Какие правила безопасности при работе с лабораторным оборудованием

Приемы обращения с лабораторным оборудованием и основы техники безопасности при работе в химическом кабинете

Общие правила работы:

1.Внимательно слушайте и выполняйте указания учителя.

2.В химическом кабинете следует работать в халате. В кабинете запрещается снимать и развешивать верхнюю одежду, принимать пищу.

3.Рабочее место надо содержать в чистоте, не загромождая его предметами, не относящимися к данной работе. Лишние книги и тетради не должны находиться на рабочем месте.

4.По окончании работы необходимо привести в порядок рабочее место.

5.Категорически запрещается проводить опыты, не относящиеся к данной работе, трогать вещества руками и пробовать их на вкус.

Обращение с веществами-реактивами.

1.Для выполнения опытов нужно брать вещества небольшими дозами. Для твердых веществ это примерно ¼ ложечки, а для жидкости-1-2 см .

2.Пользуясь реактивами, пробку от посуды класть на стол только в перевернутом виде, т.е. тем концом, который не входит в горлышко склянки.

3.Не оставлять склянки и банки с веществами открытыми. Взяв для проведения опыта вещество из склянки, надо сразу закрыть ее пробкой и поставить на место.

4.Вещество, оставшееся неиспользованным, нельзя выливать и высыпать обратно в склянку, из которой оно было взято.

5.Пользоваться можно только реактивами, имеющими этикетки и стоящими на вашем столе.

6.Твердые вещества берите из баночек только сухой фарфоровой ложечкой или шпателем.

7.Проводите опыты только в чистой лабораторной посуде.

Меры предосторожности:

1.При работе постоянно следить за тем, чтобы реактивы (особенно кислоты и щелочи) не попадали на руки и одежду.

2.Наливая раствор, следует снимать пробиркой со склянки последнюю каплю реактива во избежании попадания жидкости на халат (одежду) или обувь.

3. При нагревании и кипячении растворов в пробирке необходимо пользоваться держателями и следить за тем, чтобы отверстие пробирки было обращено в сторону от вас и соседей.

4.Не наклоняться над сосудом, в котором нагревается жидкость, особенно с осадком, во избежание попадания брызг в лицо и глаза.

5.Для ознакомления с запахом веществ нельзя нюхать вещество прямо у горлышка пробирки, а нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

6.При разбавлении кислот нужно помнить правило: кислоту следует приливать тонкой струей при перемешивании в холодную воду.

Оказание первой помощи.

1.Первая помощь оказывается обязательно с учителем или лаборантом.

2.При попадании кислоты на кожу или одежду следует немедленно это место промыть сильной струей воды в течение 2-3 минут, затем обработать 2-3%-ным раствором гидрокарбоната натрия или раствором аммиака, после чего наложить марлевую повязку, смоченную 1-2%-ным раствором перманганата калия.

«Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборам». 8-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Технологическая карта урока

  • ознакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, основным лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, его назначением и приёмами обращения с ним;
  • познакомить с физическими и химическими явлениями при горении свечи, закрепить знания о строении пламени; научить определять самую горячую зону пламени;
  • учить выполнять химический эксперимент с использованием спиртовки, нагревать жидкость в пробирке;
  • изучить инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма;
    • совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов;
    • формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, видео-фрагментов, презентации, наблюдаемых процессов; описывать наблюдения, изображать схематически приборы;
    • формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;
    • развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;
    • продолжать формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
    • организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений с использованием тренажёров;
    • воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах.
      1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.: ил.
      2. Инструктивные карты (Приложение 1), отчёты о проделанной работе (Приложение 2), памятки по ТБ при работе в кабинете химии (Приложение 3), инструкции по оказанию ПМП при отравлениях и поражениях организма (Приложение 4)
      3. Лабораторный штатив, муфты (2 шт.), лапка, кольцо, пробирка, металлическая сетка, химический стакан (100 мл), фарфоровая чашка; спиртовка, спички; штатив для пробирок, пробирка, химический стакан (100 мл), колба, воронка, стеклянная палочка, шпатель, пробиркодержатель, тигельные щипцы, фарфоровая чашка.
      4. Технические средства обучения: ноутбук для учителя, ж/к панель, ноутбуки для учащихся
    • презентация «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»;
    • тренажёр «Меры предосторожности при работе в лаборатории» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4d1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_lab_02.swf);
    • тренажёр «Оборудование и посуда для химической лаборатории» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4d4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_lab_05.swf)
    • овладение понятийным аппаратом урока;
    • приобретение опыта использования различных методов изучения химических явлений: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
    • умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;
    • умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей.
    • Познавательные УУД

      • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
      • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций);
      • использование различных источников для получения химической информации;
      • постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения
      • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др.
      • умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;
      • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
      • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности
      • Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-метод. пособие/ О.С.Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И.Толкунов. – М.: Дрофа, 2005. – 304 с.
      • Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.: ил.
      • Давыдов В.Н., Злотников Э.Г. Техника безопасности при работах по химии. СПб – М.: САГА – ФОРУМ, 2008. 111 с.
      • Технология изучения темы

        Этапы урока

        Цели этапа

        Формируемые умения

        Деятельность учителя

        Деятельность обучающихся

      • умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий и корректировать их
      • слушать и понимать речь других

      Метапредметные:
      Коммуникативные УУД

      • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других
      • Регулятивные УУД:

        • принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
        • корректировать собственные ответы и ответы одноклассников
        • Познавательные УУД:

          • постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения;
          • осознание учебно-познавательной задачи
          • Регулятивные УУД

            • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач
            • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
            • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенций)
            • Коммуникативные УУД

              • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах
              • Предметные:

                • умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей
                • 1) Познакомьтесь с правилами техники безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении лабораторных и практических работ в кабинете химии
                  (Презентация «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами», слайды 2, 3-21

                  1) Ознакомьтесь с устройством лабораторного штатива.
                  Штатив (см. рисунок) служит для установки и закрепления пробирок, колб, химических стаканов, тиглей, чашек, холодильников и т.д. при выполнении опытов.
                  Он состоит из массивной чугунной подставки (1), в которую ввинчен стержень (2). Чугунная подставка придаёт штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт (3) укрепляют лапку (4) и кольцо (5).

                  2) Выполните описанные ниже приёмы работы с лабораторным штативом согласно инструкции

                  а) Рассмотрите детали, из которых собирается металлический штатив;
                  б) Закрепите муфту-зажим винтом на стрежне штатива;
                  в) Закрепите в зажиме лапку с помощью другого винта; ослабляя винт, переместите лапку с зажимом вверх и вниз по стрежню, устанавливая их на необходимой высоте.
                  г) Замените лапку в зажиме на кольцо; установите кольцо вместе с зажимом на различной высоте.
                  д) Соберите штатив таким образом, чтобы на стержне были укреплены одновременно лапка и кольцо на различной высоте, кольцо закрепите ниже, а лапку – выше.
                  е) Закрепите в лапке пробирку в вертикальном положении, отверстием вверх

                  Внимание!
                  Пробирка закреплена правильно, если её можно повернуть в лапке без больших усилий. Слишком крепко зажатая пробирка может лопнуть при нагревании.

                  ж) Укрепите пробирку в горизонтальном положении, не вынимая её из лапки. Для этого ослабьте винт зажима, крепящий лапку, и поверните лапку вместе с пробиркой на 900
                  з) Установите фарфоровую чашку для выпаривания на кольцо штатива, затем снимите её, используя для этого тигельные щипцы.
                  и) На кольцо штатива положите металлическую сетку, на неё поставьте химический стакан.
                  к) Установите в кольцо воронку, круглодонную колбу.
                  л) Разберите металлический лабораторный штатив, отсоединив лапку, кольцо и зажимы. Приведите рабочее место в порядок.

                  3) Оформите отчёт о проделанной работе.

                  Участвуют в обсуждении, дополняют друг друга, исправляют ошибки

                  (Презентация, слайды 2, 26-30)
                  1) Ознакомьтесь с устройством спиртовки.

                  Спиртовка (см. рисунок) состоит из сосуда (резервуара) (3), в который налит спирт, фитиля (2), укреплённого в металлической трубке с диском (1), и колпачка (4).

                  б) Зажгите спиртовку горящей спичкой.

                  Внимание! Нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки! Это может вызвать пожар.
                  в) Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.
                  г) Снова зажгите спиртовку и рассмотрите строение пламени: оно неоднородно – в нём можно выделить три зоны (см. рисунок)
                  Тёмная зона (1) находится в нижней части пламени, она самая холодная. За ней самая яркая часть пламени (2). Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но наиболее высокая температура – в зоне 3. Эта зона находится в верхней трети пламени.

                  Можно выделить несколько групп лабораторного оборудования:

                  I группа – стеклянная посуда
                  II группа – фарфоровая посуда
                  III группа – нагревательные приборы
                  IV группа – приборы для фиксации и закрепления посуды

                  Стеклянная посуда может быть сделана из толстого (нетермостойкого) стекла и, соответственно, из термостойкого стекла (тонкостенного).
                  Посуда из термостойкого стекла используется для проведения операций, сопровождающихся изменением температуры (нагревание, охлаждение).
                  Посуда из толстого стекла предназначена для хранения реактивов или проведения простейших операций, не сопровождающихся изменением температуры.

                  2) Ознакомьтесь с назначением лабораторного оборудования (таблица)

                  ОБРАЩЕНИЕ С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

                  Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

                  «Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборам». 8-й класс

                  Технологическая карта урока

                  комплексное применение знаний и умений

                  Дидактическая цель урока:

                  создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений; способствовать формированию различных универсальных учебных действий

                  Цели по содержанию:

                  ознакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, основным лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, его назначением и приёмами обращения с ним;

                  познакомить с физическими и химическими явлениями при горении свечи, закрепить знания о строении пламени; научить определять самую горячую зону пламени;

                  учить выполнять химический эксперимент с использованием спиртовки, нагревать жидкость в пробирке;

                  изучить инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма;

                  совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов;

                  формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, видео-фрагментов, презентации, наблюдаемых процессов; описывать наблюдения, изображать схематически приборы;

                  формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;

                  развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

                  продолжать формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;

                  организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений с использованием тренажёров;

                  воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах.

                  Основные понятия темы:

                  Лабораторное оборудование, штатив (стержень, подставка, муфта, кольцо, лапка), спиртовка (резервуар, фитиль, колпачок), зоны пламени.

                  Методы обучения:

                  ФОПД:

                  фронтальная, индивидуальная, парная

                  Средства обучения:

                  Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.: ил.

                  Инструктивные карты ( Приложение 1 ), отчёты о проделанной работе ( Приложение 2 ), памятки по ТБ при работе в кабинете химии ( Приложение 3 ), инструкции по оказанию ПМП при отравлениях и поражениях организма ( Приложение 4 )

                  Лабораторный штатив, муфты (2 шт.), лапка, кольцо, пробирка, металлическая сетка, химический стакан (100 мл), фарфоровая чашка; спиртовка, спички; штатив для пробирок, пробирка, химический стакан (100 мл), колба, воронка, стеклянная палочка, шпатель, пробиркодержатель, тигельные щипцы, фарфоровая чашка.

                  Технические средства обучения: ноутбук для учителя, ж/к панель, ноутбуки для учащихся

                  Зрительный ряд:

                  презентация «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»;

                  Планируемые результаты:

                  овладение понятийным аппаратом урока;

                  приобретение опыта использования различных методов изучения химических явлений: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

                  умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;

                  умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей.

                  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач и др.

                  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

                  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций);

                  использование различных источников для получения химической информации;

                  постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения

                  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др.

                  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

                  Использованная литература

                  Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-метод. пособие/ О.С.Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И.Толкунов. – М.: Дрофа, 2005. – 304 с.

                  Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.: ил.

                  Давыдов В.Н., Злотников Э.Г. Техника безопасности при работах по химии. СПб – М.: САГА – ФОРУМ, 2008. 111 с.

                  Технология изучения темы

                  определять общие для всех и индивидуальные правила работы

                  умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий и корректировать их

                  слушать и понимать речь других

                  Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

                  Приветствие учителя. Проверка рабочего места: расположение учебных принадлежностей, наличие раздаточного материала, лабораторного оборудования

                  Мобилизовать учащихся, настроить на урок

                  формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

                  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности

                  – Как-то раз один знакомый французского химика Шарля Вюрца, жившего в 19 веке, застал его озабоченно прохаживающимся под окнами собственной лаборатории. На вопрос, что он тут делает, Вюрц нехотя ответил: «Ожидаю результата опыта».
                  Этот случай показывает, насколько беспомощным был человек, великий химик, перед теми неприятными сюрпризами, которые таят в себе разнообразные вещества и химические процессы.
                  В позапрошлом столетии ТБ при работе в химических лабораториях находилась в стадии формирования, поэтому исследователи часто сталкивались с неприятными сюрпризами – взрывами, выделением ядовитых, дурно пахнущих веществ, химическими и термическими ожогами.
                  В начале прошлого века в Германии была издана книга «Несчастные случаи при химических работах», в которой были приведены описания и анализ свыше 1600 несчастных случаев, произошедших в учебных и исследовательских лабораториях.
                  Вот почему знания о способах предотвращения возможных опасностей помогут нам сохранить силы и здоровье для будущей плодотворной работы

                  Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию

                  Целеполагание и мотивация

                  Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний.
                  Обозначить цель и задачи урока

                  формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

                  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других

                  принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

                  корректировать собственные ответы и ответы одноклассников

                  постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения;

                  осознание учебно-познавательной задачи

                  – Сегодня нам предстоит выполнить первую практическую работу «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»
                  – Сформулируйте, пожалуйста цель сегодняшнего урока;
                  – Какие задачи вы поставите перед собой?
                  – Итак, в ходе выполнения практической работы мы вспомним общие требования при работе в кабинете химии, изучим правила ТБ при работе с реактивами и оборудованием, рассмотрим краткие инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма, которые могут возникнуть во время выполнения химических опытов.
                  – Кроме того, нам предстоит рассмотреть основные виды образцов лабораторной посуды и оборудования, а также их назначение; познакомимся с устройством лабораторного штатива и спиртовки, отработаем приёмы работы с ними; изучим строение пламени.

                  Формулируют цель, дополняют друг друга, ставят обсуждают задачи, корректируют ответы одноклассников

                  – Рассмотрите предложенное вам оборудование.
                  – Выполнять работу будем согласно инструктивной карте (на столах), которая поможет нам логически выстроить действия и оформить результаты в отчётах

                  Рассматривают предложенное для работы оборудование, просматривают инструктивную карту и форму отчёта о проделанной работе

                  Организация и выполнение практического задания

                  * Ознакомить учащихся с правилами ТБ при работе в кабинете химии, основным лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, его назначением и приёмами обращения с ним;
                  * познакомить с физическими и химическими явлениями при горении свечи, закрепить знания о строении пламени; научить определять самую горячую зону пламени;
                  * учить выполнять химический эксперимент с использованием спиртовки, нагревать жидкость в пробирке;
                  * изучить инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма;
                  * совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов;
                  * формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, видео-фрагментов, презентации, наблюдаемых процессов;
                  * описывать наблюдения, изображать схематически приборы;
                  * формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;
                  * развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;
                  * продолжать формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
                  организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений с использованием тренажёров;
                  * воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах

                  умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;

                  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

                  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач

                  использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

                  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенций)

                  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах

                  умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей

                  Правила техники безопасности при работе в кабинете химии

                  1) Познакомьтесь с правилами техники безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении лабораторных и практических работ в кабинете химии
                  (Презентация «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами», слайды 2, 3-21

                  Работают с инструктивной картой ( Приложение 1 ), выполняют задания согласно предложенному плану работы
                  Просматривают слайды и обсуждают основные правила ТБ при работе в кабинете химии, получают памятки по ТБ ( Приложение 3 )

                  2) Изучите краткую инструкцию по оказанию мер первой медицинской помощи при различного рода отравлениях и поражениях организма.
                  ( Приложение 4 )

                  Изучают инструкцию по оказанию мер ПМП при отравлениях и поражениях организма

                  Закрепляют полученные знания с помощью тренажёра, осуществляют само- и взаимопроверку

                  Часть 1. Лабораторный штатив и приёмы обращения с ним (Презентация, слайды 2, 22-25)

                  1) Ознакомьтесь с устройством лабораторного штатива.
                  Штатив (см. рисунок) служит для установки и закрепления пробирок, колб, химических стаканов, тиглей, чашек, холодильников и т.д. при выполнении опытов.
                  Он состоит из массивной чугунной подставки (1), в которую ввинчен стержень (2). Чугунная подставка придаёт штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт (3) укрепляют лапку (4) и кольцо (5).

                  а) Рассмотрите детали, из которых собирается металлический штатив;
                  б) Закрепите муфту-зажим винтом на стрежне штатива;
                  в) Закрепите в зажиме лапку с помощью другого винта; ослабляя винт, переместите лапку с зажимом вверх и вниз по стрежню, устанавливая их на необходимой высоте.
                  г) Замените лапку в зажиме на кольцо; установите кольцо вместе с зажимом на различной высоте.
                  д) Соберите штатив таким образом, чтобы на стержне были укреплены одновременно лапка и кольцо на различной высоте, кольцо закрепите ниже, а лапку – выше.
                  е) Закрепите в лапке пробирку в вертикальном положении, отверстием вверх

                  Внимание!
                  Пробирка закреплена правильно, если её можно повернуть в лапке без больших усилий. Слишком крепко зажатая пробирка может лопнуть при нагревании.

                  ж) Укрепите пробирку в горизонтальном положении, не вынимая её из лапки. Для этого ослабьте винт зажима, крепящий лапку, и поверните лапку вместе с пробиркой на 900
                  з) Установите фарфоровую чашку для выпаривания на кольцо штатива, затем снимите её, используя для этого тигельные щипцы.
                  и) На кольцо штатива положите металлическую сетку, на неё поставьте химический стакан.
                  к) Установите в кольцо воронку, круглодонную колбу.
                  л) Разберите металлический лабораторный штатив, отсоединив лапку, кольцо и зажимы. Приведите рабочее место в порядок.

                  Знакомятся с устройством штатива, выполняют описанные в инструктивной карте приёмы работы со штативом, оформляют отчёт о проделанной работе
                  ( Приложение 2 )

                  Часть 2. Спиртовка и приёмы обращения с ней. Строение пламени

                  (Презентация, слайды 2, 26-30)
                  1) Ознакомьтесь с устройством спиртовки.

                  Спиртовка (см. рисунок) состоит из сосуда (резервуара) (3), в который налит спирт, фитиля (2), укреплённого в металлической трубке с диском (1), и колпачка (4).

                  2) Выполните описанные ниже приёмы работы со спиртовкой согласно инструкции

                  а) Снимите колпачок со спиртовки, поставьте его на стол. Проверьте, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда, оно должно быть закрыто полностью, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде.

                  Внимание! Нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки! Это может вызвать пожар.
                  в) Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.
                  г) Снова зажгите спиртовку и рассмотрите строение пламени: оно неоднородно – в нём можно выделить три зоны (см. рисунок)
                  Тёмная зона (1) находится в нижней части пламени, она самая холодная. За ней самаяяркая часть пламени (2). Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но наиболее высокая температура – в зоне 3. Эта зона находится в верхней трети пламени.

                  д) Исследуйте каждую зону пламени, внося в них на короткое время спички. Быстрее других загорается спичка в верхней зоне пламени, медленнее – спичка во внутренней зоне.
                  е) В какую часть пламени необходимо помещать нагреваемый предмет? Почему?

                  3) Оформите отчёт

                  Выполняют действия согласно инструктивной карте, оформляют отчёт

                  Часть 3. Лабораторное оборудование и основные приёмы обращения с ним(Презентация, слайды 2, 32-53)

                  1) Изучите информацию о группах лабораторного оборудования.

                  Стеклянная посуда может быть сделана из толстого (нетермостойкого) стекла и, соответственно, из термостойкого стекла (тонкостенного).
                  Посуда из термостойкого стеклаиспользуется для проведения операций, сопровождающихся изменением температуры (нагревание, охлаждение).
                  Посуда из толстого стекла предназначена для хранения реактивов или проведения простейших операций, не сопровождающихся изменением температуры.

                  3) Осуществите нагревание воды в пробирке

                  Налейте в пробирку 1-2 мл воды. Закрепите пробирку в пробиркодержателе у отверстия. Нагревание проводите в верхней зоне пламени. Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а затем ту часть, где находится вода. Поставьте пробирку в штатив для пробирок.

                  Выполняют действия согласно инструктивной карте, оформляют отчёт о проделанной работе.

                  4) Проверьте себя с помощью тренажёра «Оборудование и посуда для химической лаборатории»

                  5) Оформите отчёт

                  Выполняют само- и взаимопроверку с помощью тренажёр

                  Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока(Презентация, слайд 54)

                  Формулируют общий вывод по работе:«Изучили основные правила ТБ при работе в кабинете химии. Познакомились с различными образцами химической посуды и их назначением. Научились работать с лабораторным штативом»

                  Обобщение, подведение итогов урока

                  Обобщить полученные знания,

                  умение управлять своей познавательной деятельностью

                  осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

                  – Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
                  – Достигли мы цели урока?
                  – Где могут пригодиться полученные вами знания?
                  – Приберите рабочее место

                  Учащиеся воспринимают, осмысливают вопросы учителя, дают ответы, корректируют высказывания одноклассников.

                  Прибирают рабочие места

                  Оценить свою деятельность на уроке

                  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

                  оценивать результаты решения поставленных задач;

                  давать оценку деятельности на уроке

                  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения

                  Презентация по химии на тему «Правила техники безопасности. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием» (8 класс)

                  Выбранный для просмотра документ #U0422#U0435#U0445#U043d#U0438#U043a#U0430 #U0431#U0435#U0437#U043e#U043f#U0430#U0441#U043d#U043e#U0441#U0442#U0438.ppt

                  Описание презентации по отдельным слайдам:

                  «Правила техники безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием» Практическая работа № 1 8 класс Составила Земцова Антонина Ивановна Учитель химии МАОУ Каскаринская СОШ Тюменского района Тюменской области

                  ЦЕЛЬ: 1. Изучить правила техники безопасности. 2. Познакомиться с разновидностью химической посуды и освоить приёмы обращения с лабораторным оборудованием.

                  Опыт люби – основу предмета, Читай, думай, наблюдай, Умей найти на всё ответы, Жизнь цени, твори, мечтай.

                  Для школьников, исследователей, сотрудников производств и всех, кто имеет дело с реагентами, очень важно соблюдать правила техники безопасности при работе с химикатами

                  Перед началом эксперимента внимательно ознакомьтесь с инструкциями

                  Эксперименты нужно выполнять в строгом соответствии с инструкциями, используя точно указанные количества веществ

                  Правильное (а) и неправильное (б) перемешивание жидкости в пробирке

                  Не принимайте пищу во время химических экспериментов, а после их завершения тщательно мойте руки

                  Помните, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно

                  Не склоняйтесь над сосудом с кипящей жидкостью

                  Не держите пробирку отверстием к себе или к кому-нибудь, кто стоит рядом с вами

                  В целях противопожарной безопасности нужно зажигать спиртовку только спичкой, а тушить крышкой-колпачком (НЕ ЗАДУВАТЬ!)

                  Определять запах вещества нужно очень осторожно: слегка подгоняя ладонью пары вещества в свою сторону

                  Жидкость из сосуда берите пипеткой или наливайте раствор из склянки. Твёрдые вещества берите из баночек только сухой ложкой, шпателем или сухой пробиркой.

                  Вещества не должны храниться вместе с пищевыми продуктами

                  Используйте только чистую лабораторную посуду и тщательно промывайте ее после выполнения эксперимента

                  Обращайте особое внимание на предупредительные знаки!

                  После эксперимента не выливайте в раковину остатки реактивов – они должны быть нейтрализованы и разбавлены

                  Всякое в опыте может случиться, Внимательным будь и не оплошай. Тебе всегда поможет учитель, Паники только не допускай!

                  Запишите после цели в тетради! С правилами техники безопасности ознакомлен (а)_________(подпись)

                  Устройство лабораторного штатива 1 – чугунная подставка, 2 – стержень, 3 – муфта с винтами, 4 – лапка, 5 – кольцо.

                  Устройство спиртовки 1. – резервуар, 2. – трубка с диском, 3. — фитиль, 4.- колпачок

                  Строение пламени 5 6 7 ЛУЧИНКА Холодная Менее горячая Самая горячая часть

                  Источники: О. С. Габриелян. Учебник химия-8 класс. М.: Дрофа, 2009. Фото: Мультимедийное приложение к учебнику С. С. Бердоносова. Химия. 8 класс. 9 класс., ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 2005. Е. П. Ким. Химия 8-9 классы. Практические работы. Саратов.: Лицей, 2006. О. С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М.: Дрофа, 2006 Г. Л. Маршанова.Техника безопасности в школьной химической лаборатории. М.:АРКТИ,2002.

                  Выбранный для просмотра документ #U043a#U043e#U043d#U0441#U043f#U0435#U043a#U0442 #U0443#U0440#U043e#U043a#U0430.docx

                  Практическая работа №1

                  Тема: Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

                  Сформировать у обучающихся знания о правилах техники безопасности при работе в химическом кабинете.

                  Подвести обучающихся к формированию знаний о многообразии лабораторного оборудования и основных приемов работы с ним.

                  Воспитывать добросовестное отношение к труду и положительное отношение к получению знаний.

                  Продолжить формирование общеучебных умений при проведении химического эксперимента.

                  Продолжить развитие умений применять знания на практике.

                  Тип урока: изучение нового материала.

                  Вид урока: практическая работа.

                  Формирование новых понятий – практическая работа.

                  Формирование умений и навыков.

                  Подведение итогов урока.

                  Оборудование: лабораторный штатив, нагревательный прибор, спички, пробирки, химический стакан, колба, фарфоровая чашка, воронка, прибор для сбора газов.

                  Подготовка к уроку (проверить готовность к уроку учащихся, оборудования, класса; отметить в журнале отсутствующих; сообщить тему и цели урока).

                  Инструктаж по технике безопасности с обязательной регистрацией и подписью в журнале инструктажа.

                  Инструктаж по работе.

                  Работа проводится по описанию на стр.174 – 180 учебника Химия. 8 класс О.С.Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2009.

                  Учитель: Практическая работа, проводимая на уроке, познакомит вас с основными правилами техники безопасности, которые необходимо соблюдать на уроках химии. Так же на уроке мы познакомимся с лабораторным оборудованием и правилами работы с ним.

                  Для проведения работы нам будет необходима тетрадь для практических работ. (Открыли тетради, записали дату, тему, цели работы и ход работы).

                  Учитель: Прежде чем мы начнем работать с текстом учебника, давайте попробуем сами сформулировать основные правила техники безопасности при работе в кабинете химии. (Ребята предлагают варианты основных правил. Такие как: ничего не пробовать на вкус, не приступать к работе без разрешения учителя, не смешивать реактивы без необходимости, не передавать склянки с реактивами с одной парты на другую и др.).

                  Учитель: А теперь давайте откроем учебник на странице 174 и прочитаем правила, которые необходимо соблюдать в кабинете при проведении практических и лабораторных работ. Правила, которые вы считаете самыми важными, отметим в тетради и запомним. На выполнение данного задания 15-20 минут.

                  Правила техники безопасности:

                  Проводить опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не брать для опыта больше вещества, чем это необходимо.

                  Строго выполнять указанные учителем меры предосторожности.

                  Не пробовать вещества на вкус.

                  При определении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров может вызвать раздражение дыхательных путей.

                  Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от себя, и от соседей по парте.

                  Не приступайте к выполнению опыта, не зная этапов проведения опытов.

                  Банки и склянки закрывайте теми же крышками и пробками, какими они были закрыты изначально. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входит в горлышко склянки.

                  Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

                  Учитель: На демонстрационном столе вы видите примеры лабораторного оборудования, которое используется практически на каждой лабораторной и практической работе. Вы видите перед собой … (учитель демонстрирует оборудование, которое имеется в кабинете).

                  Заполняем таблицу «Лабораторное оборудование». Заготовки таблиц находятся на партах. В таблице заполнено два столбика – название и рисунок. Вам необходимо заполнить третий столбик таблицы – назначение. Пользуемся текстом учебника, заполняем, а затем вместе проверяем заполненную графу. На выполнение этой части работы 7-10 минут.

                  Лабораторный штатив используется для закрепления химичес-кой посуды и установки во время выполнения эксперимента.

                  Спиртовка используется для нагревания реактивов (ускорение химических реакций).

                  Для смешивания небольших количеств веществ.

                  Для проведения опытов при смешивании большого количества веществ.

                  Для переливания жидкостей из посуды с широким горлом в сосуд с узким горлом, для фильтрования.

                  Для выпаривания при разделении смесей.

                  Прибор для сбора газов

                  Для сбора газов при проведении опытов.

                  После заполнения таблицы и проверки заполненной графы обучающиеся формулируют вывод к работе (если требуется, то с помощью учителя).

                  Вывод к работе: в ходе выполнения практической работы были изучены правила техники безопасности при работе в химической лаборатории, а также разнообразное лабораторное оборудование и правила работы с ним.

                  Учитель: Давайте подведем итог практической работе и уроку.

                  Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать в кабинете химии? (обучающиеся озвучивают основные правила).

                  Какое лабораторное оборудование и его назначение было сегодня изучено? (обучающиеся приводят примеры оборудования).

                  Литература для подготовки урока:

                  О. С. Габриелян. Учебник химия-8 класс. М.: Дрофа, 2009.

                  Фото: Мультимедийное приложение к учебнику С. С. Бердоносова. Химия. 8 класс. 9 класс., ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 2005.

                  Е. П. Ким. Химия 8-9 классы. Практические работы. Саратов.: Лицей, 2006.

                  О. С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М.: Дрофа, 2006

                  Г. Л. Маршанова.Техника безопасности в школьной химической лаборатории. М.:АРКТИ,2002.

                  Смотрите так же:

                  • Усн это бюджетный налог В бюджеты какого уровня зачисляются денежные средства (налоги), взимаемые в связи с применением УСН и уплатой ЕНВД? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется […]
                  • Каждый имеет право на образование это норма Нарушение права на образование Разделы: Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей. Несмотря на […]
                  • Мон правила прийому 2018 Вступ 2018. МОН затвердило умови прийому абітурієнтів Міністерством освіти і науки затверджено Умови прийому на навчання до закладів вищої освіти України в 2018 році. Відповідний наказ підписаний міністром освіти Лілією Гриневич. Документ встановлює основні […]
                  • Федеральным законом о выборах президента российской федерации Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации 1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного […]
                  • Маша в законе телепрограмма Маша в законе (1-2 сезон) 8 серий из 8 Маше немного за тридцать, личная жизнь не устроена. За плечами - 10 лет парикмахерского стажа. Маша решает круто изменить свою жизнь и заканчивает юридический факультет. Теперь она - новоиспеченный юрист, ведь нет […]
                  • Перечислена в бюджет сумма налога на доходы физических лиц Расчет налога на доходы физических лиц Налоговый период при расчете налога на доходы физических лиц – 1 год. На себя - 400 рублей в месяц до месяца, в котором доход превысил 20 000,0 рублей, т.е. при доходе 5 000,0 рублей вычет составит 400 * 4 = 1 600,0 […]
                  • Чита черновский мировой суд Чита черновский мировой суд Судебный участок № 12 Черновского судебного района Уважаемые посетители сайта! Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» урегулированы […]
                  • Заявление на учебу в институте Заявление на учебный отпуск Оформление заявления на учебный отпуск – необходимая часть процедуры ухода в отпуск сотрудника, находящегося на обучении. Каждый работник имеет полное право совмещать трудовую деятельность и учебу – эта норма установлена в […]