350 статья уголовного кодекса рф

Статья 350 УК РФ. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

Комментарии к ст. 350 УК РФ

1. Объектом преступления является порядок безопасного вождения и эксплуатации военно-транспортных средств, устанавливаемый не только общими, но и специальными военно-административными нормативами. К боевым, специальным и транспортным машинам относятся все виды самодвижущихся сухопутных средств, состоящих на вооружении Вооруженных Сил и иных войск РФ.

2. Нарушением правил вождения является несоблюдение установленных правил безопасности дорожного движения.

Нарушение правил эксплуатации машин — это игнорирование норм и правил использования и технического обслуживания машин, связанных с обеспечением движения.

Состав материальный, деяние признается преступным при причинении тяжкого вреда здоровью человека. Между нарушением правил вождения или эксплуатации машин и наступлением указанных последствий должна быть установлена причинная связь.

3. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

4. Субъектом нарушения правил вождения может быть любой военнослужащий, управляющий военной машиной либо арендованным военным ведомством в интересах выполнения стоящих перед ним задач транспортным средством, вне зависимости от наличия у него водительского удостоверения (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1973 N 7 «О квалификации нарушения правил вождения или эксплуатации машин военнослужащими и иными лицами, несущими уголовную ответственность по Закону об уголовной ответственности за воинские преступления» ).

Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924 — 1977. М., 1978. Ч. 2.

Субъект нарушений правил эксплуатации — военнослужащий, непосредственно ответственный за эксплуатацию транспортного средства, включая старшего машины, и др.

Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 350 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный порядок вождения, а также эксплуатации военных машин.

Порядок, обеспечивающий безопасность вождения и безопасность эксплуатации военных машин, устанавливается помимо Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (в ред. от 12.11.2012) , Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Строевым уставом Вооруженных Сил РФ, боевыми уставами, Курсом вождения автомобилей и гусеничных тягачей, Положением об организации инструктажей личного состава по соблюдению требований безопасности при эксплуатации вооружения и военной техники и другими нормативными актами, издаваемыми компетентными органами управления Вооруженными Силами РФ. В этих актах излагаются специальные правила вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин и требования к военнослужащим по строгому и точному исполнению предписаний соответствующих правил при выполнении войсками разных видов задач.
———————————
САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 184; 1998. N 45. Ст. 5521; 2000. N 18. Ст. 1985; 2001. N 11. Ст. 1029; 2002. N 9. Ст. 931; N 27. Ст. 2693; 2003. N 20. Ст. 1899; N 40. Ст. 3891; 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5733; 2006. N 11. Ст. 1179; 2008. N 8. Ст. 741; N 17. Ст. 1882; 2009. N 2. Ст. 233; N 5. Ст. 610; 2010. N 9. Ст. 976; N 20. Ст. 2471; 2011. N 42. Ст. 5992; 2012. N 1. Ст. 154; N 15. Ст. 1780; N 30. Ст. 4289; N 47. Ст. 6505.

Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, относятся к преступлениям небольшой тяжести, ч. 3 — средней тяжести.

Предмет преступления — боевая, специальная или транспортная машина.

К боевым машинам относятся машины, составной частью которых является оружие (пушка, пулемет и др.). Это танки, боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки, миноукладчики, ракетные установки и другие машины, предназначенные для буксировки средств ведения боя, артиллерийские тягачи, машины, перевозящие аппаратуру управления огнем, и др., иные самодвижущиеся на поле боя машины — минные тральщики и др. Они и называются боевыми потому, что участвуют в ведении боя.

Специальные машины — самодвижущиеся технические средства, призванные обеспечить ведение боевых действий войсками. К ним относятся инженерные машины (траншеекопатели, бульдозеры, корчеватели, машины, осуществляющие перевозку понтонов для наведения переправ, и т.п.), санитарные машины, походные ремонтные мастерские, походные самодвижущиеся пекарни, технические, экологические и другие машины-лаборатории.

Транспортные машины — это машины, предназначенные для перевозки личного состава, подвоза оружия, боеприпасов, военно-технического имущества, горюче-смазочных материалов, продовольствия, вещевого и иного имущества для хозяйственно-бытового обеспечения войск. Транспортные машины организационно включаются в специальные транспортные части и подразделения (автомобильные полки, батальоны, роты).

Потерпевшие — военнослужащие и иные лица.

2. Объективную сторону преступления составляет нарушение правил вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных военных машин, совершаемое в виде действия (бездействия).

Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной. Правила об этих нарушениях устанавливаются названными выше нормативными правовыми актами, на которые необходимо ссылаться при квалификации соответствующих нарушений.

Правила вождения — это совокупность обязательных предписаний, соблюдение которых военнослужащими, непосредственно управляющими машиной во время движения, обеспечивает безопасное движение военных машин для людей, воинского правопорядка и боеготовности войск.

Нарушение правил вождения военных машин может выражаться путем действия — это превышение скорости движения машины, совершение обгона машины вопреки порядку, установленному соответствующими правилами или приказом командира (начальника), не противоречащим правилам безопасности движения, движение на запрещающий сигнал, регулирующий движение, и др. Нарушение правил безопасности движения путем бездействия — это непринятие мер к своевременной остановке машины, к снижению ее скорости движения, невключение светового сигнала в условиях, когда его включение обязательно, либо сигнала о намерении совершить поворот, непринятие мер к остановке машины в случае ослепления ее водителем встречной машины, сон за рулем машины, неоказание помощи пострадавшему от допущенного самим же водителем машины нарушения, невыполнение указания старшего машины о прекращении нарушения правил вождения машины и др.

Правила эксплуатации — это совокупность норм, предписывающих определенной категории лиц создание благоприятных условий безопасного движения военных машин, для других военнослужащих.

Нарушение правил эксплуатации может выражаться: в допуске к управлению лиц, не имеющих права на управление машиной, в выпуске в рейс компетентным начальником с неисправностями, при которых Правилами дорожного движения и другими нормативными актами запрещается эксплуатация машин. Перечень таких неисправностей содержится в том числе и в Правилах дорожного движения (например, неисправность тормозов), в допуске к управлению машиной лиц, заведомо не подготовленных к вождению данного типа машин либо по своему физическому или психическому состоянию не способных управлять машиной, в отдании начальником или старшим машины распоряжений, явно противоречащих правилам безопасности движения (о выборе скорости движения, осуществлению маневра машиной, погрузке негабаритных грузов, буксировке прицепных устройств, посадке военнослужащих на машину, не приспособленную к перевозке людей, и др.).

Обязательный признак объективной стороны преступления — последствия в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 111).

Степень тяжести причиненного вреда здоровью определяет судебно-медицинский эксперт с представлением заключения об этом.

Причинение в результате нарушения правил вождения или эксплуатации машин легкого вреда здоровью нескольким лицам не образует рассматриваемого преступления, так как ответственность за причинение легкого вреда здоровью по неосторожности не установлена.

Между нарушением правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины и последствиями должна быть установлена причинная связь.

Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека.

3. Субъектом нарушения правил вождения боевой, специальной и транспортной машины может быть любой военнослужащий, законно или незаконно управлявший военной машиной. Военнослужащий, совершивший транспортное преступление на личной автомашине, не может быть признан субъектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, и подлежит уголовной ответственности по ст. 264 УК.

Субъектом нарушения правил эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин является военнослужащий, на которого возложена обязанность их соблюдения нормативными актами или приказом начальников. К ним относятся командиры и начальники, непосредственно занимающиеся эксплуатацией машин, должностные лица технической службы, старшие машин, командиры танков, других самодвижущихся машин, начальники контрольно-технических пунктов, дежурные по паркам, ангарам и другие военнослужащие, на которых возложена обязанность по обеспечению безопасности движения военных машин.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

5. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицирующий признак — причинение по неосторожности смерти человека.

Военным судом Екатеринбургского гарнизона рядовой Б. признан виновным в том, что, следуя на закрепленном за ним автомобиле КамАЗ-4310, превысил предельно допустимую скорость и выехал на полосу встречного движения, в результате чего произошло столкновение со следовавшим во встречном направлении автомобилем «Нива» ВАЗ-2121. Последствиями данного дорожно-транспортного происшествия явились смерть водителя автомобиля ВАЗ-2121 П. и причинение тяжкого вреда здоровью пассажира этого автомобиля С.

Нарушение Б. правил вождения транспортной машины, повлекшее по неосторожности смерть одного человека и причинение тяжкого вреда здоровью другого, судом правильно квалифицировано по ч. 2 ст. 350 УК.

6. В ч. 3 комментируемой статьи назван особо квалифицирующий признак — причинение по неосторожности смерти двум и более лицам.

О понимании последствий, названных в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, см. комментарий к ст. 264.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 350 Уголовного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья является специальной нормой по отношению к ст. 264 УК, от которой она отличается ведомственной принадлежностью машины Вооруженным Силам РФ, другим войскам и воинским формированиям РФ.

К боевым машинам относятся танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и ракетные установки и т.д.; к специальным — самоходные транспортные средства, выполняющие строительные, пожарные, медицинские и тому подобные функции; к транспортным — самоходные транспортные средства, предназначенные для перевозки личного состава, вооружения, воинского имущества и других грузов.

2. С объективной стороны состав преступления характеризуется альтернативно предусмотренными действиями (бездействием): нарушением либо правил вождения, либо правил эксплуатации указанных разновидностей машин. Диспозиция статьи бланкетная; правила вождения и эксплуатации соответствующих машин определяются ведомственными нормативными правовыми актами, а также Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 2140.

3. Преступление признается оконченным в момент причинения: по ч. 1 — тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человеку; по ч. 2 — смерти человеку; по ч. 3 — смерти двум или более лицам.

4. С субъективной стороны состав преступления характеризуется легкомыслием или небрежностью.

5. Субъект рассматриваемого состава преступления специальный. Им согласно ст. 331 УК и Постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1973 г. N 7 «О квалификации нарушения правил вождения или эксплуатации машин военнослужащими и иными лицами, несущими уголовную ответственность по Закону об уголовной ответственности за воинские преступления» может быть любой военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе и призванный на военные сборы, управляющий машиной или ответственный за ее эксплуатацию.

Статья 350 УК РФ. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин (действующая редакция)

1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 350 УК РФ

2. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Правила вождения и эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин определены Правилами дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, иными нормативными правовыми актами.

3. Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека, понятие которого раскрывается в ст. 111 УК.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления — военнослужащий, управляющий машиной или отвечающий за ее эксплуатацию.

Нарушение указанных правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, квалифицируется по ч. 2, а смерть двух и более лиц — по ч. 3 ст. 350 УК.

350 статья уголовного кодекса рф

Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 33] [Статья 350]

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

3 комментария к записи “Статья 350 УК РФ. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин”

Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

Комментарий к статье 350

1. Непосредственным объектом преступления является установленный порядок вождения, а также эксплуатации военных машин.
Порядок, обеспечивающий безопасность вождения и безопасность эксплуатации военных машин, устанавливается помимо Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (в ред. от 12.11.2012) , Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Строевым уставом Вооруженных Сил РФ, боевыми уставами, Курсом вождения автомобилей и гусеничных тягачей, Положением об организации инструктажей личного состава по соблюдению требований безопасности при эксплуатации вооружения и военной техники и другими нормативными актами, издаваемыми компетентными органами управления Вооруженными Силами РФ. В этих актах излагаются специальные правила вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин и требования к военнослужащим по строгому и точному исполнению предписаний соответствующих правил при выполнении войсками разных видов задач.
———————————
САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 184; 1998. N 45. Ст. 5521; 2000. N 18. Ст. 1985; 2001. N 11. Ст. 1029; 2002. N 9. Ст. 931; N 27. Ст. 2693; 2003. N 20. Ст. 1899; N 40. Ст. 3891; 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5733; 2006. N 11. Ст. 1179; 2008. N 8. Ст. 741; N 17. Ст. 1882; 2009. N 2. Ст. 233; N 5. Ст. 610; 2010. N 9. Ст. 976; N 20. Ст. 2471; 2011. N 42. Ст. 5992; 2012. N 1. Ст. 154; N 15. Ст. 1780; N 30. Ст. 4289; N 47. Ст. 6505.

Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, относятся к преступлениям небольшой тяжести, ч. 3 — средней тяжести.
Предмет преступления — боевая, специальная или транспортная машина.
К боевым машинам относятся машины, составной частью которых является оружие (пушка, пулемет и др.). Это танки, боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки, миноукладчики, ракетные установки и другие машины, предназначенные для буксировки средств ведения боя, артиллерийские тягачи, машины, перевозящие аппаратуру управления огнем, и др., иные самодвижущиеся на поле боя машины — минные тральщики и др. Они и называются боевыми потому, что участвуют в ведении боя.
Специальные машины — самодвижущиеся технические средства, призванные обеспечить ведение боевых действий войсками. К ним относятся инженерные машины (траншеекопатели, бульдозеры, корчеватели, машины, осуществляющие перевозку понтонов для наведения переправ, и т.п.), санитарные машины, походные ремонтные мастерские, походные самодвижущиеся пекарни, технические, экологические и другие машины-лаборатории.
Транспортные машины — это машины, предназначенные для перевозки личного состава, подвоза оружия, боеприпасов, военно-технического имущества, горюче-смазочных материалов, продовольствия, вещевого и иного имущества для хозяйственно-бытового обеспечения войск. Транспортные машины организационно включаются в специальные транспортные части и подразделения (автомобильные полки, батальоны, роты).
Потерпевшие — военнослужащие и иные лица.
2. Объективную сторону преступления составляет нарушение правил вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных военных машин, совершаемое в виде действия (бездействия).
Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной. Правила об этих нарушениях устанавливаются названными выше нормативными правовыми актами, на которые необходимо ссылаться при квалификации соответствующих нарушений.
Правила вождения — это совокупность обязательных предписаний, соблюдение которых военнослужащими, непосредственно управляющими машиной во время движения, обеспечивает безопасное движение военных машин для людей, воинского правопорядка и боеготовности войск.
Нарушение правил вождения военных машин может выражаться путем действия — это превышение скорости движения машины, совершение обгона машины вопреки порядку, установленному соответствующими правилами или приказом командира (начальника), не противоречащим правилам безопасности движения, движение на запрещающий сигнал, регулирующий движение, и др. Нарушение правил безопасности движения путем бездействия — это непринятие мер к своевременной остановке машины, к снижению ее скорости движения, невключение светового сигнала в условиях, когда его включение обязательно, либо сигнала о намерении совершить поворот, непринятие мер к остановке машины в случае ослепления ее водителем встречной машины, сон за рулем машины, неоказание помощи пострадавшему от допущенного самим же водителем машины нарушения, невыполнение указания старшего машины о прекращении нарушения правил вождения машины и др.
Правила эксплуатации — это совокупность норм, предписывающих определенной категории лиц создание благоприятных условий безопасного движения военных машин, для других военнослужащих.
Нарушение правил эксплуатации может выражаться: в допуске к управлению лиц, не имеющих права на управление машиной, в выпуске в рейс компетентным начальником с неисправностями, при которых Правилами дорожного движения и другими нормативными актами запрещается эксплуатация машин. Перечень таких неисправностей содержится в том числе и в Правилах дорожного движения (например, неисправность тормозов), в допуске к управлению машиной лиц, заведомо не подготовленных к вождению данного типа машин либо по своему физическому или психическому состоянию не способных управлять машиной, в отдании начальником или старшим машины распоряжений, явно противоречащих правилам безопасности движения (о выборе скорости движения, осуществлению маневра машиной, погрузке негабаритных грузов, буксировке прицепных устройств, посадке военнослужащих на машину, не приспособленную к перевозке людей, и др.).
Обязательный признак объективной стороны преступления — последствия в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 111).
Степень тяжести причиненного вреда здоровью определяет судебно-медицинский эксперт с представлением заключения об этом.
Причинение в результате нарушения правил вождения или эксплуатации машин легкого вреда здоровью нескольким лицам не образует рассматриваемого преступления, так как ответственность за причинение легкого вреда здоровью по неосторожности не установлена.
Между нарушением правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины и последствиями должна быть установлена причинная связь.
Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека.
3. Субъектом нарушения правил вождения боевой, специальной и транспортной машины может быть любой военнослужащий, законно или незаконно управлявший военной машиной. Военнослужащий, совершивший транспортное преступление на личной автомашине, не может быть признан субъектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, и подлежит уголовной ответственности по ст. 264 УК.
Субъектом нарушения правил эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин является военнослужащий, на которого возложена обязанность их соблюдения нормативными актами или приказом начальников. К ним относятся командиры и начальники, непосредственно занимающиеся эксплуатацией машин, должностные лица технической службы, старшие машин, командиры танков, других самодвижущихся машин, начальники контрольно-технических пунктов, дежурные по паркам, ангарам и другие военнослужащие, на которых возложена обязанность по обеспечению безопасности движения военных машин.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
5. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицирующий признак — причинение по неосторожности смерти человека.
Военным судом Екатеринбургского гарнизона рядовой Б. признан виновным в том, что, следуя на закрепленном за ним автомобиле КамАЗ-4310, превысил предельно допустимую скорость и выехал на полосу встречного движения, в результате чего произошло столкновение со следовавшим во встречном направлении автомобилем «Нива» ВАЗ-2121. Последствиями данного дорожно-транспортного происшествия явились смерть водителя автомобиля ВАЗ-2121 П. и причинение тяжкого вреда здоровью пассажира этого автомобиля С.
Нарушение Б. правил вождения транспортной машины, повлекшее по неосторожности смерть одного человека и причинение тяжкого вреда здоровью другого, судом правильно квалифицировано по ч. 2 ст. 350 УК.
6. В ч. 3 комментируемой статьи назван особо квалифицирующий признак — причинение по неосторожности смерти двум и более лицам.
О понимании последствий, названных в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, см. комментарий к ст. 264.

1. Предметом преступления являются боевые специальные и транспортные машины. Боевые машины — танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и ракетные установки и т.п. Специальные машины — самоходные технические средства, предназначенные для выполнения специальных функций: инженерных, медицинских, ремонтных, научно-исследовательских и др. Транспортные машины предназначены для перевозки военных грузов, личного состава и т.п.
2. Порядок и правила вождения и эксплуатации передвижной военной техники определяются: Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» (ред. от 28.07.2012), Правилами дорожного движения Российской Федерации, а также наставлениями и инструкциями по эксплуатации отдельных видов военной техники.
3. С объективной стороны преступление выражается в деянии (нарушениях правил двух видов: вождения машин и эксплуатации машин), наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинно-следственной связи между ними.
Нарушение правил вождения выражается в неправильных действиях водителя (превышение скорости, нарушение правил обгона, проезд на запрещающие сигналы светофора и др.).
Нарушением правил эксплуатации признается несоблюдение технических норм и правил, обеспечивающих безопасное использование машин в процессе их движения (допуск к управлению лиц, находящихся в состоянии опьянения, выпуск в рейс машин, имеющих техническую неисправность, перевозка пассажиров на не оборудованном для этого транспорте и т.д.).
4. Квалифицированный и особо квалифицированный составы связаны с причинением смерти одному или нескольким лицам.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной, определяемой по отношению к наступившим последствиям.
6. Субъектом преступления может быть любой военнослужащий.

1. Предмет преступления — боевые машины (танки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты и др.), специальные машины (бульдозеры, скреперы и др.), транспортные машины для перевозки личного состава, оружия и иного военного имущества.
2. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Правила вождения и эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин определены Правилами дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, иными нормативными правовыми актами.
К нарушению указанных Правил относятся выпуск в рейс технически не подготовленных машин, допуск к управлению военнослужащих в болезненном состоянии, превышение установленной скорости движения, неправильный обгон движущегося транспорта, выезд на полосу встречного движения и др.
3. Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека, понятие которого раскрывается в ст. 111 УК.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.
5. Субъект преступления — военнослужащий, управляющий машиной или отвечающий за ее эксплуатацию.
Нарушение указанных правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, квалифицируется по ч. 2, а смерть двух и более лиц — по ч. 3 ст. 350.

Действующая редакция

(в ред. Федерального закона от 21.07.2004 N 73-ФЗ)

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации военных машин. Предмет преступления — боевые, специальные и транспортные машины. Это состоящие на вооружении самодвижущиеся средства, несущие на себе вооружение, специальные устройства, служащие средством передвижения, перемещения боевых средств: танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, артиллерийские минометы, ракетные установки, строительные и пожарные машины, машины, предназначенные для перевозки личного состава, транспортировки оружия и боеприпасов и т.д.

Объективная сторона преступления может быть выражена как в действии, так и в бездействии и состоит в нарушении правил вождения. Вождение представляет собой непосредственное управление транспортным средством в процессе движения (нарушение скоростного режима, неправильное маневрирование, нарушение требований регулировщика, дорожных знаков и т.п.). Эксплуатацией является использование машины в соответствии с ее назначением, техническими возможностями, соблюдение правил технического обслуживания и т.п.

К числу обязательных признаков состава преступления относится наступление общественно опасных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения соответствующих правил. По конструкции объективной стороны состав преступления материальный. Преступление окончено с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Причинение по неосторожности вреда здоровью человека (или смерти) вследствие нарушения правил вождения или эксплуатации машин как единое преступление охватывается соответствующей частью ст. 350 УК РФ и дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против личности не требует.

Вместе с тем нарушение правил вождения или эксплуатации машин, которое наряду с неосторожным причинением ущерба здоровью или жизни человека повлекло также и наступление по неосторожности материального вреда, может образовывать совокупность преступлений и квалифицироваться по ст. 350 УК РФ и соответствующей статье УК РФ (ст. 168 или ст. 347).

Диспозиция рассматриваемой статьи бланкетная. Поэтому для установления состава преступления необходимо обращение к конкретным нормативным правовым актам, регулирующим порядок вождения и эксплуатации машин. Основное отличие рассматриваемого состава преступления от преступлений, предусмотренных ст. ст. 263, 264 УК РФ, состоит в принадлежности транспорта вооруженным силам.

Субъективная сторона характеризуется только неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления специальный — военнослужащий, управляющий военной машиной или отвечающий за ее эксплуатацию.

Квалифицированный и особо квалифицированный составы предусматривают ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть одного человека (ч. 2 ст. 350 УК РФ) или нескольких — двух или более лиц (ч. 3 ст. 350 УК РФ).

Другой комментарий к статье 350 УК РФ

1. Предмет преступления — боевые машины (танки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты и др.), специальные машины (бульдозеры, скреперы и др.), транспортные машины для перевозки личного состава, оружия и иного военного имущества.

К нарушению указанных Правил относятся выпуск в рейс технически не подготовленных машин, допуск к управлению военнослужащих в болезненном состоянии, превышение установленной скорости движения, неправильный обгон движущегося транспорта, выезд на полосу встречного движения и др.

Нарушение указанных правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, квалифицируется по ч. 2, а смерть двух и более лиц — по ч. 3 ст. 350.

Смотрите так же:

  • Устав третейского суда О Третейских Судах Третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда. Законодательство Республики Беларусь о […]
  • Приказ о проведении контроля успеваемости Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики […]
  • Когда сдавать рсв при ликвидации Ликвидация ООО в 2018 году: пошаговая инструкция Ликвидация ООО – процесс достаточно сложный и длительный по времени. Однако, если придерживаться определенных правил, то закрыть организацию можно и самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних […]
  • Теория раскольникова в романе преступление и наказание краткое Сочинение: Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Автор: Guru · Опубликовано 28.08.2017 · Обновлено 28.08.2017 Главным героем романа Ф.М. Достоевского является студент Родион Раскольников. Именно через повествование о судьбе этого персонажа […]
  • Чем заканчивается любовь и наказание Отзыв: Сериал "Любовь и наказание" (2010) - Обязателен к просмотру! Для меня лучший турецкий сериал. После Великолепного века, который я даже три серии не осилила (ну вот не пошёл он мне), я как-то и не смотрела в сторону турецких сериалов. А потом однажды […]
  • Как найти в базе штраф гибдд Онлайн ГИБДД Проверить штрафы по официальным данным, оплатить штраф онлайн по номеру постановления, получить квитанцию об оплате Автоматический контроль штрафов ГИБДД для таксопарков, транспортных компаний, лизинговых компаний и других организаций Рассчитать […]
  • Сумма иска от банка Максимальная сумма иска банка в мировой суд Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, на какую максимальную сумму долга банк может подать иск в мировой суд? Будьте добры дать ответ с указанием статей в законодательстве. Ответы юристов (6) Андрей, мировой суд […]
  • Перечень приказов в доу на начало учебного года Приказ Об организации работы по созданию безопасных условий труда В целях совершенствования, организации работы по созданию условий труда и проведению безопасного учебно-воспитательного процесса в МДОУ детском саду № 1. Принять к исполнению и руководству […]