Библия о наказании за преступления

Библия требует смертную казнь за убийство

«Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти.
если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть.
Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.
Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти.» (Библия, Исход 21:12-17) Протестанты-кальвинисты связывают эти места Библии юридически корректно: убийство – грех, преступление, наказание за которое – смертная казнь. Смертная казнь – справедливое наказание за преступление убийства, соответствующее библейскому лозунгу о справедливости «око за око» (Библия, Левит 24:20), который нисколько не был отменен в Новом Завете, ибо в Новом Завете сказано следующее: «грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и ВДВОЕ ВОЗДАЙТЕ ей по делам ее» (Библия, НОВЫЙ ЗАВЕТ , Откровение Иоанна Богослова, 18:5-6) Поэтому в США, где миллионы американцев прочитали Библию, до сих пор существует смертная казнь. А гуманистическая идеология Совета Европы о непротивлении злу, толерантности ко злу, проявляющаяся в моратории на смертную казнь, вопиюще противоречит 2000-летнему христианскому наследию Европы. В Библии также установлена смертная казнь буйных людей: «Если у кого будет сын БУЙНЫЙ и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, – то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших , мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя , и все. услышат и убоятся.» (Второзаконие 21:18-21) В соответствии с этой заповедью следует ввести закон о смертной казни «дедов» в армии – только так можно истребить дедовщину в армии. Как видите, Библия учит ПУБЛИЧНОЙ смертной казни — для воспитания остальных.

Поскольку создание семьи и рождение детей – одна из первых заповедей, которую Бог дал людям – «плодитесь и размножайтесь» (Библия, Бытие 1:27-28), то в целях сохранения семей, в Библии также заповедана смертная казнь за половой акт с замужней женщиной – и неверная жена, изменившая мужу, и ее любовник подвергались смертной казни: «Если найден будет кто лежащий с женой замужней, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиной, и женщину; и так истреби зло» (Библия, Второзаконие 22:22)
«Если кто будет прелюбодействовать с женой замужней, если кто будет прелюбодействовать с женой ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Левит 20:10) А девушек, не сохранивших девственность для мужа, а занимавшихся проституцией, «свободным сексом» с кем попало ради абортов и заражения венерическими болезнями, Библия учит сжигать: «и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена» (Библия, Бытие 38:24)

«Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего; огнем должно сжечь ее.» (Библия, Левит 21:9) С целью защиты семейных ценностей, за гомосексуализм и зоофилию в Библии тоже установлена смертная казнь: «Если кто ляжет с мужчиной, как с женщиной, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Библия, Левит 20:13)
«Всякий скотоложник да будет предан смерти» (Библия, Исход 22:19)
«Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них.» (Библия, Левит 20:15-16) И за богохульство в Библии также установлена смертная казнь: «хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти» (Левит 24:16) А вот что говорится в Библии про колдунов, магов и прочих шарлатанов: «Ворожеи не оставляй в живых.» (Библия, Исход 22:18)
«если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Библия, Левит 20:6)
«Мужчина или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них.» (Библия, Левит 20:27) Именно по этой причине в средневековой христианской Европе ведьм сжилаги на кострах Святой Инквизиции. А теперь, в 21 веке в некогда христианских, но ныне отступивших от Библии Европе, России и Америке, отпускают на свободу не только мошеников и колдунов, но даже бандитов и наркоторговцев. Из-за еретического моратория на смертную казнь на свободу выходят все новые и новые бандиты и наркоторговцы, которые убивают все новых и новых мирных людей.

Как видите, Ветхий Завет Библии – это наиболее рациональное законодательство, необходимое для нормальной жизни общества . Это Библейский Уголовный Кодекс, некоторые статьи которого были рассмотрены выше, это и Патриархальный Семейный Кодекс, решающий проблему демографической катастрофы в России, это и Налоговый Кодекс, запрещающий высокие налоги и пр. Это законодательство, в основном, отражено в первых пяти книгах Ветхого Завета Библии – Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, которые носят название Моисеев Закон, или просто Тора (что значит «Закон»). Иисус Христос учил соблюдать заповеди Ветхого Завета. Для ознакомления с библейским законодательством прочтите Библию самостоятельно от начала Ветхого Завета до конца Нового.

На этом примере ярко видно, насколько важно правильно толковать Библию, учитывая все остальные места Библии, а не вырывая из контекста слова «не убивай» для оправдания еретического моратория на смертную казнь. Достаточно прочитать Библию самостоятельно и полностью – от начала до конца, – чтобы понять, что пацифизм противоречит Библии. Аналогичным образом – внимательным изучением Библии от начала до конца – опровергаются и остальные заблуждения (ереси).

Именно так толковал Библию Иисус Христос – для опровержения неправильных толкований (ересей) Он цитировал иные места Писания, говорящие более ясно на данную тему дьявол «говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.» Иисус сказал ему: написано также : «не искушай Господа Бога твоего». (Евангелие от Матфея 4:6-7) Как видите, здесь дьявол цитирует Псалом 90:11-12, и придает этому месту Писания свой еретический дьявольский смысл «бросься вниз» (Матф. 4:6), а Иисус приводит ему другое место Писания – Второзаконие 6:16, т.е. Иисус толковал Библию именно сравнительным методом – сравнивая одни места Библии с другими. В разговорах с фарисеями Он также многократно использовал этот метод: «Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?» (Матфея 12:3)
«Или не читали ли вы в законе, что. » (Матфея 12:5)
«Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» (Матфея 19:4)
«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Матфея 21:42)
«А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?» (Марка 12:26) Здесь очевидно важнейшее богословское открытие – Иисус НЕ апеллировал к тому, как толковали Библию старцы, т.е. Иисус НЕ использовал православный метод толкования! Напротив, Он толковал Библию именно сравнительным методом – сравнивая одни места Библии с другими . Поэтому для того, чтобы не впасть ни в какую ересь, протестанты-кальвинисты толкуют Библию по методу Христа (Евангелие от Матфея 4:7), который провозглашен кальвинистами в Вестминстерском исповеданим веры 1648 года: 1.9. Непогрешимое правило толкования Писания есть само Писание, и таким образом, когда возникает вопрос об истинном и полном смысле какого-либо места в Писании (которое не бывает многозначно, но однозначно), следует исследовать и познавать другие места, говорящие об этом более ясно. (Вестминстерском исповеданим веры 1648 года) Я к этому принципу добавил бы » ВСЕ остальные места, говорящие об этом более ясно», а не просто «другие».

Расскажите об этой странице другим людям!

Сообщи другу об этом сайте

Вернуться на домашнюю страницу — Решение проблем России

Почему в библии к закидыванию людей до смерти камнями относятся как к норме?

Екатерина спрашивает: «Почему в библии к закидыванию людей до смерти камнями относятся как к норме? Почему горожане,убивая человека не считались грешниками? Можно ли я буду грешных людей закидывать камнями?»

Мир Вам, Екатерина.

Что такое смертная казнь через побивание камнями? Для этого обратимся к историческим исследованиям Библии (в частности, описанным А.Болотниковым).

После соответствующего решения уполномоченного юридического органа (царя или суда) собиралась толпа граждан, убивавших виновного бросанием в него тяжёлых камней. К побитию камнями приговаривали лишь за те 18 видов преступлений, за которые Библия прямо предписывает подобную казнь. Например, наказание за такие преступления против закона Божия, как богохульство (Лев 24:14), волхвование (Лев 20:27), прелюбодеяние (Втор 23:24), идолопоклонство (Втор 17:5). Свидетель должен был быть первым среди побивающих (Втор 17:7).

Юридические документы всегда страдают некоторой сухостью, и для того, чтобы из понять требуется определённая систематическая, юридическая логика. Читая Левит 20 главу, надо помнить, что каждое слово, здесь записанное, представляет собой юридический термин.

Сначала обратим внимание на второй стих: «скажи сие сынам Израилевым: если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами. »

Итак, мы из второго стиха мы видим, на кого распространяется закон. На две категории людей:

1) сыны Израилевы. Это понятно, кто такие.

2) пришельцы. Кто такие? Помните ли вы ярчайший текст, в котором упонимается это слово? «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. »

Таким образом, мы видим, что под действие Закона о побивании камнями попадают две категории людей: Сыны Израиля и пришельцы в жилищах израилитян.

Древнее государство Израиль было теократическим (глава – БОГ) и Пятикнижие содержит в себе множество законов по его устройству. Кроме уголовного законодательства, было ещё и иммиграционное законодательство.

Как же звучало иммиграционное законодательство Божьего Израиля?

Исх.12:45 «поселенец и наёмник не должен есть её (*пасху). Если же поселится у тебя пришелец и захочет есть Пасху Господу, то обрежь у него всех мужского пола, и тогда пость приступит к совершению её и будет как природный житель земли»

Таким образом, мы видим:

1. иноземец. Человек, которой далёк ото всякого понятия об Истинном Боге и поэтому ему Бог Израиля и Священное Писание безразличны, но если этот человек заинтересовался этим, то он как бы начал менять свой статус, как бы приобретая «вид на жительство» в Израиле Божием, и становился пришельцем.

2. пришелец. Может жить среди израильитян, но только не должен нарушать субботу. Т.е он приобретает и права и обязанности. Поэтому если он грубо нарушает законы земли, в которую пришёл (отдаваёт, например, своих детей Молоху), то понесёт наказание по этим законам. Если же пришелец понял и принял Бога, глубину совершаемых жертвоприношений, то он мог получить «паспорт» этого государства. Всё, что ему нужно было сделать, – это высказать пожелание совершить Пасху Господнюю, прикоснуться к агнцу Божьему и вкусить его в Песах. И тогда, заключив завет праведности по вере через обрезание, он становился, как природный житель земли.

3. природный житель земли.
Люди, не интересовавшиеся Истинным Богом, глядя на Его народ, начинали проявлять интерес, а затем становились природными жителями земли Израилевой, становясь уже таким же евреями, как и те, кто родились от евреев. Об этом говорит пророк Исайя: «дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Ис.56:7)

Однако с этим гражданством приходила и ответственность. Сегодня Божий народ рассыпан по всему лицу земли и представляет собой остаток, кусочек земли Божьей почти в каждой части планеты.

Во времена Ветхого Завета народ Божий должен был обосноваться на небольшой территории, расположенной в восточном Средиземноморье между Средиземным и Мертвым морями. Этот небольшой клочок земли должен был стать плацдармом, начиная с которого весть Божия о законе и спасении должна была охватить весь мир благодаря тому, что Бог обещал благословить эту землю, превратить её в сад, дать людям идеальное здоровье и идеальную экономику, чтобы всем захотелось иммигрировать в эту страну.

Но этот Божий план предусматривал огромную ответственность. Исх.19:5 «если вы будете слушаться гласа Моего и исполнять заповеди, то будете Моим уделом из всех народов. »

Вот и представьте, КАК в глазах окружающих народов может выглядеть израильитянин, приносящий своих детей Молоху? (Например, как сегодня выглядят священнослужители — ведущие «нехристианский» образ жизни? Какие чувства это вызывает?) Вы представляете себе, что представлял из себя этот обряд, распростанённый в зоне Ханаана? Обряд жертвоприношения детей был связан с плодородием. В том регионе всего 2 времени года: дождь и засуха. Местные народы считали, что этим управляет бог продородия: Молох, Ваал и пр. Чтобы задобрить его, они раскаливали до красна статую Молоха и бросали ему на руки младенца.

Заметьте, что уголовное наказание за это преступление не распространялось на неизраилитян. Ведь язычники, к большому сожалению, жили в той страшной культуре, привыкли к ней и просто не ведали о ДРУГОМ способе общения с Богом, об Истинном БОГЕ.

Бог был вынужден применять уголовное наказание по отношению к Своим детям.

Что скажет иноземец, который, с одной стороны, видит благословенную землю и тянется к БОГУ, а с другой стороны, видит, в представителе благословлённого народа, в верующем человеке – такой страшный садизм и извращение? Что он подумает о Боге этого человека?

Обычно читающим Ветхий Завет кажется, что Бог лицеприятствует израилитянам. Но 20 глава книги Левит говорит, что это не так. Бог предъявляет очень серьёзные требования к Своему народу и готов даже лишить жизни впавшего в беззаконие израилитянина ради того, чтобы спасти от второй смерти тянущегося к спасению иноземца. Спасти иноземца от вечной погибели, от вечного разделения с Богом, от вечного небытия.

Второзаконие 17 и 25 главы раскрывают нам, что представлял из себя судебный процесс в Божьем государстве Израиль.

«По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля; рука свидетелей должны быть на нём прежде всего, чтоб убить его, потом рука всего народа..». (Исх.17:6-7)

К сожалению, это весь процесс осуждения и приведения приговора в действие дан здесь в сжатом виде. Однако существуют иудейские документы (свод Иудейского законодательства – Мишна, трактат «Синедрион»), раскрывающие, что и в каком порядке происходило. Читая их, поражаешься тому, насколько сложна и серьёзна была процедура казни. Впоследствии, она изменилась на сбрасывание со скалы.

Читающие Ветхий Завет часто приходят в выводам о том, что закон Ветхого Завета – это «шаг вправо, шаг влево — побьют камнями». Вроде как в каждой синагоге обязательно должен быть склад с камнями.

Попробую описать в кратце всю процедуру наказания для того, чтобы было понятно – насколько сложно бросить камень.

Когда выносится приговор, осуждённого ведут к месту казни.

Процессия состоит из пяти человек.

Первый становится в дверях знания Синедриона и держит в руках шарф.

Второй едет на лошади несколько сзади основной процессии. Зачем?

Дело в том, что Синедрион должен проголосовать единогласно за вынесения смертного приговора. И даже после этого, если вдруг у какого-нибудь члена Синедриона возникает какая-то тень сомнения по поводу виновности осуждённого, он должен заявить об этом во всеуслышание и тогда стоящий в дверях человек должен взмахнуть шарфом и всадник поскачет вперёд, чтобы остановить казнь и вернуть человека на доследование. Т.е. мнение одного человека могло предотвратить смерть. Кстати, даже сам осуждённый мог сказать, что у него есть что-то в свою защиту и тогда его возвращали на доследование.

Итак, 1 человек — в дверях Синедриона, 1 – на коне.

И трое идут к месту казни (1 осуждённый и 2 свидетеля)

Понимаете, кто приводил приговор в исполнение? Те 2 свидетеля.

Сегодня, к сожалению, большинство приговоров выносится на основании косвенных документов. Иудейское законодательство не признавало косвенных документов, должны были быть только свидетели, которые бы указали на чел-ка пальцем.

Что легче? Ткнуть в обвиняемого пальцем или попытаться отвратить его от грешного пути? Вы думаете, что указать пальцем было легче? Не тут-то было. Смотрите, что следовало за тем, когда свидетели указывали на обвиняемого:

Впереди процессии шёл глашатай, объявляющий «такой-то осуждён высшей мерой наказания за такое-то преступление, которое он совершил тогда-то и там-то, а свидетели тот и тот». Т.е. твоё имя, как человека, указавшего пальцем, становилось известно всему Израилю. Никакой анонимности, чтобы предотвратить лежесвидетельству. Ведь пока идёт процессия, и люди слышат имена, кто-то мог выйти вперёд и заявить, что те два свидетеля сговорились . и тем самым спасти жизнь приговорённого.

Свидетели должны были сбросить осуждённого со скалы так, чтобы посыпались камни.

Затем оба свидетеля должны были спуститься вниз, взять тело осуждённого и похоронить в специальной могиле, предназначенной для злодеев.

По прошествии года свидетели должны были вернуться к гробу, отвалить камни от могилы, извлечь кости преступника и захоронить в его семейной могиле. Только после этого они могли подойти к роственникам преступника и сказать: «Мы сделали всё по закону Божьему и теперь между нами ничего нет».

После всего вышесказанного, что легче: указать пальцем на преступника или приложить усилия к исправлению этого преступника? Пожалуй, легче приложить все силы, чтобы СПАСТИ, отвратить грешника от его греха, чем повести согрешившего к месту смерти.

Вот и получается, что наказание смертью со всех сторон было очень тяжёлым, неестественным делом в среде народа Божия. Но НЕОБХОДИМЫМ, чтобы имя Божие не хулилось среди иноземцев, и не народ Божий не развращался беззакониями отдельно взятых людей.

Бог хотел научить Своих людей быть ответственными и перед Ним, и перед согражданнами, научить их молиться друг за друга, переживать друг за друга, помогать упавшим ВСТАТЬ, прикладывать все силы для исправления человека прежде, чем «указать на него пальцем», как на неисправимого грешника и придать его смерти.

Бог предусмотрел ВСЕ возможности для осуждаемого ИЗБЕЖАТЬ смерти. И даже более того: быть спасённым для Вечности через искреннее покаяние.

Осуждающий брата своего всегда несёт ответственность за это «осуждение».

В Новом завете картина меняется. Теократического государства уже нет. Народ Божий (христиане) находятся в различных народах и государствах. Иисус учит не коллективному возмездию в рамках сообщества, а примеру прощения, возмездие оставляя непосредственно Отцу (в этой жизни или на вечном суде — если человек не покается).

1 Иисус же пошел на гору Елеонскую.
2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.
3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
(Иоан.8:1-11)

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тема: Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

проанализировать роман «Преступление и наказание» через призму священного писания;

показать какую роль играют библейские мотивы в раскрытии общего замысла произведения:

в развенчании теории Раскольникова;

в понимании образов героев;

повышать авторитет Библии в глазах школьников;

развивать умение подбирать из романа и соотносить с библейскими стихами, делая определенные выводы;

формировать гуманистическое мировоззрение учащихся;

создать эмоциональный настрой, позволяющий каждому учащемуся открыто высказывать свою точку зрения;

воспитывать моральные и нравственные качества через духовное восприятие героев романа.

Портрет Ф.М. Достоевского В.Г. Перова;

«Христос в простыне» И.Н. Крамского;

Картина И. Глазунова «На складе»;

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

Иллюстрации к роману в каждом «кейсе» для сравнения с библейской иллюстрацией на слайде.

Тип урока: урок – исследование.

Метод: частично – поисковый.

«Очеловечить евангельское учение – это задача самая благородная и вполне своевременная».

«Преступление и наказание»… Роман прочитан, а фейерверк мыслей не дает успокоиться. Да, роман Достоевского – какой – то вихрь событий, исповедей, скандалов, убийств. Вынутая из смерча песчинка ничтожна. В смерче же сбивается с ног. А проблемы, поднятые писателем в романе, далеко не песчинки: ответственность перед Богом за свою жизнь и жизнь окружающих людей, жизнь и смерть, добро и зло, вера и безверие. И собранные вместе, они, подобно смерчу, взрывают наше сознание, пробуждают нашу совесть, взывают к разуму, доносят до каждого христианскую идею, идею спасения и истинной любви.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вместо сообщений и анализа мы будем искать истину. Истина, как мы знаем, рождается в споре. Но. Она находится и в Библии. «Твое слово есть истина»,- говорил Иисус Христос, обращаясь к Богу. (Ин. 17:17)

Попробуем с помощью Библии глубже понять смысл романа, значение поднятых в нем проблем. Именно Библию Достоевский считал «книгой человечества». Эта мысль является эпиграфом урока: «Очеловечить евангельское учение – это задача самая благородная и вполне своевременная» Н.С. Лесков.

Дальше работаем по методу «кейс – стади» (ребята знакомы с его технологией):

самостоятельная работа с критической литературой

анализ конкретных ситуаций;

Но прежде чем преступить к исследованию, рассмотрим две картины:

портрет Ф.М. Достоевского работы художника В.Г. Перова;

«Христос в пустыне» работы И.Н. Крамского.

Ученик: (в ходе описания портретов принимает участие и учитель)

Посмотрите внимательно на картину И.Н. Крамского «Христос в пустыне», 1872 г. Христос, приняв крещение и услышав голос Бога с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню и там 40 дней, без пищи, пребывает в полном уединении. Он размышляет о своем назначении – спасти человечество от греха и смерти.

— Что, по-вашему, в картине является смысловым центром?

— Руки Иисуса, до боли сжатые, словно Он пытается связать воедино мир, землю и небо.

— Перед нами драма: превращение человека в посланника Божьего, должного пострадать за людей.

А теперь посмотрите на портрет Ф.М. Достоевского, написанный В.Г. Перовым. Что общего в этих двух, казалось бы, разных картинах? Руки! Они у Достоевского тоже сжаты. До боли. Тот же сосредоточенный взгляд. А в нем боль за каждого, желание спасти. И спасение видит он в духовном возрождении человека. Итак, мы видим, глядя на портреты, что у Иисуса Христа и у Достоевского одна цель – спасти человечество.

Ребята, я боюсь отвести ваше внимание от романа, но, все же, хочу показать вам еще одну картину И. Глазунова «На складе». Старая заброшенная церковь. На левой стене фреска, изображающая въезд Иисуса в Иерусалим. Перед фреской, в центре картины огромный пень и воткнутый в него топор для рубки мяса – топор палача. А справа висит разделанная окровавленная туша животного. Храм превращается в мясной склад, как это страшно! Еще страшнее, когда храм души превращается в склад. Это несовместимо: храм души, топор и кровь (чувствуете связь с романом). Этого не должно быть, предупреждает автор картины. Не должно быть – взывает Достоевский. Не должно быть, но, было…

Чтобы прийти в себя от потрясения после знакомства с картиной И. Глазунова, давайте послушаем музыку и поговорим, чем будем заниматься на уроке.

Работаем по методу «кейс-стади» (ребята знакомы с его технологией:

самостоятельная работа с критической литературой;

анализ конкретных ситуаций;

К концу урока мы должны выяснить, можно ли чем-то оправдать убийство? Чтобы ответить на этот вопрос будем учитывать личное мнение, мнение автора, точка зрения Библии( т.к. в Библии истина) и УК Украины.

Личное мнение вы выскажете, ответив на пункты вопросника:

Можно ли оправдать чье-либо убийство:

У каждого есть лист вопросника. Ассистент подсчитает результаты.

В каждой группе выберите:

координатора (организатора работы);

секретаря (распределяет материалы «кейса», фиксирует результаты);

ритора (оглашает результаты исследования).

При большем количестве учащихся «ролей» в группе может быть больше.

Учитель дает общее задание учащимся:

В кейсе иллюстрация с изображением одного из персонажей романа.

как вы определили?

на обороте иллюстрации напишите имя персонажа.

Из пакета №1 достаньте напечатанное имя героя. Совпало ли оно с вашим? Наклейте его в нижнем правом углу иллюстрации.

В пакете №2 записаны вопросы для обсуждения. Достав их, приступайте к работе. В случае затруднения, откройте 3-й пакет: там находится набор «документов» — критическая, дополнительная литература, которая поможет в работе при обсуждении.

Учащиеся, ознакомившись с содержанием «кейса», обсуждают проблему, выносят «резолюцию». Если испытывают затруднение, возможна помощь учителя. Можно использовать второй вид помощи: ребята из других групп могут подсказать свое решение. За ответ получают жетон (может быть, и два, если сложный вопрос или оригинальный ответ). В конце урока за самое большое количество жетонов – 10 баллов, у кого меньше – 9 баллов и т.д.

Учащиеся в течение 5 минут, распределив роли, решают проблему.

Итак, мы знаем, почему Раскольников совершил преступление.

А когда было совершено на земле 1-е преступление?

(На экране слайд «Убийство Авеля»)

Зачитайте стихи из Библии.

Какова параллель библейского сюжета в романе?

(Раскольников тоже совершает противоестественный, греховный поступок – убийство).

3. Какова роль библейского эпизода?

(В Библии написано: Бог не хочет смерти грешника, но чтобы обратиться ему и жить вечно. За преступление Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию, но Каин не раскаялся и навечно остался преступником. А история Раскольникова – это путь к духовному возрождению – через покаяние).

4. О наказании Каина – несколько библейских строк, а о наказании Раскольникова – 5 глав. Почему?

(Остаться преступником без раскаяния несложно. А Достоевский хочет, чтобы читатель, пройдя с Раскольниковым путь страданий и раскаяния, понял, что убийство одного человека ведет к самоубийству человечества, к господству злых сил на земле, к хаосу и смерти. Понял и не ступил на этот путь).

(Свою иллюстрацию «Раскольников убивает старуху-процентщицу» ребята передают ассистенту. Тот прикрепляет ее на доске слева от портрета Достоевского с романом «Преступление и наказание». А иллюстрацию «Убийство Авеля» — справа от изображения Иисуса Христа и Библии – 1-я параллель).

Ребята, вы помните историю грехопадения наших прародителей?

На слайде «Змий» искушает Еву.

Зачитайте стихи из Библии Бытие 3: … .

2. Как Ева оправдывает свой грех перед Богом?

(«Змей» (Сатана)… он обманул меня, и я ела (Быт 3:13).

3. Какова параллель этого библейского сюжета в романе?

(Раскольников тоже в конце романа оправдывается, объясняя одну из причин преступления: «Черт меня вел на преступление»).

4. Каков урок сопоставления?

(Достоевский показывает: найти оправдание своему греху легко, еще легче переложить свой грех на другого. Сложно представить, что за ним последует, страшно пережить эти последствия. Адам и Ева так и остались источником греха. А Раскольникову Достоевский дал шанс искупить грех).

Далее речь пойдет еще об одной грешнице.

Слайд Мария Магдалина — грешница.

1. Прочитайте из Библии Луки 7:36*38 о грешнице.

2. С каким персонажем ассоциируется библейская грешница? Почему?

(С Соней Мармеладовой. Это самый притягательный образ в романе. Но Раскольников считает ее великой грешницей: ведь она тоже переступила нравственный закон).

3. Прочитайте продолжение истории Марии Магдалины. 17:39,47,48,50.

( «пригласивший его (Иисуса Христа) фарисей сказал про себя: «Если бы он … знал, что за женщина прикасается к нему, ведь она грешница». Иисус Христос ответил: «… ее грехи, хотя их и много, прощаются ей, т.к. она проявила много любви». Затем он сказал ей: «… Прощаются твои грехи… Твоя вера спасла тебя»).

4. Как история библейской грешницы помогает понять, почему Соня, переступившая закон, прощена, а Раскольникову прощение пришлось выстрадать?

(Соня переступает закон из любви к своим близким. Благодаря любви и вере, она заслужила прощение).

ВЫВОД: как в Библии Мария Магдалина проходит путь от падшей женщины к праведнице, так и в романе такой же путь проходит и Соня.

Ассистенты прикрепляют иллюстрации к роману возле портрета Достоевского; библейские иллюстрации возле картины Крамского.

Слайд «Воскрешение Лазаря».

1. Прочитайте Ин 11:1,2,17,23,25,39,41,43,44.

2. Какие слова из этой легенды являются стержневыми?

(Иоанна 11:25 «Я (их) – воскресение и жизнь. Кто проявляет в меня веру, даже если и умрет, оживет»).

3. Кто читает Раскольникову легенду о воскрешении Лазаря? Почему?

(Соня хочет, чтобы Раскольников был прощен через веру в Бога).

4. Какое отношение эта легенда имеет к роману?

(Она перекликается с судьбой Раскольникова. Комната главного героя уподоблена гробу. И Лазарь находился в склепе (гробу). Соня читает о Лазаре на 4-й день после преступления. Лазарь воскрес на 4-й день. И Раскольников все 4-и дня был «мертв» и по сути лежал в гробу. А Соня пришла, чтобы спасти его.

Слово Бога имеет великую силу. Раскольников уверовал. Он раскаялся в сердце. «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как встал, так и упал он на землю. Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал грязную землю с наслаждением и счастьем». Да, кто не боялся делать грех, не должен стыдиться покаяния!)

ВЫВОД: через покаяние, через истинную веру может возродиться даже грешник.

Ребята, наш урок подходит к завершению. Чему научил нас этот урок?

Ценить жизнь, свою и чужую.

В любой критической ситуации обращаться к Библии как источнику ИСТИНЫ.

Отвергать любое насилие и не искать ему оправдания.

Роман прочитан, но с нами остались впечатления, раздумья, возможно, вопросы. Может быть, что-то и осталось непонятым до конца. Но мысль разбужена. А это главное.

Возможно, позже вы еще раз обратитесь к прочтению романа и поймете, насколько это глубокое произведение. И оно не может быть другим, поскольку перекликается с Библией, а библейских аналогий в романе намного больше, чем мы говорили сегодня на уроке. Остальное за вами…

Учитель обращает внимание на эйдос — конспект, составленный на доске по материалам урока.

РЕФЛЕКСИЯ: может ли человечество стать счастливее за счет смерти нескольких человек?

Достоевский осуждает убийство, оставляет победу не за сильным умным Раскольниковым, а за Соней.

Не убий! Исх. 12:13 «Когда изберу время, я произведу суд по правде»!

Человек не должен подменять собой закон и суд. За умышленное убийство УК Украины предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение.

Личное Достоевский Библия Уголовный кодекс

Мы пытаемся идти к Богу, строить храмы, но не все сделали главного – не очистили свою душу, не покаялись все перед каждым и каждый перед всеми. Не все смыли кровь со своей души. А храмы на крови не строят. И все же мы сделали шаг. Шаг навстречу очищению, навстречу счастью. Идите к нему.

Библия о наказании за преступления

Уголовное право и наказания в библейские времена

(Criminal Law and Punishment in Bible Times).

Наши знания о законах Древнего Ближнего Востока основаны на полностью или частично сохранившихся законодательных кодексах — таких, как кодексы УрНамму (ок. 2050 г. до н.э.), Билалама (ок. 1925 г. до н.э.), ЛипитИштар (ок. 1860 г. до н.э.), законы Хаммурапи (ок. 1760г. до н.э.), хеттские законы (ок. 1450 г. до н.э.), Ассирийский кодекс (ок. 1350 г. до н.э.) и иудейский кодексзавет (Исх 21-23; ок. 1250г. до н.э.).

В кодексах закреплялись существующие законы и получали юридическое оформление реформы, что нередко случалось после завоевательных войн или смены монарха. В них подробно расписывалось, на какую защиту может рассчитывать человек и какого образа жизни ожидает от него монарх или божество. Поскольку обычно считалось, что закон дается человеку посредством божественного наития, то всякое преступление обычно рассматривалось как отвержение божества; т.о., религиозное, уголовное и гражданское законодательства не слишком различались между собой.

Род или колено заключали заветдоговор с божеством об исполнении определенных религиозных обрядов и, в более широком смысле, о повседневном образе жизни, приносящем благо сообществу. Такой договор помогал объединить людей разных интересов и занятий в единое целое. Соглашаясь на него, сообщество вверяло божеству свое будущее; если договор нарушался, божество наказывало виновных, обычно — посредством природных катастроф или военных поражений, причем наказанию подвергались все вместе. За нек-рые прегрешения могло наказать и само сообщество.

Наказание часто ограничивалось адекватным возмещением ущерба (» око за око «), хотя за кражу животных предписывались суровые кары, включая смертную казнь (кодекс Хаммурапи, разд. 8). Обычно чем ниже была культура, тем суровее были наказания, в т.ч. и смертная казнь. Вероятно, самый цивилизованный характер из всех древних законодательств носили хеттские законы, но в библейском законодательстве этическое начало сильнее.

Религиозные преступления. Самым важным для евреев было утверждение монотеизма, и считались тяжкими преступления, связанные с идолопоклонством — поклонением иным богам, кроме Яхве (Исх 20:4-5; Втор 5:8-9), богохульством (Лев 24:11-16), нарушением субботы (Исх 16:23; 20:9-10; Чис 15:32-36). В противоположность евреям, хетты охраняли сельскохозяйственный уклад жизни и вводили законы, связанные с землей; за нарушение этих законов полагались наказания, в т.ч. смертная казнь и нанесение увечий на лице. Евреи рассматривали заклание детей (Лев 20:2), лжепророчество (Иер 26:8-9), а также любую форму умышленного преступления как преступление против Бога; обычно такой вид преступлений наказывался смертью.

Преступления против личности.

Предумышленное убийство наказывалось смертью (Исх 21:12), но человек, совершивший убийство по неосторожности, мог ук-рыться в святилище (Чис 35:10-28; см. Исх 21:12-15,18-23). За кражу человека также полагалась смертная казнь (Исх 21:16). Нек-рые законы относились к неосторожным действиям, повлекшим увечье, и предусматривали выплату компенсации. Согласно кодексу Хаммурапи, взыскиваемый штраф включал сумму, крую уплачивали врачу за лечение пострадавшего (разд. 206). У евреев человека, чьи действия повлекли за собой увечье другого, напр. потерю глаза или конечности, подвергали точно такому же увечью. Раб, крого постоянно избивал хозяин, в качестве компенсации получал свободу (Исх 21:26-27).

Законы о собственности. За нанесение урона чужой собственности или урожаю, сознательное или по неосторожности, полагался штраф или компенсация (Исх 22:6; кодекс Хаммурапи, разд. 53-56). Заметное место в кодексе Хаммурапи (разд. 250-252) и в библейском законодательстве (Исх 21:28-22:4) занимают законы, связанные с увечьем, причиненным животному, или увечьем, полученным от животного (имелись в виду, гл. обр., быки). Кодекс Хаммурапи предусматривал, что случайный проступок может быть прощен, а небрежность не прощалась- выплачивалась компенсация в соответствии с ущербом, причиненным пострадавшей стороне.

В древние времена считалось, что женщина находится в полной собственности мужчины. До брака она была собственностью отца, после брака — собственностью мужа. Овдовев, она часто переходила в собственность мужчины, приходившегося ближайшим родственником покойному мужу (Руфь 3:13). Т.о., пострадавшей стороной в случае сексуальных преступлений считался владелец собственности, крому выплачивалась компенсация. Однако в Израиле придавали огромное значение нравственности и чистоте сексуальных отношений, а потому любое домогательство, прелюбодеяние, изнасилование сурово наказывались. Если изнасилованиеобрученной девицы произошло вне дома, насильник приговаривался к смерти: считалось, что девушка кричала, но никто не мог ее услышать (Втор 22:25-27). Если же изнасилование происходило в доме, смерти предавали обоих: девушку считали добровольной сообщницей насильника. Ребенок считался собственностью родителей, поэтому он должен был почитать их и повиноваться им. Проклинающего родителей предавали смерти (Исх 21:17), как и того, кто поднял на родителей руку (Исх 21:15). Во времена Моисея родители не могли убить своего ребенка, если ему не вынес обвинения суд. Если же старейшины признавали сына виновным в пьянстве, лени, постоянном непослушании, взрослые забивали его до смерти камнями (Втор 21:18-21).

Пойманный грабитель должен был вернуть то, что украл;если ограбление сопряжено с жестокостью, взимали дополнительные 20% от общей суммы украденного (Лев 6:2-7). Согласно кодексу Хаммурапи, в Вавилоне хозяин дома, схватив вора, мог его казнить, замуровав в проделанной вором дыре (разд. 21). Кража животного наказывалась трехили пятикратным возмещением (Исх 22:1-4); если виновный не мог заплатить, он становился рабом пострадавшего на соответствующее время.

Преступления, связанные с образом жизни. В древнем обществе человек навеки связывал себя данным им словом — лжесвидетельство влекло за собой то же наказание, крому был подвергнут обвиняемый. Согласно кодексу Хаммурапи, человека, ложно обвинившего когонибудь в убийстве, приговаривали к смерти (разд. 1). Лжесвидетельство считалось преступлением против Бога, как и против ближнего. Предполагалось, что человек несет личную и финансовую ответственность за вверенную ему собственность; потеряв ее, он возмещал ее полную стоимость, а если он лишился собственности по нерадивости или присвоил ее, то платил вдвойне (Исх 22:9-11). Члены общины брали под особую защиту вдов, сирот, бедных, чужеземцев. Считалось, что их обидчиков наказывает сам Господь, подвергавший семьи обидчиков такому же обращению (Исх 22:21-24,26-27; 23:9; Втор 23:20; 24:17). Ксексуальным преступлениям относились кровосмесительство, половые отношения в период менструации (Лев 15:24; 18:19; 20:18) и скотоложство (Лев 18:23; 20:15-16). Из других общих законов можно отметить законы о нарушении межи (Втор 19:14), об использовании сбитых весов (Втор 25:15; Лев 19:35; Мих 6:11; Притч 11:1; 20:23). Взятки были запрещены, но никаких специальных наказаний в этом случае не предусматривалось (Исх 23:8).

Наказания. Смертная казнь осуществлялась через побиение камнями или обезглавливание, причем обезглавливали обычно за преступления против царя (2 Цар 16:9; 4 Цар 6:31-32). Мечом чаще всего убивали за религиозные преступления (Исх 32:27; Втор 13:15). Сожжение упомянуто в Библии в связи с сексуальными преступлениями (Лев 20:14; 21:9), хотя иногда, возможно, речь идет 0 выжигании клейма. Земля горы Сион считалась священной, и за осквернение ее лучники расстреливали преступников стрелами. Для устрашения мертвые тела вешали на деревянной виселице, хотя само повешение не использовалось (Быт40:19; Нав 8:29; 10:26; 2Цар4:12). Ассирийцы прибивали тело гвоздями к деревянному брусу. Распинали в 167-166 гг. до н.э. тех, кто отказывался предать иудейскую веру (Иосиф Флавий. «Иудейские древности», XII.5.4); эта же казнь оставалась популярной и в римскую эпоху. Камнями побивали в случае религиозных преступлений, прелюбодеяния, непокорности родителям (Лев 24:15-16; Чис 15:32-36; Втор 13:1-10; 17:2-7; 21:18-21; 22:22-24). В римские времена жертву иногда возводили на эшафот, а уж потом забивали камнями насмерть.

Физические наказания включали избиение палками (Исх 21:20; Притч 13:24; 26:3; Ис 9:4; 2 Кор 11:25) и бичевание, крое осуществляли с помощью многохвостой кожаной плети (ремня); иногда, чтобы было больнее, в ее концы вшивали кусочки кости или металла. Обыкновенно наносили 40 ударов (Втор 25:1-3), в позднейшие времена- на один удар меньше(2 Кор 11:24). Бичевание использовалось и при допросах (Деян 22:24). В римскую эпоху виновного в тяжком преступлении обычно бичевали после объявления смертного приговора, а не до него, как было с Иисусом (Лк 23:16,22; Ин 19:1). Традиционным наказанием на Ближнем Востоке было выкалывание глаз (Чис 16:14; Суд 16:21; 1 Цар 11:2; Притч 30:17). Виновному наносили и другие увечья. Кроме того, люди сами калечили себя во время культовых обрядов. Только евреи отказались от этого, поскольку считали тело человека священным, созданным по образу Божьему. Но они полагали, что можно калечить своих врагов, отрезая им большие пальцы рук и ног, чтобы воины не могли участвовать в сражениях. Нанесение увечий предписывалось кодексом Хаммурапи и ассирийскими законами. Пророки Ананий (2 Пар 16:10) и Иеремия (Иер 20:2-3) были брошены в темницу; в римские времена заключение в темницу рассматривалось и как способ наказания, и как унижение виновного.

Многие наказания, даже смертную казнь, должен был исполнять ближайший родственник жертвы. Тем самым приводился в действие определенный механизм мести, но к виновному могло быть проявлено и милосердие.

Н. W. Perkin (пер. Ю.Т.) Библиография: D. Amram, «Retaliation and Compensation», JQR new series 2:191-211; J. M. P. Smith, The Origin and History of Hebrew Law; G. R. Driver and J.C. Miles, The Assyrian Laws and The Babylonian Laws, 2 vols.; H. B. Clark, Biblical Law; D. Daube, Studies in Biblical Law; J. Pritchard, ed., Ancient Near Eastern Texts; G.E. Mendenhall, Law and Covenant in Israel and the Ancient Near East; M. Greenberg, «The Biblical Conception of Asylum», JBL 78:125-32; M.G. Kline, Treaty of the Great King; D.J. McCarthy, Treaty and Covenant; S.M.Paul, Studies in the Book of the Covenant; B.S. Jackson, Theft in Early Jewish Law; B.N. Kaye and G.J. Wenham, Law, Morality and the Bible.

Компенсация, выплата. Термину «удовлетворение» соответствует др.-евр.слово кдрег(букв. — «выкуп»). Теологи придают этому понятию большое значение, особенно со времен Ансельма Кентерберийского (1033-1109). До Ансельма смерть Христа рассматривалась как выкуп, заплаченный дьяволу за человеческие души, на к-рые он, дьявол, имел законные права. Однако Ансельм в трактате «Почему Бог вочеловечился?» утверждает, что смерть Христа была искуплением, крого требовала Божья справедливость. Такой взгляд лег в основу теории искупления как у католиков, так и у протестантов. При этом протестанты различают активное и пассивное повиновение Христа. Первое состоит в том, что Христос исполнил своим совершенным послушанием требования закона, а второе- в том, что Он снял проклятие закона, приняв позорную смерть на кресте.

Позднее либеральные протестанты подвергли само понятие «удовлетворение» жестокой критике, объявив его небиблейским. Вопрос, однако, не в том, встречается ли такой термин в Св. Писании, а в том, соответствует ли сама идея удовлетворения духу Библии. Ответ на этот вопрос зависит от нашего представления о Боге. Если мы делаем акцент на Божьей милости в ущерб Божьей правде, то нам следует признать, что нет никакого Божьего гнева, к-рый требовал бы умилостивления, и нет, собственно говоря, никакой вины в объективном смысле, крую следовало бы искупить. Тогда действительно нет нужды в удовлетворении, ибо Бог не был оскорблен человеческим грехом.

Между тем Библия ясно говорит, что смерть Христа была жертвоприношением. Такое толкование дела Христова присутствует во всех аспектах н.-з. учения. Вопрос «Какова, согласно НЗ, природа дела Христова?» тождествен вопросу «Какова природа жертвоприношения?». Н.-з. концепцию жертвоприношения, в свою очередь, нельзя правильно понять в отрыве от в.-з. его концепции, согласно крой жертвоприношение — это не просто дар Богу или способ общения с Ним. Невозможно отрицать, что в ВЗ жертвоприношение имеет целью отвратить Божий гнев. Человек, совершивший грех, приносил в жертву животное; возлагая руки на его голову, он как бы перекладывал на него свою вину. Предполагалось, что кровь жертвенных животных — та плата за грех, крую требует Божье правосудие.

Такие жертвоприношения были прообразом жертвы Христовой. Именно из этого исходит теологическое учение о том, что оскорбление, нанесенное Богу нашими грехами, было смыто кровью Христа. Потому Христа и называют Агнцем Божьим. Кровь Христа умилостивила Бога, сняла с нас проклятие закона и примирила нас с Создателем. Такая концепция удовлетворения включает в себя все аспекты библейского учения о спасительной миссии Христа. При этом удовлетворение связывает согрешившее человечество с Богом (здесь особо показателен текст Рим 3:21-26).

Р. К. Jewett (пер. А. г.)

Библиография: Anselm, Cur Deus Homo?

С. A. Beckwith, SHERK, X, 209-10; В. В. Warfield, Studies in Theology.

См. также: Искупления, теории; Кровь и жертвоприношение; Дары и жертвоприношения в библейские времена; Умилостивление.

Смотрите так же:

  • Сколько выплачивают пособие по беременности Пособие по беременности и родам (декретные выплаты) Содержание сборника " Пособие по беременности и родам ": 07. Особенности для некоторых случаев: 01. Что нужно для начисления декретных Лица, работающие нa предприятиях (учреждениях, оpганизациях) или y […]
  • Как пишется под расписку Как написать расписку правильно Добрый день, друзья. Сегодня у нас статья, которая может пригодиться практически каждому. Мы расскажем и покажем, как написать расписку. Причем, написать правильно, так, чтобы потом этот документ имел юридическую силу, а не […]
  • Правила ухода за строительными конструкциями Новостройки Московской области Ближнее Подмосковье с улучшением транспортной доступности становится «более ближним». Новостройки Московской области в последние годы становятся все более и более востребованы. Причин тому несколько, Основная. Износ и […]
  • Фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда обязательно обращаться для […]
  • Решения арбитражного суда курганской области Решение Арбитражного суда Курганской области по заявлению МУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" Арбитражный суд Курганской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению МУ «Управление дорожного хозяйства и […]
  • В споре с идиотом Спор с идиотом Ты не пытайся спорить с идиотом, Коль стать ему подобным неохота: Ввязавшись в спор, ему подобным станешь – С ума сойдёшь и всех вокруг «достанешь». Он тупостью своей и простотой Тебя на уровень ниспустит свой; А на том уровне, не надо и […]
  • Маша в законе телепрограмма Маша в законе (1-2 сезон) 8 серий из 8 Маше немного за тридцать, личная жизнь не устроена. За плечами - 10 лет парикмахерского стажа. Маша решает круто изменить свою жизнь и заканчивает юридический факультет. Теперь она - новоиспеченный юрист, ведь нет […]
  • Расчет суммы страховки автомобиля Калькулятор ОСАГО в Омске Быстрый способ рассчитать ОСАГО во всех страховых компаниях Омска Какова цена страховки ОСАГО в Омске в 2018 году? Узнать приблизительную стоимость ОСАГО в Омске можно еще до обращения к нам по телефону или составления заявки. […]