Бунт раскольникова по роману достоевского преступление и наказание

Cочинение «Бунт и преступление Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)»

1866 год. В журнале «Эпоха» публикуется новая книга известного писателя Ф.М. Достоевского под весьма любопытным названием «Преступление и наказание». Не было такого заголовка до сих пор ни в русской, ни в мировой литературе. Именно этой книге обеспечена европейская известность, а имя автора отныне будет стоять в одном ряду с У. Шекспиром, Данте, Байроном, Мольером и другими великими властителями дум читающего человечества.

О чем же этот роман? Сама формулировка темы предполагает раскрытие разнородных понятий. Бунт — стихийное выступление против определенного общественного уклада, а преступление — нарушение норм и правил поведения, принятых в том или ином обществе. В то же время слово «преступление» образовано от глагола «переступить», а переступить можно через самого себя, через свою собственную сущность. Последнее характерно для героя книги Ф.М. Достоевского. Итак, перед нами бывший студент Петербургского университета, юридического факультета Родион Романович Раскольников. Он вынужден оставить учебу, потому что не может ее оплачивать. Проживает герой в одном из самых убогих кварталов Петербурга, в так называемом доходном доме, где обычно селится разный малоимущий люд: мелкие торговцы, ремесленники, чиновники самого низкого ранга. В этих домах грязные, дурно пахнущие лестницы, маленькие комнатки с низкими потолками. Не случайно Достоевский находит сравнение очень точное для комнаты Раскольникова. В одном месте она похожа на шкаф, а в другом — на гроб.

Вот в такой нищенской обстановке, бессонными ночами вынашивал наш герой идею, согласно которой все человечество у него делится на два разряда: на тех, кто властвует («необыкновенные»), и на тех, кто рожден повиноваться («твари дрожащие»). Первые, по его мнению, двигают процесс, вторые — всего лишь материал для процесса. Следовательно, если первым для каких-либо высоких целей понадобится пожертвовать вторыми, то они, то есть необыкновенные люди, имеют моральное право это сделать.
Но к какому же разряду относится сам герой? Вот это-то ему и предстоит выяснить. А для проверки нужно поставить над собой эксперимент: совершить преступление. У него есть знакомая старуха — ростовщица, вдова, в чахотке, но, тем не менее, сумевшая нажить приличное состояние. Вот ее и предстоит убить, а на деньги, которые все равно «обречены в монастырь», получить образование, помочь матери и сестре и сделать «тысячу добрых дел», таким образом загладить преступление. Все стройно и логично в теории Раскольникова, только вот трудно применимы законы арифметики к жизни.

Все рушится уже в момент преступления. Вслед за старухою, жизнь которой, по мнению героя, не дороже жизни вши, раскольников случайно убивает и ее сестру Лизавету, одну из тех «униженных и оскобленных», которых он сам хочет облагодетельствовать впоследствии. Тихая, кроткая Лизавета ничем не провинилась перед людьми и Богом, но вот и ее пришлось убить. Значит, злодеяние часто карает невиновных, а благая цель не может быть достигнута негодными средствами.

Муки совести, терзающей Раскольникова, пострашнее суда и каторги. Не смог убить в себе человека герой Достоевского, и исторические авторитеты, вроде Наполеона, Салона, Ликурга и других «великих кровопроливцев» ему не помогают в оправдании злодейства.

В романе очень много философских размышлений о том страшном укладе, который ломает человеческие судьбы, именно против него бунтует Раскольников, но бунт его оборачивается преступлением. Писатель-гуманист Ф.М. Достоевский проводит своего героя через нравственные пытки, тяжкие страдания, но в конечном итоге оборачивает его лицом к людям. Одиночество и озлобленность сменяются любовью и пониманием. Со времени первой публикации Романо прошло больше ста лет.

Никогда благородная цель не достигается преступными средствами. Человек — сам по себе уникальное создание природы, он не может быть ни материалом, ни средством для достижения прогресса. История неоднократно подтверждала правоту Ф.М. Достоевского.

Причины бунта Родиона Раскольникова (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» )

«Молодой человек, исключенный из студентов университета… и живущий в крайней бедности… решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старушку… дающую деньги на проценты. ..» — так пишет Ф. М. Достоевский о своем герое. Что же заставляет Родиона Романовича Раскольникова (так зовут молодого человека), находящегося в далеко не катастрофической ситуации, идти на преступление?

Раскольников снимает квартиру в одном из домов, находящихся в бедном квартале Петербурга. Это «…крошечная клетушка, шагов в шесть длиной… и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становится в ней жутко».

После смерти его отца Родион Романович остается единственным мужчиной в семье, состоящей теперь из его матери и сестры Дуни. В такой ситуации он, разумеется, должен взять на себя заботу о семье.

У студента в то время было два основных источника доходов: стипендия и частные уроки. Стипендию Раскольников не получал, так как был исключен из университета. Он некоторое время давал уроки, «учил детей», но довольно скоро бросил это занятие — оно не приносило достаточно денег.

Родион оказался бы и вовсе без средств к существованию, если бы не его матушка. Она находила возможность посылать сыну деньги, несмотря на то что сама жила бедно.

Раскольников тяготится создавшимся положением. Его сильно развитое чувство порядочности не позволяет ему пользоваться средствами матери, которую он, наоборот, обязан обеспечить, и только крайняя нужда заставляет его делать это.

Убожество собственной жизни и жизни тех, кто его окружает, приводит молодого человека в болезненное состояние. Так подтверждается правило, обратное изречению Авиценны: «В здоровом теле — здоровый дух». Раскольников заболевает.

Автор уделяет огромное внимание психологии своих героев, поэтому читатель может во всех подробностях видеть, что происходит в душе Родиона Романовича. В нем говорит врожденная гордость бунтаря.

Он напряженно ищет выход из своих затруднений. И этот выход Раскольников находит в теории, созданной им в свое время и опубликованной в журнале в виде научной статьи.

Эта теория разделяла всех людей на «тварей дрожащих» и на «право имеющих». Раскольников признает за последними право на «кровь на совести», то есть на убийство или равновеликое злодеяние во имя высших целей. В конечном итоге цель «право имеющих» — помочь остальным людям, но они это делают, перешагивая через них и оставляя за собой кровавый след.

Родион Романович, со свойственным молодым людям апломбом, считает себя Наполеоном, «право имеющим». Но, как ученый, он должен подтвердить это на практике. Если он имеет право на совершение тягчайшего греха, он не понесет наказания от людей и его не будут преследовать муки совести.

Ему выпадает удачный случай. В трактире он слышит разговор студента и офицера, которые говорят о знакомой Родиону старухе-процентщице по имени Алена Ивановна. Он узнает о жестокости этой женщины к клиентам, о ее сестре, о ее богатстве.

Убив эту гадкую старуху, Раскольников разом достигает всех своих целей. Он обеспечивает семью деньгами, себя — возможностью продолжать обучение, и — самое главное — у него появился повод проверить свою теорию на практике.

Продумав свое преступление, он затем совершает его. Родиону приходится убить еще и сестру Алены Ивановны Лизавету. Но оказывается, что он совершенно не готов к грабежу. Фактически его план срывается.

Тем не менее убийство свершилось. Сие преступление перед Богом поистине огромно. Дело не в двух убитых женщинах. Их могло и не быть. Грех Раскольникова — в создании человеконенавистнической теории, которая, превращенная в догму, могла бы стать причиной уничтожения рода человеческого.

Убийство — лишь внешняя сторона его богопротивного поступка. Глубинный смысл преступления — бунт против государственной системы, загоняющей человека в такие условия, в каких не содержат и животных; против нищеты, низводящей человека до положения скота, против жестокости и безразличия людей к своим ближним. Но справедливость достигается совсем другим путем. Честным и чистым. Иначе человеческой личности грозит распад. История Раскольникова тому подтверждение.

Бунт и преступление Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

1866 год. В журнале “Эпоха” публикуется новая книга известного писателя Ф. М. Достоевского под весьма любопытным названием “Преступление и наказание”. Не было такого заголовка до сих пор ни в русской, ни в мировой литературе. Именно этой книге обеспечена европейская известность, а имя автора отныне будет стоять в одном ряду с У. Шекспиром, Данте, Байроном, Мольером и другими великими властителями дум читающего человечества.
О чем же этот роман? Сама формулировка темы предполагает раскрытие разнородных понятий. Бунт – стихийное выступление против определенного общественного уклада, а преступление – нарушение норм и правил поведения, принятых в том или ином обществе. В то же время слово “преступление” образовано от глагола “переступить”, а переступить можно через самого себя, через свою собственную сущность. Последнее характерно для героя книги Ф. М. Достоевского. Итак, перед нами бывший студент Петербургского университета, юридического факультета Родион Романович Раскольников. Он вынужден оставить учебу, потому что не может ее оплачивать. Проживает герой в одном из самых убогих кварталов Петербурга, в так называемом доходном доме, где обычно селится разный малоимущий люд: мелкие торговцы, ремесленники, чиновники самого низкого ранга. В этих домах грязные, дурно пахнущие лестницы, маленькие комнатки с низкими потолками.

Не случайно Достоевский находит сравнение очень точное для комнаты Раскольникова. В одном месте она похожа на шкаф, а в другом – на гроб.
Вот в такой нищенской обстановке, бессонными ночами вынашивал наш герой идею, согласно которой все человечество у него делится на два разряда: на тех, кто властвует (“необыкновенные”), и на тех, кто рожден повиноваться (“твари дрожащие”). Первые, по его мнению, двигают процесс, вторые – всего лишь материал для процесса. Следовательно, если первым для каких-либо высоких целей понадобится пожертвовать вторыми, то они, то есть необыкновенные люди, имеют моральное право это сделать.
Но к какому же разряду относится сам герой? Вот это-то ему и предстоит выяснить. А для проверки нужно поставить над собой эксперимент: совершить преступление. У него есть знакомая старуха – ростовщица, вдова, в чахотке, но, тем не менее, сумевшая нажить приличное состояние. Вот ее и предстоит убить, а на деньги, которые все равно “обречены в монастырь”, получить образование, помочь матери и сестре и сделать “тысячу добрых дел”, таким образом загладить преступление. Все стройно и логично в теории Раскольникова, только вот трудно применимы законы арифметики к жизни.
Все рушится уже в момент преступления. Вслед за старухою, жизнь которой, по мнению героя, не дороже жизни вши, раскольников случайно убивает и ее сестру Лизавету, одну из тех “униженных и оскобленных”, которых он сам хочет облагодетельствовать впоследствии. Тихая, кроткая Лизавета ничем не провинилась перед людьми и Богом, но вот и ее пришлось убить. Значит, злодеяние часто карает невиновных, а благая цель не может быть достигнута негодными средствами.
Муки совести, терзающей Раскольникова, пострашнее суда и каторги. Не смог убить в себе человека герой Достоевского, и исторические авторитеты, вроде Наполеона, Салона, Ликурга и других “великих кровопроливцев” ему не помогают в оправдании злодейства.
В романе очень много философских размышлений о том страшном укладе, который ломает человеческие судьбы, именно против него бунтует Раскольников, но бунт его оборачивается преступлением. Писатель-гуманист Ф. М. Достоевский проводит своего героя через нравственные пытки, тяжкие страдания, но в конечном итоге оборачивает его лицом к людям. Одиночество и озлобленность сменяются любовью и пониманием. Со времени первой публикации Романо прошло больше ста лет.
Никогда благородная цель не достигается преступными средствами. Человек – сам по себе уникальное создание природы, он не может быть ни материалом, ни средством для достижения прогресса. История неоднократно подтверждала правоту Ф. М. Достоевского.

Духовное Воскресение Родиона Раскольникова (по роману Федора Достоевского “Преступление и наказание”)В творческой мастерской писателя складывается сложный сюжетный замысел, который включает в себя наболевшие вопросы современной морали, философии. О замысле романа “Преступление и наказание” в сентябре 1865 года Достоевский извещает редактора журнала “Русский вестник” М. Н. Каткова, сообщая ему в письме Read More .

Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”Ты сам – свой Бог, ты сам – свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных жизненных пути, по которым Read More .

Преступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. ДостоевскогоРоман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и отразил безысходность в жизни многих людей, вскрыл нравственные пороки общества, Read More .

Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Предисловие. Сегодня, наверное, один из самых счастливых дней в моей жизни – наконец-то мне удалось достать клочки бумаги и немного чернил. Я так давно этого хотел, что эта мысль чуть опять не довела меня до помешательства. Все же я еще Read More .

Анализ сна Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – это произведение, посвященное истории трудного пути человеческой души к постижению истины. Вечером жаркого июльского дня, из своей каморки выходит, в тяжкой тоске, бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Достоевского. И с Read More .

Бесчеловечность теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким Read More .

Идея Раскольникова и ее крушение (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и Read More .

Сочинение по роману Ф. М Достоевского “Преступление и наказание”. Трагедия РаскольниковаВ центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Преступление его страшное, но я, как, наверное, Read More .

Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского “Преступление и наказание”)Ф. М. Достоевский – известный философ и мыслитель. Его произведения поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман “Преступление и наказание”. Но интересно, почему это произведение называется именно так? И Read More .

РОМАН Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Социально — философская основа романа

Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.

Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» — это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории.

Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).

Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь». Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая», как и все остальные люди.

Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей.

Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание.

Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества.

Пустынная земля—вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим.

Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь побеждает эту теорию.

Таким образом, Достоевский в своем романе проводит мысль, что преступление недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.

Раскольников. Преступление и наказание

Роман Преступление и наказание Федора Михайловича Достоевского одна из историй, рассказывающихся в музее Ужасы Петербурга. Главный героем является молодой бедный студент Родион Раскольников, который был наделен повышенным чувством сострадания. Бродя по улицам, переулкам, набережным Санкт-Петербурга, он наталкивался на бедных, униженных людей, сброшенных бесчеловечным обществом на самое дно жизни. И восполненный разум студента подарил идею: убить никчемную старушку-ростовщицу, а скопленные ею богатства использовать для помощи бедным людям. Раскольников долго и мучительно сомневался, но наконец решил испробовать: сможет ли он перешагнуть через моральные запреты и голос совести, чтобы совершить задуманное ради блага других людей?

Он смог: взял топор и убил старушку.
Но после этого для студента начался настоящий ад

Фотография Раскольникова в музее Ужасы Петербурга

Фильм Преступление и наказание по роману Ф.М. Достоевского

Российский 8-серийный телевизионный фильм по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Премьера фильма состоялась 3 декабря 2007 года на Первом канале.Съемки фильма проходили с августа 2006 года по март 2007 года в Санкт-Петербурге. Режиссёр Дмитрий Светозаров. Продюсер Андрей Сигле. Сценарист Михаил Смоляницкий.

В ролях:
Владимир Кошевой Родион Раскольников
Полина Филоненко Соня Мармеладова
Андрей Панин Порфирий Петрович
Александр Балуев Аркадий Иванович Свидригайлов
Елена Яковлева Пульхерия Александровна Раскольникова
Екатерина Васильева Авдотья Романовна Раскольникова
и другие.

Наши контакты и адрес

Продолжительность шоу – 45 минуты; Представления проводятся на русском, английском и китайском языках.

Начало представлений: каждые 15 минут. Для одиночных посетителей предварительная запись не требуется. Для организованных групп требуется предварительное бронирование. Время ожидания в выходные дни и школьные каникулы может составить более 30 минут. Во избежание неудобств, в эти периоды просим перед посещением уточнять информацию по телефону.

Количество зрителей в группе: не более 19 человек;

Наш адрес: Невский проспект, дом 40-42, ст. метро Гостиный двор/Невский проспект, вход — с Невского проспекта

Телефон для связи:
+7 (812) 313 07 04 (общие вопросы)

Запись школьных групп:
+7 921 186-62-05

Запись на программу «День Рождения»:
+7 921 186-62-05

Запись туристических групп:
+7 999 044-60-35
+7 900 625-38-48

Партнёрское струдничество: +7 900 625-38-48

Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

“Преступление и наказание” – одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф. М. Достоевского. Между тем трудно найти другое столь давно и единодушно признанное классическое произведение, оценки которого были бы столь разноречивы и далее противоположны, причем расхождения эти связаны именно с вопросом о мотивах преступления Раскольникова и об отношении к ним Ф. М. Достоевского.
По мнению многих исследователей, доминирует все-таки концепция двойственности мотивов. Первый представляет собой теорию “права сильного”, которая отражала дух времени и была порождением общественной теории нигилизма: “Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”. Второй – полная противоположность первому: желание добра людям, стремление спасти сестру от гибели, а себе дать возможность добрыми делами всей последующей жизни загладить преступление. Некоторые исследователи находят три, четыре и даже больше мотивов, но все они тяготеют к двум вышеперечисленным полюсам.
Вообще, приступая к работе над романом, Достоевский писал: “…уничтожить неопределенность, то есть так или этак объяснить все убийство…”. Есть литературоведы, которые считают, что сделать это Достоевскому не удалось: он так и не пришел к выводу, как именно мотивировать преступление, и остались две, “не согласованные между собой”

мотивировки, осталась неопределенность. Вторая, более распространенная точка зрения заключается в том, что вначале у Достоевского были колебания, но он их решил “диалектически”, то есть – сочетав обе. Выходит, что Раскольникову хочется, или ему это только кажется, быть “добрым Наполеоном”. В этом словосочетании совмещено несовместимое, но в этом-то и кроется зерно, суть вопроса. Все, что послужило мотивами преступления Родиона Раскольникова, построено на глубоких, запутанных противоречиях, в которых нам и предстоит разобраться.
Прежде всего их следует искать во внутренних противоречиях самой натуры Раскольникова. Не случайно автор дал ему такую фамилию, которая постоянно напоминала бы читателю о внутреннем расколе героя. Но этот раскол вовсе не следует понимать как борьбу между “плохими” и “хорошими” мотивами преступления. Так кажется самому Раскольникову, но это лишь его самообман, и мы не должны ему поддаваться.
То, что на самом деле происходит в душе Р. Раскольникова, верно определил современный литературовед Ю. Ф. Карякин: “борьба мотивов за преступление против него”, “правых и неправых целей, определяющих и свои средства”. Подтверждением противоречивости характера Раскольникова являются и слова Разумихина, который знает Родиона немногим, но лучше других: “великодушен и добр” и в то же время “холоден и бесчувственен до бесчеловечия”. И сам Достоевский пишет: “…уже в следующую минуту это становился не тот человек, что был в предыдущую”. И, как опять-таки верно подметил Карякин, “даже сны его – тоже разные, противоположные”: один сон – “предостережение от убийства”, второй – его “повторение”. Каждое слово героя “расколото” и в сущности уже заключает в себя реалы: “проклятая мечта”, “мрачный восторг”, “кровь по совести”. Скорее, эти словосочетания следовало бы разбить на два ряда слов: “проклятая, мрачный, кровь” и “мечта, восторг, совесть”. Такой порядок характерен для сознания обычного человека. Но в сложнейшей системе самосознания Раскольникова порядок нарушается, и между несовместимыми понятиями происходит борьба.
Родион Раскольников постоянно ощущает борьбу, но он неправильно ее понимает, словом, поддается самообману, выдавая борьбу за противостояние правых целей неправым средствам.
Нередко мотив убийства объясняют роковым влиянием города. Действительно, душная атмосфера узких и пыльных улиц, гробообразная каморка Раскольникова – все это, можно сказать без преувеличения, погубило его: “редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Погубило, но отнюдь не как героя, вступившего в схватку с чуждым ему миром во имя правых целей. Раскольников пытался встать на этот путь, но вскоре разочаровался в нем и смирился с существующим порядком. Изменить что-то в этом мире кажется Родиону Раскольникову невозможным, равно как остановить скрипящую, но все же действующую машину. Над теорией “всеобщего счастья” герой смеется: “несу, дескать, кирпичик на всеобщее счастье… Ха-ха!” И совершается трагедия – внутреннее поражение Раскольникова, его порабощение этими замкнутыми стенами и грязными улицами. Переворачивается вся система ценностей героя – он уже заражен “влияниями” Петербурга, и его душевное состояние действительно принимает форму болезни. И, как отметил Ю. Ф. Карякин, “не скверную пьесу хочет он отменить, а пытается (безнадежно) сыграть в ней другую роль, роль главного героя”. Следующий шаг больного ума – извращенная арифметика – “одна смерть и сто жизней взамен”, “куча” обстоятельств, навалившихся разом на героя, которые тот счел за роковые. Полное отчаяние в его настоящем положении, невозможность спасти сестру, помочь сломленному жизнью Мармеладову и его семье, загубленной навсегда девочке, вышедшей на панель, наводят нас на мысль о, так сказать, “нетрадиционном средстве”… Вопрос в том, сможет ли он им воспользоваться?
Уже все его муки до совершения преступления дают Р. Раскольникову почувствовать, что он не способен на такое. Но в тот решающий момент, когда герой уже почти освободился от власти этой идеи и просил Бога указать ему правильный путь, дорога приводит его к месту, где он слышит свой приговор: завтра и в определенном часу. Все предрешено, Раскольников уже почти сознательно жертвует собой ради спасения других. Кто он – новый Христос, Мессия? Избрав роль спасителя человечества, Родион Раскольников стремится “встать” над глупою толпой и силою своей власти сделать то, что он хочет. Но осуществляется его миссия по-другому: его пример показывает оторвавшейся от народа и помешанной на “наполеоновской идее” интеллигенции всю ее бесчеловечность и никчемность. Но как бы то ни было, такого предназначения сам Раскольников угадать, разумеется, не мог бы, в этом он целиком подчинился авторской воле. И, поэтому “добро” никак нельзя считать мотивом преступления. И опять ссылаясь на Ю. Ф. Карякина, можно сказать, что если “добро” поначалу и противостояло преступлению, то потом оно капитулировало перед злом, а еще позже – стало незаметно прикрывать собою горькую правду: “Я просто убил, для себя убил…”
Таким образом, нам удалось чуть ближе рассмотреть тот сложный и запутанный клубок, тот узел, в котором сплетены мотивы преступления Родиона Раскольникова. Сложность эта – гнетущая, тяжелая, словно бремя, так что как бы в отместку ей хочется сказать: все гениальное просто, подтверждая тем самым противоестественность подобной усложненности, граничащей с неразберихой, хаосом. Отсюда вытекает увиденная Ю. Ф. Карякиным главная мысль Ф. М. Достоевского: “не в том дело, как обосновать преступление, а в том, что недопустимо его обосновывать как бы то ни было”.

Другие сочинения:

Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”В одном из своих лучших романов – “Преступление и наказание” – Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное главным героем, и его последствия. Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. Read More .

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”Роман Ф. М. Достоевского, по существу, является Социально-психологическим и философским Произведением. Достоевский показал дно Капиталистического города, мир униженных и Оскорбленных. Автор разоблачает общество, Где властвуют деньги, общество, которое Беспощадно к тем, кто не имеет денег. Жертвой капиталистического мира Становится и Read More .

Бунт и преступление Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)1866 год. В журнале “Эпоха” публикуется новая книга известного писателя Ф. М. Достоевского под весьма любопытным названием “Преступление и наказание”. Не было такого заголовка до сих пор ни в русской, ни в мировой литературе. Именно этой книге обеспечена европейская известность, Read More .

Теория Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Среди огромного наследия Ф. М. Достоевского чуть ли не наибольшей популярностью пользуется его роман “Преступление и наказание”. Однажды В. Г. Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: “Цените ваш дар и будете великим художником”. Я думаю, в самые тяжелые дни жизни эти Read More .

Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправданиеОсновное содержание романа “Преступление и наказание” составляет психологическая история преступления, его нравственных последствий и вопрос о возможности его социального оправдания. Раскольников, убивший старуху процентщицу и ее сестру, – не обычный преступник, а человек мыслящий, создавший свою философскую кон цепцию, для Read More .

Теория Родиона Раскольникова, ее проверка и опровержение в романе “Преступление и наказание”Преступление Родиона Раскольникова началось не с убийства и получило свою развязку не в полиции. Время не закончилось в участке, оно полетело вдаль, в бесконечность, которую читатель, по-моему, затрудняется определить для героев романа. Задолго до описываемых событий бедный студент Родион Раскольников Read More .

Образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе “Преступление и наказание”Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существующими порядками, и писатель в своих произведениях показал людей, которые пытаются протестовать против царящего зла. Таков Родион Раскольников – главный герой романа ” Преступление и наказание. Страшная Read More .

Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романеВ одном из своих лучших романов – “Преступление и наказание” – Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное главным героем, и его последствия. Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. Read More .

Урок литературы «Сон Раскольникова» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Урок литературы. 10 класс

Тема: Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф Достоевского «Преступление и наказание»), 2 ч.

познакомить учащихся с термином «эпизод художественного произведения», с его составляющими компонентами;

продолжить работу по закреплению изобразительно-выразительных средств, использованных автором в тексте;

проанализировать анализ эпизода «Сон Раскольникова».

Организационный момент.(1 минута).

Вы уже знакомы с сочинениями разных жанров. С анализом эпизода художественного произведения вы столкнулись впервые. Сочинение такого типа требует иной логики, нежели творческие работы.

В сочинении-анализе эпизода нужно показать:

умение объяснять микротекст художественного произведения,

видеть за отдельными сценами картины жизни взаимоотношения людей,

видеть драматизм ситуаций и характеров,

определять, зачем введена та или иная сцена автором.

Чтобы определить тему, идею, значение произведения в целом, нужно научиться в малой части видеть главное, большое, значимое.

Работа с теорией литературы. (1 минута).

Что такое эпизод в художественном тексте? Каково лексическое значение этого слова?

В толковом словаре С.И. Ожегова одно из значений следующее:

эпизод — это часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью.

Но, несмотря на свою самостоятельность и завершённость, эпизод — это часть произведения, в которой просматриваются основные черты идейно-художественного своеобразия всего произведения, это составная часть художественного целого, органически связанная с ним.

Можно ли в сочинении на подобную тему слово “эпизод” заменять словом “сцена”? Будут ли эти слова синонимами в контексте изучаемого типа сочинения?

Да, в толковом словаре С.И. Ожегова: сцена — это часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе.

Работа в парах (5 минут):

Что же значит проанализировать сцену, эпизод художественного текста? Продолжите фразу: «Проанализировать эпизод – это значит…»

Проанализировать эпизод — это значит:

определить взаимоотношения персонажей до этого эпизода произведения (это необходимо сделать, так как действие в произведении разворачивается непрерывно, и отношения действующих лиц в каждый момент уже не таковы, какими они были до того, как этот момент наступил);

показать, с помощью каких приёмов в данном эпизоде раскрываются характеры;

сделать вывод о выявленных по ходу анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей;

определить, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения в целом;

понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения.

Определив, что значит проанализировать эпизод художественного произведения, можно выстроить логику сочинения такого типа, то есть составить общий план сочинения-анализа эпизода.

Место эпизода в композиции произведения, характер изображённого события, действующие лица.

Самостоятельно определяются границы эпизода.

(Во вступлении даются краткие сведения о произведении, его содержании, идейной направленности).

Чтобы сочинение было последовательным, логичным, чтобы содержание последующей части было продолжением предыдущей, нужно помнить о переходах — логических “мостиках”. Где необходим такой “мостик”? От вступления к основной части. Как может быть сформулирован первый пункт основной части плана?

Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.

1. Связь сцены с предыдущим развитием действия.

2. Участие персонажей в изображаемых автором событиях.

Проанализировать содержание эпизода: герои, их поступки, авторские размышления.

В этой части сочинения предполагается анализ событий от начала эпизода через его самый напряжённый момент к завершению действия в рамках этой сцены, то есть логика содержания этой части та же, что в произведении художественной литературы — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Значит, в этой части плана нужно выделить подтемы (или микротемы, или подпункты):

а) предпосылка борьбы, начало духовного разлада, подступы к главной теме произведения, возникающая напряжённость в отношениях действующих лиц, “заявка на характеры”;

б) наивысшее напряжение в развитии действия, критический, переломный момент сцены, раскрытие характера во всей его глубине;

в) развязка событий эпизода: идея сцены, позиция автора.

3. Приёмы раскрытия характеров действующих лиц в данной сцене (как в эпизоде представлены главные герои).

Обрамление эпизода (пейзаж, лирические отступления), стилевые особенности, особенности композиции.

Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найдите в них сходные темы, мотивы, размышления автора.

4. Выявленные в эпизоде черты характера, нравственные качества, идеалы и жизненные цели героев произведения.

5. Роль данной сцены в развитии действия и конфликта, связь эпизода с последующим развитием действия.

(Здесь же можно определить, обнаруживаются ли какие-то новые, ранее неизвестные качества действующих лиц или подтверждаются уже выявленные нами свойства характера.)

Значение эпизода в раскрытии идейного содержания всего произведения.

Указать, какую роль играет анализируемый эпизод в идейном пространстве всего произведения, как он помогает понять авторскую концепции.

Характерные ошибки в творческих работах такого типа:

1. Часто анализ подменяется пересказом сюжета; нужно учить соединять пересказ и объяснение характеров, поступков героев произведения.

2. Опускаются или примитивно описываются приёмы, используемые автором для раскрытия характеров действующих лиц; нужно учить определять, как в эпизоде представлены герои, связывать содержание повествования с формой его выражения, анализ с творческой манерой (стилем) писателя. Вспоминается универсальная формула, выведенная М.Горьким в одном своём очерке: “Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят”.

3. Многие не знают, как оценить роль эпизода, потому что не умеют устанавливать смысловые связи эпизода с произведением в целом или с его отдельными сценами.

4. Неумение определить значение эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения не даёт возможности выстроить логику сочинения.

Работа в парах сменного состава. (5 минут).

Чтобы успешно проанализировать п.3 плана анализа эпизода, нам необходимо повторить такие определения и термины, как: метафора, синекдоха, градация, антитеза, эпитет, литота, парцелляция, синтаксический параллелизм.

(Учащимся предлагается в парах сменного состава вспомнить вышеперечисленные определения, а также практическая работа по определению изобразительных средств на примере лирических произведений).

Работа в парах сменного состава. О-О О О О-О

Синтаксический параллелизм – это…

… — это перенос значения по смежности.

А) Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.

Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть. (П. Антокольский)

Б) И грустный запах молодого сена,

И отголосок поздней бабьей песни,

И просто небо, голубое небо –

В) Не то на серебре – на золоте едал! (А Грибоедов)

… — это повторение одинаковых слов или словосочетаний в начале предложения, строки, строфы или абзаца.

… — это образное определение.

А) Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст.

И всё – равно, и всё едино.

Но если не дороге куст

Встаёт особенно – рябина… (М. Цветаева)

Б) Не жалею, не зову, не плачу.

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

В) Земля, земля! Весенний сладкий зов!

Ужель есть счастье даже и в утрате?

… -это увеличение количества союзов в предложении.

… -это неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

А) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (Короленко)

Б) Петроград жил в эти январские ночи напряжённо, взволнованно, злобно, бешено. (А. Толстой)

В) Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт. (Пушкин)

… — это пропуск во фразе какого-нибудь слова, легко подразумевающегося.

… — это перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.

А) Третий класс. Температура.

Значит, в школу не идти.

Апельсин. Лимон. Микстура.

Сладковатая почти. (В. Соколов)

Б) Мужичок с ноготок…

В) Стеклянный, редкий и ядрёный,

С весёлым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зелёный

Затих, прохладою дыша. (И. Бунин)

Метафора – это скрытое сравнение; сближение явлений по зависимости их значений.

Синтаксический параллелизм – это однородное синтаксическое построение предложений.

Метонимия — это перенос значения по смежности.

Анафора — это повторение одинаковых слов или словосочетаний в начале предложения, строки, строфы или абзаца.

Назовите средства выразительности:

И отголосок поздней бабьей песни метафора ,

Мне всякий раз тебя напоминает. (А. Твардовский)

В) Не то на серебре – на золоте метонимия едал! (А Грибоедов)

Работа в парах сменного состава.

Синекдоха – перенос с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части (Начальство приехало = начальник)

Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся смысловое значение.

Эпитет — это образное определение.

А) Всяк дом мне чужд, всяк анафора храм мне пуст.

Антитеза – это противопоставление..

Эпитет – это образное определение.

Многосоюзие -это увеличение количества союзов в предложении.

Повтор (рефрен) -это неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

А) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил многосоюзие куда-то в бесконечность (Короленко)

Б) Петроград жил в эти январские ночи напряжённо, взволнованно, злобно, бешено эпитет . (А. Толстой)

Литота – это преуменьшение.

Парцелляция – это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. (С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего.)

Умолчание — это пропуск во фразе какого-нибудь слова, легко подразумевающегося.

Олицетворение — это перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.

А) Третий класс. Температура.

Значит, в школу не идти.

Апельсин. Лимон. Микстура.

Сладковатая почти парцелл. . (В. Соколов)

Работа в группах: «Анализ эпизода». (40 минут).

— С древних времён художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и литературе. Гомер различает вещие и ложные сны. Платон говорил, что ложен не сон, а сама жизнь.

В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник был одной из самых популярных книг. Эти суеверия перешли даже в эпоху Возрождения, Шекспир устами своего героя заявил:

Мы сами созданы из сновидений,

И эту нашу маленькую жизнь

Романтикам сама реальная действительность представлялась горьким сном. Гениальные лирико-психологические эксперименты в этой области мы находим у Лермонтова (особенно в стихотворении «Сон», которое, кстати, любил Достоевский). Таинственен и мистичен сон в балладе Жуковского «Светлана».

После Жуковского к изображению сна прибегали самые значительные мастера слова.

— В творчестве каких русских литераторов вы сталкивались с изображением сновидений?

(Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров.)

Особенное влияние на Достоевского оказали сновидения в прозе Пушкина и Гоголя.

— Какие сны из произведений Пушкина вы можете вспомнить?

(Сны Отрепьева в «Борисе Годунове» — ему снится падение с высоты; мотив падения с высоты в метафорической форме входит и в «Пиковую Даму», где Германн оступается и падает со ступенек у гроба старухи; сон Германна с видением старухи.)

— В чём особенности использования снов в творчестве Гоголя?

( Сновидения у Гоголя ещё более разнообразны, драматичны, порою загадочны. В «Невском проспекте» и «Портрете» Гоголь блестяще разработал ошеломляющий эффект мнимого пробуждения, благодаря которому он вставляет одно сновидение в другое, как матрёшки. Гоголевское влияние на Достоевского в области передачи сновидений было, по всей видимости, определяющим *.)

Исследователь творчества Достоевского М.М. Бахтин утверждает, что во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую роль, как у Достоевского. По Бахтину, в творчестве Достоевского сновидение приводит к резкому перелому во внутренней жизни человека, к его перерождению и обновлению.

Достоевский считал, что во сне забытые переживания людей выплывают в сферы, подконтрольные сознанию, а потому через свои сновидения человек лучше познаёт себя. Сновидения героев раскрывают их внутреннюю сущность — ту, которую не хочет замечать бодрствующий разум.

У Достоевского подсознание — это, как правило, тюрьма для угрызений совести. В сновидениях его героев из этой тюрьмы вырываются совесть или страх. По Достоевскому, разум, слуга низших и опасных желаний, аморален, а в подсознании человека живёт стихийная любовь ко всему живому, тяга к другим людям.

Для того чтобы изучить сновидения героев Достоевского, их генезис, внутренний поэтический строй и функции в произведении, проведём сжатый анализ сновидений в романе «Преступление и наказание».

1 группа: Сон о забитой лошади. (Учащиеся в группе обсуждают сон Раскольникова, в случае затруднения им даётся план анализа данного эпизода по нижеприведённым вопросам).

— О чём этот сон? (Краткий пересказ.)

Главный символ этого сна заимствован Достоевским из уличной сценки в цикле стихотворений Некрасова «О погоде».

Читается отрывок из стихотворения Некрасова.

— В чём различие изображения этой уличной сценки у Некрасова и Достоевского?

(У Некрасова рассказчик — посторонний, повествование в тонах скорбного негодования. У Достоевского — детализация картины этого зверства, резко усилена реакция наблюдателя, бросающегося с кулаками на мужика и целующего лошадь.)

— А теперь сравним этот сон со сном Обломова. Что будет основанием для сравнения?

— Сопоставьте эти сны. Чем отличаются воспоминания детства героев?

(Идиллии барского детства в сонной Обломовке противопоставлена другая провинция и другое детство — темнота, варварство, жестокость.)

— Вчитаемся в детали сна Раскольникова. Где происходит событие? Какие реалии города бросаются в глаза?

(Кабак и церковь.)

— Поразмышляем, какие ассоциации возникают при упоминании в данном контексте этих образов?

(Атмосфера города-кабака, равнодушие людей друг к другу; пьяные, страшные рожи — следствие безумного мира, в котором утеряны все связи с Богом.)

— Каков эмоциональный отклик маленького Роди на церковь и кабак?

(Кабака он страшится, а церковь любит…)

— Проследим, почему эти образы появляются во сне Раскольникова. Какие события в романе предопределили появление этих образов во сне Раскольникова?

(Было письмо матери —> в нём рассказ о Дуне —> свадьба Дуни (намёк на венчание, то есть на церковь) = жертва Дуни = жертва Сони —> цена и сущность сострадания.

Церковь — это ещё и некий символ женского начала, неизменно милосердного, сострадательного, материнского. А кабак — напротив, начало мужское, которое в детском сознании неизменно отождествлялось с насилием.

И таким образом мы приходим к пониманию тайного смысла этого сна: герой мечется между милосердием и насилием, добром и злом. Он расколот надвое.)

— Что подготовило появление этого сна? Что по сюжету предшествовало ему? Где “зацепки” сна с происшедшим до этого? Каковы точки соприкосновения?

( 1. Когда Раскольников “идёт на пробу” (связь с убийством), то встречает огромную телегу с ломовой лошадью и какого-то пьяного .

2. Письмо матери и напоминание о том, что “лепетал” молитвы у отца на коленях, то есть своеобразный призыв вспомнить детство.)

— Какова роль этого эпизода в романе?

( Достоевский этим сном характеризует Раскольникова как человека, по природе гуманного, не приемлющего кровопролития. “Гуманное подсознание” сталкивается с озлобленным разумом героя. Сон драматизирует его душевную борьбу и составляет важнейшее событие в романе, от него тянутся нити к другим событиям — Катерина Ивановна кричит о себе: “Уездили клячу”; Миколка из сна и Миколка-маляр. Сон Раскольникова означает бунт его природы против заблуждающегося разума.)

2 группа: Сон о повторном убийстве старухи.

— Перескажите (кратко) этот сон.

— Проанализируйте звуковую палитру сна… (тишина — смех).

— Какому образу в русской литературе созвучен образ смеющейся старухи процентщицы?

(Подмигивающая в гробу графиня и подмигивающая пиковая дама на карте в «Пиковой Даме».)

— Раскольников бьёт эту смеющуюся старуху и убегает. Кого встречает он на пути?

(Толпы народа, молча глядящие на него.)

— Где, в каком сне в русской литературе присутствует толпа, масса народа?

(«Борис Годунов» — троекратный вещий сон Отрепьева с массами народа на площади, осмеянием самозванца и его падением с высоты.)

— Что может означать этот момент сна, созданный, возможно, под влиянием снов Отрепьева?

(Внутреннее поражение Раскольникова и предчувствие всенародного осуждения и позора. Герой подсознательно понял, что он — не Наполеон. И этот сон повлияет на его дальнейшее поведение.)

3 группа: Последний сон Раскольникова о трихинах.

— Как вы считаете, почему этот сон называют “философским” итогом романа? (Краткий пересказ.)

— Что привело человечество к гибели?

(Отказ от общих критериев истины, от сверхличного морального единства.)

— Каким образом этот сон связан с судьбой Раскольникова?

( Этот сон — единственная мотивировка перерождения героя. Раскаяния не было, сон же о трихинах произвёл решающий перелом в его душе. Его идея в подсознании оформилась до конца, нашла своё логическое завершение — отрицание догм, заповедей человеколюбия, морали ведёт за собой разрушение всеобщее, что и поворачивает героя к людям.

Достоевский даёт возможность Раскольникову пережить кошмарный сон жизни, а затем пробуждает к действительности — к этической действительности, к воссоединению с народным бытием. )

После выступления групп на доске появляется примерный опорный конспект урока.

Сны в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» несут огромную смысловую нагрузку.

Эпизоды снов – не только увлекательное чтение. Сны помогают понять героев, проникнуться в потаённые уголки человеческой души, узнать истинные стремления и ценности героев, их переживание персонажами во многом определяют их дальнейшие поступки, а, значит, и последующие события произведения.

В помощь учителю: м атериалы для анализа эпизода в романе «Преступление и наказание»

Сны в романе Достоевского «Преступление и наказание» несут огромную смысловую нагрузку, и это очень важно донести до учащихся. Подросткам следует показать, что эпизоды снов — не только увлекательное чтение. Сны в романе не только помогают понять героев, проникнуть в потаённые уголки человеческой души, узнать истинные стремления и ценности героев, их переживание персонажами во многом определяет их дальнейшие поступки, а значит, и последующие события произведения.

Первый сон, который снится Раскольникову, — сон об убийстве лошади. Примечательно то, что этот сон снится Раскольникову не в его клетушке, похожей на гроб, а на природе, на Петровском острове, где герой в изнеможении засыпает. Можно предположить, что Достоевский выводит своего героя из его каморки для того, чтобы показать настоящего Раскольникова, на которого не давят нищета, необустроенность и безысходность.

В основе построения эпизода лежит принцип антитезы: противопоставлены тощая клячонка и ломовые лошади, которые перевозят тяжёлые телеги, Миколка, убивающий животное, и мальчик, целующий мёртвую голову лошади, зрители, хохочущие и острящие, и свидетели убийства, осуждающие Миколку и жалеющие Савраску.

Контраст читатель видит уже в описании городка, являющемся началом эпизода: кабак, вызывающий страх у мальчика, противопоставлен церкви, стоящей посреди кладбища; и эту церковь семилетний Раскольников любит. Ребёнок не боится кладбища, могилки родных вызывают у него религиозное чувство. Не случайно то, что мальчик с отцом идут к кладбищу с церковью, но останавливаются у кабака и становятся свидетелями ужасающей сцены. Так впоследствии главный герой романа (уже не мальчик, а молодой человек двадцати трёх лет), душой тянущийся к Богу, увидит смерть: только из неравнодушного наблюдателя убийства он превратится в убийцу, который попытается стать равнодушным, потому что “сильные мира сего”, по мнению героя, не должны подвергаться мукам совести.

Цветовой контраст тоже не случаен: чёрный цвет (“чёрной пылью всегда покрыта дорога возле кабака”) символизирует смерть, а белый (белое блюдо, белый рис) ассоциируется с очищением. Подбирая цвета подобным образом, Достоевский, возможно, уже намечает путь Раскольникова от духовного падения к очищению. Купол церкви во сне Раскольникова зелёного цвета. Читая следующие страницы романа, мы увидим, что зелёный цвет — цвет жизни, обновления — Достоевский связывает с образом Сони. Мы заметим, что зелёный дом, в котором живёт Сонечка Мармеладова, притягивает молодого человека, совершившего убийство, так же, как и церковь с зелёным куполом влечёт чистого, безгрешного ребёнка.

Когда Достоевский рисует картину убийства лошади, в его палитре становится преобладающим кроваво-красный цвет — цвет агрессии, смерти (у Миколки мясистое, красное лицо, налитые кровью глаза; у лошади — окровавленная морда). Убийца Миколка вызывает у читателей возмущение и ненависть: здоровый, крепкий мужик убивает слабое, беззащитное существо. Говоря о лошади, Достоевский называет её словами с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами ( лошадёнка , клячонка , кобылёнка ), для того чтобы подчеркнуть бессилие животного, его невозможность защитить себя.

Миколка совершает жестокий поступок, убивая существо, неспособное ему противостоять, но при этом у него есть аргументы “за” убийство (“…а кобылёнка эта только сердце мне надрывает… даром хлеб ест…”, “…моё добро, что хочу, то и делаю…”). Именно так он объясняет своё право убивать. С подобными доводами мы встретимся, читая разговор офицера со студентом, мысли которого близки Раскольникову (“…я бы эту проклятую старуху убил и ограбил”, потому что она “бессмысленная… никому не нужная и даже вредная…”). Таким образом, и Миколка из сна, и взрослый Раскольников дают себе право определять нужность или ненужность того или иного существа в мире, что, по мнению Достоевского, недопустимо. Но доводы разума сильны, поэтому люди из толпы, даже те, кто осуждает Миколку и жалеет лошадь, понимают формальную правоту Миколки и выражают свой протест лишь словами.

По-иному ведёт себя семилетний мальчик. “Разумных” аргументов он ещё, в силу возраста, не понимает, и душа его бунтует против убийства: ему жалко бедную лошадку (это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом передаёт нежное, трепетное отношение мальчика к савраске), и он, единственный из всех сочувствующих, пытается сначала спасти несчастную лошадь, а потом отомстить за неё, бросаясь на Миколку. Читая роман, мы увидим, что взрослый Раскольников, обдумывающий убийство и даже уже являющийся убийцей, будет много раз в душевном порыве помогать слабым и беспомощным (он попытается спасти пьяную девочку, он же отдаст последние деньги семье Мармеладовых). Таким образом, внешний конфликт сна об убийстве лошади — конфликт убийцы Миколки и ребёнка, пытающегося спасти несчастное животное, — станет внутренним конфликтом взрослого Раскольникова — конфликтом воспалённого сознания, в котором возникла теория о возможности одних распоряжаться судьбами других, и души, протестующей против зла и насилия.

Создавая образ жестоко избиваемой, жалкой лошадёнки, Достоевский выражает мысль, которая получит своё развитие в романе: от “сильных мира сего” страдают прежде всего самые слабые, беззащитные. Во сне Раскольникова лошадь пытается сопротивляться, она лягается, рвётся, но чем сильнее сопротивляется несчастное животное, тем в большую ярость приходит Миколка. Говоря о чувствах Миколки, Достоевский прибегает к градации: сначала убийца испытывает наслаждение от предполагаемой потехи, потом сердится, а затем приходит в бешенство, оттого что не может убить с одного удара; градуированы и орудия убийства: кнут, оглобля, лом. Образ измученной клячи появится в романе в связи со смертью Катерины Ивановны: она погибнет не столько от чахотки, сколько от непосильного груза навалившихся проблем, от жестокого отношения мира к её страданиям. Недаром последние слова её: “Уездили клячу…”

Появятся в романе в качестве важнейших художественных деталей и предметы вещного мира, о которых случайно на первый взгляд упоминают люди, наблюдающие страшную сцену: топор (“топором её, чего…”) и крест (“креста на тебе нет…”). Слово “топор” звучит во сне, возможно, потому что Раскольников уже сознательно выбрал топор как орудие убийства, а фраза “креста на тебе нет” звучит как предупреждение для героя.

И сам герой верит этому предупреждению: поэтому он, проснувшись, отрекается от “проклятой мечты своей”…

Подводя итоги, приходим к следующим выводам.

Во-первых, в этом эпизоде Достоевский показывает сущность Раскольникова, его душу чистого, жалостливого существа.

Во-вторых, в сцене убийства лошади Достоевский определяет внутренние противоречия Раскольникова: противостояние мужика, логически оправдывающего убийство, и мальчика, душой протестующего против злодеяния, становится в дальнейшем внутренним конфликтом Раскольникова, конфликтом разума и сердца.

В-третьих, в этом сне Достоевский уже намечает путь героя от падения к очищению.

В-четвёртых, именно в этом эпизоде появляются образы, художественные детали, цвета, которые впоследствии определят события произведения и судьбы героев.

Ирина Анатольевна Руденко (1976) — преподаватель Магнитогорского городского многопрофильного лицея при МГТУ им. Носова, «Литература», №9, 200).

Смотрите так же:

  • Коллекторы звонят а долгов нет Что делать если звонят коллекторы Банковские кредиты сегодня выдают повсеместно в огромных количествах. Нередко при этом отсутствует тщательная проверка платежеспособности заемщика. Это и другие обстоятельства зачастую приводят к просрочкам по займам. Если […]
  • Таможня растаможка Официальный сайт Государственного Таможенного Комитета ЛНР Приказ ГТК ЛНР от 03.08.2018 № 179 «О внесении изменений в Спецификацию форматов электронных сообщений Приказ ГТК ЛНР от 03.08.2018 № 179 «О внесении изменений в Спецификацию форматов электронных […]
  • Нотариус города томска Нотариусы Томск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7 (3822) 52-72-00 Адрес: 634061, г. Томск, пр. Фрунзе, 46 Часы работы: Нотариус […]
  • Коллегия по административным делам верховного суда рф рассматривает дела Вопрос 42 Военная коллегия Верховного Суда рф. Состав, порядок формирования, полномочия. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской […]
  • Федеральный закон от 2 мая 2006 г n 59-фз изменения Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: Одобрен […]
  • Отдел опеки пушкин Органы опеки и попечительства Пушкинского района СПБ Пушкинский район Органы опеки и попечительства МО г. Пушкин Адрес: 196600 Ленинградская область, г. Пушкин, Октябрьский бульвар, д.24 Телефон: (812) 466-26-84 @ E-mail: [email protected] […]
  • Время работы суда минск Время работы суда минск 220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10. Тел. (+375 17) 200-63-96, факс (+375 17) 200-14-07 [email protected] Экономика. Бизнес. Инвестиции Промышленность Международное сотрудничество. Экспорт Торговля, услуги и […]
  • Схемы правила поведения в детском саду Использование опорных схем в работе с детьми Основной задачей педагога является обучение детей способам обследования, наблюдения, умение выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Очень полезными в этом процессе являются опорные схемы, наглядные модели, […]