Демократия равенство перед законом

12. Либерализм и равенство

12. Либерализм и равенство

Либерализм требует, чтобы раз уж государство определяет условия, в которых действуют люди, формальные нормы и правила должны быть для всех одинаковыми. Либерализм против всяких правовых привилегий, против предоставления преимуществ отдельным лицам и группам. Но государство, не прибегающее к произвольному принуждению, может контролировать только малую часть условий, определяющих перспективы для очень разных индивидов, разных по своим знаниям и способностям, живущих в разной (физической и социальной) среде, а равная ответственность перед законом с необходимостью порождает очень разные результаты деятельности; для достижения равенства возможностей или позиций нужно было бы, чтобы правительство ко всем относилось различно. Иными словами, либерализм просто требует того, чтобы процедуры или правила игры, определяющей относительное положение разных людей, были справедливыми (или по крайней мере не были бы несправедливыми), но он не требует справедливости результатов; ведь в обществе свободных людей эти результаты всегда будут зависеть от действий самих людей и от множества других обстоятельств, которые нельзя предвидеть и которыми никто в их целостности не в состоянии управлять.

В лучшую пору классического либерализма это требование формулировалось как «открыть дорогу талантам» или не столь точно и несколько темно как «равенство возможностей». Но на деле это означало только требование убрать те препятствия к продвижению на высшие позиции, которые существовали благодаря правовой дискриминации. Отсюда не следовало, что можно уравнять шансы отдельных людей. Перспективы оставались неодинаковыми не только в силу различия личных способностей, но главным образом из-за несходства окружения, и прежде всего семейного круга. Именно по этой причине в свободном обществе не может быть реализована идея, оказавшаяся столь привлекательной для большинства либералов, что справедливым можно считать только такой порядок, который обеспечивает равенство стартовых возможностей; для осуществления этого идеала пришлось бы манипулировать людьми и обстоятельствами, что совершенно несовместимо с идеалом свободы, при которой каждый может использовать собственные знания и способности для формирования своего окружения.

Хотя степень материального равенства, достижимого с помощью либеральных методов, резко ограниченна, борьба за формальное равенство, т. е. борьба против всякой дискриминации по признаку социального происхождения, национальности, расы, вероисповедания, пола и т. п., остается одной из важных характеристик либеральной традиции. Хотя либерализм не верил в возможность избежать больших различий в материальном положении, он надеялся на смягчение последствий благодаря усилению вертикальной мобильности. Главным инструментом этого считалась организация (а где нужно — за счет общественных средств) единой системы образования, так чтобы вся молодежь начинала с одной ступени, имея возможность подниматься в соответствии со способностями. Многие либералы стремились хотя бы уменьшить препятствия, прикрепляющие людей к унаследованному социальному положению, посредством предоставления определенных услуг тем, кто еще не может позаботиться о себе.

Сомнительней совместимость с либеральной концепцией равенства другой меры, также нашедшей поддержку в либеральных кругах — использование прогрессивного налогообложения для перераспределения доходов в пользу бедных классов. Поскольку невозможно найти критериев, которые бы сделали совместимыми прогрессивный характер ставок налогообложения налогов и принцип равенства перед законом или ограничивали бы степень дополнительного налогового давления на более богатых, можно считать, что принцип прогрессивного налогообложения в целом противоречит принципу равенства перед законом. В девятнадцатом веке либералы в целом так и понимали этот вопрос.

Эссе о демократии

Рассмотрим две диаметрально противоположные формы государственного правления: монархию и демократию. С сегодняшней точки зрения демократия – одна из высших ценностей, святыня современной европейской цивилизации, а монархия, абсолютизм – признаются внеисторическим, вневременным злом (во веки веков). А что же на самом деле? Что подсказывает диалектика?

Что такое демократия? Это власть народа! Но! Над кем (чем)? Это власть народа абстрактного над человеком конкретным. Все уравниваются перед законом. Но Закон не Бог С ним не поговоришь, и поддержку найдешь не всегда. Закон «холоден», чужд и безразличен к Человеку. В условиях демократии Человек оказывается отчужденным от человекосоразмерного социума, в котором его знают, любят, ценят (по заслугам) и защищают конкретно!

Другое дело в монархическом государстве: человек – не социальный атом, а член микросоциума – общины, мира, марки. А в общине работает прямая и непосредственная демократия. Человек значим для общины, община значима для человека. Конкретные проблемы решаются конкретно, всем миром. Монарх практически никакого значения не имеет. Он занят своими вассалами, боярами, дворянами и внешней политикой. До народа как такового ему дела нет!

Что же происходит при эволюции от монархии к демократии? Ну, во-первых, в условиях демократии до Человека вообще никому нет дела. Парадокс современного общества в том, что Человек никому не нужен, и в тоже время ему некуда спрятаться! Что же происходит? (1) разрушается община; следовательно (2) человек атомизируется и обезличивается; (3) обретая равные права все и каждый становятся бесправными во всех сферах жизни, ибо равенство перед Законом требует постоянного суда и денег. Конфликтность – естественное следствие из равенства, так как если все равны, то каждый претендует на то, что он, и именно он прав, а выход – суд; (4) падает ответственность главы государства (президента), ибо всегда можно сослаться на несовершенный Закон, упрямый парламент, непокорный народ и другие ветви власти в случае неудачи.

А что остается инвариантным при переходе от монархии к демократии?

Инвариантны функции главы государства: управлять Целым и отвечать за Целое; инвариантен механизм влияния народа на политику властей – бунт, саботаж, забастовка, гражданская война.

Таким образом, Монархия – это саморегуляция общества на уровне микросоциума при протекторате государства, царя, думающего о макросоциуме. Соподчинение макро- и микросоциума, их гармония и есть условие социальной комфортности существования человека.

Демократия – это саморегуляция только на уровне макросоциума, ибо микросоциума (общины) просто нет. Поэтому демократия и тоталитаризм – две стороны одной медали. Поэтому XX век – век тоталитарных режимов. Противовесом «демократии», тоталитаризму становится Закон, Профсоюз, политические партии и движения и неообщины – религиозные, национальные, сексуальные. Но это все суррогаты. Настоящая соседская община способна хранить традицию, соблюдать моральные нормы, воспитывать, а не только защищать. В условиях диктатуры демократических ценностей это невозможно. Ибо Человек смотрит на мир в таком обществе глазами выгоды и частного интереса и не приемлет никакого ограничения, кроме Власти Закона. Но Закон позволяет искать выгоду. Вся наша культура позволяет искать выгоду. Выгодно – буду членом профсоюза, не выгодно – не буду. Выгодно – буду членом партии, не выгодно – не буду и т.д.

Монархия – власть народа.

Демократия – власть отдельных эгоистов.

В условиях монархии субъектами диалога между государством и подданным является чиновник и община, а в условиях демократии – чиновник и человек.

Община – буфер, смягчающий отношения между государством и индивидом. Она ограничивает (воспитывает) человека и ограничивает произвол государства, тем самым человека защищает от произвола государства, а государство – от произвола человека!

Еще один вопрос, приобретающий необычное звучание в условиях демократии – проблема авторитета. «Не сотвори себе кумира» – это так, но как реально жить без образца? Демократия в этом плане пакостная штука. Декларируется право каждого на авторитетность. Абсурд! Каждый, якобы, имеет право на выработку и принятие решений. Абсурд! А компетентность? А ответственность?! Это в современном-то сложнейшем и глобализированном мире. Кто будет решать, по какому пути развиваться энергетике? Кто будет решать, какую проводить демографическую политику? Кто будет решать, какую модель экономики выбрать, чтобы она и природосовместимой была, и человекоцентрированной и способствовала социальной стабильности?! Только эксперты! Но. Только ли?! Они нарешают. До фашизма! «Наука – угроза демократии» (П.Фейерабенд). Вот вам и реальная коллизия: авторитетный и компетентный фашизм – демократическая некомпетентная безответственность.

Демократия – это хаос, безвекторность, статистическая причинность и «статистическая ответственность», вернее безответственность. Но где же присущие Человеку по природе Разум, Воля и Чувства? Где же достойные Человека Чистота Помыслов, Напряжение Воли, Радость Чувств?

У демократии нет Авторитета. Но без Авторитета нет ни Истины, ни Правды! А чего без них стоит вся человеческая жизнь?! Возня.

Особенно опасна зрелая, а точнее – выродившаяся демократия. Святынями демократии являются Жизнь, Свобода, Собственность, Равенство. Кому удалось сохранить Жизнь в процессе выплавки демократии – приступили к стяжанию собственности, и если при этом сумели сохранить свободу – продолжили этот процесс. Но в результате все потеряли Равенство. В первоначальном смысле оно сохранилось (равенство перед Законом), но реально оно исчезло: Равенство возможностей и равенство участия в демократическом управлении (да и было ли когда?). Теперь Деньги дают большую Власть, чем голоса избирателей. Возникает «внутридемократическая» коллизия: Собственность отрицает Равенство, Собственность сковывает Свободу, а Свобода стремится вернуть Равенство путем ограничения Свободы Собственника. То есть, мы должны выбрать между Демократическими Святынями: либо Свобода и Равенство, либо Собственность. Но Собственность в пределе – это диктатура Денег, а Свобода и Равенство в пределе – это коллективная безответственность, анархия, хаос.

Необходимо соблюдение меры, нужна гармония и механизм поддержания гармонии.

Но. И это все полумера. Ибо Свободы, Собственности, Равенства недостаточно для нормальной Жизни. Человеку и Обществу необходим Смысл. Нужна Духовная Метасистема. А что мы имеем? Идею Вечного Прогресса? Но Прогресс – это процесс. А какова Цель, Критерий, Цена? Сытость, степень сытости и любая соответственно? Даже если и так, то от этого ни Смысла, ни Радости не прибавляется. Сегодня результатом прогресса стал «сытый суицид» для индивида, «экономический суицид» для общества и экологический кризис для Природы.

Мы обязаны строить «Новую Духовную Метасистему», «новую культуру», в которой обязаны обуздать Свободу и Собственность ради Жизни, и отказаться от Равенства – ибо его нет и никогда не было.

Защищать выродившуюся демократию может только тот, кого она кормит. Но и при этом такого человека можно лишь понять, но не простить.

«Семена демократии», которые сегодня щедро сеет США по всему миру – дают хороший урожай и прибыль для сеятеля, но сильно истощают «почву». А без почвы, как известно, будет беспочвенность, т.е. не будет ничего. Этого ли «сеятеля» ждет Земля?!

38. Демократия как форма правления и как политич. Режим.

Демократия— с древнегреч. -народовластие — это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал обществ-го устройства : свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с гос-вом, а значит с принуждением, и в лучшем случае явл-ся властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим— характеризуется высокой степенью политич. свободы человека, реальным осущ-ем его прав, позволяющим ему оказывать влияние на гос. управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу

Характерные чертыдемократич. режима:

Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

Периодическая выборность основных органов гос-ва. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок.

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократич.путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства сост. один из основных принципов демократич. гос-ва. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократич., независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правит-ва.

Равенство прав граждан на участие в управлении гос-вом: свобода создания политич. партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в гос-ве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократиивсе граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзовэ Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политич. решений и в контроле за их осущ-ем), а при плебисцитарной демократии возможности политич. влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумами. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, кот. обычно готовится президентом, правительством , партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть — граждане избирают в органы власти своих представителей, кот. призваны выражать их интересы в принятии политич. решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: народовластие — т.е. признание народа источником власти, сувереном; правительство основано на согласии управляемых; признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм.

Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика.

В президентской республике(США, Бразилия и др.) президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы гос-ва и главы правит-ва. Он избирается прямым голосованием на определенное время. Правительство формир-ся президентом, но зачастую с согласия парламента и несет перед ним ответственность. В президентской республике управление строится на основе жесткого разделения властей: парламент принимает законы, президент управляет. Президент лишен права роспуска парламента, и наоборот, парламент в случае грубого нарушения им конституции или злоупотребления властью может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В президентской республике президент имеет право вето на законы, принятые парламентом, кот. м.б. преодолено повторным голосованием.

Парламентская республика(ФРГ, Италия, Эстония) хар-ся верховенством парламента в организации гос. жизни страны. Взаимоотношения законодат. и исполнит. власти строятся на принципе сотрудничества. Президент парламентской республики (если он имеется) явл-ся главой гос-ва, но исполнит. власть сосредоточена у правит-ва во главе с премьер-министром. Правительство формир-ся партией или коалицией партий, получивших большинство депутатских мест в парламенте, оно ответственно перед парламентом. Парламент явл-ся единственным законодат-ным институтом. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов.

Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство.

Второй тип — это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения ) различных партий, из кот. ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными ( Италия ).

Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным, кот. учитывает существующие особенности регионального или этнического большинства. Это система заранее спланированных компромиссов, т.е. ситуация, при которой защищены права всех групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.

Современная демократия — это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве , как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода — равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство — это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Демократия равенство перед законом

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. δημοκρατία – народовластие) – форма государственного устройства, при которой осуществляется народное правление большинства населения в интересах большинства и с помощью большинства. Впервые демократический государственный строй был осуществлен в Древней Греции в Афинах при Солоне (7 в. до н.э.) и развит Клисфеном (кон. 6 в. до н.э.) в его «представительном правительстве» – Совете пятисот. Сам термин «демократия» стал употребляться для обозначения существовавшей в Афинах формы государственного строя позже, примерно с сер. 5 в. Первоначально употреблялось слово «исономия» (ἰσονομἰα – равенство всех перед законом) и родственные ему «исэгория» (ἰσηγορἰα – равное для всех граждан право говорить в народном собрании и подавать голос), «исократия» (ἰσοκρατἰα – равновластие). Античные авторы (Платон, Аристотель, Геродот) рассматривали эту форму правления как полисное устройство, при котором всю полноту и равенство прав имеют только свободные граждане-уроженцы. Метеки (переселенцы-полуграждане) были существенно ограничены в правах, а рабы никаких прав не имели вовсе.

Демократические свободы Нового времени существенно шире свобод античной республики, основанной на рабстве, т. к. становятся формальным правом каждого, а не привилегией немногих. Особое развитие идея подзаконности всех граждан, государственных и общественных организаций получила в концепции демократии А. де Токвиля, наиболее влиятельной в современных социально-политических исследованиях. Токвиль понимал под «демократией» не только определенную форму организации общества. По его мнению, это – и процесс, происходящий в обществе. Токвиль впервые предостерегал об опасности сочетания формального равенства и абсолютной власти – «демократического деспотизма».

Философская основа демократии – соотношение свободы и равенства, как социально-политических ценностей, реальное воплощение которых происходит в соответствующих государственных институтах демократии – прямой или представительной. Последняя сейчас наиболее распространена в виде правового государства с его верховной властью, которая, однако, не распространяется на неотделимые и неотчуждаемые права личности. Гарантией прав личности в таком государстве является разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной, децентрализация власти в социально-экономической и культурной сферах (теория «институциональной инфраструктуры» органов власти). При этом защиту прав граждан берут на себя демократические ассоциации –гражданские и политические. Они становятся посредниками между центральной властью и различными слоями общества, представляя интересы последних, отстаивают неотчуждаемое право граждан на независимость и свободную инициативу, которое является подзаконным. Реальному осуществлению прав человека в обществе служат также свобода печати и суд присяжных.

Согласно теоретикам демократии 20 в. (напр., Й.Шумпетеру и У.Ростоу), либеральные общечеловеческие ценности такие, как уважение к личности и равенство всех людей, свобода слова и печати, свобода совести и т.д., наилучшим образом обеспечиваются именно посредством расширения участия масс в политической жизни. Р.Даль и Ч.Линдбдом с помощью категории «полиархия» проводят более реалистический анализ существующих демократических систем, оставляя в стороне абстрактные демократические идеалы. Реальное воплощение народовластия существенно затруднено прогрессирующей в современном обществе концентрацией экономической власти в руках «властвующей элиты», создающей олигархическую модель власти и политики, часто из демократии превращающейся в клептократию.

1. Даль Р. Введение в теорию демократии. М, 1991;

2. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997;

3. Новгородцев Л.И. Кризис современного правосознания. М., 1909;

4. Политическая наука: новые направления. М., 1999;

5. Токвиль А. Де. Демократия в Америке. М, 1992;

6. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия. М, 1995;

7. Hall P.R. Governing the Economy: The Politics of Slate Intervention in Britain and France. Cambr., 1986;

8. Hoffman G. State, Power and Democracy. Brighton, 1988;

9. Nordlinger E. On the Autonomy of the Democratic State. Cambr., 1981.

Политические режимы. Демократия. Гражданское общество

Дадим характеристику различным типам политического режима. Назовём формы и признаки демократии, а также её недостатки. Раскроем сущность понятий «гражданское общество» и «правовое государство».

Конспект занятия «Политические режимы. Демократия. Гражданское общество»

Обществознание ЕГЭ, занятие 19

Занятие 19. Политические режимы. Демократия. Гражданское общество. Правовое государство

Политический режим – совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.

Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, т. е. государства, политических партий и движений, политических институтов и т. д.

Авторитаризм: «Разрешено всё, кроме политики». Основные черты:

жёсткий контроль политической сферы общественной жизни;

правящая партия огосударствлена;

деятельность оппозиции возможно, но ограничена жёсткими рамками;

права и свободы граждан декларируются, но не защищены законом от произвола властей, политические права фактически отсутствуют;

закон защищает государство, а не личность;

в сферах, не связанных с политикой может быть относительная свобода (например, рыночные отношения в экономике).

Тоталитаризм: «Запрещено всё, что не разрешено государством». Основные черты:

государство осуществляет контроль всех сторон общественной и частной жизни; запрещено всё, что не разрешено законом;

однопартийная система, деятельность оппозиции не допускается;

существует единая обязательная идеология;

права граждан не защищены от произвола властей, осуществляются массовые репрессии;

в экономике – государственная, командно-административная система;

происходит милитаризация общества.

Демократия: «Разрешено всё, что не запрещено законом».

Демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) – политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Признание народа источником власти и носителем суверенитета.

Граждане формируют законодательные органы власти страны и субъекта федерации, выбирают главу государства, органы местного самоуправления. По принципиальным вопросам общественной жизни они могут высказать своё мнение, участвуя в референдуме.

Развитая система органов местного самоуправления.

Равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни.

Формальное равенство – равенство всех перед законом; не означает полного социального равенства.

Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства.

Свободные, всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании.

Принцип большинства — именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю.

Право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства).

Политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции.конкуренция в политической сфере.

Плюрализм – многообразие мнений, взглядов, политических направлений и т.п. как один из принципов демократического устройства общества.

Наличие независимых средств массовой информации.

Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.

Развитое гражданское общество.

Условия существования демократии

Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам.

Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, как основа независимости (пусть даже и относительной) человека от государства.

Высокая степень развития общей и политической культуры общества, социальная и политическая активность граждан и их добровольных объединений, развитость гражданского общества.

Прямая демократия (непосредственная) – граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений (используется главным образом на уровне местного самоуправления).

Представительная демократия – граждане участвуют в принятии решений через своих представителей (депутатов), избранного ими главу государства и т. д.

Плебисцитная (от лат. plebs простой народ, scitum решение, постановление) демократия граждане могут только поддержать или отвергнуть предлагаемое решение, однако сами принять участие в его подготовке и контролировать его выполнение граждане не в силах (референдум, прямое голосование, всенародное обсуждение и др.).

Гражданское общество сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций, и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;

– совокупность негосударственных добровольных объединений граждан, которые преследуют личные и групповые интересы;

– особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

В гражданском обществе осуществляются горизонтальные социальные связи.

Предпосылки возникновения гражданского общества

частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.

большой удельный вес в обществе среднего класса.

юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.

обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести.

Структура гражданского общества

политические партии и лоббистские (от англ. lobby кулуары, коридор) организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти;

общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.)  группы интересов добровольные или вынужденные объединения людей для удовлетворения и отстаивания жизненно-значимых интересов её членов в отношениях с государством, остальной частью общества, политическими институтами и др. субъектами:

профсоюзы рабочих и служащих;

фермерские (крестьянские) организации и союзы;

профессиональные ассоциации предпринимателей;

феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения;

союзы ветеранов и др.

Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы.

Добровольные хозяйственные объединения людей (союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества).

Научные и культурные организации, спортивные общества, клубы по интересам.

Независимые средства массовой информации.

Соотношение гражданского общества и государства

Функции гражданского общества

Воздействует на человека (с помощью негосударственный способов и санкций), вынуждая его соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание индивидов.

Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности.

Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть.

Правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Признаки правового государства:

верховенство закона – господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

признание и гарантирование прав и свобод человека: эти права даются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями (теория естественного права);

взаимная ответственность государства и гражданина;

Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Человеку разрешено всё, что не запрещено законом; государству запрещено всё, что не разрешено законом».

разделение ветвей государственной власти;

Законодательная, исполнительная и судебная власть действуют в рамках своих полномочий. Они не вмешиваются в сферу деятельности друг друга, но могут контролировать друг друга: система сдержек и противовесов. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране.

разграничение полномочий между органами власти различных уровней (общегосударственных и местных);

контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Действенный контроль возможен только в условиях независимости судебной власти.

В государстве Z каждые три года проходят парламентские выборы. Какие из перечисленных признаков позволяют считать политический режим в государстве Z тоталитарным? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) прогрессивная система налогообложения

2) отсутствие реально действующих гражданских прав и свобод

3) государственный контроль над частной жизнью граждан

4) монополия государства на правотворчество

5) наличие правоохранительных органов

6) единственная государственная идеология

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «политический режим».

1) Авторитаризм; 2) федерализм; 3) тоталитаризм; 4) монархия; 5) демократия; 6) диктатура.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Выберите верные суждения о демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) При демократии отсутствует общественный контроль над деятельностью правительства.

2) При демократии народ имеет право самостоятельно решать свою судьбу.

3) Личность человека признаётся наивысшей ценностью в демократическом государстве.

4) К признакам демократии относят подчинение суда законодательным органам.

5) Один из принципов демократии – политический плюрализм.

Политическая реформа в стране Z способствовала развитию демократии. Какие изменения в жизни общества непосредственно отражают этот процесс? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отмена общеобязательной официальной идеологии

2) разрешение деятельности политической оппозиции

3) выборы президента на альтернативной основе

4) принятие новых законов

5) закрытие негосударственных учебных заведений

6) переход к унитарной форме государства

Что является обязательными требованиями для избирательной системы в демократическом обществе?

1) имущественный ценз

2) безальтернативность выборов

3) ценз гражданства

4) открытое голосование с информацией о кандидате

5) равенство голосов граждан

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ЧЕРТЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству

Многообразие и свободная конкуренция
в политическом процессе различных политических идей, взглядов, программ

В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Утверждена республиканская форма правления.

2) Законодательно введена самостоятельность и независимость ветвей власти.

3) В основном законе государства отражены и реализуются на практике гарантии прав и свобод личности.

4) На выборах победила консервативная партия.

5) Провозглашено верховенство закона во всех сферах жизни.

6) Граждане поддерживают проведённые преобразования.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гражданское общество».

1) Судебная власть; 2) общественная организация; 3) частный интерес; 4) социальная активность; 5) горизонтальное социальное взаимодействие; 6) законодательная власть.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества?

1) Министерство образования объявило о проведении конкурса «Учитель года».

2) На собрании жителей микрорайона было принято решение о благоустройство детских площадок.

3) По всей стране прошли парламентские выборы.

4) Мэрия города установила новые светофоры на дорожных переходах возле детских садов.

5) Граждане проявили активность в благоустройстве своего района, организаций досуга несовершеннолетних.

6) В городе Z учителя-математики создали свою профессиональную ассоциацию.

Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие правовое государство от всех прочих государств, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) равное действие закона для всех граждан, государственных органов и должностных лиц

2) действие принципа независимости и разделения властей

3) наличие суверенитета государства

4) формирование государственной службы, состоящей из профессиональных чиновников

5) верховенство закона

6) наличие армии и полиции, выполняющих функции защиты государственных интересов

Потренируйтесь в решении заданий второй части ЕГЭ

Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса.

С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

21. Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?

22. Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Укажите ещё одну функцию.

23. На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.

24. Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический плюрализм»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом плюрализме.

Определите роль гражданских неполитических организаций (институтов гражданского общества) в развитии политической системы современного демократического общества. Приведите три примера, иллюстрирующие партнёрское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

Политолог так определил сущность демократии: «Неотчуждаемая верховная власть, равенство перед законом и в правах, общественная свобода – вот три основных положения всякой истинной демократии». Приведите любые три не упомянутые автором принципа демократии.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Организация власти в демократическом государстве». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Тоталитаризм – образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти».

«Демократия означает возможно полную свободу личности, свободу её исканий, свободу состязания мнений и систем». (П.И. Новгородцев)

«Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели». (Дж. Б. Шоу)

Задания по теме для самостоятельного решения

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово или словосочетание (без пробелов и каких-либо знаков препинания).

Рав­но­пра­вие, де­мо­кра­тия, по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм, права мень­шин­ства, пар­ла­мен­та­ризм.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «правовое государство».

1) Главенство права; 2) однопартийность; 3) разделение властей; 4) права человека; 5) взаимная ответственность личности и государства; 6) верховенство исполнительной власти.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны (в порядке возрастания, без пробелов и каких-либо знаков препинания).

Какие из перечисленных примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? Запишите цифры, под которыми они указаны (в порядке возрастания, без пробелов и каких-либо знаков препинания).

1) Ассоциация композиторов организовала благотворительный марафон в поддержку ветеранов войны.

2) Министерство культуры разработало программу творческого конкурса «Мир глазами необыкновенных детей».

3) В стране прошли выборы в парламент.

4) Благодаря инициативе представителей общественных организаций было запрещено строительство нового супермаркета в исторической части города.

5) Союз предпринимателей учредил стипендии для студентов частных вузов.

6) Правительственная газета опубликовала критическую рецензию на новый исторический телесериал.

Принцип равенства перед законом и судом – важнейший аспект в Российском законодательстве

Принцип равенства всех граждан перед законом считается конституционным и правовым положением в кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

Обеспечение равноправия всегда являлось одним из основных идей и призывов. На сегодняшний день данная норма закреплена на конституционном уровне почти во всех странах мира.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 288-16-85 . Это быстро и бесплатно !

Суть принципа

Рассмотрим подробнее, кто в РФ имеет право на равенство перед законом и судом. Равенство всех перед законом (равноправие) — это главный принцип, соответственно которому граждане, в независимости от их статуса, пола, сексуальной ориентации, нации, места жительства, религиозной веры, считаются равными перед законом.

Дискриминация – нарушение данной нормы.

Равноправие является общим принципом права и делает упор на права и ограничения человека.

Равноправность перед законом подразумевает идентичное использование позиций, которые зафиксированы в законодательстве.

Данное правило применяется также в действующем кодексе России.

Статья закона

Cтатья 1.4 КоАП Российской Федерации гласит о том, что граждане, которые совершают преступление, всегда имеют равные права перед законом.

Запрещенными остаются всякие виды ущемления граждан, касающихся признаков языковой, социальной и национальной принадлежности, поэтому они имеют одинаковые законные права и возможности.

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) предусмотрены особенные применения условий по делу о правонарушении и притягивании к административной ответственности должностных физических лиц, которые осуществляют государственные роли.

Адвокаты также подвергаются административному поручительству, независимо от места нахождения или административной подчиненности.

Только после установления личности физическое лицо немедленно освобождают либо подвергают административному взысканию.

Органы или должностное лицо, которые ведут дело, не имеют права кого-то выделять, оказывать предпочтение или же особо ущемлять, так как все стороны занимают равные позиции и имеют одинаковое процессуальное положение, а также пользуются идентичной совокупностью прав.

Равноправие участников процесса распространяется на все стадии делопроизводства. Возможность использования прав всегда является одинаковой и реальной, поэтому законы предусматривают дополнительные гарантии физическим лицам, у которых нет возможности профессионально защищать свои права.

Обязательно государственный защитник будет предоставлен в делах немых, несовершеннолетних, глухих и слепых, то есть тех, кто полноценно не сможет производить отстаивание своих прав.

Если же физическое лицо не владеет национальным языком – в любом случае ему предоставляется возможность пользоваться своим языком с помощью переводчика.

Равенство перед судом

Это значит, что все граждане, предстающие перед судом, всегда наделены одинаковыми законными правами и надлежащими обязанностями. То есть, если гражданина вызвали в суд, то независимо от национальной принадлежности, должностного или социального положения, он должен туда явиться в назначенное время и дать правильные и правдивые показания.

Принцип равноправия обладает признаками, которые:

  • являются ответственной идеей, зафиксированной в нормативных актах Конституции РФ;
  • выражают демократический принцип России и надлежащие права, степень социального и экономического улучшения;
  • представляют собой важную часть системы принципов, где любое правонарушение может привести к наказанию, предусмотренному законодательством.

Итак, принцип равенства граждан перед законом и судом заключается:

  1. В гарантии законных интересов всех граждан, которые совершили злодеяние, а также покрытии ущерба, причиненного правонарушением.
  2. В предоставлении законных потребностей для каждого гражданина, вовлеченного в область криминального разбирательства, защите от всевозможного ограничения в процессе уголовного действия.

На основе этого можно утверждать, что за последнее время введение разных законов и прав о принципе равенства граждан, стало настоящей тенденцией.

Данное законодательство, выражает активную готовность иметь точную гарантию и обоснованность к уголовному обязательству, а также применения всех мер к физическим лицам, совершившим преступление.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 288-16-85 (Москва)
+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

Смотрите так же:

  • Упрощенное предоставление гражданства рф Комитет Совфеда поддержит законопроект об упрощенном предоставлении гражданства РФ Председатель комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас отметил, что документ, в частности, направлен на реализацию государственной политики в отношении […]
  • Размеры индексации пенсий на 2018 Размеры индексации пенсий на 2018 ИНДЕКСАЦИЯ ПЕНСИЙ В 2018 ГОДУ - ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИЙ С 1 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА Пенсии по государственному обеспечению, в том числе социальные, увеличатся с 1 апреля. Точная сумма индексации будет известна чуть […]
  • Налог на хёндай санта фе Транспортный налог - Hyundai Santa Fe III Facelift Транспортный налог на автомобили Hyundai Santa Fe III Facelift зависит от количества лошадиных сил в автомобиле( точное их количество вы можете посмотреть в свидетельстве о регистрации транспортного […]
  • Патент и лицензионный договор Регистрация товарных знаков На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Срок действия […]
  • Экспертиза ремонта квартиры казань 404 Not Found 13.08.2018 - Экспертиза паркета. Установка соответствия объемов поставленного паркета указанным в договоре. 11.08.2018 - Экспертиза фундамента 10.08.2018 - Экспертиза здания ультразвуком и склерометром. 09.08.2018 - Экспертиза стропильной […]
  • Закон ома для неоднородного у На практике видно, что для поддержания стабильного тока в замкнутой цепи необходимы силы принципиально иной природы, нежели кулоновские, тогда наблюдается случай, когда на участке цепи на свободные электрические заряды одновременно действуют как силы […]
  • Порча паспорта гражданина рф Замена паспорта при порче Паспорт гражданина РФ подлежит обязательной замене по достижении 20 и 45 лет. Необходимость получить новый паспорт возникает также, когда речь идет о порче. В этом случае гражданин должен будет понести административную […]
  • Минимальная пенсия за выслугу лет в россии Военнослужащим, согласно действующему законодательству имеющим право на выплату за выслугу лет, необходимо обратить внимание на условия предоставления пенсионного обеспечения, касающиеся: периодов, включаемых в общий стаж; Каким военнослужащим может быть […]