Доклад на тему налог на прибыль организации

Доклад на тему Понятие налога

1. Понятие налога и налоговой системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге

Основные положения о налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие’ новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков об­ратной силы не имеют». В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об ос­новах налоговой системы в Российской Федерации» не проводится четкой грани между налогом и другими платежами (сборами, госпо­шлиной и др.) взимаемых в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетный фонд на условиях, определяемых законодательными

Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), уста­новленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обяза­тельном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использо­ваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина — это, в отличие от налога, плата за оказанные плательщику какие-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимае­мых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в по­следующие годы в нее были внесены существенные изменения. Поя­вились новые виды налогов, в существующие — внесены изменения. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе, в первую очередь на производственные процессы). Соотношение этих функ­ций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

Классификацию налогов можно проводить по разным признакам, Законодательство подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации (региональные), местные налоги. В основу данной классификации положена компетенция соответст­вующих органов представительной власти и местного самоуправле­ния в отношении установления и введения налогов. В зависимости от плательщика налога налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами). В зависимости от связи с объектом налогообложения нало­ги подразделяются на прямые и косвенные.

Налоговая система России включает в себя различные виды на­логов. Важнейшими налогами, уплачиваемыми организациями (юри­дическими лицами) различных организационно-правовых форм, яв­ляются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество предприятий и др. Физические лица (граждане) уплачивают следующие основные налоги и сборы: подоходный налог с физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке на­следования или дарения; налог на имущество физических лиц; реги­страционные курортные сборы и др.

Общественные отношения, возникающие при установлении, взи­мании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические при­знаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отноше­ния, принято называть институтом финансового права или даже под­отраслью — «налоговое право». Нормы налогового права содержат­ся в различных нормативных актах: Конституции РФ, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налого­вые отношения. Совокупность указанных нормативных актов образу­ет налоговое законодательство.

В настоящий период наблюдается процесс кодификации налого­вого законодательства, кардинального его обновления. Проект Нало­гового кодекса предусматривает снижение доли налога на прибыль и повышение доли косвенных налогов: акцизов и НДС; рост доли пря­мых налогов, уплачиваемых населением. Предусматривается уп­разднение части ныне действующих налогов, понижение налоговых ставок с одновременной отменой всевозможных льгот, количество налогов предполагается ограничить 30 налогами, установить исчер­пывающие списки региональных и местных налогов (в настоящее время существует около 200 местных налогов).

Предполагается упразднение всех целевых налогов, а также массы мелких налогов, затраты на сбор которых не покрывают получаемого дохода. Налог на ценные бумаги будет заменен взиманием государ­ственной пошлины на ценные бумаги. Отчисления в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, ме­дицинского страхования и занятости) будут объединены в социаль­ный налог. Проект Налогового Кодекса предусматривает введение некоторых новых налогов:

— 15-процентного налога на доходы от капитала (под налогооб­ложение подпадут дивиденды, доходы по ценным бумагам и про­центные доходы);

— единый налог на имущество для граждан и организаций, кото­рый будет взиматься с земли и связанных с ней построек, оцененных по рыночной стоимости, предельная ставка — 2% от стоимости иму­щества.

Проект Налогового кодекса предполагает коренные изменения взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов — будет введен механизм предъявления налоговым органам «требования об уплате налога», что позволит плательщику в случае несогласия оп­ротестовать такое требование.

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ система налогов, взи­маемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложе­ния и сборов в Российской Федерации устанавливаются федераль­ным законом.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» предусматривает, что закон, устанавливающий какой-либо на­лог, должен иметь определенную структуру, содержать соответст­вующие элементы.

В законе указываются субъекты (плательщики) налога. Субъекта­ми налогообложения могут быть юридические (иные организации) и физические лица, которые в обязательном порядке подлежат поста­новке на учет в органах федеральной налоговой службы по месту их регистрации.

Приказом Госналогслужбы России от 13 июня 1996г. № ВА-3-12/49 была утверждена Инструкция о порядке учета налого­плательщиков, в соответствии с которой разработаны Методические указания для государственных налоговых инспекций по заполнению «карты постановки на учет налогоплательщика-организации».

В литературе было высказано мнение, что понятию «субъект на­логообложения» близко по значению понятие «носитель налога». Понятие «носитель налога» используется в связи с тем, что при взи­мании определенных налогов возможно переложить тяжесть уплаты налога с субъекта налогообложения, который в соответствии с зако­ном обязан уплачивать налог, на другое лицо. Такая ситуация возни­кает при уплате акцизов, косвенных налогов, представляющих над­бавку в цене товара. Акциз в цене не выделяется, и его фактически оплачивает покупатель товара, хотя формально (юридически) его перечисляет в бюджет продавец товара.

В законе о налоге вторым элементом должно присутствовать ука­зание на объект налогообложения. Объектом налогообложения в теории финансового права иногда считают те юридические факты 1 , которые обусловливают обязанности субъекта уплаты налога: совершение оборота по реализации товара, работы, услуги; ввоз товара на терри­торию Российской Федерации; владение имуществом; вступление в права наследства; получение дохода и т. д. Понятие «объект налого­обложения», по нашему мнению, включает в себя указание не на ос­новании возникновения обязанности, а на наличие у субъекта нало­гообложения соответствующего права на предмет обложения. Предметом обложения являются те предметы материального мира, с которыми закон связывает налоговые последствия. Например, объектом налога на имущество является право собственности на соответствующее имущество (жилое строение, транспортные сред­ства), само имущество — предмет налогообложения. Однако законодатель использует, как правило, понятие «объект».

Для определения размера налога в законе устанавливается единица измерения предмета налога, т. е. какой-либо критерий, пара­метр измерения предмета налога. Например, для взимания налога с владельца транспортного средства устанавливается единица, измеряющая мощность двигателя в лошадиных силах и киловаттах; для взимания таможенной пошлины устанавливается единица, измеряющая объем двигателя автотранспортного средства; при взимании акциза, налога на приобретение автотранспортного,

сред­ства единица измерения—его стоимость.

Источниками налога в науке финансового права принято считать доход либо капитал налогоплательщика. При этом налоги должны , оплачиваться из доходов налогоплательщиков и не затрагивать капитал, так как если налог уплачивать постоянно за счет капитала, то исчезнет возможность уплаты налога. Доходы имеют разные формы (заработная плата, прибыль, рента, проценты). Для налогообложения форма дохода имеет существенное значение. Размер налога на единицу налогообложения называют ставкой налога. При этом ставки бывают твердые и процентные (квоты). Ставки непосредст­венно, как правило указываются в законе о налоге.

С целью сокращения размера налогового обязательства налогообложения вводятся налоговые льготы; которые подразделяются на три группы:

Изъятие — выведение из-под налогообложения отдельных пред­метов налогового обложения. Например, выигрыши по государственным займам не включаются в состав облагаемого дохода.

Скидки — сокращение налоговой базы. Например, в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не подлежит налогообложению прибыль, направляемая на расширение г реконструкцию предприятий.

Под налоговыми кредитами понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

Разновидностью налогового кредита рассматривают возврат ра­нее уплаченного

Налога (части налога). Например, в соответствии с Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» при вывозе с территории Российской Федерации товаров, приобретенных с упла­той налога на добавленную стоимость, сумма налога возвращается предприятиям-экспортерам. Иногда в счет уплаты одного налога мо­жет засчитываться другой. В соответствии с Законом РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» сумма исчисленного налога на имущество, переходящее в собствен­ность граждан в порядке наследования в случае наличия в составе этого имущества жилых домов (квартир), дач и садовых домиков в садоводческих товариществах, уменьшается на сумму налога на имущество физических лиц, подлежащую уплате этими лицами за указанные объекты.

Указом Президента РФ от 28 февраля 1995г. установлено, что решение о сокращении доходной базы федерального бюджета, включая льготы по уплате налогов, таможенных платежей и других обязательных платежей в федеральный бюджет, принимается с оп­ределением, за счет каких дополнительных доходов будет попол­няться бюджет или какие расходы будут сокращены. Рассматривая налоговые льготы, следует назвать инвестиционный налоговый кре­дит, предоставляемый в соответствии с договоренностью между на­логоплательщиком и государственным или местным органом в целях стимулирования какой-либо деятельности.

2. Понятие налога и сбора.

Характерными чертами налога как платежа, исходя из положений Кодекса, являются:

отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управ­ления;

— направленность на финансирование деятельности государства или муници­пальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Кодекс называет следующие сборы, действующие в Российской Федерации: та­моженные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные ли­цензионные сборы и местные лицензионные сборы. Следовательно, к данным сбои рам положения Кодекса применяются в том случае, если на это указано в самом Ко­дексе: например, «налоги и сборы». Если в статьях Кодекса используется только по­нятие «налог», данные нормы (правила) на сборы не распространяются. .

Статья 8 Налогового кодекса, в которой дается определение понятий налога и сбора, выделяет индивидуально-безвозмездный характер налога, с одной стороны, и обусловленность услуг публично-правового характера (совершение уполномочен­ными органами юридически значимых действий), включая предоставление опреде­ленных прав или выдачу разрешений, уплатой сбора, с другой стороны. Именно ча­стичная «как бы» возмездность сбора отличает его от налога, хотя сам сбор не явля­ется платой за данную публично-правовую услугу,

Второе отличие сборов и пошлин от налогов состоит в том, что взимаются они только с тех, кто вступает в отношения с соответствующим органом или учреждением по поводу получения нужных ему услуг. Следовательно, обязательность упла­ты пошлин и сборов наступает непосредственно в результате свободного выбора плательщика. Обязанность же по уплате налога возникает в любом случае при нали­чии у налогоплательщика объекта налогообложения,

Необходимо отметить, что государственная пошлина и таможенная пошлина от­носятся к сборам, поскольку также являются условием действий государственных органов, в том числе выдаваемых им разрешений (см. ст. 18 Таможенного кодекса о понятии таможенной пошлины и ст. 1 Закона РФ «О государственной пошлине» — о понятии государственной пошлины).

Список использованной литературы:

Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России, М., 1997.

Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 1999.

Комментарий основных положений налогового кодекса Российской Федерации. «Политика», Санкт-Петербург, 1999.

Тема:Налоги на прибыль организаций. Санкт — Петербург.

1.Плательщики налога на прибыль.

2.Объект обложения налогом.

4.Доходы, учитываемые и не учитываемые при определении налоговой

5.Расходы, учитываемые при работе налогооблагаемой прибыли.

6.Расходы, не учитываемые при налогообложении прибыли.

7.Прямые и косвенные расходы в налоговом учете.

8.Порядок определения расходов по торговым операциям.

9.Налоговые ставки, налоговый период.

10.Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога на прибыль

11.Уплата налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими

13.Особенности налогообложения прибыли (доходов) иностранных

14.Учет налога на прибыль.

Налог на прибыль в системе российского налогообложения относится к категории прямых налогов и занимает в общем объёме доходов бюджета различных уровней второе место – после налога на добавленную стоимость.

Это федеральный налог с едиными требованиями на всей территории Рос-

сийской Федерации.Прямым он является потому,что его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата

хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Действующий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль рег-

ламентируется гл.25 ч.IIНалогового кодекса Российской Федерации,Мето-

дическими рекомендациями по применению гл.25 «Налог на прибыль орга-

низации» ч.IIНалогового кодекса Российской Федерации,утверждёнными

МНС России Приказом №26 от 26 февраля 2002 г.№ БГ – 3 – 02/98 и изме-

няемыми внесёнными в них Федеральными законами: от 29.05.02 г.

№57 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогово-

го кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 24.07.02 г. №110 – ФЗ «О внесении изменений

и дополнению в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»;

от 31.12.02 г. №191 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы

22,24,25,26.2,26.3 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые

акты законодательства Российской Федерации».

Налог на прибыль организаций является таким налогом,с помощью которого государство может наиболее эффективно воздействовать на раз-

витие экономики.Он влияет на инвестиционные потоки и процесс наращи-

1.Плательщики налона на прибыль.

Согласно ст.246 НК РФ плательщиками налога на прибыль органи-

заций признаются российские организации,а также иностранные организа-

ции, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через

постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников

в Российской Федерации.

Не являются плательщиками налога на прибыль организации, пе-

решедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определен-

ных видов деятельности:

организации,применяющие упрощенную систему налогообложе-

ния,учета и отчетности;

организации,уплачивающие налог на игорный бизнес,по деятель-

ности относящиеся к игорному бизнесу.

При этом следует учесть,что с 1 января 2003 г. порядок налогооб-

ложения организаций,перешедших на уплату единого налога на вменен-

ный доход для определенных видов деятельности,регулируется гл.26.3

НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный

доход для отдельных видов деятельности», а применяющих упрощенную

систему налогообложения, учета и отчетности, — гл.26.2 НК РФ «Упрощен-

ная система налогообложения».

Указанные организации не освобождаются от исполнения обязаннос-

тей налогового агента и удержания сумм налога с доходов у источника выплаты в соответствии с главой 25 НК РФ.

Организации, осуществляющие наряду с деятельностью, относящие-

ся к игорному бизнесу, а также на основе свидетельства об оплате единого

налога, на иную предпринимательскую деятельность, является плательщи-

ками налога на прибыль по этой деятельности в общеустановленном поряд-

Также не являются плательщиками налога на прибыль организации,

являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, в со-

Налог на прибыль организации — реферат

1. Экономическая сущность налога на прибыль

2. Плательщики налога

3. Обьект налогообложения

4. Классификация доходов

4.1 Доходы от реализации

4.2 Внереализационные доходы

5. Группировка расходов, связанных с производством и реализацией

7. Налоговая ставка

1.Экономическая сущность налога на прибыль

Налог на прибыль организаций — федеральный, прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ. Он играет важную роль в формировании доходной части бюджета. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Еще более значима его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он занимает первое место в их доходных источниках.

Так как рассматриваемый налог является прямым налогом, т.е. напрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, то становятся понятными действия и устремления государства по активному воздействию на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций.

Плательщиками налога на прибыль признаются все предприятия, организации, являющиеся по Российскому законодательству юридическими лицами и имеющие прибыль от осуществления в России предпринимательской деятельности.

К числу плательщиков налога российское налоговое законодательство относит также и иностранные организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность через постоянные представительства( например: бюро, контора, агентство) и получающие в России доходы.

Не являются плательщиками налога на прибыль плательщики, переведенные на специальные режимы налогообложения (плательщики единого налога на вмененный доход, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщики единого сельскохозяйственного налога) .

С 01.12.2007 не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. (Положения пункта 2 статьи 246 применяются до 1 января 2017 года (Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ) )

3. Объект налогообложения

Глава 25 НК РФ, определяя объектом обложения налогом на прибыль организаций «прибыль, полученную налогоплательщиком» (ст. 247 НК РФ) , дает определение прибыли как:

для российских организаций — «полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой»;

для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — «полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой»;

для иных иностранных организаций — «доходы, полученные от источников в Российской Федерации

К ним относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных;

2) доходы от реализации имущественных прав.

При этом самой реализацией товаров, работ и услуг согласно налоговому законодательству признаются передача права собственности на товары одного лица другому, выполнение работ одним лицом для другого или оказание услуг одним лицом другому (в том числе обмен товарами, работами или услугами) на возмездной или безвозмездной основе.. К реализации товаров, работ и услуг приравнивается также использование товаров, работ и услуг внутри организации для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения.

Доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату признания этих доходов.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) .

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные доходы, и документов налогового учета.

признаются доходы, не связанные непосредственно с основной деятельностью по производству и реализации продукции, работ и услуг. Среди них доходы:

1) от долевого участия в других организациях;

2) от операций по купле-продаже иностранной валюты (доход от продажи иностранной валюты возникает, когда курс продажи выше официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного ЦБ РФ на дату совершения сделки) ;

3) штрафы, пени за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба;

4) от сдачи имущества в аренду (субаренду) и от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности) ;

5) проценты, полученные организацией по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

6) суммы восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов по сомнительным долгам, гарантийному ремонту и обслуживанию, резервов банка, страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг, имущественных прав) , за исключением случаев, когда оно получено в качестве залога или вклада в уставный капитал; в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, а также в виде превышения стоимости возвращаемого имущества над стоимостью имущества, переданного налогоплательщиком в качестве вклада в простое товарищество при выходе налогоплательщика (правопреемника) из этого простого товарищества;

7) доходы прошлых лет, выявленные организацией в отчетном (налоговом) периоде; положительная курсовая разница, полученная от переоценки имущества и требований (обязательств) , стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного ЦБ РФ; положительная разница, полученная от переоценки имущества, произведенной для целей доведения стоимости такого имущества до текущей рыночной цены в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением амортизируемого имущества, Ценных бумаг и драгоценных камней) ;

8) стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств; имущества (в том числе денежных средств) , работ, услуг, полученных в рамках благотворительной Деятельности и использованного не по целевому назначению; в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части вкладов (взносов) акционерам (участникам) организации;

9) суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами) , списанных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;

10) стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации;

4.3 Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

Ряд поступивших сумм, имущество и вовсе не учитываются при определении налоговой базы. Они увеличивают активы организации без соответствующего увеличения налоговой базы. Среди них следующие виды доходов:

1) имущество, в т.ч. имущественные права, полученные в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

2) имущество, полученное обратно при выходе из хозяйственного общества или товарищества, но в пределах первоначального взноса;

3) средства, полученные в виде безвозмездной помощи в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации»;

4) имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

5) средства, полученные по договорам кредита и займа (иные аналогичные средства независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги) , а также суммы, полученные в погашение таких заимствований;

6) имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования;

7) в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов в порядке, установленном законодательством РФ;

8) в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

9) в виде средств дольщиков, аккумулированных на счетах организации — застройщика;

10) в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;

11) в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

12) положительная разница, образовавшаяся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов расчетных цен на драгоценные камни;

13) в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

14) стоимость полученных сельскохозяйственным товаропроизводителем мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения, построенных за счет бюджетных средств;

15) безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности;

5.Группировка расходов, связанных с производством и реализацией

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы связанные с производством и реализацией (ст.253 НК РФ) :

К ним относятся затраты :

на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (работ, услуг) и образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве;

на приобретение материалов, используемых для упаковки и предпродажной подготовки;

на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.

на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, а также расходы на трансформацию и передачу энергии (в ред. ФЗ от 22.07.2008 N 158-ФЗ) ;

на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. К работам (услугам) производственного характера относятся: выполнение отдельных операций по производству, обработке сырья (материалов) , контроль за соблюдением технологических процессов, техническое обслуживание основных средств, транспортные услуги и другие.

2. Расходы на оплату труда.

В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми или коллективными договорами.

К расходам на оплату труда относятся, в частности:

суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии формами и системами оплаты труда;

начисления стимулирующего характера, в т. ч. премии за производственные результаты, надбавки за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

начисления стимулирующего или компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в т. ч. надбавки за работу в ночное время, в многосменном режиме, за совмещение профессий, за работу в тяжелых условиях труда, за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни;

расходы на оплату труда, за время отпуска;

начисления работникам в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением штата;

надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми условиями;

расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда (пункт введен ФЗ от 22.07.2008 N 158-ФЗ) . Положения пункта применяются до 1 января 2012 года.

другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором

3. Суммы начисленной амортизации.

Амортизируемым признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.

Амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя. (вред. ФЗот22.07.2008N158-ФЗ)

Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством РФ об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством РФ о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения. (вред. ФЗ от 30.06.2008 N 108-ФЗ)

Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования, а также МПЗ, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок.

Не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:

имущество бюджетных организаций, кроме имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;

имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования;

объекты внешнего благоустройства;

продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (кроме рабочего скота) ;

приобретенные издания, произведения искусства. Стоимость изданий включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения;

имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, полученных безвозмездно;

приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия договора.

Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:

переданные (полученные) по договорам в безвозмездн ое пользование;

переведенные на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев;

находящиеся на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев.

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

4. Прочие расходы.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, кроме не учитываемых для целей налогообложения;

расходы на сертификацию продукции и услуг;

суммы комиссионных сборов за выполненные сторонними организациями работы (услуги) ;

расходы на обеспечение пожарной безопасности, на содержание службы газоспасателей, на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на содержание собственной службы безопасности;

расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, расходы на гражданскую оборону, на лечение профессиональных заболеваний работников, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся на территории организации;

расходы по набору работников, включая услуги организаций по подбору персонала;

расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы;

арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

расходы на содержание служебного транспорта. Расходы на компенсацию за использование личных автомобилей и мотоциклов учитываются в пределах норм;

расходы на командировки ;

расходы на аудиторские услуги;

расходы на рекламу товаров (работ, услуг) , деятельности, товарного знака и знака обслуживания;

взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям;

взносы, уплачиваемые международным организациям и организациям, предоставляющим платежные системы и электронные системы передачи информации;

расходы, осуществленные организаций, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на обеспечение социальной защиты инвалидов, если инвалиды составляют не менее 50% и доля расходов на оплату их труда составляет не менее 25%

расходы организаций, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деяте-ти;

расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы;

расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня нетрудоспособности работника в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными страховыми организациями;

платежи по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности за первые два дня нетрудоспособности;

другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

6. Метод и порядок расчета сумм амортизации

Для целей налогового учета организации начисляют амортизацию одним из методов (Ст.259 НК) :

Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (кроме основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

Линейный метод применяется к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в 8 — 10 амортизационные группы. К остальным основным средствам налогоплательщик вправе применять любой из методов. Выбранный метод не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации.

Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств.

Сумма амортизации определяется ежемесячно. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества. Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию, прекращается — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта либо когда объект выбыл из состава амортизируемого имущества.

Начисление амортизации осуществляется в соответствии с нормой амортизации:

сумма амортизации за один месяц определяется как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации.

Норма амортизации определяется по формуле: K = (1/n) x 100%, где K — норма амортизации; n — срок полезного использования в месяцах.

сумма амортизации за один месяц определяется исходя из произведения суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы) на начало месяца и норм амортизации (ред. ФЗ от 22.07.2008 N 158-ФЗ) .

Норма амортизации определяется по формуле: А = (K /100) x B,

где A — сумма начисленной за один месяц амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы) ;

B — суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) ;

k — норма амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы) .

С месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость достигнет 20% от первоначальной (восстановительной) стоимости объекта, амортизация начисляется в следующем порядке:

1. остаточная стоимость объекта фиксируется как базовая стоимость для дальнейших расчетов;

2. сумма начисляемой за один месяц амортизации определяется путем деления базовой стоимости на количество месяцев, оставшихся до конца срока полезного исп.

Первоначальная стоимость-это стоимость приобретения без НДС;

Восстановительная стоимость-это первоначальная стоимость с учетом переоценки;

Остаточная стоимость-это первоначальная(восстановительная) стоимость минус суммы начисленной амортизации за период эксплуатации.

7 .Налоговая ставка

Налоговая ставка устанавливается в размере 20% (в ред. ФЗ от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 года) , за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство:

10% — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок.

20% — со всех прочих доходов, кроме дивидендов и операций с долговыми обязательствами.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются ставки:

9% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами РФ;

15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

8. Налоговый период, отчетный период

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев или года.

НК предусматривает три варианта внесения авансовых платежей по налогу на прибыль. При этом система уплаты авансовых платежей оговаривается в приказе об учетной политике и не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Первый вариант уплаты налога — внесение авансовых платежей ежеквартально через ежемесячные взносы, рассчитанные исходя из прибыли прошлого отчетного периода. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий отчетному кварталу. По итогам отчетного периода осуществляется перерасчет налога исходя из фактически полученной за квартал прибыли. Недоплаченные суммы налога доплачиваются, переплата — засчитывается в счет будущих платежей.

Второй вариант уплаты налога — исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной за месяц прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Третий вариант уплаты налога распространяется на организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превышала в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, а также бюджетные организации, простые товарищества. В этом случае уплачиваются только квартальные авансовые платежи исходя из фактической прибыли, полученной в отчетном квартале.

Ежемесячные авансовые платежи, уплачиваемые исходя из прибыли прошлого квартала, вносятся в бюджет не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного года. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате квартальных авансовых платежей. Квартальные платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода предоставлять в налоговые органы по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

9. Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа:

в 1 квартале года = авансовый платеж, подлежащий уплате в последнем квартале предыдущего года.

во 2 квартале года = 1/3 * авансовый платеж за первый квартал

в 3 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам полугодия — авансовый платеж по итогам первого квартала) .

в 4 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам девяти месяцев — авансовый платеж по итогам полугодия)

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.

В этом случае авансовые платежи исчисляются исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают:

организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 000 000 рублей за каждый квартал,

иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство,

некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации,

участники простых товариществ,

инвесторы соглашений о разделе продукции,

выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.

Налог по итогам года уплачивается не позднее не позднее 28 марта следующего года.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода.

Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого начисляется налог.

Суммы уплаченных ежемесячных авансовых платежей, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Налог на прибыль является одним из важнейших налогов в налоговой системе Российской Федерации и служит инструментом перераспределения национального дохода. Это прямой налог и его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата. Плательщики налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в России. Объектом обложения налогом на прибыль, является прибыль, включающая в себя полученный доход за вычетом сумм произведенных расходов, которые определяются в соответствии с 25 главой Налогового Кодекса РФ.

Рассмотрев указанную тему можно сказать, что налог на прибыль — это очень сложная экономическая категория, которая закреплена законодательно. Поступления от налога на прибыль занимают одно из ведущих позиций в доходах и бюджета и его регулирование имеет общенациональное значение, как для государства, так и для налогоплательщиков — предприятий и организаций.

Для правильного расчета налога на прибыль недостаточно знать, какие поступления считаются доходом, а какие траты — расходом. Бухгалтер должен правильно определить, когда именно поступившие средства становятся доходом и увеличивают базу по налогу на прибыль, и когда произведенные затраты можно назвать налоговым расходом. А зависит это от применяемого метода учета доходов и расходов.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что действующее законодательство о налогах и сборах связывает дату возникновения дохода в целях налогообложения с датой реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) .

1. Гуреев В. Налоговое право. М, 2007

2. К вопросу о формировании налогового права как отрасли права // Государство и право, 2000. № 6.

3. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный) . Сост. С.Д. Шаталов. М., 2007.

4. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001.

5. Налоги и налогообложение. Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М., 2008.

6. Парыгина В.Н., Тедеев А.А. налоговое право Российской Федерации. Ростов н/Д, 2005.

7. Толкушкин А.В. налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. М., 2000.

8. Финансовое право. Отв. ред. О.Н. Горбунова. М., 1996.

Смотрите так же:

  • Отдел субсидий тольятти автостроителей Соцзащита в Автозаводском районе Отделы социальной защиты населения Автозаводского района Тольятти Адрес: 445037, г. Тольятти, бульвар Орджоникидзе, дом 16 Телефоны: (8482) 32-17-42, (8482) 32-88-57 управление соцзащиты мэрии города Тольятти (8482) 54-39-34 […]
  • Гимназия 32 увольнение директора Прием и увольнение генерального директора Руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию (ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Эта трудовая функция состоит в […]
  • Уточненная кассационная жалоба уточненная апелляционная жалоба Посетители юридической консультации задали 3109 вопросов по теме «Апелляционна уточнение». В среднем ответ на вопрос появляется через 15 минут, а на -вопрос мы даём гарантию минимум двух ответов, которые начнут поступать уже в […]
  • Массовые увольнения 2018 год LDz готовит массовые увольнения 46 Последние годы были для концерна нелегкими, объем перевезенных грузов с 57 млн тонн в 2004 году упал до 47,7 млн тонн в 2016-м. Два года назад профсоюз железнодорожников обсуждал эту проблему с руководством предприятия и […]
  • Юрист китай Наш адрес: Китай, г. ШанхайRoom B901, Tomson center, 188 Zhangyang Rd., Pudong, Shanghai, 200122, China上海市浦东新区张扬路188号汤臣中心B901室 Телефон:+86 21 80362969 Факс: +86 21 80362969 Наш адрес: Office 124, Leninsky avenue, 96, Moscow, Russia, 119415 119415, […]
  • Проводки по госпошлине усн Госпошлина: бухгалтерские проводки Актуально на: 27 февраля 2018 г. Государственная пошлина – это сбор, который взимается при обращении в госорганы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам, которые уполномочены законодательством, […]
  • Изменения в законе о оружие Изменения в ФЗ «Об оружии» приняты. Что дальше? Фото Антона ЖУРАВКОВА «РОГ», используя все свои возможности, информирует читателей о подготовке и изменениях в федеральное законодательство об обороте оружия. Много комментариев вызвала и публикация на сайте […]
  • Алименты на содержание ребенка статья Алименты после 18 лет В 2018 году принципы алиментных отношений в части обязанности родителей содержать своих детей не изменились. В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ, детьми признаются лица, не достигшие совершеннолетия. Согласно этому определению […]