Земельный налог на участок находящийся в постоянном бессрочном пользовании

Содержание:

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2013 г. N Ф05-7157/13 по делу N А41-44318/2012 (ключевые темы: право постоянного бессрочного пользования — земельный налог — государственное имущество — права на земельные участки — неосновательное обогащение)

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2013 г. N Ф05-7157/13 по делу N А41-44318/2012

Дело N А41-44318/12

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

председательствующего-судьи Чучуновой Н. С.,

судей Волкова С.В., Русаковой О.И.

при участии в заседании:

от истца Администрации Люберецкого муниципального района Московской области (ОГРН 1025003213179, ИНН 5027036758) — Белогуров Е.А. дов. от 25.01.2013 N 9\1-1-30, Марголин М.А. дов. от 28.09.2012 г. N 73\1-1-30

от ответчика Партнерства с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП» — Калиничева Е.Н. дов. от 30.05.2013 г. Мохосоев В.М. дов. от 30.05.2013

рассмотрев 09.07.2013 г. в судебном заседании кассационную

жалобу Партнерства с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП»

на постановление от 25 апреля 2013 года

Десятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Шевченко Е.Е., Воробьевой И.О., Мордкиной Л.М.

по иску Администрации Люберецкого муниципального района Московской области

к Партнерству с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП»

о взыскании неосновательного обогащения за фактическое землепользование,

Администрация Люберецкого муниципального района Московской области (далее — администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Партнерству с ограниченной ответственностью «Воланед ИнвестЛЛП» (далее — ПОО «Воланед Инвест ЛЛП», партнерство, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 116 209 314 рублей 84 копейки и процентов за пользование чужими денежными средствами 18 079 280 рублей 72 копейки.

В порядке статьи 49 АПК РФ истец изменил исковые требования и просит взыскать с Партнерства с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП» неосновательное обогащение в размере 60 879 101 рубль 70 копейки и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 9 945 027 рублей 05 копеек.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что Партнерство с ограниченной ответственностью «Воланед ИнвестЛЛП» с 20.01.2009 г. является собственником следующих объектов недвижимости: здание нежилого назначения лит. Ф, Ф1, Ф2, ФЗ, Ф4 с условным номером 50:22:01:00525:013 общей площадью 34300,50 кв.м.; здание нежилого назначения лит. Ц, Ц1 с условным номером 50:22:01:00525:012 общей площадью 35291,00 кв.м., расположенных по адресу: Московская область, г.Люберцы, ул.Красная, д.1.

Несмотря на то, что земельные участки под зданиями не сформированы, Партнерство с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП» с момента приобретения объектов недвижимости осуществляет фактическое землепользование земельными участками, на которых расположены объекты недвижимости.

Площадь земельного участка, занятого зданием лит. Ф, Ф1, Ф2, ФЗ, Ф4, составляет 24335 кв.м., а зданием лит. Ц,Ц1 — 11340 кв.м.

Указывая, что земельный участок под зданиями не принадлежит на каком-либо праве Партнерству с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП» и, следовательно, у последнего имеется обязанность по оплате используемого земельного участка, истец, со ссылкой на нормы законодательства о неосновательном обогащении, просит суд взыскать сумму арендной платы и проценты за пользование чужими денежными средствами.

Решением арбитражного суда Московской области от 21 января 2013 г. в удовлетворении исковых требований отказано. Суд сделал вывод о том, что к Партнерству с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП» как к приобретателю объектов недвижимости по договору купли-продажи от 10.12.2008 г. в силу п.1 ст. 552 Гражданского Кодекса РФ, ст.35 Земельного Кодекса РФ перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, занятым этой недвижимостью и необходимым для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у ПО АО «Завод им. Ухтомского».

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2013 г. решение арбитражного суда Московской области от 21 января 2013 г. отменено, с Партнерства с ограниченной ответственностью «Воланд Инвест ЛЛП» в пользу муниципального образования «Люберецкий муниципальный район» Московской области взыскано неосновательное обогащение в размере 49 155 526 руб. 71 коп. за пользование земельным участком за период с 28.09.2009 г. по 10.12.2012 г. и 6 581 008 руб. 86 коп.- проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 10.12.2012 г. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что к партнерству при приобретении объектов недвижимости не перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком,находящимся под этими объектами в силу п.1 ст.20 , п.1 ст.35 Земельного Кодекса РФ.

Фактическое пользование ответчиком земельным участком, не принадлежащим ему на каком-либо праве, в силу требований статьи 388 НК РФ, ст.65 ЗК РФ является основанием для взыскания не земельного налога,а неосновательного обогащения по требованию собственникам земельного участка.

Не согласившись с постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2013 г.,Партнерство с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП» подана кассационная жалоба, в которой ответчик просит отменить обжалуемое постановление по основаниям несоответствия выводов, содержащихся в постановлении, фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, неправильного применения норм материального права, оставить в силе решение арбитражного суда Московской области от. 21 января 2013 г.

В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что вывод суда о том, что Партнерство с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП» не могло приобрести на основании положений п.1 ст.552 Гражданского Кодекса РФ и п.1 ст. 35 Земельного Кодекса РФ в результате покупки объектов недвижимости по договорам купли-продажи в 2009 г. право постоянного(бессрочного) пользования земельным участком,находящимся под этими объектами недвижимости сделан в результате неправильного применения норм материального права( п.3 ст.552 гражданского Кодекса РФ, п.1 ст.35 Земельного Кодекса РФ)

Здания лит.Ф,Ф1,Ф2,ФЗ,Ф4 и лит. Ц принадлежали ОАО»ПО «Завод имени Ухтомского» и были приобретены ответчиком.

При этом, земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010203:95 площадью 333 500 кв.м., на котором расположены указанные здания, принадлежал ОАО»ПО Завод имени Ухтомского » на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством N 156 от 27.01.1993 г., кадастровой выпиской о земельном участке, кадастровым планом территории от 03.08.2012 г. N МО-12\3В-554905.

В соответствии с п.1 ст. 35 Земельного Кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение,находящиеся на чужом земельном участке. К другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка,занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В силу п.1 ст. 35 Земельного Кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение,сооружение,находящиеся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности,.покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

В соответствии с абз.3 п.13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 11″О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного(бессрочного) пользования, а покупателю согласно ст. 20 Земельного Кодекса РФ участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного(бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п.2 ст.3 Закона о введении в действие Земельного Кодекса РФ.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.03.2010 г. N 11401\09 сделан вывод о том, что к приобретателю объектов недвижимости в силу закона с момента государственной регистрации права собственности на них уже перешло право постоянного(бессрочного) пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что было у прежнего собственника. Приобретение объектов недвижимости лицами,которым согласно статье 20 Земельного Кодекса РФ земельный участок на праве постоянного(бессрочного) пользования предоставляться не может, накладывает на этих лиц обязанность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного Кодекса РФ приобрести соответствующий земельный участок в собственность или аренду по своему выбору.

Аналогичный вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 г. N 82\09 по делу N А55-1164\2008 г.

Таким образом, к ответчику как к приобретателю объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, принадлежавшем прежнему собственнику объектов недвижимости на праве постоянного(бессрочного) пользования, в силу закона перешло право постоянного (бессрочного) пользования на соответствующую часть земельного участка, занятую данными объектами недвижимости и необходимую для их использования.

Данный вывод следует из толкования п.1 ст. 35 Земельного Кодекса РФ и п.3 ст.552 Гражданского Кодекса РФ

Вывод суда о том, что в рассматриваемом случае имеет место фактическое пользование земельным участком, не принадлежащим ему на каком-либо праве, что в силу требований статьи 388 Налогового Кодекса РФ, определяющей круг плательщиков земельного налога, а также статьи 65 Земельного Кодекса РФ, закрепляющей принцип платности землепользования, является основанием для взыскания не земельного налога, а неосновательного обогащения по требованию собственника земельного участка противоречит действующему законодательству и сложившейся практике.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 23.03.2010 г. N 11401\09 указал. что, рассматривая спор о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком, в том числе за период, когда в ЕГРП внесена запись о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок предыдущего правообладателя и не было зарегистрировано право нового правообладателя,, не имелось оснований для взыскания неосновательного обогащения по иску собственника земельного участка за тот же период, но по иному основанию, поскольку плата за пользование земельным участком за указанный период была уже произведена в виде уплаты земельного налога.

Вывод суда о том, что ответчик,начиная с 2009 г. не совершил необходимых действий для приобретения земельного участка в собственность или оформления права аренды на земельный участок,находящийся под принадлежащими ему объектами недвижимости- не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

Материалами дела подтверждается, что ответчик обращался в Администрацию муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области с заявлением о передаче в собственность земельных участков под принадлежащими компании зданиями.

Плата за землю в размере земельного налога за период,когда субъект плательщиком такого налога не является, представляет собой форму возмещения неосновательного обогащения за пользование землей, т.к. суммы, уплаченные ответчиком в качестве земельного налога, зачисляются в муниципальный бюджет.

Ответчиком был исчислен и уплачен земельный налог за период с 2009 по 2012 г., что подтверждается налоговыми декларациями за 2009,2010.2011 г. и платежными поручениями N 61,62,63 от 19.12.2012 г., N 4 от 18.01.2013 г., N 5 от 21.01.2013 г.

По мнению ответчика,Администрация Люберецкого муниципального района не является надлежащим истцом, поскольку земельный участок, на котором расположены принадлежащие ответчику здания, является федеральной собственностью.

В соответствии со т. 17 Земельного Кодекса Российской в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, установлены в ст.3 данного Закона, одним из таких оснований является наличие на находящемся в государственной собственности земельном участке приватизированного недвижимого имущества, находящегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Все расположенные на земельном участке объекты недвижимости ранее принадлежали приватизированному государственному предприятию Производственное объединение «Завод им.Ухтомского»., включая здания, в настоящее время принадлежащие ответчику.

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц.ОАО «Производственное объединение «Завод имени Ухтомского» было зарегистрировано 13.09.1994 г. Администрацией Люберецкого района Московской области.Регистрация произведена после того, ка 09.06.1994 г. были утверждены изменения и дополнения к плану приватизации ПО» Завод имени Ухтомского».

27.01.1993 г. Администрация Люберецкого района выдала свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования для Производственного объединения «Завод имени Ухтомского», который на тот момент являлся государственным предприятием федеральной собственности и располагался на земельном участке площадью 36 га по ул. Красная,д.1 с согласованными границами.

Таким образом, необоснованным является довод Администрации Люберецкого муниципального района о том, что земельный участок,кадастровый номер 50:22:0010203:95 был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ОАО»ПО Завод им. Ухтомского» после его приватизации, так как по состоянию на 27.01.1993 г. завод уже не являлся государственным предприятием.

В судебном заседании ответчик поддержал доводы кассационной жалобы.

Истец,Администрация Люберецкого муниципального района московской области в судебное заседание явился, с доводами кассационной жалобы не согласен, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2013 г. находит законными и обоснованными.

В обоснование возражений истец указал, что в связи с приобретением ответчиком зданий и сооружений расположенных на земельном участке площадью 333 500 кв.м. с кадастровым номером 50:22:00102036:95, к нему переходит не само право постоянного(бессрочного) пользования соответствующими частями данного земельного участка, а именно право по использованию частей земельного участка, занятых зданиями, сооружениями в объеме, аналогичном объему прав ОАО «ПО Завод имени Ухтомского».

В соответствии с п.1 ст. 20 Земельного Кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям центрам исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Партнерство с ограниченной ответственностью » Воланед Инвест ЛЛП» не могло приобрести на основании п.1 ст. 35 ЗК РФ право постоянного (бессрочного )пользования земельным участком, находящимся под приобретенными объектами недвижимости.

Кроме того, согласно п.п.1 , 2 ст.3 Федерального Закона «О введение в действие Земельного Кодекса РФ» N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. право постоянного(бессрочного) пользования в срок до 01.07.2012 г. подлежало обязательному переоформлению на право аренды земельных участков либо на право собственности.

Ответчик обращался в Администрацию с заявлением об оформлении земельного участка,занятого объектами недвижимости, в собственность, в соответствии с ч.5 ст.36 ЗК РФ, ст.2 Закона «О введение в действие Земельного Кодекса РФ» N 137-ФЗ, в чем ему было отказано. Отказ в передаче земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости в собственность, ответчиком не оспаривался.

Согласно пю.1 ст. 388 Налогового Кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок.

В силу изложенного ответчик не может быть признан плательщиком земельного налога.

Таким образом, имеет место фактическое пользование Партнерства с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП» земельным участком, не принадлежащим ему на каком-либо праве, что в силу ст. 65 ЗК РФ является основанием для взыскания неосновательного обогащения по требованию собственника земельного участка.

Данный вывод соответствует разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 15.11.2011 N 8251\11.

Анализ кадастрового плана территории, кадастровой выписки,налоговых деклараций показывает, что ответчик рассчитал земельный налог исходя из произвольно определенной им площади земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010203:95.

Ответчик стал уплачивать земельный налог только после начала производства по делу N А41-44318\12., уплата земельного налога в бюджет города Люберцы не является и не может являться формой возмещения Люберецкому муниципальному району Московской области суммы неосновательного обогащения.

В соответствии с п. ст.3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 г.»N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных органов.

Здания, принадлежащие ответчику расположены на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена

С 01.07.2006 г. введена ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ» О введение в действие земельного Кодекса Российской Федерации». указанной нормой установлены критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, выраженной в Постановлении Президиума N 2178\11 от 19.07.2011 г.. ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального Закона, с момента введения в действие которой земельные участки признаются находящимися в собственности соответствующего уровня.

Территория завода им. Ухтомского с 01.07.2006 г. не может быть отнесена к федеральной собственности в силу закона.

То обстоятельство, что до приватизации ОАО «Завод им.Ухтомского указанные здания являлись государственной собственностью, не имеет правового значения для разграничения на основании ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, поскольку указанные здания выбыли из государственной собственности до 01.07.2006 г.

То обстоятельство, что земельный участок N 50:22:0010203:95 был 27.01.1993 г. предоставлен ОАО «Завод им.Ухтомского» в постоянное бессрочное пользование, не имеет правового значения для разграничения на основании абз.2 ст.3.1 Закона N 137-ФЗ, поскольку земельный участок предоставлен ОАО» ПО Завод им. Ухтомского » после его приватизации, то есть по состоянию на 27.01.1993 г. завод уже не являлся государственным предприятием. ОАО ПО «Завод им. Ухтомского » было ликвидировано 13.05.2004 г. и по состоянию на 01.07.2006 г. не мог являться субъектом права на земельный участок N 50:22:0010203:95.

С 01.07.2006 г. ни территория завода имени Ухтомского, ни земельные участки, на котором расположены здания ответчика не принадлежали ни государственным органам, ни государственным предприятиям, учреждениям.

В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со ст. 163 АПК РФ до 9 июля 2013г.10 час.30 мин.

Законность судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284-286 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2013 г. подлежит отмене, решение арбитражного суда Московской области от 21 января 2013 г.-оставлению в силе.

Из материалов дела следует, что Партнерству с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП» на основании договоров купли-продажи от 10.12.2008 г. принадлежат на праве собственности здания нежилого назначения : инвентарный N 5027 лит.Ц,Ц1 общей площадью 35291 кв.м. по адресу: Московская обл.. г.Люберцы,ул.Красная,д1, инвентарный номер N5027,лит. Ф, Ф1,Ф2,ФЗ,Ф4 общей площадью 34300,50 кв.м. по адресу: Московская область, г.Люберцы,ул.Красная,д.1(л.д.25-26т.3)

Указанные объекты недвижимости были приобретены Компанией «Воланед Инвест ЛЛП» у ПО АО «Завод им. Ухтомского».

Как следует из представленного в материалы дела свидетельстваN 156 от 27.01.1993 г.,земельный участок, на котором располагались принадлежащие ПО АО «Завод им. Ухтомского» нежилые здания лит. Ф, Ф1, Ф2,ФЗ,Ф4 и лит. Ц,Ц1принадлежал заводу на праве постоянного (бессрочного) пользования(л.д.30т.3)

В соответствии с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса, пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации к покупателю здания, сооружения или другой недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость переходят также и права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у прежнего их собственника.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что к Партнерству с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП», как приобретателю объектов недвижимости по договору купли- продажи недвижимости от 10.12.2008 г., перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, занятым этой недвижимостью и необходимым для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у ПО АО «Завод им.Ухтомского».

В п.13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11″О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено. что при продаже недвижимости(переходе права собственности),находящейся на земельном участке,не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок,занятый недвижимостью и необходимой для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Если недвижимость находится на земельном участке,принадлежащем продавцу на праве постоянного(бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного(бессрочного) пользования земельным участков связи с приобретением здания, строения, сооружения (п.2ст.268. п.1 ст.271 ГК РФ) может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п.2 ст.3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

Из материалов дела следует, что партнерство с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП» 01.06.2010 г. обращалось в Администрацию Люберецкого муниципального района с заявлением о передаче ему в собственность земельного участка площадью 7187 кв.м.. на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости. (л.д.128-133т.4)

Администрация Люберецкого муниципального района, рассмотрев указанное заявление, отказала Партнерству с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП» в передаче земельного участка.занятого объектами недвижимости.(л.д.132т.4)

Согласно п.1 ст.65 Земельного Кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным.Формами платы за использование земли являются земельный налог(до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Ответчиком был исчислен и уплачен земельный налог за период с 2009по2012г., что подтверждается налоговыми декларациями и платежными поручениями N 61,62,63 от 19.12.2012 г.,N 4 от 1ё8.01.2013 г.,N 5 от 21.01.2013 г.(л.д.32-40 т.4.41-43т.4)

В силу п.1 ст. 388 Налогового Кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.

Обязанность уплачивать такой налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.( п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54″О некоторых вопросах,возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных взиманием земельного налога.»)

Ввиду отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок Партнерство с ограниченной ответственностью «Воланед Инвест ЛЛП» не могло являться плательщиком земельного налога.

Однако, поскольку плата за пользование земельным участком за 2009-2012 г. произведена в виде уплаты земельного налога, оснований для взыскания неосновательного обогащения в виде арендной платы за указанный период у Администрации Люберецкого муниципального района не имелось.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 г. N 11401\09.

Довод ответчика о том, что у Администрации Люберецкого муниципального района отсутствует право на обращение с иском о взыскании неосновательного обогащения в виде платы за фактическое пользование земельным участком, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости ввиду того, что государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, то есть является федеральной собственность, возражения истца по указанному доводу судом кассационной инстанции не принимаются, так как указанный довод не заявлялся в суде первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с п.10 ст.3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного Кодекса РФ » от25.10.2001 г. N 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного м самоуправления муниципальных органов.

Из материалов дела не следует, что земельный участок, на котором расположены принадлежащие ответчику объекты недвижимости,относится к участку, государственная собственность на который не разграничена.

Согласно ч.2 ст. 287 Арбитражного процессуального Кодекса РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции,не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства.которые не были установлены в решении или постановлении.

Судом первой инстанции установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы соответствуют имеющимся доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-44318/12 от 25 апреля 2013 года отменить, решение арбитражного суда Московской области от 21 января 2013 г. оставить в силе.

Отменить приостановление исполнения постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2013 г. установленное определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 07 июня 2013 года.

Земельный налог (бессрочное пользование)

Опишу сначала ситуацию.

Еще в 1999 году постановлением главы муниципального образования за некоммерческим партнерством (объединяющим жителей коттеджного поселка) были закреплены земли общего пользования на праве бессрочного (постоянного) пользования. На тот момент эти земли уже являлись территорией города. Закрепление осуществлялось еще на основании ст. 80 Земельного кодекса РСФСР.

В 2011 году указанное некоммерческое партнерство обратилось к главе муниципального образования с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. И в июне 2011 года заявление удовлетворено и принято постановление о прекращении права.

В период с 1999 по 2011 год земли не были поставлены на кадастровый учет и, естественно, никакой гос. регистрации права на эти участки тоже не было. То есть единственными правоустанавливающими документами являются указанные выше два постановления.

В июне 2011 года муниципальный орган власти, одновременно с принятием постановления о прекращении права, направил в налоговую сообщение об этом.

И вот финал истории. Звонок из налоговой: а почему вы не платили земельный налог? Готовим ответ.

Читал НК, Земельный кодекс, обзор арбитражной практики, письма Минфина. Много противоречий и ситуация кажется запутанной. Минфин настаивает на том, что

То есть если даже предположить, что обязанность платить налог возникла, то за какую землю?? И как ее можно было выделить и оформить?

Какие есть мнения на этот счет? Может быть, кто-то сталкивался с подобной ситуацией. Заранее спасибо за отклик.

Насколько я понимаю, в рассматриваемой ситуации не возникает обязанность по уплате земельного налога.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок
(п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога»).

Хотя до выхода указанного Постановления налогоплательщиками был проигран ряд судебных дел по данному вопросу.

Нужно ли вам платить земельный налог

Земельный налог относится к местным налогам. Уже два года действует новая глава 31 Налогового кодекса «Земельный налог», которая фактически заменила собой федеральный закон «О плате за землю». Однако исчисление этого налога до сих пор вызывает массу вопросов.

Ваши права на земельный участок
Вопросы земельного законодательства регулируются Земельным кодексом РФ (далее — ЗК РФ). Организациям позволено пользоваться землей на правах частной собственности (ст. 15 ЗК РФ). Для этого землю надо купить. Однако в настоящее время большинство фирм владеют земельными участками на условиях постоянного (бессрочного) пользования. Т.е. они не обладают правом собственности и не могут распоряжаться земельным участком. Собственник здания, строения, находящегося на государственном или муниципальном земельном участке, имеет право пользоваться им на правах собственности, постоянного пользования или аренды.
Если у вас есть здание, а земля не в частной собственности, то вы автоматически пользуетесь участком на правах бессрочного (постоянного) пользования. Так сказано в п.п. 1 и 2 ст. 271 ГК РФ. Причем не имеет значения, есть у вас документы или нет.
ПАМЯТКА: В настоящее время предоставлять земельные участки на условиях постоянного бессрочного пользования запрещено. Это сохраняется для фирм, которые получили участки до вступления в силу ЗК РФ. Однако до 1 января 2008 года организации и предприниматели должны переоформить участки, занимаемые на условиях бессрочного пользования, в собственность или в аренду (ФЗ-№ 192 от 27.12.2005 г.). О выкупе земельных участков сказано в ст. 36 ЗК РФ.

Кто платит земельный налог
Основная проблема земельного налога заключается в том, что многие организации (предприниматели), обязанные его уплачивать, не подозревают об этом. Статья 388 НК РФ признает плательщиками этого налога организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения. Не платят налог организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
ПАМЯТКА: Физические лица — это граждане РФ, индивидуальные предприниматели. Переход на упрощенную систему налогообложения или уплата единого налога на вмененный доход не освобождает от уплаты земельного налога.

Организация владеет землей на праве безвозмездного пользования. Договор с собственником заключен на срок 20 лет. Должна ли организация платить земельный налог?
Нет. В данной ситуации договор пользования заключен на определенный срок — 20 лет.
Предприятие арендует здание. Должен ли арендатор платить налог на землю, на которой оно находится?
В соответствии со ст. 652 ГК РФ по договору аренды во временное пользование передается только здание. Т.е. здание по-прежнему остается на балансе арендодателя. Он и будет продолжать платить налог за соответствующий земельный участок, если иное не указано в договоре на аренду имущества. Отношения, связанные с арендой земли, не подпадают под действие налогового законодательства, а регулируются ГК РФ. В других случаях платится земельный налог.

Очень важно! Договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Обратите внимание! Многие фирмы арендуют помещения. Некоторые инспекторы считают, что организация должна заплатить земельный налог. Арбитры не поддерживают инспекторов (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.07.05 по делу № А26-108/2005-217). Судьи заявили, что земельный налог платят собственники земли, кроме арендаторов (ст. 388 НК РФ). У арендатора помещения не возникает каких-либо прав на землю.
ПАМЯТКА: С земель, находящихся на праве пожизненного наследуемого владения, также нужно платить земельный налог. Но это касается только граждан (ст. 21 ЗК РФ).

Что является основанием для уплаты земельного налога
Право собственности на землю возникает у предприятия после его государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г.
в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ (в ред. от 18.07.06 г.) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Указанные права на земельные участки удостоверяются выдачей свидетельства о праве собственности на земельный участок.
Если организация еще не зарегистрировала свои права, то она все равно признается владельцем участка на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, которые были выданы организации до вступления в силу Закона № 122-ФЗ. Об этом сказано в письмах Минфина от 20.06.06 г. №03-06-02-04/88, от 27.10.06 № 03-06-02-04/149.
ПАМЯТКА: Налоговики руководствуются понятием «о единстве судьбы» недвижимого имущества и земельного участка под ним. Если вы владеете недвижимостью, то обязаны платить налог за тот земельный участок, на котором она находится.

Что представляет собой кадастровая оценка
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (ст. 66 ЗК РФ). Любой участок земли имеет реальную цену, которая напрямую зависит от его качества. Чем земля плодороднее, тем, соответственно, выше ее стоимость. За каждым земельным участком должен быть закреплен свой кадастровый номер. При оформлении сделки купли-продажи этот номер будет фиксироваться и в Земельном комитете, и в Регистрационной палате. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в системе государственного земельного кадастра путем внесения сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.

От чего зависит сумма налога
Сумма земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка и установленной налоговой ставки по земельному налогу. Чем выше кадастровая стоимость, тем больше сумма налога. Кадастровая стоимость определяется по данным кадастровой оценки, результаты которой утверждаются органами исполнительной власти субъектов России на основе расчетов, сделанных Федеральным агентством кадастра объекта недвижимости. Местные власти должны довести до налогоплательщика информацию о стоимости участка, либо стоит обратиться в местный орган по регулированию земельных отношений (например, в Департамент земельных ресурсов). Кадастровая стоимость определяется на конкретную дату — на 1 января года, являющегося налоговым периодом по налогу. При этом она не может для целей налогообложения изменяться в течение года, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или не было вынесено соответствующее судебное решение.

Налоговая база
Налогоплательщики (организации, предприниматели) определяют налоговую базу самостоятельно. Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. На основании ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Ставки налога
Ставки налога регламентируются законами муниципальных образований (п. 1 ст. 394 НК РФ). НК РФ устанавливает максимальные размеры налоговых ставок:
— 0,3% для сельского хозяйства и участков, занятых объектами ЖКХ;
— 1,5% для всех прочих земель.
ПАМЯТКА: Местные власти могут самостоятельно дифференцировать размер ставок в этих пределах в зависимости от категорий земель.

Индивидуальный предприниматель владеет участком, который расположен на территории двух муниципальных образований. Каким образом надо рассчитывать налог в данной ситуации?
Налоговая база по части участка, расположенной на территории каждого муниципального образования, формируется как доля кадастровой стоимости участка, пропорционально доле площади, которую он занимает на данной территории. Сумма налога тогда рассчитывается как произведение кадастровой стоимости, исчисленной для соответствующей части площади участка, и ставки, действующей на территории муниципального образования, где расположена земля. Такие разъяснения приведены в письме Минфина от 27.12.05 г. № 03-06-02-02/108. Соответственно, каждая сумма налога перечисляется в «свой» бюджет.

Обратите внимание, что в данном случае необходимо представить отдельный расчет по земельному налогу в инспекцию всех муниципальных округов, на территории которых расположен участок.

Расчет земельного налога
Расчет земельного налога в общем случае не вызывает трудностей. Чтобы рассчитать налог за налоговый период, надо налоговую базу (кадастровую стоимость на 1 января) умножить на налоговую ставку, соответствующую категории земельного участка. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, равна годовой сумме налога за минусом уплаченных авансовых платежей.
Сложнее ситуация, когда участком владеют не полный год. Тогда для расчета земельного налога необходимо знать: 1) количество месяцев отчетного периода, 2) количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода, 3) ставку налога, 4) налоговую базу (кадастровую стоимость).

Компания продала свой земельный участок. Нужно ли платить земельный налог за тот период, в котором право собственности на него было прекращено?
П. 7 ст. 396 НК РФ установлено, что если право собственности на земельный участок прекращено до 15-го числа месяца, фирма должна уплатить налог за период с 1 января до 1-го числа месяца прекращения права. Если право на земельный участок прекращено после 15-го числа месяца, то уплатить налог нужно с 1 января до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения права.

Авансовые платежи по земельному налогу
Земельный налог перечисляется посредством авансовых платежей, если это предусмотрено законодательством муниципальных образований. Размер авансов определяется отдельно за каждый квартал как одна четвертая от общей суммы налога.
Очень важно! Отчетными периодами по земельному налогу являются квартал, полугодие и девять месяцев. Но это не влияет на порядок расчета авансовых платежей. Другими словами, авансовые платежи определяются не нарастающим итогом, а отдельно за каждый квартал.

Сроки уплаты
Сроки уплаты авансовых платежей налога также устанавливают местные власти. Однако требовать уплаты налога за год раньше 1 февраля следующего года они не имеют права (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Льготы по земельному налогу
Глава 31 НК РФ предусматривает следующие виды льгот:
— в виде не облагаемой налогом суммы;
— в виде необлагаемой площади земельного участка;
— в виде освобождения от платежей;
— в виде уменьшения суммы налога.
Льготы на федеральном уровне перечислены в ст. 395 и п. 5 ст. 391 НК РФ. Кроме того, льготы могут предоставлять муниципальные образования (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщик, имеющий на них права, должен представить подтверждающие документы в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка.

В собственности индивидуального предпринимателя три земельных участка разной площади на территории одного округа, где местные органы власти предусмотрели льготу по земельному налогу в виде необлагаемой суммы. Можно ли воспользоваться льготой по каждому из участков?
Нельзя. Льготу можно применять лишь в отношении одного земельного участка. П. 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что база по налогу уменьшается на соответствующую сумму только одним налогоплательщиком в отношении участка, расположенного на территории одного муниципального образования. Таким образом, предприниматель вправе выбрать, по какому участку уменьшить налоговую базу. Если разность между налоговой базой и необлагаемой суммой получится отрицательной, то налог не платится, т.к. база «обнуляется».

ПАМЯТКА: Если организация (предприниматель) имеет несколько участков, расположенных на территории одного муниципального образования, то она может сама определить, по какому из них будет применяться льгота.

Налоговая декларация по земельному налогу
Новая форма налоговой декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 29.03.2007 г. №27н. Настоящий Приказ вступает в силу по отчетности за 2007 год по сроку не позднее 1 февраля 2008 года. Ее нужно сдать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Если у налогоплательщика на территории одного муниципального образования имеется несколько земельных участков, то подавать следует одну декларацию.
Обратите внимание! 1. Сдавать авансовые расчеты и декларацию по налогу должны не только организации, но и физические лица — индивидуальные предприниматели (в отношении тех земель (или части), которые они используют для предпринимательской деятельности).
2. Налогоплательщики — физические лица (не предприниматели) уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ), поэтому налоговую декларацию им представлять не нужно.
Очень важно! Если фирма имеет земельный участок, на котором находятся как объекты ЖКХ, так и промышленные предприятия, то земельный налог рассчитывается отдельно: по ставке до 0,3% для участка, занятого объектами ЖКХ, и по ставке до 1,5% — для остальной площади (письмо Минфина от 1.09.06 № 03-06-02-06/89). Данные для расчета нужно брать из технической документации (техпаспорта объекта, градостроительного плана земельного участка). При составлении налоговой декларации по земельному налогу следует заполнять два отдельных раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога». При этом по строке 050 указывается, соответственно, кадастровая стоимость участка, которая занята объектами жилищного фонда, и остальной площади, а по строке 220 (200) — налоговая ставка.

Подведем итоги
В заключение еще раз обращаю внимание тех, кто недавно стал землевладельцем либо только планирует приобрести земельный участок или здание, на несколько важных моментов.
1. Фирмы-владелицы недвижимого имущества (в т.ч. и земельных участков) ставятся на учет в инспекции по месту его расположения
(п. 5 ст. 83 НК РФ). Значит, рассчитывать налог необходимо по правилам, установленным в нормативном акте данной территории, а отчетность сдавать в местную ИФНС (п. 1 ст. 389, п. 3 ст. 397 НК РФ).
2. Обязанность по уплате земельного налога у покупателя земельного участка возникает с момента государственной регистрации права собственности на данное имущество. При этом продавец участка остается налогоплательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права собственности. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (письмо Минфина России от 23.09.05 №03-06-02-04/75).
3. При покупке здания, находящегося на арендованном земельном участке, покупатель фактически становится арендатором участка. Причем происходит это с момента регистрации права собственности на недвижимость и вне зависимости от того, был ли заключен в установленном порядке договор аренды между новым владельцем здания и собственником земли. Следовательно, покупатель должен вносить плату за участок земли, на котором находится приобретенное здание. Об этом Минфин России сообщал в письме от 12.09.05 №03-06-02-04/70. Обосновывая свою позицию, специалисты финансового ведомства сослались на постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.05 №11.
4. Если участок поделен между несколькими владельцами, то в правоустанавливающем документе может отсутствовать информация, необходимая для расчета налога, а именно доля, приходящаяся на собственника. В этом случае данный показатель определяется путем деления площади земельной доли, указанной в документе, на общую площадь земельного участка (письмо Минфина России от 01.09.05 №03-06-02-02/74).

Разъяснения по земельному налогу

И все-таки кто? или Поговорим о плательщиках земельного налога

Плательщики земельного налога определены п. 1 ст. 388 НК РФ — это организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Казалось бы, что здесь может быть непонятного?

Ан нет! Вопросы то и дело возникают, и вот почему. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ права (собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок подлежат государственной регистрации. Таковая (госрегистрация) в силу п. 1 ст. 2 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимость» является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Другими словами, зарегистрировано соответствующее право на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), что подтверждено правоустанавливающим документом, — вы уплачиваете налог. (Кстати, контролеры не раз подчеркивали данное правило в своих разъяснениях — см. Письма Минфина России от 24.07.2009 N 03-05-06-02/66, от 22.07.2009 N 03-05-05-02/40, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19, от 28.12.2007 N 03-05-06-02/141, от 27.12.2007 N 03-05-06-02/139, ФНС России от 17.07.2008 N ШТ-6-3/[email protected])

Примечание. Основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок (Письмо Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19).

Высказался по этому поводу и Пленум ВАС РФ: в п. 1 Постановления N 54 он подчеркнул: обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации (за юридическими и физическими лицами) одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Если право получено до того, как?

А если право на земельный участок было предоставлено организации до вступления в силу Закона «О государственной регистрации прав на недвижимость»? Как быть?

В этом случае, отмечают чиновники (см., например, Письма Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19), такое право признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации (последняя, кстати, проводится по желанию правообладателей). Поэтому плательщики земельного налога определяются на основании удостоверяющих права на землю документов, выданных юридическим лицам до вступления в силу Закона «О государственной регистрации прав на недвижимость» (это государственные акты, свидетельства и др. документы, которые имеют равную юридическую силу с записями в реестре).

В п. 4 Постановления N 54 Пленум ВАС РФ указал: на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

О праве постоянного (бессрочного) пользования землей, или Особые правила

Начнем с небольшого экскурса в «земельную историю». В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность (п. 2 ст. 15 ЗК РФ) или в аренду (ст. 22 ЗК РФ), а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) — в постоянное (бессрочное) пользование.

Ранее (до вступления в силу Земельного кодекса) юридические лица могли участвовать в земельных отношениях только на правах пользователей или арендаторов земельных участков. Получив землю в постоянное (бессрочное) пользование (до 30.10.2001), они сохраняют это право на основании п. 3 ст. 20 ЗК РФ (ограничений срока указанного права — обратите внимание — Земельным кодексом не установлено).

В то же время согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ юридические лица (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ), обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны переоформить данное право на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 г.

Несоответствие данной нормы Закона положениям п. 3 ст. 20 ЗК РФ и послужило причиной обращения Законодательного Собрания Нижегородской области в КС РФ с соответствующим запросом. Определением от 25.12.2003 N 512-О КС РФ отказал в принятии его к рассмотрению и разъяснил, что абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ указывает лишь на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления). Кроме того, КС РФ отметил: положение абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Примечание. С 1 января 2011 г. вступает в силу ст. 7.34 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение сроков переоформления права бессрочного пользования земельным участком.

Следовательно, право пользования земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона. На это указано, например, в Постановлении ФАС МО от 31.08.2009 N КГ-А41/8521-09: учитывая, что наличие права постоянного бессрочного пользования земельным участком (п. 3 ст. 20 ЗК РФ) предоставляет организации возможность по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора после соответствующего переоформления в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ, что соответствует конституционно-правовому смыслу названной нормы, указанному в Определении КС РФ от 25.12.2003 N 512-О, суд кассационной инстанции соглашается с тем, что право пользования истца земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона.

Таким образом, организации, получившие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до введения в действие ЗК РФ и не переоформившие его, признаются плательщиками земельного налога. Аналогичной позиции придерживается и финансовое ведомство (см., например, Письмо от 16.09.2005 N 03-06-02-02/82).

К сведению: согласно п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

На данную категорию налогоплательщиков указал и Пленум ВАС РФ (см. п. 3 Постановления N 54), отметив: при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в п. 1 ст. 20 ЗК РФ среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании п. 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие ЗК РФ.

Универсальное правопреемство

Пленум ВАС РФ разъяснил (п. 5 Постановления N 54), что универсальные правопреемники (речь идет о реорганизации юридических лиц, за исключением выделения, а также наследовании) становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (другими словами, пенять на то, что свидетельство о праве собственности на землю не переоформлено, в подобных случаях не стоит).

Такая ситуация, например, рассмотрена в Постановлении ФАС УО от 23.06.2008 N Ф09-4441/08-С3. Судами установлено, что федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (академия) зарегистрировано в качестве юридического лица. По распоряжению Правительства РФ названное учреждение и государственное образовательное учреждение (техникум) реорганизованы путем присоединения техникума к академии в качестве структурного подразделения.

На основании названного распоряжения составлен передаточный акт, по которому учреждению переданы (среди прочих активов) земельные участки — последними техникум обладал на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставленным по постановлению главы администрации города (от 23.01.2001).

Поскольку академия является правопреемником техникума по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые третьими лицами, суд отметил следующее. Бездействие землепользователя, повлекшее отсутствие документов о праве на земельные участки, соответствующих требованиям законодательства, действующего в момент их предоставления (передачи), не является основанием для освобождения от платы за пользование землей.

И снова к вопросу о зарегистрированном праве

Итак, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения на земельный участок. Другими словами, если отсутствует информация о существующих правах в ЕГРП, при этом исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления N 54, не имеют места, организация (при возникших спорах с налоговиками) может иметь хорошие шансы на успех при отстаивании своих интересов в судебном порядке. В качестве примера приведем Постановление ФАС ВВО от 24.08.2009 N А82-2199/2009-20.

По мнению налогового органа, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детского сада развивающего вида (далее — МДОУ) является плательщиком земельного налога, поскольку спорный земельный участок находится в его фактическом пользовании и у МДОУ отсутствует льгота по указанному налогу. Инспекция направила МДОУ требования об уплате налога, но, поскольку таковые не были исполнены в добровольном порядке, налоговики обратились за взысканием недоимки по налогу в суд.

Арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом факта владения МДОУ спорным земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированном в установленном законом порядке, и, соответственно, о наличии у учреждения обязанности уплаты налога.

Второй арбитражный суд согласился с выводами своих коллег. И ФАС ВВО, рассмотрев кассационную жалобу, не нашел правовых оснований для отмены судебных актов.

Так, из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае имели место исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ. Ссылка Инспекции на Постановление главы Ростовского муниципального округа от 15.03.2005 N 264, которым МДОУ предоставлен указанный земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данное Постановление не является свидетельством или другим документом, удостоверяющим право на земельный участок.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали налоговому органу в удовлетворении заявленного требования. Учитывая изложенное, довод инспекции об отсутствии у МДОУ льготы по земельному налогу подлежит отклонению, поскольку не имеет правового значения.

В то же время нельзя не отметить, что, если земельные участки долго не регистрируются, такие факты должны рассматриваться как уклонение от уплаты налога со всеми вытекающими отсюда последствиями (налоговая ответственность по ст. 122 НК РФ). Эта позиция, в частности, определена в Письме Минфина России от 29.12.2007 N 03-05-05-02/82 (кстати, Письмом ФНС России от 07.02.2008 N ШС-6-3/[email protected] названное разъяснение финансистов доведено до налоговых органов для руководства к действию).

Аналогичного мнения придерживаются и судьи, причем на уровне высших арбитров. Так, в Постановлениях от 12.07.2006 N 11403/05, N 11991/05 Президиум ВАС РФ указал: отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит от волеизъявления самого пользователя, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога. (См. также Постановления ФАС СЗО от 21.02.2008 N А56-19016/2007, ФАС ЗСО от 11.03.2008 N Ф04-1521/2008(1742-А27-26), ФАС ВСО от 28.11.2007 N А19-4107/07-43-Ф02-8860/07 и др.)

Отметим, что часть приведенных Постановлений принята на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю», большинство положений которого утратило силу. Однако действующие нормы, регулирующие земельное законодательство, по своей сути остались теми же. Поэтому приведенная арбитражная практика актуальна и по сей день.

Кто платит налог на землю под многоквартирным домом?

Здесь следует отметить две ситуации: первая, когда земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ. Тогда собственники проводят общее собрание, на котором выбирается ответственное лицо, для того чтобы организовать обращение этого лица в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (Письмо Минфина России 22.07.2009 N 03-05-05-02/40).

К сведению: в Письме финансисты, ссылаясь на арбитражную практику, отметили, что для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта (решения) собственником этих земель (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием).

Вторая ситуация — земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован после введения в действие ЖК РФ. В этом случае земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, изначально находится в общей долевой собственности собственников помещений.

И в первом, и во втором случае плательщиками будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома (см. также Письма Минфина России от 02.09.2009 N 03-05-06-02/87, от 17.08.2009 N 03-05-06-02/80 и др.). Отметим, кстати, если организация использует нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, по договору аренды, она не признается плательщиком земельного налога в отношении соответствующего земельного участка (Письмо Минфина России от 10.08.2009 N 03-05-05-02/47).

Внимание! Если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок плательщиком земельного налога признается товарищество как самостоятельное юридическое лицо (Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-02-05/57). С момента перехода права пользования на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке (прекращение права у ТСЖ и возникновение права собственности у собственников) плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Но факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений. На это, в частности, указал и Пленум ВАС РФ (п. 5 Постановления N 54).

Кстати, в соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ плательщики земельного налога, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Понятно, что это касается и физических лиц — членов товарищества собственников жилья (Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-02/52).

Что же такое объект?

В п. 1 ст. 389 НК РФ отмечено: под объектом следует понимать земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Под земельным участком согласно ст. 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован (см. также п. 2 Постановления N 54).

Теперь скажем несколько слов об исчислении налога.

Земельный налог можно рассчитывать от нормативной цены земли

Известно, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством. Однако таковая частенько превышает рыночную стоимость, вот и получается, что она используется только для того, чтобы увеличить налог. (Решить эту проблему можно было бы, закрепив на законодательном уровне правило, согласно которому если кадастровая стоимость земельного участка утверждена выше рыночной стоимости, то для исчисления земельного налога должна применяться последняя. Но на данный момент, к сожалению, таких правил нет.)

Ранее (еще в 2006 г.) Минфин (не без удовольствия) констатировал, что до определения и доведения до сведения организации кадастровой стоимости указанных земельных участков обязанность по уплате земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков у организации не возникает. Однако такие организации-землевладельцы все равно обязаны представлять в налоговые органы нулевые декларации (расчеты) по земельному налогу (см., например, Письма Минфина России от 29.03.2006 N 03-06-02-04/43, от 15.06.2006 N 03-06-02-04/86).

И вдруг фискальным органам помогли высшие арбитры, сославшись на прямо закрепленную в Федеральном законе N 137-ФЗ норму (п. 13 ст. 3) о том, что при отсутствии кадастровой стоимости земли для целей налогообложения должна применяться нормативная цена (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 6113/08, Определение ВС РФ от 21.01.2009 N 20-Г08-12).

Такой подход ВАС РФ закрепил и в Постановлении N 54 (абз. 2 п. 7).

Кроме отрицательной стороны (теперь по таким участкам налоговики вправе доначислить земельный налог с пенями, но ссылка на прежние разъяснения Минфина поможет не уплачивать штраф), есть в этой норме и положительный момент. В случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, нужно использовать нормативную стоимость, а она, как правило, существенно ниже и рыночной, и кадастровой стоимости соседних участков. Более того, Правительство РФ прямо установило, что нормативная цена не должна превышать 75% рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Земельный участок под жилищное строительство — не освоен!

В этой ситуации законодатели придерживаются мнения, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Об этом, в частности, говорится в п. 8 Постановления N 54.

Отметим еще одну интересную, на наш взгляд, ситуацию, которая не нашла своего отражения в рассматриваемом Постановлении. Речь идет о передаче земельного участка в аренду. Например, организация имеет на праве собственности земельный участок категории поселений и принимает решение о передаче его в аренду застройщику для строительства многофункционального жилого комплекса. Имеет ли право организация рассчитывать на более низкую (в пределах 0,3%) налоговую ставку?

Да, имеет, ведь гл. 31 НК РФ не предусмотрено изменение ставок земельного налога в связи с передачей земельного участка в аренду. Подтверждено это и Минфином: в Письме от 06.05.2008 N 03-05-05-02/31 отмечено, что в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, вне зависимости от передачи земельного участка в аренду должна применяться ставка земельного налога, не превышающая 0,3% кадастровой стоимости.

И последнее.

. на что хотелось бы обратить внимание, — это п. 5 ст. 391 НК РФ, в котором отмечено, что налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В Постановлении N 54 разъяснено, что льготой могут воспользоваться налогоплательщики — физические лица, которые используют земельный участок для предпринимательской деятельности (такая возможность не запрещена ст. 391 НК РФ). Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание: если налогоплательщик, имеющий право на льготу, обладает несколькими земельными участками, расположенными на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму осуществляется в отношении только одного из участков. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет, в отношении какого из них, после чего оповещает об этом налоговую инспекцию путем подачи заявления и документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу. В случае если налогоплательщик имеет земельные участки в нескольких муниципальных образованиях, налоговая база уменьшается по каждому из участков.

Смотрите так же:

  • Надо ли сдавать нулевую декларацию по налогу на имущество в 2018 году Порядок заполнения декларации по налогу на имущество в 2018 году В ст. 372 НК РФ указано, что размер и порядок уплаты устанавливают субъекты федерации. В 2013 году в гл. 30 НКРФ были внесены изменения следующими законами: закон № 268-ФЗ от 30. 09. 2103 […]
  • Закон 282 об официальном статистическом учете Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ"Об официальном статистическом […]
  • Росприроднадзор приказ 712 Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 г. N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 г. N 712"О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" О […]
  • Увольнения генералов мвд рф июнь 2018 года Путин уволил и назначил ряд чиновников. Об их работе в двух словах Кого уволили: Владимир Степанов. Генерал-полковник. Бывший первый замглавы МЧС России Степанов родился 16 мая 1959 года в городе Москва. Работал в МЧС с 1993 года. Был как начальником штаба […]
  • П 35 правил ведения и хранения трудовых книжек Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 октября 2016 г. № 589н “Об утверждении разъяснения по некоторым вопросам применения Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, […]
  • Правила склеротерапии Флебология сегодня в Санкт-Петербурге Для пациентов Флебология в Санкт-Петербурге Актуальные темы форума АФР Склеротерапия (компрессионное флебосклерозирование) Foam-form склеротерапия Самая современная и наиболее часто используемая методика […]
  • Купля продажа доллар рубль Курс доллара США в Сбербанке Хочу купить Хочу продать Обслуживание сотрудников Ужас Ужасное обслуживание , спросил где разменять валюту , мне сказали что купюра приемник принимает пачками , так вот что бы внести ясность , у меня было 25 000 рублей , […]
  • Приказ 325 аптечки Приказ Минздравмедпрома РФ от 20 августа 1996 г. N 325 "Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Приказом Минздравсоцразвития России от 8 сентября 2009 […]