Федеральные законы 44-фз и 223-фз

Содержание:

Основные отличия законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, в которых поможет разобраться статья.

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

Этот закон действует на закупки всех госзаказчиков. От них он требует составления 3-летнего плана закупок и ежегодного плана-графика. А от поставщиков — обеспечения заявок и исполнения контракта (для конкурса и электронного аукциона).

Также закон устанавливает сроки всех этапов торгов и регулирует множество других деталей сделки. Закон дает гарантии для победителя, что с ним будет заключен контракт, а поставленные им товары или выполненные работу будут оплачены. Но отступление от правил грозит предпринимателей попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. А для заказчиков чревато штрафами и даже отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т д.

Рамочный 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Заказчик вправе указывать конкретную марку и модель товара, без эквивалентов.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%, включая их «дочек» и «внучек»,
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или же грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение,
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.),
  • Точно так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

    На каких ЭТП проводят торги заказчики?

    Заказчики по 44-ФЗ

    Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны шесть федеральных торговых площадок. Это «РТС-тендер», «Национальная электронная площадка», «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка», «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» и lot-online. Регистрация на ЭТП госзаказа бесплатна, но потребуется предоставить сканы некоторых документов. В соответствии с № 44-ФЗ для участия в электронных торгах по госзаказу нужна усиленная неквалифицированная электронная подпись.

    Заказчики по 223-ФЗ

    Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок около 200, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

    На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

    Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проводятся торги. Это может быть как квалифицированная подпись, так и неквалифицированная.

    Способы закупок

    В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

    Конкурентные закупки

  • открытые конкурсы;
  • конкурсы с ограничением участия;
  • закрытые конкурсы с ограничением участия;
  • многоэтапные конкурсы;
  • закрытые формы конкурсов;
  • электронные аукционы;
  • аукционы в закрытой форме;
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок.
  • Неконкурентные закупки

    К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика.

    Способы закупок по 223-ФЗ

    В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только 2 вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

    Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

    Отчетность заказчиков торгов

    Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

    Заказчик обязан на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru размещать следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

    Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;
  • Обеспечение исполнения обязательств по контракту

    Федеральный закон 44-ФЗ

    С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта.

    Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦ контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦ, но не менее чем размер аванса, если он предусмотрен контрактом. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Он или предоставляет банковскую гарантию, или вносит деньги на счет заказчика.

    Во втором случае, гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и дополнительно внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru.

    Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Наличие или отсутствие этого требования всегда отражено в закупочной документации.

    Расторжение контракта и возможность внести изменения

    Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. В электронном аукционе можно составить протокол разногласий, но только если речь идет об ошибках в тексте контракта.

    Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

    Обжалование действий заказчика

    Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС.
  • Затем ФАС публикует жалобу на ООС в течение 2-х рабочих дней.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.
  • В 2016 году 45% всех жалоб были признаны ФАС обоснованными и госзаказчики получили по ним предписания (по данным мониторинга Минэкономразвития за 2016 год).

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

    223-ФЗ и 44-ФЗ: основные отличия

    Наглядный разбор разницы между Федеральными законами о проведении государственных закупок 44-ФЗ и 223-ФЗ в виде таблицы. Кто выступает заказчиком, какие виды тендеров включают оба закона, на каких ЭТП проводятся?

    Федеральные законы 44 и 223 регулируют действия заказчиков и исполнителей в сфере госзакупок. Их содержание и подходы к описанию процедур существенно различаются.

    44-му федеральному закону подчиняются закупки всех бюджетных учреждений государственного и муниципального уровней, а также унитарных предприятий (кроме особо значимых) – всевозможных больниц, детских садов, воинских частей, трамвайно-троллейбусных парков. Это подробный документ, в деталях описывающий все этапы организации тендеров, жестко фиксирующий сроки и предусматривающий четкие штрафные санкции.

    223-ий закон создан для особых заказчиков:

  • Организаций с долей участия государства более 50%. Пример: Газпром.
  • Гос.монополий, их “дочек” и “внучек”. Например: РЖД и ФПК.
  • Занимающихся регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика.
  • Унитарных предприятий, признанных государственно важными.
  • Также закупать по 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под 44-ФЗ, но при условии, что они тратят деньги не из бюджета, а самостоятельно заработанные, полученные в виде грантов или выделенные им на найм субподрядчиков.

    223 закон написан общими фразами. В нем нет конкретики, а изложены только принципы, которыми должны руководствоваться заказчики, самостоятельно разрабатывая Положение о закупках на ближайший год. Его они обязаны публиковать в ЕИС – www.zakupki.gov.ru. Государство же предоставляет таким заказчикам довольно большую свободу, так как финансирует их закупки лишь частично. Однако для поставщиков это, мягко говоря, неудобно: каждый раз приходится изучать документацию, которая может кардинально отличаться, адаптировать бизнес-процессы и продукт к новым условиям. Но и результат того стоит: по 223-ФЗ проводятся более серьезные закупки.

    Главный минус 44-ФЗ для поставщика – в том, что закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников тендеров, так как заказы полностью оплачиваются из гос.бюджета. Он в 10 раз больше по объему, чем 223-ФЗ. А любое нарушение процедур выливается в дисквалификацию, штрафы и даже включение в реестр недобросовестных поставщиков, что означает крест на тендерной (и не только) деятельности.

    Рассмотрим другие значимые для поставщиков отличия двух законов:

  • Электронный аукцион;
  • Запрос котировок;
  • Запрос предложений;
  • Конкурсы;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Закрытые закупки.
  • При этом закон больше ориентирован на конкурентные виды, а популярный способ закупки у единственного поставщика ограничен статьей 93 и требует обоснования.

  • Аукционы;
  • Конкурсы.
  • Однако заказчик может прописать в Положении регламент любого другого способа.

    Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ — таблица

    Мы подготовили для вас простую и наглядную таблицу с основными отличиями 44-ФЗ от 223-ФЗ. Информация будет полезна как участникам закупок, так и начинающим заказчикам.

    44 Федеральный закон

    223 Федеральный закон

    Основное отличие и назначение

    Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.

    Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков)

    Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен.

    Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ заказчики должны сами разработать Положение о закупках для своей организации.

    В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок.

    44-ФЗ о закупках, последняя редакция 2018 года

    44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», также именуется законом о госзакупках. 44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2018 года, последняя редакция от 23 апреля.

    Федеральный закон о закупках 44-ФЗ

    Закон 44-ФЗ о закупках был принят 5 апреля 2013 года, вступил в силу 1 января 2014 года. 44 закон о госзакупках сменил предыдущий 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

    Федеральный закон о закупках 44-ФЗ — один из самых динамично развивающихся законодательных актов. За 2017 год в 44-ФЗ внесено 13 изменений (в феврале, марте, мае, июне, июле, декабре).

    2018 год принес одно изменение в закон 44-ФЗ. Представляем 44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2018 года (от 23.04.2018).

    Федеральный закон 44 ФЗ о закупках 2018 года состоит из 8 глав и 120 статей.

    Основные формы закупок по 44-ФЗ:

    44-ФЗ о закупках последняя редакция

    Всего внесено 49 изменений в 44 ФЗ о закупках. Последняя редакция 2018 года с изменениями от 23 апреля 2018 года вступила в законную силу 4 мая 2018 года.

    44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2017 года сохраняет свою актуальность, т.к. 1 новое изменение в 44 ФЗ 2018 года носит косметический характер. Однако недавно Минэкономразвития внесло масштабный проект изменений 44-ФЗ на 97 страницах. Предусмотрен перевод всех закупок по 44-ФЗ в электронную форму в 2019 году.

    Скачать проект поправок в 44-ФЗ. Читайте о планируемых изменениях ФЗ-44 РФ в наших новостях.

    Навигатор по 44-ФЗ

    Приводим ФЗ-44 с комментариями, краткое содержание, основные моменты 44-ФЗ, необходимые ссылки.

    Не каждый начинающий поставщик сможет разобраться в тексте закона 44 ФЗ о госзакупках 2018 года. Он написан формальным юридическим языком, содержит множественные оговорки и отсылки. 44 ФЗ для чайников и новичков может оказаться китайской грамотой.

    Возьмем проведение открытого конкурса. 48-я статья 44-ФЗ гласит: «Заказчик по всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона».

    Чтобы получить ответ, нужно прочитать еще 7 статей закона 44-ФЗ.

    Положения 44-ФЗ дополняются постановлениями, распоряжениями Правительства РФ, приказами Минэкономразвития, Минфина, Федерального казначейства и других органов власти РФ. А ответственность заказчиков установлена в Административном кодексе.

    Чтобы хорошо ориентироваться в федеральном законе 44 ФЗ, придется начинить печатную версию закона множеством закладок и прилично истрепать. Нужно отдельно выписывать ключевую информацию, проводить сопоставление и сравнение признаков. Хорошо, что есть те, кому нравится этим заниматься, чтобы предоставить 44-ФЗ для начинающих в кратком изложении и простым языком.

    Обучение 44-ФЗ

    Большой объем госзакупок по 44-ФЗ способствует развитию системы обучения и подготовки соответствующих специалистов. Законодательство о госзакупках постоянно дополняется и обновляется. Необходимо знать и понимать последние изменения, чтобы избежать нелепых ошибок.

    Сейчас можно пройти обучение по 44-ФЗ в группе и получить диплом государственного образца. Для поставщиков доступно индивидуальное обучение у специалиста-практика включающее множество нюансов, о которых не расскажут на курсах по 44-ФЗ.

    Обучение 44 ФЗ для чайников позволит уже на следующий день начинающим поставщикам участвовать в госзакупках по 44 ФЗ.

    Разобравшись в хитросплетениях 44 ФЗ 2018 года можно понять как выиграть тендер.

    Оглавление 44-ФЗ

    Глава 1. Общие положения
    Глава 2. Планирование
    Глава 3. Осуществление закупок

    § 1. Общие положения
    § 2. Определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов
    § 3. Определение поставщика путем проведения запроса котировок
    § 4. Определение поставщика путем проведения запроса предложений
    § 5. Закрытые способы определения поставщиков
    § 6. Осуществление закупки у единственного поставщика
    § 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта

    Глава 4. Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок
    Глава 5. Контроль в сфере закупок
    Глава 6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки
    Глава 7. Особенности осуществления отдельных видов закупок
    Глава 8. Заключительные положения

    Общие положения закона 44-ФЗ

    Глава 1 ФЗ-44 состоит из 15 статей (ст. 1-15) и определяет

  • Сферу применения
  • Законодательство
  • Основные понятия и принципы
  • Информационное обеспечение
  • Цели и особенности закупок
  • Применение национального режима.
  • Контрактная система в сфере закупок

    С юридической точки зрения вызывает недоумение, как федеральный закон о закупках 44-ФЗ раскрывает понятие «контрактная система» через определяемый термин. Но вернемся к сути.

    Федеральная контрактная система 44-ФЗ — совокупность участников контрактной системы и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

    Участники контрактной системы в сфере закупок

    1. Регулирующие органы
    2. Государственная корпорация «Росатом» (прописана в законе, как особый субъект)
    3. Заказчики
    4. Участники закупок, в т.ч. признанные поставщиками
    5. Уполномоченные органы и учреждения
    6. Специализированные организации
    7. Электронные торговые площадки
    8. Законодательство о контрактной системе основывается по положениях Конституции, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса и состоит из федерального закона 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

      Другие федеральные законы должны соответствовать 44-ФЗ. Основные законы о госзакупках: 44-ФЗ и 223-ФЗ.

      Федеральная контрактная система, 44-ФЗ является объектом различных, часто противоречивых интересов. Каждые несколько лет ФКС серьезно трансформируется.

      с 2017 года по 44-ФЗ осуществляют закупочную деятельность унитарные предприятия. Подробнее о переходе ГУПов и МУПов на 44-ФЗ.

      Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС)

      Единая информационная система создана и ведется для информационного обеспечения контрактной системы.

      Единая информационная система обеспечивает:

    9. формирование, обработку и хранение данных
    10. контроль за соответствием информации федеральному закону 44-ФЗ
    11. использование электронной цифровой подписи
    12. подачу заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документооборота.
    13. Эта информационная система позволила нашему государству проводить электронные торги и экономить сотни миллиардов рублей.

      Информация, содержащаяся в ЕИС является общедоступной, бесплатной и размещается на официальном сайте (zakupki.gov.ru), также называемом «Портал закупок».

      Официальный сайт закупок по 44-ФЗ содержит: извещения, документацию, планы-графики, реестр банковских гарантий по 44-ФЗ, жалоб в ФАС, реестр недобросовестных поставщиков — исчерпывающую информацию, чтобы проводить госзакупки.

      Официальный сайт 44-ФЗ имеет отдельные разделы для заказчиков и поставщиков.

      Победители тендеров по 44-ФЗ, контракты, протоколы общедоступны, в короткие сроки публикуются госзаказчиками на официальном сайте и на электронных торговых площадках.

      Портал закупок не обладает круглосуточной доступностью. На нем в вечернее время и выходные дни проводятся профилактические работы. Эффективно работать с госзакупками 24 часа в сутки помогает система Тендерплан.

      Закупка товара, работы или услуги по 44-ФЗ

      Закупка определяется как совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Государственные нужды по 44-ФЗ — это выполнение функций и полномочий государственных органов РФ.

      Участник закупки это:

    14. Любое юридическое лицо независимо от:
      • организационно-правовой формы
      • формы собственности
      • места нахождения
      • места происхождения капитала
      • Любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве ИП
      • Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Проект контракта является частью закупочной документации и не может быть изменен сторонами после того, как будет определен поставщик. Порядок проведения закупок по 44-ФЗ определяется в законе как в целом, так и отдельно для каждой формы закупки.

        Определение поставщика по 44-ФЗ

        Ст. 3 раскрывает термин определение поставщика (подрядчика, исполнителя), как совокупность действий, начиная от размещения извещения о закупке или приглашения и завершая заключениям контракта. То есть закон дает полное определение всех этапов процесса закупок и должен быть настольной книгой для всех его сторон.

        Процедура закупки включает в себя по ФЗ-44:

        • Размещение планов закупок и планов-графиков
        • Подготовка, размещение закупочной документации
        • Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)
        • Заключение контракта
        • Приемка товаров, работ, услуг
        • Размещение отчетности

        Отмена определения поставщика возможна не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок для конкурса и аукциона и не позднее 2 дней для запроса котировок.

        Планирование закупок по 44-ФЗ

        Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.
        Государственный заказчик по 44-ФЗ обязан планировать закупки, размещать планы закупок и планы-графики. Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера, ожидая его публикации заказчиком.

        Планы закупок по 44-ФЗ

        Планы закупок должны включать:

      • Идентификационный код закупки
      • Цель осуществления закупки
      • Наименование объектов закупки
      • Объем финансирования
      • Сроки, периодичность
      • Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика
      • Планы-графики по 44-ФЗ

        Планы-графики должны включать:

      • Идентификационный код
      • Наименование и описание объекта закупки
      • Указание характеристик:
        • количество товара
        • объем работы или услуги
        • сроки
        • периодичность
        • начальная цена
        • размер аванса
        • этапы оплаты
        • Дополнительные требования к участникам и их обоснование
        • Способ определения поставщика и его обоснование
        • Дата начала закупки
        • Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта
        • План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

          Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

          Осуществление закупок по 44-ФЗ

          Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

          Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

          1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

        • способы определения поставщиков
        • централизованные закупки
        • участие в закупках специальных субъектов
        • требования к участникам закупки по 44-ФЗ
        • оценку заявок
        • формы обеспечения заявок
        • понятия контрактной службы
        • специализированных и экспертных организаций
        • Способы определения поставщика по 44-ФЗ

          2 параграф – определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов. Охватывает 24 статьи.

          Заказчики при определении поставщика используют конкурентные способы или закупки без проведения торгов по 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика).

          Конкурентные способы определения поставщика по 44-ФЗ

          1. Открытые конкурсы
            • Открытый конкурс
            • Конкурс с ограниченным участием
            • Двухэтапный конкурс
            • Закрытые конкурсы
              • Закрытый конкурс
              • Закрытый конкурс с ограниченным участием
              • Закрытый двухэтапный конкурс
              • Аукционы
                • Электронный аукцион
                • Закрытый аукцион
                • Запрос котировок
                • Запрос предложений
                • Оценка заявок по 44-ФЗ

                  Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

                • Цена
                • Расходы на эксплуатацию
                • Характеристики
                  • Функциональные
                  • Экологические
                  • Квалификация
                    • Финансовые ресурсы
                    • Оборудование и другие материальные ресурсы
                    • Опыт работы по предмету контракта
                    • Деловая репутация
                    • Квалификация специалистов
                    • Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость.

                      На этапе подготовки предложения можно оценить сколько баллов сможет принести каждый критерий оценки.

                      Критериев может быть не менее 2, обязательным из которых является цена. При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

                      Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году.

                      Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.

                      Описание объекта закупки по 44-ФЗ

                      Заказчик при описании в документации закупки должен руководствоваться правилами

                    • Объективный характер описания
                    • Указываются характеристики
                      • Технические
                      • Качественные
                      • Эксплуатационные
                      • Не должны включаться требования
                        • Товарных знаков, знаков обслуживания
                        • Фирменных наименований
                        • Патентов, полезных моделей
                        • Промышленных образцов
                        • Наименование места происхождения товара
                        • Наименование производителя
                        • Требования, ограничивающие количество участников закупки
                        • Из данных правил есть исключения. Возможно указание на товарные знаки, если предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

                          При этом в описание обязательно включается слово «или эквивалент», за исключение случаем несовместимости товаров или закупки запасных частей и расходных материалов.

                          Заказчик при описании объекта закупки может включить

                        • Спецификации
                        • Планы, чертежи, эскизы
                        • Фотографии
                        • Результаты работы, тестирования
                        • Требования по проведению испытаний и их методов
                        • Требования к упаковке, маркировке, этикеткам
                        • Подтверждения соответствия процессов и методов производства техническим регламентам, стандартам и условиям
                        • Условные обозначения и терминологию
                        • Все товары должны быть новыми, не бывшими употреблении, ремонте или не восстановленными, если это прямо не предусмотрено документацией.

                          При необходимости заказчик может установить требования

                        • К гарантийному сроку
                        • Объему предоставлению гарантий
                        • Гарантийному обслуживанию
                        • К расходам на эксплуатацию товара
                        • Обязательность осуществления монтажа и наладки
                        • К обучению лиц, использующих и обслуживающих товар
                        • Любой участник вправе направить заказчику запрос разъяснений по 44-ФЗ. Сроки ответа на запрос о даче разъяснений положений документации составляют два дня.

                          Контрактная служба по 44-ФЗ

                          Контрактная служба нужна для планирования и осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

                          Заказчик по 44-ФЗ обязан создать контрактную службу, если объем закупок по 44-ФЗ превышает 100 миллионов рублей в год.

                          Если объем закупок менее 100 миллионов, заказчик вправе создать контрактную службу или назначает ответственное лицо — контрактного управляющего.

                          Контрактная служба действует на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 N 631 (в редакции от 24.10.2016).

                          Численность контрактной службы — не менее двух человек. Структурное подразделение создавать не обязательно, достаточно утвердить постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы и назначить руководителя.

                          Требования к квалификации контрактного управляющего или работников контрактной службы — высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

                          Базовые функции и полномочия контрактной службы разнообразны и вытекают из 44-ФЗ. В целях их выполнения работники контрактной службы не должны разглашать информацию, вступать в переговоры с участниками закупок, могут привлечь к работе экспертные организации.

                          Иные полномочия контрактной службы:

                        • Консультации с поставщиками, подрядчиками, исполнителями для определения конкурентной среды, наилучших технологий и решений для обеспечения госзакупок
                        • Обязательное общественное обсуждение закупки товаров, работ, услуг
                        • Утверждение требований к закупаемым товарам, работам, услугам
                        • Участие в рассмотрении дел об обжаловании действий или бездействия заказчика в ФАС, претензионная работа
                        • Разработка проектов контрактов заказчика
                        • Проверка банковский гарантий поставщика, подрядчика, исполнителя
                        • Организация возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки или обеспечения контракта
                        • Вне зависимости от наличия контрактной службы заказчик может привлечь специализированную организацию по 44-ФЗ для разработки документации и организации проведения закупок в виде аукциона и конкурса.

                          Экспертная организация по 44-ФЗ

                          Заказчик привлекает экспертов и экспертные организации по 44-ФЗ для выполнения функций, например, по приемке товаров, работ, услуг.

                          Экспертиза по 44-ФЗ не может осуществляться:

                        • Физическими лицами
                        • Должностными лицами или работниками заказчика (действующими или являвшиеся ими за последние два года)
                        • Лицами, имеющими имущественные интересы по данному контракту
                        • Близкими родственниками руководителя заказчика, членов контрактной службы, закупочной комиссии
                        • Должностными лицами или работниками подрядчика, поставщика, исполнителя
                        • Юридические лица в которых заказчик или поставщик по контракту имеют доли от 25%
                        • Физические или юридические лица, на которых могут прямо или косвенно влиять поставщик или заказчик
                        • Контракт по 44-ФЗ

                          Условиям контракта, порядке его заключения, изменения и расторжение в 44-ФЗ посвящено несколько статей. Ст. 34 устанавливает общие принципы. Контракт (договор) заключается на условиях, предусмотренных извещением, приглашением, документацией, заявкой и окончательным предложением участника.

                          Срок заключения контракта по 44-ФЗ составляет в среднем от 10 до 20 дней с момента публикации протокола. Одновременно поставщик вносит обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ. Самый популярный способ — банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта.

                          Увеличение цены контракта возможно по инициативе заказчика не более чем на 10%, если увеличивается количество поставляемого товара. Порядок заключения контракта описан отдельно для каждого вида определения поставщика.

                          Тендеры по 44-ФЗ

                          Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе не использует понятие «тендер» широко применяемое среди поставщиков и в деловой среде.

                          Тендер является синонимом определения поставщика на конкурсной основе, которое в законодательстве именуется «закупка». 44-ФЗ поставщики иногда называют закон о торгах или федеральный закон о тендерах и аукционах.

                          Анализ тендеров по 44-ФЗ — необходимый шаг перед принятием решения об участии в закупке. Изучите извещение, документацию, техническое задание, проект контракта. Для участия в тендерах по 44-ФЗ потребуется внести обеспечение заявки.

                          Открытый конкурс по 44-ФЗ

                          В открытом конкурсе побеждает лучшее предложение, а не самая низкая цена, как в аукционе.

                          Ст. 48-55 определяют условия проведения открытого конкурса (ст. 48), требования к документации, порядок подачи, рассмотрения заявок, заключения контракта. Участие в открытом конкурсе представляет основные сложности для поставщиков. Заказчик оценивает конкурсные заявки по множеству критериев (ст. 53).

                          Заявка на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ подается в бумажном виде в запечатанном конверте.

                          Заявки могут содержать тысячи страниц, весить десятки килограмм и требовать нескольких недель на подготовку. Чаще всего именно конкурс называют тендером.

                          Электронный аукцион по 44-ФЗ

                          В электронном аукционе побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену контракта.

                          Торги по 44-ФЗ проходят на понижение от начальной цены на шаг аукциона.

                          Ст. 59-71 регламентируют проведение электронного аукциона (ст. 59), начиная от аккредитации на электронных площадках (ст. 61) до заключения контракта.

                          В законе не приведен перечень электронных торговых площадок, где проводятся электронные аукционы, поэтому поставщикам придется самостоятельно разбираться в нюансах аккредитации и подачи заявки на аукцион, которая состоит из 2 частей. Если участника отклонили по второй части заявки 44-ФЗ, перечитайте перечень документов (п. 5 ст. 66).

                          Подробнее об участии в электронном аукционе — пошаговая инструкция.

                          Заказчик не может произвольно решить какие товары, работы или услуги он будет закупать на аукционе, а какие нет.

                          Он обязан проводить закупки в форме аукциона, по перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утверждаемому распоряжением Правительства РФ.

                          Запрос котировок по 44-ФЗ

                          Ст.72-79 описывают определение поставщика путем проведения запроса котировок (ст. 72). Устанавливается требования к проведению запроса котировок (ст. 73), порядок проведения (ст. 74), подачи, рассмотрения и оценки заявок (ст. 78).

                          Запрос котировок представляет собой самый доступный формат участия в госзакупках. Для подготовки котировочной заявки по 44-ФЗ не требуется ЭЦП для электронных торгов

                          Заявки подаются в бумажном виде в конвертах и заверяются традиционным способом с помощью подписи уполномоченного лица и печати организации.

                          4-7 параграфы 44-ФЗ содержат в общей сложности 14 статей. В них устанавливается определение поставщика путем проведения запроса предложений, закрытые способы определения поставщиков, закупки у единственного поставщика и особенности исполнения, изменения, расторжения и обеспечения контракта.

                          Запрос предложений по 44-ФЗ

                          Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ определен 83 статьей 44-ФЗ. Она состоит из 21 пункта и определяет основания на закупки по 44-ФЗ этим способом, алгоритм проведения, сроки подписания контракта.

                          Закрытый конкурс и закрытый аукцион по 44-ФЗ

                          Закрытые способы госзакупок (ст. 84-92) являются наименее конкурентными. В этих случаях заказчик сам направляет приглашения ограниченному кругу поставщиков, соответствующих определенным требованиям. Это связано с режимом секретности, гостайны и особой важности и безопасности государства.

                          Конечно, широкому кругу лиц не стоит знать о том, кто выиграл контракты на транспортировку драгоценных металлов и камней или обеспечивает деятельность судей.

                          Четвертая и пятая главы 44-ФЗ состоят из 8 статей и посвящены мониторингу, аудиту и контролю в сфере закупок.

                          Шестая и седьмая главы включают 8 статей и содержат порядок обжалования нарушений закона и особенности осуществления отдельных видов закупок, таких как энергосервисные контракты и гособоронзаказ.

                          Восьмая глава 44-ФЗ состоит из 3 статей и содержит заключительные положения и порядок вступления в силу определенных статей закона, которые, как уже упоминалось выше, вступают в законную силу последовательно в течение 3 лет, начиная с 1 января 2014 года, заканчивая 1 января 2017 года.

                          Помощь по 44-ФЗ

                          Если вы испытываете затруднения с применением 44-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам.

                          Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица — всё наглядно!

                          Закупочная деятельность в нашей стране регламентируется двумя основными законами — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для того чтобы разобраться что к чему, поставщикам и заказчикам нужно четко ориентироваться в их различиях и понимать в чем разница.

                          Федеральный закон №44

                          Федеральный закон №223

                          1. Основное отличие и идея 44-ФЗ и 223-ФЗ

                          Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок — каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика. Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках.

                          Данный закон определяет только основную идею и принципы проведения закупок. Все детали и порядок процедур заказчиком прописывается в Положении. Они, в свою очередь, могут существенно отличаться друг от друга, поэтому поставщикам каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям проведения закупки.

                          2. Общие положения

                          Кто является заказчиком

                          В рамках 44-ФЗ заказчиками выступают:

                          — государственные и муниципальные бюджетные учреждения;

                          — унитарные предприятия за исключением тех, которые на правительственном уровне признаны особо значимыми.

                          Действие 223-ФЗ распространяется на следующих заказчиков:

                        • организации, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%;
                        • организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (электроснабжение, водоснабжение и так далее);
                        • организации, являющиеся субъектами естественных монополий (РЖД, Ростелеком и так далее)
                        • унитарные предприятия, признанные государственно важными, также осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов;
                        • Федеральным законом №44 регламентировано довольно большие количество закупок:

                        • конкурсы: открытый, двухэтапный, с ограниченным участием (статьи 48, 57 и 56 соответственно);
                        • электронный аукцион (статья 59);
                        • запрос предложений (статья 83);
                        • запрос котировок (статья 72);
                        • закупка у единственного поставщика (статья 93);
                        • закрытые способы проведения закупок (статьи 84-92).
                        • 223-ФЗ, в соответствии с частью 3 статьи 3, предусматривает только два обязательных способа закупок:

                          Однако в положении каждый заказчик может определять регламент для любых других способов закупок.

                          Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:

                        • www.roseltorg.ru (ОАО «ЕЭТП»);
                        • www.sberbank-ast.ru (ЗАО «Сбербанк-АСТ»);
                        • www.etp-ets.ru (АО «Электронные торговые системы»);
                        • www.etp.zakazrf.ru (ГУП «Агентство по заказу РТ»);
                        • www.rts-terder.ru (ООО «РТС-тендер»).
                        • www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)
                        • Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.

                          3. Информационное обеспечение закупок:

                          положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок

                          Положение о закупках

                          Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.

                          44-ФЗ предусматривает два этапа планирования:

                          — составление плана закупок сроком на 3 года;

                          — составление плана-графика сроком на один год.

                          Оба документа размещаются в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru. Их сроки размещения, а также правила оформления определяются соответствующими постановлениями.

                          223-ФЗ предусматривает формирование единственного документа — плана закупок сроком на один год. Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. Правила оформления планов закупок по 223-ФЗ и сроки их размещения регламентируются соответствующими постановлениями.

                          Сроки размещение и содержание извещения

                          44-ФЗ строго определяет сроки размещения извещения для каждого способа закупок. Так, например, для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней, для запроса предложений — не менее 5 дней и так далее.

                          Содержание извещение также строго регламентируется нормами закона.

                          Единственный способ, для которого размещение извещения не предусмотрено — НЕКОТОРЫЕ виды закупок у единственного поставщика.

                          Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов — они составляют не менее 20 дней. В остальных случаях временные интервалы определяются заказчиком самостоятельно, информация о них прописывается в Положении.

                          Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.

                          Место размещения извещения

                          Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке.

                          Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке.

                          Внесение изменений в извещение и отмена закупки

                          Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика.

                          Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев.

                          Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках.

                          Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.

                          Информация, которая должна содержаться в документации для каждого вида закупок Федеральным законом №44 определяется индивидуально. Пространства для импровизации у заказчиков нет.

                          Информация, которая должна содержаться в документации, определяется частью 10 статьи 8 и Положением и закупке

                          4. Особые условия в рамах Федеральных законов

                          Обеспечение исполнения заявки/контракта

                          Для аукционов и конкурсов устанавливается в обязательном порядке. В остальных случаях — это право, а не обязанность заказчика.

                          Обеспечение может быть предоставлено в двух формах: путем перечисления денежных средств или банковской гарантией (за исключением электронного аукциона, где предусмотрены только наличные). Выбор способа всегда остается за поставщиком.

                          Необходимость внесения обеспечения всегда остается на усмотрение заказчика. Способы обеспечения могут быть различными и определяются в Положении о закупках.

                          Применение антидемпинговых мер предусмотрено статьей 37

                          Антидемпинговые меры законом не предусмотрены, однако каждый заказчик вправе обозначить их в Положении о закупках

                          Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

                          Осуществляется в обязательном порядке одним из предусмотренных статьей 22 методов: сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, затратным или проектно-сметным.

                          Не осуществляется в обязательном порядке.

                          Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций

                          Для всех заказчиков должны составлять не менее 15% от общего годового объема закупок

                          Норма составляет не менее 10% и применяется только к тем заказчикам, годовой объем закупок которых составляет более 2 миллиардов рублей.

                          5. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения контрактов

                          Заключение и изменение контракта

                          Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией. Его изменение предусматривается только в установленных законом случаях и касается преимущественно несущественных условий.

                          Заказчик вправе по своему усмотрению вносить изменения в договор/контракт и менять практически все — от цены и сроков до несущественных условий. Пределы изменений устанавливаются в Положении о закупках индивидуально каждым заказчиком

                          Федеральный закон (ФЗ) о конкурсах и тендерах

                          Участие в тендере представляет собой соревнование между организациями-конкурентами за право сотрудничества с заказчиком, который ищет для себя надежного партнера для выполнения разового заказа или заключения деловых взаимоотношений на длительный срок. Чтобы процедура конкурсного отбора была прозрачной и честной, был разработан специальный ФЗ о тендерах, который дает четкое разъяснение правил проведения торгов как для участников аукциона, так и для его заказчиков и организаторов.

                          Виды тендеров

                          Законодательство России разделяет проведение тендеров на несколько категорий:

                        • торги открытого типа;
                        • торги закрытого типа;
                        • государственные торги (могут быть как открытыми, так и закрытыми);
                        • запросы котировок;
                        • двухэтапный аукцион.
                        • Вне зависимости от того, какой вид тендера будет использован, его проведение должно соответствовать всем правилам и условиям, которые четко обозначает федеральный закон о тендерах и аукционах.

                          Закон №44 ФЗ

                          Закон «О контрактной системе…» в 2013 году заменил закон №94 ФЗ и вступил в силу с 01.01.2014 года. Данный Федеральный закон занимается регулированием взаимоотношений между заказчиком и исполнителем, касающихся обеспечения муниципальных и государственных нужд. Закон 44 о тендерах состоит из 11 статей. Каждая из них регулирует те правоотношения, которые ранее не рассматривал закон №94 ФЗ.

                          ФЗ-44 разработан с целью повышения уровня эффективности и результативности проведения тендеров на закупку товаров, услуг или каких-либо видов работ. Кроме этого, он позволяет прозрачно проводить торги и предотвращать возникновение коррупционной деятельности и прочих злоупотреблений в данной сфере госзакупок.

                          ФЗ 44 о тендерах применяется в следующих случаях:

                        • при планировании приобретения большой партии продукции или услуг;
                        • при определении исполнителей (поставщиков);
                        • при подписании гражданско-правого договора на приобретение услуг, товаров или работ;
                        • при необходимости уточнить особенности выполнения контракта;
                        • в момент проведения мониторинга закупок;
                        • для аудита в области приобретения партий товара, услуг, работ;
                        • для контроля за соблюдением законодательных норм России и прочих нормативных документов относительно контрактной системы в области закупок продукции, приобретения услуг и работ.
                        • В отличие от ФЗ-94, использование ФЗ о тендерах от 2013 года значительно сократило риски возникновении коррупции в области госзакупок. Теперь обозначены основные механизмы изменения квалификации конкурсантов торгов и антидемпинговые меры, которые помогают заказчику подписать договор о сотрудничестве с честным поставщиком.

                          Также порядок деятельности государственного интернет-ресурса по закупкам, который указан в законе о тендерах ФЗ №44, теперь включает в себя возможность подачи запросов на участие в аукционе при помощи функционала сайта.

                          К остальным особенностям данного закона о проведении тендерных мероприятий стоит отнести:

                        • расширение списка методов обозначения начальной и максимальной цены контракта (это гарантирует сокращение случаев преднамеренного завышения стоимости сделки);
                        • новые требования к организационной комиссии, в состав которой должны входить лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повысили свою квалификацию в закупочной сфере.
                        • Ввиду всех изменений и нововведений стоит отметить, что проводить тендеры по 44 ФЗ стало намного выгоднее как для заказчика, так и для исполнителя.

                          Административный кодекс РФ

                          Не так давно, а именно 22 апреля 2014 года, был принят новый Федеральный закон о внесении изменений в Административный кодекс России. Эти изменения коснулись сферы проведения тендерных мероприятий.

                          На данный момент федеральный закон о тендерах предусматривает несение административной ответственности тем лицам, которые занимаются коррупцией в области закупок товаров или услуг среди юридических лиц. Теперь любое правонарушение в сфере проведения тендеров приведет к административной ответственности с дальнейшими неприятными последствиями для бизнеса нарушителя.

                          Смотрите так же:

                          • Как оформить дтп если виновник скрылся Как оформить дтп если виновник скрылся Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Что делать, если виновник ДТП скрылся с места аварии - запишите сведения о скрывшемся участнике ДТП: […]
                          • Заявление о подтверждении места жительства Заявление об установлении факта проживания Чаще всего заявление об установлении факта проживания необходимо для приобретения (подтверждения) гражданства РФ. Но информация актуальна не только для лиц, не имеющих паспорта РФ нового образца. Факт проживания на […]
                          • Лечение споры Дрожжи в мазке Обнаруженные во время исследования микрофлоры влагалища дрожжи в мазке могут свидетельствовать о патологическом процессе в организме женщины. Своевременная диагностика и правильно подобранное лечение позволит избавить пациента от неприятных […]
                          • Образец приказа о рабочей нагрузке Приказ об увеличении объема работ Иногда в организациях возникает необходимость в увеличении нагрузки на работников. Законодательство это допускает, но только после выпуска специального приказа и с соблюдением определенных правил. Что такое увеличение объема […]
                          • Работа юристом в чехове Работа юристом: вакансии в Чехове Работа в офисе, офис новый, еще не успел набрать "Свою клиентскую базу" но старт уже дан. Конкурентов по близости нет, работа не в самом Чехове, а мкр.Венюково.… Полное описание Помощник юриста/Младший юрист (город Чехов […]
                          • Проверить штрафы гибдд хабаровск Как проверить штрафы ГИБДД по номеру машины? В прошлом году на сайте ГАИ появилась услуга, которая позволяет проверить штрафы ГИБДД по номеру автомобиля онлайн , в 2018 году форма не претерпела изменений и осталась прежней. На данный момент это самый простой […]
                          • Заявление о зачете 410 гк Заявление о зачете встречных однородных требований В процессе исполнения решений судов вполне может возникнуть ситуация, когда одни и те же лица имеют друг перед другом схожие обязательства, тогда окончить исполнительное производство можно путем подачи […]
                          • Коллекторы звонят а долгов нет Что делать если звонят коллекторы Банковские кредиты сегодня выдают повсеместно в огромных количествах. Нередко при этом отсутствует тщательная проверка платежеспособности заемщика. Это и другие обстоятельства зачастую приводят к просрочкам по займам. Если […]