Безвестное исчезновение несовершеннолетних

Содержание:

Обновлена инструкция о порядке рассмотрения сообщений о пропавших без вести

МВД России, Генпрокуратура РФ и Следственный комитет РФ утвердили новую Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц. Об этом сообщается на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.

Необходимость обновления инструкции (предыдущая инструкция была утверждена в 2010 году) связывается с правовой неопределенностью отдельных моментов. В частности, затруднено межведомственное взаимодействие (что особенно ярко проявилось после того, как Следственный комитет РФ в 2011 году отделился от Генпрокуратуры РФ). В результате за последние четыре года даже при безвестном исчезновении несовершеннолетних граждан уголовные дела возбуждаются лишь в одном из 14 случаев.

Так, согласно документу, сообщения об исчезновении граждан, по-прежнему, будут проверяться независимо от срока давности и места исчезновения человека, наличия или отсутствия информации о месте его постоянного или временного проживания, полных анкетных данных и фотографии, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.

Для проверки обстоятельств исчезновения лица оперативный дежурный территориального органа МВД России будет принимать сообщения, информировать следователя, определять состав следственно-оперативной группы и направлять ее на место происшествия. В ходе проверки подробно будут выясняться обстоятельства, относящиеся к событию исчезновения лица, сведения, характеризующие его личность и психоэмоциональное состояние, а также круг его связей.

Кроме того, сформирован перечень обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица. К числу последних отнесены, например, несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение гражданина с автотранспортом или с мобильными телефонами, наличие у пропавшего значительных денежных средств и т. п. При наличии таких обстоятельств следователь Следственного комитета РФ, получив сообщение, будет выезжать на место происшествия для руководства действиями следственно-оперативной группы.

В свою очередь, сообщения без обстоятельств, свидетельствующих о совершении в отношении без вести пропавшего лица преступления, будут проверяться сотрудником оперативного подразделения органов внутренних дел РФ. Сообщение, по которому возникают споры о подследственности между следственным органом Следственного комитета РФ и органом внутренних дел РФ, вместе с материалами проверки будут направляться прокурору для рассмотрения и оценки законности и обоснованности передачи такого сообщения по подследственности.

Если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении него преступления, оперативное подразделение органа внутренних заведет розыскное дело, которое подлежит прекращению в случае возбуждения уголовного дела.

За надлежащую организацию розыска без вести пропавших лиц и соблюдение законности при его осуществлении руководители органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, будут нести персональную ответственность. При этом надзирающие прокуроры будут организовывать систематический прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении сообщений о безвестном исчезновении лиц и исполнением утвержденной инструкции.

Отметим, что межведомственное взаимодействие в правоохранительной деятельности приобретает особую актуальность. Так, ранее в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий создавать межведомственные следственные группы для расследования особо тяжких преступлений против общественной безопасности и государственного строя – терроризма, бандитизма, массовых убийств и беспорядков, а также организованной коррупции. В такие группы планируется включать следователей Следственного комитета РФ, полицейских, сотрудников ФСКН России, а также следователей ФСБ России, если расследование относится к их компетенции.

Безвестное исчезновение несовершеннолетних

об особенностях расследования дел по безвестному исчезновению граждан

Кабинет криминалистики
г. Назрань, 2005 год.

Памятка
об особенностях расследования дел по безвестному исчезновению граждан

Дополнительные нормативные акты для данной категории дел:

• Приказ МВД РФ №213 от 5.05.93 г.
• Приказ МВД РФ №744 от 13.11.98г.
• Совместные указания Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» от 20.11.98 и 24.09.98 г.

Возбуждение уголовного дела

Уголовное дело при безвестном исчезновении человека возбуждается по ч. 1 ст. 105 УК РФ.
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо руководствоваться двумя положениями:
• Отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе и местонахождении пропавшего человека.
• Наличие хотя бы одного из следующих признаков (выдержка из Совместных указаний ГП РФ и МВД РФ):
• Отсутствие данных о намерении человека уехать и причин для сокрытия от близких своего отъезда, ухода из дома или смены жилища на длительное время.
• Отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве.
• Наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у пропавшего денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников.
• Наличие длительных или острых конфликтов в семье.
• Безвестное отсутствие малолетнего (до 14 лет) или несовершеннолетнего (до 18 лет) лица.
• Наличие преступных связей, угроз в адрес исчезнувшего лица, противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех, кто контактировал с ним перед исчезновением.
• Наличие в жилище, салоне автомашины, рабочем помещении или ином месте следов, свидетельствующих о возможном совершении преступления.
• Наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления.
• Не сообщение об исчезновении человека в правоохранительные органы лицами, которые в силу родственных или иных отношений должны были это сделать, беспричинно запоздалое или несвоевременное заявление.
• Внезапный ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший или помещения, из которого он исчез.
• Поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (обращение в свою пользу сбережений, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступление в сожительство с другим лицом, и т.п.).
• Исчезновение с автотранспортом.
• Исчезновение, связанное с отторжением собственности (в том числе недвижимой), обменом жилой площади.
• Исчезновение несовершеннолетних, а также женщин, при следовании по безлюдной или малолюдной местности, особенно в вечернее или ночное время.
• Безвестное отсутствие беременной женщины.
• Исчезновение сотрудников правоохранительных органов.

При отказе в возбуждении уголовного дела отделом розыска лиц пропавших без вести ОВД заводится розыскное дело (РД).
При возбуждении уголовного дела отделом уголовного розыска ОВД заводится оперативно-поисковое дело (ОПД).
Если до возбуждения уголовного дела ОВД было вынесено постановление об отказе в его возбуждении, то:
• розыскное дело переводится в оперативно-поисковое;
• из ОВД необходимо истребовать отказной материал, отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело.
К материалам уголовного дела нельзя приобщать материалы розыскного дела.

Действия следователя при возбуждении уголовного дела

Восполнить первоначальную работу милиции (через поручения в порядке ст. 38 УПК РФ) в части направления запросов в морги, медицинские учреждения, в районные ОВД республики, а также в близлежащие регионы Северного Кавказа.
(При этом руководствоваться Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 12.10.04 г. «Об устранении недостатков в практике направления поручений о производстве следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий»).

Запланировать проведение следственных действий. При этом рекомендуется разрабатывать следующие версии:
• пропавший жив, но не дает о себе знать по своей воле (скрылся от налогов, алиментов, угроз и т.д.);
• пропавший жив, но не дает о себе знать в результате тяжелой болезни (состояние комы и т.п.);
• пропавший жив, но не дает о себе знать против своей воли (похищен, арестован и т.д.);
• пропавший мертв в результате болезни, несчастного случая или других причин некриминального характера;
• пропавший убит в результате криминальной разборки, по причине коммерческой деятельности, на почве личных неприязненных отношений и т.д.

Первоначальные следственные действия

Допросить заявителя, родственников, знакомых, сослуживцев, соседей и т.д. по следующим обстоятельствам:
• Когда и при каких обстоятельствах пропал человек?
• Во что был одет, обут; какие вещи имел при себе?
• Где его документы?
• Когда, с кем и при каких обстоятельствах его видели последний раз?
• Каковы были его взаимоотношения с окружающими?
• Какую может дать характеристику пропавшего человека?
• В чем причина исчезновения, по мнению допрашиваемого?
• Родственники и знакомые, к которым он мог направиться?
• Кто был заинтересован в исчезновении?
• Состоит ли пропавший или его близкие родственники в кровной мести с кем-нибудь, если да то, с кем, с какого времени. Были ли со стороны кровников угрозы и т.п.
• Был ли он должен кому-нибудь. Кому и сколько. Собирался ли отдать?
• Занимался ли коммерческой деятельностью. Имел ли вклады в банках и других кредитных организациях?
• Известно ли что-либо о фактах вымогательства и угроз.
• Известно ли что-либо о конфликтных ситуациях с кем-либо?
• Была ли у пропавшего человека автомашина. Где она и документы на неё сейчас. Занимался ли частным извозом?
• Было ли у пропавшего завещание? Какова его величина и кто является наследником (наследниками)?
• Страдал ли пропавший наркоманией или алкоголизмом? Состоял ли он на учете в НД или ПНД?
• Каково было состояние здоровья пропавшего. Имелись ли заболевания, которые могли привести к тяжелой болезни или внезапной смерти? Мог ли он по состоянию здоровья проходить стационарное лечение в медицинском учреждении?
• Собирался ли выезжать за рубеж для отдыха, работы или на постоянное место жительства?
• Заключал ли в последнее время сделки с недвижимостью (либо имел такое намерение)?

Произвести осмотры жилища, гаража, рабочего места, дачи и места, где последний раз видели пропавшего. При этом:
• изъять фото пропавшего (для дальнейшего розыска и проведения портретно-идентификационной экспертизы);
• изъять его документы, записные книжки, личную и деловую переписку;
• изъять образцы почерка (для проведения в дальнейшем почерковедческой экспертизы);
• изъять одежду и обувь (для проведения в дальнейшем одорологической, биологической, товароведческой экспертиз);
• изъять следы рук пропавшего, его волосы, следы биологического происхождения (для проведения в дальнейшем дактилоскопической, биологической, молекулярно-генетической экспертиз);
• искать следы убийства;
• искать следы пребывания пропавшего в данном месте (если его пребывание здесь только возможно, но не является достоверно известным).

Запросить информационные учеты.
• пофамильный и дактилоскопический учет по сведениям о судимости — ИЦ МВД и ГИЦ МВД;
• учет без вести пропавших и неопознанных трупов — ИЦ МВД РФ и ГИЦ МВД РФ;
• учет арестованных, осужденных — ИЦ МВД РИ и ГИЦ МВД РФ;
• Учет купленных билетов на ж/д транспорте
• Учет вылетевших авиатранспортом граждан

Произвести выемки документов подтверждающих факт выезда пропавшего, а так же документов из медучреждений, для проведения в дальнейшем:
• портретно-идентификационной экспертизы по рентгеновским снимкам черепа;
• медико-криминалистической (стоматологической) экспертизы по зубному аппарату и зубной формуле.

Направить запросы:
• в отделы внутренних дел по месту возможного местонахождения пропавшего, паспортно-визовую службу на предмет возможного выезда за рубеж;
• в кредитные учреждения о вкладах и движении средств на них;
• регистрационную палату по месту жительства на предмет совершения сделок с недвижимостью.

Задействовать для розыска средства массовой информации:
• газеты;
• телевидение;
• радио.

Организовать работу с автотранспортом следующим образом:
• осмотреть автомашины без вести пропавшего и подозреваемых лиц по имеющейся методике осмотра автотранспортных средств;
• автомашину пропавшего необходимо поставить на учет розыска автотранспорта. Запросить ГИБДД её данные;
• если пропавший занимался частным извозом, то установить и допросить других лиц, работающих на данной территории;
• целесообразно установить факты аналогичных исчезновений на данной территории.

Факт безвестного исчезновения несовершеннолетнего как повод для возбуждения уголовного дела

Шилин А.В., следователь прокуратуры Октябрьского района г. Липецка, юрист 2-го класса, аспирант заочного отделения НИИ при Генеральной прокуратуре РФ.

Согласно УПК РФ и теории уголовно-процессуального права уголовное судопроизводство включает в себя несколько стадий, «каждая из которых характеризуется своими конкретными задачами, вытекающими из общих задач уголовного судопроизводства», порядком производства, сроками .

См.: Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: Науч.-метод. пособие / Под ред. А.П. Короткова и М.Е. Токаревой. М., 2002. С. 6.

Возбуждение уголовного дела является начальной и важной стадией уголовного процесса. На данной стадии государственные органы и должностные лица, получив сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие материально-правовых и процессуальных предпосылок для расследования уголовного дела и принятия соответствующего процессуального решения .

См.: Астафьев В.С., Сергеев Л.А. Рассмотрение сообщений о преступлениях. М., 1972. С. 24; Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации. 2-е изд. / Под ред. П.А. Лупинской. М., 1997. С. 207.

Уголовно-процессуальный закон требует, чтобы по каждому заявлению или сообщению, содержащему информацию о преступлении, органами и лицами, уполномоченными производить расследование, было принято решение либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

С момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела начинает течь установленный законом срок предварительного расследования и выполняются уголовно-процессуальные действия, направленные на расследование преступления. Обеспечение четкой регламентации действий правоохранительных органов на этой стадии во многом предопределяет дальнейший ход уголовного процесса. От того, насколько своевременно, законно и обоснованно принято решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, во многом зависит быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, вынесение в отношении их законного и справедливого приговора суда, возмещение потерпевшим причиненного преступлением материального и морального ущерба, а вместе с тем — предотвращение случаев незаконного и необоснованного приведения в действие сложного механизма уголовно-процессуального производства по уголовному делу, необоснованного ущемления прав и законных интересов граждан.

Все поступающие в следственные органы сообщения о безвестном исчезновении несовершеннолетних могут быть подразделены по двум признакам: по их источнику и основному содержанию. Чаще всего источником служат заявления членов семьи и родственников исчезнувшего, как проживавших совместно с ним, так и живущих отдельно. В случае если родители лишены родительских прав или ребенок — сирота, такие заявления поступают от представителей детских воспитательных и учебных учреждений. Встречаются иногда заявления и посторонних исчезнувшему лиц (обычно — соседей), в частности, это бывает в случаях убийства новорожденного, когда соседи замечают исчезновение ребенка у только что родившей женщины и сообщают о своих подозрениях следственным органам.

В отдельных случаях дела о безвестном исчезновении несовершеннолетних возбуждаются и по собственной инициативе органов прокуратуры и милиции (в результате проверки оперативных данных).

По своему содержанию такие заявления делятся на три группы:

  • к первой группе относятся заявления, в которых сообщается о безвестном исчезновении потерпевшего без указаний на возможные причины этого;
  • ко второй — где в общей форме высказываются подозрения о совершении в отношении исчезнувшего преступления;
  • к третьей — где прямо указывается лицо, подозреваемое в убийстве или похищении исчезнувшего.
  • Больше всего подается заявлений, не содержащих в себе каких-либо подозрений. Эти заявления обычно поступают от членов семьи потерпевших. Характерно, как справедливо указывал Г.Н. Мудьюгин, что если преступники являются членами семьи потерпевшего, то они почти никогда не указывают конкретной причины исчезновения, в частности, не высказывают подозрений об убийстве исчезнувшего и тем более не называют возможных виновников преступления . Такие заявления могут преследовать цель отвести от себя подозрение, и во избежание изобличения во лжи преступники стремятся ограничиться самыми общими сведениями, не поддающимися проверке.

    Мудьюгин Г.Н. Расследование убийств по делам, возбуждаемым в связи с исчезновением потерпевшего. М., 1967. С. 19.

    Вместе с тем, как показал анализ изученных материалов проверок в порядке ст. 144 — 145 УПК РФ по заявлениям о безвестном исчезновении несовершеннолетних, детальная информация об обстоятельствах исчезновения содержится в объяснениях заявителя или в последующих жалобах на постановления об отказе в возбуждения уголовного дела. В первоначальных же заявлениях содержится минимум информации. Как правило, это объясняется тем, что граждане первоначально устно детально сообщают дежурной части милиции об исчезновении несовершеннолетнего и лишь потом, зачастую под диктовку сотрудника милиции, пишут само заявление.

    Типичным примером такого плана может служить заявление гр-ки А. о безвестном отсутствии ее дочери, в котором сообщается: «. прошу Вас принять меры к розыску моей несовершеннолетней дочери А., которая 11.02.2004 ушла из дома в 17 часов и не вернулась» .

    Архив прокуратуры Октябрьского района г. Липецка. Материал проверки N 108 пр 04.

    Более подробная информация об исчезновении несовершеннолетнего содержится в составляемом сотрудником органа внутренних дел формализованном бланке протокола заявления и объяснениях.

    В случае наличия в заявлении об исчезновении несовершеннолетнего прямых сведений об убийстве либо похищении, подкрепленных конкретными фактами, такое заявление не только служит поводом к возбуждению уголовного дела, но и содержит в себе необходимые для этого основания. Следователь органов внутренних дел или прокуратуры, получивший такое заявление, обязан решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

    Сложнее обстоит дело, когда в заявлении лишь в общей форме высказываются предположения о совершении убийства или похищения в отношении пропавшего без вести несовершеннолетнего либо вообще не указывается никакой причины его исчезновения. В этом случае в распоряжении следственного органа не оказывается данных, чтобы с достаточной степенью вероятности заключить, что исчезновение несовершеннолетнего вызвано совершением в отношении его преступления. Особенно осложняется вопрос о возбуждении уголовного дела тем, что, как показывает практика, причиной исчезновения людей в большинстве случаев оказывается не насильственная смерть, а какое-либо иное событие некриминального характера (проведение времени со сверстниками; нахождение у знакомых, в компьютерных клубах; несчастный случай; в отношении маленьких детей иногда выясняется, что они заблудились, потерялись и т.п.). Согласно официальным статистическим данным за 2004 г. несовершеннолетних разыскивалось 22 076, из них только 34 стали жертвами преступлений. Понятно, что возбуждение уголовного дела в каждом случае отвлекало бы внимание следственных органов от выполнения ими своих прямых обязанностей.

    Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что безвестное отсутствие представляет явление, скорее, субъективной природы, отражающее недостаточность сведений о таком лице. Заявители, как правило, не располагают информацией о местонахождении несовершеннолетнего и не могут установить с ним контакта, что и является одним из оснований для обращения в органы внутренних дел с заявлением о розыске. Вместе с тем все это — субъективные, вероятностные оценки, выводы из которых могут в последующем не подтвердиться, однако требуют от органов внутренних дел реагирования, т.е. затрат труда и времени на организацию и проведение поисковых мероприятий. Видимо, во многом поэтому розыск каждого пропавшего без вести стал функцией государственных органов в сравнительно недалеком прошлом, хотя факты безвестного отсутствия фиксируются с достаточно давнего времени. Так, подобные случаи упоминаются еще в делах Сыскного приказа: «. все крестьяне той деревни собрались на сход и стали спрашивать крестьянскую женку, куда делся ее муж» . Однако организованный розыск пропавших без вести и в царской России, и долгие годы после установления советской власти начинался тогда, когда имелись основания полагать, что пропавшее лицо стало жертвой преступления .

    Цит. по кн.: Елинский В.И. Становление и развитие уголовного сыска в России (X — нач. XX в.). Монография. М., МЮИ. 1997. С. 14.
    Нормы, регламентирующие розыск пропавших без вести — возможных жертв преступлений, содержатся в таких актах, как указание ЦУУР РСФСР от 15 октября 1919 г. «О классификации разыскиваемых лиц»; Циркуляр ЦАУ НКВД от 15 декабря 1924 г. N 571 «Об установлении регистрации неопознанных трупов граждан и пропавших без вести лиц, в отношении которых заявлено об их насильственной смерти»; Инструкция органам милиции от 15 декабря 1924 г. «О порядке использования дворников по наблюдению за порядком и чистотой, оказанию содействия милиции»; Приказ ЦАУ НКВД РСФСР от 1929 г. N 9 «Правила производства розыска лиц органами милиции» и др.

    Только в конце 40-х — начале 50-х годов розыск был распространен на всех пропавших, поскольку возобладало мнение, что каждый из них может быть потенциальной жертвой скрытно совершенного преступления, следовательно, любой случай безвестного отсутствия требует проверки и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    В настоящее время это требование закреплено совместным указанием от 20 ноября 1998 г. N 83/36 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести». В данном документе определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления, среди которых безвестное отсутствие малолетнего (до 14 лет) или несовершеннолетнего (до 18 лет) лица. Особо отмечено, что отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из перечисленных в указании признаков являются основанием для возбуждения уголовного дела.

    Практическая необходимость законодательного закрепления оснований, при которых должен быть решен вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела, объясняется тем, что следователь не имеет возможности лично убедиться в наличии достаточных оснований для возбуждения уголовного дела. Принять правильное решение на основании одного такого сообщения, как правило, невозможно. В большинстве случаев возникает необходимость убедиться в том, что сообщенные факты соответствуют действительности и из них вытекает вероятность наличия преступления. С этой целью и производится предварительная проверка, предусмотренная ст. 144 — 145 УПК РФ. Спецификой проверки сообщений о безвестном исчезновении несовершеннолетних является то, что событие преступления доказывается опосредованно, косвенными доказательственными фактами. Если в результате анализа таких фактов будет установлена достаточная вероятность того, что исчезнувший стал жертвой преступления, возбуждается уголовное дело, если же такой вывод сделать невозможно, в возбуждении уголовного дела отказывается.

    В содержании указанных совместных указаний Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ не говорится, по какой именно статье должно быть возбуждено уголовное дело. На наш взгляд, исходя из названия и смысла указания — по ст. 105 УК РФ.

    Согласно ст. 144 — 145 УПК возбуждение уголовного дела находится в прямой зависимости от установленных оснований к этому. Соответственно если в ходе проверки будут обнаружены такие данные, как, например, предшествующая исчезновению драка, ссора, наличие пятен крови в жилище, на одежде исчезнувшего, то имеются основания для возбуждения уголовного дела по ст. 105 УК РФ.

    Так, например, прокуратурой Октябрьского района г. Липецка было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ по факту безвестного исчезновения 25 июля 2003 г. гр-ки Н.

    Одним из оснований к возбуждению уголовного дела по данной статье послужило обнаружение в ходе осмотра места происшествия на обоях квартиры, где проживала пострадавшая, пятен вещества бурого цвета, похожих на кровь .

    Архив прокуратуры Октябрьского района г. Липецка, уг. дело N 390320534.

    В то же время безвестное исчезновение может быть вызвано совершением в отношении несовершеннолетнего и похищения. Например, с целью последующего требования выкупа, совершения половых преступлений, с целью торговли людьми и др. В связи с чем уголовные дела, связанные с безвестным исчезновением несовершеннолетних, нередко возбуждаются и по ст. 126 УК РФ.

    Представляется, что к решению вопроса о том, по какой статье должно быть возбуждено уголовное дело, необходимо подходить дифференцированно, в зависимости от конкретного случая и установленных обстоятельств исчезновения.

    Если в ходе проверки будут получены убедительные данные о том, что несовершеннолетний именно похищен, то уголовное дело должно быть возбуждено по ст. 126 УК РФ «Похищение человека». Это будет полностью соответствовать требованию УПК РФ. Обычно такие случаи имеют место, когда получены сведения о нахождении похищенного в живых. Вместе с тем практических примеров этому очень мало, поскольку данные обстоятельства становятся известными, как правило, уже в ходе расследования.

    На наш взгляд, возбуждение уголовных дел в связи с безвестным исчезновением потерпевшего по ст. 105 УК РФ «Убийство» является логически закономерным и правильным, поскольку мотивы, способ совершения и другие обстоятельства исчезновения человека не известны. Достоверными сведениями о похищении и нахождении пострадавшего в живых следователь на момент проверки, как правило, не располагает. В связи с этим при отсутствии признаков похищения несовершеннолетнего следует исходить из презумпции его насильственной смерти.

    Содержание проверки сообщения о безвестном исчезновении несовершеннолетних можно условно разделить на три стадии: а) выяснение обстоятельств исчезновения; б) выдвижение исходя из этих обстоятельств версий о причине исчезновения и в) проверка этих версий.

    При выяснении обстоятельств исчезновения, планов и намерений исчезнувшего важное значение имеет получение данных о личности и приметах исчезнувшего, о документах, вещах и одежде, пропавших вместе с ним или оставшихся дома. Названные сведения обычно собираются с помощью таких проверочных мероприятий, как: а) получение объяснений от заявителя, а также членов семьи, соседей, друзей, хорошо знавших исчезнувшего; б) направление запросов в различные организации и учреждения, к которым исчезнувший мог иметь отношение; в) ознакомление с документами, относящимися к исчезнувшему.

    Только в результате кропотливой работы накапливается достаточный запас сведений, позволяющих выдвинуть обоснованные предположения о причинах исчезновения несовершеннолетнего.

    Версии о причине исчезновения могут быть классифицированы на:

    • розыскные, исходящие из предположения о том, что исчезнувший жив;
    • основанные на предположении о его смерти.

    Наиболее распространенными среди розыскных являются версии о добровольном отъезде (или уходе) исчезнувшего. Например, исчезнувший уехал: а) к родным или знакомым; б) на учебу; в) скрылся от близких и др.

    Наряду с этими версиями должны проверяться версии о причинах исчезновения, не зависящих от желания исчезнувшего. Так, например, исчезнувший заболел и помещен в больницу; заблудился или потерялся и др. Чем шире будет круг выдвинутых розыскных версий, тем в большей степени при их опровержении будет обоснован вывод о вероятной смерти исчезнувшего.

    Вместе с розыскными версиями должны одновременно проверяться и версии о смерти исчезнувшего, как о ненасильственной, так и о насильственной, а также о возможном похищении. Эти версии подлежат выдвижению и проверке в обязательном порядке. Здесь необходимо учитывать, что преступник тщательно скрывает все факты, которые могли бы указать на истинную причину исчезновения потерпевшего. Для решения всех этих вопросов следователь прибегает к получению объяснений, запросам и другим мероприятиям, которые и составляют непосредственное содержание проверки.

    Однако названные мероприятия зачастую не могут дать положительного результата вследствие их малой эффективности. В частности, это объясняется небольшим количеством населенных пунктов, где предпринимаются розыскные действия, а также тем, что проверка производится лишь по немногим адресам и в отношении узкого круга лиц (близких исчезнувшего, его знакомых, друзей и т.д.). Исчезнувший может быть разыскан в том случае, если он выехал в таком направлении и к таким лицам, о которых у проверяющего могли оказаться сведения. Поэтому с целью повышения результативности поисков по розыску без вести пропавших несовершеннолетних лиц целесообразно широко практиковать помещение в средствах массовой информации объявлений о случаях безвестного исчезновения людей, которые могут содействовать розыску исчезнувшего. Такие объявления целесообразно применять еще на стадии решения вопроса о возбуждении уголовного дела для более эффективного поиска пропавших без вести несовершеннолетних.

    Методика начального этапа расследования преступлений, связанных с безвестным исчезновением несовершеннолетних

    Опубликовано в журнале «Советник юриста» №10 год — 2013

    Дощицын А.Н.,
    старший научный сотрудник НИИ Академии
    Генеральной прокуратуры Российской Федерации

    Под методикой расследования отдельных видов преступлений понимают целостную часть криминалистики, изучающую опыт совершения и практику расследования преступлений и разработанную на основе познания их закономерностей систему наиболее эффективных методов расследования и предупреждения различных видов преступлений (2).

    Начальный этап предварительного расследования преступлений, связанных с безвестным исчезновением несовершеннолетних, имеет свою специфику. В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан, утвержденной совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 70 и Министерства внутренних дел Российской Федерации № 122 от 27 февраля 2010 г. (далее – Инструкция), безвестное исчезновение малолетних (до 14 лет) или несовершеннолетних (до 18 лет) лиц свидетельствует о признаках совершения в отношении них преступления.

    Как отмечает А.В. Шилин, к решению вопроса о том, по какой статье должно быть возбуждено уголовное дело, необходимо подходить дифференцированно, в зависимости от конкретного случая и установленных обстоятельств исчезновения. Если имеются достоверные данные о том, что несовершеннолетний похищен, уголовное дело должно быть возбуждено по ст. 126 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Как правило, такие случаи имеют место, когда получены сведения о нахождении похищенного в живых.

    (*) В настоящей статье использовались методические материалы Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Московской области.
    (2) Криминалистика / под ред. Н.П. Яблокова, В.Я. Колдина. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – С. 317.

    Вместе с тем практических примеров этому очень мало, поскольку данные обстоятельства становятся известными уже в ходе расследования. Возбуждение уголовного дела в связи с безвестным исчезновением потерпевшего по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ, является логически закономерным и правильным, поскольку мотивы, способ совершения и другие обстоятельства исчезновения человека неизвестны. Достоверными сведениями о похищении на момент получения информации о совершении преступления следователь, как правило, не располагает, в связи с чем при отсутствии признаков похищения несовершеннолетнего целесообразно исходить из презумпции его насильственной смерти(1).

    В соответствии с правилами подследственности по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 105 УК РФ, предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ). Кроме того, в подп. «г» п. 1 ч. 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и отношении несовершеннолетних, расследуют следователи Следственного комитета Российской Федерации(2).

    Согласно п. 4 Инструкции при поступлении в орган внутренних дел сообщения о безвестном исчезновении лица (в том числе несовершеннолетнего) с признаками совершения в отношении него преступления, относящегося к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, оно регистрируется и незамедлительно передается в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ в следственный орган Следственного комитета Российской Федерации.

    При наличии признаков преступления следователь следственного органа Следственного комитета Российской Федерации возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия, привлекая при необходимости к этой работе соответствующих специалистов. Одновременно следователь в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ поручает органу внутренних дел проведение оперативнорозыскных мероприятий.

    Начальный этап расследования характеризуется интенсивным поиском, обнаружением и закреплением доказательств. На данном этапе осуществляется основная работа по раскрытию преступления, установлению возможного местонахождения несовершеннолетнего, установлению лиц, причастных к совершению преступления, и т. д.

    После возбуждения уголовного дела в целях организации надлежащего взаимодействия в работе по раскрытию преступления следователем составляется план совместных следственных и оперативно-розыскных мероприятий, который утверждается руководителем следственного отдела (управления) и начальником подразделения полиции, ответственного за оперативно-розыскную деятельность.

    При планировании работы по раскрытию и расследованию преступления рекомендуется выдвинуть следующие версии:
    – безвестно исчезнувший несовершеннолетний жив, но не дает о себе знать по своей воле (скрывается от родителей, от возможного преступного посягательства и т. д.);
    – безвестно исчезнувший несовершеннолетний жив, но не дает о себе знать в результате тяжелой болезни (состояние комы, тяжелое психическое заболевание и др.);
    – безвестно исчезнувший несовершеннолетний жив, но не дает о себе знать против своей воли (похищен, заключен под стражу и т. д.);
    – безвестно исчезнувший несовершеннолетний мертв, при этом его смерть наступила в результате болезни, несчастного случая или иных причин некриминального характера;
    – безвестно исчезнувший несовершеннолетний погиб в результате совершения в отношении него преступления.

    (1) Шилин А.В. Факт безвестного исчезновения несовершеннолетнего как повод для возбуждения уголовного дела // Вопросы ювенальной юстиции. – 2006. – № 6 (9). – С. 8.
    (2) Подпункт «г» введен Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ.

    Первоначальные следственные действия включают:
    1) допросы родственников, знакомых, соседей, друзей, учителей и воспитателей безвестно исчезнувшего несовершеннолетнего;
    2) осмотры жилища и иных мест, где последний раз его видели;
    3) направление запросов в морги, медицинские учреждения, бюро несчастных случаев, а также информационные учеты органов внутренних дел о предоставлении соответствующей информации;
    4) производство выемок необходимых документов несовершеннолетнего;
    5) организацию работы со средствами технической связи, принадлежащими несовершеннолетнему.

    I. В ходе допросов родственников, знакомых, соседей, друзей, учителей и воспитателей безвестно исчезнувшего несовершеннолетнего следователю целесообразно выяснить следующее:
    – когда и при каких обстоятельствах исчез несовершеннолетний;
    – во что он был одет, обут, какие вещи и предметы имел при себе на момент исчезновения;
    – когда, где, с кем и при каких обстоятельствах его видели последний раз;
    – имел ли он в день исчезновения при себе какие-либо документы;
    – каковы его взаимоотношения с родственниками, друзьями, соседями, учителями, воспитателями; были ли у него личные неприязненные отношения с вышеназванными лицами;
    – имеются ли родственники, друзья, знакомые, к кому он мог бы направиться;
    – имеются ли у него какие-либо долговые обязательства;
    – имели ли место в отношении него факты угроз, вымогательства;
    – является ли он владельцем автотранспортного средства, где оно находится в настоящее время;
    – имеется ли у него мобильный телефон, его номер, а также имеется ли электронная почта и зарегистрирован ли он в социальных сетях Интернета;
    – страдает ли он наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией; состоит ли на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере;
    – каково состояние его здоровья и имеются ли заболевания, которые могли привести к тяжелой болезни или внезапной смерти.

    II. При осмотре жилища и иных мест, где последний раз видели безвестно исчезнувшего несовершеннолетнего, следует руководствоваться правилами, установленными в ст. 176–177 УПК РФ.

    В ходе осмотра следователю необходимо изъять: фотографии пропавшего (для его дальнейшего розыска и проведения портретно-идентификационной экспертизы); его документы, записные книжки, личную и деловую переписку; образцы почерка (для проведения в дальнейшем почерковедческой экспертизы); его одежду и обувь (для проведения в дальнейшем одорологической, биологической, товароведческой экспертиз); следы рук пропавшего, его волосы, следы биологического происхождения (для проведения в дальнейшем дактилоскопической, биологической, молекулярно-генетической экспертиз); иные следы, указывающие на возможное убийство (кровь, обрывки одежды и т. д.).

    III. Для получения оперативно-значимой информации следователю целесообразно направить запросы в морги, медицинские учреждения, бюро несчастных случаев, а также в информационный центр Управления внутренних дел субъекта Российской Федерации и в Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел России о пофамильном и дактилоскопическом учете по сведениям о судимости; учете без вести пропавших и неопознанных трупов; учете арестованных, осужденных. В подразделениях внутренних дел на транспорте следует запросить информацию о возможной покупке несовершеннолетним билетов на железнодорожный, водный или воздушный транспорт. Кроме того, фотографию безвестно исчезнувшего несовершеннолетнего целесообразно распространить по территориальным (транспортным) подразделениям органов внутренних дел субъекта Российской Федерации, дав поручение ориентировать личный состав на установление местонахождения ребенка, идентификацию его личности по фотоизображению.

    IV. В целях возможного назначения и производства портретно-идентификационной экспертизы по рентгеновским снимкам черепа и медико-кри ми на лис тической экспертизы по зубному аппарату и зубной формуле производится выемка медицинских документов несовершеннолетнего из учреждений здравоохранения по месту его жительства и лечения.

    V. В ходе следствия устанавливаются факт наличия у безвестно исчезнувшего несовершеннолетнего мобильного телефона сотовой связи, его модель, марка и зарегистрированный на пропавшего абонентский номер. Также выясняется, какие еще абонентские номера зарегистрированы на несовершеннолетнего, и анализируется информация о входящих и исходящих звонках за конкретный период.

    Кроме того, устанавливается, с каким номером IMEI (международным идентификатором мобильного оборудования) выходил в эфир абонентский номер несовершеннолетнего, и устанавливается, выходил ли данный IMEI с другим абонентским номером после исчезновения разыскиваемого.

    Указанные мероприятия производятся в соответствии с требованиями ст. 186.1 УПК РФ (получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами).

    После установления нового владельца телефона этот владелец допрашивается об обстоятельствах приобретения им данного технического средства.

    В случае если выясняется, что несовершеннолетний зарегистрирован в социальных сетях Интернета или что у него имеется электронная почта, производится осмотр соответствующего технического средства. Данный осмотр целесообразно проводить с участием специалиста в области компьютерных технологий в целях извлечения значимой для следствия информации.

    Следует отметить, что работа следователя по установлению возможного местонахождения безвестно исчезнувшего несовершеннолетнего должна строиться на взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел.

    В своей практической деятельности, будучи следователем прокуратуры, автор статьи расследовал уголовное дело, возбужденное по факту безвестного исчезновения шестнадцатилетнего В., по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.

    В ходе следствия было установлено, что В. ушел в школу, после окончания уроков проследовал до железнодорожной станции и домой не вернулся. На учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, подразделении по делам несовершеннолетних территориального органа внутренних дел В. не стоял, хронических заболеваний у него не было, по месту жительства характеризовался формально, к уголовной и административной ответственности не привлекался.

    Допрошенные в качестве свидетелей одноклассники и учителя В. пояснили, что в этот день В. вел себя как обычно, намерений уйти из дома не высказывал.

    О каких-либо конфликтах, фактах угроз и вымогательства им ничего не известно.

    Классный руководитель несовершеннолетнего В. показала, что по характеру В. не совсем спокойный, имели место вспышки немотивированной раздражительности.

    Родители В. пояснили, что безвестное исчезновение их сына является для них полной неожиданностью; куда он мог пойти после школы, им не известно; на момент исчезновения документов при себе В. не имел, мобильного телефона и компьютера у него не было. Вместе с тем путем допроса соседей было установлено, что родители В. вели себя достаточно строго и принципиально по отношению к сыну. О фактах возможного избиения В. отцом или матерью им не известно, каких-либо телесных повреждений визуально они не наблюдали.

    При проведении оперативно-розыскных мероприятий был установлен круг друзей и знакомых В., в ходе допросов которых была получена информация о том, что за день до своего исчезновения В. поссорился с нравившейся ему девушкой И.

    В ходе допроса И. указала на то, что с В. у нее дружеские отношения, однако имели место мелкие ссоры, но причин покидать своего места жительства у него не было.

    При осмотре квартиры, где проживал В., были изъяты фотографии с его изображением, образцы почерка, содержащиеся в школьных тетрадях, его одежда и обувь, а также следы пальцев его рук с поверхности стола, за которым он делал домашние задания. Фотографии были незамедлительно размножены, и их копии направлены в территориальные подразделения органов внутренних дел, обслуживающие соседние районы. Через две недели, прошедшие с момента направления указанных копий, из дежурной части одного из территориальных отделов поступила информация, что нарядом патрульно-постовой службы к ним доставлен несовершеннолетний, по внешним признакам похожий на безвестно исчезнувшего несовершеннолетнего В. Он указал адрес своего места жительства, назвал фамилию, имя, отчество, а также сообщил дополнительную значимую информацию, позволяющую идентифицировать его личность. Доставленный по месту жительства В. был опознан его матерью.

    В ходе допроса В. показал, что он не хотел возвращаться домой по причине того, что поссорился с нравившейся ему девушкой И. Все это время он ночевал у случайных знакомых, днем подрабатывал путем раздачи прохожим рекламных листовок.

    О своем местонахождении В. никому (в том числе родителям) не хотел сообщать.

    В связи с установлением места нахождения В. уголовное дело было прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие события преступления).

    В заключение хотелось бы отметить, что при расследовании преступлений о безвестном исчезновении несовершеннолетних налаженное взаимодействие органов следствия и подразделений органов внутренних дел является залогом успеха в раскрытии преступления, а также принятия законных и обоснованных процессуальных решений.

    Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации от 16 января 2015 г. N 38/14/5 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц»

    Комментарии Российской Газеты

    Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 марта 2015 г.

    Регистрационный N 36499

    В целях обеспечения законности при рассмотрении заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, усиления ведомственного контроля и прокурорского надзора за этой деятельностью — приказываем:

    1. Утвердить и ввести в действие Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц.

    2. Информационным центрам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации по итогам первого полугодия и года представлять в соответствующий орган прокуратуры статистические сведения о безвестном исчезновении лиц, разыскиваемых оперативными подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации.

    3. Приказ направить руководителям подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам военных и других специализированных прокуратур, прокурорам городов, районов и других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, руководителям подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированных (в том числе военных), следственных подразделений Следственного комитета Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных сотрудников (работников).

    4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

    Министр внутренних дел Российской Федерации В. Колокольцев

    Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка

    Председатель Следственного комитета Российской Федерации

    Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц

    I. Общие положения

    1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок рассмотрения в территориальных органах МВД России и следственных органах системы Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства 1 .

    2. Прием, регистрация и разрешение заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц 2 , осуществляются в порядке, установленном межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами 3 , с учетом особенностей, предусмотренных настоящей Инструкцией.

    II. Порядок рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении лиц

    3. Сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места исчезновения лица, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.

    4. Для проверки обстоятельств безвестного исчезновения лица, обнаружения следов преступления, выявления иных обстоятельств, имеющих значение для установления причин исчезновения, оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России незамедлительно:

    4.1. Выясняет в ходе приема сообщения о безвестном исчезновении лица обстоятельства безвестного исчезновения лица, в том числе указанные в пункте 10 настоящей Инструкции с учетом требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей Инструкции.

    4.2. Информирует дежурного следователя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации 4 , а при его отсутствии — руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации либо его заместителя об обстоятельствах безвестного исчезновения лица, в том числе указанных в пункте 10 настоящей Инструкции, а также о месте происшествия.

    4.3. Определяет состав дежурной следственно-оперативной (оперативной) группы из числа сотрудников органа внутренних дел Российской Федерации и направляет ее на место происшествия.

    5. В случае если сообщение о безвестном исчезновении лица (за исключением сообщения, полученного из территориального органа МВД России) поступает в следственный орган Следственного комитета Российской Федерации, то об этом незамедлительно уведомляется оперативный дежурный дежурной части соответствующего территориального органа МВД России.

    6. Следователь Следственного комитета, получив сообщение, предусмотренное подпунктом 4.2 или пунктом 5 настоящей Инструкции, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 10 настоящей Инструкции с учетом требований пункта 11 настоящей Инструкции, производит выезд на место происшествия, где осуществляет руководство следственно-оперативной группой. Последующие действия следователь Следственного комитета координирует с оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России.

    7. В случае если в сообщении, предусмотренном подпунктом 4.2 или пунктом 5 настоящей Инструкции, не усматриваются обстоятельства, предусмотренные пунктом 10 настоящей Инструкции с учетом требований пункта 11 настоящей Инструкции, следователь Следственного комитета согласовывает с руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации решение о невыезде на место происшествия, о чем незамедлительно информирует оперативного дежурного дежурной части территориального органа МВД России. Оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России, получив данную информацию, докладывает об этом начальнику территориального органа МВД России.

    8. Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, указанные в пункте 10 настоящей Инструкции, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

    9. Сообщение о безвестном исчезновении лица, содержащее признаки совершения в отношении его преступления, относящегося к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации, поступившее в территориальный орган МВД России, после регистрации передается в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 5 в следственный орган Следственного комитета Российской Федерации. Одновременно информация о поступлении указанного сообщения и его передаче в соответствующий следственный орган Следственного комитета Российской Федерации незамедлительно направляется прокурору.

    10. О признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица могут свидетельствовать в том числе следующие обстоятельства:

    10.1. Отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания.

    10.2. Отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве.

    10.3. Наличие по месту проживания, пребывания или нахождения без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия.

    10.4. Наличие у без вести пропавшего лица важных событий, участие в которых было запланировано (например, сдача экзамена, защита диссертации, медицинское обследование, служебная командировка).

    10.5. Наличие у без вести пропавшего лица значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников.

    10.6. Безвестное исчезновение лица с автотранспортом.

    10.7. Отсутствие в течение не менее трех суток сведений о судьбе и местонахождении без вести пропавшего лица (в том числе пропавшего со средствами мобильной связи).

    10.8. Безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его имущества.

    10.9. Наличие по последнему месту проживания, пребывания или нахождения, в автотранспорте, рабочем помещении без вести пропавшего лица или ином месте признаков и следов, указывающих на возможное совершение преступления.

    10.10. Отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице либо несвоевременное его направление от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать.

    10.11. Наличие у без вести пропавшего лица конфликтных ситуаций в быту, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами.

    10.12. Наличие угроз в адрес без вести пропавшего лица.

    10.13. Наличие объяснений лиц о возможном совершенном преступлении в отношении без вести пропавшего лица.

    10.14. Внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица.

    10.15. Длительное неполучение без вести пропавшим лицом заработной платы, пенсии, пособий и иных социальных выплат при отсутствии объективных причин (например, болезнь, длительная командировка или поездка).

    10.16. Поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом).

    10.17. Наличие сведений о преступной деятельности и преступных связях без вести пропавшего лица.

    10.18. Безвестное исчезновение несовершеннолетнего.

    10.19. Безвестное исчезновение сотрудников органов государственной власти (в том числе сотрудников правоохранительных органов).

    10.20. Безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией.

    11. Приведенный в пункте 10 настоящей Инструкции перечень не является исчерпывающим. О признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица могут свидетельствовать иные обстоятельства с учетом местных особенностей (например, оперативной обстановки, традиций, обычаев). Для выдвижения обоснованных версий безвестного исчезновения лица и вывода о наличии признаков преступления необходимо учитывать совокупность обстоятельств и их логическую взаимосвязь.

    12. По сообщению о безвестном исчезновении лица подробно выясняются обстоятельства, относящиеся к событию его исчезновения (время, место, способ и другие), сведения, характеризующие его личность и психоэмоциональное состояние, круг его связей.

    13. При наличии достаточных данных о том, что безвестное исчезновение несовершеннолетнего связано с совершением в отношении его преступления, отнесенного к подследственности следователя Следственного комитета, он незамедлительно возбуждает уголовное дело.

    14. В случае возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела в связи с безвестным исчезновением лица следователь Следственного комитета незамедлительно уведомляет об этом соответствующий орган внутренних дел Российской Федерации.

    15. Если в ходе проверки сообщения о безвестном исчезновении лица установлены обстоятельства, в том числе предусмотренные пунктом 10 настоящей Инструкции, указывающие на совершение преступления, сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел Российской Федерации принимает решение о передаче сообщения по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 145 УПК, о чем уведомляется прокурор.

    16. В случае если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении его преступления, оперативное подразделение органа внутренних дел Российской Федерации принимает соответствующее решение по находящемуся в его производстве сообщению о безвестном исчезновении гражданина и заводит розыскное дело.

    17. В случае если в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, производимых в рамках розыскного дела, заведенного в соответствии с пунктом 16 настоящей Инструкции, устанавливаются обстоятельства, предусмотренные пунктом 10 настоящей Инструкции, сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел Российской Федерации, осуществляющий розыск:

    17.1. Составляет рапорт об обнаружении признаков преступления и представляет его на регистрацию в установленном порядке.

    17.2. Передает сообщение о безвестном исчезновении лица вместе с материалами проверки по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 145 УПК, о чем уведомляется прокурор.

    18. При возбуждении следователем Следственного комитета уголовного дела розыскное дело прекращается, а все оперативно-розыскные мероприятия, объявление без вести пропавшего лица в розыск проводятся в рамках оперативно-поискового дела.

    19. Если без вести пропавшее лицо не разыскано, а уголовное дело, возбужденное в связи с его исчезновением, подлежит прекращению, следователь Следственного комитета поручает органу дознания принять меры к розыску без вести пропавшего лица. При этом оперативно-поисковое дело прекращается и орган внутренних дел Российской Федерации заводит розыскное дело.

    20. Сообщение о безвестном исчезновении лица, по которому возникают споры о подследственности между следственным органом Следственного комитета Российской Федерации и органом внутренних дел Российской Федерации, вместе с материалами проверки направляется прокурору для рассмотрения и оценки законности и обоснованности передачи такого сообщения по подследственности.

    III. Организация ведомственного контроля

    21. Персональная ответственность за надлежащую организацию розыска без вести пропавших лиц и соблюдение законности при его осуществлении возлагается на руководителей органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности 6 .

    22. Руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, уполномоченный на осуществление оперативно-розыскной деятельности, организует розыск и координацию действий по установлению без вести пропавших лиц:

    22.1. Изучает дела оперативного учета, заведенные по фактам безвестного исчезновения лиц.

    22.2. В случае необходимости дает указания об устранении выявленных недостатков в организации розыска без вести пропавших лиц.

    22.3. Представляет дела оперативного учета по фактам безвестного исчезновения лиц для проверки уполномоченному прокурору в порядке,

    установленном статьей 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 7 .

    23. Контроль за деятельностью следователя Следственного комитета в период проверки сообщения о безвестном исчезновении лица возлагается на соответствующих руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

    24. Руководители следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органа внутренних дел Российской Федерации по согласованию заслушивают следователя Следственного комитета, которому поручено рассмотрение сообщения о безвестном исчезновении лица, и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации. При необходимости могут быть заслушаны иные должностные лица, участвующие в проверке сообщения о безвестном исчезновении лица.

    IV. Организация прокурорского надзора

    25. Начальники главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры военных и других специализированных прокуратур, прокуроры городов, районов и других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:

    25.1. Принимают необходимые меры к организации систематического прокурорского надзора за исполнением законов при рассмотрении сообщений о безвестном исчезновении лиц и настоящей Инструкции.

    25.2. В целях проверки законности заведения дел оперативного учета, полноты и достаточности мер, принятых к розыску без вести пропавших лиц, изучают дела оперативного учета не позднее 10 суток после их заведения, в последующем с периодичностью не реже одного раза в квартал.

    25.3. При наличии в материалах дела оперативного учета или в материалах проверки сообщения о безвестном исчезновении лица данных, содержащих признаки совершения в отношении его преступления, выносят в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 37 УПК 8 мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.

    25.4. Рассматривают материалы, указанные в пункте 20 настоящей Инструкции, и с учетом обстоятельств, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей Инструкции, принимают решение о законности и обоснованности передачи сообщения о преступлении по подследственности.

    26. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры военных и других специализированных прокуратур, прокуроры городов, районов и других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур систематически, не реже одного раза в полугодие, проводят анализ состояния законности при розыске без вести пропавших лиц и по результатам принимают соответствующие меры прокурорского реагирования.

    1 Далее — «без вести пропавшие лица».

    2 Далее — «сообщение о безвестном исчезновении лица».

    3 См.: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 года, регистрационный N 7339; Российская газета, 2006, 25 января); приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 ноября 2014 года, регистрационный номер N 34570; Российская газета, 2014, 14 ноября); приказ МВД России от 12 апреля 2013 г. N 200дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 июня 2013 года, регистрационный N 28761); приказ МВД России от 5 мая 1993 г. N 213дсп «Об утверждении Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 сентября 1994 года, регистрационный N 697); приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 февраля 2013 года, регистрационный N 27314; Российская газета, 2013, 6 марта).

    4 Далее — «следователь Следственного комитета».

    5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2007, N 24, ст. 2830; 2008, N 49, ст. 5724. Далее — «УПК».

    6 Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 июля 2012 года, регистрационный N 25005; Российская газета, 2008, 3 августа).

    7 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1999, N 2, ст. 233.

    8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2007, N 24, ст. 2830; 2011, N 1, ст. 16; 2012, N24, ст. 3070; 2013, N 9, ст. 875.

    Смотрите так же:

    • Поплавский адвокат Адвокат по гражданским и уголовным делам Поплавский Владислав Юрьевич Поплавский Владислав Юрьевич состоит в реестре адвокатов Московской области с 2004 года (Реестровый номер 50\4543). Осуществляет адвокатскую деятельность в форме адвокатского кабинета (АК […]
    • Штрафы по сургуту гибдд проверьте свой автомобиль на наличие штрафов Новая официальная программа "Антиштраф" создана специально для того, чтобы Вы могли всего за несколько минут узнать, наложены ли на Ваш автомобильный номер какие-либо штрафы. Если вы не оплачиваете штрафы: […]
    • Как править шлифовальный круг Как правильно выбрать шлифовальный круг Понимание принципов работы шлифовального круга поможет вам в правильном выборе инструмента для ваших шлифовальных операций. Джо Салливан, Компания NORTON. Шлифовальный круг это, прежде всего режущий инструмент. Это […]
    • Необходимые документы для проведения строительной экспертизы Строительная экспертиза Независимая строительная экспертиза представляет собой комплекс квалифицированных экспертных исследований, которые позволяют точно определить текущие характеристики жилых, промышленных, инженерно-технических объектов. Подобные […]
    • Пособие за 1ребенка Пособие за первого ребенка в 2018 году Пособие за ребенка — это положенные по закону суммы денежной поддержки государства. С 1 января 2018 года вступил в силу новый закон, позволяющий получать пособие на первого ребенка с 2018 года. Попробуем разобраться, […]
    • Предъявлена претензия поставщикам проводка Отражение претензии в бухгалтерском учете: проводки Актуально на: 15 марта 2017 г. В случаях, когда при приемке ТМЦ в документах поставщика обнаруживаются ошибки (к примеру, в цене) или банк ошибочно списал денежные средства с расчетного счета, а также в […]
    • Ст 6 федерального закона 115-фз от 07082001 Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ ст 6.1 (ред. от 23.04.2018) Статья 6.1. Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих […]
    • Возврат предварительной оплаты за товар Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 марта 2012 г. N Ф10-651/12 по делу N А14-7009/2011 (ключевые темы: спецификация - аванс - оплата товара - календарные дни - расторжение договора) Постановление Федерального арбитражного […]