История создания основного закона фрг

История создания основного закона фрг

Еще больше интересного ищите на ria.ru

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

    Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    Лекции и задания УрГЮА / История(ИГПЗС и ИОГП) / Заруба краткий курс / 63. Образование ФРГ. Основной закон ФРГ

    63. Образование ФРГ. Основной закон ФРГ.

    23 мая 1949 года в западной оккупационной зоне была основана Федеративная Республика Германии. В этот день Парламентский совет в Бонне торжественно провозгласил вступление в силу Основного закона страны.

    Первоначально документ носил временный характер, что обосновывалось тем, что существовала надежда на создание единого немецкого государства. Поэтому вместо «Конституции» он получил название «Основной закон». Вместо Конституционного собрания был созван лишь Парламентский совет из представителей ландтагов.

    Проект Основного закона ФРГ был подготовлен комитетом немецких специалистов конституционного права, действовавшим на основе указаний премьер-министров земель, в свою очередь уполномоченных губернаторами западных оккупационных зон. Проект был рассмотрен Парламентским советом из депутатов, избранных ландтагами земель. Окончательный проект был принят 8 мая 1949 года и вступил в силу 23 мая.

    Основной закон провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство.

    Название «Федеративная Республика Германии» было придуманное Теодором Хейсом, будущим первым президентом страны.

    Решая вопрос о государственном флаге, Парламентский совет остановился на черно-красно-желтом триколоре, который был знаменем революции 1848 года, стягом борьбы за объединение Германии.

    Что касается герба, то члены Парламентского совета не стали нарушать традицию: с XII века на золотом щите династии Штауфенов красовался черный орел с красными лапами и клювом, ведший свое происхождение от герба Карла Великого. Отцы конституции 1949 года лишь убрали из когтей орла свастику, которую он держал 12 лет при нацистском режиме.

    О гимне в конституции решили вообще не упоминать, так как знаменитая «Германская песнь» начиналась словами «Германия, Германия, превыше всего», которые все человечество воспринимало как шовинистический клич. Гимн появился только в 1952 году: им стала третья строфа «Германской песни.

    Согласно Основному закону, главой государства является Федеральный президент. Президент выполняет, прежде всего, представительские функции, избирается специально созываемым Федеральным собранием (в него входят депутаты бундестага и такое же число делегатов, избираемых земельными парламентами) сроком на 5 лет.

    Верховным выборным законодательным органом ФРГ является бундестаг – германский парламент, избираемый на 4 года путем всеобщих прямых и тайных выборов (активное и пассивное избирательное право предоставляются по достижении 18 лет). Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, другая половина – по партийным спискам.

    В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5% голосов избирателей по партийным спискам. Если партия этот барьер не преодолела, однако получила три или более прямых мандата, поданные за нее голоса учитываются при распределении мест в бундестаге (в этом случае партия не имеет права образовать фракцию).

    Принимая законы, бундестаг взаимодействует с представительным органом земель ФРГ – бундесратом, который не является выборным органом. Его члены (премьер-министры и министры земель ФРГ) назначаются земельными правительствами. Состав бундесрата меняется по мере проведения выборов в ландтаги (парламенты) земель. Каждая земля имеет в бундесрате от 3 до 6 голосов в зависимости от численности населения. В настоящее время в бундесрате 69 мест.

    Президент и 3 вице-президента бундесрата избираются сроком на 1 год по принципу ротации из числа глав земельных правительств. С 1 ноября 2008 г. по 31 октября 2009 г. президентом бундесрата является премьер-министр Саара Петер Мюллер (ХДС).

    Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли).

    Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

    Конституция ФРГ, выработанная в 1948‑1949 годах только для Западной Германии, в 1990 году стала Основным законом для всей Германии. Интеграция Германской Демократической Республики в состав ФРГ, осуществленная 3 октября 1990 года, была проведена путем присоединения. ГДР исчезла как юридический, в том числе и как международно-правовой, субъект. Присоединение произошло на основе ст. 23 Основного закона ФРГ в действовавшей в то время редакции. Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что «в остальных частях Германии он (Основной закон) должен вступить в силу по их присоединении».

    22-24 мая 2009 года в Берлине состоится празднование 60-летия образования Федеративной Республики. Мероприятия начались с экуменической службы в Берлинском соборе. На службу пришли федеральный канцлер Германии Ангела Меркель с мужем Иоахимом Зауэром, министр иностранных дел и кандидат в канцлеры от СДПГ Франк-Вальтер Штайнмайер, министры и представители различных ведомств и организаций. Затем в Концертном зале на Жандарменмаркт в центре столицы начались праздничные выступления, а перед концертом с речью выступил президент ФРГ Хорст Келер.

    23 мая во всех земельных столицах Германии пройдет «длинная ночь демократии» – народные гулянья продолжатся и в темное время суток.

    Конституирование ФРГ

    Началом конституирования ФРГ обычно считают создание в 1946 г. Бизоний. 25 июня 1947 г. там был учрежден «Экономический совет» из 52 человек с местом пребывания во Франкфурте-на-Майне. Следующим шагом стало упомянутое выше совещание 7-8 января 1948 г. военных губернаторов американской и английской зон с участием премьер-министров западногерманских земель. Согласно его решениям с 1948 г. состав «Экономического совета» был увеличен до 104 человек. Он состоял преимущественно из политических деятелей эпохи Веймарской республики, но там было и несколько молодых политиков возраста Франца-Йозефа Штрауса (1915-1988), которому в 1947 г. исполнилось 32 года.

    Президентом «Экономического совета» был избран представитель ХДС Эрих Кёдер (1892-1958), и этот орган стал прообразом бизонального парламента. Прообразом же правительства стал «Административный совет», председателем которого был избран один из руководителей ХДС Герман Пюндер (1888-1976). Параллельно были созданы также Верховный суд и эмиссионный банк. Так обрисовались контуры нового западногерманского государства.

    Следующим шагом к конституированию ФРГ стало образование Тризонии. Затем, 1 июля 1948 г. премьер-министры всех 11 западногерманских земель вновь были приглашены во Франкфурт-на-Майне, где им были вручены три документа (так называемые «Франкфуртские документы»). По первому из них главам земельных правительств были даны полномочия созвать до 1 сентября 1948 г. Учредительное собрание для выработки «демократической конституции федералистского типа». Другие документы касались нового деления на земли (немецкие политики этим предложением не воспользовались) и основных положений Оккупационного статута.

    С одной стороны, западногерманские политики были заинтересованы в получении автономии и возможно больших полномочий. Все партии, которые действовали в Западной Германии (кроме КПГ), выступали за объединение западных зон в новое государство. Но, с другой стороны, эти политики, как немцы, не хотели брать на себя историческую ответственность за раскол страны.

    В этой ситуации премьер-министры земель заявили трем военным губернаторам, что проект конституции должно выработать не «Учредительное национальное собрание» (это было бы претензией на выражение воли всех немцев и было чревато серьезным конфликтом с СССР), а «Парламентский совет», который надо сформировать из депутатов ландтагов. Он должен разработать не конституцию, а Основной закон. Несмотря на возмущение Л. Клея такой нерешительностью немецких политиков, западные союзники согласились с их позицией.

    Ландтаги земель летом 1948 г. избрали из числа своих депутатов Парламентский совет в составе 65 человек, где преобладали юристы. Среди них были и те, кто разрабатывал Веймарскую конституцию. Председателем Парламентского совета был избран доктор Конрад Аденауэр. Многие исследователи отмечают выдающуюся роль, которую тот сыграл в Парламентском совете, борясь за отстаивание «демократического духа» многих статей Основного закона. Именно он был активным сторонником федеративного устройства государства и выступал за предоставление как можно более широких прав землям, за соблюдение баланса интересов между землями и федерацией.

    Парламентский совет заседал с 1 сентября 1948 г. в Бонне без участия прессы. За основу для обсуждения был взят проект Основного закона, разработанный группой юристов в августе 1948 г. Обсуждение шло довольно быстро, и 8 мая 1949 г., ровно через четыре года после капитуляции Германии, Парламентский совет (53 голоса — «за», 12 — «против») принял Основной закон. 12 мая 1949 г. военные губернаторы выразили свое согласие с его текстом. В последующие недели он был утвержден ландтагами всех земель, кроме Баварии, где большинство депутатов решило, что в нем мало учтены интересы федерации, но все же обязались его признавать. 23 мая 1949 г. Основной закон был провозглашен официально.

    «Отцы-основатели» ФРГ стремились создать такую систему, где было бы невозможно повторение ситуации 1933 г., когда Гитлер пришел к власти легальным путем. Поэтому в Основном законе был зафиксирован принцип строгого разделения законодательной, исполнительной и судебной властей; правительство становилось подотчетным парламенту; четко прописывались права и обязанности политических партий; устранялись и такие слабости Веймарской конституции, как легкость отставки правительства, завышенные полномочия президента, плебисцитарность и т. п.

    Творцы Основного закона стремились усилить гарантии индивидуальных прав граждан. Они сознательно сформулировали их в первых 19 статьях: равенство перед законом, право на свободное развитие личности, свобода печати, собраний, объединений, мировоззрения и политических взглядов. Учитывая горькие уроки Веймарских времен, они были также озабочены и тем, чтобы защитить рождающуюся новую демократию от поползновений потенциальных врагов. Статья 20 запрещала ликвидацию демократического, федеративного, правового, социального и государственного устройства.

    Основной закон предусматривал, что законодательная власть будет сосредоточена в двухпалатном парламенте. Члены верхней палаты — бундесрата — назначаются правительствами земель из своего состава. Бундесрат — так сказать, «вечный орган», он не имеет легислатурного срока, его состав частично обновляется в зависимости от результатов земельных выборов. В бундесрате нет фракций политических партий, главная задача этой палаты — отстаивать интересы земель. До объединения с ГДР в 1990 г. в бундесрате заседали 45 делегатов от десяти западногерманских земель, а также наблюдатели из Западного Берлина, которые не участвовали в голосовании. Количество делегатов от земли (минимум — 3, максимум — 6) зависит от числа ее жителей.

    Депутаты нижней палаты — бундестага — избираются гражданами, достигшими 18 лет, на четыре года и занимаются в основном законотворчеством. Они избирают также главу исполнительной власти — федерального канцлера и контролируют деятельность правительства. Бундестаг является органом представительства всего немецкого народа. До объединения Германии в бундестаг избиралось 520 депутатов.

    Главой государства Основной закон ФРГ провозглашает федерального президента, который избирается на 5 лет специальным «федеральным собранием», которое создается только для этой цели из депутатов бундестага и равного им числа выборщиков от ландтагов. Полномочия президента ФРГ довольно скромны, он выполняет в основном представительские функции. Федеральный президент считается первым гражданином республики, он «стоит над партиями»; назначает и увольняет федеральных судей, высших чиновников и офицеров; скрепляет своей подписью законы (его в шутку называют «главным нотариусом государства»); лично поздравляет граждан по случаю их 100-летия, а супружеские пары — с 65, 70 и 75-летием их союза; осуществляет право помилования преступников и т. д.

    Зато власть федерального канцлера, избираемого бундестагом по результатам общенациональных парламентских выборов, исключительно велика. Основной закон предписывает ему единолично определять главные направления внутренней и внешней политики, назначать и увольнять министров. Его отставка весьма затруднена и может произойти только в результате так называемого «конструктивного вотума недоверия», когда бундестаг должен предложить на пост канцлера альтернативную кандидатуру. Это ограничение Основного закона тоже было данью памяти многочисленной череде отставок канцлеров Веймарской республики и вводилось с целью сохранения политической стабильности. Только один раз (в 1982 г.) канцлер будет смещен таким образом.

    В качестве высшей судебной инстанции выступает федеральный конституционный суд. Срок полномочий его членов — 12 лет, что обеспечивает ему высокую степень независимости.

    Принцип федерализма был реализован в Основном законе так, что земли получили широкие права самостоятельных государственных образований: собственная конституция, земельный парламент (ландтаг) и свое правительство. Федерация взяла на себя функции управления в таких сферах как вопросы обороны, таможня; в ведение же земель частично отданы проблемы охраны общественного порядка и окружающей среды; полностью — развитие народного образования и культуры.

    Основной закон допускал возможность национализации отдельных отраслей экономики. Он закреплял право профсоюзов на заключение коллективных договоров и декларировал, что «трудящиеся находятся под особым покровительством закона». Дань недавним урокам истории была отдана статьей 26, в которой объявлялись антиконституционными любые действия, «могущие нарушить мирную совместную жизнь народов или направленные на подготовку к агрессивной войне».

    В начале апреля 1949 г. министры иностранных дел США, Англии и Франции одобрили и передали Парламентскому совету текст Оккупационного статута. В нем определялись отношения между будущими органами государственной власти ФРГ и оккупационными властями. Предусматривалось, что последние и впредь, на неопределенный срок, сохраняют за собой все основные права, которыми пользовались ранее (контроль над внешней политикой ФРГ, над Руром, над соблюдением Основного закона). К тому же, военные губернаторы получали право в любой момент приостанавливать его действие, отстранять от управления немецкие органы и вводить свой неограниченный контроль. За соблюдением Оккупационного статута должна была наблюдать Верховная союзническая комиссия.

    Что касается государственной символики нового государства, то 22 статья Основного закона определяла только вопрос о государственном флаге ФРГ: возвращался черно-красно-золотой триколор Веймарской республики. Вопросы же о гербе и гимне были отнесены к компетенции бундеспрезидента. Но Т. Хойс только в 1950 г. объявил об утверждении герба ФРГ — им стал орел Веймарской республики. Вопрос о гимне был решен только в 1952 г. — им вновь стала «Песнь немцев» на музыку Й. Гайдна и стихи X. фон Фаллерслебена. После принятия Основного закона Парламентский совет принял решение провозгласить столицей ФРГ город Бонн — тогда вполне провинциальный город на Рейне с числом жителей около 150 тыс. человек.

    На Основной закон ФРГ сразу же обрушилась критика: как слева, со стороны КПГ — в антидемократизме (за запрет политических стачек), в консерватизме (за устранение из нее плебисцитарных принципов) и даже реваншизме (за 23-ю статью, в соответствии с которой произойдет объединение Германии в 1990 г.); так и справа, со стороны правоконсервативных и неонацистских сил — в чрезмерном демократизме; но он показал свою жизнестойкость, сохранившись и после объединения Германии в 1990 г.

    Предвыборная кампания по выборам первого бундестага развернулась летом 1949 г. и стала достаточно острой. Победу 14 августа 1949 г. одержал блок ХДС/ХСС — 31 % голосов, СДПГ — 29,2 % голосов, СвДП — 11,9 %, КПГ — 5,6 %. Мелкие партии (Центра, Немецкая партия, Баварская партия) и др. остались далеко позади. Первое заседание бундестага открылось 7 сентября 1949 г. в Бонне.

    12 сентября 1949 г. бундестаг избрал первого президента ФРГ. Им стал представитель СвДП Теодор Хойс. Многие к этому времени постарались забыть, что Хойс, будучи депутатом рейхстага, голосовал в 1933 г. за предоставление чрезвычайных полномочий Гитлеру. Через три дня — 15 сентября, первым федеральным канцлером был избран большинством в один, свой собственный голос, (202 из 402) К. Аденауэр, который сформировал коалиционное правительство из представителей трех партий: 8 — от ХДС/ХСС, 3 — от СвДП и 2 — от Немецкой партии. Из первой же декларации нового кабинета стало ясно, что в области внутренней политики правительство будет придерживаться принципов социальной рыночной экономики, а в области внешней — прозападной ориентации.

    21 сентября 1949 г. вступил в силу Оккупационный статут, а Верховная союзническая комиссия официально приступила к выполнению своих полномочий. Так, с серьезными ограничениями своего суверенитета конституировалась Федеративная Республика Германия. Она занимала территорию в 248,2 тыс. кв. км. Население ФРГ в 1950 г. составило 48,7 млн человек.

    Основной Закон ФРГ 1949 г.

    1. История создания Основного закона ФРГ 1949г.

    2. Права личности по Основному закону ФРГ 1949 г.

    3. Государственный строй ФРГ по Основному закону 1949 г.

    4. Важнейшие конституционные реформы Основного закона ФРГ 1949 г.

    Список использованной литературы

    Процессы становления германской государственности после войны и трансформации посттоталитарного общества – темы, актуальность которых неизменна. До настоящего времен ни в историографии, ни в публикации не сформировалось единого мнения по поводу соотношения степени влияния западных оккупационных властей и немецкой стороны на процесс создания Основного закона. В ходе холодной войны рассуждения на эту тему были идеологическим прикрытием для конфронтации между ГДР и ФРГ и стоящими за ними иностранными политическими силами. Коммунистический блок с самого момента принятия Основного закона утверждал, что он навязан Западной Германии США, Великобританией и Францией. На этом строилась значительная часть пропаганды как СССР, так и ГДР. Западные оккупационные власти отвергали подобные обвинения, указывая на свободу законодательного творчества, которую они предоставили создателям конституции.

    В период объединения Германии тема ответственности немецких политиков и оккупационных властей за раскол вновь приобрела актуальность. Однако и после объединения, до настоящего времени, вопрос не утратил остроты. Германия как государство и сами немцы продолжают оценивать свою роль в мировом сообществе и мировой истории.

    Основной закон не планировался с самого начала как конституция на века. Предполагалось, что он прослужит несколько переходных лет до восстановления единства Германии (изначально в преамбуле говорилось о 25 годах действия Закона). Именно поэтому, чтобы подчеркнуть временность этого документа, и было выбрано название Основной закон, а не Конституция. И, тем не менее, даже после объединения Германии в 1990г. новая конституция не была принята. В Основной закон был внесен лишь ряд изменений. Основной закон не утратил своей силы до сих пор, хоть со дня его принятия прошло более 60 лет. Это свидетельствует о том, что его положения еще не изжили себя и актуальны и по сей день.

    Целью моей курсовой работы является изучение и анализ причин и условий принятия Основного закона; закрепленных в нем основных прав и свобод личности; структуры и полномочий государственных органов; и основных изменений, внесенных за 60-летнюю историю этого документа.

    История обретения Западной Германией государственности получила широкое освещение в зарубежной историографии. Наибольшее количество работ о процессе создания ФРГ и Основного закона появилось в Германии, США, Великобритании.

    В своей курсовой я опиралась на работы Т. Маунца, Р. Бернхардта, Н.В. Павлова, А.М. Филитова, П.А. Шупляка, Д.Е. Тагунова, В.В. Сажиной, М.А. Мурашова и др.

    1. История создания Основного закона ФРГ 1949 г.

    После поражения Германии во Второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945 г.) Германия была разделена на 4 оккупационные зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую на западе. Совместному управлению подлежала столица – Берлин. [1] Общее управление сосредоточилось в созданном 5 июня 1945 г. Союзном контрольном совете, в который входили командующие вооруженными силами оккупационных держав. Решения в Совете должны были приниматься на основе консенсуса, каждый член совета имел право вето, которым и воспользовалась в это время Франция, когда возник вопрос о создании центральных немецких департаментов. [2] В каждой зоне осуществлялось управление по типу военного губернаторства, на которое возлагались все вопросы восстановления гражданской жизни, проведения политики денацификации и демилитаризации, преследования военных преступников и др.

    Оккупационным державам, в силу сложившихся политических обстоятельств, не удалось в ходе многочисленных конференций прийти к согласию о восстановлении общегерманской государственной власти. Франция желала, чтобы существовала децентрализованная Германия с федеральной структурой, объединяющая дюжину земель СССР, напротив, требовал создания крепкого централизованного государства и международного контроля над Руром, где и он получит свою долю. Англичане и американцы высказывались за сильное федеральное правительство, контролирующее иностранные дела, экономику и финансы. [3]

    В условиях, когда становилось все более очевидным, что преодолеть разногласия по вопросу создания единого немецкого государства в обозримом будущем не представляется возможным, страны Запада все более склонялись к идее образования государственности на территории западных зон оккупации. Большое значение при этом имело развитие и ужесточение «холодной войны». Восстановленное западногерманское государство должно было стать бастионом западной цивилизации, противостоящим коммунистической зоне влияния. Уже июне в 1946 г. государственный секретарь США Джеймс Бирнс заявил о коренном изменении сущности военного присутствия союзников в западной Германии: из оккупационной и контрольной она все больше превращается в оборонительную. [4]

    Правительство США предложил своим союзникам объединить три зоны оккупации в одну. Франция, опасаясь усиления Германии, отклонила инициативу США, а Англия согласилась. [5] Решение вопроса о создании единого государства Германии тем самым было поставлено в тупик. Его не могли впоследствии сдвинуть с мертвой очки многочисленные предложения СССР на Московской, Лондонской сессиях СМИД в 1947 г. и др.

    1 января 1947 г. США и Великобритания осуществили экономическое объединение выделенных им германских зон влияния, создав «Бизонию». Бизония, по мере укрепления ее экономического единства, стала все больше приобретать черты отдельного государства со своими органами управления, Верховным судом, Центральным банком и пр. [6] Избираемые ландтагами земель представители составили Экономический совет как своеобразный, временный парламент. Ему были приданы законодательные полномочия в тех сферах, которые не были зарезервированы за оккупационными властями. Из чиновников, которых назначали правительства земель, сформировался Совет земель – своего рода вторая парламентская палата, имевшая право законодательной инициативы и права вето, [7] Функции правительства выполнял Административный совет в составе директоров двухзональных отраслевых ведомств, подконтрольный Экономическому совету и Совету земель. [8]

    Советское руководство в свою очередь, постаралось максимально изолировать свою зону от влияния западных держав. СССР категорически не допускал вмешательства Запада в дела Восточной Германии, где шло строительство официальных немецких учреждений по советскому образцу – с опорой на коммунистическую партию. [9]

    После событий февраля 1948 г. в Праге Франция решила присоединиться к единому западногерманскому экономическому пространству, и 8 апреля 1948 г. была образована «Тризония».

    В первой половине 1948 г. в Лондоне в два этапа прошла международная конференция с участием США, Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, однако роль последних была чисто декоративной. Их представители присутствовали лишь на некоторых заседаниях, когда их приглашала “тройка”. [10] В ответ на созыв лондонской конференции 20 марта 1948 г. СССР отказался участвовать в заседаниях Союзного контрольного совета, что привело к прекращению его работы.

    На конференции был согласован текст директивы главам правительств всех западногерманских земель, обязывающей их созвать не позднее 1 сентября учредительное собрание для выработки конституции. Его члены должны были избираться ландтагами земель западных оккупационных зон. Этот орган получил название «Парламентский совет». Военные губернаторы западных держав провозгласили условия образования Западногерманского государства. [8] Согласно трехсторонней директиве, будущая конституция должна была предусматривать минимальную централизацию (Франкфуртский документ от 1 июля 1948 г). [10]

    Херренхимзейский конституционный конвент (10-23 августа 1948 г.) на котором собрались конституционные эксперты из 11 земель западных зон, сделал попытку подготовить проект, на основе которого Парламентский совет смог бы быстро выработать Основной закон. Противоречия среди партий, прежде всего по вопросу о степени федерализма будущего государства, с одной стороны, и нежелание партий связывать себя еще до начала работы над конституцией готовым проектом, с другой, сделали херренхимзейский проект не более, чем сводом различных мнений. [11]

    Впервые Парламентский совет собрался 1 сентября 1948 г. в Бонне. Он был образован из 65 представителей земель, избранных ландтагами 9 земель, а также народными собраниями Гамбурга и Бремена. В этот орган были включены 5 представителей от Берлина без права голоса. [12] В состав Парламентского совета вошли делегаты от всех партий, имевших депутатов в ландтагах, в том числе и от КПГ. Аналогично политической структуре ландтагов в Парламентском совете вскоре образовались фракции по партийной принадлежности его членов. Одновременно была создана комиссия из ученых-юристов, которая обеспечила научную базу подготовки конституции. Возглавил Парламентский совет лидер Христианского демократического союза Конрад Аденауэр.

    В ноябре 1948 г. лидеры оккупационных властей дали свои директивные указания Совету, хотя к тому времени проект конституции уже был в целом обсужден в Главном комитете. [9]

    Для того чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а только об основах конституционного регулирования в переходный период до воссоединения Германии, было выбрано название Основной закон, а не Конституция. Этот выбор должен был также подчеркнуть географически ограниченную сферу действия Основного закона. [12]

    В феврале 1949 г. текст был передан на рассмотрение военных губернаторов из состава оккупационных войск – для контроля над содержанием будущей Конституции, а в марте 1949 г. был получен резко негативный отзыв на проект. В нем военные губернаторы высказали твердое несогласие с недостаточной степенью федерализма, заключенного в проекте Основного закона. Также критиковались положения о государственной службе, независимости судей, а также об участии Берлина в делах федерации. [9] Попытка новой межфракционной комиссии сделать проект более приемлемым провалилась. Началось противостояние оккупационных властей и Совета, осложненное обострением конфликта между партиями. [11] В результате работа Парламентского совета оказалась под угрозой срыва. Но последовавшие затем переговоры между союзническими штабами и членами Парламентского совета ускорили позитивное решение проблем, тем более, что американцы спешили с созданием военно-стратегического альянса НАТО. [9] 22 апреля была получена нота союзников, в которой они обещали Парламентскому совету свое уважение к любым его решениям, не нарушавшим баланс между полномочиями центральной власти и земель. [11]

    В начале мая военные губернаторы одобрили окончательный текст Основного закона для Германии, а 8 мая 1949 г. состоялось его голосование в Парламентском совете, и Закон был принят 53 голосами против 12. Западные союзники не были согласны со всеми положениями текста и потому одобрили его, но с некоторыми оговорками. Они касались в первую очередь особого статуса Берлина и прав союзников, подлежащих сохранению в дальнейшем. Сюда относились и вопросы, затрагивающие Германию в целом, а также ее воссоединение. Согласия с западными союзниками удалось достичь 12 мая 1949 г. [11]

    Союзники выдвинули требование, что для принятия Основного закона требуется одобрение его двумя третями земель. В течение несколько недель Основной закон был одобрен в 10 землях из 11. Что касается Баварии, усмотревшей в Основном законе посягательство на ее локальный суверенитет, то там 101 голос был подан против Основного закона, в то время как 64 голоса были поданы «за» при 9 воздержавшихся от голосования. В то же время баварский ландтаг подтвердил принадлежность Баварии к Федеративной Республике Германии (97 голосов «за», 6 – «против», 70 – воздержавшихся). Таким образом, Конституция Германии была принята. 23 мая 1949 г. текст Основного закона был опубликован в первом номере «Вестника законов ФРГ», и в ночь с23 на 24 мая 1949 г. Основной закон ФРГ вступил в силу. [9]

    Придавая особую значимость основным правам, создатели конституции выдвинули их как систему ценностей и требований в начало текста. Раздел I «Основные права» нынешней редакции Основного закона целиком посвящен основным правам граждан Германии.

    Этот раздел более чем другие несет на себе нагрузку отрицания порядков «Третьего рейха», провозглашая «неприкосновенность человеческого достоинства» и «неотчуждаемость» прав человека (ст. 1), среди которых – право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом. Здесь прямо звучит осуждение прошлого, когда физически уничтожались тысячи «расовонеполноценных» и «нежизнеспособных», проводилась принудительная стерилизация и пр. [6]

    При этом Основной закон исходит из присущих человеку прав, которые не создаются конституцией, а лишь признаются ею. Впервые в истории конституции Германии основные права являются непосредственно действующим правом, обязательным для всех трех ветвей государственной власти. По конституции Веймарской республики основные права действовали лишь согласно законам, а в соответствии с Основным законом, напротив, законы действуют только в рамках основных прав. [12]

    Среди других прав, не так подробно представленных в Основном законе, как в Веймарской конституции 1919 г., — свобода вероисповедания и совести (ст. 4), свобода выражения мнений, собраний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и «для охраны и улучшения условий труда и экономических условий» (ст. 9), свобода передвижения (ст. 11), выбора профессии (ст. 12), тайна переписки (ст. 10), неприкосновенность жилища (ст. 13), основные права в сфере правосудия, например, на «законного судью» и пр. В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений. Перечень этих прав дополняется гарантиями, закрепленными в самой Конституции или в текущем законодательстве. Так, предоставление свободы совести сопровождается правом на отказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 г. был принят «Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы».

    Статья 5 Конституции о свободе мнений сопровождается положением о свободе информации, являющейся основой формирования общественного мнения, а также — о запрещении цензуры. В соответствии с Законом 1975 г. (пункт «с» ст. 45 Основного закона) был создан специальный Комитет по петициям, который может заслушивать подателей жалоб, запрашивать соответствующую информацию, имея доступ для этой цели во все учреждения и пр. В бундестаге ежемесячно заслушиваются доклады о рассмотренных Комитетом петициях и пр. [6]

    Защита социальных прав не получила в Основном законе значительного места, более полно она закреплена в конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе Федерального конституционного суда (ФСК), и непосредственно действующими в ФРГ нормами международного права о правах человека. Например, закрепленное в Конституции право на жизнь и личное достоинство трактуется ФКС как признание того, что «государство во всяком случае должно гарантировать каждому человеку минимум материального благополучия для достойной жизни». [6]

    Социальные права закрепляются и самим фактом провозглашения ФРГ социальным государством. В этом контексте дается и трактовка права собственности, повторяющая соответствующие положения Веймарской конституции:

    «Собственность обязывает. Владение ею есть служение общему благу», а также положение Основного закона о возможности государства на основе закона принудительно отчуждать собственность, в том числе обобществлять земли, общественные ресурсы и средства производства «для общего блага» (ст. 15).[6]

    Раздел ΙΙ Основного закона ФРГ «Федерация и земли» содержит сведения о государственном устройстве и о народовластии в Германии. Особый интерес представляет ст. 20 Конституции, которая именуется иногда «конституцией в конституции»,[графский] поскольку перечисляет «основы государственного строя»:

    Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством;

    Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия;

    Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – правом и законом;

    Если иной выход невозможен, все немцы имеют право на сопротивление любому, кто предпринимает попытку устранить этот строй (в ред. от 21 декабря 1983 г.).

    Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство (в установленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31). Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции. К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующего законодательства (т.е. земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные – т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции – принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли.[8]

    Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту: верхняя палата – Бундесрат, нижняя – Бундестаг. Собственно парламентом, то есть органом представительной и законодательной власти, является бундестаг. [Павлов] Однако, в германской и отечественной литературе, посвященной проблемам парламентского права, есть и иная точка зрения на германский парламент: парламент ФРГ – это однопалатный Бундестаг, а Бундесрат является Федеральным советом, символизирующим участие земель в делах федерации и Евросоюза. [Тагунов]

    Бундестаг состоит из 662 членов и избирается всем народом Германии на четыре года. Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина – на основе партийных списков по принципу пропорционального голосования. Партия, собравшая менее 5% голосов, лишается всякого представительства.

    Бундестаг выбирает главу правительства, федерального канцлера, несущего перед ним ответственность, и тем самым принимает решение о формировании правительства. Во взаимодействии с бундесратом принимает законы и государственный бюджет.[9]

    В бундестаге депутаты объединяются в различные фракции. По существенным вопросам фракция выступает с единым мнением. Регламент предоставляет фракциям или 5 % членам бундестага исключительное право выступать с парламентскими, в том числе с организационными, инициативами в процессе законотворчества и во многих других случаях. Только они могут, например, вносить законопроекты и проекты решений, вносить изменения во время третьего слушания, только они имеют право требовать проведения Следственного комитета, Опросной комиссии, а также проведения поименного голосования и т.д. Фракции – это центры парламентской работы. [Павлов]

    Регламентом бундестага предусмотрен общий совещательный орган для управления работой бундестага – Совет старейшин. В его задачу входит определение плана работы бундестага на следующий парламентский год.

    Бундесрат — это специальный конституционный орган, представляющий интересы 16 земель и участвующий в законодательной деятельности и управлении Правительство каждой из «земель» назначает в Бундесрат своих уполномоченных. Число голосов, которые имеет в палате данная «земля» определяется численностью ее населения. Земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. — 4 голосами, а свыше 6 млн. — пятью.

    Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты – он имеет председателя, бюро палаты, комиссии – то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются, как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.[пав]

    Бундесрат защищает интересы своих земель перед федерацией, а через нее и перед Европейским союзом; принимает участие в законотворчестве, обладая правом законодательной инициативы; как и другие органы государственной власти федерации, он несет общегосударственную ответственность за дела ФРГ.

    Недопустимо двойное членство в бундестаге и бундесрате.

    Партийных фракций в бундесрате не существует.

    Сроком на один год по принципу ротации бундесрат избирает своего председателя – президента из числа премьер-министров земель. Президент бундесрата исполняет обязанности федерального президента, когда последний не в состоянии их осуществлять.[павлов]

    Главой государства является федеральный президент. Однако, учитывая парламентский характер нынешней республики в Германии, его полномочия достаточно ограничены. Фактически президенту отведена роль «лица нации», не занимающегося конкретно управлением. Вместе с тем, несмотря на преимущественно представительские задачи, федеральный президент является упорядочивающей, уравнивающей, «нейтральной» силой в государстве, посредником и третейским судьей между политическими течениями. [Маунц]

    Президентом может стать любой немец, обладающий избирательным правом, и достигший сорока лет. Срок его полномочий составляет пять лет. Повторное переизбрание допускается лишь однажды. Федеральный президент избирается не непосредственно народом, а специальным конституционным органам – Федеральным собранием. Оно созывается лишь для этой цели и состоит из всех депутатов бундестага и такого же количества делегатов, избираемых ландтагами земель (всего более 1300 делегатов).

    Компетенция президента определена в ст. 59, 60, 63, 64, 82 Основного закона. Президент предлагает на утверждение бундестага кандидата на пост главы правительства, которым во всех случаях становится лидер партии, победившей на выборах. Он представляет страну на международной арене, осуществляет право помилования, а также назначает и увольняет чиновников и судей федерации, офицеров и унтер-офицеров. Однако для большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра. Основной закон лишает главу государства командования вооруженными силами, возлагая эти обязанности в мирное время на министра обороны, во время войны – на канцлера.

    Как правило, президент представляет одну из ведущих партий в бундестаге. Однако на время исполнения своих обязанностей он приостанавливает свое членство в партии и не подчиняется партийной дисциплине. Президент представляет собой надпартийный, объединяющий фактор в рамках государства и конституционного строя. [Павлов]

    Исполнительная власть Германии на федеральном уровне состоит из федерального правительства и федеральных органов управления. Федеральное правительство – «кабинет» состоит из федерального канцлера и федеральных министров (ст. 62). Численность федерального правительства Основной закон не устанавливает. В федеральном правительстве канцлер занимает по отношению к федеральным министрам самостоятельное и вышестоящее положение. Канцлер вообще занимает ключевое положение в системе политических координат страны. Германская система правления в Новейшее время не зря именуется «канцлерской демократией». [9]

    Срок полномочий федерального канцлера (4 года) совпадает со сроком полномочий Бундестага, однако возможно неоднократное переизбрание.

    Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении министров, обязательные для президента. Но главное – он направляет всю внешнюю и внутреннюю политику страны и несет за нее ответственность только перед бундестагом (ст. 65).

    Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству, имеет место так называемый конструктивный вотум недоверия, означающий, что если Бундестаг выразил канцлеру вотум недоверия, то Бундестаг обязан большинством голосов избрать преемника канцлера (ст. 67). Поскольку при партийном плюрализме в Бундестаге такое избрание маловероятно, то президент по представлению канцлера вправе распустить Бундестаг и назначить новые выборы. [Майнц]

    Правительство не только пользуется законодательной инициативой, но и может быть творцом делегированного законодательства, а в случае «состояния законодательной необходимости» оно, с согласия бундесрата, законодательствует и осуществляет контроль за исполнением землями федеральных законов (ст. 81).

    Основной закон Германии в первоначальной редакции состоял из преамбулы, 11 глав и 146 статей. Он относится к категории «жестких» конституций: согласно ст. 79 п. 2, для внесения конституционных поправок требуется согласие 2/3 членов бундестага и 2/3 голосов бундесрата. Но несмотря на это, начиная с 30 августа 1951 г., когда были внесены изменения в ст. 142-а, касавшуюся уголовного законодательства, изменения в него вносились почти ежегодно. Итогом стало укрупнение Основного закона: к настоящему времени в него дополнительно включены 42 статьи, 16 отдельных частей статей, 18 пунктов и предложений, а исключены лишь 5 статей. Сейчас Боннская Конституция включает в себя 14 глав с действующими 184 статьями – при сохранении порядковой нумерации от 1 до 146 статьи. [9]

    Реальный же подсчет количества попыток изменения Основного закона весьма затруднен, потому что за сорок лет, до воссоединения Германии в октябре 1990 г, вносилось более 100 предложений об изменении редакции Конституции, а было принято лишь 35 поправок, причем большинство из них почти не вызывало политических споров.

    Политически спорными были: поправки 1956 г., которые устанавливали конституционные условия формирования бундесвера; поправки 1968 г, относительно действия закона в чрезвычайных ситуациях; поправки 1969 г., касающиеся финансовых вопросов. [12]

    Особенно крупные реформы приходились на 1954, 1956, 1968 гг. Так, в 1954 г. дополнении касались процедуры изменений Основного закона.

    В 1956г. была проведена реформа, касавшаяся возможности ограничения политических прав в «состоянии обороны» (ст. 87-а; К7-б). Эта реформа была вызвана подписанием в октябре 1954 г. Соглашения о вступлении ФРГ в НАТО. Согласно Парижским соглашениям, Германия получила право создания полумиллионной армии.

    Закон ФРГ от 19 марта 1956 г. вводил в Конституцию новые статьи и изменял некоторые старые (ст. 12; ст. 17-а; ч. 2 ст. 36; ст. 45-а; ст. 45-в; ст. 59-а; ч. 1 ст. 60; ст. 65-а; ст. 87-а; ст. 87-в; ст. 96-а; ч. 1 ст. 137; ст. 142-а). В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 17-а для состава вооруженных сил могло быть ограничено право на свободу выражения мнений, на свободу собраний, право на подачу петиций, поскольку это предусматривалось Законом о военной службе. [9]

    Конституционная реформа июня-ноября 1968 г. состояла в инкорпорации в Конституцию «чрезвычайного законодательства», связанного с «необходимостью предотвращения опасности свободному демократическому строю». Данный блок конституционных реформ был связан с политическими событиями в соседних с ФРГ странах: принятие ГДР новой конституции, события в Чехословакии и др.

    Наиболее значимые изменения в Основной закон были внесены в 1990 г. 31 августа 1990 г. был подписан Договор об установлении единства Германии. В договоре оба германских государства определили ряд поправок к Основному закону, а также установили, что законодательные органы обязаны определить, какие поправки необходимо внести в текст конституции вследствие объединения Германии. В связи с этим бундестаг и бундесрат создали в ноябре 1991 г. Совместную конституционную комиссию. Ей было поручено разработать предложения по изменению конституции. В первую очередь комиссия должна была учесть выводы, вытекающие из объединения Германии, а также последствия Маастрихтского договора о Европейском Союзе. [12]

    Комиссия пришла к выводу, что новую конституцию не следует разрабатывать, поскольку Основной закон 1949 г. за 40 с лишним лет вполне оправдал себя как демократическая конституция.

    Отдельные разработки Совместной конституционной комиссии привели к внесению в Основной закон изменений, коснувшихся федеративного устройства, участия в Европейском союзе и др. Ряд поправок к Основному закону был принят 7 сентября 1994 г. бундестагом и 23 сентября – бундесратом.

    В целом с сентября 1990 г. до начала 2000 г. в Основной закон ФРГ было внесено около 60 изменений и дополнений (в т. ч. статья 23 отменена, введено 12 новых и существенно дополнены многие действующие статьи).[9]

    право личность государственный полномочие

    Из-за описанного способа принятия Конституции в литературе используют выражение об «октроировании германского Основного закона оккупационным режимом».

    В 1989 г., в год 40-летия ФРГ, Основной закон был отмечен как самая лучшая и свободная конституция, которая когда-либо имелась на немецкой земле. Благодаря Основному закону создано государство, у которого до сих пор не было серьезных конституционных кризисов. То, что Конституция с многочисленными изменениями действует и поныне, является лучшим подтверждением профессионализма ее составителей.

    Список использованной литературы:

    История человечества в 8 т. – Т. 8: ΧΧ век// под общей редакцией А.Н. Сахарова. – Москва: ЮНЕСКО, 2005. – 842 с.

    Шарапов, В.А. Политические системы и внешняя политика Германии, Австрии, Швейцарии: учеб. пособие // В.А. Шарапо. – Минск: БГУ, 2007. – 231 с.

    История Европы // А. Жак, Б. Йохан, Г. Иржи и др. – Минск: Вышейшая школа, 1996. – 384 с.

    Кащенко, С.Г. Всеобщая история государства и права новейшего времени // С.Г. Кащенко. – Симферополь: ДОЛЯ, 2006. – 696 с.

    Всемирная история: Холодная война. Распад СССР. Современный мир. – Москва: АСТ, Минск: Харвест, 2002. – 400 с.

    Ильинский, Н.И. История государства и права зарубежных стран: курс лекций // Н.И. Ильинский. – Москва: Из-во дел. и учеб. лит., 2003. – 608 с.

    Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права: учебник для высших учеб. заведений по спец. и напр-ям «Юриспруденция» // О.А. Омельченко. – Москва: Эксмо, 2006.

    Вениосов, А.В. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Ч. 2. История государства и права Нового и Новейшего времени: уч. пособие // А.В. Вениосов, В.В. Сажина. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008. – 544 с.

    Филитов, А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению. Новое прочтение // А.М. Филитов. Москва: Междунар. отношения, 1993. – 240

    Смотрите так же:

    • Коллекторы звонят а долгов нет Что делать если звонят коллекторы Банковские кредиты сегодня выдают повсеместно в огромных количествах. Нередко при этом отсутствует тщательная проверка платежеспособности заемщика. Это и другие обстоятельства зачастую приводят к просрочкам по займам. Если […]
    • Время работы суда минск Время работы суда минск 220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10. Тел. (+375 17) 200-63-96, факс (+375 17) 200-14-07 [email protected] Экономика. Бизнес. Инвестиции Промышленность Международное сотрудничество. Экспорт Торговля, услуги и […]
    • Нотариус города томска Нотариусы Томск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7 (3822) 52-72-00 Адрес: 634061, г. Томск, пр. Фрунзе, 46 Часы работы: Нотариус […]
    • Штраф на должностное лицо за нарушение трудового законодательства Штрафы трудовой инспекции для юридических лиц Штрафы для юридических лиц назначаются трудовой инспекцией при обнаружении фактов нарушения прав и законных интересов персонала. Согласно действующим законодательным нормам в 2018 году за нарушение норм трудового […]
    • Процент неустойки по кредиту Правомерность начисления пени и штрафов за просрочку платежа по кредиту и порядок их расчета Отметим, что неустойка на неоплаченную сумму неустойки начисляться не может. Рассмотрим пример расчета неустойки, исходя из установленного ГК РФ размера штрафных […]
    • Минимальный и максимальный размер пенсии Максимальный размер пенсии по старости в россии 2018 году, Правовая и судебная помощь Опубликовал: admin в Пенсии 2018 20.08.2018 0 39 Просмотров Максимальный размер пенсии по старости в россии 2018 году Потерял свидетельство о рождении ребенка как […]
    • Можно в субботу подавать заявление в загс Как и когда подавать заявление в ЗАГС? Регистрация брака в вопросах и ответах Итак, вы уже объявили родственникам и друзьям, что решили пожениться. Теперь нужно сделать первый шаг - подать заявление в ЗАГС. В этой статье - вся необходимая для подачи […]
    • Рассчитать налог на заработную плату Налоги на заработную плату Заработная плата является главным и основным доходом большинства физических лиц и законодательно рассматривается как прибыль. Именно поэтому зарплата всегда подвергается обязательному налогообложению во всех странах, в том числе и […]