К источникам финансового права не относятся федеральный закон

Источники финансового права

Нормы финансового права не могут существовать без внешней своей формы выражения. Внешнюю форму выражения финансово-правовые нормы находят в источниках права. В качестве источников права, в зависимости от государственного устройства, современная теория права выделяет следующие их виды: нормативные правовые акты; правовая доктрина; правовой обычай; нормативные договоры; религиозные догмы; судебные или административные прецеденты; принципы права.

Применительно к финансовому праву Российской Федерации под его источниками следует понимать правовые акты уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся финансово-правовые нормы, обеспечивающие регулирование публичной финансовой деятельности.

Нормативные правовые акты

В качестве основного источника финансового права рассматривается нормативный правовой акт, т.е. правовой акт определенной формы, принимаемый управомоченным государственным органом или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в установленном порядке и содержащий нормы права. Следует отметить, что нормативные правовые акты как источники права имеют определенную иерархическую систему, что позволяет проводить соответствующую их классификацию. В основе такой классификации могут лежать следующие критерии:

• по юридической силе выделяют законодательные акты и подзаконные нормативные акты;

• территории действия выделяют действующие па всей территории государства или действующие в пределах части территории;

• времени действия выделяют действующие на неопределенный период времени или на установленный период и др.

Федеративное устройство России предопределяет трехуровневую систему источников финансового права, т.е. на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В основе такого разграничения лежат предмет ведения и полномочия, распределенные между публично-правовыми образованиями. К источникам финансового права относятся следующие нормативные правовые акты.

1. Законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов

Нормы финансового права содержатся в таких законодательных актах (законах), как Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

Конституция РФ как источник финансового права содержит в себе базисные регулирующие положения, определяющие основы публичной финансовой деятельности публично-правовых образований в бюджетной и налоговой сферах, эмиссионной деятельности и иных сферах финансовой системы государства.

В частности, Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). Она устанавливает, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Закрепляет конституционно-правовую обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Наряду с Конституцией РФ финансово-правовые нормы содержатся и в федеральных конституционных законах. В частности, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определяет, что Правительство РФ:

• обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

• разрабатывает и реализует налоговую политику;

• обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

• принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

• осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

• осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента России валютное регулирование и валютный контроль;

• разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен (ст. 15).

Значительное место в системе источников финансового права занимают федеральные законы как кодифицированные, так и некодифицированные. В настоящее время в системе источников финансового нрава имеется два кодифицированных закона: БК РФ и НК РФ, определяющие механизмы бюджетно-правового и налогово-правового регулирования финансовых отношений.

К сфере регулирования БК РФ относятся:

• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

БК РФ определяет правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

В свою очередь НК РФ регулирует отношения:

• по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

• возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

• привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Другими важнейшими источниками финансового права являются:

• федеральные законы о федеральном бюджете на текущий год и плановые периоды [1] ;

• Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

• Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.

Важнейшим моментом для определения места законодательных актов субъектов РФ как источников финансового права является предъявление определенных требований к формам таких актов, обеспечивающих регулирование тех или иных видов финансовых отношений. В частности, нормативные правовые акты субъектов Федерации о бюджете субъекта РФ и региональных налогах и сборах могут приниматься только в форме закона субъекта РФ 2 . Нормативные правовые акты в форме закона субъекта РФ, связанные с регулированием финансовых отношений, принимаются ими в пределах компетенции субъекта Федерации, исходя из определенного Конституцией РФ предмета исключительного ведения Российской Федерации и предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

2. Подзаконные нормативные акты

К ним относятся: а) указы Президента РФ. В рамках своих полномочий Президент России издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом Конституции РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В силу этого не противоречит Конституции РФ издание им указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов [2] . В настоящее время в части, не противоречащей положениям федеральных законов, сохраняют действие указы Президента РФ:

от 14.05.1998 № 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации»;

от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»;

от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации»;

б) постановления Правительства РФ. Па основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента России Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации.

К примеру, в целях реализации положений федеральных законов и указов Президента РФ принят ряд постановлений Правительства РФ:

от 10.12.2012 № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [3] «;

от 15.07.2009 № 602 «Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению»;

от 29.08.2011 № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации»;

в) подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты [4] . С учетом действующей системы федеральных органов исполнительной власти значительная роль в нормативном регулировании принадлежит федеральным министерствам, которые, в частности, осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства РФ сфере деятельности. Соответственно министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента России и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента России и Правительства РФ [5] .

Важная роль в регулировании публичных финансов подзаконными нормативными актами принадлежит Минфину России, поскольку только данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей и др.;

г) подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ. Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации предусмотрено принятие органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий подзаконных нормативных актов, которые обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта РФ органами государственной власти, другими государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта РФ.

  • [1] См., например: Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 п 2015 годов».
  • [2] См.: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  • [3] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-11 «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах но укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом».
  • [4] См.: постановление Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
  • [5] См.: Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Источники финансового права (стр. 1 из 5)

1.1 Понятие и функции финансов

1.2 Финансовая деятельность государства

2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

2.1 Понятие и предмет финансового права

2.2 Система финансового права

2.3 Связь финансового права с другими отраслями права

3. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

3.1 Сфера деятельности финансового права

3.2 Система источников финансового права

3.3 Нормативный правовой акт – основной источник финансового права

3.4 Нормативный договор как источник финансового права

3.5 Судебный прецедент как источник финансового права

Список использованной литературы

1.1 Понятие и функции финансов

Финансовое право — активно развивающаяся отрасль в системе российского права. Очевидно, что название отрасли — финансовое право обусловлено термином «финансы» и связано с денежными отношениями. Данный термин широко используется и в научном, и в общегражданском лексиконе, но всегда ли при этом он употребляется соответственно своему содержанию? Итак, что же такое финансы?[1] Дадим ему определение.

Финансы — одна из сторон экономических отношений общества, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач.1

Финансы (фр.finance от лат. financia — наличность, доход) — это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и использования.[2]

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма.

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Являясь частью рыночных экономических отношений, финансы одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики. [3]

Роль финансов в государстве определяется их ключевым положением:

во-первых, они связаны с общественными экономическими отношениями и являются их регулятором; во-вторых, они влияют на финансовую политику государства.

По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны. Но такой характеристики недостаточно, так как сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций.

Таким образом, ФИНАНСЫ — это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Финансы осуществляют четыре основные функции:

Распорядительная функция призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного общественного воспроизводства, развитию всех отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей. Посредством финансов распределяются валовой общественный продукт и национальный доход, что позволяет государству обеспечить постоянное и эффективное развитие всех отраслей экономики. Одновременно финансы служат инструментом регулирования рыночных отношений. Определяя основные направления денежных потоков, государство обеспечивает свое функционирование и выполнение различных задач. Распределительная функция финансов проявляется и в виде планирования доходов и расходов государства, предприятий.

С помощью финансов обеспечивается контроль производства и распределения материальных благ. Контрольная функция финансов позволяет регулировать рыночные процессы, в частности вопросы соотношения спроса и предложения, ценообразования, наличия отдельных товаров на рынке (при их нехватке — восстановить соответствующий баланс). В то же время посредством государственных финансов обеспечивается и контроль доходов частных предприятий, граждан.

Финансы являются средством стимулирования развития государства и общества. Вкладывая денежные средства в приоритетные направления, государство обеспечивает получение дополнительных доходов, которые затем могут быть использованы для осуществления других экономических программ.

Стимулирующая функция особенно ярко проявляется в сфере налогообложения, когда государство путем изъятия части прибыли (доходов) либо ограничивает процесс расширения производства, либо путем предоставления определенных льгот стимулирует развитие хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и организаций.

Финансы выполняют и информационную функцию. Так, состояние финансов дает возможность определить финансовое положение предприятий и даже целых отраслей. Проявление же негативных явлений в различных сферах, как правило, вызвано недостаточным финансированием или другими проблемами, что побуждает государство анализировать данную информацию и принимать соответствующие меры. Информация о доходах и расходах предприятий и организаций также позволяет определить основные направления государственной бюджетной и налоговой политики.

1.2 Финансовая деятельность государства

Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством в этой специальной деятельности, а именно – финансовой деятельности .

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления — это организационная деятельность уполномоченных органов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на каждом данном этапе общественного развития.[4]

Следуя из выше сказанного, дадим ещё одно определение финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию) , распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Финансовую деятельность государства осуществляют органы государства всех трех ветвей власти, поскольку финансовая деятельность включает в себя и законодательную деятельность представительных органов власти в области финансов, и управленческую деятельность исполнительных органов власти, направленную на практическую реализацию нормативных актов в сфере финансовых отношений, а также деятельность судебных органов.4

Финансовая деятельность — это обязательно плановая деятельность, поскольку постоянное изыскание государством дополнительных средств для пополнения доходов с одновременной корректировкой расходов может дать положительный результат только при четком планировании. Например, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы государства уже начинают планировать финансовую деятельность на следующий год. Конечной целью финансового планирования является достижение баланса по каждому денежному фонду.

Все денежные фонды в государстве делятся на централизованные и децентрализованные. К централизованным денежным фондам относятся фонды денежных средств, формирующиеся в бюджетной системе государства. Они создаются на определенной территории (например, республики, области, района и т.д.) и используются на нужды данной территории. Основными централизованными фондами являются: бюджет государства, бюджеты субъектов и местные бюджеты. Децентрализованные фонды — это денежные фонды предприятий и организаций всех форм собственности, которые образуются за счет собственных ресурсов, заемных средств и используются на производственные и иные цели. Формирование децентрализованных фондов осуществляется только после уплаты налогов и других обязательных платежей. Централизованные и децентрализованные фонды, несмотря на то что создаются отдельно друг от друга, тесно взаимосвязаны.

Это обусловлено тем, что централизованные фонды получают из децентрализованных денежные средства, а в определенных случаях осуществляют и обратный процесс финансирования отдельных предприятий. В то же время приоритет централизованных фондов вызван тем, что государство регламентирует условия их формирования и осуществляет контроль создания, распределения и использования этих фондов.[5]

2.1 Понятие и предмет финансового права

Финансовое право как самостоятельная отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе плановой аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства в определенный период времени.

4. Источники финансового права

Финансово-правовые нормы содержатся в источниках права. Под источниками финансового права понимается способ внешнего выражения правовых норм.

М.В. Карасевава (2012), анализируя вопрос источниках финансового права, указывает на существование следующих источников.

1. Основным источником финансового права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. Он представляет собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления, содержащий нормы финансового права. К нормативным правовым актам как источникам финансового права относятся:

а) КонституцияРФ ‑ базовый нормативный акт, являющийся источником всех отраслей права, в том числе финансового. На Конституцию в качестве источника финансового права указывается в учебнике «Финансовое право» под редакцией С.В. Запольского (2011).

В Конституции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится правовые нормы обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), устанавливающие денежную систему Российской Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов (ст. 75).

В конституциях и уставах субъектов Федерации закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов Российской Федерации, право иметь собственные бюджеты и внебюджетные фонды и т.д. Так, гл. 5 «Экономическая и финансовая основы Самарской области» Устава Самарской области содержит правовые нормы, устанавливающие налоговую и бюджетную системы области, регламентирующие разработку и утверждение областного бюджета, определяющие денежно-кредитную политику области.

б) законодательные акты РФ и субъектов РФ имеют важное практическое значение в системе источников финансового права. В их числе имеются федеральные конституционные законы, например Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», принятый в соответствии со ст. 114 Конституции РФ и определяющий компетенцию Правительства РФ, федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы, например, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

Особое место в системе источников финансового права занимают кодексы. Например, для бюджетного права основным источником является БКРФ ‑ закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником являетсяНКРФ, устанавливающий налоговую систему страны, определяющий налоговые правонарушения и ответственность за них.

Источником финансового права являются законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, ‑ ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год, законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о порядке предоставления налоговых льгот и т.д.

в) указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового регулирования разнообразны. Прежде всего, выделяются указы, устанавливающие те или иные виды расходов бюджета. Таковы, например, Указы Президента РФ от 27.08.2002 № 916 «О повышении размера стипендий Президента Российской Федерации студентами аспирантам образовательных учреждений высшего профессионального образования», от 03.02.2005 № 120 «О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов науки их научных руководителей» и др. Кроме того, имеются указы, определяющие порядок и основные направления деятельности государственных органов в сфере финансов, в частности, Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

Следует отметить, что указы Президента РФ в системе подзаконных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к федеральным законам. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не вправе отменять и изменять указы Президента РФ;

г) постановления Правительства РФ наиболее распространенные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы.

В частности, это постановления, устанавливающие меры по реализации федеральных законов о бюджетах, о предоставлении из федерального бюджета субсидий и т.д. Например, Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 № 1479 «О завершении расчетов российских организаций-импортеров бывшего СССР с федеральным бюджетом».

Типичной формой нормативных актов Правительства РФ, являющихся источниками финансового права, являются правила. Правила ‑ это нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в какой-либо одной области финансовой деятельности государства. Например, Постановление Правительства РФ от 15.12.2012 № 1312 «Об утверждении Правил финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в федеральных государственных бюджетных учреждениях за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации».

Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

д) нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Основное место среди них занимают приказы Минфина России. Все финансово-правовые акты органов исполнительной власти должны приниматься на основе и во исполнение законов. Нормативные правовые акты указанных органов как источники финансового права приобретают юридическую силу после их государственной регистрации в Минюсте России, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации;

е) локальные нормативные правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных высших учебных заведений, уставы государственных и муниципальных унитарных предприятий, утвержденные компетентными органами, затрагивающие вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.

2. Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. К ним относятся международные договоры РФ с другими странами в сфере налогообложения, например, соглашения об избежании двойного налогообложения.

Примером таких договоров также может выступать договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектами по бюджетным и налоговым вопросам, соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.

3. В качестве источника российского права в последние годы в теории права и юридической практике все чаще признается судебный прецедент. Судебный прецедент ‑ это правило поведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретного дела в судебном решении, имеющее общеобязательное значение. Как источник финансового права судебный прецедент представлен главным образом решениями Конституционного Суда РФ.

Общеобязательность решений Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом, Конституционный Суд РФ формулирует обязательное для всех правило не применять эти акты. Кроме того, часто в ходе рассмотрения дела Конституционный Суд РФ формулирует правила поведения общего характера, которые ранее не были зафиксированы в каком-либо нормативном акте. Эти правила поведения называются правовыми позициями Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 6 Закона решения Конституционного Суда РФ, включая выраженные в них правовые позиции, обязательны на всей территории РФ. Многие из этих правовых позиций Конституционного Суда РФ находят затем свое закрепление в нормативных правовых актах.

К источникам финансового права не относятся федеральный закон

Источники гражданского права

Не относятся к числу источников гражданского права и постановления Конституционного суда РФ. В случае признания постановлением конституционного суда неконституционным акта гражданского законодательства или отдельного его положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ. Этот акт или отдельные его положения утрачивают силу. Поэтому Постановлением конституционного суда РФ можно отменить ту или иную норму гражданского права, но не создать новую.

Не является источником гражданского права и сложившаяся судебная практика, под которой понимаются многократные, единообразные решения судами одной и той же категории дел.

Не относится к числу источников гражданского права и судебный прецедент, под которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение является обязательным только для лиц участвующих в данном деле. Оно не имеет обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичные дела.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного в работе можно сделать вывод о том, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном правовом государстве России? При оптимизации форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы. А также в связи с переходом России к новой социально-экономической формации необходимо полнее осветить юридический опыт стран имеющих многовековой опыт демократического развития. Необходимо определиться в отношении к таким источникам права как обычай, а главное юридическому прецеденту.

Я считаю, что не оправданно полное государственное неприятие этого, несомненно, важного и полезного источника права.

При принятии любых источников права необходимо полное соблюдение принципа «верховенства закона» и признание всех нормативно-правовых актов противоречащих Гражданскому Кодексу ничтожными. Недопустимо сложившееся на данный момент положение, когда множество нормативных актов Субъектов Федерации противоречат Гражданскому Кодексу РФ.

1. Конституция Российской Федерации.//Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. — «Российская газета», № 237, 25.12.1993 г.

2. Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 15.12.2001). — «Российская газета», N 3, 06.01.1997.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 29.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 26.11.2002 ). — «Собрание законодательства РФ», N 5, ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. 26.11.2002). — «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ – «Собрании законодательства Российской Федерации» от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552

6. Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ. — «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3591.

7. Федеральный Закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ.- «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, № 30, ст. 3590.

8. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» – в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. / СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 140.

9. Закон «О некомерческих организациях» от 12 января 1996 г. / СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 145.

10. Основы ГЗ Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. / Ведомости СССР, 1991, № 26, ст. 733.

11. Патентный Закон РФ от 23 сентября 1992 г. / Ведомости РФ, 1992, № 42, ст. 2319.

12. Федеральный закон от 14 июня 1994 г «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» //СЗ РФ 1994 № 8 Ст. 801

13. Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» //ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242.

14. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 28.02.1995 г. № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданкого Кодекса РФ». / БВС РФ, № 5, 1995, Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ, № 1, 2001г.

16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) Под ред. О.Н. Садикова.// М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА М, 1997.- 567 с.

17. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.)

18. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.)

19. Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное. // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПБОЮЛ А.В. Ротников», 2000. – 632 с.

20. Муромцев Г. И. Источники права (теоретические аспекты проблемы). // Правоведение, 1992 г., N 2.

21. Пяткина С. А. О теории источников права в английской юриспруденции. // Ученые записки ВНИИСХ. 1969. Вып. 19.

22. Зивс С. Л. Источники права. М., 1982; Государство и право в развивающихся странах. // Источники права. М., 1985.

23. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.

24. Зыкин И. С. Обычай в советской правовой доктрине. // Сов. государство и право. 1981, N 3.

[1] Е. А. Шаповалова Нормы международного права как источник российского гражданского права. // Вестник Московского университета 1999 г. № 1 с. 94

[2] Подробнее об этом см.: Зыкин И. С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. М., 1983 г.

[3] См., например: постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»// РГ. 1996.13 авг.

[4] Это обстоятельство дало возможность ряду ученых говорить о признании данных актов источниками гражданского права (см.: Иоффе О. С. Советское гражданское право. М., 1967. С. 54—55; Калмыков Ю. X. Вопросы применения гражданско-правовых норм Саратов, 1976. С. 31—45).

[5] Такие документы публикуются в журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

2. Основные источники гражданского права

К источникам гражданского права относятся:
1. Конституция Российской Федерации (ст.ст. 8, 9, 15, 34, 35 и др.). Согласно ст. 15 Конституции России, она имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Предусмотрен определенный механизм защиты высшей юридической силы Конституции — суд. Установив при рассмотрении дела противоречие акта государственного и муниципального органа Конституции, он обязан применить норму Конституции России (ст. 120, ч. 2). Многие конституционные нормы являются непосредственными источниками гражданского права. Так, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Статья 35 устанавливает гарантии права частной собственности.
2. Международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции России). В качестве примера можно привести Венскую Конвенцию ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров.
Это могут быть международные договоры универсального характера, например, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Ст. 1 Протокола № 1 к указанной Конвенции гарантирует неприкосновенность имущества физическим и юридическим лицам. В практике Европейского суда по правам человека слушалось несколько дел, связанных с нарушением государствами прав, гарантированных указанной статьей).
Договоры между Российской Федерацией и иностранным государством могут содержать нормы, которые отступают от положений национального законодательства. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15, ч.4 Конституции Российской Федерации).
3. Федеральные законы. Они принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации или на основе всенародного референдума. При регулировании экономических отношений следует иметь в виду, что отношения, основанные на юридическом равенстве участников гражданского оборота, в основном регулируются Гражданским кодексом РФ. Вместе с тем нельзя не отметить, что ГК РФ отчасти регулирует и иные предпринимательские отношения как внутрифирменные, так и властно-публичные (процедуры регистрации и ликвидации юридических лиц, нормы о конкуренции, нормы о понуждении к заключению договора, вопросы принудительного прекращения права собственности в публичных интересах и пр. При применении норм ГК РФ следует иметь в виду объективные границы, установленные ст. 3 Гражданского кодекса РФ: нормы гражданского законодательства не применяются к отношениям, основанным на административном, финансовом и ином властном подчинении одной стороны другой, если иное прямо не предусмотрено законом. Поэтому нельзя применять нормы ГК РФ в отношениях, регулируемых административным, финансовым, трудовым и иными отраслями права. Например, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ разъяснили, что, поскольку ни гражданским, ни налоговым, ни иным административным законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, необоснованные взыскание с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми органами, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из бюджета этих сумм не подлежат применению нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ)1.
В настоящее время Гражданский кодекс РФ действует в двух частях (первая введена в действие с 1 января 1995 года, вторая — с 1 марта 1996 года). Вместе с тем следует обратить внимание на то, что каждая часть сопровождалась самостоятельным федеральным законом о порядке введения в действие. Нормы данных законов либо придали отдельным положениям Гражданского кодекса обратную силу (так, нормы ГК РФ об основаниях и последствиях недействительности сделок стали применяться к сделкам, дела о которых рассматривались в судах после 1 января 1995 года), либо приостановили действие отдельных его статей (порядок государственной регистрации юридических лиц сохраняется прежним до вступления в силу федерального закона о регистрации юридических лиц, такой закон принят только в 2001 г., а, следовательно, норма ст. 51 ГК РФ не вводилась в действие более шести лет. Согласно ст. 3 ГК РФ, иные федеральные законы, содержащие нормы гражданского права, не должны противоречить нормам Гражданского кодекса. В юридической литературе высказано суждение о том, что нормы ГК РФ имеют верховенство над нормами других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права (если сам ГК РФ не допускает возможности отступить от своих положений. Обычно для этого используется фраза: «если иное не предусмотрено законом, иным правовым актом, соглашением сторон).
Помимо ГК РФ, гражданские правоотношения урегулированы большим количеством других федеральных законов, например. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», федеральные законы «О производственных кооперативах», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», и др.
4. Указы Президента Российской Федерации. Согласно ст. 90 Конституции России, указы не должны противоречить законам, в противном случае должен быть применен закон. Однако в ряде случае и фактически и юридически указы Президента РФ замещают законы. Так, согласно ст. 3 ГК РФ, Президент РФ может издавать указы нормативного характера в случае пробела на уровне закона до принятия федерального закона или когда он специально уполномочен законом. Следует отметить, что Конституционный Суд РФ фактически дал Президенту право издавать временные акты, заменяющие законы: « Не противоречит Конституции Российской Федерации издание им (Президентом) указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения. при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов» ? п. 4 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г.1. Так, с 1994 г. по 2001 г. регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществлялась согласно Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». Указом от 22 декабря 1993 г. были утверждены Временные Правила аудиторской деятельности, действовавшие до 2001 г. Значительную часть законодательства о приватизации составили указы Президента.
5. Постановления Правительства России. Они должны издаваться на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента (ст. 115 Конституции России). Так, Закон РФ «О защите прав потребителей» уполномочил Правительство РФ издавать правила оказания отдельных видов услуг.
6. Акты федеральных министерств и ведомств. Министерства и ведомства Российской Федерации во исполнение законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ вправе издавать ведомственные нормативные акты в виде приказов, инструкций, директив. (Иногда законодатель вообще лишает федеральные органы исполнительной власти издавать нормативные акты. Так, Закон «О защите прав потребителей» не допускает регулирования защиты прав потребителей ведомственными нормативными актами). Однако непременным условием их действия является регистрация в Министерстве юстиции РФ. При отказе в регистрации акт не может быть обнародован и введен в действие (согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 ведомственные нормативные акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, или носящие межведомственный характер, не прошедшие регистрацию в Минюсте и не опубликованные официально, не влекут за собой правовых последствий, не являются основанием для регулирования соответствующих отношений. На них нельзя ссылаться в судах при разрешении споров).
Для применения любого нормативного акта непременным условием является требование о его официальном обнародовании путем опубликования (ст. 15 Конституции России). Федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ официально публикуются в бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российской газете», а законы — еще в «Парламентской газете». Акты федеральных министерств и ведомств обнародуются в «Российской газете», «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». После их первого официального опубликования законы вступают в силу через 10 дней, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ через 7 дней, если иной срок не указан в самом акте. Ведомственные нормативные акты, как указано выше, предварительно проходят регистрацию в Министерстве юстиции РФ, а затем публикуются.
Нормативно-правовые акты СССР продолжают действовать, если они не изменены и не отменены последующим российским законодательством. Таких актов осталось немного.
Гражданское законодательство входит в исключительную компетенцию Российской Федерации (ст. 71 Конституции России. ст.З ГК РФ). Однако по вопросам жилищного законодательства нормативные акты вправе издавать и субъекты РФ, и муниципальные образования.
В отношениях, регулируемых гражданским правом, может иметь место ситуация, когда отношения сторон не урегулированы ни нормативными актами, ни договором. В этом случае согласно ст.З ГК РФ возможно применение обычая делового оборота, т. е. не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, иными словами, достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.) Примером может служить Сборник обычаев международной торговли (Правила ИНКОТЕРМС-90). В качестве источника права может выступать и национальный или местный обычай (ст. 19, 221 ГК РФ).
В отношениях, основанных на юридическом равенстве сторон, допустимо применение аналогии закона (применение закона, регулирующего наиболее сходные общественные отношения) или аналогии права (разрешение дела исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства) (ст.6 ГК РФ). Однако в отношениях, основанных на власти и подчинении (административные, финансовые и пр.); применение аналогии исключено.

1 См.: Конституционный суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992-1996 / Отв.ред.. Т. Г. Морщакова, М.: 1997. С. 639.

Финансовые правоотношения, их особенности и виды

В результате воздействия финансово-правовых норм на финансовые отношения последние приобретают форму правоотношения.

Финансовые правоотношения имеют следующие особенности: 1) они возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований; 2) одной из сторон в этих правоотношениях всегда выступает государство или муниципальное образование непосредственно или в лице управомоченого органа государства (финансовый орган), а также органа местного самоуправления; 3) они возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, муниципального образования, государственных или муниципальных доходов, расхода и т.п., т.е. являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер.

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности и имеют целью не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

Выявлению специфики финансового правоотношения способствует рассмотрение его структуры, состоящей из субъектного состава, объекта и содержания.

Специфика финансового правоотношения, как отмечалось ранее, проявляется в его субъектом составе, т.е. одной из сторон в нем всегда выступает государство, или муниципальное образование, или уполномоченные ими органы, организации, лица.

Государство в целом становится субъектом финансовых отношений, когда оно регулирует отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ и органами местного самоуправления. Кроме того, государство становится субъектом названных отношений во взаимосвязях с иными государствами, международными организациями по поводу предоставления или получения займов, гарантий и т.п.

В перечисленных правоотношениях государство выступает в лице высших федеральных органов, органов субъектов РФ, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, а также законодательными и другими нормативными актами.

Как субъект финансового нрава государство действует также через специальные управомоченные финансовые органы, представляющие интересы государства, например Минфин России, Минэкономразвития России, Федеральное казначейство, ФНС России, Росфиннадзор, Росфинмониторинг, ФТС России и др.

Финансовый орган осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является другой стороной финансовых правоотношений — государственный орган, хозяйствующий субъект или физическое лицо.

Другой стороной финансовых правоотношений могут выступать различные государственные органы, организации, физические лица, субъекты РФ, муниципальные образования, иностранные государства, международные организации.

Основным признаком правосубъектности гражданина и юридического лица в финансовых правоотношениях считается наличие самостоятельного источника дохода (заработка, имущества на территории РФ).

Субъектами правоотношений наряду с гражданами Российской Федерации могут быть иностранные граждане (или лица без гражданства), проживающие и работающие в Российской Федерации или имеющие на территории РФ разрешенные законом источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов.

Поскольку финансовые отношения носят имущественный характер, объектом финансовых правоотношений всегда выступают деньги, аккумулируемые, распределяемые и используемые через централизованные или децентрализованные фонды денежных средств соответствующими субъектами для достижения общесоциальных целей и задач, а также денежные обязательства.

Содержание финансового правоотношения образуют взаимосвязанные и взаимообусловленные права и обязанности сторон — субъектов финансового правоотношения. Ранее отмечалось, что положение сторон в финансовых правоотношениях характеризуется неравенством, вытекающим из специфики проводимой в обществе финансовой деятельности. Неравенство проявляется в различном объеме прав и обязанностей сторон. Как правило, уполномоченная сторона наделена большими правами в отношении другой стороны по осуществлению финансовой деятельности.

Важное значение для реализации прав и обязанностей сторон в процессе осуществления финансовой деятельности играют юридические факты — основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, прав и обязанностей сторон, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей. Для финансовой сферы характерно, что названные юридические факты должны содержаться в соответствующих нормативных правовых актах в отличие от сферы гражданского права, где основанием возникновения, изменения или прекращения гражданского правоотношения может выступать договор, соглашение сторон.

Разнообразие, многоаспектность финансовой деятельности порождает не только многообразие видов финансово-правовых норм, но и разнообразие финансовых правоотношений, классификация которых может проводиться по различным основаниям.

По направлению финансовой деятельности, или содержанию финансово-правовой нормы, финансовые правоотношения делятся на следующие виды: 1) бюджетные; 2) налоговые; 3) в области страхования; 4) в области кредита (государственного и банковского); 5) в области расчетов, регулируемых финансовым нравом; 6) но поводу регулирования денежного обращения и рынка ценных бумаг; 7) в области валютного регулирования; 8) в области отношения по осуществлению финансового контроля.

Выделение материальных и процессуальных норм финансового права позволяет говорить и о материальных и процессуальных финансовых правоотношениях. В результате возникновения материальных правоотношений субъекты реализуют предусмотренные нормативными актами права и обязанности, связанные с получением финансовых ресурсов, необходимостью уплаты налога, возврата бюджетных средств и т.п.

Реализация названных прав и выполнение обязанностей невозможны без соответствующей правовой формы, что свидетельствует о важной роли процессуальных финансовых правоотношений, например бюджетных и налоговых процессуальных отношений. Отсутствие четко регламентированной процедуры исполнения возложенных законодательством обязанностей нарушает права и интересы субъектов финансовой деятельности, отрицательно сказывается на реализации государством и муниципальными образованиями своих задач и функций.

Основными источниками финансового права являются законы и иные нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Основой всех источников финансового права являются Конституция РФ, конституционные акты субъектов РФ. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства, местного самоуправления и служат базой для развития финансового законодательства в разных областях.

Основополагающими конституционными нормами для финансового права являются, например, нормы, закрепляющие федеративное устройство страны (ст. 1, 5, 65, 66 Конституции РФ), разграничивающие предметы ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ (ст. 71 и 72), определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 35, 36), устанавливающие полномочия Президента РФ (ст. 80, 84, 90), Федерального Собрания (ст. 101, 104,106), Правительства РФ (ст. 114,115) в области финансов, закрепляющие нрава и обязанности граждан в области налогов (ст. 57) и финансов.

Помимо норм Конституции РФ источниками финансового права являются нормы конституционных актов субъектов РФ.

К источникам финансового права также относится финансовое законодательство, которое включает в себя: 1) БК РФ и НК РФ; 2) федеральные законы (например, федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, Федеральный закон «О Центральном байке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.); 3) законы субъектов РФ (о бюджете субъекта РФ на текущий год, о введении, установлении какого-либо регионального налога или сбора и др.); 4) акты представительных органов власти местного самоуправления (о бюджете на текущий год, о льготах или ставках местного налога и др.).

К подзаконным актам — источникам финансового права можно отнести: 1) указы Президента РФ; 2) нормативные правовые акты глав субъектов РФ и местного самоуправления; 3) подзаконные акты органов исполнительной власти, в первую очередь постановления правительства (например, о перечне российских и международных премий, получение которых не влечет взимание налога на доходы физических лиц); 4) нормативные акты Минфина России, ЦБ РФ (приказы, инструкции и др.); 5) нормативные правовые акты иных министерств, служб (ФСБ России и т.п.), регулирующие финансовые отношения в конкретной отрасли управления, например, в системе МВД России, Минобороны России и т.д.

К источникам финансового права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между Российской Федерацией и зарубежными государствами, международными финансовыми организациями. В соответствии со ст. 4 Б К РФ и ст. 7 НК РФ в случае противоречия указанных норм пор-мам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров, что вытекает из требований ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Большую роль в регулировании финансовой деятельности играют решения Конституционною Суда РФ, который формулирует свою правовую позицию относительно конституционности тех или иных норм финансового нрава. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на территории всей страны и влияют на развитие финансового законодательства.

Смотрите так же:

  • Статьи освобождающие от наказания Статья 84. Освобождение от наказания по болезни 1. Освобождается от наказания лицо, которое во время его отбывания заболело психической болезнью, лишающей его возможности осознавать свои действия (бездействие) либо руководить ими. К такому лицу […]
  • Сколько выплачивают пособие по беременности Пособие по беременности и родам (декретные выплаты) Содержание сборника " Пособие по беременности и родам ": 07. Особенности для некоторых случаев: 01. Что нужно для начисления декретных Лица, работающие нa предприятиях (учреждениях, оpганизациях) или y […]
  • Кто определяет размер госпошлины Госпошлина при вступлении в наследство «Какие расходы придется понести при оформлении наследства?» — интересуются наследники. Вот уже 10 лет, как с наследников снята обязанность по оплате налога за унаследованное имущество. В 2005 году Госдумой РФ был […]
  • Налог на недвижимость в херсоне Налог на недвижимость касается и жителей Херсонщины До 29 августа жителям Херсонщины, которые проживают в домах и квартирах с «лишними» квадратными метрами, необходимо уплатить налог на недвижимость Однако этот день «Д» касается только тех […]
  • Федеральный закон о малом и среднем предпринимательстве 2014 Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России: последние изменения Сегодня любой предприниматель для начала работы использует положения из Закона о малом и среднем предпринимательстве 2017, поскольку именно он и раскрывает основные принципы […]
  • Правила ухода за строительными конструкциями Новостройки Московской области Ближнее Подмосковье с улучшением транспортной доступности становится «более ближним». Новостройки Московской области в последние годы становятся все более и более востребованы. Причин тому несколько, Основная. Износ и […]
  • Усн это бюджетный налог В бюджеты какого уровня зачисляются денежные средства (налоги), взимаемые в связи с применением УСН и уплатой ЕНВД? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется […]
  • Что такое конвертация пенсии с 2018 года Валоризация пенсии в 2018 году: что это? Термин «Валоризация» переводится как «переоценка» и употребляется в экономике, когда речь идёт о повышении стоимости товаров или услуг. Понятие «Валоризация» в пенсионной системе означает изменение пенсионного права в […]