Федеральным законом о выборах президента российской федерации

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 2. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации

1. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

5.1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.

Статья 4. Федеральный избирательный округ

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Статья 5. Назначение выборов Президента Российской Федерации

1. Проведение выборов Президента Российской Федерации в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

3. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

4. В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

5. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, выборы Президента Российской Федерации назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

6. В случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на одну четверть. При этом сроки в днях умножаются на три четвертых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

7. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

8. Если в период, когда указанные в пунктах 2 — 5 настоящей статьи органы должны принять решение о назначении выборов Президента Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения.

Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации

1. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации (далее — кандидаты) могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон «О политических партиях») принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов (далее — политические партии), а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным Президентом Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

3. Нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения других избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления, кандидатов, политических партий и иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

4. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы»). Порядок использования ГАС «Выборы» определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (далее — Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»).

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Статья 8. Право на предвыборную агитацию

1. Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

2. Под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов).

(в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ)

3. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

4. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Статья 9. Финансирование выборов Президента Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Статья 10. Гласность при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляются открыто и гласно.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, обеспечения избирательных прав граждан, официально опубликовываются (публикуются) в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях. Другие решения названных органов, а также решения иных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в указанных периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Статья 11. Участие в выборах Президента Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений

1. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата, не допускается.

2. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ
«О выборах Президента Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 2005 г., 12, 25 июля, 30 декабря 2006 г., 26 апреля, 24 июля 2007 г., 9 февраля, 12 мая, 3 июня, 19 июля 2009 г., 22 апреля, 27 июля, 4 октября, 28 декабря 2010 г., 14 июня, 11, 23, 25 июля, 20 октября 2011 г., 2 мая 2012 г., 7 мая, 2 июля, 21 октября, 28 декабря 2013 г., 21 февраля, 12 марта, 2 апреля, 24 ноября, 1 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 28 декабря 2016 г., 1, 18 июня, 5 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

10 января 2003 г.

В новом Законе учтены положения Законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О политических партиях».

В Законе сохранена действующая мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой выборы Президента РФ могут проводиться в два тура.

Однако в связи с созданием законодательной базы, обеспечивающей участие в выборах политических партий, в Законе нашли отражение некоторые нововведения. В частности, установлены требования для избирательных блоков, участвующих в выборах. В составе избирательного блока в обязательном порядке должна быть хотя бы одна политическая партия, наряду с которой в него могут входить и иные общероссийские общественные объединения, созданные в форме общественной организации и общественного движения. Самостоятельно участвовать в выборах Президента РФ указанные общественные объединения не вправе.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, а также политическая партия или избирательный блок, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в поддержку выдвижения не менее двух миллионов подписей избирателей, что вдвое превышает количество подписей, требуемое в соответствии с ранее действующим Законом. При этом с 70 тысяч до 50 тысяч сокращается количество подписей избирателей, приходящихся на один субъект РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 16 января 2003 г. N 6, в «Парламентской газете» от 16 января 2003 г. N 8-9, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 171

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ

Федеральный закон от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 февраля 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 355-ФЗ

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 51-ФЗ

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Федеральный закон от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением соответствующих выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 143-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 222-ФЗ

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 63-ФЗ

Положения статьи 36 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 22 апреля 2010 г. N 63-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона, и референдумов, инициатива проведения которых выдвинута после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ

Изменения вступает в силу с 1 августа 2009 г.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования результатов ближайших, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона, выборов Президента РФ

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 108-ФЗ

Федеральный закон от 12 мая 2009 г. N 94-ФЗ

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 274-ФЗ

Положения статей 58 и 62 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 274-ФЗ) не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона, и референдумов, инициатива проведения которых выдвинута до дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ

Федеральный закон от 12 июля 2006 г. N 107-ФЗ

Федеральный закон от 12 июля 2006 г. N 106-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ

Федеральный закон от 5 декабря 2017 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 24 ноября 2017 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2017 года

Внести в Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 171; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 29, ст. 3124; № 31, ст. 3427; 2007, № 18, ст. 2118; 2009, № 29, ст. 3633; 2010, № 41, ст. 5192; 2011, № 25, ст. 3536; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4607; № 31, ст. 4702; 2013, № 19, ст. 2329; 2014, № 8, ст. 739; 2017, № 23, ст. 3226) следующие изменения:

а) пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее — субъекты общественного контроля). При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации».»;

б) в пункте 9 слова «интересы которых представляет данный наблюдатель» заменить словами «субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя»;

в) пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Кандидат или его доверенное лицо, политическая партия, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенными лицами, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается.»;

г) в пункте 16 слова «либо наименование политической партии, направившей наблюдателя» заменить словами «, наименование политической партии либо субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя»;

а) в пункте 3 слова «, а также на основании заявлений избирателей, поданных в соответствии с пунктом 4 1 статьи 27 настоящего Федерального закона» исключить;

б) в пункте 4 слова «, а также на основании заявлений избирателей, поданных в соответствии с пунктом 4 1 статьи 27 настоящего Федерального закона» исключить;

в) пункт 5 после слов «капитаном судна» дополнить словом «(судовладельцем)»;

г) в пункте 10 слова «вместе с заявлениями избирателей, поданными в соответствии с пунктом 4 1 статьи 27 настоящего Федерального закона,» исключить;

3) пункт 6 статьи 27 после слов «а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части,» дополнить словами «и избиратели, работающие вахтовым методом,»;

4) в подпункте 1 1 пункта 11 статьи 35 слова «(уполномоченным представителем группы избирателей)» заменить словами «(уполномоченным представителем политической партии)»;

5) в пункте 7 статьи 46 слова «, в соответствии с пунктом 14 статьи 66 настоящего Федерального закона» заменить словами «и установление итогов голосования, в соответствии с пунктом 14 статьи 66 и пунктом 18 статьи 74 настоящего Федерального закона»;

6) статью 64 дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:

«4 1 . Дополнительная оплата труда (вознаграждение) работников Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, в порядке и размерах, которые устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.»;

7) статью 74 дополнить пунктом 18 следующего содержания:

«18. В помещениях территориальных избирательных комиссий при установлении ими итогов голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения в соответствии с пунктом 14 статьи 66 настоящего Федерального закона.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.Путин

Закон «О выборах Президента РФ»

Президент — это глава государства, который выбирается путем тайного и прямого голосования, в котором принимают участие все граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия. Период правления главы государства длится в настоящее время 6 лет. Закон «О выборах Президента» много раз редактировался и видоизменялся. Какие изменения коснулись закона в последней редакции, рассмотрим в статье.

Описание ФЗ о Президенте РФ

Принятие ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» состоялось 10 января 2003 года. Закон регламентирует вопросы, связанные с процедурой и правилами подготовки выборов и конечного избрания Президента.

Законопроект включает в себя 12 глав, 88 статей и 4 приложения:

  • общие положения, отвечающие на основные вопросы об избирательных правах граждан РФ, о финасировании выборов Президента, процедуре избрания и т. д.;
  • избирательные комиссии (ЦИК, ЕИК);
  • участки для проведения выборов Президента и списки участников;
  • политические партии;
  • выдвижение и регистрация претендентов, желающих стать главой государства;
  • статус кандидатов-участников;
  • информирование электората и его агитация;
  • денежные средства, затрачиваемые на проведение выборов Президента;
  • волеизъявление граждан путем голосования, утверждение результатов и итогов;
  • переход Президента к выполнению должностных обязанностей;
  • оспаривание нарушений прав граждан и наказание за несоблюдение закона «О выборах Президента»;
  • заключительные и переходные положения;
  • 1-4 приложения.
  • Поправки в закон «О выборах Президента» вносились в последний раз 18-го июня 2017, где дополнения и изменения вступили в силу 28-го числа того же месяца и года.

    Закон «О выборах Президента» претерпевал множество изменений. Так как скоро срок правления действующего Президента В.В.Путина подойдет к концу, в России ожидается новое избрание главы государства в 2018 году. В связи с будущим событием государственного значения, В.В.Путин внес изменения в закон 1 июня 2017 г. Корректировки коснулись в первую очередь проведения выборов Президента и избирательной кампании:

    • отмена открепительных удостоверений. Теперь каждый совершеннолетний гражданин сможет голосовать по своему местонахождению, а не по месту регистрации, на основании заранее поданного заявления;
    • адрес гражданина может не содержать — наименование субъекта РФ, города, района, улицы, № дома или квартиры;
    • разрешено применение видеонаблюдения;
    • увеличены размеры штрафов за многократное голосование;
    • снижение максимального количества электората на участках с 3.000 до 1.500 человек.
    • В 2017 году некоторые подпункты и пункты закона были исключены. Федеральный закон «О выборах Президента» доступен по ссылке.

      Последние изменения

      Последняя редакция закона «О выборе Президента» была опубликована 18 июня 2017 г. и некоторые ее изменения и дополнения вступили в силу 28 июня 2017 года. Рассмотрим корректировки, которые были внесены в статьи при последней редактуре:

      Статья 19

      В ней был затронут подпункт 19. Статья 19 закона «О выборах Президента» рассказывает об обязанностях ЦИК РФ и состоит из 29 пунктов:

      • ЦИК отвечает за проведение и подготовку выборов Президента, занимается организацией и налаживает работу избирательных комиссий;
      • реализовывает контроль за соблюдением прав лиц, являющихся гражданами РФ при избрании главы государства;
      • занимается изданием инструкций для облегчения использования положений действующего закона «О выборах Президента»;
      • избирательные комиссии получают правовую, методическую и организационную техподдержку;
      • организует управление деятельностью коллегиальных органов по проведению выборов Президента при использовании ГАС «Выборы»;
      • занимается регистрацией лиц, представляющих интересы своих политических организаций (партий);
      • регистрирует кандидатов-участников, посредников кандидатов, группы избирателей;
      • предоставляет удостоверения кандидатам, прошедшим регистрацию, и их представителям;
      • следит за исполнением условий и требований по предвыборной деятельности;
      • проводит слушание сообщений о процедуре проведения выборов Президента от членов федеральной службы исполнительной власти, от службы исполнительной власти субъектов и самоуправления;
      • определяет общую нумерацию участков за границей, где будет проводиться избрание;
      • занимается утверждением формы документации по вопросу о выборах, устанавливает методы защиты избирательного бюллетеня, списка участников голосования. Также разрешение вопросов по изготовлению документов;
      • устанавливает текст избирательного документа на государственном языке (русском);
      • устанавливает образцы печатей избирательных комиссий;
      • регулирует порядок доставки документов и их хранения в архиве и дальнейшего уничтожения по прошествии времени;
      • распоряжается финансами для обеспечения процедуры выборов;
      • осуществляет мероприятия по распределению телевизионного времени и печати;
      • готовит техоборудование (кабины и ящики для оборудования);
      • предоставляет электорату информацию о кандидатах, времени проведения выборов и т. д.;
      • рассмотрение претензий и их решение;
      • осуществляет подсчет результатов, их оглашение и выдает победившему кандидату удостоверение;
      • занимается организацией повторного голосования, а также повторных выборов.
      • Статья 34

        Данная статья вступила в силу 28 июня 2017 года. Статья 34 закона «О выборах Президента» рассказывает о процедуре самовыдвижения кандидата-участника.

        Каждый совершеннолетний гражданин, который обладает пассивным избирательным правом, может побороться за пост Президента при объявлении о проведении новых очередных выборов.

        Закон постановляет, что для поддержки самовыдвиженца создается группа избирателей. Она должна быть состоять из 500 граждан РФ, которые обладают правом голосования. Запрещено избирателю входить в состав множества групп избирателей. Группа избирателей устраивает собрания, о месте и времени которых должен быть уведомлен ЦИК или избирательная комиссия субъекта. Присутствие на собрании представителя ЦИК или избирательной комиссии субъекта разрешено.

        Не более, чем через 20 дней после объявления о назначении даты проведения выборов Президента, кандидат-самовыдвиженец должен обратиться в ЦИК с заявлением в письменном виде о регистрации группы избирателей. Если речь идет о досрочном избрании главы государства, то 20-дневный срок не применяется по закону.

        В письменном заявлении указывается следующая информация:

      • о кандидате, желающем участвовать в выборах Президента — ФИО, число, месяц, год рождения, место рождения, место работы и занимаемая должность, адрес, гражданство и период проживания на территории РФ;
      • о члене группы избирателей — ФИО, число, месяц, год рождения, место работы/род занятий, должность, адрес, гражданство, серия, номер № и время выдачи паспорта.
      • К вышеуказанному заявлению прилагается также протокол регистрации участников группы избирателей, заверенный у нотариуса, и протокол собрания данной группы в поддержку кандидата-самовыдвиженца. Ввиду отсутствия нотариуса и невозможности заверить документы, предлагается обратиться к должностному лицу, обладающему нотариальными полномочиями. По закону «О выборах Президента» документ должен содержать следующие положения:

      • о создании группы избирателей;
      • о поддержке кандидата и указание о нем сведений;
      • об установлении полномочий членов группы избирателей и указание о них сведений.

      К заявлению прилагаются документы:

    • список лиц, входящих в группу избирателей и указание ФИО, даты рождения, адрес, место службы, должность, № телефона. Также прилагается выраженное согласие в письменном виде каждого члена;
    • согласие кандидата на участие в выборах Президента и указание информации, которая была оговорена выше, а также в дополнении — ИНН, сведения об образовании, имеющейся судимости в прошлом или неснятой/непогашенной в настоящем. Если кандидатом выступает депутат, то информация об этом также должна присутствовать;
    • нотариально заверенные копии всех документов;
    • уведомление, представленное в письменном виде о выдвижении и участии кандидата на других выборах.
    • В обязательном порядке прилагается справка о размере и источнике доходов кандидата-самовыдвиженца и его жены/мужа за 6-летний период времени, а также сведения об имуществе (в том числе о совместно нажитом), вкладах в банковских учреждениях и ценных бумагах.

      Также прилагается информация:

    • о недвижимости за границей, принадлежащая семье кандидата и об источниках финансов, на которые она была приобретена;
    • о денежных тратах семьи кандидата по приобретению земельных участков, недвижимости, автотранспорта, акций за последние 3 года, в том случае, если общая сумма покупки превышает сумму их дохода за 3 года;
    • В законе говорится о возможности указания причастности к партии, свой статус в данном политформировании, согласование названия партии, состоящее не больше, чем из 7 слов.

      Кандидат-самовыдвиженец, который является представителем от политической партии на участие в выборах Президента, не может самовыдвигать свою кандидатуру.

      Все документы в ЦИК относятся кандидатом лично, за исключением невозможности явиться из-за болезни, из-за нахождения под стражей и т. д. В этом случае данную процедуру делает представитель группы избирателей.

      ЦИК при получении всех документов должна выдать кандидату письменное подтверждение об их получении. Поддержка группой избирателей осуществляется только по отношению одного кандидата, желающего участвовать в выборах Президента. ЦИК в течение 5 дней, после получения всех бумаг, принимает решение об утверждении и выдаче удостоверений или об отказе. Отказ может быть мотивирован отсутствием какого-либо документа, отсутствием пассивного избирательного права у кандидата, невыполнением всех условий закона. Решение об отказе выдается сразу, после его принятия и может быть обжаловано в Верховном Суде РФ, который рассмотрит претензию в 5-дневный срок.

      Закон определяет занесение записи «Самовыдвижение» о кандидате, претендующем на должность Президента таким способом. Кандидат должен закрыть счета, не хранить денежные средства в иностранных банках.

      О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

      Вносится депутатами Государственной Думы

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

      О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

      Статья 1

      Внести в Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 171; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 29, ст. 3124, 3125; № 31, ст. 3427; 2007, № 1, ст. 37; № 18, ст. 2118; № 31, ст. 4008; 2009, № 7, ст. 771; № 20, ст. 2391; № 29, ст. 3633, 3640; 2010, № 31, ст. 4191; № 41, ст. 5192; 2011, № 25, ст. 3536; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4607; № 31, ст. 4702; № 43, ст. 5975; 2013, № 19, ст. 2329; № 52, ст. 6961; 2014, № 8, ст. 739; № 11, ст. 1098; № 48, ст. 6636; № 49, ст. 6928; 2015, № 29, ст. 4357; 2017, № 1, ст. 46; № 23, ст. 3226; № 50, ст. 7545) следующие изменения:

      1) пункт 5 2 статьи 3 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

      «5) признанный не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) – в течение 15 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, – в течение 15 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены.»;

      2) статью 34 дополнить пунктом 7 2 следующего содержания:

      «7 2 . К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть также приложены:

      письменное согласие кандидата на проведение в отношении него проверочных мероприятий по выявлению оснований для отказа в допуске к государственной тайне;

      заключение медицинской организации об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих замещению должности Президента Российской Федерации. Перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»;

      3) пункт 11 статьи 35 дополнить подпунктами 3 3 , 3 4 следующего содержания:

      «3 3 ) письменное согласие кандидата на проведение в отношении него проверочных мероприятий по выявлению оснований для отказа в допуске к государственной тайне;

      3 4 ) заключение медицинской организации об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих замещению должности Президента Российской Федерации. Перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»;

      4) пункт 2 статьи 38 изложить в следующей редакции:

      «2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, о проведении в отношении кандидатов проверочных мероприятий по выявлению оснований для отказа в допуске к государственной тайне, выполнения требований, предусмотренных пунктом 18 статьи 34 или пунктом 19 статьи 35 настоящего Федерального закона в соответствующие органы, которые обязаны в течение 10 дней, а в отношении сведений, представляемых в соответствии с пунктом 7 статьи 34 и подпунктом 3 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона, результатов проверочных мероприятий по выявлению оснований для отказа в допуске к государственной тайне, и выполнении указанных требований – в течение 20 дней сообщить о результатах проверки. Если указанное представление поступило за 10 и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.»;

      5) в пункте 2 статьи 39:

      а) в подпункте 2 слова «соответственно в пунктах 3, 5 – 7» заменить словами «соответственно в пунктах 3, 5 – 7 2 »;

      б) дополнить подпунктом 14 следующего содержания:

      «14) выявление в результате проверочных мероприятий оснований для отказа в допуске к государственной тайне.»;

      6) в пункте 5 статье 84:

      а) в подпункте 1 слова «подпунктом 1, 1 1 , 4, 6, 9, 10, 11 или 12» заменить словами «подпунктом 1, 1 1 , 4, 6, 9, 10, 11, 12 или 14»;

      б) дополнить подпунктом 13 следующего содержания:

      «13) возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа в допуске к государственной тайне.».

      Статья 2

      1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

      2. Положения Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

      В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для поступления на государственную гражданскую службу граждане должны соответствовать более высоким требованиям, чем кандидаты, баллотирующиеся на должность Президента Российской Федерации на основании Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации».

      Например, в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, в том числе, в случае:

      отказа от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;

      наличия подтвержденных медицинской организацией заболеваний, препятствующих прохождению гражданской службы;

      признания лица не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (в течение 10 лет после вынесения заключения призывной комиссии).

      При этом Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» подобных требований к кандидатам на должность Президента Российской Федерации, то есть к гражданам, претендующим на высшую государственную должность в стране, не предъявляет.

      Проект федерального закона направлен на согласование положений федерального законодательства в целях синхронизации требований, предъявляемых к кандидатам для поступления на государственную гражданскую службу и для избрания на высшую государственную должность страны.

      Для этого предлагается:

      1. Обязать кандидатов при выдвижении своей кандидатуры представлять в ЦИК России письменное согласие на проведение в отношении него проверочных мероприятий по выявлению оснований для отказа в допуске к государственной тайне.

      ЦИК России будет наделен правом обращаться в уполномоченные органы с представлением о проведении проверочных мероприятий в целях выявления наличия оснований для отказа в допуске. Согласно статье 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» к таким основаниям, в частности, относятся постоянное проживание близких родственников кандидата за границей или оформление ими документов для выезда на постоянное жительство в другие государства, а также выявление в результате проверочных мероприятий действий кандидата, создающих угрозу безопасности Российской Федерации.

      Выявление таких оснований будет влечь за собой отказ в регистрации или отмену регистрации кандидата.

      2. Обязать кандидатов вместе с документами, необходимыми для регистрации, представлять в ЦИК России заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего замещению должности Президента Российской Федерации. Перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации будет устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

      Непредставление соответствующего медицинского заключения будет являться основанием для отказа в регистрации кандидату.

      3. Предусмотреть в качестве дополнительного основания для ограничения пассивного избирательного права непрохождение военной службы по призыву при отсутствии на то законных оснований. Указанное обстоятельство, установленное заключением призывной комиссии, будет действовать в течение 15 лет. Представляется, что непрохождение военной службы по призыву при отсутствии на то законных оснований не согласуется со статусом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.

      Принятие законопроекта позволит исключить участие в избирательной кампании лиц, которые могут представлять угрозу для безопасности Российской Федерации или объективно будут не в состоянии исполнять полномочия Президента Российской Федерации, в том числе в качестве Верховного Главнокомандующего.

      ПЕРЕЧЕНЬ

      актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в

      Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

      Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, внесения изменений либо приостановления федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

      Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» потребует принятия Минздравом России нормативного правового акта об утверждении перечня заболеваний, препятствующих замещению должности Президента Российской Федерации, и формы заключения медицинской организации об отсутствии заболеваний, препятствующих замещению должности Президента Российской Федерации.

      ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

      к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

      Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.

      Смотрите так же:

      • Опека и попечительство в ссср Статья 145. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей Информация об изменениях: Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ в статью 145 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября […]
      • Приказ 301 мю рф Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите […]
      • Кто принимает своды правил Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 858 “О порядке разработки и утверждения сводов правил” В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить […]
      • Нарушение правил торговли и оказания услуг населению статья 1217 Нарушение правил торговли и оказания услуг населению статья 1217 Компетенция мирового судьи при рассмотрении: · дел об административных правонарушениях. Компетенция мирового судьи при рассмотрении уголовных дел В компетенцию мирового судьи входит […]
      • Сумма госпошлина по исковому заявлению Размер госпошлины в суд по исковому заявлению Госпошлина в суд по исковому заявлению рассчитывается на основании норм действующего налогового законодательства. В нашей статье приведена информация о том, какие факторы влияют на размер госпошлины и каковы […]
      • Какого и по какое число начисляют пенсию Какого числа переводят пенсию на карточки Сбербанка Многие люди называют пенсию (по возрасту) зарплатой за старость. Но первое различие в начислении пенсии и перечислении заработной платы заключается в том, что оплата за труд начисляется за уже отработанный […]
      • Ряжская к суд Ряжский районный суд г. Ряжск Рязанской области Место в судебной системе В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", районные суды относятся к судам системы […]
      • Опека заводского района новокузнецка Официальный сайт администрации города Новокузнецка Меню раздела структура Управление опеки и попечительства Где мы находимся Контакты Телефон: 8 (3843) 321-578 Факс: 8(3843) 321-579 Управление опеки и попечительства (далее по тексту - Управление) […]