Законы судана

СУДАН, республика Судан. Государство в северо-восточной части Африки. Столица – г.Хартум (3 млн. чел. – 2002). Территория – 2,506 млн. кв. км. Административно-территориальное деление – 26 провинций. Население – 39,15 млн. чел. (2004), примерно 48% — арабы, 30% — племена негроидной расы.

Официальный язык – арабский. Религия – ислам, христианство и традиционные африканские верования. Денежная единица – суданский динар. Национальный праздник – 1 января – День независимости (1956), как государственный праздник с 1989 также отмечается 30 июня – День революции национального спасения.

Континентальное государство, одно из крупнейших по размерам территории в Африке и в мире. Граничит на западе с ЦАР (Центрально-Африканская Республика) и Чадом, на северо-западе – с Ливией, на севере – с Египтом, на востоке – с Эритреей и Эфиопией, на юге – с Кенией, Угандой и ДРК (Демократическая Республика Конго), северо-восточная часть страны омывается водами Красного моря. Длина береговой линии – 853 км.

В VII в. Судан, населенный преимущественно семито-хамитскими племенами, был завоеван арабами. В XVI в. здесь образовались крупные султанаты: Фунг и Дарфурский. В 1820-1840 гг. страна попала под власть Египта. С конца XIX в. Судан фактически был британской колонией, находясь формально (до 1951 г.) под англо-египетским управлением. В 1956 г. Судан провозглашен независимой республикой. В стране началась череда военных переворотов и восстаний (1958, 1964, 1969, 1971, 1985 гг.). Так же часто менялись конституции (1955, 1964, 1971, 1973, 1985 гг.). В 1989 г. в Судане произошел очередной военный переворот, к которому были причастны националистически настроенные мусульманские круги фундаменталистского толка. Власть перешла к Совету командования революции (СКР). Декретами СКР прекращено действие временной Конституции 1985 г., распущены прежние высшие законодательные и исполнительные органы власти, запрещена деятельность всех политических партий, общественных организаций (за исключением религиозных). В октябре 1993 г. СКР принял решение о самороспуске. В начале 1992 г. создан Переходный национальный совет (парламент). В марте 1996 г. состоялись президентские выборы и выборы в парламент — Национальную ассамблею (400 депутатов). Несмотря на это, политический режим в Судане сохраняет авторитарный характер.

Судан – член ООН с 1956, Организации африканского единства (ОАЕ) с 1963, а с 2002 ее преемника – Африканского союза (АС), Движения неприсоединения, Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1956, Организации Исламская конференция (ОИК), а также Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) с 1994.

Судан — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 9 вилайетов (регионов). В 1995 г. было объявлено о переходе к федеративному устройству, в соответствии с которым страна должна делиться на 26 штатов.

Действует Конституция, принятая на референдуме в мае 1998 г. Она провозгласила страну многонациональной, поликонфессиональной федеративной республикой (ст.1, 2). Одновременно закрепляется принадлежность верховной власти в государстве Аллаху, а суверенитета — народу, выступающему выразителем божественной воли (ст.4). Конституция закрепляет все основные демократические права и свободы, в том числе легализует деятельность политических и общественных объединений. По форме правления Судан — суперпрезидентская республика. Политический режим авторитарный.

Законодательная власть принадлежит Национальной ассамблее, 3/4 членов которой избираются путем всеобщих прямых выборов, а 1/4 входит в состав этого органа по корпоративному признаку, представляя профессиональные, научные, женские и иные ассоциации. Срок полномочий Национальной ассамблеи — 4 года. Ее полномочия помимо принятия законов включают изменение Конституции, ратификацию международных договоров, принятие государственного бюджета, а также контроль за действиями исполнительной власти (ст.73).

В перерывах между сессиями Национальной ассамблеи Президент вправе принимать временные декреты, имеющие силу закона, при условии их утверждения на ближайшей сессии парламента (ст.90).

Исполнительная власть осуществляется Президентом и Советом министров. Президент избирается всенародным голосованием на 5 лет. Полномочия Президента включают назначение высших должностных лиц, объявление войны и чрезвычайного положения, утверждение смертных приговоров и освобождение от наказания. Президент лично возглавляет Совет министров, состав которого назначается Президентом (ст.47).

Политические организации. Сложилась многопартийная система (к кон. 2002 зарегистрировано более 30 политических партий). Наиболее влиятельные из них (названия некоторых партий, помимо арабского, даны на английском языке): «Партия национальный конгресс», ПНК (National Congress Party, NCP), президент – Омар Хасан Ахмед аль-Башир (Omar Hassan Ahmad al-Bashir), ген. сек. – Ибрагим Ахмед Омар (Ibrahim Ahmad Umar). Правящая партия, созд. в октябре 1999; «Юнионистско-демократическая партия», ЮДП (Democratic Unionist Party, DUP), лидер – Мухаммед Осман аль-Миргани (Muhammad Osman al-Mirghani), ген. сек. – Шериф Зейн аль-Абдин аль Хинди (Sharif Zein al-Abdin al-Hindi). Основ. в декабре 1967; «Аль-Умма» (Al-Umma Umma Party (UP) – «Нация»), лидер – Садык аль-Махди (Sadiq al-Mahdi), ген. сек. – Омар Нур эд-Даим (Umar Nur аd-Da’im). Исламская партия, созд. в феврале 1945; «Партия справедливости» (Justise Party). Основ. в 2002 группой, вышедшей из ПНК.

Профсоюзные объединения. Федерация рабочих профсоюзов Судана, ФРПС (Sudan Workers Trade Unions Federation, SWTUF). Создана в 1950, объединяет в своих рядах 1,75 млн. членов. Председатель – Мухаммед Осман Джамаа (Muhammad Osman Gama), генеральный секретарь – Юсеф Абу Шамма (Youssef Abu Shamma).

Правовая система. Общая характеристика

Действующая правовая система имеет плюралистический характер. Ядро системы составляют нормы мусульманского права, регулирующие вопросы личного статуса, а также ряд уголовных, уголовно-процессуальных и иных отношений. Второй элемент — английское общее право, нормы которого продолжают играть важную роль также во многих отраслях права (торговое, процессуальное и др.). Такое смешанное право действует на арабском исламизированном Севере. На Юге, где проживают многочисленные народности и племена, находящиеся на разных уровнях развития, главной системой норм является традиционное обычное право.

В XX в. правительство Судана дважды предпринимало попытку коренным образом изменить характер национальной правовой системы.

В период англо-египетского колониального господства здесь было реципировано английское право (при сохранении традиционной сферы регулирования за мусульманским правом). «Общее право» как система действует в Судане с 1889 г. и успело пустить в этой стране глубокие корни.

После получения независимости была предпринята попытка заменить английское «общее право» кодифицированным законодательством. С этой целью в 1971 г. был принят Гражданский кодекс, основу которого составили положения ГК Египта 1949 г. и некоторые нормы гражданских кодексов Ливии, Ирака, Сирии и Кувейта. В след за этим приняты Гражданско-процессуальный кодекс и Кодекс о доказательственном праве и одновременно разрабатывались проекты уголовного и торгового кодексов, которые также должны были заменить действующее в стране английское право. Правительство надеялось тем самым уменьшить пестроту местных законов и ускорить создание в стране единой системы права.

Принятие кодексов, однако, имело целью не только заменить английское прецедентное право кодифицированной системой права, но также повысить роль мусульманских норм за счет ослабления традиционного обычного права. По плану реформы мусульманское право, распространяясь на всю территорию страны, должно было постепенно вытеснить обычное право и сделаться вторым по значению (после кодифицированного законодательства) источником права. Распространению мусульманского права должно было содействовать и то обстоятельство, что многие институты Гражданского кодекса Египта, перешедшие в ГК Судана, испытали сильное влияние правовых норм шариата.

Однако не прошло и 2 лет, как Гражданский кодекс, а за ним и остальные новые кодексы были отменены, и Судан возвратился к положению, существовавшему до 1971 г., при котором английское «общее право» составляет основу системы.

Неудача с реформой права в Судане объясняется прежде всего тем, что переход к кодифицированной системе, представлявшей смесь французской модели права с мусульманским, серьезно нарушил исторически сложившийся в стране механизм действия права, который отражал определенное равновесие между политическими силами различных областей многонационального Судана. Стремление центрального правительства заменить традиционные системы обычного права, с большим упорством отстаиваемые народами Юга страны, только усилило племенной и региональный сепаратизм; этому способствовала и многолетняя гражданская война. Кроме того, ускоренное внедрение права, совершенно чуждого и незнакомого привыкшим к юридической технике «общего права» суданским юристам, вызвало глухое сопротивление со стороны последних, фактически саботировавших применение новых актов. «Наложение» кодифицированного права на прецедентное внесло путаницу в регулирование правовых отношений.

В начале 1980-х гг. в Судане предприняты решительные меры по исламизации правовой системы, законы шариата объявлены обязательными для всего, в том числе немусульманского, населения страны. В 1983 г. вступило в силу новое уголовное законодательство, воспринявшее основные институты мусульманского права. В 1984 г. исламизации подверглось гражданское, торговое и земельное право. В 1985 г. после очередной смены режима правительство аннулировало некоторые части законодательства 1983-1984 гг., что смягчило последствия исламизации. Однако после прихода к власти нынешнего режима в июле 1989 г. курс на нее даже усилился.

Конституция Судана 1998 г. (ст.65) установила, что источниками законодательства должны быть шариат, а также консенсус, выраженный нацией в ходе референдума, в Конституции и обычае. Никакое законодательство не должно приниматься в нарушение этих основных принципов.

Гражданское и смежные с ним

С 1889 г. в Судане стало применяться, в том числе для регулирования гражданско-правовых отношений, английское «общее право». Сфера его действия охватывала большинство институтов гражданского и все торговое право.

В соответствии с формулой применения английского права — права личности по местному обычаю или религиозному праву сохранялись как относящиеся к персональному статусу или религиозным установлениям в вопросах заключения брака, приданого жены, брачного дара мужа, отношений родителей и детей, прекращения брачного союза, наследования и т.д. При этом все споры по вопросам персонального права, возникающие между мусульманами, подлежали рассмотрению местными религиозными судами в соответствии с мусульманским правом.

В 1971 г. была предпринята попытка рецепции французской модели Гражданского кодекса (в его египетском варианте), которая лежит в основе большинства гражданских кодексов арабских стран. Однако уже в 1974 г. Судан официально вернулся к системе «общего права».

В 1984 г. в соответствии с провозглашенным курсом на исламизацию правовой системы отменен ряд актов (Закон о договорах 1974 г., Закон о продаже 1974 г. и Закон о представительстве 1974 г.), представлявших в основном кодификации соответствующих принципов английского права, и принят Закон о гражданских правоотношениях, который воспринял принципы мусульманского обязательственного права. В том же году подписан президентский указ о введении мусульманско-правовых норм, регулирующих вопросы земельной собственности.

Мусульманское право без каких-либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса и правовое положение вакфов (имущества, выделенного для благотворительных целей). Единое законодательство в сфере семейных отношений отсутствует, но их отдельные стороны регулируются специальными циркулярами Верховного шариатского суда (например, циркуляры от 1915 г. — о возможности развода по решению суда, от 1927 и 1932 гг. — об обязанностях по воспитанию детей, от 1935 г. — о брачном выкупе и др.). У немусульманских общин вопросы личного статуса разрешаются по соответствующему религиозному (каноническому) или обычному праву.

Трудным путем идет развитие суданского трудового законодательства. Правительство проводит репрессивную политику в отношении рабочего движения, опираясь на законы о профсоюзах 1971 г. и о трудовых конфликтах 1966 г., а в части регулирования условий труда действует лишь Закон о рабочей силе 1974 г. После переворота 1989 г. распущены все прежние профсоюзы, запрещены забастовки, за нарушение декретов о труде нового правительства установлена строжайшая уголовная ответственность. В 1989 -1996 гг. запрещены коллективные трудовые соглашения.

Уголовное право и процесс

Уголовное право Судана в ХХ в. проделало сложный и драматический путь. Принятый по образцу английского колониального УК для Индии, Уголовный кодекс Судана 1925 г. действовал около двух десятилетий (после установления независимости в стране); затем его сменил УК 1974 г. Последний в основном построен по модели предшествующего УК, разделов стало на один меньше, изменились диспозиции и санкции некоторых статей Особенной части, но формальное деление кодекса на Общую и Особенную части в нем отсутствует.

В 1983 г. в рамках курса на исламизацию страны введен новый кодекс, воспринявший основные институты мусульманского права. По сравнению с УК 1974 г. он был значительно более суров: повышался срок тюремного заключения, устранены некоторые смягчающие ответственность обстоятельства, за ряд преступлений было предусмотрено применение таких характерных для мусульманского деликтного права мер наказаний, как смертная казнь в качестве кисаса (возмездия), распятие, забивание камнями, отсечение руки и ноги, уплата «выкупа за кровь» (его полный размер равен 100 верблюдам или их стоимости в суданской валюте), наказание плетьми (от 25 до 100 ударов), высылка, наказание по принципу талиона (т.е. путем нанесения виновному того же вреда, который был нанесен им). Уже в 1983 г. появилась информация о приговорах к отсечению руки за кражу, а всего в период до апреля 1985 г. было приведено в исполнение 68 таких приговоров. Кроме того, имелись случаи отсечения руки и ноги за грабеж, а также телесных повреждений по принципу талиона.

За ряд преступлений уголовную ответственность по мусульманскому праву несли и немусульмане (их в Судане насчитывается около 6 млн. человек). Принятие мусульманско-правового по своему характеру уголовного законодательства встретило однозначно негативную реакцию со стороны немусульманского населения Судана, основная часть которого проживает в южных провинциях страны. Некоторые части уголовного законодательства 1983 г. были отменены или фактически приостановлены после свержения в апреле 1985 г. правительства Президента Нимейри. Пришедший к власти в июне 1989 г. режим сразу же объявил о намерении пересмотреть уголовное законодательство 1983 г. Однако новый Уголовный кодекс вступил в силу только в 1991 г. Данный акт отличается тем, что целиком основан на шариате, предусматривает наказания за все три категории преступлений худуд, кисас и тазир. В частности, УК предусматривает такие способы исполнения смертного приговора, как повешение, забивание камнями, лишение жизни по принципу талиона (т.е. таким способом, каким было совершено убийство) и даже распятие.

Помимо случаев, прямо предусмотренных нормами шариата, смертная казнь предусматривается за ряд политических и иных преступлений. В этих случаях она осуществляется через повешение или расстрел.

В контролируемых повстанцами южных районах судьи применяют Уголовный кодекс 1925 г. В других южных районах действует обычное право.

Уголовный процесс в Судане также основан на нормах мусульманского права, закрепленных в УПК 1991 г. Кроме того, действует закон о доказательствах 1993 г. Процессы в регулярных судах номинально отвечают международным стандартам правовых гарантий. Допускается присутствие адвоката. Суд должен назначить адвоката за государственный счет для любого обвиняемого, который не может оплатить услуги адвоката, в случае угрозы смертного приговора. Приговор может быть обжалован в апелляционный суд. Смертные приговоры должны рассматриваться Верховным судом, а также главой государства, который может утвердить их или предоставить помилование. Однако на практике эти гарантии обеспечиваются далеко не всегда.

Дела военнослужащих разбираются военно-полевыми судами, апелляция подается в вышестоящий военный суд. Процессы в военных судах, часто секретные и ускоренные, не обеспечивают даже минимальных гарантий подсудимым. Нередко на таких процессах не разрешается присутствие адвокатов и не обеспечивается возможность обжаловать смертные приговоры. Свидетели допускаются по произвольному усмотрению судей.

В 1989 г. по Закону о специальных судах созданы суды безопасности в составе трех судей для рассмотрения широкого перечня преступлений, включая нарушение конституционных декретов, чрезвычайного законодательства, некоторых статей Уголовного кодекса, а также валютных и наркопреступлений. Специальные суды, в которых заседают как военные, так и гражданские судьи, рассматривают большинство дел, связанных с государственной безопасностью. Адвокаты могут помогать обвиняемым как «друзья суда», но обычно не вправе обращаться к суду. Приговоры этих судов отличаются суровостью и приводятся в исполнение немедленно. Смертные приговоры, однако, отсылаются для проверки председателю Верховного суда и главе государства.

Правительственные силы безопасности регулярно и безнаказанно пытают, избивают, преследуют, произвольно арестовывают и содержат под стражей представителей оппозиции.

Судебная система. Органы контроля

В соответствии с Конституцией судебная власть независима, а судебные органы несут ответственность за осуществление своих функций перед Президентом (ст.99, 100). Судьи обязаны придерживаться принципов верховенства Конституции и закона. Судебную власть возглавляет Верховный судья, который по должности является председателем Верховного суда и Высшего совета магистратуры.

Судебная система включает Верховный суд, апелляционные суды и суды первой инстанции. Все судьи назначаются Президентом. Имеются также специальные суды безопасности, военные суды и племенные суды в сельских районах для разбирательства вопросов по поводу земельных, водных и семейных отношений.

Конституция также предусматривает формирование самостоятельного Конституционного суда, состав которого назначается Президентом с согласия Национальной ассамблеи. Согласно Конституции адвокатура должна играть заметную роль в защите законности и прав граждан. Однако в 1989 г. правительство распустило авторитетную Ассоциацию суданской адвокатуры и переучредило ее уже под правительственным контролем. Членство в Ассоциации является непременным условием допуска к юридической практике.

В роли омбудсмана Судана выступает, согласно Конституции, независимый орган — Совет публичных жалоб и исправительных мер. Председатель и члены Совета назначаются Президентом Республики с одобрения Национальной ассамблеи. Аналогичные органы должны учреждаться также на уровне штатов.

В ее основе политика неприсоединения и нейтралитета. Судан был одним из государств-основателей Организации африканского единства (ОАЕ).

В 1967–1971 активно развивались отношения с СССР и странами Восточной Европы, оказывавшими Судану значительную помощь. Политика президента аль-Нимейри была направлена на укрепление связей с государствами Запада. После военного переворота 1989 установились тесные отношения с Ливией, которая, наряду с Ираком и Китаем, поставляла Судану современные виды вооружения. После сближения в 1991 Судана с Ираном, стоящим на позициях исламского фундаментализма, были свернуты отношения со многими западными и арабскими государствами. Помощь оппозиционным силам Уганды и Эфиопии и поддержка группировок повстанцев Алжира, Йемена, Марокко, Нигерии, Саудовской Аравии, Туниса и Чада привели к осложнениям в отношениях с правительствами перечисленных государств.

Подписание 9 января 2005 в г.Найроби (Кения) мирного договора о всеобъемлющем урегулировании в Судане способствовало нормализации отношений с рядом государств Африки. Восстановлены контакты с США (администрация Вашингтона, открыто обвиняя правительство Судана в поддержке международного терроризма, в августе 1998 санкционировала ракетный удар по фармацевтической фабрике близ Хартума, на которой по ее данным производились компоненты боевых отравляющих веществ).

Дипломатические отношения между Суданом и СССР установлены 5 января 1956. В декабре 1991 Российская Федерация признана правопреемницей СССР. В 1997 страну посетил глава Комитета по геополитике Государственной думы РФ А.Митрофанов. В январе 1998 в Москве заключено межправительственное соглашение о торговле, экономическом и техническом сотрудничестве между РФ и Республикой Судан. Во время визита в Хартум российской парламентской делегации (апрель 1999) подписан меморандум о межпарламентском сотрудничестве двух стран.

В 2002 национальные вооруженные силы насчитывали (в оценках) 117 тыс. чел.: армия – 112,5 тыс. чел., военно-морской флот – 1,5 тыс. чел., военно-воздушные силы – 3 тыс. чел. Действуют также нерегулярные военизированные формирования (силы безопасности, национальная гвардия, пограничные силы) и полувоенные отряды «народной обороны», насчитывающие 7 тыс. постоянных военнослужащих и 85 тыс. резервистов (2002). Служба в армии (3 года) является обязательной для мужчин в возрасте от 18 до 30 лет. Расходы на оборону в 2001 составили 600 млн. долл. США (ок. 3% от ВВП).

Семьи Судана.

Судан живет восточной культурой, это страна, где сильнее всего выявляются жестокие мусульманские законы, в которых женщинам уделяется самая маленькая роль, а мужчин возносят на пьедестал.

Браки для суданцев – это крепкая связь на всю жизнь, где мужчина имеет практически полную свободу, а женщина оказывается заключенной в брачной клетке словно птица.

До вступления в брак каждый из супругов проходит определенные этапы в своей жизни, поэтому свадьбы суданцы играют довольно поздно, уже после 20 лет, когда заканчивается учеба. Женщины свободно могут обучаться, получать образование для того, чтобы потом устроиться на престижную работу.

Во время учебы в Судане все девушки также проходят необходимое религиозное обучение, которое они могут продолжить в дальнейшем в другой стране. Однако во время учебы женщины должны обеспечивать себя сами, потому что помощи со стороны родителей они не получают.

Родителям всегда хочется поскорей избавиться от взрослых детей, что касается девушек, то их, стараются поскорей выдать замуж. Вследствие этого во время учебы девушки вынуждены искать себе работу по специальности, для того чтобы прокормить себя и заплатить за проживание, так как чаще всего обучение проводится в другом городе.

После получения специальности и перспективной высокооплачиваемой работы, девушка должна выйти замуж. Вновь на нее наваливаются новые заботы о муже и детях, кроме работы. Правда, многие, почувствовав вкус свободы, стараются вырваться из окончательного плена предрассудков и традиций в Судане и уехать в другую страну.

Однако если мужчина может сделать это без проблем, то выезд за границу для женщины возможен только в том случае, если она заявит, что хочет продолжить религиозное обучение. Только тогда ее могут отпустить, причем разрешение на выезд должны дать все члены семьи мужского пола.

Суданским мужчинам легче покинуть страну, потому что если мужчина провел несколько лет за границей, это считается своего рода обучением для него, к тому же во время отсутствия у него появляется сексуальный опыт, которого он не может получить в Судане из-за строгих правил.

Чаще всего мужчины уезжают за границу для того, чтобы заработать как много денег для того, чтобы ему хватило средств на создания семьи, потому что для того чтобы просто провести свадебную церемонию необходимо иметь как минимум 20 000 долларов США.

В Судане до сих пор сохранился закон, по которому мужчина может иметь 4 жен, но если учесть какие суммы тратятся на свадьбу, то содержание 4 жен становится просто невозможным. Уезжая за границу, мужчина может жениться на женщине из другой страны, но по возвращении обязан взять в жены суданскую женщину.

Если же он уезжает уже после женитьбы, то супруга в Судане обязана ждать его до тех пор, пока он не вернется назад, и она не имеет права развестись. Измена во время отсутствия мужа карается жестоко.

Женитьба — самое дорогое удовольствие для суданского мужчины, ни в одной стране больше не тратится таких огромных сумм на свадебное торжество как в Судане. В первую очередь мужчина должен полностью заполнить гардероб будущей жены, потом объехать всех имеющихся родственников с огромным количеством продуктов и подарков.

Далее следует длинная череда праздников перед самой свадебной церемонией. Сначала встречают родственников невесты, потом собираются родственники жениха, далее следует обязательный мальчишник.

Уже после всего этого происходит сама свадьба. Все расходы, связанные с этими праздниками жених берет на себя. Кроме того, ему необходимо еще устроить отдельное жилье для себя и своей будущей жены, полностью обустроить его. Стоит ли говорить о том, что многие мужчины чаще всего остаются за границей, где за жену не нужно платить такие огромные выкупы.

После свадьбы оба супруга в Судане меняются кардинально. Именно здесь как раз и начинает ощущаться эта разница, которая не заметна при первом взгляде. Мимо вас проходят современные, довольно хорошо одетые преуспевающие мужчины и женщины.

Однако когда они оказываются за стенами своего дома, преуспевающая женщина становится смирным созданием, почитающим своего мужа и боготворящего его. Женщины обязаны ходить на работу и получать зарплату: получила специальность, можешь заниматься делом, значит необходимо и приносить деньги в дом.

Плюс к этому на женщину ложатся и все домашние обязанности, и жизнь перед женщиной проносится быстрее ветра. Никакого разделения в семейных обязанностях нет, и не может быть и речи, суданский мужчина никогда не возьмет на себя домашние обязанности.

Дома женщина превращается в обычную домохозяйку с огромным количеством забот по дому и семье, она обязана во всем подчиняться мужу и боготворить его.

Женщина не имеет право покинуть свой дом даже на короткий период времени без согласия мужа и иногда женщинам приходится прибегать к различным хитростям, для того чтобы встретиться со своей подругой и немного отдохнуть от домашних забот.

В таких случаях приходит на выручку любовь суданцев делать сладкую выпечку, это своего рода традиция, когда собираются только женщины в одном доме и вот уж тогда они могут вдоволь поболтать и отдохнуть.

Еще один момент относится к сексуальной жизни суданской женщины. В детстве всем девочкам делают обрезание, в связи с чем взрослая девушка не получает удовольствия от секса, и даже более того, это для нее становится настоящей пыткой. Также в случае обрезания могут возникнуть проблемы во время беременности и самих родов.

В настоящее время врачи, понимая, что такая традиция наносит непоправимый вред здоровью и полноценной жизни женщины, пытаются отговаривать родителей от такого жестокого и нерассудительного шага.

Однако к словам врачей не всегда прислушиваются, и чаще всего это происходит со стороны матери, которая готова обречь свою родную дочь на те же пытки, которые перенесла сама, что очень жестоко с ее стороны. Отцы в данных ситуациях в Судане, иногда остаются в неведении.

Путешествие: Южный Судан

Белый красноярец на черных буровых

Эту историю сложно назвать «путешествием». Наш сегодняшний герой, красноярец Александр Лазаревич, два месяца прожил в Южном Судане, работая полевым инженером на Фалужском нефтяном месторождении. За это время у молодого человека сложились чёткие представления о стране и населении. Далеко не радужные.

«Я работал в международной сервисной компании в области нефти и газа, — рассказывает Александр. География у компании неограниченная, и штат сотрудников рассыпан по всему миру. До Судана работал в Эмиратах и дважды в Иране. В Африке же я два месяца испытывал скважины. В период моего пребывания как раз происходило деление Судана на Северный и Южный — последние 50 лет там шла гражданская война. Из-за чего? Судан означает „черная кожа“, на тех землях зародилась черная раса. Но в XX веке в Судан пришли и ушли англичане, оставив зачем-то арабов за старших.

Арабы, в свою очередь, ввели на территории Судана ислам, хотя до этого черное население жило в своем язычестве. И южные территории не захотели жить по мусульманским законам. Черный Юг восстал против арабского Севера. Начались один за другим взрывы, теракты, перестрелки, массовые нападения арабов на целые населенные пункты чернокожих. Под давлением международных миротворческих организаций весной 2011 года было принято решение поделить Судан на северную (арабо-мусульманскую) часть и южную — территорию черных и тех, кто не готов принять ислам. Для понимания, о чем я, рекомендую посмотреть документальный фильм Darfur Now. Сразу предупрежу, что лента не для слабонервных, описывающая печальные события 2004-2005 года . Сейчас мужчины по всей стране ходят с оружием — это обязательный атрибут. И то, что в тебя могут спокойно засадить пулю — обычное явление».

Понимал ли ты, куда едешь?

Конечно, много читал перед отъездом, чтобы понять, в какую дыру попаду. В плане безопасности, во-первых, я был под защитой своей компании-работодателя, в нашем городке была своя круглосуточная охрана бойцов Южного Судана. За пределы месторождения я без охранника (как правило, обычного местного жителя) вообще не ходил. Во-вторых, во многом поэтому меня и пригласили на работу в эту богом забытую страну: я русский, белокожий, политически нейтрален, ни ислам, ни религию черных не поддерживал, ко мне никаких претензий. Я просто должен был выполнять свою работу, что и делал. Самостоятельно удалось прогуляться только по Хартуму — столице северного Судана. В городе же жил на территории охраняемого отеля, и если покидал его, то расписывался в книжечке о том, что «если я вышел за пределы отеля и меня подстрелят, то никто в этом не будет виноват». После нескольких таких вылазок в город понял, что не буду рисковать своей жизнью и пересижу в гостинице, окруженный бассейном и вай-фаем.

Как был устроен быт в твоем городке?

У нас был стандартный набор для существования в режиме «работа — сон», компания нас этим обеспечила более-менее достойно: каждый день я ел местную баранину и американскую курицу, напичканную антибиотиками, овощи, рис. Алкоголя не было — мусульманская территория же. Но если учесть, какой бытовой ужас происходил за территорией городка, то жаловаться мне было не на что. Сказать, что в Южном Судане нет питьевой воды — это не сказать ничего. Там ее в принципе нет, никакой. Я уже не говорю про понятие «питьевая вода» (которую нам в городок поставляли в привычных больших бутылях), да и вообще на разделение воды для питьевого и хозяйственного использования. Наш мобильный городок устроил временную канализацию — обычные пластиковые трубы, рядом вырыли котлован для отходов. Так вот местные жители без какой-либо брезгливости приходили. и черпали оттуда воду!

Серьезно?

Абсолютно. Меня несколько раз мутило при виде этой картины. О какой воде может идти речь, если у местного населения нет маломальских бытовых удобств, в привычном понимании белого человека: посуды нет, едят руками с костра, одежды нет, домов нормальных нет. Но при этом вся страна окутана «кровеносной системой» нефтяных трубопроводов. А людям, живущим в отдаленных от Нила районах, не могут кинуть хотя бы маленькую трубочку для перегона воды.

Что же представляет собой типичный дом в Судане?

Если бы это можно было назвать домом. Какие-то палки с прутьями, облепленные глиной, соломенная крыша — всё. В доме вообще ничего нет. Просто ничего. Однажды, после месяца работы, я решил, что надо выбраться из городка, «проветриться» так сказать, хотя по правилам это запрещено. В общем, устроили мне экскурсию на местный рынок и в эти самые «жилые» дома. Когда я зашел в один из них внутрь, чуть не одурел от смрада. Черные, в буквальном смысле, где живут — там и гадят. И это нормально, понимаешь? Но мне их даже не жаль. Вернее, сначала, я испытывал жалость, которая постепенно переросла в недоумение, и, следовательно, пренебрежение.

Почему?

Местные мужики ленивы до исступления. Они ничего не хотят делать. Вообще. Сидят целыми днями на солнце и все. Благодаря международным организациям черное населения Судана превратилось в попрошаек. К примеру, элементарная логика русского мужчины, в данном случае, меня: глины в стране завались. Я отметил для себя, когда экскаватор землю копал, 8-10 метров в глубину — залежи отличнейшей глины. А глина — это что? Кирпич! Не фабричный, конечно, но всё же. Пойди ты обожги глину на костре, будет тебе простенький материал, можно построить не хибару, а более-менее дом. Или же, я был в Судане в начале сезона дождей. Там заливные луга в это время, на этих землях можно сажать все что угодно и все это быстро прорастет: всякие зерновые и бобовые культуры, овощи. Но нет же! Они сидят на заднице целыми днями! Я теперь понимаю, почему арабы пользуются ими, как рабами, до сих пор.

То есть кормильцы семей там женщины?

И кормилицы, и вообще. То, что женщина каждый год рожает ребенка — это норма. Нормой считается и то, что дети умирают через пару лет непонятно от чего. Хотя по статистике в Судане ежегодно 800 000 тысяч детей до 5 лет умирают только от малярии. От всего остального: от голода, других болезней — таких подсчетов уже никто не ведет.

Как к тебе относилось местное население?

Многие принимали меня за сотрудника международной организации, поэтому сразу просили денег. Зачастую ловил на себе агрессивные взгляды. Дети наоборот, пытались общаться со мной, ну это понятно, пока сознание незашоренное и вообще чистое. А вообще, состояние удивления и иногда шока меня не покидало постоянно. Никогда бы в жизни не подумал, что можно ТАК жить.

Но что-то хорошее тебе же удалось увидеть?

Как и по всей Африке, в Судане много национальных парков. Правда, я наблюдал за ними в основном с воздуха, через иллюминатор . Когда проносились по зеленым саваннам стада антилоп и слонов, было полное впечатление, что смотрю какую-то передачу по каналу National Geographic. Но опять же, всю эту красоту просто некому поддерживать и развивать.

О чем ты подумал, когда приземлился в Москве?

Летел обратно больше трех суток. И когда в Шереметьево увидел наших русских женщин, то чуть не заплакал от счастья. Потому что в Северном Судане женщины ходят упакованные настолько, что остаются открытыми только глаза, кое-где я даже видел на женщинах поверх хиджаба кожаные маски и черные перчатки. В Южном же Судане черные женщины ходят, наоборот, еле прикрытые, такие национальные одеяния. А вообще, через 2 недели после моего отъезда на Фалужском месторождении случилось вооруженное нападение. Погибло много рабочих. Так что я во всех смыслах был рад вернуться в Россию.

Суданский динар: валюта для тех, кто любит приключения

Судан, крупнейшая по территории страна Африки, имеет среди иностранцев мрачноватую репутацию. Слишком много плохих новостей отсюда попадало за последние годы на телеэкраны и газетные полосы, и слишком мало хороших. Затяжная война с повстанцами на юге страны и такой же затяжной территориальный спор с Египтом на севере, присвоение Судану американским госдепом статуса «государства, поддерживающего международный терроризм», а в довершение всего — еще и появление в этих местах неизлечимой лихорадки Эбола. Иностранцы в Судан ездить без крайней нужды перестали. А еще в середине 80-х годов путешественники любили эту страну, знаменитую исключительным разнообразием культур и традиций (в Судане живет более 300 народностей) и гостеприимством местных жителей.

Hадо сказать, что суданские власти нынешний имидж их страны не устраивает, и кое-что для его исправления делается. Анализ политических шагов правительства Судана в этом направлении не входит в задачи нашей рубрики. Что же касается специфической области валютного контроля, то здесь эта тенденция проявляется в виде осторожных послаблений.

Количественных ограничений на ввоз и вывоз СКВ в Судан не существует. Это, однако, вовсе не значит, что содержимое вашего кошелька в этой стране считается исключительно вашим личным делом. Ввозимые суммы иностранец обязан задекларировать в пункте пересечения границы (для большинства приезжих из Европы — это международный аэропорт Хартума). Отнеситесь к оформленной декларации бережно. Во-первых, скорее всего, на выезде таможенники пожелают убедиться, что вы не увозите с собой больше твердой валюты, чем привезли в Судан. А во-вторых, и это главное, восстановление декларации, если вы ее потеряете, будет делом почти безнадежным. Выдача их, по местным правилам, предусмотрена только на границе. А пребывая на территории Судана с валютой, но без документа, свидетельствующего о законности ее ввоза, вы автоматически оказываетесь в положении нарушителя местных правил валютного контроля, чего в стране со строгими шариатскими законами рекомендуется всячески избегать.

Платежи в иностранной валюте допускаются на территории Судана в магазинах безналоговой торговли (duty free shop). Таковые имеются не только в аэропорту, но в самой суданской столице. Для всех остальных расчетов деньги следует обменять на местную валюту — суданский динар. Hе пытайтесь расплатиться долларами на улице или в отеле: почти наверняка не возьмут, а в худшем случае привлечете к себе внимание полиции, чего в стране со строгими шариатскими законами. Hу, да об этом мы уже говорили.

Поменять деньги можно в отделениях банков и обменных пунктах. Последние — явление для Судана новое. Центральный банк страны издал недавно директиву, разрешающую открывать обменные пункты, управляемые акционерными компаниями и самостоятельно определяющие обменные курсы.

Банки также пользуются таким правом, но обычно не очень отклоняются от официального курса, который на прошлой неделе составлял 52,5 динаров за $1. В обменных пунктах курсы могут быть выгоднее для приезжих. Обменные курсы крупных банков ежедневно публикуются в местной прессе и сообщаются по радио, однако, если вы не знаете арабского языка, эти источники информации будут для вас бесполезны.

Отделения банков работают обычно с 7.30 до 14.30, все дни недели, кроме пятницы. Обменные пункты, особенно те из них, которые действуют в крупных хартумских гостиницах, могут закрываться на несколько часов позже. Hо круглосуточных пунктов в Судане нет.

Служащие банков и обменных пунктов, помимо арабского, обычно могут изъясняться и на английском языке.

Из всего многообразия существующих сегодня в мире платежных инструментов суданские банки отдают предпочтение наличным деньгам. Кредитные карточки в этой стране, тем более за пределами Хартума, практически бесполезны.

Существует в Судане и «черный» валютный рынок. Hемногочисленные европейцы на улицах Хартума очень заметны, поэтому очень возможно, что рано или поздно кто-то из профессионалов этого рынка повстречается и на вашем пути. «Клевать» на предложения неофициальных менял в Судане исключительно рискованно. Местная полиция решительно борется с такого рода деятельностью, в том числе и при помощи агентов-провокаторов. А в стране со строгими шариатскими законами попадаться на нарушении законов — сами понимаете. Будьте законопослушны и утешайтесь тем, что после введения свободно-рыночного механизма обмена валюты и снижения инфляции в Судане курсы официального и «черного» рынков отличаются там уже не так разительно, как еще пару лет назад.

Смертная казнь за убийство насильника: Что происходит в Судане

В минувший четверг суд Судана приговорил к смертной казни 19-летнюю Ноуру Хуссейн, зарезавшую ножом мужа-насильника в попытке самообороны. У адвокатов молодой женщины осталось около десяти дней, чтобы обжаловать приговор, но перспективы апелляции крайне туманны: как сообщает активист движения Afrika Youth Movement Бадр Эльдин Салах, по действующему в Судане закону шариата семья убитого могла потребовать у ответчиков денежную компенсацию — однако они настояли на том, чтобы Хуссейн была казнена.

Смертный приговор привёл к массовым протестам со стороны активистов за права человека: пользователи соцсетей развернули кампанию с хештегом #JusticeForNoura, ООН призвала Судан отменить приговор, а Amnesty International раскритиковала решение суда как «акт невероятной жестокости». Впрочем, случай Ноуры Хуссейн показателен даже не столько леденящими душу подробностями (по словам обвиняемой, мужчина, за которого она была против воли выдана замуж, пригласил трёх своих родственников, чтобы те могли держать её, пока он будет её насиловать), а вопиющей обыденностью.

Судан остаётся страной, где бесправие женщин и детей носит удручающий характер: девочек уже с десятилетнего возраста могут насильно выдавать замуж, изнасилования в браке не запрещены законом, а калечащая практика так называемого женского обрезания до сих пор широко распространена на севере страны.

Детские браки

Ноура Хуссейн рассказывает, что когда ей исполнилось шестнадцать, отец попытался выдать её замуж за одного из её двоюродных братьев. Поскольку это не входило в планы самой девушки, она сбежала и следующие три года скрывалась в доме неназванного родственника. Покинуть убежище она согласилась только после того, как отец объявил, что заочная помолвка разорвана. Как выяснилось, это была уловка, чтобы выманить девушку из дома: как только она вернулась домой, её насильно выдали замуж.

Основными причинами детских браков (по формальному определению ЮНИСЕФ такими считаются любые в возрасте до восемнадцати лет, хотя наблюдатели чаще говорят о браках в возрасте до пятнадцати) в Судане называют нищету и культ девственности. Родители, с одной стороны, оказываются не в состоянии содержать ребёнка, с другой — боятся, что их дочь потеряет девственность до брака (нередко — в результате изнасилования), после чего будет считаться «нечистой» и они уже не смогут выдать её замуж. Заключить брачный контракт для девочки стараются как можно скорее, тем более что местные законы это позволяют: возраст «согласия» в Судане рекордно низкий для африканских стран — всего десять лет — и родители этим пользуются (в Южном Судане, по статистике, почти половина девочек в возрасте от 15 до 19 лет имеют статус замужних, при этом чаще всего брак заключаются уже в 12 лет).

После брака шансы девочки на получение среднего образования, как правило, сводятся к нулю — причём иногда именно для этого и заключается брак. «Отец сказал мне, что давать образование девочке — выбрасывать деньги на ветер. Он сказал, что замужество сделает меня уважаемой в обществе», — рассказывала Мэри К., жительница города Ямбио. — Теперь, когда я выросла, я знаю, что это неправда. Я не могу устроиться на работу и содержать своих детей».

Другое следствие детских браков — ранние беременности и сопутствующие им осложнения: по состоянию на 2013 год в Южном Судане из 100 тысяч рожениц более 2 тысяч ежегодно умирали — тогда это был самый высокий показатель смертности при родах в мире.

Брак как разрешение на изнасилование

В апреле 2018 года Ноура Хуссейн была насильно выдана замуж. Она отказалась от секса в брачную ночь, но шесть дней спустя муж изнасиловал её — в этом ему помогли трое родственников-мужчин, обездвиживших Ноуру. На следующий день он повторил попытку — и тогда женщина взялась за нож.

В Судане, населённом преимущественно мусульманами-суннитами, де-факто господствует закон, понимающий брак как своего рода сделку между мужчиной и женщиной: муж обязуется содержать и защищать жену, жена — во всём подчиняться мужу. Границы этого подчинения как «супружеского долга» трактуются толкователями Корана по-разному, но по суданским понятиям изнасилование в браке не считается чем-то предосудительным. Отказ женщины от принудительного секса может стать причиной для развода, но на практике дело чаще всего доходит не до развода, а до изнасилования. Чудовищный случай Ноуры Хуссейн в этом смысле не уникален: пять лет назад Human Right Watch приводил свидетельства другой жертвы из Южного Судана (также выданной замуж до совершеннолетия), которая, будучи запертой в доме, подвергалась насилию со стороны своего мужа.

Правосудие для Ноуры Хуссейн

Положение женщин в Судане на протяжении последних ста лет менялось в зависимости от действующих режимов и усиления или ослабления власти исламистов. Хотя по мнению некоторых исследователей патриархальные устои в Судане сильны настолько, что никакой режим и близко не подвёл государство к какому-либо подобию гендерного равенства — ни в политике, ни в экономике, ни в повседневной жизни. Очередной виток исламизации в конце 80-х фактически положил конец дебатам о роли женщин в общественной жизни: несмотря на то что в 2012 году суданский парламент почти на четверть состоял из женщин, реальная власть в стране по-прежнему принадлежит мужчинам.

Это объясняет и поведение родителей Ноуры Хуссейн, сдавших её в полицию сразу после убийства мужа, и вынесенный приговор, у пересмотра которого совсем мало шансов, и то, что гневная реакция на решение суда в основном исходит от правозащитных организаций со стороны, а не внутри самого Судана.

Законы судана

Что нельзя в Судане

В Судане запрещено законом собираться более чем четырем людям одновременно. Поэтому, например, играть в баскетбол здесь проблематично.

Большая часть Судана считается неподходящей для туризма. Страна страдает многолетними внутренними конфликтами. Мятежи в Дарфуре довольно популярны и получили славу для Судана как опасное направление. Самые южные и западные районы страны считаются самыми опасными для туристов. Основная угроза для туристов в стране – это похищение и терроризм.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка: широко распространены желудочно-кишечные заболевания, жёлтая лихорадка, амёба, гепатит, брюшной тиф, менингит, малярия (около 20 видов). Наиболее опасным районом считается юг страны, где практически полностью отсутствуют учреждения здравоохранения. В последнее время вспышки малярии были зафиксированы в штатах Дарфур.

В обязательном порядке посещающим Судан необходимо делать прививки от жёлтой лихорадки, брюшного тифа, менингита. Также рекомендуется регулярно проводить профилактику против заболевания малярией. Во время пребывания в стране рекомендуется строго соблюдать правила личной гигиены, употреблять в пищу только тщательно промытые овощи и фрукты, пить воду исключительно из бутылок. В районах, где широко распространены случаи заболевания малярией, в обязательном порядке использовать противомоскитные сетки.

Несмотря на то что женщины Судана получили кое-какие улучшения благодаря реформистским законам, положение женщин Дарфура (запад Судана) только ухудшилось. Похищения, изнасилования и насильственные выселения, происходящие с 2003 г., разрушили жизни более миллиона женщин. Джанджавиды (суданские боевики) используют регулярные изнасилования в качестве демографического оружия, и добиться правосудия жертвам этих изнасилований практически невозможно. В Дарфуре изнасилования происходят каждый день. Полицейские появляются редко, и жертвы изнасилования не имеют доступа к женщинам-полицейским или персоналу, подготовленному к ведению дел об изнасиловании. По закону, жертвы изнасилования должны явиться в полицию, прежде чем обратиться к врачу. Врачам запрещено лечить жертву без разглашения, в противном случае, они подвергаются преследованию. Кроме этого, женщины не говорят прямо об изнасиловании, поскольку с этим связано социальное предубеждение.

Положение женщин в Судане очень сложное. По конституции запрещена дискриминация женщин, но на самом деле все иначе. Принудительные браки, а также браки по принуждению детей, все еще широко распространены, особенно в сельских районах. Иногда 12-летних девочек заставляют выходить замуж за 40-50-летних мужчин.

Положение женщин с незаконнорожденными детьми ужасно. Незаконнорожденный ребенок означает беременность вне брака, то есть преступление супружеской неверности, которое — если женщина замужем — карается смертью путем забивания камнями. Сейчас такие казни практикуются реже, чем раньше. Сегодня приговор могут заменить поркой и тюремным заключением; информация по этой теме очень скудна. Если беременеет незамужняя женщина, она может получить 80 ударов плетью и пять лет заключения. Детей у таких матерей забирают. Эти дети сталкиваются с общественным осуждением всю жизнь и не являются частью общества. Многочисленные уличные дети в Хартуме — незаконнорожденные. Кроме того, женщины, забеременевшие вне брака, могут быть убиты с целью защиты чести семьи; такие убийства широко распространены в сельских районах, и реже встречаются в Хартуме. Обычно убийц в таких случаях не наказывают. По законам шариата, убийца не привлекается к ответу, если его прощает семья жертвы. Если женщину убивают члены ее семьи, скорее всего, никто не понесет наказание. В Хартум многие женщины, забеременевшие вне брака, прибегают к криминальным абортам. Аборт разрешен только для семейных пар, и только по медицинским причинам. И муж, и жена должны дать письменное согласие. Все другие виды абортов незаконны, их очень трудно получить и это очень опасно. Профессиональным врачам запрещено этим заниматься.

Выезд за границу для женщины возможен только в том случае, если она заявит, что хочет продолжить религиозное обучение. Только тогда ее могут отпустить, причем разрешение на выезд должны дать все члены семьи мужского пола.

В Судане до сих пор сохранился закон, по которому мужчина может иметь 4 жен, но если учесть какие суммы тратятся на свадьбу, то содержание 4 жен становится просто невозможным. Уезжая за границу, мужчина может жениться на женщине из другой страны, но по возвращении обязан взять в жены суданскую женщину. Если же он уезжает уже после женитьбы, то супруга в Судане обязана ждать его до тех пор, пока он не вернется назад, и она не имеет права развестись. Измена во время отсутствия мужа карается жестоко.

Женщины обязаны ходить на работу и получать зарплату: получила специальность, можешь заниматься делом, значит необходимо и приносить деньги в дом. Плюс к этому на женщину ложатся и все домашние обязанности, и жизнь перед женщиной проносится быстрее ветра. Никакого разделения в семейных обязанностях нет, и не может быть и речи, суданский мужчина никогда не возьмет на себя домашние обязанности. Женщина не имеет право покинуть свой дом даже на короткий период времени без согласия мужа и иногда женщинам приходится прибегать к различным хитростям, для того чтобы встретиться со своей подругой и немного отдохнуть от домашних забот.

В детстве всем девочкам делают обрезание, в связи с чем взрослая девушка не получает удовольствия от секса, и даже более того, это для нее становится настоящей пыткой. Также в случае обрезания могут возникнуть проблемы во время беременности и самих родов.

В Судане женщинам нельзя носить брюки, за ношение брюк грозит серьезное наказание-40 ударов плетьми.

Алкоголь под строгим запретом — нельзя ни употреблять, ни даже купить спиртной напиток. Однако, несмотря на законы, местные жители производят пальмовую водку — арак. Конечно, на черном рынке теоретически купить можно, но местные не рискуют, для них за это серьезное наказание. По прилету всех обыскивают и алкоголь выливают. За попытку ввезти в страну спиртное полагается штраф, могут вообще развернуть и не пустить.

В Судане все очень строго со свободой. Нельзя снимать мосты, правительственные здания, любые объекты, которые могут показаться стратегическими. Никакой свободы фотографии. Везде чекисты в штатском, за всеми следят, все смотрят и слушают.

В самой стране ужасная коррупция, без доллара не открывается ни одна дверь, а полицейские бьют людей палками за нарушения. Доллар, кстати, лучше менять на черном рынке, курс выше официального в 3 раза!

Проблемы с местными полицейскими. Путешественники должны зарегистрироваться в полиции в течение трех дней после прибытия. Перед тем, как переехать в другое место, вы должны получить разрешение на это. На новом месте в течение 24 часов необходимо зарегистрироваться вновь. За этим строго следят. Но даже с правильными документами, очень вероятно, что вас задержат в пути. Комендантский час. Правительство Судана вводит комендантский час, который строго соблюдается. Люди, обнаруженные на улицах в течение комендантского часа, подлежат аресту. Время комендантского часа периодически изменяется.

Законы Судана предписывают наказание 100 ударов плетью за внебрачные связи и смертную казнь за «вероотступничество». Но тех, кто «покаялся» и «отрекся от своего отступления», вернувшись в ислам, ждет помилование. По исламскому закону, любой приговоренный к смертной казни должен был провести остаток жизни до исполнения приговора прикованным цепями. Условия содержания в тюрьмах варьируются от крайне до очень плохих. Многие тюрьмы сильно переполнены. Многих заключенных держат в одной камере и не позволяют ее покинуть, чтобы размяться. Санитарные условия ужасны.

Если говорить о Судане в целом, то это государство с 90-х годов прошлого века страдает гонениями на христиан. В Судане запретили строить христианские храмы.

В Судане ввели новые правила для туристов — полный запрет употребления алкоголя и предписание появляться на всех пляжах страны только в костюмах, полностью покрывающих тело. Любые более фривольные костюмы для купания отныне под запретом. Запрет на «оголение тела» означает, что туристки не смогут появляться на пляжах Красного моря в купальниках. A вместо спиртного министр Судана по туризму рекомендует пить верблюжье молоко.

В Судане три туриста были арестованы за приобретение обломков небесного тела. Два француза и бельгиец были задержаны спустя две недели после того, как приобрели осколки метеорита, упавшего в 2008 году. Туристы были арестованы в секторе Абу Хамад и помещены в тюрьму Бахри, по причине того, что обломки являются объектом исследования суданских и американских ученых.

Смотрите так же:

  • 434 приказ Приказ Росжелдора от 10.11.2017 N 434 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта от 2 ноября 2017 г. N 426" МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА от 10 ноября […]
  • Нотариусы в густь-каменогорск Нотариусы в густь-каменогорск ул.Астана, 4 г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанская область Новаторов 11, Офис 8. (2 голосов) г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанская область ул.Кирова, 71 г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанская область ул.К. […]
  • Приказ 302 п 41 Приказ 302 п 41 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических […]
  • Законы музейной деятельности Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ"О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской […]
  • Приказ министра обороны 10 2001 Приказ министра обороны 10 2001 В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 146; 1997, N 26, ст. 2952; 1998, N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. […]
  • В чем заключалась реформа общинных судов при царе хаммурапи Тема 2. Древний Вавилон. Основные черты права и государства Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тысячелетия до н.э. Это были небольшие города-государства. Общественный и государственный строй длительное время сохранял вид […]
  • Есть ли льготная пенсия у медиков Льготная пенсия медработникам в 2018 году Федеральное законодательство Российской Федерации предусматривает социальные льготные пенсии для работников медицинских учреждений. Эта пенсия не является какой-то дополнительной выплатой, а подразумевает сокращение […]
  • Закон о собственников жилья Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ"О товариществах собственников жилья" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря […]