3 виды налогов и сборов

Для того, чтобы создать бизнес-план или провести планирование своих налоговых платежей, необходимо для начала знать полный список налогов, которые предстоит уплачивать компании. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

  • федеральные налоги и сборы,
  • налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные налоги и сборы),
  • местные налоги и сборы.
  • Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом, устанавливаться не могут (ст.12 Налогового кодекса РФ). Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

    Таким образом, Налоговый кодекс определяет закрытый перечень региональных и местных налогов и сборов.

    Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом (ст.3, 12 Налогового кодекса).

    Федеральные налоги и сборы

    (устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации)

    Региональные налоги

    (устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации)

    Местные налоги

    (устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований)

    налог на добавленную стоимость

    налог на доходы физических лиц

    единый социальный налог

    налог на прибыль организаций

    налог на добычу полезных ископаемых

    налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

    сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

    налог на имущество организаций

    налог на игорный бизнес

    налог на имущество физических лиц

    Содержание:

    Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
    (ст.5 Налогового кодекса РФ)

    Порядок установления, изменения и отмена налогов и сборов

    Федеральные налоги и сборы

    • Устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом

    Налоги и сборы субъектов РФ

    • Устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах в соответствии с Налоговым Кодексом.
    • Устанавливая региональный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:
      • налоговую ставку *1)
      • форму отчетности по данному налогу
      • Местные налоги и сборы

        • Устанавливаются, изменяются правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с Налоговым Кодексом
        • Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют следующие элементы налогообложения:
          • налоговые льготы
          • порядок уплаты налога
          • сроки уплаты налога
          • Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом (ст. 12 Налогового кодекса РФ)

            *1) Налоговая ставка устанавливается в пределах, установленных Налоговым кодексом.

            Виды налогов и сборов в Российской Федерации

            Виды налогов и сборов в Российской Федерации, полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов определены статьей 12 Налогового кодекса России (НК РФ).

            Перечень налогов и сборов, уплачиваемых в России, установлен статьями 13-15 НК РФ. Кроме того, в состав налоговой системы России включаются Страховые взносы, а также Специальные налоговые режимы.

            Комментарий

            НК РФ устанавливает перечень налогов. Этот перечень может быть расширен только изменениями в Налоговый кодекс. Так было не всегда. До введения Налогового кодекса (с 1 января 1999 года) нередко на местах вводили налоги по своему усмотрению. Так, были налог на ветхое жилье (налог на ремонт ветхого жилья), налог на милицию, налог на образование, налог на строительство моста через реку и т.д.

            В настоящее время, все более четко — НК РФ установил закрытый перечень налогов и власти не имеют право вводить новые налоги (точнее ввести новый налог власти могут, но только если такие изменения войдут в НК РФ, что является долгой и непростой процедурой). Так, п. 6 ст. 12 НК РФ прямо предусматривает — не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

            Общие черты налоговой системы России определены статьей 12 НК РФ.

            Налоги и сборы группируются в три группы, исходя из уровня бюджета — федеральные, региональные и местные.

            Федеральные налоги и сборы

            Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

            Перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 НК РФ:

            Региональные налоги

            Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

            Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:

            Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:

            Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

            При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

            Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

            Местные налоги

            Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

            Перечень местных налогов определен ст. 15 НК РФ:

            4) Курортный сбор (проводится эксперимент до 31.12.2022 на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ)

            Особенности местных налогов регулируются п. 4 ст. 12 НК РФ:

            Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

            Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов). Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

            В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

            Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

            При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

            Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

            При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

            Страховые взносы

            Страховые взносы регулируются с 1 января 2017 года главой 34 «Страховые взносы» и ст. 18.1. и 18.2. НК РФ.

            До 1 января 2017 года формально, страховые взносы не входили в налоговую систему и регулировались отдельным законом — Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Но по сути, это самый настоящий налог. Тем более, что они по сути представляют собой скорректированный Единый социальный налог, который применялся до 1 января 2010 года, регулировался главой 24 НК РФ и был отменен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

            Специальные налоговые режимы

            НК РФ предусматривает также специальные налоговые режимы, которые могут применяться теми, кто подпадает под их условия. В случае применения специальных налоговых режимов, вместо некоторых федеральных, региональных и местных налогов и сборов может уплачиваться налог, определенный специальным налоговым режимом. Традиционная система налогов, указанных выше, именуется как Общая система налогообложения (ОСН).

            Перечень специальных налоговых режимов определен в статье 18 НК РФ:

            4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

            Неналоговые платежи

            Помимо налогов и сборов в России применяются и иные обязательные, так называемые неналоговые платежи.

            Подробнее: Неналоговый платёж — обязательный платёж, который не входит в перечень налогов и сборов.

            Отмененные налоги

            В России применялись, но были отменены следующие федеральные налоги:

            Единый социальный налог (ЕСН) — применялся с 2002 по 2009 годы. С 2010 года вместо ЕСН применяются Страховые взносы.

            Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения — регулировался Законом РФ от 12.12.1991 N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения». Отменен с 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 01.07.2005 N 78-ФЗ.

            В России применялись, но были отменены следующие региональные налоги:

            Налог с продаж — применялся в 2002 и 2003 годах. Отменен с 2004 года Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ

            Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц — региональный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

            В России применялись, но были отменены следующие местные налоги:

            Налог на рекламу — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2004 гг. Отменен с 2005 года.

            Сбор на содержание милиции — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

            Сбор на благоустройство территорий — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

            Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

            В России применялись, но были отменены следующие сборы:

            Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) — налог, который взимался в России с реализации горюче-смазочных материалов (ГСМ) и зачислялся в дорожные фонды России с 1991 по 2000 годы.

            Налог на пользователей автомобильных дорог — налог, который применялся в России с 1992 по 2002 гг. и поступал в Дорожные фонды.

            Налог с владельцев транспортных средств — налог, который применялся в России с 1992 по 2002 гг. и поступал в Дорожные фонды.

            Налог на приобретение автотранспортных средств — налог, который применялся в России с 1992 по 2000 гг. и поступал в Дорожные фонды.

            Дополнительно

            Налоги взимаемые с юридических лиц (организаций) — перечень налогов, которые уплачивают юридические лица (организации), как налогоплательщики Российской Федерации.

            Налоги взимаемые с физических лиц — перечень налогов, которые уплачивают физические лица, как налогоплательщики Российской Федерации.

            Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов органами управления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), отдельных видов предпринимательской деятельности.

            Для целей налогообложения — правовая формула (конструкция) применяемая в законодательстве, чтобы обозначить, что соответствующая норма права имеет отношение исключительно к правоотношениям в сфере налогообложения.

            Косвенный налог — налог на товары, работы или услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. К косвенным налогам относятся Налог на добавленную стоимость (НДС), Акциз.

            Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц и т.д.

            Федеральные налоги и сборы — перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 налогового кодекса Российской Федерации.

            Региональные налоги — перечень региональных налогов установлен ст. 14 налогового кодекса Российской Федерации.

            Местные налоги и сборы — перечень местных налогов и сборов установлен ст. 15 налогового кодекса Российской Федерации.

            Специальные налоговые режимы — устанавливаются Налоговым кодексом России и предусматривают особый (в сравнении с общим) порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

            Налоговая система — система общественных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

            Виды налогов и сборов Российской Федерации

            Главная > Реферат >Финансы

            Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

            В условиях рынка налоги должны способствовать формированию фондов бюджета, стимулированию научно-технического прогресса, ограничению роста цен и инфляции. С помощью налогов обеспечивается сбор денежных средств как с предприятий, организаций, так и с населения. Происходит регулирование денежных доходов как физических, так и юридических лиц.

            Налоговая система Российской Федерации включает федеральные, региональные и местные налоги. В основу этой классификации положен признак компетентности органов государственной власти в применении налогового законодательства. Бухгалтерский учет расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Общие правила налогообложения по всем налогам, а также санкций за их неправильное применение или неприменение установлены Налоговым кодексом РФ.

            Виды налогов и сборов Российской Федерации

            3) налог на доходы физических лиц;

            4) единый социальный налог (утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ);

            5) налог на прибыль организаций;

            6) налог на добычу полезных ископаемых;

            7) налог на наследование или дарение (утратил силу. — Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ);

            9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

            10) государственная пошлина.

            2) налог на игорный бизнес;

            1) земельный налог;

            Уплата многих налогов (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется 2 частью Налогового Кодекса РФ. По каждому налогу устанавливаются:

            · порядок исчисления налога;

            · порядок и сроки уплаты налога;

            Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

            Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

            корреспондирует со счетами:

            19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

            66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

            67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

            08 Вложения во внеоборотные активы

            11 Животные на выращивании и откорме

            15 Заготовление и приобретение материальных ценностей

            20 Основное производство

            23 Вспомогательные производства

            26 Общехозяйственные расходы

            29 Обслуживающие производства и хозяйства

            44 Расходы на продажу

            51 Расчетные счета

            52 Валютные счета

            55 Специальные счета в банках

            70 Расчеты с персоналом по оплате труда

            75 Расчеты с учредителями

            91 Прочие доходы и расходы

            98 Доходы будущих периодов

            99 Прибыли и убытки

            Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам » ведется по таким видам налогов как:

            Налог на доходы физических лиц.

            В соответствии со ст. 207 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика. В том числе в состав дохода граждан включаются: суммы материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями, учреждениями и организациями физическим лицам, в частности оплата стоимости: коммунально-бытовых услуг; разного рода абонементов, подписки на газеты, журналы и книги; питания, лечения; путевок на лечение и отдых, включая путевки для детей; товаров, реализованных работникам по ценам ниже рыночных или отпуск продукции собственного производства по ценам ниже обычно применяемых организациями для отпуска продукции сторонним потребителям; единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда; возмещение оплаты родителям за детей в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях, проезда к месту работы и обратно, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством.

            Налоговым периодом при расчете налога на доходы физических лиц признается календарный год.

            При определении налогооблагаемой базы работодатель — налоговый агент учитывает все доходы, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде, как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации. Статья 210 НК РФ предусматривает, что если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания не уменьшают налоговую базу.

            В системе налогообложения Российской Федерации предусмотрен ряд преимуществ для определенных категорий налогоплательщиков в виде различных льгот, вычетов, которые оказывают непосредственное влияние на формирование налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

            Законодательством определено четыре вида налоговых вычетов: стандартные, профессиональные, имущественные и социальные.

            В зависимости от вида доходов в соответствии со ст. 224 НК РФ существует разграничение ставок налога на доходы физических лиц:

            • по ставке 13 % облагаются доходы физических лиц, в том числе заработная плата, премии, пособия по временной нетрудоспособности, вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей и др.;

            • по ставке 9 % облагаются доходы от долевого участия в деятельности организации, полученные физическими лицами в виде дивидендов;

            • по ставке 30 % облагаются доходы физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации;

            • по ставке 35 % облагаются выигрыши и призы, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ, услуг, в части, превышающей 2000 руб. (с 1 января 2006 г. — 4000 руб.); страховые выплаты по договорам добровольного страхования; суммы экономии на процентах при получении заемных средств.

            На сумму начисленного налога на доходы физических лиц составляется проводка: Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

            Перечисление налога на доходы физических лиц осуществляется с расчетного счета организации не позднее даты выплаты заработной платы. При этом составляется следующая запись:

            Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 51 «Расчетные счета».

            Перечисление налога осуществляется на основе платежных поручений, в которых в обязательном порядке должен быть указан код налога по установленному классификатору для зачисления на соответствующий счет налоговых органов.

            Налог на добавленную стоимость.

            Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

            Объект налогообложения по НДС определяется в соответствии со ст. 146 НК РФ. Им признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Для целей исчисления НДС реализацией также считается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.

            В объект налогообложения, кроме того, включаются операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

            Налоговая база при исчислении налога на добавленную стоимость определяется с учетом особенностей реализации произведенных или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг) в соответствии со ст. 153-162 НК РФ. При реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется исходя из их стоимости с учетом акцизов и без включения НДС. При этом цена реализации определяется с учетом требований ст. 40 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с «входящим» налогом на добавленную стоимость, т.е. НДС, который уплачивается поставщикам, предназначается счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

            По дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» по соответствующим субсчетам организация отражает суммы налога по приобретенному имуществу, работам и услугам в корреспонденции со счетами учета расчетов.

            Принятый к учету НДС подлежит списанию в сумме, на которую в данном налоговом периоде производится налоговый вычет. Под налоговыми вычетами понимаются суммы НДС по приобретенным материальным ценностям (работам, услугам), подлежащие вычету из сумм налога, исчисленного по операциям реализации товаров (работ, услуг). Налоговые вычеты производятся по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, для перепродажи.

            Виды налоговых вычетов и порядок их применения регламентируются ст. 171 и 172 НК РФ. Отражение НДС производится на основании счетов-фактур (п. 1 ст. 169 НК РФ). Не оформленные в установленном порядке счета-фактуры не могут быть основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету (п. 2 ст. 169). Во всех расчетных документах на реализуемую продукцию сумму НДС выделяют отдельной строкой.

            Списание накопленных на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» сумм налога отражается по кредиту счета, как правило, в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая начислению в бюджет по операциям, признаваемым объектом налогообложения, определяется путем умножения налоговой базы на соответствующую ставку НДС. При применении налогоплательщиками при реализации товаров различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам. Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

            § 2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации

            федеральные налоги и сборы;

            региональные налоги и сборы;

            местные налоги и сборы.

            Основное различие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджете, в который они зачисляются, а в том, на какой территории эти налоги вводятся и взимаются.

            Так, федеральные налоги и сборы должны устанавливаться На-логовым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории страны. Перечень данных видов налогов установлен статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации, однако указанная статья (а также ст. 14 и 15, устанавливающие региональные и местные налоги и сборы) еще не вступила в силу, поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ) указанные статьи войдут в действие после окончательного принятия всех глав части второй Налогового кодекса и полной отмены положений Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». До этого момента правоприменители руководствуются перечнями налогов и сборов, установленными в действующих статьях 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

            В статье 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержится следующий перечень федеральных налогов и сборов:

            налог на добавленную стоимость;

            налог на прибыль организаций;

            платежи за пользование природными ресурсами;

            отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

            плата за пользование водными объектами;

            плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

            налог на доходы физических лиц;

            налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

            сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

            лицензионные сборы за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

            единый социальный налог;

            налог на операции с ценными бумагами;

            17) налог на добычу полезных ископаемых. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые

            федеральными законами (Налоговым кодексом Российской Федерации, а до вступления в действие его соответствующих положений — иными принятыми ранее федеральными законами) и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях со-ответствующих субъектов Российской Федерации.

            Устанавливая региональный налог или сбор, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:

            а) налоговые ставки в пределах, установленных федеральными законами;

            б) порядок и сроки уплаты налога;

            в) формы отчетности;

            г) порядок и основания получения льгот по налогу. Другие элементы налогообложения устанавливаются федеральным законодательством.

            Не могут устанавливаться региональные налоги и (или) сборы, не предусмотренные федеральным законом. В статье 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержится следующий перечень налогов и сборов субъектов Российской Федерации (региональных налогов):

            налог на имущество предприятий;

            сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

            С введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж сбор на нужды образовательных учреждений не взимается.

            Местные налоги и сборы устанавливаются федеральными зако-нами (Налоговым кодексом Российской Федерации) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

            Устанавливая местный налог или сбор, представительные органы местного самоуправления в нормативных правовых актах определяют следующие элементы налогообложения:

            а) налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом;

            6) порядок и сроки уплаты налога;

            в) формы отчетности по данному местному налогу.

            Кроме того, они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения.

            Другие элементы налогообложения устанавливаются федеральными законами. (Элементы налогообложения более подробно будут рассмотрены в главе 8.)

            В действующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов или сборов, не предусмотренных федеральным законом.

            В статье 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержится следующий перечень местных налогов и сборов:

            налог на имущество физических лиц;

            регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

            целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;

            налог на рекламу.

            С введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж не взимаются:

            налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

            сбор на право торговли;

            налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

            сбор с владельцев собак;

            лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

            лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

            сбор за выдачу ордера на квартиру;

            сбор за парковку автотранспорта;

            сбор за право использования местной символики;

            сбор за участие в бегах на ипподромах;

            сбор за выигрыш на бегах;

            сбор с физических лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

            сбор со сделок, совершаемых на биржах;

            сбор за право проведения кино- и телесъемок;

            сбор за уборку территорий населенных пунктов;

            сбор за открытие игорного бизнеса.

            В основе функционирования налоговой системы Российской Федерации лежит принцип гласности, который имеет конституционное закрепление. Исходя из этого, информация о законе и иных нормативно-правовых актах об установлении или отмене региональных и местных налогов и сборов направляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации, а также в соответствующие налоговые органы и финансовые органы.

            Сведения о действующих региональных налогах и сборах и разъяснения их основных положений ежеквартально публикуются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в журнале «Российский налоговый курьер».

            В свою очередь, сведения о действующих местных налогах и сборах, а также их основных положениях не реже одного раза в год публикуются и соответствующими региональными налоговыми органами. Для этого активно используются местные региональные средства массовой информации, в том числе газеты и радио. Также необходимая информация размещается на веб-сайтах региональных и местных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет.

            Понятие налога и сбора

            Понятия налога и сбора являются центральными в налоговом праве.

            Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

            Из данного определения могут быть выведены следующие признаки налога:

            1) обязательность. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В случае неуплаты налогов осуществляется принудительное исполнение обязанности по их уплате;

            2) индивидуальная безвозмездность. Налогоплательщики лично не получают встречного предоставления за уплату налога. В то же время предполагается, что налоги являются публично возмездными, так как публично-правовые образования, получив соответствующие финансовые ресурсы, используют их в публичных интересах;

            3) ограничение налогами вещных прав налогоплательщика (права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления). По сути, налог является одним из оснований прекращения соответствующих вещных прав;

            4) денежная форма. В настоящее время российское налоговое законодательство не предусматривает каких-либо натуральных налогов. При этом но общему правилу обязанность но уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (п. 5 ст. 45 НК РФ);

            5) фискальная цель. Налоги уплачиваются в целях пополнения соответствующих бюджетов.

            Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).

            Многие признаки налогов актуальны и для сборов. Однако могут быть выделены определенные особенности сборов:

            1) обязательность. Сборы, так же как и налоги, имеют признак обязательности. Однако проявления этой обязательности несколько иные. В отличие от налогов в случае неуплаты сборов они по общему правилу не взыскиваются в принудительном порядке. В случае неуплаты сборов соответствующие органы или должностные лица отказывают в совершении юридически значимых действий или в предоставлении определенных прав (выдаче лицензий);

            2) уплата сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). При этом сборы так же как и налоги являются индивидуально безвозмездными. Их нельзя рассматривать в качестве встречного предоставления и тем более платы за совершение соответствующих юридически значимых действий. Сборы необходимо рассматривать как один из юридических фактов в юридическом составе, необходимом для совершения в отношении плательщика сбора юридически значимого действия.

            Вышеуказанное определение и признаки характерны для сборов, предусматриваемых налоговым законодательством. Однако в настоящее время Конституционный Суд РФ допустил существование иных сборов – сборов, не отвечающих признакам ст. 8 НК РФ [1] .

            Виды налогов и сборов

            Система налогов и сборов в России отражает ее федеративное устройство, а также наличие самостоятельного местного самоуправления.

            Налоговое законодательство выделяет федеральные, региональные и местные налоги и сборы (ст. 12 НК РФ).

            Критерием отнесения налога или сбора к соответствующему виду является порядок его установления. Федеральные налоги и сборы полностью устанавливаются НК РФ. Региональные и местные налоги устанавливаются в два этапа: часть элементов устанавливается в ПК РФ, а другая часть устанавливается в нормативных актах представительных органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

            К федеральным налогам и сборам относятся:

            1) налог на добавленную стоимость;

            4) налог на прибыль организаций;

            5) налог на добычу полезных ископаемых;

            7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

            8) государственная пошлина.

            К региональным налогам относятся:

            1) налог на имущество организаций;

            3) транспортный налог.

            К местным налогам относятся:

            2) налог на имущество физических лиц.

            Вышеназванная система налогов и сборов представляет собой общую систему налогообложения. Наряду с ней НК РФ выделяет специальные налоговые режимы.

            К специальным налоговым режимам относятся:

            1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

            2) упрощенная система налогообложения;

            3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

            5) патентная система налогообложения.

            Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, входящих в общую систему налогообложения.

            Налоговый кодекс РФ содержит закрытый перечень налогов и сборов.

            Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные в НК РФ (п. 6 ст. 12 НК РФ). Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ (п. 5 ст. 3 НК РФ).

          • [1] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона “О связи” в связи с запросом Думы Корякского автономного округа».
          • Виды налогов и сборов в РФ. Полномочия органов государственной власти и муниципальных органов по установлению налогов и сборов

            Виды налогов и сборов в РФ включают в себя 3 категории.

            Структура налогов и сборов

            Организованная на понятных и прозрачных принципах система налогов и сборов служит существенным подспорьем в исполнении гражданами и юридическими лицами своих обязанностей по внесению обязательных платежей.

            Ст. 72 Конституции РФ относит установление принципов налогообложения к совместному предмету ведения центра и регионов. В связи с этим обстоятельством, возникают вопросы, касающиеся порядка разграничения платежей, поступающих в разные бюджеты.

            Другой проблемой служит иерархия актов, которые принимают федеральные, региональные и местные власти в налоговой сфере. Основные возможные коллизии разрешаются нормами главы 2 НК.

            Виды налогов и сборов в Российской Федерации включают 3 звена. К ним относятся следующие элементы системы:

          • федеральные обязательные платежи;
          • региональные налоги и сборы;
          • платежи, установленные на территории муниципальных образований.
          • В число первых входят платежи, установленные на территории всей страны. Ко вторым относятся налоги и сборы, подлежащие уплате проживающими в том или другом регионе лицами. В случае с местными платежами, соответствующая обязанность распространяется на резидентов этого муниципалитета.

            Критерием для разграничения выступает не тот бюджет, в который перечисляется платеж, а территория на которой действуют установленные правила, определяющие элементы налога и сбора.

            Конкретные виды налогов и сборов, входящих в каждый элемент системы, могут меняться путем корректировки законодательства РФ.

            Закон запрещает устанавливать какие-либо дополнительные платежи, кроме предусмотренных в НК. В противном случае, существовал бы риск хаотичного развития системы налогов и сборов. Это бы существенно затруднило реализацию принципов свободы экономической деятельности.

            Федеральные налоги и сборы

            Обязательные платежи, внесение которых должно осуществляться в бюджет центра, установлены в ст. 13 НК. В их число входят:

            • НДС;
            • все предусмотренные в РФ акцизы;
            • НДФЛ;
            • налог на прибыль организаций;
            • НДПИ;
            • водный налог;
            • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира, а также объектами водных биоресурсов;
            • все виды госпошлины.
            • Все эти платежи отнесены к общенациональному уровню по причине того, что решения по их установлению связаны с реализацией федеральной фискальной и экономической политики. Предполагается, что централизация позволит добиться наиболее эффективного управления в указанных сферах.

              Главным принципом этой части системы налогов служит единство правил на всей территории государства. Субъекты, проживающие на территории любого региона или муниципалитета в России, вносят обязательные платежи, основные элементы которых (ставка, объект налогообложения, расчетный период, база, порядок расчета, а также уплата и ее сроки) имеют идентичные характеристики.

              Из этого правила существует единственное исключение. Они касаются системы специальных налоговых режимов для лиц, соответствующих определенным критериям. Их перечень приведен в ст. 18 НК. К таким режимам относится единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, патенты, а также соглашения о разделе продукции.

              Региональные налоги и сборы

              Перечень налогов, отнесенных к региональному уровню системы, включает налог на прибыль организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Все эти платежи отличает то, что их отдельные элементы отражают специфику субъектов РФ.

              Хорошим примером служит налог на игорный бизнес. Действующий закон разрешает осуществление такой деятельности только в отдельных регионах. По этой причине, нет необходимости закреплять правила налогообложения для таких лиц на территории остальной страны.

              Транспортный налог также связан со спецификой регионов. Им предоставлено право самостоятельно решать вопрос о количественных показателях налогообложения. Это объясняется различной плотностью транспортного потока, а также степенью развития альтернативных способов перемещения в субъектах РФ.

              Местные налоги и сборы

              К числу платежей, устанавливаемых решениями органов власти на местном уровне, относят торговый сбор, земельный налог, а также налог на имущество физических лиц.

              Как и в случаях с региональными налогами и сборами, критерием для передачи их на локальный уровень служит близость объектов налогообложения. Экономическое положение каждого муниципалитета может существенно отличаться.

              В частности, критерием для размера земельного налога и налога на имущество физических лиц выступает кадастровая стоимость участков и недвижимости. Она связана с рыночной ценой. Поэтому считается, что местные власти гораздо более точно и быстро примут соответствующие обстановке решения. А если соответствующие правомочия оставить у государственной власти, то процесс регулирования существенно усложнится.

              Полномочия органов государственной и муниципальной власти по установлению обязательных платежей

              Действующее законодательство устанавливает основной принцип, по которому принимаются акты, устанавливающие обязанности уплаты налогов. Это возможно только на основании соответствующих решений представительный органов муниципальной и государственной власти.

              Для этого есть 2 основные причины. Первая является политической и заключается в том, что члены представительных органов получают мандат доверия от граждан на выборах. Второй причиной служит важность обеспечения простой и прозрачной системы налогов, чему помешало бы большое число ведомственных актов, устанавливающих эти платежи.

              В отличие от общей иерархии актов, которая предусматривает подчинение региональных актов федеральным, а муниципальных региональным, НК вводит 2-звенную структуру.

              Особенностью такой системы является определение базовых параметров платежей на федеральном уровне, а остальных — на региональном и местном.

              При этом, законодательство субъектов РФ и решения муниципалитетов по налоговым вопросам не предусматривают подчинение последних первым.

              Полномочия федеральных органов власти

              Несмотря на то, что основы системы налогов в России предполагают разделение по уровня, центр обладает весьма широкими полномочиями. Помимо установления всех элементов федеральных платежей, ему предоставлено право принимать базовые нормы, касающиеся налогов и сборов на остальных уровнях.

              Обязательным основанием для возникновения обязанностей по их уплате является включение последних в налоговый кодекс. В базовом документе определяется часть обязательных элементов налогов и сборов (все не отнесенные к полномочиям региональных и местных властей).

              Все законы, принимаемые Государственной Думой, должны носить характер поправок в НК.

              Полномочия региональных и местных органов власти

              Региональным парламентам (думам, законодательным собраниям и др.) предоставлено право принимать законы по налоговым вопросам в рамках, которые предусматривает НК.

              По общему правилу, представительные органы в субъектах РФ вправе принимать решения о налоговых ставках, а также о порядке и сроках их внесения в бюджет, если такие положения не были установлены нормами НК. Кроме того, региональным парламентам может предоставляться право установить льготы и особенности определения налоговой базы. При этом, должны соблюдаться рамки, заданные НК.

              Если в субъекте РФ отсутствует деление на муниципалитеты (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), вопросы, касающиеся местных налогов, решаются представительными органами регионов.

              Решения об установлении местных налогов и сборов принимается представительным органом муниципалитета, на основании требований НК. На этом уровне решению подлежат вопросы, аналогичные для региональных налогов и сборов.

              Смотрите так же:

              • Основания приобрести гражданство Основания приобрести гражданство Конспект лекции: Основания и порядок приобретения гражданства РФ В соответствии с 62-ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 установлены следующие основания приобретения гражданства РФ: - по рождению; - в результате приема в […]
              • Учет материальных ценностей в бухгалтерии Учет материально-производственных запасов Понятие, классификация и задачи учёта материально-производственных запасов В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01 от 09.06.01 г.) к учету в качестве […]
              • Правила осмотра пациента Обработка пациента при педикулезе Оставьте комментарий 6,163 Заболевание, при котором происходит паразитирование вшей на голове человека. Главное мероприятие против паразитов — обработка волосистой части головы при педикулезе. Обработать голову стоит как […]
              • Закон о предоставлении земельного участка бесплатно краснодарский край КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ: БЕСПЛАТНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Граждане имеют право приобрести земельный участок на территории одного поселения […]
              • Хоккей без правил читы Хоккей без правил В Контакте Игра была выпущена в сентябре 2012 года, и набрала уже почти 700 000 пользователей. Предусмотрено два режима игры и множество возможностей для комплектования команды. Течение матча в Хоккее без правил В Контакте напоминает ранние […]
              • Судебная экспертиза в щелково Автоэкспертиза в Щелково Лучшие автоэкспертизы — рейтинг, адреса и телефоны Московская область, Щёлково, Пролетарский проспект, 4к1 • 8 (925) 124-42-90 • будни: с 09:00 до 19:00 Экспертиза. Оценка ущерба. Судебная экспертиза. Юридические консультации, суд с […]
              • Какие необходимы документы для оформления пенсии по инвалидности Оформление пенсии по инвалидности Известно, что 1 января текущего года в РФ начала свою работу «пенсионная реформа» и коснулась она всех пенсионеров, за исключением лиц, потерявших по определенным причинам трудоспособность до того, как достигли пенсионного […]
              • Налог на имущество на авто в лизинге Как оплачивать налог на имущество в лизинге в 2018 году Налог на имущество в лизинге в 2018 году необходимо оплачивать на основании действующих законодательных норм. Причем вне зависимости от типа приобретаемого продукта – если оно подпадает под определенную […]