Философия науки учебное пособие для магистров

Пивоев В.М.
Философия и методология науки: учебное пособие для магистров и аспирантов

Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. ― 320 с.
ISBN 978-5-821-1647-0

PDF 3 mb

Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов, магистров и аспирантов социального и гуманитарного профиля и содержит введение в философию научного творчества, историю и методологию научного исследования, анализ критериев истинности и достоверности, описание эмпирических и теоретических методов, анализ специфики методологических оснований естественных, технических, социальных и гуманитарных наук.
Особое внимание обращается на построение новой научной методологии, опирающейся на восемь параметров осмысления мира: материальное и духовное, рациональное и иррациональное, реальное и идеальное, объективное и субъективное.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3
Введение: инновационно-креативный потенциал высшего образования 9
Глава 1. Философия научного творчества 18
Глава 2. История научной методологии 51
Глава 3. Истинность и достоверность научного знания 90
Глава 4. Эмпирическое научное исследование 116
Глава 5. Теоретическое научное исследование 135
Глава 6. Методология естественных наук 173
Глава 7. Методология технических наук 187
Глава 8. Методология социальных наук 204
Глава 9. Методология гуманитарных наук 225
Глава 10. Методика написания научной работы и выступления с научным докладом 275
Заключение 313
Список литературы 315

Философия науки учебное пособие для магистров

Учебное пособие написано в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В отличие от аналогичных изданий является системнопостроенным по всем разделам. В пособии анализируются структура и динамика научного знания, обсуждаются общие проблемы философии науки. Дается история развития естественных, технических, общественных и гуманитарных знаний. Разбираются философские проблемы социально-гуманитарных наук.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

Оглавление

От авторов 5
Введение 6

Раздел 1. Наука в системе общества 8
1.1. Генезис науки 8
1.2. Понятие науки 14
1.3. Типология науки 24
1.4. Научная деятельность 30
1.5. Научная сфера 42
1.6. Научная школа 45
1.7. Интеллектуальная собственность 63
1.8. Научно-технический прогресс 65
1.9. Научные коммуникации 68

Раздел 2. История науки 70
2.1. Развитие естественных наук 70
2.2. Развитие технических наук 155
2.3. Развитие общественных наук 194
2.4. Развитие гуманитарных наук 200

Раздел 3. Философия науки 210
3.1. Наука в системе типов мировоззрения 210
3.2. Онтологические проблемы науки 214
3.3. Гносеологические проблемы науки 216
3.4. Аксиологические проблемы науки 228
3.5. Методологические проблемы науки 240
3.6. Праксиологические проблемы науки 299

Раздел 4. Философские проблемы социально-гуманитарных наук 306
4.1. Философские проблемы истории 306
4.2. Философские проблемы экономики 312
4.3. Философские проблемы социологии 322
4.4. Философские проблемы педагогики 326
4.5. Философские проблемы эстетики 330
4.6. Философские проблемы юриспруденции 335
4.7. Философские проблемы этики 341
4.8. Философские проблемы культурологии 345
4.9. Философские проблемы менеджмента 349
4.10. Философские проблемы маркетинга 352
4.11. Философские проблемы психологии 362
4.12. Философские проблемы социальной психологии 366
4.13. Философские проблемы этнологии 369
4.14. Философские проблемы социальной экологии 372
4.15. Философские проблемы политологии 375
4.16. Философские проблемы дизайна 393
4.17. Философские проблемы религиоведения 438

Базовые понятия 455
Рекомендуемая литература 461

Философия науки. Учебное пособие. С. А. Лебедев

Транскрипт

1 С. А. Лебедев Философия науки Учебное пособие Рекомендовано редакционно-издательским советом Российской академии образования в качестве учебного пособия Москва 2011

2 УДК 1/14 ББК 87я73 Л33 Автор: Лебедев Сергей Александрович доктор философских наук, профессор кафедры философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук (ИППК) МГУ им. М. В. Ломоносова. Рецензенты: Ильин В. В. доктор философских наук, профессор. Лукацкий М. А. доктор философских наук, профессор, членкорреспондент Российской академии образования. Лебедев, С. А. Л33 Философия науки : учебное пособие / С. А. Лебедев. М. : Издательство Юрайт, с. Серия : Магистр. ISBN Пособие соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования и программе кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей по дисциплине «История и философия науки». Учебное пособие состоит из двух частей: в первой изложено теоретическое содержание общей философии науки; во второй даны дидактические методические схемы большинства ее проблем. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. Учебное издание Лебедев Сергей Александрович ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Учебное пособие Редактор И. C. Шиловских Корректор Т. Г. Фролова Художественное оформление А. И. Гиренко Компьютерная верстка А. Н. Дубок, Т. В. Гордеева Формат / 32. Гарнитура «Peterburg». Печать офсетная. Усл. печ. л. 15,12. Тираж 1000 экз. Заказ УДК 1/14 ББК 87я73 ООО «Издательство Юрайт» , Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) ISBN Лебедев С. А., 2011 ООО «Издательство Юрайт», 2011

3 Предисловие В наше время философия науки одна из самых востребованных обществом областей философского знания. Это обусловлено тремя обстоятельствами. Во-первых, повышенное внимание к самой науке как важнейшему фактору развития инновационной экономики современных развитых стран. Сегодня к исследованию науки как важнейшего когнитивного и социокультурного феномена привлечены различные науковедческие дисциплины: история науки, логика и методология науки, экономика науки, психология науки, библиометрия, научный менеджмент и др. Обобщение результатов исследования науки этими дисциплинами осуществляется именно в философии науки, главная задача которой создание целостного образа реальной науки, установление ее сущности, структуры, возможностей и общих закономерностей развития. Второе обстоятельство, обусловливающее повышенный интерес общества и ученых к проблемам философии науки, осознание того, что без серьезных исследований философских предпосылок и оснований науки невозможна выработка ее адекватного самосознания. Последнее является важнейшим внутренним ресурсом эффективного функционирования и развития науки, особенно на уровне ее фундаментальных исследований. Наконец, третьим фактором интереса современного российского общества к философии науки и ее содержанию является важная роль этой дисциплины в мировоззренческой и методологической подготовке студентов, а также аспирантов. Это получило свое отражение в известных приказах Минобрнауки России от и от , в которых утверждены перечни и программы кандидатских экзаменов, в том числе по дисциплине «История и философия науки», для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук по любой научной специальности. В настоящее время идет активная работа по созданию учебно-методического комплекса по истории и философии науки: написаны программы общих и специальных курсов по истории и философии науки, учебники и учебные пособия,

4 8 Предисловие тесты для контроля за правильным усвоением основных идей и концепций данной области знания, хрестоматии, словари, энциклопедии по философии науки и др. Сегодня, на наш взгляд, основное внимание должно быть сосредоточено на выпуске методических и дидактических пособий по проблематике истории и философии науки. К сожалению, во многих монографиях и учебниках по данной дисциплине ощущается острый дефицит четкого, ясного, аргументированного изложения содержания как самих философских проблем науки, так и особенно их решений. Нередко оправданием этому служат ссылки на сложность предмета, особую природу философского знания, многозначность и неопределенность языка философии и т.д. Однако язык классиков философской мысли опровергает это расхожее мнение. Исключение составляют разве что труды представителей постструктуралистской и постмодернистской философии, сознательно и явно чрезмерно акцентирующих метафоричность и многозначность философского дискурса. Как бы то ни было, мы полагаем, что язык такой философской дисциплины, как «История и философия науки», по своей четкости, ясности и аргументированности не должен уступать языку самой науки, ибо в противном случае будет иметь место не столько прояснение структуры, содержания, методов и закономерностей научного познания, сколько, напротив, их «запутывание» и внесение дополнительного информационного шума. Данное учебное пособие направлено на оказание методической помощи в усвоении основных идей и проблем общей философии науки. Учебное пособие состоит из двух частей. Первая часть представляет собой систематическое изложение основных тем общей философии науки. Во второй части содержание и решение большинства проблем современной философии науки показано в виде схем, сопровождаемых терминологическими разъяснениями. Такой способ служит более эффективному запоминанию содержания и сущности рассматриваемых философских проблем.

5 ЧАСТЬ I Общие проблемы философии науки

7 Глава 1 Взаимосвязь философии и науки: основные концепции Сущность проблемы Проблема соотношения философии и науки является базисной для философии науки, поскольку определяет понимание: а) предмета, метода и задач философии науки; б) науки, ее сущности и познавательных возможностей; в) механизма и форм взаимосвязи философского и конкрет но-научного знания. Очевидно, что с чисто логической точки зрения существует пять вариантов соотношения философии и науки: полное тождество философии и науки; наука часть философии; философия одна из наук; философия и наука не имеют ничего общего по содержанию; философия и наука имеют некоторое общее содержание. Как показало историческое развитие философии и науки, а также реальная практика их взаимодействия, были теоретически разработаны, обоснованы и реализованы на практике почти все указанные выше варианты их соотношения. И только

8 12 Глава 1. Взаимосвязь философии и науки: основные концепции концепция их полного тождества между собой (первый сложившийся вариант) осталась в далеком прошлом и не была впоследствии востребована. Все же остальные концепции, несмотря на разную степень их поддержки в истории философии и науки, по-прежнему разделяются определенным числом как философов, так и ученых, конкурируют между собой, и в отношении ни одной из них нельзя сказать (прежде всего, с точки зрения многообразия реальных форм взаимодействия между философией и наукой) как о полностью исчерпавшей свои возможности и востребованность. Поэтому их теоретический анализ по-прежнему актуален как для философии науки, так и для современной культуры в целом. Концепция тождества философии и науки Данный вариант соотношения философии и науки был практически реализован на начальном этапе возникновения философии и науки. Философия и наука возникли практически одновременно в VIII VII вв. до н.э. в древних цивилизациях Индии, Китая, Средиземноморья, явившись закономерным результатом развития познавательных способностей человека и, прежде всего, его языка и мышления, а также практической потребности людей в объективном знании о мире и о себе. Объективное знание по своей сути не может быть жестко привязано к конкретному пространству и времени, к «конечным» и всегда ограниченным чувственным восприятиям человека или к его личностным познавательным характеристикам. Объективное знание не могло возникнуть и как результат коллективного познавательного опыта рода или племени, даже если этот опыт находил соответствующее закрепление в языке. Объективное знание могло порождаться только абстрактным мышлением как абсолютно нейтральной по своей чувственной форме («безликой») познавательной субстанции, которая благодаря этому способна воспроизводить универсальное и общезначимое для людей знание. Знание, порождаемое абстрактным мышлением и имеющее свойства предметности, определенности, проверяемости и истинности, впоследствии получило название «рационального знания». Сначала оно имело название «философское» и рассматривалось как бинарная оппозиция чувственному восприятию, обыденному опыту,

9 Концепция тождества философии и науки 13 индивидуальному мнению, а также мифу. В античной культуре понятия «философское знание» и «научное знание», «философия» и «наука» употреблялись как синонимы, а точнее именующие особый вид знания «эпистемное». Термином «эпистема» древнегреческие философы обозначали «доказанное знание», которое они противопоставляли другому виду знания «доксе» как логически недоказанному знанию, утверждению, мнению, гипотезе. При этом, как подчеркивал Платон, понятия «эпистема» и «истина» не являются тождественными. Второе шире по объему, чем первое. Ибо истиной может быть и «докса», однако, в отличие от «эпистемы», она не является логически доказанной истиной. Наука и философия, с точки зрения древнегреческих мыслителей, должны стремиться к достижению именно эпистемного знания как самому совершенному его проявлению и впоследствии стать обширными системами такого знания. В этом заключается их предназначение и принципиальное отличие от всех других видов познания. «Философия» и «наука» это два имени для обозначения логически доказанного знания как высшего вида рационального знания. При таком понимании у древних греков в область «доксы» попали почти все знания, накопленные в других цивилизациях. Это было не только мифологическое или религиозное знание, но и огромное количество эмпирических сведений и результатов когнитивной практики древневосточной науки (Вавилон, Шумеры, Индия, Египет), древней астрономии, геометрии, арифметики, механики и др. Проект создания «эпистемного знания» был не только разработан и теоретически обоснован в рамках древнегреческой философии (Фалес, Парменид, Платон, Аристотель и др.), но и получил успешную реализацию на практике, прежде всего в успешном построении древнегреческими учеными (Фалес, Евклид и др.) геометрии как логически доказательной, аксиоматической системы знания. На реализацию этого проекта у греков ушло примерно 300 лет (VII IV вв. до н.э.). Свое блестящее завершение он получил в «Началах» Евклида выдающемся памятнике древнегреческой науки и культуры. Однако и в других областях знания греками были достигнуты блестящие результаты. Это и физика Демокрита, и логика Аристотеля, и механика Архимеда, и геоцентрическая система астрономии Птолемея, и многие открытия других ученых александрийской школы. Не менее впечатляющими и успешными результатами реализации

10 14 Глава 1. Взаимосвязь философии и науки: основные концепции проекта «эпистемного знания» следует признать и построение различных философских систем (начиная от милетских натурфилософов, Пифагора и Гераклита и заканчивая построением грандиозных философских систем Платона и Аристотеля). Греки, безусловно, внесли фундаментальный вклад в формирование и науки, и философии, заложив основу их современного понимания. Трансцендентализм Начиная уже с Аристотеля, древнегреческие мыслители пришли к необходимости различения внутри эпистемного знания частных наук и философии. Основанием для этого стала разная степень общности и, соответственно, фундаментальности этих видов «эпистемного знания». Философия стала пониматься отныне как наиболее общее знание, как знание «первых принципов бытия и познания» (Аристотель), как аксиоматика всего «эпистемного знания». Частные же науки имеют дело с познанием законов не бытия в целом, а лишь его отдельных сфер (природы, общества, человека) и их различных областей (неорганическая и органическая природа, история, политика, нравственность, искусство и др.). По отношению к ним философия рассматривается как более фундаментальный вид знания и получает у древних греков, начиная с комментаторов и издателей наследия Аристотеля, название «метафизика» (в переводе с греческого «после физики» или «выше физики»). После выделения внутри «эпистемного знания» философии, с одной стороны, и частных наук с другой, вполне закономерно возник фундаментальный вопрос об их отношении, характере и способе взаимосвязи, значении и функциях в общей системе рационального знания. Впервые достаточно четкое и обоснованное решение этого вопроса было дано Аристотелем, что впоследствии было развито другими философами и учеными. Его суть состоит в том, что частные науки рассматриваются не просто как логически взаимосвязанные с философией («метафизикой»), но и полностью зависящие от нее и подчиняющиеся ей в своем функционировании и развитии. Отношение между философией и частными науками понималось как полностью аналогичное отношению между аксиомами и теоремами в такой идеально построенной науке как евклидова геометрия. В геометрии теоремы не только не могут противоречить акси-

11 Трансцендентализм 15 омам, но и получают статус истинного знания только тогда, когда логически следуют из аксиом. Истинность же аксиом геометрии должна усматриваться разумом непосредственно и потому не нуждается в их выведении из каких-то более общих принципов. Однако в науках о природе, обществе и человеке дело обстоит гораздо сложнее. Большинство из этих наук (особенно о природе) имеют, по Аристотелю, опытное происхождение, руководствуясь наблюдением и чувственным познанием своих предметов. Аристотель как создатель логики прекрасно понимал, что опыт и его индуктивное обобщение не могут служить средствами доказательства истинности общих законов и принципов. Дело в том, что опыт всегда конечен и в принципе может быть продолжен в дальнейшем, а потому его индукция является лишь эвристической, но не доказательной логической процедурой. Индукция способна приводить лишь к вероятным, но не к доказательным выводам. Цель же науки достоверное и логически доказанное знание. Оно может быть получено только путем дедукции, вывода из более общего, но при этом истинного знания. На статус всеобщего истинного знания может претендовать лишь философия. Разработка и построение такого знания составляют главную задачу и предмет философии как метафизики, как науки наук или высшей науки (Аристотель). Формулы «Философия царица наук» (Аристотель) и «Всякая частная наука суть прикладная философия» (Г. Гегель) выражают сущность трансценденталистской (или «метафизической», или «натурфилософской») концепции соотношения философии и частных наук. В рамках этой концепции философия трактуется как фундаментальный и первичный вид знания по отношению к частным наукам. Только путем философского обоснования научное знание может приобрести статус истинного. Это обоснование заключается в логическом выведении «законов» и принципов всех частных наук из принципов истинной философии, в дедуктивном подведении первых под вторые. При этом истинность философского знания и возможность его достижения в трансценденталистской концепции соотношения философии и науки не ставится под сомнение и считается чем-то само собой разумеющимся или тем, что можно всегда продемонстрировать, например, в форме создания различных систем философии природы или натурфилософских построений. С точки зрения натурфилософии законы

12 16 Глава 1. Взаимосвязь философии и науки: основные концепции и принципы любой естественной науки не могут противоречить истинной философии. Если же это имеет место, то принципы науки либо не достоверны, либо ложны. Во взаимодействии философии и науки приоритет и «руководящая роль» принадлежит философии. Наука же в этой системе ведомое звено и должна «подчиняться» философии. Трансценденталистская концепция соотношения философии и науки была господствующей в европейской культуре почти до середины XIX в. и не просто господствующей, а по существу безальтернативной. Ее придерживались не только все философы, но и практически все ученые, включая основоположников классической науки Г. Галилея, И. Ньютона, Р. Декарта, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина и др. Даже основной труд И. Ньютона по механике имел весьма симптоматичное название «Математические начала натуральной философии», явно демонстрируя приверженность ее автора к концепции ведущей роли философии по отношению к науке. Эту общую приверженность трансценденталистской концепции соотношения философии и науки мы находим у всех философов Нового времени (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Д. Юм, И. Кант и др.), большинства философов XIX в. (Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Ф. Энгельс, Э. Гуссерль и др.), а также мыслителей ХХ в. (А. Уайтхед, А. Бергсон, Тейяр де Шарден, отдельные представители диалектического материализма и др.). Хотя аргументация всех названных философов в пользу гносеологического приоритета философии по сравнению с частными науками была существенно различной (в зависимости от типа разделяемой ими философии, а также трактовки ими науки, ее предмета и метода), но все они были сторонниками «влиятельной метафизики» и концепции ведущей роли философии во всех сферах познания, в том числе и в научном познании объектов природы и ее законов (естествознание). Каковы причины столь длительного господства в истории культуры трансценденталистской концепции соотношения философии и науки? Их несколько. Во-первых, различный вес философии и частных наук в структуре реальной культуры. Вплоть до XIX в. философия действительно имела более важное социокультурное значение для развития общества, чем наука (как в мировоззренческом, так и в чисто познавательном плане). Только в Средние века философия уступила роль ведущего фактора развития общества религии, а отнюдь не

13 Трансцендентализм 17 науке. Во-вторых, частным наукам, в отличие от философии, требуется гораздо больше времени для достижения зрелости. Это прежде всего связано с необходимостью накопления большого объема эмпирического материала (фактов, данных наблюдения и экспериментов) как основы для последующих научных обобщений и нахождения закономерных (т.е. повторяющихся и существенных) связей между явлениями изучаемой предметной области. Если в философии основным способом построения теорий служит свободная, конструктивная мысль (по этому уже в Древней Греции были созданы почти все логически возможные варианты мировоззрения), то наука в силу своего метода вынуждена развиваться более медленно, чем философия, и при этом крайне неравномерно по областям (наиболее быстро развивались математика, логика и гуманитарные науки, не требовавшие для своих построений большого объема точного эмпирического материала и развитой приборной базы). В-третьих, как показывает история культуры, философия является существенно востребованной при любом типе общества и культуры, тогда как конкретные науки (особенно, математика, естествознание и технические науки) только в цивилизациях, ориентированных на инновационный характер своего развития. Например, средневековая европейская цивилизация и культура явно не нуждались в сколько-нибудь интенсивном развитии частных наук для своего успешного функционирования и воспроизводства. И эта ситуация имела место в течение почти 15 веков. В-четвертых, добровольное подчинение частных наук именно философии предполагало, что она разделяет общую с наукой идеологию рационального постижения действительности и рациональные идеалы знания. Наконец, достижение всеобщего знания, универсальных истин всегда было и, видимо, всегда будет конечной целью развития не только философии, но и для всей науки в целом. Поэтому философия всегда фактически была некоторым идеалом для науки, конечным пунктом ее развития. Другое дело, что эта цель с точки зрения возможности ее действительной реализации наукой может быть отнесена лишь в бесконечность, в некоторую «точку омега» (Тейяр де Шарден). Философия же, в отличие от науки, всегда исходила из возможности достичь своими методами всеобщего и необходимого знания о мире за конечное время, рекомендуя науке воспользоваться ее методами, а иногда даже и настаивая на этом (Г. Гегель, марксизм, неотомизм и др.).

Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров

История и философия науки

Данное учебное пособие дня аспирантов, соискателей и магистрантов подготовлено в соответствии с приказом Минобразования и науки РФ о введении с 1 июля 2005 г. нового кандидатского экзамена для всех специальностей – «История и философия науки». В стране идет процесс подготовки профессионально-преподавательского состава вузов России к чтению соответствующего курса, руководству аспирантами и соискателями по данному профилю.

В пособии обобщен многолетний опыт работы авторов с аспирантами и соискателями по преподаванию истории и философии науки.

Его структура достаточно проста и отражает рекомендации Минобразования и науки РФ.

1. Наука в системе общества.

2. История науки.

3. Философия науки.

4. Философские проблемы социогуманитарных наук.

Авторы понимают, что не все научные дисциплины отражены в пособии (не представлены, например, аксиология, филология, семиотика, эргономика, герменевтика и пр.), но в замысле существует план издания пособий и по этим наукам.

Все критические замечания будут с благодарностью приняты и учтены авторами.

Интегральный курс «История и философия науки» определенно включает в себя междисциплинарный комплекс знаний: теория науки, история науки, общая философия, социальная философия, философия науки, методология науки, культурология, науковедение, этика науки, аксиология науки, социология науки и т. д.

Так или иначе, все проблемы этого курса сосредоточиваются вокруг науки. Именно наука является его предметом. Но в данном предмете по специфике курса выделяются практически два аспекта, которые можно рассматривать как объекты исследования: история науки и философия науки.

Этот подход вполне закономерно приводит к выводу о необходимости выделения трех крупных разделов данного курса.

2. ИСТОРИЯ НАУКИ.

3. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.

Весь этот огромный теоретический и исторический материал необходимо четко структурировать и типологизировать, чтобы история науки не превратилась в историю физики, историю математики, историю химии, историю демографии, историю языкознания и пр. То же касается первого и третьего разделов: нельзя теорию науки излагать как теорию механики, теорию ботаники, теорию информатики, теорию сопротивления материалов и пр., а философию науки излагать как философские проблемы физики, философские проблемы космонавтики, философские проблемы биологии и пр.

К сожалению, этот эмпирический подход пока господствует в литературе. Можно понять интерес соискателя-физика к истории физики и философии физики, но молодой ученый должен знать все поле науки. Как писал в свое время К. А. Тимирязев, ученый должен знать «все о кое-чем и кое‑что о всем». Понятие «все» фиксирует профессиональную принадлежность ученого, а понятие «кое‑что» – его включенность в интеллектуальное сообщество.

Способом решения данной проблемы является ориентация не на описательный, эмпирический, хронологический материал (эпохи, авторы, школы, открытия и пр.), а на выявление закономерностей и исторического развития науки (не физики или химии, а именно науки как целостности) и ее совокупных философских проблем.

В данном пособии на основе мировоззренческого и методологического потенциала философии и предпринимается первая попытка систематического изложения нового курса «История и философия науки». Исторический и философский аспекты курса освобождают от необходимости излагать материал смежных дисциплин: «социология науки», «психология науки», «менеджмент в науке», «логика науки» и т. д. Работ по данным проблемам достаточно, и они будут указаны в списке рекомендуемой литературы.

Поскольку наука является предметом изучения и ее Истории, и ее Философии, постольку необходимо определить этот предмет прежде всего. По Гегелю, определение – это ограничение, т. е. нахождение границ бытия данного предмета. Это ограничение развертывается в серии исследовательских аспектов: границы Возникновения, границы внешнего Бытия, границы внутреннего Бытия, границы Перспектив развития. Эти аспекты будут рассмотрены в данном разделе.

1.1. Генезис науки

Любое историческое образование имеет начало. Наука – это историческое образование человеческого общества. Имеется в виду наука как синкретическое, целостное социальное явление, т. е. не физика или математика, не химия или электроника.

В самом общем виде науку можно рассматривать как вид познавательной деятельности (В. Степин). Является ли наука единственным видом познавательной деятельности? Конечно, нет, ибо исторически существуют и другие виды познания объективного мира: искусство, философия, религия, обыденное сознание, мифология и пр.

Следовательно, если науку отождествлять с познавательной деятельностью вообще, то и истоки ее надо искать в начале человеческой истории. Человек как разумное существо не мог существовать, действовать, развиваться без познания окружающего мира и самого себя (система «Универсум – Человек»),

В этой системе и в прошлом, и в настоящее время совершается два движения: от универсума к человеку и от человека к универсуму. Движение ОТ универсума (все формы потенциального и актуального бытия) к человеку предстает как духовное освоение универсума, т. е. превращение чуждой реальности в свою. В этом процессе совершается две духовно-отражательные операции: познание и оценивание. По В. П. Тугаринову, это ответ на два вопроса: «Что есть?» и «Как отнестись?».

Ответ на первый вопрос развертывается исторически в границах ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ (гносеологии), а ответ на второй вопрос в границах ТЕОРИИ ОЦЕНИВАНИЯ (аксиология). Но это разграничение придет лишь в XIX в. (Кант, Риккерт и др.).

Второй аспект движения представлен преобразовательной деятельностью человека: практическое освоение универсума. Оно предполагает выработку методологии освоения и праксиологической технологии освоения (методология и праксиология).

Таким образом, исторически складывается базовая система отношений Универсума и Человека:

На полюсе духовного освоения универсума человеком при помощи познавательных и оценочных операций исторически складывается КАРТИНА МИРА (Мир), а на полюсе практического освоения универсума человеком формируется СРЕДА (вторая природа).

Практические потребности (Ф. Энгельс) прежде всего детерминировали развитие познавательных способностей человека от описательно-эмпирических до объяснительно-теоретических. На первых этапах человеческого общества именно в этих границах и формировалась научная деятельность, НАУКА. Отсюда и ее типичное определение как генератора (производителя) ЗНАНИЙ. Оценка еще не входила в ее функцию. От познания ждали прежде всего методов к практическому действию. Понятно, что сами практические действия тоже не входили в задачу и функции науки.

Следовательно, с самого начала наука во всех ее видах (а сначала в синкретическом состоянии) выполняла две функции:

а) познавательную и

Это можно увидеть на примере истории развития математики, механики, физики.

Кстати, уже здесь можно фиксировать общеисторическую ЗАКОНОМЕРНОСТЬ развития науки: становление первоначально тех наук, которые связаны с базовыми, элементарными формами материи и движения. Исторически возникают науки, изучающие механические формы и процессы (земная и небесная механика), затем – физические формы и процессы, потом – химические формы и процессы, далее – биологические формы и процессы и наконец – социальные формы и процессы. Подобную закономерность мы обнаружим и в движении технического потенциала общества: от технических систем, компенсирующих телесные недостатки человека, к техническим системам, компенсирующим сенсорные недостатки, и от них – к современным системам, компенсирующим ограниченность интеллектуально-информационной деятельности человека.

Борис Бессонов: История и философия науки. Учебное пособие для магистров

Аннотация к книге «История и философия науки. Учебное пособие для магистров»

Данное учебное пособие призвано помочь аспирантам и соискателям ученых степеней подготовиться к кандидатскому экзамену по новой дисциплине История и философия науки . Опираясь на историко-философский фундамент, идеи и концепции выдающихся философов, связанные с развитием науки и научного познания, общественно-исторической практики человечества, в данном пособии анализируются проблемы истории и философии науки. Рассмотрены такие важные проблемы, как возникновение науки, основные стадии ее исторической эволюции; динамика науки как процесса порождения нового знания; структура научного знания; научные традиции и научные революции; типы научной рациональности; позитивистские, неопозитивистские, постпозитивистские и т.п. концепции философии науки и др. Одна из лекций посвящена специфике познания в социально-гуманитарных науках.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов, обучающихся по.

Данное учебное пособие призвано помочь аспирантам и соискателям ученых степеней подготовиться к кандидатскому экзамену по новой дисциплине История и философия науки . Опираясь на историко-философский фундамент, идеи и концепции выдающихся философов, связанные с развитием науки и научного познания, общественно-исторической практики человечества, в данном пособии анализируются проблемы истории и философии науки. Рассмотрены такие важные проблемы, как возникновение науки, основные стадии ее исторической эволюции; динамика науки как процесса порождения нового знания; структура научного знания; научные традиции и научные революции; типы научной рациональности; позитивистские, неопозитивистские, постпозитивистские и т.п. концепции философии науки и др. Одна из лекций посвящена специфике познания в социально-гуманитарных науках.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов, обучающихся по специальностям 030402 (020800) Историко-архивоведение , 031401 (020600) Культурология , 050403 (032800) Культурология (учитель культурологии) , 030101 (020100) Философия , 030400 (520100) Культурология (бакалавр) , 030100 (520400) Философия (бакалавр); аспирантов и соискателей всех научных специальностей.

И.Ю.Алексеева «Человеческое знание и его компьютерный образ»

Электронный вариант монографии И.Ю.Алексеевой «Человеческое знание и его компьютерный образ» (Москва, «Наука», 1992).
В монографии исследуются философские проблемы, возникающие в связи с появлением компьютерных систем, основанных на знаниях.
Рассматривается соотношение философских концепций знания с представлениями о структуре знания и механизмах его
функционирования, складывающимися в рамках такого научного направления, как искусственный интеллект. Значительное внимание уделяется
эмоционально-ценностным аспектам человеческого знания, этическим вопросам компьютеризации.
Для философов, специалистов в области компьютерных наук, читателей, интересующихся эпистемологией и философскими проблемами
техники.

Тип материала: Монография; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское;

Психогенез знаний и его эпистемологическое значение

Электронная версия работы Жана Пиаже. Автор считает, что процесс познания невозможен без структурации, осуществляемой благодаря активности субъекта. Не существует также у человека априорных или врожденных когнитивных структур; наследственным является лишь функционирование интеллекта, которое порождает структуры только через организацию последовательных действий, осуществляемых над объектами. Отсюда следует, что эпистемология не может быть ни эмпирической, ни «преформистской», а может лишь основываться на «конструктивизме» т.е. на длительной выработке новых операций и структур.

Тип материала: Статья; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское;

Философия о предмете и субъекте научного познания: Сборник статей

Данное издание вышло в свет к десятилетнему юбилеею кафедры философии науки и техники философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Авторы данного сборника — сотрудники кафедры, представившие для читателей свои работы, связанные с разными аспектами философии науки. Издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся актуальными проблемами философии науки, а также историко-философскими и теоретическими проблемами методологии естественнонаучного и гуманитарного знания.

Тип материала: Сборник статей, трудов; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское;

Научная картина мира: от классической ?к современной: Учебное пособие

Предлагаемое пособие предназначено, прежде всего, для студентов, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания», а также аспирантов, подготавливающихся к сдаче кандидатского минимума. Материалы работы ориентированы на ознакомление с эволюцией научной рациональности, освоение методологических проблем науки, формирование представлений о неоднозначной логике развития естественнонаучного знания. Особенность учебного пособия состоит в том, что в центре внимания оказываются не научные факты и конкретные теории, а исходные аксиоматические установки ученых, господствующие мировоззренческие убеждения, методологические принципы исследования — все то, что обычно именуют основаниями науки. Подготовлено на кафедре философии и философской антропологии МГУ им. адмирала Г.И. Невельского.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Симулякры в естествознании: Монография

Показано, что симулякры — копии, не имеющие оригинала (по Ж. Бодрийяру), характеризуют не только социальный мир, но лежат в основе и современного естествознания, формируя у людей искаженное, желаемое ими восприятие мира природы. Но, природа не создана человеком, и какая, не известно. Объяснение ее чувствами приводит к созданию в мозгу головы человека чувственно-наглядных образов, отсутствующих в реальности, вымыслов, или симулякров. Для интересующихся проблемами современного естествознания, а знакомым с философией Ж. Бодрийяра увидеть, что смысл понятия «симулякр» распространяется и на природные объекты и явления.

История и философия науки. Проблема научного познания в концепции К. Поппера: Методические указания

Излагается концепция классика философии науки К. Поппера, являющаяся составной частью программы кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки». Методические указания позволят учащемуся самостоятельно расширять свои знания и могут быть использованы как при подготовке к семинарским занятиям, так и в процессе подготовки к экзамену. Предназначено для аспирантов и соискателей всех специальностей.

Тип материала: Методические указания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Послевузовское;

Философия науки: Учебное пособие

Корниенко А.А., Ардашкин И.Б., Чмыхало А.Ю.

Учебное пособие состоит из пяти глав, посвященных существующей интерпретации в литературе основных моментов философии науки. Учебное пособие подготовлено на кафедре философии ТПУ и предназначено для магистров, обучающихся по всем специальностям.

Темы философии науки: Учебное пособие по программе кандидатского минимума «История и философия науки. Основы философии науки»

Мартынович С.Ф. (редактор-составитель)

Учебное пособие предназначено аспирантам и соискателям высших образовательных и научных учреждений, обучающихся по специальности «Философия», а также по нефилософским специальностям для подготовки к экзамену по программе кандидатского минимума «История и философия науки». Оно полезно для организации учебной и научной работы студентов, аспирантов и научных работников.
Учебное пособие включает темы, названия и содержания которых соответствуют действующей программе кандидатского минимума «История и философия науки». Содержание тем представлено в основном текстами современных работающих философов, преподавателей философии.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское;

В книге Житомирского С.В. рассказывается об Архимеде — великом математике, физике, астрономе и инженере древности. Рассматривается взаимосвязь его научных и философских идей. Автор описывает исторические условия, в которых протекали жизнь и деятельность Архимеда.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Среднее профессиональное; Высшее;

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: Труды и исследования

Электронный вариант издания «Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования» — М., 1995. Это издание представляет срез поисковых работ по вопросам ориентации человека в условиях современного социума и умопостигаемой реальности. В сборник включены статьи по социальной философии, работы историко-философского характера, представлены докторские диссертации по этике и эстетике сотрудников Отдела социальной философии и философской антропологии ИФ РАН и материалы-документы для практики философского образования. Сборник представляет интерес для философов.

Тип материала: Электронная версия печатного издания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Среднее профессиональное; Высшее; Послевузовское;

История и философия науки 2-е изд. Учебник для магистров

Учебник подготовлен в соответствии с программой экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации. Изложение материала рассчитано на читателя, не имеющего фундаментальной философской подготовки, но в достаточной степени знакомого с той или иной отраслью научного знания и желающего как успешно сдать кандидатский экзамен, так и овладеть навыками самостоятельного научного исследования. Авторский коллектив — преподаватели кафедры философии науки и техники философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, имеющие богатый опыт чтения соответствующего курса и приема экзаменов на всех факультетах СПбГУ. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

В нашей электронной библиотеке вы можете скачать книгу «История и философия науки 2-е изд. Учебник для магистров» автора Евгения Юрьевича Сиверцева в формате epub, fb2, rtf, mobi, pdf себе на телефон, андроид, айфон, айпад, а так же читать онлайн и без регистрации. Ниже вы можете оставить отзыв о прочитанной или интересующей вас книге.

Смотрите так же:

  • Приказы по дши образец Унифицированная форма № Т-1Утверждена Постановлением Госкомстата Россииот 05.01.2004 № 1Форма по ОКУД МБУ ДО АР «Детская школа искусств г. Аксая» Приказ № 27от 27.06.2017 года 1.Зачислить с 01.09.2017 года в 1 класс фортепианного отделения следующих […]
  • Закон рф о недрах 2395-1 от 21021992 г Закон рф от 21.02.1992 n 2395-1 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) Раздел I. Общие положения Статья 1. Законодательство Российской Федерации о недрах Статья 1.1. Правовое регулирование отношений недропользования Статья 1.2. Собственность на […]
  • Правила по вождению автомобиля знаки Правила по вождению автомобиля знаки В архиве представлена для ознакомления подборка материала, который требуется особым спросом у будующих водителей Эстонии. Вы сможете скачать правила дорожного движения и экзаменационные тесты с ответами по ссылкам ниже. […]
  • Организмы состоящие из одной клетки и не имеющие оформленного ядра это Организмы, состоящие из одной клетки и не имеющие оформленного ядра,- это: а) водорослиб) мхив) бактерииг) папоротники Разумеется, что это бактерии Другие вопросы из категории 1)самый мощный слой стебля2)слой клеток образ.ткани3)наружный слой коры 4)слой […]
  • Саженцы правила посадки Правила посадки саженцев Здравствуйте, уважаемые друзья! Разберем сегодня правила посадки саженцев на садовом участке. 1. Очень важно перед посадкой не допустить подсыхания корневой системы саженца. Рекомендуется за 1 — 2 суток до начала посадки поместить […]
  • Нотариусы боброва воронежской области Боброва Надежда Владимировна Наименование подразделения: Адвокатская консультация Центрального района г. Воронежа Адрес: 394006, г. Воронеж, ул. Плехановская, 22 «а» Регистрационный номер в Реестре адвокатов Воронежской области 36/1703 Окончила юридический […]
  • Федеральный закон о кадастре 2013 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ"О государственном кадастре недвижимости" С изменениями и дополнениями от: 22, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 8 мая, 17 июля, […]
  • Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования развивающая: развивать умение определять грамматические признаки глагола, синтаксическую роль в предложении, совершенствовать орфографические навыки; Тип: урок- закрепление. I. Орг.момент […]