Число преступлений против военной службы

Уголовная ответственность за преступления против военной службы предусмотрена УК РФ. (разд. 11, гл. 33). Они представляют собой правонарушения в сфере воинских правоотношений, посягают на обороноспособность страны. Этим преступлениям свойственны все признаки состава преступления, предусмотренные ст. 14 УК РФ. Конституция закрепляет конституционный долг и обязанность гражданина РФ по защите Отечества. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральными законами: «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». Нормы этих законов имеют самое непосредственное отношение к УК, к преступлениям против военной службы.

В то же время отличительной особенностью таких преступлений является то, что они совершаются военнослужащими, которые подлежат уголовной ответственности за совершение этих преступлений. Военнослужащими могут являться лица, проходящие военную службу по призыву либо по контракту.

Служба по контракту — это один из видов прохождения службы. Контракт о прохождении военной службы предполагает добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течении которого гражданин обязуется проходить военную службу и соблюдать условия контракта. Этим лицом может быть гражданин РФ не старше 45 лет, как мужчина, так и женщина. Лицо, проходящее военную службу по контракту, обязано соблюдать установленный порядок несения военной службы. В случае его нарушения это лицо подвергается ответственности и отвечает в установленном законом порядке, в том числе, несет уголовную ответственность.

Необходимо отметить, что в ч. 3 ст. 59 Конституции РФ предусмотрено важное положение, согласно которому гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Согласно ст. 328 УК уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы не входит в число преступлений против военной службы.

В главе «Преступления против военной службы» имеются новеллы, то есть новые положения, которых не было в соответствующей главе УК РСФСР. В частности, институт освобождения от уголовной ответственности при совершении некоторых деяний, если совершение такого деяния явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств (например, военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности за самовольное оставление места службы, если в воинском подразделении другие военнослужащие постоянно избивали его, издевались над ним, и оставление им части было обусловлено насилием в отношении него, что может являться стечением тяжелых обстоятельств).

В этой же главе имеются и другие изменения. Так в качестве меры наказания исключено применение правил Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил. В УК нет норм, предусматривающих уголовную ответственность за совершение некоторых противоправных деяний в боевой обстановке. В этой главе по-прежнему подавляющее большинство норм предусматривает в качестве меры наказания — лишение свободы. В то же время смертная казнь в качестве меры наказания исключена из числа наказаний, применяемых за совершение преступлений против военной службы, зато введены новые меры: ограничение по военной службе, а также арест. Эти меры наказания являются менее тяжелыми, чем лишение свободы и предоставляют альтернативу лишению свободы. В качестве меры наказания, наряду с лишением свободы, остается и такая мера, как содержание в дисциплинарной воинской части.

Военнослужащие могут являться как исполнителями, так и пособниками, организаторами и др. соучастниками преступлений против военной службы. Все иные лица, которые не являются военнослужащими, не могут быть привлечены к ответственности в качестве исполнителей преступлений против военной службы. Они привлекаются к уголовной ответственности как исполнители по другим статьям УК. В то же время эти лица, не являющиеся военнослужащими, привлекаются к уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы в качестве других соучастников преступления.

Родовым объектом этих преступлений является установленный порядок несения воинской службы.

Непосредственный объект преступлений против военной службы — различные составные элементы несения воинской службы. В то же время ряд преступлений против военной службы может посягать на несколько объектов. Одним из них может являться порядок несения военной службы, другим — объект, предусмотренный др. главами УК. Законодатель в таких случаях относит то или иное преступление к числу преступлений против военной службы, исходя из важности объекта.

Объективная сторона преступлений против военной службы может выражаться как в действии, так и в бездействии.

Субъективная сторона преступлений против военной службы заключается в том, что они могут быть как умышленными, так и неосторожными.

Субъектом воинских преступлений могут являться только военнослужащие или граждане, пребывающие в запасе во время прохождения ими военных сборов. В УК впервые установлено, что субъектами воинских преступлений могут быть и военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны, других министерств и ведомств РФ. В ст. 331 УК предусмотрено, что уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.

§1. Субъектный состав преступлений против военной службы

Субъектный состав данной категории преступлений определен федеральным законодательством. Уголовную ответственность за преступления против военной службы, предусмотренные главой 33 УК РФ, несут только военнослужащие Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, военные строители Министерства обороны РФ или других министерств, ведомств РФ, совершившие преступления против военной службы в период ее прохождения, а также состоящие в запасе граждане за совершение таких преступлений в период прохождения военных сборов. При этом, если за совершение одних преступлений (например, против порядка организации прохождения военной службы или против порядка сбережения военного имущества) уголовную
841

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
ответственность несут в равной степени все категории военнослужащих, военных строителей и военнообязанных в период прохождения сборов, то за совершение других — только определенные категории из числа таких лиц (в частности, за преступления против порядка несения специальных видов военной службы или против порядка эксплуатации военной техники).
Остальные граждане, в том числе и лица гражданского персонала Вооруженных Сил, не являются субъектами преступлений против военной службы и могут нести уголовную ответственность за их совершение только в качестве организаторов, подстрекателей или пособников преступления по правилам ч. 4 ст. 34 УК РФ. Соисполнителями преступления против военной службы они быть не могут и при отсутствии признаков организации, подстрекательства или пособничества несут уголовную ответственность лишь при наличии в их действиях признаков самостоятельного состава преступления, предусмотренного другими разделами УК РФ.
Военнослужащими являются те лица, которые, имея соответствующие воинские звания, в установленном федеральным законодательством порядке находятся на военной службе по призыву или по контракту в воинских частях и военных учреждениях (организациях, предприятиях) Вооруженных Сил, а также некоторых других министерств и ведомств.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба, как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами РФ, кроме Министерства Обороны РФ, предусмотрена также в Пограничных войсках (других органах) Федеральной пограничной службы РФ, во Внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и до-рожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральных учреждениях обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Статус военнослужащего сохраняется и за теми из них, кто в установленном порядке прикомандирован к федеральным органам государственной власти, органам власти субъектов РФ, международным организациям, государственным унитарным предприятиям и акционерным обществам, которые, имея только находящиеся в федеральной собственности акции, выполняют работу в интересах страны и безопасности государства. Лица, проходящие службу в любых других военизированных органах и формированиях в порядке, определенном иными нормативными правовыми актами, военнослужащими не являются, даже если имеют сходные или аналогичные с воинскими специальные звания, как это и определено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»1.
Альтернативная гражданская служба, которая, в соответствии с федеральным законодательством, вводится в России с 1 января 2004 г., разновидностью военной не является, и потому нормы главы 33 УК РФ неприменимы к лицам, которые с указанного времени будут находиться на такого рода службе.
Категории военнослужащих определены ст. 5 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Это — офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву или поступившие на нее по контракту. Воинские звания (войсковые и корабельные) перечислены в приложении 3 названного Устава и являются едиными для Вооруженных Сил, независимо от того, к какому министерству или ведомству относится воинское формирование.
К военным строителям относятся приравненные по правовому статусу к солдатам и сержантам Вооруженных Сил лица, проходящие в установленном порядке службу в военно-строительных формированиях тех министерств и ведомств, где предусмотрено наличие таких формирований. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г., на военных строителей распространяется действие общевоинских уставов Вооруженных Сил. Офицеры и прапорщики военно-строительных частей не рассматриваются в качесгве военных строителей, а являются военнослужащими названных категорий, в связи с чем они и имеют общие для Вооруженных Сил воинские звания. Военные строители военно-строительных отрядов (частей), совершившие преступления против военной спужбы, относятся к субъектам этих преступлений независимо от того, какому конкретному министерству или ведомству они подчинены.
1 Бюлл. Верховного Суда РФ 2000. №4. С 13 842

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы

Имеющие воинские звания сотрудники ФСБ, СВР и ФСО России несут уголовную ответственность за преступления против военной службы в том же порядке, что и остальные военнослужащие Вооруженных Сил РФ, независимо от того, в каком именно органе перечисленных ведомств проходят они службу. Военнослужащие Внутренних войск МВД Росйии в случае совершения преступлений против военной службы также являются субъектами этих преступлений.
В эту категорию не входят сотрудники милиции любых подразделений подчинения названного министерства и потому привлекаются к уголовной ответственности на общих основаниях. То же самое относится, например, и к сотрудникам администрации исправительных учреждений, военизированной охраны гражданских предприятий, работникам таможенных органов, поскольку названные ведомства и учреждения не отнесены к Вооруженным Силам.
Курсанты военно-образовательных учебных заведений уже в период обучения находятся на военной службе и потому привлекаются к уголовной ответственности по правилам норм главы 33 УК РФ. Учащиеся суворовских и нахимовских училищ, а также кадетских корпусов военнослужащими не являются и потому не относятся к субъектам преступлений против военной службы.
Прохождение гражданами военных сборов не рассматривается как военная служба, но в соответствии с требованиями ст. 2 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. на них распространяется установленный для военнослужащих правовой режим в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В сочетании с содержанием ч. 1 ст. 331 УК РФ это означает, что к уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы привлекаются и граждане, призванные в установленном порядке на военные сборы и совершившие такое преступление в период прохождения сборов. При этом к ним применяются не все нормы главы 33 УК РФ, а лишь те из них, в которых отсутствует ссылка на конкретные категории лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности. Например, они не могут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 335-339 УК РФ, в диспозиции которых специально оговаривается, что данная норма распространяется только на военнослужащих. В случае совершения военнообязанным в период прохождения военных сборов действий, сходных по объективной стороне с указанными нормами главы 33 УК РФ, они привлекаются к уголовной ответственности только в гех случаях, когда эти действия образуют состав другого, общеуголовного, преступления.
Правовым основанием привлечения к уголовной ответственности по нормам главы 33 УК РФ является совершение преступления’против военной службы лицом непосредственно в период ее прохождения. Поэтому при решении вопросов, связанных с квалификацией по нормам указанной главы УК РФ, следует достоверно выяснить, относится ли виновный к категориям субъектов, перечисленных в ч. 1 и 2 ст. 331 УК РФ, и действительно ли в период нахождения на военной службе совершено данное преступление. Определяющим признаком субъектов преступлений, предусмотренных главой 33 УК РФ, является принадлежность к военной службе, и для характеристики субъекта этих преступлений юридически важны такие обстоятельства, как возраст, состояние здоровья виновного, законность нахождения его на военной службе, начало и окончание ее прохождения.
По общему правилу военная служба по призыву или по контракту начинается не ранее достижения лицом 18-летнего возраста, причем предельный возраст для призыва ограничен достижением 27 лет. Для курсантов военно-образовательных учреждений военная служба может начинаться и с более раннего возраста, но не раньше шестнадцати лет.
Совершение преступления против военной службы лицом до достижения соответствующего возраста не влечет уголовной ответственности за это преступление, поскольку виновный находился на военной службе незаконно, и совершение им такого преступления не может порождать правовых последствий, так как данный гражданин не может рассматриваться в качестве субъекта преступлений, предусмотренных главой 33 УК РФ.
Из содержания ст. 1 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 6 марта 1998 г. следует, что на военную службу могут быть определены только граждане РФ. Поэтому граждане других государств или лица без гражданства не могут быть признаны субъектами преступлений против военной службы, поскольку приняты на военную службу без законных к тому оснований. В равной степени это относится и к остальным незаконно призванным на военную службу вопреки требованиям ст. 23 названного Закона Российской Федерации (те, в отношении кого ведется дознание, предварительное следствие или уголовное дело передано в суд; а также лица, негодные или ограниченно годные по состоянию здоровья к прохождению военной службы; имеющие неснятую или непогашенную судимость; уже прошедшие военную службу в другом государстве и др.).

Статья 59 Конституции РФ закрепляет не только обязанность гражданина Российской Федерации нести военную службу в соответствии с федеральным законодательством, но и право гражданина на замену ее альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Вместе с тем альтернативная гражданская служба

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
вводится в Российской Федерации только с 1 января 2004 г. и до наступления этого времени само по себе нежелание призывника проходить военную службу по мотивам намерения попасть на альтернативную гражданскую службу не влияет на законность его призыва и уголовно-правовую оценку попыток уклониться в дальнейшем от прохождения военной службы под таким предлогом. То же самое относится и к тем ситуациям, когда и после 1 января 2004 г. призывник изъявит намерение проходить альтернативную гражданскую службу, например, из-за простого стремления остаться по месту жительства или не менять привычный образ жизни.
Необходимость оценки законности нахождения на военной службе возникает в тех случаях, когда уклонение от ее прохождения действительно обусловлено религиозными, нравственными ли иными подобными убеждениями данного гражданина, наличие которых должно быть тщательно проверено на основе всестороннего анализа данных о его личности, в том числе и с помощью специалистов в соответствующей области (религии, психологии, этики и т.п.), способных оценить действительное наличие у призывника декларируемых им религиозно-нравственных убеждений.
По сформированному судебной практикой общему правилу, лица, незаконно находящиеся на военной службе, не являются субъектами преступлений против военной службы и при совершении правонарушения должны нести уголовную ответственность по нормам не главы 33, а других разделов УК РФ. Например, в случае умышленного повреждения военного имущества лицом, негодным к прохождению военной службы по состоянию здоровья, уголовная ответственность наступает не по ст. 346, а по ст. 167 УК РФ.
Некоторые виды преступлений против военной службы (например, против порядка организации прохождения службы, против порядка несения специальных видов военной службы и другие) не имеют аналогов в других разделах УК РФ, в связи с чем при совершении таких преступлений лицами, незаконно находящимися на военной службе, виновные освобождаются от уголовной ответственности за отсутствием состава преступления в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
Негодность или ограниченная годность к прохождению военной службы ввиду наличия органического или психического заболевания также исключает возможность признания лица субъектом преступления против военной службы.
Как и в других случаях незаконного нахождения на военной службе, виновный может быть привлечен к уголовной ответственности только тогда, когда совершенные им действия содержат состав другого, общеуголовного, преступления. В такой ситуации степень годности к военной службе влияет не только на квалификацию преступления, но и на вид наказания, которое может быть назначено судом (в частности, негодный к службе по здоровью не может быть направлен для отбытия наказания в дисциплинарную воинскую часть).
Время возникновения заболевания, обусловившего негодность к прохождению военной службы, также может иметь юридическое значение. В частности, если такое заболевание имелось у самовольно оставившего место службы военнослужащего до призыва или было получено им до начала уклонения от прохождения службы, материалы уголовного дела в части совершения преступлений, предусмотренных ст. 337-339 УК РФ, подлежат прекращению за отсутствием состава преступления. Если же это заболевание возникло у военнослужащего по призыву уже после самовольного оставления части, то материалы уголовного дела должны быть прекращены по иному основанию — в порядке ст. 26 УПК РФ, на что требуется письменное согласие военного прокурора.
Степень годности к военной службе по здоровью в отношении призывников определяется врачами призывной комиссии, а в отношении находящихся на военной службе — гарнизонной (окружной) военно-врачебной комиссией на основании и в порядке, предусмотренных соответствующим нормативным документом Министерства обороны. Другие медицинские учреждения, включая органы Министерства здравоохранения, гражданские научно-исследовательские институты, так называемые независимые экспертные комиссии, не вправе решать эти вопросы в отношении военнослужащих, и потому заключения перечисленных органов по поводу годности к военной службе юридических последствий не имеют. Вместе с тем они могут быть представлены в распоряжение соответствующей военно-врачебной комиссии для учета при подготовке правомочного заключения.
Субъектами преступлений против военной службы могут быть лица, не просто находящиеся на законных основаниях на военной службе, но и совершившие такое преступление именно в период ее прохождения, в связи с чем необходимо определить время начала и окончания военной службы применительно к различным категориям военнослужащих, военных строителей и проходящих военные сборы военнообязанных. При этом следует иметь в виду, что виновный может быть привлечен к уголовной ответственности и после окончания военной службы, но при услрвии, что само преступление рассматриваемой категории совершено во время прохождения службы

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
Для прапорщиков, офицеров, генералов и других военнослужащих, проходящих службу по контракту, начало военной службы определяется днем вступления в силу письменного контракта, заключенного с ним командованием в установленном порядке, а время ее окончания — датой исключения соответствующим приказом по воинской части (военному учреждению) из списков личного состава части (учреждения).
Точно так же определяется время окончания службы и для всех остальных категорий военно
служащих, для которых Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» установлен иной
порядок определения времени начала военной службы. В соответствии с п. 10 ст. 38 названного За
кона, началом военной службы по призыву для не состоявших в запасе считается день убытия при
зывника из военного комиссариата субъекта РФ (то есть с областного или республиканского сбор
ного пункта) к месту прохождения службы, а для граждан, призванных на военную службу
непосредственно после окончания обучения в вузе с присвоением воинского звания офицера, —
день убытия в отпуск, который предоставляется военным комиссариатом по окончании обучения в
данном учебном заведении. При поступлении в военно-учебные заведения тех, кто не проходил
службу вообще или прошел ее ранее, начато состояния их на военной службе соответствует дате
зачисления в это учебное заведение. Для состоящих в запасе военнообязанных время нахождения
на военной службе определяется днем начала и окончания военных сборов, на которые они направ
лены в установленном порядке. —
Время принятия военнослужащим военной присяги к определению начала военной службы отношения не имеет и принимается лицом, уже находящимся на военной службе. Соответственно, военнослужащий является субъектом преступлений против военной службы независимо от времени принятия присяги.
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава приказом командира воинской части (начальника военного учреждения) применительно ко дню истечения установленного Законом срока военной службы, но п. 11 ст. 38 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» содержит определенный перечень исключений из этого правила. В частности, не могут быть исключены из списков части военнослужащие, состоящие под следствием (то есть обвиняемые и подозреваемые по уголовным делам), а также военнослужащие, проходящие стационарное лечение, участвующие в походе кораблей, находящиеся в плену, в положении заложника или интернированного. Военнослужащие-женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, также не подлежат исключению из списков личного состава и потому остаются на военной службе до издания соответствующего приказа после окончания такого отпуска.
В соответствии с п. 2 Указа Президента России № 791 от 28 мая 1996 г. «О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву», срок службы военнослужащих данной категории, не использовавших за время прохождения военной службы основной и дополнительный отпуска, сокращается на суммарное время неиспользованных отпусков. Вместе с тем п. 12 ст. 38 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» требует не засчитывать в срок военной службы время самовольного нахождения вне места службы продолжительностью свыше десяти суток, время нахождения по приговору суда в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста, в связи с чем общий срок службы по призыву должен быть увеличен на это время при издании приказа об исключении из списков части.
На Практике ВСТречаЮТСЯ СИТуаЦИИ, КОГЛа при отсутствии однсшаний х ,ээд«р.да«? >-вlt;глп№егшж со
службы установленный законом срок ее прохождения по призыву истек, а приказ по части об исключении из списков личного состава и увольнении в запас, по вине должностных лиц, издан с опозданием в несколько дней, то есть несвоевременно. В подобных случаях военнослужащие остаются субъектами преступлений против военной службы до момента фактического издания приказа об увольнении, но в ходе предварительного следствия необходимо решить вопрос об осуществлении прокурорского реагирования в связи с несвоевременностью увольнения с военной службы. Любые правонарушения, совершенные бывшим военнослужащим после увольнения с военной службы, не могут квалифицироваться по нормам главы 33 Уголовного кодекса.

Преступления против военной службы

Преступления против военной службы

В соответствии с Конституцией РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с Федеральным законом (ст. 59).

Согласно Федеральному закону «Об обороне» (ст. 1) под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан РФ, создаются Вооруженные Силы РФ.

Помимо Вооруженных Сил РФ к обороне привлекаются Пограничные войска ФСБ, другие войска, воинские формирования, иные государственные органы.

Граждане проходят военную службу по призыву или по контракту. Во время прохождения военной службы они приобретают статус военнослужащего.

Призыву на военную службу подлежат: граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, а также окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Положению о порядке прохождения военной службы началом военной службы считается:

1) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, – день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы;

2) для граждан, поступивших на военную службу по контракту, – день вступления контракта в силу;

3) для граждан, поступивших в военноучебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, – день зачисления в указанные учебные заведения.

Срок военной службы истекает:

1) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву;

2) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – в соответствующие месяц и число последнего года контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт заключен на срок до одного года.

Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы.

Ответственность за преступления против военной службы установлена гл. 33 разд. XI Особенной части УК РФ.

В соответствии со статьями гл. 33 УК РФ уголовную ответственность несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств России.

Положения об ответственности, содержащиеся в гл. 33 УК РФ, распространяются только на мирное время. Уголовная ответственность за преступления против военной службы в военное время или в боевой обстановке определяется законодательством РФ военного времени.

Родовой объект преступлений против военной службы совпадает с видовым объектом, поскольку разд. XI «Преступления против военной службы» содержит всего одну главу с тем же наименованием. Родовым (видовым) объектом этих преступлений является установленный порядок несения и прохождения военной службы военнослужащими, обеспечивающий нормальную деятельность Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и иных государственных органов, где предусмотрено прохождение военной службы.

Если военнослужащими совершаются преступления, предусмотренные другими разделами Особенной части УК РФ (убийство – ст. 105 УК РФ, кража – ст. 158 УК РФ, и др.), не посягающие на порядок несения и прохождения военной службы, то ответственность наступает по статьям соответствующих глав на общих основаниях.

Непосредственными объектами являются общественные отношения, образующие отдельные элементы порядка несения и прохождения военной службы.

В соответствии с гл. 33 Особенной части УК РФ, по основному непосредственному объекту целесообразно выделить четыре группы преступлений против военной службы.

1. Преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими: неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ); сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ); насильственные действия в отношении начальника (ст. 334 УК РФ); нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ); оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ).

2. Преступления против порядка прохождения военной службы: самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ); дезертирство (ст. 338 УК РФ); уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК РФ).

3. Преступления против порядка несения специальных служб: нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК РФ); нарушение правил несения пограничной службы (ст. 341 УК РФ); нарушение уставных правил караульной службы (ст. 342 УК РФ); нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК РФ); нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК РФ).

4. Преступления против порядка обращения с военным имуществом, оружием, источниками повышенной опасности, использования и эксплуатации военной техники: оставление погибающего военного корабля (ст. 345 УК РФ); умышленные уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК РФ); уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (ст. 347 УК РФ); утрата военного имущества (ст. 348 УК РФ); нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ); нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК РФ); нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК РФ); нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК РФ).

Объективная сторона преступлений против военной службы может выражаться как в действии (ст. 333–336, 346 УК РФ), так и в бездействии (ст. 332, 337–344, 348–352 УК РФ) либо как в той, так и в иной форме (ст. 347 УК РФ).

Субъект преступлений против военной службы – специальный:

1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (перечисленные выше);

2) граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов;

3) военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны России, других министерств и ведомств Российской Федерации.

Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 № 280-ФЗ).

2. Утратила силу.Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ.

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

В русском писаном праве такое понятие, как воинские преступления, появляется еще в середине XVI в. В то же время научная разработка этого понятия в России начинается лишь в XIX в. Термин «воинское преступление» впервые был использован в Военно-уголовном уставе 1839 г. В ст. 2 этого устава указывалось, что преступления, совершаемые лицами военного ведомства, могут быть двух видов: «преступления собственно воинские и преступления общие, служащих по военному ведомству с лицами гражданского звания, учиненные независимо от порядка и обязанности службы».

1. Непосредственным объектом воинских преступлений является установленный в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок), охраняемый статьями гл. 33 УК.

2. Объективная сторона преступлений против военной службы состоит в нарушении установленного порядка прохождения военной службы.

Охраняемый уголовным законом порядок прохождения военной службы подразделяется на порядок подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. 332–336 УК), порядок пребывания на военной службе (ст. 337 – 339 УК), порядок несения специальных видов военной службы (ст. 340–344 УК), порядок сбережения военного имущества (ст. 346–348 УК), правила безопасности использования военно-технических средств (ст. 349–352 УК).

Военнослужащие, совершившие воинские преступления, осуждались в последние годы за уклонения от военной службы – 60 – 70%, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими – 20–30%, а также за сопротивление, принуждение и насильственные действия в отношении начальника – 5 – 10%.

Нарушения порядка прохождения военной службы, не предусмотренные статьями гл. 33 УК, не являются воинскими преступлениями (к таким нарушениям, например, как это видно из п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 03.04.2008 № 3, относится самовольное оставление части или места службы военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, продолжительностью не свыше двух суток, а проходящими военную службу по контракту – не свыше 10 суток. В таких случаях содеянное не является уголовно наказуемым, а признается грубым дисциплинарным проступком), а также деяния хотя формально и содержащие признаки того или иного воинского преступления, но подпадающие под признаки ч. 2 ст. 14 УК.

3. Субъектами преступлений против военной службы являются граждане Российской Федерации, имеющие статус военнослужащего (к ним относятся военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту), иностранные граждане, проходящие военную службу по контракту, а также граждане, находящиеся в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

В ст. 3 Закона о воинской обязанности указывается, что правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры РФ. Статьи 2, 32 указанного Закона устанавливают, что граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются указанным Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Из п. 5 ст. 34 Закона о воинской обязанности следует, что контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

В случае совершения воинских преступлений лицами, не достигшими установленного законом возраста для прохождения военной службы, оказавшимися на военной службе по ошибке или вследствие подлога документов, ответственность за преступления против военной службы исключается.

Не могут быть признаны субъектами воинских преступлений и лица, негодные или ограниченно годные к военной службе по состоянию здоровья (ст. 23, 50, подп, «г» п. 1 51 Закона о воинской обязанности). В случае совершения такими лицами общественно опасного деяния, содержащего состав общеуголовного преступления, они подлежат ответственности за это преступление.

Гражданские лица, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов не могут признаваться исполнителями воинских преступлений. Согласно ст. 34 УК такие лица могут быть признаны организаторами, подстрекателями либо пособниками в воинских преступлениях. Отдельные составы преступлений против военной службы предусматривают в качестве субъектов не всех, а лишь некоторую категорию военнослужащих. Например, в преступлениях против порядка несения специальных видов военной службы исполнителем преступления может быть только военнослужащий, который в установленном порядке исполняет или должен исполнять этот вид службы.

В законе установлена ответственность за преступления против военной службы, совершаемые только в условиях мирного времени. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.

Уголовный кодекс регулирует также вопросы уголовной ответственности военнослужащих за общеуголовные и воинские преступления в зависимости от места их совершения.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 УК военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Так, в соответствии со ст. 14 Соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой 1993 г. «О порядке использования российских военных объектов на территории Кыргызской Республики и статусе военнослужащих Вооруженных Сил РФ в Кыргызской Республике» в случае совершения лицами, входящими в состав Вооруженных Сил РФ, преступлений против Российской Федерации, против членов их семей и по делам о воинских преступлениях применяется законодательство РФ [1] .

Как правило, международные договоры устанавливают следующий порядок:

– за преступления против Российской Федерации, против лиц, входящих в состав Вооруженных Сил РФ, или членов их семей, не являющихся гражданами иностранного государства, а также за воинские преступления и преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей, российские военнослужащие, находящиеся за границей, несут ответственность по законодательству своей страны;

– за преступления, совершенные вне пределов дислокации воинской части, носящие общеутоловный характер и совершенные в отношении граждан страны пребывания, военнослужащие несут уголовную ответственность по законодательству страны пребывания.

Лица, совершившие преступления на военном корабле или военном воздушном судне РФ, независимо от места их нахождения на основании ст. 11 УК несут ответственность по УК, так как военный корабль или военное воздушное судно под флагом РФ считается территорией РФ, где бы они ни находились.

С принятием КС РФ Постановления от 20.04.2009 № 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 38 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” в связи с жалобой гражданина И. Н. Куашева» [2] , в соответствии с которым признана противоречащей Конституции норма, содержащаяся в п. 11 ст. 38 Закона о воинской обязанности, особую актуальность приобретает проблема законодательного регулирования правового статуса военнослужащих, у которых срок военной службы по призыву либо по контракту истек, однако они не исключены из списков личного состава части.

Принципиальное значение имеет решение этого вопроса при рассмотрении судами уголовных дел. Согласно комментируемой статье воинскими считаются преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих (т.е. совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих) с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Только в этот период на гражданина могут быть возложены обязанности военной службы и он может быть привлечен к уголовной ответственности за их невыполнение, поэтому определение начала и окончания срока военной службы имеет определяющее значение в уголовном судопроизводстве по данной категории дел.

И если с началом срока военной службы вопросов у судей не возникает, то в связи с противоречивостью формулировок в Законе о воинской обязанности, определяющих окончание срока военной службы, при рассмотрении уголовных дел о воинских преступлениях возникают проблемы.

Суть их заключается в том, что ст. 38 этого Закона четко определяет сроки военной службы как по призыву, так и по контракту. Именно на такие сроки на граждан при призыве возлагаются, а при поступлении на военную службу по контракту граждане сами принимают на себя обязанности военной службы, за несоблюдение которых они могут нести уголовную ответственность.

В ст. 32 указанного Закона, в частности, закреплено, что в контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу и срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, а условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина в течение установленного контрактом срока добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Определяет Закон и момент окончания военной службы, которым согласно п. 11 ст. 38 следует считать дату исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, и при этом обоснованно устанавливает, что военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы. Более того, в п. 3 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (в ред. от 25.03.2013), разъяснено, что данный срок истекает: а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву; б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.

В случаях, когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

Каких-либо оснований, предусматривающих возможность продления гражданину установленного законом срока военной службы по призыву или по контракту, в действующем законодательстве РФ не имеется.

Указанное абсолютно конкретное и полностью соответствующее Конституции и всем другим законодательным нормам требование Закона о воинской обязанности подменяется, однако в том же Законе и других нормативных актах указанием на то, что дата исключения из списков личного состава части в некоторых случаях может не совпадать с окончанием срока службы, и таким образом фактически принудительно продлевается определенный Законом для граждан срок службы по призыву и срок, на который гражданин дал согласие проходить службу по контракту, без законодательного изменения самого срока службы.

К таким случаям п. 11 ст. 38 Закона о воинской обязанности и Положение о порядке прохождения военной службы относит случаи, когда: военнослужащий находится на стационарном лечении; военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас; военнослужащий участвует в походах кораблей; военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного; военнослужащий безвестно отсутствует – до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; военнослужащий находится под следствием, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Большинство указанных случаев установлено в интересах военнослужащих и поэтому не нарушает их прав.

4. С субъективной стороны воинские преступления характеризуются как умыслом (прямым или косвенным), так и неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

В некоторых составах преступлений против военной службы в качестве обязательных признаков выделяются мотив и цель. Особенностью данных признаков субъективной стороны в воинских преступлениях является различный способ их отражения в законе.

В одних статьях (ст. 334, 336, 338, 339 УК) они непосредственно указаны. В ст. 334 УК мотив отражен, например, с помощью обобщающего понятия «в связи с исполнением обязанностей военной службы».

В ряде статей главы 33 УК (ст. 332, 333, 340, 341, 346 УК) отсутствует указание на мотив и цель. Например, в ст. 340 УК (нарушение правил несения боевого дежурства) цель не указывается. Однако в этом воинском преступлении она подлежит выяснению, так как может влиять на квалификацию содеянного.

5. Существенно изменены нормы о назначении и отбывании наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Это наказание впервые включено в УК в перечень уголовных наказаний и выделено в качестве самостоятельного вида наказания (п. «к» ст. 44). Данный вид наказания является более строгим, чем арест, и более мягким, чем лишение свободы на определенный срок. Оно может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание прямо предусмотрено в санкциях 18 статей гл. 33 УК (ст. 332–337, 339–350). В соответствии со ст. 55 УК содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено военнослужащим и за совершение общеуголовных преступлений взамен лишения свободы на срок не свыше двух лет.

Уголовный кодекс (ч. 3 ст. 81) предусматривает, что военнослужащие, отбывающие содержание в дисциплинарной воинской части либо арест, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае признания их негодными к военной службе.

Поскольку отбытие наказания в виде направления в дисциплинарную воинскую часть связано с прохождением военной службы, то лицо, осужденное к этому наказанию, сохраняет статус военнослужащего с ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Направление в дисциплинарную воинскую часть не может быть назначено подсудимому, который по состоянию здоровья не годен к военной службе либо к моменту вынесения приговора фактически отслужил установленный законом срок службы по призыву.

Статья 73 УК допускает условное осуждение к содержанию в дисциплинарной воинской части, когда суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, а ст. 79 УК – условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Поскольку содержание в дисциплинарной воинской части применяется только к военнослужащим, проходящим военную службу, постольку отмена условного осуждения к содержанию в дисциплинарной воинской части или условно-досрочного освобождения от содержания в дисциплинарной воинской части (ч. 3 ст. 74 и п. «а» ч. 7 ст. 79 УК) в отношении лиц, уволенных к моменту принятия такого решения с военной службы, должна производиться судом по месту жительства осужденных. При этом суд, принявший решение об отмене условного осуждения к содержанию в дисциплинарной воинской части или условно-досрочного освобождения от содержания в дисциплинарной воинской части, заменяет содержание в дисциплинарной воинской части на другой, более мягкий вид наказания.

В соответствии со ст. 86 УК судимость лиц, отбывших наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, погашается по истечении одного года после отбытия данного наказания.

Ограничение по военной службе (ст. 51 УК) как вид уголовного наказания на срок от трех месяцев до двух лет за преступления против военной службы предусмотрено в санкциях 16 статей гл. 33 УК (ст. 332–334, 336 – 337, 339 – 349). Данное наказание может быть назначено военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и за совершение общеуголовных преступлений вместо исправительных работ на срок до двух лет. В соответствии с ч. 2 ст. 51 УК во время отбывания этого наказания осужденный военнослужащий не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Из денежного довольствия осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%.

Ограничение по военной службе может быть назначено условно (ст. 73 УК). К лицам, отбывающим это наказание, может применяться условно-досрочное освобождение (ст. 79 УК).

При осуждении военнослужащего за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом его личности суд может лишить его воинского звания и государственных наград (ст. 48 УК).

В соответствии со ст. 54 УК наказание в виде ареста на срок от одного до шести месяцев применяется к военнослужащим на общем основании, однако это наказание они отбывают на гауптвахте, сохраняя статус военнослужащего.

  • [1] СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4088.
  • [2] СЗ РФ. 2009. № 19. Ст. 2390.

Смотрите так же:

  • Ставка налога усн в санкт-петербурге 2018 УСН 2018 в СПб: ставки, условия, расчет, изменения УСН 2018 в СПб: вся информация, основная ставка 6% и «доходы минус расходы» по 7%, последние изменения, законодательство, ответственность, отчетность, и все об этой схеме налогообложения для индивидуальных […]
  • Слова на правило словообразование 2.11. Основные способы словообразования Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами: А) морфологический способ (с помощью слово­образовательных морфем – приставок, суффиксов и др.); Б) сращение словосочетания в одно слово; В) […]
  • Полномочия участников проекта Участники проекта (субъекты управления) Активные участники проекта , как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя являются субъектами управления в системе управления проектами. Управляет проектом команда проекта, которую возглавляет руководитель […]
  • Право наследства 2014 Налог на наследство по завещанию, по закону, при наследовании квартиры? Налог на наследство по завещанию был отменен в России с января 2006 года. Такая же судьба постигла налоги на иные разновидности процедуры наследования, которые в настоящее время не […]
  • Является ли перечень прав адвоката закрытым Конференция ЮрКлуба как определить закрытый или открытый перечень -Tresh- 05 Май 2006 Подскажите, пожалуйста, на основании чего можно считать перечень в той или иной статье законаоткрытым или закрытым. Есть ли какой-то общий определяющий это принцип или это […]
  • Приказ на производственную практику студента Если у предприятия заключен договор с каким-либо образовательным учреждением, то при организации практических работ составляется приказ о прохождении производственной практики. Этот документ закрепляет пребывание обучающихся на каких-либо рабочих местах, […]
  • Закон о почтовой связи 22 Федеральный закон «О почтовой связи» от 17.07.1999 N 176-ФЗ ст 22 (ред. от 06.07.2016) Статья 22. Ограничения в пересылке по сети почтовой связи предметов и веществ В почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах Российской Федерации, запрещены к […]
  • Сроки сдачи деклараций по налогам в 2014 году Сроки сдачи декларации по НДС за 1 квартал 2018 года Отправить на почту Декларация по НДС 1 квартала - срок сдачи выпадает на 25 апреля. О других отчетных сроках по этому налогу, а также об отчетных датах для спецрежимников и о сроках представления формуляра […]