Антитабачный закон электронные сигареты

Нет дыма без никотина

Разработало законопроект Архангельское областное Собрание депутатов. Под жесткие ограничения попадают и электронные сигареты и электронные кальяны. Принцип такой: если что-то дымит — оно опасно для здоровья.

«В настоящее время нашим законодательством данная сфера общественных отношений практически не урегулирована, — сказала «РГ» депутат Архангельского областного Собрания депутатов Екатерина Поздеева, — это позволяет осуществлять продажу, использование и рекламу электронных систем доставки никотина без каких-либо ограничений».

По ее словам, ряд исследований подтверждает, что в дыме электронных сигарет содержится большое количество токсичных веществ, некоторые из которых считаются канцерогенами. А нагревание содержащихся в электронных сигаретах наполнителей (чаще всего растительный глицерин или пропиленгликоль) влечет образование формальдегида, который является крайне токсичным.

Правда, в целом данных о том, как действуют электронные сигареты на человека, мало. Ведь это новинка. У ученых при всем желании было мало времени, чтобы понаблюдать и разобраться. Поэтому сторонники электронных сигарет считают опасения критиков чрезмерными и говорят, что, по сути, вдыхают ароматизированный пар. От него, мол, какой вред? Критики, наоборот, считают, что на сегодня известно уже более чем достаточно, дабы не сомневаться в губительности дымящих игрушек.

А мода на подобную забаву между тем растет. Особенно среди молодежи. Появилось и специальное слово вейпинг, обозначающее курение электронных сигарет. Подросткам традиционно кажется, что модные словечки делают их оригинальнее, вредные привычки — взрослее.

Было уже несколько инициатив, предлагающих так или иначе ограничить электронные перекуры. Но пока одобрение законодателей получили лишь экономические меры. Сейчас Госдума уже приняла в третьем чтении закон, резко повышающий акцизы на электронные сигареты.

Стоимость электронных сигарет вырастет на 40 рублей, никотиносодержащих жидкостей — на 10 рублей за миллилитр. Акцизы будут повышаться каждый год. В 2019-м ставки составят 48 рублей за устройство и 12 рублей за миллилитр жидкости.

На рассмотрении Госдумы сейчас также находится проект закона «Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина». Он также запрещает использование таких систем в общественных местах, а также продажу электронных сигарет несовершеннолетним. Но эксперты спорят, есть ли смысл принимать отдельный закон. Может, легче просто приравнять электронные сигареты к обычным, и это сразу решит все проблемы?

По словам Екатерины Поздеевой, разработчики нового законопроекта постарались максимально доработать те моменты, которые были отмечены в заключениях правительства России и профильного комитета Госдумы о тех законопроектах, что вносились ранее по данной теме и не были поняты.

«Мы предлагаем внести комплексные изменения сразу в четыре федеральных закона, что позволит одновременно определить понятия, запретить рекламу электронных сигарет, их продажу несовершеннолетним, определить необходимость разработки и реализации программ, направленных на снижение использования электронных систем доставки никотина», — говорит Екатерина Поздеева.

В различных регионах также обсуждаются и свои инициативы на этот счет. Например, недавно сообщалось, что в Подмосковье планируется региональным законом ограничить возраст электронных курильщиков. Активно обсуждают проблему вейпов и в Мосгордуме. В общем, с мест поступает уже немало сигналов о том, что с электронными сигаретами надо что-то решать.

«Безусловно, курение электронных сигарет в общественных местах является пропагандой курения, с которой активно идет борьба во всей стране, — сказал «РГ» председатель Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Виктор Конопацкий. — Конечно, ограничение мест для курения — мера объективная, ведь нередко курильщики «дымят» в метро, на детских площадках или даже в кино, кафе и ресторанах. Однако главное — изучить мнение жителей регионов о запрете курения электронных сигарет, и только на основе этого мнения могут быть приняты изменения в законодательство».

Напомним, что с 2013 года в стране действует антитабачный закон. Он запрещает курить на территориях стадионов, школ, больниц, магазинов, в лифтах и на детских площадках. С 2014 года запрет начал действовать также в поездах, на вокзалах, в гостиницах, кафе и ресторанах. Согласно Кодексу об административных правонарушениях за курение в общественных местах грозит административный штраф граждан до 1,5 тысячи рублей, за курение на детских площадках — до 3 тысяч рублей. В случае принятия предлагаемых поправок такие же штрафы будут грозить и за использование электронных сигарет в тех же местах.

Закон о запрете курения в общественных местах в России в 2018 году

Курение в России – настоящий бич современности, самое ужасное, что с каждым годом к курению все больше приобщаются подростки и женщины. Последние не бросают вредную привычку даже будучи в положении. Поэтому не стоит удивляться, что подрастающее поколение вместе с новорожденными, мягко говоря, не отличаются здоровьем.

У таких детей наряду с хроническими заболеваниями могут проявляться заторможенность, плохая память, невозможность сконцентрироваться на объекте, сонливость, депрессивность. Сигареты – своеобразный наркотик для курящих, привыкание к никотину происходит в рекордно сжатые сроки, а бросить пагубную привычку крайне сложно.

Статистические данные относительно курения описывают ужасающие масштабы проблемы, нависшей над Россией:

  • В 2018 году курит почти половина россиян – 40%.
  • Большинство курящих – мужчины, они составляют 60%. Женщины приобщились к вредной привычке в количестве 20% от общего числа курильщиков. Однако эксперты утверждают, что именно среди представительниц слабого пола намечается тенденция резкого роста тех, кто не может прожить без сигареты и дня.
  • Возраст курильщиков в России варьируется от 19 до 44 лет. Практически у каждой четвертой девушки в сумочке лежит пачка сигарет, возраст девушек насчитывает 20-29 лет, а ведь именно в это время они становятся матерями.
  • Раньше самыми курящими странами были признаны Япония, Турция и Египет. Но буквально за последние 10 лет Россия перегнала их показатели, если сравнивать значения со статистикой, представленной Росстатом 10 лет назад, курящих россиян увеличилось на 450 000 человек. В среднем гражданин России ежедневно выкуривает около 10 сигарет.

    Статистика смертности в России

    Удивительно, но даже страшное предостережение «Вызывает рак» совершенно не останавливает россиян, которые продолжают опустошать полки с сигаретами. Кроме того, что они вредят собственному здоровью, табачный дым поражает некурящее население. Никотин давно признан опаснейшим ядом, ведь в его состав входит 4 000 химических соединений. Поэтому о нормальной экологии остается только мечтать, и все это делает человек собственными руками.

    Каждый год в России фиксируются показатели смертности курильщиков – ежегодно в мир иной уходят 350 000 — 700 000 людей, которые считали, что по причине злоупотребления сигаретами с ними этого не произойдет. У 90% умерших диагностирован рак легких, 75% погибли из-за бронхита. Сердце не выдержало отравления в 25% случаев с летальным исходом.

    Суть закона о запрете курения в общественных местах

    В 2013 году Правительство России решило взяться за проблему курения в стране. Был подписан и введен в действие закон о запрете курения в общественных местах. Законопроект о курении призван решить сразу несколько задач:

  • Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних.
  • Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.
  • Если в 2013 году закон регламентировал небольшой перечень мест, где оштрафуют за сигарету, то в 2018 году он расширен по максимуму. Сказать, насколько эффективна программа о курении в общественных местах, сложно. По мнению аналитиков, должно пройти как минимум 5 лет, чтобы можно было делать первые выводы.

    А вот негативных отзывов масса, курильщики считают, что об их демократических правах благополучно забыли.

    Где в 2018 году запрещено курить

    Итак, согласно закону, курить нельзя в таких общественных местах:

    1. Находясь на территории учебных учреждений, к которым относятся школы и учреждения, выдающие дипломы о среднем и высшем образовании. Нельзя закуривать возле заведений спорта и культуры.
    2. Стоишь с зажженной сигаретой возле больницы или поликлиники – будь готов к тому, что тебе выпишут штраф. Санатории тоже входят в список общественных мест, где курить в 2018 году запрещается.
    3. Наказание предусмотрено для курящих в общественном транспорте, самолетах, поездах, кораблях, на территории аэропортов и автовокзалов. В отношении водителей маршруток и такси существует отдельная статья. Если закурившего пассажира в автобусе, скорее всего, высадят другие пассажиры, то с водителем спорить сложнее. Поэтому эту норму прописали в законе.
    4. О курении следует забыть любителям вдыхать табачный дым в зданиях, особенно если речь идет о госструктурах и учреждениях власти.
    5. Курить в лифте – сознательно травить всех жильцов многоэтажки, поэтому это тоже карается законом. Ограниченным пространством, куда слабо проникает свежий воздух, являются этажи и лестничные площадки. Если без сигареты не представляется досуг дома, чиновники предлагают курить у себя в квартире или на балконе.
    6. Не требует пояснений закон о курении в отношении детских площадок и пляжей.
    7. Автозаправки считаются территорией высокой степени пожароопасности, поэтому с сигаретами придется повременить. А если учитывать тот факт, что курить за рулем запрещено правилами перемещения по дорожному полотну, если вы ведете автомобиль, то сигареты вообще нет смысла брать с собой.
    8. Студенты, которые балуются курением прямо в общежитии, могут быть выселены из комнат. В некоторых ВУЗах нарушение закона о курении влечет за собой отчисление из института, особенно если проступок был зафиксирован несколько раз.
    9. Несмотря на возмущенные отзывы граждан, закон распространяется на кафе и рестораны, пабы.
    10. Перечень общественных мест, где нельзя курить в 2018 году, замыкают швейные ателье, мастерские и ремонтные конторы.
    11. Места, где курить можно

      После прочтения длинного списка, где курить нельзя, возникает вполне понятный вопрос: а где же разрешено? Второй список меньше, но при этом здесь вы можете не бояться, что вас оштрафуют:

    12. Захотелось закурить, находясь в собственности, оформленной на вас, – пожалуйста. К разрешенным объектам относятся дом, квартира, недвижимость, транспортное средство, если оно в этот момент не передвигается.
    13. На улице по дороге от одного общественного места к другому (смотри перечень выше).
    14. Практически во всех современных офисах отведено и специально оснащено помещение для курения, здесь курильщики могут, что называется, оторваться. Но не забывайте – длительное отсутствие на рабочем месте начальство вряд ли поощрит, поэтому не засиживайтесь с сигаретой слишком часто и долго.
    15. В ожидании поезда находясь на платформе.
    16. Закон о курении и электронные сигареты

      Своеобразной «обманкой» сегодня пользуются многие россияне. Считается, что электронная сигарета не так вредна для здоровья, кроме того, она не производит дым, а выделяет пар, а значит, с табачными изделиями у устройства нет ничего общего. Именно поэтому закон о вредной привычке в общественных местах не действует в отношении электронных приспособлений.

      В европейских странах электронные сигареты также не запрещены, их применяют, даже находясь в самолетах. Но российские чиновники сомневаются, насколько экологичны приспособления, ведь их внутреннее содержание включает никотиновые картриджи.

      Что касается новомодного раскуривания кальянов, они разрешены в специально оборудованных комнатах баров и ресторанов. https://www.youtube.com/watch?v=QPF0Bc_ILEY

      Курение в общественных местах за рубежом

      За рубежом с курильщиками не нянчатся, хотя бы потому, что величина штрафов за курение в общественных местах гораздо больше, чем в России:

    17. в США закон предписывает наказание за одну выкуренную сигарету в неположенном месте размером 1 000 долларов;
    18. Великобритания установила денежное наказание в сумме 2 500 долларов;
    19. если гражданину захочется зажечь сигаретку в Греции, можно расстаться с 3 000 долларов (Ирландия обозначила тот же объем поступлений в государственную казну с нерадивого курильщика);
    20. закон о курении в Японии предполагает четкий перечень улиц и проспектов, где курить нельзя совсем. Незнание законодательных актов не освобождает от ответственности, поэтому японцы бдят все нововведения от и до.
    21. Теперь почитаем закон, который вызвал негодование у россиян. Физлицо за нарушение законодательства в России заплатит всего 1 500 рублей, если же сигарета замечена первый раз, полиция делает устное предупреждение.

      Начиная с 2013 года, в стране уже оформлено около 100 000 штрафных санкций, скорее всего, это наиболее дерзкие случаи. Причем 30 000 составленных актов приходится на столицу и Московскую область.

      Кафе и рестораны обеспокоены потерей клиентов, которые не желают отдыхать без возможности покурить в расслабленной обстановке. В ответ от чиновников последовала рекомендация оборудовать специальные помещения, а иначе придется регулярно оплачивать штрафы:

    22. администрации заведений – от 10 000 до 25 000 рублей;
    23. собственникам – от 160 000 до 600 000 рублей.
    24. Антитабачный закон в 2018 году

      В перспективе ожидается введение нового законопроекта, который состоит из следующих положений:

      1. Фиксируются все изготовленные и ввезенные табачные изделия.
      2. Вводится контроль за изготавливаемым оборудованием, применяемым для производства сигарет.
      3. Контроль и управление подлинностью акциза и специальных марок, применяемых в ряде табачной продукции.
      4. Проведение контроля относительно движения сигарет по регионам Российской Федерации.
      5. Где по закону разрешено курить электронную сигарету?

        Можно ли курить электронные сигареты в общественном месте? Согласно антитабачному законопроекту, который был принят практически единогласно депутатами РФ в 2013 году, употреблять табачные изделия в общественных местах противозаконно.

        Но может ли электронная сигарета в полной мере считаться табачной продукцией и распространяется ли на нее запрет, мы попытаемся выяснить в данной статье.

        О чем гласит антитабачный законопроект?

        Чтобы понять, запрещено или разрешено курение электронных сигарет в общественных местах, нужно ознакомиться с основными положениями противотабачного закона, который был принят еще в 2013 году, но претерпевает изменения до сегодняшнего дня. Сам закон направлен на сохранение здоровья некурящих граждан страны посредством ограждения их от негативного воздействия табачного смога.

        Основная цель законопроектов о запрете табакокурения – сокращение количества активных и пассивных курильщиков в стране.

        Для достижения желаемых результатов с принятием антитабачных мер были перечислены списки общественных мест, в которых употреблять табачные изделия категорически запрещается.

        К таковым можно отнести:

      6. учебные и медицинские учреждения;
      7. социальные и государственные структуры;
      8. рабочие места и транспорт;
      9. транспортные узлы и бытовые помещения.
      10. Закон не запрещает курение папирос только в частной собственности и в местах, специально оборудованных вентиляционными системами. Также стоит отметить, что ограничения коснулись и сферы продаж табачной продукции. Любая пропаганда табакокурения и продажа сигарет несовершеннолетним лицам предполагает административную ответственность в виде серьезных штрафных санкций.

        Является ли закон действительным в отношении электронных сигарет, если они, по сути, не представляют собой табачные изделия в прямом смысле, а только имитируют их? Многих курильщиков сбивает с толку тот факт, что употребление имитирующих табачные изделия устройств было запрещено в Бразилии, Австралии, Америке, Канаде и многих других странах Европы.

        Можно ли считать парогенератор сигаретным изделием?

        Является ли электронная сигарета на самом деле табачным изделием?

        Чтобы разобраться в этом, рассмотрим устройство данного имитатора сигарет. «Электронка» — техническое устройство, с помощью которого можно только имитировать процесс табакокурения.

        В качестве сырья в устройстве используется не табак, а жидкие ароматизированные смеси.

        В процессе срабатывания парогенератора, человек вдыхает пар, обогащенный никотином. При этом в выдыхаемом дыме не содержатся побочные вещества, присущие сигаретному смогу: смолы, аммиак, канцерогены. В связи с тем, что пассивные курильщики не страдают от воздействия пара, считать электронную сигарету вредной для здоровья окружающих можно с очень большой натяжкой.

        Аргументы в пользу парогенераторов

        В СМИ достаточно часто звучит информация, согласно которой употребление жидких смесей в парогенераторах также запрещено, согласно законодательным актам о запрете табакокурения.

        Но так ли это на самом деле?

      11. Во 2-й статье ФЗ-15 указано, что запрет касается только табачной продукции, однако парогенератор назвать табачным изделием никак нельзя;
      12. В 1-й статье сказано, что законопроект направлен на защиту некурящих граждан от табачного смога, однако пар, генерируемый «электронкой» , не является табачным;
      13. Термин «электронные сигареты» не фигурирует в каких-либо антитабачных проектах, поэтому употребление данных устройств не может регулироваться статьей 12 ФЗ-15.

      Но, несмотря на то, что закон о курении практически никак не контролирует употребление электронных сигарет в общественных местах, применять их можно не везде. Почему? В антитабачном законе прописано, что любые предметы, напоминающие табачные изделия по форме и цвету могут служить инструментом пропаганды табакокурения, что запрещено законодательством.

      Распространяется ли антитабачный закон на «электронки»?

      В самом законопроекте, информирующем курильщиков о запрете курения папирос в общественных местах, об электронной сигарете не написано ни единого слова. Однако многие противники табакокурения утверждают, что ограничения касаются не только папирос, но и «электронок» . И все-таки антитабачная пропаганда практически не накладывает запрета на курение электронной сигареты. Почему?

      Само электронное устройство представляет собой что-то наподобие компактного ингалятора, в котором не используются табачные листы, продукты тления которых могут нанести ущерб здоровью.

      Чтобы окончательно разобраться в данном вопросе, приверженцы «электронок» направили запрос в Минздрав, в котором просят уточнить, является ли процесс курения электронных устройств в общественных местах незаконным?

      Реакция Минздрава

      Официальный запрос, направленный парильщиками в Минздрав, был рассмотрен еще в 2013 году. Спустя некоторое время развернутый ответ из министерства здравоохранения опубликовали на страницах сайта Госдумы. Согласно закону о курении, электронные парогенераторы нельзя считать продукцией, подпадающей под контроль нормативно-правового документа.

      И все-таки до конца вопрос не разрешился. Несмотря на отсутствие запрета на употребление «электронок» в РФ, негласно их запрещают использовать в некоторых общественных местах, апеллируя к тому, что использование парогенератора является пропагандой табакокурения и никотиновой зависимости.

      Где нельзя использовать парогенераторы?

      Где нельзя или не стоит курить электронные сигареты? Антитабачный законопроект достаточно жестко регламентирует курение табачных изделий и вскользь упоминает о пропаганде табакокурения. С этой точки зрения курильщики сами должны определять уместность применения «электронок» в общественных местах.

      Чтобы избежать конфликтных ситуаций, эксперты не рекомендуют использовать парогенераторы в таких местах:

      • детские и спортивные площадки;
      • транспорт и медучреждения;
      • учебные заведения и транспортные узлы.
      • Где можно использовать парогенераторы?

        «Электронку» сигаретой можно назвать, но с очень большой натяжкой. По этой причине противники табакокурения ратуют за принятие нового закона, в котором запрещалось бы использовать парогенераторы, имитирующие курение, в общественных местах. Объективно подобная претензия имеет под собой основание, ведь чисто внешне процесс «затяжки» при использовании обыкновенной папиросы и парогенератора очень схожи.

        По сегодняшний день в антитабачный проект не внесены изменения, которые хоть как-то урегулировали вопрос с использованием парогенераторов. Поэтому вэйперы могут со спокойной душой потягивать свои «электронки» , как на улице, так и в закрытых помещениях.

        Где можно курить электронные сигареты?

        Федеральный закон №15, содержащий множество статей, регулирующих вопросы, связанные с табакокурением, никак не освещает вопрос употребления «электронок» .

        Поэтому вэйперы могут использовать свои парогенераторы практически в любых местах общего пользования без опаски понести административную ответственность.

        Антитабачный закон N 15-ФЗ

        Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ

        «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

        Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

        Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

        Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

        Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

        Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

        1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

        1) курение табака — использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

        2) окружающий табачный дым — табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

        3) последствия потребления табака — причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

        4) потребление табака — курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

        5) спонсорство табака — любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

        6) табачные организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции.

        2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

        Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

        1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

        2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

        Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

        Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

        1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

        2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

        3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

        4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

        5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

        6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

        7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

        8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

        9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

        10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

        Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

        К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

        1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

        2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

        3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

        4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения;

        5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

        6) организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

        7) международное сотрудничество Российской Федерации, включая заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

        8) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления.

        Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

        К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

        1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

        2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

        3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

        4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, на территориях субъектов Российской Федерации, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака;

        5) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

        6) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

        Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

        К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

        1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;

        2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной’ зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

        3) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

        Статья 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями

        1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.

        2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

        Статья 9. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

        1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

        1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

        2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

        3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

        4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

        5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

        6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

        2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

        1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

        2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

        3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

        Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

        1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

        1) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

        2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

        3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

        2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

        2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

        3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

        4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

        Статья 11. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

        В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

        1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

        2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

        3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

        4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

        5) установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака;

        6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

        7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

        8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

        9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

        Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

        1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

        1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

        2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

        3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

        4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

        5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

        6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

        7) в помещениях социальных служб;

        8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

        9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

        10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

        11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

        12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

        13) на автозаправочных станциях.

        2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

        1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

        2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

        3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

        4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

        5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

        6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

        Статья 13. Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия

        1. В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

        2. Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

        3. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

        4. Порядок опубликования минимальных розничных цен табачной продукции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

        5. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена.

        Статья 14. Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий

        Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

        Статья 15. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма

        1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, профилактики заболеваний, связанных с потреблением табака, формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного отношения к потреблению табака осуществляются просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, которые включают в себя предоставление информации:

        1) о преимуществах прекращения потребления табака;

        2) об отрицательных медицинских, демографических и социально-экономических последствиях потребления табака;

        3) о табачной промышленности.

        2. Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

        3. Основные направления и цели просвещения населения определяются в рамках информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

        4. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляются, в частности, посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также «горячих линий», способствующих прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости, созданных и функционирующих в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

        5. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может предусматриваться создание «горячих линий» или использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

        6. Информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации.

        7. Материалы, подготовленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в установленном им порядке.

        Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

        1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

        1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:

        а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

        б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

        в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

        г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

        д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

        е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

        ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

        з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

        2) спонсорство табака.

        2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

        3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

        4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

        5. Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

        Статья 17. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака

        1. Лицам, потребляющим табак и обратившимся в медицинские организации, оказывается медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.

        2. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, включая профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

        3. Медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, оказывается на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

        4. Лечащий врач обязан дать пациенту, обратившемуся за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана.

        Статья 18. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями

        1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

        1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

        2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;

        3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        2. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем маркировки табачных изделий специальными и (или) акцизными марками и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации.

        3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

        Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

        1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

        2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

        3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

        4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

        5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

        6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

        7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:

        1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

        2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

        3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

        8. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем.

        Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

        1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

        2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

        3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

        4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

        Статья 21. Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

        Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

        Статья 22. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

        1. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, включают в себя:

        1) проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака;

        2) проведение санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака;

        3) установление показателей здоровья граждан и динамики сокращения потребления табака для разработки и реализации мероприятий по противодействию потреблению табака.

        2. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

        3. Субъекты Российской Федерации участвуют в проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и на основании соглашений о мониторинге и об оценке эффективности реализации указанных мероприятий с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

        4. На основании результатов мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, осуществляются:

        1) разработка мероприятий по противодействию потреблению табака, подлежащих включению в федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья граждан и в государственную программу развития здравоохранения;

        2) информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления;

        3) подготовка и представление доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

        Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

        За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Статья 24. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации

        Признать утратившими силу:

        1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

        2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ «О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

        3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

        4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

        5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N31, ст. 3433).

        Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

        1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

        2. Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.

        3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1-5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

        4. Пункты 1 и 2 части 1 и часть 2 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.

        Смотрите так же:

        • Правила ухода за аквариумом Как правильно ухаживать за аквариумом в домашних условиях Основные правила ухода за аквариумом для начинающих Итак, в нашей статье с видео, что нужно делать и как правильно ухаживать за аквариумами в домашних условиях? Для начала, всегда наливайте в аквариум […]
        • Претензия на работодателя о невыплате расчета при увольнении Жалоба о невыплате расчета - можно ли сразу обращаться в трудовую инспекцию? Аноним вы вправе обратиться сразу в Инспекцию по труду с жалобой и уже на основании вашего заявления проведут проверку. Предупредите работодателя лично о том что вы обратитесь в […]
        • Ставка транспортного налога в курганской области за 2018 год Онлайн калькулятор транспортного налога в Курганской области на автомобиль по ставке 2018 года Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев транспортных средств, является региональным т.е каждый регион сам определяет величину порядок и сроки уплаты […]
        • Материнский капитал в какой срок оформлять Сроки оформления и получения материнского капитала в 2018 году Многих семейных людей сегодня интересуют сроки оформления и получения материнского капитала. Но правительство все чаще говорит о возможной заморозке или прекращении действия программы. Такие […]
        • Субсидии семье в краснодарском крае 2018 Жилищная программа для молодых семей Алтайского края в 2018 году Успешная реализация проекта «Молодая семья» позволила продолжить его действие на более длительный срок. В 2017-2018 гг. условия программы не изменятся. Однако нужно знакомиться с региональными […]
        • Отчеты по практике в суде образец Отчет по практике юриста Прохождение практики является необходимым элементом в образовательной программе любого учебного учреждения: колледжа; техникума; университета; института. Отчет по практике позволяет оценить глубину полученных студентом […]
        • Кто имеет право быть наблюдателем на выборах Кто имеет право быть наблюдателем на выборах Для наблюдателей Сбор средств Как стать наблюдателем на выборах? Стать наблюдателем очень просто. Для этого не требуется специального образования. Если Вам больше 18 лет и Вы гражданин РФ, то имеете полное […]
        • Коды читы на спор Коды читы на спор Во время игры нажмите [CTRL] + [SHIFT] + [C], чтобы вызвать консоль и вводите нужные вам коды: help - показать список всех консольных команд addDNA - получить очки ДНК moreMoney - получить деньги (на этапе "Цивилизация", "Космос") […]