыве» заменены соответственно словами «о лишении», «Лишение», «лишения», «лишении» в соответствии с Законом РК от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) ( см. стар. ред. )

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами, аудиторами, аудиторскими организациями и профессиональными аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в Республике Казахстан.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

1) аккредитованная профессиональная аудиторская организация (далее — профессиональная организация) — некоммерческая организация, объединяющая аудиторов и аудиторские организации;

2) аккредитация — официальное признание уполномоченным органом правомочий профессиональных аудиторских организаций, предусмотренных настоящим Законом;

В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

3) аудит — проверка в целях выражения независимого мнения о финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

4) аудитор — физическое лицо, аттестованное Квалификационной комиссией по аттестации кандидатов в аудиторы (далее — Квалификационная комиссия), получившее квалификационное свидетельство о присвоении квалификации «аудитор»;

5) аудиторский отчет — письменный официальный документ, являющийся результатом проведенного аудита;

В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

6) аудиторская деятельность — предпринимательская деятельность по проведению аудита финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, и предоставлению услуг по профилю деятельности;

7) аудиторская организация — коммерческая организация, созданная для осуществления аудиторской деятельности;

См. изменения в подпункт 8 — Закон РК от 02.07.18 г. № 168-VI ( вводятся в действие с 1 января 2019 г.)

Подпункт 8 изложен в редакции Закона РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. ); Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V ( см. стар. ред. )

8) аудируемый субъект — юридическое лицо, филиалы и (или) представительства юридического лица, выступающие от его имени, индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводится аудит, аудит по налогам;

Подпункт 9 изложен в редакции Закона РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

9) аттестация — процедура определения Квалификационной комиссией знаний и навыков кандидатов в аудиторы;

10) Кодекс этики — свод этических правил профессиональной деятельности аудиторов;

Статья дополнена подпунктом 10-1 в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV

10-1) конфликт интересов — ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации может повлиять на ее мнение о достоверности финансовой отчетности аудируемого субъекта;

Статья дополнена подпунктом 10-2 в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV

10-2) недостоверный аудиторский отчет — аудиторский отчет, составленный с нарушением законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности, содержащий недостоверные и (или) неполные сведения о финансовой отчетности и об информации, предусмотренной стандартами аудита, вводящие пользователей в заблуждение;

Статья дополнена подпунктом 10-3 в соответствии с Законом РК от 12.11.15 г. № 393-V

10-3) аудит специального назначения субъектов квазигосударственного сектора — аудит по вопросу использования бюджетных средств;

Статья дополнена подпунктом 10-4 в соответствии с Законом РК от 27.12.17 г. № 126-VI (введены в действие с 29 июня 2018 г.)

10-4) аудит сведений о расходах недропользователя — аудит расходов недропользователя на операции по разведке и добыче полезных ископаемых;

11) заведомо недостоверный аудиторский отчет — аудиторский отчет, составленный без проведения аудита или содержащий мнение, умышленно вводящее пользователей в заблуждение;

Статья дополнена подпунктами 11-1, 11-2 и 11-3 в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V

11-1) недостоверное аудиторское заключение по налогам — заключение, составленное аудиторской организацией с нарушением законодательства Республики Казахстан, содержащее недостоверные и (или) неполные сведения по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, полноты и своевременности исчисления и уплаты социальных отчислений, а также составленное без проведения аудита по налогам или содержащее мнение, умышленно вводящее в заблуждение;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • См. изменения — Закон РК от 02.08.15 г. № 342-V (вводятся в действие с 1 января 2020 г.)

    11-2) аудит по налогам — аудит по вопросу правильности исчисления и уплаты по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, полноты и своевременности исчисления и уплаты социальных отчислений, проводимый в порядке , определяемом уполномоченным государственным органом;

    11-3) аудиторское заключение по налогам — заключение , составленное по результатам аудита по налогам;

    Статья дополняется подпунктами 11-4 и 11-5 — Закон РК от 02.07.18 г. № 168-VI ( вводятся в действие с 1 января 2019 г.)

    12) исключен в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    Подпункт 13 изложен в редакции Закона РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    13) стандарты организаций — внутренние документы аудиторской организации, которые устанавливают единые требования к порядку проведения аудита, не противоречащие законодательству Республики Казахстан;

    14) уполномоченный государственный орган (далее — уполномоченный орган) — центральный исполнительный орган, осуществляющий регулирование в области аудиторской деятельности и контроль за деятельностью аудиторских и профессиональных организаций.

    Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности

    1. Законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

    2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержит законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности, то применяются правила международного договора.

    Статья 3. Аудиторская деятельность

    1. Правом на занятие аудиторской деятельностью обладают аудиторские организации, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

    В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V( см. стар. ред. )

    2. Аудиторские организации, помимо аудита, могут оказывать также следующие услуги по профилю своей деятельности:

    1) сопутствующие услуги по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;

    2) восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности;

    3) внутренний аудит;

  • Добавить комментарий
  • 4) консультирование по вопросам применения законодательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и ведения налогового учета;

    Пункт дополнен подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V

    Пункт дополнен подпунктом 4-2 в соответствии с Законом РК от 12.11.15 г. № 393-V

    4-2) проведение аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора;

    Пункт дополнен подпунктом 4-3 в соответствии с Законом РК от 27.12.17 г. № 126-VI (введены в действие с 29 июня 2018 г.)

    Пункт дополняется подпунктом 4-4 — Закон РК от 02.07.18 г. № 168-VI ( вводятся в действие с 1 января 2019 г.)

    Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 19.03.10 г. № 258-IV ( см. стар. ред. )

    5) формирование первичных статистических данных;

    6) анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансовое планирование, экономическое, финансовое и управленческое консультирование;

    7) консультирование по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

    8) обучение по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, налогообложению, аудиту и анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования;

  • Показать изменения
  • 9) рекомендации по автоматизации ведения бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, обучение автоматизированному ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности;

    10) разработку методических пособий и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, аудиту, анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования, по оказанию сопутствующих услуг по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;

      11) юридические услуги, связанные с аудиторской деятельностью.

      Если в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» оказание отдельных видов услуг по профилю своей деятельности, предусмотренных настоящим пунктом, требует получения разрешений или направления уведомлений, аудиторские организации не вправе оказывать эти услуги без наличия разрешений или направления уведомлений.

      В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

      3. Аудиторским организациям запрещается заниматься иными видами предпринимательской деятельности.

      Статья 4. Основные принципы аудиторской деятельности и стандарты аудита

      В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

      1. Основными принципами аудиторской деятельности являются:

      соблюдение стандартов организаций.

      В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.18 г. № 168-VI ( см. стар. ред. )

      2. Аудит осуществляется в соответствии с настоящим Законом и международными стандартами аудита (далее — стандарты аудита), не противоречащими законодательству Республики Казахстан, опубликованными на государственном и русском языках организацией, имеющей письменное разрешение на их официальную публикацию в Республике Казахстан от Комитета по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров.

      При проведении аудита организаций, указанных в абзацах четвертом, пятом, шестом, восьмом и одиннадцатом части первой пункта 2 статьи 5 настоящего Закона, аудиторская организация осуществляет проверку информации, содержащейся в финансовой отчетности, на соответствие требованиям международных стандартов финансовой отчетности и нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан (далее — Национальный Банк), разработанных в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

      Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V

      3. Аудит по налогам осуществляется по инициативе аудируемого субъекта в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом РК от 12.11.15 г. № 393-V

      4. Аудит специального назначения субъектов квазигосударственного сектора осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья дополняется пунктом 5 — Закон РК от 02.07.18 г. № 168-VI ( вводятся в действие с 1 января 2019 г.)

      Статья 5. Аудит и его виды

      1. Видами аудита являются:

      См. изменения в пункт 2 — Закон РК от 02.07.18 г. № 168-VI ( вводятся в действие с 1 января 2019 г.)

      В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 11.07.09 г. № 183-IV (введен в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 15.07.10 г. № 338-IV ( см. стар. ред. ); 3аконом РК от 01.03.11 г. № 414-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 12.01.12 г. № 539-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 21.06.13 г. № 106-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 04.07.13 г. № 128-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 05.05.15 г. № 312-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 16.11.15 г. № 406-V (введены в действие с 1 января 2017 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 07.04.16 г. № 487-V (введены в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 27.02.17 г. № 49-VI ( см. стар. ред. ); Законом РК от 26.12.17 г. № 124-VI (введен в действие с 1 января 2018 года) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 27.12.17 г. № 126-VI (введены в действие с 29 июня 2018 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 02.07.18 г. № 168-VI ( см. стар. ред. )

      2. Обязательному аудиту подлежат:

      государственные предприятия на праве хозяйственного ведения с наблюдательным советом в сферах образования и здравоохранения;

      страховые (перестраховочные) организации, страховые холдинги и организации, в которых страховая (перестраховочная) организация и (или) страховой холдинг являются крупными участниками, страховой брокер ;

      единый накопительный пенсионный фонд и управляющие инвестиционным портфелем;

      крупные участники управляющего инвестиционным портфелем;

      в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», юридические лица, обладающие правом недропользования на проведение операций по разведке и добыче углеводородов или разведке и добыче твердых полезных ископаемых;

      банки, банковские холдинги и организации, в которых банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками;

      организации гражданской авиации, за исключением авиакомпаний, осуществляющих авиационные работы по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан;

      фонд гарантирования страховых выплат;

      юридические лица Республики Казахстан, заключившие контракт на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции;

      специальные финансовые компании в соответствии с Законом Республики Казахстан «О проектном финансировании и секьюритизации»;

      застройщики и уполномоченные компании в соответствии с Законом Республики Казахстан «О долевом участии в жилищном строительстве»;

      расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии в соответствии с Законом Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии»;

      уполномоченные экономические операторы в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан»;

      товарищества с ограниченной ответственностью при одновременном выполнении следующих условий:

      1) в его составе имеются участники (учредители ), владеющие менее десяти процентами долей участия в уставном капитале;

      2) среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионнократного месячного расчетного показателя , установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

      Аудит годовой финансовой отчетности для товарищества с ограниченной ответственностью, относящегося к субъекту среднего предпринимательства , проводится по требованию участника (учредителя), владеющего менее десяти процентами долей участия в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью.

      Организации, для которых аудит является обязательным и которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан публикуют в периодических печатных изданиях годовую финансовую отчетность, обязаны публиковать вместе с годовой финансовой отчетностью и аудиторский отчет.

      Требования настоящего пункта не распространяются на акционерные общества, признанные судом банкротом, а также на банки, страховые (перестраховочные) организации, лишенные Национальным Банком лицензии и (или) находящиеся в процессе принудительной ликвидации.

      См. также: Правила представления финансовой отчетности в депозитарий

      3. Инициативный аудит проводится по инициативе аудируемого субъекта либо его участника с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных договором на проведение аудита между инициатором и аудиторской организацией.

    • Поставить закладку
    • Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:

      1) определяет уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области аудиторской деятельности;

      2) определяет организации с участием государства, для которых аудит обязателен, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан;

      Статья дополнена подпунктом 3 в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. )

      3) утверждает квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании аудиторской деятельности;

      Статья дополнена подпунктами 4 и 5 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования )

      4) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. )

      5) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      Статья 7. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган в области аудиторской деятельности:

      1) обеспечивает реализацию государственной политики в области аудиторской деятельности;

      Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV

      1-1) ведет реестр аудиторов;

      Статья дополнена подпунктом 1-2 в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.12 г. № 30-V ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.18 г. № 168-VI ( см. стар. ред. )

      1-2) разрабатывает и утверждает минимальные требования к аудиторским организациям, которые проводят обязательный аудит, по согласованию с Национальным Банком;

      Статья дополняется пунктом 1-3 — Закон РК от 02.07.18 г. № 168-VI ( вводятся в действие с 1 января 2019 г.)

      Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. )

      2) разрабатывает и утверждает порядок аккредитации профессиональных организаций;

      3) проводит аккредитацию и ведет реестр профессиональных организаций;

      Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. )

      4) разрабатывает квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании аудиторской деятельности;

      5) осуществляет лицензирование аудиторской деятельности и ведение реестра аудиторских организаций;

    В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) ( см. стар. ред. )

    6) публикует в периодических печатных изданиях на государственном и русском языках сведения о выдаче, приостановлении, лишении и прекращении действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности;

    7) утверждает порядок проведения аттестации кандидатов в аудиторы;

    8) утверждает Правила формирования и осуществления деятельности Квалификационной комиссии;

    9) обеспечивает условия для распространения стандартов аудита;

    10) исключен в соответствии Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV ( см. стар. ред. )

    11) исключен в соответствии Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV ( см. стар. ред. )

    12) исключен в соответствии Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV ( см. стар. ред. )

    В подпункт 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. )

    13) разрабатывает и утверждает перечень, формы и периодичность представления отчетности профессиональными и аудиторскими организациями;

    Подпункт 14 изложен в редакции Закона РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    14) исключен в соответствии Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV ( см. стар. ред. )

    Статья дополнена подпунктом 14-1 в соответствии с Законом РК от 28.08.09 г. № 192-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V ( см. стар. ред. )

    14-1) осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

    Статья дополнена подпунктом 15 в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV

    15) утверждает формы реестров аудиторских и профессиональных организаций;

    Статья дополнена подпунктом 16 в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV

    16) исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V ( см. стар. ред. )

    Статья дополнена подпунктом 17 в соответствии Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV

    17) осуществляет государственный контроль в области аудиторской деятельности и деятельности профессиональных аудиторских организаций;

    18) исключен в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V ( см. стар. ред. )

    Статья дополнена подпунктом 18-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V

    18-1) определяет порядок проведения аудита по налогам и представления аудиторского заключения по налогам;

    Статья дополнена подпунктом 19 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования )

    19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

    Закон дополнен статьей 7-1 в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV; изложена в редакции Закона РК от 17.07.09 г. № 188-IV ( см. стар. ред. )

    Статья 7-1. Государственный контроль в области аудиторской деятельности и деятельности профессиональных аудиторских организаций

    1. Государственный контроль в области аудиторской деятельности и деятельности профессиональных аудиторских организаций осуществляется в форме проверки и иных формах.

    В пункт 2 внесены изменения в соответствии с 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 29.10.15 г. № 376-V (введен в действие с 1 января 2016 года) ( см. стар. ред. )

    2. Проверка осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом.

    Статья 8. Аудитор

    1. Аудитор осуществляет свою деятельность в качестве аудитора только в составе одной аудиторской организации.

    2. Аудитор может быть участником только одной аудиторской организации.

    Статья 9. Аудиторская организация

    1. Аудиторская организация создается в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью.

    Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    2. Иностранная организация признается аудиторской, если ее статус подтверждается профессиональной организацией страны, резидентом которой она является.

    Профессиональная организация, подтверждающая статус иностранной аудиторской организации, должна являться членом Международной федерации бухгалтеров.

    Иностранная организация также признается аудиторской, если ее статус подтверждается компетентным органом государства, резидентом которого она является.

    3. Иностранные аудиторские организации могут осуществлять аудиторскую деятельность в Республике Казахстан только при образовании ими соответствующих аудиторских организаций — резидентов Республики Казахстан.

    О введении в действие пунктов 4 и 5 см. статью 30

    4. Численность аудиторов в составе аудиторской организации должна составлять не менее двух человек.

    В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    5. В уставном капитале аудиторской организации доля, принадлежащая аудитору (аудиторам) и (или) иностранной (иностранным) аудиторским организациям, должна составлять сто процентов.

    В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    6. Руководитель аудиторской организации обязан иметь квалификационное свидетельство «аудитор».

    Аудитор, ранее возглавлявший аудиторскую организацию, которая в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан была лишена лицензии, в течение года с даты вступления в законную силу решения суда о лишении лицензии не может быть руководителем другой аудиторской организации.

    7. Аудиторская организация, осуществляющая аудиторскую деятельность на территории Республики Казахстан, не может быть участником другой аудиторской организации — резидента Республики Казахстан.

  • Посмотреть закладки
  • 8. В случае создания филиала на территории Республики Казахстан руководитель филиала обязан иметь квалификационное свидетельство «аудитор».

    О введении в действие статьи 10 см. статью 30

    Статья 10. Профессиональные организации

    Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V( см. стар. ред. )

    1. Аккредитация профессиональной организации подтверждается свидетельством об аккредитации по форме , утвержденной Правительством Республики Казахстан. Свидетельство об аккредитации действительно на всей территории Республики Казахстан.

    2. Профессиональные организации являются некоммерческими организациями и действуют на основании устава, принимаемого на общем собрании их членов.

    Пункт3 изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V( см. стар. ред. )

    3. Структура и рабочие органы профессиональных организаций, соответствующие порядку аккредитации профессиональных организаций, определяются их уставами.

    В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    4. Учредителями и участниками профессиональных организаций могут быть только аудиторы и аудиторские организации. Аудиторы и аудиторские организации выступают членами только одной профессиональной организации.

    Аудиторы — члены профессиональной организации имеют право избирать и быть избранными в их органы управления.

    5. Исключен в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    Статья 11. Права и обязанности профессиональных организаций

    1. Профессиональные организации вправе:

    Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    1) осуществлять внешний контроль качества аудиторских организаций;

    2) проводить курсы по повышению квалификации аудиторов, выдавать сертификаты о прохождении курсов в порядке, установленном уполномоченным органом;

    3) анализировать, обобщать и распространять опыт работы аудиторов и аудиторских организаций;

  • Судебные решения
  • 4) представлять интересы аудиторов и аудиторских организаций в государственных, общественных, иностранных и международных организациях;

    5) рассматривать споры аудиторов, аудиторских организаций, являющихся их участниками, связанные с осуществлением аудиторской деятельности;

    6) проводить рейтинг аудиторских организаций и публиковать в периодических печатных изданиях;

    7) участвовать в работе международных организаций по бухгалтерскому учету и аудиту;

    8) разрабатывать, издавать и распространять учебную литературу, методические рекомендации, периодические печатные издания в области аудиторской деятельности;

    9) давать рекомендации по стандартам аудита и иным вопросам аудиторской деятельности;

    10) по итогам проведенного внешнего контроля качества исключать из профессиональной организации лиц, допустивших нарушения стандартов аудита и Кодекса этики;

    Пункт дополнен подпунктом 11 в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV

    11) разрабатывать и утверждать учебные программы повышения квалификации аудиторов.

    2. Профессиональные организации обязаны:

    1) соблюдать законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности, стандарты аудита, Кодекс этики;

    Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    2) в течение шести месяцев с момента получения аккредитации создать Квалификационную комиссию;

    3) обеспечивать своих членов нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области аудиторской деятельности;

    4) разрабатывать и принимать Кодекс этики;

    Пункт дополнен подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV

    4-1) способствовать развитию аудита, повышению его эффективности, организации и координации деятельности аудиторов и аудиторских организаций;

    Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    5) обеспечивать соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями требований стандартов аудита, Кодекса этики;

    6) исключен в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    7) исключен в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    8) в случае принятия (выбытия, исключения) членов, а также изменения персонального состава рабочего органа управления сообщать об этих изменениях уполномоченному органу;

    9) исключен в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    10) предоставлять информацию о своей деятельности в уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

    О введении в действие статьи 12 см. статью 30

    Статья 12. Лишение свидетельства об аккредитации

    1. Профессиональная организация лишается свидетельства об аккредитации в случае, если:

    1) исключен в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    2) в течение шести месяцев с момента получения аккредитации не создает Квалификационную комиссию;

    В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    3) десять процентов от средней численности, но не менее пяти аудиторских организаций — членов профессиональной организации за двенадцать календарных месяцев были лишены лицензии на осуществление аудиторской деятельности без ходатайства со стороны такой профессиональной организации;

    В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV ( см. стар. ред. )

    4) систематически (более двух раз подряд) в течение года нарушала Правила аккредитации;

    5) предоставляла заведомо ложную информацию в уполномоченный орган о себе и своей деятельности;

    6) в течение трех месяцев не устранена причина, по которой вынесено предупреждение уполномоченного органа.

    Пункт дополнен подпунктом 7 в соответствии с Законом РК от 20.02.09 г. № 138-IV

    7) несоответствие Кодекса этики требованиям Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров.

    Пункт дополнен подпунктом 8 в соответствии с Законом РК от 12.11.15 г. № 393-V

    8) проводила аттестацию кандидатов в аудиторы не в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Казахстан.

    2. Профессиональные организации вправе обжаловать решение уполномоченного органа в судебном порядке.

    Статья 13. Аттестация кандидатов на присвоение квалификации «аудитор»

    1. К аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование и трудовой стаж не менее трех лет в экономической, финансовой, контрольно-ревизионной или в правовой сферах или в области научно-преподавательской деятельности по бухгалтерскому учету и аудиту в высших учебных заведениях.

    2. Лица, прошедшие аттестацию, получают квалификационное свидетельство о присвоении квалификации «аудитор» и личную печать аудитора (далее — личная печать) с указанием номера квалификационного свидетельства, фамилии, собственного имени, а также, по желанию, — отчества.

    Решение о присвоении квалификации «аудитор» публикуется на государственном и русском языках в периодических печатных изданиях, определяемых Квалификационной комиссией.

    Смотрите так же:

    • 3 штрафа лишение Лишение прав за три нарушения ПДД Новый закон о лишении прав за троекратные нарушения правил дорожного движения 30 мая 2016 года в Государственную Думу Российской Федерации Правительством был внесен законопроект, который предусматривает лишение водительских […]
    • Увольнение по ст 36 п 6 Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441 Стаття 36. Підстави припинення трудового договору Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) […]
    • Переместительный закон умножения презентация Презентация к уроку по математике (2 класс) на тему: Презентация "Переместительный закон умножения" Презентация разработаноа к уроку математики во 2 классе по теме "Переместительный закон умножения" по УМК "Школа России" Предварительный просмотр: Подписи к […]
    • Лпх материнский капитал Займы под материнский капитал, не дожидаясь 3-х летия 3. Свидетельства о заключении брака / расторжении брака 4. Свидетельства о рождении (паспорта) детей 5. Сертификат материнского капитала 6. Справка из ПФР об остатке материнского капитала (не старше 1-2 […]
    • Правила выплаты единовременного пособия на ребенка Перечень документов, необходимых для оформления единовременного пособия при рождении ребенка Государство поддерживает семьи, в которых родился ребенок, осуществляя выплату единовременного пособия, предоставляемого при рождении ребенка. Виды госпомощи для […]
    • Нотариус анапа адрес Нотариусы Анапа Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7(86133)70260 Адрес: 353440, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Шевченко, 288 а, […]
    • Закон костромской области о ветеранах труда Закон Костромской области от 19 июня 2017 г. N 257-6-ЗКО "О внесении изменений в статью 3 Закона Костромской области "О звании "Ветеран труда Костромской области" Обзор документа Изменены условия присвоения звания "Ветеран труда […]
    • Приказом гособразования ссср от 01101990 639 (в ред. Приказа Гособразования СССР от 03.01.91 N 1) Во исполнение Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 мая 1990 г. N 193/7-69 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых ставок и должностных окладов работников […]