30 федерального закона об исполнительном

Статья 30. Возбуждение исполнительного производства

1. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи и частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

12. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

13. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.

14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

3) о восстановлении на работе;

6) по исполнительному документу об обеспечительных мерах.

15. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

16. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

17. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

18. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Статья 30 об исполнительном производстве: изменения, комментарии

Исполнительское производство — отдельный этап гражданского процесса. Данное явление представляет собой комплекс процессуальных и фактических действий, направленных на принудительное осуществление положений, согласованных в договорной документации. Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве», порядок возбуждения такового приводится в статье 30 настоящего Федерального закона.

Статья 30 «Возбуждение исполнительного производства»

Согласно положению рассматриваемой статьи, судебный исполняющий пристав уполномочен возбудить исполнительское производство при наличии соответствующего заявления от взыскивающей стороны (часть 1). Без соответствующей документации исполнительное производство не может быть возбуждено.

Заявление скрепляется личной подписью самого взыскателя или его уполномоченного представителя (часть 2). В случае, если интересы взыскивающей стороны защищает представитель, к заявлению прилагается документация, подтверждающая его личность и представительские полномочия. Частное лицо или организация, в пользу которой налагается исполнительное производство, может требовать ареста имущества задолжника и других ограничительных действий, предусмотренных действительным законом. В полномочия взыскателя входит предоставление в заявлении личных данных задолжника и любых других данных, способствующих своевременному и планомерному исполнению документальных предписаний.

Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 28.12.2013 N 441-ФЗ настоящая статья дополнена пунктом 2.1. Текст данного пункта гласит о том, что в случае отсутствие у должника имущества, которое могло бы окупить его задолжность, судебные приставы уполномочены выяснить истинность этого заявления. Если поиски имущества у гражданина, против которого возбуждено исполнительское производство, не увенчались успехом, взыскивающая сторона имеет право подать повторное заявление на осуществление исполнительного производства. Данное заявление может быть подано не ранее полугода по завершению предыдущего.

Согласно части 3 рассматриваемой статьи, вся документация, направленная на возбуждение исполнительного производства должна быть подана по месту принятия будущих мер по принудительному исполнению. Если заявитель не знает в какой именно уполномоченный орган ему обращаться, он может предоставить своё заявление главному судебному приставу города или иного субъекта РФ по месту своего проживания (положение из текста части 4 в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ). Заявление должно быть передано исполнителю не позднее чем через 3 дня после его передачи в Федеральные органы.

Исполняющий пристав уполномочен возбуждать ИП без соответствующего заявления:

  • При взыскании исполнительских издержек;
  • Если документацию на исполнительное производство направляет суд (пункты 5 и 6).
  • Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ введена дополняющая часть 5.1. Актуальный текст этого пункта утверждает нормативы, применяемые при поиске ребёнка в целях свершения обязательств по международному договору Российской Федерации. Запрос о поиске несовершеннолетнего направляется в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей по адресу возможного пребывания гражданина, с которым может пребывать искомый ребёнок. Заявление о поиске незаконно транспортированного на территорию Российской Федерации несовершеннолетнего передаётся исполнительному приставу не позднее чем через сутки после направления в указанную службу (пункт 7.1).

    Судебный пристав обязан в течении трёхдневного срока вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе(пункт 8). Текст пункта 9 рассматриваемой статьи 30 действительного Федерального закона регламентирует действия пристава при отказе. При отказе в исполнении ходатайства заявителя пристав обязан подробно разъяснить причины своего решения.

    В случае положительного решения об исполнении, дело передаётся приставу-исполнителю, уполномоченному на действия в пределах указанной в документе территории (часть 10). Если заявление об исполнительном производстве, направленное против определённого должника, поступило к судебным приставам в первый раз, этому гражданину предоставляется возможность добровольно выполнить свои обязательства с вынесением предупреждения о последующих принудительных мерах (пункт 11).

    Срок исполнения долговых обязательств на добровольной основе не устанавливается в случаях:

    • Дальнейших поступлений исполнительской документации;
    • Конфискации имущества;
    • Постановлении об исполнении исправительных работ;
    • Розыска ребёнка;
    • Выдворения иностранного гражданина из РФ;
    • Исполнительных документов, имеющих отношение к иностранным гражданам.
    • Комментарии к статье 30 ФЗ-229 об исполнительном производстве

      Комментарий по статьям Федерального закона ФЗ-229 был предоставлен руководителем Управления ФССП России по Саратовской области, Орловым Валерием Анатольевичем под редакцией доктора юридических наук Исаенковой О.В. В данном постатейном комментарии подробно рассматривается каждая статья действительного нормативного акта об исполнительном производстве.

      Комментируя статью 30 действительного закона, В.А. Орлов утверждает, что возбуждение исполнительного производства представляет собой самостоятельный этап исполнительского производства. Рецензент сравнивает право взыскивающей стороны ходатайствовать об аресте имущества задолжника с иском в арбитражном и гражданском суде. В.А. Орлов приходит к выводу, что подобные меры соответствуют принципам работы судебных и исполнительных приставов.

      Подобная работа по комментированию настоящего федерального закона об исполнительном производстве была предоставлена рецензентами Винниченко Н.А. и Смирновым А.Ф. В научно-практическом комментарии подробно рассматриваются положения ФЗ-229. В комментарии к статье 30 рецензенты приводят подробное описание каждого пункта исследуемой статьи с пояснениями.

      Скачать ФЗ об исполнительном производстве в последней редакции

      Для подробного ознакомления с нормативами действительного Федерального закона «Об исполнительном производстве» ФЗ-229, в частности статьи 30 или 21, необходимо ознакомиться с его актуальным текстом. Текст 229-ФЗ с последними поправками можно скачать по ссылке:

      Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 190-ФЗ «О внесении изменений в статьи 65 и 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве»

      Документ является поправкой к

      Комментарии Российской Газеты

      Принят Государственной Думой 14 июля 2017 года

      Одобрен Советом Федерации 19 июля 2017 года

      Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2011, № 30, ст. 4573; № 49, ст. 7067; 2013, № 14, ст. 1657; № 30, ст. 4039; 2014, № 11, ст. 1099; № 19, ст. 2331; 2015, № 10, ст. 1427; № 48, ст. 6706; 2016, № 1, ст. 45) следующие изменения:

      1) в части 7 статьи 65 слова «частью 4» заменить словами «частью 3»;

      2) статью 67 изложить в следующей редакции:

      «Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации

      1. Судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований:
      1) требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей;
      2) требований неимущественного характера;
      3) иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.

      2. В случае неисполнения должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) превышает 10 000 рублей.

      3. Если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи. На основании вступившего в законную силу судебного акта, устанавливающего для должника временное ограничение на выезд из Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем получения соответствующего судебного акта, выносит в порядке, предусмотренном настоящей статьей, постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

      4. При вынесении постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в ходе исполнительного производства по исполнительному документу о взыскании денежных средств судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов поручает судебному приставу-исполнителю структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов снять данное ограничение при наличии информации об уплате задолженности по исполнительному документу в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

      5. Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

      6. Экземпляр постановления, указанного в части 4 настоящей статьи, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, незамедлительно направляется судебному приставу-исполнителю структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов.

      7. Судебный пристав-исполнитель, вынесший постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем исполнения требований исполнительного документа, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, или за днем возникновения иных оснований для снятия данного ограничения, выносит постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.

      8. Судебный пристав-исполнитель структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов не позднее дня, следующего за днем размещения в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате задолженности по исполнительному документу, выносит в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью этого судебного пристава-исполнителя, постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, экземпляр которого незамедлительно направляет судебному приставу-исполнителю, вынесшему постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

      9. Обмен информацией о применении и снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации между судебным приставом-исполнителем структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов, судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, осуществляется в электронном виде в порядке и сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности. В целях обмена указанной информацией могут использоваться государственная система миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, и единая система межведомственного электронного взаимодействия.

      10. Копии постановлений о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, о снятии данного ограничения направляются судебным приставом-исполнителем должнику не позднее дня, следующего за днем их вынесения.».

      1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2017 года.

      2. Временные ограничения на выезд из Российской Федерации, примененные к должникам в рамках исполнительного производства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, снимаются по правилам, установленным статьей 67 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в редакции настоящего Федерального закона).

      Президент Российской Федерации В. Путин

      Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

      1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

      2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

      3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

      4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

      2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

      2.1. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в «частях 1», «3», «4» и «7 статьи 21» настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые «законом» меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.

      4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

      5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

      5.1. Запрос «центрального органа» о розыске ребенка направляется центральным органом, назначенным в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по последнему известному месту жительства или месту пребывания лица, с которым может находиться ребенок, или по местонахождению имущества этого лица либо по последнему известному месту пребывания ребенка.

      6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

      7.1. Заявление взыскателя и исполнительный документ, содержащий требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, либо запрос «центрального органа» о розыске ребенка передаются судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов.

      8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

      9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

      10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

      11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

      12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

      13. Утратил силу. — Федеральный закон от 08.03.2015 N 57-ФЗ.

      14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

      1) в соответствии с частью 16 настоящей статьи;

      2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

      3) по исполнительному документу о конфискации имущества;

      4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;

      5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;

      6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

      7) по запросу центрального органа о розыске ребенка.

      14.1. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

      (часть 14.1 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

      15. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

      16. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

      17. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

      18. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

      Консультации юриста по ст. 30 Закона Об исполнительном производстве

    • Ответ юриста:

      Закон об исполнительном производстве

      1. Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
      2. Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
      1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
      2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
      3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
      4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
      3. В случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.
      4. Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

      Комментарий к статье 30

      1. Глава 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует стадии исполнительного производства, первой из которых является возбуждение исполнительного производства.

      Согласно ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Исполнительный документ и заявление могут быть поданы лично в подразделение судебных приставов или направлены по почте.

      Содержание и форма заявления не установлены действующим законодательством. Из содержания ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что заявление должно быть подано в письменной форме и подписано заявителем или его представителем. Если заявление подано представителем, то прилагается доверенность, в которой должно быть указано на такое полномочие представителя, как предъявление исполнительного листа к взысканию. Законом предусмотрены случаи, когда для возбуждения исполнительного производства не требуется подачи заявления взыскателем (ч. 5 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»):

      1) в предусмотренных законом случаях суд или другой орган, должностное лицо направляют исполнительный документ непосредственно судебному приставу-исполнителю. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

      Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника. Согласно ч. 1 ст. 130 ГПК РФ судебный приказ по просьбе взыскателя может быть направлен судебному приставу-исполнителю для исполнения.

      При этом в сопроводительном письме из суда должно быть указано на наличие ходатайства взыскателя о направлении исполнительного документа в подразделение судебных приставов для производства взыскания.

      КоАП РФ также предусматривает правило, согласно которому обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление (ч. 1 ст. 31.3);

      2) в случае поступления поручения от судебного пристава-исполнителя другого подразделения по совершению отдельных исполнительных действий или (и) применения отдельных мер принудительного исполнения (ч. 6 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

      3) в случае вынесения в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 6 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

      В заявлении, помимо просьбы о возбуждении исполнительного производства и соответствующего взыскания, может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве».

      2. Для возбуждения исполнительного производства мало предъявления исполнительного документа и заявления. Прежде чем исполнительное производство будет возбуждено, судебный пристав-исполнитель совершает ряд действий, необходимых для решения вопроса, а именно решает, есть ли основания для возбуждения исполнительного производства или следует отказать заявителю в возбуждении исполнительного производства. В связи с этим судебный пристав-исполнитель, принимая исполнительный документ к исполнению, должен проверить совокупность обстоятельств:

      — надлежащим ли субъектом предъявлен исполнительный документ к исполнению;

      — соответствует ли исполнительный документ требованиям, предусмотренным законом;

      — не истек ли срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

      — соблюдены ли правила о территориальной компетенции при предъявлении исполнительного документа;

      — предъявлялся ли ранее исполнительный документ к исполнению.

      Надлежащий субъект предъявления исполнительного документа к исполнению. Закон перечисляет тех, кто может обратиться к судебному приставу-исполнителю с исполнительным документом для возбуждения исполнительного производства. Во-первых, это взыскатель, которому по большинству дел предоставлено право самому решать, предъявлять ли исполнительный документ к взысканию или не предъявлять. Во-вторых, исполнительный документ может поступить от суда или другого органа, выдавшего его, в случаях, указанных в законе. В-третьих, от имени взыскателя исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению представителем. В соответствии со ст. 54 ГПК РФ, ст. 62 АПК РФ предъявление исполнительного документа к взысканию является специальным полномочием, о предоставлении которого должно быть указано в доверенности. Доверенность должна быть приложена к заявлению.

      Необходимо также обращать внимание на правильность указания взыскателя и должника в исполнительном документе. Иногда следом за допущенной ошибкой в судебном решении в исполнительном листе в качестве стороны исполнительного производства указывается бюджет РФ или казна РФ, что неверно, поскольку они не были и не могли быть стороной рассмотренного спора.

      В связи с этим можно привести в качестве примера постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа. Общество «Содействие», считая постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

      Суды, рассматривавшие данное дело в разных инстанциях, обоснованно указали на то, что право определения надлежащего взыскателя по исполнительному листу принадлежит суду, а не судебному приставу-исполнителю, возбуждающему на его основании исполнительное производство.

      Указание в исполнительном листе в качестве взыскателя бюджета не свидетельствует о невозможности исполнения данного документа. В рассматриваемой ситуации правовые нормы позволяют точно определить конкретное лицо, являющееся взыскателем.

      Судами также установлено и материалами дела подтверждено, что дубликат исполнительного листа предъявлен в службу судебных приставов уполномоченным лицом, факт наличия у должника задолженности перед федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации последним не оспаривается.

      Кроме того, суды правомерно посчитали, что общество «Содействие» не представило доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым постановлением судебного пристава-исполнителя.

      При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали обществу «Содействие» в удовлетворении заявленных требований .

      Постановление ФАС Уральского округа от 16 июля 2008 г. N Ф09-5051/08-С1 // СПС «КонсультантПлюс».

      Соответствие исполнительного документа требованиям, предусмотренным законом. Под названным обстоятельством, которое должен проверить судебный пристав-исполнитель при принятии исполнительного документа, следует понимать:

      — является ли предъявляемый документ исполнительным;

      — соответствует ли он требованиям, установленным в законе (см. комментарий к ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Применительно к отдельным видам исполнительных документов могут предъявляться требования, указанные в иных нормативных актах. Например, требования к судебному приказу изложены в ГПК РФ, к содержанию исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, — в АПК РФ.

      Далее следует определить, вступило ли решение, на основе которого выдан исполнительный документ, в законную силу. Решения судов общей юрисдикции вступают в законную силу через 10 дней, если не поступила кассационная или апелляционная жалоба (на решение мирового судьи). Немедленно вступают в законную силу кассационные, апелляционные и надзорные постановления.

      Определение суда общей юрисдикции и арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно. Подача частной жалобы или протеста на определение об обеспечении иска не приостанавливает исполнения этого определения.

      Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия, если на решение не принесена апелляционная жалоба. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ, постановления апелляционной, кассационной и надзорной инстанций арбитражных судов вступают в законную силу с момента их принятия.

      Законом предусмотрены случаи немедленного исполнения судебных решений. Немедленное исполнение — это исполнение судебных решений, не вступивших в законную силу, при наличии для этого оснований (см. комментарий ниже).

      О сроке предъявления исполнительного документа к исполнению см. комментарий к ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве».

      Правила территориальной компетенции при предъявлении исполнительного документа. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Место исполнения исполнительного документа определяется в зависимости от характеристики должника (гражданин или юридическое лицо) и от категории исполнительного производства. Так, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала (ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве»). В данном случае место исполнения исполнительного документа определено в зависимости от категории должника.

      Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. В данном случае место совершения исполнительных действий определено в зависимости от категории исполнительного производства — обязывание должника совершить определенные действия.

      Взыскатель может не располагать информацией о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка. В этом случае Закон предусматривает совершение исполнительных действий и мер принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества (ч. 4 ст. 33). Кроме того, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии с общими правилами, изложенными в ст.

      Судебный пристав-исполнитель при решении вопроса о возможности возбуждения исполнительного производства также проверяет, не предъявлялся ли ранее исполнительный документ к исполнению и не было ли по нему исполнительное производство прекращено или окончено. Если такие факты нашли свое подтверждение, то судебный пристав-исполнитель проверяет основание для окончания исполнительного производства.

      После проверки перечисленных выше обстоятельств судебный пристав-исполнитель должен решить, возбуждать ли исполнительное производство. Судебному приставу-исполнителю дается трехдневный срок для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении.

      В том случае, если исполнительный документ соответствует предъявляемым к нему требованиям и подан с соблюдением установленного в Законе срока, судебный пристав-исполнитель в течение трех дней выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

      3. Судебному приставу-исполнителю оба поступивших документа: заявление взыскателя и исполнительный документ — передаются в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. После этого судебный пристав-исполнитель располагает тремя днями для решения вопроса о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении. В любом случае решение судебного пристава-исполнителя должно быть оформлено в форме постановления (ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Если взыскатель ходатайствовал о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве», то судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства об удовлетворении названного ходатайства или об отказе. В последнем случае судебный пристав-исполнитель обязан привести мотивацию.

      Согласно Приказу ФССП России от 27 февраля 2008 г. N 101 «Об организации работы по исполнению исполнительных документов по корпоративным спорам» о каждом случае предъявления на исполнение исполнительного документа указанной категории судебный пристав-исполнитель в тот же день письменно уведомляет руководителя территориального органа ФССП — главного судебного пристава субъекта РФ (п. 1.2).

      Бюллетень ФССП России. 2008. N 2.

      В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению (ч. 18 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

      Важным последствием предъявления исполнительного документа к исполнению является прерывание срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

      4. Из общего правила, согласно которому судебному приставу-исполнителю исполнительный документ и заявление передаются в течение трех дней после поступления в подразделение судебных приставов и, соответственно, исполнительное производство должно быть возбуждено в течение трех дней, есть исключение. Это исключение касается тех судебных актов, которые подлежат немедленному исполнению.

      Однако законом предусмотрены случаи немедленного исполнения судебных решений. Немедленное исполнение — это исполнение судебных решений, не вступивших в законную силу, при наличии для этого оснований.

      В силу ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов; о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; о восстановлении на работе; о включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума (ст. 211 ГПК РФ). В остальных случаях суд обладает правом обращения решения к немедленному исполнению (ст. 212 ГПК РФ) — это факультативное обращение судебного акта к немедленному исполнению.

      В соответствии с АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Определение арбитражного суда об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению.

      Следует различать немедленное исполнение и немедленное вступление решения в законную силу. Если закон предусматривает немедленное вступление судебного акта в законную силу, это означает, что он подлежит и немедленному исполнению. Если же закон или решение делают оговорку о том, что судебный акт подлежит немедленному исполнению, это означает, что он действительно должен немедленно исполняться, однако лица, участвующие в деле, вправе обратиться с апелляционной (решения мировых судей и арбитражных судов) или кассационной жалобой (решения судов общей юрисдикции, кроме мировых судей).

      Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

      5. При возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен решить вопрос о назначении срока на добровольное исполнение исполнительного документа, о чем указывается в постановлении о возбуждении исполнительного производства (ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».) Срок для добровольного исполнения — это установленный отрезок времени, в течение которого должник может исполнить исполнительный документ без применения к нему мер принудительного характера. Законом установлено два условия, при наличии которых может быть установлен срок на добровольное исполнение:

      — если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов. Поскольку исполнительный документ может неоднократно поступать в подразделение и возвращаться к взыскателю, то Законом оговорено, что срок на добровольное исполнение устанавливается только при первичном предъявлении исполнительного документа к взысканию;

      — Законом не установлено исключения для данной категории дел. Исключения перечислены в ч. 14 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве». Перечень носит закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию.

      В силу действующего ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

      1) после окончания основного исполнительного производства, когда судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 16 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

      4) об административном приостановлении деятельности;

      5) о конфискации имущества;

      Во всех же остальных случаях судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 комментируемого Федерального закона.

      Закон устанавливает как максимальный срок для добровольного исполнения, так и порядок исчисления такого срока. Например, срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней. Начало течения данного срока — день получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, что является общим правилом, из которого могут быть предусмотрены исключения ФЗ «Об исполнительном производстве».

      Частные случаи установления сроков для добровольного исполнения предусмотрены ч. 13 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве». Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

      6. Важное положение отражено в ч. 15 комментируемой статьи относительно исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Указанные постановления исполняются, во-первых, без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства, во-вторых, до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

      Однако по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство после окончания основного исполнительного производства (ч. 16 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

      7. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

      Смотрите так же:

      • Индивидуальный тариф пенсии ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 18 марта 2015 Нарьян-Мар, 18 марта 2015 года. В 2015 году каждый гражданин 1967 года рождения и моложе может выбрать […]
      • Вакансии юриста корпорации Вакансии юриста корпорации Узнайте больше о технологиях разведки и добычи нефти, российских и международных проектах «Газпром нефти» «Газпром нефть» реализует нефтепродукты, произведенные на собственных предприятиях: бензин, дизтопливо, автомобильные […]
      • Преступление по каролине это 38. Преступление и наказание, суд процесс по Каролине 1532 В Каролине получили определение не только отдельные преступления, но и некоторые общие понятия УП: соучастие (пособничество), неосторожность, необходимая оборона, покушение на преступление и др. В […]
      • Образцы заявлений в администрацию поселения Новые файлы образец заявления в сельскую администрацию Образец заявления на имя Главы администрации МО Карсунский район Образец заявления на имя Главы МО Карсунский район Образец заявления на. бланк заявления в сельскую администрацию - […]
      • Жалоба на отделение милиции Если стражи не в порядке Случаи, когда милиционер из защитника превращается в обидчика, всегда вызывают особо болезненную реакцию - и у граждан, и у правоохранительных органов. Первые возмущаются, что напрасно платят налоги. Вторые пытаются вернуть доверие […]
      • Налог на 156 лС Расчет транспортного налога в Москве и Московской области Уплату налога на личное транспортное средство (включая автомобиль) регулирует глава 28 в Налоговом кодексе РФ. Собственник обязан ежегодно уплачивать налог на автомобиль, пока тот находится на учете в […]
      • Особенности заключения изменения и расторжения договора купли продажи Особенности заключения изменения и расторжения договора купли продажи Общая характеристика работы Актуальность и степень разработанности темы исследования. Продолжающееся экономическое развитие России, её интеграция в мировое и, в том числе, европейское […]
      • Будет ли повышение пенсии в 2018 году пенсионерам мвд и на сколько Что ждет пенсионеров МВД в 2018 году в России Проблематика увеличения пособий гражданам пенсионного возраста постоянно присутствует в информационном пространстве общественности. А когда дело касается представителей силовых структур, пребывающих на […]