Закон ома решения задач

Содержание:

Примеры решения задач по теме
«Закон Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников»

«Физика — 10 класс»

При решении задач на применение закона Ома необходимо учитывать, что при последовательном соединении проводников сила тока во всех проводниках одинакова, а при параллельном их соединении напряжение одинаково на всех проводниках.

Задача 1.

Параллельно амперметру, имеющему сопротивление Rа = 0,5 Ом, подсоединён медный провод длиной l = 0,4 м и диаметром d = 0,001 м. Удельное сопротивление меди ρ = 1,7 • 10 -8 Ом • м. Определите полную силу тока в цепи, если амперметр показывает силу тока Iа = 0,2 А.

Так как амперметр и провод подключены параллельно, то напряжение на амперметре равно напряжению на проводе:

Определим сопротивление провода:

Тогда

Полная сила тока в цепи

Задача 2.

На рисунке 15.7 все сопротивления резисторов равны R. Определите эквивалентное сопротивление цепи.

Чему равна полная сила тока в цепи, если на клеммы 1, 2 подано напряжение U?

Трудно определить, как соединены резисторы R1 и R3 — последовательно или параллельно. В подобных схемах всегда нужно искать резисторы, соединения которых очевидны. Так, очевидно, что резисторы 7?5 и R6 соединены последовательно. Значит, R5,6 = R5 + R6 = 2R. Эквивалентный резистор сопротивлением R5,6 соединён с резистором R4 параллельно. Следовательно,

Эквивалентный резистор сопротивлением R4-6, в свою очередь, соединён последовательно с резистором R3:

а эквивалентный резистор сопротивлением R3-6 — параллельно с резистором R2:

И наконец, эквивалентный резистор R2-6 соединён последовательно с резистором R1, так что

Из закона Ома следует, что сила тока

Задача 3.

К участку цепи с напряжением U через резистор сопротивлением R подключены параллельно десять лампочек, имеющих одинаковое сопротивление r.

Определите напряжение на каждой лампочке.

Начертим схему цепи (рис. 15.8). Очевидно, что напряжение на каждой лампочке будет одинаково, так как они соединены параллельно.
Резистор сопротивлением R и участок цепи с лампочками соединены последовательно,
следовательно, U = U1 + U2 = IR + IRэкв.
Запишем закон Ома для каждого из участков цепи:
откуда или
Решив это уравнение относительно U2,
получим
Найдём эквивалентное сопротивление участка цепи с лампочками из соотношения

откуда

Окончательно получим

Источник: «Физика — 10 класс», 2014, учебник Мякишев, Буховцев, Сотский

Законы постоянного тока — Физика, учебник для 10 класса — Класс!ная физика

Урок решения задач по теме «Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединения»

Цель урока: Закрепить изученный материал путем решения задач.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников;
  • Углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников;
  • Научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соедини проводников;
  • Научить решать задачи на смешанное соединение проводников;
  • Научить учащихся разбираться в схемах электрических цепей.
  • Воспитательные:

    • Развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;
    • Воспитывать культуру общения при работе в группах.

    Развивающие:

    • Продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;
    • Продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения;
    • Продолжить развитие памяти, творческих способностей.
    • План урока

      Оформление класса: Проектор с экраном, доска с мелом. Раздаточный материал.

      Слайд 1 включен в начале урока. Урок начинается с физического диктанта.

      I. Актуализация знаний.

      На слайде физический диктант. (Слайд 2). Учащимся выдается таблица для заполнения.

      1. Заполнить двенадцать ячеек таблицы на карточке:

      2. После заполнения таблиц учащиеся меняют карточками с соседом по парте, проверяют вместе с учителем и выставляют оценку:

      II. Вводное слово.

      Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на закон Ома, на последовательное и параллельное соединение проводников. (Слайд 3).

      Для этого вспомним формулы и законы, которые нам пригодятся при решении задач.

      III. Решение задач.

      (3 ученика выходят к доске и записывают: первый закон Ома и выражает и него напряжение и сопротивление; второй – формулы справедливые для последовательного соединения; третий – формулы справедливые для последовательного соединения).

      Задача 1. Для начала решим устную задачу на запоминание закона Ома. (Слайд 5)

      a) U = 20B,R=10Om,I-?
      б) I=10A,R = 5Om, R-?
      в) I = 5A,U=15B,R-?

      Ответ: а) I = 2А; б) U= 50 Ом; в) R = 3 Ом.

      Задача 2. (Решает учитель с использованием презентации) Слайд 6.

      Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм 2 , если к концам провода приложено напряжение 6,8B.

      Ответ: Сила тока равна 2А.

      Вопросы: Что известно из условия задачи? Какую величину необходимо определить? По какому закону будем определять силу тока? Какие величины нам неизвестны для нахождения силы тока и как их найти? ( – берется из таблицы). Теперь найдем R и полученное значение подставим в формулу для нахождения силы тока. (Перевод S в м 2 не нужно делать, т.к. в единицах измерения плотности тоже присутствуют тоже мм 2 )

      Задача 3. (Решает у доски сильный ученик) Условия задачи Слайд 7.

      В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.

      Ответ: Общее сопротивление проводника равно 1005 Ом.

      Вопросы: Какие элементы цепи нам даны? Как найти общее сопротивление?

      Два резистора сопротивлением r 1 = 5 Ом и r2= 30 Ом включены, как показано на рисунке, к зажимам источника тока напряжением 6В. Найдите силу тока на всех участках цепи.

      Решение:

      Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4 А.

      Вопросы: Какой тип соединения рассматривается в задаче? Что известно из условия? Какие величины необходимо найти? Как найти I0? Что для этого неизвестно? Как найти I 1 и I2?

      Второй способ решения данной задачи:

      Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4А.

      Вопросы: Какой тип соединения рассматривается в задаче? Что известно из условия? Какие величины необходимо найти? По какой формуле будем находить общий ток в цепи? Какая величина нам неизвестна при нахождении силы тока и как ее найти?

      Задача 5. (Решает ученик, можно вызвать два ученика по очереди). Определите полное сопротивление цепи и токи в каждом проводнике, если проводники соединены так, как показано на рисунке, а r1=1 Ом, r2=2 Ом, r3= 3 Ом, UAC = 11В. Условие задачи Слайд 9.

      Решение:

      Вопросы: Какие типы соединения изображены на рисунке? Что нужно определить? Как найти полное сопротивление и величины в него входящие? Как найти силу тока в цепи? Как определить I1 и 12? Как определить UBC?

      Задача 6. Условия задачи Слайд 10. (Вопросы 1,2,5 решаются устно. 3,4 – два ученика).

    • Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?
    • Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?
    • Найдите сопротивление в точке А и в точке В.
    • Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.
    • Какой вывод можно проделать по результатам задачи?
    • IV. Самостоятельная работа в группах.

      Учащиеся делятся на 4 группы и каждой группе дается карточка с заданием.

      Во время работы в группах ведется наблюдение за более и менее активными участниками группы. Соответственно это будет влиять на более или менее высокую оценку при проверке записей в тетради, также будет учитываться уровень сложности решенных задач. Тетради с записями сдаются в конце урока. Время для решения задач ограниченное.

      Задание 1. Слайд 11. (8 мин.)

      Вопросы к карточкам:

      1. Перечислите все элементы цепи.
      2. Какие виды соединения используются?
      3. Рассчитайте напряжение на лампе.
      4. Рассчитайте напряжение на реостате.
      5. Рассчитайте силу тока на всем участке цепи.

      Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи и закономерности для последовательного и параллельного соединения проводников»

      Разделы: Физика

      Знать физику – это значит уметь решать задачи.

      Урок для учащихся 8 лицейского класса, изучающего физику по программе Гутник Е.М., Перышкин А.В. Физика 7-9 классы 3 часа в неделю.
      Данный урок 20-й по теме «Электрический ток» и второй в серии уроков решения задач на применение закона Ома и закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников. Урок подготовлен предшествующим материалом:

      – теоретические знания по теме (сформированы понятия силы тока, напряжения, сопротивления, последовательного и параллельного соединения проводников, сформулирован закон Ома для участка цепи и получены закономерности для последовательного и параллельного соединения проводников),
      – проведены лабораторные работы, предусмотренные программой,
      – отработаны навыки сборки электрических цепей и работы с измерительными приборами,
      – проведен один урок по решению задач, на котором рассматривались ситуации расчета электрических цепей только с последовательным и параллельным соединениями.

      По типу урок синтетический, в котором изучение нового материала связано с самостоятельной работой учащихся, с систематическим применением ими новых знаний на практике, с непрерывным повторением знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях.

      На всех этапах урока систематически используется поисковая беседа, мини-дискуссия, решение задач и как итог урока создается алгоритм решения задач. В течение урока используются материалы на электронных носителях (презентации): задания для проверки знаний и повторения, условие и решение экспериментальной задачи, результат анализа деятельности и формирования алгоритма, что позволяет интенсифицировать работу учащихся и вовлечь их в активную мини-дискуссию. Использование WEB камеры качественно изменяет методику проведения демонстрационного эксперимента, делает его более наглядным, информативным и привлекательным для учеников. Заполненные рабочие карты становятся конспектом урока и вклеиваются в тетрадь, что помогает систематизировать материал и экономить учебное время.

      Логичность и соподчиненность всех этапов урока позволяет добиться высокой эффективности процесса обучения и формирования условий для развития креативного мышления учащихся.

      Цели и задачи урока:

      • отработать умения применять закон Ома и закономерности для последовательного и параллельного соединения проводников в цепях со смешанным соединением через решение системы задач двух типов с последующей разработкой алгоритма решения задач;
      • проверка усвоения теоретических знаний по ранее изученным темам и умение применять их на практике в стандартных ситуациях;
      • развивать логическое мышление, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
      • работать над устной речью, учить слушать, комментировать ответ;
      • формировать познавательный интерес к предмету;
      • воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
      • Оборудование:

        • персональный компьютер
        • мультимедиа проектор
        • WEB камера
        • кран
        • источник постоянного напряжения ИЭПП 2
        • цифровые измерители тока и напряжения
        • резисторы одинакового сопротивления
        • рабочие карты
        • конверты с заданиями для проверочной работы
        • I. Организационный этап

          Постановка целей урока, сообщение плана работы.

          II. Актуализация опорных знаний

          Работа с формулами: используя план работы с формулой в рабочей карте, прокомментировать каждый слайд презентации

          План работы с формулой:

          • для какой физической величины записана формула
          • как рассчитать данную физическую величину
          • назвать единицы измерения физических величин, входящих в формулу

          (Приложение 1 – презентация «Формулы»)

          Работа со схемами участков электрической цепи: определить общее сопротивление участка цепи, схема которого представлена на слайдах презентации, предложить рациональный способ решения. (Приложение 2 – презентация «Схемы»)

          Экспериментальная задача: три одинаковых резистора подключаются в цепь двумя способами (способ соединения резисторов неизвестен), проводится измерение общего напряжения и общей силы тока в каждой цепи, необходимо определить способ подключения, сопротивление каждого резистора и аргументировать свой ответ; решение задачи записывается в рабочей карте.
          Для проверки решения с помощью WEB камеры на экране воспроизводится изображение схем электрических цепей и участка цепи, ранее недоступного для наблюдения.
          (Приложение 3 – презентация «Экспериментальная задача»)

          3. Активное и сознательное усвоение знаний

          Заполнение рабочих карт.

          Решение задач первого типа: каждая колонка решает одну из трех задач, представленных в рабочей карте, задачи имеют одинаковое условие, но в каждом случае требуется рассчитать напряжение на разных резисторах. К доске вызываются представители каждой колонки – первые, получившие результат, записываются решения трех задач. Проводится анализ и сравнение решений, выявляются отдельные этапы решения каждой задачи и формулируется алгоритм решения задач первого типа.
          Итоговый алгоритм представлен на слайде презентации.

          Решение задач второго типа: работа учащихся аналогична работе с задачами первого типа. (Приложение 4 – презентация «Алгоритм решения задач»)

          4. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

          – Записать решение всех рассмотренных на уроке задач
          – Для желающих решить задачку потруднее условие в рабочей карте
          Определите силу тока, протекающего по каждому из резисторов, если вольтметр показывает 30 В, а сопротивления соответственно равны: R1 = 1 Ом, R2 = 1,5 Ом, R3 = 2 Ом, R4 = 3 Ом, R5 = 0,2 Ом.

          5. Проверка знаний

          Учащимся предлагается цепочка простых задач с известным конечным результатом и сигналами, позволяющими оценить свои знания и темп решения.
          Задание и лист бумаги находятся в конверте на партах учащихся.

          6. Подведение итогов урока

          Выставление оценок (оценки выставляются ученикам, отвечавшим у доски и активно работающим на всех этапах урока).

          Литература:

          1. Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике, Учитель, Волгоград 2003
          2. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ, Псков 1996
          3. Перышкин А.В. Физика 8, Москва Дрофа 2000
          4. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен, Каро, СПб 2008
          5. Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи»; 8 класс

            Муниципальное общеобразовательное учреждение

            Средняя общеобразовательная школа № 31

            Тема урока: «Решение задач по теме

            « Закон Ома для участка цепи»»

            Тарасова Ольга Анатольевна

            Тема урока: «Решение задач по теме закон Ома для участка цепи»

            образовательные : повторение и обобщение знаний о законе Ома для участка цепи, закрепить навыки решения задач: расчетных и качественны, практических;

            воспитательные : воспитание аккуратности при обращении с приборами, усидчивости, дисциплинированности;

            развивающие : расширение кругозора учащихся о выдающихся людях, развитие умения коллективной работы в сочетание с индивидуальной; развитие чувства товарищества и взаимовыручки.

            П л а н у р о к а.

            Организационный (ознакомление с планом урока) – 1 мин.

            Сообщение ученика о биографии Георга Ома- 3 мин

            Физический диктант (взаимоконтроль) – 8 мин.

            «Устный счет» – 3 мин.

            Определите конечный результат – 6 мин.

            Сборка схем — 4 мин.

            Знаешь ли ты приборы? – 5 мин.

            Решение количественной задачи –7 мин.

            Подведение итогов – 3 мин.

            1. Организационный этап

            Учитель объясняет цели урока и комментирует способы выполнения заданий, которые выполняют ученики.

            2. Сообщение ученика о биографии Георга Ома ( слайд № 2)

            3. Физический диктант

            Учащиеся пишут только ответы на листочках с заранее указанным заданием:

            Обозначениев физике (буква)

            Единица измерения в системе СИ

            Формула для вычисления этой физической величины

            Поперечное сечение проводника

            Общее сопротивление при последовательном соединении

            После выполнения задания, ученики обмениваются листочками и проверяют друг у друга (для быстрой проверки учитель предлагает слайд №3 «Ответы») . Оценивают диктант по следующим результатам (каждый верный ответ -1 балл):

            Меньше 12 ответов – оценка «2»

            От 12-16 верных ответов – оценка «3»

            От 17-21 верных ответов – оценка «4»

            От 22 – 24 верных ответов – оценка «5»

            1. Выразите в миллиамперах 25А

            2. Сколько мегавольт в 10000 В?

            3. Сколько Ом в 3 кОм?

            4. Что означает: удельное сопротивление нихрома равно 1,1 Ом*мм 2 /м ?

            А) сопротивление 1 м проводника из нихрома равно 1,1 Ом;

            Б) сопротивление проводника из нихрома поперечным сечением 1 мм 2 равно 1,1 Ом;

            В) сопротивление 1 м проводника из нихрома поперечным сечением 1 мм 2 равно 1,1 Ом;

            5. Разделить класс на 2 группы и решить задачу определив конечный результат

            6. Соберём схему и, сняв показания приборов, рассчитаем сопротивление реостата в двух произвольных положениях.

            В какую сторону надо передвинуть рычажок реостата, чтобы увеличить сопротивление?

            7. На демонстрационном столе стоят приборы :

            1)электроскоп 4) манометр;

            2) вольтметр; 5) аккумулятор;

            3) амперметр; 6) электрометр

            измеряет силу тока в цепи?

            определяет наличие электрического заряда?

            изменяет силу тока в цепи?

            служит источником тока?

            не применяется в электротехнике?

            определяет значение электрического заряда?

            8. Решим аналитическую задачу:

            Определите сопротивление никелиновой проволоки длиной 4 м и площадью поперечного сечения 2 мм 2 . Какова сила тока в этой проволоке при напряжении на ее концах 9 В.(удельное сопротивление никелина 0,4 Ом*мм 2 /м).

            9. Подведение итогов.

            Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
            стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
            и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

            Есть мнение?
            Оставьте комментарий

            Для определения мотивации можно воспользоваться следующей методикой. Методика состоит из пяти убеждений, которые необходимо оценить по шкале от 1 до 5 баллов. Как пользоваться данной методикой: формулируете цель или результат, который вы хотите достичь и далее оцениваете степень уверенности по пятибалльной шкале, где 1 — отсутствие уверенности, 5 — наивысшая степень уверенности.

            Наша жизнь подчинена обеспечению собственной безопасности и добыванию ресурсов. Для удовлетворения этих потребностей у человека есть разные инструменты, один из — эмоции. Эмоции — это состояния организма, которые помогают человеку реагировать на происходящее. Мир нейтрален. Человек раскрашивает свою жизнь разными «красками» (или эмоциями) сам в зависимости от значимости, которую накладывает на событие.

            Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

            2007-2018 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
            12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
            Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
            Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
            Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
            Контакты: +7-920-0-777-397, [email protected]
            Домен: http://pedsovet.su/
            Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

            Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

            Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

            сервис вебинаров

            О работе с сайтом

            Мы используем cookie.

            Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

            При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

            Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

            Решение задач по теме Закон Ома

            Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

            Класс: 8 Урок 38 Дата:

            Тема урока : Решение задач по тетеме Закон Ома.

            Образовательная: н аучить учащихся решать задачи на тему Закон Ома, н аучить определять силу тока, напряжение, сопротивление .

            Развивающая : п родолжить развитие навыков решения задач на данную тему ; п родолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения ; п родолжить развитие памяти, творческих способностей.

            Воспитательная: воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей, в оспитывать культуру общения при работе в группах

            Оборудование: сборник задач, учебник, доска, мел, тетрадь .

            І. Организационный момент.

            І I. Актуализация знаний.

            На слайде физический диктант. ( Слайд 2 ). Учащимся выдается таблица для заполнения.

            Выполнил ______________ Проверил __________ Оценка__________

            Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на закон Ома . Для этого вспомним формулы и законы, которые нам пригодятся при решении задач.

            III. Решение задач.

            Задача 1. Для начала решим устную задачу на запоминание закона Ома.

            a) U = 20B,R=10Om,I-?
            б ) I=10A,R = 5Om, R-?
            в ) I = 5A,U=15B,R-?

            Ответ: а) I = 2А; б) U= 50 Ом; в) R = 3 Ом.

            Задача 2. Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм 2 , если к концам провода приложено напряжение 6,8B.

            I=100 м
            S=0,5 мм 2
            U=6,8 В

            Ответ: Сила тока равна 2А.

            Задача 3. В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.

            Ответ: Общее сопротивление проводника равно 1005 Ом.

            Задача 4. Два резистора сопротивлением r 1 = 5 Ом и r 2 = 30 Ом включены, как показано на рисунке, к зажимам источника тока напряжением 6В. Найдите силу тока на всех участках цепи.

            Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4 А.

            Задача 5. (Решает ученик, можно вызвать два ученика по очереди) . Определите полное сопротивление цепи и токи в каждом проводнике, если проводники соединены так, как показано на рисунке, а r 1 =1 Ом, r 2 =2 Ом, r 3 = 3 Ом, U AC = 11В. Условие задачи Слайд 9.

            Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?

            Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?

            Найдите сопротивление в точке А и в точке В.

            Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.

            Какой вывод можно проделать по результатам задачи?

            Сила тока = 0,4 А, напряжение – 4В.

            Сила тока = 0,6 А, напряжение – 6В.

            Сопротивление в т.А – 10 Ом, в т.В – 10 Ом.

            Сила тока = 0,8А, сопротивление – 10 Ом.

            При изменении силы тока и напряжения на одинаковую величину, сопротивление остается постоянным.

            IV. Самостоятельная работа в группах.

            Учитель объясняет критерии выставления оценок:

            Вопросы к карточкам:

            Перечислите все элементы цепи.

            Какие виды соединения используются?

            Рассчитайте напряжение на лампе.

            Рассчитайте напряжение на реостате.

            Рассчитайте силу тока на всем участке цепи.

            Определить общее сопротивление в цепи.

            R 1 = 2 Ом, R 2 = 102 Ом, R 3 = 15 Ом, R 4 = 4 Ом.

            Определите силу тока I при заданных U и R.

            Моток проволоки имеет сопротивление R и длину l .

            Вычислить площадь поперечного сечения S.

            После выполнения заданий группами, тетради сдаются учителю.

            На сегодня все. Мы с вами научились решать задачи, закрепили знания о законе Ома для участка цепи.

            V І. Выставление оценок.

            VІІ. Домашнее задание. Повторить все формулы и физические величины.

            Образовательная: научить учащихся решать задачи на тему Закон Ома, научить определять силу тока, напряжение, сопротивление.

            Развивающая: продолжить развитие навыков решения задач на данную тему; продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения; продолжить развитие памяти, творческих способностей.

            Воспитательная: воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей, воспитывать культуру общения при работе в группах

            • Даужанова Жанна Бейбитовна
            • 7081
            • 13.05.2015
            • Номер материала: 277448

              Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

              Не нашли то что искали?

              Вам будут интересны эти курсы:

              Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

              Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

              Сертификат о создании сайта

              Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

              Грамота за использование ИКТ в работе педагога

              Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

              Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

              Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

              Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

              Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

              Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

              Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

              Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

              Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

              Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

              Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

              Решение задач на тему: «Электрическое сопротивление. Закон Ома»

              Этот видеоурок доступен по абонементу

              У вас уже есть абонемент? Войти

              На уроке будут рассмотрены задачи, связанные с применением закона Ома и формулой для расчета сопротивления проводника. Будут разобраны примеры решения задач, а также возможное их применение на практике.

              Тема: Электромагнитные явления

              Урок: Решение задач на тему “Электрическое сопротивление. Закон Ома”

              1. Формулы, необходимые для решения задач

              На предыдущих уроках мы говорили, что сила тока зависит от напряжения и сопротивления проводника. Также мы выяснили, что сопротивление проводника зависит от его геометрических размеров и материала, из которого он сделан. На этом уроке будут рассмотрены задачи, связанные именно с этими двумя положениями.

              Первая формула, которая понадобится для решения задач, – закон Ома для участка цепи:

              Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению. Сила тока измеряется в Амперах (I=[А]), напряжение – в Вольтах (U=[В]), сопротивление – в Омах (R=[Ом]). Тогда из закона Ома можно сказать, что .

              Еще одна формула, которая нам понадобится, – формула зависимости сопротивления проводника от его параметров:

              Сопротивление проводника равно его удельному сопротивлению, умноженному на дробь, где в числителе – длина проводника, в знаменателе – площадь поперечного сечения проводника. При этом сопротивление измеряется в Омах (R=[Ом]), длина – в метрах (l=[м]). В единицах измерения СИ (система интернациональная) площадь измеряется в метрах квадратных, но поскольку сечение провода невелико, то имеет смысл измерять площадь поперечного сечения в миллиметрах квадратных (S=[м 2 ]=[мм 2 ]). Удельное сопротивление, как правило, определяется по таблицам: зная материал, из которого сделан проводник, можно определить его удельное сопротивление. Единицы измерения удельного сопротивления:

              Первая запись единиц измерения используется для удобства (), а в таблицах значение обычно подается в виде второй записи (). Можно увидеть, что записи эквивалентны, т. к. если перевести миллиметры в метры, то метры сократятся.

              2. Задача №1

              Рассмотрим следующую задачу: надо определить силу тока в проводнике, длина которого 100 м, а сечение этого проводника – 0,5 мм 2 .

              Этот проводник выполнен из меди и включен в цепь таким образом, что на его концах наблюдается напряжение 6,8 В. Стоит отметить, что в задаче дан материал, из которого сделан проводник. Значит, можно узнать значение удельного сопротивления из таблицы.

              Рис. 1. Решение задачи №1

              Сначала следует записать краткое условие задачи. На рис. 1. слева от вертикальной черты показано, как это нужно сделать. Значение длины (l=100 м), площади поперечного сечения (S=0,5 мм 2 ) и напряжения (U=6,8 В) дано в условии. Значение удельного сопротивления меди () мы взяли из таблицы. Под горизонтальной чертой на рис. 1 написано, что нужно найти в задаче – силу тока.

              Для решения задачи запишем закон Ома для участка цепи: . Также нам потребуется выражение для сопротивления проводника: . Далее постараемся записать решение в общем виде, то есть выражение для сопротивления мы подставим в закон Ома. Поскольку R в законе Ома стоит в знаменателе, то ρ и l окажутся в знаменателе, S перейдет в числитель. Получаем:

              Теперь подставим значения данных величин:

              Это можно понять так: если подключить амперметр последовательно к данному проводнику, то он покажет значение 2А. Стоит обратить внимание, что ничего сложного в таких задачах нет. Стоит только разобраться, какие величины куда подставить. Обычно такие задачи в дальнейшем будут использоваться как составная часть более сложных задач.

              3. Задача №2

              В предыдущей задаче мы находили значение силы тока. Но эту характеристику можно измерить соответствующим прибором – амперметром. Поэтому, как правило, есть другие задачи, в которых требуется найти характеристики проводника. Если мы хотим сделать какое-то сопротивление, то мы должны знать эти характеристики проводника: длину, площадь сечения, материал. Решая такие задачи, мы сможем их найти, зная силу тока и напряжение.

              Рассмотрим пример именно такой задачи. По вольфрамовой проволоке протекает электрический ток. Длина проволоки – 4 м, сила тока составляет 0,05 А. Напряжение, под которым находится данный проводник, составляет 5 В. Необходимо определить величину площади поперечного сечения.

              Рис. 2. Решение задачи №2

              Как и в первом случае, запишем краткое условие задачи (рис. 2, слева от вертикальной черты). Нам даны сила тока I=0,05 А, напряжение U=5 В и длина проволоки l=4 м. Значение удельного сопротивления вольфрама можно найти из таблицы. Под горизонтальной чертой написано то, что требуется найти: S, площадь поперечного сечения проволоки.

              Как и в предыдущей задаче запишем две формулы. Первая – это формула для вычисления сопротивления проводника: . Отсюда можно выразить площадь сечения проводника:

              Из этого уравнения мы не сможем сразу найти сечение, поскольку нам неизвестно сопротивление. Для его определения потребуется вторая формула – закон Ома для участка цепи: . Из него можно выразить значение сопротивления всей проволоки:

              Подставив это выражение в формулу для площади сечения, получим:

              Получаем дробь, где в числителе стоит произведение трех величин: удельного сопротивления, длины проводника и силы тока, а в знаменателе стоит только напряжение. Подставим численные значения:

              Получаем ответ: площадь поперечного сечения проволоки . Как видим, сечение проволоки невелико, то есть проволока будет очень тонкой.

              4. Применение задач на практике

              Стоит отметить, что для решения конкретных технических задач, подобных решенной ранее, обычно используются данные, которые получают при помощи приборов. Например, имеется катушка с намотанным на нее проводником. Требуется измерить, например, длину этого проводника. Разматывать катушку не имеет смысла, поскольку провод может быть очень длинным. Как же тогда поступить?

              Рис. 3. Схема для измерения длины проводника в катушке

              По небольшому образцу такого провода измеряют площадь его сечения. По внешнему виду проводника можно определить материал, из которого он сделан, а значит, и узнать его удельное сопротивление. Далее катушку (обозначена желтым цветом на рис. 3) подключают к источнику тока и при помощи амперметра и вольтметра определяют напряжение на этой катушке и силу тока, протекающего по проводнику, который намотан на эту катушку. В результате получаем задачу, похожую на ту, что мы решали ранее, но найти надо длину проводника. Используя формулу для сопротивления и закон Ома, получим:

              В заключение стоит сказать, что такие задачи не являются трудными, но достаточно показательны. Из большого количества величин, данных в задаче, можно легко получить значение требуемой величины.

              Список литературы

            • Генденштейн Л.Э, Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. / Под ред. Орлова В.А., Ройзена И.И. Физика 8. – М.: Мнемозина.
            • Перышкин А.В. Физика 8. – М.: Дрофа, 2010.
            • Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика 8. – М.: Просвещение.
            • Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети интернет

            • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
            • ПроШколу.ру (Источник).
            • Электрознайка (Источник).
            • Домашнее задание

              1. Стр. 106–108: вопросы № 1–4. Перышкин А.В. Физика 8. – М.: Дрофа, 2010.
              2. Длина и площадь поперечного сечения алюминиевого и железного проводов одинаковые. На них подается одинаковое напряжение. В каком из проводов сила тока будет больше?
              3. Можно ли вычислить напряжение в проводнике, зная силу тока в нем, его длину и площадь сечения, но не зная, из какого материала он сделан?
              4. Для уменьшения потерь энергии соединительные провода делают так, чтобы ток в них был как можно меньше. Для этого их должны делать большего или меньшего диаметра?

              Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

              Смотрите так же:

              • Положение лагеря дневного пребывания Летний лагерь дневного пребывания! Летний лагерь дневного пребывания «Вершина»! В прошлом году этот формат оказался удобным для детей и их родителей. В 2018 мы организуем тренировочный лагерь с детальным планом подготовки на каждую смену. Тренировками на […]
              • Декларация на налог на прибыль 2013 Налог на прибыль за 2014 год: отчитываемся по новой форме Уже близится последний день, когда организациям нужно подать налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2014 год – 30 марта. В конце прошлого года ФНС России утвердила новую форму документа, внеся […]
              • Чертежные правила линий Основные линии чертежа Линия является основным элементом чертежа. Различаются линии между собой по типу и по толщине. Толщина сплошной основной линии S должна быть в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от величины и сложности изображения, а также от […]
              • Закон 49 от 24042008 ПРИКАЗ МЗиСР РФ от 24.04.2008 N 194н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ КРИТЕРИЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА" #1 Stalker Отправлено 01 Сентябрь 2008 - 18:11 Deni (23.8.2008, 7:39) писал: Статья 10 УК РФ. Обратная сила […]
              • Малиновский отдел субсидий MosOpen.ru — Электронная Москва Отдел центра жилищных субсидий «Даниловский» ЮАО города Москвы (РОЦЖС Даниловский № 59) является территориальным подразделением Городского центра жилищных субсидий Москвы (ГУ ГЦЖС). РОЦЖС Даниловский № 59 осуществляет приём […]
              • Свод правил к снип 20502-85 Автомобильные дороги снип 2.05.02-85 актуализированная редакция сп Кем подготовлена актуализация и гармонизация с Еврокодами СНиП 2.05.02-85 ( СП 34.13330.2012 )? Чем продиктована необходимость актуализации СНиП 2.05.02-85 ( СП 34.13330.2012 ) ? Какие […]
              • Литва налоги Налоги в Литве Осуществляя экономическую деятельность на территории Литвы, любые хозяйствующие субъекты вне зависимости от происхождения их капитала облагаются следующими основными налогами: Выплаты в Фонд социального страхования – 33, 98% от оговоренной […]
              • Саженцы правила посадки Правила посадки саженцев Здравствуйте, уважаемые друзья! Разберем сегодня правила посадки саженцев на садовом участке. 1. Очень важно перед посадкой не допустить подсыхания корневой системы саженца. Рекомендуется за 1 — 2 суток до начала посадки поместить […]