Формирование законов рф

Порядок формирования Совета Федерации ФС РФ. Справка

5 августа исполняется 10 лет с того дня, как был принят закон о порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ и должность сенатора стала назначаемой.

Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России – Федерального Собрания, состоящего из Государственной Думы и Совета Федерации. «Заключительные и переходные положения» Конституции устанавливали, что Совет Федерации первого созыва избирается только на два года, а депутаты Совета Федерации осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

Указы президента России от 11 октября 1993 года «О выборах в Совет Федерации ФС РФ» и от 6 ноября 1993 г. «Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. и положения о выборах депутатов Совета Федерации ФС РФ в 1993 г.» определяли формирование Совета Федерации путем выборов по мажоритарной системе.

Положение о выборах в Совет Федерации первого созыва предусматривало, что в этот орган должны входить по два депутата от каждого субъекта Федерации. Депутаты верхней палаты избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Федерации.

Выборы в Совет Федерации первого созыва состоялись 12 декабря 1993 г. Всего в верхнюю палату было выбрано 175 депутатов, среди них – много руководителей региональных органов исполнительной власти: пять президентов, 11 глав правительств, 43 краевых и областных «губернаторов», три федеральных министра. Первым председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 г., стал Владимир Шумейко.

5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти (по должности). На первом заседании Совета Федерации второго созыва 23 февраля 1996 г. председателем Совета Федерации был избран Егор Строев, глава администрации Орловской области (1996-2009).

5 августа 2000 г. президент РФ Владимир Путин подписал новый закон «О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ». Документ вступил в силу 8 августа 2000 г.

Одной из основных причин внесения изменений в порядок формирования Совета Федерации являлась необходимость обеспечения такого порядка формирования палаты, при котором полномочия членов Совета Федерации осуществлялись бы на постоянной основе.

Согласно действующей редакции закона «О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ», членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

В соответствии с новым законом, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Однако, поскольку в ряде субъектов Российской Федерации были сформированы двухпалатные законодательные (представительные) органы государственной власти, новый закон предусмотрел, что член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

До вступления в силу решений об избрании (назначении) в установленном новым Федеральным законом порядке новых членов Совета Федерации, члены Совета Федерации – представители по должности от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации должны были продолжать исполнять свои полномочия.

5 декабря 2001 г. председателем Совета Федерации был избран Сергей Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

В январе 2002 г. закончилась предусмотренная новым Федеральным законом «ротация» членов Совета Федерации. 16 января 2002 г. Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе.

14 февраля 2009 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Закон установил новый порядок формирования Совета Федерации, предложенный президентом в Послании Федеральному Собранию Российской федерации 5 ноября 2008 г.

В соответствии с новым законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта.

Новый порядок формирования Совета Федерации вступит в силу с 1 января 2011 г. Установлен переходный период, в течение которого действующие члены Совета Федерации доработают свой срок полномочий.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
    • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

      В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

      Формирование законов рф

      Глава 5. Федеральное Собрание

      Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

      1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

      2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

      3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

      1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

      2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

      1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

      2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

      3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

      1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

      2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

      1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

      2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

      3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

      4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

      1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

      2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

      3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

      1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

      2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

      3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

      4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

      5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

      1. К ведению Совета Федерации относятся:

      а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

      б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

      в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

      г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

      д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

      е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

      ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

      з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

      и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

      2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

      3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

      1. К ведению Государственной Думы относятся:

      а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

      б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

      в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

      г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

      д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

      е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

      ж) объявление амнистии;

      з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

      2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

      3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

      1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

      2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

      3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

      1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

      2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

      3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

      4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

      5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

      Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

      а) федерального бюджета;

      б) федеральных налогов и сборов;

      в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

      г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

      д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

      1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

      2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

      3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

      1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

      2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

      1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

      2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

      3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

      4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

      5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

      Статья 21. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

      Статья 21. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

      1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

      2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

      3. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет четыре года. Если срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации истекает в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума Российской Федерации и до окончания кампании референдума, которые организует Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в одномандатных избирательных округах.

      4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

      5. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

      6. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организуют работу по конкретным направлениям ее деятельности, определяемым Регламентом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, и несут ответственность за результаты работы по этим направлениям.

      7. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

      8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, а также комиссией референдума, организующей референдум Российской Федерации.

      9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

      а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

      б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

      в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

      г) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет»;

      д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

      е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

      ж) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

      з) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;

      и) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

      к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

      л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

      10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона.

      11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных ей федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.

      12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума.

      12 1 . Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет проверку сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирует граждан о результатах этих проверок.

      13. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.

      14. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

      15. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет официальный печатный орган.

      1–4. В комментируемой статье определено правовое положение ЦИК России в системе государственных органов Российской Федерации. ЦИК России не входит ни в одну из ветвей государственной власти, указанных в статье 10 Конституции Российской Федерации 1 . Комиссия является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной комментируемым Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, участвующем в обеспечении реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (пункт 3 статьи 20 комментируемого Федерального закона). Кроме того, комментируемый Федеральный закон рассматривает ЦИК России как коллегию уполномоченных лиц, назначаемых в установленном порядке на определенный срок (пункты 3 и 4 комментируемой статьи) и как коллегиальный орган (подпункт 21 статьи 2, пункт 1 статьи 28).

      ______________
      1 В литературе имеется также мнение, что Центральную избирательную комиссию Российской Федерации следует относить к числу «органов государственной власти с особым статусом» (Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд. М., 2002. С. 353–356), т.е. к государственным органам, непосредственно организационно не входящим в какую-либо ветвь государственной власти. В рамках традиционной триады «ветвей власти» избирательным комиссиям и некоторым другим государственным органам (Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации) также пока нет юридического места. Вместе с тем в качестве одного из инструментов доктринального определения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации правомерно использование термина «орган публичной власти». Необходимо также отметить, что в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2005 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.Г. Одиянкова отмечается, что избирательные комиссии обладают, по сути, публично-властными функциями // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 337; См. также Конкин Н.Е. , Воронин Д.Ю. «О значении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 14-П» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 3 (194); Биктагиров Р.Т., Вельяшев О.Ю. Государственно-правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – М.: РЦОИТ, 2006. 128 с.

      Согласно комментируемого пункта 2 ЦИК России действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Общее понятие «юридическое лицо» дано в статьях 48–65 ГК РФ. Исходя из положений статей 50 и 120 ГК РФ ЦИК России как субъект гражданско-правовых отношений является некоммерческой организацией – учреждением. При этом следует иметь в виду, что Центральная избирательная комиссия по выборам в Государственную Думу в 1993 году была учреждена Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 1993 года № 1505 1 , а Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года № 2227 «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» 2 Центральная избирательная комиссия по выборам в Совет Федерации и по выборам в Государственную Думу в 1993 году была преобразована в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Затем статус и наименование ЦИК России были закреплены в Федеральном законе от 6 декабря 1994 года «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», в последующем – в Федеральном законе от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в настоящее время они утратили свою силу в связи с принятием комментируемого Федерального закона, который и следует юридически рассматривать в качестве учредительного документа ЦИК России).

      В целом вышеуказанные элементы статуса ЦИК России составляют единое целое, и в этой связи статус Комиссии как федерального государственного органа, действующего на постоянной основе, являющегося юридическим лицом, следует рассматривать как организационно-правовое выражение статуса ЦИК России как коллегиального органа. ЦИК России является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, а также комиссией референдума, организующей референдум Российской Федерации. В пределах своих полномочий ЦИК России не зависима от органов государственной власти, а принятые в пределах ее компетенции акты и решения обязательны для федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.

      __________________
      1 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 40. Ст. 3743.
      2 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5060.

      В комментируемом пункте 3 определены, во-первых, общий срок полномочий ЦИК России как коллегиального органа (он составляет четыре года и исчисляется со дня первого заседания комиссии, с этого же дня прекращается срок полномочий ЦИК России предыдущего состава); во-вторых, особенности истечения срока полномочий комиссии. Если срок полномочий ЦИК России истекает в период федеральной избирательной кампании (подпункт 19 статьи 2 комментируемого Федерального закона), в период со дня назначения референдума Российской Федерации, срок ее полномочий продлевается до представления комиссией палатам Федерального Собрания Российской Федерации финансового отчета о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, но не более срока, установленного федеральными законами, для представления указанного отчета. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Государственной Думы 1 .

      Постоянная основа деятельности ЦИК России, т.е. непрерывность ее полномочий, обеспечивается положениями пунктов 2 и 3 статьи 28 комментируемого Федерального закона: полномочия Комиссии прежнего состава не могут быть прекращены по истечении четырехлетнего срока, если новый состав Комиссии не будет сформирован в правомочном составе (т.е. не менее чем на две трети).

      Установленная в комментируемом пункте 4 процедура назначения 15 членов ЦИК России предусматривает назначение пяти членов ЦИК России из числа кандидатур, предлагаемых фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также депутатами Государственной Думы. При этом по предложению каждого депутатского объединения может быть назначено не более одного представителя. Назначение производится на сессии, ближайшей к дню истечения срока полномочий ЦИК России прежнего состава, в соответствии с главой 24 Регламента Государственной Думы.

      Согласно статьям 5 и 16 Регламента Государственной Думы 2 депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов. Фракция, сформированная на основе политической партии, прошедшей в Государственную Думу в составе избирательного блока, подлежит регистрации независимо от числа ее членов. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов Государственной Думы 3 . При регистрации депутатского объединения согласно статье 17 Регламента Государственной Думы определяются лица, которые уполномочены выступать от имени депутатского объединения и представлять его на заседаниях палаты. Соответственно, указанные представители и вносят предложения по кандидатурам в состав ЦИК России (по одному от каждого депутатского объединения).

      ______________
      1 С 7 декабря 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (статья 94), который не предусматривает проведение дополнительных выборов депутатов Государственной Думы, а также повторных выборов по мажоритарным (одномандатным) избирательным округам.
      2 СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801; 2000. № 24. Ст. 2529; 2005. № 29. Ст. 3006.
      3 Необходимо отметить, что указанный порядок в последующем подлежит изменению в связи с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва 2 декабря 2007 года исключительно по правилам пропорциональной избирательной системы.

      Любой депутат Государственной Думы, входящий в любое депутатское объединение, либо не входящий ни в одно из них, от своего имени вправе предложить кандидатуру в состав ЦИК России (статья 46 Регламента Государственной Думы).

      В соответствии со статьей 185 Регламента Государственной Думы в случае, если депутатами Государственной Думы, депутатскими объединениями предложено более пяти кандидатур, проводится рейтинговое голосование. Назначенными на должности членов ЦИК России считаются первые пять кандидатов, которые набрали наибольшее и достаточное число голосов. По принятому Государственной Думой решению оформляется постановление. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

      Другие пять членов ЦИК России назначаются Советом Федерации. В порядке, установленном Регламентом Совета Федерации, кандидатуры для назначения в состав ЦИК России предлагаются Совету Федерации законодательными (представительными) органами государственной власти и высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, которые направляют в Совет Федерации соответствующие решения. Остальные пять членов ЦИК России назначаются указом Президента Российской Федерации.

      5. Все члены ЦИК России с правом решающего голоса в соответствии с комментируемым пунктом должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Эта норма, как и многие другие, связанные с порядком формирования ЦИК России, не изменялась с 1994 года, т.е. с момента принятия Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», хотя при обсуждении его новых редакций депутатами Государственной Думы неоднократно вносились поправки, ставящие целью устранить это квалификационное требование комментируемого Федерального закона к членам ЦИК России с правом решающего голоса. Контраргументы сторонников сохранения комментируемой нормы сводятся к следующему: учитывая особый статус ЦИК России и полномочия Комиссии по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, обеспечению единообразного применения комментируемого Федерального закона, наличие высшего юридического образования или ученой степени в области права для членов этого коллегиального и правоприменительного органа является одной из основных гарантий профессионального исполнения обязанностей членами ЦИК России, соответствия закону принимаемых ими решений, определенной защитой от политической ангажированности в работе. Сказанное подтверждается и практикой работы Комиссии начиная с 1995 года, когда она впервые была сформирована с учетом указанного требования комментируемого Федерального закона (необходимо также отметить, что указанное требование является единственным квалификационным требованием к кандидату в члены ЦИК России).

      6. Члены ЦИК России организуют свою работу по конкретным направлениям, определенным Регламентом Комиссии, несут ответственность за результаты работы по этим направлениям. Следует подчеркнуть, что федеральный законодатель определил Регламент ЦИК России в качестве нормативного акта, детально регулирующего порядок деятельности Комиссии как коллегиального органа. В соответствии с этим Регламентом организацию работы Комиссии осуществляет ее Председатель, а именно: созывает и ведет заседания Комиссии, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Комиссии, дает поручения членам Комиссии, представляет Комиссию в отношениях с государственными органами, должностными лицами, международными организациями, общественными объединениями, является распорядителем финансовых средств, обладает рядом других полномочий 1 .

      7. ЦИК России правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. На свое первое заседание Комиссия собирается не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения последнего по времени решения федеральных органов государственной власти о назначении членов ЦИК России, но не ранее истечения срока полномочий Комиссии прежнего состава. Заседание ЦИК России является правомочным, если на нем присутствует не менее 10 членов с правом решающего голоса. Первое заседание ЦИК России в соответствии с Регламентом открывает и ведет, до избрания Председателя, старейший по возрасту из присутствующих член Комиссии с правом решающего голоса. Члены ЦИК России на первом заседании из своего состава тайным голосованием избирают Председателя, заместителя Председателя и секретаря ЦИК России. Для этого члены Комиссии открытым голосованием образуют счетную комиссию из трех членов Комиссии.

      Первым избирается Председатель ЦИК России. Члены Комиссии выдвигают кандидатов на эту должность. Самоотвод принимается без обсуждения. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, после чего Комиссия по предложению счетной комиссии открытым голосованием утверждает текст бюллетеня для тайного голосования. Избранным на должность Председателя ЦИК России по результатам тайного голосования считается кандидат, за которого подано восемь или более голосов членов Комиссии. Если в список для голосования было включено более двух кандидатов на должность Председателя и ни один из кандидатов не получил необходимого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования. Для этого в бюллетень включаются фамилии, имена и отчества двух членов Комиссии, получивших в первом туре наибольшее число голосов. Второй тур голосования проводится в том же порядке, что и первый. В каждом из перечисленных случаев на основании протокола счетной комиссии принимается соответствующее постановление Комиссии.

      Избрание заместителя Председателя и секретаря Комиссии проводится последовательно с соблюдением процедур, применяемых для избрания Председателя ЦИК России.

      _____________
      1 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 3; см. также: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 31 января 2006 года № 169/1100-4 «Об утверждении Положения об Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 3 (194). С. 126–135.

      8. В соответствии с комментируемым пунктом ЦИК России является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, а также комиссией референдума, организующей референдум Российской Федерации, т.е. комиссией, на которую, согласно подпунктам 24 и 41 статьи 2 комментируемого Федерального закона, федеральным законом возложено руководство деятельностью всех комиссий по подготовке и проведению федеральных выборов и референдума. Реализуя положения федерального законодательства о выборах и референдуме, Комиссия осуществляет правоприменительную и нормотворческую деятельность.

      Федеральное избирательное законодательство наделяет ЦИК России широкими полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства при подготовке и проведении федеральных выборов и референдума Российской Федерации, обеспечению единообразного применения федеральных законов всеми участниками избирательного процесса, референдума Российской Федерации. В соответствии с предписанием федеральных законов о выборах ЦИК России заверяет федеральные списки кандидатов, регистрирует федеральные списки кандидатов и кандидатов на должность Президента Российской Федерации, уполномоченных представителей избирательных объединений, их доверенных лиц; устанавливает форму списка избирателей, форму избирательных бюллетеней, единый порядок обработки итогов голосования и определения итогов выборов; утверждает текст избирательного бюллетеня на русском языке для голосования по федеральному избирательному округу; распределяет средства, выделенные из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения федеральных выборов и референдума, обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, и контролирует их целевое использование; устанавливает порядок документооборота; рассматривает жалобы, заявления на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, их должностных лиц и принимает по ним мотивированные решения; осуществляет иные действия предусмотренные федеральными законами.

      Федеральные законы о выборах также предписывают ЦИК России принимать ряд инструктивных документов в рамках взаимодействия с иными государственными органами. К ним относятся, в частности, инструкция о порядке использования технических средств подсчета голосов; нормативные акты, регулирующие порядок финансирования мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Россий­ской Федерации; порядок передачи документов в архив. Нормативные и иные акты ЦИК России обязательны для соответствующих участников избирательного процесса. К решениям ненормативного характера относятся акты, связанные с выполнением предписаний федерального избирательного законодательства о совершении тех или иных избирательных процедур и избирательных действий.

      9. ЦИК России наделена полномочиями, позволяющими ей активно участвовать в решении вопросов, связанных не только с проведением выборов и референдумов в Российской Федерации, но и с дальнейшим совершенствованием избирательной системы.

      Наиболее важное из них – осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Этому направлению деятельности ЦИК России уделяет особое внимание, поскольку оно непосредственно затрагивает конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме. Эти контрольные функции Комиссия осуществляет по нескольким направлениям. Прежде всего Комиссия постоянно отслеживает состояние законодательства субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах, при этом используя свои полномочия (пункт 14 комментируемой статьи), в соответствии с которыми она вправе давать заключения о соответствии законов субъектов Российской Федерации комментируемому Федеральному закону. Контрольную деятельность по соблюдению конституционных прав граждан ЦИК России осуществляет в соответствии с положениями своего Регламента, обеспечивая единообразное применение федерального законодательства о выборах, осуществляет проверку деятельности избирательных комиссий, заслушивает сообщения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, связанные с оказанием комиссиям содействия в реализации их полномочий. При этом по решению комиссии к изучению данных вопросов могут привлекаться, помимо членов ЦИК России, работников ее аппарата, представители ИКСРФ, ученые и специалисты в области избирательного права 1 . В целях осуществления контроля за соблюдением избирательных прав граждан, а также для обобщения практики проведения региональных выборов ЦИК России может запрашивать от ИКСРФ необходимую информацию о ходе выборов в субъектах Российской Федерации.

      ____________________
      1 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 февраля 2006 года № 172/1110-4 «О внесении изменений и дополнений в Положение о Научно-методическом совете при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и об изменениях в составе Научно-методического совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 3 (194). С. 173–179.

      Как следует из подпункта «б» пункта 9 комментируемой статьи к компетенции ЦИК России относятся вопросы организации разработки нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждения указанных нормативов и осуществления контроля за их соблюдением, а также организации размещения заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации. Согласно подпункту «б» пункта 10 статьи 23 комментируемого Федерального закона ИКСРФ организует размещение заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, в том числе по поручению ЦИК России при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации; осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых комиссий. Из взаимосвязи вышеуказанных положений следует, что нормативы технологического оборудования разрабатываются и утверждаются ЦИК России, а размещение заказа на его производство организуется ИКСРФ. До вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ нормативы технологического оборудования разрабатывались и утверждались ИКСРФ по поручению ЦИК России. После вступления в силу указанного Федерального закона вопросы разработки и утверждения указанных нормативов относятся к компетенции ЦИК России. До принятия ЦИК России единого акта, определяющего требования к нормативам технологического оборудования, используемого на всех уровнях выборов, референдумов, следует руководствоваться соответствующими постановлениями ЦИК России, принятыми в период проведения федеральных избирательных кампаний в 2003 году и 2004 году 1 .

      ЦИК России обеспечила реализацию двух федеральных целевых программ, а именно: 1) по развитию ГАС «Выборы», что дает возможность использовать не только традиционные процедуры в процессе обработки избирательной информации, но и новые прогрессивные избирательные технологии, основанные на возможностях ГАС «Выборы»; 2) по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов.

      В настоящее время ЦИК России, в рамках установленных Федеральным законом «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» полномочий, осуществляет меры по использованию, эксплуатации и развитию ГАС «Выборы».

      В рамках реализации Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации (1995–1999 годы) был создан Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России (РЦОИТ при ЦИК России), осуществляющий на регулярной основе учебу членов избирательных комиссий, а также других участников избирательного процесса. Для организаторов выборов подготовлены и изданы программы обучения и переподготовки, комплексные методические сборники, созданы специальные учебные видеофильмы, другие наглядные пособия. В связи со значительным ростом количества высших учебных заведений, в которых изучается курс «Избирательное право», для студентов этих вузов массовым тиражом в 1999 году издан подготовленный Научно-методическим советом при ЦИК России учебник «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» (в 2003 году – его 2-е издание, исправленное и дополненное). ЦИК России постановлением от 28 февраля 2006 года № 172/1109-4 утвержден Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации на 2006–2008 годы 2 . С 2006 года в практику внедряется проведение конкурсов среди избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов (по соответствующим номинациям) 3 .

      _____________
      1 См: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 июля 2003 года № 18/126-4 «О нормативах технологического оборудования, необходимого для работы окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, и примерном перечне технического оборудования, предоставляемого избирательным комиссиям государственными органами, государственными организациями и учреждениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 8; постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 декабря 2003 года № 70/612-4 «О нормативах технологического оборудования, необходимого для работы территориальных и участковых избирательных комиссий при проведении выборов Президента Российской Федерации» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 23.
      2 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 3 (194). С. 149–172.
      3 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 февраля 2006 года № 172/1111-4 «О конкурсе среди избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 3 (194). С. 180–187.

      Реализация полномочий по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума требует от ЦИК России взаимодействия с Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в решении вопросов по выработке государственной политики в области СМИ.

      Обеспечение единого порядка установления итогов голосования, определения итогов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов обеспечивается путем издания нормативных актов, регулирующих порядок использования ГАС «Выборы». Порядок опубликования информации, размещенной в ГАС «Выборы», в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет», определен постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 сентября 2003 года № 25/176-4 (в редакции от 21 ноября 2005 года № 160/1059-4) 1 .

      Правовая, методическая, организационно-техническая помощь избирательным комиссиям оказывается в форме издания методических рекомендаций, разъяснений по отдельным вопросам применения законодательства.

      Меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределение средств, выделенных ЦИК России из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, деятельности избирательных комиссий и осуществления их полномочий, контроль за целевым использованием указанных средств, а также соблюдением требований федерального законодательства при финансировании избирательных кампаний кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума осуществляются ЦИК России в соответствии со статьями 57, 59 и 60 комментируемого Федерального закона.

      ЦИК России развивает международные контакты с центральными избирательными органами других стран 2 . ЦИК России входит в Ассоциацию организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы (АОВЦВЕ), объединяющую государственные избирательные органы, ответственные за подготовку и проведение выборов в странах названного региона (по состоянию на 1 сентября 2006 года в состав Ассоциации входят представители 20 центральных избирательных органов стран Центральной и Восточной Европы) 3 . АОВЦВЕ является одной из ведущих международных организаций, проводящих большую работу по выработке международных избирательных стандартов, проведению международного наблюдения на выборах. АОВЦВЕ предоставлен консультативный статус в Совете Европы.

      ____________
      1 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 12; 2005. № 12.
      2 См., например: Протокол о сотрудничестве между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Государственной избирательной комиссией Республики Польша, подписанный в Варшаве 18 сентября 2002 года // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2002. № 9 (135). С. 59–61. Аналогичные протоколы о сотрудничестве заключены (подписаны) с центральными избирательными комиссиями Республики Армения, Республики Беларусь, Киргизской Республики, Украины. С Центральной избирательной комиссией Азербайджанской Республики подписан Протокол о намерениях по обеспечению взаимовыгодного сотрудничества в целях совершенствования профессиональной деятельности. С Министерством внутренних дел Венгерской Республики подписано Соглашение о сотрудничестве в области избирательных систем и систем учета избирателей.
      3 В сентябре 2006 года на очередной ежегодной международной конференции (Латвийская Республика, г. Юрмала) члены Ассоциации приняли решение о переименовании Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы в Ассоциацию организаторов выборов Европы.

      10. Федеральное избирательное законодательство возлагает на ЦИК России не только реализацию, но и защиту избирательных прав граждан в широком смысле этого слова. В пунктах 9 (подпункте «к») и 10 комментируемой статьи ЦИК России представлено право рассматривать жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации, а также ИКСРФ в случае, если проводятся выборы в органы власти субъектов Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации, выборы в органы местного самоуправления, местный референдум, и принимать по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения. Так, в порядке, предусмотренном пунктами 6 и 7 статьи 75 комментируемого Федерального закона, ЦИК России вправе отменить обжалуемое решение полностью или частично (признать незаконными действия (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу) или самой принять решение по существу.

      11–12. В соответствии с комментируемым пунктом 11 ЦИК России в пределах ассигнований, предусмотренных ей федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности: Федерального центра информатизации при ЦИК России (статья 9 Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»); Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России (распоряжение Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года № 558-рп 1 ). Организация совместно с ИКСРФ во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участие в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, осуществляется в соответствии со статьей 16 комментируемого Федерального закона. ЦИК России совместно с ИКСРФ формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума.

      ________________
      1 СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2984.

      12 1 . Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ в комментируемую статью включен новый пункт 12 1 , а статьи 34 и 35 Федерального закона «О политических партиях» изложены в новой редакции. В соответствии с этими изменениями ЦИК России и ИКСРФ осуществляют проверку сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирует граждан о результатах этих проверок. В целях реализации этих требований ЦИК России утвержден порядок организации Комиссией и ИКСРФ проверок указанных сведений 1 , установлены формы 2 представлений на проведение проверки сведений, указанных юридическими и физическими лицами при внесении пожертвований политической партии, ее региональному отделению, определены иные требования при проведении этой работы. Формы сводного финансового отчета политической партии и сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, регионального отделения политической партии, иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 сентября 2005 года № 153/1025-4 3 .

      13. Комментируемый пункт наделяет ЦИК России правом нормотворческой деятельности по вопросам единообразного применения федерального законодательства о выборах. Бланкетные нормы, или нормы, предписывающие или дозволяющие ЦИК России издать нормативные акты, обеспечивающие единообразное применение федерального законодательства, содержатся как в комментируемом Федеральном законе (пункт 11 статьи 16, пункт 7 статьи 57, пункты 14 и 15 статьи 64 и др.), так и в иных федеральных законах о выборах. Например, Федеральным законом от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено издание ЦИК России более тридцати нормативных актов, устанавливающих порядок учета и отчетности по средствам избирательных фондов, порядок использования технических средства подсчета голосов, формы избирательных документов, объемы информации о кандидатах и политических партиях, публикуемой для всеобщего сведения (см. также комментарий к пункту 8).

      14. В соответствии с комментируемым пунктом ЦИК России предоставлено право давать заключения о соответствии законов субъектов Российской Федерации о выборах комментируемому Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации. На этой основе ЦИК России практически участвует в реализации подпункта «а» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится обеспечение соответствия конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Таким образом, еще раз подчеркивается федеративная природа системы избирательных комиссий в Российской Федерации и указывается один из возможных путей обеспечения конституционных положений о разграничении предметов ведения.

      15. ЦИК России имеет свой официальный печатный орган — журнал «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», в котором официально публикует свои нормативные акты. В указанном журнале также публикуются федеральные законы, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иные материалы по вопросам избирательного права и избирательного процесса.

      _____________
      1 См.: выписка из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 декабря 2005 года № 162-1-4 // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 12.
      2 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 декабря 2005 года № 162/1070-4 // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 12.
      3 Российская газета.2005. 5 окт.

      Смотрите так же:

      • Гражданская позиция юриста Что такое юрист без гражданской позиции Мелкие чиновники да трусливые юристы-неудачники. Позиции этих контингентов вполне известные - холопское подобострастие. Ибо, да, если ты не силён ни в законе, ни - главное! - в гражданской позиции, чтобы вообще […]
      • Получил ли монсон российское гражданство «Я — русский в душе»: Россия дала паспорт Джеффу Монсону В Кремле объяснили, почему Монсон получил гражданство России‍ Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков объяснил, почему американский боец Джефф Монсон получил гражданство России‍. По словам чиновника, […]
      • Экспертиза мошенничество Мошенничество в сфере кредитования Потребительский бум в России, обусловленный желанием населения безотлагательного обладания благами цивилизации, вызвал открытие новых банковских учреждений, для которых одним из приоритетных направлений деятельности […]
      • Заявления на загранпаспорт нового образца на ребенка до 14 лет Заявление на загранпаспорт ребенку Бланк «Заявление на загранпаспорт нового образца» для несовершеннолетних, не достигших 18-лет Скачать бланк анкеты «Заявление на биометрический загранпаспорт нового образца» для несовершеннолетних, не достигших 18-лет. […]
      • Ст32 закона санкт-петербурга В Красносельском районе граждан привлекали к административной ответственности по недействующим нормам закона 07 июля 2016 года 11:44 Прокуратура Красносельского района провела проверку деятельности административной комиссии Администрации Красносельского […]
      • Сша налоги ндс Есть ли НДС в США? Налог с продаж в США Соединенные Штаты Америки состоят из 50 штатов, Вашингтона и округа Колумбия. Все они являются территориями для налогообложения. А на Пуэрто-Рико, Гуам, Виргинские острова, Американское Самоа и др. распространяется […]
      • В чём состоит правило моментов силы Простые механизмы в технике, быту и природе Урок физики в 7 классе. Тема: Простые механизмы в технике, быту и природе. Цель : повторить и обобщить знания учащихся по теме, показать практическое применение знаний науки физики «вокруг нас» Структура урока: […]
      • Правило ван-гофф Правило ван-гофф 4. Влияние температуры на скорость химических реакций Из качественных соображений понятно, что скорость реакций должна увеличиваться с ростом температуры, т.к. при этом возрастает энергия сталкивающихся частиц и повышается вероятность […]