2 Государственная собственность на землю

Содержание:

Государственная собственность на землю

Земельные участки, принадлежащие государству на правах собственности, относятся к особой категории субъектов РФ. В нижеприведенной статье читайте, что такое государственная собственность на землю, какие ее виды существуют и возможен ли выкуп участка от государства.

Собственность земли в юридическом своем понимании признается, как одна из основных экономических категорий в российском законодательстве. В отличие от права собственности и другие вещные права на имущество, форма земельной собственности напрямую зависит свойств земли, ее особенностей и, соответственно, ее целевого назначения.

В теории права существует два основных понятия:

  • собственность объекта – система отношений между лицами посредством производства, обмена, потребления, распределения, то есть приобретение чего-либо в свою принадлежность; собственность земли носит бессрочный характер и существует в течение всего времени, пока существует непосредственно объект недвижимого имущества; согласно закону, земельный участок может принадлежать одному или нескольким собственникам;
  • право собственности – полное имущественное право, порядок назначения в котором определен законодательными актами РФ; право собственности позволяет совершать любые действия с объектом недвижимости, не запрещенные законом.
  • Земля входит в число обособленных объектов гражданско-правового института, и кроме права частной собственности на землю и полного распоряжения имуществом, российское федеральное законодательство предусматривает ряд ограничений прав на землю (Земельный кодекс РФ, ФЗ «Об оборотоспособности земельных участков», ФЗ «О правовом режиме земель», и т.д.). В первую очередь, ограничения связаны с необходимостью в сохранении природных объектов и памятников, несущих историческую и культурную ценность, с охраной жизни и здоровья людей, с созданием условий, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, а также, с эксплуатацией транспортных, телекоммуникационных и промышленных объектов. Различные целевые назначения определяют ограничения прав на землю, устанавливаемые актами органов местного управления либо органами законодательной власти.

    Право государственной собственности на землю

    Как и любое иное недвижимое имущество, земля может находиться в собственности государства, физических и юридических лиц. При этом, государственная собственность на землю предполагает принадлежность непосредственно государству правомочий владения, пользования и распоряжения объектом. Государственная собственность на земельные участки подразделяется на следующие виды:

  • Собственность федерального значения – земли, принадлежащие государству РФ на праве собственности. К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные таковыми на основании федерального закона (п. 1 ст. З ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
    • земельные участки, право собственности государства РФ на которые возникло в порядке разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены государством РФ на основании пунктов Гражданского кодекса РФ.
    • Собственность субъектов РФ – земли, принадлежащие субъектам государства РФ на праве государственной собственности (республики, края, области, автономные округа и области). К таким землям относятся:
      • земельные участки, признанные собственностью субъектов РФ на основании федерального законодательства;
      • земельные участки, право собственности на которые возникло в процессе разграничения государственной собственности на землю;
      • земельные участки, которые были приобретены субъектами РФ на основании гражданского законодательства.

      При этом правомочия государственной собственности распределяются между различными органами государственной власти и местными органами самоуправления, а их реализация и исполнение осуществляется посредством установленной системы полномочий и функций управления, определенной государством.

      Объекты права государственной собственности на землю – земельные участки, расположенные на индивидуально обособленных территориях и не являющиеся собственностью физических или юридических лиц, муниципальных образований (п.2 ст.214 ГК РФ). Государственные земли обладают большей площадью и несут в себе значительную экологическую и экономическую значимость. Подавляющее большинство промышленно-производственных и природоохранных предприятий располагается землях, принадлежащих государству.

      Государственные земли могут быть переданы в пользование физическим либо юридическим лицам на правах срочного или бессрочного пользования, аренды, пожизненного наследования. По закону допускается приватизация земель, находящихся в собственности у государства, при этом учитываются ограничительные меры, которые были установлены для земель отдельных категорий.

      Приобретатели земельных участков от государства несут круг обязанностей относительно рационального использования земель. Пользование государственной землей является платным, уплата налога должна производиться в установленном законом объеме и сроках, также в соответствующие сроки в государственные органы предоставляется налоговая декларация по земельному участку.

      Как выкупить земельный участок у государства

      Земельный участок, находящийся в собственности у государства, можно выкупить, взять в аренду, а также, получить бесплатно в безвозмездное пользование, если только он не является землей особого назначения (заповедник, земля, на которой расположены оборонные объекты и т.д.). Право приобретения регулируется ст.ст. 20, 21, 28, 29, 36, 37 Земельного кодекса РФ.

      Покупка земельного участка у государства имеет свое целесообразное значение и может быть необходимой:

    • если недвижимость, переданная по наследству и расположенная на государственной земле, может быть оформлена в собственность только в случае покупки данного земельного участка у государства;
    • если планируется индивидуальное жилищное строительство на участке, принадлежащем государству, но ранее уже использовано право на приватизацию объекта недвижимости;
    • если ранее приватизированный земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, имеет площадь менее заявленной в документах.
    • Для того, чтобы произвести выкуп участка у государства, необходимо подать в органы местной администрации заявление с указанием в нем точное место расположения земельного участка, его размер и площадь, целевое назначение, письменное подтверждение согласия на внесение авансового платежа.

      Важно! Сумма авансового платежа не должна превышать 20% от государственной экспертной оценки участка.

      Вместе с заявлением необходимо приложить следующий пакет документов:

      • документ, подтверждающий право пользования землей;
      • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность (паспорт);
      • документ, на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.
      • Поданное заявление рассматривается местными властями в течение 30 дней, затем заявителю отсылается уведомление о разрешении либо мотивированном отказе на приобретение земельного участка.

        В случае получения положительного решения заявителю необходимо:

      • Обратиться в местную администрацию для заключения договора об авансовом платеже и внесения установленной суммы.
      • После утверждения договора, в присутствии нотариуса необходимо заключить договор купли-продажи, в котором определяются условия выплаты оставшейся части суммы за земельный участок.
      • Сроки выплаты устанавливаются по согласованию всех сторон и могут иметь отсрочку, не превышающую 10 лет.

        • Далее, в течение 30 календарных дней заявителем вносится на банковский государственный счет 50% от экспертной оценочной стоимости участка. Оставшаяся сумма выплачивается равными частями в срок не реже, чем один раз в квартал. Просрочка платежа предполагает начисление пени в размере, установленной договором.
        • Важно! Оформить земельный участок в частную собственность можно только после исполнения долгового обязательства в полном объеме. Процесс государственной регистрации земли в собственность может длиться до 6 месяцев.

          Государственная собственность на землю в Российской Федерации (стр. 1 из 3)

          1. Понятие и виды государственной собственности на землю

          2. Разграничение государственной собственности на землю

          3. Федеральная собственность на землю. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

          4. Собственность на землю субъектов Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

          Список использованной литературы

          Принцип многообразия форм земельной собственности получил закрепление в акте, имеющем высшую юридическую силу, а именно в Конституции Российской Федерации. Одним из видов данного многообразия является государственная собственность на землю.

          Государственная собственность на землю в России практически всегда играла особую роль. В советское время она была единственно возможная. Проводимые в нашей стране реформы потребовали коренного пересмотра сложившихся за многие десятилетия подходов к решению проблем, связанных с собственностью на землю. В результате экономических и политических преобразований государственная собственность утратила свое исключительное положение и получила статус одной из форм собственности. Это повлекло за собой значительные изменения, затрагивающие всю систему правового регулирования земельных отношений в целом, в том числе новые подходы к характеристике государственной собственности на землю.

          Участие государства в гражданско-правовых отношениях предполагает, что оно строится на принципе равенства субъектов. Вместе с тем государство наделено суверенными правами, политической властью.

          В соответствии с положениями законодательства Российская Федерация и субъекты РФ признаются собственниками земли. Однако значительное число земель находится в неразграниченной государственной собственности, что вызывает необходимость проведения разграничения государственной собственности на землю. От того, как будет проходить этот процесс и каковы будут его результаты, зависит развитие регионов и государства в целом.

          Объектом исследования данной контрольной работы является система законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих государственную собственность.

          Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением правомочий собственника субъектом права государственной собственности на землю.

          Целью данной работы является анализ правового регулирования государственной собственности на землю в настоящее время. Контрольная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и перечень использованной литературы.

          1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

          В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации[1] в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Также в статье 9 данного основополагающего документа говорится, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

          Земли, которые не находятся в частной собственности граждан и юридических лиц, либо в муниципальной собственности, являются государственной собственностью. Земли государственной собственности подразделяются на федеральную собственность (федеральные земли) и собственность области (субъекта Федерации)[2] .

          При отнесении земельных участков к той или иной форме собственности государство руководствуется определенными целями. В частности, могут быть выделены следующие цели:

          1) предотвращение концентрации крупных земельных участков в руках одного лица;

          2) соединение собственника земельного участка и сельскохозяйственного производителя в одном лице;

          3) обеспечение выполнения экологических требований при хозяйственном использовании земли как уникального дара природы;

          4) обеспечение целевого использования земельных участков в зависимости от их качественных характеристик, определяемых в соответствии с земельным кадастром;

          5) регулирование рынка земли с целью минимизации негативных социально-экономических последствий[3] .

          Большинство земель в РФ находится в основном в государственной собственности. Это связано, надо полагать, с тем, что государство в отличие от частных лиц выступает наиболее эффективным собственником[4] .

          Еще одним элементом государственной собственности является то, что в соответствии с Конституцией РФ и Земельным кодексом земли являются основой жизни и деятельности человека и общенациональным достоянием. Это выражение публично-правового интереса в земельном праве.

          Таким образом, государственная собственность на землю является одной из форм собственности на данный природный объект наряду с частной и муниципальной. Но всё же большинство земель в Российской Федерации находится в основном в государственной собственности.

          2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

          Начало разграничению государственной собственности положил Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 “О федеральных природных ресурсах”[5] .

          Этот Указ установил правило, в соответствии с которым разграничение государственной собственности на природные ресурсы определяется в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира, федеральных природных ресурсов исходя из принципа их общегосударственного значения.

          В соответствии с названным Указом к федеральным природным ресурсам, например, относились земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых территорий федерального значения.

          Вопрос о разграничении государственной собственности на землю в настоящее время регулируется Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”[6] .

          Этим законом был признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю”[7] .

          В настоящее время вопросы разграничения государственной собственности на землю регулируются п. 10 ст.3 и ст.3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”[8] .

          В соответствии с названным законом распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

          Следует также обратить внимание на то, что порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю также несколько изменился. Так, в соответствии со ст.30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”[9] государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

          В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

          Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством РФ.

          В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 30 июня 2006 года № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю»[10] .

          Таким образом, при разграничении государственной собственности на землю законодатель выделяет собственность Российской Федерации, собственность субъекта Российской Федерации, а также собственность муниципального образования. Законодательство по данному вопросу за последнее время претерпело значительные изменения.

          3. федеральная собственность на землю. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

          В соответствии с упоминавшимся Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

          5.2. Государственная собственность на землю

          Достаточно длительное время земля как ресурсы рассматривались как объект исключительной государственной собственности.

          Действующее законодательство устанавливает, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п.1 ст. 16 ЗК РФ). Таким образом, установлена своего рода презумпция принадлежности земельных участков государству, если они не закреплены за указанными субъектами.

          Государственная собственность делится на два вида: собственность Российской Федерации в целом (федеральная) и собственность ее субъектов (региональная).

          Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, осуществляются соответственно Российской Федерацией и ее субъектами. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией.

          В федеральной собственности и собственности субъектов РФ находятся соответственно земельные участки:

          признанные федеральной собственностью или собственностью субъектов РФ федеральными законами;

          приобретенные Российской Федерацией и ее субъектами по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

          право собственности Российской Федерации и ее субъектов, которое возникло при разграничении государственной собственности на землю.

          Кроме того, в собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

          занятые недвижимым имуществом, находящимся в их собственности;

          предоставленные региональным органам государственной власти, государственным унитарным предприятиям и учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

          отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности этих субъектов, землям фонда перераспределения земель;

          занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

          Порядок и основания разграничения государственной собственности на землю были определены в ФЗ от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». После пяти лет разграничений закон был упразднен. За прошедший период действия закона в стране завершено разграничение примерно 30 % земельной собственности. По подсчетам специалистов окончательное разграничение реально можно было бы завершить лишь к 2020 г. Процедура оказалась достаточно сложной, вызвала огромное количество судебных разбирательств и в определенной степени стала тормозить решение многих социально-экономических проблем.

          5.3. Муниципальная собственность на землю

          Муниципальная собственность на землю – самостоятельная форма собственности.

          Субъекты муниципальной собственности на землю: города, районы, поселки, сельские населенные пункты, волости, округа, уезды, префектуры.

          В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

          В муниципальной собственности находятся земли в границах соответствующего муниципального образования. В состав муниципальных входят земли жилой, производственной, общественной застройки, земли общего пользования и др.

          Согласно ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

          признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ;

          право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

          приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

          Оборот земель неразграниченной государственной собственности

          Большинство земель в России находится в государственном владении. Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными.

          Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам.

          Понятие и виды государственной собственности на землю

          К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ.

          Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными. Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:

        • Федеральные земельные участки;
        • Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
        • Земли муниципалитетов;
        • Неразграниченные земельные наделы.
        • Законодательное регулирование

          Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:

        • Земельным кодексом (ЗК РФ);
        • Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
        • Гражданским кодексом РФ;
        • Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.
        • Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.

          Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.

          Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:

        • Земли правительственных зданий и учреждений;
        • Участки казённых и унитарных предприятий;
        • Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
        • Земли госкомпании Росавтодороги.
        • Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.

          Какие земли могут быть в неразграниченной государственной собственности?

          Таким образом, в неразграниченной собственности относятся следующие участки:

        • Сельскохозяйственные участки;
        • Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
        • Неразграниченные земли внутри поселений;
        • Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.
        • К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель.

          Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

          Предназначение и использование неразграниченных земель

          Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

        • Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
        • Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
        • Путём разграничения для дальнейшего использования.
        • Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:

        • Городские власти;
        • Органы самоуправления поселений;
        • Власти муниципальных округов.
        • При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137).

          Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.

          Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.

          Как правило, публичный сервитут устанавливается по решению местных властей.

          Физические лица могут проверить сумму земельного налога, зная свой ИНН. Как это сделать, подробно описано в нашей статье.

          Что такое кадастровый план территории и как он выглядит? Вся информация здесь.

          Необходимость и порядок разграничения земель

          Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

        • Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
        • Развития территории и привлечение инвестиций;
        • Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
        • Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
        • Реализации программ регионального развития;
        • Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.
        • Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

          Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

          Процедура разграничения имеет следующий порядок:

          1. Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
          2. Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
          3. Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
          4. При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
          5. После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.

          Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

          В тексте заявления следует указать:

        • ФИО и должность заявителя;
        • Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
        • Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
        • Кадастровый номер земельного надела;
        • Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
        • Цели и план использования участка.
        • К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

        • Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
        • Комплексный проект развития территории;
        • План предоставления участков гражданам;
        • План застройки территории;
        • Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.
        • При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

          На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.

          Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям. Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.

          Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 653-60-87 , Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

          §2. Право государственной и муниципальной собственности на землю

          Данный вопрос имеет важное значение для науки и практики. Он не имел никакого значения раньше, когда вся земля являлась исключительной государственной собственностью, она не делилась на собственность Союза ССР и союзных республик. Просто разграничивалась их компетенция по распоряжению единым государственным земельным фондом. Тем более не было даже и речи о местной муниципальной собственности на землю.

          Разграничение, общая характеристика

          Проблемы возникли в России, когда она стала самостоятельной и суверенной (1990 г.) и тем более в 1992 т, когда четко были обозначены субъекты Российской Федерации и заключен Федеративный договор. В Российской Федерации имеется 89 субъектов. За субъектами Российской Федерации было признано право государственной собственности на землю на их территории.

          Кроме того, в Российской Федерации имеется 29 малочисленных народов, многие из которых тоже стали заявлять о своем праве на землю. Проживающие компактно малочисленные народы объединились в местные административные (муниципальные) образования, а проживающие некомпактно входят в указанные образования с соблюдением их национальных особенностей и в том числе прав на землю.

          Таким образом, в России возникло право государственной федеральной собственности на землю и право собственности на землю субъектов Российской Федерации; а также право муниципальной собственности на землю.

          Впервые право муниципальной собственности на землю было четко сформулировано в Законе «О местном самоуправлении» [4] . В ст. 2 Закона названы местные (т.е. муниципальные) образования: города, районы, поселки, сельские населенные пункты. В ст. 36–78 подробно изложена компетенция местных Советов и администрации по распоряжению и управлению муниципальными землями. Статьи 36–78 действовали до принятия субъектами Российской Федерации своих уставов.

          28 августа 1995 г. был принят Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] . На основе Конституции РФ, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации муниципальные органы принимают свои уставы и другие акты, в том числе в области земельных отношений.

          Собственность на землю краев и областей была предусмотрена Законом РСФСР «О краевом, областном; Совете народных депутатов и краевой областной администрации» от 5 марта 1992 г. [6] (Закон отменен в 1995 г.). В ст. 3–4 Закона были определены их компетенция, принятие уставов и других актов; в ст. 11 закреплена собственность области, края на землю; в ст. 44, 51 – компетенция их представительных органов и их администраций в регулировании, в том числе земельных отношений. Наконец, в ст. 9 Конституции РФ была окончательно закреплена муниципальная собственность на землю.

          И таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации сложились: государственная собственность Российской Федерации и ее субъектов на землю и муниципальная собственность на землю.

          Государственная собственность Российской Федерации и ее субъектов и муниципальная собственность на имущество (кроме земли) были разграничены впервые постановлением Верховного Совета РСФСР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 29 декабря 1991г. [7] В постановлении к нему даны три приложения:

          в первом говорится об объектах, которые находятся в собственности Российской Федерации (составляющие основные национальные богатства страны, необходимые для решения, общегосударственных задач, обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства в целом, оборонные и космические объекты, железнодорожный и другие виды общероссийского транспорта, крупнейшие предприятия и др.);

          во втором сказано об объектах имущества, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации (объекты, доминирующие в них, в зависимости от стоимости основных фондов и численности работников, объекты транспорта, связи, энергетики, здравоохранения, культуры и т. д.);

          в третьем речь идет об объектах муниципальной собственности (производственные и непроизводственные объекты местного, значения, общественного питания, культуры, здравоохранения и др.).

          Передача объектов из собственности Российской Федерации в собственность ее субъектов осуществляется по ходатайству последних и по решению Правительства Российской Федерации передача объектов из собственности Российской Федерации или субъектов в муниципальную собственность – по их ходатайству и по решению Правительства Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации. Решений о таких передачах объектов в муниципальную собственность очень много.

          Процесс передачи объектов непрерывный, он идет и будет идти постоянно, по мере необходимости. Таких актов Правительства Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации также принято и постоянно принимается много.

          При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены на территории (в границах) субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами (зданиями, сооружениями, предприятиями, объектами и др.), относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерацией и ее субъектом.

          К федеральным землям, относятся также земли, выделяемые для федеральных нужд и целевых программ, иные земли общефедерального значения (водного и лесного фондов, особо охраняемых территорий и др.).

          Впервые выделение федеральных земель было проведено Указом Президента Российской Федерации «О федеральных природных ресурсах» от 16 декабря 1993 г. [8] В нем разграничение производится исходя из принципа общегосударственного значения земель.

          К землям федерального значения, относятся земли, которые имеют общероссийское значение, правовой режим которых установлен федеральными законами или распоряжение которыми осуществляется Правительством Российской Федерации, или с его согласия.

          Федеральными землями являются земельные участки, определяемые федеральными законами либо договорами (соглашениями) о разграничении земель (например, земли запаса федерального значения).

          Участки, отнесенные к федеральной собственности, предоставляются, как правило, федеральным предприятиям и организациям в пользование или аренду.

          В ст. 294–300 ГКРФ (гл. 9) говорится о хозяйственном ведении и оперативном управлении имуществом, государственными и муниципальными предприятиями и организациями.

          Земельные участки, федеральной собственности, представленные в пользование или аренду физическим и юридическим лицам, должны пройти- государственную регистрацию в соответствии со ст. 131 ГК РФ. Регистрируются они в едином государственном реестре органами юстиции. 17 июня 1997 г. принят Закон РФ «О государственной, регистрации недвижимости» [9] , но этот, закон распространяется только на земельные участки; входящие в единый комплекс с сооружениями и строениями. Кроме того, они проходят специальную государственную регистрацию в органах системы Госкомзема РФ (в ст. 261 ГК РФ называются специальные органы, а к ним, как известно, и относятся именно органы Госкомзема РФ). Они ведут государственный учет и мониторинг земель, земельный кадастр. В них учитываются и отражаются все федеральные земли.

          Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий (ст. 124–127 ГК РФ). Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.

          В отношении этих земель федеральные органы выполняют и публичные функции (учет, контроль, ведение мониторинга и кадастра, привлечение к ответственности и др.).

          Земли субъектов Российской Федерации

          Субъекты Российской Федерации также являются субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений как равноправная сторона, как собственники земли на своих территориях.

          Субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами принимают свои законодательные и иные правовые акты, регулирующие земельные отношения на своей территории, заключают договоры и соглашения с Российской Федерацией, с муниципальными образованиями.

          Но конечно, не все земли находятся в собственности субъекта российской Федерации. В его собственности находятся земли, занимаемые объектами промышленности, транспорта, культуры, науки и др. В его собственность могут переходить земельные участки в связи с передачей объектов федеральной собственности в собственность субъекта. В собственность Российской Федерации переходят земельные участки в связи с приобретением их из частной собственности в случае выкупа для государственных и муниципальных нужд.

          Земли субъекта Российской Федерации также предоставляются в пользование или аренду юридическим и физическим лицам, в пожизненное наследуемое владение. Все земли также проходят государственную регистрацию в установленном порядке, о чем говорилось выше.

          Субъекты Федерации, являясь субъектами гражданских и земельных отношений, выступают как собственники земли на своих территориях. На них также распространяются нормы и правила о юридических лицах. От имени субъектов. Российской Федерации выступают их органы власти в пределах своей компетенции. Они осуществляют права владения, пользования и распоряжения «своей» землей (ст. 124–127 ГК РФ) и не вправе распоряжаться федеральными, муниципальными и частными землями.

          А как органы публичной власти они выполняют также и публичные функции.

          Право муниципальной собственности, на землю

          В соответствии со ст. 112 и 130 Конституции РФ, а также ст. 124–127 ГК, Федеральным законом «Об основных принципах организации местного самоуправления» муниципальные образования – это город, район, поселок, сельский населенный пункт. Они могут объединяться в другие муниципальные образования: села – в волости (псковский вариант эксперимента), в округа (свердловский вариант эксперимента), в уезды. Это происходит в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставами и актами субъектов Российской Федерации, уставами и актами муниципальных образований. В соответствии с законодательством (ст. 124–127 ГК РФ) муниципальные образования являются субъектами права. К ним применяются нормы и правила о юридических лицах.

          Муниципальная собственность на землю – это собственность муниципальных образований в пределах их черты. Однако и здесь не все земли находятся в муниципальной собственности. Они определяются методом «вычитания» федеральных земель, земель субъекта Российской Федерации и частных земель.

          В первую очередь это земли, занятые муниципальными объекта ми (инженерной и социальной инфраструктуры, школами, больницами, предприятиями общепита, домами культуры, детскими учреждениями, муниципальным жильем). Далее, на территории муниципального образования выделяются земли общего пользования. Это – дороги, улицы, скверы, насаждения, парки, площади, пляжи, кладбища.

          В муниципальную собственность могут включаться земли, при обретаемые по решению местной администрации у собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке а также земли, передаваемые из федеральных земель и земель субъектов Федерации.

          Все муниципальные земли также проходят государственную регистрацию (в порядке, о котором говорилось выше).

          От имени муниципальных образований их органы местного самоуправления (муниципальные органы) осуществляют права владения, пользования и распоряжения муниципальными землями Государственными и частными землями они не вправе распоряжаться.

          Они вправе проводить объединение, обмен, перераспределение муниципальных земель между муниципальными образованиями. Это может производиться на основании договора между ними по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Помимо этого они выполняют и публичные функции как органы публичной власти.

          Дипломная работа: Государственная собственность на землю в Российской Федерации (2016)

          ОГЛАВЛЕНИЕ

          Глава 1. Генезис института государственной собственности на землю в России . 7

          § 1 Основные исторические этапы становления государственной собственности на землю в России . 7

          §2 Развитие института государственной собственности на землю в Российской Федерации . 14

          Глава 2. Понятие и правовая природа государственной собственности на землю 20

          §1 Юридическая специфика права государственной собственности на землю . 20

          § 2 Субъект, объект и содержание права государственной собственности на землю 27

          Глава 3. Правовое регулирование и порядок разграничения государственной собственности на землю в Российской Федерации . 36

          §1 Понятие и особенности порядка разграничения государственной собственности на землю . 36 §

          2 Проблемы разграничения государственной собственности на землю в Российской Федерации . 47

          Библиографический список. 58

          ВВЕДЕНИЕ

          Актуальность темы исследования обуславливается тем, что процесс реформирования и разделения прав владения на объекты федеральной собственности происходит постоянно, в связи с чем, необходимость систематизации и обобщения представлений о государственной собственности на землю не теряет своей значимости.

          Земля, являясь территорией страны в границах государства, представляет собой не только природный ресурс и местообитания населения страны, но и воплощает в себе источник жизненной обеспеченности и процветания государства, основу его суверенитета, а также важный объект правовых и экономических отношений в обществе. В качестве объекта правового регулирования земельного права земля рассматривается как часть земной коры, расположенная над недрами, именуемая почвенным слоем или территорией, на которую распространяется суверенитет Российского государства.

          Государственная собственность на землю в России практически всегда играла особую роль, тем более, что в советское время она являлась единственно возможной. На сегодняшний день в результате проведенных в нашей стране экономических и политических преобразований государственная собственность утратила свое исключительное положение и приобрела статус одной из форм собственности, что повлекло за собой значительные изменения, затрагивающие всю систему правового регулирования земельных отношений в целом. В современной правовой науке и практике идет основательный пересмотр представлений о праве государственной собственности на землю, её субъектах, и содержании, формах реализации и защиты.

          В настоящее время помимо Земельного кодекса Российской Федерации земельные правоотношения регулируются большим количеством законодательных актов различных уровней, разобраться в которых весьма сложно. Ситуация, к тому же, усугубляется наличием пробелов и противоречий в действующем земельном законодательстве.

          Российская Федерация и субъекты Российской Федерации признаются собственниками земли, однако значительное число земель находится в неразграниченной государственной собственности между ними. От того, как будет проходить процесс этого разграничения и каковы будут его результаты, зависит развитие регионов и государства в целом. Ведь при наличии общей разделительной тенденции в распределении прав и обязанностей каждого уровня публичной власти, закрепленной в виде разграничения государственной собственности на землю, вопросы определения четких принципов или критериев порядка разграничения государственной собственности на землю остаются открытыми. С 1 июля 2006 года практика применения нового упрощенного порядка разграничения государственной собственности на землю, показывает, что требуется дополнительное внимание законодателя к решению проблем в данной сфере. Для исследования права государственной собственности на землю большое значение имеет, кроме того, характеристика государства как собственника в связи с наличием у него суверенных прав и политической власти. Поскольку участие государства в гражданско-правовых отношениях предполагает, что оно строится на принципе равенства субъектов, соединение статуса собственника и суверена в одном лице диктует необходимость анализа данного вопроса.

          Степень разработанности темы. Современные разработки названной темы представлены в работах Г.Е. Быстрова, Б.В. Ерофеева, И.В. Ершовой, Ю.Г. Жарикова, С.А. Зинченко, И.А. Иконицкой, А.М. Каландадзе, Е.А. Кодиной, О.И. Крас-сова, А.И. Масляева, В. П. Мозолина, М.С. Патовой, Е.А. Сухановым, Н.А. Сыродоева, Л.П. Фоминой и др. Также были изучены труды ученых-правоведов на эту тему, например, работы Шершеневича Г.Ф., Венедиктова А.В., Иконицкой И., Иоффе О.С. и многих других ученых юридических наук. Следует также отметить работы: С.Н. Братуся, Д.М. Генкина, О.С. Иоффе, О.Е. Кутафина, Р.О. Халфиной, А.В. Дозорцева, Ю.М. Козлова, Г.А. Аксененка, Д.М. Козлова, Г.Н. Полянской, В.П. Грибанова, А.Г. Гойхбарга, С.М. Корнеева, Л.Н. Бахраха, В.С. Петрова, посвященные различным аспектам права государственной собственности на землю.

          Целью исследования является комплексный правовой анализ становления и развития института государственной собственности на землю в Российской Федерации, выявление наиболее актуальных проблем порядка и принципов разграничения государственной собственности на землю, определение путей их дальнейшего развития и совершенствования. Для достижения поставленной цели, необходима реализация следующих основных задач:

          — охарактеризовать основные исторические этапы становления государственной собственности на землю в России;

          — исследовать развитие института государственной собственности на землю в Российской Федерации;

          — проанализировать юридическую специфику права государственной собственности на землю;

          — рассмотреть землю как объект права государственной собственности, определить круг субъектов этого права и его содержание;

          — определить понятие и особенности порядка разграничения государственной собственности на землю;

          — выявить существующие в Российской Федерации проблемы разграничения государственной собственности на землю.

          Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации права государственной собственности на землю в Российской Федерации.

          Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих право государственной собственности на землю в РФ и вопросы её разграничения, а также складывающаяся по данному вопросу правоприменительная практика.

          Нормативно-правовая база представлена Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами СССР, РСФСР, современным российским законодательством различного уровня и отраслевой направленности. Работа основана также на Гражданском кодексе Российской Федерации и Земельном кодексе Российской Федерации, опубликованной в официальных изданиях юридической практике.

          Методологическую основу работы составляют общие и специальные методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, диалектический, а также общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация.

          Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты и основанные на них теоретические выводы пополняют потенциал науки гражданского и земельного права и могут повлиять на процесс совершенствования отдельных норм и положений действующего законодательства.

          Практическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и положения, сделанные в рамках данной дипломной работы, позволяют адекватно современным экономическим условиям оценивать вопросы реализации права государственной собственности на землю, полнее обеспечивать защиту интересов соответствующих субъектов правоотношений. Структура дипломной работы в соответствии с целью и задачами представлена следующим образом: введение, основная часть, состоящая из трех глав, объединяющих 6 параграфов, заключение и библиографический список.

          Смотрите так же:

          • Изменение правила пдд 2014 Изменения ПДД с 1 июня 2018 года Коротко о том какие изменения ПДД вступают в силу 1 июня 2018 года. Без лишней воды. Оформление ДТП без ГИБДД при наличии разногласий Да, изменения есть, но не в правилах дорожного движения, а в законе об ОСАГО. Согласно […]
          • Закон об образовании для родителей презентация Презентация к уроку по теме: презентация Новый закон об образовании для родителей Презентацию можно использовать на родительском собрании. Предварительный просмотр: Подписи к слайдам: Ваш ребенок учится в общеобразовательной организации – школе. Права, […]
          • Городского суда российской федерации На сайте Саровского городского суда размещена необходимая информацию о делах, рассматриваемых в суде, о порядке предъявления исков, заявлений и жалоб. Указанная информация поможет Вам при обращении в суд. Понедельник - Четверг 8.30 - 17.30 Пятница и […]
          • 120 приказ спид Накази МОЗ України з ВІЛ / СНІДу Накази МОЗ України з ВІЛ / СНІДу 2007 - 2018 Про затвердження Змін до Типового положення про кабінет «Довіра» «Про затвердження Переліку та Критеріїв визначення груп підвищеного ризику щодо інфікування ВІЛ» «Про затвердження […]
          • Основа организации военных судов 30)Основы организации и подсудности военных судов Система (подсистема) военных судов, как отмечалось выше (см. § 1 данной главы учебника), строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе (подсистеме) гражданских […]
          • Как правильно оформить выставку в библиотеке Создание и использование электронных выставок в библиотеке Важное объявление Время диктует нам необходимость перемен, которые должны произойти в деятельности библиотек. Каждый из нас не раз задумывался над вопросом: как изменить рутинную работу в библиотеке […]
          • Пенсионные законы мвд Пенсионное законодательство Большинство людей обращаются к изучению пенсионного законодательства незадолго до достижения пенсионного возраста или после наступления события, дающего право на пенсию (инвалидность, потеря кормильца). Однако такой подход нельзя […]
          • Адвокат цой Кучерена = адвокат Виктора Цоя А это exclusif : сегодняшнее письмо Анатолия Кучерены. В продолжение темы . Никто это письмо пока не опубликовал . А надо, считаю. Часть 1 пока. Скоро обнародую и вторую часть, с подписью знаменитого юриста. Почему это важно? […]