Закономерности и законы в системе управления это

Закономерности и законы в системе управления это

Развитие менеджмента подчинен действию определенных объективных закономерностей и законов. Понимание механизма их действия, правильное использование — это уровень управления, эффективности управленческой деятельно ости. Чем выше уровень управления, тем более управленческая деятельность подчиняется объективным законам менеджмента. Поэтому чрезвычайно важным в выяснении содержания законов менеджмента является научное обгру нтування сущности категории»закон»как методологической основы познания природы и сущности законов, действующих в сфере управлері управління.

Немецкий философ. Георг. Гегель (1770-1831) считал, что категория»закон»следует из содержания явления и одновременно проявляется в явлении. Главными аспектами закона является единство, идентичность в явлениях, их спокойное е отражение и содержание; закон как существенное явление, существенное отношение, которое раскрывается в единстве внутреннего и внешнего, целого и части действительного и возможного; закон как необходимость, объективный н ‘Связь, объединяющая противоречивые стороны явлений, вещей и т.п.. Изменение явлений, их переход из одного состояния в другое приводит причина, а взаимная обусловленность явлений, процессов, вещей является взаимодействием. Активно взаимодействуют л ише те различия и стороны противоречия, которые существенно взаимообуславливают друг друга, является органическим единством. Отсюда следует подвижность, эволюция, переходный характер самих сущностей. Важно то, что законом н выражает внутреннюю связь между отдельными качествами явлений, вещей, а значит, их внутреннюю структуррішню структуру.

В философских трудах при определении сущности категории»закон»отмечается перечень отдельных признаков закона. Одни авторы на первый план выдвигают причинно-следственные связи, другие — существенные, третьи — необходимые, четвертые — внутренние и др.. При этом отмечается возникновении, становлении явлений, системы и т.д.. Это предполагает необходимость выяснения движущих сил их развитиял їх розвитку.

Такие трактовки сущности категории»закон»приводят к поверхностному толкование законов

В современной управленческой научной и учебной литературе понятие»закон»понимается в двух основных аспектах:

1). Закон как внутришньонеобхидни, существенные, устойчивые причинные связи между основными противоположными сторонами, качествами, свойствами развития явлений и процессов общественной жизни. Эти законы раскрывают взаимно озвьязок, внутреннюю зависимость многих однопорядковых явлений. Они имеют объективный характер, т.е. не зависят от сознания и воли людей, но проявляются через практическую деятельность людей, нередко опосредуется политическими, идеологическими и другими отношениями. Именно на таком понимании сущности понятия»закон»и основывается анализ управленческих отношений, менеджмента в нашем учебнике 2). По кон как нормативный акт, разработанный, принятый и утвержденный высшим представительным органом государственной власти. Этот закон, в отличие от предыдущего, имеет субъективный характер, поэтому он создан народ ьмы и отражает уровень их интеллекта, гражданского сознания и т.д.. Законы, действующие в сфере управления, отражают постоянные существенные причинно-следственные связи в законе управления переход от проц рес-причины к процессу-следствия представляет собой особую форму движения, где один управленческий процесс порождает другой, а внутренним импульсом объективная управленческая противоречие. В каждой такой противоречия есть две стороны (противоположности). Одной из них является процесс-причина, второгооцес-причина, другою

— управленческий процесс,»выступающий как фактор, противодействует процессу-причине. Он возникает как следствие развития производительных сил, количественных изменений, в процессе управления решается не автоматически, а июнь рез общественные действия людей. Преодоление противоречия завершает переход к процессу следствия, который проявляется в различных формах. Следовательно, формы проявления закона управлеравління

— это результат действия его причинно-следственной связи

Формы проявления управленческого закона влияют на процессы управления, на развитие организации как системы. Это неизбежно порождает различные социальные последствия, зависящие от у языков действия закона. Оптимальные у языка функционирования предопределяют рациональные формы проявления управленческого закона. Если закон управления реализуется в условиях, отклоняющихся от нормальных, тогда и формы проявления закона отклоняются от нормаль них и приводят к негативным управленческих следствиемків.

Содержание закона управленческой сферы содержит его количественное выражение, имеет очень важное значение. Оно дает возможность увидеть, как развивается процесс управления, своевременно выявить его недостатки и принять и соответствующие меры по их устранениюя.

Как категория»закон»отражает законы управленческой деятельности людей, которые проявляются прежде всего через их потребности и интересы. Однако не следует отождествлять содержание категории»закон»с деятельностью орга зации. Объективные законы менеджмента определяют характер деятельности руководителей (управленцев) организаций, их цели и цели, а между действием законов и практической деятельностью существуют такие промежуточные звенья, как потр еби, интересы и цели. Выяснение сущности каждой из них дает возможность познать движущие силы развития организации как системы, общества, а следовательно, и законы управления. При этом важно понимать потребности, ин ресы и цели подавляющего большинства людей, в частности социальных слоев и групп. Вместе с тем следует разграничивать сущность и содержание объективных законов менеджмента, механизм их действия, исполнізм їх дії, використання.

Механизм действия законов менеджмента — это борьба противоположных сторон, качеств и свойств организации как системы, за которыми стоят интересы, потребности ее работников, а также конкуренция интересов

Механизм использования законов менеджмента — это познание их сущности, содержания, условий действия, и на этой основе формирования политики управления организацией

Таким образом, понимание сути и содержания объективных законов, действующих в сфере управления, будет способствовать повышению эффективности труда управленцев

Среди основных объективных законов менеджмента можно выделить следующие:

1) закон специализации управления, который предусматривает распределение управленческой деятельности на основе конкретных управленческих функций, их проявления в реальных условиях, на разных уровнях;

2) закон интеграции управления — это закон, направленный на достижение единства усилий всех структур организации для выполнения ее задач путем повышения управленческой эффективности интегрируя. Чинн никами могут выступать задачи, цели, интересы, требования рынка;

3) закон демократизации управления, который побуждает к участию работников в деятельности, обеспечивает двустороннее общение. Понятие»промышленная демократия»характеризует высокая степень участия работников в в управлении предприятием, партнерские отношения между руководителем и работникомрацівником;

4) закон соотношения управляющей и управляемой подсистем-акцентирует внимание на том, что совершенствование управляющей подсистемы осуществляется более динамичными темпами, чем управляемой подсистемы;

5) закон пропорционального развития систем управления — направлен на достижение последовательной и постоянной эволюции всех управленческих систем любой организации (производственной, социальной, финансовой, инн инновационной т.д.)

6) закон экономии времени в процессе управления, который предусматривает повышение производительности труда в управленческой сфере, уменьшение трудоемкости благодаря внедрению передовых методов и приемов труда. Тоб бы то, этот закон выступает как закон управления временем. Решение любого вопроса в менеджменте в промежуток период времени всегда положительно влияет на конечные результаты деятельности предприятия. В этом проце си ведущая роль принадлежит использованию инновационных технологий, личности руководителя, менеджера по инновационным типом мышленияння.

Среди законов менеджмента социальной работы можно выделить следующие:

1) закон единства и целостности системы менеджмента социальной работы;

2) обеспечение необходимой степени свободы в системе менеджмента социальной работы;

3) закон необходимого разнообразия системы менеджмента социальной работы;

4) закон организации менеджмента социальной работы и другие законы. Определены законы менеджмента социальной работы предметно рассмотрены в современной отечественной литературе по проблемам социального управления

Наряду с законами менеджмента выделяют еще и закономерности. Закономерности менеджмента — объективные, устойчивые связи между управленческими процессами и явлениями. Они представляют собой логические формы отражением ния реальной практики управления. Среди основных закономерностей менеджмента выделяют следующиекі:

1) процесса менеджмента;

2) методов и функций менеджмента;

3) внутренней и внешней среды предприятия;

4) управленческих решений;

5) зависимость результативности и компетентной деятельности органа управления (менеджера);

6) развития менеджмента и другие

Определены и другие закономерности менеджмента имеют объективный характер, то есть они не зависят от воли и сознания людей и проявляют себя, осуществляются только через сознательную, целесообразную деятельность народ дей, направленную на реализацию собственных интересов-

Промежуточными звеньями между действием объективных законов менеджмента и управленческой деятельностью руководителей-управленцев право собственности, социально-экономическая политика правительства, социальные требования работников орган низации, которые влияют на механизм реализации законов результате этого законы менеджмента проявляются в экономических, социальных и правовых формах.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Социальные системы управления могут рассматриваться на различных уровнях управления: на макроуровне (национальная экономика в целом); на региональном уровне (например, хозяйство субъекта РФ); на микроуровне (организация, предприятие). При этом существует ряд общих законов функционирования социальных систем управления. Эти законы отражают объективно существующие, систематически повторяющиеся значимые взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Закономерность – необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры.

Законы управления

Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления принадлежат закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля.

И наконец, к третьей группе целесообразно отнести законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные«.

К общим законам управления относятся:

1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления;

2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления;

3. Закон единства системы управления;

4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем;

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами;

6. Закон единства действий законов управления.

Раскроем сущность и содержание каждого из вышеперечисленных законов.

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем.

Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой – отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.

Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессов.

Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.

Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект управления – это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

Объект и субъект управления оформлены в определенные подсистемы – управляемую и управляющую. Эти подсистемы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой подсистеме). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления, что выражается в совершенствовании форм и методов управления. Однако такое положение вещей абсолютно не означает пассивной роли субъекта в системе управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами заключается в следующем.

Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Связь между управляющей и управляемой подсистемами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой подсистемы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще недостаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Иными словами, законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

Для того чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой – выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управляющей подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др.

К частным законам, касающимся управляющей подсистемы относятся:

1. Закон изменения функций управления;

2. Закон сокращения числа ступеней управления;

3. Закон концентрации функций управления;

4. Закон распространенности контроля.

Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.

Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала.

Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

Всю совокупность законов организации в зависимости от их важности можно условно разделить на две основные подгруппы. К первой подгруппе относятся наиболее важные, или основополагающие, законы организации. В их число входят закон синергии, закон самосохранения и закон развития. Менее важные законы организации, такие как закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности, относятся ко второй подгруппе. Рассмотрим содержание и сущность вышеперечисленных законов.

Первая подгруппа

Закон синергии гласит, что для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы входящих в нее элементов, либо существенно меньше указанной суммы.

Согласно данному закону задача руководителя любой организации в первую очередь заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный набор ее элементов.

Сущность закона самосохранения состоит в том, что любая материальная система стремится сохранить себя и использует для этого весь свой потенциал. Иными словами общая сумма созидательных ресурсов организации должна превышать суммарное воздействие внешних и внутренних разрушающих факторов. В противном случае организация просто прекратит свое существование.

Практика применения закона самосохранения неразрывно связана с обеспечением безопасности организации в целом и личной безопасности ее руководителей. В деятельности, направленной на обеспечение безопасности, можно выделить два основных направления: оперативное и стратегическое. Оперативная деятельность по обеспечению безопасности предполагает осуществление охраны территории предприятия, зданий, сооружений, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции, а также обеспечение личной безопасности сотрудников. Стратегия обеспечения безопасности требует разработки прогнозов состояния внешней и внутренней среды организации в перспективе с целью выявления и нейтрализации возможных угроз.

Закон развития имеет следующее содержание: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала. Развитие организации можно представить в виде ее жизненного цикла. Жизненный цикл организации включает в себя четыре последовательно сменяющих друг друга этапа: создание, рост, зрелость, спад деятельности.

Вторая подгруппа

Закон информированности-упорядоченности можно сформулировать следующим образом: чем большей информацией о текущем и перспективном состоянии внутренней и внешней среды располагает организация, тем более велика вероятность ее нормального функционирования.

Этот закон требует создания, развития и обеспечения условий нормального функционирования эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для принятия адекватных и обоснованных управленческих решений.

Закон единства анализа и синтеза устанавливает, что любая материальная система стремится настроиться на наиболее экономичный режим функционирования посредством применения анализа и синтеза.

Анализ представляет собой изучение качеств, свойств и характеристик исследуемого объекта посредством его условного разделения на отдельные составные части.

В свою очередь, синтез состоит в обобщении информации об отдельных составляющих и формировании совокупности информационных данных об объекте исследования в целом.

Для реализации положений закона единства анализа и синтеза на практике необходимо следующее: составление и реализация программ постоянного совершенствования организации; проведение маркетинговых исследований; сокращение производственных и непроизводственных затрат и т.п.

Закон композиции и пропорциональности гласит: любая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в определенной соотносительности. При этом необходимые элементы организации образуют ее композицию, а их соотносительность представляет ни что иное, как пропорциональность.

Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Однако среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.

Законы функционирования социальных систем управления реализуются через действия людей и имеют характер закономерностей.

ПОНЯТИЕ И ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ

К. Маркс выделял и рассматривал две стороны управления: управление как вид деятельности (организационно-техническая сторона), т. е. это «производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства», и управление как проявление производственных отношений и целенаправленности (социально-экономическая сторона), т. е. часть регламента или правопорядка на производстве, что зависит от формы собственности на средства производства. Выделяют также понятие «наука управления».

Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (по Друкеру). Эту деятельность осуществляют управленцы различных уровней, т. е. менеджеры.

Управление — элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление — воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему есть результат перекрещивания различных сил, массы случайных единичных фактов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями. Границы, содержание, цели и принципы социального управления зависит от социально-политического строя. (СЭС, 1981).

Управление организацией — целенаправленное воздействие на систему (учреждение, предприятие, институт и т. п.) или на процесс (разработку нормативных документов, проектирование структуры управления и т. п.).

По Л. Файолю: «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать .» ( здесь речь идет об основных функциях управления в трактовке классика менеджмента).

Ключевым аспектом менеджмента является признание роли и значения других людей. Хороший менеджер знает, что для выполнения задач, стоящих перед организацией, необходимо участие всех сотрудников. В начале XX в. Мэри Паркер Фоллетт, ученый в области менеджмента, определяла менеджмент как «искусство достижения целей с помощью других людей».

Несколько позже видный теоретик менеджмента Питер Друкер утверждал, что работа менеджера заключается в том, чтобы определять направление развития всей организации, обеспечивать руководство и решать, каким образом использовать организационные ресурсы, чтобы достичь поставленных целей. Решение задач с помощью других людей, использование ресурсов для достижения поставленных целей, обеспечение руководства и определение направления развития — это именно то, чем занимаются менеджеры. Эти виды деятельности относятся не только к уровню высшего руководства, но и к руководителям службы безопасности, бухгалтерских отделов, директорам по маркетингу и другим менеджерам. Более того, считается, что менеджмент универсален, поскольку предполагает использование ресурсов и достижение целей всеми типами коммерческих и некоммерческих организаций.

Таким образом, менеджмент — это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом посредством планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.

Предмет науки управления — законы и закономерности управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления.

Очень важно отметить, что законы действуют не автоматически, а только через деятельность людей, при этом знание и следование законам определяет их поступки и поведение, а субъективность человека способна радикально исказить проявление закона.

Закон — необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (например, закон сложения скорости в механике); общие для больших групп явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные. Познание законов составляет задачу науки.

Теории менеджмента скорее спорны, чем окончательно определены, и, хотя их поступательное развитие не вызывает сомнений, никто не сможет уверить нас в том, что теория, появившаяся на свет последней, обязательно является лучшей. Нет единства даже в области терминологии. Например,

Ф. Тейлор считал, что он создал «научный менеджмент», а в это же время А. Файоль говорил о «принципах менеджмента». В любой момент времени какая-то из научных школ может за¬нимать господствующее положение, затем ее место занимает другая, и это отражает естественный ход вещей, закон жиз¬ненного цикла, которому подчиняются не только живые сис¬темы, но и идеи и теории.

Всеобщий закон управления может звучать так: все системы управляемы. Считающиеся неуправляемыми системы управляются пока что неизвестными и неподвластными человечеству силами на основе непознанных законов.

Еще один всеобщий закон управления, или принцип: необходимость научности в управлении. Научность управления заключается в том, что оно осуществляется на основе системного подхода, в соответствии с экономическими, социально-психологическими законами и иными известными законами и принципами, действию которых подчиняется система.

Это означает также необходимость основанного на науке понимания многообразной природы и сущности объекта управления, необходимость компетенции в области специфики объекта, построение и использование наиболее адекватных моделей и инструментов влияния. К примеру, человек не должен рассматриваться только как объект управления: с точки фения систем управления он является большой и сложной ж и вой социально-психологической и биологической объект-субьектной системой, воздействие на которую представляет собой по сути взаимодействие.

Общие законы управления:

• управленческое воздействие ведет к результату (в этом проявляется закон сохранения и превращения энергии);

• закон адекватности воздействия природе системы: воздействие тем

с большей вероятностью приведет к ожидаемым результатам, чем точнее стимул соответствует сущности системы, ее свойствам, ожиданиям;

• закон жизненного цикла (любая система проходит этапы зарождения, бурного развития, постепенного роста или стабильности, кризиса, упадка); понимание этапа развития системы помогает понять ее актуальные свойства, приоритеты;

• закон «объективности субъективизма» в управлении и в науке. Ученые, исследователи, практики, познавая некий объект, явление, опираются на достигнутый к данному моменту уровень представлений об объекте и предмете, на собственную эрудицию, собственный подход, точку зрения, создают собственную, не лишенную субъективности модель объекта.

Субъект по своей природе не может быть полностью объективен. Опираясь на достаточно субъективную модель, субъективное представление об объекте, субъекты-исследователи и практики пытаются выдвинуть гипотезы, проверить их эмпирически, понять суть, структуру, причинно-следственные связи, особенности развития, местоположение в

системе других объектов, определяющие свойства и признаки, общеродовое (филогенетическое) и индивидуальное (онтогенетическое) в объекте. Отсюда неизбежность некоторого субъективизма и ограниченности теории, законов развития, прогнозов поведения объекта, выводимых ученым или научной школой. Опираясь на предыдущие знания, можно даже не подозревать о наличии свойств и качеств объекта, объясняющих его поведение. Так, Ф. Тейлор объективно не мог, объясняя поведение работника и рекомендуя средства влияния на него, учитывать личностные особенности, поскольку во время разработки им научного менеджмента еще не сложилась наука психология вообще и психология личности в частности. Перечисляемые здесь законы управления — субъективная точка зрения автора данной книги.

Можно сформулировать закон эффективного управления: эффективность управленческого воздействия, качество результата зависит от качества управления; в свою очередь качество управления есть результат компетентности управленца.

Закон субъективности в восприятии эффективности управления : поскольку на результаты деятельности организации оказывает влияние множество субъектов и групп интересов с достаточно разнообразными интересами, постольку оценка результатов этими группами и субъектами может не совпадать (проявление ситуационного принципа субъективной интерпретации).

Закон компетентности управленца : компетенция не есть величина постоянная, она требует непрерывных усилий, обучения, накопления опыта, работы мысли.

Закон актуальности, или современности, применяемых методов управления, необходимости опоры на самые современные знания и научные достижения. Компетентность управленца есть результат следующих факторов: глубины познания управляемой системы, степени адекватности используемой для управления модели системы самой системе, объема и степени владения методами и способами влияния на систему, степени адекватности используемых для управления методов самой системе.

Закон экономичности управления (связан с законом адекватности) : чем точнее выбран метод, тем достижение ожидаемого результата не только более вероятно, но и обходится дешевле. Это означает, что система легче реагирует на воздействие, менее инерционна по отношению к воздействию, в общем случае требует меньше усилий и используемых ресурсов, если воздействие учитывает ее специфику, состояние, ожидание.

Законы организаций как систем и объектов управления можно вывести, переформулировав свойства систем :

• свойства организации нельзя познать, основываясь только

на знаниях свойств ее элементов;

• действие закона перехода количества в качество ограничивается неопределенностью необходимого для перехода количества и слабой предсказуемостью момента перехода;

• от перестановки элементов системы (организации) ее свойства меняются;

• поведение организации нельзя прогнозировать на основе знания только ее свойств, т. е. без учета факторов внешней среды;

• каждая организация уникальна, и неправомерно подходить к конкретной организации, подразделению, бизнес-единице только с общей меркой или на основе знаний о других, даже аналогичных организациях;

• организация способна приспособиться к изменениям внешней среды и к внутренним изменениям, но не до бесконечности и не абсолютно: в процессе адаптации в ней происходят изменения;

• для большой, сложной живой системы (человек, группа, организация, социум) не существует столь адекватных моделей, которые могли бы обеспечить прогнозирование поведения с вероятностью 100%;

• в процессе развития организациям требуется не только пребывание в состоянии изменений, но и пребывание в состоянии относительного покоя;

• каждое следующее мгновение организация уже несколько другая, чем была в предыдущее;

• внешнему наблюдателю не дано знать с вероятностью 100% внутреннее состояние организации, уровень ее напряженности;

• наблюдающий и управляющий субъект по определению не

может быть объективен, он всегда находится в плену собственных представлений, опыта, собственных системных особенностей, состояния, разработанных моделей.

На организацию воздействует внешняя среда, поэтому следует учитывать законы внешней среды, например, законы общественно-экономической формации.

При выполнении отдельных функций управления необходимо знать и учитывать соответствующие «функциональные» законы, например, законы планирования, лидерства, организации деятельности, контроля.

Закономерности управления различными социальными системами

Социальные системы управления могут рассматриваться на различных уровнях управления:

Ø на макроуровне (нац. экономика в целом);

Ø на региональном уровне (например, хозяйство АР Крым, хозяйство Одесской области);

Ø на микроуровне (организация, предприятие).

При этом существует ряд общих законов функционирования систем управления. Эти законы отражают объективно существующие, систематически повторяющиеся существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести:

1) закон синергии;

2) закон информированности и упорядоченности;

3) закон развития;

4) закон композиции.

Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий членов этой организации.

Данный феномен и определил переход человечества к организованным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, т. к. для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, согласно которому в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным.

Но по закону синергии в социальных системах управления возможно изменение энергии как в сторону увеличения, так в сторону уменьшения.

Важнейшей особенностью действия закона синергии является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально-экономического развития страны.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, т. к. управление возможно только при наличии коммуникаций.

В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения или информационный средой. Информационная среда включает совокупность всех знаний, которыми обладают граждане данной страны.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т. е. организация изменяется во времени: рождается, развивается, умирает. Иначе говоря, организация имеет свое прошлое, настоящее, будущее. При этом развитие организации должно происходить целенаправленно.

Цель отражает идеальный мысленный образ результата деятельности, а цель управления – это желаемое состояние системы управления.

Правильное определение целей развития – залог успешного развития организации. После определения цели обычно осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация выбранной стратегии.

Закон композиции выражается в стремлении организации к объединению. Закон композиции особенно актуален для предприятий в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели.

К общим закономерностям управления можно отнести:

1) Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства – предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства.

Так, приватизация предприятий промышленности и торговли обусловила многообразие их организационно-правовых форм и ослабила централизованное руководство деятельностью этих предприятий.

2) Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления – система с плановой регуляцией процессов, протекающих в ней, потенциально и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов.

Эта закономерность подтверждается широким применением анализа на всех уровнях управления и применением программно-целевого и системного подходов.

3) Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления – означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления.

В качестве примера можно привести Китай.

Качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 70-е года ХХ века, потребовали трансформации всего аппарата управления в Китае. Это нашло свое отражение в целом комплексе реформ. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям НТП, обрели тенденцию поступательного развития. Без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.

4) Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении – отражает:

v с одной стороны, дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей, увеличением масштабов управляемых систем, с появлением новых функций и видов деятельности;

v с другой стороны, разделение труда обуславливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Мы рассмотрели общие закономерности присущие управлению в целом. Но существуют также частные закономерности, характерные для отдельных сторон и систем управления. К ним относятся:

1) Закономерность изменения функций управления – означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления.

Так, на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы, распределение ее прибыли, а на уровне каждого магазина, входящего в торговый дом, решаются тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.

2) Закономерность оптимизации числа ступеней управления – предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.

3) Закономерность концентрации функций управления – состоит в том, что каждая ступень управления стремиться к большей концентрации функций, т. е. к расширению и росту численности управленческого персонала.

Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всей странах.

4) Закономерность распространенности контроля – отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя.

Оптимальным считается наличие 7 – 10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Как общие, так и частные закономерности управления имеют объективный характер и должны учитываться при формировании принципов управления.

Законы и закономерности менеджмента

Законы и закономерности менеджмента

Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации. Основные категории менеджмента – это законы и закономерности, объект, субъект, функции, виды, методы и принципы менеджмента.

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений.

Законы и закономерности – это объективная категория, которая предоставляет собой причинно-следственные связи между процессами и объектами хозяйственных процессов деятельности предприятия. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

Закон – это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Закономерность – первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.

Согласно Г.И. Будылкину:

Закон однозначно выражает конкретную необходимую связь между явлениями.

Закономерность указывает на правильность, последовательность явлений, подтверждает, что данное явление не случайно, оно характеризует необходимый, обусловленный определёнными причинами процесс, в котором может действовать совокупность законов.

Закономерности составляют центральное звено теории управления, на них основаны принципы, функции, структура и методы управления. Г.И. Будылкин выделяет только общие и частные закономерности.

· общие (присущи всем процессам предприятия) – присущи управлению вообще как целенаправленному воздействию;

· частные (локальные) закономерности проявляются в отдельных элементах системы управления (в методике принятия управленческих решений, в способе формирования организационных структур управления, в отдельных функциях управления, в условиях их реализации).

К общим закономерностям управления относятся:

1. единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);

2. пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);

3. централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));

4. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой);

5. единство принципов управления на всех иерархических уровнях народного хозяйства;

6. достижение ритмичности, непрерывности движения производственных фондов в кругообороте и обороте;

7. оптимальная звенность системы управления.

· расширение сферы контроля;

· смена функций управления;

Важный момент: закономерности в управленческом процессе реализуется через научные принципы, которые в свою очередь выражаются в конкретных методах и формах управленческого воздействия.

Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

К общим законам управления относятся:

o закон специализации управления;

o закон интеграции управления;

o закон экономии времени;

o закон демократизации управления.

1) Закон специализации управления. Управление на предприятии, как правило, осуществляется по широкому спектру видов выполняемых работ, зависящих от:

— функций управления (планирование и прогнозирование, организация, координация, мотивация, контроль);

— средств труда (информационные и технические средства обработки информации, исследовательские и статистические методы и пр.);

— сложности выполнения функций (руководители, подчинённые и пр.);

— различных полномочий (уровни управления, права, обязанности, ответственность).

Следовательно, при многофункциональной системе управления возникает необходимость в разделении многочисленных функций и полномочий, осуществляемых отдельными людьми и трудовым коллективом.

2) Закон интеграции управления. Интеграция, т. e. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. С одной стороны, это объединение специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой – подразделений, производств в единый производственный организм – предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются рыночными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.

В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные.

3) Закон экономии времени (Закон рационального использования времени). Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем.

Время, по сути, трансформировалось, в экономическую категорию, ценность которой обусловливает все стороны деятельности предприятия (длительность производства, быстроту оборота капитала, адаптацию к изменяющимся условиям и т.д.).

Эффективность управления, а, следовательно, достижение поставленной цели, зависит от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных масштабах закон экономии времени может оказывать влияние на уровень экономического развития региона или страны в целом.

4) Закон демократизации управления. Предполагает, что управление эффективно только в том случае, если оно удовлетворяет потребности конкретных людей. Для достижения этого важно, чтобы управление было не только профессиональным, но и демократичным.

Демократизация управления предусматривает решение ряда важных вопросов: участие значительного числа работников в процессе управления, например, передачи им части собственности (в виде акций или других ценных бумаг); применение закона децентрализации управления, нововведения в структуре управления и т.д. Демократизация управления базируется на построении таких взаимоотношений руководителя и подчинённых, когда действия руководителя стимулируют положительную ответную реакцию, когда в общей системе управления практически исключается пассивное поведение.

5) Закон необходимой и достаточной централизации управления. На практике проявляются как закон оптимального сочетания централизации и децентрализации. Он предполагает, с одной стороны, централизованное, сконцентрированное управление, т.е. реализацию процесса управления по вертикали (сверху вниз), с другой – предусматривает необходимость передачи определённых полномочий управления на более низкие ступени иерархии.

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.

Смотрите так же:

  • Ставка транспортного налога в курганской области за 2018 год Онлайн калькулятор транспортного налога в Курганской области на автомобиль по ставке 2018 года Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев транспортных средств, является региональным т.е каждый регион сам определяет величину порядок и сроки уплаты […]
  • Кто имеет право быть наблюдателем на выборах Кто имеет право быть наблюдателем на выборах Для наблюдателей Сбор средств Как стать наблюдателем на выборах? Стать наблюдателем очень просто. Для этого не требуется специального образования. Если Вам больше 18 лет и Вы гражданин РФ, то имеете полное […]
  • Налог на пользование недр Налог на пользование недр Статья 245. Налогоплательщики Налогоплательщиками налога за пользование недрами являются: 1) недропользователи, добывающие полезные ископаемые из недр, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных […]
  • Нотариус венера джоновна Нотариус Иванова Венера Джоновна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: (495) 662-11-91 Адрес: 109147, г. Москва, Марксистская ул., 34, корп. 8 Лицензия №000754 от 03.04.1996 Приказ №243-ч от 21.08.1998 Статус: Действует Электронная […]
  • Как узнать долг налог на транспорт Как можно узнать задолженность по налогу на транспорт? Транспортный налог должны оплачивать все законные владельцы автотранспорта вне зависимости от материального положения, социального ранга, места проживания, также организации и предприятия, у которых на […]
  • Субсидии семье в краснодарском крае 2018 Жилищная программа для молодых семей Алтайского края в 2018 году Успешная реализация проекта «Молодая семья» позволила продолжить его действие на более длительный срок. В 2017-2018 гг. условия программы не изменятся. Однако нужно знакомиться с региональными […]
  • Новое в законодательстве о пенсиях с 2018г Пенсия в 2018 году: последние новости и изменения Кризисные явления в России стали основанием для отказа Правительства от полной индексации пенсионных выплат в 2016 году. По итогам периода уровень повышения фиксированной части составил всего 4%. Это не […]
  • Уведомление о проживании по рвп бланк Уведомление о подтверждении проживания иностранца в России: бланк, заполнение, подача Своевременное ежегодное уведомление о подтверждении проживания в РФ по РВП – одно из обязательных условий законного пребывания иностранца на территории РФ и сохранения за […]