Диалектика основные принципы и законы

Диалектика. Принципы и законы

Главная > Реферат >Философия

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ДИАЛЕТИКА. ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ»

Выполнила студентка 3 курса

Основными, узловыми проблемами философии являются вопросы: развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каковы источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика важнейшая составляющая диалектико-материалистической философии.

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т. д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля. Именно поэтому данная тема является актуальной и я поставила перед собой цель: изучить принципы и законы диалектики и выявить их необходимость в настоящее время.

1. Представления о диалектике.

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Эволюция Вселенной, в т. ч. и Земли со всеми её ландшафтами и живыми существами, была весьма длительной и сложной. Древние мыслители стали замечать образовавшиеся противоположности между твёрдым и жидким, тёплым и холодным, притяжением и отталкиванием, днём и ночью, разнообразными цветами, запахами, вкусовыми свойствами и качествами, жизнью и смертью, добром и злом, правдой и ложью, героизмом и трусостью, прекрасным и безобразным и т. д. Их они пытались как-то отразить и осмыслить в придумываемых мифах и легендах, в литературных и философских сочинениях, но не могли объяснить их возникновение и взаимодействие.

Известны определенные формы диалектики:

1. Стихийная бездоказательная диалектика древних греков (Гераклит).

2. Диалектика материалистов эпохи Возрождения (Бруно, Кузанский).

3. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Гегель).

4. Диалектика русских революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский).

5. Материалистическая диалектика —и теория познания, и логика, т. к. одни и те же диалектические законы действуют как во внешнем мире, так и в мышлении человека, но это совпадение относительно.

Давайте остановимся подробнее на представителях форм диалектики и рассмотри их представления о диалектике.

Гераклит Эфесский первым высказал предположение о том, что всё движется и изменяется, преобразовывается, исчезает и превращается в свою противоположность. В древности под диалектикой понимали искусство добиваться истины благодаря обнаружению противоречий в суждениях оппонентов и их преодолению, столкновению различных мнений. Умению рассуждать и убеждать в процессе диалога обучал собеседников Сократ посредством сопоставления идей, взглядов. В споре он пытался уточнить понятия, найти истину. Его ученик и последователь Платон показывал взаимопереход понятий, разделял единое на многое, сводил многое к единому, представлял целое как единую множественность. Аристотель рассматривал такие научные категории, как сущность, качество, количество, отношение, место, время, действие, страдание, классифицировал суждения, обозначил основные логические законы. Для нахождения истины он также сопоставлял понятия и суждения, подводил к выводу, обобщению, синтезу. Он различал четыре вида движения: возникновение, уничтожение, увеличение-уменьшение, изменение свойств. Они расценивались как частные по отношению к общему – становлению (взаимопревращению).

Глубокому и всестороннему изучению природы и общества, их взаимодействия препятствовали священнослужители и правители, выражавшие интересы аристократов и обогатившихся. Сократ не вынес несправедливого обвинения в развращении юношества и отравился. Особенно свирепствовали инквизиторы. Но избавиться от любознательных и свободно мыслящих так и не удалось.

Большой вклад в познание внесли как естествоиспытатели, так и обществоведы. Джордано Бруно заметил, что уничтожение есть начало возникновения, а любовь – ненависти. Сильные яды могут использоваться как лекарства, а медикаменты могут стать ядом. Фрэнсис Бэкон предложил индуктивный метод, который предусматривал восхождение от простейших умозаключений к общим положениям, наблюдение, отбор, систематизацию и классификацию фактов, их проверку, разложение явления на составные части, обобщение, пытался раскрывать превращения, причинно-следственные связи. Возникновение и исчезновение отдельных тел материальной субстанции допускал его последователь Томас Гоббс. Исаак Ньютон открыл важнейшие законы, согласно которым изменение количества движения пропорционально приложенной силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует. Действие есть всегда равное и противоположное противодействию и наоборот.

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) ввёл термин «философия истории», означающий прогрессивное развитие человечества, подверг резкой критике отживавшее, а злу (зверствам инквизиции, феодальному самоуправству, религиозному фанатизму) противопоставлял трудолюбие, необходимое для возделывания сада, равенство перед законом. Неравенство, конкуренцию, столкновение интересов Жан Жак Руссо объяснял утверждением частной собственности на средства производства. Дени Дидро отстаивал идею неразрывной связи материи и движения, анализа и синтеза, рассматривал жизнь как последовательный ряд действий и противодействий.

Иммануил Кант говорил о непрерывности возникновения и исчезновения миров, о взаимосвязи небесных тел, о непрекращаемости движения. Он пытался нарисовать картину подвижного, динамичного, эволюционирующего мира, но полагал, что разум не может его познать, что он создает лишь антиномии и диктует законы природы. Фридрих Шеллинг усматривал в развивающейся природе единство таких противоположностей, как необходимость и случайность, целое и часть, внутреннее и внешнее, конечное и бесконечное.

Только Георг Вильгельм Фридрих Гегель представил весь естественный, исторический и духовный мир как единый процесс меняющихся эпох, в становлении и беспрерывном и прогрессивном его развитии. 1 К принципам историзма он отнёс: взаимодействие общественной жизни и культуры, развитие подразумевает восхождение по ступеням, культурные достижения необходимо сохранять для будущих поколений, старое ценно тем, что в нём зарождается новое, которое «снимает» предшествующее. Он ввёл такие термины, как хитрость разума, омоложение духа, целостность исторического процесса, мировой, народный и индивидуальный дух, всемирно-исторические и воспроизводящие личности. В пестроте событий он разглядел закономерность и порядок.

Внутренним источником развития, которому присуще и восхождение от абстрактного к конкретному, Г. Гегель считал борьбу противоположностей, единством которых являются тождество и различие. Противоречие состоит из триады: тезиса (исходного момента), антитезиса (отрицания, перехода в противоположность) и синтеза (отрицания отрицания). Логика предполагает движение понятий. Бытие, по Гегелю, возникло из небытия, превзошло его. Произошло становление нового. Отрицание какого-либо тезиса требует предложения антитезиса, который тоже может быть отвергнут. В синтезе (объединении) они как бы примиряются. Из них возникает новое утверждение. Весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне. Продолжается он до получения высшего синтеза. Количественные изменения переходят в качественные. Так, при увеличении или уменьшении температуры воды она либо превращается в пар, либо в лёд 2 . По обозначенной схеме развивается природа, общество и мышление.

Г. Гегель призывал выявлять сущность явлений, конкретные истины, тенденции и закономерности, возникающие противоречия, но одновременно заявлял, что логика есть система «чистого разума», совпадающего с божественным, который пронизывает весь мир, что все законы являются «мыслями Бога». Его представления о диалектике оказались и рациональными, и ограниченными, и идеалистическими.

Н. Г. Чернышевский ещё в студенческие годы осуждал Г. Гегеля за оправдание и восхваление «гнусной действительности». Потом он последовательно высказывался о первичности материи, о зависимости сознания, памяти, воображения от органов чувств и нервной системы, выступал против агностиков, критерием истины считал практику. В «Антропологическом принципе в философии» он указывал на закономерность «отвержения» отживших порядков, приводил примеры перехода количественных различий в качественные, взаимосвязи природы и общества, противоречивости их развития. При этом допускал возможность построения социализма на основе общины.

Н. А. Добролюбов считал материю вечной, неуничтожимой, движущейся и развивающейся, а мышление – её продуктом, подошёл к пониманию борьбы трудящихся против своих угнетателей, их роли и личности в общественной жизни и истории. Но его материалистический и диалектический подход то же был ограниченным.

Никто не брался за систематизацию и обобщение высказанных воззрений, очищение объективного содержания диалектики от идеалистических примесей, переосмысление достижений естествознания, за анализ проявлений законов. К столь трудоемким исследованиям приступили лишь К. Маркс и Ф. Энгельс. Они и создали материалистическую диалектику.

В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс подчеркнул, что философы лишь объясняли мир и не ставили задачи его революционного преобразования (см. т. 3, с. 4). Позже Ф. Энгельс поддержал эту мысль и отметил, что положение о разумности всего действительного превращается по правилам гегелевского метода мышления в противоположное: достойно гибели всё то, что существует.

В «Нищете философии» К. Маркс отклонил абсолютизирование логики, сведение явлений к её категориям, отразил реальные противоречия, проанализировал категории политической экономии, которые также преходящи, как и общественные отношения. Из гегелевской диалектики он заимствовал прежде всего её язык.

Природа и общество как взаимосвязанные части единого целого представлялись подвижными, развивающимися, переходящими из одного состояния в другое. Материя объявлялась несотворимой, первичной, а сознание – специфической функцией мозга, способного отражать объективную реальность. Вся жизнедеятельность и всемирная история переосмысливалась под углом зрения законов диалектики. Социальные, политические и культурные процессы, а также идеи и представления обуславливались производством, жизнью, бытием. В своей производительной деятельности люди вступают в разнообразные отношения, из которых производственные являются определяющими. Если последние существенно отстают от развития производительных сил, перестают им соответствовать, превращаются в их оковы, обостряют противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения прибавочного продукта, то вызревают условия для осуществления социальной революции и смены формации. Закономерно возникавшие и менявшиеся в результате классовой борьбы способы производства и общественно-экономические формации расценивались как витки прогресса. Люди признавались способными познать социальные законы, тормозить или ускорять их действия, творчески преобразовывать.

В отличие от метафизиков, не замечавших происходивших изменений, Ф. Энгельс под диалектикой подразумевал науку о наиболее общих законах всякого движения и развития природы, общества и мышления, о всеобщей связи, универсальном взаимодействии, в котором причины и следствия постоянно меняются местами. 3

Filosofa.net

Все о философии

Главное Меню

Рефераты по философии

Диалектика: принципы, законы, категории

Диалектические принципы_ 2

Конкретность истины 2

Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного 2

Практика как критерий истины 2

и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку 2

Законы диалектики 2

Закон единства и борьбы противоположностей 2

Закон перехода количественных изменений в качественные 2

Закон отрицания отрицания 2

Основные диалектические закономерности и категории 2

Сущность и явление 2

Содержание и форма 2

Случайность и необходимость 2

Причина и следствие 2

Возможность и действительность 2

Единичное, особенное и всеобщее 2

Список использованной литературы_ 2

ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «Д.» в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл Д. логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину Д. дурной оттенок, называя Д. — искусство представлять ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), мегарцы Д. называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Д. в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века в философии термин «Д.» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл Д, особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин Д. употреблялся в значении «логика», а иногда под Д. подразумевали искусство дискутирования.

В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится Д. (И.Кант, Критика чистого разума, П., 1915, с. 66).

По Гегелю, Д.— своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства пред- мета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929, с.70 — 71). Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Д. — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция Д. у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что «…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…» (Ф.Энгельс, «Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).

В марксистской философии термин Д. употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская Д. исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.

Конкретность истины или же отрицание существования абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.

Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного

Диалектика абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины. Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.

Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде, в котором они протекали в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.

Практика как критерий истины

и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку

Критерий И. не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте. Поскольку И. предполагает определенное познавательное отношение субъекта к объекту и в этом смысле «истина относится не только к субъекту, а также к объекту» (Плеханов Г.В., Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку критерий И. должен представлять собой определенное отношение, отличное от процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом является обществ. практика, которая и образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не поддаются непосредственной проверке (напр., теоретические положения субатомной физики, закон стоимости в политической экономии и т. д.). Та или иная научная теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии реализовать поставленные ими цели.

Структура диалектики: принципы, категории, законы

Диалектика как философский метод и как теория представляет собой сложную систему. Основными ее структурными образованиями являются принципы, категории и законы.

Принцип (от греч. principium основа, первоначало) представляет собой основную идею, фундаментальные положения лежащие в основе всей системы знаний, придающие им определенную системность и целостность.

В философской науке существует много философских принципов, среди которых можно выделить: принцип материального единства мира, принцип первичности материи и вторичности знания, принцип единства теории и практики и т.д.

К основным принципам диалектики следует отнести: принцип всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности вещей и принцип изменения и развития.

В классической традиции, в отличие от метафизического cnoсоба мышления, диалектика предполагает рассмотрение реальных вещей не в изолированном, т.е. обособленном их состоянии, а в целостной всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности. Не случайно Ф. Энгельс определяет диалектику как науку о связях. Благодаря многообразным связям предметы взаимодействуют между собой и тем самым пребывают в изменении и развитии.

Все явления материальной действительности проявляют и посредством всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, например, внутри атома положительно заряженное ядро находится в тесной взаимосвязи с отрицательно заряженными электронами. Подобные взаимодействия происходят и на уровне молекул, где атомы различных химических элементов, вступая в сложные взаимосвязи, образуют молекулы качественно новых веществ, обладающих вполне определенными свойствами. Необходимый тип связей устанавливается также в процессе обмена веществ в живых организмах, в результате социального взаимодействия людей в обществе.

Следует заметить, что связи между материальными объектами отличаются не только всеобщим, универсальным характером, но и своим многообразием. Различают существенные и несущественные, необходимые и случайные, единичные и общие, статичные и функциональные, пространственные и временные, опосредованные и непосредственные, постоянные и переменные и др. связи.

Учет многообразных связей материального мира является необходимым условием для осуществления практической деятельности человека.

Важнейший принцип диалектики — принцип развития. Он выражает то фундаментальное положение диалектики, с признанием которого, связано представление об изменчивости материального мира.

Универсальность принципа развития непосредственно, подтверждается на практике. В окружающей нас действительности все находится в постоянном изменении и развитии; все конкретные материальные образования возникают и исчезают, превращаясь в иные качественные состояния. Элементарные частицы, взаимодействуя между собой, превращаются в кванты различных нолей, исчезают старые и появляются новые звезды и сверхзвезды, вместо одних видов растительного и животного мира «приходят» другие, серьезные изменения претерпевают социальные явления, система научных знаний и техника, меняется облик нашей планеты, создаются новые цивилизации.

Кроме принципов диалектики в ей структуру входят также и философские категории. Они представляют собой особый класс понятий, несопоставимый с теми, которые употребляются в обыденной речи, или же в каждой конкретной науке, скажем, математике, физике, химии, биологии, генетике и т.д. Философские категории отражают предельно общие связи и свойства явлений материальной действительности. Они наполнены глубоким содержательным смыслом, так как в качестве основных структурных компонентов включают в себя знания, отражающие всеобщие формы бытия. В силу данного обстоятельства категории выступают организующим началом сознательной деятельности людей, без них невозможно мышление человека, так как оно осуществляется на их основе.

Категории диалектики, являясь отражением реального мира, вместе с тем, носят объективный характер, т.е. отражают то, что существует в природе и обществе, независимо от воли и сознания людей. Объектом всех категорий является реальный мир. Философские категории воспроизводят его в ракурсе различных сторон, высвечивая в нем различные грани, признаки и свойства. Каждая категория имеет свое специфическое содержание соответственно тому, какие стороны объективной реальности выражаются в ней.

Категории диалектики объективны по своему содержанию, но по форме выражения реальных связей носят субъективный характер. Они являются своеобразными ступеньками познания мира. С одной стороны, в них отражаются всеобщие свойства реальных предметов, а с другой — посредством логических форм мышления фиксируется знание о данных предметах.

Философские категории есть абстракции, своеобразные отвлечения от реального мира, и в этом выражается их субъективность. Следует учесть и то обстоятельство, что познание различных сторон материального мира осуществляется посредством практической деятельности человека, и поэтому в категориях в снятом виде присутствуют ее определенные черты, т.е. имеет место момент субъективного, а точнее мировоззренческого отношения человека к миру.

Окружающая нас действительность отличается своим многообразием и изменчивостью, соответственно и категории диалектики постоянно пребывают в развитии и в связи между собой, представляя целостную динамическую систему. В этой системе они расположены не произвольно, а в определенной субординации и последовательности. Причем, в процессе отражения действительности происходит как изменение содержания старых, так и появление новых категорий, обогащающих содержание диалектики.

Традиционно в современной философской науке рассматривается категории, выражающие универсальные связи бытия: единичное и общее, сущность и явление, содержание и форма; Категории, отображающие упорядоченность материального мира: часть и целое, система, структура, элемент; категории, выражающие связи детерминации: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Категории являются структурообразующими элементами законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в иочественные и закона отрицания отрицания.

Центральное место в материалистической диалектике принадлежит закону единства и борьбы противоположностей, так как он раскрывает источник и движущую силу всякого развития.

Содержание данного закона раскрывается посредством таких категорий, как «тождество», «различие», «противоположности», «противоречия».

Тождество выражает отношение предмета к самому себе и другим вещам основные стороны и тенденции которых совпадают. Тождество — это равенство предмета самому себе, обеспечивающее его устойчивое состояние. Так, при всех изменениях, происходящих в структурных свойствах материи, она, как объективная реальность, остается тождественной сама себе.

Различие выражает изменчивость вещей. Оно всегда имеет тенденцию к преодолению равенства предмета самому себе и обеспечивает переход его в качественно новое состояние. Это происходит потому, что предметы между собой различны и включают в себя импульс к самообновлению. Различие, следовательно, есть отношение предмета к самому себе и другим вещам, сторонами которого являются свойства, силы и тенденции, не совпадающие друг с другом. Например, все современные государства осуществляют вхождение в мировой цивилизационный рынок, где действуют одинаковые законы и принципы. Вместе с тем, каждая отдельная страна отличается от других по уровню развития производительных сил, науки, техники, культуры, менталитету людей и другими специфическими свойствами и признаками.

Следовательно, тождество в то же время предполагает различие: каждое явление и тождественно себе, и одновременно отличается от самого себя, так как постоянно находится в изменении и развитии.

Противоположности — это стороны предмета, которые только взаимоисключают, но и взаимопредполагают себя, т.е. не могут существовать друг без друга. Например, нет северного полюса без южного, производства без потребления, экспорта без импорта и т.д. Противоположности пребывают всегда во множестве, их может быть много, но не меньше двух. Ибо, как отмечал Ф. Энгельс, нельзя иметь в руке целое яблоко, когда съедена вторая его половина, т.е. не может быть целого без его составных частей, единого предмета без его противоположных сторон.

Противоположности не могут существовать как рядоположенные понятия, они взаимодействуют между собой и переходят друг в друга, меняясь местами. Характерной чертой для взаимодействующих противоположностей является их неравнозначность. Среди них всегда находится доминирующая сторона, которая и определяет развитие предмета, переход его в иное качественное состояние.

В силу данного обстоятельства, борьба противоположностей всегда абсолютна, а их единство относительно.

Противоречие выражает взаимодействие противоположных сторон, реализующихся посредством их борьбы. Сам факт наличия противоположностей еще не есть противоречие. Важно чтобы противоположности не только присутствовали в предмете, но и взаимодействовали между собой, т.е. находились в функциональном, действенном состоянии. Только при данных действиях может проявлять себя противоречие. Важно иметь в виду то обстоятельство, что противоречия проявляют себя только посредством борьбы противоположных сторон, на основе которой и возможна их реализация и разрешение. Кстати, неразрешимых противоречий нет и быть не может, а это достигается в результате борьбы противоположностей.

Мир окружающей нас действительности многообразен, различными являются и существующие в нем противоречия. В зависимости от того, где они находятся, различают внутренние и внешние противоречия. Внутренние противоречия выражают взаимодействие противоположных сторон самой системы, отдельного предмета или явления. Внешние противоречия характеризуют взаимодействие противоположностей, относящихся к разным системам, различным предметам и явлениям.

Примером внутренних противоречий могут быть взаимодействия между электронами и протонами в атоме, между ассимиляцией и диссимиляцией, наследственностью и приспособляемостью в живом организме, между производительными силами и производственными отношениями в обществе. Предметом внешних противоречий выступают противоречия между различными элементарными частицами, не относящиеся к изменению их структурных свойств, между организмом и средой, между Обществом и природой, между различными государствами и современными цивилизациями.

Внутренние и внешние противоречия играют неодинаковую роль в развитии. Решающее значение принадлежит внутренним противоречиям, ибо лишь их развитие и разрешение обусловливает переход вещи или явления в новое качественное состояние, на более высокую ступень развития. Кроме того, внутренние противоречия выступают в качестве основной причины и непосредственно движущей силы развития всех явлений материальной действительности. Вместе с тем не следует уменьшать роли и значения внешних противоречий. Они создают условия для развития внутренних противоречий, определяют характер и направленность происходящих в результате их борьбы изменений.

В зависимости от той роли, которую играют противоречия в развитии, она делятся на основные и неосновные.

Основные противоречия характеризуют объект в целом и определяют его развитие на всех основных этапах, от начала до конца. Неосновные противоречия характеризуют лишь отдельные, несущественные стороны объекта, которые не являются определяющими для его развития.

Применительно к обществу, основным противоречием является противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Оно определяет историю развития человечества на всех его основных этапах, от момента зарождения до сегодняшнего дня. Все остальные противоречия, существующие в современных обществах, являются неосновными. Это противоречия между различными государствами, социальными группами людей, партиями, общественно-политическими движениями и т.п.

С учетом специфики общественных отношений конкретных социальных систем следует различать антагонистические и неантагонистические противоречия.

Антагонистические противоречия выражают отношения между социальными группами и классами, коренные интересы которых не совпадают и являются диаметрально противоположными. Эти противоречия имеют тенденцию к обострению и проявляются, как правило, посредством классовой борьбы и социальньных революций. Они не могут быть разрешены в рамках существующего строя и с необходимостью требуют его ликвидации.

Неантагонистические противоречия — это противоречия между социальными общностями людей и отдельными классами коренные интересы которых совпадают. Они разрешаются в процессе сознательной деятельности людей, посредством не упразднения, а совершенствования существующей в обществе системы социальных отношений.

Следующим законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Методологическо значение его состоит в том, что он раскрывает механизм развития, показывает, как при определенных количественных накоплениях происходит изменение качества предмета и осуществляете процесс новообразования вещей.

Основными понятиями данного закона являются «качество», «количество», «мера», «скачок».

Качество — есть внутренняя определенность, целостность, относительная устойчивость предмета. Если бы предметы не обладали этой внутренней определенностью, целостностью и относительной устойчивостью, то они превратились бы в некую неопределенную массу, и невозможно было бы отделить один предмет от другого. Вот почему при определении категории качества необходимо подчеркнуть, что она выражает неотделимую от бытия предмета определенность, благодаря которой он является именно таким, а не другим. Чем, например, отличается живое от неживого, что позволяет различать их? Именно внутренняя определенность, целостность и относительная устойчивость живого, его специфический особенность вступать в обмен с окружающей средой, целесообразно отвечать на внешние воздействия, размножаться. Эти и другие специфические черты и определяют качество живого, позволяют отличать его от других материальных образований.

Количество — это объективная определенность предметов н мнений, выражающаяся в числе и величине присущих им свойств, интенсивности, уровне и темпах их развития.

Если количество указывает на то, что есть в данном предмете чего нет у других, то количественная определенность предмета рассматривается с точки зрения его соизмеримости с другими вещами. Качество отвечает на вопрос «как», т.е. как устроен предмет, а количество дает ответ на вопрос «сколько», т.е. сколько у него составных частей, какова его величина, объем, масса, скорость движения и т.д. Количественные характеристики предметов выражаются такими соотносительными понятиями как: «больше», «меньше», «быстрее», «медленнее», «выше», «ниже» и т.п.

Самым распространенным количественным выражением предметов является число. Именно число, в различных конкретных проявлениях, служит количественной определенностью предметов. Например, атомное ядро имеет свое число входящих в него «элементарных» частиц — протонов и нейтронов, свою величину (запас) внутренней энергии. Эти же количественные характеристики присущи и социальным явлениям. Любое государство обладает соответствующим уровнем и степенью развития производства, техники, науки и культуры, располагает определенными производственными мощностями, людскими, сырьевыми и энергетическими ресурсами.

Знания количественных методов сейчас широко используется в различных науках: в математике, экономике, социологии, истории, а также в микроэлектронике и наноэлектронике, где точность измерений достигает миллиардных долей метра.

Проблема количественных характеристик имеет большое Значение для науки. Там, где начинается измерение, говорил в свое время Д.И. Менделеев, там именно начинается наука.

Велико и практическое значение соотношения количественных и качественных характеристик. Экономистам хорошо известны различия между экстенсивным и интенсивным путями развития экономики. В первом случае увеличение выпуска продукции обеспечивается за счет введения новых предприятий, производственных мощностей, числа работающих и оборудования. Во второй задача решается путем лучшего использования тех же, или даже меньших ресурсов, что предполагает, прежде всего, рост производительности труда, внедрения достижений научно-технического прогресса, повышения культуры труда и управления, т.е., за счет улучшения качественных показателей.

Единство количественных и качественных изменений фиксируется понятием меры.

Мера — это определенный количественный интервал знаний свойств, в рамках которого может существовать данное качество. Иначе говоря, мера — это рамки, границы, в пределах которых количественные изменения не приводят к существенным качественным преобразованиям предмета.

Например, мерой для жидкого состояния воды при нормальном атмосферном давлении будет являться температура от 0° 100° С. При температуре ниже нуля вода, превращается в лед, при температуре 100° начинает кипеть, т.е. переходит в иные качественные состояния.

Скачок выражает переход объекта в другое, качественное его состояние и характеризуется коренной ломкой прежней качественной основы объекта.

Образование нового качества предмета является основным признаком всякого скачка. Особенность его состоит и в том, что выступает необходимым условием процесса развития. Посредство скачка осуществляется переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому. Эти перерывы медленных постепенных изменений осуществляются в различных формах.

Различают скачки «со взрывом» и медленные, постепенные скачки.

Скачки со взрывом особенно характерны для неорганической природы и находят свое проявление в физике и химии. Например, скачок со взрывом имеет место при превращении электрона и позитрона в два фотона. В результате столкновения этих элеменарных частиц происходит вспышка, которая фиксирует возникновение качественно новых частиц (фотонов света).

Постепенные скачки в большей мере проявляют себя в органической природе. Примером такой формы скачка может служить возникновение новых видов растений и животных, которое осуществляется на протяжении сотен тысяч лет, и происходит путем Накопления новых свойств в соответствии с изменяющимися условиями среды. Постепенным скачком является и возникновение жизни на Земле, появление человека. Эти скачки во времени охватывают миллиарды лет.

Подобные скачки проявляют себя и в неживой природе. Постепенным образом происходят изменения геологических процессов: образование угля, нефти, руд и т.д. К данному типу скачков можно отнести также образование звезд и сверхзвезд, галактик и метагалактик.

Различные формы скачков зависят от характера развивающегося явления и от природы самого материального образования, что было уже показано на примерах неживой, живой (органической) и общественной жизни.

Для диалектики важное значение имеет закон отрицания отрицания.

Роль диалектического отрицания в процессе развития заключается в том, что оно завершает развитие в рамках существующего качества предмета и создает предпосылки для возникновения новых вещей и явлений. Диалектическое отрицание выражает переход предметов в свою противоположность, в качественно иное их состояние. В этом смысле оно выступает одной из важных форм развития материального мира. Ни в одной области не может происходить развития, не отрицающего своих прежних форм существования. Без отрицания, как образно заметил Белинский, общество превратилось бы в стоячее болото.

Закон отрицания отрицания выражает направленность и основные тенденции развития посредством возникновения новых форм материального бытия. Появление нового, ранее не существовавшего — характернейшая его черта.

Диалектическое отрицание специфично и имеет ряд особенных черт.

Во-первых, оно имманентно, спонтанно, т.е. причины отрицания вещи находятся в ней самой, в качестве их выступая внутренние противоречия.

Во-вторых, диалектическое отрицание по своему результату противоречиво. Оно есть одновременно акт уничтожения и возникновения, уничтожения старого и возникновения нового.

В-третьих, диалектическое отрицание содержательно, так как оно выражает связь между старым и новым, тем, что отрицается и тем, что возникает вновь.

В-четвертых, диалектическое отрицание конкретно. Конкретность означает, что способ отрицания зависит от природы вещей и условий, в которых совершается развитие.

В-пятых, отрицание носит объективный и всеобщий характер. Объективность отрицания обусловлена объективностью противоположных сторон и тенденций, лежащих в основе развития всех явлений материальной действительности. Универсальность действия диалектического отрицания связана со всеобщим его проявлением в природе, обществе и мышлении.

Существуют различные виды диалектического отрицания. В качестве их выделяют: деструкцию, снятие и трансформаций.

Деструктивный вид отрицания не предполагает преемственности между старым и новым, но он способствует процессу развития. Так, например, отрицая негативные явления нашего общества: коррупцию, взяточничество, воровство, расхитительство государственной собственности, мы, тем самым, открываем путь для его дальнейшего развития, придаем ему импульс положительной социодинамики и, одновременно, осуществляет духовно-нравственное его очищение, воспитываем у людей неприятие к негативным явлениям.

Следующим, наиболее распространенным видом диалектического отрицания является снятие. Снятие означает одновременно совершающийся акт «преодоления и сохранения», преодоления по форме и сохранение по своему действительному содержанию. В этом виде отрицания в большей мере, чем в других его типах выражает момент преемственности между старым и новым, так как положительные черты отрицаемого явления воспроизводятся в новой вещи на качественно иной, более совершенной ее основе.

Третьим видом диалектического отрицания является трансформация. Особенность его заключается в том, что в нем не просто происходит «удержание» тех или иных элементов их старого, а сохраняется сама основа вещи, как необходимый субстрат ее обновления и качественного дальнейшего совершенствования.

При данном виде отрицания происходит не уничтожение, а развитие всей прежней системы отношений вещи. Ее более высокие качество достигается не за счет упразднения того, что было в ней раньше, а посредством существующих внутри нее самой импульсов к саморазвитию и самообновлению. Изначально заданное содержание предмета, заложенное с момента его возникновения, в рамках существующего качества получает в процессе трансформации свое дальнейшее развитие. Примером здесь может быть процесс социализации личности. Генетически заложенные при рождении в ребенке черты социальности получают в последующем, в процессе общественно-исторической практики и формирования социальной среды, дальнейшее развитие и совершенствование. В качестве ступеней трансформации развития личности может быть представлен различный возраст человека, т.е. переходы его от подросткового к юношескому (молодому) и зрелому возрасту.

Диалектическое отрицание и разнообразные его виды составляют основу закона отрицания отрицания. Характерными его чертами являются: спиралевидный характер развития, повторяемость и цикличность. Если в диалектическом отрицании в предмете подвержено уничтожению то, что исчерпало возможности развития, и в новом его качестве воспроизводятся жизнеспособные, положительные черты, то в законе отрицания отрицания помимо связи старого с новым имеет место замена нового новейшим, в результате чего развитие приобретает спиралевидный характер. Оно как бы повторяет пройденные уже ступени, но повторить их иначе, на более высокой ступени. Примером здесь может быть прорастание зерна, когда стебель отрицает зерно, а колос отрицает стебель. Момент повторяемости особенно наглядно себя проявляет в химических процессах при переходе металла лития в свою противоположность неметалл фтор и через отрицание его инертным газом неоном к возврату снова к своему исходному началу — металлу натрию.

36.Основные принципы, законы и категории диалектики. Диалектика как логика мышления

Диалектика: 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества, чел-го мышления. 2. Противоречие. 3. Способ постижения.

Разделы диалектики: 1. Объективная как совокупность объективных закономерностей, действующих в мире (диалектика природы, общества, мышления). 2. Субъективная, диалектическое мышление представляет собой отражение в сознании, форме, мысли.

Структура диалектика: 1. Принцип руководящая идея. Это значит, принцип используется как ориентир для построения теории диалектики и как универсальный подход для раскрытия содержания, свойств реальности. В современной фил-ии выделяют: принцип универсальности взаимосвязи, принцип развития, принцип системности. 2. Законы диалектики конкретизируют принципы. Закон — всеобщее необходимое, внутренняя существенная повторяющаяся связь явления, процесса. К основным законам относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицаний. Не основные законы — это парные категории диалектики т.к. они фиксируют связи, которые нельзя разрывать (причина-следствие, сущность-явление, содержание-форма). Категория — наиболее общее понятие, которое выражает наличие в реальности всеобщих, универсальных связей.

Основные законы диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей,

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Не основные законы:

Причина и следствие.

Возможность и действительность.

Необходимость и случайность.

Содержание и форма.

Проблема единства и многообразия мира, принцип глобального эволюционизма.

Главные постулаты концепции глобального эволюционизма:

Вселенная — это единая самоорганизующаяся система.

Эволюция вселенной имеет направленность:

тенденция усложнения возможных организационных структур материи и рост их разнообразия.

уменьшение стабильности систем по мере роста их сложности.

Все процессы во Вселенной определяются и воздействием случайных факторов. Случайность и неопределённость существует на всех уровнях организации материи.

Настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им полностью.

Самоорганизация Вселенной не представляет собой абсолютного произвола. Существует некая система законов (правил отбора, которые выделят реальное из виртуального). В основном, это законы физики и химии.

В основе процесса самоорганизации следующие механизмы — это механизмы изменения состояния системы:

дарвиновские (изменчивость, наследственность, отбор). Они делают переход системы из одного состояния в другое однозначным.

бифуркационные (развитие таких процессов непредсказуемо). Бифуркация — ветвление каналов эволюции. Это явление быстрой коренной перестройки характера развития системы. Чем сложнее система, тем больше в ней бифуркаций.

механизм сборки: природе свойственна кооперативность, т.е. объединение отдельных элементов в системе. Отсюда формула: целое не равно сумме его частей. У образующейся системы могут возникать новые свойства.

Принципы, законы и категории диалектики

  • Философия бытия и его формы
  • Категория бытия в онтологии

Диалектика: основные категории, законы и принципы

Диалектика как учение о закономерностях развития представляет собой стройную систему логически непротиворечивых знаний, основу которых составляет ряд принципов, законов, категорий, характеризующих развитие и взаимосвязи объектов, процессов, явлений.

Диалектические представления о мире формировались на протяжении тысячелетий. В европейской философии первым диалектиком обычно называют Гераклита. В период развития классической философии наиболее завершенный вид диалектическая система получила в творчестве Г. Гегеля, а затем приобрела материалистический характер в марксизме. Однако знания о закономерностях и принципах развития разного рода объектов и систем продолжают множиться и углубляться по сей день.

Ядро диалектики составляют ряд основополагающих принципов, три так называемых основных закона диалектики и система важных диалектических категорий.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они: во-первых, охватывают все сферы окружающей действительности и, во-вторых, раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей

Он заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в химии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого процесса, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга. Источником всякого движения и развития является взаимодействие «укоренённых» в саму суть бытия противоположностей: например, взаимодействие ядра с противоположно заряженными электронами явяяется причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, а без движения электронов сам атом не может быть устойчивой системой. Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики. Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделение и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.

Можно также выделить различные виды борьбы противоположностей внутри цельного явления:

  • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
  • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
  • антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
  • Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

  • содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
  • солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
  • нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
  • мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга);
  • Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

    Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т. е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. Содержание закона взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество», «количество», «мера», «скачок». При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Категория «скачок» отражает сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Скачки разнообразны по форме и по характеру протекания, по скорости и масштабу качественных изменений. Если, например, нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар, то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: резко, одномоментно или же незаметно, эволюционно. Примеры первого случая были рассмотрены выше. Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?» То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой;

    Закон отрицания отрицания

    Он заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Категория «отрицание» отражает определенный этап развития, отличающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень. Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития — дискуссионный в философии.

    Выделяются следующие основные точки зрения:

  • развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, — то есть восходящее развитие;
  • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
  • развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
  • Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Например, организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие). Исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, Новое время и т. д.). Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все что было раньше, но на новом, более высоком уровне.

    Принципы диалектики

    Основными принципами диалектики являются:

  • принцип всеобщей связи, который означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
  • принцип развития, который является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса;
  • принцип системности, который означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность;
  • принцип причинности, т.е. наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными;
  • принцип историзма, который подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
  • Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.

    Основные категории диалектики

    В систему принципов и законов диалектики входят также категории.

    Категория диалектики — наиболее общие понятия, используемые философией для раскрытия сути диалектических проблем.

    Считается также, что категории диалектики обладают статусом законов. Нередко их именуют парными категориями, так как существование одной из них (из пары) предполагает существование и другой. Точнее, они обозначают в реальности нечто «взаимополагающее».

    В качестве примера обычно приводят такие категории, как сущность и явление: содержание и форма; причина и следствие: возможность и действительность; необходимость и случайность и некоторые другие.

    Определяют эти категории так:

    • сущность — категория, отражающая всеобщие формы объективного мира, его познание и практическую деятельность людей; внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Постижение сущности предмета — задача науки;
    • явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние непосредственно-данные формы его существования;
    • содержание — определяющая сторона целого, единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденции;
    • форма — способ существования и выражения содержания;
    • причина — (от лат. causa) явление, действие которого вызывает другое явление;
    • следствие — явление, наступившее в результате действия другого явления, причины;
    • возможность — объективная тенденция становления предмета (процесса, явления), выражающаяся в наличии условий для его возникновения;
    • действительность — объективно существующий предмет (процесс, явление) как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле — совокупность всех реализованных возможностей;
    • необходимость — категория, отражающая преимущественно внутренние, устойчивые, повторяющиеся всеобщие отношения действительности;
    • случайность — категория, отражающая внешние, несущественные. единичные, неустойчивые связи.
    • Впрочем, далеко не все философские школы и направления придают высокий статус не только категориям, но и самой диалектике. Немало споров и по поводу того, что есть развитие. Так, может встретиться мнение о том, что развитие — это процесс, характеризующий только совершенствование системы (объекта), только изменения «по восходящей». Другими словами, развитие в данном случае сводится к прогрессу. Иногда развитие представляется как хаотичный процесс, не имеющий четкой направленности. В данном случае развитие оказывается тождественным движению.

      Поэтому была приведена точка зрения, с одной стороны, наиболее распространенная, с другой — традиционная. Наконец, она представляется более взвешенной и точнее учитывающей реальность процессов развития.

      О современных взглядах на развитие как на самоорганизацию необходимо остановится отдельно.

      Основные принципы диалектики

      Принцип (от лат. principium — начало, основа) в данном случае означает основное исходное положение учения, философского мировоззренческого подхода.

      В разных вариантах изложения диалектики как теории называют различное количество принципов диалектики (например, принцип системности, принцип историзма и некоторые другие). Два из них считаются основными практически всеми учеными, мыслителями, признающими диалектику, использующими диалектический подход в осмыслении и описании мира; это принципы всеобщей связи и всеобщего развития.

      Принцип всеобщей связи указывает на то, что бытие — это целостность так или иначе взаимосвязанных между собой объектов различной сложности, качества, уровня и т.д.

      При этом каждый из данных объектов представляет собой совокупность взаимосвязанных частей. Совокупность и характер связей (отношений) в целостности определяют некую конфигурацию — структуру. Элементы, объединенные в структуру и образующие тем самым целостность, в свою очередь, имеют свои внутренние связи и т.д.

      Таким образом, связи (или отношения) могут быть как внешними (между объектами, между целостностями), так и внутренними (между составными частями целостности). Они также могут быть непосредственными, в этом случае объекты (системы) или элементы систем непосредственно связаны между собой. Но отношения могут быть и опосредованными, когда объекты между собой не имеют непосредственных отношений, а связаны с помощью третьего объекта, который соотносится с каждым из них непосредственно.

      Отношения бывают механическими (когда материальные объекты находятся в непосредственном контакте), физическими (например, между материальными телами, связанными гравитационными силами), химическими (внутри молекулы вещества), биологическими (обмен веществ), социальными (отношения между большими и малыми социальными группами, отдельными людьми).

      Согласно принципу всеобщей связи все составные части окружающего мира могут в определенной мере воздействовать друг на друга. Это следует иметь в виду при осуществлении самых различных видов деятельности: грубо говоря, от игры в мяч до судопроизводства. Например, изучение того или иного предмета (процесса, явления) в зависимости от конкретных целей исследователя, от характера связей исследуемого предмета требует учитывать и возможные взаимовлияния на этот предмет связанных с ним объектов, процессов.

      Принцип всеобщего развития утверждает невозможность абсолютного покоя в природе. Все в мире когда-то возникает, совершенствуется, усложняется, достигает своего наиболее зрелого состояния. В самых общих чертах в этот период (момент) данный объект наиболее эффективно функционирует как в собственных интересах, так и с точки зрения окружающей действительности. Затем начинается период угасания, снижения функциональности объекта, его деградации, завершающийся, как правило, исчезновением данного объекта, его гибелью, распадом. На «месте» распавшихся объектов могут возникнуть новые объекты, нередко существенно и качественно, и количественно отличающиеся от прежнего.

      Развивается (возникает, исчезает) все: звезды и планетные системы, горные и водные системы, живые организмы и целые популяции, отдельные люди и сложные социальные сообщества. Погибающие или разрушенные объекты служат своеобразным «строительным материалом» или источником энергии для вновь возникших и продолжающих функционировать.

      Таким образом, все находится в постоянном движении, в развитии.

      Основные законы диалектики

      Принципы, сами отражающие определенные важные закономерности, тесным образом связаны с основными законами диалектики.

      Данные законы многие философы считают наиболее общими, носящими универсальный характер. Это означает, что основные законы диалектики отражают в самых общих чертах любой из имеющихся в природе типов развития и одновременно описывают то общее, что свойственно любому процессу развития. Они отражают источник, механизм и направление любого развития.

      Закон единства и борьбы противоположностей является первым и самым важным среди них. Он указывает на источник развития.

      Все сущее состоит из двух противоположных компонентов, которые находятся в единстве и одновременно в борьбе друг с другом. В результате противодействия, связанного с проявлением определенной активности (выделение энергии, осуществление действий, совершенствование «приемов» и «инструментов»борьбы), и происходит развитие конкретного предмета (объекта).

      Каждый предмет (система, процесс) тождествен самому себе, но внутри него возникает нечто, являющееся, с одной стороны, органичной частью этого предмета, а с другой — чем-то иным, новым. В результате возникает противоречие, которое приводит к развитию. Так происходит с плодом растения и семенами внутри плода или с обществом, в котором возникает новый социальный класс. То же характерно и для идеальных систем. Так, в рамках научной теории может возникнуть новая идея, которая позже окрепнет, получит твердое логическое и эмпирическое обоснование, станет новой теорией и отвергнет прежнюю. В результате многократного повторения подобных противоречий и актов борьбы постепенно эволюционируют растения, животные, социум. В обществе могут произойти и революционные преобразования, сопровождающиеся политической, идеологической борьбой и вооруженными столкновениями.

      В разных случаях противоречия разрешаются различным образом. Могут сохраниться обе противоречащие стороны, одна из них может исчезнуть. Но каждый раз источником развития оказывается противоречие.

      Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос о том, каков механизм развития. С появлением внутри развивающейся системы противоречащего начала в ней возникают количественные изменения. Во-первых, как правило, происходит рост, усиление вновь возникшей сущности. Растет зерно внутри плода, становится более многочисленным новый социальный класс, растут его потребности, изменяются соотношения между уже существующими и вновь возникшими социальными группами; новая научная гипотеза получает все больше подтверждений. Во-вторых, растет напряженность, вызванная возникшим противоречием.

      Затем на определенном этапе более новая составляющая «побеждает» прежнюю систему, становится доминирующей, что приводит к скачкообразным качественным изменениям: система — созревшие и зажившие собственной жизнью семена, измененное новыми классами и новыми социальными отношениями и нормами общество, окончательно принятая научным сообществом новая теория, перевернувшая представление о мире, — становится качественно иной.

      Большое значение в применении закона перехода количественных изменений в качественные имеют категории «количество», «качество», а также «мера».

      Качество — категория, выражающая сущность объекта, его необходимую внутреннюю определенность; совокупность внутренних характеристик, делающих данный объект именно им, отличающая его от объектов с иными сущностными характеристиками и делающая похожим на объекты с подобной сущностью.

      Количество — категория, выражающая внешнюю сторону объекта, его величину, число, интенсивность тех или иных свойств, исчисляемые соотношения данного объекта и других объектов.

      Мера — единство количества и качества; норма, в пределах которой количественные изменения не приводят к качественным трансформациям объекта. Когда мера превышена, количественных изменений становится больше допустимого предела, обусловленного нормой, происходит качественное изменение. При этом изменяется и мера: возникает новая норма, в пределах которой новые качественные изменения не приведут к качественным преобразованиям объекта.

      Закон отрицания отрицания указывает на направленность развития. Возникшее новое отрицает старое. Семена отрицают перезревший и прекративший свое существование плод. Новый социальный класс отрицает старые общественные отношение и старую социальную систему, прежнюю систему социальных норм. Новая теория отрицает старые научные воззрения, устаревшую, не отражающую реальной действительности систему знаний.

      Однако это новое в результате процесса развития само становится старым на фоне появления более нового и отрицается этим более новым.

      Таким образом, развитие направлено от старого к новому и от нового к более новому.

      Смотрите так же:

      • Федеральный закон от 2 мая 2006 г n 59-фз изменения Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: Одобрен […]
      • Пени на транспортный налог платить или нет Пени на транспортный налог платить или нет Что будет, если не платить транспортный налог - НС - сумма несвоевременно уплаченного налога; - ПС - процентная ставка центробанка; - Д - количество дней просрочки. Да, есть 20% от суммы задолженности или 40%, если […]
      • Пошлина за иск о взыскании денежных средств Юридические расчеты Госпошлина при подаче иска по ст. 395 ГК РФ с требованием о взыскании процентов на день уплаты средств кредитору Вопрос 2. В каком размере должна исчисляться государственная пошлина при подаче в суд искового заявления, содержащего […]
      • Пени с авансовых платежей по земельному налогу Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 июня 2008 г. N А48-1054/07-14 Поскольку начисленные пени включаются в сумму задолженности, в том числе, если налогоплательщику была предоставлена отсрочка по уплате налога по основанию […]
      • Сумма налога от продажи квартиры в 2014 году Налог с продажи квартиры в 2015 году – особенности его уплаты В начале 2014 года Минфин подготовил и внес в Госдуму на рассмотрение поправки к 23-й главе налогового кодекса, изменяющие порядок налогообложения граждан при совершении сделок, связанных с […]
      • Налоги учредителя 2018 Ответственность учредителя ООО: за что отвечают участники компании 2018 Основные виды ответственности для учредителя и директора ООО в 2018 году Что такое ответственность учредителя ООО? Начинающий бизнесмен обычно помнит и уверенно называет следующую фразу: […]
      • Пособия за первый брак Выплаты военнослужащему при вступлении в первый брак Я прочитала выше ответ на вопрос и хотела бы уточнить свой. Мой парень тоже служит по контракту пока что только 3 месяца и звание рядовой (он после армии). Мы собираемся пожениться, положены ли какие-то […]
      • 15 фз антитабачный закон Закон о штрафах за курение в неположенных местах принят Госдумой Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон об административной ответственности за нарушение так называемого "антитабачного" закона. Документом, в частности, устанавливается, что […]