Информационные ресурсы определение по закону

Содержание:

Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения

Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения

В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий — программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;

собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;

владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;

пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Информационные ресурсы определение по закону

ПРОЕКТ ВНЕСЕН:
21 марта 2001 г.

ПРИНЯТ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ:
6 сентября 2001 г.

ПРИНЯТ ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ:
4 апреля 2001 г.

ПРИНЯТ В ТРЕТЬЕМ ЧТЕНИИ:
19 сентября 2001 г.

ПРИНЯТ С ПОПРАВКАМИ МЭРА МОСКВЫ:
24 октября 2001 г.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и сфера действия настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является регулирование отношений по:
— формированию и использованию информационных ресурсов города Москвы,
— созданию и эксплуатации информационных систем, содержащих указанные ресурсы.
2. Действие настоящего Закона распространяется на органы власти города Москвы, органы местного самоуправления, жителей Москвы, иных лиц, участвующих в отношениях по формированию и использованию информационных ресурсов города Москвы.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

Информационные ресурсы города Москвы — информация (независимо от способа ее представления, хранения или организации), содержащаяся в информационных системах и относимая в соответствии с настоящим Законом к собственности города Москвы.

Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Оператор информационной системы — организация, осуществляющая деятельность по формированию и (или) использованию информационных ресурсов в соответствующей информационной системе.

2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в тех значениях, в каких они определены в федеральном законодательстве.

3. Если в тексте настоящего Закона не указано иное, под «информационными ресурсами» понимаются информационные ресурсы города Москвы, а под «информационными системами» — содержащие такие ресурсы информационные системы.

Статья 3. Правовые акты об информационных ресурсах и информатизации города Москвы

1. Правовые акты об информационных ресурсах и информатизации города Москвы включают настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ним правовые акты города Москвы.

2. Правовое регулирование информационных ресурсов совместного ведения Российской Федерации и города Москвы осуществляется в соответствии с Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы.

3. Правовое регулирование прочих информационных ресурсов осуществляется в городе Москве в соответствии с нормами федерального законодательства.

Глава 2. Информационные ресурсы города Москвы

Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов

В собственности города Москвы находятся информационные ресурсы:
— формируемые за счет средств бюджета города Москвы;
— формируемые на основе документов, обязательных экземпляров документов, представляемых в установленном федеральным законодательством порядке в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления;
— передаваемые органам власти города Москвы федеральными органами государственной власти, органами власти других субъектов Российской Федерации, иностранными и международными организациями, иными лицами в порядке сотрудничества и (или) информационного обмена;
— формируемые государственными и иными организациями в результате исполнения ими функций, делегированных органами исполнительной власти города Москвы;
— включаемые в состав информационных ресурсов города Москвы по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

2. Правомочия собственника информационных ресурсов города Москвы осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной Уставом города Москвы и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

3. Информационные ресурсы города Москвы, в соответствии с их правовым режимом, установленным федеральным законодательством и настоящим Законом, являются объектами правоотношений:
— органов государственной власти города Москвы, осуществляющих правомочия собственника информационных ресурсов;
— операторов информационных систем;
— пользователей информации;
— иных лиц, участвующих в формировании и использовании информационных ресурсов.

4. Правовой режим информационных ресурсов включает:
— порядок формирования информационных ресурсов;
— порядок использования информационных ресурсов;
— порядок регистрации информационных ресурсов;
— порядок включения информационных ресурсов в хозяйственный оборот;
— иные элементы правового режима информационных ресурсов, установленные федеральным законодательством, включая определение категории доступа к информационным ресурсам.

5. В отношении отдельных видов информационных ресурсов могут быть установлены особенности их правового режима, в частности, вытекающие из функционального назначения таких информационных ресурсов либо вследствие отнесения информационных ресурсов к определенной категории доступа к ним.

Статья 5. Формирование информационных ресурсов

1. Информационные ресурсы города Москвы формируются на основе информации, создаваемой, обрабатываемой и накапливаемой в процессе:
— деятельности органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений, иных организаций;
— осуществления органами государственной власти города Москвы полномочий по предметам ведения Москвы как субъекта Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и города Москвы;
— информационного взаимодействия органов власти города Москвы с федеральными органами государственной власти, с органами власти, организациями и гражданами других субъектов Российской Федерации, иностранными организациями и гражданами, международными организациями.
Жители Москвы принимают участие в формировании информационных ресурсов, включающих сведения о населении Москвы.

2. Порядок обязательного представления информации для формирования информационных ресурсов города Москвы определяется Правительством Москвы исходя из оптимизации трудовых и иных затрат, требуемых для представления информации. Указанный порядок доводится до сведения лиц, в отношении которых установлены соответствующие обязанности.

Порядок обязательного представления информации жителями Москвы определяется федеральным законодательством.

3. Деятельность по формированию информационных ресурсов осуществляется государственными и иными организациями — операторами информационных систем. Решения о создании информационных систем для формирования включаемых в них информационных ресурсов принимаются органами власти города Москвы и включаются в программы и планы работ по информатизации города.

4. В случае принятия решения о прекращении деятельности организации — оператора информационной системы, содержащей информационные ресурсы города Москвы, указанное решение должно определять порядок передачи информационных ресурсов иному оператору и (или) порядок дальнейшего использования таких информационных ресурсов.

Статья 6. Использование информационных ресурсов

1. Использование информационных ресурсов города Москвы производится на основании договоров с операторами информационных систем, заключаемых лицами, реализующими правомочия собственника информационных ресурсов, либо на основании иных решений указанных лиц, определяющих порядок доступа к соответствующим информационным ресурсам.

Использование информационных ресурсов должно соответствовать правовому режиму, устанавливаемому федеральным законодательством и законодательством города Москвы, следующих объектов гражданских прав:
— информации, составляющей информационные ресурсы,
— программных и иных средств организации (представления) информации в информационных системах,
— материальных (бумажных, магнитных, оптических и иных) носителей информации, составляющей информационные ресурсы, а также иных технических средств обеспечения информационных систем.

Использование указанных объектов в нарушение установленного правового режима не допускается.

2. Использование информационных ресурсов в интересах органов власти города Москвы, информационный обмен между органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями (учреждениями) по вопросам их компетенции и деятельности (включая представление обязательных экземпляров документов) производится на безвозмездной основе за счет средств, направляемых на финансирование деятельности указанных органов власти (организаций).

3. Доступ граждан Российской Федерации к информации по вопросам реализации их конституционных прав и свобод, а также к информации особой социальной значимости осуществляется бесплатно.

К указанной информации, в частности, относятся:
— справочные сведения о местонахождении, режиме работы, почтовых адресах и контактных телефонах, адресов электронной почты и официальных Интернет-сайтах органов власти города Москвы, городских (муниципальных) организаций социальной и жилищно-коммунальной сферы;
— информация о порядке оформления и направления жителями города в органы исполнительной власти города Москвы и органы местного самоуправления документов, представление которых требуется от них в соответствии с законодательством;
— тексты вступивших в силу нормативных актов, принятых органами власти города Москвы и не относящихся к информации ограниченного доступа;
— иная информация открытого доступа — по перечню, утверждаемому Правительством Москвы;
— информация, необходимая для обеспечения прав граждан в социальной, жилищной и градостроительной сферах (за исключением выдачи документов на бумажных носителях).

4. Доступ граждан Российской Федерации к информации, не указанной в части третьей настоящей статьи, осуществляется при условии возмещения затрат, связанных с ее предоставлением, по установленным Правительством Москвы тарифам (в том числе по льготным тарифам для отдельных категорий информационных ресурсов или для отдельных категорий пользователей).
Доступ к информационным ресурсам города Москвы хозяйственным организациям, иным категориям лиц, осуществляется на условиях возмездных договоров операторов соответствующих информационных систем с указанными лицами, если настоящим Законом не установлено иное.
Сведения о порядке, условиях и тарифах доступа к информационным ресурсам, а также перечни информационных ресурсов открытого доступа, предоставляются в порядке, предусмотренном частью седьмой настоящей статьи.

5. Оплата стоимости прав использования информационных ресурсов города Москвы производится операторами соответствующих информационных систем в городской бюджет. Размер оплаты устанавливается лицами, реализующими правомочия собственника информационных ресурсов.

6. Доступ к информационным ресурсам (получение информации из соответствующей информационной системы) производится на основе запроса, направляемого заинтересованным лицом оператору информационной системы.

Отказ в удовлетворении запроса возможен только в случае отсутствия запрошенной информации в информационной системе либо по иным основаниям, предусмотренным законом.

Доступ к информации персонального характера производится в порядке, установленном федеральным законодательством при неукоснительном соблюдении норм статей 23 и 24 Конституции российской Федерации.

7. Доступ к информационным ресурсам, не относящимся к категории информации ограниченного доступа, может осуществляться через средства связи и информационные сети, включая Интернет, а также размещением информации официального характера в средствах массовой информации, в учрежденных органами государственной власти города Москвы информационных изданиях, в финансируемых из городского бюджета библиотеках.

Статья 7. Регистрация информационных ресурсов

1. Информационные ресурсы города Москвы подлежат учету путем регистрации содержащих эти ресурсы информационных систем (баз данных) в едином Реестре информационных ресурсов Москвы (далее — «Реестр»).

Положение о Реестре, устанавливающее порядок его ведения и условия регистрации, утверждается Правительством Москвы.

2. Обязанности по внесению информационных ресурсов в Реестр несет оператор информационной системы, содержащей соответствующие информационные ресурсы.

3. Порядок доступа к сведениям, содержащимся в Реестре, определяется Положением о Реестре.

Статья 8. Хозяйственный оборот информационных ресурсов

1. Информационные ресурсы включаются в хозяйственный оборот путем оказания на их основе информационных услуг.

Отношения, связанные с оказанием информационных услуг, регулируются нормами гражданского федерального законодательства и договорами с потребителями указанных услуг.

2. Оказание информационных услуг на основе информации, не относящейся к категории открытого доступа, осуществляется с учетом ограничений и требований законодательства о защите информации. Информация официального (служебного) характера, равно как и информация персонального характера, содержащаяся в информационных ресурсах города Москвы, в хозяйственный оборот не включается.

3. Информационные услуги оказываются операторами информационных систем и иными лицами, должным образом уполномоченными на использование информационных ресурсов. В случаях, допускаемых настоящим Законом и предусмотренных договорами с потребителями информационных услуг, они оказываются на возмездной основе. Взимание платы за информационные услуги, оказанные без согласия стороны, которой они были оказаны, не допускается.

4. При предоставлении права на оказание информационных услуг на основе информационных ресурсов города Москвы, правомочия собственника информационных ресурсов не передаются и не могут быть переуступлены.

ГЛАВА 3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Статья 9. Органы управления в области информатизации

1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы органы власти города Москвы осуществляют в области информатизации:
— контроль за соблюдением федерального законодательства и законодательства города Москвы лицами, участвующими в формировании и использовании информационных ресурсов;
— участие в разработке и реализации федеральных программ информатизации, контроль за исполнением обязательств города Москвы в федеральных программах информатизации;
— управление развитием городской информационной инфраструктуры, обслуживающей федеральные органы государственной власти, находящиеся на территории города Москвы.

2. Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и города Москвы органы власти города Москвы осуществляют в области информатизации:
— разработку и утверждение программ и планов работ по информатизации города;
— определение организаций — заказчиков по программам и планам работ по информатизации, а также организаций, выполняющих заказы Правительства Москвы по отдельным проектам на конкурсной основе;
— утверждение условий и порядка проведения конкурсов;
— контроль за целевым использованием бюджетных средств и внебюджетных инвестиций, направляемых на информатизацию города;
— регистрацию информационных ресурсов и информационных систем города Москвы;
— заключение договоров (соглашений) об информационном обмене с другими субъектами Российской Федерации, иностранными и международными организациями;
— реализацию иных полномочий по управлению в области информатизации.

3. Управление в области информатизации в Москве осуществляется органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Правительство Москвы делегирует полномочия по управлению информатизацией города Москвы органу власти города — уполномоченному органу управления информатизацией города Москвы и утверждает Положение о нем.

4. Уполномоченный орган управления информатизацией города Москвы:
— разрабатывает предложения по единой городской научно-технической политике в области информатизации;
— обеспечивает взаимодействие органов власти и иных организаций, осуществляющих работы по информатизации города Москвы, в том числе по обеспечению функционирования информационных систем и их совместимости, по поддержанию и актуализации соответствующих информационных ресурсов;
— вносит в Правительств Москвы согласованные с организациями-пользователями информационных ресурсов предложения по разработке и внедрению информационных систем и организует их выполнение;
— готовит, согласовывает с заинтересованными организациями и вносит на утверждение Правительства Москвы распорядительные документы по вопросам управления в области информатизации, создания и эксплуатации информационных систем;
— выполняет функции государственного заказчика на создание, эксплуатацию и модернизацию информационных систем;
— контролирует деятельность по обеспечению информационной безопасности;
— обеспечивает функционирование систем подготовки и переподготовки кадров по информатизации;
— не реже одного раза в год представляет в Правительство Москвы отчет о выполнении программ и планов работ по информатизации города, о создании и эффективности использования информационных систем;
— осуществляет в области информатизации иные функции, установленные настоящим Законом и Положением об уполномоченном органе управления информатизацией Москвы.

5. Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) унитарные предприятия (учреждения) включают в состав своей деятельности задачи по информатизации подведомственной сферы и собственному информационному обеспечению, и согласовывают порядок их исполнения с уполномоченным органом управления информатизацией Москвы.

6. Органы исполнительной власти города Москвы и иные организации, выступающие в качестве заказчиков по программам и планам работ по информатизации города:
— участвуют в формировании указанных программ и планов, согласовывают порядок их исполнения с уполномоченным органом управления информатизацией города Москвы;
— заключают и контролируют исполнение договоров в области информатизации, осуществляют приемку результатов работ по таким договорам;
— несут ответственность за обоснованность расходования средств по программам и планам работ по информатизации;
— представляют в уполномоченный орган управления информатизацией города Москвы отчеты о выполнении указанных программ и планов.

Статья 10. Порядок осуществления работ по информатизации города Москвы

1. Работы по информатизации города Москвы осуществляются органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями (учреждениями), иными организациями в соответствии с программами и планами работ по информатизации, и производятся в целях создания и соблюдения благоприятных условий для информационного обеспечения социально-экономического развития Москвы и удовлетворения информационных потребностей жителей города.

2. Программы информатизации утверждаются в установленном законодательством города Москвы порядке с учетом принятых перспективных планов работ по информатизации.
Планы работ по информатизации принимаются Правительством Москвы, как правило, на период в один календарный год (годовые планы) или несколько календарных лет (перспективные планы).

3. Выполнение программ и планов работ по информатизации, создание соответствующих информационных систем осуществляется в порядке, установленном законодательством города Москвы о городских государственных заказах, и на условиях договоров подряда и оказания услуг, заключаемых заказчиком с организацией — исполнителем.

Заказчиками информационных систем, содержащих информационные ресурсы города Москвы, являются соответствующие органы исполнительной власти города Москвы.

4. Принятие информационной системы в эксплуатацию подтверждается оформлением паспорта информационной системы, выдаваемого в порядке, установленным Правительством Москвы.
Эксплуатация информационной системы осуществляется ее оператором с целью использования содержащихся в ней информационных ресурсов, с соблюдением требований настоящего Закона.

5. В отношении отдельных видов информационных систем, имеющих особо важное значение для города (системы нормативной правовой информации; статистики; общегородских кадастров, реестров, классификаторов и т.д.) Правительством Москвы могут быть установлены особенности их создания и эксплуатации.

6. При создании и эксплуатации информационных систем, содержащих информационные ресурсы города Москвы, их операторы обязаны обеспечивать совместимость информационных систем между собой, путем соблюдения установленных требований к аппаратным и программным средствам, организационным процедурам, формам документооборота и информационного обмена, правилам предоставления и защиты информации.

7. В предусмотренных федеральным законодательством случаях отдельные виды деятельности по информатизации города Москвы подлежат лицензированию, а отдельные виды информационных систем и информационных услуг — обязательной сертификации.

8. При заключении договоров гражданско-правового характера в области информатизации в указанных договорах должны в обязательном порядке содержаться сведения об используемых информационных ресурсах, внесенных в Реестр информационных ресурсов и систем Москвы, а также устанавливаться меры и основания ответственности исполнителя (оператора информационной системы) за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанностей по договору.

Статья 11. Финансирование работ по информатизации города Москвы

1. Финансирование работ по информатизации города Москвы осуществляется из следующих источников:
— бюджет города Москвы, включая целевые бюджетные фонды развития территорий;
— бюджет Российской Федерации (при долевом финансировании объектов городской информационной инфраструктуры, используемых федеральными органами государственной власти);
— внебюджетные источники, включая средства заинтересованных организаций, привлекаемых для решения задач информатизации.

2. Создание, модернизация и эксплуатация информационных систем органов государственной власти города Москвы финансируется из бюджета города Москвы с привлечением средств заинтересованных организаций.

Создание, модернизация и эксплуатация информационных систем органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) унитарных предприятий (учреждений), финансируется из городского бюджета и целевых бюджетных фондов развития территорий, с привлечением средств заинтересованных организаций.

3. В стоимость создания, модернизации и эксплуатации информационных систем включаются расходы:
— по организации и проведению экспертиз и конкурсов, предусмотренных для определения исполнителей по программам и планам работ по информатизации;
— по лицензированию отдельных видов деятельности и обязательной сертификации отдельных видов информационных систем (услуг) для государственных организаций;
— по возмещению затрат, связанных с обеспечением бесплатного доступа к информационным ресурсам (в случаях, предусмотренных настоящим Законом).

4. Расходы по эксплуатации информационных систем, внесенных в Реестр информационных ресурсов и систем города Москвы, производятся за счет операторов указанных информационных систем, если актами бюджетного законодательства города Москвы не предусмотрено иное.

5. Финансирование работ по переводу составляющей информационные ресурсы города Москвы текстовой, графической, аудиовизуальной и иной информации в электронную форму осуществляются за счет операторов соответствующих информационных систем. Перевод больших массивов информации (архивных, библиотечных, музейных фондов) в электронную форму может осуществляться в рамках соответствующих программ и планов работ по информатизации за счет городского бюджета.

6. Привлечение внебюджетных средств (инвестиций) негосударственных организаций (в том числе иностранных) для финансирования работ по информатизации города Москвы осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Условия привлечения внебюджетных инвестиций по конкретным проектам устанавливаются в договорах с инвесторами.

В случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, инвесторам, участвующим в финансировании работ по информатизации Москвы, могут предоставляться налоговые и иные льготы.

Статья 12. Обеспечение информационной безопасности

1. Органы власти города Москвы и иные организации, участвующие в работах по информатизации города Москвы, в формировании и использовании информационных ресурсов, в создании и эксплуатации информационных систем, обязаны соблюдать требования федерального законодательства о защите информации и обеспечении информационной безопасности.

Руководители указанных органов власти и организаций осуществляют (в том числе путем создания служб информационной безопасности) мероприятия по:
— правовому, организационному и техническому обеспечению безопасности информационных ресурсов, информационных систем, средств связи и информационных сетей;
— разграничению объемов и содержания информации, которая может быть доступна различным категориям пользователей;
— выявлению угроз информационной безопасности в процессе выбора и приобретения аппаратных и программных средств, создания и эксплуатации информационных систем, их профилактике и предупреждению, а также ликвидации неблагоприятных последствий в случае их наступления (включая возмещение материального ущерба);
— соблюдению условий хранения и защиты электронных и иных документов, обеспечивающих сохранение идентифицирующих их атрибутов;
— соблюдению установленных правил использования средств криптографической защиты.

2. Деятельность по обеспечению информационной безопасности в отношении информационных ресурсов города Москвы координируется уполномоченным органом управления информатизации города Москвы.

3. С целью возмещения возможного материального ущерба, причиненного в отношении информационных систем, а также финансирования восстановления соответствующих информационных ресурсов в случае их утраты, осуществляется страхование таких информационных ресурсов.

Порядок страхования информационных ресурсов за счет средств бюджета города Москвы определяется органами исполнительной власти города Москвы на основании законов города Москвы о бюджете на соответствующий год.

ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Статья 14. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Рекомендовать Правительству Москвы в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Закона принять нормативные правовые акты, обеспечивающие его реализацию.

1. Понятие и виды информационных ресурсов

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах.

Информационный ресурс — это информация, созданная и (или) обнаруженная, зарегистрированная, оцененная, с определенными (заданными) законами деградации и обновления.

Важнейшей проблемой практического использования ИР является проблема их классификации. При рассмотрении ИР как объекта гражданских прав Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет, что признаком классификации ИР является признак собственности. Далее следует еще один признак классификации: федеральный ИР, совместного пользования и т.д. Однако следует отметить, что при применении Закона нарушается один из основных принципов классификации — принцип единства классификационных признаков. Представляется целесообразным создание общероссийского классификатора информационных ресурсов, утверждаемого Госстандартом России.

Информационные ресурсы делятся на следующие группы.

I. По специфике возникновения: 1)

естественные, производственные, социально-экономические информационные ресурсы; 2)

созданные в результате интеллектуальной деятельности.

II. По сферам использования: 1)

развлекательные и т.д.

III. По принадлежности определенным субъектам: 1)

физическим лицам; 2)

юридическим лицам; 3)

государственным органам власти и управления; 4)

должностным лицам; 5)

органам местного самоуправления; 6)

общественным объединениям; 7)

государству в целом.

Правовой режим информационных ресурсов устанавливается следующими критериями.

I. Информационные ресурсы — всегда в виде документированной информации.

Документ — это выделенная информация по определяющей цели, зафиксированная в любой знаковой форме с установленными реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, и представленная на любом носителе.

II. Требование по установлению права собственности и исключительных прав на объекты информационных ресурсов. Информационные ресурсы, являясь элементом различных прав, могут быть товаром (объектом рыночных отношений), обладать признаками вещи и одновременно интеллектуальными свойствами. Но вопросы правового регулирования информационных ресурсов гражданским правом не охватываются. Административное право, регулируя информационные ресурсы, включает в себя следующие моменты: 1)

обязательный экземпляр документа; 2)

обязанность органов государства на сбор информации по целевому признаку; 3)

обязанность организаций, ответственных за сбор информации, предоставить ее; 4)

обязательность лицензирования деятельности по специальному хранению информации.

III. Обязательное установление степени открытости информации применительно к каждому объекту информационных ресурсов.

IV. Защита информационных ресурсов — обеспечение информационной безопасности. Общегосударственные информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры,

классификаторы, создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах, способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти.

Создание общегосударственных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей информации, а также осуществлять контроль доступа к ним и их использования.

Необходимо централизованно сформировать общегосударственные информационные ресурсы и обеспечить в установленном порядке доступ федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к этим ресурсам.

При этом должны быть созданы предпосылки для:

— обслуживания и технической поддержки межведомственных государственных информационных систем и ресурсов; —

контроля использования межведомственных общегосударственных ресурсов в целях предотвращения возможных несанкционированных действий со стороны государственных служащих и иных лиц; —

размещения, резервирования и технологической поддержки в случае экономической целесообразности информационных систем и ресурсов федеральных органов государственной власти по согласованию с ними.

Права, обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов

Владелец информационных ресурсов, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе: 1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; 2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; 3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; 4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами; 5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Владелец информационных ресурсов при осуществлении своих прав обязан: 1) соблюдать права и законные интересы иных лиц; 2) принимать меры по защите информации; 3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

В ТК РФ предусмотрены общие требования при обработке персональных данных работника (ст.

обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества; —

работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;

— работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Конкретный порядок обработки персональных данных работника определяется документами организации.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона об информации владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение указанного Закона, например правил работы с информацией. Правила работы с информацией включают в себя положения о порядке сбора, хранения, использования и распространения информации; положения о защите информации; о требованиях, предъявляемых к деятельности, связанной с осуществлением перечисленных действий с информацией. Эти положения устанавливаются нормативными правовыми актами РФ.

За нарушение правил работы с информацией законодательством предусмотрена уголовная, административная, гражданская и дисциплинарная ответственность. Так, уголовная ответственность предусмотрена за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ); неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ). Административная ответственность установлена за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11 КоАП РФ), нарушение правил защиты информации (ст. 13.12 КоАП РФ), за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13 КоАП РФ), за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КоАП РФ).

Гражданская ответственность наступает, если в силу нарушения правил работы с информацией нарушаются имущественные или личные неимущественные права лица, к которому эта информация имеет отношение. Формы гражданской ответственности предусмотрены в ст. 12

Дисциплинарная ответственность применяется к лицу, в трудовые обязанности которого входило соблюдение или обеспечение соблюдения правил работы с информацией. Виды дисциплинарных взысканий предусмотрены в ст. 192 ТК РФ.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ» в других словарях:

Информационные ресурсы — в широком смысле совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Информационные ресурсы по законодательству РФ отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в… … Финансовый словарь

информационные ресурсы — Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. [ГОСТ 7.0 99] информационные ресурсы Отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках … Справочник технического переводчика

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ — ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. Массивы документов, понятия, теории, методики, совокупность интеллектуальных ресурсов, участвующих в информационном обмене, в том числе и с помощью компьютерных средств. Информационные ресурсы по иностранным языкам… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Информационные ресурсы — (a. information resources; н. Informationsnachquellen; ф. ressources d information; и. recursos de informacion) совокупность информац. фондов, техн. средств, необходимых для оперативного удовлетворения информац. потребностей специалистов … Геологическая энциклопедия

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем). Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О МЕЖДУНАРОДНОМ… … Официальная терминология

Информационные ресурсы — ( IT resources) – 1. Отдельные документы и отдельные массивы документов, содержащиеся в информационных системах (в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). 2. В организации (обществе, компании, предприятии и… … Экономико-математический словарь

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ — В широком смысле совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. По законодательству РФ отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах:… … Словарь бизнес-терминов

Информационные ресурсы — (англ. information resources) в РФ отдельные документы, и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах … Энциклопедия права

информационные ресурсы — 3.38 информационные ресурсы (information resource): Оборудование, используемое для обработки, передачи или хранения информации, независимо от того, находится оно внутри организации или за ее пределами. Примечание К подобному оборудованию… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Информационные ресурсы — отдельные документы и массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах. Важнейшей проблемой практического использования и.р. является проблема их классификации. При рассмотрении и.р. как объекта гражданских… … Большой юридический словарь

Информационные ресурсы

Как мы уже отмечали, информационный интерес традиционно понимается как реальная потребность человека искать, получать, обрабатывать, передавать и использовать информацию в целях решения различных задач в реальной жизни.

Специалисты в области информатики подчеркивают, что стержневым вопросом процесса информационного обеспечения современной деятельности является вопрос об информационных ресурсах (ИР).

Существует даже понятие «жизненно важный интерес» в информационной сфере. Оно концентрирует в себе наиболее важные отношения в той системе общественных отношений, которые складываются по поводу информации. Такие отношения по реализации потребностей субъектов в информационной сфере принято называть объектом информационной безопасности (39).

Вся система современной информатизации сосредоточена вокруг информационного ресурса. Именно он является главным, стержневым интересом любого субъекта информационной деятельности. В прежней редакции Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» давалось определение понятия ИР: отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.).

К сожалению, в новой редакции Закона «Об информации», который принят 27 июля 2006 г., приведенное определение исчезло, как и упоминание PIP вообще, хотя это не совсем корректно, поскольку общественность уже привыкла к терминологии законодательных актов, в которых не только упоминается названный термин, но и содержатся нормы, регулирующие общественные отношения по поводу использования ИР.

ИР можно характеризовать по форме и содержанию.

Выделяются отдельные содержательные свойства и признаки информационных ресурсов.

1. Массивность ИР.

Информационные ресурсы — это всегда массивы или совокупность информации, а не отдельная информационная единица. Например, архивы, фонды библиотек, базы и банки данных. Однако это не конгломераты информации, не хаотично собранные информационные материалы.

2. Системность или структурированность ИР.

Как правило, информационные ресурсы всегда систематизированы, т.е. распределены но отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств. ИР всегда представляют собой упорядоченную совокупность в зависимости от какой-либо цели. Причем, они должны быть логически связаны между собой. Например, база данных диссертаций, т.е. научных рукописных трудов. Или, например, исторические архивные материалы.

Таким образом, ИР являются систематизированным массивом информации.

3. Фундаментальная ценность ИР.

Это свойство ИР выделяет их как благо с незаменимыми качествами.

Фундаментальная ценность проявляется, как минимум, в четырех составляющих:

• научной и образовательной деятельности (ИР как знания);

• экономической и производственной деятельности (ИР как нематериальные активы предприятий, интегрированный элемент приращения дохода);

• управленческой деятельности (ИР как основание и обеспечение принятия решений);

• духовно-культурной сфере (ИР как библиотечные, архивные, музейные информационные ценности).

Ценность для управленческой человеческой деятельности ставит ИР в один ряд с другими ресурсными основаниями (энергией, природными ископаемыми, кадрами, финансами, культурой и др.).

Одним словом, фундаментальность ИР проявляется в их важности для социально-экономического развития общества и его институтов.

4. Материальная (экономическая) ценность ИР проявляется в экономическом или стоимостном измерении (т.е. возможности материальной оценки с точки зрения количества и качества информации). Стоимостная характеристика ИР проявляется в добавлении (value adding) стоимости разного рода человеческой деятельности, особенно связанной с интеллектуальными (творческими) ее разновидностями (1, 242). Особенно это проявляется в современный период развития общества, когда информационные технологии проникли в реальный сектор экономики, рекламный рынок и особенно в сферу услуг. Значительное применение ИР имеют в новой области человеческой деятельности — индустрии знаний (1, 265—304).

Формальные (атрибутивные) признаки ИР также отличают их от иной, отдельно взятой информации. Существуют как минимум три таких отличительных формальных признака, которые выделяют ресурсоемкость информации:

• документированность, т.е. такое состояние информации, при котором она имеет реквизиты, которые ее идентифицируют;

• распределенность по уровню доступа в зависимости от важности и целевого их использования, а также правового статуса пользователя;

• состояние правовой защиты (т.е. наличие правовой нормы, в соответствии с которой субъект информационной сферы может защитить свое право на обладание информации).

Отмеченные свойства и признаки ИР придают им такие качества, которые являются важными условиями формирования режима ИР. Именно они выдвигаются сегодня в число основных при разграничении полномочий либо при определении статуса информационных массивов в интересах пользователей.

Таким образом, информационные ресурсы — это массивы документированной информации, имеющие фундаментальную социально-экономическую ценность, систематизированные по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств и распределенные по уровню доступа.

Отметим, что ИР является главным элементом в процессе обеспечения информационных потребностей субъектов общественных отношений. Иначе говоря, ради него и по его поводу складываются многие информационные отношения.

В составе ИР можно выделить информационные продукты (товары) и информационные услуги (40, 79).

Информационный продукт — информация, представляющая собой результат деятельности либо обеспечивающая информационную деятельность, созданная и представленная в форме, пригодной для потребления.

Информационный товар — информация, созданная и представленная в форме, пригодной для обмена, продажи или потребления.

Информационные продукты и товары включают:

• информацию (знания, данные, информационные материалы);

• информационные средства (технические и технологические).

Информационные продукты (товары) как ресурсы могут быть созданы в форме баз данных, специально созданных по заказу потребителя знаний (например, научно обоснованных обзоров, проектов и др.), серийных мультимедийных изданий и т.д. Информационным продуктом (товаром) могут быть материалы из фондов, хранилищ и коллекций информационного характера.

Информационная услуга — область человеческой деятельности, направленная на предоставление информационных продуктов в пользование потребителям.

Типичной информационной услугой является предоставление доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, а также деятельность по приему, передаче, доставке сообщений по линиям электросвязи или почтовых отправлений (Закон «О связи»).

Таким образом, продуктом, товаром или услугой является не информация в ее образном сущностном понимании, а отдельные разновидности информационных ресурсов, которые всегда имеют какую-либо социально-экономическую ценность.

Урок 3
Информационные ресурсы

Изучив эту тему, вы узнаете:

— что определяет информационные ресурсы;
— что такое информационный продукт;
— что такое информационная услуга и какие существуют основные виды услуг.

Представление об информационных ресурсах

В информационном обществе важно иметь представление о возможных информационных ресурсах.

В словаре С. И. Ожегова поясняется, что ресурс — это запас, источник чего-нибудь. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, уже ставших классическими экономическими категориями:

♦ материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т. д.;
♦ природные ресурсы — объекты, процессы, природные условия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
♦ трудовые ресурсы — люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
♦ финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
♦ энергетические ресурсы — носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т. д.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы». В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» это понятие определяется следующим образом.

Информационные ресурсы — это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

Надо понимать, что документы и массивы документов, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

В настоящее время нет ясных рекомендаций относительно того, как осуществлять прогнозирование потребностей общества в информационных ресурсах. Это снижает эффективность использования информационных ресурсов и приводит к увеличению продолжительности переходного периода от индустриального общества к информационному. Тем не менее информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

♦ государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;
♦ библиотечные информационные ресурсы;
♦ информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.

Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

♦ превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
♦ сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
♦ образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
♦ повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.
Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Контрольные вопросы и задания

1. Составьте классификацию информационных продуктов, используемых в школе.

2. Составьте классификацию информационных услуг, предоставляемых школой.

3. Составьте классификацию информационных продуктов и услуг, предоставляемых крупной компанией, занимающейся производством и распространением видеопродукции.

4. Используя возможности Интернета, создайте базу информационных ресурсов по теме, которая наиболее вам интересна. Какие информационные услуги вы сможете оказывать после создания такой базы?

Контрольные вопросы

1. Что такое материальные ресурсы? Приведите примеры.

2. Что такое природные ресурсы? Приведите примеры.

3. Что такое трудовые ресурсы? Приведите примеры.

4. Что такое финансовые ресурсы? Приведите примеры.

5. Что такое энергетические ресурсы? Приведите примеры.

6. Что такое информационные ресурсы? Приведите примеры.

7. Почему информационные ресурсы играют важнейшую роль в развитии страны?

8. Почему информационные ресурсы причисляют к рангу стратегических ресурсов страны?

9. Как вы понимаете термин «отчужденность информации»?

10. Что такое «информационный продукт»? Приведите примеры.

11. Что входит в понятие «услуга»? Приведите примеры.

12. В чем отличие информационной услуги от обычной услуги?

13. Какие информационные услуги вы знаете?

14. Какова роль компьютерных баз данных в развитии информационных ресурсов?

15. Что определяет информационный потенциал страны?

Смотрите так же:

  • Нотариус города томска Нотариусы Томск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7 (3822) 52-72-00 Адрес: 634061, г. Томск, пр. Фрунзе, 46 Часы работы: Нотариус […]
  • Пошлина за иск о взыскании денежных средств Юридические расчеты Госпошлина при подаче иска по ст. 395 ГК РФ с требованием о взыскании процентов на день уплаты средств кредитору Вопрос 2. В каком размере должна исчисляться государственная пошлина при подаче в суд искового заявления, содержащего […]
  • Федеральный закон от 2 мая 2006 г n 59-фз изменения Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: Одобрен […]
  • Дневник практики адвокат Дневник производственной практики студента у адвоката Тамбовской городской коллегии адвокатов Содержание работы ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ […]
  • Процент неустойки по кредиту Правомерность начисления пени и штрафов за просрочку платежа по кредиту и порядок их расчета Отметим, что неустойка на неоплаченную сумму неустойки начисляться не может. Рассмотрим пример расчета неустойки, исходя из установленного ГК РФ размера штрафных […]
  • Правила пдд занятие Сценарий спортивного праздника по ПДД правилам дорожного движения в подготовительной группе «Мама, папа, я – знающая ПДД семья!» Цели и задачи: -Способствовать привитию заинтересованности детей в знаниях ПДД; -привитие осторожности и внимательности на […]
  • Как правила томография Подготовка к исследованию МРТ Для большинства МРТ-исследований специальной подготовки не требуется, только 2 вида исследований требуют определенной подготовки: МРТ брюшной полости — рекомендуется воздерживаться от еды и питья за 5 часов до исследования. […]
  • Претензия на возврат билета Возврат денег за концерт Добрый день! У меня вопрос по поводу возврата денег за несостоявшийся концерт Королева в городе Оренбурге 21 октября 2014г. Сегодня 5 декабря, денег нет за билеты, организатор отправляет куда подальше с мотивацией: у нее денег […]