Федеральный закон рф об охране труда от 170799

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ ст 9 (ред. от 19.07.2018)

Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

2. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

3. При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

4. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

5. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

6. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

7. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

1.2. Законодательство об охране труда

Законодательство об охране труда устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работниками, работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда и направлено на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Приоритетное значение международных трудовых норм регламентируется статьей 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В международном аспекте законодательство о труде и об охране труда основывается на Всеобщей декларации прав человека,, принятой на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, Конвенциях Международной организации труда (МОТ), Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года, Европейских директивах и стандартах..

Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В перечень основных законодательных актов Российской Федерации входят:

— Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (п..3 ст. 37);

— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (раздел X «Охрана труда»).

— Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

— Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. № 184-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год».

— Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

— Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

— Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статьи 25-27, 34, 55).

— Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

— Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (глава 59).

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ст. 5.27 – 5.31).

— Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ст. 109, 118, 125, 143, 145, 216, 217-219, 236-238).

1.3. Государственные нормативные требования охраны труда и система нормативных правовых актов

В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Статья 215 ТК РФопределяет соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусматривает разработку технических регламентов в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов по охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В утвержденный данным постановлением Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, входят.

1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М).

2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), отраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О).

3. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ).

4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ).

5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП).

6. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН).

Работодатель обязан проводить своевременную актуализацию нормативных правовых актов по охране труда в соответствии со своей спецификой и видами деятельности.

ОТ 133.16 Проверка знаний требований охраны труда руководителей

Олимпокс охрана труда ОТ 133.16

ОТ 133.16 Обучение и проверка знаний требований охраны труда руководителей, специалистов, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ в организациях промышленности.

Обучающий курс «Охрана труда в организациях промышленности» по системе Олимпокс предназначен для проведения самоподготовки — обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций промышленной сферы деятельности. Действующие вопросы и ответы в новой редакции с дополнениями и изменениями. Изменения в новом курсе составили — 20% от предыдущего издания ОТ 133.14.

Сайт «Тест 24 — Охрана труда» предлагает пройти бесплатное тестирование и самоподготовку по курсу охраны труда — ОТ 133.16 за 2017 год. Учебный курс состоит из 4 тем — 247 вопросов. Общее количество билетов данного курса — 25 (составлены по существующим вопросам).

Информация обучающего курса ОТ 133.16

Учебный курс «Обучение и проверка знаний требований охраны труда руководителей, специалистов, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ в организациях промышленности» разработан в целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации, Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 г. №1/29.

Курс предназначен для проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций промышленной сферы деятельности.

Учебный курс разбит на 4 темы с соответствующими методическими материалами и контрольными вопросами по каждой теме.

Тема 1. Основы охраны труда.
Основные принципы обеспечения безопасности труда, охраны труда, основные положения трудового права, правовые основы охраны труда. Государственное регулирование в сфере охраны труда. Государственные нормативные требования по охране труда. Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и правил внутреннего трудового распорядка. Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда.

Тема 2. Основы управления охраной труда в организации.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Организация системы управления охраной труда. Социальное партнерство работодателя и работника в сфере охраны труда. Общественный контроль. Разработка инструкций по охране труда. Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Специальная оценка условий труда. Методика проведения специальной оценки условий труда. Гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда), обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Документация и отчетность по охране труда. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Тема 3. Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности.
Основы предупреждения производственного травматизма. Техническое обеспечение безопасности зданий и сооружений, оборудования и инструментов, технологических процессов. Коллективные средства защиты: средства нормализации воздушной среды производственных помещений и рабочих мест, средства нормализации освещения производственных помещений и рабочих мест, средства защиты от шума, вибрации и ультразвука в соответствии с классами в зависимости от их назначения. Обеспечение безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под давлением, подъемных сооружений, безопасность газового хозяйства. Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью. Безопасность труда при производстве работ по погрузке, разгрузке и транспортировке грузов. Охрана труда на автомобильном транспорте. Обеспечение пожарной и электробезопасности. Безопасность при работе с компьютерной и копировально-множительной техникой.

Тема 4. Социальная защита пострадавших на производстве.
Основы предупреждения профессиональной заболеваемости. Общие правовые принципы возмещения причиненного вреда. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний. Оказание первой помощи пострадавшим на производстве.

В комплект методических материалов для изучения включены следующие нормативные правовые акты, нормативно-технические и другие документы (по состоянию на 22.08.2017):

Конституция Российской Федерации (извлечения);
Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ (часть вторая) (извлечения);
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (извлечения);
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (извлечения);
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
Постановление Правительства РФ от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно-допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещено применение труда женщин»;
Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещено применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»;
Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний»;
Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»;
Приказ Минтруда России от 05.12.2016 № 709н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда»;
Приказ Минтруда России от 21.04.2017 № 377н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда»;
Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»;
Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»;
Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»;
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания»;
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»;
Приказ Минтруда России от 24.06.2014 № 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»;
Приказ Минтруда России от 24.07.2013 № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»;
Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»;
Приказ Минтруда России от 28.03.2014 № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»;
Приказ Минтруда России от 17.09.2014 № 642н «Об утверждении правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов»;
Приказ Минтруда России от 23.12.2014 № 1101н «Об утверждении правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ»;
Приказ Минтруда России от 17.08.2015 № 551н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок»;
Приказ Минтруда России от 17.08.2015 № 552н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями»;
Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»;
Постановление Минтруда России от 17.12.2002 № 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»;
Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев…»;
Постановление Минтруда России №1, Минобразования № 29 от 13.01.2003 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;
Постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
Постановление Минтруда России от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»;
Постановление Минтруда России от 08.04.1994 № 30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
Постановление Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 № 4-3 «О типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза»;
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) (ПОТ РМ-008-99)
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ-027-2003);
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия) (ПОТ РМ-029-2003);
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства (ПОТ РМ-025-2002);
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций (ПОТ РМ-026-2003);
СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*;
СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87;
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы;
СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений;
СанПиН 2.2.0.555-96. 2.2. Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин;
СанПиН 2.2.4.3359-16. Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах;
ГОСТ 12.1.007-76. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности;
ГОСТ 12.4.011-89. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация;
ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования;
ГОСТ 12.1.003-2014. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности;
ГОСТ 12.1.012-2004. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность;
ГОСТ 12.3.002-2014. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности;
ГОСТ 12.0.003-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация;
ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007;
ГОСТ 12.0.230.2-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования;
Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях. МР 2.2.7.2129-06;
ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты;
Оказание первой помощи пострадавшим при повреждении здоровья на производстве. Справочное пособие — М.: ЗАО «Термика», 2012, изд.4, испр., доп.

Действует ли ФЗ- №181 от 17.07.1999 года «Об основах охраны труда в Российской Федерации»?

Не могу разобраться Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005) «Об основах охраны труда в Российской Федерации» действующий или отменен. Если отменен, что вместо него введено

Ответы юристов (5)

Здравствуйте! Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Общие вопросы охраны труда регламентируются Трудовым кодексом РФ.Раздел X. ОХРАНА ТРУДА.

Есть вопрос к юристу?

Отменен ФЗ от 30 июня 2006 № 90-ФЗ. Вместо него действует Трудовой кодекс с внесенными изменения указанным Федеральным законом

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)с 06.10.2006 на основании Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ

Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005) «Об основах охраны труда в Российской Федерации» не действует. Документ утратил силу.

—•—
Начало действия редакции — 12.08.2005

Не могу разобраться Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005) «Об основах охраны труда в Российской Федерации» действующий или отменен. Если отменен, что вместо него введено

В данный момент данный документ не действует на основании:

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ (ред. от 22.12.2014)

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»

Статья 2
2.Признать утратившими силу:
11) Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702);

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Для определения вступления в силу данного закона следует руководствоваться следующим:

Письмом Минздравсоцразвития РФ 25.07.2006 N 1556-12 сообщается, что данный документ вступил в силу 6 октября 2006 года:

При определении вопроса о сроках вступления федерального закона в силу следует также руководствоваться Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 г. N 17-П, которым определено, что дата выпуска журнала «Собрание законодательства Российской Федерации» (о чем свидетельствуют выходные данные на журнале) совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.
Это обусловлено тем, что журнал «Собрание законодательства Российской Федерации», в отличие от «Российской газеты», не является ежедневным изданием, дата выхода которой всегда совпадает с датой, когда опубликованный в ней закон реально доходит до адресатов.
Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ был опубликован в журнале «Собрание законодательства Российской Федерации» 3 июля 2006 года (N 27, статья 2878), а в «Российской газете» — 7 июля 2006 года (N 146).

В этой связи, по нашему мнению, датой публикации (т.е. фактического доведения содержания закона до адресатов) следует считать дату его опубликования в «Российской газете», т.е. 7 июля 2006 года, а датой вступления в силу — 6 октября 2006 года.

Если отменен, что вместо него введено

Вместо него были внесены изменения в трудовой кодекс статьей 1 Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Федеральный закон рф об охране труда от 170799

Перерыв для отдыха и приема пищи

В интервале с 12-00-15-00 (не более 60 минут)

сменный режим. Время начала, окончания и продолжительность рабочего дня (смены), время и продолжительность перерывов в работе, число смен в неделе и в сутках, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются в локальных нормативных актах Работодателя, а также в рабочих графиках или графиках сменности.

Для работников в возрасте до 16 лет продолжительность рабочего времени сокращается на 16 часов в неделю; для инвалидов 1, 2 группы на 5 часов в неделю; для работников в возрасте от 16 до 18 лет на 4 часа в неделю и для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда на 4 часа и более.

Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Видами времени отдыха являются:

— перерывы в течение рабочего дня – не менее 30 минут и не более 2-х часов;

— ежедневный (междусменный) отдых;

— выходные дни продолжительностью не менее 42-х часов;

Федеральный закон об основах охраны труда в РФ от 23 июня 1999 г. N181-ФЗ

Федеральный закон об основах охраны труда в РФ от 23 июня 1999 г. N181-ФЗ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально — экономические, организационно — технические, санитарно — гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;
рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) — документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;
производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения

1. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

  • работодателей;
  • работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
  • членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
  • студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
  • военнослужащих, направляемых на работу в организации;
  • граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
  • 3. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

    Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда

    1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее — требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

    2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

    3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда

    1.Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

    • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
    • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
    • государственное управление охраной труда;
    • государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
    • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
    • расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
    • координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
    • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
    • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
    • подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
    • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
    • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
    • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно — бытовыми помещениями и устройствами, лечебно — профилактическими средствами за счет средств работодателей.

    2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

    Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда

    К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда относятся:

    • определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории Российской Федерации;
    • разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда;
    • определение основ государственного управления охраной труда;
    • разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;
    • определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;
    • определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
    • установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • формирование органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, и определение порядка деятельности указанных органов;
    • организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;
    • организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;
    • обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;
    • координация научно — исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
    • международное сотрудничество в области охраны труда;
    • другие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда

      К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда относятся:

      • реализация государственной политики в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации;
      • принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда;
      • государственное управление охраной труда на территории субъекта Российской Федерации;
      • участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
      • разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;
      • определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
      • разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
      • организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
      • организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях;
      • передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований;
      • другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.
      • Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда

        Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

        Глава II. ПРАВО И ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

        Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

        Каждый работник имеет право на:

        • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
        • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;
        • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
        • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
        • обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
        • обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
        • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
        • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;
        • обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
        • личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;
        • внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;
        • компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
        • Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

          1. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

          2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.

          3. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

          4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.
          В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          5. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности.

          7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          8. В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

          Статья 10. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда

          1. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.
          2. Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов.

          Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

          Статья 11. Государственное управление охраной труда

          1. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

          2. Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации.

          3. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.

          4. Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

          Статья 12. Служба охраны труда в организации

          1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

          2. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
          При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

          3. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.

          Статья 13. Комитеты (комиссии) по охране труда

          1. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

          2. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.

          Статья 14. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

          1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

          2. Работодатель обязан обеспечить:

          • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
          • применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
          • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
          • режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
          • приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
          • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
          • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
          • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
          • проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
          • недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
          • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
          • предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
          • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
          • расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
          • санитарно — бытовое и лечебно — профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
          • беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
          • выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
          • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
          • ознакомление работников с требованиями охраны труда.
          • Статья 15. Обязанности работника в области охраны труда

            Работник обязан:

            • соблюдать требования охраны труда;
            • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
            • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
            • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
            • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
            • Статья 16. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда

              1. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда.

              2. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в пункте 1 настоящей статьи проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

              3. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

              4. Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно — гигиеническая, медико — биологическая) оценка которых не проводилась.

              5. В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

              6. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

              Статья 17. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

              1. На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

              2. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.

              Статья 18. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда

              1. Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

              2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

              3. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

              4. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

              5. Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

              Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

              1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

              2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:
              средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
              добровольных взносов организаций и физических лиц.

              3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно — правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

              4. В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

              5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

              Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

              Статья 20. Государственный надзор и контроль

              1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.

              2. Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

              3. Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

              • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно — правовых форм;
              • запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
              • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
              • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
              • предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
              • приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
              • отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
              • запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
              • привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
              • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
              • 4. Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими.

                5. Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                6. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.

                Статья 21. Государственная экспертиза условий труда

                1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда и государственными экспертизами условий труда субъектов Российской Федерации.

                2. Положение о Всероссийской государственной экспертизе условий труда утверждается Правительством Российской Федерации.

                3. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.
                Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

                4. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

                5. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно — правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.

                Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

                1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

                2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

                • осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
                • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
                • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
                • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
                • предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
                • осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
                • осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
                • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
                • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
                • обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
                • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
                • 3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

                  Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

                  Статья 23. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда

                  Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

                  Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда

                  Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                  Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда

                  1. В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда до устранения указанных нарушений.
                  2. Решения, принятые руководителями государственных инспекций труда и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном порядке или в суд.
                  Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке.

                  Статья 26. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда

                  Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.

                  Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                  Статья 27. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

                  Признать утратившими силу:

                  • Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 1412);
                  • Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 1413);
                  • Федеральный закон «О внесении изменений в пункт 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3346);
                  • статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865);
                  • пункт 2 статьи 30 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803).
                  • Статья 28. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

                    Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

                    Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

                    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

                    Смотрите так же:

                    • Покер и взятки Покер и взятки ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Расписной покер — это игра за взятки, похожая на преферанс, но в отличие от него, в ней нужно не только стараться взять свой заказ, но и не взять лишнего, сверх заказанного. Она не имеет ничего общего с классическим покером, […]
                    • Саженцы правила посадки Правила посадки саженцев Здравствуйте, уважаемые друзья! Разберем сегодня правила посадки саженцев на садовом участке. 1. Очень важно перед посадкой не допустить подсыхания корневой системы саженца. Рекомендуется за 1 — 2 суток до начала посадки поместить […]
                    • Приказ минздравсоцразвития 210 Приказ Минздравсоцразвития России №210 от 22 ноября 2004 г. Приказ, Минздрав России, 22 ноября 2004 В соответствии с п. 5.2.101. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства […]
                    • Министерство регионального развития приказ 239 Министерство регионального развития российской федерации от 9 сентября 2013 г. N 371 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ Во исполнение подпункта "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 29 февраля 2012 […]
                    • Уголовный адвокат примеры дел Примеры из практики адвокатов Московской окружной коллегии Судебные решения по уголовным делам Суд кассационной инстанции отменил обвинительный приговор по грабежу - открытому хищению чужого имущества, с применением насилия, не опасного для жизни и […]
                    • Кому и сколько повысится пенсия в апреле 2018 На сколько реально повысят пенсии в 2018 году. В рублях Индексация пенсий будет проведена с учетом роста прожиточного минимума пенсионера за 2017 год. Так, с 1 января 2018 года на 3,7 процента будут увеличены страховые пенсии (включая фиксированную выплату) […]
                    • Документы на вступление в наследство на участок Оформление наследства на дом и земельный участок: в какие инстанции обращаться и какие нужны документы для вступления? Оформление наследства на дом и землю — процедура непростая. Разобраться в ее хитросплетениях, заранее узнать об основных требованиях к […]
                    • Заявление о включении в реестр требований кредиторов кому направлять Заявление о включении в реестр требований кредиторов Актуально на: 9 августа 2017 г. Первая и обязательная процедура, которая вводится в отношении юридического лица – потенциального банкрота, это наблюдение (п. 1 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее […]