Конституционный закон о референдуме рк

Страница не найдена

Извините, запрашиваемый Вами ресурс не найден.

Вы можете вернуться обратно, или перейти на главную страницу и воспользоваться поиском.

Состояние базы

  • Всего документов: 237685
  • На казахском языке: 119132
  • На русском языке: 118144
  • На английском языке: 409
  • Дата обновления: 22.08.2018
  • Документы по состоянию на: 16.08.2018
  • Служба поддержки

    • Email: [email protected]
    • Время работы: 09:00 — 18:30
      (по времени Астаны)
    • Выходные: суббота, воскресенье
    • Пользовательское соглашение
    • Обратная связь
    • Руководство пользователя
    • Часто задаваемые вопросы
    • Карта сайта
    • Правовая информационная служба МЮ РК

    • Бесплатный звонок с городских телефонов
      119 по всему Казахстану
      58-00-58 для гг.Астана, Алматы
    • Последние документы

      Популярные документы

      © 2012. РГП на ПХВ Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан

      Закон о референдуме

      Наряду с проведением выборов, референдум является высшим проявлением народной воли. Для его проведения государство должно гарантировать принципы свободного выражения своего выбора. Данные правовые нормы регламентируются законом 5 ФКЗ. Он предписывает механизмы, по которым граждане могут воспользоваться своими правами, а также принципы, на которых основывается проведение соответствующих мероприятий.

      Описание закона «О референдуме Российской Федерации»

      Федеральный конституционный закон под номером 5 ФКЗ «О референдуме в РФ» одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года. С момента вступления документа в силу в него вносились определенные изменения, призванные устранить неточности в формулировках. Последние поправки были введены 18 июня 2017.

      Структурно Федеральный закон «О референдуме РФ» состоит из следующих глав:

    • общие положения — включают в себя принципы проведения, основные понятия и термины, используемые законодательством, а также отдельные организационные аспекты;
    • инициатива проведения и начало референдума – регулируется порядок организации, сбор подписей и их проверку, решение о назначении;
    • комиссии – систематизация их организации и правовой статус, процедура формирования и сроки, подразделения комиссий и полномочия;
    • статус наблюдателей и представителей средств массовой информации, регламент их участия в проведении голосования;
    • списки участников референдума, порядок составления и ознакомления с ними по закону;
    • финансирование проводимого голосования, учреждение специальных фондов и отчетность;
    • информационное обеспечение – порядок информирования участников, опубликование опросов и правовых актов и законов, выносимых на голосование, агитация и условия ее проведения;
    • процедура голосования – выбор помещений, бюллетень и открепительное удостоверение, порядок голосования, в том числе досрочного и вне отведенных помещений;
    • подсчет голосов и определение итогов – ведение протокола, подсчет бюллетеней и определение результатов;
    • опубликование итогов и юридическая сила принятого голосованием решения для принятия соответствующего закона;
    • рассмотрение нарушений, зафиксированных в ходе голосования;
    • ответственность за нарушения данного закона.

    В заключительные положения документа включаются статьи о порядке исчисления сроков, переходные правовые нормы и порядок вступления закона в силу. В последнем вопросе учитываются и документы, которые в соответствии с принятием ФЗ 5 «О референдуме РФ» утрачивают свою силу.

    В Федеральный конституционный закон под номером 5 кроме основных статей включены два приложения. Первое – утвержденная форма подписного листа. Второе – контрольное соотношение сведений, вносимых в итоговый протокол.

    Принципы проведения референдума

    Принципы проведения референдума регулируются статьей 2 Федерального конституционного закона под номером 5 и определяются следующими положениями:

  • всеобщее равное прямое волеизъявление граждан;
  • право участия не зависит от каких-либо признаков, происхождения или принадлежности;
  • каждый участник обладает равным количеством голосов;
  • в голосовании гражданин изъявляет свою волю по вынесенным вопросам или против них;
  • участие является добровольным, никто не вправе навязывать его насильно или условиями;
  • голосование является тайным, никто не имеет права наблюдать за заполнением бюллетеня.
  • Право на проведение референдума

    Инициатива проведения референдума регламентируется статьей 14 Федерального конституционного закона «О референдумах РФ». По ее предписаниям голосование инициируется:

  • двумя миллионами граждан Российской Федерации, поставившими свои подписи за проведение;
  • Конституционным Собранием;
  • федеральными органами государственной власти.
  • Каждая инициатива имеет определенные условия для ее реализации. Отдельно закон касается вопросов, которые могут выдвигаться на голосование. К таковым согласно статье 6 ФКЗ 5 относятся:

    • проект новой Конституции РФ;
    • правовой акт или вопрос, выдвинутый в соответствии с заключенным международным договором;
    • вопросы государственного значения при соблюдении предусмотренного порядка.
    • На референдум не выносятся следующие вопросы:

    • о смене статуса субъектов РФ, который уже закреплен в Конституции;
    • о пребывании на государственных постах временно замещающих лиц;
    • о прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ или Государственной Думы;
    • о составе государственных органов, а также об органах, сформированных согласно международным договоренностям;
    • о принятии чрезвычайных мер для обеспечения здоровья и безопасности граждан.
    • Скачать ФЗ 5

      Скачать Федеральный конституционный закон «О референдумах Российской Федерации» можно здесь. Документ предлагается в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Текст будет востребован гражданами, знакомящимися со своими правами, а также должностными лицами, задействованными в подготовке и реализации голосования.

      Изменения в ФЗ 5 «О референдуме в РФ»

      Последние изменения в ФКЗ 5 были внесены 18 июня 2017 года. Они коснулись пункта 16 статьи 30. Положение регулирует полномочия Центральной избирательной комиссии РФ – действия, которые она вправе совершать с целью реализации предписаний данного закона.

      Внесенные поправки полностью изменили редакцию пункта 16, определяющего порядок доставки в комиссии документации, связанной с проведением голосования. Иных изменений в Закон о референдумах не вносилось.

      Конституционный закон «О республиканском референдуме»

      Конституционный закон Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года № 2592
      О республиканском референдуме
      (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.05.2008 г.)

      Глава I. Общие положения (статьи 1 9)
      Глава II. Назначение и подготовка республиканского референдума (статьи 10 — 24)
      Глава III. Порядок проведения республиканского референдума (статьи 25 — 33)
      Глава IV. Заключительные положения (статьи 34 — 37)

      Заголовок и преамбула изложены в редакции Конституционного закона РК от 06.05.99 г. № 376-I (см. стар. ред.)
      Настоящий Конституционный закон в соответствии с Конституцией Республики Казахстан определяет порядок назначения, подготовки и проведения республиканского референдума.
      В подпунктах 2), 3) статьи 9, пункте 5 статьи 13, пункте 6 статьи 14, пункте 2 статьи 15, пункте 2 статьи 16, пункте 2 статьи 20, подпункте 11) пункта 1 статьи 21, подпункте 8) пункта 1 статьи 22, подпунктах 1), 8) пункта 1 статьи 23, пункте 3 статьи 23, статье 25, статье 29, пункте 2 статьи 30, пункте 5 статьи 31, статье 37 слова «Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона», «настоящему Указу», «настоящий Указ», «настоящего Указа», «Указом, имеющим силу конституционного закона,», «настоящим Указом», «Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона,», «Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона,», «настоящий Указ» заменены соответственно словами «Конституционный закон Республики Казахстан», «настоящему Конституционному закону», «настоящий Конституционный закон», «настоящего Конституционного закона», «Конституционным законом», «настоящим Конституционным законом», «Конституционным законом Республики Казахстан», «Конституционного закона Республики Казахстан», «настоящий Конституционный закон» в соответствии с Конституционным законом РК от 06.05.99 г. № 376-I

      Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-фкз «о референдуме Российской Федерации»

      Опубликовано: 30 июня 2004 г. в «дополнительном выпуске » — Допвыпуск №3514

      Вступает в силу:30 июня 2004 г.

      Одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года

      Одобрен Советом Федерации 23 июня 2004 года

      Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

      Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Референдум Российской Федерации

      Референдум Российской Федерации (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

      Статья 2. Принципы проведения референдума

      1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

      2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

      3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

      4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

      5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также — гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

      6. Голосование на референдуме (далее — голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

      Статья 3. Законодательство Российской Федерации о референдуме

      1. Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.

      2. Порядок и сроки назначения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом. Порядок и сроки подготовки и проведения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принимаемыми в пределах ее полномочий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

      3. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принимаются в целях обеспечения единообразного применения настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов при подготовке и проведении референдума.

      Статья 4. Основные термины и понятия

      1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

      2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона применяются следующие термины и понятия:

      1) агитация по вопросам референдума — деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума путем внесения подписей в подписные листы или иным способом либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вопрос (вопросы) референдума;

      2) адрес места жительства — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина;

      3) бюллетень — бюллетень для голосования на референдуме;

      4) вопрос референдума — вопрос государственного значения, по которому предлагается провести или проводится референдум;

      5) инициативная агитационная группа — группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях проведения агитации по вопросам референдума;

      6) инициативная группа по проведению референдума — группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях реализации инициативы проведения референдума;

      7) кампания референдума — деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума либо со дня официального опубликования решения о назначении всенародного голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации либо со дня официального опубликования решения о назначении референдума по проекту нормативного акта или вопросу референдума, вынесенным на референдум в соответствии с международным договором Российской Федерации, до дня представления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации отчета о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня прекращения процедур по реализации инициативы проведения референдума по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным конституционным законом;

      8) комиссия референдума — комиссия, осуществляющая подготовку и проведение референдума, обеспечивающая реализацию и защиту права граждан Российской Федерации на участие в референдуме и входящая в систему комиссий референдума, установленную частью 2 статьи 24 настоящего Федерального конституционного закона;

      9) подписной лист — лист, который предназначен для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума;

      10) политическая партия — политическая партия, имеющая в соответствии с законодательством Российской Федерации о политических партиях право участвовать в референдуме;

      11) право на участие в референдуме — конституционное право граждан Российской Федерации голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума;

      12) участники референдума — граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о референдуме правом на участие в референдуме.

      Статья 5. Право на участие в референдуме

      1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

      2. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

      3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме.

      Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

      1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.

      2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

      3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

      4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

      5. На референдум не могут выноситься вопросы:

      1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

      2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

      3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

      4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

      5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

      6) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;

      7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

      8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

      9) об амнистии и о помиловании.

      6. Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

      7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

      8. Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

      9. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу, за исключением случая, предусмотренного частью 27 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.

      10. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с международным договором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.

      11. Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, является обязательным.

      Статья 7. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума

      1. Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

      2. Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута в установленном настоящим Федеральным конституционным законом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

      3. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Данное положение не действует в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 6 настоящего Федерального конституционного закона.

      4. В период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов не может быть выдвинута инициатива проведения референдума в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Федерального конституционного закона.

      5. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

      6. Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

      Статья 8. Язык проведения референдума

      1. При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык Российской Федерации, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе Российской Федерации, а также языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

      2. Формулировка вопроса (вопросов) референдума, текст проекта нормативного акта, выносимого на референдум, бюллетень, решения, принятые на референдуме, документы органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, касающиеся проведения референдума, составляются (публикуются) на русском языке и на государственных языках республик в составе Российской Федерации, а в случае необходимости — и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

      Статья 9. Финансирование референдума

      1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

      Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд референдума для организации сбора подписей граждан Российской Федерации в поддержку выдвижения инициативы проведения референдума, для финансирования иной своей деятельности по реализации инициативы проведения референдума, в том числе агитации по вопросам референдума.

      В случае образования инициативной агитационной группы, предусмотренной настоящим Федеральным конституционным законом, она создает собственный фонд референдума для финансирования агитации по вопросам референдума.

      4. Фонд референдума инициативной группы по проведению референдума, фонд референдума инициативной агитационной группы (далее — фонды референдума) создаются в размерах и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, соответственно за счет денежных средств членов инициативной группы по проведению референдума, членов инициативной агитационной группы, а также за счет добровольных пожертвований граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.

      Статья 10. Подготовка и проведение референдума комиссиями референдума

      1. Подготовка и проведение референдума, обеспечение и защита права на участие в референдуме, а также контроль за его соблюдением возлагается на комиссии референдума в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами.

      2. Нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения иных комиссий референдума, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, должностных лиц, инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, их уполномоченных представителей, политических партий и иных общественных объединений, граждан Российской Федерации.

      Статья 11. Гласность при подготовке и проведении референдума

      1. Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан Российской Федерации о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума.

      2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения референдума, обеспечения права на участие в референдуме, официально опубликовываются либо доводятся до всеобщего сведения иным путем в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным конституционным законом.

      3. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

      Статья 12. Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»

      1. При подготовке и проведении референдума используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы»).

      2. Порядок использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении референдума определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, возникающие при использовании ГАС «Выборы».

      Статья 13. Участие в референдуме иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений

      1. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

      2. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением референдума устанавливается международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами.

      О республиканском референдуме

      Конституционный Закон Республики Казахстан от 2 ноябpя 1995 года N 2592.

      Сноска. Заголовок в редакции Конституционного закона РК от 6 мая 1999 г. N 376.

      Настоящий Конституционный закон в соответствии с Конституцией Республики Казахстан определяет порядок назначения, подготовки и проведения республиканского референдума.

      Сноска. Преамбула в редакции Конституционного закона РК от 6 мая 1999 г. N 376.

      Глава I
      Общие положения

      Статья 1. Понятие республиканского референдума

      1. Республиканский референдум — всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан.

      2. Референдум проводится на всей территории Республики.

      Статья 2. Предмет республиканского референдума

      Предметом референдума могут быть:

      1) принятие Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесение в них изменений и дополнений;

      2) решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики.

      Статья 3. Вопросы, которые не могут быть предметом республиканского референдума

      Не могут быть предметом референдума вопросы:

      1) которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

      2) изменения статуса Республики Казахстан как независимого государства, унитарности и территориальной целостности Республики, формы ее правления, а также основополагающих принципов деятельности Республики, заложенных Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статуса;

      3) административно-территориального устройства и границ Республики;

      4) правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;

      5) бюджетной и налоговой политики;

      6) амнистии и помилования;

      7) назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства Республики;

      8) выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики.

      Сноска. Статья 3 с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      Статья 4. Принципы проведения республиканского референдума

      Проведение референдума основывается на принципах:

      1) добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан;

      2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании;

      Статья 5. Право на участие в республиканском референдуме

      1. Правом на участие в референдуме обладают граждане Республики, достигшие восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. В референдуме не имеют право участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав иных граждан Республики на участие в референдуме является недопустимым и наказывается по закону.

      2. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях и каждый из них обладает соответственно одним голосом либо равным числом голосов.

      3. Граждане участвуют в референдуме непосредственно.

      Статья 6. Гласность при организации и проведении республиканского референдума

      1. Организация и проведение референдума осуществляются открыто и гласно.

      2. Решение о проведении референдума и вопрос (вопросы), выносимый (выносимые) на него, доводятся до сведения граждан средствами массовой информации.

      3. Комиссии референдума информируют граждан о своей работе по организации проведения референдума, об образовании участков для голосования, составе, месте нахождения и времени работы комиссий, о списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

      4. При проведении референдума могут присутствовать представители общественных объединений Республики, наблюдатели от иностранных государств и международных организаций, полномочия которых удостоверяются в установленном Центральной комиссией референдума порядке. Вмешательство представителей и наблюдателей в работу комиссий референдума не допускается.

      5. Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям, аккредитованным при комиссиях референдума, гарантируется доступ на мероприятия, связанные с проведением референдума.

      Статья 7. Агитация перед республиканским референдумом

      1. Гражданам, общественным объединениям Республики гарантируются право выражать свое мнение по вопросу (вопросам), вынесенному (вынесенным) на референдум, на собраниях, митингах, сходах граждан, в средствах массовой информации.

      2. Все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

      3. Не допускается агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.

      4. В предшествующий референдуму день и в день проведения референдума агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, плакаты, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.

      Статья 8. Обеспечение республиканского референдума

      1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, производятся исключительно за счет республиканского бюджета.

      2. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, независимо от формы собственности, предоставляют в распоряжение комиссий референдума помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для подготовки и проведения

      3. Запрещается какое бы ни было прямое или косвенное участие международных организаций и международных общественных объединений, иностранных государственных органов, юридических лиц и граждан, лиц без гражданства в финансировании и ином обеспечении мероприятий, cвязанных с референдумом.

      Статья 9. Законодательство о республиканском референдуме

      К законодательству о референдуме относятся:

      1) Конституция Республики Казахстан;

      2) Конституционный Закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», в части, не противоречащей настоящему Конституционному Закону;

      3) настоящий Конституционный закон;

      4) акты Центральной комиссии референдума, носящие нормативный характер.

      Глава II
      Назначение и подготовка республиканского референдума

      Статья 10. Право назначения республиканского референдума

      Право назначения референдума принадлежит Президенту Республики Казахстан.

      Статья 11. Инициатива о назначении республиканского референдума

      1. Инициатива назначения референдума принадлежит:

      1) Президенту Республики Казахстан;

      2) Парламенту Республики Казахстан, который обращается с инициативой о назначении референдума к Президенту Республики Казахстан. Выдвижение инициативы осуществляется Парламентом в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопроса вначале в Мажилисе, а затем в Сенате и оформляется соответствующими постановлениями Палат Парламента;

      3) Правительству Республики Казахстан, которое обращается с инициативой о назначении референдума к Президенту Республики Казахстан. Выдвижение инициативы осуществляется Правительством на своем заседании большинством голосов от общего числа его членов и оформляется соответствующим постановлением;

      4) не менее чем двумстам тысячам гражданам Республики, обладающих правом на участие в республиканском референдуме, в количественном отношении в равной мере представляющих все области, столицу Республики и города республиканского значения, которые обращаются с инициативой о назначении референдума к Президенту Республики.

      2. Предложения о назначении референдума по одному и тому же вопросу (одним и тем же вопросам) могут быть внесены и рассматриваются повторно Президентом Республики не ранее чем через два года после принятия предыдущего решения по указанному вопросу (указанным вопросам).

      Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 04.05.2008 N 30-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

      Статья 12. Образование инициативной группы по вопросу о назначении республиканского референдума

      1. Если с инициативой о проведении референдума выступают граждане, образуется инициативная группа референдума, в состав которой входит не менее чем по три представителя от каждой области, столицы Республики Казахстан и городов республиканского значения.

      2. Инициативная группа референдума образуется на собрании, на котором присутствуют граждане, имеющие право на участие в референдуме, но не менее чем по тридцать представителей от каждой области, столицы Республики Казахстан и городов республиканского значения.

      3. Не позднее чем за десять дней до проведения собрания его инициаторы должны письменно сообщить о времени, месте и цели собрания в местный исполнительный орган, на территории которого оно будет проводиться.

      4. Перед началом собрания проводится регистрация участников собрания, составляется список с обязательным указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и данных документа, удостоверяющего личность гражданина Республики Казахстан.

      5. Члены инициативной группы референдума избираются большинством голосов участников собрания. В списке инициативной группы указываются фамилия, имя, отчество и место жительства каждого члена группы. Вопрос, предлагаемый на референдум, должен быть сформулирован инициативной группой четко, с тем чтобы на него был возможен однозначный ответ.

      Статья 13. Регистрация инициативной группы референдума и вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) ею на референдум

      1. Инициативная группа референдума обращается в Центральную избирательную комиссию с просьбой зарегистрировать группу и вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) ею на референдум.

      2. Регистрация осуществляется при наличии следующих документов:

      1) заявления о регистрации группы и регистрации вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) ею на референдум;

      2) протокола собрания, на котором образована инициативная группа;

      3) списка членов инициативной группы.

      3. Инициативная группа и вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) ею на референдум, регистрируются Центральной избирательной комиссией в десятидневный срок со дня обращения за регистрацией. Информация об этом сообщается Центральной избирательной комиссией в средствах массовой информации.

      4. Инициативной группе референдума выдается свидетельство о регистрации группы и вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) ею на референдум, в течение пяти дней со дня регистрации. Форма свидетельства о регистрации утверждается Центральной избирательной комиссией.

      5. В регистрации может быть отказано в случаях нарушения требований настоящего Конституционного Закона. Отказ Центральной избирательной комиссии зарегистрировать инициативную группу и вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) ею на референдум, может быть обжалован в десятидневный срок в Верховный Суд Республики, который рассматривает жалобу в десятидневный срок со дня ее подачи. Решение Верховного Суда является окончательным.

      Статья 14. Порядок и сроки сбора подписей

      1. Сбор подписей граждан организуется инициативной группой референдума со дня получения свидетельства о регистрации группы и вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) ею на референдум, и осуществляется членами группы, обладающими правом на участие в республиканском референдуме.

      2. Выдача подписных листов инициативной группе референдума осуществляется Центральной избирательной комиссией одновременно с выдачей свидетельства о регистрации группы и вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) ею на референдум.

      3. В подписные листы включается формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой на референдум.

      4. Лицо, производящее сбор подписей, предъявляет копию свидетельства о регистрации инициативной группы и вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) ею на референдум. Каждый гражданин вправе подписать подписной лист только один раз. При этом гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Подпись гражданина дополняется указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего его личность, и даты подписания листа.

      5. Каждый заполненный подписной лист должен быть подписан лицом, осуществляющим сбор подписей.

      6. Подписные листы неустановленного образца, а также подписные листы, заполненные с нарушением иных требований настоящего Конституционного Закона, являются недействительными.

      7. В трехдневный срок по окончании сбора подписей заполненные подписные листы сдаются лицами, осуществляющими сбор подписей, в территориальную избирательную комиссию, которая в десятидневный срок проверяет достоверность подписей граждан на подписных листах с привлечением работников паспортных служб, оформляет соответствующий протокол и направляет его в Центральную избирательную комиссию.

      Статья 15. Ответственность за нарушение порядка сбора подписей

      1. В случае выявления недостоверных подписей, нарушений порядка сбора подписей и оформления подписных листов председатель территориальной избирательной комиссии вносит соответствующее представление в Центральную избирательную комиссию.

      2. Центральная избирательная комиссия в месячный срок со дня внесения представления может принять решение о прекращении деятельности членов инициативной группы, допустивших нарушения, о признании недействительными подписных листов, в которых обнаружены нарушения требований настоящего Конституционного Закона.

      3. Переизбрание членов инициативной группы, в отношении которых вынесено решение о прекращении их деятельности, в период подготовки и проведения данного референдума не допускается.

      4. В случае повторного нарушения порядка сбора подписей и оформления подписных листов инициативной группой Центральная избирательная комиссия может принять решение о прекращении деятельности инициативной группы референдума и отзыва свидетельства о ее регистрации.

      Статья 16. Направление подписных листов и итогового протокола по результатам сбора подписей

      1. Заполненные и прошедшие проверку в соответствующей территориальной избирательной комиссии подписные листы направляются лицами, осуществлявшими сбор подписей, в инициативную группу референдума. Инициативная группа составляет сводные данные об итогах сбора подписей и не позднее десяти дней со дня завершения сбора подписей направляет заполненные подписные листы и сводные данные в Центральную избирательную комиссию.

      2. Центральная избирательная комиссия, при соответствии представленных подписных листов требованиям настоящего Конституционного Закона, заносит результаты сбора подписей в итоговый протокол. Предложение о проведении референдума вместе с итоговым протоколом о результатах сбора подписей направляются Президенту Республики Казахстан в течение одного месяца со дня получения документов от инициативной группы референдума.

      3. Порядок и сроки хранения подписных листов и итоговых протоколов по результатам сбора подписей определяются Центральной избирательной комиссией.

      Статья 17. Принятие Президентом Республики Казахстан решения по инициативе о назначении республиканского референдума

      Президент Республики по инициативе Парламента, Правительства или граждан Республики о назначении референдума принимает одно из следующих решений:

      1) о назначении референдума;

      2) о необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционного закона, закона или иного решения по вопросу (вопросам), предлагаемому (предлагаемым) в качестве предмета референдума, без его проведения;

      3) об отклонении инициативы о назначении референдума.

      1-1. Если Президент Республики отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством, не менее четырех пятых, голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком случае Президент Республики подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум.

      Сноска. Статья 17 дополнена пунктом 1-1 — Конституционным законом РК от 06.05.1999 N 376.

      Статья 18. Решение о назначении республиканского референдума

      1. Решение о назначении референдума выносится Президентом Республики путем издания соответствующего Указа, в котором устанавливаются:

      1) дата проведения референдума;

      2) формулировка выносимого (выносимых) на него вопроса (вопросов);

      3) решаются иные вопросы, связанные с проведением референдума.

      2. Президент Республики с согласия инициаторов референдума до его проведения вправе уточнить формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум, для более точного выражения волеизъявления его инициаторов.

      3. Указ Президента Республики о назначении референдума, тексты проектов Конституции, конституционного закона, закона, внесения в них изменений и дополнений публикуются в средствах массовой информации.

      Статья 19. Срок проведения республиканского референдума

      Референдум проводится в срок не ранее одного и не позднее трех месяцев со дня принятия решения о его назначении. В исключительных случаях Президентом Республики могут быть установлены иные сроки проведения референдума.

      Статья 20. Комиссии республиканского референдума

      1. Подготовку и проведение референдума осуществляют:

      1) Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, выполняющая функции Центральной комиссии референдума;

      2) территориальные избирательные комиссии Республики Казахстан, выполняющие функции территориальных комиссий референдума;

      3) участковые избирательные комиссии, выполняющие функции участковых комиссий референдума.

      2. Исключен Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
      Сноска. Статья 20 с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      Статья 21. Полномочия Центральной комиссии референдума

      1. Центральная комиссия референдума:

      1) осуществляет на всей территории Республики контроль за исполнением законодательства о референдуме, обеспечивает его единообразное применение; принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные на всей территории республики;

      2) организует подготовку и проведение референдума;

      3) составляет и представляет Правительству Республики проект сметы расходов на организацию и проведение референдума;

      4) осуществляет руководство комиссиями референдума, отменяет и приостанавливает их решения; распределяет среди них средства на организацию и проведение референдума;

      5) контролирует состояние материально-технического обеспечения комиссий референдума;

      6) рассматривает заявления и жалобы о нарушениях законодательства о референдуме;

      7) устанавливает формы и тексты бюллетеней для голосования, списков избирателей, подписных листов, иных документов, необходимых для проведения референдума; время голосования; порядок хранения документов референдума;

      8) вправе заслушивать отчеты комиссии референдума, государственных органов и их должностных лиц по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, а также информации органов общественных объединений по вопросам соблюдения законодательства о выборах;

      9) информирует граждан о ходе подготовки референдума;

      10) подводит итоги референдума в целом по Республике, обеспечивает передачу сообщения об этом в средствах массовой информации;

      11) осуществляет регистрацию инициативной группы референдума и вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) ею на референдум, и размещает официальное сообщение об этом в средствах массовой информации;

      12) утверждает форму свидетельства о регистрации инициативной группы референдума;

      13) осуществляет выдачу свидетельства о регистрации инициативной группы референдума одновременно с выдачей подписных листов;

      14) принимает решение о прекращении деятельности членов инициативной группы, деятельности инициативной группы и об отзыве свидетельства о ее регистрации в случаях, предусмотренных настоящим Конституционным законом;

      15) признает проведение референдума на отдельных участках (административно-территориальных единицах) недействительным в случаях, предусмотренных настоящим Конституционным законом.

      2. Заседания Центральной комиссии референдума правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа ее членов.

      3. Центральная комиссия референдума принимает свои решения большинством голосов от общего числа ее членов.

      Сноска. В статью 21 внесены изменения — Конституционным Законом РК от 24 ноябpя 2004 г. N 604 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

      Статья 22. Полномочия территориальных комиссий референдума

      1. Территориальные комиссии референдума:

      2) осуществляют на территории соответствующих административно-территориальных единиц контроль за исполнением законодательства о референдуме;

      3) организуют деятельность участковых комиссий, распределяют среди них средства, выделенные для проведения референдума;

      4) контролируют состояние материально-технического обеспечения участковых комиссий референдума;

      5) рассматривают заявления и жалобы о нарушениях законодательства о референдуме;

      6) вправе заслушивать отчеты участковых комиссий референдума, местных государственных органов и их должностных лиц по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, а также информации органов общественных объединений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;

      7) получают от участковых комиссий референдума протоколы о результатах голосования, подводят результаты референдума на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

      8) производят проверку подписных листов инициативной группы референдума на соответствие требованиям, установленным настоящим Конституционным законом.

      2. Заседания территориальных комиссий референдума правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа их членов.

      3. Территориальные комиссии референдума принимают свои решения большинством голосов от общего числа их членов.

      Сноска. Статья 22 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 24.11.2004 N 604 (вводится в действие с 01.01.2005); от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      Статья 23. Полномочия участковых комиссий референдума

      1. Участковые комиссии референдума:

      1) исключен Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования);

      2) знакомят граждан со списками граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме, рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках, решают вопросы о внесении в них соответствующих изменений;

      3) оповещают граждан о дне, времени, месте и порядке голосования;

      4) готовят помещения и обеспечивают изготовление кабин и урн для голосования;

      5) организуют голосование на участке в день проведения референдума;

      6) проводят подсчет голосов и определяют результаты голосования на участке;

      7) рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования на участке и принимают по ним решения;

      8) принимают решения о признании бюллетеней недействительными.

      2. Заседания участковых комиссий референдума правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа их членов.

      3. Участковые комиссии референдума принимают свои решения большинством голосов от общего числа их членов, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Конституционным Законом для принятия решения необходимо большинство в две трети голосов от общего числа членов комиссии.

      Сноска. Статья 23 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 24.11.2004 N 604 (вводится в действие с 01.01.2005); от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      Статья 24. Обеспечение условий деятельности комиссий референдума

      1. Решения комиссий референдума, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, а также их должностными лицами на соответствующей территории.

      2. Председатель, заместитель председателя, секретарь или член комиссии референдума по решению комиссии могут освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.

      3. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также их должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума в осуществлении ими своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы, оказывать иную помощь.

      Глава III
      Порядок проведения республиканского референдума

      Статья 25. Списки граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме

      Составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, включение в них граждан, обжалование ими фактов невключения в список, неправильного включения в список или исключения из списка, допущенных в нем неточностей, а также обеспечение права на участие в референдуме граждан при перемене места их пребывания осуществляются в соответствии с правилами, установленными Конституционным Законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».

      Статья 26. Оповещение о времени и месте голосования при проведении республиканского референдума

      1. О времени и месте голосования участковая комиссия референдума оповещает граждан не менее чем за десять дней до дня голосования.

      2. В помещении для голосования должен быть вывешен на видном месте тексты вопроса, вынесенного на референдум, проектов Конституции, конституционного закона, закона, внесения в них изменений и дополнений.

      Статья 27. Бюллетень для голосования при проведении республиканского референдума

      1. В бюллетене для голосования приводится формулировка каждого вынесенного вопроса и варианты ответа голосующего.

      2. В случае, если на референдум вынесено сразу несколько вопросов, то бюллетени для голосования, используемые для каждого из них, должны различаться по цвету.

      3. Бюллетени для голосования печатаются на казахском языке и русском языке, а также на языке большинства населения, компактно проживающего на территории соответствующей административно- территориальной единицы.

      4. Порядок изготовления бюллетеней для голосования определяется Центральной комиссией референдума.

      5. Участковые комиссии референдума обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее чем за семь дней до его проведения.

      Статья 28. Недействительные бюллетени при подведении итогов республиканского референдума

      1. Недействительными бюллетенями при подведении итогов референдума признаются бюллетени:

      1) неустановленного образца;

      2) в которых отсутствует подпись члена участковой комиссии референдума;

      3) в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответов на вопрос, вынесенный на референдум;

      4) в которых невозможно определить волеизъявление голосовавших на референдуме.

      2. Признаются действительными, однако не учитываются при подсчете голосов бюллетени, в которых вычеркнуты все варианты ответов на вопрос, вынесенный на референдум.

      3. При возникновении разногласия по поводу признания недействительными бюллетеней при подведении результатов референдума вопрос разрешается участковой комиссией референдума путем голосования. При этом решение принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов комиссии.

      Сноска. В статью 28 внесены изменения — Конституционным Законом РК от 24 ноябpя 2004 г. N 604 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

      Статья 29. Голосование при проведении республиканского референдума

      Время, место, организация и порядок проведения голосования на референдуме определяются в соответствии с правилами, установленными Конституционным Законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».

      Статья 30. Подсчет голосов и определение результатов республиканского референдума

      1. При подсчете голосов участковой комиссией референдума устанавливается:

      1) общее число граждан на участке, имеющих право на участие в республиканском референдуме;

      2) число граждан, получивших бюллетени;

      3) общее число граждан, принявших участие в голосовании;

      4) число голосов, поданных за положительное решение каждого вопроса, и число голосов, поданных за отрицательное решение каждого вопроса;

      5) число бюллетеней, признанных недействительными;

      6) число бюллетеней, признанных действительными, но не учитываемых при подсчете голосов.

      2. Иные вопросы, связанные с подсчетом голосов на участке, определением результатов голосования в административно- территориальной единице, решаются в соответствии с правилами, установленными Конституционным Законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», в части, не противоречащей настоящему Конституционному Закону.

      Статья 31. Подведение итогов республиканского референдума

      1. Центральная комиссия референдума на основании представленных протоколов о результатах голосования устанавливает:

      1) общее число граждан Республики Казахстан, имеющих право участвовать в референдуме;

      2) число граждан, принявших участие в голосовании;

      3) число граждан, проголосовавших за положительное решение вопроса, вынесенного на референдум, проголосовавших за отрицательное решение вопроса, вынесенного на референдум, и число бюллетеней, признанных недействительными, отдельно по каждому вопросу, поставленному на голосование.

      2. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

      3. Решение по вопросу, вынесенному на референдум, считается принятым, если в результате голосования за его положительное решение проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

      Изменения и дополнения в Конституцию, вынесенные на республиканский референдум, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании, не менее чем в двух третях областей, городов республиканского значения и столицы.

      4. Итоги голосования подводятся на заседании Центральной комиссии референдума, оформляются протоколом, подписываются Председателем, заместителем Председателя, секретарем и членами Центральной комиссии референдума и утверждаются постановлением.

      5. Центральная комиссия референдума при подведении итогов референдума может признать его проведение на отдельных участках (административно-территориальных единицах) недействительным, если в ходе референдума, или при подсчете голосов либо определении результатов голосования имели место нарушения настоящего Конституционного Закона и Конституционного Закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».

      Сноска. Статья 31 с изменениями, внесенными Конституционным Законом РК от 04.05.2008 N 30-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

      Статья 32. Рассмотрение Конституционным Советом Республики вопроса о правильности проведения республиканского референдума

      1. По обращению Президента Республики, председателей Палат Парламента, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра Конституционный Совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения республиканского референдума. В этом случае подведение итогов республиканского референдума приостанавливается на период рассмотрения обращения.

      2. Центральная комиссия референдума в случае возникновения спора о правильности проведения республиканского референдума передает материалы, связанные с подготовкой и проведением референдума, в Конституционный Совет.

      3. Конституционный Совет в случае нарушения Конституции вправе признать референдум не соответствующим Конституции Республики. В этом случае Центральная комиссия референдума принимает решение о признании недействительными результатов референдума на тех участках (административно-территориальных единицах), где референдум был признан не соответствующим Конституции, и проведении в течение одного месяца повторного голосования на этих участках (административно- территориальных единицах).

      4. Результаты республиканского референдума, признанного не соответствующим Конституции, решением Центральной комиссии референдума на соответствующих участках голосования (административно- территориальных единицах) признаются недействительными. Признание проведенного референдума соответствующим Конституции влечет возобновление подведения итогов референдума.

      Статья 33. Опубликование итогов республиканского референдума

      Официальное сообщение Центральной комиссии референдума об итогах референдума публикуется в средствах массовой информации не позднее чем в семидневный срок со дня проведения голосования.

      Глава IV
      Заключительные положения

      Статья 34. Вступление в силу решений, принятых республиканским референдумом

      Принятые на референдуме Конституция, конституционные законы, законы, изменения и дополнения в них, решения по иным вопросам, вынесенным на референдум, вступают в силу со дня опубликования официального сообщения об итогах референдума, если в самой Конституции, конституционном законе, законе, изменениях и дополнениях в них, в решении, принятом на референдуме, не установлен другой срок.

      Статья 35. Юридическая сила и обязательность решений, принятых республиканским референдумом

      1. Решение, принятое референдумом, имеет обязательную силу на всей территории Республики Казахстан и не нуждается в каком-либо подтверждении актами Президента или органов государственной власти Республики.

      2. Несоответствия между решением, принятым референдумом, и Конституцией, конституционными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики устраняются путем приведения Конституции, конституционных законов, законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с решением, принятым референдумом.

      Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства о республиканском референдуме

      1. Воспрепятствование в какой бы то ни было форме свободному осуществлению гражданином Республики своего права на участие в референдуме, ведению агитации по вопросу (вопросам), вынесенному (вынесенным) на него, подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушение тайны голосования или иное нарушение законодательства о республиканском референдуме влекут ответственность в установленном законом порядке.

      2. Действия государственных органов и должностных лиц по вопросам организации и проведения референдума могут быть обжалованы в суд.

      Статья 37. Порядок вступления в силу настоящего Конституционного Закона

      Настоящий Конституционный Закон вступает в силу со дня опубликования.

      Смотрите так же:

      • Приказ о стимулировании в доу Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от 25 марта 2013 г. № 35 Об утверждении Положения об оплате труда руководителей муниципальных дошкольных образовательных учреждений и […]
      • Как узнать передали ли долг коллекторам Как узнать куда передан долг из банка? брала кредитную карту в 2007 году на 50 т.р,выплачивала не регулярно! потом оплатила 110 т.р оставалась оплатить 7 тысяч(я про это не знала) накопилось на 24.03.2014 235 тысяч! я готова по немногу выплачивать,но вопрос […]
      • Приказ 1367 минобрнауки рф Приказ 1367 минобрнауки рф © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ […]
      • Заместитель прокурора тула Бывший первый заместитель прокурора Тульской области Денис Попов стал новым прокурором Республики Дагестан Генпрокурор России Юрий Чайка 10 февраля в Махачкале представил коллективу прокуратуры и руководству республики нового прокурора Дагестана – […]
      • 250 приказ фсин Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 10 июня 2009 г. N 250 "О дополнительном материальном стимулировании работников уголовно-исполнительной системы" Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 10 июня 2009 г. N 250"О дополнительном […]
      • Закон о министерство образования и науки рф Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ кафедра "Пожарная и промышленная безопасность" О […]
      • Пляжной волейбол правила Правила игры пляжного волейбола Как и любая другая игра, пляжный волейбол имеет свои четко прописанные правила, с помощью которых и возможно справедливое судейство результатов состязаний по пляжному волейболу. Однако прежде чем высветлить главные правила […]
      • Опубликование законов в газете Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ […]