Защита прав потребителя за рубежом

Защита прав потребителя за рубежом

Актуальность. За последние несколько лет потребительский рынок неузнаваемо изменился. Ушли в прошлое предприятия государственной торговли, а им на смену пришли предприниматели, основывающиеся на разных формах частной собственности. Прекратила свое существование монополия внешней торговли, и импортом товаров занялась огромная масса предпринимателей. Любая область рынка, будь то бытовое обслуживание, туризм, транспорт, услуги связи или торговля, изменила свое реальное содержание отношений между продавцом и покупателем. На сегодняшний день вся область коммерческих структур сама устанавливает цены, и ведет конкуренцию за каждого потребителя и за каждый рубль. На рынке жилья и в сфере коммунальных услуг так же сложились принципиально отличные от прежних отношения. Совершенно новые отношения, сложившиеся на потребительском рынке, потребовали новой системы организации, управления, контроля и ответственности в данной области. Исходя из этого в 1990-х гг. ХХ в. вместе с формированием и развитием потребительского рынка обновилось и законодательство, регулирующее эту область. Закон «О защите прав потребителей» — один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне. Объектом исследования курсовой работы является законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей. Предметом исследования — институты по защите прав потребителей. Цели — изучить законодательство РФ о защите прав потребителей, рассмотреть государственные и общественные организации по защите прав потребителей, их полномочия и функции. Задачи: — Рассмотреть историю возникновения законодательства о защите прав потребителей — Изучить особенности защиты прав потребителей в современном праве В работе использовались труда таких авторов, как Иванова Т.М., Парций Я.Е., Смирных А.Г., Тельгарин Р., Жовницкая О.В., Барашян Л.Р., Гафарова Г.Р. и других. В работе использовались теоретические методы исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Основной проблемой защиты прав потребителей на сегодняшний момент времени является, многочисленные массы покупающих и продающих граждан не в полном объеме освоили законодательство, регулирующее современные рыночные отношения. Современное общество до сих пор не научилось в законодательстве надежное средство защиты своих интересов, и опираться на него, как это делают жители стран, в которых демократия и развитый рынок имеют более длительную историю. Объяснений этому множество. Очевидно, что граждане огромной страны не в силах за короткий период времени освоить множество новых законов и перестроить свое привычное течение жизни. Для этого нужны годы. Еще одной причиной является недоверие общества к государственной защите собственных прав и интересов. Так же, большой проблемой является отсутствие традиции. Долгие годы государство социализма установило безраздельную монополию на спрос и предложение, производство и потребление. Тоталитарное государство не было предназначено к развитию рыночной экономики и к жизни по законам гражданского общества. Общество современной России должно поверить, что главным средством защиты его прав и интересов выступает закон, и его знание необходимо, а соблюдение норм жизненно важно для каждого. Реализация Государственной политики защиты прав потребителей обеспечит: — повышение качества жизни граждан России до соответствия с признанными мировыми нормами и их превышение; — увеличение темпов роста ВВП, расширение внутреннего рынка за счет увеличения объемов реализации и потребления товарной продукции, повышение устойчивости экономики России от внешних воздействий; — повышение эффективности системы защиты прав потребителей через построение отношений сотрудничества органов государственной власти всех ветвей и уровней, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей; реальное вовлечение органов местного самоуправления в защиту прав потребителей; — достижение баланса интересов участников рыночных отношений и обеспечение справедливых условий для потребителей; — насыщение потребительского рынка качественной и безопасной продукцией; — обеспечение упреждающих действий для недопущения нарушения прав потребителей и принятия эффективных действий по защите этих прав; — создание общественной атмосферы неприятия недобросовестной и нечестной предпринимательской практики, внедрение конкретных механизмов противодействия этому явлению; — повышение уровня осведомленности населения относительно своих потребительских прав и способов их защиты; — формирование разумного потребления как существенной составляющей здорового образа жизни человека, которое являются важным элементом поддержания стратегических ресурсов государства и планеты в целом; — обеспечение равного доступа жителей отдаленных территорий и сельского населения к услугам по защите прав потребителей путем возвращения (вовлечения) органов местного самоуправления в российскую систему защиты прав потребителей; — повышение авторитета государственной власти, совершенствование институтов гражданского общества; В реализации данной Концепции и обеспечении безопасности товаров для граждан России Российская Федерация будет сотрудничать со странами Таможенного Союза, Евразийского Союза, ЕС, Китайской Народной Республикой, Соединенными Штатами Америки, а также со странами, где проходят главные потоки розничной торговли, и где есть интерес к такому сотрудничеству. Механизмами реализации настоящей концепции государственной политики России в области защиты прав потребителей являются Стратегические проекты, Государственные целевые программы, стратегические проекты и целевые программы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований России, а так же ведомственные отраслевые программ во исполнение государственных целевых программ. Концепция определяет основные первоочередные меры в сфере защиты прав потребителей, которые должны быть реализованы в течение ближайшего времени. Данная концепция должна быть положена в основу Стратегического проекта или Государственной целевой программы защиты потребителей в России на 2012-2018 годы.

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (действующая редакция от 05.05.2014) 2. Агапова Н.Н. Неустойка как мера гражданско-правовой ответственности // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. 2012. N 1. 3. Ашиткова Т., Маматов М. Защита прав потребителей [Текст]. // Законность. — 2013. — № 9. — С.15. 4. Богдан В.В. Охрана прав покупателей в советском праве: историко-правовые аспекты гражданско-правовой и уголовно-правовой защиты (1917 — 1990 гг.) [Текст]. // Безопасность бизнеса. — 2010. — № 2. — С.29 5. Волков А.В. Принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами в законодательстве и судебной практике (анализ более 250 судебных дел о злоупотреблении правом): Монография. М.: Волтерс Клувер, 2011 6. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК «Велби»; Проспект, 2010. С. 640 — 665 7. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 1 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; Под ред. А.П. Сергеева. М.: РГ «Пресс», 2010 (СПС «Гарант»). 8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. С.А. Степанова) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, Институт частного права, 2011 (2-е издание, переработанное и дополненное). 9. Парций Я.Е. Закон РФ «О защите прав потребителей». Постатейный комментарий [Текст]. М.; Правовая культура, 2012. — 122 с 10. Ткачев В.Н. Защита прав потребителей в Российской Федерации [Текст]. Учебн. пособие. М.: изд. дом Городец, 2012. — 126 с. 11. Шугаибов З.Ш. Правоотношения в сфере рекламы и их отраслевое регулирование [Текст]. // Юрист. — 2011. — № 4. — С.34. 12. Четкина О. Вопросы судебного толкования правовых норм на примере дел о защите прав потребителей [Текст]. // Арбитражный и гражданский процесс. — 2011. — № 6. — С.13 13. Иванова Т.М., История становления и развития института защиты прав потребителей за рубежом// «Вестник Астраханского государственного технического университета», №3 2010 г. 14. Парций Я.Е.Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» М.; 2011. 15. Смирных А.Г., Защита интересов добросовестного приобретателя «Журнал российского права», N 11, ноябрь 2011 г. 16. Тельгарин Р., «О свободе заключения договора присоединения. Анализ зарубежного и российского законодательства» // «Российская юстиция», 2010, N 1 17. Жовницкая О.В., Барашян Л.Р., Актуальные проблемы защиты прав потребителей, II Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 15-20 февраля 2010г. 18. Леонова «Договор розничной купли-продажи», 2014 г. 19. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие, ЮСТИЦИНФОРМ, 2011. 20. Сулейманов С.М. Совершенствование уголовного законодательства и правоприменительной практики, направленных на охрану потребительского рынка: монография, ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010

Защита прав потребителей в России и зарубежных странах

История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом. Закон «О защите прав потребителей» в РФ: проблемы и перспективы. Основные права и судебная защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)

Кафедра «Экономическая теория, национальная и мировая экономика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Защита прав потребителей в России и зарубежных странах

Проверил: Цыренов А.Р.

1. Теоретические аспекты Закона «О защите прав потребителей»

1.1 История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом

1.2 Защита прав потребителей в зарубежных странах

2. Закон «О защите прав потребителей» в РФ проблемы и перспективы

2.1 Законодательство по защите прав потребителей РФ

2.2 Основные права потребителей

2.3 Судебная защита потребителей

2.4 Актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения

Список используемой литературы

Для того чтобы обеспечить защиту прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества, необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективны. К ним можно отнести: осуществление контроля за выполнением предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных (при нарушениях которые повлекли тяжкие последствия применять уголовное законодательство); рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др.

Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов. Актуальность данной темы прослеживается как в теоретическом, так и в практическом плане, особенно учитывая большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, часть из которых дублируют, а иногда и противоречат друг другу; разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и возможностью привлечение нарушителей к ответственности за указанные нарушения в судебном порядке согласно действующему законодательству. В связи с этим очевидна необходимость научного обоснования систематизации законодательства в рассматриваемой области, в соответствии с основным законом — «о защите прав потребителей»

Закон «О защите прав потребителей» — один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает гражданскую ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, которая закрепляет основные права граждан, а также устанавливает гарантии осуществления этих прав.

Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, прежде всего, Закон «О техническом регулировании», Закон РФ «О защите конкуренции», новый Закон «О рекламе» и ряд других нормативных актов. Основное требование к содержанию таких актов — они не должны содержать нормы, противоречащие Закону РФ «О защите прав потребителей» и не должны снижать гарантии прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством.

От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности, Гражданского Кодекса РФ.

Проблемы. В настоящее время существуют определенные проблемы по защите прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества. А именно такие, как не определена в законе ответственность владельца магазина за продажу недоброкачественного товара, не определена обязанность суда взыскать с продавца штраф за продажу товара ненадлежащего качества, а так же не понятна новая формулировка в законе «О защите прав потребителей» «неопределенный круг лиц».

Объект исследования — законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Предмет исследования — общественные отношения, складывающиеся при продаже товаров не надлежащего качества.

Основная цель этой работы — рассмотреть закон о защите прав потребителей РФ и определить насколько он совершенен, а так же рассмотреть опыт зарубежных стран в формировании этого закона и на основе всего предложить пути его развития в будущем.

Главные задачи работы: проследить становление и формирование закона, рассмотреть требования к качеству товара, определить действия при приобретении товара ненадлежащего качества, а также раскрыть смысл судебной защиты потребителей.

1. Теоретические аспекты Закона «О защите прав потреб и телей»

1.1 История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом

право потребитель защита

Законодательство в области защиты прав потребителей возникло достаточно недавно (в XX в.), однако его отдельные элементы можно обнаружить в основных памятниках истории права. За основу была взята проблема взаимоотношений, возникших между покупателем и продавцом, заказчиком и исполнителем. Этот сложный вопрос с давних пор волновал не только юристов, но и философов. Доказательством тому может служить раздел о торговле книги одиннадцатой Законов Платона Платомн (др.-греч. , 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. . Так, например, если стоимость покупки составляла пятьдесят и более драхм Драхма — древнегреческая единица измерения массы, равная в различных полисах от 4 до 7 грамм, а также серебряная монета того же веса. , продавец обязательно сообщал покупателю свое место жительства и должен был «переждать» в городе десять дней на случай «законного возвращения покупки». Здесь же указываются признаки «законного либо незаконного» возврата товара на примере купли-продажи рабов.

Если выявлять наиболее ранние нормы, касающиеся защиты прав потребителя, необходимо обратиться к одному из наиболее древних договоров — договору купли-продажи, который регулировал отношения между потребителем (покупателем) и продавцом. Так согласно Законам царя Хаммурапи Хаммурампи (букв. «Старший родич — целитель») — царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 до н. э. — 1750 до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын Син-мубаллита. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона. запрещалось обвешивать покупателей. К примеру, «если корчемница (женщина, профессионально содержащая питейное заведение) принимает серебро по слишком большой гире… то эту корчемницу должно изоблечить и бросить ее в воду.

И все же особую роль в становлении и развитии Закона о защите прав потребителей сыграла Римская империя. Римское частное право достаточно детально регулировало права покупателей и обязанности продавца в случае недостатков проданного товара. Уже здесь присутствуют нормы, присущие современному потребительскому законодательству. Так продавец должен был гарантировать покупателя от эвикции, то есть истребования вещи ее действительным собственником, а так же предупредить покупателя о скрытых недостатках вещи, не могущих быть обнаруженных при первом осмотре.

В дальнейшем ходе истории Германское феодальное право также устанавливало ответственность за обман покупателей. Так, например, «Земское право» (первая из двух книг Саксонского зерцала Саксомнскоезерцамло (нем. Sachsenspiegel) — старейший правовой сборник Германии, составленный судьей (шёффеном) Эйке фон Репковом в 1221—1225 гг. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право Саксонии. ) в параграфе третьем статьи тринадцатой книги второй указывает, что за неверные меры и неверные весы, за обман в торговле (если это раскрывается) преступника следует повесить.

Французский гражданский кодекс 1804 г. Пристальное внимание уделял вопросу об эвикции вещи. Явные недостатки вещи, в наличии которых покупатель мог убедиться сам, не влекли ответственность продавца, а за скрытые недостатки проданной вещи продавец обязан был дать гарантию.

В начале XX века защита прав потребителей поднимается на качественно новый уровень. Именно в это время появляется понятие «потребитель».

Потребительское право — комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по защите и удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан.

В западноевропейских государствах еще в 30-е годы создавались так называемые «лиги покупателей», безусловно, лиги покупателей стали прообразом нынешних обществ потребителей.

Основной целью таких организаций, как в прошлом, так и в настоящем является оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров потребления и услуг.

В прежние времена лиги покупателей составляли определенные списки, куда заносили добросовестных предпринимателей, соблюдавших определенные принципы во взаимоотношениях с потребителем. Что, несомненно, являлось стимулом для других торговцев, поскольку речь шла о деловой репутации, которую создавало общественное мнение, и вследствие о прибыльной торговли. Однако только общественного давления было явно недостаточно.

Официально подтверждающее необходимость государственного регулирования взаимоотношений в сфере обслуживания и удовлетворения потребностей граждан считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США вначале 60-х, целью которого являлось облачить в нормативную форму прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты потребителей, как одной из сторон подобных сделок.

Вследствие чего были сформулированы четыре основных принципа, некоторые из которых стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей:

1. Право на безопасность, что подразумевает гарантию безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а так же то, что товар не причинит вред имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранении, транспортировки и утилизации

2. Право на информацию, что гарантирует потребителю достоверную и полную информации о любом приобретаемом товаре. Безусловно, с правом на потребительскую информацию связано право на выбор, поскольку информация — критерий правильного выбора.

3. Право быть услышанным, что означает, гарантию каждого потребителя право на свободу слова, убеждения и выражение их. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными средствами.

4. Право на здоровую окружающую среду, что подразумевает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.

Этот принцип так же стал основополагающим для иных международных и государственных нормативно правовых актов, в частности, таких как Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека.

В 70-е годы в рамках Комиссии ЕС был создан «Консультативный комитет по защите прав потребителей», а приблизительно через 10 лет, в 80-е годы, Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции были одобрены Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которые послужили основой для потребительского законодательства большинства стран, в них вошли такие принципы как:

· право на безопасность;

· право быть выслушанным;

· право на информацию;

· право на потребительское образование;

· право на удовлетворение базовых потребностей;

· право на качество;

· право на возмещение ущерба.

В России же на тот период времени защита прав потребителей была недостаточно развита, регулирующие нормы, отвечающие принципам защиты прав потребителей содержались в основном в гражданском законодательстве, в частности, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком».

Однако, классическое гражданское законодательство в полном объеме не было способно регулировать отношения по защите моральных, материальных и иных ценностей граждан. Что послужило причиной для внесения изменений в нормативные документы и приведения их в соответствие с международными стандартам в этой области.

Первой вехой в законодательстве, тогда еще Советского государства, в решении вопросов правового регулирования в сфере охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей», а Закон СССР «О защите прав потребителей» положил начало реализации прав потребителя.

Однако, закон так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР, хотя долгое время этот, не вступивший в законную силу, нормативно правовой акт оставался моделью нормотворчества в этой сфере для стран-участников СНГ. В 1992 году был принят Закон «О защите прав потребителей», что дало возможность российским гражданам реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Принятый Закон Верховным Советом Российской Федерации «О защите прав потребителей» стал одним из первых норм, имеющих прямое отношение к преобразованию гарантий защиты прав граждан на удовлетворение потребностей в области обеспечения безопасной и качественной продукции.

Закон так же содержит определенные принципы нормирования качества продукции, гарантийных и других сроков, в сфере информирования о качестве о продукции, ответственности за нарушение прав потребителей и пр.

На современном этапе развития норм в области защиты прав потребителей включают в себя определенный ряд нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующие потребительские правоотношения и охватывающее все отрасли права.

Кроме того, начиная с 1961 г.,15 марта отмечается как Всемирный день защиты потребителей.

В последние десятилетия небывало широкие масштабы приобрела теория (и практика) «защиты потребителей». Литература по данной проблеме практически необозрима. Защита потребителя, по мнению юристов, относится к наиболее актуальным правовым проблемам современности, сравнимым по своей значимости разве что с охраной окружающей среды. Под «потребителем» подразумевается «частный конечный потребитель», т. е. лицо, которому «товары или услуги предоставляются для личного использования». Возникновение самой проблемы объясняют двумя причинами: с одной стороны, повышение роли потребления, спроса населения на товары и услуги, а с другой — ухудшение положения потребителя. В то время как в рыночной системе спроса и предложения потребители как представители спроса должны были бы быть такими же сильными, как и представители предложения (т. е. изготовители и торговцы), на деле они обычно далеко им уступают. Причин тому много — это и повышение концентрации производства, и соглашения об ограничении конкуренции, и необозримость рынка.

Потребители сегодня не в состоянии сравнить предлагаемое по качеству, цене и прочим условиям: вследствие расширения круга товаров и технологий изготовления их познания все чаще ограничиваются суждениями лишь о составе и способе изготовления определенного продукта. Уровень осведомления населения снизился вследствие применения новых форм реализации товаров (магазины самообслуживания, торговые центры, посылочная торговля); интенсивная реклама больше озабочена своим внушающим воздействием на потребителя, нежели прямым разъяснением свойств рекламируемых изделий; развиваются также новые, часто весьма спорные способы продажи и рекламы. Наконец, потребители нередко уступают производителям и торговцам тем, что они менее опытны и организованы. Типичным примером обмана потребителей служло рекламирование сигарет на фоне жизнерадостных и цветущих молодых мужчин и женщин. Точно так же обратный эффект нередко дает и реклама некоторых медикаментов: иногда она приводит к массовому и опасному самолечению. Иными словами, большой успех некоторых лекарств обусловливается не их целебными свойствами, а масштабами их рекламы5.

Защита потребителя считается комплексной социальной проблемой, касающейся не только различных отраслей публичного и частного права, но и экономических, социологических, социально-психологических и иных аспектов жизни современного западного общества. По праву потребителей издаются многочисленные журналы. Только в ФРГ о защите потребителей пишут: “Der Verbraucher”, “Verbraucherdienst (AusgabeB)”, “Ver- braucherrundschau” и т.д.

В защите потребителя выделяют общую и особенную части. В общей части изучаются цели и методы защиты потребителей (защита путем проведения законодательных мероприятий, осуществления хозяйственного самоконтроля, содействия развитию конкуренции, обеспечения представительства потребителей в различных учреждениях, осуществления информирования и воспитания потребителей, судебного и административного контроля), вопросы защиты от дефектных (недоброкачественных) и опасных продуктов, от недобросовестной рекламы и условий сделок, от завышенных цен. Предметом особенной части являются защита покупателя, кредитополучателя, застрахованного, обучаемого и туриста.

За предшествующие десятилетия значительно возрос объем законодательства о защите прав потребителей в большинстве развитых стран. Как отмечает Айке фон Хиппель, «со времени знаменитого Обращения к потребителям президента США Кеннеди 15 марта 1962 г., в котором он декларировал определенные основные права потребителей, всемирное движение в защиту потребителей развилось и добилось больших успехов». В этом высказывании, безусловно, верно то, что «бум защиты потребителя» действительно прокатился по всем развитым странам, вызвав «приливную волну» соответствующего законодательства. Нет смысла перечислять действующие нормативные акты о защите потребителя даже ведущих стран: их много и они часто меняются. Важно отметить некоторые особенности этого законодательства в отдельных странах.

В США «потребителезащитными» называют федеральный Закон об охране кредитования потребителей — Consumer Credit Protection Act (1968 г.) и предложенный для принятия штатами Единообразный кодекс кредитования потребителей — Uniform Con- sumer Credit Code (UCCC)3. В Австралии закон о торговой практике (1974 г.) предусматривает защиту потребителей наряду с мерами по ограничению конкуренции и борьбой с недобросовестной конкуренцией. Одним из наиболее поздних является упоминавшийся испанский закон 1984 г. о защите потребителей и пользователей.

Таким образом, о защите потребителей говорится как в специальных законах, так и в законах, посвященных конкретным видам обслуживания населения. При этом часто защиту потребителя связывают с формулярным правом, исходящими от монополий Общими условиями сделок, экономической преступностью и другими приемами недобросовестной конкуренции. Это лишний раз подтверждает, что сама проблема защиты потребителя коренится в условиях функционирования рыночной экономики.

В организационно-практическом плане теория защиты потребителя находит опору в создании многочисленных обществ потребителей и соответствующих административных органов. Например, в Палате представителей Конгресса США существует подкомиссия по защите потребителей. В Англии есть Министерство по вопросам цен и защите потребителей, а в ФРГ — Совет потребителей в Федеральном министерстве экономики и самодеятельные союзы потребителей. Аналогичные органы имеются во Франции, Японии и других странах.

В некоторых странах в комплексных законах регламентируются все стороны защиты потребителей. Примером может служить мексиканский закон о защите потребителей 1975 г.: он содержит многочисленные предписания (о рекламе, гарантиях, информационных обязанностях и ответственности предприятий, кредитных учреждений и служб наружных (входных) дверей), предоставляет исполнительной власти широкие полномочия (в том числе по установлению цен на потребительские товары) и учреждает должность федерального адвоката потребителей (который должен охранять интересы потребителей и для этого наделяется большими правами), а также Национальный институт потребителей, задачей которого является обеспечение информацией и образование потребителей. Само собой разумеется, проблема защиты потребителей была вынесена за национальные рамки: в ЕЭС учрежден Консультативный комитет потребителей Комиссии Общего рынка. Общества потребителей, как правило, развиваются при участии профсоюзов.

Таким образом, широко рекламируемая на Западе теория защиты потребителя сводится к идее охраны потребителя-покупателя, кредитополучателя, страхователя, пассажира, обучаемого или туриста в конкурентной борьбе компаний за прибыли. Конечно, в сегодняшнем западном мире есть от чего защищаться, но было бы наивно искать корни системы защиты потребителя в альтруистических устремлениях крупного бизнеса. Специалисты вынуждены признавать, что «перед лицом одностороннего формирования Общих условий сделок потребитель беспомощен», что не всегда срабатывают попытки «конечных потребителей» бороться с монополиями в рамках антитрестовского (конкурентного, картельного) законодательства.

В сложившихся рыночных условиях свобода заключения гражданско-правовых договоров является принципом построения обязательственных правоотношений. Однако в сфере гражданского оборота нередко встречаются такие виды договоров, где этот принцип нуждается в некоторых ограничениях. Это обстоятельство продиктовано необходимостью соблюдения и охраны законных прав и интересов отдельных субъектов гражданского права. В основном к ним принадлежат граждане-потребители. Они, как известно, в своей повседневной жизни заключают большое количество договоров, связанных с удовлетворением их жизненно важных интересов.

Одним из таких договоров является договор присоединения. Сущность его заключается в установлении правоотношения, содержание которого определено одной стороной, а другая зачастую не только не в состоянии обсуждать договорные условия, но и не имеет выбора — присоединиться или нет к такого рода договору. Западные юристы подчеркивают, что договоры с заранее разработанными условиями неизбежны в тех сферах хозяйства, где заключается множество однотипных, стандартных сделок. Действительно, невозможно себе представить, что пассажир городского транспорта или метро всякий раз при очередной поездке будет заключать новый договор перевозки. Поэтому стандартные договоры неизбежны в любом современном обществе

Скажем, в США требования о пресечении незаконных действий можно предъявлять только к стороне по договору. В результате, как отмечается в литературе, решением Верховного суда США от 9 июня 1977 г. по делу «Иллинойс Брик Корп.» против штата Иллинойс защите потребителей в рамках американского картельного права было нанесено тяжелое поражение: теперь имеют право на возмещение вреда лишь те покупатели, которые состоят с правонарушителем в прямых договорных отношениях. Конечные потребители вправе предъявлять требования о возмещении ущерба лишь тогда, когда нарушение норм картельного права имело место на уровне розничного торговца.

Исключение может составлять только судебная практика Германии, которая, используя каучуковые формулировки, в том числе параграф 138 Германского Гражданского уложения, объявляющего недействительным сделки, наносящие ущерб моральным устоям общества, признает недействительными договоры с использованием монопольного положения или экономического могущества одной из сторон.

Но все же в целом некоторые действующие законы и инструкции действительно направлены против изготовления недоброкачественных и опасных для жизни и здоровья населения продуктов, обманной рекламы, обсчета, обвеса, обмера и т. п. покупателей. Однако глубинные причины этих мер коренятся в стремлении государства вкупе с монополиями обеспечить общий высокий качественный уровень производства, а также подавить менее мощных конкурентов. Если последние производят плохую продукцию, надо их наказывать, в том числе и с помощью законодательства о «защите потребителя». Иначе говоря, данное законодательство в конечном счете служит интересам наиболее сильных предприятий в их борьбе с менее сильными.

Вот почему законодательство и судебная практика стремятся не допускать предоставления каких-либо льгот отдельным категориям потребителей. Например, суды отказывают в требованиях членов покупательских объединений выдавать им специальные покупные удостоверения, по которым им предоставлялись бы льготные условия при покупке. Решением от 11 ноября 1977 г. Верховный суд ФРГ потребовал, чтобы предприятия оптовой торговли самообслуживания с помощью средств контроля препятствовали частным лицам приобретать у них товары (естественно, по более низким оптовым ценам) и чтобы промышленники не удовлетворяли у них личные потребности.

Уязвимость теории «защиты потребителя» заключается, во-первых, в том, что она не учитывает социально разнородный состав потребителей. Во-вторых, она не ограничивает пределы потребительства, объективно способствуя безудержному стяжательству и нравственной деформации «общества потребителей». Неслучайно, например, в Испании при полном отсутствии какой-либо научной ясности в вопросе о том, кто же такой потребитель, к ним относят всех, кто руководствуется обывательским девизом: «Salud, dinero у amor! «Здоровье, счастье и любовь» ». В-третьих, рассматриваемая теория объявляет почти все, что делают предприниматели в целях обхода конкурентов и получения прибыли, «потребителезащитными» мерами. Специальные административные органы, общества и союзы потребителей, не говоря уже о рядовых потребителях, фактически бессильны в борьбе с крупными фирмами. Союзы потребителей отваживаются только на небольшие конфликты и только с мелкими фирмами. Например, в ФРГ один из исков был предъявлен к изготовителю обманно разрекламированного стирального порошка. В телерекламе было показано, как порошок «делает» безупречно чистым сильно загрязненное белье. Однако проверка показала недостижимость подобного эффекта, что и послужило основанием для удовлетворения иска. Шестым сенатом Верховного суда ФРГ был удовлетворен также иск к одному из изготовителей лыжных креплений.

В США изготовитель хлебобулочных изделий, рекламируя свои изделия по телевидению, утверждал, что они способствуют похудению. Определенная категория потребителей поверила этой рекламе. Убедившись в обмане, потребители через соответствующие органы добились опровержения рекламы. Суд обязал изготовителя «собственноручно» (т. е. также по телевидению) опровергнуть свою необоснованную рекламу. В рекламном ролике были добавлены слова, что этот хлеб не делает людей более худыми, просто он нарезан более тонкими ломтиками.

Отдельные потребители и даже их союзы не решаются возбуждать дела против монополий под угрозой непомерной имущественной ответственности. Крупная фирма, обвиненная, скажем, в обманной рекламе, вправе в случае отклонения иска потребовать полного возмещения ущерба, причиненного ее производственной деятельности и сбыту продукции. Слабые в финансовом отношении союзы потребителей не могут возмещать крупные убытки и потому вынуждены мириться с нарушением прав. Важно и еще одно обстоятельство. Даже в случае выигрыша дела конкретные потребители обычно также ничего не получают: поскольку точное число потерпевших в подобного рода делах в большинстве случаев определить невозможно и сумма возмещения невелика, ее перечисляют в пользу самих союзов потребителей.

Наконец, следует подчеркнуть, что крупные фирмы буквально преследуют потребителей, отваживающихся публично покритиковать их за неблаговидные дела. Одно время на весь мир прошумело дело с загрязнением моря нефтью. 230 тыс. тонн нефти, вылившейся из трюмов танкера «Амоко Кадис», севшего на скалы у берегов Бретани, принадлежали французскому филиалу ТНК «Шелл». Союз французских потребителей посмел в своем небольшом журнале «Что выбирать?» назвать «Шелл» одним из виновников катастрофы. Французский филиал «Шелл» тут же предъявил иск. В результате недолгого разбирательства суд оштрафовал союз потребителей на 10 тыс. франков.

Не только один Закон “О защите прав потребителя”Закон “О защите прав потребителя” от 07.02.92 В.С.Н.Д. РСФСР и В.С. РСФСР, 1992 г, № 15, изменение и дополнение от 09.04.96 С.З. входит в законодательство. Оно включает в себя целую группу нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства. Здесь переплетаются нормы различных отраслей права: государственного, административного, гражданского, уголовного. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, где закрепляются права граждан на отдых, охрану здоровья, жилища, образования и т.д. Конституция РФ ст. 41

От наиболее существенных нарушений прав потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. А именно в Уголовном кодексе впервые появилась статья, устанавливающая ответственность за обман потребителя. УК РФ 1.01.97 ст. 200 Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителя. (ст. 200 УК)

Центральное место в регулировании отношений связанных с потребителем занимает гражданское законодательство, а именно нормы Гражданского Кодекса. В первой части ГК устанавливаются правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, определяются основные условия заключения гражданско-правовых договоров. ГК принятый ГосДумой 21 октября 1994 г. В состав законодательства связанных с защитой прав потребителя входят нормативные акты разного правового уровня. Это Закон “О защите прав потребителей” и КоАП. Входят и иные правовые акты, это и указы президента и Постановления Правительства (например правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров) Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993 г № 4 о “Правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров от 08.10.93”. . В таких актах законодательство всегда нуждается, так как отношения не стоят на месте, а постоянно развиваются и изменяются поэтому нужна постоянная корректировка. Нужно отметить так же, что в 1992 г. Постановлением Постановление Правительства от 28 мая 1992 г. № 35 “Об отмене ведомственных нормативных актов регулирующие отношения в области к правам потребителя”. “Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителя”, установлено важнейшая гарантия в обеспечении защиты прав потребителя. Теперь только Правительство России имеет право принимать правила и инструкции регулирующие отношения с участием граждан-потребителей, и оно не вправе делегировать предоставленные ему права на принятие нормативных актов в этой сфере, Министерствам и ведомствам. В законодательстве можно выделить две группы нормативных актов, регулирующих по разному отношения. К первой группе можно отнести акты, где потребитель является непосредственным участником. К этой группе относятся нормативные акты которые закрепляют основные права потребителя на надлежащее качество товара, работ и услуг, их безопасность жизни и здоровья, в эту же группу входят акты регулирующие отношения в договорах купли-продажи, подряда, перевозки и так далее, эти же акты определяют последствия невыполнения договоров, или ненадлежащего исполнения, ответственность производителя работ, услуг, товаров и их продавца.

Ко второй группе можно отнести акты которые регулируют деятельность государственных органов, которые в своей деятельности определяют, например, требования предъявляемые к товарам, работам, услугам, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей среды, а так же осуществляют контроль и надзор за соблюдением этих требований. К ним прежде всего относятся Законы РФ “О страховании” “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”. Так же, в законодательство входят и действуют Законы РФ “Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур”, “О естественных монополиях”, а так же ряд других нормативных актов. Можно добавить, что Правительством еще в 1992 году было принято Постановление “О поэтапном введении обязательной сертификации товаров (работ, услуг)”. Постановление Правительства от 22 июня 1992 г. Так же был утвержден порядок подтверждения безопасности товара (работ, услуг) изготовителем (исполнителем, продавцом) товаров производимых в РФ и ввозимых на ее территорию. Здесь можно задать себе вопрос: При действии нескольких нормативных актов, какой имеет преимущественное значение? Согласно общим правилам ГК РФ имеет преимущественную силу при регулировании любых правоотношений в сфере гражданского оборота. В тоже время в ст.1 п. 1 Закона “О защите прав потребителя” сказано, что “отношения в области защиты прав потребителей регулируется ГК РФ, настоящим Законом и иными Федеральными Законами и правовыми актами”.

Таким образом, роль закона имеет большое значение, потому что регулирует отношения, возникающие между потребителем, исполнителем, продавцом, показывает механизм правоотношений возникающих связанных с потребителем. А так же устанавливает права потребителя.

2.2 Основные права потребителя

Ранее на примере зарубежных стран рассматривалась суть публичного договора и договора присоединения.

Публичный договор характеризует то, что с одной стороны выступает коммерческая организация, а с другой стороны физическое лицо или юридическое лицо, которое в данном договоре является потребителем товаров, работ, услуг.

Предприниматель (услугодатель) как сторона публичного договора, во-первых, обязан заключить его с любым обратившимся к нему для этого лицом и не вправе оказывать кому-либо предпочтение (если только иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами, например для ветеранов войны, инвалидов или других категорий граждан). Во-вторых, цена и иные условия таких договоров тоже должны быть одинаковыми для всех потребителей (за аналогичными исключениями). Более того, с целью соблюдения этих предписаний федеральному правительству предоставлено право издавать обязательные для сторон правила заключения и исполнения публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.), т. е. определять их содержание независимо от воли сторон.

Наконец, в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК потребитель может через суд понудить предпринимателя к заключению такого договора или передать на рассмотрение суда разногласия по его отдельным условиям. Следовательно, в отношении выбора контрагента и условий договора для предпринимателя здесь исключается действие принципа свободы договора. Такое законодательное решение призвано служить защите интересов массовых потребителей, прежде всего граждан, обычно находящихся по отношению к профессиональным предпринимателям в заведомо более слабом положении.

Вторым договором связанным с потребителем, является договор присоединения ГК ч. 2 ст. 428. .

В зарубежных странах в бизнес-практике он давно уже пользуется популярностью. В российской бизнес-практике такой вид договора только становится более или менее заметным. Даже в гражданском законодательстве данному виду договорных отношений уделяется всего лишь одна статья — статья 428. Примечательно, что за все время существования данного законодательного акта в данную статью не вносились изменения или дополнения.

При определении основных признаков договора присоединения законодателем не разъясняется понятие «формуляр» и понятие «стандартная форма» — что это такое по своему определению, кто именно должен составлять и утверждать данные стандарты.

Много противоречий вызывает и само определение договора присоединения. Одна половина специалистов-правоведов склоняется к мнению, что необходимо сделать акцент при определении вида договора, вторая половина экспертов склоняется к мнению, что нужно акцентировать внимание на типе договора, а третья — на способе его заключения, ведь в определении, указанном в законодательстве отсутствует само понятие договора.

Присутствие такого рода законодательных недочетов не позволяет определить критерии по разграничению договора присоединения от любого другого вида договора. Соответственно, контрагенту достаточно трудно выяснить об условиях изменения или обсуждения условий договора.

В гражданском законодательстве отсутствует и перечень всех договоров, относимых к договорам присоединения. Но существует мнение, согласно которому публичные и предпринимательские договора относятся к договорам присоединения. Причиной тому стал факт того, что публичный договор принесет максимальный эффект в том случае, если его заключать в виде договора присоединения.

К такому виду относятся все виды договоров о продаже товаров, оказанию услуг для всех граждан потребителей.

Закон о стандартизации

В ГК закреплен принцип свободы договора т. е. стороны свободны в определении условий заключаемого договора. Но свобода договора не означает, что качество должно зависеть от желания сторон. Ведь качество может устанавливаться в стандартах.

Обратимся к Закону “О стандартизации” Закон «О стандартизации» от 10.05.93 г. ; все требования к качеству товаров определяются в нормативных документах по стандартизации. Содержание этих документов опирается на достижения науки, техники, международные стандарты. В Законе “О защите прав потребителей” сказано; что стандарт — это государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы, правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают требования к качеству товара (услуги, работы). К нормативным документам по стандартизации согласно закона относятся: государственные стандарты (ГОСТы), международные стандарты, стандарты отраслей (ОСТы), стандарты предприятий (СТПы), стандарты научно-технических, инженерных обществ. Требования качества установленные в ГОСТах подлежат соблюдению всеми государственными органами и субъектами осуществляющими предпринимательскую деятельность. Кроме того, пригодность товара может определяться в технических условиях эксплуатации. В такой документации определяются основные потребительские функции, область и условия применения товара. Кроме того, право потребителя на качество товара (работы) включает в себя кроме права на передачу качественного товара, гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии.

Закон имеет такое понятие, как срок службы — это период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу) по назначению и несет ответственность перед потребителем за возникшие в товаре существенные недостатки возникшие по его вине. Закон «О защите прав потребителей» ст. 5 п. 1. Продолжительность срока службы определяется исходя из используемого материала, технологических возможностей и т.д. Срок службы товара измеряется единицами времени, или единицами измерения. Закон «О защите прав потребителей» ст. 5 п. 2. Из закона видно, что установление срока службы — это не обязанность, а право. Если изготовитель по каким либо обстоятельствам не установил срок службы, то он будет нести ответственность за вред причиненный товаром в течении 10 лет со дня передачи потребителю. Существует два вида товаров; один перечень товаров утверждается Правительством; второй перечень включает товары не вошедшие в первый перечень. На эти товары изготовитель устанавливает срок службы сам. В отношении срока годности можно сказать, что это период времени по истечении которого товар считается непригодным к использованию Закон «О защите прав потребителей» ст. 5 п. 4. . Такой срок устанавливается на продукты питания, медикаменты, парфюмерию и т.д. Продажа с истекшим сроком годности товаров не допускается. Закон предусматривает определенный период — это гарантийный срок. В течении этого периода времени изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителем, то есть удовлетворяет требования потребителя в связи с обнаружением недостатка. Но, как известно, гарантийный срок не вечен, все равно наступает момент, когда он прекращает свое действие. Закон возлагает на изготовителя после окончания гарантийного срока обязанности по обеспечению после гарантийного обслуживания. Согласно закона, изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасные части в необходимых для ремонта и тех. обслуживания, в объеме и ассортименте в течении срока производства товара и после снятия товара с производства в течении срока службы или в течении 10 лет с момента снятия товара с производства. Если изготовитель не выполняет таких обязанностей, у него возникают следующие права.

Право на безопасность товаров, жизни и здоровья потребителей

Товар (работа, услуга) при обычных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации, должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, и не причинять вреда имуществу потребителя Закон “О защите прав потребителя” ст. 7 пункт 1. . Такое большое значение праву потребителей на безопасность уделяется потому что, внедряются новые технологии в производство продуктов питания, использование разных синтетических заменителей и многое другое, повышают возможность причинения вреда потребителю.

В Законе “О стандартизации” указывается, что стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристики, в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества. Государственные органы, прежде всего федеральные органы по стандартизации и метеорологии, органы санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют контроль за соблюдением этих требований. Другим препятствием поступления в продажу товаров могущим применить вред, является система сертификации Закон “О сертификации” от 10 мая 1993 г. .

Но, если взглянуть в область торговли, то мы видим, что через торговую сеть реализуется огромное количество фальсификационных товаров, которые наносят вред жизни и здоровью граждан, их имуществу. Поэтому сертификация — это процесс подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров требованиям стандартов. Нужно сказать, что Правительство РФ утверждает перечни товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, и такие товары не могут реализовываться без сертификации. Так же гарантией безопасности товара для жизни и здоровья, а так же имущества является то, что в необходимых случаях, изготовитель обязан разработать и указать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или другим способом, специальные правила использования товара, его хранения и транспортировки, утилизации. Продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Право потребителя на информацию.

Согласно закона, потребителю должна быть предоставлена достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителях (продавце, исполнителе), о порядке приобретения (услуг, работ). В общем смысле потребитель имеет право знать, что ему предлагается. Информация доводится в наглядной и доступной форме, на русском языке (может и на языках субъектов РФ). Информация должна содержать следующие сведения об изготовителе:

— фирменное название организации позволяющее отличить его от других организаций. Наименование предприятия должно содержать указание на его организационно-правовую формуГК ст. 54. ;

-юридический адрес, то есть все предприятия действующие на территории России проходят государственную регистрацию и на основании ее определяется место нахождения.

Продавец (исполнитель, изготовитель) самостоятельно устанавливают режим работы предприятия (исключение составляют государственные и муниципальные предприятия). Вся эта информация о продавце (исполнителе) должна содержатся на вывеске предприятия. Так же информация об изготовителе должна содержатся в документах сопровождающих груз. Если деятельность продавца лицензирована, то он должен представить потребителю информацию о номере лицензии, сроке ее действия, и об органе ее выдавшем. Введение этого пункта в закон вытекает из того, что система лицензирования отдельных видов деятельности получила широкое распространение. Перечень лицензируемых видов деятельности указан в Постановлении Правительства Постановление Правительства “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 24 декабря 1994 г. , а также другими постановлениями. Например, обязательному государственному лицензированию на сегодняшний день подлежат: банковская деятельность, международный туризм и т.д. В содержание информации о товарах входит предоставление достоверной информации обеспечивающей правильный выбор Закон “О защите прав потребителя” ст. 10. . Эта информация содержится в технической документации прилагаемой к товарам (на этикетках). Продукты питания упакованные на территории РФ должны содержать сведения об изготовителе и месте их изготовления. Существуют отдельные способы доведения информации до потребителя, они могут устанавливаться Правительством “доведение до потребителя информации о происхождении алкогольной и табачной продукции” Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N38-ФЗ . Следует так же обратится к Закону “О рекламе”, под ней подразумевается информация распространяемая любым способом о физ. и юрид. лицах, о товарах.

Этот закон распространяется на рекламу всех услуг. Данный закон содержит такие понятия, как ненадлежащая реклама, недобросовестная, неэтичная, заведомо ложная, состоит из товаров, которые не принято выставлять на показ, в которых допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. Существуют особенности рекламы отдельных видов товаров (работ, услуг). Например: медицинские препараты без рецепта врача могут рекламироваться только в печатных изданиях предназначенных для медицинских и фармацевтический работников.

Ст. 22 Закона требует от рекламопроизводителей и рекламораспростронителей требовать от рекламодателя, если его деятельность лицензирована, предоставления лицензии.

Сразу же скажем, что закон устанавливает 2 вида ненадлежащей рекламы: недостоверная информации и недостаточно полная информация. Отсюда следует, что если потребитель в результате нарушения права на информацию приобрел товар (работу, услуги), не соответствующий его свойствам, он вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков. Или, если отсутствие информации повлекло невозможность использовать приобретенный товар (работу, услугу) по назначению потребитель вправе потребовать предоставление ему надлежащей информации в разумно короткий срок.

Право потребителей на просвещение.

Для реализации права на просвещение необходима целая система государственных мероприятий. Программа потребительского образования проходит через все ступени: начиная со школьной скамьи в отдельных программах, и после окончания школьной программы, в постоянных печатных изданиях, программах на телевидении. В средних и высших учебных заведениях. На сегодняшний день система информирования потребителей через средства массовой информации успешно развивается. Имеют популярность такие издания как газета “Известия — Экспертиза”, рубрики в Аргументах и Фактах, Куранты, специальный журнал “Сырое”. Так, что развитие системы потребительского образования имеет будущее, и закрепление ее в Законе “О защите прав потребителя” будет способствовать ускорению этого процесса.

Права потребителя при приобретение товара ненадлежащего кач е ства.

Вообще потребитель имеет право на получение товара, качество которого соответствует договору, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется, соответствующий требованиям стандартов, имеет так же право на безопасность товара, на соответствие товара представленной информации. Если потребителю был продан товар ненадлежащего качества, Закон устанавливает и предусматривает последствия выраженные в требованиях покупателя к другой стороне. Но вообще, недостатки бывают явные, когда скажем прямо кидается в глаза (например, при примерке, при осмотре товара). Скрытые недостатки проявляются в основном в процессе эксплуатации. При продаже, продавец должен, если знает о недостатке товара оговорить это с покупателем, в случае если этого не произошло потребитель вправе предъявить любое требование к продавцу из указанных ниже: безвозмездное устранение недостатка товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом, соразмерное уменьшение покупной цены, замены на товар аналогичной модели (марки, артикула), замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжение договора купли-продажи, но при этом он обязан возвратить товар с недостатками. Так же, он вправе потребовать полного возмещения убытков при продаже ему товара ненадлежащего качества. Следует иметь в виду, что в ГК существуют нормы общие, свойственные купле-продаже и нормы розничной купли-продажи. Отсюда следует, что общие нормы о договоре купли-продажи могут применяться и к отдельным видам договоров (поставка, розничная купля-продажа) ст. 454 п. 2. ГК. . А вот в договоре купли-продажи, где участвует гражданин, покупатель, не урегулирован ГК, и в этом случае применяются законы о защите прав потребителя. ст. 492 п. 2 ГК. Таким образом, к розничной купле-продаже применяются: специальные нормы ГК, ЗоЗПП, общие нормы купли-продажи.

Смотрите так же:

  • Закон о добровольном тестировании школьников Закон о добровольном тестировании школьников Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей […]
  • Приказ мвд 770 2006 года Приказ мвд 770 2006 года Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового […]
  • С какого года начислялась накопительная часть трудовой пенсии Накопительная часть пенсии. Досье ТАСС-ДОСЬЕ. До начала реформы пенсионного обеспечения 2002 г. большинство граждан РФ получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из госбюджета и общих налоговых поступлений в […]
  • Положение и приказ отличия Положение и приказ отличия Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового […]
  • Пленум верховного суда по 105 статье Пленум верховного суда по 105 статье Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей […]
  • Определение конституционного суда рф от 20 марта 2008 г N 244-о-п Определение конституционного суда рф от 20 марта 2008 г N 244-о-п Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". […]
  • Приказ отпуска антибиотиков Приказ отпуска антибиотиков Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового […]
  • Сроки оплаты административного штрафа коап рф Сроки оплаты административного штрафа коап рф Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей […]