Зарплата закон об образовании

Содержание:

Добавка к зарплате работнику после получения им высшего образования

Здравствуйте, я проработала почти 25 лет заведующей сельской библиотекой. В этом году я получила красный диплом о высшем образовании. Библиотека находится в Ленинградской области и является структурным подразделением местной администрации. На вопрос о повышении зарплаты в связи с получением мною высшего образования, мне было сказано, что законом этого не предусмотрено и на доплату я права не имею. Так ли это?

Ответы юристов (1)

Если Вы получили диплом о высшем образовании, то на размере Вашей заработной платы это никак не скажется, т.к. размер оплаты труда устанавливается работодателем согласно должности работника.
Согласно статьи 129 ТК РФ:

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Правда, если в коллективном договоре отражено, что при получении высшего образования Вам должны увеличить оплату труда, тогда Вы вправе требовать. Например, у нас в организации при получении ВТОРОГО высшего образования работнику к окладу добавляется 5 %.

С Уважением, Надежда.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Зарплата закон об образовании

Заработная плата учителя зависит от объема выполненной работы, которая измеряется в часах. В любом случае верхний предел наполняемости класса устанавливается исходя из санитарных правил и нормативов и не может быть превышен при комплектовании классов. Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).

Оплата труда учителя за классное руководство в полном объеме производится при наполняемости класса в городской местности 25 человек, в сельской местности – 14 человек. При более низкой наполняемости оплата классного руководства производится пропорционально численности.

Применительно к педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений такой порядок расчета вознаграждения за выполнение функций классного руководителя установлено постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 850.

Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ устанавливают собственные правила выплаты указанного вознаграждения. При этом финансовые средства, выделяемые регионам на эти цели, рассчитываются исходя из приведенной выше наполняемости классов. Разъяснения по данному вопросу приводятся в письме Министерства образования и науки РФ от 8 февраля 2006 г. № 17ю-50-93 «О расчете размера вознаграждения за выполнение функций классного руководства в классах с пониженной наполняемостью».

Путин призвал выполнять закон о зарплате педагогов, несмотря на трудности

Президент России Владимир Путин заявил, что проблемы образования и здравоохранения не должны уходить на второй план. Глава государства подчеркнул, что уровень зарплаты педагогов зафиксирован в законе и его нужно выполнять, несмотря на трудности.

Проблемы здравоохранения и образования не должны уходить на второй план. Об этом на заседании Госсовета заявил президент России Владимир Путин.

В этой связи глава государства обратил внимание на то, что произошло в процессе модернизации скорой медицинской помощи.

«Провели в свое время мероприятия, деньги из федерального бюджета качнули, обновили парк, обновили оборудование в надежде на то, что затем в рабочем режиме ритмично будем поддерживать соответствующий уровень и идти дальше. А потом раз-раз-раз и все сползло», — передает слова Путина ТАСС.

По словам президента, ничего подобного в здравоохранении и образовании допускать нельзя. Глава государства также обратил внимание на то, что уровень зарплаты педагогов прописан в законе и его необходимо соблюдать, несмотря на трудности.

«Теперь этот уровень средней по экономике заработной платы для учителей стал положением закона, его нужно выполнять даже несмотря ни на какие объективные трудности. Потому что, если не будем делать позитивных движений в фундаментальных областях, у нас и изменений к лучшему никогда не наступит», — подчеркнул Путин.

Президент также поручил правительству разработать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей, упорядочить число контрольно-проверочных мероприятий в школах, а также предложил оградить педагогов от излишней «бумажной» нагрузки.

«Предлагаю максимально сократить административную, «бумажную» нагрузку на педагогов и образовательные организации в целом», — сказал он.

Путин отметил также и ряд позитивных изменений в сфере образования. Так, по его словам, почти все сельские школы подключены к Интернету. Президент отметил, что профессия педагога вновь становится престижной и привлекательной для молодых специалистов, в том числе, благодаря растущей зарплате.

«Все мы хотим, все без исключения, чтобы наши дети были лучше, чем мы, а для этого мы обязаны им соответствующий уровень подготовки в школах. А для того, чтобы это произошло, нужно не снижать внимание к учителям», — сказал Путин.

За бесплатное образование и медицину

Рубрика: Зарплаты бюджетников

Зарплаты учителей подгоняют под ответы СПЧ рассказали об изъянах системы оплаты труда педагогов

Автор: Анна Макеева

Зарплаты учителей подгоняют под ответы СПЧ рассказали об изъянах системы оплаты труда педагогов

Майские указы президента 2012 года о доведении заработной платы педагогов до средней зарплаты в регионе «до сих пор не выполнены», а зарплаты учителей от региона к региону различаются более чем в четыре раза. Об этом говорится в совместном докладе экспертного центра Конфедерации труда России и профсоюза «Учитель» (есть в распоряжении “Ъ”). Документ будет представлен участникам сегодняшнего заседания президентского Совета по правам человека. В Минпросвещения “Ъ” заверили, что «приняли ряд мер, существенно повышающих правовую защищенность работников образовательных организаций».
(далее…)

В Забайкалье сокращают медработников и задерживают зарплаты учителям

В Забайкалье сокращают медработников и задерживают зарплаты учителям

В Забайкалье врачи пожаловались на сокращение ставок, а учителя — на задержки зарплат.

Сотрудники Петровск-Забайкальской центральной районной больницы сообщили о приказе главврача сократить в больнице 94 ставки. Об этом рассказал на своей странице в Facebook депутат Госдумы Юрий Волков. Уведомления о расторжении трудового договора работники получили 9 апреля, часть из ставок сокращается наполовину, а часть стала вакантной.
(далее…)

Средняя зарплата школьного учителя в России в 2017 году —34 921 руб. Это на 1583 руб. больше, чем в 2016 году. А в январе 2018 года ежемесячные выплаты учителям в среднем по России составили 36 265 руб. Такие данные приводит Росстат по итогам ежегодного отчета о доходах работниковобразования и науки. О существенном отставании в повышении зарплат от уровня, предусмотренного майскими указами президента, заявляют и вузовские преподаватели. Более четверти педагогов не исключают возможности смены профессиональной сферы в ближайшие годы.
(далее…)

В детсаду не поняли эффективный контракт Эксперты призвали изменить систему оплаты труда дошкольных педагогов

В детсаду не поняли эффективный контракт Эксперты призвали изменить систему оплаты труда дошкольных педагогов

Минобрнауки необходимо пересмотреть действующую систему денежного стимулирования воспитателей детских садов. С такой рекомендацией выступили эксперты Высшей школы экономики, которые проанализировали применение так называемого эффективного контракта (постепенно вводится в государственных учреждениях с 2012 года) и пришли к выводу, что система не столько поощряет лучших работников, сколько работает как компенсация за низкий уровень оплаты труда в предшествующие годы. По данным Минтруда России, переход на эффективный контракт в отрасли осуществлен на 96,4%, но исследователи отмечают, что ни работники, ни местные власти до сих пор не понимают, что это такое.
(далее…)

В Забайкалье после жалобы учителей Путину уволились директор и замдиректора школы

В Забайкалье после жалобы учителей Путину уволились директор и замдиректора школы

Директор и заместитель директора средней школы № 18 в Чите Забайкальского края уволились «по собственному желанию».

В середине января педагоги школы № 18 в Чите написали обращение к президенту России Владимиру Путину и попросили разобраться в ситуации с невыплатой остатков зарплаты за декабрь. В частности, в обращении отмечалось, что комитет образования неоднократно менял сроки выплаты зарплаты, а зарплата в последнее время постоянно выплачивалась с задержками, при этом выплаты, вопреки разного рода заявлениям, уменьшились.
(далее…)

Первые результаты мониторинга

Усреднение заело Как в школах поднимают зарплату учителям и почему она от этого только уменьшается. Выясняла Наталия Нехлебова

Автор: Наталия Нехлебова

Усреднение заело Как в школах поднимают зарплату учителям и почему она от этого только уменьшается. Выясняла Наталия Нехлебова

С этого года зарплата работников бюджетной сферы — врачей, ученых, педагогов — должна наконец достигнуть размеров, обозначенных в майских указах президента в 2012 году. И особенно показательны здесь школьные учителя. Если зарплата остальных должна равняться двум средним по региону, то заработок учителей еще пять лет назад нужно было дотянуть до одного среднего и держать на том же уровне. Что на самом деле получили учителя, пытался выяснить «Огонек»
(далее…)

Таганрогский педагог был уволен после жалобы Медведеву на низкие зарплаты преподавателей Оригинал материала:

Автор: Анна Шевченко

Таганрогский педагог был уволен после жалобы Медведеву на низкие зарплаты преподавателей Оригинал материала:

Преподаватель Таганрогского металлургического техникума Виктор Макаренко написал премьер-министру Дмитрию Медведеву обращение, в котором пожаловался на отсутствие индексации зарплат педагогам. Может, всего лишь совпадение, но после этого письма заслуженный учитель РФ, проработавший в учебном заведении много лет, был уволен.
(далее…)

Инициативная группа учителей призвала Минобрнауки отказаться от «новой системы оплаты труда»

«Зарплата у тебя 20, у меня 120, а средняя у нас 70» (как на самом деле богатеют наши бюджетники)

Гражданская инициатива

Рубрика: Зарплаты преподавателей вузов

Зарплата учителей растет по законам статистики

Зарплата учителей растет по законам статистики

Преподаватели недосчитались указанного «Университетская солидарность» провела исследование реальных зарплат в вузах

Преподаватели недосчитались указанного «Университетская солидарность» провела исследование реальных зарплат в вузах

О том, как на самом деле исполняются во многих вузах майские указы президента по повышению заработной платы их сотрудникам, говорят результаты исследования, проведенного межрегиональным профсоюзом «Университетская солидарность». Согласно президентскому указу 2012 года, с 2018 года зарплата преподавателей должна быть выше среднего дохода по региону в два раза. Профсоюз провел опрос преподавателей, которые указали на существенное отставание в повышении зарплат и ухищрения, которые используют администрации многих вузов для формального выполнения указа. В Министерствеобразования и науки РФ говорят, что регулярно ведут мониторинг исполнения майских указов.
(далее…)

Первые результаты мониторинга

Наш мониторинг идёт только две недели, и до подведения окончательных итогов ещё очень далеко. Однако, некоторые первые результаты мы уже получили. Мы надеемся, что в нашем исследовании примет большее количество людей из других университетов, что позволит сделать результаты этого исследования более убедительными. Поэтому мы ещё раз просим вас распространять информацию об этом самообследовании академического сообщества.
(далее…)

Инициативная группа учителей призвала Минобрнауки отказаться от «новой системы оплаты труда»

Коллектив педагогов обратился к министру образования РФ и председателю комитета Госдумы по образованию и науке с предложением реформировать систему оплаты труда педагогов. Как заявила корреспонденту «Росбалта» председатель профорганизации работников образования Череповца Наталия Кукушкина, задача по повышению зарплат учителей до достойного уровня в стране не выполнена.
(далее…)

Потемкинские указы Учителя и даже ОНФ констатируют: распоряжения главы государства, выпущенные 6 лет назад, не выполнены до сих пор. Наоборот, стало только хуже.

Автор: Дмитрий Ремизов

Потемкинские указы Учителя и даже ОНФ констатируют: распоряжения главы государства, выпущенные 6 лет назад, не выполнены до сих пор. Наоборот, стало только хуже.

Президент РФ Владимир Путин заявил, что зарплата учителей почти везде достигла средней по региону. «Была поставлена задача в 2012 году — обеспечить средний доход учителя в школе не ниже среднего по экономике. В целом мы эту задачу решили, где-то в отдельных местах еще что-то нужно доработать, но в целом задача решена», — сказал Путин на встрече с доверенными лицами. Учителям, работающим на местах, при встрече с главой государства, видимо, придется его разочаровать.
(далее…)

«Зарплата у тебя 20, у меня 120, а средняя у нас 70» (как на самом деле богатеют наши бюджетники)

Автор: Ирина Канторович

Известный педагог и постоянный автор «НИ» Ирина Канторович написала открытое письмо Владимиру Путину, в котором просит включить в предвыборную программу президента ликвидацию НСОТ (новой системы оплаты труда), которая плодит нищету у рядовых бюджетников, но обогащает руководство школ, больниц и др. казённых учреждений. Ирина Канторович, автор петиции (более 60 тысяч подписчиков)
(далее…)

Антиномии жизни

Автор: Рустем Вахитов

Антиномии жизни

ПРЕДИСЛОВИЕ. Однажды я встретил на улице однокашника. Когда-то учились в одной школе, в параллельных классах. Узнав, что я теперь преподаватель вуза, он завистливо заметил: «Ну ты, наверное, как сыр в масле катаешься». На мой недоуменный вопрос, почему так считает, он заявил, что президент обещал преподавателям поднять зарплату до двух средних по региону, а это уже 70 000 (в нашем регионе средняя зарплата – около 35 000).
(далее…)

Контактная или учебная?

Автор: Ольга Ильина

Контактная или учебная?

Публикуем текст, подготовленный активисткой нашего профсоюза Ольгой Ильиной из Уральского Федерального Университета, про распространенную порочную практику приравнивания учебной нагрузки к контактной.
(далее…)

Министр образования признала «липовые» зарплаты в вузах и школах

Автор: Ирина Канторович, педагог

Министр образования признала «липовые» зарплаты в вузах и школах

Глава Минобрнауки России Ольга Васильева заявила о недопустимости «гигантских разрывов в зарплате ректора и средних доходах преподавателей». То есть признала правоту педагогов и правозащитников, которые не один год доказывают очевидное.
(далее…)

От нравственности к зарплате Минобрнауки рассказало про свою новую финансовую политику по отношению к вузам

Автор: Марина Киселева

От нравственности к зарплате Минобрнауки рассказало про свою новую финансовую политику по отношению к вузам

Пересчет зарплаты в связи с получением высшего образования

Вопрос-ответ по теме

Сотрудник работает в нашем образовательном учреждении с 16 августа 2010 года. Образование среднее, соответственно начисляется зарплата. Документ о получении высшего образования предоставлен в бухгалтерию 17 марта 2014 года. Документ о высшем образовании от 05 ноября 2013 года. Нужно производить перерасчет зарплаты с 05 ноября 2013 года или считать зарплату соответствующую высшему образованию со дня предоставления документа. Нужно ли составлять акт о предоставлении документа о высшем образовании?

Система оплаты труда устанавливается в локальном акте учреждения в соответствии с нормативно-правовым актом, утвержденным на уровне субъекта.

Согласно постановлению от 13.09.2013 года № 337 работникам, получившим документ об образовании, подтверждающий получение высшего образования, размеры окладов (ставок) устанавливаются как лицам, имеющим высшее образование.

Наличие у сотрудника диплома бакалавра, специалиста, магистра является основанием для установления им размеров окладов (ставок), предусмотренных для лиц, имеющих высшее образование. При этом сам порядок пересмотра заработной платы в постановлении не указан, поэтому данный вопрос находится в компетенции руководителя.

С 05 ноября 2013 года сотрудник имел право на заработную плату в повышенном размере, однако так как документ он предоставил только в марте 2014 года, руководитель может повысить заработную плату с марта 2014 года. Так же, что бы обезопасить себя можно составить акт о предоставлении документа о высшем образовании, прописать, когда именно был предоставлен документ.

Для того чтобы избежать спорных моментов, порядок повышения заработной платы, в случае если сотрудник получил диплом об образовании следует прописать в Положении об оплате труда и ознакомить сотрудников под подпись.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 13.09.2013 № 377 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере образования и науки»

«II. Порядок и условия оплаты труда педагогических, научных работников и работников учебно-вспомогательного персонала

2.2. Уровень образования работников при установлении размеров окладов (ставок) определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов о соответствующем образовании независимо от специальности, которую они получили (за исключением тех случаев, когда это особо оговорено законодательством Российской Федерации).

Требования к уровню образования при установлении размеров окладов (ставок), определенные в тарифно-квалификационных характеристиках должностей работников в разделе «Требования к квалификации», предусматривают наличие среднего профессионального образования или высшего образования и не содержат специальных требований к профилю полученной специальности по образованию.

Специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявляются по должностям концертмейстера, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

Работникам, получившим документ об образовании и о квалификации, подтверждающий получение высшего образования, размеры окладов (ставок) устанавливаются как лицам, имеющим высшее образование*, а педагогическим работникам, получившим документ об образовании и о квалификации, подтверждающий получение среднего профессионального образования, – как лицам, имеющим среднее профессиональное образование.

Наличие у работников диплома бакалавра, специалиста, магистра является основанием для установления им размеров окладов (ставок), предусмотренных для лиц, имеющих высшее образование.*

Окончание трех полных курсов образовательных организаций высшего образования, а также учительского института и приравненных к нему учебных заведений дает право на установление размеров окладов (ставок), предусмотренных для лиц, имеющих среднее профессиональное образование.

Концертмейстерам и преподавателям музыкальных дисциплин, окончившим консерватории, музыкальные отделения и отделения клубной и культпросветработы институтов культуры, пединститутов (университетов), работающим в общеобразовательных учреждениях, размеры окладов (ставок) устанавливаются как работникам, имеющим высшее музыкальное образование. Концертмейстерам и преподавателям музыкальных дисциплин, окончившим музыкальные отделения и отделения клубной и культпросветработы педучилищ (педколледжей) и музыкальных училищ, работающим в общеобразовательных учреждениях, размеры окладов (ставок) устанавливаются как работникам, имеющим среднее профессиональное музыкальное образование.

Учителям-логопедам, учителям-дефектологам, а также учителям учебных предметов (в том числе в начальных классах) учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, размеры окладов (ставок) как лицам, имеющим высшее дефектологическое образование, устанавливаются:

при получении документа об образовании и о квалификации, подтверждающего получение высшего образования по специальностям: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная), дефектология и другим аналогичным специальностям;

окончившим спецфакультеты по указанным выше специальностям и получившим диплом государственного образца о высшем образовании.

Работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения назначаются руководителем учреждения на соответствующие должности так же, как и работники, имеющие специальную подготовку и стаж работы.»

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение

Наталия Зорина эксперт БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден:
Ольгой Холиной ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

Полезные актуальные материалы для бухгалтеров:

Как главбух может подставить бухгалтеров перед судом

Как спастись от штрафа, если не выдавали расчетные листки

Как контролеры проверят, ведете ли вы учет по новым стандартам

КВР и КОСГУ: к чему обязательно придерутся ревизоры

Сервис для формирования учетной политики (обновлен!)

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Школа и учитель в новом Законе «Об образовании в РФ»

Сколько бы не обсуждался новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», у читателя остается немало вопросов. Как толковать отдельные статьи закона? Какие нормы сохранились в новом законе и каким не нашлось в нем места? Как эти нормы будут применяться на практике? Как они изменят жизнь учителей?

– Закон «Об образовании в Российской Федерации» был принят в декабре прошлого года. Почему некоторые положения нового закона снова начинают обсуждать?

– Действительно, все мы знаем, что 29 декабря 2012 года Президент подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Он вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Но до сих пор не принят другой необходимый закон, которые вносит соответствующие изменения в другие законы, – а требуется изменить более сотни законов. Многие изменения в законы – это чистая формальность: например, словосочетание «образовательное учреждение» изменяется на «образовательная организация». Но предстоят и важные изменения, в том числе в трудовом законодательстве. Поскольку Закон «Об образовании» готовился очень долго и был принят в конце года, когда вносятся изменения и в другие законы, было технически сложно отследить внесение необходимых поправок.
Раз новый Закон «Об образовании в РФ» вступает в силу 1 сентября, решили сделать все без спешки. Хотя, как правило, такие законы принимаются вместе.

– В новый Закон «Об образовании» введена норма, что зарплата учителя должна равняться средней зарплате по региону. Значит ли это, что с новым законом можно будет привлечь к ответственности глав регионов и муниципалитетов, которые недоплачивают учительскую зарплату?

– Это норма не прямого действия: из нее не следует, что каждый учитель обязательно должен получать и имеет право требовать такую заработную плату. Норма о средней зарплате по региону в новом законе значит вот что: при расчете норматива подушевого финансирования для школ должно использоваться значение средней зарплаты в данном субъекте РФ, и таким образом, опять же средняя заработная плата у учителей будет не меньше средней по региону. Обратите внимание: законом не устанавливается, что минимальная зарплата в школе – это средняя зарплата по региону. В нем не говорится: никто из учителей не может получить ниже, чем средняя зарплата по региону. Говорится лишь о том, что средняя зарплата в школе должна быть такой же, как средняя зарплата по данному субъекту. Что касается других категорий педагогических работников, то новый закон содержит отсылочную норму: он говорит о том, что средняя заработная плата педагогических работников при расчете нормативом определяется в соответствии с решениями Правительства и Президента. Так, в указе Президента от 7 мая 2012 г. № 597 сказано, что в 2013 году средняя заработная плата педагогических работников детских садов должна быть доведена до средней заработной платы учителей по региону.

– Для тех педагогов, которые работают в малокомплектных школах, эта норма закона действительна? Их зарплата тоже должна рассчитываться исходя из значения средней в регионе?

– Новый закон содержит норму, что понятие малокомплектной школы и сами критерии определения малокомплектности (связанные с отдаленностью от других ОУ, транспортной доступностью, численностью учащихся) определяются субъектом РФ.
Поскольку образовательная деятельность финансируется с уровня субъекта РФ, при расчете зарплаты педагогов малокомплектных школ должны учитываться и расходы, не зависящие от количества обучающихся.

– Педагоги маленьких сельских школ часто спрашивают: на что им рассчитывать, если в их субъекте РФ официально нет малокомплектных школ? Могут ли они с помощью нового закона настоять на возвращении их школе статуса малокомплектной – через Министерство образования и науки РФ, через суд?

– Финансирование системы общего образования является компетенцией субъекта РФ. Поэтому федерация не может взять на себя ни определение размеров, ни установить требования к определению, какие образовательные организации являются малокомплектными. Установленный норматив должен давать школам возможность реализовать образовательный стандарт. Регион не может создавать условия, когда выделяемого норматива не хватит на обеспечение заработной платы учителей.

– Некоторые считают, что новый закон открывает новые возможности для закрытия школ. Якобы при новом законе будут закрыты все те школы, которые не успели закрыть за минувшее десятилетие. Так ли это?

– Что касается закрытия школ, то новый закон сохраняет ту ситуацию, которая имеется на сегодняшний день. При этом он делает один важный шаг. В законе говорится не только о процедуре ликвидации образовательного учреждения, но и о его реорганизации. В минувшие годы активно применялся метод ликвидации ОУ через реорганизацию. Школа реорганизовывалась, а по сути – ликвидировалась. Новый закон указывает: как при ликвидации, так и при реорганизации школы должна быть проведена оценка последствий. Раньше эта норма был включена в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка». Сейчас ее перенесли в Закон «Об образовании».

– Не думаю, что те, кто уже решил закрыть школу, послушают мнение комиссии. Вопрос в том, кто будет осуществлять оценку?

– В новом законе говорится, что это должна будет делать специально созданная комиссия на основании собственных критериев и собственного порядка. Важно, что для муниципальных учреждений – а школы у нас муниципальные учреждения, – эта оценка осуществляется в порядке, установленном на более высоком уровне – субъекта РФ. Как сказано в новом законе, «порядок оценки последствий принятия решения организации ликвидации… включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по последствию принятий такого решения устанавливаются органом субъекта РФ» (ст. 22 часть 14).

– Согласно новому закону решение о ликвидации и реорганизации сельской школы допускается без согласия жителей села. Как вы расцениваете это нововведение? Что ждет сельские школы при его реализации?

– Можно по-разному это оценивать. Но следует учесть, что норма предыдущего Закона «Об образовании» была недействующей. Я говорю о влиянии схода жителей села на решение о закрытии школы. Мнение сельского схода о закрытии школы можно было спросить только в тех населенных пунктах, где проживало менее 100 человек, обладающих правом голоса по Закону «О местном самоуправлении». Только в этом случае сход был предусмотрен как форма непосредственной демократии. В других населенных пунктах, согласно 131 закону, проведение схода не предусматривается. Норма прежнего Закона «Об образовании» на практике вступала в противоречие с Законом «Об общих принципах местного самоуправления», поскольку была принята раньше закона. В новом Законе «Об образовании в РФ» принятие решения о реорганизации или ликвидации школы, расположенной на селе, не допускается без учета мнения сельских жителей. Однако порядок учета мнения в законе отсутствует.

– Что с точки зрения нового закона означает «учет мнения»? Какое значение может иметь этот учет? Могут ли сельчане, считающие, что их школу закрыли неправильно, обжаловать решение органов власти, принятое вопреки их мнению?

– В новом Законе «Об образовании в РФ» не раскрывается, как должна проходить процедура учета мнения жителей. Не следует забывать, что учет мнения, конечно, не приравнивается к получению согласия. Наиболее подробно в законодательстве применение «учета мнения» расписано в Трудовом кодексе. Возможно провести аналогию с учетом мнения профсоюзной организации. Соответственно орган местного самоуправления, который принимает решение о ликвидации или реорганизации школы в селе, должен затребовать мнение жителей поселения, получить его, проанализировать и в обосновании своего окончательного решения – закрывать или не закрывать школу – должен указать, почему мнение жителей села в данном случае не может быть учтено. Кроме того, необходимым для данных случаев является заключение комиссии по оценке последствий закрытия (юридически – ликвидации) школы.

– Сегодня много говорят о том, что новый закон якобы открывает возможность приватизации образовательных учреждений…

– Это один из мифов, подобный мифу о якобы платности общего образования. Закон «Об образовании в РФ» не регулирует и не может регулировать приватизацию государственного и муниципального имущества – на это есть специальный закон. В новом законе не содержится никаких норм, которые каким-то образом ограничивали бы права граждан на получение бесплатного образования. Не появились и новые нормы, отменяющие мораторий на приватизацию образовательных учреждений. В проекте закона о внесении изменений в другие законы в связи с принятием Закона «Об образовании» говорится только о возможности приватизации объектов инфраструктуры для детей, находящихся в составе унитарного предприятия.
Что такое унитарное предприятие? Это коммерческая организация, государственная или муниципальная. В составе ее имущества могут с советского времени исторически сохраняться объекты социальной инфраструктуры для детей, например, пионерлагеря или давно уже не действующие детсады.
Унитарное предприятие может быть приватизировано. Но зачастую этому мешают здания детсадов или пионерлагеря – раньше их требовалось сначала вывести из состава унитарного предприятия, затем передать на баланс муниципалитету, и лишь после этого унитарное предприятие могло быть приватизировано. А муниципалитеты и субъекты РФ зачастую категорически отказываются принимать их на баланс. Потому что эти «остатки былой роскоши», как правило, уже лежат в развалинах. Их восстановление обойдется дороже их стоимости. В результате складывалась тупиковая ситуация: муниципалитет не хочет брать, а завод не может быть приватизирован. Вот, собственно, почему эта норма появилась. Но к системе школьного образования все это не имеет отношения. В России нет и не может быть школ, находящихся в составе унитарных предприятий.

– Не придет ли в голову каким-ни­будь ретивым руководителям с ссылкой на новый закон приватизировать школу ?

– От идиотов никто не застрахован. Но в этом случае чиновники совершат нарушение законодательства. Таким ретивым руководителям никакой закон не помеха, их сможет остановить только полиция и прокуратура.

– После принятия закона заговорили, что он дает администрациям школ и вузов больше возможностей избавиться от ненужных или неудобных учеников. Как будут применяться эти нормы и что они изменят в школьной жизни?

– Юристы, занимающиеся образованием, считают важным достижением нового закона четкое разделение двух понятий: последствий, связанных с дисциплинарной ответственностью обучающихся школ, вузов и учреждений профобразования, и последствий, которые наступают для них в случае академической неуспеваемости.
Сразу хочу подчеркнуть, что норма нового закона об отчислении за академическую успеваемость не может быть применена в школе.
В настоящее время это касается всех трех уровней общего образования – начального, среднего и общего. Согласно новому закону, если учащиеся имеют академическую задолженность и не ликвидировали ее в установленный срок, они, по усмотрению родителей, оставляются либо на повторное обучение, либо переводятся на обучение по адаптированным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Либо могут перейти на обучение по индивидуальным учебным планам.
Об этом говорит статья 58 «Промежуточная аттестация». При этом какие-либо действия – оставление на второй год, перевод на индивидуальный учебный план – даже в старшей школе без согласия родителей невозможны.
Речь тут идет как раз не об «учете мнения родителей», а о необходимости их «усмотрения», т.е. выбора действия, позволяющего ребенку получить общее образование. Администрация школы не вправе совершить этот выбор за родителей.

– Если кому-то из чиновников придет в голову оперировать понятием исключения за академическую успеваемость на уровнях школьного образования, то это незаконно. Тогда для кого эта норма вводилась в новый закон?

– Она вводилась только для профессионального образования, которое у нас в стране не является обязательным. Прежде неуспеваемость студента могла трактоваться как дисциплинарный проступок. Хотя этому студенту – возможно, вполне прилежному и не нарушающему дисциплину – просто трудно было освоить данную программу в силу индивидуальных особенностей. Раньше вузам всякий раз приходилось требовать объяснительные со студентов, которые не сдали экзамены. Хотя эти студенты не нарушали устава или локальных актов вуза. Они просто получили двойки! Зато особо грамотные студенты препятствовали своему отчислению за академическую неуспеваемость, уклоняясь от процедуры подписывания объяснительных.
Согласно новому закону академическая неуспеваемость – самостоятельное основание для отчисления из вуза.

– Новый закон впервые говорит о введении в школах дисциплинарных взысканий. Однако подробности не уточняются. Что это такое и насколько это нововведение способно изменить школьный уклад?

– Что касается школ, то советую обратиться к статье 43 нового закона, в которой говорится, что не допускается применение норм дисциплинарной ответственности для обучающихся по программам младшей ступени образования и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно новому закону нельзя также отчислить из школы за дисциплинарное нарушение детей до 15 лет. Например, незаконно отчислять за курение, даже если оно запрещено уставом школы. Но мы не берем исключительные случаи, когда это нарушение дисциплины содержит в себе признаки преступления. Ведь привлечение к уголовной ответственности по ряду составов преступлений начинается с 14 лет, а до этого возраста по решению суда возможно помещение несовершеннолетнего в учреждение для детей с девиантным поведением. Но это крайние случаи.
Что касается менее тяжких дисциплинарных проступков, то в отношении детей, достигших возраста 15 лет, но не получивших основного общего образования (не окончивших 9 классов), отчисление из школы может применяться только с учетом мнения родителей ученика и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних.

– Но все эти нормы уже были в прежнем законе. В чем заключается ужесточение?

– Я не думаю, что есть какое-то ужесточение. Новшество заключается в том, что новый закон вводит для школы понятие мер дисциплинарного взыскания и их виды: замечание, выговор, отчисление. Сотрудники прокуратуры зачастую настаивали, что отсутствуют нормативные основания для привлечения школьников к дисциплинарным взысканиям, даже носящим морально-воспитательный характер. Нигде в законе или подзаконных актах прежде не было даже прописано право администрации школы сделать ученику выговор или замечание!
В Законе «Об образовании», который с сентября прекращает свое действие, говорится, что дисциплина в ОУ поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. Вот и все. Дисциплинарные меры до сих пор были предусмотрены лишь для особых ОУ – например, для детей с девиантным поведением.
Поэтому все эти годы прокуратура делала вывод: если в Законе «Об образовании» и в Типовом положении об общеобразовательном учреждении прямо не было прописано положение о дисциплинарном взыскании, то никакой дисциплинарной ответственности в школе быть не может.
Сейчас в законе сказано, что только в детском саду и начальной школе, а также в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержками психического развития) меры дисциплинарной ответственности невозможны.

– Но что такое меры дисциплинарной ответственности и как они будут применяться? В чем изменится положение школьной администрации и учителя?

– Понятно, что воздействие на ученика может носить воспитательный характер. И речь идет о тех или иных нарушениях дисциплины, которые мешают другим обучающимся получать образование и нарушают работу школы.
По этому вопросу Министерство образования и науки уже разработало проект подзаконного акта, связанного с порядком применения дисциплинарной ответственности в учебных заведениях. Он размещен на сайте Минобрнауки, и в настоящее время появилась вторая редакция этого документа, где исключены многие отмеченные в документе недоработки. Именно этот подзаконный акт вместе с соответствующей нормой нового закона будет являться основой для применения дисциплинарной ответственности.
Для вузов и для школ предусмотрен еще один механизм применения дисциплинарной ответственности, которого в старом Законе «Об образовании» не было, – учет мнения органа самоуправления обучающихся. Имеются в виду студенческие советы или другие органы, представляющие интересы обучающихся. Для школ это советы родителей и советы обучающихся (конечно, старших классов). Сейчас они есть далеко не во всякой школе. Не надо путать их с управляющими советами.

– Что для администрации школы теперь будет означать «учесть мнение»? Когда речь идет о мерах дисциплинарной ответственности, директор школы и завуч обязаны или не обязаны следовать мнению, которое выскажет орган, представляющий интересы учащихся?

– Администрация обязана запросить это мнение, ознакомиться с ним и иметь его в виду при принятии решения. Следовать ему или нет – решать ей самой. Важно, что школа имеет право учесть при своем решении не мнение родителей конкретного ученика (возможно, оно покажется ей недостаточно убедительным), а органа, представляющего родительскую общественность и самих учащихся, если, конечно, такой орган в школе существует.

– Сейчас много говорится о том, что новый закон усиливает влияние религии на школьное обучение. С точки зрения юриста – так ли это?

– Новый закон поддерживает светский характер образования в государственных и муниципальных организациях. Светский характер образования фактически означает отделение церкви от школы. Но нельзя отрицать, что в новом законе определенным образом усилилась норма влияния религии на сферу образования. Например, преподавание вузовского курса теологии могут осуществлять только педагогические работники из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией. Впрочем, в школе новый закон сохраняет право родителей на выбор курса светской этики, альтернативный курсу по изучению духовно-нравственной культуры народов России. Все это соответствует нормам прежнего закона.
Споры идут о другом. Имеется в виду неоднозначная норма, которая вносится в Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», предусматривающая возможность организовывать в школах молельные комнаты. «Богослужения и иные религиозные обряды могут также проводиться в зданиях (строениях) религиозного назначения, расположенных на территории образовательных организаций, а также в помещениях, специально выделяемых администрацией данных организаций, по просьбе совершеннолетних обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся этих образовательных организаций».
Против этой нормы как нарушающей принцип светского характера образования выступала Общественная палата РФ. Одно дело, если объекты религиозной культуры уже имелись в здании вузов исторически. Как, например, церковь в МГУ. Другое дело – проведение богослужений в здании школы.

– Несколько лет назад мне приходилось писать о том, как РПЦ забрала себе здание активно работающего профтехучилища. Аргумент был прост: в этом здании, построенном для школы и полвека служившем для школьников, когда-то были воскресная школа и часовня. Училище отстоять не удалось: сейчас там находится монастырь. Не повторятся ли подобные прецеденты, когда в школах начнут открывать молельные комнаты? Ведь кому-то может прийти в голову, что эти комнаты – давно уже не школьное имущество…

– Мне трудно комментировать эту ситуацию, не зная фактов. Мы только что говорили о приватизации имущества школы, что запрещено законом. Что касается превращения школьных помещений (не предназначенных для религиозных нужд) в молельные комнаты – это не означает, конечно, передачи школьного имущества религиозным организациям, но… вызывает ряд вопросов. Пока неясно, сохранится ли эта норма в законе о внесении поправок в другие законы РФ в связи с принятием Закона «Об образовании в РФ». Ведь еще предстоит принятие закона о внесении поправок во втором и третьем чтении Государственной Думой, одобрение Советом Федерации и подписание Президентом РФ.

Смотрите так же:

  • Изменение в закон об аудите Изменения в закон об аудите Комментарий к Федеральному закону от 01.07.2010 N 136-ФЗ Вступили в силу поправки в Закон об аудиторской деятельности. Расскажем о наиболее существенных из них. Теперь аудиторы - индивидуальные предприниматели не имеют права […]
  • Помощник юриста банкротство Требуется помощник юриста, юрист в сфере банкротства, г. Москва Условия: Рабочий день с 10.00 до 18.00. Фиксированная заработная плата. На должность помощника юриста заработная от 25 тысяч рублей в зависимости от квалификации, премирования по результатам […]
  • Налоги за субаренду Кто платит налог за сдачу в субаренду помещения? Здравствуйте! Арендовала помещение 42 кв м под парикмахерскую, при этом всего заняла 25кв м , а остальные 17 кв м планирую сдать в субаренду, причем по цене арендодателя ( т.е никаких доходов я с этого иметь […]
  • Просим оформить пропуска Образец заявки на оформление пропуска на объекты Введено в действие с "25" июля 2003 г.Инструкция «Правила оформления и получения пропусков»Версия 1.0 г. Москва 2003 г. ПредисловиеРазработано ВпервыеУтверждено Распоряжение № 03-230-Р от […]
  • Приказ 96 мз рк Об утверждении перечня категорий населения, которым оказывается паллиативная помощь и сестринский уход Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 февраля 2015 года № 96. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики […]
  • Патент на работу штраф Работа без разрешения: штрафы Любой иностранный гражданин, прибывший в РФ с целью трудоустройства, должен осуществлять свою деятельность на основании разрешительных документов, оформленных согласно действующему законодательству. Для иностранцев, прибывших […]
  • Закон химии закон авогадро Все формулы Все формулы по физике и математике Темы по физике Механика (56) Кинематика (19) Динамика и статика (32) Гидростатика (5) Молекулярная физика (25) Уравнение состояния (3) Термодинамика (15) Броуновское движение (6) Прочие […]
  • Купля продажа гривна Курс украинской гривны к рублю Что почитать? Bitcoin вытеснил золотоСпециалистами зафиксировано превышение биткоином стоимости тройской унции золота на мировом рынке - впервые в истории виртуального платежного средства. Фунт и рубльФунт стерлингов […]