Аттестация рабочих мест досрочная пенсия

Содержание:

Охрана труда

Всё об охране труда.

Аттестация рабочего места и досрочное пенсионное обеспечение

В.Г. Белякин, зам. начальника отдела вопросов пенсионного обеспечения Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России

С 1 сентября 2008 г. введен в действие приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». В связи с этим возникает вопрос относительно того, влияют ли результаты аттестации рабочих мест на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и № 2.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах, целью которой является выявление вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК РФ).

По результатам аттестации рабочих мест на основании инструментальных измерений делаются гигиеническая оценка условий труда (физических, химических и биологических факторов, тяжести и напряженности трудового процесса), а также оценка травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ).

Измерения параметров вредных и (или) опасных факторов производственной среды, оценка тяжести и напряженности трудового процесса, травмобезопасности и обеспеченности СИЗ при аттестации рабочих мест проводятся аккредитованными в установленном порядке организациями и лабораторными подразделениями.

Результаты аттестации рабочих мест используются в различных целях. Одной из таких целей является предоставление работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также о полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.

Аттестация рабочих мест по условиям труда в организациях производится в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом досрочные трудовые пенсии Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 (далее – Порядок проведения аттестации рабочих мест).

Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников СИЗ. Конечным результатом аттестации рабочего места является присвоение с учетом факторов производственной среды и трудового процесса рабочему месту соответствующего класса условий труда.

В связи с этим напрашивается вопрос: имеет ли значение для работника, претендующего на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то, какой класс условий труда присвоен его рабочему месту?

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»(далее – Закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости, досрочно назначаемая за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им досрочной трудовой пенсии по старости, право на которую и ее размер определяются в соответствии с условиями и нормами, установленными этим Законом.

Право работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда определено Законом № 173-ФЗ (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 27, ст. 28). Перечень профессий и должностей работников, а также условия, при которых им досрочно назначается трудовая пенсия по старости, содержатся в Списках № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

В Списках указаны производства, отдельные виды работ, профессии, должности и показатели (дополнительные факторы, определяющие право на досрочное пенсионное обеспечение).

Таким образом, право работника на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со Списками № 1 и № 2 определяется в зависимости от того, в каком производстве, профессии (должности) или на каких конкретных работах занят тот или иной работник.

В этом случае, согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила), фактором, определяющим право работника на досрочное пенсионное обеспечение служит подтвержденная документами его постоянная в течение полного рабочего дня занятость в той профессии (должности) или на тех конкретных работах и в том производстве, которые предусмотрены в соответствующих разделах Списков № 1 и № 2. Подтверждающими документами здесь могут быть: трудовая книжка, штатное расписание, списочный состав рабочих, где указаны профессия (должность) и цех (производство); приказы, технологические регламенты, документы на заработную плату, где указаны конкретные работы.

При этом не имеет значения, какой класс условий труда присвоен рабочему месту работника в результате проведенной аттестации.

К таким работникам, например, относятся:

машинисты разливочных машин, шлаковщики и скиповые доменного производства предприятий черной металлургии;

аспираторщики, насыпщики цемента, выгрузчики шахтных печей цементного производства;

котлочисты, шуровщики топлива, машинисты эксгаустеров, работающие на электростанциях;

аппаратчики всех наименований; коксоочистители; барильетчики;

рабочие на выгрузке и сливе этиловой жидкости нефтеперерабатывающих предприятий;

газорезчики, выполняющие работы по резке прибылей и литников в горячем состоянии в металлообработке.

Основным условием для предоставления этим рабочим права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Спискам № 1 и № 2 является их постоянная занятость в течение полного рабочего дня в определенном производстве в качестве той профессии или на конкретных работах, которые предусмотрены указанными Списками.

Результаты аттестации их рабочих мест по условиям труда в данном случае не имеют значения для приобретения ими права на досрочное пенсионное обеспечение и в том случае, когда на рабочем месте фактические значения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса соответствуют существующим нормам.

Для работников некоторых профессий и должностей в отдельных позициях Списков № 1 и № 2 указаны показатели, т. е. дополнительные факторы, которые в конечном итоге обусловливают их право на досрочное пенсионное обеспечение: занятость на горячих участках или работах, занятость с вредными веществами определенного класса опасности, занятость в определенных структурных подразделениях и цехах, выполнение работ определенным способом или определенным инструментом, занятость в условиях радиационной вредности и т. д.

Эти факторы являются дополнительными к указанным выше, и они подтверждаются дополнительными документами. Это означает, что можно работать в одной профессии (должности), в одном производстве или выполнять аналогичную работу, но иметь разные права на досрочное пенсионное обеспечение.

Подтверждение дополнительных факторов, определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, необходимо, например, для рабочих шахт и рудников, постоянно занятых на подземных работах; машинистов прессов, занятых на горячих работах в прокатном производстве черной металлургии; коксоразгрузчиков , постоянно занятых на ручных работах в производстве переработки нефти; маляров, постоянно занятых на работах с веществами не ниже 3 класса опасности; для рабочих, постоянно занятых на обдирке, точке, резке металлических изделий и инструмента абразивными кругами сухим способом в металлообработке.

Таким образом, пенсионным законодательством установлен целый ряд факторов, определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со Списками № 1 и № 2. Почти все из них не являются факторами производственной среды и трудового процесса, по которым производится гигиеническая оценка фактического состояния условий труда при проведении аттестации рабочих мест на основе сопоставления результатов измерения факторов производственной среды и производственного процесса с установленными для них гигиеническими нормативами.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов. Согласно приложению 2 к Порядку проведения аттестации рабочих мест одним из таких документов является карта аттестации рабочих мест по условиям труда. Наименования профессий и должностей работников, рабочие места которых подлежат аттестации, указываются в соответствии со штатным расписанием организации.

При этом коды профессий и должностей заполняются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016-94.

В то же время в Списки № 1 и № 2 включены профессии и должности с указанием их кодового обозначения согласно действовавшему на момент утверждения этих Списков Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. 1 86 016 (далее – Классификатор 1 86 016).

Следует отметить, что не во всех случаях кодовые обозначения в указанных классификаторах совпадают. Некоторые профессии, включенные в Списки № 1 и № 2, по ОК 016-94 имеют другие или несколько кодовых обозначений, не соответствующих кодовому обозначению по Классификатору 1 86 016.

Так, в подразделе 3 «Производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий «р аздела XV Списка № 1 предусмотрены фриттовщики с кодовым обозначением 19491, а в ОК 016-94 эта профессия имеет два обозначения –. 19491 и 19492.

Это связано с тем, что данная профессия имеется в двух производствах: в производстве покрытия металла горячим способом (эмалирование) и в производстве керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий.

В Классификаторе 1 86 016 эта профессия для рабочих в обоих производствах предусмотрена под одним кодом (19491), поэтому в подраздел 3 раздела XV Списка № 1 фриттовщики включены под этим кодом.

Использование при определении права работника на досрочное пенсионное обеспечение документации по аттестации рабочих мест, в которой указана профессия или должность, может привести к принятию неверного решения.

В связи с этим следует иметь в виду, что несоответствие кодового обозначения профессий, включенных в Списки № 1 и № 2, кодовому обозначению этих профессий по ОК 016-94, отраженному в документах на аттестацию рабочих мест по условиям труда, не может служить основанием для отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку право на досрочную трудовую пенсию по старости по действующему пенсионному законодательству определяется в зависимости от того, в каком производстве (на каких работах) и в какой профессии или должности был постоянно в течение полного рабочего дня занят тот или иной работник.

В графе 040 «Гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда»карты аттестации рабочего места про условиям труда (приложение 2 к Порядку проведения аттестации рабочих мест) приводятся сведения о гарантиях и компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также фактические данные и данные о необходимости предоставления и размерах компенсаций по результатам оценки условий труда с соответствующим обоснованием.

Одним из видов гарантий и компенсаций в п. 6 графы 040 (в виде таблицы) указано «Досрочное назначение трудовой пенсии по старости», где приводятся сведения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по факту и по результатам оценки условий труда в соответствии с действующим пенсионным законодательством.

В графе «Основание»приводятся действующие нормативные правовые акты. Содержащиеся в карте аттестации рабочего места по условиям труда результаты оценки практически не могут влиять на назначение компенсации в виде досрочной трудовой пенсии по старости, подтвержденной документами в соответствии с пенсионным законодательством.

В карте аттестации рабочего места по условиям труда содержится лишь информация о наличии у работника, рабочее место которого аттестовано, компенсации в виде досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда могут быть использованы (при отсутствии других документов) в качестве подтверждения занятости на работах в тех условиях, которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости тех работников, профессии которых предусмотрены Списками № 1 и № 2 с дополнительными факторами (показателями).

Так, если в результате аттестации рабочего места маляра установлено, что он работает с красками и лаками, которые содержат вещества 3 класса опасности (это требование установлено пенсионным законодательством), то в этом случае он будет иметь право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с разделом XXXIII Списка № 2.

Досрочная пенсия за вредные условия труда

Статья 27
Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

    мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы — мужчинам и женщинам;

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

  • женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;
  • женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
  • мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет:
  • мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;
  • мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
  • мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;
  • мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;
  • мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
  • лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
  • лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 — 30 лет и достигшим возраста 50 — 55 лет либо независимо от возраста.
  • 2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 — 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    3. Периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 — 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 — 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 — 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

    Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

    В соответствии с законодательством РФ все работодатели обязаны проводить аттестацию рабочих мест. Но когда и зачем это нужно делать? Чем грозит уклонение от этой процедуры и какие бонусы приносит организации ее регулярное осуществление? Разбираемся в тонкостях процесса аттестации рабочих мест и выясняем, куда обратиться за получением этой услуги.

    Требования к аттестации рабочих мест

    Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждый работодатель обязан обеспечивать проведение мониторинга условий труда (специальную оценку условий труда) сотрудников на соответствие нормам и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников. Работодатель должен следить за состоянием производства, оценивать уровень опасности тех или иных производственных факторов, а также стремиться минимизировать эти факторы. Такой комплекс мер широко известен как аттестация рабочих мест. Отметим, что сегодня в законодательстве фигурирует иное обозначение процесса — «специальная оценка условий труда», или СОУТ. Новый термин пока не прижился в сфере практического применения, поэтому зачастую в качестве его синонима используют более привычное сочетание «аттестация рабочих мест». Так для удобства читателя поступим и мы.

    Итак, цель аттестации — устранение выявленных нарушений в части условий труда (например, неполадок в работе оборудования, отклонений каких-либо показателей от нормы (концентрация вредных веществ в воздухе, воде и т.д.)), угрожающих жизни и здоровью работников, или установление факта отсутствия таковых нарушений. Комплекс перечисленных мер реализуется в несколько этапов:

  • подготовка к проведению оценки условий труда;
  • идентификация и декларирование опасных производственных факторов;
  • исследование выявленных нарушений;
  • оценка полученного результата.
  • По итогам мониторинга работодатель обязан привести условия труда к показателям нормы (при несоответствии).

    Аттестация рабочих мест необходима любому бизнесу, но есть организации, для которых ее проведение обязательно. Это прежде всего предприятия, сотрудники которых работают:

  • со сложным технологическим оборудованием;
  • оборудованием, находящимся под высоким напряжением, либо работа которого сопряжена с риском радиационного заражения работника;
  • с транспортными средствами, а так же с эксплуатацией и транспортировкой опасного сырья (например, химикатов) и др.
  • Оценку условий труда может проводить только организация, удовлетворяющая определенному набору критериев. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, среди которых хотя бы один должен иметь высшее образование в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В ее структуре должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и/или опасных производственных факторов. Кроме того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России akot.rosmintrud.ru/sout/organizations), либо в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (akot.rosmintrud.ru/ot/organizations) и имеющих право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.

    К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) оценить сложнее, чем какие-либо количественные показатели. Но профессиональные эксперты могут заметить явные нарушения со стороны персонала и проинформировать об этом ответственных лиц. Таким образом, своевременный мониторинг условий труда и устранение несоответствий избавляет организацию от многих проблем.

    Как проводится аттестация рабочих мест: этапы процедуры

    Как именно происходит СОУТ и какова роль в этом процессе поставщика услуг по аттестации рабочих мест? Алгоритм действия последнего зафиксирован в основополагающем законе № 426-ФЗ, а также в приказе Минтруда России от 24.01.2014 №33н. В последнем приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и/или опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Остановимся подробнее на процессе проведения аттестации.

  • Подготовка к процедуре. По инициативе работодателя создается комиссия по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей, куда должны входить специалист по охране труда, члены профсоюза, представители работодателя. После этого комиссия прописывает и утверждает график и перечень работ.
  • Выявление потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Далее проводится проверка действующих условий труда (например состояния оборудования) и выявление опасных и вредных факторов. Проводя эту работу, эксперты учитывают результаты прошлой аттестации и статистику несчастных случаев на производстве.
    • Испытания/измерения вредных и/или опасных факторов. В том случае, если в процессе проверки были выявлены вредные и/или опасные факторы, они должны быть исследованы испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. При необходимости проводится измерение показателей.
    • Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. После испытаний производственных факторов эксперты производят классификацию условий труда, на которых эти факторы были зафиксированы. Условия труда относят к одному из четырех классов:
      • оптимальные (опасности нет, или она в пределах нормы);
      • допустимые (вред, наносимый работой организму, исчезает после отдыха: например, усталость глаз);
      • вредные (вред, наносимый организму, может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, язва желудка у диспетчеров авиакомпаний));
      • опасные (труд может вызвать острое профессиональное заболевание или угрожает жизни (например, травмы промышленных альпинистов)).
      • Оформление результатов СОУТ. Результаты предоставляются в виде отчета. В нем содержится:
        • информация о компании, проводившей СОУТ;
        • перечень рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
        • протоколы измерений;
        • заключение экспертов.

        Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета работодатель раскрывает его содержание персоналу и размещает документ на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов и т.д.) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и др.).

      • Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

        Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.

        Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

        Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

        Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

        Льготная пенсия и аттестация рабочего места

        «Работаю электросварщиком. У меня разъездной характер работы. На одном месте не работаю. Прочитал в вашей газете, что место работы электросварщика должно быть аттестовано. Кто должен производить аттестацию? К кому на работе обратиться, чтобы провели аттестацию? Какие документы, подтверждающие аттестацию рабочего места, должны быть у меня на руках?

        Головач В.Ю., с. Андреевка, Одесская обл.»

        Кто отвечает за проведение аттестации?

        Согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении», право на льготную пенсию действительно должно подтверждаться результатами аттестации соответствующих рабочих мест. Работа, которая не была аттестована после 21 августа 1992 года, в льготный стаж не засчитывается, даже если соответствует списку льготных профессий.

        Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден постановлением Кабинета Министров Украины №442 от 1 августа 1992 года. Он предусматривает проведение на предприятии аттестации рабочего места не менее одного раза в пять лет. Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия. Контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильностью применения списков льготных профессий возлагается на Государственную службу Украины по вопросам труда. Интересно, что, согласно пункту 9 указанного Порядка, выдержки из приказа по итогам аттестации должны прилагаться к трудовым книжкам работников, профессии и должности которых внесены в соответствующий перечень.

        О документах и списке профессий

        Для подтверждения стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда необходимо подать:

        • трудовую книжку с оформленными надлежащим образом записями о занимаемой должности и периодах выполняемой работы;
        • выписку из приказа по предприятию о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте.
        • При отсутствии в трудовой книжке сведений, определяющих право на пенсию на льготных условиях, дополнительно необходимо предоставить уточняющую справку с предприятия, подтверждающую льготный характер работы.

          Бывают случаи, когда работники специализированных предприятий (ремонтных, ремонтно-строительных, монтажных и др.) заняты на вредных работах полный рабочий день в структурных подразделениях других предприятий. В таких случаях льготный стаж засчитывается по результатам аттестации соответствующих рабочих мест там, где они непосредственно работали. Это предусмотрено «Порядком применения Списков №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях», утвержденным приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18 ноября 2015 года №383.

          Спецоценка условий труда: закон 426 фз

          Статьи по теме

          Вопросы начисления пенсионных выплат, особенно, если речь идет о досрочном выходе на пенсию, являются весьма актуальными. И особенно они вызывают тревогу у тех работодателей, предприятия которых отличаются опасными или вредными условиями труда. Для того, чтобы решить все вопросы и сложности, которые возникают в отношении досрочного назначения пенсий для отдельных категорий работников, необходимо чтобы была проведена специальная оценка условий труда. Именно данная процедура в будущем будет играть роль важнейшего фактора, на основании которого и будет проходить досрочный выход на пенсию.

          Специальная оценка условий труда и досрочная пенсия

          Главная сложность в понимании механизма и правил назначения досрочной пенсии связана с тем, что с 1 января 2014 г. отменена аттестация рабочих мест и введена специальная оценка условий труда. Мы расскажем, как столь серьезные изменения повлияли на установление льготной пенсии лицам, работающим в условиях, отклоняющихся от нормальных.

          Порядок исчисления стажа для определения льготной пенсии установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

          Как следует из п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), периоды трудовой деятельности на определенных видах работ засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты работодателем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным действующим законодательством РФ.

          С 1 января 2014 г. дополнительный тариф можно определить только по итогам проведения специальной оценки условий труда.

          Специальная оценка труда и особенности ее первого проведения

          Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация, ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. Проводить специальную оценку в этот период необязательно.

          Регламент проведения спецоценки установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) и Методикой проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика), утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

          Методика более подробно расписывает порядок проведения спецоценки, детализируя процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, критериев классификации условий труда на рабочих местах, подлежащих специальной оценке, а также механизм снижения класса условий труда на рабочем месте в случае, предусмотренном п. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ.

          Спецоценка проводится совместно работодателем и организацией (организациями), основным или одним из видов деятельности которой (которых) является проведение указанной процедуры на основании гражданско-правового договора.

          При этом работодатель в основном осуществляет функции по организации специальной оценки: он создает комиссию, возглавляемую им самим или его представителем, утверждает ее состав и порядок деятельности, а также график проведения мероприятий по спецоценке.

          В состав комиссии включаются, в частности, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии).

          Участие кадровой службы в специальной оценке условий труда

          Действующим законодательством прямо не предусмотрена обязанность работников кадровой службы принимать участие в комиссии по проведению спецоценки. Данный вопрос находится под полным контролем работодателя и его доверенных лиц.

          Но поскольку работодатель формирует комиссию по своему усмотрению, он вправе привлечь к ее работе кадровика, ведь в процессе специальной оценки порой возникают вопросы, решить которые могут только эти специалисты.

          При составлении перечня рабочих мест, предусмотренных Списками № 1 и 2, на которых будет проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест (список составляется до идентификации) или перечня подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов требуется знание законодательства по досрочному пенсионному обеспечению и умение применять его в отношении конкретных рабочих мест, подлежащих спецоценке.

          Такими знаниями и опытом обладают именно работники кадровой службы. От правильно составленного перечня в конечном счете зависит право работника на досрочное пенсионное обеспечение.

          Поскольку право на досрочную пенсию связано с работой во вредных и (или) опасных условиях, особое значение имеет процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которая проводится в соответствии с Методикой.

          Отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест

          Основные отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест заключаются в следующем.

          Отличие 1. Спецоценка должна проводиться даже в отношении тех рабочих мест, аттестация которых ранее была необязательна. Таким образом, спецоценке подлежат все рабочие места.

          Исключения установлены лишь в отношении надомных и дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

          Отличие 2. Спецоценка включает мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведения устанавливается соответствующий класс (подкласс) условий труда.

          Отличие 3. Идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется экспертом организации, проводящей спецоценку.

          В случае если на рабочем месте не идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, условия труда на признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.

          В случае если на рабочем месте идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений выявленных факторов. Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников.

          Отличие 4. При отсутствии вредных и (или) опасных производственных факторов декларируется соответствие рабочих мест государственным нормативам.

          Размеры дополнительных тарифов страховых взносов

          Порядок идентификации рабочих мест при специальной оценке условий труда в соответствии со Списками №1 и №2

          Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных условий труда понимается сопоставление и установление их соответствия факторам производственной среды и трудового процесса, предусмотренным классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.

          Процедуре идентификации подлежат рабочие места, на которых присутствуют потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, кроме указанных в п. 10 Методики.

          Идентификация не проводится в отношении рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

          К данной категории относятся не только застрахованные лица, чьи профессии и должности предусмотрены Списками № 1 и 2, но и работники, чьи профессии и должности указаны в других списках, с учетом которых назначается указанная пенсия:

        • железнодорожники (список утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272);
        • женщины-текстильщицы (список утвержден постановлением Правительства РФ от 01.03.1992 № 130);
        • лесозаготовители (список утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 273) и др.
        • Особенности идентификации рабочих мест при специальной оценке условий труда

          Следует отметить, что факт непроведения идентификации на указанных рабочих местах не является свидетельством оптимальных или допустимых условий труда на них. Наоборот, федеральными нормативными правовыми актами условия труда на рабочих местах сотрудников, предусмотренных в Списках № 1 и 2 и других списках, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, признаны вредными и (или) опасными.

          Они подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям, но вначале необходимо установить наименование конкретного вредного или опасного производственного фактора.

          Согласно п. 10 Методики перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных факторов определяется в соответствии с классификатором экспертом организации, осуществляющей специальную оценку (далее – эксперт).

          Результаты идентификации заносятся в раздел «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – отчет), форма которого предусмотрена приложением № 3 к Методике.

          В случае если вредные и (или) опасные условия по результатам идентификации не выявлены или обнаруженные факторы не подпадают под это определение, эксперт фиксирует отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов.

          Условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, и работодатель в установленном порядке подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

          Экспертное мнение

          Имеют ли право на досрочное назначение пенсии судовые сборщики-достройщики, выполняющие судоремонтные работы не внутри отсеков, а на поверхности судна?

          Упомянутые Списки содержат много наименований профессий и должностей, работники которых приобретают право на указанную пенсию при определенных показателях (условиях). В частности, Списком № 2 предусмотрены судовые сборщики-достройщики – в случае постоянной занятости внутри отсеков судов при производстве судостроительных и судоремонтных работ. В рассматриваемой ситуации работники трудятся на поверхности судна, а значит, условия их труда отличаются от указанных в Списке № 2. При этом данных о присутствии на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов нет. Определить их наличие или отсутствие поможет процедура идентификации.

          Установление итогового класса (подкласса) в специальной оценке условий труда

          Основанием для уплаты работодателем дополнительного тарифа, а также включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, того или иного периода трудовой деятельности является класс (подкласс) условий труда.

          Классы (подклассы) отражают степень вредности и (или) опасности условий труда, но далеко не всегда служат единственным основанием для определения дополнительного тарифа. Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте согласно п. 94 Методики может быть снижен в соответствии с Законом № 426-ФЗ.

          Основанием для снижения и установления итогового класса (подкласса) является зафиксированный факт применения на рабочем месте эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом (оформляется решением комиссии на основе заключения эксперта).

          Согласно Методике снижение класса (подкласса) условий труда осуществляется в порядке, предусмотренным Законом № 426-ФЗ.

          В то же время ч. 6 и 7 ст. 14 Закона № 426-ФЗ установлено, что решением комиссии класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень в соответствии с Методикой, а по согласованию с территориальным структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень.

          В том и в другом случае снижение должно осуществляться в порядке, предусмотренном Методикой.

          Специальная оценка условий труда и ее влияние на назначение досрочной пенсии по старости

          Результаты специальной оценки условий труда применяются для определения дополнительного тарифа, уплачиваемого работодателем в Пенсионный фонд РФ. Как мы уже отметили, факт начисления и уплата дополнительного тарифа являются дополнительным условием для включения периодов работы, предусмотренных подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости. При этом основным условием является вредный и (или) опасный класс условий труда на конкретном рабочем месте, установленный по результатам специальной оценки.

          Таким образом, указанные периоды работы включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при соблюдении всех трех условий:

        • постоянной занятости в течение полного рабочего дня;
        • уплаты страхового взноса на обязательное пенсионное страхование;
        • начисления и уплаты дополнительного тарифа в ПФР.
        • Отсутствие хотя бы одного из трех этих элементов послужит основанием для отказа со стороны территориального органа ПФР во включении определенного периода в стаж работы, позволяющий претендовать на досрочное назначение трудовой пенсии.

          Практический вопрос на тему проведения спецоценки

          По результатам спецоценки, проведенной в 2014 г., на рабочем месте сортировщика алмазов установлен допустимый класс условий труда. Будут ли указанные работники иметь право на досрочную пенсию?

          Указанная профессия предусмотрена в Списке № 2. Но если с 01.01.2014 работодатель прекратит начисление и уплату дополнительных страховых взносов в ПФР в связи с тем, что по результатам специальной оценки класс условий труда признан соответствующим допустимому, у территориальных органов ПФР не будет оснований для включения данного периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

          Статья опубликована в журнале «Справочник кадровика» №11, 2014г.

          Смотрите так же:

          • Сумма материнского капитала в 2014 Материнский капитал в 2014 году В 2014 году программа «Материнский капитал» продолжает свое действие. Данная программа предусматривает предоставление финансовой помощи семьям, в которые родился или усыновлен второй или последующий ребенок. После вопроса об […]
          • Метод начисления налога на прибыль Кассовый метод учета доходов и расходов Обновление: 16 августа 2017 г. Учёт доходов и расходов может вестись двумя способами – методом начисления и кассовым методом. Принципиальная разница между ними в том, что при начислении доходы и расходы учитываются в […]
          • Земельный налог в 2018 году для юридических лиц в краснодарском крае Ставка транспортного налога для пенсионеров в 2018 году в Краснодарском крае Транспортный налог (далее – ТН) – региональный сбор, взимаемый с налогоплательщиков (физических или юридических лиц), имеющих в собственности ТС, зарегистрированные в установленном […]
          • Ст 1594 ук рф разъяснения Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья 159.4 УК РФ. […]
          • Сайт следственного комитета костромской области Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области возбуждено уголовное дело по факту обнаружения в квартире в городе Шарье тела 62-летнего мужчины с признаками насильственной смерти, по признакам состава преступления, […]
          • Расчет больничного проценты от стажа Актуальные размеры процента оплаты больничного по страховому стажу – примеры расчета размера пособия от срока работы Законами РФ предусмотрен уход сотрудника в краткосрочный отпуск в связи с его временной нетрудоспособностью. При этом ему положены страховые […]
          • Госпошлина на замену паспорта рф 2018 Сколько стоит замена паспорта России: способы оплаты, квитанция Государственная пошлина является одной из разновидностей сборов, взимаемых за совершение органом власти или его должностным лицом определенного юридически значимого действия. Соответственно, […]
          • Наказание за алкоголь за рулём Наказание за езду в состоянии алкогольного опьянения в 2018 году Наказание за езду в пьяном виде стало суровее. Если раньше это было просто лишение прав, то сейчас это штраф тридцать тысяч рублей и лишение водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет. Если […]